Задержка речевого развития у детей 1, 2, 3, 4 лет: причины и коррекция нарушений

Задержка речевого развития у детей: проявления и коррекция

Начиная с рождения ребенок издает различные звуки. По мере его роста и развития они превращаются в слоги, постепенно переходя в осмысленные слова и фразы. Скорость, с которой это происходит, у каждого малыша своя. Но есть и определенные нормы.

Серьезное отставание от них может дать повод для беспокойства: возможно, у ребенка задержка речевого развития.

Родителям нужно знать сущность и проявления данного отклонения, ведь от того, насколько своевременно оно обнаружится, напрямую будет зависеть и эффективность лечения.

Почему возникает нарушение

Задержка речевого развития (ЗРР) выявляется в среднем у 5-10 % малышей до 3 лет, причем у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Опасность заболевания в том, что оно способно негативно повлиять на психическое развитие ребенка: его память, воображение, мышление и установление межличностных связей.

Когда обнаружено, что отставание в речевых и психических процессах у малышей наблюдаются одновременно, медики используют термин ЗПР – задержка психоречевого развития.

Обратите внимание

Причины возникновения расстройства можно условно подразделить на физиологические (связанные со здоровьем ребенка) и социальные (особенности его окружения, семейного воспитания и т. п.).

К физиологическим  факторам формирования ЗРР чаще всего относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • нарушения остроты слуха и зрения;
  • недоразвитие органов артикуляции (языка, губ, мягкого неба);
  • различные патологии головного мозга;
  • внутриутробные и родовые инфекции или травмы;
  • высокое внутричерепное давление;
  • осложнения после некорректного проведения вакцинаций и др.

Кроме того, на развитие речевого отставания у ребенка могут повлиять курение или употребление алкоголя мамой во время беременности, а также такие заболевания, как синдром Дауна или ДЦП.

К социальным факторам формирования ЗРР у детей относятся:

  • невнятная речь людей, окружающих малыша;
  • недостаточное внимание к ребенку, когда с ним мало общаются и разговаривают;
  • частые стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • недостаточная мотивация к развитию речи со стороны родителей, чрезмерная опека;
  • постоянный поток «взрослой» информации, которую ребенок не в состоянии воспринимать и осмысливать.

Иногда развитие ЗРР связано с проживанием в семье, где говорят на разных языках одновременно. Вышеперечисленные причины являются самыми частыми и явными, но примерно в трети случаев установить, почему у ребенка сформировалось данное расстройство, так и не удается.

Нормы развития речи

Чтобы понять, как проявляются задержки в развитии речи у малышей до 3 лет, обратимся к общепринятым возрастным нормам.

  1. Этап гуления. В 2-4 месяца малыш реагирует на обращение взрослых: улыбается, агукает. Начинает издавать отдельные гласные звуки, плавно переходящие из одного в другой.
  2. Этап лепета. В 5-8 месяцев к гласным звукам добавляются согласные, получаются определенные слоги. Затем лепет совершенствуется, малыш ведет своеобразный диалог со взрослыми, прислушиваясь к ним. В этот период многие дети могут использовать слоги, чтобы, например, попросить что-нибудь.
  3. Этап первых слов. К 9-10 месяцам у девочек и к 11-12 у мальчиков сочетания звуков начинают складываться в первые слова: ма-ма, ба-ба, ня-ня и т. п. Они могут звучать слегка искаженно, тем не менее, это уже попытка речи.
  4. В норме ребенок в год произносит около 10 слов (это его активный словарь) и понимает около 200 слов (пассивный словарь). До некоторого времени второй намного больше первого, но около 1,5–1,8 месяца наступает период, когда слова из пассивного словаря начинают быстро входить в активный. У некоторых малышей это время задерживается до 2 лет и чуть больше: ребенок все понимает, но почти не говорит. Это входит в рамки нормы. У таких детей всплеск активной речи часто случается внезапно. Впоследствии они не только догоняют, но часто и перегоняют своих ровесников, заговоривших раньше.

Специалисты считают, что переход к фразовой речи становится возможным, когда в активном словаре малыша насчитывается около 40-60 слов.

  • В 1,5–2 года ребенок произносит первые простые предложения (как правило, из двух слов). Например: «Хочу мишку!».
  • В 2,5 года они становятся более сложными и развернутыми, из 3-4 слов. Например: «Не буду, плохая каша!». Активный словарь подрастает до 50-100 слов.
  • С 3 до 4 лет у детей, как правило, формируется связная речь. Помимо самых простых слов, они пользуются местоимениями, наречиями, прилагательными, умеют изменять слова по числам и родам. Словарный багаж составляет до 800 слов в 3 года и до 1500 – к 4 годам.

Это общепринятые, усредненные нормы. Специалисты считают нормальным речевые отставания на 2-3 месяца у девочек и на 4-5 месяцев – у мальчиков.

Как проявляются отклонения

На разных возрастных этапах могут наблюдаться следующие симптомы ЗРР.

  • В возрасте до года малыш слабо гулит, почти не лепечет, плохо реагирует на речь взрослых, обращенную к нему.
  • В 1,5-2 года почти не делает попыток повторять чужие слова, не способен выполнить простую просьбу, высказанную в словесной форме.
  • В 2 года в речи ребенка полностью отсутствуют самостоятельные слова.
  • В 2,5-3 года он не может соединять слова даже в самые простые фразы.
  • В 3 года и старше – отсутствие собственной, индивидуальной речи, неумение взаимодействовать со сверстниками, неспособность отвечать на простые вопросы и т. п.

Дать точную оценку тому, является ли такое поведение личностной особенностью малыша или это признак ЗРР, может только врач.

Совет

Если ребенок разговаривает только заученными словами (например, фразами близких людей, либо героев книжек и мультиков), вместо речи предпочитает обходиться мимикой и жестами – это серьезный повод показать его специалисту.

Как проводится диагностика

Диагностические мероприятия сводятся к выявлению этиологии нарушения речи. Они требуют комплексного подхода, включающего в себя:

  • изучение истории болезни маленького пациента и его родственников (с целью выявления наследственного фактора);
  • проверку остроты слуха и зрения;
  • тестирование психомоторного развития (особенно лицевых мышц);
  • детальный опрос родителей (время появления первых признаков задержки, обстановка в семье и т. п.).

Таким образом, по направлению педиатра ребенок должен пройти консультацию следующих врачей-специалистов:

  • отоларинголога;
  • окулиста;
  • детского невролога;
  • логопеда;
  • детского психиатра или психолога.

В качестве дополнительных диагностических методов могут назначаться инструментальные обследования:

  • МРТ;
  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • сканирование головных артерий.

Задержка речевого развития предполагает отличие подобного нарушения от других заболеваний с частично сходной симптоматикой: тугоухости, олигофрении, отита или аденоидов, аутизма и др. Следует также исключить ОНР (общее недоразвитие речи у детей с нормальным интеллектом и ненарушенным слухом). Для этого и проводится столь разносторонняя диагностика.

Выделяется несколько разновидностей расстройства.

  • Логопедическая задержка. Для нее характерны нечеткое произношение лишь некоторых букв или слов, трудности с самостоятельным построением предложения.
  • Темповая (или общая) задержка. Она затрагивает все компоненты речи, от звуков и словарного запаса до связности речи.

Какой бы ни была разновидность, расстройство в той или иной степени неизбежно влияет на развитие психики ребенка. Поэтому, как правило, при наличии большинства симптомов речь идет о задержке психоречевого развития.

Существует несколько периодов, которые медики считают критическими, так как в это время влияние патологических факторов может быть наиболее опасным.

  1. От 1 года до 2 лет. На этом этапе может развиться не только ЗРР, но и алалия (полное отсутствие речевой активности).
  2. В 3 года на фоне основной симптоматики возможно возникновение заикания и мутизма (нежелания вступать в словесный контакт).
  3. От 6 до 7 лет. Помимо прочих симптомов, могут наступать органические поражения мозга. Например, детская афазия, при которой теряется ранее присутствовавшая речь.

Совет

По данным, собранным сайтом TheRebenok.ru, симптомы ЗПР у детей успешно поддаются комплексному лечению. Поэтому не стоит списывать явные признаки нарушения на индивидуальность ребенка, лучше своевременно обратиться к врачу.

Коррекция расстройства

Сущность и объем коррекции нарушения зависят от выявленных в ходе диагностики факторов, ставших причиной отставания в формировании речевых навыков.

Если в основном это причины социально-педагогического характера, главным образом потребуется два условия.

  • Создание благоприятной речевой среды. Сюда входят мотивация ребенка к произношению слов и фраз, демонстрация культуры речи на личном примере, проговаривание вместе с малышом всех его действий и т. п.
  • Занятия с логопедом или дефектологом с использованием наглядных, практических и технических средств реабилитации, игровых упражнений и др.

Если в основе лежит дисфункция мозга, помимо вышеупомянутых мероприятий, подключаются другие методы.

  • Медикаментозная терапия. Могут быть назначены средства, стимулирующие мозговое кровообращение и высшие функции мозга (память, рассудок, сознание). К ним относятся «Ноотропил», «Когитум», «Актовегин» и другие препараты, назначаемые строго врачом. Самолечение при ЗРР категорически исключено.
  • Магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Эти процедуры выборочно воздействуют на определенные зоны головного мозга, отвечающие за дикцию, речевую активность, умственные способности. Проводятся только по назначению врача, так как имеют противопоказания.
  • Специальный логопедический массаж определенных участков лицевых мышц, ушей и рук, проводимый специалистом. По индивидуальным показаниям может быть назначен зондовый массаж Новиковой и некоторые другие методики.

В определенных случаях врачи рекомендуют занятия в дельфинарии или на ипподроме. Они не только нравятся детям, но и оказывают выраженный положительный эффект.

Комплекс этих методик позволяет активизировать произношение, развить зрительное и слуховое внимание, умственные возможности, улучшить дикцию и увеличить словарный запас. Результатом станет развитие связной речи.

Важно!

Домашние занятия с ребенком, которые назначит специалист, должны носить постоянный характер.

Положительное действие оказывают занятия и игры, помогающие развитию мелкой моторики:

  • мозаика и пазлы;
  • рисование;
  • лепка из глины и пластилина;
  • аппликация и др.

Кроме того, полезны дидактические игры (логопедическое лото и др.), различного рода звуковые подражания.

Возможные осложнения

Существует много мифов о том, что задержка речевого развития – надуманный диагноз и расстройство может пройти само, все зависит от индивидуальности ребенка. На самом деле игнорирование явных признаков и несвоевременное обращение за врачебной помощью может привести к развитию таких осложнений, как:

  • отставание (иногда достаточно серьезное) от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение симптоматики с течением времени;
  • трудности, возникающие при общении со сверстниками.

Последнее часто создает большие проблемы при посещении детского сада. Ребенок получает психологическую травму, понимая, что он отличается от других.

Многие дети вообще перестают стремиться к общению, закрываясь в себе.

Поэтому когда приходит возраст для поступления в школу, часто встает вопрос о специальном (вспомогательном) заведении, так как в обычной школе у ребенка непременно возникнут трудности при обучении.

Профилактика расстройства

Профилактика проблем с речевым и психическим развитием малыша начинается во время благоприятного течения беременности, родов и послеродового периода. Маме следует отказаться от вредных привычек, побольше разговаривать с малышом, включать ему мелодичную красивую музыку, петь песни, читать сказки и стихи.

Проходя все необходимые в связи со здоровьем ребенка обследования, нужно не забывать о проверке остроты его зрения и слуха. Лучше, если игрушки, с которыми играет малыш, будут иметь не только развлекательную, но и развивающую направленность. А информацию, не относящуюся к зоне актуального развития ребенка (телевизор, «непонятные» взрослые разговоры и новости) следует ограничить.

Совет

В возрасте 2 лет, даже если никаких отклонений не наблюдается, полезно посетить в профилактических целях врача-логопеда.

Важно

Важно обеспечить здоровые, адекватные семейные отношения. Взрослым следует соблюдать речевую культуру, начинать с себя. Родителям нужно побольше общаться с ребенком, проявлять интерес к его внутреннему миру.

Замечено, что малыши, растущие в атмосфере любви и внимания, редко страдают ЗРР. Эффективность коррекционных мероприятий также зависит от совместных усилий врачей, педагогов и родителей.

Только их слаженными действиями возможно достижение положительного результата.

Общеизвестно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. К детскому отставанию в речевом развитии это относится в большой степени.

Чем раньше будут начаты лечебные и развивающие занятия, тем больше шансов на скорейшее достижение успеха.

Как правило, при устранении сопутствующих факторов и правильно организованной коррекции дети с ЗРР уже в младшем школьном возрасте догоняют своих сверстников.

Источник: http://TheRebenok.ru/razvitie/rechevoe/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Коррекция задержки развития у четырёхлетних малышей

Последнее обновление статьи: 13.09.2018

С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.

Когда следует обращаться к врачу?

Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников.

Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена «ма», «па», «дай».

В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.

Совет

Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.

Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:

  • произносит непонятные слова;
  • плохо понимает, что говорят взрослые;
  • разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
  • не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
  • не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.

Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга.

  Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога.

Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.

Читайте также:  Маниакальный синдром (мания): причины, симптомы, тест на маниакальность, лечение

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:

1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.

2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:

  • 1,5- 2 месяца — гуление;
  • с 5-6 месяцев — лепет;
  • с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
  • с 9-12 месяцев — появление первых слов.

Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).

3.  этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.

4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.

Обратите внимание

5.  этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.

6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.

В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.

Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:

  1. Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
  2. Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
  3. Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
  4. Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
  5. Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
  6. Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
  7. Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
  8. Тяжёлые психологические травмы.
  9. Употребление матерью алкоголя при беременности.

Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:

    1. Врождённые аномалии центральной нервной системы.
    2. острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
  1. Эпилепсия.
  2. Гидроцефалия (водянка мозга).
  3. ДЦП.
  4. Высокое внутричерепное давление.
  5. Опухоль головного мозга.

Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.

Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?

С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.

Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.

Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).

Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.

Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога.

Важно

Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты.

Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам,  Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.

Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:

  • магнитотерапию;
  • массаж;
  • электрорефлексотерапию.

Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Роль родителей в лечении проблем развития речи

Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает.

Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности.

В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.

Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.

На развитие речи положительно влияют следующие занятия:

  1. Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
  2. Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
  3. Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
  4. Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
  5. Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.

Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем.

Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами.

Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-sluxa-i-rechi-deti-doshkolnogo-vozrasta/lechenie-zaderzhki-razvitiya-u-chetyryoxletnix-malyshej.html

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет: симптомы, диагностика, лечение, коррекционные занятия

Задержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Этапы развития речевых навыков

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития: ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”.
  • Алалия – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха.

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
    Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
    1 штуку – с 7 до 10 лет.
    2 штуки – с 10 до 18.
    3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
    Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.

Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.

Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.

Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.

Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.

Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.

Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.

Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики.

Используйте игровые пособия, которые рекомендует логопед Наталья Кулакова:

Полезные советы для родителей

Простые рекомендации для узнавания и запоминания новых слов будут действенными как при исправлении дефектов, так и для их профилактики:

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней – обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya

Задержка речевого развития у ребенка — 7 ошибок родителей

Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется.

Читайте также:  Причины, симптомы, лечение и профилактика кардионевроза (сердца)

Но когда родители спрашивают меня «А в чем по вашему мнению причина нарушений развития речи?», я ищу ответ на другой вопрос — «что же мешает ребенку заговорить?».

И несмотря на схожесть этих вопросов, они подразумевают разные ответы и совершенно разные сценарии действий.

Содержание статьи

Задержки речевого развития у ребенка — основные причины

Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):

Органические:

  • генетические нарушения;
  • особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
  • особенности родов.

Функциональные:

  • функциональная незрелость нервной системы;
  • особенности соматического здоровья ребенка;
  • заболевания ребенка в раннем возрасте.

Психо-неврологические:

  • особенности работы сенсорных систем;
  • особенности работы психических функций;
  • неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы

Социально — психологические:

  • особенности семейной ситуации развития;
  • стрессовые ситуации, психологические травмы;
  • отсутствие родителей.

В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.

К сожалению, медицина не всегда в состоянии  диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.

Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:

Медицинское

  • Обследование
  • Диагноз
  • План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
  • Контроль динамики

Психолого — педагогическое

  • Обследование
  • План работы с ребенком
  • Ежедневные занятия
  • Контроль динамики

Очень часто на практике  эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.

Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.

Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:

Контакт:

  • с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
  • с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
  • сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново

Пониманием речи

  • трудности с выполнением просьб;
  • трудности с фонематическим анализом;
  • трудности с лексико-грамматическим строем речи.

Активная речь

Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком. Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.

То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.

Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».

Совет

Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).

А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).

Краткий итог первой части:

  • чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
  • можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
  • важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
  • составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
  • ежедневно заниматься со своим ребенком;
  • корректировать план работ по его успехам.

7 ошибок родителей, препятствующих развитию речи

Но если все так просто, и отсутствие диагноза не препятствие для начал работы с ребенком то, почему немногие родители используют эту возможность?

Существует множество причин, почему ситуация складывается таким образом. Давайте вместе попробуем разобрать наиболее часто встречающиеся причины и подумаем, как их можно было бы устранить.

Часто родители,чей ребенок не говорит, или говорит хуже сверстников, задаются вопросом –   все ли в порядке с моим ребенком? Не отстает ли он в развитии?

Определить это не сложно и любой родитель при помощи наших советов может сказать – есть ли проблемы у ребенка или нет? Как это сделать напишу ниже.

А пока предлагаю рассмотреть 7 наиболее распространенных ошибок родителей, у детей которых есть сложности развития речи и социальных навыков общения:

Ошибка 1. Смотреть на мир сквозь розовые очки

«У нас нет проблем, с ребенком все в порядке»

Принять мысль о том, что с моим любимым чадом что-то не так, порой бывает непросто. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, поскольку природой заложена безусловная любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности.

Ребенок может говорить не понятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё списывают на его сложный характер, или отсутствие настроения или другие внешние причины.

Как исправить– будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Время – самый важный, и невосстановимый ресурс.

Ошибка 2. Немного подождем

«Есть проблемы с ребенком, но надо подождать. У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло»

Почему родители предпочитают подождать? Потому что проблемы с развитием ребенком это всегда стресс. Инстинктивно родители откладывают принятие решения – а вдруг все обойдется, а вдруг он еще догонит… Чтобы прямо сейчас начать действовать, это же надо столько изменить в своей жизни!

По-человечески это понятно и близко. Так сложно поверить, что момент, когда надо действовать уже наступил. Хочется, чтобы все-таки обошлось, чтобы не коснулось, не с моим ребенком…

Сложность ситуации еще и в том, что проблемы не носят острый характер, все родные и сами родители уже как-то привыкли к этим странностям своего чада. Для них он понятный, свой, родной. Вдруг само пройдет, у тех же прошло…

Обратите внимание

Наверное, есть случаи, когда само проходит. Но я предпочитаю действовать наверняка. Я точно знаю, если работать над решением проблемы методично и целенаправленно, то она решится быстрее, чем если ждать, когда само пройдет. Ведь может само и не пройти…а время уходит…

Как исправить – не стесняться сходить на консультацию к специалисту, лучше к нескольким. Работать над проблемой, не ждать, когда само решится.

Ошибка 3. Сравнивать детей

«Все дети разные, кто-то развивается чуть раньше, кто-то чуть позже»

Это действительно так, и нельзя всех детей мерить одним аршином. Кто-то маленький, кто-то большой. Кто-то веселый, кто-то грустный. Один живчик, другой спокойный.

Все дети разные, у каждого свой характер. Но даже у самого широкого допуска на индивидуальные различия есть пределы.Эти пределы понятные, простые и четкие. Если ребенок выходит за эти рамки, то родителям необходимо помогать своему ребенку, больше чем обычно.

Как исправить–если вы видите отставание в развитии своего ребенка, приложите усилия, помогите ему. Займитесь его развитием, тем более, что существует огромное количество материалов и методик, для развития в игровой форме. Играйте с ребенком больше и чаще. Играйте в интересные и полезные игры.

Ошибка 4. Искать «нужные» слова

«Этот специалист ничего не понимает»

Часто услышав мнение от одного специалиста, родители им пренебрегают, при этом продолжают игнорировать нарастающий ком проблем. Причины могут быть разными – специалист не понравился по субъективным причинам.

Или сами родители не готовы принять правду. Или родители не придают значение тем тонким сигналам, которые им подает их ребенок. Считая, что все в порядке, а специалист перестраховывается.

Как исправить – сходить к нескольким спецам. Если 3-4 специалиста вам скажут – да, у вас проблемы, ими надо заниматься. Может ими действительно стоит заниматься.

Ошибка 5. Опираться в занятиях по развитию речи только на диагноз ребенка

«Какой у нас диагноз?»

В силу своей неинформированности иногда родители занимаются только исследованиями и уточнениями диагноза. Они ждут точного диагноза, чтобы на его основе начать работу с дефектологом. Или сразу после постановки диагноза опускают руки и никак не работают с ребенком в психологической сфере, а только в медицинской.

Хотя нарушения в развитии ребенка могут быть следствием огромного ряда причин, и не только заболеваний. Любая работа с ребенком строится из двух частей – медицинская и психолого-педагогическая. Идеальный вариант,когда они связаны друг с другом. Это возможно если родителям удастся найти невролога и дефектолога/логопеда, которые хорошо общаются друг с другом.

Но как правило они (эти две части) существуют независимо друг от друга. Поэтому чтобы дефектолог или сами родители эффективно работали с ребенком не нужен диагноз, в отличии от медицины. Нужен дефектолог, сам ребенок и его родители. Которые хорошо знают, как он себя ведет, что он может и чего не может, как общается с окружающими.

Могут быть одинаковые диагнозы и совершенно разные дети, и у них будут разные методы работы. Могут быть разные диагнозы и одинаковые дети, у них будут одинаковые методы работы.

Как исправить — начать работать со своим ребенком. Для этого диагноз не нужен.Помните — безнадежных детей нет.В любой, даже сложной ситуации есть возможность двигаться вперед. Да, маленькими шагами, постепенно, но и море «соткано» из мелких капелек воды.

Ошибка 6. Нужно найти самый эффективный подход

«Поиск волшебной таблетки»

Часто родители бьются в поисках универсального быстрого средства, «волшебной таблетки». Как всякие нормальные родители, они готовы отдать свои последние, за «таблетку», которая вылечит их ребенка раз и навсегда.

В моей практике не было случая, когда ребенку помогло какое-то одно средство или процедура или операция. Все те родители, дети которых догнали своих сверстников, занимались со своими детьми много и долго, и самостоятельно и со специалистами. И всегда это был комплекс – дефектология, физио-, медицина, и прочие.

Кто-то достиг результатов за полгода, а кто-то за несколько лет. Но не было ни разу случая, когда ребенку дали «волшебную таблетку» и все стало на свои места за неделю, либо даже за месяц, без ежедневной работы с ребенком.

Как исправить – настраиваться на долгий путь и ежедневные занятия. Проводить всегда комплекс мероприятий, больше заниматься с ребенком самостоятельно.

Ошибка 7. Опустить руки

«Чувство вины»

Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратиться их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.

Как исправить – только хорошая динамика развития вашего ребенка избавит вас от чувства вины. Сконцентрируйтесь на занятиях с ребенком.

Как узнать, все ли в порядке с моим ребенком?

Все просто, надо ответить на 3 вопроса:

  • Вас что-то беспокоит в ребенке? Его поведение, его питание, его общение с окружающими, его речь или ее отсутствие, его привычки, его игры и т.п.
  • Ваш ребенок отстает от сверстников? По речи, по логике мышления, по количеству слов, по четкости дикции, по играм, по выполняемым заданиям и т.п.
  • Как меняется динамика развития ребенка? Замедляется, либо останавливается, либо происходит регресс.

Первые два пункта понятны и просты. Третий пункт давайте разберем чуть подробнее.

Частое явление среди детей с нарушениями развития – остановка или регресс навыков.  Такие дети могут развиваться согласно норм, но в какой-то момент может быть остановка или даже регресс (утрата ранее приобретенных навыков).

Это не происходит в один день, но, если вы будете внимательны к своему ребенку –заметите тревожные признаки.

Сократился перечень продуктов, сократился словарный запас, сократился круг общения с другими детьми или взрослыми, ребенок постоянно задумчивый, не реагирует на просьбы родителей, разучился делать то, что раньше умел (одеваться, раздеваться, наливать себе, кушать самостоятельно и т.п.).

Важно

Важно это заметить и начать действовать.

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

Читайте также:  Опухоли спинного мозга: симптомы, классификация, лечение, диагностика рака

Что делать если есть сложности с развитием речи?

Если хотя бы на один из трех вопросов теста  вы отвечаете «да», лучше сходить на консультацию к специалисту.

Если так случилось, что консультация специалистов подтвердила ваши опасения.Ивам нужно заниматься с ребенком, то есть 3 принципиально разные возможности, как это можно сделать. Какую выбрать, зависит от вашей ситуации:

  • Найти специалиста и ездить на занятия от 2 до 7 раз в неделю.
  • Найти необходимые материалы по вашей проблеме прочитать, понять, найти то, что относится к вашему случаю, отсеять лишнее, составить план и действовать самостоятельно.
  • Присоединиться к нашей онлайн-школе, где специалисты подготовят вам план занятий, а заниматься вы будете дома самостоятельно, в удобное время, при методической поддержке специалистов школы.

До скорых встреч! Успехов в работе.

Логопед-дефектолог Андрей Шевченко

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-rebenka-7-oshibok-roditelej.html

Задержка речевого развития у детей: причины, признаки, диагностика и лечение

Очень многие дети страдают от такой проблемы, как задержка речевого развития. Проблемы и нарушения становятся очевидными примерно с 2-летнего возраста ребенка. Очень многие мамы, чтобы предотвратить возникновения проблемы, обращаются к логопеду в более раннем возрасте.

Чтобы избежать этих ошибок, обязательно нужно понимать, какие существуют причины задержки речевого развития, и различать первые признаки проблемы.

Норма развития речи у детей

Развитие речи у детей всегда происходит по-разному и зависит от множества различных факторов. Каждый ребенок индивидуален, что важно учитывать. Однако, обязательно нужно точно понимать разницу между нормой и патологией, чтобы родители могли своевременно распознать формирование патологии.

Существуют общепринятые, примерные нормы, по которым и можно прослеживать развитие речи ребенка. При наличии тревожных признаков, нужно сразу же обратиться к специалисту для проведения коррекции и грамотного лечения.

Нормой считается, если словарный запас ребенка в 3 года составляет примерно 1000 слов. Речь его уже хорошо понятна родителям и тем, с кем ежедневно общается. Он уже хорошо понимает, что ему говорят, и умеет отвечать. Ребенок в этом возрасте уже хорошо ориентируется в домашней обстановке и знает наименование многих предметов. Он помнит имена всех своих родных и свое собственное имя.

Ребенок знает назначение вопросов и может точно на них ответить. В возрасте 4 лет малыш может достаточно свободно говорить на разные, но простые темы. Однако стоит отметить, что предложения у него еще короткие и односложные. Если есть отклонения от принятых норм, то можно заподозрить задержку речевого развития.

Проблемы с речью или другое нарушение

При задержке речевого развития у ребенка страдает только лишь разговор малыша. В то же самое время, он вполне может нормально реагировать на обращения в свой адрес, выполнять различные просьбы, откликается. Но при этом стоит отметить, что малыш практически не разговаривает.

У детей с истиной задержкой речевого развития (по МКБ-10 – F80), не диагностируются поведенческие и двигательные нарушения. Зачастую оно не сопровождается умственной отсталостью. Однако проблемы с речью могут стать серьезной помехой для последующего развития малыша и социализации его в обществе.

Отсрочка развития речи может возникнуть в случае нарушения нервной системы после протекания инфекционной болезни или травмы. Большое значение имеет и генетическая предрасположенность.

Основные причины

Задержка речевого развития у детей может быть спровоцирована различного рода инфекционными заболеваниями, генетическим фактором или вирусами. Среди них нужно выделить такие как:

  • цитомегаловирус;
  • вирус герпеса;
  • токсоплазмоз;
  • краснуха.

Все эти, казалось бы, безобидные вирусы могут отрицательно отразиться на развитии ребенка, что станет толчком к отставанию в речевом и психологическом развитии. Подобные болезнетворные микроорганизмы могут передаваться внутриутробно от матери к плоду, во время грудного скармливания, а также бытовыми способами.

Задержка речевого развития у детей возникает при совокупности таких провоцирующих факторов, как:

  • внутриутробные инфекции;
  • прием некоторых препаратов во время беременности;
  • хронические болезни матери;
  • родовые травмы;
  • осложнения после прививки;
  • инфекционные болезни, перенесенные в раннем детстве;
  • тугоухость.

Все эти факторы провоцируют возникновение нарушений в нервной системе. Могут наблюдаться проблемы с мозговыми функциями, а также повышается риск речевого расстройства и других психоневрологических функций. Стоит отметить, что в группе риска находятся практически все дети.

Первые признаки

Признаки задержки речевого развития в 2 года и в более старшем возрасте индивидуальны для каждого малыша. Самостоятельно определить наличие патологии не всегда возможно. Именно поэтому точный диагноз поставить может только детский логопед, опираясь на наличие характерных признаков, в частности, таких как:

  • новорожденный на 4 неделе жизни не реагирует на звуки;
  • полное отсутствие звуков в возрасте 2 месяцев и старше;
  • ребенок в год не имеет элементарного словарного запаса;
  • малыш в 2 года с трудом объясняется со взрослыми и испытывает сложности в общении с одногодками;
  • задержка речевого развития у детей 3 лет выражается в неспособности описать интересные для малыша события.

Помимо этого, у ребенка речь может быть слишком быстрой или, наоборот, несколько заторможенной. Полное формирование артикуляционной моторики возможно только при условии богатого словарного запаса.

Когда нужно беспокоиться

Формирование речевых навыков обязательно должно соответствовать возрасту ребенка. Именно по этому критерию родители и доктор может определить наличие отклонений в развитии крохи. В первые 2 месяца после рождения ребенок проходит этап так называемого гуления, издавая при этом звуки, которые никак не связаны между собой. Он реагирует на обращение к нему родителей и старается им отвечать.

Если малыш в этом возрасте не издает совершенно никаких звуков, то родители обязательно должны забеспокоиться. При наличии отклонений, ребенок может совершенно не реагировать на то, что кто-то произносит его имя.

В возрасте 8 месяцев дети должны уметь повторять за взрослыми самые простые слова. При этом в норме малютка изначально произносит их по слогам, так как они для ребенка еще сложные и новые. При наличии нарушений речи малыш не будет стараться повторять слоги и не станет изучать даже простые звуки.

Задержка речевого развития в 2 года характеризуется тем, что ребенок практически все время молчит, а если и начинает разговаривать, то произносит всего 1-2 простых слова и снова замолкает.

При наличии нарушений малыш в 2,5 года не говорит и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не может составить самое простое предложение.

В его лексиконе примерно 20 слов, однако, он не всегда может их использовать.

Совет

Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется тем, что малыш не может полноценно разговаривать со взрослыми и не может внятно выразить свои потребности и желания.

Около 4 лет ребенок уже должен легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультфильмов, а также рассказывать небольшие стихотворения.

При задержке речевого развития в 4 года ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывает окончания слов, запинается.

Еще одним признаком, который должен насторожить, является то, что малыш начинает разговаривать заученными фразами из мультфильмов. Своих предложений он составлять и произносить не в состоянии.

К какому врачу обратиться

В случае наличия явной задержки речевого развития у детей 3 лет и более младшем возрасте, требуется консультация целой группы врачей. По этой причине родителям обязательно нужно обратиться за помощью к:

  • отоларингологу;
  • педиатру;
  • логопеду;
  • невропатологу;
  • психиатру.

Благодаря проведению комплексной диагностики можно будет установить основную причину возникновения отклонений в формировании речи у малыша, а также назначить наиболее результативную терапию.

Проведение диагностики

При наличии подозрений задержки речевого развития в 2 года и более старшем возрасте у ребенка, нужно сразу же обратиться к педиатру, который определит соматический статус пациента, а также установит причины возникновения нарушения. На основании полученных данных, доктор может понять, к какому именно специалисту нужно направить малыша для проведения последующих диагностических мероприятий.

Невролог проводит исследование головного мозга на предмет наличия различных инфекционных заболеваний. Обязательно нужно посетить ЛОРа, чтобы исключить наличие хронического отита, тугоухости и аденоидов.

Консультация логопеда требуется после того, как были собраны результаты всех предыдущих обследований. На их основании доктор может составить полную картину протекания заболевания и принять все требуемые меры.

Специалист в ходе проведения обследования и коррекции фиксирует появление новых для ребенка слов, учитывает манеру их произношения. Также важное значение имеет возможность объединения слов в словосочетания или предложения. Помощь психиатра требуется в случае, если нужно исключить у ребенка наличие аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития.

Особенности лечения

Лечение задержки речевого развития проводится сразу в нескольких направлениях, а именно:

  • медикаментозные препараты;
  • физиотерапия;
  • массаж;
  • логопедические занятия.

Медикаментозная терапия оказывает очень хороший результат. Для проведения лечения задержки речевого развития назначаются лекарственные средства, активизирующие функционирование мозга. Очень хороший эффект оказывают «Нейромультивит», «Актовегин», «Лецитин». Помимо этого, могут потребоваться препараты, нормализующие деятельность речевых зон, в частности, доктор может назначить «Когитум».

Все назначения делает только психиатр или невролог. Заниматься самолечением очень опасно, так как некоторые лекарственные средства могут быть строго противопоказаны.

Восстановить нормальное функционирование мозга поможет магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Они отвечают за словарный запас, дикцию, интеллектуальные способности, речевую активность.

Обратите внимание

Высокая результативность применения электрорефлексотерапии связана с оказанием дополнительного лечебного воздействия.

Однако стоит отметить, что подобную методику запрещено применять детям с судорожным синдромом, психическими нарушениями и эпилепсией. Для магнитотерапии противопоказаний не существует.

Среди альтернативных методик нужно выделить иппотерапию, дельфинотерапию, однако, все они должны подбираться строго индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Все эти средства обязательно должны быть подкреплены педагогическим воздействием. Все занятия учитель проводит в игровой форме, по индивидуально составленному плану.

Медикаментозное лечение

В качестве медикаментозных препаратов широко применяется лекарственное средство «Пантогам» при задержке речевого развития, так как оно направлено на активизацию речевых зон. Лекарство помогает активизировать нейроны головного мозга. Подобные препараты назначает детский невропатолог строго индивидуально после проведения обследования и постановки диагноза.

Помимо этого, доктор может назначить такие лекарственные средства, как «Кортексин», «Когитум».

Физиотерапевтические методики

При задержке речевого развития в 3 года, для проведения коррекции широко применяют физиотерапевтические методики, в частности, такие как электро- и магнитотерапия. При помощи подобных процедур нормализуется функционирование областей головного мозга, отвечающих за умственные способности, в частности словарный запас и дикцию.

В качестве терапии применяют обе этих методики, которые очень хорошо дополняют друг друга. При этом обязательно требуются занятия с педагогом-корректоллогом. Без этого обе эти методики не принесут требуемого результата. Если начать лечение своевременно и провести его комплексно, можно результативно устранить нарушения развития речи.

Педагогическая коррекция

К специалисту обязательно нужно обратиться в случае задержки речевого развития у детей в 2 года, особенно если речь малыша непонятна даже близким людям. В работе с такими детьми специалисты используют музтерапию, арттерапию, методики сенсорно-предметной терапии, а также специальные способы разработки моторики. В частности, достаточно активно можно использовать пальчиковые игры.

Дома родители должны обеспечить ребенку возможность комплексной разработки мелкой моторики, для чего могут потребоваться:

  • паззлы;
  • мозаика;
  • конструктор;
  • шнуровки;
  • мячики и кубики разного размера;
  • пирамидки.

Нужно с ребенком лепить из пластилина, нанизывать бусинки на нитку, проводить рисование пальчиковыми красками, а также выполнять самые простые гравюры. Огромное значение имеет применение самых различных массажных методик и техник двигательной стимуляции для дополнительного развития ощущений и восприятия с самого раннего детства.

Специалисты для развития ребенка рекомендуют применять подвижные игры, которые помогают развивать навыки ориентирования в пространстве, менять темп движений, а также игры, где требуются речевые навыки.

Любые занятия обязательно должны проводиться систематически, именно поэтому, их нужно выполнять ежедневно и под контролем специалиста. Малышу в возрасте 3 лет нужно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы полностью проделывать дома все рекомендации доктора.

Широко применяется для проведения коррекции логопедический массаж. Для этого нужно воздействовать точечно на щеки, язык, мочки ушей и губы. Все упражнения, которые проводит дефектолог, направлены на развитие подвижности языка и слухового аппарата, а также мышц лица. Это могут быть скороговорки, подражания звукам, песни, сказкотерапия.

Мнение специалистов

Специалисты говорят о том, что многие дети начинают произносить осознанные звуки примерно к году.

Однако, есть и полностью здоровые дети, которые не спешат начинать разговаривать, и если нет никаких дополнительных отклонений, то это считается нормой.

Во многом это зависит от особенностей характера и темперамента ребенка. Веселый и дружелюбный малыш старается заговорить как можно раньше.

Важно

Если малыш спокойный и склонный к продолжительному наблюдению, то у него на протяжении длительного времени может не появляться желание высказать свое мнение.

Очень важное значение имеет атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение окружающих к нему.

Если по каким-то причинам мать все время молчит в обществе ребенка, то он тоже может замкнуться в себе и не проявлять желания разговаривать. Также большую роль играет психологическое перенапряжение и стрессы.

Если ребенок на протяжении длительного времени не старается заговорить, то обязательно нужно создать для него максимально дружелюбную атмосферу.

Нужно дать ему возможность как можно чаще бывать среди других детей, чтобы малыш чувствовал себя естественно. Комплексное лечение задержки речевого развития отзывы имеет достаточно хорошие.

Родители говорят о том, что самое главное – ежедневно проводить требуемые занятия.

Возможные последствия

При протекании нарушения со временем могут возникнуть самые различные, достаточно неприятные последствия, среди которых нужно выделить такие как:

  • сильное отставание малыша в физическом и психическом развитии;
  • ухудшение ситуации со временем;
  • возникновение сложностей в обучении.

Иногда родителям могут порекомендовать отдать ребенка в специализированное учебное заведение.

Профилактические мероприятия

Чтобы развитие речи у ребенка проходило без задержек, родители должны сразу же уделить внимание этому вопросу сразу же после рождения малыша. Нужно стараться разговаривать с ним как можно больше, рассказывая обо всем, что окружает малыша.

Профилактика также подразумевает под собой обеспечение оптимальных условий проживания для беременной женщины. Крайне важным условием для внутриутробного развития плода является душевное спокойствие, отсутствие стрессов, эмоциональных потрясений.

Источник: https://www.nastroy.net/post/zaderjka-rechevogo-razvitiya-u-detey-prichinyi-priznaki-diagnostika-i-lechenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector