Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): что это такое, симптомы, лечение

Синдром дефицита внимания у детей – признаки, терапия препаратами, процедурами и работа с психологом

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста.

Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков.

С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

Обратите внимание

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя.

СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом.

Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга.

Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают.

Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках.

Важно

Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство.

У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность.

Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники.

Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам.

Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Лечение

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

Источник: https://vrachmedik.ru/959-sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html

Сдвг (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей и взрослых

Главная » Публикации » Болезни » СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Сдвг – что это такое?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство, которое характеризуется невнимательностью (неспособностью концентрироваться) и гиперактивностью (импульсивностью), которая является постоянной и крайне неуместной.

СДВГ поражает от 4% до 12% детей школьного возраста, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может наблюдаться и во взрослом возрасте, по статистике это расстройство поражает от 3% до 4% взрослых.

Неспособность интегрироваться в социальные, учебные или связанные с работой условия – это проблема, наблюдаемая у людей с СДВГ. В детстве человек с СДВГ может иметь социальные проблемы, а также отставать в учебе, так как это состояние влияет на способность человека сосредоточиться на задачах.

Поскольку дети с СДВГ не могут сконцентрироваться на учебе, то они могут отвлекать других детей в классе.

Люди с СДВГ особенно чувствительны к сенсорным раздражителям, таким как шум, осязание и визуальные сигналы. Их легко переутомить, что приведет к изменениям в поведении, которые могут включать агрессивность.

Читайте также:  Последствия и осложнения менингита у новорожденных, детей и взрослых

Причины СДВГ

Биологические факторы являются причинами СДВГ. В частности, считается, что неврологический дисбаланс в мозге вызывает симптомы, проявляющиеся у человека с СДВГ.

Химические вещества в мозге, называемые нейротрансмиттерами, помогают передавать сообщения по всему телу. Научные исследования показывают, что некоторые нейротрансмиттеры наличествуют в меньшем количестве или отсутствуют у людей с СДВГ.

Даже при том, что неврологический дисбаланс присутствует у людей с СДВГ, точная причина неясна. Во многих случаях СДВГ, по-видимому, в значительной степени генетическое заболевание, так как дети с СДВГ в четыре раза чаще имеют близких членов семьи с таким же диагнозом. Также было обнаружено несколько генов, связанных с СДВГ.

Совет

Во время беременности или после родов определенные факторы могут повредить мозг и изменить его функцию. Во время беременности к этому состоянию может привести влияние на развивающейся мозг ребенка радиации, алкоголя или других факторов.

Низкий вес при рождении может также увеличить риск СДВГ.

После рождения наличие некоторых инфекционных заболеваний, влияющих на ткани мозга, таких как менингит или энцефалит, может повлиять на то, как мозг посылает сигналы, и способствует развитию симптомов, связанных с СДВГ.

Некоторые специалисты связывают употребление пищевых добавок и сахара с возникновением СДВГ. Однако большинство экспертов не считают, что СДВГ может быть вызвано пищевыми факторами.

Симптомы и осложнения СДВГ у детей и взрослых

СДВГ официально считается расстройством. Чаще всего симптомы СДВГ замечают учителя, опекуны или родители.

Симптомы СДВГ делятся на 2 большие категории: невнимательность и гиперактивность.

9 симптомов, связанных с невнимательностью:

  • ребенок не обращает внимания на детали или делает небрежные ошибки;
  • он с трудом сохраняет внимание;
  • часто не слушает, когда говорят напрямую;
  • ребенок часто не выполняет задания или не может следовать инструкциям;
  • возникают трудности с организацией заданий;
  • частое избегание или сильное нежелание выполнять задачи, которые требуют постоянных умственных усилий;
  • ребенок часто теряет вещи;
  • он постоянно отвлечен;
  • забывчивость.

9 симптомов, связанных с гиперактивностью:

  • ребенок часто суетится или корчится;
  • он не может сидеть долго на одном месте;
  • часто бегает и лазает, когда это неуместно;
  • не играет спокойно;
  • он постоянно «на ходу»;
  • много говорит;
  • он выкрикивает ответы на вопросы, которые не были завершены;
  • он с трудом ожидает своей очереди;
  • ребенок часто мешает и постоянно отвлекает.

Дети с СДВГ гораздо чаще обычных детей сталкиваются с рядом других проблем:

  • неспособность к обучению (у 20-50% детей с СДВГ она присутствует, несмотря на нормальный интеллект);
  • тиковые расстройства (такие как синдром Туретта);
  • языковые проблемы (например, недостаточный словарный запас);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • расстройства поведения;
  • аутизм;
  • тревожные расстройства;
  • депрессия.

У некоторых детей симптомы исчезают по мере взросления. Тем не менее, многие дети с СДВГ будут иметь сходные симптомы и в зрелом возрасте. У взрослых с СДВГ симптомы могут быть немного другими.

Например, они могут чувствовать себя очень беспокойно, а не быть гиперактивными (бег, лазание и т. д.).

Взрослые могут также иметь меньше симптомов, но, вероятно, все еще будут иметь проблемы с вниманием и импульсивностью.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ диагностируется на основе комбинации симптомов, перечисленных выше.

Эти симптомы должны серьезно мешать, по крайней мере, двум основным сферам жизни человека, таким как школа, дом или другое окружение (например, внеклассная деятельность).

Кроме того, ребенок должен проявлять эти симптомы постоянно в течение как минимум 6 месяцев, и они должны отрицательно влиять на социальное, интеллектуальное или профессиональное функционирование.

Не существует специальных обследований, которые особенно полезны при постановке диагноза. Врач определяет, являются ли поведенческие проблемы, связанные с состоянием, постоянными, и требуют ли они лечения. Это можно определить пообщавшись с человеком, родителями и учителями, также может помочь вопросник и рейтинговая шкала.

Чтобы поставить диагноз, должно быть не менее 6 симптомов невнимательности или гиперактивности, и должны быть соблюдены следующие критерии:

  • симптомы должны присутствовать более 6 месяцев;
  • по крайней мере, некоторые симптомы должны проявиться до 12 лет;
  • симптомы должны присутствовать как минимум в двух ситуациях (например, дома и в школе);
  • симптомы должны проявляться на работе, дома или в школе.

У некоторых людей СДВГ может не диагностироваться, пока они не станут подростками старшего возраста или взрослыми. Люди в возрасте 17 лет и старше могут иметь меньше симптомов и, следовательно, требуют не менее 5, а не 6 симптомов невнимательности или гиперактивности для подтверждения диагноза.

Лечение и профилактика СДВГ

Важно лечить это состояние. При отсутствии лечения СДВГ может серьезно повлиять на отношения, работу и успеваемость в школе. Родители, дети которых имеют СДВГ, не должны чувствовать себя виноватыми, если у ребенка есть проблемы в школе. Люди с СДВГ такие же умные и способные, как и все остальные, и могут вести счастливую, успешную жизнь при правильной поддержке.

Лечение СДВГ может включать медикаментозное лечение, психическую терапию, смену школы или дома, возможно, их комбинацию.

Есть ряд лекарств от СДВГ. Эти лекарства полезны для лечения основных симптомов СДВГ (гиперактивность, импульсивность и невнимательность).

Обратите внимание

Стимуляторы, такие как Метилфенидат, Лиздексамфетамин, Декстроамфетамин, стимулируют участки мозга, которые не имеют достаточного количества нейротрансмиттеров для производства необходимых химических веществ.

Другое лекарство, используемое для лечения СДВГ, называется Атомоксетин, оно помогает повысить уровень нейротрансмиттера, называемого норадреналин. Обратите внимание, что все лекарства могут иметь побочные эффекты. Лучше всего обсудить преимущества и риски лекарства с вашим лечащим врачом.

Некоторые родители настороженно относятся к этим лекарствам. Тем не менее, прием лекарств по назначению врача, краткосрочный или долгосрочный, может помочь детям поддерживать высокую функциональность. Некоторым детям могут потребоваться другие виды лекарств. Порой дети могут обходиться без лекарств.

Также можно использовать немедикаментозные методы лечения, такие как поведенческая терапия, консультирование и обучение родителей и учителей. Поведенческая терапия особенно полезна для улучшения социальных взаимодействий и поведения (например, следование правилам, мотивация).

В дополнение к другим видам лечения люди с СДВГ могут получать пользу от здорового образа жизни, включая регулярные физические упражнения, правильное питание и сон (например, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, избегать употребления кофеина, обильного приема пищи и стрессовых ситуаций перед сном).

В целом, после того, как лечение будет проведено, дети с СДВГ должны научиться использовать свою вновь обретенную концентрацию с максимальной пользой.

Поделиться

Поделиться

Источник: http://www.mosmedic.com/sdvg-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detej-i-vzroslyh.html

Сдвг или синдром дефицита внимания у взрослых людей

На сегодняшний день проблемы расстройств поведения стоят очень остро. Особенно это выражено среди детей и подростков. Однако неспособность контролировать свои действия и принимать установленные правила и нормы встречаются и у взрослого человека.

Большинство подобных случаев среди детей не имеет в своей основе грубых органических поражений головного мозга, и хорошо поддаются коррекции на ранних стадиях развития. Поведенческие расстройства взрослых, как правило, менее выражены, но не менее опасны.

Поэтому крайне важно правильно диагностировать и лечить подобные расстройства в любом возрасте.

Важно

Одна из форм постепенного количественного нарастания расстройств отдельных психических функций, чаще всего проявляющихся в изменении поведения, носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В большинстве случаев данный диагноз ассоциируется именно с детьми. Однако расстройством могут страдать и взрослые люди.

По данным статистики распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди лиц старше 18 лет достигает 6-7%.

Основные понятия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является комплексной пограничной проблемой, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики. Сама патология заключается в хроническом расстройстве поведения, манифестируемом в детском возрасте. Нескорректированные вовремя симптомы расстройства дают о себе знать во взрослом состоянии не менее чем у 60% пациентов.

Конкретные клинические проявления болезни достаточно разнообразны. В этой связи изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности имел целый ряд синонимов, отражающих преимущественную клинику или патогенез заболевания – «дефицит нравственного контроля», «минимальная мозговая дисфункция», «хронический гиперкинетический мозговой синдром», «легкая дисфункция мозга» и другие.

Однако ни один из них полностью не отражал сути заболевания. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был введен в 1980 году и оказался наиболее приемлемым для описания поведенческих расстройств. Наряду с ним были выделены «синдром дефицита внимания без гиперактивности» и «синдром резидуального типа», диагностируемый у лиц, страдавших СДВГ в более раннем возрасте.

СДВГ – это полиэтиологическое заболевание, проявляющееся нарушениями поведения, которые манифестируют у детей старше 5 лет и сопровождаются снижением внимания и гиперактивностью. Потенциально подобные изменения провоцируют проблемы с обучением и работой, снижение качества жизни, социальную дезадаптацию человека.

Причины

В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.

Совет

Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.

Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

  • пищевой аллергией;
  • нарушениями обмена глюкозы;
  • патологией щитовидной железы;
  • гельминтозами;
  • болезнями бронхо-легочной системы.

Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

Клинические проявления

Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

  • эмоциональная лабильность;
  • неспособность завершить планируемое действие;
  • вспыльчивость;
  • плохая стрессоустойчивость;
  • импульсивность.

Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству.

При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны.

Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

Читайте также:  Амнезия (ретроградная, антероградная, транзиторная глобальная и другие виды): причины, симтомы, лечение

При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.

Обратите внимание

Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре. 

У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

Лечение

Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:

  • когнитивная поведенческая терапия;
  • физиопроцедуры;
  • лечебная физкультура;
  • воздействие на сопутствующую патологию;
  • участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
  • медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).

Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента.

Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения. Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач.

Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой.

Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью.

Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии.

Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/sdvg-u-vzroslyh.html

Что такое СДВГ: симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» — они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям.

Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это — синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения.

Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций — так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

Принято считать, что причины, по которым возникает синдром дефицита внимания, связаны с нарушениями, возникшими во время развития плода в материнской утробе и при сложных родах. К причинам СДВГ можно отнести:

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года — возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, нервных тиков.
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как воспитывать гиперактивного ребенка?Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер — они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма.

Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: основные симптомы кризиса 3 лет и способы его преодолеть).

Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: кризис 7 лет у ребенка

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.

  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.

  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.

  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.

  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения».

    Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено.

Важно

Заменой им служат ноотропные средства — группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом.

Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.

Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролем

Психологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны специальные упражнения и игры, помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания.

Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций, способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи.

Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе — у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Сложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным — только такие качества помогут ему в социальной адаптации.

Советы учителям и воспитателям:

  • держите гиперактивного ученика в поле зрения постоянно;
  • посадите его за первую или вторую парту;
  • старайтесь не ставить акценты на поведении такого ребенка;
  • почаще хвалите за успехи, но не делайте этого без повода;
  • вовлекайте в жизнь коллектива, обращайтесь с несложными просьбами: вытереть доску, принести классный журнал, разложить тетради по партам, полить цветы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры играть с гиперактивными детьми?

Обращаясь к советам доктора Комаровского, заметим, что он предлагает сложные задачи для таких детей превращать в своеобразную мозаику. Разбейте уборку комнаты на отдельные задания: убрать игрушки и отдохнуть, разложить книги и отдохнуть.

Советы родителям:

  • защищайте интересы сына или дочери, но не допускайте открытого противостояния с учителями;
  • прислушивайтесь и учитывайте мнения учителей о вашем ребенке, объективный взгляд со стороны поможет вам лучше понять его;
  • никогда не наказывайте малыша при посторонних, особенно при сверстниках и педагогах;
  • помогайте с адаптацией действиями, приглашайте его друзей в гости, принимайте вместе с ним участие в школьных праздниках и конкурсах.

Доктор Комаровский рекомендует завести для ребенка с дефицитом внимания любое домашнее животное. Забота о друге поможет ему стать более собранным и внимательным. Только при сложных формах некорректного поведения врачи прибегают к медикаментозным методам исправления недуга. Большинству детей показана психологическая коррекция, которая проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/narusheniya/sdvg-chto-eto-takoe.html

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью? | Милосердие.ru

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад).

Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель).

Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Совет

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов.

Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект.

Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание.

Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания.

Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ.

(«Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Обратите внимание

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой.

Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой.

Важно

На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Источники:

ADHD Diets

Facts About ADHD

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-lechit-sdvg-sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector