Задержка психического развития (зпр): характеристика детей, классификация, виды, причины, коррекционные занятия

Задержка психического развития: причины, классификация, коррекционные занятия для детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – запаздывание или приостановка психического развития у детей, связано с трудностями в интеллектуальной деятельности и заметным отставанием среди сверстников.

На данный момент термин практически не используется. По Международной классификации болезней 10-го пересмотра есть другие термины, которые более точно описывают симптоматику.

Классификация разновидностей данной задержки психики описана в МКБ-10, Класс 5, F80-89 (Расстройства психического развития).

Обратите внимание

По статистическим данным СССР в 70-е года 5 процентов всех детей из начальных классов имели диагноз ЗПР, но уже в 90-е общий показатель увеличился в 3 раза. Сейчас из-за отсутствия общего диагноза и появления специализированных школ статистика не ведется или не доступна на общей основе.

Единственное, что сейчас известно, за 20 лет, начиная с 90-х, ситуация изменилась в лучшую сторону. Судя по отрицательному соотношению Пирсона подтверждается количество умственно отсталых детей. Это связанно с увеличением специалистов данной сферы. Дефект у ребят дошкольного возраста компенсируется, поэтому к моменту поступления в школу они готовы к обучению.

Классификация ЗПР: виды, причины

Так как задержка психического развития общее понятие совокупности расстройств и нарушений психики, то в начале 21 века это понятие стали применять для общей характеристики данных заболеваний у детей без учёта этиологии, патогенеза. Существует 4 синдрома, которые ложатся в основу возникновения задержки психического развития:

  1. Синдром психического инфантилизма. Этот синдром практически невозможно определить на раннем этапе развития. Для этого синдрома характерно сохранение чрезмерной детскости, «равномерное» отставание эмоциональной сферы. Малыш с таким синдромом является неусидчивым, предпочитает игровую деятельность, а интеллектуальную не воспринимает вообще. Он не понимает основных школьных правил, не может быть дисциплинированным. Всё это приводит к дезадаптации школьника. У взрослых этот синдром выявляют при диагностике психических заболеваний. Патогенезом принято считать нехватку кислорода во время вынашивания плода, родовые травмы, генетический аспект.
  2. Церебрастенический синдром. Для этой группы расстройств характерна повышенная утомляемость, сонливость, отсутствие концентрации внимания, раздражительность, головные боли. Причинами такого синдрома могут быть инфекции во время беременности, роды с осложнениями, менингит, энцефалит, а также другие нейроинфекции, стресс, травмы мозга. Патогенезом является нехватка кислорода, сниженная скорость передачи импульсов нервной системы, изменения мозговой активности.
  3. Гипердинамический синдром проявляется в виде речевого нарушения, чрезмерной активности, отставания по школьным предметам.
  4. Психоорганический синдром характеризуется проблемами памяти, малой интеллектуальностью, синдромом хронической усталости, характерно чрезмерное проявление эмоций и чувств, неумение их скрывать. Это может быть связанно с поражением центральной нервной системы, нарушениями и заболеваниями головного мозга, токсикоманией.

Существует также большое количество причин для приостановки психического развития, которые могут провоцировать развитие всех основных синдромов. Самыми распространенными причинами ЗПР являются:

  1. Нехватка кислорода у матери при вынашивании беременности. Недостаток кислорода ведет к нарушению в работе головного мозга и развитию ЗПР в дальнейшем.
  2. Ранние роды или роды с осложнениями.
  3. Повышенное внутричерепное давление, вследствие чего затормаживается активность лобных долей головного мозга, которые связаны с правильным формированием психики и логическим мышлением.
  4. Тератогенное воздействие этилового спирта на организм малыша. Развивается у детей, матери которых страдают хроническим алкоголизмом. Плод в утробе получает огромные дозы этилового спирта, что непосредственно влияет на его дальнейшее развитие.
  5. Ядерная желтуха. У новорожденных вследствие действия высокой концентрации билирубина появляется мышечный гипертонус, а также судорожный синдром, приступы апноэ (остановка дыхания).
  6. Соматические заболевания у новорождённых или детей в раннем возрасте. Также на задержку в развитии может повлиять рахит в раннем возрасте, грипп и различные нейроинфекции (локализация в центральной нервной системе).
  7. Отмечается наследственная передача заболевания в некоторых семьях.
  8. Социальные факторы. Главной причиной задержки психологи считают гиперопеку и нехватку коммуникаций со своими сверстниками.
  9. Возможными причинами можно выделить черепно-мозговую травму в младенчестве, долговременный наркоз, прививку и другое. Нельзя точно определить, повлияли ли эти факторы на появление ЗПР.

Типы нарушений психического развития по Певзнер и Власовой

На постсоветском пространстве применяется классификация ЗПР по Певзнер и Власовой. Выделяют две формы:

  1. Ничем не осложненный инфантилизм.
  2. «Вторичная» задержка, связанная с истощением психических функций.

Классификация В. В. Лебединского

На базе предыдущей классификации Лебединский В.В расширил её, создав более точную и подробную версию:

  1. Инфантилизм, не осложнен нарушением психики. Внешне и внутренне такие дети выглядят младше, чем есть. Характер конституциональный.
  2. Задержка психического развития вследствие тяжелого для организма состояния. Например, наркоз, хроническая усталость, сердечные заболевания. Характер соматогенный.
  3. Отставание в связи с неправильной структурой воспитания индивидуума. Развивается у сирот (беспризорность), если есть излишняя опека, или воспитание, порождающее неврозы (агрессия, ненависть внутри семьи, насилие и т.д.).
  4. Задержка, вызванная незначительными поражениями головного мозга. Церебральный – мозговой, органический – внутренний.

Симптомы ЗПР: особенности характера, эмоций, поведения

В зависимости от вида задержки психического развития на первый план могут выходить отклонения в сфере эмоций, поведения, интеллекта.

Ребенок не может контролировать эмоции и постоянно меняет настроение, чересчур возбужденный, слишком тревожный, наблюдается неготовность принимать взрослый мир. У таких ребят нет усидчивости, они слишком активны, нарушена дисциплина.

В ином случае интеллектуальная сфера малоразвита. Такие дети более усидчивы, робки, спокойны, трусливы. У них нет успехов в школе, нет желания учиться, трудно поддаются обучению.

Речь детей с задержкой психического развития также может искажаться. Некоторые буквы и звуки они могут произносить неправильно, им трудно построить длинные предложения, словарный запас очень беден.

Общение детей со сверстниками или взрослыми также затруднительно. Они часто молчат, боятся сказать что-либо, так как не знают, как им общаться.

Малыши с задержкой психического развития очень любят тактильные контакты, восприимчивы к ласке и доброжелательны.

Постановка диагноза

ЗПР можно выявить у детей в возрасте 5-6 лет. Чтобы подтвердить данное нарушение, следует обратиться к педиатру. Врач проведёт первичный осмотр, даст направление к более узким специалистам — к детскому психотерапевту и логопеду, психологу и дефектологу.

Для постановки диагноза проводят тесты, беседу, оценивают общее состояние ребенка.

Коррекционная работа

Для того, чтобы скорректировать дальнейшее формирование ребенка, нужно регулярно посещать назначенных специалистов, выполнять все рекомендации, создать благоприятную обстановку.

Часто применяется коррекционная работа в игровом режиме, терапия рисованием, устраняется дефект речи у логопеда и корректируется общение детей на групповых занятиях.

Для профилактики нужно тщательно следить за состоянием ребенка, выполнять развивающие задания. Также нужна регулярная консультация с психологом, чтобы отслеживать состояние ребенка на должном уровне.

Вопросы и ответы

Как определить, есть ли у ребенка нарушения в психической сфере?

Нужно внимательно следить за состоянием, регулярно беседовать с классным руководителем об успеваемости в школе, при малейших подозрениях нужны консультации психолога и логопеда.

Что может повлиять на развитие отклонения?

Могут влиять церебральные нарушения, различные соматические заболевания, нарушения нервной системы, социально-воспитательная среда.

Как проявляется данное нарушение?

Проявляется по-разному. В одном случае человек может быть слишком активен и агрессивен, в другом случае боязлив, не уверен в себе, трудно дается обучение в школе, малыш не любит интеллектуальную деятельность.

Как правильно воспитывать малыша?

Нужно быть чутким и внимательным к его состоянию, дать понять ему, что он – важный член общества и стараться поддерживать его во всем. Выполнять обычные задания будет не так просто, но это совсем не значит, что малыш по этой причине хуже остальных. Нужно иметь терпение по отношению к нему, не сердиться на его медлительность или неусидчивость.

Нет таких детей, которые сразу после рождения готовы сесть за парту и взять в руки учебник. Для этого и существует период, когда ребенок ходит в детский сад. В детском саду детей учат играть, выполнять зарядку, соблюдать режим, общаться со сверстниками.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya.html

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

Важно

ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка.

Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.

), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие.

Совет

Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС.

В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию.

ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

Читайте также:  Обонятельный мозг: строение, функции, симптомы патологий

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением).

Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии.

Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Обратите внимание

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом.

Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками.

Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Важно

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д.

Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.

Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Совет

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-retardation

Различные виды задержек психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это интеллектуальное и эмоциональное нарушение, которое сопровождается отставанием в обучении, слабой моторикой, плохой памятью, примитивностью поведения и мышления. Проблема может возникнуть на фоне биологических или психологических факторов.

Виды и классификация задержки психического развития (ЗПР) ребенка были изучены и опубликованы разными врачами и психологами. Исследования Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьяновой и К.С.

Лебединской позволяют выделить особую группу детей, которые в силу медленного интеллектуального развития имеют сложности с обучением.

Классификация причин ЗПР

Термин «задержка психического развития» был введен Г.Е Сухаревой.

Под ним понимают дефицит запаса знаний, недостаточную зрелость мышления, преобладание игры, отсутствие усидчивости и быструю утомляемость от интеллектуальной работы.

Задержку в психическом развитии нельзя путать с умственной отсталостью. Этот процесс обратим, и при адекватной помощи специалистов проблема полностью устраняется.

Причин задержки развития несколько. Классификация ЗПР Сухаревой Г.Е. выделяет три основных фактора, влияющих на умственное отставание:

  • Заболевания наследственного характера;
  • Внутриутробная патология эмбриона;
  • Травмы при рождении.

Певзнером М.С. и Власовой Т.А. были выделены следующие виды причин задержки развития:

  • Осложненная беременность, связанная с инфекциями, токсикозами, отравлением организма лекарственными веществами, спиртными напитками, наркотиками, несовместимостью резус факторов крови матери и плода;
  • Травмы при прохождении родовых путей и асфиксия младенцев;
  • Социальное неблагополучие, вследствие ограниченного контакта с окружающим миром или неблагоприятной обстановкой в семье.

При такой классификации причин дети с задержкой ПР растут без родительского контроля или в условиях чрезмерной опеки, когда возникает недостаток общения со старшими и сверстниками. Еще одной причиной отставания в развитии провоцируют дефекты слуха, зрения и речи.

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры Задержка развития из-за психического инфантилизма ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Примечание. Конституциональная задержка легко поддается коррекции при направленном обучении педагога в игровой форме.

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий. Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят.

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Прочая классификация ЗПР

Задержку психического развития широко классифицирует Ю.Г. Демьянова, она рассматривает все виды нарушений, при которых снижается интеллект. Классификация ЗПР Демьянова Ю.Г.

ЗПР Признаки Особенности
С цереброастеническим характером Трудность в запоминании, снижение памяти, быстрая утомляемость. Отставание в речевом развитии, проблемы с чтением, письмом.
При психофизическом отставании Неуклюжесть движений, нарушение координации, отставание в развитии на 2-3 года. Эмоциональная неустойчивость, преобладание игровой формы в обучении, склонность к конфликтным ситуациям.
С невропатическим синдромом Плаксивость, невротические припадки, беспокойство, нарушение сна. Трудности в усвоении знаний, конфликты со сверстниками и преподавателями.
С психопатоподобным синдромом Гиперактивность или пассивность, проблемы с моторикой. Плохое чтение, затруднение с письмом и счетом.
При ДЦП Нарушение моторики, неврозоподобные состояния. Отсутствие желания учиться, бестактность, назойливость, замедленное мышление.
С недоразвитостью речи Сложность в общении. Трудности в обучении.
При тяжелых нарушениях слуха и зрения Проблемы с общением и восприятием. Замкнутость, скованность, эгоистичность.
При соматических болезнях Хронический синдром усталости. Плаксивость, медленное мышление.
Семейной запущенности Ограниченное представление о внешнем мире. Сложность в обучении, зажатость, страх перед выступлением на публике.
Читайте также:  Арисепт: состав, показания, инструкция по применению, аналоги, цена

Домишкевич С.А. выделил 3 группы (вида) школьников в зависимости от динамики психического развития, таким образом получилась следующая классификация типов ЗПР:

  • Дети с легким видом ЗПР – при коррекции к третьему классу догоняют по показателям своих одноклассников;
  • Ученики с явной задержкой развития – положительные результаты достигаются к пятому или шестому классу, однако интеллектуальный уровень отстает от одноклассников.
  • Школьники с грубой ЗПР – отсутствует способность к сосредотачиванию и запоминанию, тяжело обучаемы.

Зная, какой вид ЗПР у ребенка, специалист сможет провести необходимую классификацию и подобрать правильный подход и методику обучения. Отставание в развитии должно быть преодолено. При правильной коррекции знаний и дозированном обучении дети способны догнать сверстников. Задача взрослых вовремя распознать ЗПР и приложить все усилия для повышения интеллектуального уровня ученика.

Видео

015

Источник: https://onlymama.ru/narusheniya-intellekta/zpr/vidy-i-klassifikatsiya-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya/

Статья по коррекционной педагогике по теме

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

     Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

     Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

     Диагноз ЗПР появляется чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально.

 Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП.

Обратите внимание

 Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

      Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей.

     Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

    Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

     ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

Важно

Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

     У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

    При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

     При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка.

Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна.

Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.

     Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Совет

     При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

     Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

ТИПЫ ЗПР

     Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

     Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме.

Нужно понимать, что психический инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

      Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы.

К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие.

Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

      Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития.

Обратите внимание

Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться.

Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

     Сюда же относят детей из семей с гиперопекой – чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал.

В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит – и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности.

Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

     Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы.

Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

     Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности.

Важно

Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

     Четвертый и последний тип ЗПР – церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

      Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.

), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции.

При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

Читайте также:  Кластерная головная боль: причины и симптомы, как облегчить приступ, лекарства

   Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью,
  • выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗПР

     Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично.

Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности.

В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

Совет

     Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

     Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

    Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

  • Посещать специализированные детские сады, школы или группы
  • Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
  • Заниматься с логопедом, психологом и дефектологом
  • Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
  • Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
  • Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
  • Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

     А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/02/02/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-prichiny

Задержка психического развития – это не приговор!

Когда дети приходят в 1 класс и начинают овладевать своими первыми знаниями, через совсем короткое время стает заметным, что у некоторых  все получается очень хорошо, а у кое-кого в учебе возникают проблемы. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что у кого-то знаний  больше, здоровье покрепче, психика устойчивее, а значит, и успехи лучше. Ну а у кого-то все наоборот.

Детям, которым тяжело дается учеба и их психическое развитие не совсем соответствует норме, но есть предпосылки выравнивания, ставят диагноз: ЗПР, то есть задержка психического развития.

Изучение ЗПР как заболевания началось недавно – в 50-ых годах прошлого столетия. В основу исследований  легло то, что ученые заметили, что среди неуспевающих учеников встречаются школьники, которые по количеству знаний и поведению очень похожи на умственно отсталых.

У них замедленное мышление, неустойчивое внимание, проблемы с  запоминанием. Но при создании благоприятных условий у таких детей были очевидны значительные успехи, что свидетельствовало о том, что они не умственные отсталые. Их отнесли в отдельную группу, которая начала считаться пограничной между нормой и дебильностью.

Если изобразить это схематически, то уровни интеллектуального развития расположатся так:

Итак, учеными было четко определено, что задержка психического развития (ЗПР) – это обратимые нарушения интеллектуального и психического процесса у ребенка. Данные отклонения преодолеваются при организации для него специального коррекционного обучения и воспитания.

Причины задержки психического развития

Этимология возникновения заболевания довольно обширная. Но основными факторами принято считать:

  • биологические;
  • социально-психологические.

Причинами ЗПР биологического характера принято считать:

  • органические повреждения центральной нервной системы негрубого характера;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • резус-конфликт;
  • гипоксию плода;
  • недоношенность;
  • желтуху новорожденных;
  • грипп в раннем возрасте;
  • рахит;
  • плохую наследственность (наличие ЗПР у одного из родителей);
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсию и т. д.

Причинами ЗПР социально-психологического характера является проживание детей в семьях:

  • неблагополучных;
  • где существует авторитарный характер воспитания;
  • где наблюдается гиперопека.

При условиях социальной депривации, гипоопеки, дефицита общения со сверстниками у ребенка возникает задержка в развитии.

Также ЗПР может стать вторичным дефектом у детей с нарушениями зрения, слуха и речи, которые не проходят специальной реабилитации с коррекционным педагогом, потому что  у них нарушены сенсорные эталоны, что затрудняет их правильное восприятие окружающего мира.

Виды задержки психического развития

Есть несколько классификаций задержки психического развития. Но наиболее распространенной является классификация Лебединской К.С., которая разделяет ЗПР на четыре категории:

  • Конституциональная человека задержка психического развития.
  • Соматогенная ЗПР.
  • Психогенная ЗПР.
  • Церебрально-органическая ЗПР.

Конституциональная задержка психического развития

Задержка психического развития конституционной генезы, как правило, передается по наследству. Особенности ребенка таковы:

  • незрелое телосложение;
  • психический инфантилизм;
  • мотивация к учебе низкая;
  • замедленное мышление, память, речь.

При этом ребенок довольно добродушный, настроение у него всегда хорошее, быстро прощает все обиды.

В школе осваивается быстро, но правила поведения не принимает: может играть во время учебного процесса, часто отвлекается, нередко опаздывает на уроки. Не обращает на учебу внимание. Оценки для него значения не имеют.

Ему интересны только свои занятия, которыми он на уроках и занимается. Поэтому такой ребенок сразу же стает неуспевающим.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Обратите внимание

Конституционная задержка психического развития поддается исправлению. Исход при правильной организации коррекционного обучения и воспитания благоприятный. Воздействовать на ребенка следует через игру.

Желательно оставить его на повторный курс обучения. Это его абсолютно не травмирует.

Есть большая вероятность, что за год  у него сформируются все психические процессы, и он сможет продолжать учебу за обычной программой.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Задержка психического развития соматогенной генезы не имеет наследственности. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. Но в результате таких заболеваний, как дистрофия, хронические инфекции, стойкая астения, которыми они начинают страдать с раннего возраста, у них происходит снижение интеллекта.

Особенности ребенка:

  • социально дезаптирован;
  • мотивация к учебе низкая;
  • снижена эмоционально-волевая сфера;
  • возможно аффективное торможение.

Таким детям тяжело освоится в коллективе, поэтому они часто плачут. Как правило, они бездеятельны, безынициативные, их ничего не интересует.

Ситуации вокруг себя воспринимают адекватно, но стремления к достижению определенных целей нет. Очень вялые. Трудности преодолеть самостоятельно не могут.

Учатся плохо, так как быстро утомляются и начинают чувствовать себя плохо. Часто жалуются на головные боли, колики в области сердца.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Детям, имеющим соматогенную ЗПР, требуется постоянная медицинская помощь и контроль со стороны педагога. Им лучше обучаться в школах санаторного типа, так как создать специальный медикаментозный режим в учебном заведении будет довольно сложно. В этом случае доминирует соматического заболевание, которое и притормаживает развитие интеллекта и психических функций в полном объеме.

Задержка психического развития психогенной генезы

Дети с задержкой психического развития психогенной генезы имеют нормальное физическое развитие, соматически полностью здоровы, но им присуща мозговая дисфункция, причиной которой зачастую стают неблагоприятные условия проживания и воспитания.

Особенности ребенка:

  • интеллект снижен;
  • эмоции поверхностные;
  • инфантильность в поведении;
  • неустойчивое внимание;
  • повышенная тревожность.

Ребенок приобретает такие отклонения, так как не чувствует теплоты от близких ему людей. Такие дети, как правило, вырастают в неблагополучных семьях. Там, где царит вседозволенность и полное безразличие к малышу,  с его стороны возможны импульсивные реакции, а также асоциальное поведение.

Плохо себя чувствует ребенок и в авторитарной семье, где царят одни конфликты. Он часто бывает наказан беспричинно. Поэтому дети с таких семей всегда подавлены, очень тревожные, у них возможны вспышки агрессии.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

ЗПР психогенной генезы легко преодолима. Для этого достаточно заинтересоваться ребенком и найти к нему индивидуальный подход.

Задержка психического развития церебрально-органической генезы

Дети с ЗПР церебрально-органической генезы имеют локальные нарушения мозговых функций. Это происходит в результате патологий беременности (токсикозы, грипп, алкоголизм и наркомания матери), родовых травм, тяжелых заболеваний в раннем возрасте.

Особенности ребенка:

  • большая утомляемость;
  • сниженная работоспособность;
  • снижен уровень внимания и памяти;
  • замедленное мышление;
  • учеба дается тяжело.

Такие дети плохо строят взаимоотношения с ровесниками. Их желания стоят на первом месте. Не понимают запретов и замечаний.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Обучать таких детей тяжело по обычной программе. Им необходима постоянная коррекционная поддержка со стороны педагогов. Есть смысл обучать по специальной программе для детей с ЗПР.

Диагностика детей с задержкой психического развития

Для того чтобы определить диагноз ребенка, необходимо пройти полное медицинское и психическое обследование.

Заключение о его уровне развитии коллегиально выносит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая предварительно собирает и изучает анамнез ребенка, анализирует условия его жизни, ознакамливается с нейропсихологическими данными, диагностикой речи.

Обязательно члены комиссии, в состав которой входят врач, психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр, проводят с ребенком беседу, исследуют его эмоционально-волевые качества, и только после этого ими выставляется диагноз, даются определенные рекомендации по его обучению и воспитанию.

Важно

Задержка психического развития зачастую ставится ребенку в 4-5 лет, когда он начинает навещать детский сад. Тогда на фоне сверстников стает заметным замедленное развитие малыша. Не нужно этого пугаться. Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем быстрее он выравнивается интеллектуально и психически.

Задержку психического развития ставят и ученикам младших классов. Именно в этот период заболевание проявляется наиболее ярко. Но своевременная коррекция – это возможность помочь ребенку правильно развиться.

После выравнивания у ребенка всех интеллектуальных и психических процессов диагноз «задержка психического развития» снимается. Если же до окончания младшей школы при постоянной коррекционной работе в ученика не наблюдаются изменения, то тогда поднимается вопрос о его возможной умственной отсталости.

Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью

При ЗПР у ребенка всегда есть улучшения в интеллектуальном и психическом развитии, если ему предоставляют квалифицированную помощь, а при умственной отсталости это невозможно.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием принимают помощь от взрослых и переносят свои новые знания и умения на другие предметы самостоятельно. Для детей с умственной отсталостью такие операции практически не выполнимы, так как они не умеют анализировать и систематизировать: операции выполняют только простейшие.

У ребенка с ЗПР при индивидуальном подходе к нему появляется довольно сильная мотивация к восприятию знаний. У умственно отсталого таких желаний не наблюдается.

За данными статистики 50% неуспевающих детей имеют задержку в психическом развитии. Считается, что около 15% от всей детской популяции имеют незначительные проблемы в развитии. Но при создании благоприятных условий эти проблемы легко решаются в пользу ребенка.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-eto-ne-prigovor.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector