Гипердинамический синдром (гиперкинетическое расстройство поведения): симптомы, лечение

Гипердинамический синдром: характерные признаки, рекомендации родителям

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) – наследственный синдром, расстройство нервного развития.

В соответствии с преобладающим компонентом, он делится на гиперкинетически-импульсный тип расстройства, тип с нарушением внимания, комбинированный тип.

Характеристика синдрома

Гиперактивность, гипердинамический синдром, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (международная аббревиатура ADHD происходит от английского «Attention Deficit Hyperactivity Disorder») – относится к числу расстройств нервного развития. Это врожденный дисбаланс ЦНС, при котором каждая часть мозга созревает с различной скоростью, отдельные его части обмениваются информацией медленнее, чем у здорового человека.

Состояние проявляется невнимательностью (мозг неспособен из ряда стимулов выбрать важные), двигательным беспокойством (нахождение в постоянном движении), импульсивностью (части мозга, отвечающие за управление поведением, эмоциональными реакциями, работают в замедленном режиме). Дети не регулируют свое поведение, действуют агрессивно.

Хотя гиперактивные дети желают дружбы, им не удается сохранить отношения. А одиночество усугубляет социальные проблемы.

Статистические данные

Гипердинамическим синдромом в мере, требующей поддерживающих мер, страдает примерно 5-8% населения. Расстройство проявляется в раннем детстве, в школьном возрасте, но симптомы могут сохраняться у взрослых людей.

Заболеваемость в детстве составляет 3-7%. В 40-50% случаев гиперкинетическое расстройство поведения переходит во взрослую жизнь – распространенность во взрослом возрасте колеблется между 4-5%.

Основных причин, объясняющих рост числа гиперактивных пациентов,  две:

  • проблема гиперактивности стала более известна, о ней говорят, дети попадают к специалистам, правильно определяющим диагноз;
  • другая причина – ухудшение окружающей среды, увеличение количества рискованных беременностей, тяжелых родов, случаев низкого веса при рождении детей и т.д.

Синдром у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. У девочек гипердинамический синдром выражается, прежде всего, в виде нарушения внимания.

Поскольку у них гиперактивность встречается реже, расстройство может долго оставаться незамеченным (иногда вообще не диагностируется).

Следовательно, девочки в школе могут считаться «только» менее талантливыми, т.е. им не хватает необходимой поддержки.

Причины, группы риска

Есть 3 группы причин:

  1. Первостепенный фактор – экологическое воздействие; более высокая заболеваемость с различными нарушениями развития обнаруживаются в промышленных зонах.
  2. На 2-м месте – патогенные факторы, влияющие на плод во время беременности. Они включают курение матери, травмы, инфекции, последствия стрессов и другие осложнения во время вынашивания ребенка.
  3. Последняя группа причин – перинатальные воздействия, т.е. то, что происходит с ребенком во время родов. Рискованные продолжительные сложные роды, асфиксия, гипоксия, низкий вес – факторы, требующие длительного пребывания в инкубаторе.

Симптомы, сопутствующие расстройства и болезни

В младенческом возрасте у ребенка возникает нарушение биоритма. Младенец плохо спит, имеет нарушенный сон, нерегулярный, частый прием пищи с отрыжкой. Ребенок раздражителен, часто плачет. Психомоторное развитие бывает неравномерным (например, ребенок пропускает ползание, сразу начиная сидеть).

У детей дошкольного возраста проявляется чрезмерная физическая активность, они испытывают беспокойство, чередуют занятия, менее сосредоточены, не могут усидеть на месте.

Присутствует аффективная лабильность с приступами агрессии, частые тенденции к деструктивным играм. Типичен длительный период неповиновения, проблемы с самообслуживанием, неуклюжесть.

Возникают трудности со сном, иногда – ночной энурез.

Обратите внимание

В школьном возрасте клиническая картина гипердинамического синдрома преобразуется в характерную форму. С ростом требований к вниманию, концентрации, душевному равновесию трудности становятся очевидными. Они нарушают процесс обучения, осложняют отношения ребенка со сверстниками, учителями, родителями.

Дети не могут сидеть на месте, быть тихими. Они беспокойные, неспособные выполнить конкретную задачу, запланировать деятельность. Ребенок не слушает наставления, трудно принимает участие в игре, требующей соблюдения правил. Социальные проявления несоразмерны возрасту.

Дети негативны, не уважают авторитет, имеют проблемы в установлении отношений. Они достигают худших школьных результатов, чем позволяют их интеллектуальные способности.

Школьная успеваемость усугубляется ассоциированными нарушениями обучения, мелкой моторики, влияющей на письмо. Типично расстройство зрительной координации (нарушается способность различить правую и левую сторону, общее и частичное, размер и расстояние).

Около 50% детей испытывают спонтанное снижение гиперактивности до наступления половой зрелости, обычно около 12 лет.

В подростковом и взрослом возрасте гипердинамический синдром сохраняется у 40-60% людей, но симптомы меняются. Гиперактивность отступает на задний план (или проявляется как чувство внутренней тревоги), сохраняется невнимательность, импульсивность.

Импульсивное поведение приводит к увеличению несчастных случаев, учащению травм. Эмоциональная незрелость сопровождается частыми ощущениями скуки, ухудшения настроения.

Из-за снижения самоконтроля в подростковом возрасте повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, развития поведенческих расстройств с поиском «адреналиновых» действий.

Часто возникает депрессия, тревожное или обсессивно-компульсивное расстройство.

Важно

Клиническая картина становится менее выразительной. Из-за снижения гиперактивности пациенты с гипердинамическим синдромом часто включаются в основной диагноз коморбидного расстройства настроения или личности (специфическое расстройство личности, эмоционально нестабильное F60.3 или диссоциальное F60.2).

Факторы риска развития персистирующей формы синдрома:

  • агрессия;
  • поведенческие расстройства в раннем возрасте;
  • низкий интеллект;
  • неповиновение взрослым;
  • плохие отношения со сверстниками.

При сохранении симптомов увеличивается риск семейной заболеваемости СДВГ.

Постановка диагноза

Существуют тесты, помогающие заранее определить, страдает ли человек гипердинамическим синдромом. С ребенком хорошо начать у психолога (детского или педагогическо-психологического консультанта).

Он расспросит о симптомах, о детстве, школьных успехах, развитии проблем, их влиянии на повседневную жизнь. Диагноз у всех возрастных групп устанавливается психиатром.

Диагностике могут поспособствовать обследования и консультации у невролога, психолога, педиатра.

Коррекция и лечение

Лечение гипердинамического требует комплексного подхода. Проявления расстройства можно облегчить, установив правильный режим. Для детей это, прежде всего, корректировка распорядка дня, воспитательных методов.

Необходимо терпение, соблюдение согласованного графика. Им важна помощь взрослых, и в то же время обеспечение достаточной «свободы» для мечтаний, передвижения, иногда – для необычных увлечений.

Проверенный метод – адаптация рабочей среды с устранением стимулов, приводящих к нарушению концентрации внимания.

Взрослым помогает адаптация окружающей и рабочей среды, систематические привычки, релаксация, изменение образа жизни. Целесообразна также помощь психотерапевта. Эффективность доказало профессиональное лечение (также известное как когнитивно-поведенческая терапия), помогающее создать правильные привычки.

В некоторых случаях рекомендуется применение лекарств, но только после консультации с психиатром. Лекарства регулируют активность веществ в мозге, важных для поддержания внимания, концентрации. Они не обладают седативным эффектом.

Фармакотерапия:

  • Атомоксетин;
  • Метилфенидат;
  • Модафинил;
  • Бупропион;
  • Декстроамфетамин;
  • соли декстроамфетамина (Аддералл).

Учитель или воспитатель при подозрении на гипердинамический синдром у ребенка должен предупредить родителей, порекомендовать им психологическое или неврологическое обследование.

Общаясь с ними, желательно рассказать о ребенке как можно больше позитивных вещей; родители должны знать, что учитель/воспитатель понимает его, хочет помочь.

Родители часто «перегружаются» заботой о беспокойном ребенке, поэтому им требуется максимум понимания, поддержки.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/giperdinamicheskij-sindrom.html

Клиническая картина гипердинамического синдрома и принципы его лечения

Гипердинамический синдром (синонимы: гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания (СДВ), синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности) — устойчивое проявление невнимательности при общей симптоматике гиперактивности и импульсивности.

Подобные проявления состояний и эмоций являются нормальными, если являются соответствующей, логической и адекватной реакцией на внешние раздражители.

Совет

В случае гипердинамического синдрома подобные явления более частые и яркие, чем должны быть у лиц с сопоставимым уровнем развития.

Десятый пересмотр Международной классификации болезней использует термин «гиперкинетическое расстройство» для более узкого диагноза, при котором должны присутствовать все три симптома — дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Эпидемиология и сопутствующие заболевания

  • Распространенность гипердинамического синдрома, по различным оценкам, затрагивает около 2,4% детей во всем мире.
  • Заболевание наиболее часто диагностируется у детей в возрасте 3-7 лет. У более старших детей и взрослых, болезнь проявляется гораздо реже.
  • Синдром чаще диагностируется у мальчиков.
  • Гипердинамический синдром чаще наследуется по первой степени родства. Исследования среди близнецов предполагают существенный генетический вклад. Определен ряд генов, которые, как считается, имеют незначительный эффект в развитии болезни, например, DRD4 и DRD5.
  • Гипердинамический синдром — нередкое заболевание среди детей-инвалидов. Другие факторы риска включают в себя акушерские осложнения и семейные стрессы.

Кроме соответствующей клинической картины, синдром чреват следующими отклонениями в поведении и развитии:

  • Членовредительство, предрасположенность к созданию аварийных ситуаций на дороге и других несчастных случаев, злоупотребление психоактивными веществами, преступность, тревожное состояние и академическая неуспеваемость.
  • Гипердинамический синдром у детей является частью спектра расстройств, 70% из которых отражаются как обобщенные или специфические трудностей обучения, например, дислексия, языковые расстройства, аутизм, диспраксия, синдром Жиля де ла Туретта и подобные. Оппозиционное мышление и расстройства поведения присутствует у большинства детей с подобными заболеваниями.

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более — для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

  1. Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
  2. Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
  3. Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  4. Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
  5. Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
  8. Легко отвлекается на всякие глупости.
  9. Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.
  • Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

  1. Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
  2. Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
  3. Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
  4. Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
  5. При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
  6. Часто чрезмерно говорит не умолкая.
  7. Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
  8. Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или расстройства личности.

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье.

Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей.

 Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

Читайте также:  Как избавиться от фобии: лечение, как справиться с фобией самостоятельно

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, депрессия и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Гипердинамический синдром — лечение

Фармакологические средства для детей назначают в случае наличия тяжелых и стойких симптомов гипердинамического синдрома, когда диагноз был подтвержден специалистом.

Детей с умеренными симптомами можно лечить с помощью стимуляторов ЦНС, если психологические вмешательства оказались безуспешными или недоступными.

Лечение часто необходимо продолжать в подростковом возрасте, и, возможно, потребуется продолжение терапии в зрелом возрасте.

Обратите внимание

Медикаментозное лечение синдрома должно быть частью комплексной программы лечения. Пульс, артериальное давление, психиатрические симптомы, аппетит, вес и рост должны быть зафиксированы в начале терапии, и указываться после каждой регулировки дозы, и через каждые шесть месяцев лечения.

Использование препаратов, как правило, не рекомендуется для детей дошкольного возраста, для которых программы психологической поддержки являются способами терапии первого ряда. У детей школьного возраста с тяжелыми признаками гипердинамического синдрома, медикаментозное лечение является основным методом терапии. Немаловажно участие родителей в поддержании лечения.

Источник: http://onevroze.ru/klinicheskaya-kartina-gmperdinamicheskogo-sindroma-i-principy-ego-lecheniya.html

Гипердинамический синдром: причины, симптомы, лечение у детей

Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить.

Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование.

Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.

Причины гипердинамического синдрома

Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены.

Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.

Основные симптомы гипердинамического синдрома:

  • гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
  • дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
  • импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.

Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.

Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя.

Важно

Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).

Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:

  • выработать чёткий режим дня;
  • стараться меньше ругать;
  • разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
  • чаще хвалить;
  • учить правильно распределять силы;
  • беречь от переутомления:
  • меньше требовать;
  • давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
  • приучать к пассивным играм;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье.

Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента.

Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда.

На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения.

Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.

Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.

Работа с родителями

Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога.

Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов.

Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.

Работа с гиперактивными детьми

Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю.

Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани.

Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.

Совет

Занятия по методу Томатис  уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.

Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда.

Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе.

Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.

Вам будут полезны следующие статьи:

Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/giperdinamicheskiy-sindrom/

Как проявляется гиперкинетическое расстройство поведения у детей?

Гиперкинетическое расстройство поведения – отклонение, встречающееся у детей достаточно часто. Наиболее подвержены развитию заболевания мальчики младшего школьного возраста.

Читайте также:  Лекарство-наркотик альгерика: инструкция по применению, отзывы, аналоги

Патология в разном возрасте проявляется по–разному, но, вне зависимости от выраженности симптомов, нуждается в наблюдении со стороны специалиста. Лечение патологии заключается в оказании психологической помощи, приеме специальных медикаментов.

Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гиперкинетическое расстройство поведения сопровождается выраженными отклонениями в поведении.

Характерные признаки патологии можно отметить у детей самого младшего возраста.

К числу таких признаков относят невнимательность, чрезмерную гиперактивность, беспокойность, гипервозбудимость. Эти проявления наблюдаются у многих детей, однако, это не повод говорить о том, что имеет место какая–либо патология, в большинстве случаев это просто особенности характера.

О наличии патологии можно говорить в том случае, если данные симптомы значительно сказываются на жизни ребенка, его успеваемости, взаимоотношениях со сверстниками.

к содержанию ↑

Виды

В зависимости от возраста ребенка патология проявляется по–разному. Таким образом, выделяют 3 основных разновидности отклонений, в зависимости от возрастной принадлежности:

  • у детей 3-6 лет патология проявляется в виде повышенной подвижности, эмоциональной нестабильности. Такие дети непослушны, не воспринимают правила и запреты, установленные родителями или воспитателями детского сада. Отмечаются нарушения сна, ребенок часто просыпается по ночам, отказывается от дневного сна, что еще более негативно отражается на его эмоциональном состоянии;
  • у детей младшего школьного возраста отмечается наличие проблем с успеваемостью в школе, соблюдением школьной дисциплины. Ребенок не может сосредоточиться во время урока, ему тяжело даются самостоятельные занятия, во время которых он часто допускает элементарные ошибки. Ученику сложно сохранять усидчивость и внимательность на протяжении всего урока, в результате чего он часто отвлекается, не усваивает учебный материал;
  • у детей старшего школьного возраста отмечается склонность к неправильному образу жизни (курению, употреблению алкоголя, раннему началу половой жизни, беспорядочным связям, асоциальному поведению).

Как проявляется аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.

Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.

Группа Клинические проявления
Невнимательность
  1. Невозможность внимательно следить за деталями выполняемой работы, в результате чего ребенок допускает грубые ошибки при ее выполнении.
  2. Неспособность сохранять должный уровень внимания в течении всего урока или на протяжении игры.
  3. Неспособность следовать инструкции, завершать работу вовремя.
  4. Неорганизованность при выполнении самостоятельных заданий.
  5. Ребенок старается избегать занятий, которые требуют определенной усидчивости, внимательности (например, выполнение домашней работы).
  6. Ребенок часто теряет свои личные вещи, игрушки.
  7. Забывчивость.
  8. Ребенок часто отвлекается в процессе какой – либо деятельности.
Гиперактивность
  1. Малыш не может долго усидеть на одном месте, постоянно двигает руками и ногами, вертится.
  2. Может произвольно покинуть свое место во время урока или выполнения домашнего задания.
  3. Избегает спокойных игр, часто шумит, бегает.
Импульсивность
  1. Ребенок может перебивать оппонента во время разговора.
  2. Во время игр или учебной деятельности не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры сверстников.
  4. Много и громко говорит даже в тех случаях, когда это неуместно или запрещено.

У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук.

Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).

Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.

к содержанию ↑

Причины возникновения

К развитию гиперкинетического расстройства поведения могут привести следующие негативные факторы:

  1. Нарушения развития или повреждение мозговой ткани, в частности, в области правого полушария головного мозга.
  2. Тяжелая интоксикация организма, вызванная негативным воздействием вредных химических элементов.
  3. Прием некоторых лекарственных препаратов.
  4. Нарушения внутриутробного развития (например, при кислородном голодании, маловодии).
  5. Частые стрессы, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, коллективе.
  6. Несбалансированное питание (в частности, недостаточное количество потребляемой пищи, неправильное введение прикорма).

Каковы первые признаки нервной анорексии у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Есть ли связь с дефицитом внимания?

Определенно, такая связь имеется. Неслучайно на протяжении долгих лет эти два понятия считали синонимами.

Тем не менее, определенные отличия все–таки существуют, заключаются они в наборе характерных признаков.

Так, если дефицит внимания проявляется, в основном, в трудностях с обучением (что характерно так же и для детей с гиперактивностью), клиническая картина гиперкинетического расстройства поведения более обширная.

к содержанию ↑

К каким докторам следует обращаться?

Если у малыша наблюдаются характерные симптомы, необходима консультация врача–психиатра.

Диагностика

Поставить точный диагноз может только врач–психиатр после изучения особенностей поведения и характера ребенка.

При выявлении признаков отклонения важно помнить, что они не должны быть единичными, то есть тот или иной симптом должен периодически повторяться на протяжении определенного периода времени (6-12 мес.). Используют следующие методы диагностики:

  1. Беседа с ребенком (часто малыш отрицает наличие тех или иных признаков патологии), а также с его родителями, воспитателями, учителями (взрослые, напротив, могут преувеличивать выраженность клинических проявлений).
  2. Наблюдение за поведением малыша в естественных для него условиях пребывания (дома, в детском саду, школе, других общественных местах).
  3. Создание искусственных жизненных ситуаций, оценка поведения малыша в них.

Рекомендации педиатров по облегчению симптомов акклиматизации у детей вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Требуется ли лечение?

Безусловно, оставлять без внимания такой тревожный сигнал нельзя. Ведь гиперкинетическое расстройство не всегда проходит с возрастом.

По статистике, психические нарушения сохраняются у 75% детей в подростковом возрасте, в 50% случаев в зрелом.

Опасность заключается в том, что в некоторых случаях гиперкинетические расстройства могут привести к развитию антисоциального образа жизни, склонности к уголовным правонарушениям.

Обратите внимание

Какого–либо четко выработанного метода лечения патологии не существует.

Подход в каждом случае индивидуальный.

Некоторым маленьким пациентам назначают психологические тренинги, коррекционные меры в школе и дома.

Другим, в свою очередь, не обойтись без приема специальных медикаментозных препаратов.

к содержанию ↑

Особенности фармакологической терапии

Прием медикаментов необходим далеко не во всех случаях развития патологии. Пациенту, у которого диагностировано гиперкинетическое расстройство, назначают следующие группы лекарственных препаратов:

  • церебральные стимуляторы (Ретилин, Пемолин) – препараты, улучшающие мозговую активность, повышающие восприимчивость к поступающей в мозг информации;
  • препараты, нормализующие процесс создания нервных клеток вещества головного мозга (ноотропы, витамины группы В);
  • препараты, нормализующие процессы кровообращения в области головного мозга (Кавинтон, Сермион).

Как ребенку избавиться от бруксизма? Читайте об этом в нашей статье.

к содержанию ↑

Советы родителям по коррекции

Как уже отмечалось ранее, у детей с гиперкинетическими расстройствами наблюдаются определенные проблемы с обучением и поведением не только в общественных местах, но и в домашних условиях.

А это значит, что для достижения положительного результата необходима не только его коррекция в условиях школы, но и соблюдение родителями определенных правил в отношении малыша дома:

  1. Хорошо, если при выполнении какой–либо домашней работы малыш будет пользоваться несложными, но последовательно изложенными инструкциями и подсказками родителей. Это придаст ему уверенности в своих силах, поспособствует развитию самоорганизации.
  2. Просьбы родителей должны преподноситься ребенку в доступной для него форме, спокойным голосом.
  3. У малыша должны быть свои дела по дому. Список этих дел (на 1 день) необходимо выписать на отдельный лист бумаги, повесить его на видном месте, доступном для ребенка.
  4. При выполнении ребенком какой–либо работы, требующей усидчивости и внимания (например, самостоятельные учебные занятия дома), следите, чтобы малыш не уставал, разрешайте ему делать короткие (не более 15-20 минут) перерывы.
  5. У гиперактивного ребенка отмечается повышенный запас энергии, которую необходимо куда–то выплеснуть. Лучше всего для этих целей подходят активные игры на воздухе, занятия спортом.
  6. Следите за рационом малыша. Если вы замечаете, что ребенок после употребления определенных продуктов питания становится перевозбужденным, эти продукты необходимо исключить.

к содержанию ↑

Прогнозы

При соблюдении всех необходимых условий (своевременное лечение, назначенное врачом, создание благоприятных эмоциональных условий, внимание со стороны родителей и учителей), прогноз в большинстве случаев, благоприятный.

Если же тревожные сигналы в виде симптомов гиперкинетического расстройства оставить без внимания, существует риск более серьезных психических отклонений, появляющихся уже в зрелом возрасте.

Это и антисоциальное поведение, агрессия, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков, и прочие негативные проявления.

Многие маленькие дети склонны к чрезмерной подвижности, невнимательности, эмоциональности. Однако не всегда имеет место патологическое отклонение.

О гиперкинетическом расстройстве можно говорить тогда, когда эти особенности доставляют малышу определенные проблемы в учебе, взаимоотношениях. Конечно, данную патологию необходимо лечить, выбор того или иного метода лечения осуществляет врач, наблюдающий маленького пациента.

О симптомах и лечении повышенного внутричерепного давления у грудничков читайте тут.

Что делать при диагнозе «СДВГ» и «гиперактивность»? Узнайте об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/g/giperkineticheskoe-rasstrojstvo/povedeniya-u-detej.html

Гиперкинетический синдром

Гиперкинетический синдром – это расстройство, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью, гиперактивностью и проявлением насильственных, непроизвольных движений в отдельных частях тела. Код по МКБ-10 (Международной классификации заболеваний) – F90.

Данное расстройство может проявляться у ребенка с рождения до 14–15 лет, характеризуется рассеянным вниманием, непоседливостью, импульсивными поступками, что приводит к плохой успеваемости, раздражительности и отрицательно влияет на социализацию. Такой ребенок плохо вливается в коллектив и у него практически нет друзей.

Единой причины, которая бы могла способствовать возникновению недуга, не существует. Если патология наблюдается у пациентов за 20 лет, то проявляется она в непроизвольных движениях головы, ног, рук, век.

Важно

Диагностируется при осмотре лечащим врачом. Терапевтические мероприятия носят консервативный характер, прогноз положительный, если была своевременно оказана помощь. Если не предпринимать никаких действий, то возможны осложнения, которые могут человека сделать инвалидом или привести к психическим заболеваниям.

Появление гиперкинетического синдрома соотносят с задержкой развития функциональных способностей мозга, что отвечают за регулировку и контроль внимания. Определенной причины развития недуга не существует, однако, можно выделить группу факторов, которые могли поспособствовать возникновению отклонений в развитии.

Внутренние и внешние факторы:

  • возникновение патологии во время беременности;
  • инфекционные заболевания;
  • сложные роды;
  • проблемы с обменов веществ;
  • травмы головного мозга.

Психосоциальные факторы:

  • эмоциональная нестабильность;
  • стрессы из-за насильственных действий по отношению к больному.

Генетические факторы:

  • сбои в геноме;
  • наследственная предрасположенность.

После многочисленных исследований было установлено, что у ребенка с данным видом расстройства наблюдается нейропсихологический дефицит, который относится к исполнительным функциям интеллекта и рабочей памяти.

Такие отклонения схожи с проблемами в лобных долях у сформировавшейся личности, достигшей половой зрелости, то есть наблюдается дисфункция лобной коры и нейрохимических систем, которые проецируются в кору головного мозга.

Читайте также:  Болезнь (неврома) мортона - лечение, симптомы и фото патологии

Компьютерная томография выявляет такие отклонения.

Недуг может проявляться из-за заболеваний по невралгии, проблем с сосудами, после инфекционных патологий.

Множественные исследования гиперкинетического синдрома позволяют классифицировать заболевание по группам, в зависимости от поражения гипоталамуса.

Нарушения в стволе головного мозга:

  • Тремор. Для него характерна дрожь, которая наблюдается в различных частях тела (руки, ноги, реже голова, челюсть). Может возникать из-за ослабленности мышечной функции, перенапряжения, неврологических заболеваний, а также из-за побочных действий после приема медикаментов.
  • Миоклония. К ней относятся спонтанные, непродолжительные, мышечные сокращения, что возникают по причине патологических или физиологических отклонений. В процессе задействованы лицо, небо, глаза, язык.
  • Миокимия – периодические или постоянные мышечные сокращения, что не изменяют сегмент конечности, а появляются из-за увеличения возбудимости спинного мозга.
  • Тики – спонтанные непроизвольные движения, не поддающиеся контролю и влиянию. Носят кратковременный характер, возникают после психологической травмы, могут быть временными, а могут быть и постоянными.
  • Спастическая кривошея. Для нее характерно непроизвольное поворачивание головы, наблюдается у мужчин до 40 лет. По мере прогрессирования болезни, вернуть голову нормальное положение будет с каждым приступом все труднее, а на последних стадиях ее вовсе нельзя будет повернуть.
  • Лицевой гемиспазм – приступы проявляются в непроизвольных сокращениях мимических мышц, наблюдаются при переживаниях.
  • Параспазм лицевой мышцы – проявляется в частых морганиях, потом в процесс добавляется гортань, язык, нижняя челюсть, возможны речевые дефекты.

Нарушения в подкорковом уровне:

  • Атетоз – замедленное и несогласованное движение конечностей. Если затрагивается язык, то наблюдаются нарушения с речевым аппаратом.
  • Хорея – непостоянные и беспорядочные движения конечностями. Могут быть задействованы мышцы тела и лица, нижние и верхние конечности.
  • Торсионная дистония – круговые вращения любой части тела.
  • Баллизм – размашистые круговые движения рук или ног.
  • Судорога Рюльфа – это судорога, которая может вовлекать в процесс другие группы мышц, быстро проходит.

Смешанные нарушения:

  • миоклонус – эпилепсия, периодические подергивания всех конечностей, похожи на эпилептический припадок с потерей сознания, наблюдается усиление при резких движениях;
  • миоклоническая мозжечковая диссинергия Ханта – проявляется до 20 лет, для нее характерны тремор рук, упадок мышечного тонуса;
  • кожевниковская эпилепсия – задействованы мышцы лица и рук, может проявляться во сне.

Гипотонический гиперкинетический синдром связан с непроизвольными движениями, которые могут носить разнообразный характер проявления.

Гиперкинетический синдром у детей проявляется следующим образом:

  • чрезмерная активность – ребенок не может сидеть на одном месте;
  • усиленная реакция на внешние раздражители, свет, шум;
  • ребенок спит недолго, постоянно просыпается;
  • сильная возбудимость;
  • активные движения руками и ногами;
  • ребенок слишком импульсивен, не в состоянии дослушать, постоянно перебивает других, не может дождаться очереди;
  • нетерпимость и неуравновешенность.

В психиатрии данный вид нестандартных реакций имеет название дефицит внимания с гиперактивностью. Но необходимо понимать разницу между отклонениями в поведении и особенностями в проявлениях темперамента ребенка.

Так, холерикам свойственна чрезмерная импульсивность, которая направлена на привлечение внимания к себе, они склонны к истериям, таких детей нужно правильно воспитывать, чтобы чрезмерную энергию и уже начавшееся формироваться эго направить в нужное русло.

У взрослых же патологический процесс имеет другие признаки:

  • непроизвольные движения конечностями;
  • тремор рук;
  • подергивание мышц лица;
  • круговые или хаотичные движения конечностей;
  • отклонения в мимике, жестах;
  • проблемы с речью.

Причины кроются в возрастных особенностях пациентов, которые принадлежат к разным группам.

Выделяют также гиперкинетический кардиальный синдром, для которого характерна ощутимая пульсация в голове и шее, появляется учащенный пульс и высокое артериальное давление. Такие отклонения связаны с вегетативными расстройствами.

Иногда во время заболевания наблюдается гипертонический характер клинической картины: с головными болями, шумом в ушах и голове, заторможенностью в движениях, с нарушением зрения и потливостью, а также из-за повышенного давления и ускоренной циркуляции крови.

Совет

Диагностируется гиперкинетический синдром при первом же осмотре у специалистов (терапевт, невропатолог, психиатр).

Изучаются поведенческие особенности пациента:

  • у пациента повышена тревожность;
  • забывчивость;
  • невнимательность;
  • раздражительность;
  • наблюдаются тики разной сложности и видов;
  • непроизвольные движения.

Может потребоваться измерение артериального давления, меряется пульс, который может сказать о частоте сокращения сердечной мышцы.

Иногда, чтобы дифференцировать такую патологию от других недугов, могут провести МРТ или КТ головного мозга и сосудов. После постановки диагноза пациента отправляют на соответствующие терапевтические мероприятия.

Для предотвращения тиков, непроизвольных движений, сильной возбудимости больному назначают медикаментозное лечение, при этом учитывается возраст пациента. Это могут быть седативные препараты либо травяные настои с успокаивающим эффектом. Для ребенка уместной будет спокойная обстановка, исключение стрессов, употребление чая из мелиссы или легкие успокаивающие средства.

Могут использовать всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтом или психологом. Терапия подбирается индивидуально вместе с соответствующими медикаментами.

В зависимости от разновидности заболевания, могут назначать препараты, которые будут препятствовать сильной выработке адреналина, нормализуя сердечный ритм и кровообращение, в редких случаях назначают противосудорожные средства.

Если не предпринимать никаких действий по предотвращению патологических процессов, могут возникнуть осложнения, которые приведут к инвалидизации пациента либо к психическим расстройствам.

Профилактикой гиперкинетического синдрома являются:

  • своевременные терапевтические мероприятия;
  • избегание всевозможных стрессов;
  • наблюдение у психолога;
  • ведение здорового образа жизни;
  • занятия, чтобы сбрасывать чрезмерное эмоциональное напряжение.

Все это является лучшим способом предотвращения причин, которые могут способствовать развитию болезни.

Источник: https://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/3328-giperkineticheskij-sindrom

Гиперкинетические (гипердинамические) расстройства

Изучение гиперкинетического синдрома начато в 50-х годах XX века. Эти расстройства представлены явлениями гиперактивности, нарушениями внимания и импульсивностью.

Детям с гипердинамическими расстройствами свойственны следующие особенности поведения: они не могут спокойно сидеть, легко отвлекаются на посторонние стимулы; с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях; часто отвечают, не задумываясь над вопросом, не выслушав его до конца; с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игр; переходят от одного незавершенного действия к другому; болтливы; часто мешают другим, пристают к окружающим; часто теряют вещи в школе, дома; часто совершают опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, перебегают улицу, не оглядываясь по сторонам); склонны к заниженной самооценке и т. п. Интеллектуальные способности у этих детей могут быть различными, но, как правило, указанные симптомы гиперактивности затрудняют интеллектуальную деятельность и замедляют развитие ребенка.

Симптоматика данных расстройств достаточно специфична, независимо от того, развился ли данный синдром в рамках прогредиентных нервно-психических заболеваний (эпилепсия, энцефалиты и другие текущие органические процессы и состояния, психоорганический синдром) или имеется резидуально-органическая симптоматика, нередко отождествляемая с минимальной мозговой дисфункцией. Эти расстройства изучают не только психиатры, но и детские неврологи, педагоги и другие специалисты. Об интересе к такого рода расстройствам свидетельствует разнообразие терминов, которые встречаются в литературе: «гипердинамический», «хронический мозговой синдром», «минимальное повреждение мозга», «легкая детская энцефалопатия», «легкая дисфункция мозга» и пр. При этом все авторы единодушны в том, что гиперкинетические нарушения следует вовремя квалифицировать, лечить и корректировать.

Обратите внимание

Распознавание подобных нарушений у детей, несмотря на очевидные признаки, представляет большие трудности.

Во-первых, следует учесть возможность временного сочетания проявлений гиперактивности и неспособности длительное время удерживать внимание, которое наблюдается у ребенка при утомлении (например, длительный переезд) или после перенесенного заболевания. Каждый из этих случаев необходимо подвергнуть специальному анализу.

Во-вторых, трудности распознавания гиперкинетических расстройств связаны с наличием у ребенка в первые пять лет жизни физиологической подвижности, являющейся возрастной нормой. Особенно это относится к возрасту до трех лет.

Однако в отличие от физиологической подвижности, имеющей место на соответствующем эмоциональном фоне, у ребенка с гиперкинетическими расстройствами двигательная активность не адекватна ни ведущему эмоциональному состоянию, ни окружающей обстановке.

Вместе с тем состояние повышенной отвлекаемости, свойственное таким детям, следует отличать от явлений так называемого гиперметаморфоза (сверхотвлекаемости), от тревожных эпизодов и пр.

, которые по сути являются выражением остро развивающихся психотических нарушений.

С другой стороны, гиперактивность необходимо дифференцировать от таких неврологических проявлений, как гиперкинезы.

В отличие от гиперкинезов, сопровождающихся также повышенной двигательной активностью, у детей с гиперкинетическими нарушениями отсутствуют разнообразные движения, отличающиеся вычурностью, связанные с сокращением отдельных групп мышц и т. п.

Кроме того, требуют специального дифференцирования такие типичные для гиперкинетических расстройств признаки, как импульсивность и дефицит внимания (А. Н. Голик, 2005).

Важно

Импульсивность, свойственная детям с гиперкинетическими расстройствами, проявляется в любой ситуации, не определяется какими-нибудь конкретными внешними влияниями и, как правило, не контролируется запретами. Однако в отличие от импульсивности в рамках, например, кататонических расстройств, у детей с гиперкинетическими расстройствами не обнаруживается системность нарушения мышечного тонуса.

Наконец, при дефиците внимания у ребенка не сформировано активное внимание; из-за чего ему трудно поддерживать беседу. Подобные явления необходимо отличать от утомляемости и истощаемости, которые также могут сопровождаться повышенной двигательной активностью.

От состояния дефицита внимания в данном случае утомляемость отличается тем, что она затрагивает, как правило, все психические процессы, больные при этом могут испытывать головные боли и т. п.

Кроме того, у детей с такими нарушениями часто встречается явное запаздывание развития речи.

Своевременное распознавание у детей гиперактивности и дефицита внимания позволяет прогнозировать их обучаемость.

Так как гиперактивность возникает до семилетнего возраста и, в отличие от здоровых детей, дети с гиперкинетическими расстройствами не могут тормозить свою локомоторную активность, когда этого требуют социальные ограничения, можно ожидать наличия у них эмоциональной незрелости и в целом некоторое замедление психического созревания к началу обучения в школе.

Кроме того, у таких детей обычно возникают проблемы при установлении контакта со сверстниками. Таким образом, у гиперактивных детей эмоциональная и социальная составляющие школьной зрелости к началу обучения зачастую оказываются не сформированными.

Поведение детей с умеренно выраженной гиперактивностью с возрастом компенсируется. Дети, которые в младшем возрасте отличались резко повышенной гиперактивностью, и в дальнейшем имеют отклонения поведения, что требует коррекции при выполнении игровых и школьных заданий. Приводим краткую клиническую иллюстрацию гиперкинетических расстройств (Г. Каплан, Б. Сэдок, 1994).

«Восьмилетнего Фреда отправили к школьному врачу в связи с тем, что он «не может держать себя в руках» и контролировать свое поведение. Мальчик невнимателен, часто не слушает, о чем говорят, и легко отвлекается.

Совет

Он слишком активен во время урока, но не в плане участия, а в двигательном отношении: часто вертится, встает починить карандаш или идет в туалет. Учителя жалуются, что он часто выкрикивает ответ, не дослушав вопроса до конца. Его трудно заставить сосредоточиться и организовать себя в классе.

Дома за ним также нужно постоянно следить, чтобы он выполнил домашнее задание».

Источник: https://www.psyportal.net/395/giperkineticheskie-giperdinamicheskie-rasstroystva/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector