Синдром каннера (ранний детский аутизм): причины, диагностика, симптомы, лечение

Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма.

Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями.

«Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Обратите внимание

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.

перейти наверх

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.

перейти наверх

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия.

В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает.

Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

Важно

Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.

перейти наверх

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается.

Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха.

Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

перейти наверх

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.

перейти наверх

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр.

Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение.

Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

Источник: http://PsyMedCare.ru/detskiy-autizm

Аутизм у ребенка. Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Симптомы и причины

На сегодняшнее время все чаще встречается такой диагноз, как ранний детский аутизм.

Поскольку еще не найдены причины происхождения болезни и нет точной лабораторной диагностики аутизма, то зачастую, диагноз ставится ошибочно.

В нашей практике бывают случаи, когда мы снимаем ранее поставленный диагноз аутизма, или наоборот, выясняется, что происходящее с ребенком является аутизмом, а не, например, последствиями перинатальной патологии.

Совет

Аутизм – отклонение в развитии ребенка, касающееся общепринятой модели социальной сферы и общения, а также области поведения и использования речи.

Ребенок отгораживается от внешнего мира всеми возможными способами, например, не проявляет эмоций и не откликается, когда к нему обращаются, не хочет исследовать что-то новое, все неизведанное приводит его в стресс.

Аутистичный ребенок всегда стремится к постоянству, поэтому может повторять одни и те же движения (стереотипии), издавать одни и те же звуки (вокализмы), кушать одну и ту же еду и ходить по одним и тем же маршрутам: в неизменных условиях ему спокойно и привычно.

Но это не значит, что ему безразлично все, что происходит вокруг него! Аутистичный ребенок все прекрасно видит и замечает, просто все эмоции и реакции спрятаны внутри него самого и он просто не умеет их опознавать и выражать так, чтобы его правильно поняли. Всему этому можно научить, терпеливо и мягко направляя его и обучая этим навыкам.

Такие дети чаще всего бывают очень чувствительными сенсориками, у них может быть развито обоняние и тактильные ощущения, чем можно воспользоваться при обучении, например, учить алфавит, изготавливая буквы из различных материалов, где каждая буква будет иметь свой запах, выпекая их из теста, читая книжки, которые можно потрогать, с шуршащими страницами, с аппликациями из разной ткани и фактуры, рисуя буквы его рукой на песке или на теле, вылепляя их из пластилина и т.д.  Из-за повышенной чувствительности, ребенку может быть очень тяжело воспринимать громкие звуки, шум толпы, все, что он слышит во внешней среде. При этом, сам он может совершенно спокойно издавать не совсем приятные и не понятные для обычного человека звуки или громко и продолжительно стучать, шуметь. В его внутреннем мире это будет исследованием окружающего пространства, либо использоваться как средство для самоуспокоения.

Самая главная отличительная черта ребенка с аутизмом – невозможность комплексного и слаженного восприятия окружающего пространства.

Существует сильная разобщенность и узкий профиль работы каналов восприятия, например, в то время когда один канал работает (допустим, визуальный), остальные блокируются и отключаются из общего процесса, чтобы не мешать концентрации и не смешивать внимание. Но зато тот, что активен, может работать на все 100%.

Читайте также:  Куклотерапия как метод психологической коррекции для дошкольников, детей с овз: история, общая характеристика

 (чего не может достигнуть обычный человек) Именно это приводит к феноменальной концентрации и достижению успеха, особенно, в математических и точных науках. Сюда же относится часто встречающаяся избирательная, но очень прочная память и быстрое запоминание большого объема информации.

Аутистичный ребенок, по сути, представляет собой некий «калейдоскоп», из умений, знаний, возможностей и их проявлений. К примеру: совершенно не умеет разговаривать, но при этом пишет высокоинтеллектуальные и философские тексты, не соответствующие его возрасту.

Обратите внимание

Или может быть моторно-неловким в обычной жизни, но в каких-то ситуациях ловко и стремительно забирается на большую высоту или преодолевает препятствия с закрытыми глазами.

Решает сложные задачи на несколько уровней выше задач, предназначенных для его возраста, но не умеет завязывать ботинки и ловко чистить зубы.

Им свойственно щепетильное и тотальное сохранение собственного пространства, в том виде, который они для себя выстраивают и к которому привыкают. Это дает им возможность не отвлекаться на изменения во внешней среде и сосредоточиться на том, чем они занимаются, погружаться в процесс максимально глубоко.

Возможно, именно поэтому они так не любят смотреть в глаза другим людям, боясь войти в сферу мыслей и ощущений другого человека, ведь для этого приходится выйти из своего личного пространства.

С этой же особенностью связаны трудности в обучении, где главным условием является навязчивое и упорное повторение неких действий за родителем или педагогом.

Когда аутист копирует кого-то, то это может восприниматься им как отказ от своего “Я” и уход от своего внутреннего мира, который он тщательно выстраивает и куда постоянно погружен.

Самым оптимальным вариантом будет обучение в игре, когда ребенку становится предельно интересно и он САМ решает включиться в эту игру и делать тоже самое, что делает другой человек.

Нужно лишь помочь ему на начальном этапе, обращая внимание и заинтересовывая происходящим, постепенно включая в общую игру.

Первичный тест для родителей на наличие синдрома раннего детского аутизма у ребенка

Присутствие синдрома возможно, если Вы ответили “да” на несколько вопросов (но окончательный диагноз может поставить только врач):
20 признаков расстройства аутистического спектра: 

  1. Ребенок не реагирует на уход/возвращение матери в младенчестве.
  2. Имеет частичное или полное отсутствие зрительного контакта с окружающими.

  3. Не употребляет местоимение “Я”. Может говорить про себя во 2-ом лице или называть себя по имени.
  4. Не проявляет интереса к окружающим его людям и внешнему миру.
  5. Играет почти всегда один. Практически никогда не играет с другими детьми.
  6. Может не реагировать на обращения, просьбы или запреты.

  7. Не повторяет действия за родителями или другими детьми.
  8. Зато сам может повторять за кем-то слова и целые предложения (эхолалия), пересказывать передачи и мультфильмы.
  9. Не играет в игрушки (дети аутисты особенно избегают кукол).
  10. Любит выстраивать фигуры в ряд, раскладывать по критериям, цветам и все систематизировать.

  11.  Начал говорить и развивать словарный запас, потом резко остановился в развитии и замолчал. Речь очень ригидная и скудная. Часто имеет задержку речевого развития.
  12. Общается механистически, не используя жестов и мимики лица.
  13. Не переносит тактильность и прикосновения любого рода. Но иногда при желании может сам проявить нежность к особо близким людям.

  14. Боится громких и неизвестных звуков, закрытых дверей, темноты или яркого света.
  15. Имеет (простые и вычурные) стереотипные движения, пользуется ими для успокоения. Чаще всего это раскачивания, тряска руками или головой.
  16. Не переносит ничего нового. Новых мест, новой еды, одежды и т.д. Неофобия.
  17. Имеет избирательное питание.

    Может выбирать еду по цвету и по форме.

  18.  Может проявлять сильную агрессию при вторжении в его пространство, либо при изменении привычных для него схем, при насильном обучении и т.д.
  19. Склонен к аутоагрессии. К примеру, может раскачиваться и биться головой, что тоже будет являться успокоением при сильном стрессе.

  20. Неадекватно реагирует на слова и эмоции других людей или не проявляет своих эмоций.

В аутизме и шизофрении есть нейроиммунологический аспект. Согласно последним исследованиям, в дебюте аутизма и детской шизофрении участвует иммунная система.

Эти болезни имеют аутоиммунные корни, когда иммунная система вырабатывает клетки и антитела против антигенов собственной нервной системы, в том числе против рецепторов  к нейромедиаторам. Аутоиммунное нарушение может стартовать после контакта ребенка с инфекцией или аномальной реакции на вакцину.

При аутизме не возникает таких очагов разрушения головного мозга, какие возникают при аутоиммунных энцефалитах и при рассеянном склерозе. Эти изменения зачастую могут не обнаружиться при МРТ исследовании.

Но из-за взаимодействия с аутоиммунными антителами мозговые рецепторы к нейромедиаторам перестают работать корректно.

Важно

Это нейромедиаторы, участвующие в управлении функциями нервной системы, такие, как глутамат, дофамин, серотонин, норадреналин и мелатонин.

Помимо классической терапии и клинической картины при аутизме важны инфекционный фон и состояние иммунитета.

Практика показывает, что состояние ребенка с аутистическим расстройством может ухудшаться при хронической инфекции вирусами группы герпеса (герпеса 6 -го типа, Эптшейна-Барра, цитомегаловирус), некоторыми бактериями (бета-гемолитический стрептококк, токсоплазма) и некоторые другие инфекции, в том числе внутрикишечная флора, создающая пропионовокислое брожение с выделением пропионовой кислоты.

Лечение инфекций и иммунореабилитация обычно весьма благотворно сказываются на течение аутизма.

С чего начать и к кому обращаться с аутизмом у ребенка?

На сегодняшний момент не существует единого общепринятого, достоверного теста, выявляющего аутизм.

Диагноз основывается лишь на наблюдении за поведением ребенка, его речью и психологическом и общеобразовательном тестировании.

Педиатры рекомендуют обследовать детей на начальное выявление признаков раннего детского аутизма в возрасте 18-24 месяцев. Но окончательный диагноз ставится обычно в старшем дошкольном возрасте к 4-5 годам.

В первую очередь рекомендуем получить консультацию детского психоневролога, либо детского  невролога. Оптимальным решением станет проведение консилиума врачей различного профиля.

В такую команду, помимо психоневролога и невролога, могут входить детский психолог, отоларинголог (чтобы исключить проблемы со слухом), логопед (чтобы определить наличие речевых проблем) и физиотерапевт (чтобы провести диагностику моторных и физических навыков).

На выходе Вы получите комплексные рекомендации по лечению аутизма у Вашего ребенка.

Вы всегда можете позвонить в клинику по возникающим в ходе лечения вопросам в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00. Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, Вы можете получить онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы  живете в другом городе.

аутизмдетинарушение речипищевое поведениеРАСсемья и дети

Источник: https://ehinaceya.ru/nashim-detyam/autizm-u-rebenka-sindrom-rannego-detskogo-autizma-rda-sindrom-kannera-sindrom-aspergera/

Синдром Каннера — он же ранний детский аутизм

Синдром Каннера (он же – ранний детский аутизм) является тяжелой формой нарушения развития, симптомы которого сводятся к выраженному искажению нормальных психических процессов, поражающему, прежде всего, функции психосоциального и когнитивного уровня.

Для больных с рассматриваемым отклонением характерно стремление отстраняться от социальных контактов, вести замкнутый образ жизни. У них отмечаются неправильные сенсорные реакции, проблемы с развитием речевой функции.

Для постановки диагноза, специалист проводит динамическое наблюдение пациента с целью выявления свойственных для изучаемой патологии отклонений. Лечение базируется на синдромальных принципах в комплексе с коррекционной педагогической работой.

Основные сведения о патологии

Синдром Каннера основывается на стойких поведенческих, коммуникабельных и социальных нарушениях.

В соответствии с усредненными статистическими данными, заболевание проявляется у 2-4 детей из 10 000. При этом пациенты мужского пола болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки

Первые симптомы отклонения возникают до достижения 3-летнего возраста. Основная клиническая картина складывается к 2-5 годам.

Совет

В среднем у 0,2% больных параллельно с ранним аутизмом развивается
умственная отсталость. Что примечательно, у малышей старше 5 лет изучаемый недуг не диагностируется.

При наличии соответствующих симптомов, говорят о прочих отклонениях психического развития, преимущественно о шизофрении.

Причины появления заболевания

Достоверно причины возникновения заболевания, равно как и механизм его развития, полностью не установлены. Наряду с этим, существует множество гипотез и теорий.

Так, к примеру, в соответствии с положениями генной теории, детский аутизм возникает по причине генетических отклонений.

Если же верить тератогенной теорией, синдром появляется по причине воздействия на организм будущей матери разнообразных неблагоприятных средовых и экзогенных факторов. Из-за этого нарушается развитие нервной системы формирующегося плода, что в перспективе может привести к раннему аутизму.

В качестве неблагоприятных факторов рассматривают:

  • неправильное питание, подразумевающее прием в пищу продуктов с содержанием нитратов, консервантов;
  • употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • сильные стрессы;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие радиации, фенола.

В соответствии с усредненными статистическими данными, до 30% больных с синдромом Каннера страдают эпилепсией. В данном случае имеет место перинатальная энцефалопатия, к возникновению которой чаще всего приводят такие факторы как: гипоксия формирующегося плода, токсикозы, родовые травмы и т.д.

По альтернативным теориям, рассматриваемый синдром может формироваться в результате нарушений иммунного, инфекционного, гормонального, а также метаболического плана.

Формы проявления отклонения

Болезнь относится к категории общих психических нарушений, сопровождающихся проблемами социально-бытового характера.

В эту же группу входят атипичный аутизм и синдром Ретта.

В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:

  • эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
  • экзогенно-органическая;
  • психогенная.

В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.

В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.

  1. Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
  2. Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
  3. Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
  4. Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.

Симптомы недуга

Основные симптомы следующие:

  • отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
  • нарушения нормальных сенсорных реакций;
  • стереотипии в различных проявлениях;
  • нарушения развития коммуникативных функций.

Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.

На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.

Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.

Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.

У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.

Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.

Диагностирование и лечение

В соответствии с общепринятой медицинской классификацией болезней, о наличии рассматриваемого синдрома говорят в следующих случаях:

  • при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
  • при наличии коммуникативных нарушений;
  • при стереотипности поведенческих проявлений.

Интересное по теме: Эхолалия у детей – симптомы и причины

Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.

При наличии судорожного синдрома, могут рекомендоваться КТ и МРТ. Если имеют место неврогенетические нарушения, пациенту рекомендуют проконсультироваться с генетиком. Лечением расстройств пищеварения занимается гастроэнтеролог.

Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.

Обратите внимание

Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.

При необходимости больной принимает препараты следующих групп:

  • противосудорожные;
  • психостимулирующие;
  • антипсихотические.

В некоторых случаях положительные подвижки отмечаются при использовании методов электроакупунктуры.
Достоверные сведения о целесообразности и эффективности использования разнообразных экспериментальных терапевтических методик, к примеру, диеты без содержания глютена, отсутствуют.

Ключевые позиции в борьбе с изучаемым отклонением неизменно отводятся психотерапии. Пациенту показана психолого-педагогическая коррекция, работа с логопедом, помощь дефектологического характера. Практикуются игро-, трудо-, музыко-, арт-терапии.

В процессе сопутствующего обучения следует делать ставки на лучшие качества ребенка. К примеру, некоторым детям-аутистам нравится математика, другие проявляют успехи в живописи.

Ввиду невозможности избавиться от патологии в детстве, болезнь неизбежно даст о себе знать в период взросления пациента.

В идеале, если недуг удается обнаружить в раннем возрасте и начать его правильно лечить, по статистике более чем 30% детей удается в достаточной степени социально адаптироваться.

Без своевременной квалифицированной помощи более 65-70% больных остаются глубокими инвалидами, не имеющими навыков для самостоятельного обслуживания и взаимодействия с другими людьми.

Важно

Ввиду того что достоверные причины возникновения патологии неизвестны, дать какие-то конкретные рекомендации невозможно.

Можно лишь привести общие советы для женщин, собирающихся в ближайшем будущем стать мамами:

  • грамотно планируйте беременность;
  • правильно питайтесь;
  • не подвергайте свой организм воздействию любого рода неблагоприятных факторов;
  • не общайтесь с инфекционными пациентами;
  • придерживайтесь рекомендаций ведущего вас специалиста.

Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/sindrom-kannera.html

Синдром аспергера и другие формы аутизма

Аутизм, одной из форм которого является синдром Аспергера, у детей встречается намного чаще, чем принято думать.

Для многих родителей подобный диагноз звучит как своеобразный приговор, ведь придется всю жизнь учить свое чадо, развивать его всеми возможными способами, но полностью раскрыться у ребенка может получиться с трудом.

Если сказать что такое аутизм простыми словами, получится примерно сильное отставание в развитии.

Аутизм у взрослых не появляется, возникая в младенчестве. Исследования на эту тему ведутся уже не 1 год, но до сих пор болезнь считается одной из самых странных, непонятных. Ярче всего можно увидеть проявления болезни у детей, и когда болезнь начнет прогрессировать, начнется своеобразная изоляция общества от ребенка и наоборот, малыша от коллектива.

Ученые предполагают, что аутизм у взрослых мужчин можно встретить чаще, чем у женщин. Состояние это затягивается на всю жизнь, потому ребенок, который вырастет с заболеванием, болеет, будучи уже взрослым.

Самая распространенная причина появления аутизма, по предположениям, считается негативное воздействие множества токсинов на организм при беременности и родах.

Сюда входят инфекции, осложнения, могут влиять генетические особенности.

Риск появления понятия «Аутизм» возникает при наличии у матери болезней типа энцефалита, менингита, различных отравлений. Особой опасностью для будущего ребенка становится использование комбинированных вакцин будущей матерью.

Совет

Имеются предположения о передаче в пределах одной семьи болезни по наследству. Если у родителей один малыш страдает болезнью, по статистике, и второй ребенок также будет подвержен заболеванию.

Если один из родителей страдает аутизмом, риск отставания в развитии у малыша увеличивается.

Чтобы определить диагноз, требуется наличие характерных признаков аутизма, важно знать, что это за болезнь:

  1. Сложности при общении.
  2. Сложности с воображением.
  3. Сложности со взаимодействием.

Типичной болезни не бывает, что это такое, для каждого ответ будет разным. Зависит все от человека. По статистике, около 5 детей на 1000 имеют подобный диагноз. Может быть, болезнь, такая, как аутизм, присутствует в организме и раньше, но заметной становится она при возрасте 1-3 года. В этот период начинаются изменения в поведении малыша, такие, как:

  • отсутствие привязанности малыша к родителям. Ему не нужны постоянные контакты, он не будет плакать, если мама или отец куда-то отошли, не старается смотреть, не видно заинтересованности;
  • прослеживается явная задержка в развитии;
  • малыш становится равнодушным к общению со сверстниками, иногда проявляется явная агрессия, даже если повод отсутствует. Он не нуждается в компанейских играх;
  • ребенок предпочитает одну игрушку, не видит остальных, как другие дети;
  • реакция на внешние факторы неоднозначна. Здоровому ребенку это может казаться несущественным, например, яркий свет, разного рода звуки, но у больных аутизмом могут прослеживаться неконтролируемые приступы страха, паники;
  • ребенок не видит разницы между предметами живой и неживой природы.

На сегодняшний день не определена генетика болезни, непонятно, излечим ли аутизм полностью, хотя развитие ее связывают именно с генами.

У детей развитие происходит по-разному, некоторые усваивают материал быстрей, учатся разговаривать на ранних годах жизни. Но иногда здоровый ребенок развивается с отставаниями. Потому сложно определение аутизма на ранних стадиях.

Возможно понять, имеется ли аутизм синдром у малыша, или это просто позднее развитие, иногда очень сложно, бывает невозможно.

Важно знать, что такое аутизм  и как он проявляется. Ведь если появляются характерные признаки, важно обратиться к педиатру, чтобы провести соответствующие тесты.

Виды аутизма

Часто разные виды аутизма объединяются под одним названием. Говорят, Синдром Аспергера, или Каннера, подразумевая просто аутизм. Но разные виды проявляются по-разному. Потому стоит знать различия между формами подобной болезни.

Синдром Каннера

При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

  • с первого дня жизни болезнь имеет место. Остается невозможным устанавливать нормальные отношения с самого начала;
  • человек отгораживается от внешней среды, игнорирует внешние раздражители до того момента, пока ему не становится больно от внешнего воздействия;
  • речь используется минимально, или вообще отсутствует;
  • зрительные контакты недостаточны, практически не используется контакт глаз;
  • если во внешней среде происходят изменения, зачастую человек реагирует паническим страхом;
  • признаки «попугайной» речи;
  • задержка личностного развития;
  • возможное проведение разных игр с предметами, которые не являются игровыми, в которые малыш без синдрома не вкладывает роль игрушки;
  • первые проявления начинаются уже с 2- лет.

Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

  • не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;
  • диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.

Становится видно примерно в 2-3 года, что ребенок явно отличается от сверстников. Он начинает попадать в поле зрения не только родителей, но и своему окружению, после чего обращают внимание специалисты.

Родители зачастую неспособны определить нарушения, начинают оценивать его неправильно: «Наш ребенок не такой как все, странный». Часто реальные нарушения видны невооруженным взглядом, но трактуются они неправильно.

Например, возникает задержка в развитии речи, слуха.

Если внимательно присмотреться к ребенку диагностика аутизма становится очевидной. Уже на первом году жизни реакция на внешние раздражители не такая, какая должна быть.

Обратите внимание

Малыш минимально реагирует на людей, окружающих его, не принимает позу «готовности», когда его пытаются взять на руки, а если его берут, он становится полностью пассивным. Некоторые говорят, «становится, как мешочек песка».

Малыш сызмала боится сильного шума – пылесоса, звука кухонного комбайна, не привыкает к подобным звукам со временем.

Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

Синдром Аспергера

Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников.

В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается.

Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.

Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается.

Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль.

На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

Важно

Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются.

Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается.

Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

Синдром Ретта

Начинаются первые проявления с 8-30 месяцев. Внешние причины аутизма подобной формы зачастую отсутствуют, иногда возникает минимальное моторное развитие. У ребенка начинает появляться отрешенность от внешнего мира, он, даже если чему-то научился, забывает полученные навыки. Речь не развивается, ухудшается.

Диагностировать аутизм несложно. Возникает постоянное движение рук, похожее на то, когда человек моет руки. Потом ребенок теряет возможность держать предметы в руках, появляется атрофия мышц, сколиоз, дистония, атаксия. Он не может жевать, только сосать, дыхание сбивается. Иногда можно наблюдать наличие эпилептиформных приступов.

После 5-6 лет возвращается возможность усваивать слова, хотя и проявляется способность слабо. Ребенок может начать играть в примитивные игры, но потом активность болезни снова усиливается.

Моторные навыки снова утрачиваются, бывает, что больной перестает даже уметь ходить. Дети чаще всего нормальные адекватные, эмоционально активные, привязаны к людям и к местам очень долго.

После развития тяжелых изменений наблюдается расстройство статики, теряется мышечный тонус, возникает слабоумие.

Синдром Аспергера поддается лечению сложно. Подобная же болезнь не поддается лечению на современном уровне развития медицины. Подобное нарушение считается самым сильным среди других подобных. Оно не поддается коррекции.

Атипичный аутизм

Болезнь похоже на синдром Каннера. Но в данном случае нет одного из важных критериев для диагностики аутизма. При заболевании имеют место следующие признаки аутизма у взрослых и в детском возрасте:

  1. Явное нарушение между общением ребенка с другими людьми.
  2. Поведение повторяется, становится стереотипным, ограниченным.
  3. Возникают первые признаки аномального развития, появляются нарушения уже после 3-х лет.
  4. Возникает у детей, имеющих серьезные расстройства рецептивной речи, или имеющих умственную отсталость.

Лечение детского аутизма

Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка.

Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений.

Семье может быть необходима посторонняя помощь для борьбы с заболеванием, требуется знать, как выявить аутизм, понять путь развития малыша и следовать ему, не смотря на трудности.

Совет

При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны.

Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью.

Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений.

Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно.

В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

  • в 11-14 лет учащаются припадки;
  • периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
  • ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
  • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.

Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

Заболевания, которые схожи с аутизмом

Часто родители путают следующие болезни, так как симптомы аутизма схожие:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике, каждый третий малыш имеет ранние признаки аутизма. Основными симптомами синдрома являются: гиперактивность, сложность в освоении материалов дошкольной программы, невозможность концентрации на одном деле длительное время, излишняя подвижность.

У взрослого также присутствуют признаки синдрома. Им сложно принять взвешенное решение, запоминать что-то. Вылеченный должен проявить себя уже в раннем возрасте, чтобы потом достигнуть полного выздоровления.

  1. Тугоухость. Нарушение слуха разной степени тяжести. Дети с заболеванием могут иметь отставание в развитии. Часто произносимые звуки неправильные, возникает задержка в речи. Малышам несвойственно откликаться на свое имя, они не выполняют просьбы родителей и кажутся гиперактивными и непослушными. Как вылечить заболевание, знают врачи. Помогает здесь медикаментозное лечение, часто слух возвращается полностью.
  2. Шизофрения. Длительный период термин «аутизм» виделся как разновидность шизофрении. Сейчас стало ясно, что болезни совершенно разные, никак не связаны. Эта болезнь начинается позже аутизма, после 5-7 лет. Симптомы аутизма проявляются с детства, шизофрении – со временем. Возникают страхи, уход в себя, часто наблюдаются разговоры с собой.

Профилактика аутизма, что присутствует у малышей:

  1. Следует активно воспитывать ребенка, включать в навыки основы социального общения.
  2. Вскармливать грудью, а не искусственно.
  3. Находиться с малышом максимальное время.
  4. Не использовать пломбы, в которых имеется ртутная основа.
  5. Не употреблять генно модифицированную продукцию в период беременности.
  6. Пить только очищенную воду как матери, так и ребенку в дальнейшем.
  7. Использовать для еды посуду только качественную, стараться пользоваться минимальным количеством пластика.

Аутизм излечим в некоторых своих проявлениях потому не стоит отчаиваться и сидеть сложа руки. Применяется лечение аутизма стволовыми клетками, достаточно перспективное направление в избавлении от болезни.

Источник: https://GolovnaiaBol.ru/vtorichnye/patologii/sindrom-aspergera.html

Аутизм у детей – признаки и проявления от рождения до подросткового возраста

Развивающийся аутизм у детей, признаки которого можно выявить не сразу, часто является причиной обращения к врачу. Нарушение сопровождается отсутствием внимания, проблемами в социализации. Учитывая этот факт, нередко неявные симптомы аутизма определяются, когда малыш идет в дошкольное учреждение.

Аутизм – что это за болезнь?

Аутизм, синдром Каннера – патология психического развития, сопровождающаяся расстройством моторики, речи, умственного развития. Это приводит к нарушению социального взаимодействия, что оказывает влияние на раннее развитие ребенка и жизнь человека в дальнейшем.

Аутизм не сопровождается изменениями в работе внутренних органов и систем, поэтому опередить его с помощью лабораторных и аппаратных исследований невозможно.

Диагноз специалисты выставляют на основании данных, полученных при наблюдении за ребенком, процессом его общения с окружающими.

Обратите внимание

Данное психическое состояние сопровождается выраженным нарушением социализации. Дети с аутизмом не хотят заводить друзей, трудно идут на контакт, отдавая предпочтение одиночеству.

Зачастую при общении вместо слов они используют жесты, практически никогда не отвечают не улыбку родных и близких.

Согласно статистике, аутизмом преимущественно болеют мальчики – нарушение у них фиксируют в 4 раза чаще.

Причины аутизма

По какой конкретно причине возникает аутизм у детей – ученые не смогли установить даже после многочисленных исследований. При этом специалисты сделали вывод, что аутизм провоцируется одновременно комплексом факторов, а не единственной причиной. Среди возможных стимулирующих агентов, дающих предпосылки для развития аутизма, психиатры называют следующие причины аутизма у детей:

  1. Модификации генного аппарата.
  2. Органические поражения ЦНС (аномалии головного мозга, энцефалит).
  3. Нарушение процесса обмена веществ, гормональный сбой.
  4. Воздействие на организм вирусных и инфекционных агентов.
  5. Отравление ртутью.
  6. Длительный прием антибактериальных средств.
  7. Воздействие на материнский организм во время беременности химических факторов.

Формы аутизма

В большинстве случаев врачи диагностируют детский аутизм. Признаки нарушения могут фиксироваться в раннем возрасте. Особо внимательные родители нередко предполагают отклонения у малышей еще в грудном возрасте. В зависимости от того, как проявляется аутизм у ребенка, степени отклонения выделяют следующие виды:

  1. Синдром Каннера (синдром раннего детского аутизма). Для данной формы характерно 3 основных расстройства, которые сильно нарушают нормальную жизнедеятельность: проблемы с социализацией, снижение коммуникативной способности, стереотипное, однообразное поведение.
  2. Синдром Аспергера – по клиническим проявлениям схож с описанным выше, однако в данном случае дети обладают хорошо развитой логикой. Заинтересовавшись чем-либо, ребенок будет упорно добиваться своего. Сконцентрироваться на неинтересных задачах такой аутист не может. Дети хорошо владеют речью, однако не имеют коммуникативных навыков.
  3. Синдром Ретта – самая тяжелая из существующих форм аутизма. Развивается постепенно. Сперва дети интересуются окружающим миром, а затем внезапно теряют интерес, вместе с ним и речевые навыки. Со временем аутист теряет способность к мышлению, нарушается его память. Некоторые дети забывают, как ходить, и начинают ползать на четвереньках. Данный синдром аутизма практически не поддается коррекции.

Аутизм у детей – признаки, симптомы

Как утверждают специалисты, первые признаки аутизма можно обнаружить еще в грудном возрасте. Однако в большинстве случаев нарушение диагностируется в промежутке от 1 года до 3 лет. Заподозрить аутизм у детей, признаки болезни родители могут пот одновременному наличию сразу трех симптомов:

  1. Трудность социального взаимодействия.
  2. Нарушение процесса коммуникации.
  3. Стереотипное, повторяющееся, однотипное поведение ребенка.

Для более точной постановки диагноза нейропсихологи проводят специальное исследование. Для оценки состояния психики ребенка используют критерии международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 – Международная классификация болезней;
  • DSM-5 (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders) – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Внешние признаки аутизма у детей

Первые признаки аутизма у детей можно заметить еще в грудном возрасте. Внешний вид таких малышей отличается постоянным отсутствием улыбки, мимики, реакции на происходящее вокруг.

При виде мамы или близкого человека грудничок не выражает радости, как обычные дети. Малыши не проявляют большой двигательной активности, безразличны к своим сверстникам, не идут на контакт.

Зачастую мамы могут заметить, что взгляд малыша обращен постоянно на один предмет. В остальном ребенок выглядит полностью здоровым, не имеет внешних нарушений.

Поведение детей при аутизме

Отличной чертой ребенка-аутиста является однотипное поведение. Стереотипии при аутизме преобладают. Такие дети живут в своем мире, постоянно повторяют одни и те же движения.

Зачастую это разнообразные раскачивания из стороны в сторону. Стоит отметить, что стереотипии проявляются как в поведении малыша, так и в речи.

Однообразные повороты головы, сгибание пальцев, подергивание плеч сразу бросаются в глаза и наводят на мысль о патологии.

Диагностируя аутизм у детей, признаки нарушения, врачи обращают внимание на ограниченные интересы, особенности игры. Порядка 20 % больных аутизмом ребят полностью игнорирует игрушки, любые виды игровой деятельности.

Если малыш проявляет интерес, то чаще это одна игрушка. Игры его однообразны и однотипны. Из-за нарушения коммуникации дети играют самостоятельно всегда, не желая принимать в игру даже родителей или хорошо знакомых людей.

Получаемая повседневная сенсорная информация воспринимается ребенком неправильно, вызывая у малыша постоянный стресс. Атипичный аутизм всегда сопровождается подобным нарушением. Малыши имеют недостаточную или избыточную чувствительность.

Происходящее вокруг они воспринимают без должного участия, словно это их не касается. На просьбы родителей и близких они зачастую не реагируют, поэтому их приходится повторять по нескольку раз.

При тяжелых формах детей приходится повсюду сопровождать.

Развитие ребенка при аутизме

Характерной чертой аутизма является противоречивость и неоднозначность проявлений. Аутист может быть как одаренным, так и умственно отсталым, обладать исключительными способностями или не уметь выполнять простейших арифметических действий.

Ситуация, при которой ребенок-аутист имеет выраженные умственные способности, называется савантизмом. Большинство из родителей, имеющих такого ребенка, что такое савантизм, представляют с трудом. Термин происходит от французского «savanta» – ученый.

Ребята с синдромом Саванта имеют выраженное умственное расстройство, которое сопровождается нарушением восприятия окружающего мира.

Важно

Развивающееся под влиянием определенных преобразований отклонение в развитии компенсируется организмом появлением уникальной способности иметь так называемый «остров гениальности».

Согласно наблюдениям специалистов, зафиксированы случаи, когда при савантизме дети дословно воспроизводили до 4 страниц впервые услышанного текста.

Рассказывая про аутизм у детей, перечисляя признаки, отдельно необходимо рассказать об особенностях речевого развития. Речь таких малышей отличается механичностью, незавершенностью.

Ребята часто по несколько раз повторяют одинаковые фразы, используя их не к месту.

Врачи описывают это явление как эхолалирование – отсроченное, частое повторение услышанной ранее фразы, не имеющей связи с текущей ситуацией.

Когда проявляется аутизм у детей

Ранний детский аутизм может диагностироваться на первом году жизни малыша. Однако на практике нарушение обнаруживается после года, когда в норме малыш должен начать активно взаимодействовать с окружающими, своими сверстниками, однако не проявляет интереса к коммуникациям. Первые отклонения в развитии может заметить сама мама по нехарактерным для грудничков поведенческим особенностям.

Малыши с аутизмом редко или совсем не прижимаются к маме, избегают взаимодействия со взрослыми.

Совет

Дети никогда не просятся на руки, не протягивают своих ручек родителям, практически не смотрят им в глаза, избегают прямого взгляда – преобладает периферическое зрение.

Ребенок лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку. Дети с аутизмом не реагируют на свое имя, обращение к ним, что заставляет предположить у них нарушение слуха.

Как распознать аутизм у ребенка?

Чтобы при подозрении на нарушение исключить аутизм, симптомы патологии должны быть известны каждой маме. При этом необходимо помнить, что признаки аутизма могут варьироваться. Специалисты утверждают, что при классическом течении заболевания первые симптомы аутизма у детей проявляются в течение первых 3 лет жизни.

Как распознать аутизм у новорожденного?

Рассказывая о том, как проявляется аутизм, врачи замечают, что диагностировать его у новорожденного нельзя.

Патология не сопровождается физическими нарушениями здоровья ребенка – младенец выглядит абсолютно здоровым, имеет характерные для новорожденных антропометрические параметры.

По мере роста и развития грудничка прогрессирует и аутизм у детей, признаки которого у грудных малышей следующие:

  • 1–3 месяца – плач плохо интерпретируется, напоминает крик, гуление отсутствует, двигательное оживление при виде игрушки и взрослых отсутствует;
  • 3–6 месяцев – малыш не использует различные интонации голоса – вокализация при аутизме отсутствует;
  • 8–10 месяцев – малыш не повторяет слоги «ма-ма», «па-па», указательные жесты отсутствуют;
  • 10–12 месяцев – малыш практически не реагирует на обращение, не указывает на предметы, не подражает взрослым.

Как распознать аутизм в раннем возрасте?

Разобравшись с тем, как проявляется аутизм у детей до года, отметим, что после этого возраста диагностировать нарушение проще. Заподозрить аутизм можно по наличию следующих признаков:

  1. Отсутствие визуального контакта.
  2. Отсутствие реакции на обращение по имени.
  3. Не обращает внимания окружающих на заинтересовавший его предмет.
  4. Не просит помощи у мамы, не зовет ее.
  5. Проявляет агрессию по отношению к другим детям.
  6. Играет одной игрушкой.
  7. Неадекватно реагирует на звук и свет.
  8. Не допускает к своим занятиям других.

Как распознать аутизм у подростка?

Психологи, рассказывая, как распознать аутизм в скрытой форме у детей старшего возраста, рекомендуют обратить внимание на следующие признаки:

  • отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • агрессия по отношению к окружающим;
  • частые депрессии, эпилептические припадки;
  • отставание в бытовых вопросах (редко).

Диагностика аутизма

Для выявления заболевания проводится тест на аутизм. Он предполагает оценку поведенческих реакций у детей младшего возраста и наблюдение за поведением детей постарше.

Отдельно проводят опрос родителей, используя специальные вопросы. Западными специалистами составлен специальный Опросник для диагностики аутизма ADI-R (AutismDiagnosticInterviewRevised).

Однако в странах СНГ чаще диагноз выставляется на основании обследования нескольких специалистов:

  • педиатра;
  • невролога;
  • психиатра;
  • психолога.

Аутизм у ребенка – что делать?

Лечение аутизма у детей направлено на нормализацию поведенческих реакций и формирование коммуникативных навыков. При этом могут использоваться западные методики: «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (FloorTime), ТЕАССН.

Родители должны придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Прививание необходимых жизненных навыков должно основываться на повторении одинаковых действий.
  2. Избегать резкой смены обстановки и привычек ребенка.
  3. Устанавливать контакт путем постоянных повторений, обращений, исключая грубый голос и наказания.
  4. Исключить переутомления: при длительных занятиях нужны перерывы.
  5. Не подавлять инициативу, не торопить при выполнении действий.

Источник: https://womanadvice.ru/autizm-u-detey-priznaki-i-proyavleniya-ot-rozhdeniya-do-podrostkovogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector