Расстройство речи и письма аграфия: виды, причины, симптомы, лечение

Аграфия – психология

Аграфия – это ограничение способности писать, зарождающееся при дисфункции речевых процессов. Аграфия может обнаруживаться в абсолютной утрате навыка или в грубом коверкании слов, пропусках букв, нарушении в слиянии слогов или букв в слове.

Зачастую нарушение написания возникает при отсутствии координационной дисфункции верхних конечностей, на фоне сохранности мыслительной деятельности. Аграфия зарождается вследствие повреждения задних сегментов лобной извилины.

У малышей аграфия является проявлением алалии (несформированность функции речи), возникающей вследствие поражения мозга.

Помимо того, рассматриваемое отклонение также отмечается у детей, имеющих речевые расстройства, обусловленные проблемами с овладением звуковым рядом слова, отклонением в звуковом разборе слов. У взрослых лиц аграфия является проявлением афазии (речевая дисфункция).

Причины аграфии

Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и восприятию, а помимо этого, задействует двигательную сферу.

Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии.

Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла.

Обратите внимание

Фонема слова с речевым смыслом у них не соотносится, поэтому, установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.

Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.

Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, алалии сопутствует отклонение в письме.

Аграфия у взрослых лиц сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать собственные мысли посредством устной речевой функции. При этом более часто описываемый недуг является симптомом иной патологии, а не протекает как отдельное заболевание.

Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.

Виды аграфий

Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.

Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.

Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.

Важно

При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое написание и самостоятельное написание, меньше отклонений наблюдается при списывании. Больной либо списывает побуквенно, либо копирует написанное.

Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции.

По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису.

Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.

Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.

Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог.

Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов.

Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.

Оптическая форма недуга возникает вследствие повреждения нижних сегментов теменных и затылочных зон коры, которые интегрируют зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Проявляется рассматриваемая форма недуга, прежде всего, буквенно-пространственными параграфиями.

Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:

— афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой памяти и аномалиями в фонематическом слухе;

— чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;

— конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;

— апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.

Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.

Диагностика и лечение аграфии

Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто.

Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага.

После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.

Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного.

Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.

Совет

Лечение аграфии характеризуется длительностью. Основой коррекционного воздействия считается этиологическая терапия, обусловленная генезом недуга.

Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия.

Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.

Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.

Профилактика аграфии на этапе дошкольного возраста включает разнообразные речевые упражнения, используемые с максимальной частотой.

Источник:

Аграфия – причины, виды, лечение и диагностика

Существует несколько видов аграфии – расстройства письма, которое тесно связано с нарушениями речи пациента. Лечение проводится только логопедами и психиатрами, специалистами, разбирающимися в медицинских причинах данного явления. Сначала проводится диагностика, чтобы выявить степень аграфии, а потом уже назначается комплекс упражнений и процедур.

Интернет-журнал psytheater.com ставит умение писать наряду с другими сложными психическими и умственными способностями. Только человеку свойственно осваивать речь во всем его многообразии, а затем еще подключать к этому двигательную активность кистей. Письмо – это сложный навык, который требует определенной подготовки.

Чтобы что-либо написать, человек должен знать буквы алфавита, их произношение и написание. Также человек должен владеть языком, хотя бы отдельными словами.

Обратите внимание

Более сложным процесс становится, когда необходимо составлять предложения. Здесь также нужно владеть знаниями грамматики и орфографии.

Ко всему процессу подключается деятельность руки, которая подчиняется определенным областям головного мозга.

Если речь идет об аграфии, то ее зарождение начинается еще с момента усвоения устного языка. Человек может разговаривать, но с некоторыми нарушениями. Его умственные и интеллектуальные способности сохраняются. Также проблема аграфии не кроется в двигательной активности кистей. Проблема кроется в повреждениях головного мозга:

  1. Правого полушария у левшей.
  2. Левого полушария у правшей.

Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.

Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.

Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:

  1. Алалии – несформированности функций речи.
  2. Поражения мозга.
  3. Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.

У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.

перейти наверх

Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:

  1. Аграфия.
  2. Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
  3. Дизорфография.

Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:

  • Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
  • Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
  • Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
  • Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
  • Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
  • Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.

Дисграфия делится на такие виды:

  • Акустическая.
  • Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
  • Аграмматическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
  • Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.

Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с  невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.

перейти наверх

Главной причиной аграфии врачи называют органическое поражение коры головного мозга, к чему могут привести следующие факторы:

  1. Травма головы.
  2. Геморрагические или ишемические формы инсульта.
  3. Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  4. Воспалительные процессы инфекционной природы.
  5. Негативное воздействие токсинов на организм и головной мозг.

Также причиной называют родовую травму, когда в младенчестве малыш не старается говорить, с годами не интересуется письмом, а в более старшем возрасте даже не может выразить свои мысли на уровне устной речи.

Читайте также:  Сирингобульбия: симптомы, дигностика и лечение сиригномиелии

На формирование навыков письма влияет то, как работает головной мозг при восприятии устной речи, способен ли ребенок вообще слышать и распознавать различные звуки. Также письмо зависит от уровня развития устной речи, словарного запаса и богатства слов.

При аграфии могут наблюдаться различные поражения головного мозга:

  1. Височная доля мозга при поражении приводит к тому, что человек не способен нормально воспринимать и воспроизводить звуки.
  2. Поражение задних сегментов 2-й лобной извилины приводит к развитию чистой аграфии.
  3. При сбое работы между полушариями воспроизводится зеркальный тип аграфии, что чаще встречается у левшей или у интеллектуально отсталых пациентов.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/agrafiya-psihologiya.html

Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Различают следующие виды аграфии:

  1. Чистая или же амнестическая – в этом случае у пациента случается сбой в письме, когда текст пишется под диктовку или же его пишут со звукового оригинала, а при списывании способность к письму в большей или меньшей степени сохраняется. Часто в своем течении сочетается с синдромом Герстмана, выступая его ярким симптомом, а в тяжелой форме своего течения проявляется в зеркальном написании слов. В последнем случае развивается зеркальный подвид чистой аграфии.
  2. Апраксическая форма патологии – проявляет себя как самостоятельное заболевание или же может быть проявлением идеаторной апраксии. Ребенок просто неспособен понять, как держать ручку, а последующие движения не способствуют правильному написанию букв и слов, их последовательности. Эта форма расстройства диагностируется при любом виде письма, как под устную ему диктовку, так и при самостоятельном списывании текста.
  3. Афатическая форма нарушения формируется при афазии, при которой поражена левая височная кора в строении мозга, что становится причиной проблем со слуховой и речевой памятью, а также фонематической разновидностью слуха.
  4. Конструктивная форма расстройства – развивается при конструктивной разновидности патологических изменений в головном мозгу.

Какие части мозга страдают

При поражении левой височной коры в головном мозге – развивается афатическая форма патологии, что провоцирует нарушение в слухоречевом типе памяти и поражение фонематического типа слуха.

Если нарушения диагностированы в работе задних отделов 2-й лобной извилины, расположенной в доминантном у пациента полушарии, то врачи диагностируют чистую форму аграфии, не связанную с иными патологиями и заболеваниями.

Если пациент пишет в зеркальном порядке – развивается зеркальный подвид нарушения и такую форму патологии чаще всего диагностируют у левшей, у интеллектуально отсталых пациентов, при сбое в процессе взаимодействия между полушариями мозга.

Дисграфия – частный случай аграфии

Дисграфия – это специфическое расстройство письменного вида речи, проявляющее себя в стойких ошибках и возникает в случае нарушения в области высших отделов ЦНС. Причинами патологии могут быть наследственность и болезни, травмы и инфекции ЦНС, перенесенные в младенчестве, неравномерное развитие обоих полушарий головного мозга.

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/agrafiya-kompleksnoe-rasstrojstvo-rechi-i-pisma.html

Аграфия

Письмо – это один из достаточно сложных психических процессов. Его относят и к речи, и к процессу восприятия (произвольному и системному), а также к двигательной сфере.

Термином «аграфия» называют расстройство письма, которое связанно с нарушениями речи, при этом движения кисти полностью сохраняются. Данное заболевание возникает как следствие поражения левого (у правшей) или правого (у левшей) полушария головного мозга.

Выделяют аграфию «чистую» (амнестическую), апраксическую, конструктивную, афатическую.

«Чистая» (амнестическая). Затруднения, главным образом, наблюдаются при письме под диктовку и письме спонтанном. При списывании сохранность письма более или менее остается. Дети могут путать порядок букв в словах, заменяют другими (литературная параграфия).

Наиболее яркими проявлениями амнестической аграфии являются затрудненные перекодирования фонем в графемы. Ребенок не способен отыскать графему, которая соответствовала бы заданой фонеме, графический образ буквы отчуждается.

Наблюдаются грубые аграмматизмы, литеральные параграфии, пропуски в словах – букв, в предложениях – слов, пропуски знаков препинания. Может наблюдаться зеркальное письмо или его элементы.

«Чистая» аграфия часто сочетается с синдромом Герстмана (неврологическим расстройством, которое указывает на поражение мозга), и проявляется, как один из его компонентов.

Апраксическая аграфия может быть самостоятельной формой апраксии или одним из проявлений апраксии идеаторной.

При апрактической аграфии ребенок не понимает, какое положение должна занять рука перед началом письма, то есть не знает, как надо взять ручку или карандаш. А последующие двигательные акты он не способен развернуть в правильной последовательности.

Поэтому возникают искажения, неправильные соотношения в пространстве отдельных элементов букв, отдельные буквы изображаются зеркально.

Важно

При особо тяжелых формах рисунок буквы может полностью рападаться, и ребенок будет изображать лишь отдельные черточки, которые будут пересекаться друг с другом.

Апраксическую аграфию можно наблюдать во всех видах письма: при списываниисамостоятельном или под диктовку. Само нарушение организации и осуществления движения затрудняют в написании букв из элементов.

Апраксическая аграфия является следствием поражений надкраевой и угловой извилин левого полушария. Но присутсвуют ситуации, когда данная форма патологии развивается при поражениях задних отделов второй лобной извилины в левой лобной доли.

Афатическая – возникает при афазии, поражена левая височная кора, это и становится причинами дефектов слухоречевой памяти и фонематического слуха.

Конструктивная аграфия — возникает при конструктивной афазии.

Наиболее ярким проявлением этого заболевания можно назвать полную потерю к способности писать. Либо может быть сильное нарушение структуры слова, пропуск букв, слогов, неумение соединять отдельные слоги в слова и буквы в слоги и др. что интересно, так это то, что интеллект у детей может быть не нарушенным, да и навыки письма выработаны, а данные проявления все же возникают.

Детскую аграфию принято считать одним из проявлений алалии. Возникает она, как следствие недоразвития речи в целом, что связано с тем же поражением головного мозга.

Наиболее распространенными причинами данного заболевания считаются нарушения графической символизации и фонематического восприятия. В основном, аграфия наблюдается у детей с недоразвитой устной речью (не всегда ярко выраженной).

У таких детей языковое сознание в развитии не смогло достичь стадии целостного осознания звукового аспекта слова. Ребенок воспринимает слово исключительно со смысловой стороны. Фонема с речевой действительностью не связывается.

Как следствие, установление звуко-буквенной ассоциации утрудняется.

Диагностика аграфии не представляет затруднений. После детального неврологического осмотра врач сразу же может поставить диагноз. Куда сложнее установить причины возникновения данного заболевания. Сперва выявляют пораженный очаг головного мозга и причину этого поражения.

Совет

При этом следует подробный расспрос родителей больного. Показано использование различных методик неврологических исследований, таких как магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, рентген черепа, электроэнцефалографии, реовазографии, ЭХО-энцефалографии.

Занимайтесь с ребенком речевыми упражнениями, старайтесь делать это как можно чаще. Следите более внимательно за тем, насколько Ваш ребенок способен к выражению собственной мысли, за порядком связывания слов, а в младшем возрасте – за развитием речи.

Постарайтесь не упускать из виду любые речевые отставания или ограничения.

Добиться положительных результатов при лечении любых речевых расстройств, а в нашем случае аграфии, возможно только при комплексной и всесторонней терапии.

Она должно объединять и лечение медикаментозного характера (назначение препаратов, которые послужат улучшением процессов питания головного мозга), а также лечебную физкультуру, музыкальные занятия, логоритмику, занятия с психотерапевтом, логопедом.

Терапия должна проводиться грамотно и в течение длительного времени.

Следует отметить о своевременности начатого лечения, поскольку в дальнейшем через аграфию будут возникать проблемы с обучением в школе. Если Вы заметили у своего малыша проявления аграфии, немедленно обращайтесь к специалисту, который после глубокой диагностики назначит правильное лечение.

Источник: https://nebolet.com/bolezni/agrafiya.html

Аграфия

Одним из наиболее сложных процессов психики специалисты считают письмо. Оно одновременно имеет отношение и к непосредственно психике, к восприятию, системному и произвольному, задействована и двигательная сфера.

Аграфия подразумевает расстройство письма, имеющее связь непосредственно с нарушенной речью. Известно, что при этом полностью сохранены движения кисти. Заболевание появляется, если имеются повреждения определенного полушария мозга.

Так, для правшей это левое, а для левшей правое полушарие. Аграфию можно выделить «чистую», то есть амнестическую, а  так же имеется апраксическая форма, афатическая и конструктивная.

При амнестической аграфии в основном затруднения возникают, когда требуется писать под диктовку, или имеет место спонтанное письмо. Если же производится обычное списывание, то сохранность письма все-таки остается.

Обратите внимание

Иногда дети путают в словах порядок букв, или вставляют вместо них другие, что называется литературной параграфией. Ярким проявлением амнестическойаграфии можно назвать затрудненность преобразования в графемы фонем.

Дети бывают неспособны отыскать графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы. При этом возникают грубые аграмматизмы, в словах пропускаются буквы, образуются литеральные параграфии. В некоторых случаях могут присутствовать элементы зеркального письма.

Особенности типов аграфий

Нередко амнестическая аграфия дополнена неврологическим расстройством, указывающим на то, что имеется поражение головного мозга. Синдром Герстмана является компонентом такого поражения. Что касается апраксической аграфии, то она возникает как проявление идеаторной апраксии.

В таком случае ребенок не может понять, в каком положении рука должна находиться при письме, не умеет правильно взять ручку. Кроме того, далее он не способен в нужно последовательности проводить двигательные акты. В связи с этим возникает неправильное соотношение в пространстве буквенных элементов, и некоторые из них могут иметь зеркальное отражение.

Если форма особенно тяжелая, буквенный рисунок может распадаться полностью, поэтому ребенок изображает отдельные фрагменты, пересекающиеся друг с другом. Апраксическая аграфия наблюдается в письме всех видов, как под диктовку, так и в самостоятельном письме, или при списывании. Нарушение осуществления движения и организации создают проблемы при написании букв.

Апраксическая аграфия представляет следствие поражения угловой и надкраевой извилины левого полушария. В то же время имеются ситуации, когда подобная форма патологии возникает при поражении заднего отдела лобной левой доли второй извилины. При афазии развивается афатическая аграфия, при этом поражена височная левая кора.

Данное состояние вызывает дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Конструктивная аграфия диагностируется при наличии конструктивной афазии.

Симптомы аграфии

Наиболее выраженным проявлением аграфии врачи называют абсолютную потерю умения писать.  Или же, нередко наблюдается сильно нарушенная структура слова, пропущены целые слога, буквы. Кроме того, у ребенка может не получаться соединять в слова отдельные слоги.

При этом не имеется нарушений интеллекта, а навыки письма нормально выработаны, тем не менее, подобные проявления дают о себе знать. Детская аграфия считается проявлением алалии. Она может появиться, как следствие недоразвитой речи, и это так же обусловлено поражением мозга.

Важно

Специалисты называют различные причины, ведущие к данному заболеванию, и наиболее распространенными из них принято считать нарушенную графическую символизацию и фонетическое восприятие. Чаще аграфия выявляются у детей, имеющих недоразвитую устную речь, то есть, недостаточно выраженную.

Языковое сознание у таких детей не достигло целостного осознания всего звукового аспекта, ребенок способен в таком случае воспринимать слово лишь со смысловой стороны. С речевой действительностью фонема не связана, и поэтому, усложняется становление звукобуквенной ассоциации.

Диагностика и лечение

При выявлении аграфии не возникает сложностей, врач проводит детальный неврологический осмотр, и может поставить диагноз сразу же. В первую очередь устанавливают причину, что является более сложным. Для этого необходима беседа врача с родителями пациента. Рекомендуется применение различных неврологических исследований.

В частности, МРТ, рентген черепа, реовазография, энцефалография, и прочее. В виде профилактики следует проводить с детьми речевые упражнения, и к тому же они должны быть максимально частыми. Более внимательно следите, насколько ребенок способен выражать собственную мысль, обращайте внимание, как он связывает слова.

Читайте также:  Соматогении (симптоматический психоз): виды, причины, симптомы, лечение

Для детей младшего возраста важно, как будет развиваться речь. Старайтесь не упускать из виду даже малейшего отклонения и речевого отставания. Чтобы в ходе лечения любого расстройства речи обеспечить положительные результаты, в том числе, и при наличии у ребенка аграфии, необходимо применить всестороннюю и комплексную терапию.

В частности, требуется назначение лечения медикаментозного характера, в которое включаются препараты, питающие головной мозг, улучшающие его процессы. Подобная лекарственная терапия сочетается с такими мерами, как физкультура, логоритмика, музыкальные занятия, индивидуальные или занятия в группе с логопедом.

Важно, чтобы такая терапия была проведена грамотно, и длительный период времени. Само по себе лечение тоже должно быть своевременным, потому что далее из-за аграфии с обучением в школе у ребенка возникнут трудности. Если вы подозреваете, что у малыша имеются признаки аграфии, обращайтесь к специалисту немедленно.

Проведя глубокую диагностику, врач назначит адекватный лечебный курс, и состояние будет улучшено и стабилизировано, ребенок сможет усваивать школьную программу и не отставать от сверстников.

Источник: https://www.psyportal.net/15682/agrafiya/

Аграфия – причины, виды, лечение и диагностика

Существует несколько видов аграфии – расстройства письма, которое тесно связано с нарушениями речи пациента. Лечение проводится только логопедами и психиатрами, специалистами, разбирающимися в медицинских причинах данного явления. Сначала проводится диагностика, чтобы выявить степень аграфии, а потом уже назначается комплекс упражнений и процедур.

Интернет-журнал psytheater.com ставит умение писать наряду с другими сложными психическими и умственными способностями. Только человеку свойственно осваивать речь во всем его многообразии, а затем еще подключать к этому двигательную активность кистей. Письмо – это сложный навык, который требует определенной подготовки.

Чтобы что-либо написать, человек должен знать буквы алфавита, их произношение и написание. Также человек должен владеть языком, хотя бы отдельными словами.

Совет

Более сложным процесс становится, когда необходимо составлять предложения. Здесь также нужно владеть знаниями грамматики и орфографии.

Ко всему процессу подключается деятельность руки, которая подчиняется определенным областям головного мозга.

Если речь идет об аграфии, то ее зарождение начинается еще с момента усвоения устного языка. Человек может разговаривать, но с некоторыми нарушениями. Его умственные и интеллектуальные способности сохраняются. Также проблема аграфии не кроется в двигательной активности кистей. Проблема кроется в повреждениях головного мозга:

  1. Правого полушария у левшей.
  2. Левого полушария у правшей.

Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.

Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.

Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:

  1. Алалии – несформированности функций речи.
  2. Поражения мозга.
  3. Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.

У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.

перейти наверх

Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:

  1. Аграфия.
  2. Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
  3. Дизорфография.

Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:

  • Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
  • Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
  • Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
  • Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
  • Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
  • Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.

Дисграфия делится на такие виды:

  • Акустическая.
  • Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
  • Аграмматическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
  • Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.

Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с  невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.

перейти наверх

Главной причиной аграфии врачи называют органическое поражение коры головного мозга, к чему могут привести следующие факторы:

  1. Травма головы.
  2. Геморрагические или ишемические формы инсульта.
  3. Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  4. Воспалительные процессы инфекционной природы.
  5. Негативное воздействие токсинов на организм и головной мозг.

Также причиной называют родовую травму, когда в младенчестве малыш не старается говорить, с годами не интересуется письмом, а в более старшем возрасте даже не может выразить свои мысли на уровне устной речи.

На формирование навыков письма влияет то, как работает головной мозг при восприятии устной речи, способен ли ребенок вообще слышать и распознавать различные звуки. Также письмо зависит от уровня развития устной речи, словарного запаса и богатства слов.

При аграфии могут наблюдаться различные поражения головного мозга:

  1. Височная доля мозга при поражении приводит к тому, что человек не способен нормально воспринимать и воспроизводить звуки.
  2. Поражение задних сегментов 2-й лобной извилины приводит к развитию чистой аграфии.
  3. При сбое работы между полушариями воспроизводится зеркальный тип аграфии, что чаще встречается у левшей или у интеллектуально отсталых пациентов.

Аграфия проявляется в частичном или полном нарушении письма, когда человек не способен написать букву, слог, целое слово, соединять буквы, составлять предложения, пропускает или переставляет в слове буквы. При этом интеллектуальные навыки и ранее развитые умения письма не нарушены.

Распознать аграфию можно по тому, что человек не способен самостоятельно писать, писать под диктовку или переписывать. Также может отмечаться зеркальное написание слов, букв и даже предложений.

перейти наверх

Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении.

Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание.

Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.

Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:

  1. МРТ.
  2. КТ.
  3. Рентген.
  4. ЭХО.
  5. Электроэнцефалография.

Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма.

Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению.

Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме.

Обратите внимание

Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.

Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности.

Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.

Источник: http://PsyTheater.com/agrafiya.html

Аграфия, афазия, алексия, алалия и другие пороки развития нервной системы связанные с речью

Речь является одним из важнейших механизмов интеллектуальной деятельности, способом существования сознания и формой общения между людьми. Функциональные системы, отвечающие за речь, являются сложным многоступенчатым механизмом, который включает в себя деятельность многочисленных структур и путей центральной нервной системы.

В этот механизм включаются зрительные, слуховые, двигательно-кинестетические анализаторы и мышцы речевого аппарата. При нормальной речи весь головной мозг функционирует согласованно. Прежде всего это касается корковых речевых зон, которые располагаются в доминирующем полушарии.

Для правшей доминантным полушарием головного мозга является левое полушарие, для левшей — правое.

Для осуществления устной речи требуется корковое управление движением речевых мышц при помощи нисходящих кортико-бульбарных путей, анализ и восприятие афферентных двигательных импульсов, которые возникают в процессе речи при сокращении мышц речевого аппарата. Основываясь на этом анализе, и происходит сличение выполняемых действий с заданной программой.

Если эти программы не соответствуют, из центральной нервной системы направляется дополнительный импульс, который вносит поправки и координирует работу речевого механизма. Таким образом, формируется целенаправленное речевое движение, которое лежит в основе моторной стороны речи.

Поражение корковых речевых зон обычно приводит к развитию многочисленных заболеваний.

Пороки развития нервной системы связанные с речевыми зонами:

  • Афазия (полная или частичная утрата способности пользоваться речью).
  • Алалия (непонимание речи при сохранении слуха).
  • Аграфия (нарушение письменной речи).
  • Алексия (нарушение чтения).

При поражении корковых речевых зон головного мозга, возможность пользоваться своей речью нарушается или теряется полностью. В случае недоразвития этих отделов и развитие заболевания у детей в раннем возрасте — появляется заболевание, под названием алалия.

Алалия — частичное или полное отсутствие речи у детей, имеющих хороший физический слух. Заболевание обусловлено недоразвитием либо поражением в левом полушарии головного мозга речевых областей. Развитие болезни приходится на момент внутриутробного развития или раннего детского возраста.

У детей, страдающих алалией, появляются серьезные затруднения при овладении устной речью. Как правило, словарный запас накапливается медленными темпами, построение простых фраз им дается тяжело.

В словах очень часто встречаются замены одного звука другим и частая перестановка местами букв. Иногда такие дети используют для общения свой язык, который окружающие понять не в состоянии.

Важно

Так как речевой процесс является довольно сложным явлением, и все его стороны тесно взаимосвязаны, как правило, алалия развивается параллельно с аграфией и алексией.

Читайте также:  Мышечная гипотония (гипотонус, синдром мышечной гипотонии) у детей и взрослых

Аграфия — это нарушение письма, которое возникает при каких-либо имеющихся расстройствах речи. Проявляется она, как правило, либо в сильном искажении слов, пропуске букв и слогов, неумении соединять буквы в слова; либо в полной неспособности к письму.

Детская аграфия проявляется менее стойко, в отличие от взрослой. Это, во многом объясняется тем, что мозг ребенка находится в стадии развития и нервные клетки еще не успели приобрести специализацию в выполнении отдельных действий.

Из этого следует, что и их повреждения не дают столь серьезных нарушений, как у взрослых людей. Этим же объясняется и тот факт, что работу вышедших из строя отделов головного мозга могут взять на себя другие участки коры.

Учитывая эти особенности, специалисты дают довольно обнадеживающие прогнозы детям, страдающим расстройствами всеми видами речи.

На сегодняшний день количество детей, больных аграфией увеличивается. Это значит, что увеличивается количество факторов, приводящих к развитию данного заболевания. Родителям нужно обращать внимание на общее развитие ребенка. Если он поздно начинает говорить, употребляет множество ошибок в устной речи, путает буквы — это может служить поводом для консультации со специалистом.

Впоследствии к диагнозу афазия добавляется аграфия и алексия. Врачи отмечают, что чем раньше будут начаты постоянные занятия с логопедом, тем более утешителен прогноз на будущее. Дети с таким диагнозом состоят на учете у невролога. Им показано энцефалографическое обследование и медикаментозное лечение. Обучение таких деток происходит индивидуально по специальной программе.

Основные задачи коррекционно-педагогической работы:

  1. Преодолеть инертность в звене, порождающем слоговую структуру слова.
  2. Преодолеть инертность по выбору слов.
  3. Восстановить чувство языка.
  4. Преодолеть аграмматизм.
  5. Восстановить структуры письменной и устной речи.
  6. Лечение алексии

При занятиях с логопедом в процессе коллективной и индивидуальной работы специалист использует методы и приемы коррекционно-педагогической работы, имеющиеся в дефектологии, используя при этом и свой собственный опыт.

В целом, достижения от такой коррекционной работы зависят от больного и логопеда, которые являются сотрудниками в достижении единой цели, а именно — максимально возможной постановке речи в результате комплексного лечения.

В заключении стоит отметить, что охрана здоровья граждан является важнейшей функцией государства. Профилактика в деле сохранности здоровья и воспитание всесторонне развитой личности являются главным содержанием гуманизма.

Совет

Задачи лечения болезней, связанных с нарушением всех видов речи неразрывно связано с их профилактикой и своевременным выявлением расстройств.

В связи с этим в виде логопедической помощи населению стоят задачи:

  1. Первичная профилактика, в которую входит предупреждение расстройств речи.
  2. Вторичная профилактика. Включает в себя проведение работ по предупреждению перехода заболеваний в хронические формы.
  3. Третичная профилактика, имеющая целью трудовой адаптации лиц, которые страдают речевой патологией.

Источник: https://pediatriya.info/poroki-razvitiya-nervnoy-sistemyi-svyaz/

Дисграфия у младших школьников. Профилактика и коррекция дисграфии

Когда ребенок начинает учиться писать, все прекрасно понимают, что какое-то время в процессе овладения этим навыком он будет испытывать трудности и допускать ошибки. Но бывают ситуации, когда слух и интеллект ребенка развивается нормально, но научиться писать ему никак не удается.

Подобные нарушения письменной речи со специфическими ошибками по фонетическому принципу называют дисграфией, а если наблюдается полная неспособность писать – это аграфия.

Нарушение письма обычно проявляется в комплексе с другими психическими функциональными расстройствами, в частности с дислексией.

Какие же существуют виды дисграфии? Что делать при наличии у ребенка в письме специфических ошибок? Как помочь школьнику в устранении проблем с обучением?

Суть дисграфического расстройства

Далеко не всегда стоит беспокоиться относительно ошибок в письме вашего ребенка. Например, если у первоклассника наблюдаются признаки дисграфии – это специфика возраста, скорее всего, со временем он перестанет допускать ошибки.

Все дети с разными темпами осваивают новые функции и навыки. В этом возрасте постановка диагноза дисграфии выглядит не совсем правомерно. Однако, в первом классе можно заметить у ребенка предпосылки к подобным нарушениям.

Таким детям пойдут на пользу профилактические занятия.

Истинная дисграфия заключается в недоразвитии фонематического слуха, в неумении тонко различать и запоминать звуки речи, что приводит к стойким нелогичным письменным ошибкам.

Существует также понятие – регуляторная дисграфия, при которой проблемы с письмом обусловлены так называемыми регуляторными дефектами. Проявляется, когда у ребенка имеет место неспособность к регуляции и удержанию внимания, либо когда он медленно включается в решение необходимого задания.

Обратите внимание

Такие дисграфические ошибки являются нестойкими, могут проявляться у детей, хорошо знающих орфографию, на фоне переутомления либо перенесенной соматической болезни, а также у детей, чувствительных к перемене погоды.

В такой ситуации устранение регуляторных трудностей автоматически приводит к налаживанию грамотности письма.

Что влияет на развитие дисграфии?

Чтобы эффективно помочь ребенку избавиться от проблем в обучении, необходимо понять, почему у него возникли трудности.

Учитывая то, что за развитие таких сложных психических функций человека, как речь и письмо, отвечает нервная система, то причины проблем как раз стоит искать в этой области.

В реализации функций речи и письма принимают участие три взаимосвязанные системы:

  • энергетическая или базовая система, отвечающая за питание мозга;
  • система обработки сигналов от всех органов чувств (для письменной речи важно зрение, слух, восприятие), при участии памяти и оптико-пространственной ориентации;
  • высшая система, функциями которой является планирование, мотивация, анализ-синтез, контроль.

Сбой в какой-либо из данных систем и приводит к дисграфии у детей. Такие нарушения не возникают внезапно.

Даже если у ребенка не наблюдалось признаков дисграфии в начале учебы, вдруг в третьем или четвертом классе начинают появляться дисграфические ошибки, надо искать неврологическую причину (чаще всего это проблемы энергетической системы) и подключать логопеда, а не корректировать орфографию. На сбой в системах, отвечающих за функцию письма, может повлиять целый ряд внешних и внутренних факторов:

  • ранний поход в первый класс, обучение иностранному языку в дошкольном возрасте, резкое увеличение нагрузок;
  • переучивание левши;
  • разговор на двух языках в одной семье, авторитарное воспитание;
  • перебор с компьютером и телевизором в раннем детстве;
  • перинатальные травмы и ранние инфекционные заболевания;
  • генетические предпосылки, перекос в развитии полушарий мозга;
  • нарушение внимания и памяти, сильный стресс.

Чаще всего диагностируется дисграфия у младших школьников, реже у учащихся среднего звена. Проявление нарушения письма у взрослых в большинстве случаев связано с опухолями и травмами мозга, инсультами и последствиями нейрохирургии.

Различие дисграфии по видам ошибок

Несмотря на то, что все нарушения правописания при данном расстройстве связаны с фонетическими проблемами, ошибки у детей бывают различного характера и обусловлены недостаточностью разных психических функций. Принято выделять следующие формы дисграфии:

  • Аграмматическая дисграфия. Чаще проявляется с возраста 8–9 лет, когда дети начинают изучать правила грамматики. Тогда и наблюдается неспособность школьника выстраивать речь грамматически правильно, выбирать верные падежные окончания, согласовывать слова.
  • Оптическая дисграфия. Этот вид расстройства письма обусловлен трудностями в формировании пространственно-визуальных образов и оптического анализа. Ребенок плохо воспринимает тонкие различия между буквами, поэтому изображает их ошибочно.
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Такая форма нарушения письменности по-другому называется моторная дисграфия и встречается чаще других. Проявляется такими ошибками, как перестановка местами, а также пропуск слогов либо букв, недописывание окончаний, разделение приставки со словом, повторение букв, написание предлогов слитно.
  • Акустическая дисграфия. Иногда можно встретить и другое название данной формы нарушения письма – фонематическая дисграфия. Ребенок пишет, как слышит, хотя говорит правильно. Поэтому, ошибки при данной дисграфии выражаются в замене букв на близкие по звучанию, а также в неверном употреблении мягкого знака.
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия. Здесь похожая ситуация, как при акустической дисграфии, с той разницей, что ребенок неправильно произносит определенные звуки, что и отражается в письменных ошибках. При артикуляторно-акустической дисграфии в первую очередь необходима помощь логопеда в постановке правильного произношения.

Встречаются также случаи смешанной дисграфии с нарушениями письма особой специфики. К смешанной форме относится морфологическая и синтаксическая дизорфография, а также неспецифическое нарушение письма, связанное с задержкой психического развития либо умственной отсталостью.

Другие типы нарушений письменности

Кроме дисграфического расстройства, выделяют такие нарушения письменной речи, как аграфия и дизорфография. В чем между ними разница? Аграфия характеризуется полной неспособностью человека к письму либо крайне сложными нарушениями структуры слов, при этом двигательные расстройства кистей отсутствуют.

Возникает аграфия в результате поражения височно-теменной области доминантного полушария мозга.

Если дисграфические ошибки, даже самые сложные, поддаются коррекции при работе с логопедом и психологом, то такое расстройство, как аграфия без участия невролога, медикаментозного лечения и психотерапии вылечить практически невозможно.

Дизорфография представляет собой нарушение письма такого рода, когда человек выказывает неспособность применять правила орфографии при письме.

Причины появления дизорфографии у младших школьников, как и при дисграфическом расстройстве, могут быть связаны с поражением или незрелостью мозговых структур, а также с влиянием средовых факторов.

Бывает, что дизорфография появляется, когда у ребенка не хватает мотивации, стремления к обучению.

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи

По статистике около 40% учащихся младших классов имеют дисграфию разных видов. Логично, что и родителей, и учителей волнует вопрос: как лечить дисграфию у школьников?

Преодоление неспособности либо трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – это комплексная задача, решать которую должны логопед, психоневролог, специалист по нейропсихологии, детский психолог, а также родители и педагоги.

Исправление ошибок письма при дисграфии без выявления причины – пустая трата времени. Важно провести ряд диагностических процедур, чтобы выявить поражения мозга, сосудистые нарушения и другие неврологические проблемы.

Важно

Необходимо также провести консультации с психологом, ведь наличие дисграфии у ребенка может быть связано со стрессом или психологической травмой.

При дисграфии лечение будет эффективным, только после своевременно поставленного и точного диагноза.

Коррекция дисграфии – это длительный процесс, в котором большое значение имеет индивидуальный и всесторонний подход к проблеме.

Например, при артикуляторно-акустической дисграфии, чтобы быстрее исправить произношение, родителям необходимо в домашних условиях постоянно выполнять с ребенком упражнения, которые порекомендует лечащий врач-логопед.

С помощью различных развивающих упражнений и игр проводится коррекция оптической дисграфии у младших школьников, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, да и других форм расстройства.

Информацию в игровой манере дети усваивают гораздо лучше, чем при традиционной зубрежке. Коррекция аграмматической дисграфии чаще всего требуется детям, которые проживают в двуязычной семье. Для этого используют специальные логопедические упражнения.

Профилактические меры

Для предупреждения дисграфии, упражнения для развития речи следует практиковать еще до начала обучения письму. Вообще говоря, профилактика дисграфии – это задача родителей. Порой бывает достаточно перед занятиями делать массаж или растирание воротниковой зоны, готовить ребенку здоровый завтрак и давать в школу для перекусов орехи, энергетические батончики или курагу.

Такие несложные мероприятия позволят обеспечить достаточное питание мозга на все учебное время. Важно начинать обучать малыша правильной речи, когда он только начинает разговаривать. Родительская забота и внимание, здоровый сон, адекватные нагрузки, активный летний отдых, своевременное подключение логопеда и индивидуальный подход в обучении дает возможность предотвратить проблемы с письмом.

Источник: https://vseostresse.ru/psihicheskie-rasstroystva/disgrafiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector