Корковая дизартрия: характеристика, симптомы, особенности логопедической работы

Особенности логопедической работы при корковой дизартрии

Выделение этой
формы в самостоятельную является
спорной, так как изолированно не
встречается, чаще включается в синдром
алалии и афазии.

  1. Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия – поражение локализуется в постцентральных областях коры головного мозга, которые ответственны за восприятие информации от органов движения.

В результате
развивается кинестетическая
апраксия.
Нарушается кинестетическая чувствительность,
трудности выбора нужной артикуляционной
позы, при этом
сила мышц сохранена.

Нарушена артикуляция
согласных звуков, вариативные замены
и искажение звуков (Ч на Щ, С`, Т`, Ш).

Страдает ритм речи,
но не так как при экстрапирамидной
мозжечковой дизартрии. Иногда явления
персеверации (повторение звуков и
слогов).

  1. Эфферентная премоторная корковая дизартрия – локализация в премоторных (заднелобных) отделах левого полушария – центр Брока, ведущий симптом кинетическая апраксия (трудности составления моторных двигательных программ, трудности переключения от одной артикуляции к другой).

Двигательные навыки
теряют свою целостность и распадаются
на составляющие их движения, при
произнесении слов больной застывает
на одном звуке, слоге.

Грубые нарушения
звукослоговой структуры слов, пропуски
слогов, их перестановки, пропуски,
перестановки звуков, особенно гласных
(вместо СОРТ – СОТР), больной не замечает
свои ошибки.

Произношение
замедленно, инертно, иногда паузы внутри
произносимого слова.

  • Развитие артикуляционной моторики с обязательным привлечением внимания к возникающим у него ощущениям. Работу над артикуляцией нужно начинать со следующих упражнений:
  1. Потряхивание верхней и нижней губы, с привлечением внимания к возникающим ощущениям.

  2. Расправление щек, отодвигание их от зубной арки.

  3. Перемещение языка под нижние и за верхние резцы.

  4. Открывание и закрывание рта.

  5. Легкое похлопывание по небной занавеске.

  6. Далее приступают к выработке артикуляторно-сенсорных систем. Ребенок должен видеть выполняющие движения в зеркале, затем осуществлять их без зрительной опоры, используя свои ощущения. После этого диффер.звуки сход.по артик.(различный реч.материал).

  • тренировка артикуляционно-сенсорных схем:

    двугубная
    – губы пассивно смыкаются, удерживаются
    в этом положении. Внимание ребенка
    фиксируется на сомкнутых губах, затем
    его просят дуть через губы, разрывая их
    контакт.

    губно-зубная
    – указательным пальцем левой руки логопед
    приподнимает верхнюю губу ребенка,
    обнажая верхние зубы, указательным
    пальцем правой руки поднимает нижнюю
    губу до уровня верхних резцов и просит
    ребенка дуть.

    язычно-зубная
    – язык помещается и удерживается между
    зубами.

    язычно-альвеолярная
    – кончик языка прижимается и удерживается
    у альвеолярного отростка, ребенка просят
    дуть, разрывая контакт.

    язычно-небная
    – голова ребенка несколько закидывается
    назад, задняя часть языка приподнимается
    к твердому небу, ребенка просят производить
    кашлевые движения, фиксируя его внимание
    на ощущениях языка и неба.

    • Для работы над нормализации темпа и ритма речи используют внешние опоры, раздражители (музыка, удары метронома, взмахи рукой, счет).

    Эфферентная
    (премоторная) корковая дизартрия

    • Внимание развитию динамического праксиса (способность переключаться от 1-го движения к другому). Предлагается произнесение слогов, комплексов различной структуры (слоги со стечение гласных) – СТО, СТА, СКО, СТЫ.
    • Произношение в медленном темпе с привлечением внимания к возникающим кинестическим ощущениям.
    • Рекомендуются упражнения на отстукивание слов по слогам, с замедленным произношением – ПА-РА-ВОЗ.
    • Ведется работа над развитием ритма, ударением. Рекомендуется произнесение слоговых комплексов, с меняющимися ударениями.

    Особенности
    логопедической работы при экстрапирамидной
    дизартрии.

    Возникает при
    поражении подкорковых структур, которые
    входят в состав стриопаллидарной
    системы. Обычно поражаются хвостатое
    ядро, чечевичные ядра, бледный шар,
    черная субстанция, таламус и других
    структур и их связей с другими системами
    мозга.

    В результате
    отмечаются выраженные нарушения
    просодической стороны речи, особенно
    темп речи (замедлен или ускорен),
    отмечаются внезапные остановки речевой
    продукции.

    Значительно
    нарушается звукопроизношение. Артикуляциях
    звуков изменчивая. Больной может
    повторять отдельный звук, слог, что
    часто принимается за заикание. Голос
    слабый или глухой, колеблется звонкость.

    Эти нарушения
    вызываются триадой
    симптомов
    :

      1. Ригидность – резкое повышение мышечного тонуса, с невозможностью расслабления, вплоть до болевых ощущений. В силу такого изменения артикуляция носит мерцающий, непостоянный характер.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/2230521/page:12/

    Корковая дизартрия

    Корковая дизартрия — нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры.

    Клинически проявляется утратой членораздельности, темпа и ритмичности речи, заменой отдельных звуков, разделением аффрикатов при сохранении смысловой части высказывания. Диагностика осуществляется методами логопедического, неврологического исследования. Для определения этиологии поражения коры дополнительно назначаются нейровизуализационные методики.

    Лечение включает терапию причинной патологии, логопедическую коррекцию, фармакотерапию, кинезиотерапию, массаж, психокоррекцию.

    Дизартрия — латинский термин, обозначающий нарушение артикуляции. Разделение дизартрии на центральную и периферическую впервые было проведено в 1911 году. В 1926 году отечественным профессором неврологом М. С.

    Обратите внимание

    Маргулисом была предложена более подробная классификация, основанная на локализации очага церебрального поражения, выделена корковая форма дизартрии. Клинически корковая дизартрия сходна с моторными формами афазии, что затрудняет её диагностику и требует тщательного нейролингвистического анализа.

    Точные данные о распространённости патологии в неврологической и логопедической практике отсутствуют. У детей корковая дизартрия чаще является следствием перинатальных поражений ЦНС, у взрослых — опухолей и ЧМТ.

    Данная форма нарушений речи наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков пре- и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы: язык, губы, мягкое нёбо, челюсти, глотка, щёки. Этиологические факторы, обуславливающие поражение коры, полиморфны и несколько разнятся у детей и взрослых. Наиболее значимыми этиофакторами являются:

    • Черепно-мозговые травмы. Травмирование происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом, тяжёлым сотрясением головного мозга. Возможно сдавление коры увеличивающейся посттравматической субдуральной или эпидуральной гематомой.
    • Опухоли головного мозга. Конвекситальные новообразования мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальную компрессию церебральной коры. Внутримозговые опухоли (глиомы, астроцитомы), подлежащие соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их деструкцию, в отсутствие инфильтрации — сдавление.
    • Менингоэнцефалиты. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга может стать осложнением различных общеинфекционных заболеваний (кори, герпеса, краснухи, ОРВИ), очагов хронической гнойной инфекции (отита, синусита, околочелюстного абсцесса), специфического инфекционного процесса (туберкулёза, сифилиса). Набухание мозговых оболочек, отёчность церебрального вещества провоцируют сдавление отдельных корковых участков и питающих их сосудов, что приводит к дисфункции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма.
    • Инсульты. Ишемический инсульт становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. Геморрагический инсульт вызывает сдавление корковых тканей излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления церебрального кровотока, нарастание внутримозговой гематомы ведёт к гибели ответственных за артикуляцию нейронов.
    • Перинатальная патология. В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, внутриутробной инфекции, гемолитической болезни), травм и асфиксии новорожденного в ходе родов. К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, быстрые роды, применение акушерских щипцов, операции (вакуум-экстракции).

    Нарушение отличается патогенетическим полиморфизмом. В его рамках различают два основных механизма формирования речевых нарушений. Первый реализуется при поражении передней центральной извилины. Сложности артикуляции возникают вследствие центрального пареза мышц языка и мимической мускулатуры.

    Близкое к артикуляционным органам расположение представительства кисти в моторной корковой зоне обуславливает частое сочетание речевых расстройств с повышением тонуса в мышцах руки.

    Второй патогенетический механизм определяется при локализации очага в постцентральных отделах.

    Он связан с нарушением обработки полученных афферентных импульсов, информирующих о состоянии артикуляционных органов. Отсутствие обратной информации делает невозможным адекватную корректировку артикуляционных движений, осуществляемую соответствующими отделами моторной зоны.

    Возникает артикуляционная апраксия — нарушение программирования последовательности и силы движений, реализующих речевую функцию.

    https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

    Разнородность нарушений, различная степень их проявлений обуславливают применение двух классификаций в практической неврологии.

    Подобно другим видам дизартрии, корковая форма по выраженности речевой дисфункции делится на четыре степени – от стёртой дизартрии до полной анартрии.

    С учетом локализации патологического очага и патогенетического механизма дизартрия классифицируется на два основных варианта:

    • Афферентная (кинестетическая). Возникает при поражении постцентральных корковых зон доминантного полушария. Сочетается с оральной апраксией, апраксией движений контрлатеральной кисти. Характеризуется поиском правильной артикуляционной укладки для произнесения необходимого звука.
    • Эфферентная (кинетическая). Формируется при очаге в передних центральных зонах коры. Часто сочетается с контрлатеральным гемипарезом. Типична замедленность, отсутствие речевой плавности, иногда — послоговое проговаривание.

    Первыми симптомами речевого расстройства являются темпо-ритмические нарушения: замедленность экспрессивной речи, утрата её плавности и автоматизма. Создаётся впечатление, что пациенту трудно шевелить губами и языком, что вполне соответствует действительности.

    Ключевым проявлением выступает расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речевой продукции происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь больного становится смазанной, непонятной.

    Содержательная часть речи остаётся сохранной.

    Афферентная корковая дизартрия характеризуется поиском правильного положения артикуляционных органов, что делает речь прерывистой, толчкообразной. Повышенная напряжённость артикуляции обуславливает усиление громкости голоса, избирательное оглушение звонких согласных.

    Важно

    Замедление переходных этапов артикуляции приводит к появлению звуков-вставок. Наблюдается раздельное или частичное проговаривание аффрикатов («ц»=«т»+«с»), замена щелевых согласных на смычные.

    Отмечается некоторое расстройство лицевого гнозиза, пациент неточно указывает место прикосновения к различным точкам на лице.

    Эфферентная корковая дизартрия сопровождается затруднённым переходом между звуками, удлинением ударных гласных, согласных в начале и конце слова (например, «вввнизу»). Определяется нарушение артикуляции апикальных (л) и какуминальных (ш, ж, р) согласных, требующих участия кончика языка, их замена дорзальными звуками (т, д).

    Характерно усреднённое произнесение отдельных звуков («д» и «т» произносятся как «тс»). Выявляются сложности удержания артикуляционной позы, вставки и пропуски звуков в словах. Типично обилие пауз внутри слова, в тяжёлых случаях — разрыв слова на отдельные слоги. Артикуляция дополняется множеством синкинезий: высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз.

    Дизартрия нередко сочетается с правосторонним гемипарезом.

    В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии ЦНС и становлении речи. Отмечается снижение внимания, способности к запоминанию информации. Плохо набирается словарный запас, формируется общее недоразвитие речи. Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем, возникает фонетико-фонематическое недоразвитие.

    Указанные расстройства препятствуют успешному обучению ребёнка письму, чтению. Развивается вторичная дисграфия, дислексия. У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают дисбаланс психоэмоциональной сферы. Больные остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся упрямыми, раздражительными или, напротив, замкнутыми, склонными к депрессии.

    Читайте также:  Анафранил: инструкция по применению, отзывы людей, прошедших курс лечения

    Диагностические сложности представляет корковая дизартрия у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливается путём всестороннего логопедического и неврологического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения этиологии поражения.

    Полный комплекс диагностических процедур включает:

    • Консультацию невролога. В неврологическом статусе зачастую определяется асимметрия лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Выявляются элементы апраксии артикуляционного аппарата, затруднение при выполнении последовательности действий по заданию. Возможно наличие центрального спастического гемипареза, гемигипестезии.
    • Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, замедленность, прерывистость речевой продукции. При исследовании устной речи наблюдается замена звуков, выпадение отдельных фонем, появление вставочных звуков. Содержательная сторона высказывания, речевое дыхание не нарушены, фонематический слух сохранен. У детей может диагностироваться ФФН и ОНР.
    • Нейровизуализацию. Томографические методы исследования позволяют установить морфологический субстрат заболевания. При травмах, оболочечных гематомах и опухолях более информативна КТ головного мозга. В диагностике инсультов, церебральных новообразований, воспалительных фокусов предпочтение отдаётся МРТ головного мозга. В сложных диагностических случаях рекомендовано проведение обоих исследований, а также ПЭТ-КТ.
    • Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную этиологию для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора) позволяет выявить воспалительные изменения, провести бакпосев, ИФА, ПЦР-диагностику для верификации возбудителя.

    Корковая дизартрия требует дифференцировки от иных речевых расстройств. От акустико-гностической, акустико-мнестической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях как в произвольных, так и в автоматизированных высказываниях, отсутствием речевых эмболов, у взрослых — сохранностью письма и чтения. В отличии от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями языка.

    Терапия речевых расстройств проводится на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии (посттравматических нарушений, инсульта, энцефалита, опухоли, перинатальной энцефалопатии). Успешное восстановление речи возможно при комплексном подходе к реабилитации пациента, достигается усилиями логопеда, невролога, реабилитолога, клинического психолога. Восстановительная терапия включает следующие медикаментозные и немедикаментозные методы:

    • Логопедические занятия. Работа по коррекции дизартрии должна начинаться в ранние сроки, сопровождаться развитием мотивации больного. Основными методами являются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизация, развитие мелкой моторики. У детей в последующем проводятся занятия по коррекции ФФН.
    • Фармакотерапию. Медикаментозная поддержка необходима для активации метаболических процессов в ЦНС с целью восстановления утраченных функций. Применяются нейрометаболиты, ноотропные фармпрепараты, медикаменты для улучшения церебральной гемодинамики. По показаниям осуществляется медикаментозная психокоррекция седативными средствами, антидепрессантами.
    • Общую реабилитацию. Используется общий массаж, кинезиотерапия, рефлексотерапия. Проводится массаж, механотерапия и лечебная физкультура для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация больного, включающая психологическое консультирование, арт-терапию, релаксационные методики, групповые тренинги.

    В случае успешного лечения основной патологии и комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный. Степень восстановления речи зависит от этиологии поражения, выраженности речевых нарушений, возраста и психологического состояния больного. Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне детского церебрального паралича, перинатальных травм ЦНС, пожилого возраста, депрессии. К мерам профилактики относятся предупреждение травматизма, лечение цереброваскулярной патологии, исключение онкогенных влияний, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности, адекватный выбор способа родоразрешения.

    Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/cortical-dysarthria

    Особенности логопедической работы при корковой дизартрии

    Выделение этой формы в самостоятельную является спорной, так как изолированно не встречается, чаще включается в синдром алалии и афазии.

    2 формы:

    Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия – поражение локализуется в постцентральных областях коры головного мозга, которые ответственны за восприятие информации от органов движения.

    В результате развивается кинестетическая апраксия. Нарушается кинестетическая чувствительность, трудности выбора нужной артикуляционной позы, при этом сила мышц сохранена.

    Нарушена артикуляция согласных звуков, вариативные замены и искажение звуков (Ч на Щ, С`, Т`, Ш).

    Совет

    Страдает ритм речи, но не так как при экстрапирамидной мозжечковой дизартрии. Иногда явления персеверации (повторение звуков и слогов).

    Эфферентная премоторная корковая дизартрия – локализация в премоторных (заднелобных) отделах левого полушария – центр Брока, ведущий симптом кинетическая апраксия (трудности составления моторных двигательных программ, трудности переключения от одной артикуляции к другой).

    Двигательные навыки теряют свою целостность и распадаются на составляющие их движения, при произнесении слов больной застывает на одном звуке, слоге.

    Грубые нарушения звукослоговой структуры слов, пропуски слогов, их перестановки, пропуски, перестановки звуков, особенно гласных (вместо СОРТ – СОТР), больной не замечает свои ошибки.

    Произношение замедленно, инертно, иногда паузы внутри произносимого слова.

    Особенности логопедической работы:

    Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия:

    Развитие артикуляционной моторики с обязательным привлечением внимания к возникающим у него ощущениям. Работу над артикуляцией нужно начинать со следующих упражнений:

    Потряхивание верхней и нижней губы, с привлечением внимания к возникающим ощущениям.

    Расправление щек, отодвигание их от зубной арки.

    Перемещение языка под нижние и за верхние резцы.

    Открывание и закрывание рта.

    Легкое похлопывание по небной занавеске.

    Далее приступают к выработке артикуляторно-сенсорных систем. Ребенок должен видеть выполняющие движения в зеркале, затем осуществлять их без зрительной опоры, используя свои ощущения. После этого диффер.звуки сход.по артик.(различный реч.материал).

    тренировка артикуляционно-сенсорных схем:

    двугубная – губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт.

    губно-зубная – указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимает нижнюю губу до уровня верхних резцов и просит ребенка дуть.

    язычно-зубная – язык помещается и удерживается между зубами.

    язычно-альвеолярная – кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт.

    язычно-небная – голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и неба.

    Для работы над нормализации темпа и ритма речи используют внешние опоры, раздражители (музыка, удары метронома, взмахи рукой, счет).

    Эфферентная (премоторная) корковая дизартрия

    Внимание развитию динамического праксиса (способность переключаться от 1-го движения к другому). Предлагается произнесение слогов, комплексов различной структуры (слоги со стечение гласных) – СТО, СТА, СКО, СТЫ.

    Обратите внимание

    Произношение в медленном темпе с привлечением внимания к возникающим кинестическим ощущениям.

    Рекомендуются упражнения на отстукивание слов по слогам, с замедленным произношением – ПА-РА-ВОЗ.

    Ведется работа над развитием ритма, ударением. Рекомендуется произнесение слоговых комплексов, с меняющимися ударениями.

    Источник: https://students-library.com/library/read/55138-osobennosti-logopediceskoj-raboty-pri-korkovoj-dizartrii

    Что такое корковая дизартрия у детей и как она проявляется

    Корковая дизартрия – это группа моторных расстройств речи, возникающих по различным причинам. Основным провоцирующим фактором патологии служит очаговое поражение коры головного мозга, что впоследствии приводит к нарушению произвольных движений органов речи. Диагностировать такую форму дизартрии довольно проблематично и нередко ее путают с моторной алалией.

    Выделяют два варианта дизартрии: кинетическая и кинестетическая. У взрослых пациентов иногда отмечается смешение корковой дизартрии с моторной афазией.

    Классификация заболевания

    Специалисты выделяют два вида патологии, и каждая из них сопровождается появлением определенных клинико-неврологических признаков корковой дизартрии.

    Кинетическая дизартрия развивается, как результат поражения задней центральной извилины коры головного мозга, где проецируется чувствительность от мышц артикуляционного аппарата. Главным проявлением такой формы патологии служит артикуляторная апраксия, то есть появление проблем с движением без выраженного пареза артикуляционного аппарата.

    Возникают трудности с произношением сложных аффрикатов, происходит замена щелевых звуков на смычные, а также отмечаются пропуски звуков в стечении согласных. При кинетическом варианте корковой дизартрии отмечаются трудности при воспроизведении последовательных движений по образцу.

    При кинестетической дизартрии появляются нарушения при поражении нижних отделов передней центральной извилины.

    Преимущественно поражение является односторонним и касается, в большей степени, левого полушария головного мозга.

    Иначе говоря, у ребенка возможно артикуляционное движение, но при этом отсутствует ощущение этого движения в кинестетической памяти. Ему довольно проблематично воспроизвести заданные движения по образцу.

    Важно

    При такой форме корковой дизартрии характеристикой являются проблемы с произношением согласных звуков, шипящих и аффрикатов.

    Ребенку проблематично четко указать, к каким участкам его лица было выполнено точечное прикосновение, и особенно в зоне артикуляционного аппарата.

    Причины появления

    Дизартрия является патологией, развитие которой связано с логопедическими, неврологическими и психиатрическими нарушениями. Причины возникновения такого расстройства кроются именно в этих предпосылках.

    Довольно часто корковая дизартрия у детей дополняется детским церебральным параличом, имея такую же этиологию. Распространенной причиной патологии речи считается органическое повреждение центральной нервной системы. Преимущественно они происходят во время внутриутробного развития ребенка, при родовой деятельности или же в период раннего развития до 3 лет.

    При беременности провоцирующими факторами могут служить:

    • токсикозы;
    • резус-конфликт;
    • гипоксия плода;
    • соматические патологии женщины.

    Во время раннего развития и при родоразрешении спровоцировать речевое нарушение в последующем могут травмы различного характера, ядерная желтуха и асфиксия. Заболевание часто диагностируется у детей, рожденных раньше положенного срока. Кроме этого, пациенты с детским церебральным параличом часто имеют такое заболевание, как дизартрия.

    Стать причиной нарушения речи у детей могут такие нейроинфекции, как энцефалит и менингит. Кроме них, провоцирующими факторами являются следующие патологические состояния:

    1. гидроцефалия;
    2. гнойный отит;
    3. тяжелая интоксикация детского организма;
    4. черепно-мозговые травмы.

    Важно: преимущественно дизартрия выявляется у детей, но может возникнуть и у взрослых. Чаще всего это происходит после травм различного характера и повреждений центральной нервной системы.

    Стать причиной речевого нарушения могут такие патологии, как инсульт или черепно-мозговая травма различной степени тяжести. Воздействовать на речевой аппарат способны различные нейрохирургические вмешательства и новообразования в области головного мозга.

    Нередко речевое нарушение у взрослых становится спутником таких патологий, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, атеросклероз, умственная отсталость и миотония. Иначе говоря, дизартрия часто диагностируется при повреждениях нервной системы тяжелой степени и сбоях в функционировании головного мозга.

    Признаки и симптомы заболевания

    Для корковой дизартрии характерно нарушение произношения большинства звуков и особенно согласных. При такой патологии возникают проблемы с моторикой артикуляции. У ребенка не нарушено речевое дыхание и голос, но при этом возникают трудности с чтением, письмом и пониманием речи. Ребенок часто пропускает или заменяет звуки, что делает его речь малопонятной для окружающих людей.

    Читайте также:  Невротические расстройства: неврозы, соматофорные сбои, тревожно-фобические и астенические нарушения

    Для корковой дизартрии характерны темпо-ритмические нарушения, то есть отсутствует плавность речи. В то же время, при разговоре ребенок более длительно произносит звуки, слоги и слова, и создается впечатление, что речь замедлена.

    Со стороны можно подумать, что ребенку проблематично управлять языком и губами, и это действительно так.

    Это объясняется тем, что при нарушении иннервации мускулатуры, принимающей участие в произношении звуков, их артикуляционный уклад не имеет нужного уровня автоматизма.

    Заподозрить корковую дизартрию можно по следующим первым признакам:

    • замедленный темп речи;
    • замена и пропуск звуков;
    • снижение уровня фонации и появление гнусавости речи.

    Последствия такой формы дизартрии отражаются на общем состоянии центральной нервной системы ребенка. Это приводит к тому, что возникают такие осложнения, как резкое снижение словарного запаса, пониженное внимание и проблемы с запоминанием. Кроме этого, при корковой дизартрии нарушается процесс письма и чтения, а также отмечаются двигательные и психоэмоциональные расстройства.

    У взрослых пациентов с диагнозом «дизартрия» отмечается состояние депрессии по причине проблем с коммуникацией и резком ограничении круга общения.

    Диагностика болезни

    Диагностикой корковой дизартрии и постановкой диагноза занимаются совместно невролог и логопед. Логопедическая диагностика включает проведение следующих исследований:

    1. состояние мимической и речевой мускулатуры;
    2. оценка характера дыхания;
    3. определение темпа речи, звукопроизношения и ритма;
    4. изучение речевых функций.

    Важно: во время диагностики речевого нарушения обращается внимание на синхронность дыхания, голосообразование и артикуляцию.

    Кроме этого, оценивается состояние фонетико-фонематического развития ребенка.

    Для постановки речевого диагноза неврологом проводятся исследования для выявления заболеваний мозга и проблем с кровотоком, которые предполагают использование методов томографии.

    Специалистами могут применяться следующие методы диагностики:

    • электроэнцефалограмма помогает оценить активность головного мозга;
    • электромиография дает возможность измерить биоэлектрическую активность мышц;
    • электронейрография изучает проходимость нервных импульсов.

    Особый акцент делается на диагностику письменной и устной речи. Ребенку предлагают сделать задание на списывание текста, прочесть его громко вслух либо же осмыслить прочитанное. Кроме этого, дефектологами обращается внимание на звукопроизношение, ритм, темп и разборчивость речи.

    Лечение

    Коррекция корковой дизартрии предполагает систематический прием медикаментозных средств, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру и физиопроцедуры. После проведения необходимых обследований неврологом подбирается специальный комплекс мероприятий с учетом индивидуального случая.

    В логопедии коррекция корковой дизартрии осуществляется с помощью:

    1. артикуляционных занятий;
    2. пальчиковых упражнений;
    3. логопедического массажа языка;
    4. коррекции звукопроизношения;
    5. дыхательной гимнастики;
    6. формирования выразительной речи.

    В домашних условиях, под контролем родителей, ребенок принимает ноотропные, седативные, метаболические и сосудистые препараты, назначенные врачом.

    Кроме этого, борьба с различными формами речевого нарушения может проводиться с применением следующих процедур:

    • гирудотерапия;
    • точечный массаж;
    • лечебные ванны;
    • ЛФК;
    • физиолечение.

    Последовательность постановки и автоматизации звуков зависит от того, какие артикуляционные уклады на данный момент наиболее доступны ребенку.

    К автоматизации звуков в словах, предложениях и связной речи при корковой дизартрии переходят после достижения чистого их произношения в изолированном виде.

    Сам процесс коррекции требует намного больше времени и настойчивости, чем при таком речевом нарушении, как дислалия.

    Профилактика

    Дизартрия успешно поддается коррекции, но только в том случае, если удается выявить болезнь в раннем возрасте и сразу же приступить к лечению. Важное место в успехе всех мероприятий принадлежит окружению ребенка и его личным усилиям в процессе лечения.

    В том случае, если речь идет о таком неврологическом расстройстве, как корковая дизартрия у детей, то врачи не спешат делать какие-либо прогнозы. Дело в том, что кора головного мозга является довольно серьезной сферой для предположений необоснованного характера.

    При осложненных формах такого речевого нарушения возможно лишь незначительное улучшение состояния речевой функции. Не последнее место в развитии детей с различными видами дизартрии принадлежит преемственности логопедических учреждений.

    Совет

    В пренатальном периоде, при наличии провоцирующих факторов, профилактика речевого нарушения должна проводиться с самого рождения ребенка. Следует оградить его от черепно-мозговых травм, нейроинфекций и полностью исключить опасность воздействия на организм токсинов и химических веществ.

    Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/korkovaya-dizartriya.html

    Методика лог работы по преодолению корковой дизартрии

    

    Обратная связь

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

    Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

    Как определить диапазон голоса – ваш вокал

    Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

    Целительная привычка

    Как самому избавиться от обидчивости

    Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

    Тренинг уверенности в себе

    Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

    Натюрморт и его изобразительные возможности

    Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

    Как научиться брать на себя ответственность

    Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

    Световозвращающие элементы на детской одежде

    Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

    Как слышать голос Бога

    Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

    Глава 3. Завет мужчины с женщиной

    Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

    Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

    Методика устранения бульбарной дизартрии

    Основной симптом – вялые периферические параличи, наблюдается атрофия, атония, арефлексия

    Комплексная коррекция:

    • медикоментозное лечение

    • психотерапия

    • массаж

    • артик. гимнастика

    • лечение положением

    Обратите внимание

    Цель работы – улучшить трофику ткани, проводимость нервных импульсов, повысить возбудимость мышц и преодолеть контрактуры.

    Медикаментозное лечение осуществляет врач –невропатолог для активизации нервных импульсов, укрепления ЦНС.

    Психотерапия

    Осущ-ся логопедом. Проводится в виде бесед с больным, убеждения в необходимости самостоятельной работы над дефектом, в поощрении больного, одобрении даже малых усилий больного.

    Массаж

    Тонизирующий в виде разминания, поколачивания, постукивания, вибрации.

    Артик. Гимнастика пассивная, пассивно-активная, активная.

    Пассивная – сначала сам логопед формирует артикуляционные позиции с помощью механических средств.

    Пассивно-активная – логопед просит повторить движение (сформированную артикуляционную позицию).

    Активная – предлагается самостоятельно выполнять артик. гимнастику по мере успешности медикаментозного лечения, физиотерапии, массажа.

    Благодаря арт гимнастике улучшается трофика мышц

    Коррекция дыхания

    Начинается с постановки диафрагмального дыхания по подражанию логопеду (3-4 дв)

    Постановка звуков

    Формируются смычные губно-губные звуки. Сначала с помощью пассивной гипнастики (логопед пальцами смыкает губы больного и просит произнести П). Далее произнесение слогов на шепоте ПА-ПО-ПУ-ПЭ.

    Далее на шепоте произносятся слова с утрированной смычкой ПАПА, ПАУК

    Источник: https://megapredmet.ru/1-4097.html

    Логопед дома – дизартрия

    Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или функции, артрон — сочленение).

    Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе.

    Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

    Важно

    Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

    Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

    На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкинетическую (И. И. Панченко, 1979).

    Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

    Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

    Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

    Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

    Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

    Источник: http://logopeddoma.ru/index/dizartrija/0-130

    Статья по теме: Дизартрия. Психолого-клинико-педагогическая характеристика детей с дизартрией

    Дизартрия. Психолого-клинико-педагогическая  характеристика детей с дизартрией.

    https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

    Сохранность речедвигательного анализатора имеет большую роль в становлении произношения и дальнейшем формировании речи.

    Нарушение иннервации мышечного артикуляторного аппарата, связанные с поражением как периферической,  так и центральной нервной системы служат причиной недостатков звукопроизношения, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма, интонации, мимики, дикции, такое нарушение носит название – дизартрия.

    Этиология и симптоматика дизартрии, механизмы ее развития, формы, патогенез, клинические проявления, диагностика, структура дефекта, психолого-педагогическая характеристика и методы коррекции речи детей с дизартрией достаточно полно освящены в специальной литературе:  Мастюковой Е.М., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б. , Ипполитовой М.В., Давид Р.А.

    , Верясовой Т.В., Винарской Е.Н., Шур С.Н., Земана М., Каше Г.А., Кольцовой М.М. , Волковой Л.С., Лопатиной Л.В., Моявской С.И., Мартыновой Р.И., Мелековой Л.В., Панченко И.И., Провдиной О.В., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Чистовина Л.А., Поваляевой М.А. и др.

    Дифференциальная диагностика дизартрии основывается:

    • по локализации очага поражения;
    • по степени поражения;
    • по синдромологическому подходу;
    • по структуре речевого дефекта.
    Читайте также:  Динамическая афазия: характеристика, очаги поражения, механизм развития, лечение и коррекция

    Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина и др.). Здесь различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстропирадную (или подкорковую), мозжечковую, корковую. Коротко рассмотрим эти формы.

    Диагностика дизартрии по локализации очага поражения

    Дизартрия Очаг поражения мозга Патогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности)
    1 2 3 4
    Бульбарная Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII чрепно-мозговых нервов шейно-грудного уровня Избирательные вялые (право-, лево- или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки; дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается атрофия и атония (Язык вялый, дряблый); снижены или отсутствуют глоточный или нижнечелюстной рефлексы. отмечаются расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц Голос слабый, глухой, истощающийся;  гласные и звонкие согласные оглушены (Б – П, Д – Т и др.). Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (Б – М, Д – Н и др.). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э. Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (П – Ф, Т – С). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляет больного
    Корковая апраксическая: постцентральная Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей Кинестетическая артикуляторная апраксия – ребенок понимает, но не может установить куляторный уклад Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения,  смешения признаков согласных по способу и месту образования; глухости – звонкости, твердости – мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста. В тяжелых случаях под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребенок активно ищет слоги, что приводит к нарушениям плавности речи и к ее замедлению
    Корковая апраксическая премоторная Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных полей Кинестетическая артикуляторная апраксия – ребенок с трудом переключается с одного артикуляторного уклада на другой Наблюдается распад ритмических слоговых структур слов, возрастают напряженность речи, степень ее локализации. Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких – на глухие, мягких – на твердые. Стечения согласных упрощаются за счет пропусков; аффрикаты расщепляются на составные звуки
    Подкорковая (экстрапирамидная) Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой головного мозга Вопросы патогенеза дизартрии мало разработаны, однако несомненная связь с распадом или с расстройствами использования в акте речи врожденных синергий, что делает речь напряженной и неплавной. Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными, нарушены звуковая сторона речи, внятность и членораздельность. Могут быть выделены еще недостаточно изученные клинические синдромы
    Мозжечковая Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга Статическая и динамическая атаксия речевых движений, т.е. нарушение координации речевых движений Речь скандированная, недостаточно внятная, искажаются ее нормативные характеристики, часто напоминает речь «пьяного» человека
    Псевдобульбарная Часто наблюдается поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализированное Характерны пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусоватости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и р заменяются на щелевые (п – ф, т – с), щелевые согласные со сложными укладами (р, л, ш, ж, с, з, ц, ч), артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких.Больной старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, пропуску согласных при стечении, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям ее плавности и модулированности

    Наиболее часто встречаемой (90 %) является псевдобульбарная форма дизартрии. Она достаточно полно освящена в трудах вышеперечисленных авторов.

    С неврологической  точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы и другие двигательные расстройства.

    Псевдобульбарная дизартрия может наблюдаться у детей без выраженных двигательных расстройств, испытавших воздействие различных неблагоприятных факторов пренатального, натального и раннего постнатального развития, таких, как токсикоз беременности, острые и хронические заболевания матери в период беременности, легкая асфиксия, родовые травмы, резус-конфликтные ситуации, острые инфекционные заболевания детей  в самом раннем возрасте и т.д. В этих случаях говорят о легкой степени псевдобульбарной дизартрии.

    Совет

    В литературе выделяются 3 степени тяжести псевдобульбарной дизартрии. Наиболее точно определить степень поражения можно после 5 лет ребенка, когда речевая и двигательная функции считаются сформированными, совершенными.

    Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположение, удержание артикуляционной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, оральные синкинезии, звукопроизошение.

    Основные показатели диагностики дизартрий по степени поражения

    Показатели Дизартрия III степени– стертая форма Дизартрия II степени– средней тяжести Дизартрия I степени – тяжелая форма
    1 2 3 4
    1. Мимика Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее Маловыразительная. Незначительная асимметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ: в покое рот приоткрыт Стойкая гипомимия, тяжелые случаи – амимия лица, асимметрия. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкенезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта
    2. Дыхание Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают равномерно Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички
    3.Голосообразование Голосопадача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/08/19/dizartriya-psikhologo-kliniko-pedagogicheskaya

    Корковой Дизартрии

    ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 13Следующая ⇒

    Логопедическая работа по коррекции корковой постцентральной афферентной дизартрии:

    Работа проводится дифференцированно в зависимости от патогенеза дизартрии при устранении корковой постцентральной афферентной дизартрии необходимо сформировать кинестетическую основу речи.

    При формировании артикуляционных укладов согласных звуков прежде всего логопед объясняет правило получения основных признаков согласных звуков.

    При получении звонких согласных используется тактильно вибрационные ощущения: одна рука на горле логопеда…

    Для получения щелевых звуков логопед использует кожно-тактильные ощущения при объяснении артикуляции:

    Звук С – губы в улыбке, кончик языка за нижними резцами, струя воздуха на тыльную сторону ладони холодная

    Звук Ш – чашечка у верхних альвеол, губы вытянуты трубочкой, струя воздуха теплая

    Смычные звуки – логопед объясняет артикуляцию губно-губных звуков, при которых смычка ощущается как кинестетически, так и зрительно.

    Затем переднеязычные, заднеязычные – логопед обращает внимание на короткий речевой выдох – С, К (на тыльной стороне ладони).

    Используется наглядность: артикуляция самого логопеда, профили, муляжи.

    По мере усвоения артикуляции, по характерному признаку ребенок самостоятельно воспроизводит артикуляционные уклады перед зеркалом, контролируя зрительно, с помощью слуха, тактильных и вибрационных ощущений.

    Артикуляционные уклады дифференцируются сначала на парах звуков контрастной артикуляцией:

    П – С; Б – З; Д – Ж; М – К

    Затем дифференцируются звуки со сходными артикуляционными укладами:

    По звонкости – П – Б, Т – Д, К- Г.

    ПО принадлежности к фонетической группе (свистящие, шипящие): С – Ш, З – Ж, С – Ч.

    По носовой и ротовой полости: М – Л, Н – Р.

    Затем артикуляционные уклады отрабатывают в слогах с помощью слоговых таблиц.

    Затем в ловах в разных позициях: в начале (Сад), в конце (ноС), в середине (оСа).

    Далее автоматизация проводится во фразах разной сложности.

    Обратите внимание

    Так как корковая постцентральная афферентная дизартрия может быть и у взрослых, то коррекционная работа несколько различается. У взрослых артикуляционные уклады согласных звуков уже были до их заболевания, поэтому автоматизацию надо начинать сразу в структуре слова.

    Часто у взрослых артикуляционные уклады нормализуются спонтанно, после преодоления параличей а парезов и нарушенного тонуса артикуляционных мышц. Артикуляция восстанавливается согласно тем навыкам, которые были приобретены и автоматизированы до развития дизартрии.

    У детей навыки артикуляции из-за двигательных расстройств еще не были сформированы и поэтому их коррекция начинается с изолированной артикуляции согласных.

    Логопедическая работа по коррекции корковой премоторной эфферентной дизартрии:

    При корковой премоторной эфферентной дизартрии основной целью является, воспитание переключения от одного речевого движения к другому.

    То есть, необходимо отработать сочетание отдельных артикуляционных укладов в целые комплексы, которые соответствуют слову, словосочетанию и т.п.

    При этом, не следует уделять внимание качеству произношения отдельных звуков, иначе это может привести к еще большему послоговому переключению слова.

    Поэтому, предметом логопедической работы являются слова и короткие фразы. Параллельно с речевой работой, логопед воспитывает у детей чувство ритма и переключения движений в общей, ручной, пальчиковой и мимической моторике.

    Например:

    – для воспитания переключения движений в общей моторике, используется ходьба: на полной ступне; на носках; на пятках.

    – для переключения в ручной моторике: поднять руки вверх – развести в стороны – опустить; или «помахать ручками как птичка крылышками».

    – для воспитания переключения движений в пальчиковой моторике: игра «Здравствуй пальчик» – каждый пальчик касается большого пальца.

    – для переключения в мимической моторике: для глаз – открыть-закрыть глаза, или предлагается семантическая ситуация – «ты ешь кислый лимон», «ты ешь сладкую конфету».

    Далее, воспитание ритмической структуры в хлопках, по барабану: за спиной ребенка сначала простукиваются простые ритмические структуры

    ⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

    Источник: https://mykonspekts.ru/1-114808.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector