Реабилитация детей с дцп: комплекс упражнений лфк, массаж, иные средства восстановления

Реабилитация при ДЦП: массаж, ЛФК, терапия

Для успешного лечения ДЦП недостаточно приема медицинских препаратов. Наилучший результат достигается при комплексном подходе к лечению, когда систематически применяются различные методы реабилитации.

Движение ребенка с церебральным параличом ограничено. Если не исправить ситуацию, это может привести к гиподинамии, ослаблению и атрофии мышц, нарушению обменных процессов и ослабеванию организма в целом.

Не допустить этого помогут массаж, лечебная физкультура и несколько специальных терапевтических методов, которые сочетают в себе то и другое.

С их помощью можно шаг за шагом отвоевывать у болезни новые возможности и навыки, способствовать восстановлению организма. Рассмотрим все эти методы подробнее.

Массаж для детей с ДЦП: правила проведения

При церебральном параличе назначаются различные виды массажа. Это может быть классический массаж, расслабляющий точечный массаж, склеромерная массажная техника для устранения болевых импульсов. Используется также разработка мышц-антагонистов, их растяжение.

Для начала сеанса необходимо добиться расслабления мышц. Можно применять специальные масла. Массажист обычно применяет следующие виды движений:

  • Медленное, легкое непрерывное поглаживание;
  • катание мышц тазобедренного и плечевого суставов;
  • валяние больших мышц;
  • легкое растирание пальцами;
  • более энергичное растирание всех мышц спины, бедер и ягодиц.

Массаж часто дополняется физиотерапевтическими процедурами: бальнеотерапией, грязе-и теплолечением, электрофорезом, магнитотерапией.

О пользе лфк при дцп

Лечебная физкультура помогает предупредить атрофию мышц, контрактуры, улучшает рефлексы, закрепляет в памяти ребёнка правильные позы.

Важно! Курс ЛФК не назначают при судорогах и повышенном внутричерепном давлении.

Комплекс упражнений подбирается индивидуально, в зависимости от формы и тяжести ДЦП.

Обычно он включает зарядку, фиксацию конечностей в определенных положениях, растяжку мышц, тренировку суставов рук и ног раскачиваниями, ходьбу, упражнения на равновесие, расслабление мышц, выносливость.

При атонической форме делается упор на тренировку удержания равновесия. Если ДЦП проходит в форме спастической диплегии, то необходим комплекс упражнений с непрерывным движением.

Войта-терапия — эффективный метод реабилитации

В 50-е годы прошлого века чешский профессор Вацлав Войта, работавший в клинике с детьми, больными ДЦП, открыл закономерность движений. Профессор понял, что при нажатии на определенные точки на теле все люди рефлекторно совершают совершенно одинаковые движения.

Это открытие стало основой предложенного В. Войта метода лечения, получившего своё название от имени первооткрывателя.

Принцип терапии, уникальность

Механизм движения мышечно-скелетной системы приводится в действие импульсами, поступающими от спинного мозга. Однако эти импульсы не «включатся», если к спинному мозгу не придет побуждающий сигнал от головного мозга. У больных ДЦП эта связь нарушена.

Однако Войта обнаружил, что ее можно восстановить, если начать задавать алгоритм работы двигательного механизма «с конца», т.е. в обратном порядке. Для этого сначала вызывается рефлекторное движение, а потом по цепочке нейронных импульсов сигнал о нем доходит до центральной нервной системы.

Такое явление получило название рефлекторной локомоции.

Если у здорового человека от рождения заложены безусловные двигательные рефлексы, то у больного с помощью войта-терапии закладывается условный рефлекс на каждое правильное движение.

Частота и интенсивность занятий

Процедуры рекомендуется проводить 3-4 раза в день. Они эффективны как для грудных детей с ДЦП, так и для дошкольников. Метод Войта применяют и в лечении детей школьного возраста, а вот подростки уже поддаются лечению хуже.

Каждое занятие длится от 5 минут; их длительность может быть большей и постепенно увеличиваться до получаса. Нужно учитывать, что занятия являются стрессом для ребенка, особенно вначале. Ведь их тело само совершает движения независимо от их желаний. Маленькие дети все эмоции выражают исключительно криком, поэтому пугаться могут даже родители.

Важно! Лечебные сеансы могут проводить родители самостоятельно, после предварительного обучения врачом.

Показания к проведению сеансов

Существует три направления использования войта-терапии: ранняя диагностика новорожденных, лечение двигательных нарушений у больных детей и реабилитация взрослых после инсульта.

В случае с ДЦП вырабатывается новый двигательный рефлекс, что приносит больным большую пользу.

Метод Войта не тренирует новые правильные движения, а «напоминает» организму о врожденной схеме, заложенной в мозге программе передачи импульсов.

Обратите внимание

Применение войта-терапии показано при любой степени ДЦП, нарушениях координации, некоторых сопутствующих заболеваниях (эпилепсии вне приступов, дисплазии тазобедренных суставов, нарушении рефлексов сосания, глотания, жевания, проблемам с позвоночником). Этот метод лечит задержки моторного, речевого, психического развития, что также зачастую сопровождает церебральный паралич.

Однако при некоторых состояниях метод Войта противопоказан. Это ОРВИ, лихорадочные состояния, острые боли в сердце, послеоперационный период (до заживления ран), заболевания с повышенной хрупкостью костей, обострения хронических недугов.

Бобат-терапия: суть метода

Бобат-терапия была разработана британскими врачами Бертой и Карлом Бобатами в 40-х годах ХХ века.

Основываясь на наблюдениях Берты, по первому образованию тренера по гимнастике, супруги открыли способность мозга к пластичности.

Выяснилось, что при поражениях одних участков мозга ответственность за их функции переходит на здоровые участки. Особенно явственно такое устранение неврологического дефицита выражено у новорожденных.

Начинать лечение с помощью Бобат-терапии можно в любом возрасте, но чем моложе больной, тем лучше. Наибольший нейроразвивающий эффект достигается у грудничков до 3-х месячного возраста.

Принципы лечения

Лечение по методу Бобат называют целой философией, системой ухода за больным, образом жизни. Она базируется на идее лечения движением (кинезитерапии).

Существует несколько основных принципов, на которых основывается данная методика.

  1. Онтогенетический подход. Это означает, что восстановление двигательных навыков проходит в той же последовательности, что и этапы развития здорового младенца. Он начинает держать голову, переворачиваться, садиться, ползать и т.д. В таком же порядке врач реабилитирует ребенка с ДЦП.
  2. Выбираются положения тела, в которых гипертонус мышц снижается.
  3. Качество движений важнее, чем их количество.
  4. Вовлечение в целенаправленное движение всех двигательных точек.
  5. Главные цели – ингибиция и фацилитация, т.е. ослабление и уменьшение количества непроизвольных движений и увеличение координированных движений.
  6. Плавность всех движений.

Противопоказания для Бобат-терапии – шизофрения, выраженный судорожный синдром, тяжелые формы эпилепсии. При более легких формах эпилепсии терапия применяется с осторожностью. Делают перерывы в занятиях при обострениях любых хронических заболеваний.

Основные упражнения и правила выполнения

План лечения составляется индивидуально врачом-физиотерапевтом в зависимости от общего состояния больного, формы и степени ДЦП.

Чаще всего применяются следующие упражнения:

  1. Выпрямление шеи, рук и ног в положении лежа на спине.
  2. В положении лежа на животе (под грудь подкладывается валик), руки согнуты, поднять голову. Произвести покачивание и потряхивание руками, а затем выдвинуть их вперед.
  3. Упражнение на переворачивание: сегментарная ротация ног, таза и всего туловища.
  4. Ползание на четвереньках, тренировка перемещения конечностей в правильной последовательности, без лишних движений. При этом контролируется постановка рук, твердость их упора.
  5. Тренировка правильной посадки. Кладется валик между бедрами, ребенка придерживают за руки, следя, чтобы он не завалился набок.
  6. Тренировка вставания, перехода в стоячее положение.

Это самые простые упражнения, но для ребенка с ДЦП они достаточно сложные. Постепенно программа занятий усложняется. Добавляются упражнения для укрепления способности стоять вертикально, правильных движений при ходьбе.

Ходьба для ребенка с ДЦП физиологически сложна, ведь это целый комплекс движений. Ребенок должен научиться контролировать правильность положения различных частей тела, не только ног, но и спины, рук, головы.


Какими будут результаты

Результаты реабилитации тем лучше, тем регулярнее проводятся занятия. Некоторые комплексы упражнений, сеансы занятий рассчитаны на несколько месяцев, год, а порой даже на несколько лет. Родителям малыша нужно запастись терпением, суметь настроить своего ребенка на победу над болезнью, уметь поддерживать позитивный настрой.

Источник: https://onevrologii.ru/detskij-tserebralnyj-paralich/reabilitatsiya-pri-dtsp-massazh-lfk-terapiya

Реабилитация детей с ДЦП: эффективные методики

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это полиморфное заболевание нервной системы, при котором у детей нарушается двигательная функция, а также речевое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. Полностью вылечить патологию нельзя, но чем раньше начата реабилитация детей с ДЦП, тем успешнее будет коррекция нарушений и дальнейшая социализация.

Начало реабилитации

Когда нужно начинать реабилитацию детей с диагнозом ДЦП? Многолетний опыт подсказывает, что самых лучших результатов можно добиться при раннем начале лечения. Кроме того, заболевание имеет тенденцию к прогрессированию.

Потому терапия должна начитаться сразу же после постановки диагноза. Детям, которые родились в асфиксии, получили родовые травмы, лечение проводят с первых дней жизни. Комплексная реабилитация детей с ДЦП должна быть беспрерывной.

Какие специалисты занимаются лечением

При подозрении на любые двигательные нарушения у ребенка следует обращаться к неврологу.

Под особым наблюдением находятся дети после кесарева сечения, стремительных родов, стимуляции родовой деятельности, осложненной беременности. Показано обследование в случае низкой оценки по шкале Апгар.

Невролог в обязательном порядке осматривает всех недоношенных детей, рожденных в асфиксии, с родовыми травмами, гематомами.

При подозрении на ДЦП назначается ряд дополнительных обследований:

  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • нейросонография;
  • МРТ головного мозга.

Всё это позволяет не только подтвердить диагноз, но и выявить степень нарушений, органические изменения в нервной системе. После постановки диагноза разрабатываются программы реабилитации.

Лечение дети проходят в амбулаторных условиях, посещают кабинеты физиотерапии при поликлиниках. Также предусмотрено лечение в стационаре и санаториях.

Сейчас существует множество реабилитационных центров, которые проводят занятия с детьми по современным методикам. К сожалению, большинство из них платные.

Медицинские методы реабилитации детей с ДЦП

Первым этапом лечения детей с ДЦП является физическая или медицинская реабилитация. Она направлена на максимальное восстановление двигательной функции, снятие спазма мускулатуры, подавление очагов патологического возбуждение в нервной системе. Физическая реабилитация включает следующие методики:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру (ЛФК);
  • массаж;
  • физиотерапию.

Комплексное лечение должно проводиться без перерывов. Назначает процедуры и проводит контроль их эффективности врач-невролог в тесном сотрудничестве с врачом-реабилитологом.

Родители обязательно должны заниматься с детьми дома, применяя методики, которым они обучаются в реабилитационном центре.

Эффективное лечение и реабилитация детей инвалидов с ДЦП невозможны без активного участия родственников.

Эффективность мероприятий во многом зависит от тяжести нарушения двигательной функции. Принято выделять четыре степени:

  1. Незначительные нарушения. После реабилитации пациент может ходить самостоятельно, без особых препятствий.
  2. Средняя степень нарушения. Дети после терапевтических курсов ходят с поддержкой или со вспомогательными приборами.
  3. Тяжелая степень двигательных нарушений. Можно добиться самостоятельного передвижения ребенка в коляске, снабженной электрическим приводом.
  4. Очень тяжелая степень. Двигательная реабилитация минимальная, дети без посторонней помощи не могут передвигаться, сидят с поддержкой.
Читайте также:  Грандаксин: показания, инструкция по применению, отзывы пациентов и врачей, аналоги

Терапия лекарственными препаратами

Медикаментозное лечение играет лишь вспомогательную роль в реабилитации детей с ДЦП и направлено на достижение таких целей:

  • снятие воспаления и борьба с аутоиммунными процессами, которые могли стать причиной ДЦП в период внутриутробного развития;
  • предотвращение образования спаек и рубцов после кровоизлияний, травм, воспалений;
  • борьба с последствиями асфиксии (кислородного голодания тканей мозга);
  • улучшение обменных процессов в тканях головного мозга и других отделах нервной системы;
  • устранение судорог и внутричерепной гипертензии;
  • устранение либо уменьшение спазма мышц, насильственных движений, нормализация тонуса мускулатуры;
  • запуск компенсаторных механизмов в нервной системе;
  • стимуляция развития речи и психики ребенка.

Лекарственная терапия обязательно проводится в первые полгода жизни ребенка. Потом ее назначают, в зависимости от показаний, чтобы дополнить другие методы реабилитации детей с ДЦП. Например, при судорогах, гипертонусе мышц. Детям назначают следующие группы препаратов:

  • средства, снижающие тонус мышц. Их действие непродолжительное, рекомендуют применять за 30-60 минут до начала ЛФК или массажа;
  • препараты для улучшения нервно-мышечной проводимости;
  • транквилизаторы и нейролептики назначают при гипертонусе мышц и гиперкинезах. Реже используют производные атропина. Важно заметить, что производные атропина и прозерина являются антагонистами, их нельзя применять одновременно;
  • препараты, стимулирующие работу ЦНС, назначают при мозжечковых формах ДЦП, когда тонус мышц у ребенка снижен;
  • метаболические препараты, улучшающие обмен веществ в ЦНС;
  • средства для улучшения микроциркуляции;
  • препараты, стимулирующие регенерацию тканей и предотвращающие образование рубцов;
  • мочегонные (диакарб, гипотиазид, лазикс) для уменьшения внутричерепного давления, снятие отека;
  • противосудорожные препараты следует принимать постоянно на протяжении трёх-пяти лет, отменяют их постепенно.

В последнее время появились сообщения об успешном применении ботокса для расслабления мышц у детей с ДЦП. Но эта методика лечения пока новая, перед её применением нужно обязательно посоветоваться с лечащим врачом, узнать мнение других специалистов

ЛФК у детей с ДЦП

Лечебная физкультура – это старая и проверенная методика реабилитации пациентов с ДЦП. Назначают ее, чтобы добиться следующих результатов:

  • развить у ребенка способность самостоятельно тормозить свои движения;
  • снизить тонус мускулатуры;
  • улучшить координацию движений;
  • увеличить подвижность суставов;
  • обучить ребенка бытовым навыкам, самообслуживанию, правильным движениям тела.

ЛФК может принести положительный результат, если проводится регулярно, системно и непрерывно.

При разработке комплекса упражнений подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным, иначе двигательная реабилитация будет продвигаться слишком медленными темпами. Учитывают тяжесть болезни, стадию, возраст детей, переносимость процедур.

Во время занятий ребёнок не должен сильно уставать, нагрузки увеличивают постепенно. ЛФК должно приносить детям с ДЦП радость и удовольствие.

Лечебный массаж

Лечебный массаж помогает избавиться детям от целого ряда симптомов и входит в обязательную программу лечения. Его основные цели:

  • снизить тонус мышц;
  • стимулировать рост мускулатуры и скелета у ребенка;
  • улучшить лимфоток и кровообращение в тканях;
  • ускорить метаболизм;
  • предупредить развитие контрактур и рубцов;
  • уменьшить количество синкинезий (непроизвольных движений конечностей).

Виды и способы проведения массажа подбираются строго индивидуально. Учитывается разновидность заболевания, состояние и возраст маленького пациента. Делают массаж после приема лекарств и завершения физиотерапевтических процедур. Поза ребенка должна способствовать максимальному расслаблению мышц. В конце сеанса полученные результаты закрепляют специальными упражнениями из комплекса ЛФК.

Для лечения детей с ДЦП применяют такие виды лечебного массажа:

  1. Классический. Включает поглаживания, растирания, разминание (валяние, катание), вибрацию.
  2. Массаж по Фелпсу. Основная техника – потряхивание конечностей для снятия спазма мускулатуры, борьбы с контрактурами.
  3. Массаж для улучшения дыхания. Используются классические техники в определенных комбинациях, точечные воздействия.
  4. Массаж для стимуляции роста костей. Воздействует на зоны роста трубчатых и плоских костей.
  5. Сегментный массаж. Его суть заключается в воздействии на участки кожи, которые иннервируются теми или иными сегментами спинного мозга, а также улучшении трофики и кровообращения в ЦНС. Физическая реабилитация после курса такого массажа значительно ускоряется.
  6. Массаж Манакова. Направлен на борьбу с контрактурами и спаечными процессами. Основной прием массажа – вибрация.
  7. Точечный массаж. Бывает двух типов: тормозной и возбуждающий. Первый выполняется при спазме и повышенном тонусе мускулатуры, второй – при гипотонии мышц.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапию используют в комплексе с ЛФК, массажем, медикаментозным лечением. Курс состоит из 10-20 процедур, которые подбираются индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и типа нарушения. Очень часто физиотерапию включают в курс санаторно-курортной реабилитации. Применяются следующие виды лечения:

  1. Электротерапия. Включает воздействие разных видов тока на нервные окончания и мышцы. Применяются гальванические, импульсные, синусоидные, импульсные токи, электростимуляция.
  2. Электросонотерапия. Показана при повышенной возбудимости ребенка, нарушениях сна, гиперкинезах.
  3. Магнитотерапия. Помогает снять повышенный тонус мускулатуры, улучшает кровообращение в мышцах.
  4. Ультразвуковая терапия. Используется для устранения контрактур у детей старшего возраста.
  5. Лазеротерапия. С помощью воздействия лазера на сосудистую стенку можно добиться улучшения кровообращения в мышцах и суставах.
  6. Ультрафиолетовое облучение паравертебральной зоны. Предусматривает воздействие ультрафиолетовых лучей на участки вокруг позвоночника. Нередко используется для подготовки ребенка к электростимуляции мышц.

Физиотерапия не должна причинять пациентам боли или дискомфорта. Специалист, который проводит процедуры, должен иметь хороший контакт с детьми старшего возраста, внимательно наблюдать за поведением малышей. В большинстве современных клиник на сеансах всегда присутствуют родители или опекуны больных детей

Развитие речи, обучение и психологическая реабилитация при ДЦП

Правильная система реабилитации ребенка с ДЦП обязательно должна включать занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Эти специалисты помогают вовремя выявить и лечить различные нарушения речи, поведения, психологической адаптации. Такие отклонения есть практически у всех детей с ДЦП.

В первую очередь больным детям следует организовать среду, в которой они не будут чувствовать себя ущемленными по сравнению со здоровыми сверстниками.

Важно максимально упростить их передвижение в пространстве, убрать в квартире пороги, ступеньки, расширить дверные проемы, если ребенок передвигается на коляске.

Важно

К сожалению, на улицах наших городов, в общественных заведениях есть пока мало приспособлений для инвалидов. Потому нередко такие люди становятся еще более ограниченными в своих возможностях.

Психологическая реабилитация детей с ДЦП также включает выработку навыков общения, правильных эмоциональных реакций на те или иные события, умения играть и выполнять задания.

Специалисты помогают ребёнку сформировать представление о пространстве и времени, развивают органы чувств, координацию движений, что в свою очередь поможет им обслуживать себя.

С первых месяцев следует стимулировать интеллектуальное развитие детей в соответствии с их возрастом.

Дети дошкольного и школьного возраста обязательно должны заниматься с педагогом, который поможет обучить их письму, чтению, счету. Для развития мелкой моторики рук очень полезны уроки рисования и лепки, рукоделие. Программу разрабатывают всегда индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка, его возраста.

Приблизительно у 80% детей с ДЦП наблюдаются нарушения речи. Произносить первые слова они начинают поздно, в два-три года, к пяти годам общаются короткими предложениями и словосочетаниями.

Более интенсивно речь развивается в шесть-семь лет. Регулярные занятия с логопедом могут ускорить этот процесс. Важно начать их не позже трёх лет.

Вот основные цели, которые ставит перед собой логопед на занятиях с ребенком:

  • улучшить артикуляцию и разборчивость произношения звуков;

Источник: https://reabilitilog.ru/bolezni/reabilitatciia-vnutrennikh-zabolevanii/reabilitatciia-detei-s-dtcp.html

Реабилитация детей с Детским Церебральным Параличом

Реабилитация

Реабилитация детей с ДЦП представляет собой высокоэффективный комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение текущего состояния больного малыша.

Процедуры помогают ребенку адаптироваться, улучшить физические и умственные способности. ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич.

Он характеризуется нарушением мозговой и двигательной активности, из-за неправильного развития коры, ствола и капсулы головного мозга.

Особенности заболевания

Существует множество причин, из-за которых происходят нарушения в развитии такого важного для нормальной жизни человека органа как головной мозг. По течению ДЦП можно разделить на несколько форм и фаз. Всего их три:

  • Ранняя фаза. Длится до 5 месяцев. Выражается в замедленном развитии мышечных рефлексов. Движения похожи на действия новорожденного. Ребенок не в состоянии играть из-за ослабления мышц.
  • Начальная резидуальная стадия. Может проявляться у детей до 3 лет. Малыш к двум годам не делает попыток заговорить, может быть заметна неправильная симметрия тела. Ребенок не может жевать пищу, часто давится своей собственной слюной.
  • Поздняя резидуальная стадия. Начинается после 3 лет. Ребенку трудно передвигаться, ноги становятся ассиметричны по длине, нарушается речь, слух и зрение. Ситуация может усугубляться недержанием, судорогами и болезнями зубов.

В такие моменты для родителей самое главное не упустить время и обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.

Важно!

Для малообеспеченных семей существует бесплатная реабилитация детей с ДЦП, можно получить бесплатную путевку в лечебный центр, где ребенка обеспечат лучшими препаратами и наиболее эффективными процедурами.

Причины появления ДЦП подразделяются на две категории – внутриутробные и послеродовые. К внутриутробным рискам можно причислить:

  • Беременность проходила с осложнениями;
  • Во время беременности мать злоупотребляла вредными привычками;
  • Генетический фактор;
  • Тяжелые роды с возникновением асфиксии у плода;
  • Во время беременности мать страдала от тяжелых хронических болезней;
  • Рождение намного раньше положенного срока;
  • Небольшой вес новорожденного;
  • Влияния скрытых инфекционных заболеваний на развитие плода;
  • Несовместимость резус факторов матери и плода, вследствие чего может произойти токсическое отравление головного мозга новорожденного.

Послеродовых причин гораздо меньше. К ним относятся:

  • Небольшой вес новорожденного (менее 1 килограмма);
  • Рождение двойняшек или тройняшек;
  • Поражения головы, случившиеся в период раннего развития.

Часто случается, что истинные причины возникновения ДЦП остаются неизвестны. В любом случае, социальная реабилитация детей ДЦП должна начинаться как можно раньше. Таким образом, у больных детей возрастают шансы на достойную жизнь и нормальную интеграцию в общество.

Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП

Лечение и реабилитация детей с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе и вести относительно нормальный образ жизни.

Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно.

В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.

Совет

К каждому человеку необходимо найти собственный подход. Для лечения и адаптации применяют те процедуры, которые необходимы конкретному малышу. В центрах помощи больных ДЦП работают психологи, ортопеды, неврологи, реабилитологи и тренеры физкультуры. Курс реабилитации лучше начинать как можно раньше.

Читайте также:  Акинетико-ригидный синдром: патогенез, дифференциальная диагностика, лечение

Наиболее благоприятный возраст для начала лечения и адаптации наступает после года. Длительность курса зависит от степени заболевания и индивидуальных особенностей ребенка. Некоторым хватает 6 месяцев, а другие находятся на лечение несколько лет. Методы реабилитации детей с ДЦП построены на поэтапном достижении цели. Это называется дробное лечение.

Важно

! Родители должны понимать, что достичь всего и сразу невозможно. Следует брать во внимание возможности самого маленького человека, учитывать его потребности и идти к цели постепенно.

Источник: https://Fiziotera.ru/reabilitacia-detei-s-dcp/

Упражнения для детей с ДЦП

ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения.

Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом.

Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.

Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.

Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?

  • Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
  • Массажные процедуры.
  • Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
  • Рефлексотерапия, иглоукалывание.
  • Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.

Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.

Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.

Основные направления и цели занятий:

  • приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
  • улучшение движений в суставах;
  • развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
  • разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
  • активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
  • развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

Развитие мимики лица у детей с ДЦП

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

Упражнения в бассейне при ДЦП

Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде.

Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным.

Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.

Обратите внимание

Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.

Инаппарантная форма полиомиелита, развивающаяся почти в 90% случаев, представляет собой здоровое вирусоносительство, при это симптомы полиомиелита отсутствуют, а вирус не выходит за пределы лимфоглоточного кольца и кишечника. О перенесённой инфекции судят по результатам вирусологического и серологического исследований. Читать далее…

Сообщите нам об ошибке в этом тексте: Просто нажмите кнопку “Отправить отчет” для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.

Источник: https://ilive.com.ua/sports/uprazhneniya-dlya-detey-s-dcp_113259i15913.html

Реабилитация при ДЦП – когда начинать занятия, ЛФК и другие действенные методики динамической коррекции

За термином «детский церебральный паралич» скрывается группа заболеваний, связанных с симптомокомплексами двигательных нарушений, не склонных к прогрессированию.

Возникают они в перинатальном (околородовом) периоде, связаны с патологиями головного мозга, могут сопровождаться нарушениями интеллекта, задержками умственного развития, освоения родного языка.

В лечении ДЦП важное место отводится улучшению умений и навыков малыша, повышению коммуникативности и коррекции спастических двигательных расстройств. Как это осуществить?

Погибшие клетки головного мозга не восстанавливаются, но их задачи можно перенести на иные отделы, чему и помогает программа реабилитации при ДЦП, подразумевающая физическую и социальную адаптацию ребенка. Она нацелена на улучшение:

  • общего состояния пациента;
  • двигательной активности;
  • психоэмоционального фона.

Реабилитация детей с ДЦП в Москве и еще нескольких городах России проводится в специальных центрах неврологии и ортопедии, санаториях, где есть необходимое техническое оснащение и с малышами занимаются психологи, ортопеды, физиотерапевты, прошедшие обучение определенным методикам. Все реабилитационные процедуры проводятся непрерывно, обязательно под контролем специалистов.

Читайте также:  Лекарства от мигрени триптаны - правила приема, отзывы, препараты

Большинство специалистов единогласно утверждают, что работать с малышом, у которого имеется ДЦП, следует уже с первых месяцев жизни – это сделает лечение максимально результативным.

Важно

Только не все методики подходят грудничкам, поэтому зачастую физическая реабилитация при ДЦП начинается по достижению ребенком годовалого возраста.

Со слов некоторых же физиотерапевтов, точного ответа на вопрос «когда?» не существует – с некоторыми детьми нужно длительное наблюдение для выяснения точного характера двигательных нарушений, чтобы лечение не нанесло вреда.

Средства реабилитации для детей с ДЦП

Во всех сферах жизни ребенку не обойтись без специальных приспособлений, которые помогают совершать привычные действия: мыться, передвигаться, стоять, сидеть. Они подбираются согласно степени инвалидности пациента и делятся на 3 группы:

  • Обеспечивают мобильность: инвалидные кресла (если ребенок не способен к самостоятельной ходьбе), вертикализаторы (помогает удерживать вертикальное положение), параподиум (динамический вертикализатор), ходунки (для детей, не сохраняющих равновесие).
  • Призваны стимулировать развитие: специальные стулья, столы, велосипеды, ортезы (аппарат для коррекции положения суставов), ортопедическая обувь, тренажеры, шведские стенки.
  • Предназначены для гигиены: кресла-унитазы, сиденья для ванн.

Методы реабилитации

Программа восстановительных методик для детей с ДЦП всегда составляется индивидуально, с учетом возраста маленького пациента, наличия или отсутствия иных заболеваний, особенно патологий ЦНС (центральной нервной системы), опорно-двигательного аппарата. Для максимального результата следует использовать несколько методов, поскольку универсального и идеального не существует. Преимущественно реабилитационные центры для детей с ДЦП предлагают:

  • аквареабилитацию;
  • бальнеотерапию;
  • бобат-терапию;
  • войта-терапию;
  • дельфинотерапию;
  • динамическую проприоцептивную коррекцию;
  • иппотерапию;
  • метод Козявкина;
  • методику Монтессори.

Дополнительно ребенку с ДЦП может назначаться санаторно-курортное лечение, где к части перечисленных методик добавляются физиопроцедуры (зачастую это электрофорез), занятия с логопедом, грязелечение, кинезиотейпинг, массаж.

Данные способы снижают гипертонус мышц, положительно воздействуют на ЦНС.

Детям дошкольного и школьного возраста, если ДЦП не в тяжелой форме, рекомендуют и занятия на батуте, беговой дорожке, специальных велосипедах перед зеркалом, чтобы стимулировать формирование правильного навыка работы нижних конечностей.

Водная среда благоприятно воздействует на состояние мышц, способствует укреплению и разгрузке позвоночника. Аквареабилитацию называют обязательным элементом лечебной программы для детей с ДЦП, поскольку она:

  • улучшает навыки координации, равновесия;
  • формирует опорные реакции конечностей;
  • повышает ритмичность и согласованность движений.

Выполняемые в воде движения (даже простая ходьба – не плавание) лишены боли, а интенсивность гиперкинетических расстройств (чрезмерно активное поведение с невнимательностью) снижена.

Аквареабилитация – это лечебная физкультура в воде (гидрокинезиотерапия), игры, подводный массаж. Недостатков методика лишена, противопоказаний тоже минимум и зачастую они носят индивидуальный характер.

Цена сеанса – от 1000 р.

Уникальная система восстановления пациентов с ДЦП, остеохондрозом, травмами, основанная на мультимодальном подходе, практикуется только в украинском центре (в Трускавце).

Полное название – интенсивная нейрофизиологическая реабилитация, разработанная профессором Козявкиным.

Основной компонент данной системы – это биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов (посредством авторских мануальных приемов), который дополнен комплексом лечебных манипуляций. В методику входят следующие направления:

  • рефлексотерапия (электростимуляция);
  • механотерапия (работа с тренажерами);
  • апитерапия (использование продуктов пчеловодства);
  • ритмическая гимнастика;
  • авторская система массажа (нацелена на стимулирование кровообращения и расслабление спазмированных мышц);
  • мобилизирующая гимнастика (освоение новых активных и пассивных движений).

С целью формирования верного стереотипа движения у детей с ДЦП применяется специальный костюм.

Врачи (и сам создатель данной методики) утверждают, что система Козявкина не является заменой остальным способам реабилитации, но за счет своего мультимодального подхода более эффективна, чем одиночные узкоспециализированные методы.

Официально пройти лечение можно только на Украине, взяв полную программу санаторного лечения, что делает данную систему малодоступной для большинства.

Бобат-терапия

Нейродинамическая реабилитация была создана английскими физиотерапевтом и нейрофизиологом Бертой и Карлом Бобат. Ключевой идеей методики является взаимодействие психики и тела, работа с обоими элементами одновременно.

Цель же такой реабилитации – снизить мышечное напряжение, снять спазмы и выработать осознанные движения. Цена сеанса – от 1800 р.

Среди эффективных методик восстановления детей с ДЦП бобат-терапия была признана одной из самых результативных, поскольку она:

  • Посредством использования зрительных сигналов и звука (раздражителей) воздействует на ЦНС, заставляя включаться в работу больные структуры, корректировать их функционирование и подавлять патологические рефлексы.
  • Разрешена детям любого возраста, даже грудничкам. Максимально результативной реабилитация по этой методике становится, если ее использовать для малышей младше 3-х месяцев, когда сенсорная информация у них начинает накапливаться и легче поддается коррекции.
  • Требует проходить моторное развитие по физиологическим этапам: сперва научиться держать голову, после – переворачиваться, садиться, ползать.

Занятия проводятся в игровой форме, нацелены на удержание/торможение непроизвольных действий ребенка или подразумевают использование направляющих действий. Сначала выполняются упражнения, которыми снимается спастика мышц, либо производится их растяжка, после – помогающие запоминать телу правильные движения. Бобат-терапия безопасна, но ввиду воздействия на ЦНС нежелательна для детей с:

  • судорожными пароксизмами (припадками);
  • эпилепсией (тяжелые формы – абсолютное противопоказание);
  • шизофренией (абсолютно запрещена).

Дельфинотерапия

Тактильный, зрительный и эмоциональный контакт – основа общения ребенка, имеющего ДЦП, с дельфином. Происходит оно в процессе игры и плавания. За счет этого улучшается социальная адаптация маленького пациента, повышается уверенность, он получает положительные эмоции (психофизическая реабилитация). Еще пара моментов:

  • Специально подготовленные дельфины, с которыми малыш плавает, плавниками и хвостом создают движение водных потоков, оказывая гидромассаж, что приводит к расслаблению мышц и суставов.
  • При необходимости под контролем тренера ребенок руками или ногами дотрагивается до животного, кидает мяч с целью коррекции двигательных нарушений. Постепенно задачи усложняются.

Недостатком дельфинотерапии является меньшая эффективность, чем у рассмотренных выше способов реабилитации: ее желательно использовать в общей программе, а не одиночно, для достижения видимых результатов. Каждый курс длится не меньше 2-х недель. Занятия с дельфинами противопоказаны при онкологиях, эпилепсии, инфекционных заболеваниях, иных запретах на посещение бассейна. Цена сеанса – от 1500 р.

Метод динамической проприоцептивной коррекции

Первоначальной ориентировкой данной реабилитационной программы были космонавты, которых следовало защитить от влияния невесомости. После для детей с ДЦП разработали комбинезон «Адели-92» (модифицированный костюм космонавтов) и «Гравитон».

Последний представляет собой систему эластичных тяг, имеющих индивидуальную сборку для каждого ребенка и перераспределяющих нагрузку, направленную вдоль вертикальной оси. Они соответствуют расположению мышц-сгибателей и разгибателей, ротационных и остальных.

Гравитон оказывает на организм многопрофильное влияние:

  • корректирует позу, положение конечностей относительно друг друга;
  • не мешает двигательной активности ребенка: работает как эластичный каркас с лечебным утяжелением;
  • активирует внутренние системы и органы (кровообращение, вентиляция легких);
  • устанавливает нормализованные рефлекторные связи.

Работает Гравитон (и сама методика) за счет притока проприоцептивной импульсации (сигналы от группы терминалов, находящихся в связках, суставах, мышцах), что стимулирует направленную коррекцию позы и движений, воздействует на двигательный центр головного мозга. Дополнительно методика оказывает положительное влияние на речь ребенка, познавательные функции (память, интеллект). Цена сеанса – от 1000 р. Ввиду наличия нагрузки на организм динамическая проприоцептивная коррекция запрещена при:

  • шизофрении;
  • эпилепсии;
  • вывихах бедра;
  • артрозе бедренного сустава;
  • дистрофических нарушениях позвоночника;
  • пороках сердца;
  • артериальной гипертензии;
  • нарушении сердечного ритма;
  • хронических заболеваниях внутренних органов.

Иппотерапия

Разновидность реабилитации, заключающаяся в общении с лошадьми, помогает воздействовать одновременно на костно-мышечную систему и психику ребенка.

В официальной медицине такая методика именуется «лечебной верховой ездой», но одобряется не всеми врачами, хотя по эффективности она превосходит большинство способов укрепления организма. Цена сеанса – от 1000 р.

К преимуществам иппотерапии специалисты относят следующие моменты:

  • При занятиях верховой ездой (любой степени нагрузки, не только профессионально) у наездника задействуется большое количество мышц, которые в повседневной жизни (особенно у лица, страдающего ДЦП) не активны.
  • При контакте с лошадью наездник получает около 100 колебательных импульсов, которые стимулируют развитие мышечных рефлексов, формируют точные движения, оказывают массаж на область таза и ноги. Преодолевается вынужденная гиподинамия.
  • Эффект массажа усиливается посредством теплового воздействия на нижнюю часть корпуса, поскольку температура животного составляет 38 градусов.
  • Лошади имеют сильное биополе, поэтому оказывают положительное влияние на психологический фон всадника, что помогает бороться с неуверенностью, стеснительностью.

Тренировка мышц при иппотерапии происходит не осознанно, а рефлекторно, пока человек пытается принять и удержать удобную позу, что и отличает ее от любой лечебной гимнастики.

При этом она подходит большинству лиц с ДЦП, поскольку, если пациент не способен сохранять равновесие в положении сидя, его кладут животом на лошадь – это тоже дает хороший эффект: он все равно будет пытаться держать спину, напрягать ноги.

Животных для реабилитации подбирают со спокойным характером, поэтому они не опасны, но иппотерапия имеет противопоказания:

  • эпилепсия;
  • аллергия на шерсть животных;
  • патологии почек;
  • остиомиелит (гнойно-некротические процессы в костном мозге, кости и окружающих мягких тканях);
  • остеопороз (сниженная плотность костей) на последних стадиях;
  • гемофилия (ввиду возможной травматичности).

Бальнеотерапия

По общему принципу данная методика схожа с аквареабилитацией, поскольку тоже подразумевает выполнение физических упражнений и даже простой ходьбы в воде, но проводятся занятия не в бассейне, а в специальных ваннах. Преимущественно врачи назначают:

  • хвойные;
  • радоновые (содержат газ радон);
  • жемчужные (разновидность гидромассажа);
  • морские;
  • кислородные;
  • скипидарные.

Возможно получение рекомендации на гидромассаж, подводный массаж с озонированием.

Во-первых, ребенок выполняет упражнения в воде легче, чем на воздухе, поскольку вес тела по ощущениям уменьшается, мышечное напряжение снижается (происходит облегчение двигательной активности).

Во-вторых, на организм оказывают воздействие лекарственные вещества – они могут нести пользу опорно-двигательному аппарату, нервной системе, психоэмоциональному фону, мышцам. Не исключено использование:

  • электрических токов (гальванический, импульсный);
  • хромоцветотерапии (светолечение цветом).

Самым маленьким пациентам с ДЦП (первые месяцы жизни) назначают просто теплые минеральные ванны длительностью до 10-ти минут. В них проводят пассивные упражнения и активные на спине и животе, ликвидируют шейный тонический рефлекс.

Детям дошкольного возраста можно принимать хлоридные, сероводородные, радоновые ванны. Желательно их сочетать с аппаратными процедурами. Противопоказаний к бальнеотерапии мало: только общая недопустимость физиолечения, наличие частых судорожных пароксизмов.

Цена сеанса – от 470 р.

Видео

Источник: https://vrachmedik.ru/966-reabilitaciya-pri-dcp.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector