Литеральные, вербальные и зеркальные парафазии: что это, примеры, коррекция

Вербальная парафазия и другие виды: как лечить

Парафазия – это расстройство речи, характеризуется утратой смысла речи, нарушением ее грамматического строя, неправильным использованием звуков и слов, их искажение. Входит в группу симптомов различного вида афазий.

Афазия – это системное нарушение уже развитой речи из-за локальных поражений головного мозга. Причинами афазий являются нарушения кровообращения головного мозга, травмы, опухоли или инфекционные заболевания головного мозга.

В некоторых источниках встречаются также термины парафразия или баттаризм и используются как синонимичные, но логопедами эти термины разделяются. Парафразия – это нарушения темпа речи, прежде всего.

Речь больного поспешна, в словах много ошибок, первоначальный смысл фраз утрачивается при этом и плохо понимается окружающими. В речи сильно нарушается синтаксис.

Обратите внимание

Больные, заменяя одни слова другими совершенно не осознают своих ошибок речи и не замечают, что их высказывания непонятны окружающим. При парафазии люди могут произносить слова, но употребляют их неправильно.

Академиком Бехтеревым это явление описывалось как транскортикальная парафазия. На анатомическом уровне это происходит из-за того, что сигналы ЦНС не доходят до корковых речевых центров, происходит перерыв между проводниками.

Вследствие этого утрачивается функция регуляции и контроля речевых проявлений при сохранном корковым моторном центре.

Двигательный речевой центр можно искусственно активизировать при этом. Так как он не может работать только из-за перерыва между проводниками сигналов. То есть если больному подсказать начало слова, он в состоянии будет его продолжить. Это возможно при транскортикальной афазии. При корковой афазии это невозможно. Так как в этом случае поврежден двигательный речевой центр.

Парафазия как патология речи является скорее следствием развития различного вида афазий. А не отдельным нарушением речи. Специалисты обычно разделяют эту патологию на три вида:

  1. Вербальная парафазия рассматривается как употребление неправильных слов.
  2. Литеральная парафазия представляется собой использование в речи неправильных отдельных звуков в словах.
  3. Зеркальная парафазия характеризуется воспроизведением слов в середине справа налево.

Успех борьбы с парафазиями будет зависеть от первичного нарушения (вида афазии) и степени сохранности работы отделов головного мозга, отвечающих за развитие речи и ее отдельные процессы.

Виды парафазий

Вербальная парафазия. Является частым «спутником» акустико-мнестической афазии. В этом случае больные заменяют слово другим, исходя из контекста общей фразы. Например, словао стул заменится словом стол.

Или наоборот. Но выбор слова по контексту диктует необходимость отбора среди близких по нескольким признакам слов, но все же разных по смыслу. Также вербальная парафазия характеризуется нарушением механизма отбора нужных слов.

Пациенты легко заменяют одно слово другим исходя из контекста, но без осознанного выбора среди нескольких слов, подходящих по контексту – например, вместо слова чемодан используют слово шкаф, опираясь только на общие признаки между этими предметами – в них можно складывать вещи, к примеру. Или «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху» (из учебника по логопедии). Сама по себе вербальная парафазия не является отдельным нарушением и не проявляется отдельно в чистом виде. Больные неправильно употребляют местоимения, существительные, глаголы.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Синдром астазии, абазии

Литеральная парафазия. Больше свойственна для сенсорной афазии и моторной афазии. Больные заменяют отдельные буквы в словах на другие, иногда схожие по звучанию (б на п, з на с и т.д.), либо похожие по способу произношения (н на л).

Возможны пропуски звуков, добавление новых. Нарушения наблюдаются при письменной и устной речи, повторении слов по инструкции. Например, голос – колос, голс, холос и т.д. Э.С.

Важно

Бейн считал, что литеральная парафазия является симптомом начального этапа восстановления.

Зеркальная парафазия. В данном случае слово дробится на три части – первая и последняя произносятся правильно, а средняя справа налево. Иногда зеркальность проявляется в начале слова (пакет – капет). Больной часто даже такие свои слова читает правильно и никак не может понять в чем его ошибка.

Общая картина парафазий

Речь больных отличается неразборчивостью. Они быстро говорят, но в процессе говорения пропускают слова, в словах звуки и т.д. Рассказ длиною в десять предложений они укоротят до 4-5.

Объем кратковременной памяти часто снижен – из 10 предъявленных слова воспроизводят 3-4, хотя нормой считается 7, некоторые люди могут запомнить больше слов после первого предъявления.  Пациенты страдают от серьезных нарушений дикции, дыхание у них часто сбивается. Бывает, что повторяют услышанные слова или фразы.

Больному с большим трудом удается подбирать для выражения своих мыслей слова, выстраивать фразы и предложения. Темп речи нарушен. Скорость говорения растет, а качество воспроизведенной речи ухудшается.

Парафазии редко бывают в чистом виде, чаще у больного их несколько форм, с различной степенью выраженности. В легких формах парафазия форму фраз искажает в меньшей степени, чем общий смысл высказываний. Плохо контролируются физические процессы звукопроизношения.

Концентрация внимания снижена, из-за этого человеку плохо удается выстраивать синтаксически правильные предложения.

Иногда праворукие больные начинают вдруг писать левой рукой, делая это спонтанно и неосознанно, сделать это осознанно они отказываются и не понимают зачем это делать.

Возникновение парафазии и ее характер выражения, особенности построения речи зависят напрямую от ситуации, в которой находится человек и от общего смысла слова, какой вкладывает в него больной.

Совет

Например, если он находится в комнате, где есть провода, он может воспользоваться словом «кабель», вместо провода. Больные затрачивают много усилий на построение своей речи, они часто слишком внимательно прислушиваются к высказываниям окружающих и пытаются говорить сами правильно.

При моторной афазии парафазии больных обычно устойчивы, повторяются многократно. При сенсорной наоборот, одно слова может произноситься в различных вариациях. Механизм парафазий изучается в зависимости от ситуации и нахождения в ней больного.

Сложные фразы плохо поддаются больным, они их стремятся укоротить и упростить. Спонтанная речь парафазикам удается лучше, чем целенаправленные ответы на вопросы.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Синдром запертого человека или псевдокома

Лечение парафазий

Для начала необходимо понять причину возникновения парафазии, чтобы с учетом этого выстраивать коррекционную работу. Важна первичная индивидуальная диагностика речи больного. В ходе нее выясняется глубина нарушений, особенности речи, основные трудности в речи.

При работе нужно создать спокойную обстановку, больные с парафазией очень беспокойные. Важно бороться с их торопливостью в речи, так как из-за нее качество речи существенно снижается.

Деление парафазий на литеральные и вербальные чисто условно, зачастую у больного в речи наблюдаются оба вида, переплетаясь в одной фразе.

Работа по восстановлению речи в логопедии выстраивается на основе сохранных функций речи. Нарушенные функции восстанавливают постепенно.

Иногда после значительного прогресса можно наблюдать видимое ухудшение – больной начинает почему переставлять буквы в слове, при этом свое состояние описывают как спутанное, стремятся сделать быстро и правильно, но даже сами пациенты сами рассказывают, как в их голове происходит смешение и перестановка букв.

Постепенно преодолевается вербальная парафазия путем записи логопедом слов, проговариваемых больным неправильно, тщательно изучается механизм построений парафазий.

Потом эти слова многократно повторяются при помощи специальных упражнений. Обсуждаются отдельные слова, группы слов по категориям, их признаки и т.д.

Обратите внимание

Важно восстановление письменной речи через построение небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Звуко-буквенный анализ слов важен при работе по восстановлению чтения и последующей отработки правильного произношения путем многократного произношения слов. Так преодолевается литеральная парафазия и тренируется слуховая, зрительная память, фонематический слух. В любом случае, работа и подбор логопедических методик зависит от индивидуальных нарушений больного.

Читайте также:  Левоком: состав, показания, инструкция по применению, отзывы, аналоги, цена

Источник: https://opsihoze.ru/motornye-narushenija/narusheniya-rechi-parafazii-osobennosti-i-formy-verbalnaya-parafaziya.html

Парафазия | Мир Психологии

Парафазия (от греч. para — возле, около + phasis — речь) – замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.

; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида Парафазии: литеральную и вербальную.

При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) Парафазия представляют собой проявления различных форм афазии.

Литеральная Парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см. Литеральная парафазия).

Вербальная Парафазия характеризуется заменой одних слов др., близкими по смыслу (см. Вербальная парафазия), обусловленной мнестическими или семантическими нарушениями речи. Эта форма П.

может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. Контаминация). Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития. См.

Речи расстройства. (Т.В. Ахутина)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Парафазия (от греч.

para — возле, около, phasis — речь) – замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.

: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария мозга (у правшей) П. представляет собой проявления различных форм афазии.

Литеральная Парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи.
Вербальная Парафазия характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу (см. Контаминация).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Парафазия (пара + греч.

phasis — речь) – искажение отдельных элементов речи – замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (Парафазия вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (Парафазия литеральная). Единичные эпизодические П. наблюдаются и вне рамок афазий при диффузных органических поражениях головного мозга, например, при безинсультном течении церебрального атеросклероза.

Важно

Наиболее часто Парафазия наблюдается в рамках афатичсских синдромов. При моторной афазии – это нарушения структуры слова, при сенсорной в более легких, транскортикальных формах, обнаруживаются вербальные П., а при значительной тяжести поражения появляются литеральные – замены звуков при сохранении рисунка слова [Бейн Э.С., 1964].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Парафазия – искажение речи при афазии, воспроизведение неадекватных ее элементов, что обусловлено пропусками, перестановками, заменой, повторением звуков или слов. В связи с этим парафазии могут быть литеральными или вербальными. Обычно проявляются при сенсорной афазии.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Парафазия – общий термин, используемый для обозначения любого привычного неправильного использования слов в речи.

предметная область термина

ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ – болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное (например, вместо слова “стол” – употребляется “стул”).

ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ – замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной.

При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты.

Так, при афазии сенсорной происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с – з, б – п); при афазии моторной афферентной происходит замена на элементы, близкие по произношению (л – н, м – б).

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/parafaziya

Основы диагностики психических расстройств | Страница 49 | Онлайн-библиотека

Афазия сенсорная (Вернике К.

, 1874) — нарушение понимания больным смысла устной и письменной речи других при относительной сохранности у него экспрессивной речи (поражение задних отделов первой височной извилины доминантного полушария; поле 22 по Бродману).

При этом больные не могут писать произвольно и под диктовку. Больные часто склонны к многоречивости (логорее) с вербальными парафазиями, персеверацией. Нередко наблюдается акалькулия. В легких случаях больные понимают отдельные слова или свое имя.

Афазия амнестическая (Troussean A., 1864) — нарушение номинативной функции речи. Больной затрудняется назвать предмет при сохранении понятия о нем и его качествах (встречается при поражении височно-теменных отделов коры головного мозга доминантного полушария; поле 37 по Бродману).

Амнестическая афазия обнаруживается сначала в спонтанной речи, затем при просьбах назвать показываемый предмет. Обычно больной заменяет название предмета описанием его качеств. Подсказка первых букв или слогов приводит к воспроизведению нужного слова.

Совет

При нарастании деменции эффективность подсказки первых слогов забытого слова падает, к тому же постепенно прекращаются активные поиски больным нужного слова. В отличие от сенсорной афазии отсутствуют парафазии и сохраняется правильность построения Фраз, наблюдается бедность имен существительных.

Больные обычно разговорчивы, активны, часто критичны к расстройствам речи, активно пытаются их исправить.

Амнестическая афазия может быть как самостоятельной формой афазии, так и этапом в обратном развитии моторной или сенсорной афазии, сохраняя при этом характерные для последних расстройства («телеграфный стиль» при возникновении амнестической афазии после моторной, логореи — после сенсорной).

Афазия семантическая, смысловая (Head H., 1926) — расстройство понимания сложных в смысловом или грамматическом отношений речевых конструкций (поражение теменно-затылочных отделов коры доминантного полушария). Например, таких как «брат отца, отец брата» и т. п.

Отмечается затруднение в понимании пространственных отношений, при объяснении пословиц и поговорок, при счетных операциях с многозначными числами. Вместе с тем отдельные слова и фразы больной понимает и успешно произносит.

Нередко семантическая афазия сочетается с амнестической.

Афазия тотальная — сочетание различных видов афазии, при котором наблюдается нарушение как экспрессивной (моторной), так и рецептивной (сенсорной) речи.

Афазии встречаются при инсультном течении церебрального атеросклероза, болезни Альцгеймера, Пика, пресбиофрении, простом сенильном слабоумии, последствиях черепно-мозговой травмы и других органических поражениях мозга.

В структуре афатических расстройств имеют место парафазии — нарушение расположения (порядка) звуков и слогов в словах, слов в предложении, а также замена отдельных звуков, слогов, слов. Различаются парафазии литеральные и вербальные. Литеральные парафазии — замена отдельных звуков или слогов в слове или их перестановка с деформацией слова.

Обратите внимание

Разновидностями литеральной парафазии являются контаминация (слияние в одно слово частей разных слов) и редупликация (удвоение слогов в структуре слова). Они часто встречаются при моторной афазии. Вербальные парафазии — замена в устной речи отдельных слов, обычно словами близкими по содержанию или звучанию.

В связи с обилием литеральных и вербальных парафазий при тяжелых случаях сенсорной афазии речь становится аграмматичной, состоит из отдельных несогласованных слов, слогов, обрывков слов. Этот тип нарушения речи получил название жаргон-афазии. Парафазии могут иметь место и вне афатических расстройств, предшествовать им.

Так, при безинсультном диффузном атеросклерозе сосудов головного мозга (церебрастеническая стадия) встречаются редкие нестойкие литеральные парафазии (усиливающиеся при астенизации), постепенно они учащаются, а на фоне прогрессирующих расстройств памяти и нарастания слабоумия появляются вербальные парафазии.

При опухолях височной и теменной локализации парафазии и параграфии предшествуют появлению амнестической афазии и персеверации.

С афазиями и парафазиями нередко сочетаются аграфия (потеря способности писать — очаговое поражение доминантной теменной области: поле 40 по Бродману) и алексия (Benedikt, 1865) — потеря способности читать, понимать письменные знаки — поражение височной и теменной области: поле 19,39 по Бродману, а также параграфия (идентичные парафазии нарушения письменной речи) и паралексия (идентичные парафазии нарушения речи при чтении).

Нарушения письма и чтения могут наблюдаться самостоятельно, а также предшествовать афатическим расстройствам: например, при опухоли левой теменной области они наблюдаются до появления амнестической афазии и других расстройств речи. Параграфии и паралексии могут сменять моторную, сенсорную, амнестическую и тотальную амнезии сосудистого, травматического, токсического и инфекционного генеза при их редукции.

Читайте также:  Нарколепсия: причины, симптомы и лечение, профилактика

При сосудистых заболеваниях степень выраженности аграфии и алексии обычно соответствует выраженности афатичеоких расстройств. При болезни Альцгеймера характерно раннее возникновение нарушений письма и чтения, они являются первичными, наблюдаются вне связи с афатическими расстройствами.

С самого начала страдают все виды письма (нарушение самостоятельного письма, письма под диктовку и списывания) и чтения (от литеральной алексии с паралексиями до агностической алексии). Как правило, аграфические расстройства опережают расстройства устной речи.

При болезни Пика аграфия и алексия появляются лишь на поздних этапах заболевания.

Важно

Невропатологи различают три разновидности афатических и парафатических расстройств, нарушений письма и чтения: кортикальные (поражения центров речи, письма и чтения), транскортикальные (поражение связей между центрами речи, письма и чтения и остальной корой) и субкортикальные. При кортикальной патологии наблюдаются более грубые нарушения, чем при транскортикальной и субкортикальной.

Исследование экспрессивной речи при различных видах афазии (особенно при моторной) начинается с выявления способности к артикуляции букв (гласных и согласных), слогов и слов различной степени сложности. Определяется возможность составления фраз различной длины и сложности.

При изучении номинативной (сигнификативной) функции речи используется показ предметов, цветов, материалов различной степени знакомости, их изображений с просьбой дать им название. Больному предлагается дать название предметов по описанию их свойств и назначения, дать название показываемым геометрическим фигурам.

Обращается внимание на сохранность разговорной речи в беседе на различные темы, касающиеся больного и нейтрального характера. В процессе исследования следует выяснить способность больного определять пространственные и временные отношения, понимание пословиц, поговорок и метафор.

Учитывается способность больного изложить события личной и общественной жизни.

Исследование импрессивной (рецептивной) речи при различных видах афазии (особенно при сенсорной) должно включать выяснение понимания больным смысла слов, фраз, возможность показать названный предмет, понимания действий окружающих и данных больному инструкций различной сложности, понимания повествовательной речи. При сенсорной афазии следует обратить внимание на наличие или отсутствие персевераций, логореи, а также на отношение больного к своим расстройствам речи: замечает ли дефекты в речи, критичен ли к ним и пытается ли их исправить.

При исследовании амнестической афазии следует обратить внимание на состояние номинативной функции речи — способности давать название демонстрируемым предметам (без подсказки, при подсказке). Учитываются уменьшение числа используемых в речи существительных, наличие аграмматизма, парафазий, понимание своего дефекта речи и способность к его коррекции.

Основным в исследовании семантической афазии является выяснение способности понимать логико-грамматические структуры.

Близким к афазиям расстройством речи является алалия (Delius, 1757) — (по терминологии зарубежных авторов «детская афазия») — недоразвитие или утрата в детстве способности произносить членораздельные слова (без поражения слуха).

Совет

Возникает алалия вследствие врожденной недостаточности или поражения в раннем детском возрасте отделов коры, ответственных за речевую функцию. По аналогии с афазией выделяют — сенсорную, моторную и тотальную алалию. Локализация патологического процесса также аналогична соответствующим вариантам афазии.

При тяжелых формах алалии речь не развивается полностью до 10–12 лет, словарный запас остается крайне скудным, страдает произношение отдельных звуков и слов, наблюдаются аграмматизмы. Алалия обычно сочетается с задержкой психического развития.

В некоторых случаях могут возникать вторичные невротические реакции на наличие дефекта речи. Следует отграничивать алалию от нарушений речи при тугоухости с умственной отсталостью, при олигофрении.

49

Источник: http://litrus.net/book/read/5539?p=49

Сохраняется возможность чтения текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный

ДОКЛАД

На тему: Акустико-мнестическая афазия

Выполнил: Недавний Максим Павлович

Содержание

1. Центральный механизм акустико-мнестической афазии

2. Клиническая и психологическая картина нарушения

3. Синдром акустико-мнестической афазии

4. Нейропсихологические критерии диагностики

5. Исследование речи и восстановительное обучение при акустико-мнестической афазии

Центральный механизм акустико-мнестической афазии

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 18, поля 21 и 37).

Впервые была выделена и описана А. Р. Лурией. Раньше ее либо смешивали с сенсорной, считая эту форму афазии этапом развития последней, либо называли то проводниковой, то транскортикальной моторной афазией.

Однако клиника афазии и экспериментальные данные дали возможность А. Р. Лурии, а затем его ученикам вычленить механизм этой формы афазии, описать синдром и сравнить ее с сенсорной, выделив ее в самостоятельную форму афазии.

Функции этой области височной коры мало изучены; однако некоторые существенные черты отличают эти отделы от других: это наличие связи указанных отделов коры со зрительным анализатором, с древними формациями коры — лимбической областью и медиобазальными отделами, со слуховым анализатором — и отсутствие связей с периферией. Как и 22-е поле, эти отделы получают волокна из зрительного бугра.

К центральным механизмам акустико-мнестической афазии относятся:

– нарушение слухоречевой памяти;

– сужение объема акустического восприятия;

– нарушение зрительных предметных образов-представлений.

У больных свежие следы памяти считываются лучше, чем предшествующие, поэтому увеличение информации усиливает дефект. Не испытывая затруднений при повторении отдельных слов, больные затрудняются, как только им предлагают повторить серию слов. Нарушение процесса называния предметов связано с дефектами предметных образов, чувственной основы слова.

Этот дефект может выступать на фоне хорошей спонтанной речи и негрубого нарушения понимания речи. Феномен отчуждения смысла слова связан с нестойкостью зрительных предметных образов. Имеется другой механизм – сужение объёма восприятия, который приводит к дефектам повторной речи и понимания обращённой речи.

Чтение и написание доступно для больных.

Клиническая и психологическая картина нарушения

Нарушение понимания.Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка —- диван.

кот; лес дом ухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова.

Обратите внимание

При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них.

Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только тормозительно слухоречевой памяти, но и сужением ее объема.

Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: человек может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая дезориентированность, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением.

Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным.

Читайте также:  Симптомы, признаки и лечение всд по гипертоническому типу

При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки.

Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан и т. д.

Нарушение экспрессивной речи.При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер.

Важно

Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазии, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д.

При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

В отличие от акустико-гностической афазии высказывание при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки».

Нарушение чтения и письма.При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е.

смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе.

Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной, так как больные имеют больше времени для подбора слов, выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствующих «всплыванию в памяти» нужных слов, изредка наблюдаются литеральные парафразии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Совет

Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет «2» и произносит «один в уме», и даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к следующим слагаемым.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Синдром акустико-мнестической афазии

В нейропсихологический синдром акустико-мнестической афазии входят следующие симптомы:

– нарушения понимания речи;

– отчуждения значения и смысла слов;

– нарушения устной экспрессивной речи – спонтанной, повторной;

– нарушения номинативной функции речи, восприятия и оценки ритмов.

Согласно концепции А. Р. Лурия, возникновение акустико-
мнестической афазий обусловлено дефицитарностью слухо-речевого анализатора, но, в отличие от акустико-гностической
формы, при этой афазий речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти (Лу-
рия А. Р., 1974, 1976; Дорофеева С. А., 1967а, б).

Клинико-
психологически это проявляется в значительном ограничении
объема воспринимаемого речевого материала при его воспроизведении или запоминании без повторения. Повторение от-
дельных звуков речи, простых слов не затрудняет больных.
Трудности возникают при воспроизведении серии гласных
звуков, слогов, слов, более длинных предложений.

Наряду с
этим имеет значение и семантический фактор —повторение
серии из несвязанных по смыслу слов затрудняет больше, чем
предложений из 3-х, реже 4—5 слов. Способность воспроизвести предложения определяется не только его длиной, но и
сложностью построения.

В более грубых случаях акустико-мне
стической афазий дефект слухоречевой памяти может проявляться нарушением повторения сложных слов.

Типичным для всех больных с данной формой афазий яв
ляется нарушение номинации. Функция называния может нарушаться в большей или меньшей степени. Отчетливой разницы в назывании предметов и действий нет.

Обратите внимание

Трудности называния выражаются увеличением латентного периода припоминания, вербальными заменами, реже литеральными или от
казом от ответа. Иногда называние заменяется описанием на-
значения предмета или ситуацией, в которой он встречается.

Не-
редко конкретное название изображений предметов заменяется
их обобщенным понятием (стол — мебель» и т. п.). Вспомнить
нужное слово помогает подсказка или контекст, хотя и не всегда.

Спонтанная и диалогическая речь фразовая, но в той или
иной степени обедненная. Наблюдаются затруднения в нахождении нужных слов или выражений, паузы внутри предложе
ний и между ними, вербальные и значительно реже литераль
ные парафазии. Произносительных нарушений речи не отмечается, речь достаточно выразительная.

Наиболее грубые
затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картинкам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилующими вербальными заменами, персеверациями, вводными
словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой
фразы появляются обрывки незаконченных предложений.

Еще
грубее нарушается повествовательная речь – способность к пе
ресказу простого и короткого текста. Выявляются вербальные
замены уже не отдельных слов, а целых предложений, вследствие чего искажается смысл повествования.

Фразы обычно не
заканчиваются, нарушается связь слов в предложениях и предложений друг с другом, иногда пересказ не имеет ничего общего с образцом.

В процессе общения с больными создается впечатление, что
они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие
нарушения слухового внимания не всегда выполняют словесные инструкций.

Понимание речи страдает также вследствие 
неудержания услышанного. Задания приходится повторять,
тексты, а нередко и длинные инструкций предъявлять по частям.

Важно

Нарушения слухоречевой памяти в известной мере являются причиной нарушения понимания сложных логико-
грамматических конструкций.

Нарушения письменной речи при акустико-мнестической
 афазий своеобразны. Не страдает способность узнавать буквы и
синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как
глобальный, так и аналитический способы чтения, т. е. механизм
чтения не разрушается.

Дефекты письма не определяются затруднением фонематического анализа, не страдает способность
фонологической квалификации произнесенной фонемы (как у
больных с акустико-гностической афазией), нет затруднений в
нахождении соответствующий графемы.

Чтение облегчает номинацию, активизирует стереотипы, хранящиеся в долговременной
 памяти. Те же функции выполняет и письмо, заставляя фиксировать внимание на структуре слова, закрепляет зрительный об-
раз слов.

Вместе с тем, письменная речь при этой форме не-
полноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого,
письмо под диктовку, письменное называние, формулирование
предложений. Причиной этих нарушений также является неполноценность функции запечатления следов услышанного.

В редких случаях у больных с акустико-мнестической афазией выявляются элементы теменной симптоматики: нарушение праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный
 праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных опера
ций. Локализация очага поражения преимущественно в средне-задних отделах левой височной доли.

Нейропсихологические критерии диагностики

1.Выполняются письменные задания, хотя встречаются неточности в понимании более сложных команд и конструкций. Возможно также частичное понимание прочитанных про себя текстов.

2. Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с параграфиями.

Сохраняется возможность чтения текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s542t8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector