Минимальная мозговая дисфункция у детей: причины, симптомы, лечение синдрома ммд

Ммд у детей: симптомы, лечение

ММД (минимальная мозговая дисфункция) – это недифференцированный синдром неврологических расстройств у детей, в основном в виде двигательных, речевых, а также поведенческих нарушений. Число детей, страдающих минимальной мозговой дисфункцией, составляет 5-21 %.

Содержание статьи

ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.

У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению).

Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе.

Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.

Во время внешнего осмотра у ребенка с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.

Обратите внимание

Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.

Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.

Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные : «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс».

Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Распечатать

Ммд у детей: симптомы, лечение

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение.

Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-883740-mmd-u-detey-simptomy-lechenie

Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная
мозговая дисфункция (ММД) — сборная
группа различных по причине, механизмам
развития и клиническим про­явлениям
патологических состояний.

Характерными
ее призна­ками являются повышенная
возбудимость, эмоциональная не­устойчивость,
диффузные легкие очаговые неврологические
симпто­мы, умеренно выраженные
сенсомоторные и речевые нарушения,
расстройства восприятия, отвлекаемость,
трудности поведения, недостаточная
сформированность навыков интеллектуальной
дея­тельности, трудности обучения.
Минимальная мозговая дисфункция
выявляется у 5—15% детей школьного
возраста.

Причины
и механизмы развития минимальной
мозговой дис­функции остаются до
конца невыясненными. Выдвигаются
гипо­тезы о роли органического,
генетического факторов, биохимиче­ской
дисфункции, педагогической «запущенности»
в происхожде­нии данного синдрома.
Для возникновения синдрома в ряде
случа­ев необходимо сочетание указанных
факторов.

Важно

Минимальная
мозговая дисфункция чаще всего выявляется
в школьном возрасте; ранние симптомы
синдрома у некоторых детей можно
обнаружить уже на первом году жизни. С
первых недель жизни дети, у которых в
дальнейшем формируется синдром ММД,
отличаются повышенной возбудимостью
и двигательным бес­покойством. С
первых же недель отмечается нарушение
сна и сни­жение аппетита.

Наблюдаются
повышение мышечного тонуса, угне­тение
безусловных рефлексов, расстройство
черепно-мозговой иннервации (непостоянное
сходящееся косоглазие, горизонтальный
нистагм), нарушения иннервации
желудочно-кишечного тракта. Все эти
нарушения отличаются изменчивостью и
непостоянством.

У некоторых детей
выявляется задержка темпа психомоторного
развития в течение первого года жизни.

В
возрасте от одного года до трех лет
ведущими в клинической картине бывают
повышенная возбудимость, двигательное
беспо­койство, нарушение аппетита,
слабая прибавка массы тела, рас­стройство
сна. Дети плохо засыпают вечером, сон
бывает поверх­ностным, дети часто
просыпаются и при этом кричат.

На втором
году жизни у некоторых детей может быть
выявлено отставание в речевом развитии.
К трем годам становится выраженной
моторная неловкость. Навыки самообслуживания
развиваются с задержкой. Это сочетается
с двигательной расторможенностью
(«гиперкинетическое поведение»),
отвлекаемостью, быстрой истощаемостью.

Дети обычно не способны к длительной
игровой деятельности; они не умеют
ограничивать свои желания, отличаются
упрямством и негативизмом.

В
дошкольном возрасте моторная неловкость
остается выра­женной и проявляется
в трудностях овладения рисованием и
письмом. Наблюдаются также нарушения
концентрации внимания и восприятия.
Отмечается недостаточная сформированность
навыков интеллектуальной деятельности.

В
школьном возрасте дети с ММД испытывают
трудности в усвоении навыков письма,
чтения и счета. Двигательные наруше­ния
характеризуются мышечной дистонией,
асимметрией мышеч­ного тонуса и
рефлексов, непостоянными патологическими
рефлек­сами.

Совет

Моторная неловкость
сочетается с недостаточностью тонких
дифференцированных движений пальцев
рук и мимической муску­латуры.

Часто
выявляются мозжечковые нарушения,
статическая и динамическая атаксия,
промахивание при пальце-носовой пробе,
специфические нарушения почерка и речи.

Могут
иметь место различные проявления
задержки психиче­ского развития. Дети
не обнаруживают готовности к обучению
в школе. Они не всегда учитывают ситуацию.
Им присущи наивность и непосредственность
поведения. Наблюдается недоразвитие
эмо­ционально-волевой сферы. Детям
свойственны низкая работоспо­собность
и склонность к двигательной расторможенности.

Дети
испытывают затруднения в обучении
главным образом из-за замедления темпа
психической деятельности, цереброастенических
проявлений, нарушения памяти и внимания,
излишней под­вижности, недоразвития
произвольной целенаправленной
дея­тельности.

Эти затруднения
становятся особенно выраженными при
увеличении объема и темпа предъявления
нового материала. В отдельных случаях
отмечаются проявления дислексии и
дисграфии. Дети испытывают трудности
при необходимости адаптиро­ваться к
новым условиям.

При изменениях привычного
жизненного стереотипа у них возникают
своеобразные состояния дезадаптации
и невротические расстройства.

В
периоды возрастных кризов часто
выявляются или усилива­ются
психопатологические нарушения.

Степень
выраженности указанных изменений крайне
вариабельна и колеблется от легких,
труднодиагностируемых форм до стойких
проявлений, требующих медико-педагогических
воздействий.

Клиническая
симптоматика ММД видоизменяется в
зависимости от этапа возрастного
развития. У детей раннего возраста чаще
обнаруживаются неврологические
нарушения. В старшем возрасте ведущее
место занимают расстройства поведения
и специфические трудности обучения.

Практика
показывает, что больным дошкольникам
взрослые не всегда уделяют должное
внимание.

Обратите внимание

Отчасти это объясняется тем,
что вся симптоматика становится явной
с того момента, когда дети с малыми
мозговыми поражениями начинают
испыты­вать трудности в процессе
обучения в школе.

К этому времени симптомы
легкой мозговой недостаточности
утяжеляются за счет вторичных нарушений,
обусловленных дополнительными
экзогенны­ми вредностями, неправильным
воспитанием и реакцией ребенка на свою
несостоятельность.

Лечебно-коррекционные
мероприятия зависят от степени
выра­женности и характера основных
психоневрологических синдро­мов. При
синдроме гиперактивности и чрезмерной
импульсивности врач назначает
успокаивающие препараты — настой из
трав, пре­параты брома, кальция; если
эти препараты оказываются неэф­фективными,
больному назначают меллерил, триоксазин,
седуксен.

К
концу урока и на последних уроках
нарушается концентра­ция внимания
из-за наступающего истощения. В связи
с этим сле­дует подумать о целесообразности
второго выходного дня. Наряду с этим
врач может назначить препараты, повышающие
активность нервной системы (витамины
группы В, церебролизин, ноотропил,
аминалон).

Сочетание
малой мозговой дисфункции с гидроцефальным
синдромом может сопровождаться головными
болями, повышенной возбудимостью,
нарушением сна, небольшими повышениями
тем­пературы. В таких случаях необходимо
периодически проводить лечение,
направленное на снижение внутричерепного
давления.

При судорогах проводят
противосудорожное лечение.

Если веду­щим
синдромом при малой мозговой дисфункции
является задерж­ка психомоторного
развития, то наряду с воспитательными
и педа­гогическими мероприятиями
целесообразно проводить курсы
стиму­лирующего лечения (церебролизин,
гаммалон, аминалон, ноотро­пил и др.).

При
двигательных расстройствах в виде
нарушения тонкой моторики рук, координации
движений, равновесия делается акцент
на развитие двигательных навыков и
постепенное приобщение ре­бенка к
участию в различных видах деятельности.

Для
лечения ММД важным является правильная
ориентация врача и педагога-дефектолога
при направлении ребенка в школу. От
этого зависит компенсация дефекта и
социальная адаптация ребенка. Дети,
страдающие ММД, с нормальным интеллектом
и отсутствием выраженного отставания
в психическом развитии учатся, как
правило, в массовой школе.

Важно

Однако они
требуют постоянной медико-педагогической
коррекции. В некоторых случаях на 1—2
четверти их следует переводить в
санаторные отделения, в которых наряду
с обучением проводятся лечебные
мероприя­тия.

При выраженных речевых
нарушениях дети должны быть помещены
в речевую школу, где коррекция речевых
нарушений является основным методом
лечения.

В
профилактике ММД важное значение
приобретают вопросы организации помощи
детям с ММД. Они должны быть ориентиро­ваны
на ранний возраст, когда компенсаторные
возможности моз­га велики и не успел
сформироваться патологический стереотип.

Дети, у которых выявлены неврологические
нарушения в раннем возрасте, должны
находиться на диспансерном учете и
системати­чески осматриваться
невропатологом, психиатром, психологом,
ло­гопедом для выявления и коррекции
клинических проявлений ММД до поступления
в школу.

Решение
проблемы ММД предусматривает тесную
взаимосвязь лечебно-профилактических
и лечебно-педагогических учреждений.

Большая медицинская и социальная
значимость проблемы ММД определяет
необходимость разработки ранних
комплексных про­филактических
мероприятий, направленных в первую
очередь на предупреждение пренатальной
и перинатальной патологии нервной
системы.

В школьном возрасте даже дети
с компенсированными случаями ММД должны
находиться под постоянным контролем с
целью предупреждения возможных отклонений
в поведении, кото­рые могут привести
к антисоциальным поступкам.

Задание к
вопросу 2

Известно,
что медицинский диагноз констатирует
аномалию развития ребенка посредством
определенного термина.

Совет

К примеру,
энцефалопатический синдром,
церебрастенический синдром, минимальная
мозговая дисфункция, хромосомная мутация
по типу синдрома Дауна и др.

подобные
термины указывают, в первую очередь, на
комплекс изменений в физическом,
неврологическом и соматическом статусе
ребенка.

Опираясь
на содержание диагноза, описать изменения
в психическом развитии ребенка, т.е.
определить:

  1. какие проблемы могут возникнуть в жизнедеятельности ребенка (в процессе общения и взаимодействия с предметным миром);

  2. с какими трудностями столкнется взрослый в процессе обучения и воспитания ребенка с измененными свойствами нервной системы;

  3. какое поведение ухаживающего за ребенком взрослого может оказаться непродуктивным, нецелесообразным для его развития;

  4. каким может быть вмешательство специалиста в процесс социализации ребенка с явно выраженным нарушением развития (направления и цели такой работы).

Печатается
из издания: Тингей Михаэлис К. Дети с
недостатками развития: Книга в помощь
родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В.
Колесова. — М.: Педагогика, 1988. С. 190—222.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2623065/page:7/

Минимальная мозговая дисфункция у детей :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

 Название: Минимальная мозговая дисфункция у детей. Минимальная мозговая дисфункция у детей

 Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД). Это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

 Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.

 На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные. К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. Сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. Усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.
 Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. При обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.  Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.  Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

 В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. Бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

 Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

 Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и тд.  Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.  Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

 Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения. 42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1

Источник: https://kiberis.ru/?p=32760

Минимальная мозговая дисфункция у детей (диагноз ММД): что это, лечение

Синдром минимальной мозговой дисфункции был формально определен в 1966 году Самуэлем Клеменсом как комбинация среднего или выше среднего интеллекта с некоторыми умеренно-тяжелыми формами обучения или поведенческими нарушениями, характеризующими девиантное функционирование центральной нервной системы.

Синдром может быть связан с нарушениями зрительного или слухового восприятия, концептуализации, языка, памяти, трудностями контроля внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

Считается, что синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) связан с незначительным повреждением ствола головного мозга, той части, которая контролирует возбуждение.

Обратите внимание

Вероятной причиной такого повреждения является лишение кислорода во время родов. Хотя такой ущерб не влияет на интеллект, но оказывает влияние на двигательную активность и внимание.

ММД обычно не проявляется до тех пор, пока ребенок не достигнет школьного возраста.

Синдром также связан с наследственностью, плохим питанием, воздействием токсичных веществ и болезни в утробе матери.

Другие симптомы, которые могут быть связаны с расстройством, включают:

  • плохой или неточный образ тела,
  • незрелость,
  • трудности с координацией,
  • гипоактивность,
  • гиперактивность,
  • трудности с написанием или вычислением,
  • проблемы речи, общения,
  • когнитивные трудности.

Вторичные симптомы: социальные, аффективные и личностные нарушения.

Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием следующих причин:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Нерациональное питание матери во время беременности;
  • Авитаминоз;
  • Вредные привычки;
  • Слабая родовая деятельность;
  • Стремительные роды;
  • Гипоксия плода;
  • Травмы во время родов;
  • Тяжелые сопутствующие заболевания ребенка (порок сердца, бронхиальная астма);
  • Внутриутробные инфекции;
  • Резус-конфликт между матерью и плодом во время беременности (например, у плода была группа крови «+», а у матери «-»).

Из вышеперечисленных причин можно сделать вывод, что незрелость головного мозга у детей тесно связана с внутриутробной патологией. Поэтому при подозрении на минимальную дисфункцию необходимо провести тщательную беседу как с ребенком, так и с родителями для того, чтобы поставить диагноз ММД.

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный иили прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Нейролептический синдром — последствия приема нейролептиков

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку.

Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности).

Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы.

Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний.

Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

Критерии ММД:

Оценивают три составляющих:

1) Дефицит внимания (4 из 7):

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

2) Импульсивность (3 из 5):

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Анорексия как болезнь: основные симптомы и способы лечения

3)  Гиперактивность (3 из 5):

Важно

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

Дифференциальная диагностика

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • ДЦП;
  • Отравление;
  • Онкология.

Профилактические мероприятия направлены на улучшение качества жизни будущей матери. Ей необходимо обеспечить покой, достаточное потребление продуктов с большим содержанием микроэлементов и витаминов.

Во время беременности рекомендуется отказаться от вредных привычек, так как они негативно влияют на плод, вызывая у него гипоксию.

Когда ребенок родился и впервые столкнулся с сильным стрессом (для многих детей поход в садик или школу равносилен с всемирной катастрофой), необходимо провести с ним беседу, поговорить с учителем на счет особенностей Вашего ребенка.

Интересные публикации:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Умственная отсталость — классификация, этиология, причины и диагностика
  2. Как проявляется тревожность в детском возрасте
  3. Как воспитывать гиперактивного ребенка: синдром дефицита внимания (СДВГ)
  4. Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

В младенчестве:

  • частые колики,
  • бессонница,
  • чрезмерная рвота,
  • проблемы с питанием, туалетом,
  • беспокойство,
  • чрезмерный плач.

Узнать больше  28 успешных людей имеющих синдром Дауна

Беспокойный ребенок становится сверхактивным, расстроенным и трудным ребенком в детском саду. В школе развиваются проблемы обучения и концентрации, что приводит к недооценке и плохой самооценке. Сначала проявляется проблема чтения (слуховое нарушение), но не ранняя математика.

Позже, математика тоже страдает. Эти школьники лучше справляются с географией, чем с историей. Лучше в геометрии, чем алгебре, как правило, любят искусство и музыку, особенно шоу, театр, телевидение.

Все это связано с талантом правого полушария и незрелостью левого. Постепенно уровень активности замедляется в период полового созревания или позже, но беспокойная природа остается, иногда импульсивная. Последнее, самое неприятное, — это невозможность сосредоточиться на задаче.

Однако, в некоторых случаях они могут сосредоточить внимание, если участвуют в деятельности правого мозга, например, игрой в шахматы.

Проблемы координации в ранние годы проявляются как отставание в способности справляться с ожидаемыми возрастными задачами.

Позже ребенок, часто неуклюжий, плохо справляется в играх с мячом, имеет неопрятный почерк или то, и другое.

Отставание и отсутствие ингибирующей функции иногда приводят к энурезу (непроизвольное мочеиспускание), энкопрезу – они более распространены в периоды стресса, но не вызваны им.

Совет

У этих детей серьезные проблемы с слуховым восприятием и словесной концентрацией. Неспособность сконцентрироваться на заданной задаче и способность к визуальному отвлечению, формирует серьезную проблему. Однако обучение на компьютере, которое является визуальным, механическим, — это удовольствие.

С течением времени отставание развития, особенно в языке, сочетается с образовательным отставанием до такой степени, что они не могут справиться с элементарной работой в школе.

Эти дети перестают мечтать, когда задачи задаются на уровне их способностей, и они могут наслаждаться успехом.

Порочный цикл вскоре устанавливается там, где плохие успехи приводят к несправедливой критике, плохой самооценке, демотивации, разочарованиям, неудачам.

Все это очень плохо переносится ребенком синдромом минимальной мозговой дисфункции, который становится сверхчувствительным к критике, часто очень агрессивным, антагонистическим к любой форме дисциплины.

В подростковом возрасте часто развивается депрессия. Импульсивная природа часто позволяет ему попасть в беду, прежде чем поймет, что происходит. Сначала действует импульсивно, затем думает о ситуации. Они также стараются упорядочить события, организовать себя, тем самым создают еще больше проблем. По д-р Билли Левин

Источник: https://vpolozhenii.com/minimalnaya-mozgovaya-disfunktsiya-u-detej-diagnoz-mmd-chto-eto-lechenie/

Минимальная мозговая дисфункция у детей лечение

Наталья

Поражение ЦНС!

Прогноз при перинатальных поражениях ЦНС зависит от тяжести и характера повреждения ЦНС, полноты и своевременности лечебных мероприятий.
Тяжёлая асфиксия и внутримозговые кровоизлияния нередко заканчиваются летально. Тяжёлые последствия в виде грубых нарушений психомоторного развития формируются редко (у 35% доношенных и у 1020% глубоко недоношенных детей).

Однако практически у всех детей с перинатальным поражением головного мозга, даже лёгкой степени, длительно сохраняются признаки минимальной мозговой дисфункции – головные боли, речевые расстройства, тики, нарушение координации тонких движений. Для них характерна повышенная нервно-психическая истощаемость, “школьная… Читать полностью…

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, снижением познавательных интересов. Причины возникновения:… Читать полностью… Ленуся

ММД- требует внимания мамочек

Обратите внимание

Вчера, после посещения невролога) мне заново пришлось объяснять мужу, что с дочей не все так гладко, как хотелось бы..
Появилось желание и вам, мамочки, напомнить или ознакомить, что же это за диагноз такой ) Лишним не будет. Букв много.
RS: Статья не сомнительная- я с десяток сайтов перелопатила.

В ней то, на что маме желательно обратить внимание, и если совпадений много, то стоит сходить к хорошему доктору. Моя цель- помочь мамам справляться со своими шилопопами и не пропустить нечто серьезное….. Читать полностью…

Надежда

Медицинские проблемы подготовки к школе детей с когнитивными нарушениями

Парцалис Елена Михайловна
доктор медицинских наук, врач – педиатр высшей категории, руководитель отделения для детей Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения Москвы Начало обучения в первом классе массовой школы  выявляет большое количество объективных  проблем, справиться с которыми учителю не всегда удается.

Среди этих проблем отсутствие навыков поведения в коллективе, затруднение усвоения школьного материала,  двигательная  расторможенность и нарушение внимания, понимания, запоминания. То есть  с когнитивными нарушениями. Педагоги зачастую расценивают эти особенности детей, как погрешности воспитания или избалованность. Дети получают… Читать полностью…

Развитие и обучение детей от трех до шести лет

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество Виктория

Для тех, кто любит называть своих детей гиперактивными.

Взяла отсюда. Кстати – вообще сайт неплохой и небанальный.
Капитан сорвиголова
Синдром дефицита внимания и гиперактивности вот уже 10 лет занимает первое место среди диагнозов, которые ставят детям неврологи или психиатры.

Если раньше малышей, доставляющих родителям и воспитателям больше всего хлопот, называли просто «трудными», то в последнее время всех шалунов поголовно записывают в отряд «гиперактивных».

Так давайте разберемся, что же это за загадочная такая «болячка»! Читать полностью…

Гиперактивные детки.

Хорошая новость-гиперактивность диагностируется у детей дошкольного возраста и снимается к подростковому периоду жизни.
Запаситесь терпением, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки) Как внешне проявляется гиперактивность: Читать полностью… From-M

Современные научные представления о биомеханизме родов, строении и физиологии матки, влиянии периода

http://naturalbirth.ru/public/biomehanizm-rodov.php Акушерская агрессия М.В.

Головач врач-невролог, консультант РОБОИ «Содействие защите прав инвалидов с последствиями ДЦП» Знание о строении и функционировании матки в период беременности и родов – это основа успешного наблюдения врачом-акушером или акушеркой беременности, успешного сопровождения родов и наибольшая гарантия рождения здорового ребёнка. Читать полностью… Кали Юга

Опасные вмешательства или не стоит лезть куда не просят

“Привет” роддомам, просто не могу не запостить. В течение последних 40 лет во всем мире, но особенно в СССР (а затем в России) увеличилось число инвалидов с диагнозом ДЦП.

И если до 60-х годов прошлого века никто, кроме узких специалистов, не знал, что означает ДЦП, то сейчас практически у любого человека есть родственники или знакомые, которых напрямую коснулась эта беда. В США ДЦП отмечается у 1 – 2 детей на 1000 новорожденных.

Точной статистики по России нет, но заболеваемость у… Читать полностью… Светлана

Массаж профессора Ауглина

Массаж профессора Ауглина или массаж для развития памяти и интеллекта.

Массаж можно выполнять как дома, так и на занятиях в детском саду или в школе (в самом начале или в середине, когда дети устанут), при этом необходимо обращать внимание на настроение ребенка.

Важно

С более младшими детьми массаж могут проводить взрослые. Далее ребенок учится самостоятельно выполнять упражнения…

Читать полностью… Юлёк

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Бебчук М.А., к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт.Маленькими они кажутся забавными: проказники-непоседы с излюбленным словечком “нет”. В младенчестве этим особенностям предшествовали плохой аппетит и сон, склонность к продолжительному плачу и чрезмерной подвижности.

В возрасте от полутора до трех лет родители замечают избыток самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева. С трех до шести лет «проказник» превращается в “трудного” или “проблемного” ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки.

Непоседа получает звание “гиперактивный”, и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Ребенок не реагирует… Читать полностью… Виктория

ММД,Памятка родителям

Минимальная мозговая дисфункция – ММД синдром гиперактивности вниманияПамятка родителям, чей ребенок страдает синдромом гиперактивности внимания ММД. Минимальная мозговая дисфункция – распространенное нарушение. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям.

Я могу дать несколько советов, которые очень помогут родителям детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД.Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты:… Читать полностью…

rusalisa

Разрыв между умными и глупыми нарастает. Статья

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра “Диагностика и развитие способностей”Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью “Росбалту” она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента.

Первый — умение выделять суть явления, объекта… Читать полностью… Елизавета

Краниосакральная терапия.

http://www.ortobio.ru/r/r-2.html   Одним из основных направлений в нашей медицинской практике  является краниосакральная терапия, как важнейшее направление мануальной терапии и остеопатии.

Совет

Краниосакральная терапия – это комфортный для пациента и абсолютно безопасный способ восстановить естественную подвижность крестца, костей таза, суставов позвоночника и костных структур черепа.

Все, что создала природа, имеет атомное строение, в том числе человеческий организм. Атомы представляют собой сложные пульсирующие системы, поэтому тело человека проявляет определенную ритмическую активность.

 Наш организм состоит из очень большого количества таких систем, неразрывно связанных между собой, важнейшей из которых является краниосакральная система. В… Читать полностью… Кристина

Родовая травма

В нижеприведённой работе автор делает выводы, что с 1950-х годов в нашей стране внедрена методика родовспоможения, которая зачастую приводит к повреждению шейного отдела позвоночника новорожденных. Из монографии невропатолога А.Ю.Ратнера «Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы» (Казань, изд. Казанского университета, 1990 г.).

Вот что пишет А.Ю.Ратнер: «В процессе общепринятого в акушерстве выведения головки и выведения плечиков плода манипуляциями с поворотом головы на шейный отдел позвоночника плода падает непомерная нагрузка. Именно в этот момент и бывает слышен обычно треск и хруст» (стр…

Читать полностью…

Лена

нашла интересную статью

Будет полезна тем,у кого очень активные и непослушные дети. Ключевые моменты выделила жирным шрифтомРЕБЕНОК, НИ МИНУТЫ НЕ СИДЯЩИЙ СПОКОЙНО
Когда ребенок начнет ходить, родители могут обнаружить, что он энергичнее и подвижнее большинства сверстников, и менее послушен.

Радость, что малыш не вялый и сонный, закончится после того, как активность и любознательность малыша повлекут за собой череду ежедневных катастроф, а запас родительского терпения и сил иссякнет. И вот тут-то родители зададутся вопросом, действительно ли неиссякаемая энергия ребенка так уж хороша. Возможно, они…

Читать полностью… Milk Face

ПЭП У НОВРОЖДЕННЫХ

Заболевания  Перинатальный период  ПЭП (перинатальная энцефалопатия) у новорожденного и грудного ребенкаПЭП (перинатальная энцефалопатия) у новорожденного и грудного ребенка  
Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных.

Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с… Читать полностью…

Мудреная статья про магний для беременнх.

Обратите внимание

Магний является одним из жизненно важных микроэлементов, четвертым по распространенности катионом в организме и находится в основном в костной, мышечной и нервной тканях. Менее 1% всего магния в организме содержится в плазме и эритроцитах.

Около 60% магния, содержащегося в плазме, находится в ионизированном состоянии, а остальной связан с альбумином или находится в комплексе с ионами – в основном с цитратом и фосфатом [15].
Магний участвует в регуляции обменных процессов в организме: в энергетическом (комплексирование с АТФ и активация АТФаз, окислительное…

Читать полностью… Анечка

ПЭП (перинатальная энцефалопатия) у новорожденного и грудного ребенка

Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных.

Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках).

При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса – гипертонус или… Читать полностью… Nadiya

Очень поравилась глава книги Соломатиной о гиперактивности.

Света сообщила, что прибудет в гости со своим отпрыском. Родственники, вздыхая, припрятали парадный фарфор и хрустальные фужеры и отправились закупаться одноразовой посудой и пластиковыми стаканчиками. Ровесники и дети постарше лихорадочно ныкали понадёжнее дорогие их сердцу игрушки.

Сибсы помладше просто горько плакали, услыхав сакральное: «Тётя Света придёт с Сашей!» Друзья, соседи и прочие гости были предупреждены о необходимости надевать что похуже, осматривать место, перед тем как присесть, и не оставлять без присмотра сигареты, зажигалки и мобильные телефоны. Он занёсся и, не… Читать полностью…

Рысь Лесная

Окситоцин и наши дети

Статья врача-педиатра Анны Тажеровой (доступ 05.06.2015) Искала в интернете исследования об отдаленных последствиях применения окситоцина в родах для увеличения амплитуды и силы схваток. Хотела прочитать официальные исследования о том, какие проблемы могут иметь дети, рожденные от матерей, которых «лечили» окситоцином в родах.

К сожалению, таких исследований практически не опубликовано.
Есть исследования о влиянии применения окситоцина в родах на кровоток плода. Основной вывод спишу из статьи об этом исследовании. «У рожениц с первичной слабостью родовой деятельности, потребовавшей коррекции окситоцином, наблюдается нарушение… Читать полностью…

Олеся

ПЭП у грудничков: мифы и реальность

Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных.

Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз?
(источник http://am-am.info/wp-content/catalog/item542.html) Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках). При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса -…

Читать полностью… elenoys

ПЭП, СДН, СВД и т.д.

Важно

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — “рождение” + греч. encephalon — “головной мозг” + греч. patia — “нарушение”)

Читать полностью… Аурика

Чем человек отличается от зверя….

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/minimalnaya-mozgovaya-disfunkciya-u-detei-lechenie

Ммд диагноз невролога – что это

Синдром минимальной мозговой дисфункции возникает в раннем детстве. Начинается  у детей младшего возраста. Характерными являются незначительные нарушения в поведении и обучении ребенка. Главной причиной данного синдрома являются родовые травмы.

Если в школьном возрасте не начать лекарственную терапию, то у взрослого человека вылечить ее очень сложно. Кроме этого могут возникнуть серьезные осложнения. Среди таких проблем отмечается адаптация в социальном обществе. Не редко возникают расстройства психики.

Минимальный синдром сопровождается эмоциональным расстройством, нарушением поведения. Это может начинаться с самого маленького возраста. Также нарушается внимание, жизненная активность.

Причины ММД у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей возникает из-за влияния таких факторов. Усложнения в период беременности. Особенно на протяжении первого триместра. Сильный токсикоз. Вредное влияние на организм женщины в период беременности и лактации. Это касается химических элементов, радиоактивных веществ, микробов, бактерий, вирусов, инфекций.

Перенесенные в период беременности такие заболевания, как ветрянка, корь, грипп. Угроза выкидыша. Преждевременные рода, или наоборот переношенные. Слабость женщины в процессе родов, их длительность. Дисфункция мозга имеет связь с гипоксией плода. Сопровождается недостатком кислорода, в связи с сдавливанием вокруг шеи малыша пуповины.

Нарушения питания. Инфекционные болезни, которые перенес новорожденный ребенок. Экологическое состояние окружающей среды. Повреждение шеи малыша в момент родов.

Это главные факторы, которые влияют на возникновение дисфункции мозга у малыша. В период беременности женщина должна ответственно относиться к собственному здоровью. Это является залогом здоровья малыша. В большинстве случаев дисфункция мозга возникает на фоне вредных привычек, от которых женщина не может избавиться на момент беременности.

Клиническая картина

Минимальная мозговая дисфункция является одной из легких форм церебральной патологии. Возникает по разным причинам у каждого ребенка. Имеет однотипную неврологическую симптоматику. Проявляется в качестве функциональных нарушений. Их усиление зависит от роста и созревания головного мозга. При развитии синдрома ММД наблюдаются такие отклонения.

Быстрая умственная усталость, снижение работоспособности. Стоит отметить, что при таком нарушении может не наблюдаться физическая усталость.

 Внезапное снижение способности самостоятельно управлять и регулировать различные процессы. Заметны нарушения, в жизненной деятельности ребенка. Снижается умственная активность, нарушается эмоциональное состояние.

Часто без причины может сменить настроение ребенка.

Совет

Усложнения в концентрации внимания. Наблюдается отвлечение, распределение, неустойчивость. Создается впечатление, что ребенок не может осознать, что от него требуют. Возникновение проблем с памятью. Малыш не может запомнить достаточно объемное количество информации. Быстро забывает новые слова и путает их.

Появляются трудности с переходом кратковременной и длительной памяти. Наблюдается неполное формирование зрительной и мозговой координации.

Это заметно, когда дети совершают ошибки при распознавании зрительной информации. Например, когда ребенку поручают переписать текст. При этом он допускает ошибку, а в сравнении не видит разницы.

 Изменения циклов в деятельности головного мозга.

Родителям полезно знать, что данный синдром ММД у детей не является препятствием для обучения в школе и даже в гимназии. В будущем ребенок может без проблем вступить в ВУЗ.

Если заболевание не имеет осложнений, во многих случаях головной мозг способен самостоятельно выйти из данного положения.

Это бывает, только при условии здорового образа жизни, нет чрезмерной нагрузки на мозговую деятельность.

У многих детей возникновение минимальных мозговых дисфункций наблюдается в раннем возрасте. Если соблюдать полезные правила, то уже в 5-7 классе можно полностью нормализировать работу мозга. Стоит учитывать, что нельзя резко увеличивать учебные нагрузки. Это должно происходить постепенно.

Если не соблюдать такие правила, то симптом ММД может проявиться в старших классах. При этом будет возникать повышение умственной усталости, расстройства памяти, внимания, самоконтроля.

Список симптомов, которые подтверждают наличие минимальных мозговых дисфункций у ребенка:

  • Гиперактивность. Постоянное движение рук, ног. Ребенок не может сидеть на одном месте. Даже если попросить его посидеть некоторое время, он не может этого сделать.
  • Расстройство памяти. Частые потери личных вещей в любом месте.
  • Когда родители обращаются к своему чаду, то у них создается впечатление, что он их не слышит.
  • При этом наблюдается резкая реакция на внешние раздражители.
  • Появляется привычка перебывать кого-то во время разговора. Это могут быть взрослые люди и дети.
  • С трудом происходит ожидание перемен во время занятий в школе.
  • Длительные разговоры. Ребенок не понимает, что надо замолчать. Полностью игнорирует обращения взрослых.
  • Быстро отвечает на вопрос, который даже не дослушивает до конца.
  • Увлекается играми, которые опасны для здоровья. Может самостоятельно их придумывать.
  • Возникают трудности в решении определенного задания. При этом оно не связано с решением сути проблемы.
  • Не может играться в тишине и один.
  • Отсутствует концентрация внимания в играх, если надо выполнять одно задание длительное время.
  • Начинает заниматься новым делам, не завершив предыдущее.
  • Часто такие дети не имеют друзей, кроме родителей и родных.

Любой из этих признаков может указывать на то, что у ребенка может происходить развитие минимальных мозговых дисфункций.

Если родители замечают за ребенком такое поведение надо обратиться к неврологу и провести полное обследование организма. Своевременное лечение обеспечивает надежный прогноз на выздоровление.

 Малый ребенок легче поддается лечению и имеет больше шансов избавиться от такой патологии.

Лекарственная терапия

Минимальная мозговая дисфункция требует лечения медикаментами. Это является обязательным, но не главным. Для ММД лечения важно эмоциональная атмосфера. В этом случае все зависит от родителей.

Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться. Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии.

Врачи назначают такие рекомендации.

У ребенка должен быть сформирован режим. Важно, чтобы он ложился спать и просыпался примерно в одно время. На протяжении всего дня должны быть поставленные четкие задачи, сформированный рацион питания. Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему.

Обратите внимание

В обязательном порядке надо улаживать ребенка днем спать. Дневной сон очень хорошо влияет на нервную систему. Дети становятся более спокойными, имеют хорошее настроение и аппетит. При ослабленной нервной системе это является крайне необходимым.

Перед возможными изменениями надо провести подготовку. Нельзя резко менять режим с ММД диагнозом. При этом следует учитывать, что речь идет не просто о поездках. Ребенка надо подготавливать к неплановым приходам гостей. Нельзя также резко начинать уборку в детской комнате, перестанавливать игрушки. Все это может резко повлиять нервную систему.

Важно, что бы в дом часто приходили гости, которые будут уделять внимание малышу. При этом они не должны влиять на изменение его привычного распорядка дня. Это очень важный фактор. Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Круг общения должен быть с детьми на несколько лет старше. Не рекомендуют общаться со сверстниками. Обычно они очень активны. Детям, которые страдают от ММД синдрома, следует общаться со спокойными друзьями. Многое зависит от атмосферы в семье. Взрослые не должны выяснять отношения между собой при детях.

Это может серьезно травмировать психическое состояние.

Стоит отметить, что  у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, воспитанием должен активно заниматься папа.

Полезными будут физические упражнения, которые проводят 2 раза в день. Также лечебный эффект можно улучшить, если заниматься плаваньем. Существенно следует ограничить время провождения перед телевизором, компьютером, и другими гаджетами. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики. Для этого существуют различные поделки.

Минимальная мозговая дисфункция не делает ребенка умственно отсталым. Он не должен себя чувствовать не таким, как другие. Это зависит от правильного воспитания и преподнесения необходимой информации. Если родители будут любить и заботится о нем, то лечение существенно ускорится. Также важно строго соблюдать все рекомендации врача.

Лекарственная терапия от минимальных мозговых дисфункций, состоит из таких препаратов:

  • Седативные лекарства. К эффективным относятся валериана. Также полезно делать отвар из таких трав: пустырник, зверобой. Беременным женщинам рекомендуют принимать Новопасит.
  • При минимальных мозговых дисфункциях в обязательном порядке назначают препараты, которые стимулируют деятельность мозга, и улучшают кровообращение.
  • Витаминные комплексы следует принимать систематически, до полного выздоровления.

При симптомах такого синдрома обязательно надо обращаться к врачу. В данном случае поможет невролог. Минимальная мозговая дисфункция требует определенного курса лечения, который подбирается индивидуально для каждого ребенка. Предвидеть развитие патологии достаточно сложно. Особенно если нет видимых причин.

Если заниматься лечением в раннем возрасте, то прогноз будет достаточно успешным, поэтому врачи рекомендуют как можно скорее обращаться за помощью.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/vrozhdennye-i-nasledstvennye/mmd-diagnoz-nevrologa-chto-eto.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector