Общее недоразвитие речи 1, 2, 3, 4 уровня: характеристика детей с онр, коррекция, причины

Онр 3 уровень: характеристика, причины, коррекция

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи (ОНР 1 уровня);
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Обратите внимание

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от ОНР 2 уровня объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга  (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/onr-3-urovnya.html

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования.

Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%.

Важно

Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.

Читайте также:  Бессонница у детей: нарушение сна у ребенка до года, 2, 3, 4, 10 лет, что делать, лечение

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции.

Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен.

Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.

Совет

Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения.

Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия.

При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.

Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д.

У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.

Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений).

Обратите внимание

Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов.

Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.

Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.

В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д.

Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.).

Важно

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).

При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Совет

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr

Онр – общее недоразвитие речи: уровни, причины, симптомы, лечение и коррекция

Казалось бы, буквально вчера вы забирали из роддома крохотный беззащитный кулек с тихонько попискивающим младенцем. Позади остались первые именины, родня с нетерпением ждет, каким будет первое словечко, произнесенное крохой.

Но карапуз откладывает торжественный момент, заставляя родителей терзаться и переживать. Или же малютка, которому пора в школу, еще лепечет столь неразборчиво, что даже мама подчас ничего не понимает.

Что же такое – общее недоразвитие речи (ОНР) и как с ним совладать?

Под ОНР подразумевается совокупность расстройств речи во всех их проявлениях:

  • фонетическом – неверно произносятся звуки (как отдельные, так и вместе);
  • лексическом – беден словарный запас, затруднено понимание окружающих и выражение собственных умозаключений;
  • грамматическом – предложения несогласованны по форме или чрезмерно отрывисты, будто адаптированы для телеграфа.

Мышление у детей с диагнозом ОНР развито на аналогичном уровне относительно сверстников. Также не наблюдается ни глухота, ни частичная потеря слуха.

Причины

Стоит понимать, что степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии заболевания. Предпосылки возникновения неприятных особенностей речевого развития:

  • Внутриутробные пороки формирования плода
  • Гипоксия и проблемы в родовой деятельности
  • Сильные ЧМТ и органические повреждения мозга
  • Социальная депривация
  • Недостаток внимания родителей, взаимодействий с ними (преимущественно до трехлетнего возраста).

Классификация

Классификация ОНР в зависимости от происхождения выглядит так:

  1. Неосложненное, или слабое – в случае недостаточного взаимодействия с обществом, слабом тонусе лицевых мышц, индивидуальными особенностями.
  2. Осложненное, или средней тяжести – при гидроцефальном синдроме, повышенном внутричерепном давлении и других неврологических отклонениях).
  3. Грубое, или тяжелое – если мозг пострадал из-за инфекций, травм, опухолей и причин аналогичной степени воздействия.

Напрямую связывают ОНР с уровнями речевого развития детишек.

1 уровень

ОНР 1 степени характеризуется следующими особенностями:

  • Способности к речи слабо развиты или отсутствуют.
  • Мысли, преимущественно, выражаются за счет жестикуляции и мимики.
  • Детки что-то лопочут, но постоянных и конкретных словесных конструкций разобрать невозможно.
  • В обиходе только простейшие звукосочетания («ма», «ня», «дя», «ба»).
  • Артикуляционные навыки низкие, присутствуют только в зачаточном состоянии.
  • Действие синонимично предмету, используемому для его выполнения («бая-бая» – кроватка или другое привычное место для сна). Возможна и обратная ситуация («ня-ня-ням» означает любое наименование пищи, попавшей в поле зрения).

Не стоит полагать, что раз ребенок не способен говорить, он ничего не понимает. В маленькой головке уже хранятся необходимые знания об окружающем мире, просто они не находят проявления в устной форме.

2 уровень

Сиптоматика ОНР 2 уровня отличается:

  • Затруднено восприятие неполных предложений, фраз с обратным порядком слов («ходил я по лесу гулять»).
  • Словарный запас возрастает, но по-прежнему ограничен.
  • Появляются короткие предложения («Мама, дай», «папа, на»).
  • Слова подменяются смысловыми двойниками.
  • Речевые конструкции грамматически несогласованны («Киса бегал», «папа ушла»).
  • Речь в телеграфном стиле: выпускаются или заменяют друг друга предлоги, частицы, союзы.
  • Слоги могут менять порядок («сокаба» вместо «собака»), подменяться более простыми для произношения («сыска» – «шишка», «паваход» – «параход»).

3 уровень

ОНР 3 уровня отличается довольно корректным выражением своих мыслей и эмоций. При ОНР 3 уровня окружающие способны понимать кроху, однако порой поправляют или переспрашивают его.
Характеристика ОНР данного вида:

  • Используются длинные, но простые предложения.
  • Сложносочиненные и сложноподчиненные возникают, но, скорее, в порядке исключения.
  • Временами появляются ошибки с пониманием пассивного залога, деепричастных и причастных оборотов («корабль, управляемый капитаном»).
  • Путаница с шипящими звуками («саска», а не «шашка»).
  • «Теряющиеся» слоги, буковки («шина» – «машина», «анан» – «банан»).
  • Конструирование словоформ представляет собой непосильное задание.
  • Затруднена письменная речь, отсутствует навык скорого чтения.

4 уровень

В отличие от 2 и 3-го, 4 уровень ОНР – это нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Часто родители даже не подозревают о заболевании, списывая происходящее на банальные ошибки из-за невнимательности:

  • Непонимание идиоматических выражений
  • Ошибочное изменение словоформы.
  • Перескакивание с мысли на мысль.
  • Легкий уход от изначальной темы высказывания, при этом восстановить логическую цепочку малышу бывает не под силу.

Следует непременно учитывать возрастные графики развития. Так, если трудности испытывает годовалый или двхгодовалый карапузик, тревоги абсолютно напрасны. При этом, аналогичные затруднения у первоклассника требуют немедленной консультации специалиста.

Симптоматика

На основании клинических наблюдений были отмечены следующие особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика
Читайте также:  Компульсивное переедание-как бороться самостоятельно и с помощью профессионалов

Диагностика

Диагностика ОНР состоит из таких этапов:

  1. Составление сказки по картинкам.
  2. Разговор с логопедом, где анализируется общая грамотность.
  3. Тесты на объем словаря ребенка.
  4. Исследование памяти на последовательностях из серии несвязанных между собой изображений.

С диагнозом ОНР 3 уровня и выше ребенку предстоит учеба в специализированных классах или учереждениях. В случае с 4-м постановка окончательного диагноза ложится на плечи врача-логопеда. Такие детки посещают обычные школы.

В видеоролике логопед Татьяна Логвиненко рассказывает, почему не стоит пугаться диагноза ОНР и чем он может помочь ребенку и его родителям.

Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Лечение

Используется вспомогательная медикаментозная терапия:

  • Пантогам
  • Витаминный курс
  • Фенибут
  • Кортексин
  • Глицин
  • Энцефабол.

Самостоятельное назначение лекарств – дело опасное. Но куда худшим выбором будет отказ от приема средств, назначенных врачом.

Опытный невролог поможет медикаментозно поддержать мозговую активность, чтобы занятия были эффективны.

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • Артикуляционная гимнастика – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/obshhee-nedorazvitie-rechi

Характеристики уровней общего недоразвития речи

Казалось бы, в современном мире столько источников информации, высокотехнологичных средств общения, такая широкая доступность книг, телевизионных детских образовательных и развлекательных каналов, разнообразных специализированных центров для детей всех уровней и возрастов, что общее недоразвитие речи у детей должно стать диагнозом, давно ушедшим в прошлое. Было бы так, если бы не ухудшение экологии, культурная деградация общества, снижение степени психологической защищенности.

Сумеет ли семья противостоять неблагоприятным внешним факторам, чтобы дать ребенку все необходимое для его полноценного развития – это зависит непосредственно от родителей. Но даже самые заботливые мамы и папы не застрахованы от возможного отставания чада в формировании важнейшего навыка, от которого зависит сценарий всей жизни малыша, – правильной, свободной, богатой речи.

Отставание или временный спад?

Временное замедление речевого развития у маленьких детей действительно возможно. Но оно только видимое, кажущееся.

Если ребенок развивается гармонично, проявляет навыки, свойственные его возрасту, продолжает живо, адекватно взаимодействовать, реагировать на общение, но речевое выражение его реакций вдруг приостановилось, это может означать, что он проживает очередной период пассивного освоения языка.

Пассивное восприятие у всех людей немного отстает от активного проявления накопленных знаний. Точно так же ребенок сначала впитывает в себя все новое и только потом начинает применять в повседневной жизни.

Освоение новых навыков не равномерно-поступательно, оно носит волнообразный характер. Перевод количества в качество осуществляется по-разному в разные возрастные периоды.

Иногда дети сразу начинают выдавать «на-гора» услышанное, а иногда притихают.

В это время происходит внутренняя адаптация к свежим впечатлениям, переход понимания в навык применения, который затем сопровождается резким скачком вперед.

Таких периодов затухания и скачков от рождения до 3 лет может быть несколько, но к 3 годам у пропорционально развитых детей основные речевые навыки должны быть сформированы.

Бить тревогу стоит в том случае, если ребенок проявляет явные признаки дисгармоничности, системного нарушения речи.

Общее недоразвитие речи: характерные признаки

ОНР – нарушение речи у детей нормального уровня развития интеллекта (соответственно возрасту), не имеющих физиологических проблем со слухом. Про таких детей специалисты говорят, что у них отсутствует фонематический слух, то есть способность различать отдельные звуки, как следствие – искаженное понимание смысла: ребенок слышит сказанное слово не так, как его произнесли.

При ОНР страдают все речевые навыки: звукообразование, словообразование, грамматический строй, смысловая нагрузка. В разговорной речи дети допускают ошибки, свойственные малышам более раннего возраста.

Динамика речевого развития таких детей не соответствует темпам развития их психики. При отставании в развитии разговорных навыков малыши с ОНР не сильно отличаются от сверстников в общем развитии: проявляют активный интерес к окружающему миру, эмоционально реагируют на ситуации, с удовольствием играют, понимают обиходную речь.

Типичные проявления

В речи:

  • неразборчивый, малопонятный разговор;
  • грамматически неправильное построение фраз;
  • низкая активность речевого взаимодействия, отставание понимания слов от их самостоятельного использования;
  • поздний возраст произнесения первых слов и простых фраз (от 3 до 5 лет, вместо 1,5-2).

В общем психологическом развитии:

  • неразвитая память, плохое запоминание новых слов, их произношения;
  • неспособность выполнить простые инструкции, нарушение последовательности действий;
  • рассеянное внимание, неумение сосредоточиться;
  • затруднения в освоении логического словесного обобщения, сравнения, анализа предметов по свойствам и признакам.

В развитии крупной и мелкой моторики:

  • неточность выполнения мелких движений;
  • замедленность действий, склонность к застыванию в одном положении;
  • нарушенная координация движений;
  • неразвитая ритмика;
  • дезориентация в пространстве и времени при выполнении заданий на движение.

Общее недоразвитие речи: классификация

Логопеды разделяют ОНР на 4 группы.

Уровень 1

Владение навыками, характерными для младенцев: звукоподражание, лепет, лепетные слова, части бытовых слов, куски лепетных фраз. Дети произносят звуки нечетко, активно помогают себе жестами и мимикой.

У детей с ОНР 1 группы разрыв между пассивным и активным словарным запасом значительно больше нормы, при этом они проявляют живой интерес к общению.

Характеристика речи:

  • смазанное произношение звуков;
  • преобладание односложных или двусложных слов;
  • сокращение длинных слов до двух-трех слогов;
  • замена слов-действий словами-предметами;
  • обозначение одним словом разных предметов или разных действий;
  • путаница в созвучных, но разных по значению словах;
  • в отдельных случаях — отсутствие речи.

Уровень 2

Повышение речевого развития: освоение большего количества общеупотребительных слов, использование простых фраз, пополнение активного словаря искаженными, но постоянно использующимися названиями.

Дети 2 группы ОНР способны освоить некоторые грамматические формы в простых словах, как правило, с ударными окончаниями (единственное число – множественное число).

Особенности:

  • произношение звуков дается с трудом, одни звуки подменяются другими (шипящие – свистящими, звонкие – глухими, твердые – мягкими);
  • освоение грамматических форм спонтанно, без связи со смыслом;
  • скудный словарный запас, бедность речевого самовыражения;
  • обозначение одним словом разных предметов и действий, схожих по какому-либо признаку (внешнее сходство или сходство в назначении);
  • очень незначительное или полное незнание названий свойств предметов (цвет, размер, форма);
  • рассогласованность между существительным и прилагательным;
  • отсутствие в речи предлогов или их замена;
  • беспорядочное употребление окончаний, замена одних окончаний другими; неспособность строить рассказ без наводящих вопросов.

Уровень 3

Построение фраз, развернутая речь при общем отставании всех речевых навыков.

Детям с 3 группой ОНР доступны основы грамматического строя: правильное употребление простых форм, использование почти всех частей речи, усложнение предложений.  У них уже достаточно жизненных впечатлений для увеличения словарного запаса, правильного названия действий, предметов, их свойств. Дети способны составить несложный рассказ, но свобода общения по-прежнему затруднена.

Речевая характеристика:

  • бедность лексики, недостаточность использования наречий, прилагательных, активного словарного запаса в целом;
  • неустойчивый грамматический строй: чередование правильного построения фраз с неверным из-за ошибочного согласования прилагательных с существительными, неумелого применения глаголов;
  • неправильное употребление союзов при попытке построить сложную фразу;
  • замена разных свойств одним («большой» — вместо «длинный», «высокий», «широкий»; «маленький» — вместо «короткий», «низкий», «узкий»);
  • незнание подвидов предметов, животных, птиц;
  • название действий вместо профессий («дядя поет» вместо «певец», «тетя варит» вместо «повар»);
  • название самого предмета вместо его отдельной части.

Уровень 4

Увеличение словарного запаса при наличии отдельных провалов в грамматике и лексическом разнообразии, низкая усвояемость нового материала, заторможенность в обучении чтению и письму.

При ОНР 4 группы дети умеют правильно употреблять простые предлоги, реже сокращают длинные слова, но речь по-прежнему искажена: наблюдается «выпадение» из слов некоторых звуков.

Сложности речевого поведения:

  • нечеткость речи даже при правильном произношении звуков из-за вялости артикуляции;
  • тусклое, необразное повествование простыми, невыразительными предложениями;
  • нарушение логики в самостоятельном рассказе;
  • трудности в подборе выражений;
  • искажение притяжательных, уменьшительно-ласкательных слов;
  • замена определенного свойства предмета приблизительным;
  • подмена названий предметов с похожими свойствами.

Общее недоразвитие речи: причины

Грубых патологий головного мозга и нервной системы у детей с ОНР, как правило, не находят.

Источниками речевого отставания врачи считают физиологические и социальные причины:

  • болезни матери (наследственные или перенесенные во время беременности);
  • нервные нагрузки у матери в период вынашивания ребенка;
  • склонность беременной к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя);
  • травмы при родовспоможении;
  • слишком ранняя или поздняя беременность;
  • инфекционные или другие заболевания ребенка в младенчестве;
  • травмы головы в первые годы жизни;
  • ранние стрессы в связи с неблагополучием в семье;
  • неблагоприятная обстановка в доме:
  • отсутствие эмоционального контакта с ребенком;
  • конфликты, скандалы;
  • недостаток внимания, общения;
  • грубая речь взрослых;
  • заброшенность ребенка.

Онр – не приговор

Нарушения речевого развития не является необратимым. Однако без вмешательства родителей в тесном сотрудничестве с профессионалами зачатки разговорных навыков угаснут.

Спохватиться никогда не поздно, но самым оптимальным вариантом будет обращение к специалистам в возрасте 3 лет, когда по принятым нормам ребенок должен уже связно разговаривать. Впереди будет достаточно времени, чтобы успеть скорректировать речь, общее физическое и психическое развитие ребенка до поступления в школу.

Возможно, нужно начать беспокоиться раньше. Точный диагноз, может быть, еще остерегутся поставить, но врачи исследуют физиологию ребенка, в случае нарушений назначат соответствующее лечение, а логопед посоветует программу домашних занятий для развития мелкой моторики и формирования основ правильного произношения.

Обратите внимание

Лучше всего отдать ребенка в логопедический детский сад. Хорошо, если в детском учреждении практикуется комплексный подход к коррекционной работе с детьми, где логопеды работают совместно с дефектологами, психологами и специалистами по детским неврозам.

Альтернатива коррекционному детскому саду – центры детского развития с медицинской направленностью. Каким бы специалистам ни доверили родители своего малыша, лечение затянется и будет недостаточно эффективным, если всю ответственность переложить на плечи воспитателей, логопедов и медиков.

Необходимо набраться терпения, чтобы вместе со специалистами одолеть сложности кропотливой коррекционной работы: следовать рекомендациям логопеда, продолжать занятия дома по предписанной им программе, не игнорировать прием препаратов, назначенных врачом, заниматься с ребенком физкультурой, играми, развивающими умственные способности, мелкую моторику, побольше гулять, играть, разговаривать.

Читайте также:  Можно и нужно ли заниматься сексом после инсульта: когда, как и почему

Одним словом, любить.

И, конечно, сделать все, чтобы минимизировать неблагоприятные факторы в семье, а если потребуется – изолировать ребенка от людей, негативно влияющих на его психику.

Источник: https://rebenkoved.ru/rech-detej/narusheniya/harakteristiki-urovnej-obshhego-nedorazvitiya-rechi.html

Характеристика общего недоразвития речи 4 уровня

Общее недоразвитие речи встречается в 40 % случаев от всего количества нарушений, связанных с речевой деятельностью. Чаще всего диагностируется у детей, поздно начавших говорить. Как правило, первые различимые слова ребенок произносит не ранее двух лет, а фразы – после трех.

Расстройства речи проявляются от полного неумения говорить (1 уровень ОНР) до незначительных пробелов в лексике и ошибок в грамматическом построении фраз и предложений (ОНР 4 уровня).

В дошкольных учреждениях логопеды проводят диагностику с целью выявить общее недоразвитие речи у детей, провести своевременное корректирование. Это необходимо, чтобы избежать в дальнейшем трудностей в учебе и общении, появления комплексов, психологических травм. Подробную характеристику ОНР 4 уровня дала в своей работе доктор педагогических наук, профессор Филичева Т.Б.

Характеристика ОНР 4 уровня

Речевое расстройство характеризуется незначительными отклонениями:

  • невнятная речь, нечеткое воспроизведение звуков (Л, Щ, Р, Ц, С);
  • элизия – пропуск звуков или слогов, чтобы облегчить произношение (молоток – моток);
  • парафазия – замена слогов и звуков (мотоциклист – мотокилист);
  • перестановка слогов (космонавт – комоснавт);
  • неправильное применение слов, обозначающих признак (короткий – низкий, длинный – высокий);
  • добавление звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
  • трудности словообразования с использованием суффиксов (волчий – волковый);
  • аграмматизм – ошибки в построении предложений (в цирке видели собаков, медведев).

Общее недоразвитие речи 4 уровня встречается нечасто, прослеживается при сравнении с нормой. Проявляется своеобразной ограниченностью словарного запаса.

Сложности возникают в подборе антонимических выражений к некоторым словам, использовании родительного и винительного падежа существительных. Но у детей присутствует критичность к речи, т. е.

если предложить два варианта фразы, они выберут правильный.

Употребление простых предлогов не вызывает затруднений, в отличие от сложных. Ребенок часто допускает ошибки в согласовании числительных и существительных между собой. При пересказе небольших текстов, описании картинок или сюжетов нарушается логическая последовательность, отделение главных событий от второстепенных. Предложения малоинформативны, много повторений.

Причины появления

Факторы, которые приводят к общему недоразвитию речи, могут быть биологическими, социальными и сочетанными. Негрубые повреждения локальных областей головного мозга с остаточными явлениями происходят в перинатальном или послеродовом периоде.

Среди них:

  1. внутриутробные инфекции;
  2. тяжелые токсикозы;
  3. недоношенность;
  4. резус-конфликт;
  5. гипоксия;
  6. желтуха новорожденных;
  7. алкогольный синдром.

В послеродовом периоде и раннем младенчестве отделы ЦНС, отвечающие за речевое развитие, могут повреждаться в результате тяжелых болезней, травм головы, эпилептической энцефалопатии. Отмечено влияние наследственности на характер нарушения речевой деятельности.

Среда накладывает отпечаток на развитие речи, но органические повреждения мозга при этом могут присутствовать.

Важно. Нехватка общения, безнадзорность или, наоборот, гиперопека приводят к тому, что у ребенка нет возможности практиковаться в разговоре или высказывать мысли и желания. Отсутствие тренировки речи сказываются на ее развитии.

Признаки и симптомы

Дети с ОНР 4 уровня отличаются от сверстников общими признаками:

  • поздно начинают разговаривать, первые различимые слова произносят после 3-5 лет;
  • понимают речь, но с трудом высказываются;
  • мало разговаривают, особенно в присутствии посторонних;
  • плохо запоминают последовательности, сложные задания;
  • у них рассеянное внимание, слабое логическое мышление;
  • испытывают трудности при обобщении, анализе.

Последствия нарушения речи сочетается с отставанием психического развития. Ребенок быстро устает, часто бывает агрессивен или тревожен. У него мало друзей, он предпочитает играть в одиночестве.

Диагностика

Перед диагностикой у логопеда детей с задержкой речевого развития ОНР 4 уровня осматривают педиатр и детский невролог.

Недоразвитие речи сопровождает алалию, дислалию, ринолалию, аутизм, дизартрию, ДЦП, олигофрению. Поэтому обследование ребенка 4-5 лет с ОНР проводят комплексно.

В ходе логопедического обследования беседуют с родителями о раннем развитии ребенка, особенностях его речи. Проводят диагностику специальными методиками, которые включают:

  1. изучение связной речи по пересказу услышанного, рассказу по картинке;
  2. оценка грамматической сформированности языка по образованию и изменению слов, согласованию их во фразах и предложениях;
  3. исследование словарного запаса;
  4. определение состояния речевого аппарата, особенностей звукопроизношения, звуконаполняемости слов.

Слухоречевую память оценивают по воспроизведению цепочки слов, запоминанию образов. Заключение логопеда содержит информацию об уровне ОНР, клиническую форму заболевания.

Лечение и коррекционная работа

Цель логопедических занятий – достижение нормального уровня устной речи для усваивания школьного материала и успешного обучения. Осуществляют системный подход.

Коррекционная работа с детьми при ОНР 4 уровня заключается:

  • в дифференцировании на слух, а затем в воспроизведении свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков;
  • в отработке произношения слов со сложным сочетанием согласных;
  • в тренировке анализа и последующего синтеза звуков;
  • в обучении грамотной речи и письму.

Навык чтения отрабатывается с помощью упражнений с разрезной азбукой – складывание слов, коротких предложений, преобразования с заменой букв. Дети играют в «Поле чудес», «Волшебное дерево», где нужно заполнить пустые поля. Решают ребусы и кроссворды.

Методики на расширение словарного запаса предполагают изучение противоположных свойств предметов, угадывание их по признакам. В лексику вводят слова, образованные с помощью разных приставок и уменьшительных суффиксов.

На занятиях ребенок объясняет значения слов, описывает понятия, учится правильно подбирать омонимы. Уделяют внимание изучению и практике грамматического строя речи.

Важно. У детей с ОНР 4 уровня нет грубых искажений фонематического процесса. Поэтому коррекционная работа направлена на отработку связной речи, осмысление закономерностей языка и тренировку речевых навыков.

Дополнительные рекомендации специалистов

Детям с ОНР 4 уровня, для последующего совершенствования речевого развития, требуется мотивация. Специфическими чертами их характера являются замкнутость, стеснительность, речевой негативизм.

Нужно вовлекать ребенка в общение с помощью игр, коммуникативных ситуаций. Занятия должны быть систематическими, с нарастающей сложностью, с учетом индивидуальной особенности личности.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/onr-4-urovnya-harakteristika.html

Общее недоразвитие речи. Коррекция ОНР у детей

В данный момент я нахожусь в декретном отпуске.
Консультации и занятия провожу только по Скайпу.

Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь.

Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.

Важно

Данная характеристика может относится в определенных случаях к людям, не имеющим ОНР, у них отмечаются речевые ошибки.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом.

Причины возникновения ОНР у детей:

  • инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
  • несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
  • патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
  • заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
  • неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.

Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР малопонятна.
  • низкая речевая активность;
  • критичность к речевой недостаточности;
  • неравномерность речевого и психического развития

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

Компонет языковой системы

I уровень

II уровень

III уровень

Словарный запас

  1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует небольшое количество слов–корней;
  2. слова не имеют точного соотношения с реальными предметами и действиями.
  1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых слов;
  2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды, мебели, цвета, формы, размеры.
  3. в состав словаря входят: существительные, глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
  1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и глаголы;
  2. неточное употребление многих слов.

Фразовая речь

Отсутствует.

В речи использует лепетные элементы, которые отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты, звукоподражание.

  1. пользуется простой фразой 2-3 слова. Активно использует мимику, жесты;
  2. высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Развернута.

Использует многословные предложения из 4-5 слов. Сложные предложения даются трудно.

Понимание речи

Носит ситуативный характер. Трудности понимания грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной упор делается на лексическое значение слов.

Понимание обращенной речи осуществляется за счет различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода. Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

Приближено к норме.

Недостатки понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения

Грамматический строй речи

Использует в речи корневые слова, грамматические категории отсутствуют

Грубо нарушена:

  1. замены  падежных окончаний;
  2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
  3. при изменении существительных по чис­лам;
  4. отсутствие согласования прилагательных и существительных, числительных и существительных;
  5. пропуски предлогов, их замена;

Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Звукопроизношение

Произношение звуков носит диффузный характер, в силу неустойчивой артикуляции

Не сформировано.

Может быть нарушено произношение всех групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

Искажено.

  1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
  2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

Слоговая структура слова

Грубо нарушена.

Слово часто сокращается в речи до одного слога

Нарушена.

При произнесении слова, контур остается, а звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов, перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

Фонематическое восприятие

В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

Не сформирован звуковой анализ и синтез.

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка.

Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда.

Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы.

Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу в логопедический центр “Хуторок”

Источник: https://logoped-nn.ru/articles/onr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector