Управление стрессами: как преодолеть негативные эмоции, конфликтные ситуации и скандалы

Стресс-менеджмент: техники преодоления токсических эмоций – Управление персоналом

О. Б. Михайлова

Токсические эмоции активно проникают в нашу психику, и даже очень сдержанные люди испытывают в настоящее время в профессиональной деятельности эмоциональное напряжение. Прежде чем говорить об эффективных приемах преодоления эмоциональных токсинов, выявим основные источники их возникновения.

Надо отметить, что природа человеческого общения уже является источником эмоциональной напряженности. Напряженность была, есть и будет, пока будут существовать люди и эмоции. Вопрос заключается в дозе этих эмоций.

В любом коллективе существует латентная (скрытая) эмоциональная напряженность, но она не мешает сплоченной работе и снимается конструктивными способами общения на основе естественного и здорового стремления к взаимопониманию.

В ситуациях длительного воздействия растущей негативной информации и негативных эмоций напряженность резко возрастает, и эмоциональные токсины начинают распространяться в коммуникативном пространстве.

Грамотная политика общения в организации во многом способствует профилактике и развитию эмоционального иммунитета компании.

Обратите внимание

Поэтому в тех компаниях, где корпоративная культура существует не на словах, а на деле, иммунитет к эмоциональным токсинам гораздо выше.

Иногда существует прямая связь между отдельными работниками, порождающими избыточно ядовитую атмосферу на рабочем месте, и тем, как компания ведет бизнес.

Но все же при самых благоприятных условиях уровень токсических эмоций присутствует в жизни любого офиса. Причинами могут быть неожиданные события, организационные изменения и кризисы, через которые проходит любая развивающаяся организация.

ВЫДЕЛИМ СЕМЬ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПОРОЖДАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ТОКСИЧНОСТЬ

1. Особенности характера непосредственного руководителя («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»).

Такие руководители используют своих подчиненных, чтобы эмоционально «загрузить» и выплеснуть токсины непосредственно и безнаказанно.

Преднамеренное создание гнетущей ситуации может использоваться и как способ контроля над подчиненными, и как способ целенаправленного выбора жертв для очередной серии унижений. Но иногда умышленные атаки руководителя направлены на всех сотрудников, и избежать их не удается никому.

Нередко ситуации ухудшаются непредсказуемостью подобных ударов. Сотрудники не представляют себе, кто будет подвержен эмоциональным экзекуциям.

Чем выше в корпоративной иерархии стоит источник токсических эмоций, тем сильнее распространяется заражение, тем больше людей начинают подражать ему в поведении. Если президент компании постоянно устраивает в ходе разборов ситуаций публичные выволочки своим подчиненным, то же будут делать и его заместители.

2. Некомпетентность: специалисты со слабыми навыками управления и самоуправления («Из огня да в полымя»).

Негативные эмоции, которые в состоянии создать в коллективе некомпетентный специалист, могут принимать разные формы: от уныния до агрессии. Именно некомпетентность, т. е.

неумение решать профессиональные проблемы наиболее эффективным способом и приводит к неадекватности действий.

Важно

Некоторые руководители могут сводить всех с ума своими бесконечными колебаниями, никак не решаясь сделать важный шаг или не придерживаясь никаких принципов.

Поведение соткано из противоречий. Диапазон действий: от нерешительности при постоянном делегировании важных вопросов до тотального мелочного контроля. При этом напряжение распространяется как вирусная инфекция: если «зависает» работа одного сотрудника, стоят и связанные с ними проекты других людей.

3. Нечестность: ощущение предательства («Я бы с ним в разведку не пошел»).

В обмен на приверженность и самоотверженность — предательство руководства. Отрицательный побочный эффект «новой экономики» еще в 90-х годах ХХ века обнаружили в США: у людей стало появляться ощущение, что их предают на работе. Ожидания персонала, формируемые грамотным внутренним пиаром, не совпадают с практическими действиями руководства.

Причины предательства, которые обеспечивают регулярную подачу эмоциональных токсинов в повседневную жизнь работников, могут быть бесконечны, как и бесконечны невыполняемые обещания руководителей, новые методы продвижения по службе, начисления зарплат и выплаты премий и, наконец, страх увольнения как одного из самых коварных предательств.

4. Нечувствительность: последствие эмоциональной тупости руководства и коллег («А мне — фиолетово…»).

Довольно распространенное эмоциональное состояние, которое является токсичным и заразительным. В процессе хронической эмоциональной усталости у значительной части сотрудников развивается состояние апатии и безразличия к профессиональной деятельности и общению, что отрицательно сказывается и на активных коллегах, постепенно блокируя их желание работать эффективно.

5. Работа на сверхусилиях («Прежде думай о родине…»).

Мощный источник токсических эмоций кроется в самом желании компании выжить на рынке. Применяя эффективные методы «интеллектуального соковыжимания» из персонала, руководитель ведет себя как диктатор, не обращая внимания на чувства и жизненные ценности других людей, эта манера поведения становится основой общекорпоративного стиля.

6. Неумолимость корпоративного давления («Единица — вздор, единица — ноль…»).

Авторитарное давление общественной морали организации, взращенной на почве агрессивной конкуренции, создаваемой руководством, приводит к созданию заниженной самооценки у сотрудников, развитию прецедентов публичного унижения и неконструктивной критики. В данной ситуации у специалиста формируется комплекс: бездарный, безответственный, бесперспективный. И только мудрая власть коллектива будет решать, как и в каком темпе будет развиваться каждый его сотрудник дальше.

7. Неизбежность: токсичные сотрудники («Сделаешь гадость — и на душе радость!») и токсичные клиенты («Клиент всегда прав!»).

В любом обществе были, есть и будут люди со сложными чертами характера, так называемые хронические носители токсических эмоций с патологическим желанием выплеснуть их на других людей.

В процессе общения они, как правило, ищут и находят заложников, на которых и проявляют свое негативное эмоциональное состояние. Разрядившись по полной, они моментально чувствуют облегчение и глубокое удовлетворение достигнутым результатом.

Совет

Причем чем более эмоционально «заражен» собеседник, тем более улучшается состояние и настроение провокаторов эмоциональной напряженности.

ТЕХНИКИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ТОКСИНОВ

Итак, общение — это не только необходимая потребность каждого человека, но и источник стрессов. «Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.

Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Кроме того… некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса в хорошей форме». Так сказал основоположник теории стресса Ганс Селье.

Поэтому поверим основателю данной теории и приготовимся жить долго и счастливо в бурной среде эмоциональной напряженности, которая необходима нам для полноценного развития. А помогут нам в этом техники профилактики и преодоления токсических эмоций.

Прием 1. «Клин клином…»

Общение — это источник как положительных, так и отрицательных эмоций. После неприятного прецедента ищите возможность положительного общения с близкими людьми.

Они потому нам и близки, что обладают целебным даром излучения положительных эмоций. Найдите возможность встретиться и провести с ними время.

Наличие семьи и поддержание культуры положительных эмоций в ней является одним из древнейших способов избавления от эмоционального негатива.

Прием 2. «Солнце, воздух и вода…»

Как можно чаще бывайте на природе. В этом смысле загородный отдых — давно известный прием эмоционального восстановления. Нет такой возможности — гуляйте в парках и скверах, на набережной.

Не упускайте возможности зарядиться солнечной энергией и порадоваться ожившей природе.

Вода — это мощный антитоксин отрицательных эмоций, поэтому регулярное посещение бассейна, плавание в водоемах летом и, наконец, регулярное принятие душа — все эти варианты водных процедур эффективно снимают эмоциональное напряжение.

Прием 3. «Бедная, больная Мария Ивановна (Иван Иванович)…»

Обратите внимание

Грамотное отношение к хроническим трансляторам токсических эмоций вырабатывает со временем эмоциональный иммунитет. Изучить такой тип поведения довольно легко по хроническим приступам демонстрации негативных состояний.

Будьте готовы к неадекватному поведению. Руководитель или коллега болен. Вы же не обижаетесь на больных людей. Это не их вина, а их беда.

Стоит ли каждый раз реагировать на регулярное проявление неадекватных форм поведения?

Прием 4. « Нам песня строить и жить помогает…»

И не только песня, а вообще все виды и жанры искусства. Чем вы занимаетесь или хотели бы заниматься в свободное от работы время? Прислушайтесь к своим желаниям! Хотите петь — пойте, на то и караоке изобрели. Танцевать — танцуйте. Рисовать — рисуйте.

Занятия искусством, активное или созерцательное соприкосновение с ним в качестве наблюдателя, зрителя — один из самых эффективных способов снятия эмоциональной напряженности. Фестивали, конкурсы, концерты, спектакли — все это давно проверенные формы отдыха и борьбы со стрессовыми ситуациями.

Чтение литературы художественной, публицистической, научной, периодической также способствует развитию позитивных эмоций. Вот читаете наш журнал и правильно делаете. Помимо профессионального развития, он заботится и о сохранении вашего здоровья.

Прием 5. «Ученье — свет…»

Очень важно поддерживать высокую профессиональную и личностную самооценку. Для этого необходимо постоянно инвестировать в свое самообразование. Само по себе общение с науками и коллегами является мощным антистрессовым процессом.

Обучение на протяжении всей жизни представляет собой социальную реабилитацию, предлагая человеку пути выхода из кризисной ситуации, помогая справиться с трудными жизненными ситуациями и вернуться к активной деятельности после пережитых потрясений.

Прием 6. «Лет до ста расти нашей старости…»

Важно

Смысл жизни человека заключается в самореализации. Самореализация может рассматриваться как максимально возможная польза, которую мы можем принести себе любимому, близким людям, обществу.

Наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности не позволят нам заражаться отрицательными состояниями других даже при ежедневном общении.

Ведь агрессивные происки клиентов, коллег и руководства ничтожны по сравнению с глобальными целями нашего профессионального развития.

Прием 7. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Оптимизм, вера в себя и твердая уверенность в достижении поставленных целей позволяют минимизировать ежедневные проявления отрицательных эмоций.

Поддержание позитивного желания трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и необходимость своей деятельности для общества, должно исходить как от организации, так и от самого профессионала.

Интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение, ощущение особого предназначения собственной деятельности помогут нам преодолеть временный и быстро меняющийся фон эмоциональной напряженности. Профессионал на то и профессионал, чтобы грамотно управлять своими и чужими эмоциями.

Источник: http://www.top-personal.ru/issue.html?2209

❶ Как преодолеть конфликт

Вам понадобится

  • 1-2 часа свободного времени, блокнот и ручка

Инструкция

Отделите отвращение к работе от нежелания общаться с коллегами и начальством. Проанализируйте, почему именно сегодня вы не хотите идти в офис и выполнять свои обязанности. Возможно, вы обнаружите, что обязанности-то как раз и ничего, а вот видеть коллег совсем не хочется.

В таком случае, следует предпринять попытку поиска новой работы с приличным коллективом. Разместите резюме, походите по собеседованиям, но только не разжигайте конфликт на старом месте. Проблема с такими “кадрами” обычно решается не открытой борьбой, а простой сменой коллектива.

Обдумывая свое отвращение к работе, вы можете прийти к выводу, что просто плохо себя чувствуете и не хотите сейчас никакой работы, а не только этой конкретной. Постоянное недосыпание и неумение расслабиться, а также “вторая смена” на хозяйстве – основная причина недомоганий. Делегируйте полномочия дома.

Совет

Пусть каждый член семьи выполняет какие-то обязанности по хозяйству, а не просто приходит домой спать и есть. Откажитесь от сериалов, социальных сетей на ночь и других “убийц времени”, чтобы больше спать.

Обеспечьте себя получасовой физической активностью каждый день, и вы почувствуете, как постепенно расслабляетесь и теряете чувство отвращения к работе.

А может быть, вы просто переросли офисную работу как вид деятельности. Бывает, человек осознает, что делать то же самое, не имея начальника “над головой” и неудобного кресла под пятой точкой, намного эффективнее. Попробуйте поискать заказы на стороне по своей профессии. Нарабатывайте личную клиентскую базу. Рассматривайте посещение офиса как личный проект, поиск клиентов для своего будущего бизнеса. Тогда ваши действие обретут смысл, и, возможно, вы сможете отказаться от наемного труда в самом ближайшем будущем.

Читайте также:  Последствия и осложнения менингита у новорожденных, детей и взрослых

Обратите внимание

Очень важно разобраться в своих истинных мотивах. Возможно, отвращение к труду у вас – из-за слишком высокой мотивации и тяжелого бремени ответственности. Разрешите себе быть чуть-чуть несовершенным работником, не стремитесь выполнять все, всегда и в точности, и тогда ваше внутреннее напряжение постепенно ослабнет.

Полезный совет

Хотите выместить злобу? Сделайте это творчески. Заведите анонимный сетевой дневник и делитесь с людьми абсурдными буднями офиса. Пойдите, наконец, в спортивный зал и хорошенько поколотите боксерскую грушу. Планируйте смену работы и предпринимайте активные действия. Но только не сидите в углу с кислой миной, страдая от несовершенства трудовой жизни.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-44019-kak-preodolet-konflikt

Глава 2 Роль эмоций в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло.

Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива.

Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога – психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника.

Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес, возбуждение.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности – воспринимать угрозы своему “ Я “ в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги.

В конфликтной ситуации тревожность такой личности обуславливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации – как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги.

Эмоциональная ригидность – выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект.

Обратите внимание

Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов.

Если мы ограничиваем выражения наших эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по- разному выражать их ( эмоции ) в ситуации конфликта.

Чувство гнева и страх легко могут создать конфликтную ситуацию. Они могут возникнуть в любом конфликте и в последующем служить для него питательной средой. Чтобы расчистить путь к решению проблемы, нужно дать другим освободиться от раздражения, прочих отрицательных эмоций и не забыть победить собственный гнев.

Решающим шагом для выхода из любого конфликта и восстановления хороших взаимоотношений является освобождение от раздражения обоих участников конфликта.

Иногда вы заставляете себя раздражаться хотя бы для того, чтобы выслушать тираду оппонента. Но, в конце концов, вы должны признать ваш гнев и обращаться с ним более эффективно.

Фокус состоит в том, чтобы научиться избавляться от раздражения, контролируя себя.

Взрываться или атаковать оппонента для того, чтобы освободиться от своего гнева, – это ложный путь. Это можно рассмотреть на примере длительных взаимоотношений, в ходе которых у вас родилось чувство раздражения. Вам может захотеться,,выпустить пар’’.

Важно

Это, например, с друзьями, которые долго общаются вместе. Например, они в раздоре, и у одного из них или у двоих нарастает раздражение в связи с чем-либо, сделанным в прошлом неправильно.

Разрядка такого типа ничего не даст для решения непосредственного конфликта или для освобождения от раздражения. Все это может закончиться ссорой и криком. Вы можете оказаться в подобной ситуации и должны понимать, что решить проблему вы сможете, только успокоившись.

Вы можете также заметить, что игнорирование или отрицание вашего раздражения оставит вам чувство опустошения.

К счастью, имеется возможность одновременно избавиться от гнева и разочарования. Обычно это внутренний процесс.

Действуйте, таким образом, когда другой человек избавляется от возникших у него отрицательных эмоций – даже когда он просто кричит на вас.

После этого, в идеальном случае, вы оба будете готовы оставить гнев за спиной (который вы рассеяли, а другой человек дал ему выход), успокоиться и разобраться в конфликтной ситуации.

Отрицательные эмоции являются поверхностной причиной конфликтов. В разных людях базовые инстинкты проявлены в разной степени и поэтому базовая мотивация у людей отличается. Именно поэтому часто возникает взаимонепонимание.

Когда один человек считает предпочтительным одно, а другой – другое, то в результате каждый из них логичен, а друг друга не понимают.

Совет

Если проанализировать базовые мотивации каждого то удается понять причину различий во мнениях и конфликт интересов устранить, найдя комбинацию, при которой каждый получает то, что хочет.

Никакого конфликта интересов в основе не лежит, но они сохранились с давних времен, когда регулировали отношения в человеческой стае. Сейчас можно строить отношения более тонко и эффективно – с помощью разума. Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние.

Но призыв к участникам конфликта привести в порядок свои эмоции часто воспринимается ими как призыв к поражению. Но контролировать эмоции необходимо по следующим причинам:


  1. Стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля над сознанием поведением.

    Контроль конфликтной ситуации осуществляет тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему выбрать наилучшую стратегию поведения.

  2. По мере эскалации конфликта растет эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности; это провоцирует встречные агрессивные реакции.

    Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности.

  3. Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие – разрушительными переживаниями.

Выделяется несколько этапов протекания эмоций в конфликте:

  • восприятие события, символизация его психического образа в сознании;
  • эмоциональная оценка события;
  • внутреннее, эмоциональное переживание;
  • внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция;
  • эмоциональный след после выхода из ситуации.

В соответствии с этими этапами предлагаются следующие методы управления эмоциями в конфликтной ситуации:

  • направленные на изменение процесса восприятия события; направленные на изменения эмоциональной оценки события;
  • направленные на изменение процесса внутреннего, эмоционального переживания;
  • направленные на изменение внешней, доступной для наблюдения реакции;
  • направленные на изменение эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию. Она вызывает для вовлеченных в конфликтную ситуацию лиц негативные последствия и требует адекватных мер противостояния. Выделяются следующие способы снижения агрессии в конфликте – как собственной, так и агрессии оппонента:

  • Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться.
  • Активный способ состоит в двигательной активности человека;
  • Логический способ годится только для людей сугубо рациональных, которые могут посмотреть на ситуацию со стороны.

Предлагается несколько способов приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, а пытаться влиять на агрессивность оппонента. Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://zodorov.ru/kursovaya-rabota-na-temu-nashi-emocii-druzeya-ili-vragi-ih-rol.html?page=2

Управление конфликтными ситуациями и стрессами на государственных предприятиях

Сущность конфликта и причины, порождающие его

Конфликт — столкновение противоположных интересов, целей, тенденций, позиций.

Он может иметь двусторонний характер (например, начальник и подчиненный, группа подчиненных, высту­пающих против другой группы) и более сложный, многосторонний (множество участников, каждый из которых выступает с собственными требованиями). Предшественником конфликта нередко явля­ется стрессовое напряжение, возникающее у человека или в организации [1-5].

Как видно из рисунка 1, причины конфликтов в государственных организациях многообразны. В целом конфликты могут иметь объективный и субъективный характер.

Объективные причины свя­заны с распределением ресурсов (они всегда недостаточны, по крайней мере, по представлениям дан­ной организации, ее членов и руководства), необходимостью выполнять задания совместно или взаи­мозависимые задания (неизбежны различия в подходах, хотя бы частного характера), с различиями в целях, которые ставят перед собой государственные служащие, их группы, подразделения в органи­зации. Организация состоит из разных людей, а у каждого из них может быть личная цель и свое по­нимание целей организации. К конфликту могут привести различия в представлениях о ценностях и т.д. Например, персонал научно-исследовательского подразделения ценит свободу и независимость, возможность творческого поиска, и если руководитель будет излишне придирчив к дисциплине и срокам выполнения работы, когда автор считает, что он еще не пришел к окончательным выводам, конфликт может оказаться неизбежным.

Конфликты нередко связаны с личностными качествами руководителя и подчиненных. В этом коренятся многие субъективные причины конфликтов.

С точки зрения приверженности к конфликтам членов государственного органа, организации, учреждения можно разделить на три группы: устойчи­вые к конфликтам; удерживающиеся от конфликтов; склонные к конфликтам.

По данным различных исследований, лица, склонные к конфликтам, составляют в среднем всего 5-7 % штатной численно­сти работников; они требуют особого внимания руководителя.

В центре конфликта обычно находится руководитель, государственный менеджер. Он не должен оставлять конфликт без внимания, делать вид, что ничего не происходит. Его задача — увидеть на­зревающий конфликт, вовремя вскрыть его (фактор времени может стать решающим) и разрешить всеми доступными средствами.

Обратите внимание

Тактичное поведение, соответствующий стиль руководства могут предотвратить конфликт, заглушить его, не дав разгореться. Статистика свидетельствует, что в сред­нем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на изучение и улаживание различного рода конфликтов.

В государственных организациях, в силу особого характера службы, подчиненно­сти, эта цифра может быть меньше.

Типы конфликтов

Существует множество классификаций конфликтов. Они могут быть общими, охватывающими всю организацию, и частичными, касающимися некоторых государственных служащих, зарождаю­щимися, зрелыми, угасающими, кратковременными и длительными, объективными и субъективны­ми, и т.д. Главное различие заключается между функциональными и дисфункциональными конфлик­тами.

Не всякий конфликт — негативное явление. Если он способствует решению служебной задачи, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию лич­ности государственного служащего, способствует раскрытию его способностей и потенциала, то яв­ляется функциональным (конструктивным).

Он дисфункционален (деструктивный конфликт), если в основе лежит стремление одержать победу любой ценой, а не желание решить возникшую проблему.

Такой конфликт имеет разрушительный характер, вызывает ухудшение морально-психологической ситуации в коллективе, ведет к срыву заданий, отрицательно сказывается на личных контактах между членами коллектива, порождает враждебность, текучесть кадров и т.д.

Существуют конфликты внутриорганизационные и внешние. Внутриорганизационные — это межличностные, межгрупповые конфликты (рис. 2).

Межличностные конфликты вовлекают двух и более государственных служащих, которые вос­принимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достиже­ния, понимания ценностей, с точки зрения взаимного расположения (симпатий и антипатий), харак­тера поведения и др.

Важно

Такие конфликты могут выливаться в борьбу за материальные ресурсы (повы­шение заработной платы, более удобное рабочее место, лучшую оргтехнику и др.), за повышение в должности.

Если в организации несколько руководителей, они часто вступают в столкновения, убеж­дая начальство выделить ресурсы (штатные единицы, технику) именно своему подразделению.

Как правило, конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает пози­цию, отличающуюся от позиции группы. Не обязательно позиция одного государственного служаще­го, возражающего группе, неверна. Руководитель должен объективно, не поддаваясь эмоциям, оце­нить позиции всех участников конфликта.

Межгрупповой конфликт возникает в государственных организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп государственных служащих, по­мимо общих целей организации, существуют групповые цели, такие конфликты возможны даже в самых благополучных организациях.

Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный кон­фликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели.

При­мером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несо­стоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

Кроме того, по направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешан­ные.

К горизонтальным относятся конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в под­чинении друг другу.

Совет

К вертикальным конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

Конфликты, имеющие вертикальную оставляющую, т.е. вертикальные и смешанные конфликты, составляют в среднем 70-80 %. Они наиболее нежелательны для руководителя. Каждое его действие рассматривается через призму этого конфликта.

Конфликт как процесс

Конфликт состоит из нескольких этапов и развивается как процесс (рис. 3).

На первом этапе складывается конфликтная ситуация (наметились противоречия, но открытого столкновения еще нет). Предпосылкой конфликта может стать интрига, распространение слухов, ка­ких-то порочащих сведений и т.д.

Если конфликт возник, то в нем участвуют разные стороны. Это могут быть оппоненты (лица с разными подходами к решению задачи), подстрекатели, организаторы, пособники, непосредственно в конфликте не участвующие.

Задача менеджера — локализовать назре­вающий конфликт (если его не удается заглушить или ликвидировать).

Второй этап конфликта — инцидент. На этой фазе противостояние становится открытым. Руко­водителю следует стремиться предвидеть возможность инцидента и не дать возникнуть конфликту.

Иногда, напротив, тлеющая предконфликтная ситуация тягостна, и инцидент может привести к кон­фликту, который разрядит обстановку.

Третья фаза — открытое противоборство (возможность разрастания конфликтв). Оно может привести к словесной агрессии (выдвижение обвинений, оскорбления и др.

), травле отдельных госу­дарственных служащих, саботажу (сознательным действиям, причиняющим ущерб государственному управлению и другим сотрудникам организации), бойкоту (уклонению от служебных обязанностей), расколу организации на враждующие группы, к массовым стихийным или организованным беспо­рядкам.

Обратите внимание

Обязанность руководителя — принять все меры к восстановлению служебных отношений в организации и ее действенности, не позволять личным отношениям влиять на качество выполнения служебных обязанностей.

Методы управления конфликтной ситуацией и разрешения конфликта

В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

–    изучение причин возникновения конфликта;

–    ограничение числа участников конфликта;

–    анализ конфликта;

–    разрешение конфликта.

Методы, используемые руководителем для разрешения конфликта, обычно подразделяются на структурные и межличностные. Структурные методы связаны с использованием изменений в струк­туре организации, перераспределением полномочий, перестановкой государственных служащих на другие должности, улучшением материальных и иных условий работы организации и ее сотрудников.

К их числу относятся: 1) разъяснение требований к работе (руководитель должен разъяснить подчи­ненным их права и обязанности, задачи, способы пользования информацией, структуру служебных отношений, чтобы на этой основе не возникало нежелательной конкуренции); 2) применение коорди­национных, интеграционных и разделительных механизмов (назначение заместителя основного ру­ководителя для конфликтующих подразделений, куратора, координатора, слияние подразделений, выделение конфликтующей группы в особое подразделение и т.д.); 3) использование принципа под­чиненности, иерархичности отношений. Единоначалие в государственных организациях облегчает использование иерархии для разрешений конфликтных ситуаций. Можно, в частности, обратиться к начальнику конфликтующих подразделений, предложив ему принять окончательное решение;

4)   выдвижение общеорганизационных комплексных целей для направления конфликтующих подраз­делений на выполнение общей работы с целью преодоления конфликта между ними.

Межличностные методы разрешения конфликта связаны с воздействием менеджера на поведе­ние отдельных людей и их неформальных групп внутри подразделения. Поведение государственного служащего в конфликте определяется не только интересами организации, общего дела, как он их по­нимает, но и его личными интересами.

Как правило, для более эффективного выхода из создавшегося конфликтного положения необ­ходимо выбрать определенный стиль поведения. Специалисты выделяют пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях [7;140]:

  • приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоре­чий — иногда в ущерб своим интересам);
  • компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки);
  • сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон — пусть этот путь длительный и состоящий из нескольких этапов, но идущий на пользу дела);
  • игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решив ее);
  • соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется необходимостью удовлетворения собст­венных интересов (действуя пассивно или активно) и интересов другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Если мы представим такой вывод в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, по­зволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения (рис. 4).

Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психоло­гическим или физиологическим напряжением. Модель стрессовой реакции представлена на рисунке 5.

Важно

Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипер­тония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к общению и сексуальным отношениям [7; 145].

–    организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

–    конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;

–    неопределенность ролей в будущем;

–    неинтересная работа;

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации [11; 547]:

Источник: https://articlekz.com/article/5565

Управление стрессом и эмоциями — RusPsiholog.ru

Эмоции играют огромную роль в жизни человека. От нашего эмоционального состояния зависит наше физическое самочувствие, работоспособность, способность и стремление к творчеству, наши взаимоотношения с другими людьми.

Жизнь в современном обществе, связана с различными конфликтными и стрессовыми ситуациями, в результате которых могут возникать эмоциональное напряжение, тревога, страх.

Стресс не опасен для организма, если он находит целесообразный выход, компенсируется расслаблением, выступает как активизирующий фактор жизнедеятельности человека.

Существует два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс активизирует,мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшающий протекание психических и физиологических функций организма. Эустресс является кратковременным и дает ощущение подъема внутренних сил.

Дистресс относится к длительному стрессу и может переходить в соматические и психические заболевания (невроз, психоз).

Причинами стрессового напряжения могут быть:

• Когда гораздо чаще вам

приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно

• Когда вы видите

чересчур много снов, особенно когда вы устали

• Конфликты дома, в семье

• Не с кем поговорить о своих проблемах,

да и, кажется, нет желания делиться с кем-либо

• Не чувствуете уважения

к себе (дома и на работе)

• Когда вам кажется, что

все окружающие зажаты в тиски какого-то напряжения.

Возможно, в этом списке вы нашли одну или несколько причин, подходящих для вашего случая. Все эти причины вызывают отрицательные эмоции, негативные переживания, справиться с которыми вам очень трудно. Лучше всего, конечно, попробовать устранить причину стресса – решить проблемы, устранить конфликты, отдохнуть, научиться видеть хорошее в любой ситуации.

Однако каждый знает, что не все в этой жизни зависит от нас самих, и мы часто не в состоянии избежать тех ситуаций, которые вызывают стресс и связанные с ним негативные переживания. Поэтому очень важно уметь управлять своими эмоциями. Цвет, по мнению специалистов, является одной из самых важных составляющих визуального мировосприятия. А М. Бехтерев писал, что «.

Совет

умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Высказывание великого ученого лишний раз подтверждает, что цвет и его сочетания позволяют не только визуально изменить размеры помещения или создать определенную атмосферу, но и влияют на самочувствие» человека.

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие i цветов (цветотерапия) издавна привлекало (и продолжает привлекать) внимание ученых. Не так давно американские исследователи провели эксперимент, в ходе которого люди разных рас несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет. В результате вегетативные функции испытуемых (давление, пульс, частота дыхания) повышались.

Когда же участникам эксперимента показывали темный синий цвет, их нервная система реагировала обратным образом: пульс успокаивался, давление падало, дыхание замедлялось.

Сегодня французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные оттенки, а в некоторых санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, высаживая васильки, незабудки, белую иву и другие растения голубоватой окраски.

Такие «голубые сады», с точки зрения медицины, действуют успокаивающе на нервную систему человека.

Кстати, так называемая пейзаже терапия — лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами разноцветных пейзажей, создающих различные настроения, — является серьезным направлением в медицине.

Медики установили, что при передвижении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, но и положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови, что фиксируют специально установленные медицинские датчики.

Итак, научно доказано, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие — губительно сказывается на здоровье человека. Цвет — это жизнь. Сегодня многие ученые признают тот факт, что яркие краски мира абсолютно необходимы человеку для здорового существования. Они могут придать новые жизненные силы, энергию и творческие ресурсы.

Обратите внимание

Недостаток ярких цветов, усиленный городским смогом мегаполисов, климат которых оставляет желать лучшего — серое небо, нецветная слякоть, отсутствие зелени — приводит к появлению так называемого «цветового голода».

Это не болезнь, но «цветовой голод», как и дефицит любых других сенсорных ощущений, весьма опасен, ибо оказывается причиной огромного количества заболеваний: и нервно-психических (хронической усталости, апатии, бессонницы), и органических.Ведь депрессивные состояния обязательно ведут к нарушению работы различных органов. Человеческому организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 процентов всей поступающей в мозг информации приходилось нацветовое зрение. Целая треть объема «серого» вещества отвечает за то,чтобы «переварить» ворох оттенков, видимых глазом. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Чем же полезен цвет? И как с помощью цвета приручить свои эмоции?

Оранжевый цвет, возникающий из комбинации красного с желтым, омолаживающее действует на человека, повышает аппетит и улучшает процессы пищеварения, помогает при астме, бронхите, патологии селезенки, ослабленном сердце, усиливает сексуальность. Оранжевый цвет также вызывает учащение сердцебиения.

В медицине оранжевый цвет рекомендуется при депрессивных состояниях, психозах, чувстве страха, при всех видах склероза (например, церебральном и коронарном атеросклерозе).

В качестве лечебного его можно использовать при истощении, анемии, сердечной недостаточности, при инфаркте и стенокардии (обычно чередуют с синим), при повышенной сонливости.

Желтый цвет укрепляет нервную и эндокринную системы, стимулирует желудок. Этот цвет используется при нервном истощении, бессоннице, дерматите, экземе.

Считается, что желтый цвет способен оказывать очищающее воздействие на весь организм, стимулировать работу печени. Кроме того, ученые утверждают, что желтый цвет возбуждает аппетит и улучшает пищеварение.

Возможно, именно по этой причине в желтых тонах часто выдерживаются интерьеры европейских ресторанов.

Красный цвет издавна привлекал внимание лекарей. Еще средневековые врачи использовали его для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, некоторых кожных заболеваний. Хорошие результаты были получены при лечении красными и желтыми лучами апатичных и анемичных детей.

На физиологическом уровне это выражалось в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении активности и улучшении настроения.

Сегодня ученые выяснили, что красный цвет учащает дыхание, укрепляет память, улучшает цвет кожи, показывает высокий лечебный эффект при вялых параличах, активизирует обмен веществ, стимулирует иммунитет, хорошо воздействует на кровообращение и сердечную деятельность.

Важно

Красный цвет может способствовать повышению кровяного давления, однако обладает и целебными свойствами, которые используются при лечении хронических воспалений, болезнях кожи (например, псориазе), хроническом кашле, астме, последствиях обморожений. В медицине красный цвет применяется в гормонотерапии. Свет, окрашенный вкрасные тона, легче всего проникает через кожу.

Зеленый цвет благотворно влияет при головных болях, острых простудных заболеваниях, болезнях позвоночника, нарушениях обмена веществ. Этот цвет помогает нормализовать сердечную деятельность при аритмии, тахикардии.

Зеленый цвет используется при лечении нервных болезней и психопатических расстройств, помогает дисциплинировать ум и тело, контролировать свои поступки. Кроме того, некоторые медики утверждают, что зеленый цвет увеличивает остроту зрения, положительно влияет на бронхи и работу сердца.

Зеленое освещение обладает лечебными свойствами, полезными при бронхите, артрите. Рекомендуется при опухолях, язвах, кистах, всех болезнях глаз и диабете. Вообще, воздействие зеленым светом время от времени очень рекомендуется при любых хронических болезнях.

Сочетание зеленого и желтого (бриллиантовая зелень) стимулирует мыслительную деятельность, укрепляет нервную систему, способствует релаксации. Его можно использовать при негативных климактерических проявлениях, воспалении нервов, почечных болезнях, диабете и болезнях пищеварительного тракта.

Голубой цвет

Источник: http://ruspsiholog.ru/upravlenie-stressom-i-jemocijami/

Гнев и страх. Как преодолеть страх в конфликтной ситуации?

Страхи могут быть разными. Очень часто опасения удерживают нас от высказываний в той или иной конфликтной ситуации. Мы злимся на себя за свою слабость. Все это приводит к разочарованию, и даже к обиде.

Отрицательные эмоции могут повлечь за собой замкнутость, а это приведет  к тому, что конфликт станет еще более сложным для разрешения.

Поэтому нужно учиться избавляться не только от своего раздражения, но и справляться со страхами и внутренним дискомфортом.

 Часто на рабочем месте нас удерживает страх отказа от обращения к начальству с просьбой повышения по карьерной лестнице или наделения большими полномочиями.

Не заполучив того, что наметили, мы начинаем испытывать раздражение, а может даже и враждебность по отношению к тому человеку, и это пагубно влияет на дальнейшие взаимоотношения.

В конечном итоге мы начинаем действовать с опаской, пытаемся оправдать свою сдержанность, убеждая себя в том, что конкретный  человек нам не по душе, что он наш недруг и тому подобное.

 На самом деле за всем этим скрывается истина, – глубоко запрятанная причина, нарушившая взаимоотношения – наш страх перед неудачей. Запрятав желание высказаться, мы терпим именно ту неудачу, которой боялись.

Совет

Что же  чаще всего вызывает в нас раздражение? Страх потерять время, оказаться несостоятельным и т.п. Какой  бы ни была природа страха, чтобы его преодолеть необходимо распознать его причину, и решить, насколько страх  обоснован в сложившийся ситуации.

  Если начинать работать в этом направлении, то расчищаются завалы в сознании, вырисовывается путь к решению проблемы.

 Нас всех  по жизни сковывают различного рода страхи. Например, страх оказаться в смешном положении. Возникает конфликт индивида с самим собой.

Если мы уделим себе немного времени, постараемся стать  пассивными и восприимчивыми  и поместим себя в определенные  обстоятельства, то будем иметь ясное представление о том, в чем собственно состоит конфликт, какие страхи препятствуют решению проблемы.

  В таком пассивно-восприимчивом состоянии, когда нас  ничего не подстегивает, раскрепощается подсознание, наш внутренний голос. В подсознании всегда имеется решение проблемы, однако наши эмоции не дают возможности прислушаться к нему.

Ответ на наши страхи может прийти в форме слов или образов наших страхов, а главным образом в виде ощущения.  Ощущение приятного теплого  свечения – свидетельство того, что мы хотим   совершить какое-то определенное действие. Сжимающее давление в области желудка, –  сигнал, что мы противимся какому-то событию или воле другого человека.

 Обдумав сложившуюся ситуацию, мы можем сказать, что наши опасения обоснованы и, наверняка, они связаны с каким-то внутренним препятствием, таким, как недостаточная вера в себя или низкая самооценка – обида на то, что нас не оценили так, как мы этого заслуживаем. А возможно, наши эмоции обусловлены повышенным желанием сделать карьеру, и мы проецируем на других людей наши собственные сомнения, боимся быть обделенными, – ведь кого-то обвинять проще, чем себя…

 Представьте мысленно  другого человека на своем месте. Что мы думаем по этому поводу? Как бы поступили в этом случае? Задавая себе такого рода вопросы, можно  найти точный ответ. Перспектива лучше видна, когда смотришь на вещи со стороны. Это происходит точно так же, как мы доверяем свои мысли человеку, не вовлеченному в сложившуюся ситуацию, и узнаем его мнение.

Обратите внимание

 Каким бы образом мы ни пришли к окончательному ответу, и кем бы ни был дан этот ответ – находится причина нашего страха во внешних обстоятельствах или в нас самих, – мы можем теперь работать над тем, чтобы преодолеть его.

Если страх вызван недостаточной верой в свои собственные силы, то приступаем к повышению самооценки. Для начала можем работать в том направлении, которое сулит нам успех.

Знание того, где находится решение, позволяет нам расходовать энергию более эффективно.

 Наша цель – как можно быстрее отделаться от страхов, ставших препятствием на нашем пути. В борьбе со страхом очень эффективен  способ, который состоит в прямом противостоянии страху и преодолению его.

Попытаемся заставить себя сделать то, что  нас пугает, при этом, испытывая и признавая свой страх (сказать кому-то то, чего на самом деле хочется).

Используя конфронтационный подход, можно  действовать постепенно, противоборствовать страху в небольших дозах (пресечь продавщицу в магазине) и постепенно набирать уверенность в себе в более  рискованных и представляющихся  жуткими ситуациях (изложить  шефу свои желания).

  При таком подходе понемногу увеличиваем силу испытываемого нами страха, но, в то же время, и уровень подготовки к его преодолению. Этот  способ подтвердил свою эффективность в преодолении  фобий всех типов.

 Вы убеждаетесь, что страх ушел, и отмечаете про себя это достижение…

 Но такой метод применим и к другим отрицательным эмоциям. Его можно использовать для  преодоления любых внутренних конфликтов или отрицательных эмоций, которые могли бы послужить причиной возникновения нестандартной ситуации.

Важно

Когда мы  чувствуем  вину, обиду или ревность, или что-то подобное, начните с признания этого чувства. Затем определяйте  его причину и задавайте себе вопрос – связано ли это чувство с реальными обстоятельствами или является порождением нашей психики и только.

Преодолевая внешние конфликты, мы набираемся опыта для разрешения внутренних, а также  применяем это для преодоления отрицательных эмоций…

 Психологи считают, что гнев и страх относятся к эмоциям, возникающим в чрезвычайных ситуациях, они активируют симпатико-адреналовую систему (САС – в организме человека универсальная  защитно-приспособительная система, которая генетически закреплена), чтобы обеспечить дополнительную выработку энергии для борьбы или бегства. Это  субъективное состояние  немногие переносят комфортно, так как  оно ассоциируется с конфликтом, потерей и даже насилием.

 Гнев нагнетает страх. В обоих случаях мышечная система заряжается и мобилизуется к действию. При  гневе организм готовится к нападению на источник боли. При страхе – настраивается на отступление и бегство от опасности.

Отношение между страхом и гневом заключается в том, что одно сменяется другим. Если испуганный человек поворачивается  лицом к опасности и решает  нападать, то эмоции захлестывают его, он злится и перестает бояться. Это происходит из-за смены направления потока возбуждения в его теле.

Новое чувство не что иное, как восприятие этой перемены. Когда же нападающий человек начинает отступать, то  по той же причине он становится испуган. Страх  разряжается через бегство.

Однако такой дискомфорт оправдан,  он  носит защитный характер, заставляя обороняться или бежать, когда приступ гнева грозит принять физическую форму и причинить вред…

 Во всех социальных отношениях, за исключением негуманных, гнев  всего  лишь эмоция – ни плохая, ни хорошая. Но, тем не менее,  мы заложили столько тревоги и опасений в понятие гнева, как собственного, так и окружающих нас людей, что он может повлиять на способность противостоять эмоциональному шантажу.

 Эмоциональное состояние кажется  настолько опасным, что мы боимся его проявления в любой форме, причем боимся не только гнева окружающих, но и собственного. Мы страшимся потерять над собой контроль, причинить кому-то вред.  Один лишь намек в голосе  другого человека часто вызывает страх, воображение насилия.

Совет

 В нас возрождаются в условиях беспокойства и стресса события и чувства, которые мы когда-то испытали в детстве. Даже если в настоящем нет того, что оправдывало  бы эти страхи, эмоциональная память замыкается на прошлом…

 Из всего многообразия чувств особенно часто нами замораживаются страх и гнев – хотя это два основных и очень важных чувства. Они тесно взаимосвязаны. Где есть страх, присутствует и гнев, а за гневом стоит страх.

 Взаимосвязь  со своим страхом и гневом позволяет быстро оценить ситуацию и изменить  ее в лучшую сторону.

 Сложно бывает принять те чувства, которые не поощряются в социуме, например гнев.

 Часто гнев не поддается логическому объяснению. Однако неумение выражать свои отрицательные эмоции ведут к зависимому, неуверенному и уступчивому поведению, особенно это проявляется в провоцирующих ситуациях, когда нужно отстаивать свои права.

 В то же время раздражительные мысли сосредотачивают внимание на требованиях, которые мы предъявляем к другим, себе, жизни. Все требования начинаются со слов «не имеешь права», «должен», «обязан». Никто в этот мир не приходит, чтобы соответствовать нашим ожиданиям. Как только мы перестаем говорить на языке долженствования, исчезает безысходность и драматизация происходящего.

 В чувстве гнева есть и сильные стороны. У рассерженного человека вдруг появляются силы и смелость совершать активные действия. Но гнев  нужен не только для того, чтобы отстаивать свои позиции.  С помощью своего гнева мы понимаем, что кто-то ведет себя неподобающе.  Гнев – лекарство от равнодушия.

 На страницах 1news.az мы продолжаем разбирать ситуации, которые предлагает читатель. Часто нужен взгляд со стороны, чтобы понять, почему на нас так влияют и мучают предложенные обстоятельства. Как «отключать» эмоции и переходить к рациональному мышлению?

Подготовил: Сергей Коваль

Источник: http://1news.az/analytics/socium/

Источник: https://www.klbviktoria.com/novosti/2011-god/sentyabr/16-09-2011-3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector