Речевой центр брока и зона вернике: что собой представляют, где расположены, функциональное значение областей

Центр речи мозга человека и его патологии

Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной.

Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

Эта зона мозга и называется область Брока.

Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи.

Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора.

Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми.

Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще.

Обратите внимание

Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями.

Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения.

Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми.

Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач.

Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.

Важно

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый.

Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой.

Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Причины нарушения речи у детей

Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
  • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
  • торможение в развитии психики;
  • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
  • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

Проблемы с речью после инсульта

После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

  • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
  • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/tsentr-rechi

Речь, её функции и физиологические механизмы. Речевые нарушения при повреждении различных зон мозга

Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека.

Вместе с тем, у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью.

Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых ‘(вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).

Язык и речь представляют собой систему  условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имею­щих для людей определенное значение и смысл.

В физиологии (НЕ в психологии!) принято считать, что способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Функции речи

Коммуникативная функция речи заключается в том, что речь рассматривается как средство общения. Понятийная функция речи заключается в том, что речь является орудием понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.

Регуляторная функция речи выражается в осуществлении регуляции деятельности различных органов и систем организма с помощью слова.

Словесные раздражители изменяют функцию внутренних органов, интенсивность обменных процессов, они также воздействуют на мышечную систему и на сенсорные системы.

Слово, как физиологически активный фактор, оказывает влияние своим непосредственным содержанием. Действие слова определяется его смысловым значением.

Формы речевой деятельности.

Речь, связанная со словесным обозначением объектов, может проявляться в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.

Акустическая форма речи представлена в виде звуковых сигналов, восприятие которых происходит в результате дробления речевого потока на участки. Такое дробление обеспечивает восприятие фонем. Вместе с тем происходит и интеграция отдельных элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.

Оптическая форма речи обеспечивает анализ и интеграцию отдельных речевых (буквенных) раздражении и реализует символическую функцию речи. При поражении зрительных отделов коры головного мозга нарушается не только возможность различения букв, но и часто нарушается символическая функция.

Кинестезическая форма речи проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи. Мышечное напряжение органов артикуляции даже при отсутствии звукового речевого выражения достаточно высокое. Физиологически это проявляется в работе речевых органов в процессе мышления.

Физиологические основы речи

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались.

Совет

Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Источник: https://www.braintools.ru/article/9510

в поисках речи

Речь – крайне сложноорганизованная функция нашего мозга. Она располагается не в каком-то конкретном участке, а образует целую своеобразную сеть. Если из этой сети выпадает хотя бы одно звено, вся речевая система страдает.

Читайте также:  Церебрастенический синдром (церебрастения) у детей и взрослых: симптомы и лечение

Что нужно для осуществления речевой функции:
Периферический речевой аппарат (органы дыхания, голосообразования и органы речевой артикуляции), который иннервируется черепно-мозговыми нервами (тройничный нерв, лицевой нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, подъязычный нерв).

В экспрессивной речи также играют роль таламус и базальные ганглии. На этом уровне функциональная асимметрия отсутствует.

Центральный отдел речепроизводства (кора головного мозга).

Для того, чтобы речевая функция работала, нам надо уметь услышать, понять и запомнить речевое послание, сформулировать «про себя» свой ответ и суметь его воспроизвести так, чтобы партнёр понял сообщение.
Как же это происходит с точки зрения нервной системы?

Импрессивная речь (понимание)

1. Фонематический слух – узнавание звука среди других фонем; возможность различать близкие звуки языка, играющие смыслоразличительную роль.
Где: задние отделы левовисочной области (первичное 41 поле, вторичное – зона Вернике, 22 поле).

Когда формируется: к 8-9 годам.

Недостаточность у детей: — трудности понимания обращенной речи; — замедленность восприятия речи; — понимание инструкции после неоднократного её повтора; — замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии; — замены оппозиционных звуков; — нарушения понимания наиболее упроченных речевых инструкций.

Недостаточность у взрослых:

— трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; — трудности выделения отдельных звуков из стечения согласных; — легко теряется правильная последовательность звуков; — ошибки в оценке позиции звука в слове; — литеральные парафазии; — аграмматизмы; — замена существительных местоимениями; — нарушение согласования слов в предложении; — незаконченность высказывания; — многоречивость; — «отчуждение смысла слов»; — грубая недостаточность: сенсорная алалия (несформированность речи до 3 лет); — ошибки в речи и на письме:

2. Объем слухоречевого восприятия и оперативной памяти
Где: средние отделы левовисочной области.

Когда формируется: к 3-4 годам.
Недостаточность у детей: — забывание слов и трудности их подбора; — сужение объема воспроизведения запоминаемых слов, особенно отчетливо выступающее при повторении отдельных, не связанных между собой по смыслу слов; — нарушения воспроизведения слов после выполнения побочной деятельности (беседа, рассматривание картинок); — неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии.

«Тот факт, что нарушения слухохречевой памяти при поражениях левого полушания у детей в целом носят такой же характер, как и у взрослых, позволяет заключить, что специфическое участие этого полушария в обеспечении речевых функция проявляется в отногенезе достаточно рано» (Симерницкая Э.Г., Мозг человека и психические процессы в онтогенезе, 1985).

Недостаточность у взрослых: — нарушение удержания в слухоречевой памяти серии слов – недостатки понимания длинных речевых отрезков; — обильные вербальные парафазии; — трудности в назывании предметов и действий; — многоречивость.

3. Квазипространственные (пространственно-временные) конструкции

Где: ТРО (третичные 39, 40, 37 поля).

Когда формируется: к 9-10 годам.
Недостаточность у детей: — трудности понимания логико-грамматических конструкций; — трудности подбора слов, построения фразы, слов; — замена предлогов, дефекты флексий; — смешения правой и левой сторон.

Недостаточность у взрослых:

— трудности понимания сложных логико-грамматических оборотов; — трудности выполнения инструкций, включающих предлоги «над», «под», «слева от…», «справа от…», «сверху», «снизу»; — трудности ориентировки в пространстве; — смешения правой и левой сторон. 4. Номинации (называние)
Где: ТРО (третичные 39, 40, 37 поля).

Когда формируется: к 9 годам.
Недостаточность у детей: вербальные и литеральные парафазии.

Недостаточность у взрослых:

затруднения в нахождении названия предметов.

5. Кинестетический – информация о статической позе, необходимой для реализации действия (нахождение нужной артикуляционной позы для реализации определенной фонемы)

Где: постцентральные отделы левого полушария (первичное 3 поле; вторичные поля: общечувствительные двигательные – поля 1,2 и 5; кожно-кинестетическое – 7 поле).

Когда формируется: к 4 годам.
Недостаточность у детей: — Л.К. Назарова: если исключить проговаривание вслух диктуемого слова (например, предложив ученику писать с открытым ртом или зажав язык губами), число допускаемых им ошибок возрастает в 6 раз; — грубая недостаточность: афферентная моторная алалия (несформированность речи до 3 лет).

Недостаточность у взрослых:

— ошибочные артикуляции; — пропуск звуков; — выделение наиболее артикуляторно сильного компонента; — сохранны любые непроизвольные движения (еда, глотание, сплёвывание); — чтение про себя и понимание речи на слух могут быть относительно сохранны.

6. Кинетический – затормаживание предыдущей и растормаживание последующей артикулемы.

Где: заднелобные (премоторные ) отделы левого полушария (первичное поле двигательного анализатора – 4ое; зона Брока – поле 44; эфферентные поля – 6 и 8).

Когда формируется: к 10 годам.
Недостаточность у детей: — дефекты переключения при повторении пар звуков (би-ба-бо); — контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз; — грубая недостаточность: эфферентная моторная алалия (несформированность речи до 3 лет).

Недостаточность у взрослых:

— застревание на слогах, повторение уже сказанных слов; — неправильное употребление глаголов, предлогов, окончаний существительных; — невозможность сохранить нужную последовательность букв; — паузы и повторы слов в устной речи; — в речи могут преобладать существительные в именительном падеже.

7. Программирование собственного речевого высказывания

Где: префронтальные отделы (поля 9, 46, 45, 10).

Когда формируется: к 12 годам.
Недостаточность у детей: — адинамия; — аспонтанность; — самостоятельно речи практически нет; — эхолалии; — речевые персеверации; — ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе; — неадекватные ответы; — соскальзывание на побочные ассоциации; — контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз; — непонимание смысла и морали.

Недостаточность у взрослых:

— речевая активность снижена; — эхолалии; — наиболее нарушено начальное «пусковое» звено речевого акта и выбор слов…

    Анатомическая и функциональная связь существует не только между речью и языковыми функциями, но и между оральными моторными функциями и моторными функциями конечностей. Позы рук (воспроизведение по образцу поз рук и кистей) также связаны с многоэлементными сложными оральными движениями, которые опосредуются левой теменной долей.

Также играет роль фактор межполушарного взаимодействия на уровне мозолистого тела. Появление речевых кинезий, например «па-та-ка», находится в связи с двуручными движениями.
    Функции классических центров Брока и Вернике за последние 30 лет были уточнены; оба поля входят в сложную функциональную систему и работают согласованно.

    Центр Брока – не исключительно моторная зона речи, он участвует также в процессе ручной деятельности. Центр Брока проявляет особую активность в случаях логически сложных речевых конструкций, а в ситуации двусмысленности активируются также гомологичные зоны префронтальной коры правого полушария.

Это облегчает использование и понимание переносных значений.     Когда человек слушает обращенную речь, то у него помимо центра Вернике также происходит активация центра Брока и внешне незаметное напряжение оральной и язычной мускулатуры, а при произнесении, наоборот, дополнительная активация центра Вернике.

    Как происходит развитие всех функций центров Брока и Вернике у детей, остается неясным.

Механизм экспрессивной речи (по Ч. Ньокиктьену)

Условные обозначения: центр Вернике (W); центра Брока (В); дугообразный пучок (FА), связывающий W и В; угловая извилина (GА); первичная моторная кора (ВА 4).

Во время говорения зона В активирует первичную моторную кору (ВА 4), где кпереди от роландовой борозды расположены нейроны, иннервирующие мышцы речевого аппарата.

Зона В также активирует те области моторной коры (ВА 4), которые контролируют мышцы, обеспечивающие моторный компонент письма. Угловая извилина (GА) является зоной, которая отвечает за интеграцию информации разных модальностей, связывая написанный (видимый) или воспринимаемый тактильно текст со слышимой речью, распознаваемой областью W.

Механизм импрессивной речи (по Ч. Ньокиктьену)

Условные обозначения: центр Вернике (W); центра Брока (В); дугообразный пучок (FА), связывающий W и В; угловая извилина (GА); первичная моторная кора (ВА 4).

Обработка речевой информации происходит в височных зонах коры. Речь воспринимается первичными слуховыми полями (ВА 41).

Анализ на уровне слова осуществляют вторичные слуховые поля (ВА 22), а на уровне предложения – преимущественно W, которая является основным центром понимания речи. Благодаря FА и зоне В слова, которые были услышаны, могут быть произнесены. Также возможно непосредственное повторение, без участия W.

Модель речи Вернике-Гешвинда

    Представления Вернике о взаимодействии различных областей коры в доминантном полушарии, уточненные впоследствии Гешвиндом, стали своего рода теоретической схемой, позволяющей связать различные виды афазии.     В качестве примера – этапы нейронной обработки информации при назывании увиденного предмета.

    Сначала зрительная информация передается от сетчатки по зрительным путям к первичной зрительной коре (поле 17), затем – к высшим зрительным областям (поле 18) и, наконец, к прилегающей к ним ассоциативной коре (поле 39), где происходит распознавание образа. Информация о нем поступает в зону Вернике (поле 22) для (рецептивного) подбора слов.

Отсюда сигналы по дугообразному пучку проводятся в зону Брока, где происходит (экспрессивное) формирование речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в зоны двигательной коры, отвечающие за вокализацию, где используются для артикуляции.

Когда человек получает звуковой сигнал, требующий речевого ответа, путь обработки информации сходный, только центр Вернике активируется уже не зрительными, а слуховыми центрами.

Функция называния

    А.З. Дамазиу и А. Дамазиу рассматривают структуры мозга, обеспечивающие функцию называния, как систему посредника, связывающую структуры, в которых представлены понятия, со структурами, формирующими слова и предложения.

По их данным, функция называния для общих понятий локализована в задних левых височных областях, а для более специальных – в передних, вблизи левого височного полюса. По существу авторы расширяют представление о функции заднеречевой системы, куда входит и центр Вернике.

Они полагают, что задняя речевая система в левом полушарии хранит слуховые и кинестетические записи фонем и их последовательностей, составляющих слова. Поражение задней речевой области не нарушает ритма человеческой речи и ее скорости. Не страдает и синтаксическая структура предложений.

    Задняя речевая система сообщается с моторной и премоторной зонами коры как непосредственно, так и через подкорковый путь. Последний включает левые базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи. Подкорковый путь активируется при приобретении и исполнении речевого навыка.

Обратите внимание

Корковый путь связан с более осознанным контролем речевого акта. Похоже, что во время речевого акта корковая и подкорковая системы действуют параллельно. При заучивании ребенком слова «желтый» одновременно активируются область, ответственная за цветовые понятия, система словообразования и двигательного контроля (через корковый и подкорковый пути).

Со временем устанавливается прямой путь между понятийной системой и базальными ганглиями, и тогда роль структуры посредника уменьшается. Последующее заучивание нового названия цвета на иностранном языке снова потребует участия системы посредника для установления соответствия слуховых, кинестетических и двигательных фонем.
    На рис.

57 в обобщенном виде представлена схема распределения системы, ответственной за речь, по Г. Шеперду (1987). Она основана на результатах электростимуляции речевых центров у нейрохирургических больных и анатомического изучения мозга обезьян и человека. Показаны структуры и их связи, с помощью которых выполняется функция называния.

Зрительная информация сначала поступает в поле 17, затем она обрабатывается в полях 18 и 19. Отсюда перцептивный образ объекта передается в обширную заднюю речевую зону, в состав которой наряду с центром Вернике входит поле 39 (в теменной доле). Оно посылает информацию о зрительном образе предмета полю 22, где хранится его слуховой образ.

Из поля 22 информация передается в речевую зону Брока, в которой находятся двигательные программы речи. Нужная программа считывается в моторную кору, которая и управляет речевой мускулатурой, обеспечивая сложную пространственно-временную координацию работы соответствующих мышц, необходимую для того, чтобы мы могли назвать увиденный предмет.

Читайте также:  Страхи и фобии знаков зодиака: чего боятся знаки зодиака

Источники знания:

Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 147 с. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.

: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.: ил. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Присс, 2007. – 368 с. Деглин В. Л. Функциональная асимметрия – уникальная особенность мозга человека // Наука и жизнь. 1975. № 1. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В.

Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009. – 288 с. Крылова Н.В., Гирихиди П.М. Анатомия спинномозговых нервов в схемах и рисунках: Атлас-пособие. – М.: Изд-во УДН, 1990. – 56 с., ил. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо… а два лучше? – М.: Издательство Молодая гвардия, 1984. – 192 с. Симерницкая Э.

Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.:МГУ, 1985. – 184 с. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. Физиология человека: В 3-х томах. Т.1. Пер. с англ.

/ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – 3-е изд. – М.: Мир, 2007. – 323 с., ил. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» , 2005. – 184 с. Цветкова Л.С.

Важно

Методика нейропсихологнческой диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М: Педагогическое общество России, 2000.-128 с. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Шульговский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.

: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.

Источник: http://www.rightbrains.ru/searching.html

Центр Брока

Центр Брока́ — часть коры головного мозга, находящаяся в задненижней части левого полушария, как показано на картинке ниже.

Если вы положите палец на верхушку вашего уха и проведёте на несколько сантиметров вверх и вперёд, то в конце он должен оказаться примерно над этой зоной мозга.

Границы этого участка обычно определяют либо на основе извилин и борозд головного мозга, либо на основе характеристик клеточной структуры нейронов, находящихся в нём. Открыт центр был во второй половине XIX века французским учёным и хирургом Полем Брока́, в честь которого и назван.

Несмотря на то что в данной задаче показано то, как центр Брока влияет на понимание предложений, эта часть коры головного мозга в первую очередь ассоциируется с производством речи. Люди, получившие травму этого участка мозга, страдают так называемой афазией Брока (др.-греч. ἀφασία, от ἄ-φατος; ἀ- «без-» + φάσις «речь»).

В этом состоянии пациент испытывает трудности с речью и часто не может говорить связно и слитно, хотя до травмы не испытывал никаких трудностей. Степень повреждения различается в зависимости от пациента и может быть как еле заметной, так и приводить к полной потере возможности говорить.

Один из первых пациентов Поля Брока, к примеру, получил прозвище «Тан», так как практически мог произносить лишь это слово.

Не все аспекты возможности говорить, однако, терпят одинаковый урон при афазии Брока. В первую очередь люди перестают пользоваться словами и морфемами, которые передают грамматическую структуру предложения.

Совет

Так, русскоговорящие пациенты с этим типом афазии в разговоре могут использовать неправильные падежи: например, три картинка вместо три картинки. Кроме того, часто используются очень короткие фразы без глаголов.

Похожие проблемы, как показывает задача, возникают и с пониманием речи — пациентам сложно воспринимать грамматику языка. Александр Лурия, например, упоминал что пациентам становится чрезвычайно сложно отличить фразу «брат отца» от «отец брата».

Несмотря на разные смыслы, эти два словосочетания составлены из одинаковых слов и используют одинаковые грамматические отношения между словами.

Тем не менее афатики часто могут как понимать общий смысл предложений, так и сами выражать то, что у них на уме, хоть и с большими трудностями.

Причина этого заключается в том, что, несмотря на трудности с использованием грамматических показателей, афазия Брока обычно в намного меньшей степени влияет на использование знаменательных слов, то есть таких, которые не выражают отношения между другими словами, а имеют собственное значение (например, существительные: доктор, пекарь).

Афатики Брока также могут жестикулировать и соглашаться с чужими словами или отрицать их, например, кивая или мотая головой. Знакомые с английским языком могут послушать, как говорит афатик Брока, здесь:

Центр Брока при помощи так называемого дугообразного пучка (Arcuate fasciculus) напрямую соединён с областью Ве́рнике — другим участком коры головного мозга, связанным с речью.

Этот участок назван в честь немецкого невропатолога Карла Ве́рнике, открывшего его приблизительно через пятнадцать лет после обнаружения центра Брока.

Обратите внимание

Область Вернике тоже находится в левом полушарии, как можно увидеть на картинке ниже.

Она в первую очередь связана с пониманием речи, а не с её производством, хотя, как и с центром Брока, такое «деление труда» упрощает реальное положение дел. При поражении этой зоны возникает афазия Вернике.

Речь при ней хотя и не является полностью грамматически правильной, тем не менее имеет нормальную интонацию и намного более правильна с точки зрения синтаксиса и морфологии по сравнении с афазией Брока. Однако пациенты с этой афазией испытывают намного большие трудности с выражением собственных мыслей и пониманием чужой речи.

Они часто придумывают абсолютно новые и непонятные их слушателям слова и неправильно используют существующие знаменательные слова. Знакомые с английским языком могут послушать речь человека с афазией Вернике здесь:

Задача использовалась на Латвийской олимпиаде по лингвистике в 2013 году.

Источник: https://elementy.ru/problems/1570/Tsentr_Broka

Речевые центры головного мозга человека

Первые исследования, связанные с различными проявлениями нарушения речи, проводились еще в середине 19-го века.

В 1830-ых годах, один из врачей-неврологов опубликовал свои исследования, которые говорили, что у пациентов с инсультом правого полушария, в большинстве случаев не выявляются речевые расстройства.

Однако с левым пораженным полушарием, пациенты страдали параличом одной стороны тела, вследствие чего и проявлялись определенные речевые патологии. Эти исследования, в дальнейшем выявили, что именно левая часть мозга в большей степени отвечает за наши когнитивные возможности.

Мозг состоит из нескольких речевых центров, которые, как правило, располагаются в левой части полушария. Поэтому даже частичное поражение одного из них вызывает определенные речевые патологии.

На сегодняшний день были выявлены 2 основные, речевые зоны:

  1. Моторная или центр Брока
  2. Сенсорная или центр Вернике

Каждая зона имеет разное расположение и отвечает за свои, определенные функции, которые мы сейчас подробно и разберем.

Расположение и функции

Каждый центр задействует свою область, следовательно, задействуются несколько участков коры. Существует 2 центральных мозговых отдела, отвечающих за речь:

Еще 100 лет тому назад, врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция.

Он выявил, что именно этот центр речи в головном мозге, который располагается в передней части, рядом с двигательным отделом и вызывает различные признаки нарушения, вследствие того, что именно этот отдел контролируют мышечную функциональность. Данная область вскоре получила название – речевой моторный центр или центр Брока.

Важно

Повреждение этого центра вызывает афазию Брока, при которой пациент не в состоянии выполнять определенные речевые движения. Имеет несколько подвидов.

Данная область располагается в заднем отделе височной области.

Поражение данного центра головного мозга приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами.

Этот вид поражения получил название  — сенсорная афазия. При удалении этой зоны пациент не в состоянии понимать речь, а также полностью отсутствует возможность разговаривать.

Одну из ключевых ролей в речевой функциональности мозга занимает теменная область коры. Одна из видов афазии является амнезия, при которой человек забывает ряд слов или действий.

Причины и классификация нарушений речи у детей

Становление речевого аппарата, является одной из ключевых особенностей для полноценного развития малыша. Дети с отсутствием патологий развивающихся патологий, показывают высокие способности к овладению всеми речевыми функциями. Поэтому очень важно знать, какие причины могут спровоцировать их нарушение.

К причинам появлению определенных расстройств речи, относят:

  • Тяжелая беременность и роды
  • Поражение слухового органа
  • Торможение развития психики
  • Генетическая предрасположенность
  • Физические патологии и перенесшие тяжелые заболевания

Не стоит забывать, что неправильное воспитание, отсутствие должного внимания к ребенку и редкое с ним общение может вызвать некоторые дефекты речи в будущем на фоне психической составляющей.

Обследование на наличие нарушений у ребенка принимают участие сразу несколько специалистов (логопед, психолог и другие). На данный момент не было утверждено какой-либо единой системы классификации расстройств речи, при этом множество ученых создали свои определенные классифицирующие схемы.

Наиболее часто принимают во внимание классификацию расстройств с описание проявляющихся признаков — О. Бадалян:

  1. Расстройства речевых центров головного мозга, которые связаны с целостным повреждением ЦНС. Поэтому у детей они имеют следующие различия:
  • Афазия при которой происходит постепенное разрушение функций речи по причине повреждения корковой зоны
  • Алалия – комплексная недоразвитость речи по причине повреждения корковой зоны в период до ее становления
  • Дизартрия – в отличие от афазии, в этом случае выявляется некоторое ограничение в подвижности органов речи.
  1. Речевые патологии, связанные с функциональными нарушениями ЦНС (заикание, мутизм)
  1. Возникновение нарушений по причине аномальных изменений артикуляционного аппарата
  1. Торможение развития речевой функциональности при различных провоцирующих факторах (недоношенность, тяжелые заболевания ребенка, неправильное воспитание и т. д.)

Нарушение речи после инсульта

Довольно часто можно услышать, что взрослые пациенты, перенесшие инсульт, не могут сформулировать слова, говорят обрывками или вообще теряют возможность разговаривать. Специалисты выделяют 2 группы речевых нарушений у взрослых:

Это патологическое состояние возникает по причине нарушения иннервации мышц речевого аппарата. То есть это говорит о том, что после инсульта больной теряет возможность говорить по причине пареза речевых мышц. В зависимости от локализации выделяют:

  • Бульбарную
  • Псевдобульбарную
  • Корковую
  • Подкорковую
  • Мозжечковую

Из положительных факторов в дальнейшем можно отметить, что данное расстройство достаточно хорошо поддается лечению. Также после инсульта, дизартрия не вызывает слуховых расстройств, то есть пациент отлично слышит окружающих.

Читайте также:  Периферическая нервная система: строение, функции, сравнение с цнс

Носит системный характер и охватывает весь мозговой отдел, отвечающий за речь и ряд психических процессов, которые связаны с ее организацией. Вследствие этого психическое состояние пациента также терпит некоторые патологические изменения.

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, афазия классифицируется на следующие подвиды:

  • Афферентная. Характеризуется отсутствием регулирующей возможности органов движения (языка и губ). То есть в этом случае, больной просто не в состоянии произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Второй подвид моторной афазии, отмечается поражением отделов мозга, которые ответственны за произношение. Стоит отметить, что пациент в состоянии произнести какой-либо звук или слог, но произнести предложение из нескольких слов, будет невозможным.
  • Сенсорная. В этом случае наблюдается сильное расстройство понимания речи, при этом слуховое восприятие не нарушается.
  • Динамическая. Имеет 2 варианта течения, в 1-ом случае нарушается регулирующая функция речи, а 2-ой вариант выражается в трудности построения ее конструкций.
  • Акустико-мнестичесая. Характеризуется отсутствием восприимчивости речи на слух, то есть если быть точнее, пациент может услышать и понять речь, а вот удержать ее в памяти не представляется возможным.
  • Амнестическая. Память нарушена, пациент не в состоянии запомнить окружающие его предметы, однако он помнит их назначение.
  • Тотальная. Сюда включается моторное (афферентное или эфферентное) расстройство и сенсорное. В этом случае пациент полностью теряет устную речь.

При обнаружении какой-либо из вышеперечисленной симптоматики, стоит немедленно обратиться к врачу, с целью установления типа речевого нарушения. Только квалифицированный врач определит главную причину нарушения и назначит правильное, терапевтическое лечение.

Источник: http://umozg.ru/struktura/centri-rechi-cheloveka.html

Как изменяется речь при инсульте

Нарушение речи при инсульте – это один из наиболее часто встречающихся симптомов. В некоторых ситуациях это состояние воспринимается не так серьезно, как, например, паралич.

Тем не менее, подобный дефект способен существенно осложнить жизнь пациенту и его близким. Какие виды расстройства речи встречаются при инсульте, как их различают неврологи, и в чем их особенности – об этом пойдет речь дальше.

После инсульта часто возникают расстройства речи

Расположение центров речи в головном мозге

Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.

Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.

Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины.

В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов.

Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.

Если говорить очень обобщенно, зона Брока отвечает за исходящую речь, а Вернике – за входящую.

Речевые зоны головного мозга

Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.

Дизартрия

Неврологи разделяют нарушения речи на две большие группы – дизартрии и афазии.

Дизартрия развивается вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

То есть, пациент не может произносить слова из-за пареза речевых мышц. В зависимости от места расположения очага дизартрия может быть:

  • бульбарной;
  • псевдобульбарной;
  • коркововой;
  • подкорковой;
  • мозжечковой.

Диагностика этой группы речевых расстройств не представляет сложностей. Пациент хорошо воспринимает речь на слух, у него сохранна так называемая внутренняя речь. Чтение и письмо не нарушены. Дизартрии хорошо поддаются восстановлению.

Афазия

Это более сложное нарушение речи. Оно носят системный характер, охватывает организацию речи на разных уровнях и ее связи с другими психическими процессами. Как следствие, у пациента с афазией дезинтегрируется вся психическая сфера.

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, различают такие виды нарушений, или афазий:

  • моторная – афферентная и эфферентная;
  • сенсорная;
  • динамическая;
  • акустико-мнестическая;
  • амнестическая;
  • тотальная.

Для правильной диагностики разных форм афазии имеет значение не только локализация очага, но и тяжесть, давность заболевания. Каждое из этих нарушений характеризуется определенными особенностями и заслуживает отдельного внимания.

Моторная афазия

Моторная афазия – одно из самых тяжелых нарушений. В зависимости от того, где локализуется поражение, она бывает афферентной и эфферентной. Нередко врачи диагностируют комбинацию этих расстройств. Подобные ситуации особенно проблематичны в плане реабилитации пациента.

Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделах (40, 7 поля)

Афферентная моторная афазия возникают из-за невозможности регуляции головным мозгом произвольных движений языка и губ. Другими словами, пациент попросту не может выполнить движение, необходимое для произношения определенного звука.

Совет

Неврологи называют подобное состояние оральной апраксией. При этом, так как парез двигательных мышц отсутствует, непроизвольные движения могут наблюдаться.

Внешне это проявляется как отсутствие речи, искаженное воспроизведение звуков или поиски правильной артикуляции.

Эфферентная моторная афазия развивается в том случае, если имеет место поражение отделов головного мозга, ответственных за плавное произношение артикуляционных единиц. При этом пациент может произносить какой-либо звук, слог, или слово изолированно, но сказать простую фразу из нескольких слов для него невозможно. Предложения становятся разорванными, нарушаются грамматические конструкции.

Данный вид афазии обусловлен нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария (44, 45 поля)

Сенсорная афазия

Второе ее название – акустико-гностическая. Характеризуется грубым расстройством понимания речи при ее слуховом восприятии. Чужие предложения пациент воспринимает как хаотичный поток звуков. Кроме того, у больных отсутствует слуховой контроль над собственной речью, из-за чего они не сразу осознают свою болезнь.

Динамическая афазия

Может протекать в двух вариантах. При первом нарушается речевое программирование, при втором – возникают трудности с грамматическими конструкциями. Речь пациентов бедна, односложна. Дикция, как правило, изменена мало.

Акустико-мнестическая афазия

Обусловлена угнетением функционирования височно-затылочной области коры головного мозга

Возникает из-за невозможности воспринимать речь на слух. В отличие от акустико-гностического расстройства, у пациента наблюдается патология слуховой мнестической деятельности.

Он хорошо слышит и воспринимает речь, но не может удержать в памяти только что услышанную информацию. Параллельно наблюдается сужение запоминающих способностей.

В результате больные не могут понимать развернутые тексты, которые требуют слуховой памяти.

Амнестическая афазия

Диагностируется в тех случаях, если имеется поражение теменно-височных отделов головного мозга. Пациент забывает название предметов, окружающих его в повседневной жизни. При этом он помнит их назначение и свойства. В результате, когда больной хочет сказать «ручка», он произносит – «то, чем пишут».

Этот вид афазии представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно

Тотальная афазия

Эта патология представляет собой комбинацию моторного и сенсорного расстройства. У таких пациентов устная речь отсутствует во всех ее проявлениях. При прогрессировании болезни нарушается восприятие и письменной речи.

В заключение

Расстройства речи при инсульте – очень разнородная группа нарушений. Разные механизмы развития обуславливают разную способность к восстановлению.

Некоторые из них исчезают довольно быстро, другие требуют длительной и основательной терапии. Поэтому, если у человека отмечаются нарушения речи, раннее отсутствовавшие, он должен немедленно обратиться за помощью к медикам.

Только специалист сможет установить истинную причину дискомфорта и назначить адекватное лечение.

Источник: http://GolovaLab.ru/insulto/simptomy/narushenie-rechi-pri-insulte.html

Брока центр

англ. Broca'sarea; по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока) – участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3-й лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает т. н.

афазия Брока, или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р. Лурия (см. Афазия) – невозможность произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц.

принимают участие и др. зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария, премоторные и префронтальные отделы коры. См. также Вернике центр, Нейролингвистика. (Е. Д. Хомская)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.

Олма-пресс. 2004

Broca Р., 1861]. Двигательный центр речи. Расположен в задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария. При поражении Б.ц. отмечается симптомокомплекс афазии моторной.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

Словообразование. Происходит от греч. kentron – средоточие и имени французского антрополога и хирурга П.Брока.

Категория. Участок коры головного мозга.

Специфика. Находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). Его работа обеспечивает моторную организацию речи.

Обратите внимание

При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока, которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт.

Источник: И. Кондаков.

Психологический словарь, 2000 г

Небольшой участок нижней части лобной доли левого полушария, контролирующий процессы восприятия или воспроизведения устной речи.

Источник: Р.Шиффер. Психология ощущений, глоссарий к книге, 2004 г

Задний отдел третьей лобной извилины доминатного полушария, при поражении которого возникает афазия эфферентная (см.).

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока (P. Broca, 1824-1880)] – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи; был открыт П. Брока в 1861 г

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Broca, 1861) – участок коры нижней лобной извилины левого полушария, повреждение которого у правшей влечет афазию моторную (см.). Установлено, что левосторонняя локализация данного речевого центра свойственна также леворуким пациентам (за некоторыми исключениями). Название “центр речи” является в значительной степени условным, так как в развитие и функционирование речи вовлечены многие другие области мозга.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Вгосаs centre) – ядро двигательного анализатора артикуляции речи; располагается в задних отделах нижней лобной извилины вблизи отделов двигательной области коры головного мозга (предцентральной извилины), которые являются анализаторами движений, производимых при сокращении мышц головы и шеи. В центре Брока осуществляется анализ движений всех мышц, участвующих в членораздельной речи (произнесение слов и предложений). У большинства правшей (но не у всех) этот участок расположен в левой лобной доле головного мозга, соответствующей 44 и 45 цитоархитектоническим полям Бродмана.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/broka-centr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector