Повторение слов в речи (речевые стереотипии): персеверация, вербигерация, стоячие обороты

Симптомы вербигерации. Способы диагностики и лечения речевых стереотипий

Вербигерация представляет собой спонтанное выкрикивание слогов, слов или фраз, не связанных между собой по смыслу.

Однообразное повторение слов может выступать признаком шизофрении или стойкой умственной отсталости. Патологическое речевое поведение может наблюдаться у детей, страдающих аутизмом.

Данное отклонение относят к речевым стереотипиям, проявляющимся в многократном повторении бессмысленных звуков и слов.

Основное понятие речевых стереотипий

Стойкое систематическое повторение бессвязных звуков, слов или фраз называют речевой стереотипией. Немецкий учёный Э. Крепелин считал, что бессмысленная вербализация слов связана со стойким нарушением мышления и крайне редко поддаётся коррекции. Речевые стереотипии бывают следующих видов:

  • персеверации,
  • вербигерации,
  • стоячие обороты.

Под персеверацией понимают систематическое повторение слов, фраз, умозаключений, которые отложились в сознании индивида. Характер такой речи обычно монотонный и однообразный в основном встречается при нарушениях мышления или моторных афазиях. При персеверациях могут возникать трудности в дифференциации сходных по звучанию согласных букв, например «б» и «п», «в» и «ф» и т.д.

Впервые понятие «вербигерация» было введено в науку психиатром Л. К. Кальбаумом в 1874 году.

Данный симптом характеризуется бессмысленным повторением звуков, слов, фраз, иногда больные пытаются употреблять рифмованные повторения.

Обратите внимание

Вербигерирующий характер речи наиболее часто встречается при слабоумии и кататонической шизофрении. Нередко такая бессмысленная словесная стереотипия сочетается с гримасничаньем и двигательными нарушениями.

Стоячие речевые обороты представляют собой повторение одних и тех же фраз и выражений. Чаще всего данный симптом наблюдается при болезни Пика, искаженность речевых оборотов может достигать таких форм, при которых сложно распознать даже первоначальный звук. На протяжении всей беседы с другими людьми больной может многократно обращаться к стереотипным фразам.

У детей нарушение речевого поведения может проявляться в виде эхолалии и палилалии. Эхолалия представляет собой вербальную имитацию слов или фраз других людей. Такие повторения чужой речи зачастую наблюдаются при аутизме, шизофрении и нарушениях мышления.

Явление эхолалии переживал каждый человек в своей жизни, так как имитация звуков и слов других людей является обязательной частью развития речи и обычно начинает проявляться у грудничков в возрасте от 9 месяцев. Эхолаличная речь не осмысливается человеком в полной мере, она всего лишь синтезируется и воспроизводится процессами памяти.

Эхолалия и палилалия (патологическое желание повторять фразы или слова) может также выступать одним из симптомов обессивно-компульсивного расстройства, в качестве навязчивого ритуала.

Патология речи зачастую связана с нарушениями мышления, психическими расстройствами и поражениями головного мозга. Речевые стереотипии могут наблюдаться при следующих заболеваниях:

  • шизофрения,
  • умственная отсталость (олигофрения),
  • аутизм,
  • болезнь Пика,
  • болезнь Альцгеймера,
  • деменция,
  • поражения головного мозга,
  • афазии.

Частыми симптомами кататонической шизофрении выступают: вербигерирующая речь, персеверации и эхолалия. Примерно у трети пациентов с шизофренией наблюдаются вербигерации, которые в основном протекают в комплексе с апраксией и эмоциональными искажениями.

Больные могут беспрестанно повторять одни и те же звуки и слова, а потом резко оборвать речевой поток, такая остановка мышления и вербальной активности называется шперрунг.

Данный симптом характерен преимущественно для шизофрении, в особенности при её кататонических формах.

Важно

При разнообразных степенях умственной отсталости у больных наблюдаются речевые стереотипии из-за невозможности в полной мере осмыслить сказанное.

В основном такие повторения проявляются при диалогах, когда больной не может либо понять суть обращённой к нему речи, либо правильно сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Нередко при слабоумии отмечается парадоксальная (смысловые противоречия) и пуэрильная речь (имитация детской картавости и лепета).

При аутизме стереотипное повторение звуков или слов может указывать на своеобразный стиль общения. Такие персеверации свидетельствует о прогрессивных попытках установить контакт с окружающими, пусть даже таким необычным способом. Зачастую уровень речевого развития у многих аутистов остаётся на уровне эхолалий и звуковой имитации.

Особенности речевых расстройств зависят от локализации поражений центральной нервной системы. При нарушении работы лобного отдела левого полушария головного мозга в основном искажаются динамические особенности речи (например, эхолалия при ответах на вопросы, персеверации речи).

При афазиях, речевых патологиях, приобретённых в результате локальных поражений речевых отделов головного мозга, наблюдается наибольшее количество вербальных отклонений.

Речь таких больных зачастую автоматизирована и эхолалична, повторение опирается на имитацию простых звуков, слов и фраз, более сложные речевые обороты зачастую недоступны.

Диагностика и лечение нарушений речевого поведения

При диагностике речевых стереотипий пациента просят выполнить специальные субтесты или ответить на простые вопросы (предполагающие ответы «да», «нет»), повторить сходные по звучанию звуки или триграммы, состоящие из гласных и согласных букв.

Дефектолог просит озвучить предметы, находящиеся в комнате, перечислить дни недели, объяснить смысли тех или иных слов или пересказать только что услышанный текст. При исследовании нарушений важным моментом является — установить понимает ли пациент смысл обращённой к нему речи.

При подозрениях на лёгкие формы речевых нарушений дефектолог использует более сложные методы исследований, такие как: анализ конструкций падежей, морфологический разбор слов и т.д.

Терапия больных с речевыми нарушениями предполагает:

  • фармакотерапию,
  • лечебную физкультуру, физиотерапию,
  • психологическую коррекцию, работу с дефектологами, логотерапию,
  • психотерапию.

В первую очередь проводится лечение основного заболевания. Восстановления речевой функции зависит от главного диагноза.

При афазиях первоначально уделяется внимание автоматизированной речи, далее поэтапно больного обучают процессам осмысления и выделения главной информации от второстепенной.

Если основным заболеванием выступает слабоумие, в коррекционных занятиях наиболее уделяется внимание смысловым значениям слов. При лёгких формах шизофрении больных обучают правильному построению предложений, без потери смыслового содержания.

Совет

Эффективной можно назвать только ту терапию, которая основана на комплексном подходе, предполагающем лечение и коррекцию всех психических дисфункций основного заболевания.

Восстановление коммуникативных навыков должно происходить не только в коррекционных заведениях, но и в кругу семьи.

Источник: http://onevroze.ru/simptomy-verbigeracii-sposoby-diagnostiki-i-lecheniya-rechevyx-stereotipij.html

Нарушения речи. Речевые итерации

Эта часть главы является как бы дополняющей разделы книги, в которых описаны многие нарушения речи.

Системное изложение психопатологии речи (разных форм речи и на различных этапах развития речи у представителей разных систем языка) в настоящее время представить трудно ввиду недостаточной изученности данной проблемы.

Здесь ограничимся описанием или только упоминанием некоторых речевых нарушений. Отметим одно важное обстоятельство: будут представлены именно нарушения речи, а не расстройства мышления, хотя кажется очевидным, что и то и другое взаимосвязано.

Тем не менее эта связь нуждается в изучении, вполне вероятно, она может быть разной. Например, известно, что разорванность мышления проявляется разорванной устной речью. Однако следует иметь в виду, что при этом подразумевается разорванность словесно-логического мышления.

Как обстоит дело с другими формами мышления, неясно. Очень может быть, что некоторые из них нарушены при этом в меньшей степени либо, что также нельзя исключить априори, интактны. Совершенно непонятно, в каком состоянии находится у таких пациентов внутренняя речь.

То же самое относится к письменной речи. Устная речь может находиться в состоянии разорванности, но это не значит, что в равной степени или таким же образом страдает письменная и наоборот.

Поэтому в текст не включены характеристики речи, которые прямо указывают на то или иное нарушение мышления, например бессвязная, обстоятельная речь и т. п.

Обратите внимание

Заметим также, что в оценке выявляемых путём расспроса нарушений следует учитывать как отклонения в мышлении, так и нарушения речи, самоописания пациентов отнюдь не всегда являются тождественными подлинным болезненным переживаниям.

При нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

Речевые итерации (от лат.

iterativus — часто повторяемый) или речевые стереотипии, словесные тики — непроизвольные, бессмысленные и эмоционально индифферентные повторения, нередко многократные, фраз, слов, слогов, отдельных звуков устной речи самого пациента, как спонтанной, так и провоцируемой вопросами со стороны. К расстройству относятся палилалия, вербигерация, персеверации, возвращающиеся выражения, а также такой письменный вариант, как палиграфия (Кричли, 1974).

Палилалия (Brissaud, 1899; Souques, 1908; Pick, 1921) — повторение пациентом два раза и более фразы, какой-нибудь её части, слова, слога из конца только что произнесённого им вслух фрагмента речи.

Громкость повторения обычно не превышает таковую прототипа, темп повторения может постепенно ускоряться, а громкость — снижаться, слова могут частично проглатываться. Так, после ответа на вопрос о сегодняшнем числе (ответ: не знаю, численника нет) пациент практически без перерыва повторяет ответ шесть раз подряд.

Другой пациент правильно называет дни недели, а затем не останавливаясь, в том же темпе и с неизменными интонациями повторяет сказанное ещё два раза. Палилалия в отношении одной или нескольких фраз обозначается также как симптом граммофонной пластинки (Майер-Гросс, 1931), симптом курантов, стоячие обороты речи.

Этот симптом является типичным для болезни Пика, он встречается также при стриарной патологии, в структуре постэнцефалитического паркинсонизма, псевдобульбарного синдрома.

Палилалия возникает в отношении разных форм речи, как интеллектуальной, так и эмоциональной (восклицания, окрики, брань и др.). Наблюдается и в структуре вербальных галлюцинаций. Как правило, она не касается оборотов автоматизированной речи, произносимых машинально. Число повторений может достигать 20 и более.

Повторения в конце делаются иногда беззвучными — афоническая палилалия. Палилалия наблюдается при стриопаллидарной патологии различного генеза (сосудистого, воспалительного, атрофического), а также при кататонии. От палилалии следует отличать палилогию — ораторский приём в виде повторения фрагментов речи с целью подчеркнуть их особое значение.

Иногда палилогия встречается у ораторов при их волнении и потере нити высказываний.

Важно

Вербигерация или персевераторная логорея (от лат. verbum — слово, gerere — создавать) — «нанизывание» сходных по звучанию, но разных по значению слов, растягивание и коверкание слов, произнесение бессмысленных сочетаний звуков и слов (Kahlbaum, 1874).

Так, пациент на протяжении нескольких часов громко выкрикивает одну и ту же фразу: «Солнце с мясом не играют». Другой говорит, как бы рифмуя звукосочетания, следующее: «Ах, тах, чвах, брах, тух, жух…». Вербигерация может звучать в вербальных галлюцинациях.

Обычно возникает у пациентов с кататоническими проявлениями шизофрении.

Тревожная вербигерация — многократное повторение выражений отчаяния у пациентов с паникой, тревогой и тревожной депрессией на высоте расстройства — раптусе (возбуждении двигательном, экспрессивном и речевом). Так, больные громко причитают: «Погибаю, спасите меня… делайте же что-нибудь… боже мой, что теперь делать!».

Персеверация (от лат. persevero — упорно держаться, продолжаться) — застревание речевых ответов на вопросы (Neisser, 1894). Так, сообщив на первый вопрос свою фамилию, на последующие вопросы пациент несколько раз продолжает называть свою фамилию.

Персеверации могут быть в письменной речи, а также возникать в двигательной сфере: написав слово или фразу, пациент вместо последующих продолжает писать то же самое; совершив действие, пациент вместо нескольких новых повторяет первое.

Речевые персеверации наблюдаются при сенсорной афазии, оглушённости сознания, двигательные — при атрофических процессах, кататонии. Наряду с упомянутыми некоторые авторы говорят также о существовании сенсорных и эмоциональных персевераций.

Возвращающиеся выражения (Jackson, 1864) — речевые стереотипии у пациентов с грубой сенсорной афазией, когда речь бывает ограничена одним словом или одной фразой, неуместно повторяемой в самых разных ситуациях.

Так, пациент после черепно-мозговой травмы на разные вопросы или в разных ситуациях неизменно произносил одно и то же слово: «Помогите!».

Джексон предполагал, что такие слова и выражения связаны с какойнибудь мыслью в момент катастрофы, пациент будто бы хотел её высказать именно в этот момент, но не успел.

Палиграфия — письменный вариант речевой итерации. Пациент, начав писать, пишет одно какое-то слово, одну и ту же фразу, иногда совершенно бессмысленное сочетание слогов или букв. Так, больной спонтанно исписал четыре страницы таким выражением:

Читайте также:  Синдром верхней глазничной щели: симптомы, диагностика, лечение

«Фе-те-те-ре-фе-те-те». Точно таким же образом может повторяться один и тот же рисунок, нередко совершенно бессмысленный.

Логоклония (лого + от греч. klonos — беспорядочное движение) — ритмическое повторение слогов в устной и письменной речи. Впервые описана при прогрессивном параличе (Крепелин, 1904). Логоклония, распространяющаяся с начальных слогов слова на промежуточные, а затем конечные, считается характерным симптомом болезни Альцгеймера. Наблюдается также при болезни Пика, некоторых формах энцефалита.

К содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/narusheniya-rechi-rechevye-iteracii

Фгбну нцпз. ‹‹расстройства мышления››

Понятием «инертное мышление» можно определить группу синдромов расстройств мышления, основной признак которых — недостаточная подвижность психических процессов. К нему относятся вязкое мышление, персевератор-ное мышление и мышление со стереотипиями. Элементы инертности психической деятельности наблюдаются и при депрессивных состояниях, однако в этих случаях инертность мыслительных процессов является второстепенным фактором, так как ведущую роль играют замедление мышления и стойкий депрессивный аффект, характеризующийся затуханием побудительных мотивов уже начатого действия.

Б. В. Зейгарник (1976) называет инертным мышлением мыслительную деятельность больных эпилепсией. Нам этот термин представляется более широким — инертностью протекания психических процессов можно объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые применительно к поведенческим актам объединяются понятием «фиксированные формы поведения». Г. В. Залевский (1976) под фиксированными формами поведения понимает акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения. Применительно к патологии мышления нам представляется более целесообразным говорить о фиксированных формах мыслительной деятельности. Проявления инертного мышления наблюдаются при заболеваниях различного генеза, главным образом при шизофрении, в рамках грубой органической патологии головного мозга. Поэтому мы не можем говорить о их каузально-этиологическом родстве, речь идет о сходных патогенетических механизмах, которые могут быть обусловлены и функциональными и органически-деструктивными изменениями.

Вязкое мышление наблюдается при эпилептическом слабоумии. Оно характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. Вязкое мышление больных эпилепсией может быть охарактеризовано в первую очередь как ригидное, недостаточно лабильное.

Застревая на мелочах, подробностях, больной эпилепсией, однако, никогда не теряет из виду цели своего рассказа. Факты, сообщаемые больным, связываются со случайными обстоятельствами, но в пределах заданной темы. Больной старательно описывает частности, перечисляет их так, что его трудно перебить. Ему тяжело связать подробности с общим содержанием. Эта склонность к застреванию, «прилипание» к одному и тому же кругу представлений, излишняя детализация, неумение выделить главное характеризуют мышление при эпилепсии. Хотя больной и уклоняется в своих рассуждениях от прямого, ведущего к цели пути, но самой этой цели из внимания не упускает. Рассказывая о чем-либо, он то топчется на одном месте, то увлекается деталями, поучениями, рассуждениями, объяснениями, но остается в круге тех представлений, какие обозначены начальным намерением повествования. Тема рассказа не меняется. Темп и характер речи больного эпилепсией крайне трудно корригировать.

Совет

Я. В. Бернштейн (1936) указывал, что тугоподвижность, инертность мышления при эпилепсии, являясь первичной, всегда входит в сложный симптомокомплекс характерных черт основного поражения, отражается в каждой черте этого поражения и все его черты отражаются в ней. И действительно, тугоподвижность свойственна всей психической жизни больного эпилепсией, она проявляется в его поведении, аффективности, в особенностях его мышления. В то же время ригидность, которая может наблюдаться и при других заболеваниях, в клинике эпилепсии специфически окрашивается в силу ее неразрывной связи с другой присущей эпилептическому слабоумию симптоматикой.

Для речи больного с вязким мышлением характерны олигофазия, повторения, паузы, уменьшительные и ласкательные слова. Паузы в речи больные заполняют такими словами, как «понимаете», «так сказать», «значит» и т. п. Уже в обычной беседе у больных с вязким мышлением обнаруживается склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше это выявляется при описании ими рисунка или пересказе текста. Нередко, крайне обстоятельно описав рисунок, перечислив изображенные на нем даже самые незначительные детали, больной все же не может осмыслить его, уловить его содержание. Эта слабость суждений соответствует степени выраженности эпилептического слабоумия.

Приводим типичный пример вязкого мышления — больной обращается к собеседнику.

«Не что-нибудь, а действительно — нельзя ли у вас папиросочку попросить? Вчера мамочка приходила — она ко мне через день приходит — принесла мне папиросочки. Говорит: «Возьми, Минечка, я тебе папиросочки принесла». Хорошие папиросочки — я такие люблю. Я так обрадовался, что мамочка папиросочки принесла, и как раз мои любименькие. И няня говорит: «У тебя теперь, Минечка, есть что курить, маменька папиросочки принесла» А вот ночью, не что-нибудь, а действительно, когда я спал, выкурил этот больной мои папиросочки Не дадите ли вы мне не что-нибудь, а действительно, папиросочку, а завтра мамочка принесет еще много папиросочек, и я вам отдам».

Вязкое мышление при эпилепсии характеризуется также выраженными эгоцентрическими тенденциями. Это отчетливо видно в приведенном выше примере. При выраженном эпилептическом слабоумии ответы больных однообразны, носят характер штампов — на все слова-раздражители в ассоциативном эксперименте больной может отвечать 2— 3 словами («хороший» или «плохой», «знаю» или «не знаю»). Нередко словесные реакции отражают лишь отношение больного к предметам, обозначенным словами-раздражителями. При предложении сочинить рассказ по 3 заданным словам «дом, лампа, огонь» больной написал:

«Мы получили новую квартиру, переехали в пятиэтажный дом. Жене комната не понравилась, так как не было электрической лампочки, и мне пришлось бежать вечером в магазин покупать лампочку. Яркий свет озарил нашу новую комнату. Я пошел на кухню поставить чай. Когда засверкал яркий огонек на газовой плите, я поставил чайник и вернулся к себе в комнату».

Такого рода включение себя в ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций (И. Я. Завилянский, Р. Е. Таращанская, 1959). Внешние отвлекающие моменты мало влияют на течение мыслительных процессов — излагая свои мысли, больной не обращает внимания на вопросы, которыми перебивает его речь собеседник, даже если это должно облегчить стоящую перед ним задачу.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/87/chapter/10

Персеверация

Персеверация – это стабильное воспроизведение какого-либо высказывания, деятельности, эмоциональной реакции, ощущения. Отсюда выделяют моторные, сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные персеверации.

Понятие персеверации, иначе говоря, являет собой «застревание» в человеческом сознании определенной мысли, несложного представления либо их неоднократное и однообразное воспроизведение в качестве ответа на предыдущее последнее вопросительное высказывание (интеллектуальная персеверация).

Бывают самопроизвольные и неоднократные повторения уже ранее сказанного, совершенного, чаще обозначаемые термином итерации, и воспроизведения пережитого, обозначаемые термином эхомнезия.

Что такое персеверация

Весьма неприятным проявлением навязчивого поведения считается персеверация. Характерной чертой является воспроизведение определенного физического действия, фонемы, представления, фразы.

Типичным примером является песня, «застревающая» на длительное время в голове. Многие субъекты замечали, что отдельные словоформы либо мелодию охота повторять вслух на протяжении определенного периода. Подобный феномен, естественно, является слабой аналогией рассматриваемого отклонения, однако смысл персеверативных проявлений именно такой.

Индивиды, мучающиеся данным нарушением, совершенно не контролируют собственную персону в подобные моменты. Назойливое повторение появляется абсолютно спонтанно и также внезапно прекращается.

Рассматриваемое отклонение обнаруживается в устойчивом воспроизведении идеи, манипуляции, переживания, фразы или представления.

Такое повторение нередко перерастает в навязчивую неуправляемую форму, индивид сам даже может не обнаруживать происходящее с ним.

Таким образом, понятие персеверации являет собой феномен, обусловленный психологическим нарушением, психическим отклонением либо нейропатологическим расстройством поведенческих паттернов и речи индивида.

Подобное поведение возможно также и при сильном переутомлении либо отвлечении внимания не только при психических недугах или неврологических отклонениях. Считается, что базисом персеверации являются процессы повторяющегося возбуждения нейронных элементов, обусловленные запозданием сигнала об окончании действия.

Обратите внимание

Рассматриваемое нарушение нередко принимают за стереотипию, однако, невзирая на общее стремление навязчивого повторения, персеверация отличается тем, что она является результатом ассоциативной деятельности и структурного компонента сознания.

Субъекты, страдающие персеверацией, проходят терапию у лекарей, которые вначале помогают выявить первопричину, после чего проводят комплекс мероприятий, устремленных на исключение воспроизводимой мысли, фразы, повторяющегося действия из повседневной жизни данного субъекта.

Дабы предотвратить формирование описываемого синдрома у взрослых лиц, родителям следует внимательно наблюдать за поведенческим реагированием малыша на предмет присутствия у него признаков персеверации.

Можно выделить следующие «атрибуты» рассматриваемого нарушения: регулярное повторение крохой одной фразы, которая не соответствует теме беседы, характерные действия (малыш, например, может постоянно дотрагиваться при отсутствии физиологических предпосылок до определенной области на теле), постоянное рисование одинаковых объектов.

В детском периоде существуют специфические проявления персевераций вследствие особенностей психологии малышей, их физиологии, и активной смены жизненных ориентиров и ценностей крох на разных стадиях взросления. Это порождает определенные сложности в дифференциации симптомов персеверации от сознательных действий малыша. Помимо того, проявления персеверации могут камуфлировать более серьезные отклонения психики.

Ради более раннего выявления возможных расстройств психики у чада, следует внимательно наблюдать за проявлениями персеверативных симптомов, а именно:

– систематическое воспроизведение одного высказывания независимо от обстоятельств и заданного вопроса;

– присутствие определенных операций, повторяющихся неизменно: касание определенного участка тела, почесывание, узконаправленная деятельность;

– многократное рисование одного объекта, запись слова;

– неизменно повторяющиеся просьбы, надобность исполнения которых весьма сомнительна в границах конкретных ситуативных условий.

Причины персеверации

Данное расстройство зачастую зарождается вследствие воздействия физического характера на мозг. Вдобавок у индивида возникают сложности с переключением внимания.

Главными причинами неврологической направленности описываемого синдрома являются:

– перенесенные локализованные поражения мозга, напоминающие поражение при афазии (недуг, при котором индивид произносить правильно словесные структуры не может);

– навязчивое воспроизведение действий и фраз появляется вследствие уже возникшей афазии;

– черепно-мозговое повреждение с поражениями боковых сегментов коры либо передней зоны, где находится префронтальная выпуклость.

Помимо причин неврологической направленности, связанных с повреждением мозга, выделяют психологические факторы, способствующие развитию персеверации.

Неотступность воспроизведения фраз, манипуляций зарождается вследствие стрессоров, продолжительное время воздействующих на субъектов. Данному явлению зачастую сопутствуют фобии, когда включается защитный механизм посредством воспроизведения операций однотипного характера, которые дарят индивиду ощущение неопасности и успокоение.

Важно

При подозрении наличия аутизма также отмечается излишне скрупулезная избирательность в совершении определенных действий или интересах.

Описываемый феномен нередко обнаруживается при гиперактивности, если малыш считает, что недополучает должной, по его мнению, толики внимания. В этом случае персеверация выступает также в качестве компонента защиты, который в детском подсознании компенсирует дефицит стороннего внимания. Подобным поведением малыш стремится привлечь к собственным действиям или себе внимание.

Часто рассматриваемый феномен проявляется у научных деятелей. Индивид постоянно изучает что-то новое, стремится познать нечто важное, оттого и зацикливается на определенной мелочи, высказывании или действии. Зачастую описываемое поведение характеризует такого индивида как упорную и настойчивую личность, однако иногда подобные действия трактуются в качестве отклонения.

Назойливое повторение нередко может являться симптомом обсессивно-компульсивного расстройства, выражающегося в следовании определенной идее, которая вынуждает индивида постоянно совершать конкретные действия (компульсии), либо же в неотвязности какой-то мысли (обсессии). Подобное устойчивое повторение можно лицезреть, когда субъект моет руки зачастую без надобности.

Персеверацию необходимо различать от иных недугов либо стереотипий.

Фразы либо действия повторяющегося характера нередко бывают проявлением устоявшейся привычки, склероза, субъективных назойливых явлений, при которых больные понимают странность, нелепость и бессмысленность собственных поведенческих паттернов. В свой черед при персеверации индивиды не осознают ненормальность собственных действий.

Читайте также:  Гуманистическое направление в психотерапии: книга эллиса о гуманистическом направлении

Если у индивида формируются признаки персеверации, однако при этом в анамнезе не отмечалось перенесение стресса либо травм черепа, это часто свидетельствует о возникновении, как психологических вариаций расстройства, так и психических.

Виды персеверации

Основываясь на характере рассматриваемого нарушения, выделяют, как уже перечислялось выше, такие ее вариации: персеверации мышления, персеверацию речи и моторную персеверацию.

Первый вид описываемого отклонения отличается «зацикливанием» индивида на определенной мысли либо представлении, возникающего в ходе коммуникативного вербального взаимодействия. Персеверативное словосочетание, нередко может индивидом употребляться для ответа на приведенные вопросы, при этом, не имея отношения к смыслу вопросительного высказывания.

Заклинивание на одном представлении, выражается в устойчивом воспроизведении определенного слова либо словосочетании. Чаще это – верное ответное высказывание на первое вопросительное предложение. На дальнейшие вопросы больной дает первичный ответ.

Совет

Характерными проявлениями персеверации мышления считаются устойчивые усилия возвратиться к предмету беседы, про который давно уже речь не идет.

Подобное состояние присуще атрофическим процессам, проистекающим в мозге (болезнь Альцгеймера или Пика). Также может обнаруживаться при травматическом психозе и сосудистых нарушениях.

Моторная персеверация проявляется неоднократным повторением физических операций, как простейших манипуляций, так и целой совокупности разнообразных телодвижений. При этом персеверативные движения воспроизводятся всегда четко и равно, будто по установленному алгоритму. Различают элементарную, системную и речевую моторные персеверации.

Элементарный вид описываемого отклонения выражается в многократном воспроизведении отдельных деталей движения и зарождается вследствие поражения коры мозга и нижерасположенных подкорковых элементов.

Системный тип персеверации обнаруживается в неоднократном воспроизведении целых комплексов движений. Он возникает по причине повреждения префронтальных сегментов мозговой коры.

Речевой вид рассматриваемой патологии проявляется многократным воспроизведением слова, фонемы или фразы (письменно либо в устном разговоре). Возникает при афазии вследствие поражения нижних сегментов премоторной зоны.

При этом у левшей данное отклонение возникает, если поражена правая сторона, а у праворуких индивидов – при повреждении соответственно левого сегмента мозга.

Другими словами, рассматриваемый вид персеверации, зарождается вследствие повреждения доминантного полушария.

Обратите внимание

Даже при наличии частичных афатических отклонений пациенты также не замечают различий в воспроизведении, написании либо чтении сходных по выговору слогов или слов (например, «ба – па», «са – за», «собор – забор»), путают буквы близкие по звучанию.

Персеверация речи характеризуется устойчивым повторением слов, высказываний, словосочетаний в письменной речи либо устной.

В сознании субъекта, страдающего речевой персеверацией, словно «застревает» мысль либо слово, которое он повторяет неоднократно и однотонно при коммуникативном взаимодействии с собеседниками. При этом воспроизводимая фраза либо слово к предмету разговора отношения не имеют. Речь больного характеризуется монотонностью.

Лечение персеверации

Базисом терапевтической стратегии в коррекции персеверативных аномалий всегда является системный психологический подход, основывающийся на чередовании этапов. Одну методику в качестве единственного способа коррекционного воздействия применять не рекомендуется. Нужно использовать новые стратегии, если предшествующие результата не принесли.

Чаще лечебный курс основывается на пробах и ошибках, нежели является стандартизованным алгоритмом терапии. При обнаружении патологий мозга неврологического характера, терапию сочетают с надлежащим медикаментозным воздействием.

Из фармакопейных средств применяют слабые седативные препараты центрального действия. Обязательно назначаются ноотропы наряду с проведением поливитаминизации. Персеверация речи предполагает также логопедическое воздействие.

Коррекционное воздействие начинается с проведения тестирования, по результатам которого назначается при необходимости обследование. Тестирование состоит из перечня элементарных вопросов и решения определенных задач, которые зачастую таят в себе некоторый подвох.

Ниже приведены основные этапы стратегии психологической помощи, которые могут применяться последовательно или чередоваться.

Стратегия ожидания состоит в ожидании изменений в протекании персеверативных отклонений благодаря назначению определенных терапевтических мероприятий. Данная стратегия объяснима устойчивостью к исчезновению симптоматики персеверации.

Профилактическая стратегия подразумевает предупреждение возникновения моторной персеверации на фоне интеллектуальной.

Важно

Поскольку нередко персеверативное мышление пробуждает моторный тип рассматриваемого отклонения, вследствие чего эти две вариации нарушения сосуществуют в совокупности.

Данная стратегия позволяет своевременно предотвратить такую трансформацию. Суть методики состоит в ограждении индивида от тех физических операций, о которых он чаще говорит.

Стратегия перенаправления заключается в эмоциональной попытке или физическом усилии специалиста отвлечь больного субъекта от докучливых мыслей или манипуляций, посредством резкой смены предмета беседы в момент текущего персеверативного проявления либо характера действий.

Стратегия лимитирования подразумевает последовательное снижение персеверативной привязанности посредством ограничения индивида в совершении действий. Лимитирование допускает назойливую деятельность, однако в четко определенном количестве. Например, допуск к компьютерным развлечениям на разрешенное время.

Стратегия резкого прекращения основывается на активном удалении персеверативных привязанностей путем шокового состояния больного. Примером тут выступают внезапные, громкие фразы «Этого нет! Все!» либо визуализация урона, наносимого навязчивыми манипуляциями или мыслями.

Стратегия игнорирования заключается в попытке абсолютного игнорирования проявлений персеверации. Методика весьма эффективна, если этиологическим фактором рассматриваемого отклонения выступает дефицит внимания. Индивид, не получая ожидаемого результата, попросту в дальнейшем воспроизведении действий смысла не видит.

Стратегия понимания представляет собой попытку познать подлинное течение мыслей больного во время протекания персеверативных проявлений, а также в их отсутствии. Часто такое поведение помогает субъекту привести собственные действия и думы в порядок.

Источник: https://psihomed.com/perseveratsiya/

Читать онлайн Основы диагностики психических расстройств страница 93. Большая и бесплатная библиотека

Стереотипия речи проявляется в персеверациях, вербигерациях, «стоячих оборотах». Персеверации (Neisser C., 1894) — автоматическое непроизвольное многократное возвращение к речевым оборотам, словам или слогам. Наблюдается как в произвольной речи, так и при ответе на вопросы.

Застревание на одной букве — литеральная персеверация, на слове — вербальная персеверация. Персеверации чаще всего представляют собой одно из проявлений поражения анализатора моторной речи непосредственно — моторной афазии, или вторичного поражения — амнестической афазии.

Персеверации являются стойким структурным компонентом афатического комплекса и с трудом преодолеваются. При множестве персевераций говорят о персевераторной афазии (Быковская Г. X).

Совет

Наблюдаются персеверации при болезни Альцгеймера и Пика, опухолях головного мозга, сенильной деменции, при эпилепсии, инсультном течении церебрального атеросклероза, имбецильности, при тяжелом алкогольном опьянении.

Персеверации необходимо отличать от палилалии (Brissaud E., 1899) — повторение слова не всегда тождественно прототипу, вне зависимости от его положения в предложении.

При этом отмечается смена ритма и силы голоса, в конце речи может достигать уровня «афонической» палилалии. Проявляется палилалия в спонтанной речи и в ответах на вопросы.

Является признаком стриопаллидарной патологии и наблюдается при болезни Пика, Альцгеймера, постэнцефалитическом паркинсонизме, при псевдобульбарном синдроме.

Вербигерация (Кальбаум К.

, 1874) — одна из разновидностей речевой стереотипии, выражающаяся в однообразном повторении одних и тех же слогов, слов, восклицаний, коротких предложений, иногда с их переиначиванием, нанизыванием сходных по звучанию слогов и слов, с нарушением стройности фраз. Встречается при кататонической форме шизофрении, тревожной депрессии в рамках маниакально-депрессивного психоза, при ажитированной инволюционной депрессии при дементных синдромах различной этиологии.

Вербигерацию следует отграничивать от логоклонии (Крепелин Э., 1904), которая представляет собой судорожное (спастическое) повторное произнесение отдельных звуков, слогов обычно в конце слова.

Наблюдается вначале клоническое ритмичное повторение первого звука или слова, затем в середине или в конце слова, приводя к деформации его.

Встречается преимущественно при болезни Альцгеймера, при энцефалитах, прогрессивном параличе, атеросклерозе сосудов головного мозга, реже при болезни Пика.

«Стоячие обороты» — суть этого варианта стереотипии заключается в повторении с измененной, по однообразной модуляцией всего лишь нескольких слов, речевых оборотов.

При однообразии интонаций в начальной стадии заболевания говорят о симптоме грамофонной пластинки.

Обратите внимание

Затем происходит постепенное упрощение, редуцирование повторяющейся фразы и слов, их распад до неузнаваемости первоначальной модели. Типичны при болезни Пика, особенно при ее лобной форме.

Временный регресс речи наблюдается при реактивных психозах (псевдодементный синдром, пуэрилизм, синдром одичания). При болезни Каннера обнаруживается необратимое разрушение речи. Она становится всё менее выразительной, бессвязной, аграмматической и наконец прекращается совсем. При этом заболевании характерна необычная динамика развития речи.

Монологическая речь появляется раньше диалогической. Фразовая речь — раньше начала ходьбы и без этапа отдельных слов. Запаздывает возникновение эволюционно самых ранних жестовых форм речи. Отмечается отставание наглядно-действенного аспекта слова от развития его обобщающего аспекта. К 5–6 годам происходит потеря навыков коммуникативной речи.

Характер психопатологической симптоматики (галлюцинации, бредовые идеи, различные виды спутанности сознания и др.) отражается в некоторых особенностях речи.

В ее интонациях могут появляться нотки неуверенности, удивления, любопытства, перемежающиеся со страхом, гневом, злобой, тревогой.

Речь больных эпилепсией, наряду с брадифренией, может носить оттенок слащавости, угодливости, подобострастия, умиленности, неумеренного восторга, шаржированного почтения.

Для решения диагностических и дифференциально-диагностических задач важно не только феноменологическое описание расстройств речи, но и указание на темп их появления (острый или постепенный), стойкий или преходящий характер, на обратимость или необратимость, прогрессирующий или регредиентный характер.

Диагностически значимыми являются также отсутствие или наличие стереотипа течения расстройств речи, связь их с нарушениями памяти, интеллекта, внимания, с неврологической патологией.

Важно

Следует отметить также критическое или некритическое отношение больных к дефектам речи, эмоциональные реакции на них, попытки и способы компенсации и коррекции расстройств речи. Необходимо наблюдение за паралингвистическими компонентами речи (мимика, жесты и др.).

Следует отразить наличие временной или причинной связи с воздействием различных экзогенных факторов (травма, инсульт, опухоль, атрофические процессы). Регистрация всех этих данных должна производиться с помощью как можно более подробных и точных записей. Может быть применена предварительная магнитофонная запись.

Важна регистрация как спонтанной речи, так и ответов на задаваемые вопросы. Способствуют правильной оценке речевых расстройств данные нейропсихологических по А. Р. Лурия и патопсихологических исследований.

Источник: https://dom-knig.com/read_105013-93

Персеверация

Данное нарушение в переводе с латыни означает упорство, настойчивость. Человек, страдающий персеверацией, отличается устойчивым повторением определенных фраз, действий, ощущений, то же самое касается и эмоций. С учетом данных особенностей выделяется персеверация различных типов – моторная, эмоциональная, сенсорная, а также персеверация мышления.

Например, больной упорно повторяет какое-либо слово, устно или письменно. Персеверация речи представляет собой своеобразное «застревание» в сознании пациента конкретной мысли, в том числе, это может быть несложное представление, или же многократное монотонное повторение в ответ на высказывания собеседника.

Причем, подобные ответы не имеют к теме разговора даже косвенного отношения.

Монотонные персеверации являются навязчивым воспроизведением одинаковых движений, или составляющих их элементов. Часто это касается рисования, или написания букв.

Имеется различие между «элементарной» моторной персеверацией, которая проявляется как многократное повторение отдельных двигательных элементов, и «системной» моторной персеверацией, которая представляет собой многократное дублирование целых двигательных программ.

Известно, что любое вошедшее в сознание больного представление наделено тенденцией повторного многократного повторения при возникновении определенных ассоциаций, и с учетом определенных обстоятельств такая тенденция проявляется особенно явно.

В основном, персеверации характерны в том случае, если у больного поражены премоторные зоны больших полушарий.  В повседневной жизни персеверации часто являются последствием усталости. К тому же, данным нарушением объясняются сновидения, имеющие аффективную окраску, насыщенные переживаниями.

Склонность к данному заболеванию имеют все люди, но дети ей подвержены в большей степени. Но, ученые предполагают, что у каждого индивидуума своя степень устойчивости к персеверациям. На основании этого даже были попытки определить особый тип людей, которые имеют повышенную способность к застреванию различных психических переживаний.

То есть, они относятся к так называемым персеверирующим психопатам.

Читайте также:  Неврологический осмотр (обследование неврологического больного): пробы, рефлексы, синдромы, инструментальные

Причины возникновения персеверации

Специалисты объясняют возникновение персеверации многими причинами, например, если речь идет об «элементарной» моторной персеверации, то причиной ее возникновения является поражение коры мозга, его премоторных отделов, а также заболевание возникает, если повреждены нижележащие подкорковые структуры. В ситуации, когда поражение локализовано в префронтальных отделах коры мозга, возникает «системная» моторная персеверация. Причиной многократных повторений одного и того же слова нередко является поражение нижних отделов коры левого полушария. В большинстве случаев, это касается правшей.

Совет

Тенденция к возникновению персеверации может наблюдаться в случае локальных поражений мозга, в том числе, если имеются эмоциональные расстройства, двигательные и речевые расстройства. Также доказано, что причиной персеверации далеко не всегда являются патологические процессы в мозге.

В некоторых случаях, подобное состояние может наблюдаться при остром переутомлении. Предполагается, что основой персеверации являются процессы циклических возбуждений в нейронной структуре, которые связанны с тем, что запаздывает поступление сигнала о том, что действие прекращено.

Иногда путают персеверацию со стереотипией, которая характеризуется бесконечным повторением двигательных либо речевых проявлений. Разница в том, что их действие не вызвано, как при персеверации, содержанием сознания и ассоционной деятельностью.

В данном случае, при стереотипии оно происходит совершенно случайно.

Также, необходимо отличать персеверацию от навязчивых явлений, которые всегда содержат элементы навязчивости, переживаемой субъективно, притом, что пациент осознает бессмысленность таких представлений, понимает всю нелепость производимых действий либо движений, и прочее.

Лечение персеверации

Лечение данного нарушения, как и любого другого заболевания, начинается с диагностики и обследования у врача. Чаще всего клинические признаки персеверации представляют собой речевые отклонения, но персеверировать способны и другие психические образования, например, аффекты.

Особенно часто встречаются комплексы представлений, имеющие яркую окраску и аффективный тон. Известно, что персеверация возникает, как сопровождение ряда душевных и нервных заболеваний, например, причиной может быть генуинная эпилепсия, артериосклероз, органические деменции.

В связи с этим, врач приступает к лечению первичной проблемы, которая вызвала персеверацию.

Для диагностики персеверации специалисты часто используют специальную методику, которая включает в себя семь отдельных субтестов. Они заключаются в том, что пациент пишет слова сначала в обычном порядке, а затем в обратном. Также написание фраз производится прописными и строчными буквами, весь текст читается в обратном порядке и прямом порядке.

Обратите внимание

При применении теста пациент проходит лабиринт с учетом имеющихся показателей, в обратном направлении, пишет цифры, как в нормальном виде, так и в перевернутом. Производит серию умножений согласно таблице, причем промежуточные звенья заданы неправильно.

В каждом проведенном субтесте врач сравнивает две оценки, — это числа правильных и неправильных произведенных расчетов в минуту.

Известно, что среди различных причин, вызвавших персеверацию, наиболее высокий показатель отмечается у пациентов, которые страдают эпилепсией.

В Европе при лечении данного вида нарушения преобладают медикаментозные способы воздействия, в основном, это группа лекарств, называемых нейролептиками.

При их применении происходит изменение в патологических процессах головного мозга, способствуя из приближению к норме.

Источник: https://www.psyportal.net/6378/perseveratsiya/

Персеверация: что это, как она проявляется и лечится

Персеверация – это явление, которое характеризуется психологическим, психическим или нейропатологическим расстройством поведения и речи человека.

Персеверация проявляется через постоянное повторение действия, фразы, идеи, представления или переживания.

Важно

Это постоянство иногда переходит в назойливую неконтролируемую форму, человек даже сам не замечает это или не осознает происходящее с ним явление.

Такое поведение в действиях или речи возможно не только при психических или неврологических отклонениях. Нередки случаи, когда персеверацию отмечали у человека при переутомлении или отвлечении внимания.

Неврологические причины и факторы риска

Персеверация чаще всего возникает при физическом воздействии на головной мозг. При этом у человека наблюдаются трудности в переключении внимания с одного объекта на другой или с одного действия на другое. Основными неврологическими причинами возникновения персеверации являются:

  • какие-либо перенесенные локализованные заболевания в области лобных частей коры головного мозга — они очень похожи на поражения мозга при афазии;
  • черепно-мозговая травма с поражениями в области боковых отделов коры или переднего отдела, где есть префронтальная выпуклость;
  • назойливое повторение в действиях и речи возникает на основе уже развитой афазии; сама афазия представляет собой болезнь, при которой человек не может правильно выговаривать слова и предложения, хотя до органического повреждения мозга он это сделать мог.

Какие психологические проблемы приводят к персеверации?

Помимо неврологических причин, которые связаны с физическим повреждением головного мозга или влияния на него болезней, выделяют еще и психологические причины возникновения персеверации.

  1. Навязчивость в повторяемости действий и фраз возникает вследствие стрессов, которые продолжительное время тяготили человека.
  2. Это явление часто сопровождает сложные синдромы и фобии, когда срабатывает психологическая защита через повторение однотипных действий, которые приносят человеку успокоение и чувство безопасности.
  3. При подозрении на аутизм также наблюдается слишком тщательная избирательность в интересах или выполнении какой-либо работы.
  4. Это явление иногда возникает при гиперактивности, если человек не получает должного (с его точки зрения) внимания. При этом персеверация выступает как защитное явление, которое в подсознании человека компенсирует этот недостаток внимания, таким образом, он пытается привлечь внимание к себе или своей деятельности.
  5. Проявляется у людей, стремящихся что-то узнать, во что бы то ни стало. Часто проявляется у ученых. Человек постоянно учится чему-то новому, желает узнать что-то важное, поэтому зацикливается на какой-то детали, фразе или действии. Это может его характеризовать, как упорного, но в некоторых случаях такое поведение уже трактуется, как отклонение.
  6. Навязчивое повторение может проявляться в качестве симптома обессивно-компульсивного расстройства. Это такое отклонение в поведении человека, представляет собой усиленное следование какой-либо идее, которая заставляет его постоянно делать определенное действие (компульсии) или же назойливой мыслью сопровождает его жизнь (обессии). Такое навязчивое повторение можно увидеть, когда человек даже без надобности моет руки, чтобы не заразиться болезнями.

Персеверацию следует отличать от других заболеваний или стереотипных действий человека. Повторяющиеся действия или слова могут быть проявлением склероза, ОКР (обессивно-компульсивного расстройства), регулярной привычки, субъективных навязчивых явлений. При навязчивых явлениях пациенты осознают, что их поведение немного странное, нелепое, бессмысленное. При персеверации такого осознания нет.

Симптомы

В зависимости от того, как проявляется персеверация, специалисты выделяют моторную и мыслительную (интеллектуальную) форму.

При моторной персеверации человек постоянно повторяет одно и то же движение. Иногда у пациента можно увидеть целую систему повторяющихся действий. Такие действия имеют определенный алгоритм, который не изменяется продолжительное время.

Например, при трудностях в открытии шкатулки человек постоянно бьет ею об стол, но это ни к чему не приводит. Он понимает бессмысленность такого поведения, но повторяет эти действия.

Дети могут нового преподавателя называть постоянно именем прежнего, или искать игрушку там, где она хранилась раньше, но ее место хранения уже давно изменено.

Интеллектуальная персеверация характеризуется как ненормальное застревание представлений, суждений. Она выражается через постоянное повторение фраз или слов.

Такая форма заболевания легко диагностируется, когда специалист задает несколько вопросов, а пациент на все отвечает самым первым ответом.

Совет

В легкой форме персеверацию можно наблюдать, когда человек постоянно возвращается к обсуждению уже давно решенного вопроса, теме разговора.

Врачи обращают внимание родителей,  что нужно следить за поведением своего ребенка, есть ли у него какие-либо даже самые  незначительные персеверации.

Положительные стороны настойчивых повторений

Считается, что навязчивые повторения мыслей или действий характеризуют человека как больного или с отклонениями. Но практически каждый из нас хотя бы раз в жизни был подвержен персеверациям. Но у людей без дополнительных неврологических или психиатрических дисфункций такое состояние называется тщательным анализом, переживанием, упорством.

Иногда повторения мыслей или действий помогают людям адаптироваться к конкретной ситуации. Полезна или хотя бы не патологична персеверация, когда:

  • человеку требуется подробно в чем-то разобраться;
  • усмирить сильные эмоции и преодолеть психологические травмы;
  • человек пытается что-то надолго запомнить;
  • нужно увидеть что-то новое в уже известном факте;
  • учесть все вероятности явления.

Настойчивое повторение полезно во время обучения, когда она не мешает достигать целей. В остальных случаях это явление требует коррекции или лечения.

Лечение

Известен тот факт, что персеверации сопровождают некоторые психические или неврологические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, артериосклероз, генуинная эпилепсия, органические деменции, синдром Дауна, ОКР, аутизм. Если в анамнезе есть такие болезни, то сначала нужно лечить первопричину частых повторений медикаментозно.

Медикаменты при персеверации

Как симптом персеверация не лечится, но благодаря медикаментозной терапии основного заболевания снижается его интенсивность. Часто при вышеуказанных заболеваниях применяются нейролептики. Это группа препаратов, которые оказывают успокаивающее действие.

При их постоянном использовании человек не так реагирует на внешние стимулы, то есть уходит излишнее переживание ситуаций, которое может вызвать назойливое повторение действий или мыслей.

Снижается психомоторное возбуждение, ослабляется агрессивность, подавляется чувство страха. Некоторые нейролептики используются как седативные препараты, а другие, наоборот, применяются, когда нужно активировать психические функции.

Каждый препарат подбирается врачом индивидуально.

Наряду с применением препаратов важно проводить психотерапевтическую поддержку человека, особенно, если персеверации вызваны стрессами и другими психологическими факторами.

Психотерапевтическая помощь

Перед беседами и применением психотерапии для диагностики состояния больного используется психологический инструментарий. Это методика, включающая в себя 7 субтестов, которые помогают оценить степень патологических проявлений в поведении и мыслях больного. После этого определяется необходимость медикаментозной помощи и направления в психотерапевтической работе с ним.

При психотерапевтической работе с пациентом важно обучить его новым мыслительным и моторным навыкам, а также созидать рациональные установки и поддержать имеющиеся положительные характеристики человека для преодоления постоянных повторений в действиях, разговоре и мыслях. Для этого могут применяться следующие методы и техники (их применение может производиться в последовательности или чередоваться).

  1. Оценка проблемы. Специалист помогает пациенту разобраться в следующих вопросах: существует ли реальная проблема, для кого эта проблема, постоянна ли она, можно ли в процессе ее решения контролировать свое поведение?
  2. Разграничение. Психолог помогает в разграничении грани осмысленности в повторяющемся поведении. Если есть необходимость повторить некоторые действия или фразу, то когда наступает момент окончания этой необходимости, то есть когда это нужно прекращать.
  3. Поощрение осознания. В проблеме настойчивых повторений важно определить, до какого момента человек осознает свое застревание на проблеме или каком-либо факте. Помочь в этом могут составленные вопросы:

    1. чем помогает постоянное однотипное действие;
    2. можно ли с ним достичь цели;
    3. когда приходит пора остановки;
    4. осталось ли это поведение в пределах разумного;
    5. мешает ли ситуация другим занятиям;
    6. что можно сделать для изменения этой ситуации.
  4. Перенаправление. Специалист старается перенаправить внимание человека, резко изменив тему общения или определенные действия.
  5. Избегание негативных стимулов (профилактика). Для предотвращения повторяющихся вопросов или действий нужно не допустить повторение внешних стимулов. Это срабатывает, если родитель, проходя по рынку с ребенком, не пойдет по ряду с животными. В этом случае получится предотвратить вопросы о том, когда уже мама с папой купят котика.

Настойчивые и назойливые повторения зачастую мешают жить человеку. В этом случае необходима помощь специалиста, который определит необходимость применения медикаментов, а также поможет освободиться от такого явления как персеверация с помощью психотерапевтических методов.

Своевременная и квалифицированная помощь при настойчивых повторениях действий, идей, мыслей и фраз поможет лучше адаптироваться человеку к окружающей его действительности.

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/123-perseveraciya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector