Куклотерапия как метод психологической коррекции для дошкольников, детей с овз: история, общая характеристика

Куклотерапия — метод разрешения психологических проблем у детей и взрослых

Относительно новой и нестандартной методикой психотерапевтического воздействия является куклотерапия. Ее суть заключается в коррекции поведения посредством кукольного театра. Другими словами — это лечение с помощью кукол. Может использоваться в таких психотерапевтических направлениях, как игротерапия, арттерапия, психодрама, сказкотерапия.

История куклотерапии началась в 20 веке. Первые попытки использовать кукол в лечебных целях были предприняты невропатологом М. Райтом (1926 г). С помощью театра доктор устранял неврозы.

В советское время также применялись аналогичные методики для оздоровления детей. В конце 20-х был задействован театр «Петрушка». Авторами и идейными вдохновителями являются детские психологи Шишова и Медведева. Они разработали и внедрили полноценную методику психокоррекции.

С помощью кукол проводится проигрывание будущих сценарных событий. Например, девочки готовят ужин, мальчики играют в машинки, полицейских, пожарных. Но основная цель – психологическая коррекция проблемы.

Обратите внимание

По мере развития событийности у пациента нарастает эмоциональное напряжение. После достижения максимального уровня происходит эмоциональная разрядка (плач, смех). С помощью игры человек может распрощаться с разными негативными переживаниями и эмоциями.

Общая характеристики и задачи метода куклотерапии:

  • установка эмоционального контакта;
  • снятие напряжения;
  • коррекция личностных проявлений через игру;
  • разрешение конфликтов;
  • укрепление психического благополучия;
  • развитие фантазии, памяти, внимания;
  • получение новой информации;
  • ликвидация болезненных переживаний;
  • преодоление внутренних противоречий.

Виды кукол

Игрушка выступает промежуточным объектом взаимодействия личности с психологом. Занятия происходят с использованием таких разновидностей кукол:

  • верховые – перчаточные, варежковые;
  • низовые — игрушки-марионетки;
  • игровые — из пластилина, тканевые, бумажные;
  • ростовые.

Для развития мелкой/крупной моторики целесообразно проводить упражнения, по мнению многих исследователей (Кожохина, Грабенко), с вовлечением кукол-марионеток.

Корректировка страхов, тревожности – пальчиковые, теневые. Укрепление внутрисемейных отношений – куклы-марионетки. Для развития моторики, памяти, внимания используются пальчиковые куклы. Избавить от переживаний, неврозов, страхов поможет кукла-перчатка, которая оказывает удивительное терапевтическое воздействие.

Куклотерапия для детей и взрослых

Куклотерапия широко применяется для разных возрастных групп наряду со сказкотерапией. Эти две методики могут объединяться в одну. При таком подходе происходит знакомство с сильными сторонами характера, развитие сознания, привлекаются нестандартные пути выхода из сложившейся ситуации.

Дети

Метод психокоррекции активно используется при работе с детьми дошкольного, школьного возраста. Эффективен при проработке протестного поведения у подростков. С помощью этого подхода специалист корректирует агрессивность, тревожность и страхи, невнимательность. Терапия незаменима при работе с детьми с поведенческими нарушениями и психотравмами.

В детских группах, по мнению специалистов, наилучшие результаты достигаются, когда ребята сами придумывают и изготавливают персонажа, продумывают историю, в которой будет задействован «главный герой». Помимо этого, происходит развитие внимания и мелкой моторики.

Куклотерапия является частью коррекционно-психологической помощи в работе с детьми с ОВЗ. Отдельно формируются группы для разных типов нарушений – психоречевых, опорно-двигательных, зрения/речи/слуха, поведения и общения, комплексные нарушении психофизического развития, умственная отсталость, детский аутизм.

Кукла выступает связующим звеном между ребенком и психологом. С помощью методики можно безболезненно вмешаться в психику в целях корректировки. Ребенок проецирует опыт в игру, где главный объект – это кукла.

Взрослые

Хоть игрушки считают детской атрибутикой, они позволяют достичь хорошего терапевтического эффекта и при работе со взрослыми. Во-первых, они отвлекает пациента от серьезности проблемы, внутренние переживания переносятся на символический объект. Во-вторых, выступают некой ширмой, за которой человек может спрятаться от внешнего мира и от себя.

С помощью куклотерапии во взрослом возрасте  можно раскрыть и развить скрытые способности, активировать самосознание. Кукла помогает сформировать положительные установки, новые коммуникативные навыки. Их используют для социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Три этапа куклотерапии

Куклотерапия складывается из вступления, трех основных этапов и заключительной части:

Введение

Вступительная часть подразумевает приветствие и разминку. Это помогает установить эмоционально-позитивный настрой, разогреть интерес, задействовать и настроить  взрослого или ребенка  на совместную работу.

Первый этап – изготовление персонажа

Изготовление куклы – очень важный процесс в методике психокорекции. В отдельных случаях пациенту требуется только создать своего персонажа, а дальнейшая работа с психологом уже не нужна. Основное условие этого этапа – процесс создания куклы должен проходить за один сеанс (занятие). В следующий раз, не подозревая того, взрослый или ребенок может вкладывать совсем другую идею.

Во время пошива происходит психологический процесс – появляется расслабление, сосредоточение, отвлечение, что тоже является своеобразной терапией. Также можно выбрать готового персонажа из сказок. Волк олицетворяет агрессию, заяц – трусливость, слабость, лиса – хитрость и прочее.

Психолог обращает внимание на размер куклы, цвет лица, материалы, самого персонажа. Для характеристики персонажа используются следующие значения:

  • белый – добрый, светлый, наивный;
  • черный – пессимистичный, мрачный, скрытый;
  • серый – сбалансированный, нейтральный, неуверенный;
  • зеленый – удовлетворенный, развивающийся, одухотворенный;
  • синий – меланхоличный, умный, спокойный;
  • желтый – амбициозный, любопытный, непринужденный;
  • красный – энергичный, агрессивный, сильный, теплый, жизнелюбивый, решительный.

Интересуются

Светлана Чистухина(Минск)
Айдарова Ольга(Новосибирск)
Елена Дорогина(Севастополь)
Любовь Степашкина(Санкт-Петербург)
Буланова Валентина(Красноярск)
Svanhild (Роксана Нечет)(Оренбург)
Syune Miqayelyan(Балаково)

И ещё 16 человек…Я интересуюсь
 

Практикуют

Марина Шаламова(Екатеринбург)
Анна Батманова(Екатеринбург)
Оксана Петракова(Ростов-на-Дону)
Буланова Валентина(Красноярск)
Светлана Львова(Краснодар)
Анастасия Антропова(Ижевск)
Возрождение родных традиций(Воронеж)
Анастасия Лощенкова(Санкт-Петербург)
ИПиКП (Институт Психотерапии и Клинической Психологии)(Москва)

И ещё 13 человек…

 Я практикую

Кукольный театр, Плоскостная кукла, Marionette, Doll’s therapy. Психотерапия  → Куклотерапия.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг.

первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг.

Важно

Ленинградский “Театр Петрушки” под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

  • психодраме,
  • игротерапии,
  • сказкотерапии,
  • арт-терапии.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/kukloterapiya-metod-razresheniya-psihologicheskih-problem-u-detej-i-vzroslyh.html

Куклотерапия — куклы спешат на помощь

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом.

Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия.

Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

История метода

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег, которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах: ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова, впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет.

Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы.

Совет

И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

  • Куклы-марионетки. Такие куклы изготавливаются из нескольких частей, подвешиваются за ниточку и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
  • Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твёрдая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Для того что бы руководить такой куклой, ребёнок должен обладать определённой степенью мастерства, поэтому на занятиях этому должно посвящаться должное количество времени.
  • Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют использование экспресс-куклы: на шарике для пинг-понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребёнка. Казалось бы, это какая-то халтура, но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона, даже из небольшой спринцовки. У ребёнка может быть целый ассортимент таких кукол-актёров – с разными выражениями лица – для любого настроения.
  • Верёвочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель.Такие куклы-абстракции больше подходят для детей постарше. Поскольку лиц как таковых у них нет, маленькому ребёнку сложно пройти путь отождествления, а вот подросток наоборот оценит эту таинственность и недосказанность. Такая кукла может быть любого размера, в том числе даже ростовой. Ребёнок, снабдив её каким-то своим атрибутом, например, резинкой для волос, обязательно рассмотрит в ней своё отражение.
  • Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.
  • Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.
Читайте также:  Лакунарный ишемический инсульт (инфаркт) головного мозга: последствия, симптомы, лечение

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной.

Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире.

Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы.

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление».

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Рекомендуем вам почитать про еще один метод арт-терапии для работы с детьми: Изотерапия — исцеление через творчество

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими.

Обратите внимание

Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей.

У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

Татаринцева А.Ю. [Tatarinceva_A.YU.]_Kukloterapiya_v_rabote_psiholo(b-ok.org)

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. 

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю korrekciya_trevozhnosti

Куклотерапия, по сути, – это творчество. А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 4 359

Расскажите друзьям:

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/kukloterapiya-dlya-detej-metody-i-uprazhneniya.html

Куклотерапия как метод психологической коррекции детей

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей — куклотерапией.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла.

Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.

Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис.

Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Данный метод используется в работе с эмоционально — неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи,

Важно

Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения
  • воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики

– обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

– теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой — страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра).

– веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями).

– плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я»).

– перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой).

– куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить).

– куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять).

Куклотерапия состоит из трех этапов:

  1. Изготовление куклы: присвоение имени (самый важный этап в куклотерапии, ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы – процесса творения новой жизни, пусть и сказочной).
  2. Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней. (На данном этапе ребенок, оживляет куклу, впервые в жизни ощущает ответственность за ее действия, слова, учится находить выражение различным эмоциям, переживает и проигрывает жизненные ситуации, примеряет на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, находят недостатки персонажей).
  3. Сказкотерапия с помощью кукол — постановка мини — спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего. Мини — спектакли для публики – важнейший аккорд данной работе! Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но что самое главное, это признание личности маленького актера. Ребенок начинает понимать, что он нравится, он нужен, а, значит, он счастлив!

Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу .

Источник: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/11/16/kukloterapiya-kak-metod-psihologicheskoy

§ 8. Куклотерапия

Куклотерапия
как метод основан на процессах
идентификации ребенка с любимым героем
мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Это частный метод арттерапии.

В
качестве основного приема коррекционного
воздействия используется кукла как
промежуточный объект взаимодействия
ребенка и взрослого (психолога,
воспитателя, родителя)

204

Ребенок,
познавая реальный мир, его социальные
связи и отношения, активно проецирует
воспринимаемый опыт в специфическую
игровую ситуацию. Основным объектом
такой социальной проекции достаточно
долгое время являются куклы.

Читайте также:  Геморрагический инсульт головного мозга: лечение и восстановление

Куклотерапия
широко используется для разрешения
интра- и интерперсональных конфликтов,
улучшения социальной адаптации, при
коррекционной работе со страхами,
заиканием, нарушениями поведения, а
также для работы с детьми, имеющими
эмоциональную травму.

Любимая игрушка
“участвует” в постановке спектакля,
сюжет которого является травмирующим
для ребенка, попадает в страшную историю
и успешно с ней справляется.

По мере
разворачивания сюжета эмоциональное
напряжение ребенка нарастает и, достигнув
максимальной выраженности, сменяется
бурными поведенческими эмоциональными
реакциями (плач,., смех и т.д.) и снятием
нервно-психического напряжения.

Возможны
индивидуальная и групповая формы
куклотерапии. Куклотерапия популярна
как в зарубежной (Ф.
Зимбардо,
1991),
так и в отечественной практике
коррекционной работы (И.Г.
Выгодская,
1984;
А.И.
Захаров,
1986;
А Спиваковская,
1988,
и др.).

Игра
с куклой

это тот мир реальности, в котором живет
ребенок.

Совет

Куклотерапия позволяет
объединить интересы ребенка и коррекционные
задачи психолога, дает возможность
самого естественного и безболезненного
вмешательства взрослого в психику
ребенка с целью ее коррекции или
психопрофилактики.

Используется этот
метод в целях профилактики дезадаптивного
поведения. Коррекция протестного,
оппозиционного, демонстративного
поведения достигается путем разыгрывания
на куклах в паре с родителями или
сверстниками типичных конфликтных
ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс
куклотерапии проходит в два этапа:

1.
Изготовление кукол.

2.
Использование кукол для отреагирования
значимых эмоциональных состояний.
Процесс изготовления кукол также
является коррекционным. Увлекаясь
процессом

изготовления
кукол, дети становятся более спокойными,
уравновешенными. Во время работы у них
развивается произвольность психических
процессов, появляются навыки концентрации
внимания, усидчивости, развивается
воображение.

205

В
куклотерапии используются такие варианты
кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые
куклы, теневые куклы, веревочные куклы,
плоскостные куклы, перчаточные куклы,
куклы-костюмы.

Куклы-марионетки.
Принцип
изготовления простых марионеток
предложен Вальдорфской школой.

Такая
кукла состоит из головы и платья с
вшитыми рукавами, она очень проста в
управлении: одна нить служит для
управления головой, другая – руками.

Кукла может иметь одно лицо или сменные
лица (что позволяет ребенку моделировать
различные эмоции), а может быть без лица
(что позволяет ребенку фантазировать
– в каком настроении находится герой
куклы).

Работа
с куклой-марионеткой позволяет
совершенствовать тонкую моторику руки
и общую координацию движений; проявлять
через куклу те эмоции, чувства, состояния,
которые ребенок по каким-то причинам
не может или не позволяет себе проявлять.
“Оживляя” куклу, ребенок впервые
в жизни ощущает взрослую ответственность
за действия куклы, за ее “жизнь”;
может осознавать причинно-следственные
связи между

Обратите внимание

своими
действиями и изменениями движений
куклы; учится находить адекватное
телесное выражение различным эмоциям,
чувствам, состояниям; развивать
произвольное внимание и способность к
концентрации.

Пальчиковые
куклы.
Наиболее
простым вариантом пальчиковых кукол
являются шарики от пинг-понга или пустые
скорлупки от яиц, на которых нарисованы
различные выражения лиц, различные
персонажи. Пальчиковые куклы могут
также изготавливаться из плотного
картона в виде небольших цилиндров,
размер которых подбирается по размеру
пальцев ребенка.

Теневые
куклы.
Теневые
куклы используются для работы теневого
театра и изготавливаются из черного
или темного картона или бумаги. Такие
куклы используются преимущественно
для работы над детскими страхами. Играя
с такой куклой в теневом театре, ребенок
получает опыт решения своей проблемы.

Обычно
страх невидим. Реализуя страх в виде
куклы, ребенок овладевает ситуацией, и
материализованный в кукле страх лишается
своей эмоциональной напряженности,
своей пугающей составляющей. Ребенок
может делать со своей “куклой-страхом”
все, что захочет, вплоть до полного
уничтожения.

206

В
этом и состоит коррекционный смысл
теневого театра и теневых кукол.

Веревочные
куклы.
Веревочные
куклы являются многофункциональными.
Они эффективны для проработки у детей
проблем идентификации, общения, повышенной
тревожности. Такая кукла может быть
размером в рост ребенка.

Она проста в
изготовлении: из веревки собирается
контур куклы, за петельку голова куклы
пристегивается на рубашку ребенка, а
палец ребенка продевается в петли,
находящиеся на ладошках куклы.

Таким
образом, ребенок имитирует движение
куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные
куклы.
Плоскостная
кукла представляет собой модель куклы,
вырезанной из плотного картона или
тонкой фанеры. Как правило, руки куклы
крепятся на шарнирах или на кнопках и
являются свободно двигающимися.

Такого
рода куклы используются для работы с
детьми, у которых имеются проблемы в
общении, поведении, с нарушением образа
“Я”.

Такая кукла может иметь сменный
набор выражений лица, которые соответствуют
различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные
куклы.
Перчаточные
куклы традиционно используются для
детских кукольных театров, различных
инсценировок, изображений сказок.

Объемные
куклы.
Объемные
куклы традиционно используются для
проигрывания ролевых игр. Это обычные
игрушки размером в рост человека.

Типы
вождения кукол

Снаружи
ребенок
управляет стоящими куклами, объемными
куклами.

Сверху
работа
с куклами-марионетками.

Изнутри
ребенок
управляет перчаточными куклами,
куклами-костюмами.

Снизу
управление
колпачковыми и перчаточными куклами.

Оживляя
куклу, ребенок видит, что каждое его
движение немедленно отражается на ее
поведении. Таким образом, он получает
оперативную недирективную обратную
связь на свои действия. Это помогает
ему самостоятельно корректировать свои
движения и делать поведение куклы
максимально выразительным.

207

Источник: https://StudFiles.net/preview/3011332/page:30/

Куклотерапия как метод психологической коррекции, Педагогика – Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

1 Аспекты куклотерапии 5

2 Цель, функции и задачи куклотерапии, как эффективного метода коррекционной работы с детьми 8

3 Варианты кукол, используемых в куклотерапии 11

4 Этапы куклотерапии 14

5 Куклотерапия в домашней обстановке 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

Выдержка из текста

Конкретного мнения о том, кто является родоначальником куклотерапии, не существует.

Многие считают создателем данного метода американца Якоба Леви Морено, который основал специальный лечебный театр, названный психодрамой. Позже куклотерапию стали практиковать в Европе.

В Советском Союзе она стала использоваться в лечении детей только с 1990 года на основе методики И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Важно

Таким образом, становится актуальной разработка коррекционной программы для детского сада, которая позволяла бы ребенку преодолевать возникающие трудности в общении, тормозящие его дальнейшее развитие.

Возможности куклотерапии как метода психологической коррекции в настоящее время трудно переоценить.

Она является «эффективным средством не только коррекции самых разных поведенческих недостатков: повышенной застенчивости, агрессивности и упрямства, чрезмерной обидчивости, возбудимости и конфликтности, но и помощником в лечении таких недугов как тики, энурезы, заикание, задержки психического развития» [4, с.

224].

Одним из главных принципов куклотерапии при работе с детьми является попытка заглянуть в глубину души ребёнка, понять, чем вызваны «нервные» симптомы, что именно мешает ребёнку полноценно жить.

Проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Подробная методика куклотерапии, сценарии спектаклей, программы коррекции тревожности и страхов описаны в книгах педагогов и психологов, основными из которых являются:

 Книга Л. Г. Гребенщиковой «Основы куклотерапии: галерея кукол», которая знакомит с основами куклотерапии, содержит авторскую программу занятий для детей, сценарии спектаклей и сказки, которые могут выступать наглядным материалом для педагогов «куклотерапевтов».

 Книга А. Ю. Татаринцевой «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда» даёт описание изготовления различных видов кукол, варианты их использования, развивающую программу по куклотерапии, сценарии кукольных спектаклей.

 Книга И. Медведевой и Т. Шишовой «Разноцветные белые вороны», в которой авторы описывают собственную методику куклотерапии. По их словам «эта как книга для детей”>книга для родителей и детей, и о родителях и детях».

 Книга А. Ю. Татаринцевой А. Ю. и М. Ю. Григорчук «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям», в которой представлена программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии (перчаточные куклы, выражающие основные эмоции: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление) для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Белкина, В. Н., Шкатова, Т.Г. Детская психология: семинарские занятия и лабораторный практикум. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Белкина, Т. Г. Шкатова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.- 94 с.

2. Берстенева, Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками [Текст]

/ Е. Берстенева, Н. Догаева. — М.: Белый город, 2010. — 112 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]

/ Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст]: учебное пособие / А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002 — 510 с. — С. 224−226.

5. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 31 000 «Педагогика и психология» / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 592 с.

6. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]

/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М.: Просвещение, 1996. -160с.

7. Татаринцева, А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям [Текст]

/ А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук. — СПб.: Речь, 2008. — 218с.

8. Фоппель, К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста [Текст]

/ К. Фоппель. -М.: Генезис, 2005. — 255 с.

9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: пособие для студентов высш.учеб. зав. — 4-е изд., стер. [Текст]

/ Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Совет

10. Фаустова, И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]

/Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — № 5-С.100−107-с. 2008.

11. Народные куклы и игрушки [Электронный ресурс]

  • Режим доступа: www.rukukla.ru/article/trya/martini 4ki. htm

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/referat/kukloterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrektsii/

Куклотерапия – эффективный метод коррекции для «особых» детей

             Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег, которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

             Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трёх основных понятиях: «игра» – «кукла» – «кукольный театр».

В качестве основного приёма коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и педагога. Ребёнок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.

             Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.); обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

             Данный метод используется в работе с эмоционально-неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие-либо отклонения в развитии речи.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

             В отделении социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья государственного казённого учреждения социального обслуживания «Благодарненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» педагогами сначала 2018 года и по настоящее время реализуется технология «куклотерапия» как один из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, целью и задачами которой являются развитие чёткой интонационно-выразительной речи, обогащение словарного запаса; концентрирование внимания, мобилизация мыслительной деятельности для поиска ответа на поставленный вопрос. Воспитывается интерес, любовь к устному народному творчеству; активизируются умственные и творческие способности у детей-инвалидов через художественно-игровую деятельность, способствуя формированию ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей, помогая детям данной категории в общении друг с другом, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Обратите внимание

            Особое значение для психологического развития несовершеннолетних имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.

Читайте также:  Миндалевидное тело: строение, развитие, функции и особенности

Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла.

Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Кукла для ребёнка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнёр по общению во всех его проявлениях.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

             Педагог-психолог, логопед, педагог дополнительного образования отделения на занятиях и в индивидуальной работе используют перчаточные куклы.

Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей.

Кукла на руке взрослого, выступающая для ребёнка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям.

 Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надевая сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок».

Важно

Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он – живой актёр. Пальчиковый театр – лучший тренажёр для развития речи и эмоциональной сферы ребёнка.

Он развивает у него способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Специалистами используются следующие методы: словесные: диалог, рассказ; наглядные: показ упражнений для развития мелкой моторики рук и двигательной системы, показ упражнений с куклами; практические: выполнение заданий, предложенных педагогом; занятие с использованием фантазии: занятие – сказка, занятие – путешествие; метод игры; занятие с использованием средств искусства.

             Качественному подходу в выполнении технологии «Куклотерапия» педагогами способствует правильно подобранное оборудование – декорации, реквизит, театральные куклы, технические средства.

Использование музыкального оформления на протяжении всего занятия способствует идентификации «особых» детей с образами любимых героев сказки, что особенно важно при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т.д.

             Формируются модели правильного и неправильного поведения, закладывая понимания возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет детям самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы.

Таким образом, у «особой» категории детей на занятиях развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки, являясь для ребят своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки – примером модели поведения человека в реальности.

              Разыгранные ситуации, эмоционально пережитые и освоенные в игре, постепенно входят в повседневную жизнь особенных детей, расширяя их коммуникативные возможности, способствуя успешной социализации.

Совет

              Элементы театрализации способствуют рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения.

              Реабилитация и абилитация детей с инвалидностью предусматривает пролонгированные сроки коррекции для получения положительных результатов: развития артикуляционного аппарата, расширения коммуникативных возможностей, репертуара самовыражения ребёнка, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекции отношений в системе ребёнок – родитель.

             Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми-инвалидами помогают корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.

             Куклотерапия, по сути, – это творчество. А любое творчество – это создание маленького чуда.

Источник: http://xn—-8sbbj0axdeioeg0e7g.xn--p1ai/novosti-2/2018-09-25/kukloterapiya-ffektivnyy-metod-korrektcii-dlya-osobykh-detey

«Куклотерапия как метод психологической коррекции в работе с детьми в уголке уединения»

«Куклотерапия как метод психологической коррекции в работе с детьми в уголке уединения»

Подготовил:

педагог – психолог

Николаева Е.В.

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой).

Цель куклотерапии: устранение болезненных переживаний у детей, укрепление их психическое здоровье, улучшение социальную адаптацию, развивитие самосознание, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.

     Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Куклы помогают перевоплощаться совершая ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию.

Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.).

С помощью игры ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, расторможенностью, проблемами в общении.

Куклотерапия решает коррекционно-воспитательные задачи:

  • развитие познавательной сферы ребенка;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • обогащение представления об окружающем мире;
  • развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  • активизация и развитие речи;
  • профилактика страхов и отрицательных эмоций.

      Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.

      В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, теневые, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

     Пальчиковые куклы. Можно использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца).

Куклы-марионетки. Работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Марионетка – это кукла на ниточках.

Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола.

А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

    Теневые – куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей “куклой – страхом” все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

       Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой.

Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи. Например, он может обратится к кукле: “Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно” и ребенок невольно замедляет темп.

Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно. Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.

Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, похихикивать и смотреть «букой».

   Плоскостные куклы. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я».

Обратите внимание

Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная – представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры.

Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися.

    Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка.

Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы.

Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Куклотерапия это метод не только психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, но и метод, который также дает возможность диагностировать проблему ребенка, при этом куклы выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя). Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

     Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. 

24 ноября 2017

Источник: https://mdou15fryaz.edumsko.ru/activity/psycho_ped_support/post/270301

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector