Динамическая афазия: характеристика, очаги поражения, механизм развития, лечение и коррекция

Моторная афазия: эфферентная и афферентная, причины, симптомы, лечение и коррекция речи

Моторная афазия, или афазия Брока — тяжелое речевое расстройство, происходящее ввиду поражения и дисфункции левой лобной доли большого мозга, характеризующееся выраженными дефектами речи и затруднением в подборе слов. Нарушение часто встречается в качестве постинсультного осложнения, или последствия тяжелых черепно-мозговых травм. Моторная афазия не ограничивается только лишь нарушением артикуляционных функций речевого аппарата.

Основные типы моторной афазии и их описание

Несмотря на распространенность у взрослого населения ввиду перенесенных болезней и механических травм, синдром встречается и у детей. Он протекает в легкой и осложненной форме.

Первый случай представляет собой сохранение у ребенка отдельных речевых навыков и запаса слов.

Обратите внимание

В тяжелых случаях, ребенок перестает говорить совсем, либо произносит исключительно бессмысленные и бессвязные фразы.

Нарушение классифицируют по нескольким основным типам, которые различаются своей клинической картиной и степенью сложности. Всего медики выделяют шесть основных видов расстройства.

Афферентная (кинестетическая) афазия

Возникает в результате поражения поверхности теменной доли полушария, отвечающего за речь. Наиболее легкая форма афазии, для которой характерна общая беглость речи и отсутствие пауз.

Вместе с тем, наблюдается нарушение артикуляции и парафазийные дефекты во время чтения, разговора и спонтанной речи.

У больного присутствует понимание и анализ чужого и собственного произношения.

Слова, которые пациент не может сказать, заменяются на схожие по произношению.

Эфферентная афазия

Системное нарушение речевой функции, характеризующееся произношением больным бессвязных фраз и грамматически некорректных оборотов.

Экспрессивная речь не инициируется пациентом. Чаще больные молчаливы и предпочитают не произносить слова вслух.

Изъясняются так называемым «телеграфным стилем», где глаголы используются в едином причастии, или не используются вовсе. В речи наблюдаются длительные интервалы.

Отмечается грубые нарушения письменной речи: пациент допускает множество ошибок, пропускает или изменяет некоторые слоги и буквы. Чтение значительно затруднено, как и название предметов по демонстрации.

Однако пациент может исправиться, если услышит литеральную подсказку близкого или специалиста. Анализ чужой речи (как устной, так и письменной) у пациента сохраняется.

Сенсорно-моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении крупных сосудов. Чаще всего возникает ввиду перенесенных инфарктов, когда затрагивается обширная площадь мозговой артерии. В медицинской практике носит название «тотальная афазия». Отличается полным расстройством инициации, речевой артикуляции и фонематического слуха.

Динамическая афазия

Речь больного прерывистая, не имеет интонационной окраски; отмечается затрудненная инициация экспрессивной речи и замедленная перестройка речевых программ.

Пациент говорит медленно и невнятно, его повествование носит телеграфную окраску, отличается выраженной монотонностью.

Расстройство имеет определенные сходства с афферентной и эфферентной афазией.

Возможность повторения за специалистом отдельных слов и фраз сохраняется.

Грубая афазия

Расстройство является преходящим осложнением тотальной афазии и характеризуется серьезными речевыми расстройствами.

При грубой афазии больной не может говорить целые слова или словосочетания. Его речь ограничивается монотонными обрывками слов или мычащими звуками, иногда с интонационной окраской.

Вы подолгу лежите в кровати и не можете уснуть? Даже сильная усталость не заставляет погрузиться в крепкий и полноценный сон? Тогда статья о лекарствах от бессонницы придет вам на помощь.


Важно

Нарушению сна может способствовать и злоупотребление алкоголем, длительное применение которого вызывает необратимые нарушения в головном мозге.

Здесь вы найдете, эффективно ли лечение алкоголизма народными средствами в домашних условиях, и в каких ситуациях лучше сразу обратиться за врачебной помощью.

Причины развития патологии

Развитие любого вида афазии напрямую связано с обширными поражениями определенных отделов коры головного мозга, являющихся доминантными для речевого аппарата.

Это могут быть как внутренние факторы, так и внешние, например, тяжелые открытые и закрытые черепно-мозговые травмы. Лечение афазий подбирается исходя из провоцирующей первопричины расстройства.

Синдром может быть вызван следующими факторами:

  • Инсульты: ишемические и геморрагические;
  • Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы;
  • Лейкоэнцефалит;
  • Энцефалит;
  • Абсцедирующие ткани мозга;
  • Прочие воспалительные заболевания, происходящие в коре головного мозга;
  • Онкология;
  • Доброкачественные новообразования в мозге, имеющие тенденцию к разрастанию;
  • Очаговая форма болезни Альцгеймера;
  • Болезнь Пика;
  • Хронические дисфункции центральной нервной системы;
  • Хирургические вмешательства, происходящие в ткани головного мозга.

Следует отметить также факторы риска, которые могут способствовать дальнейшему эволюционированию заболевания в тяжелые нарушения кровообращения в коре головного мозга, и как следствие, положить начало развитию моторной афазии:

  • Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);
  • Пожилая и старческая возрастная категория;
  • Хроническая гипертония;
  • Церебральный атеросклероз;
  • Врожденные пороки сердца;
  • Ревматизм;
  • Тяжелые травмы головы;
  • Транзиторные ишемические атаки;
  • Внутричерепные кровоизлияния.

Клиническая картина расстройства

Вне зависимости от механизма протекания болезни, она характеризуется системным нарушением речевой функции и имеет тенденцию к прогрессированию.

Это связано с тем, что утрата части речевого или артикуляционного процесса влечет за собой дальнейшие деструктивные процессы всего речевого аппарата.

Симптомы заболевания выражаются в следующих изменениях:

  • Хаотичные перестановки звуков и слогов больным;
  • Литеральные парафазии (пропуск букв и слогов в устной и письменной речи);
  • Затрудненный подбор слов и их некорректное произношение;
  • Телеграфный тип речи: больной ограничивается малым набором глаголов без склонений и причастий, ввиду чего его повествование становится бессвязным;
  • Длительные паузы между словами и словосочетаниями;
  • Речь приобретает монотонный стиль, часто не сопровождается интонационной окраской;
  • Отмечаются нарушения в чтении и письме, пациент делает много грамматических, лексических и орфографических ошибок, пропускает слоги и буквы в словах;
  • В особенно осложненных случаях расстройство может перетекать в форму полной утраты нормальной речевой функции. В этом случае больной ограничивается повторяющимися мычащими звуками, которые в некоторых ситуациях отличаются лишь интонацией;
  • Дисфункция фонематического слуха;
  • Регресс ситуативной речи;
  • Осложнения в восприятии слуховой информации, ее анализе и сохранении в памяти;
  • Молчаливость (при адекватном восприятии болезни у себя);
  • «Речевая окрошка» — наличие в повествовании бессвязных отрывистых слогов и отдельных букв;
  • Эхолалии (неуместное включение в предложения услышанных слов);
  • Нарушение запоминания названий предметов;
  • Заикание.

Клинические проявления афазий:

Диагностические меры

Объективная дифференциальная диагностика может быть произведена только консилиумом врачей. Исследования проводятся нейропсихологами, логопедами и неврологами.

Важным аспектом установления диагноза является поиск причины развития афазии.

Исследования, которые проводятся в целях диагностики:

  • Компьютерная томография мозга;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головы;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция;
  • Дуплексное сканирование;
  • Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга;
  • Очное исследование устной и письменной речи;
  • Оценка семейного анамнеза;
  • Изучение слухоречевой, двигательной и зрительной памяти.

Методы коррекции и лечение нарушения

Обычно лечение производится посредством приема пациентом некоторых медикаментозных препаратов, а также логопедических методов коррекции. Если синдром осложнен или запущен, может применяться оперативное вмешательство.

Немаловажным аспектом комплексного лечения является посещение больным некоторых физиотерапевтических процедур.

Медикаментозная терапия

  • Вазоактивные препараты (Кавинтон, Винпоцетин, Телектол, Корсавин);
  • Антихолинэстеразные вещества (Амиридин, Галантамин);
  • Миорелаксанты (Элатин, Мидокалм);
  • Антидепрессанты;
  • Препараты общетонизирующего действия (Кофеин, Глютомат, Корень женьшеня);
  • Ноотропные вещества (Пикамилон, Пирацетам, Гаммолон).

Логопедические методики

  • Тренировка лингвистических навыков;
  • Интонационная терапия;
  • Коррекция речи с использованием современного компьютерного оборудования.

Особенно эффективна логопедическая коррекция речи в сочетании с применением лекарственных препаратов.

Оперативные вмешательства

Операция экстраинтракраниального микроанастомоза. Применяется в частных случаях и достаточно редко. Проводится в определенных клиниках и характеризуется как крайняя мера, когда другие методы терапии неэффективны, или угрожают жизни пациента.

Физиотерапия

  • Иглорефлексотерапия;
  • Магнитная терапия;
  • Массажи;
  • Лечебная физкультура;
  • Электростимуляция;
  • Механотерапия.

Болезни у новорожденных считаются самыми опасными и непредсказуемыми, поскольку они тяжело поддаются методам диагностирования и лечения.

Подробно почитать про одну из них, а именно — церебральную ишемию, можно в этой статье.

При постановке диагноза важно учитывать все нюансы течения заболевания. Так, для артериальной гипертензии, дифференциальная диагностика является основополагающей для выбора методики лечения.

Почему, найдете тут.

Что такое ретроцеребеллярная киста головного мозга, насколько она опасна и поддается ли лечению по ссылке http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/kista/retrotserebellyarnaja.

html.

Восстановление и коррекция речи

В основе корректирующих логопедических мер лежит воссоздание динамической схемы речевого произношения. Производятся методы развития устной, письменной, экспрессивной и импрессивной речи.

По совету логопеда-афазиолога при работе с моторной афазией обычно, проводятся интенсивные занятия по восстановлению письменной речи и чтения.

Как правило, работа со специалистом начинается с первых недель перенесенной травмы головы или инсульта, как только поступает разрешение лечащего врача.

Минимальные сроки реабилитации речевой функции составляют 2 года.

На видео урок по восстановлению речи при афферентной/эфферентной афазии:

Прогноз и профилактические меры

В некоторых случаях, моторная афазия имеет тенденцию к быстрому прогрессированию.

Если речевое расстройство поддается коррекции, логопедическое лечение продолжается длительное время, и проходит более успешно при условии его начала непосредственно во время обнаружения расстройства.

Результат напрямую зависит от площади поражения головного мозга и степени тяжести заболевания. Самостоятельная ликвидация моторной афазии может спровоцировать тяжелые формы заикания у пациентов.

Совет

Эффективные профилактические меры заключаются в снижении риска получить черепно-мозговую травму или столкнуться с сосудистыми катастрофами. Пациентам, склонным к транзиторным ишемическим атакам, или перенесшим инсульт, всегда назначается поддерживающая терапия. Важен аспект своевременного обнаружения опухолей в коре головного мозга.

Моторная афазия — тяжелое расстройство, которое требует немедленного врачебного вмешательства. Больному необходима как медикаментозная терапия и логопедическая коррекция, так и постоянная работа с психологом.

Игнорирование расстройства и пренебрежение лечением могут повлечь за собой полную утрату артикуляционных речевых функций. Чем раньше начнется лечение синдрома, тем быстрее и легче наступит его ликвидация.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/motornaya-afaziya.html

Патофизиологический механизм различных видов афазии

Афазия – это сложное системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами, приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушает все функции речи, и прежде всего коммуникативную.

Главным дефектом афазии является нарушение семантики: она нарушает невербальные формы общения, затрудняет или делает невозможным социальное общение с окружающими и с самим собой, препятствует психологическому контакту и взаимодействию с людьми, изменяет личность больного и его социальные установки.

Афазия проявляется в разных формах, в основе которых лежат разные факторы, имеющие сложное иерархическое строение и разную локализацию в коре мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм.

Читайте также:  Диадинамотерапия (диадинамические токи бернара): показания и противопоказания, аппараты и методы

Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Обратите внимание

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности.

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой фонемы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п.

, которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.).

Большой вклад в понимание нарушения речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой.

В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А.Р. Лурия. Согласно этой классификации существуют следующие формы афазий:

1. Моторная афазия афферентного типа.

2.     Моторная афазия эфферентного типа.

3.     Динамическая афазия.

4.     Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

5.     Акустико-мнестическая афазия.

6.     Семантическая афазия.

В клинической практике принято также выделять амнестическую и проводниковую афазии, входящие в классическую неврологическую классификацию.

Мы остановились на описании клинической картины сенсорной афазии.

Сенсорная афазия возникает при поражении задней трети верхней височной извилины коры левого полушария ( 22-е поле – зона Вернике ). Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха, выступающего в качестве центрального дефекта сенсорной афазии.

Поэтому в качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия. Возникает нарушение уровня фонетической организации речи. Парадигматическая система языка при сенсорной афазии нарушается уже на уровне фонемы.

Важно

При сенсорной афазии нарушается противопоставление, различение коррелятивных фонем, которые в русском языке различаются: а) по звонкости-глухости (б-п, д-т), б) по твердости-мягкости (л-ль, т-ть), в) по назальности-неназальности (т-н). Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е.

выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции, поэтому и слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи – понимания.

Проявляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозначаемого им предмета. В результате звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими – вербальные и литеральные парафазии.

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике.

Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений – первичное грубое нарушение фонематического слуха.

При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику, жест, интонацию собеседника.

Больные с менее грубым речевым дефектом в общем понимают ситуативную речь, однако понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено. Имеются ошибки в осмыслении – парагнозии, отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела.

В их основе лежат первичные расстройства фонематического слуха. Иногда больные в состоянии дифференцировать слова с оппозиционными фонемами, но в соответствующих слогах допускают ошибки.

Совет

Резко выраженной диссоциации между возможностью понимания слов с абстрактным и конкретным значением не выявляется, хотя предметная отнесенность страдает чаще, чем переносный смысл слова. На способность понимания речи оказывает существенное влияние темп речи собеседника и ее просодические особенности.

В задании оценить правильность речевой конструкции больные, как правило, отличают грамматически искаженные конструкции от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий.

При легкой степени дефекта больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций.

Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты фонематического слуха также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Устные инструкции доступны.

Объем слухо-речевой памяти

При грубой афазии объем слухо-речевой памяти исследовать в большинстве случаев не удается из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха. В менее грубых случаях объем слухо-речевой памяти существенно ограничен. У больных с легкой сенсорной афазией объем слухо-речевой памяти лишь несколько ограничен.

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности сенсорной афазии спонтанная речь изменена по типу «словесного салата»: обилие литеральных и вербальных парафазий, логорея, явления звукового и смыслового «соскальзывания». Выявляются многочисленные аграмматизмы согласования, но в целом речь больных производит впечатление потока.

Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях; лексика разнообразна. В ней преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами.

Несмотря на грубые искажения фонематической и лексико-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль практически отсутствует.

Обратите внимание

При менее грубом речевом дефекте спонтанная речь больных также характеризуется наличием литеральных и вербальных парафазий, элементами логореи.

Встречаются аграмматизмы согласования. Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри слов и между словами, обусловленные попытками самоконтроля и самокоррекции. Лексический состав высказывания представлен разнообразными частями речи, среди которых тем не менее преобладают глаголы, междометия, местоимения, различные модально-оценочные слова.

Имеются слова с конкретным и абстрактным значением. Встречаются речевые штампы, в которые вплетаются собственные парафазии, построенные по индивидуально упроченным речевым клише. В результате неспособности изменить высказывание в соответствии с ситуацией речевого общения, отдельные его фрагменты приобретают вычурное причудливо-витиеватое звучание.

Несмотря на ограниченность высокоинформативных слов, общий смысл высказывания больным в большинстве случаев удается передать. Интонирование яркое. Мимика и жесты подчеркнуты. Произносительных трудностей не выявляется.

У больных с легкой сенсорной афазией собственная речь достаточно развернута, разнообразна по лексическому составу и синтаксической структуре.

Отмечаются редкие литеральные и вербальные парафазии, чаще контролируемые больными. Несколько сравнению со знаменательными. За счет повторяемости фрагментов высказывания создается впечатление склонности к логорее. Темп речи убыстренный. Имеются отдельные ошибки в ударении. Интонации разнообразные, выразительные. Произносительные трудности отсутствуют.

Иногда речь имеет затейливый, витиеватый стилистический рисунок. Индивидуальные вербальные парафазии вплетаются больными в речевые конструкции, высокоавтоматизированные в речи больного до его заболевания. Кроме того, характерны метафорические выражения, придающие высказыванию псевдопоэтическую окраску.

Повторная речь

При грубой степени выраженности афазии повторная речь крайне ограниченна. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений.

Важно

В случае менее грубого дефекта речи при повторении звуков отмечаются замены на основе их акустической близости; при повторении слогов обнаруживается тенденция к их трансформации в осмыслении слова. При этом больные опираются на абрис слова. При повторении фраз характерно сохранение длины предложения, его синтаксического и просодического рисунка при грубых искажениях лексического состава.

У больных с легкой сенсорной афазией степень нарушения повторной речи приблизительно соответствует уровню восстановления спонтанной. Из искажений, допускаемых при повторении, наиболее значимы литеральные и вербальные парафазии, имеющие место в сложных речевых конструкциях.

Диалогическая речь

У больных с грубым речевым расстройством диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют.

Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

При менее грубой афазии диалогическая речь возможна, но ответы не всегда достаточно информативны. Кроме того, больной часто не понимает лаконичных по форме вопросов, в связи с чем приходится вводить дополнительные слова, поясняющие их.

В случае легкой сенсорной афазии диалогическая речь практически не нарушена, однако отдельные трудности понимания сложных по смысловой структуре вопросов сохраняются.

Называние

Попытки называния у больных с грубой сенсорной афазией сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

При менее грубом дефекте больные в состоянии называть обиходные предметы и распространенные действия. В менее частотных номинациях ими допускаются разнообразные искажения – литеральные и вербальные.

У больных с легкой сенсорной афазией называние как функция практически не страдает, однако при продуцировании отдельных номинаций имеют место трудности звуковой организации слов-названий.

Фраза по сюжетной картинке

Совет

Попытки составить фразу у больного с грубо выраженной афазией сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

Больные с менее грубым дефектом справляются с речевым изложением сюжета картинки, однако чаще всего они составляют всего несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично ( двумя-тремя словами ) больным практически недоступно.

Больные с легкой афазией способны составить фразу по сюжетной картинке, однако для нее характерно некоторое «усложнение» синтаксической и лексической структуры.

Пересказ текстов

Пересказ текстов больным с грубой степенью выраженности речевого дефекта недоступен. Больные с более легкой сенсорной афазией пересказывают текст, но часто допускают искажения, характерные для экспрессивной речи в целом. Общая смысловая направленность сюжета больным передается. Нередко отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

Читайте также:  Для каких болезней характерен симптом паруса (синдром курения трубки): оценка

Чтение

У больных с грубой сенсорной афазией чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема – графема» грубо нарушена.

Имеются лишь элементы глобального чтения.

При средней степени выраженности афазии чтение вслух возможно, но сопровождается теми же искажениями, что и при других видах экспрессивной речи.

Отдельные буквы больной узнает и прочитывает вслух.

Больные с легким речевым дефектом достаточно свободно читают фразы и даже тексты. Иногда отмечаются вербальные и литеральные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.

Письмо

При грубой афазии письмо как функция отсутствует.

Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. Списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют.

Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

Обратите внимание

При средней степени выраженности афазии отмечаются грубые нарушения письменной речи. Больные списывают слова и даже простые фразы, однако письмо под диктовку изобилует многочисленными литеральными и вербальными искажениями нестандартного типа.

Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа. При попытках звуко-буквенного анализа состава слова допускаются грубые ошибки в определении количества и качества звуков.

У больных с легкой сенсорной афазией письменная речь без грубых искажений.

Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». Витиеватость формулирования мысли носит в письме еще более выраженный характер, чем в устной речи.

Источник: https://students-library.com/library/read/54568-patofiziologiceskij-mehanizm-razlicnyh-vidov-afazii

Отличительные черты заболевания динамическая афазия

Если у человека диагностируют динамическую афазию, это будет означать, что он не имеет возможности строить внутренний план высказывания и воспроизводить его с помощью речи, имеется в виду произношение длинного текста или отдельной фразы. Способствующим фактором развития динамической афазии является дефект внутренней речи, а также проблемы с сукцессивной организацией речевых высказываний.

При наличии у пациента такой патологии у него наблюдаются проблемы с грамматическим построением речи. В случае с существительными, обычно они употребляются больным в именительном падеже. К характерным симптомам отклонения относится частое использование фраз шаблонов.

Что такое динамическая афазия

Впервые синдром динамической афазии был подробно разобран Карлом Клейсом в 1934 году. Изначально он полагал, что эта форма патологии поражает только спонтанную речь пациента.

Уже со временем эту теорию решил пересмотреть другой ученый – А.Р. Лурией.

Он был уверен в том, что динамическая афазия относится к отклонениям развернутой спонтанной речи, при которой сенсорное и моторное звено имеет шансы на сохранение.

Отличительной чертой динамической афазии по сравнению с афферентной афазией, является нарушение не только устной речи, а и дефекты в построении письменной. Сюда же относятся отсутствие понимания определённых видов текста и невозможность выполнения поставленных мысленных задач.

Обратите внимание! Динамическая афазия возникает при проблемах в средне-лобных и заднелобных отделах коры левого полушария головного мозга.

Данная форма патологии означает, что больной страдает от проблем с возможностью построения таких видов речи, с целью сложения которых нужно спланировать в мыслях структуру, а также письменную и устную речь, развернутую монологическую речь, понимание длинных текстов с возможностью их пересказа.

Если динамическая афазия возникает при поражении левого полушария в грубой форме, пациент, дополнительно к основным отклонениям, будет испытывать проблемы с построением даже самых элементарных высказываний.

Важно

На все вопросы он будет давать односложные ответы, в которых постоянно повторяются слова из поставленного вопроса.

В некоторых случаях, из-за невозможности сформулировать ответ, он будет отказываться говорить на данную тему.

Симптомы динамической афазии

Независимо от степени тяжести заболевания или вида, пациент всегда страдает от общего нарушения речи. Такая особенность наблюдается в связи с тем, что первичное нарушение одной или другой стороны речевого процесса неизбежно поведет за собой вторичный распад функциональной системы.

Поскольку у пациента возникают трудности с переключением с одного речевого элемента на другой, при разговоре больной с любой формой афазии страдает от постоянной перестановки слогов и звуков, а также литературной парафазии, персеверации, контаминации. Также в этом случае у пациента наблюдаются следующие видимые отклонения:

  • «телеграфный» стиль речи;
  • гипотония;
  • продолжительные паузы;
  • отклонение ритмико-мелодической стороны произношения.

Что касается речевых отклонений касательно отдельных звуков, при афазии этого не наблюдается. Но при этом пациент всегда страдает от нарушений с письмом и чтением. При динамической афазии, несмотря на то, что правильность произношения отдельных звуков и коротких фраз сохраняется, спонтанная повествовательная речь станет для больного неподъемной ношей.

Также в этом случае резко снижается вербальное общение. В речи всегда будет присутствовать персеверации и эхолалии. Что касается сохраненных функций, к ним можно отнести самый элементарный счёт, чтение и письмо.

Причины появления

Динамическая афазия появляется у человека в результате органических поражений коры речевых центров мозга. Все факторы, которые способствуют развитию патологии, развиваются у пациента уже со сформировавшейся речью. Этиология афазических отклонений всегда оставляет отпечаток на прогнозе для пациента по поводу выздоровления, а также на его характере и течении болезни.

К одним из причин, хотя и не самых частых, можно отнести сосудистые болезни головного мозга, а именно ишемические или геморрагические инсульты.

Что касается пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, они чаще страдают от смешанного или тотального афазического синдрома.

Если речь идет о возникновении ишемических отклонений в кровообращении, возникает моторная или сенсорная форма патологии.

К общим причинам, которые приводят к динамической афазии, относится следующее:

  1. Любые черепно-мозговые травмы.
  2. Воспалительные патологии мозга, а именно энцефалит, абсцесс или лейкоэнцефалит.
  3. Новообразования головного мозга.
  4. Хронические болезни, находящиеся на стадии прогресса.
  5. Отклонения центрально-нервной системы.
  6. Хирургическое вмешательство.

Обратите внимание! Также стоит отметить некоторые факторы риска, которые повышают вероятность возникновения у человека динамической афазии. Сюда относятся пожилой возраст, атеросклероз сосудов мозга, недавно перенесенные транзиторные атаки ишемического характера, травмы головы, семейный анамнез, гипертоническая болезнь, а также ревматические пороки сердечно-сосудистой системы.

То, насколько тяжело будет протекать болезнь, зависит от местонахождения главной проблемной зоны. Также во внимание берётся этиология нарушения речи и обширность очага поражения. Что касается возникновения болезни вследствие опухоли головного мозга, афазическое расстройство будет проявлять себя постепенно, но что касается ОНМК или ЧМТ, развитие происходит резко.

Если говорить о внутримозговом кровоизлиянии, оно всегда сопровождается более тяжелыми нарушениями речевого аппарата, чем, например, в случае с тромбозом или атеросклерозом. В процессе восстановления основополагающую роль играет возраст пациентов. Чем моложе больной, тем больше у него шансов на быстрое и более полное выздоровление за счёт обширного компенсаторного потенциала.

Какие существуют степени тяжести динамической афазии

Динамическая афазия может протекать в тяжелой или легкой форме. При первой у пациента полностью исчезнут навыки активного общения с другими людьми.

На все вопросы он будет отвечать «эхом», то есть употребляя повторно все сказанные ему слова. В особо тяжелых случаях больной имитирует движения собеседника. Также в этом случае пациент не способен самостоятельно сформулировать предложение.

Его способности восприятия предложения, как одного целого, будут полностью утеряны.

Совет

При лёгкой динамической афазии больной еще имеет возможность разговаривать с собеседником и давать ответы на простые вопросы. При этом он использует словоформы для построения предложения, но здесь существуют проблемы с применением падежей.

Также человек способен следить за развитием событий, но для этого собеседник должен придерживаться умеренного темпа разговора.

Хотя степень тяжести заболевания не самая сложная, пациент не сможет беспрепятственно проходить тесты с логопедическими картинками.

Диагностика патологии

Если у пациента проявились первые признаки динамической или мнестической  афазии, необходимо провести ряд исследований, которые подтвердят или опровергнут наличие патологии, а также определят степень тяжести.

Без этих тестов не обходится ни одно диагностическое мероприятие, так как речевые функции могут быть утрачены не в полной мере.

Чтобы определить природу возникших проблем, пациенту предлагается выполнить следующее:

  1. Написание изложения по прочитанному тексту.
  2. Составить сочинение на предложенную тему.
  3. Описание сюжета увиденной картины.
  4. Составление рассказа своими словами по предложенным изображениям.

Исходя из результатов тестирования, будет оцениваться степень владения пациентом своей внутренней речью, так как некоторые виды афазии, в частности динамическая, оставляют определенные речевые функции, которые в дальнейшем могут быть сохранены.

Если пациент до этого момента не испытывал проблем со счётом или письмом, эти возможности, скорее всего, не будут затронуты. К основным способностям, которые останутся в функционирующем состоянии, относятся следующие:

  • способность определять явления и предметы и называть их;
  • способность повторять за собеседником словоформы, речевые шаблоны и штампы;
  • способность называть порядок месяцев, лет, дней недели, а также использовать рядом и речь.

Коррекция афазии

Особенности коррекционно-педагогической работы при динамической афазии основаны на медицинских исследованиях. Здесь очень важно определить основное отклонение, которое спровоцировало возникновение данной патологии. Терапия всегда проводится только под наблюдением нейрохирурга или невролога. Прибегать к каким-либо самостоятельным решениям крайне нежелательно.

В большей степени коррекционная работа при динамической афазии подразумевает логопедические занятия. Их структура и содержание будут зависеть от формы и этапа обучения при восстановлении. Специалисты советуют сконцентрировать внимание на сохранённых первичных анализаторах, а также осуществлять работу над как можно большим количеством сторон речи.

Заключение

Для преодоления любой формы афазии необходимо потратить большое количество времени на трудоёмкую работу. Но чтобы не допустить развития заболевания, необходимо вовремя обращаться к врачу, если обнаружились симптомы каких-либо сосудисто-мозговых отклонений.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/dinamicheskaya-afaziya.html

Афазия: что это такое, особенности моторной, сенсорной, синдрома Ландау Клеффнера и других форм, лечение и симптомы

Современная медицинская наука рассматривает речь в качестве второй сигнальной системы. Знаки и жесты как средство общения давно отошли на второй план. Устная и письменная речь длительное время способствовала интеллектуальному развитию человека.

Читайте также:  Как почистить сосуды головного мозга и снять спазмы: лекарства, народные средства

Общение при помощи слов является основой социума. Письмо позволяет фиксировать информацию на различных носителях. Чтение признаётся одним из важнейших компонентов познания окружающего мира.

Речевые расстройства, такие как афазия, всегда ставят под сомнение полноценную жизнь человека в обществе.

Содержание

  • 1 Характеристика патологии
  • 3 Причины формирования нарушений у взрослых и детей
  • 4 Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного

Характеристика патологии

Всеми функциями в организме человека заведует головной мозг. Орган контролирует поступающую к нему информацию и вырабатывает адекватный ситуации ответ.

Головной мозг находится в полости черепа и подразделяется на несколько отделов. Самым новым из них является кора, состоящая из совокупности отдельных структур, называемых извилинами. Каждая из них ответственна за реализацию определённых аспектов существования организма.

Речевая функция присуща только человеку. В головном мозге нет единого центра-анализатора, ответственного за формирование осмысленных устных и письменных фраз.

Афазия — следствие поражения коры головного мозга

Центральным отделом, осуществляющим обработку всей поступающей извне информации, является постцентральная извилина коры головного мозга.

К её клеткам стекаются нервные импульсы, рождённые в зрительном, слуховом и других видах анализаторов. Реакции человека на окружающую действительность имеют своё начало в предцентральной извилине.

Воспроизводство речи формируется в её нижней части (зоне Брока). За слух и память ответственны структуры трёх височных извилин.

Афазия — медицинский термин, описывающий утрату ранее сформированной речи по причине поражения патологическим процессом одного или нескольких центров-анализаторов в коре головного мозга.

Необходимо отметить, что термин «афазия» применим к детям по достижении трёхлетнего возраста. Отсутствие речи с рождения в науке носит название алалии.

Афазия как следствие патологического процесса может возникнуть в любом возрасте, однако основную группу риска составляют люди старше 50 лет. Расстройства речи, возникшие в возрасте пяти — семи лет, способны привести к полной и необратимой её потере.

Классификация речевых расстройств (афферентная афазия, динамическая, грубая, семантическая, амнестическая, двуязычная и другие виды) и их симптомы

Афазия представляет собой сложную совокупность различных видов расстройств речевой функции.

По степени выраженности нарушения речи выделяют:

  • тотальную, при которой становится невозможной реализация всех форм устной и письменной речи;
  • грубую — характеризуется невозможностью строить речь из целых слов или словосочетаний, общение в этом случае происходит при помощи отдельных звуков;
  • частичную — затрагивает только некоторые составляющие речевой функции: счёт, письмо, чтение;
  • прогрессирующую — отличается нарастанием признаков заболевания во времени, приводя к расстройству всё новых составляющих речи.

По характеру причины, вызвавшей развитие патологического процесса, афазия подразделяется на следующие формы:

  • первичная, при которой причина болезни кроется в изменённом строении или функционировании самой ткани речевых центров головного мозга;
  • вторичная, развивающаяся на фоне недостатка кровоснабжения головного мозга, формирования кровяных сгустков, воздействия травмирующего агента.

Речь человека является сложным набором функций, за каждую из которых отвечает свой отдел коры головного мозга. Поражение любого из них вызывает афазию, однако проявления болезни напрямую связаны с локализацией патологического очага. Заболевание приводит к расстройству именно той составляющей речи, которую контролирует поражённая зона коры головного мозга.

Вид афазии определяется локализацией очага в коре головного мозга

Большую группу составляют моторные афазии. При этих формах болезни, как правило, нарушается воспроизводство речи, при этом восприятие её не изменяется.

Сенсорные афазии характеризуются нарушением восприятия любых форм чужой речи при сохранности собственной. При этой форме болезни слух не повреждён, патологические изменения затрагивают обработку звуковых сигналов в коре головного мозга.

Зависимость клинических проявлений от локализации первичного очага при сенсорных типах (акустико-гностическая, или афазия Вернике, оптико-мнестическая, номинальная и др.) — таблица

Различные виды афазий и специфика их клинической картины — галерея

При акустико-гностической афазии страдает слуховая память Акустико-мнестическая афазия — отсутствие памати на слова и звуки При динамической афазии страдает фразность речи При семантической афазии страдает смысловое наполнение речи Эфферентная афазия относится к моторным формам и обусловлена нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария

Афазия довольно часто наблюдается в виде сочетания нескольких форм. Причина этого явления заключается в обширности очага поражения коры, при котором патологический процесс затрагивает несколько речевых центров. В этом случае помимо афазии часто отмечаются парезы и параличи, а также нарушения двигательной функции. Расстройства речи могут проходить самостоятельно и возвращаться вновь.

Особым видом афазии является двуязычная. Как правило, эта патология возникает после черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся развитием коматозного состояния. После пробуждения человек обретает способность говорить на иностранном языке, даже если до этого случая он не изучал слова чужого наречия.

Причины формирования нарушений у взрослых и детей

Основной причиной развития афазии является повреждение нервных центров-анализаторов. Структура ткани головного мозга может дегенеративно изменяться на микроскопическом уровне при болезни Альцгеймера или Пика.

Вторичная форма, как правило, образуется на фоне патологических процессов, вызывающих нарушение кровоснабжения мозговой ткани путём изменения строения сосудов или сдавления извилин новообразованиями. В этом случае основными факторами развития заболевания являются:

  • атеросклероз сосудов шеи и головного мозга (ишемический инсульт);

    Закупорка просвета сосуда бляшкой приводит кразвитию инсульта

  • хроническое повышение уровня артериального давления или его перепады (гипертоническая болезнь);
  • закупорка сосудов головного мозга кровяными сгустками при мерцательной аритмии;
  • кровоизлияние в мозг при разрыве сосуда (геморрагический инсульт);

    Повышенное артериальное давление — основная причина развития геморрагического инсульта

  • первичная опухоль из нервной ткани или метастазы новообразований других органов;
  • воспаление нервной ткани (менингит, энцефалит, абсцесс);
  • действие травматического агента;

    Черепно-мозговая травма часто сопровождается развитием афазии

  • сахарный диабет.

Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного

В диагностике афазии выделяют два этапа. Для установления причины патологии, локализации очага поражения врач-невролог использует следующие методики:

  • тщательный опрос пациента — для выявления всех этапов развития заболевания;
  • измерение артериального давления;
  • запись электрокардиограммы — для выявления мерцательной аритмии;

    Мерцательная аритмия — основная причина эмболического инсульта

  • неврологический осмотр — для обнаружения сопутствующих расстройств двигательной и чувствительной функций;
  • электроэнцефалография — для графического отображения электрических сигналов головного мозга;

    Электроэнцефалография — процедура изучения электрической активности мозга

  • компьютерная (магнитно-резонансная) томография — для локализации очага поражения коры и установления его размеров;

    Компьютерная томография позволяет точно определить локализацию и размер патологического очага

  • ультразвуковое исследование сосудов шеи — для определения наличия атеросклеротических бляшек и степени нарушения кровотока.

Изучение всех компонентов устной и письменной речи проводится логопедом-дефектологом:

  • исследование воспроизведения устной речи позволяет оценить произношение отдельных звуков, слов и фраз, построение предложений, пересказ текста;
  • диагностика восприятия речи помогает выявить сенсорные формы афазии при выполнении устных команд, повторения текста;
  • анализ письменной речи даёт возможность определить сохранность функции чтения, написания звуков и слов.

Дифференциальная диагностика проводится со следующими заболеваниями:

  • психические нарушения;
  • расстройства слуха;
  • умственная отсталость;
  • алалия;
  • дизартрия.

Лечение афазии: занятия с логопедом, терапия препаратами, хирургическое вмешательство, возможность использования народной медицины

Лечение афазии представляет собой комплексную задачу. В терапии участвуют невролог, логопед-дефектолог, психолог и при необходимости нейрохирург.

Народная медицина не доказала свою эффективность в восстановлении речи при афазии, поэтому в терапии не используется.

Фармакологическое лечение

Терапия основного заболевания — важный компонент лечения афазии. В зависимости от основной причины могут использоваться следующие группы препаратов:

  • метаболические, улучшающие обмен веществ в нервной ткани: Актовегин, Мексидол, Кортексин;
  • ноотропы: Пирацетам, Фезам;
  • витамины: Тиамин, Рибофлавин, Пиридоксин;
  • статины: Липримар, Аторвастатин, Торвакард;
  • кроверазжижающие: Гепарин, Фраксипарин, Варфарин, Прадакса, Ксарелто;
  • тромболитические: Актилизе, Метализе;
  • стероидные гормоны: Преднизолон, Гидрокортизон;
  • мочегонные: Фуросемид, Лазикс, Диакарб.

Медикаментозная терапия основного заболевания при афазии — галерея

Препарат Актилизе используют для растворения тромба Актовегин улучшает метаболические процессы в мозге Препарат Варфарин препятствует образованию тромбов на фоне мерцательной аритмии Препарат Лазикс снимает отёк головного мозга Липримар эффективно снижает уровень холестерина Пирацетам относится к группе ноотропов Препарат Пиридоксин содержит витамин В6 Преднизолон — эффективный противовоспалительный препарат

Хирургическое вмешательство: операции при опухоли, кровоизлиянии и других поражениях

Оперативное лечение применяется исключительно по показаниям:

  • значительное кровоизлияние в мозг более 60 миллилитров;
  • опухоль головного мозга;
  • локальное скопление гноя в ткани мозга (абсцесс);
  • аневризма (патологическое расширение) сосуда головного мозга;
  • значительное сужение просвета сосуда атеросклеротической бляшкой на уровне сонных артерий.

При кровоизлиянии в головной мозг проводят трепанацию черепа. Терапия атеросклеротических бляшек осуществляется путём эндартерэктомии (иссечения). Хирургическое лечение опухоли заключается в её удалении. Метод обезболивания подбирается в каждом случае индивидуально.

Оперативное лечение проводится по строгим показаниям

Занятия с логопедом: упражнения для растормаживания и восстановления речи

Занятия с логопедом-дефектологом — основа терапии расстройств речи. В лечении используется дифференцированный подход, позволяющий избирательно использовать методики для коррекции существующих нарушений, например, растормаживание речи.

Восстановление речи — длительный процесс и упорная работа

Упражнения для восстановления речи в качестве основы подразумевают постоянную практику в устной речи, чтении и письме. Некоторым больным фактически приходится учиться говорить и писать заново. На современном этапе развития медицины всё чаще логопеду помогают компьютерные технологии.

Осложнения и прогноз

Прогноз лечения при афазии всегда осторожный. Возможность восстановления речи, как правило, зависит от основного заболевания и размеров патологического очага. Осуществление хирургического вмешательства преследует цель исключить сдавление речевых центров мозга. Операция может привести к следующим осложнениям и последствиям:

  • значительная потеря крови;
  • инфицирование и последующее нагноение раны;
  • повреждение соседних структур мозга с появлением новых неврологических симптомов;
  • тотальная потеря речи и необратимое обездвиживание;
  • летальный исход.

Профилактика

С целью профилактики развития афазии используются следующие мероприятия:

  • адекватное лечение гипертонической болезни, атеросклероза, сахарного диабета;

    Контроль артериального давления — основной метод профилактики развития афазии

  • своевременная терапия мерцательной аритмии и назначение соответствующих препаратов;
  • раннее выявление опухолей;
  • коррекция углеводного обмена при сахарном диабете;
  • вакцинация против возбудителей инфекций, поражающих головной мозг.

Афазия — сложное расстройство речи. Восстановление утраченной функции — совместная работа невролога, логопеда, пациента и его родственников. Выполнение всех рекомендаций — залог успеха в лечении этого заболевания.

Источник: https://med-atlas.ru/nervnoja-sistema/afaziya-chto-eto-takoe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector