Рациональная психотерапия: процессуально ориентированные техники

Процессуально-ориентированная психотерапия – Психологос

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.

История

Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах.

Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов.

Обратите внимание

В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.


Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.

Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание».

Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.

В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера.

Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках.

Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне.

Важно

Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» индентичности человека.

Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:

  • Личные: у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные: у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные: пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.
  • Человеческие: существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности.

На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.


Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность».

Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Арнольд Миндел со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии.

В качестве примеров можно привести:

  • Работа с физическими симптомами как с проявлениями процесса сновидения. Проявляя внимания к субъективному опыту болезни, переживание «создателя симптома» зачастую раскрывает важные и потенциально полезные вторичные процессы. Если клиент может интегрировать эти переживания, они могут оказать целительный эффект на физический симптом.
  • Работа с клиентами в коматозных и околосмертных состояниях сознания (см. также терминальные состояния). Такие субъекты обычно рассматриваются как обладающие недостаточным уровнем сознавания, чтобы с ними взаимодействовать вербально ориентированными способами коммуникации и психотерапии.
  • Работа с людьми в экстремальных состояниях сознания, диагностированных как обладающие психиатрическими расстройствами.
  • Фасилитация конфликтов в малых и больших группах. Группа схожа с индивидом в том, что у неё есть идентичность, или первичный процесс, а также вторичные процессы, беспокоящие эту идентичность. Если помогать группе интегрировть эти влияния, это обогащает её идентичность и помогает ей стать ещё более глубоко демократичной.
  • Работа с миром (worldwork, букв. «мировая работа») в ситуациях бизнеса, с некоммерческими и правительственными организациями. Работа с миром представляет собой глобальную теорию с универсальными категориями, описывающими и анализирующими все организационные процессы. Многие организации применяют этот метод при разрешении конфликтов или ликвидации препятствий для развития стратегии, проведения переговоров или роста лидерских навыков.

Организации

Ссылки

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/processualno-orientirovannaya-psihoterapiya

Процессуально-ориентированная психотерапия – психология

Страница 1 из 3

Программа соответствует российскому (повышение квалификации) и международному (IAPOP) стандартам обучения. По окончании при прохождении всех модулей программы выдаются  Института Повышения Квалификации Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

 При выполнении всех требований международной программы (скачать руководство к программе , заявление в программу, дневник участника) выдаётся Международный сертификат ISPWR IAPOP.

После завершения международной сертификационной программы при желании развивать свою профессиональную карьеру в этом подходе Вы сможете вступить в дипломную программу  ISPWR подготовки тренеров.

Программа набирается один раз в год осенью в Москве и раз в два года в других городах. Длительность обучения — 2 года. Завершено обучение в Риге, Иркутске. Продолжается обучение групп в Москве (2017-2019, 2016-2018), Екатеринбурге (2017-2019), Уфе (2017-2019), Новосибирске (2017-2019). 

 Начат набор в группу обучения 2018-2020 года в Москве и Красноярске. Начало занятий — осень 2018 г.

Программа направлена на теоретическое и практическое изучение одного из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии, разработанных Арнольдом Минделлом.

Техники процессуальной психологии позволяют успешно работать с большим спектром запросов: проблемы личностного развития, межличностных взаимоотношений, хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания, зависимости, измененные состояния сознания, сновидения и жизненные сценарии и др.

Совет

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.

 Метод зарекомендовал себя с наилучшей стороны в работе с широким спектром клиентских запросов: от работы с пациентами в состоянии комы (в т.ч. в России – в институте Бурденко) до работы с международными конфликтами (в настоящее время проводится тестирование метода ООН). 

Ведущие программы: Бабак Маргарита Борисовна — к.б.н.

, психолог, сертифицированный специалист кафедры-сети ЮНЕСКО/МЦОС в области технологий предупреждающего прогнозирования и безопасного развития, консультант-психотравматолог (институт Готфрида Фишера, Кёльн), дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), действительный член ППЛ, тренер-супервизор АПОПП (Ассоциации процессуально-ориентированных психологов и психотерапевтов).

Елена Николаева – психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, телесно-ориентированной психотерапии, психотерапии психосоматических расстройств, действительный член EABP, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП. В настоящее время проходит сертификацию в Кёльнском институте психотравматологии Готфрида Фишера (консультант-психотравматолог).

Читайте также:  Синдром ганзера (истерическое сумеречное помрачение сознания): симптомы и лечение

Александр Николаев – психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, психотерапии психосоматических расстройств, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП. 

 Ассистенты программы в Москве: Зайченко Татьяна, Баев Сергей. Ассистент программы в Новосибирске: Шипулина Татьяна. Ассистенты программы в Екатеринбурге: Притчина Юлия, Беренова Анастасия.

ПОСМОТРЕТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.  Скачать книгу ведущих о методе

Посмотреть ОТЗЫВЫ о программе 

РАСПИСАНИЕ:

Москва (2016-2018):

Источник:

ПсихолоГ_и_Я

Процессуально-ориентированная психология и психотерапия

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью. В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни.

Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания. В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске.

Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.

Теория процессуально ориентированной психологии берёт своё начало в конце 1970-х годов и связана с именем американского психотерапевта Арнольда Минделла и его жены Эми.

Арнольд Минделл, исследуя связи между телесными переживаниями и сновидениями и каким образом сознание сновидения производит бессознательные сигналы, проявляющиеся в человеке в процессе общения, обнаружил, что это осознавание увеличивает эффективность межличностной коммуникации.

Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма. Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века.

В процессуальную работу включены идеиквантовой физики, буддийских учителей медитации, ученияДона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.

Выделяют три уровня процессуальной работы:

  1. Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с «реальными» событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.
  2. Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, «призраки» и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.
  3. Уровень «сущности». Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами. Даосизм говорит об этом уровне как о «Дао, которое нельзя выразить словами»

В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения.

И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему. Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе.

Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку. Научитьсяпонимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно.

Обратите внимание

Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения. Человек, работающий над своими «краями» постепенно становимся более гибкой личностью.

«Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал», — пишет Арнольд МинделлТак не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.

Источник:

Процессуально-ориентированная психология

СТУДИЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ   INTEGRO

8(917)229-97-71

Центр INTEGRO — это проекты,

сочетающие психологию, психотерапию, творчество,

развитие, обучение и активную жизнь. Это события,

расширяющие границы общепринятой картины мира.

Это игра с огромными внутренними пространствами и

потенциалами.

Ведущие семинаров, тренингов, лекций- наши партнеры и друзья.

Среди них ведущие специалисты города Казани и крупнейших городов нашей страны и Европы в области психологии, психотерапии, практик личностного и духовного роста, культуры и искусства ,ведущие и тренера индивидуальных и групповых методов работы в области классического психоанализа, трансперсональной психологии, процессуально-ориентированной психологии, сказкотерапии, символдрамы, песочной психотерапии, психодрамы, арттерапии, НЛП, гипноза, телесно-ориентированной психотерапии, системных семейных расстановок, психосоматичекой психотерапии, ведущие женских тренингов.

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью.

В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни. Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания.

В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске. Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма.

Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. В процессуальную работу включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.

Выделяют три уровня процессуальной работы:

1.Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с «реальными» событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.2.Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, «призраки» и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.3.

Уровень «сущности». Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами.

Важно

Даосизм говорит об этом уровне как о «Дао, которое нельзя выразить словами»В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения.

И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему. Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе.

Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку. Научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно.Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения. Человек, работающий над своими «краями» постепенно становимся более гибкой личностью.

«Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал», — пишет Арнольд Минделл. Так не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.

Процессуально-ориентированная психология

Источник:

Процессуально-ориентированная психотерапия — Психологос

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.

История

Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах.

Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов.

В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.

Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание». Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.

В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/protsessualno-orientirovannaya-psihoterapiya-psihologiya.html

Рациональная психотерапия – виды и приемы

Под психотерапией понимают лечение, где главным «препаратом» выступает слово врача. Общаясь с пациентом, он неизбежно воздействует на него психологически и, помогая изменить отношение к себе и окружающему миру, способствует выздоровлению. К основным методам такого воздействия относится рациональная психотерапия. Ее могут сочетать с лечебной физкультурой, трудотерапией и т.д.

Рациональная терапия в психологии

Она преследует цель воздействовать на больного логически аргументированными разъяснениями. То есть врач объясняет пациенту то, что ему сложно понять и принять. Получив ячные и простые аргументы, больной отказывается от своих ложных убеждений, преодолевает пессимистические представления и постепенно движется к выздоровлению. Использует рациональная терапия техники самые разные:

  • косвенное внушение;
  • эмоциональное воздействие;
  • дидактические приемы.

Частая практика подразумевает диалог между врачом и больным, при этом многое будет зависеть от личности специалиста, его способности убеждать и слушать, входить в доверие и искренне интересоваться судьбой пациента. Такое лечение имеет несколько направлений, а отдельные его положения и приемы согласуются с методом нейролингвистического программирования.

Рационально-эмоциональная психотерапия

Это направление в 1955 году предложил Альберт Эллис. Он считал, что причинами психического расстройства являются иррациональные – ошибочные когнитивные установки. К основным типам психологических проблем относят:

  1. Самоуничижение и третирование себя.
  2. Преувеличение негативных составляющих ситуации.
Читайте также:  Лечение неврита тройничного нерва препаратами и физиопроцедуры

Приемы рациональной психотерапии помогают больным принять себя и повысить свою толерантность к фрустрации. При этом врач действует по следующей схеме:

  1. Объясняет и разъясняет. Истолковывает сущность заболевания, что помогает пациенту получить четкую и ясную картину недуга и более активно его контролировать.
  2. Убеждает. Корректирует не только когнитивный, но и эмоциональный аспект, модифицирует личностные установки больного.
  3. Переориентирует. Перемены в установках пациента становятся стабильными, система ценностей в отношении болезни меняется, и он выходит за ее пределы.
  4. Воспитывает. Создает позитивные перспективы для больного после преодоления недуга.

Рациональная когнитивная психотерапия

Предыдущее направление является одним из основных ее ответвлений. Их теоретические позиции и используемые приемы близки, но методы рациональной психотерапии, где ставка делается на эмоции, более структурированы, а работа с пациентом последовательна. К когнитивным техникам относят:

  • сократовский диалог;
  • искусство «заполнения пустоты»;
  • декатастрофизацию;
  • метод сходства и подобий;
  • реатрибуцию;
  • переформулирование;
  • децентрализацию.

При этом в своей работе врач использует ролевые игры, экспозиционное лечение, технику отвлечения внимания и планирования деятельности.

Все это помогает больному признать ошибочный характер своего мышления, принять на себя ответственность за свои действия и избавиться от психических проблем.

При этом необходимо, чтобы врач имел представление о достижениях логики и владел современной теорией аргументации.

Рационально-эмотивная психотерапия

Она основывается на допущениях о природе человека и происхождении несчастий людей или эмоциональных нарушений. Всевозможные ложные идеи, типа невозможность контролировать внешние обстоятельства или желание всегда и во всем быть первыми, распространены в обществе.

Они принимаются и подкрепляются самовнушением, что может спровоцировать невроз, ведь их не осуществить. Но независимо от влияния внешних факторов, люди могут действовать самостоятельно и признание такой способности легло в основу теории поведения и личностных нарушений A-B-C.

Рациональная и разъяснительная психотерапия доказывает, что если мыслить здраво и разумно, то и последствия будут такими же, а если система убеждения является безумной и нереалистичной, то и последствия будут деструктивными. Признав такую взаимосвязь, можно изменить подобные установки, действия и поступки в ответ на внешние обстоятельства и ситуации.

Рациональная психотерапия – противопоказания

К ним относят:

  • слабоумие;
  • психические расстройства в остром периоде;
  • индивидуальная рациональная психотерапия противопоказана при острых соматических и инфекционных заболеваниях;
  • отсутствующую мотивацию у пациента;
  • беременность, реабилитацию после тяжелых болезней, когда требуется осторожность при выборе метода психотерапии.

Источник: https://womanadvice.ru/racionalnaya-psihoterapiya-vidy-i-priemy

Основные этапы, формы и современные способы рациональной психотерапии

Впервые о рациональной психотерапии услышали на заре двадцатого столетия. Это направление возникло не спонтанно, а в качестве альтернативы гипнозу, который на тот момент «успел» стать орудием шарлатанов.

Специалисты, занимающиеся этой проблемой, акцентировали внимание на мышление клиента и особенности его разума.

Официальный «день рождения»

По мнению специалистов в области психотерапии и психиатрии, «родилась» рациональная психотерапия незадолго до начала Первой Мировой Войны. Автором новой концепции стал доктор П. Дюруа.

По мнению доктора, основным терапевтич-м инструментом, предназначающимся для воздействия на клиента, следует считать строгую логическую аргументацию. Это необходимо для «вытаскивания наружу» и демонстрации пациенту допущенных им ошибок, которые связаны с оцениванием им собственного эмоционального состояния.

Корни этого метода растут из психиатрии.

Именно по этой причине специалисты оперируют медицинской терминологией, которая включает в себя следующие понятия:

  1. Патологическое состояние.
  2. Пациент.
  3. Заболевание.
  4. Расстройство.

Мишень воздействия

Главной мишенью, на которую предполагается воздействовать посредством рациональной психотерапии, является некорректная внутренняя картина патологического состояния пациента. На этом фоне больной получает еще один источник для переживаний.

К основным звеньям воздействования следует отнести:

  • купирование неопределенности;
  • коррекционные мероприятия, направленные на ликвидацию непоследовательности;
  • коррекционные мероприятия, направленные на ликвидацию противоречивости (актуально для оценивания больным собственного состояния).

Некорректные представления пациента относительно собственного состояния могут быть изменены благодаря использованию некоторых приемов.

Существенным отличием этого метода от остальных является выстраивание стройной логической аргументации.

Ключевые этапы

К основным этапам рациональной психотерапии следует отнести:

  1. Тщательное изучение личности больного.
  2. Разъяснительные работы с больным (специалист обязуется растолковать пациенту, как следует оценивать первопричину аномального состояния).
  3. Индивидуальный подход к лечению.
  4. Активизация пациента.
  5. Закрепление результата (профилактические мероприятия).

Формы и методы

Этот метод воздействия имеет следующие формы и методы:

  • разъяснение (специалист объясняет больному сущность его состояния и проводит разъяснения относительно первопричины);
  • убеждение;
  • переориентирование с негативных установок на позитивные;
  • психогогика (особое переориентирование, предназначенное для создания новых, позитивных переспектив, возможных вне аномального состояния).

Основные техники

По мнению многих специалистов, занимающихся рациональной психотерапией, аномалия наступает тогда, когда человек искренне убеждает самого себя в том, что его пожелание должно быть удовлетворено сиюминутно.

Человек превращается в домашнего наполеона, и предпринимает попытку поменять демократический домашний строй на «абсолютную монархию». Человек, в самом прямом смысле, требует, чтобы «мир прогнулся под него», что способствует созданию конфликтных, болезненных ситуаций.

Основной целью этого метода является отказ от диктаторских требований пациента.

Ключевой задачей специалиста, призванного помочь в сложившейся ситуации, является мягкое корректирование поведения клиента. Человек должен избавиться от иррациональных установок и сконцентрироваться на логичных целях.

Существующие техники рациональной психотерапии представляют собой следующее:

  1. “Вытаскивание” аномальных установок (специалист должен четко показать клиенту, по какой причине его установка является иррациональной и противоречит законам логики).
  2. Информирование клиента.
  3. Идентифицирование следствий.
  4. Наблюдение за проявлениями пациента при разговоре относительно его состояния.
  5. Реконструкция алогичных целей и установок.
  6. Воздействие на пациента на когнит-ном уровне (специалист четко показывает больному, что для того, чтобы достичь гармонии с самим собой, он должен отказаться от перфекционной настроенности).
  7. Воздействие на пациента на эмоц-ном уровне (пациенту предлагается сыграть в ролевую игру, в ходе которой он сможет со стороны оценить свое поведение).
  8. Воздействие на пациента на поведенч-м уровне.

Специалист может выявить алогичные установки, тщательно проанализировав часто используемые больным слова.

Как страшно жить!

Мнительный человек, а также лицо, склонное к перфекционизму, нередко жалуется на то, что он не может выйти из сложной ситуации, которую сам же себе и создал. Справиться со страхами и даже фобиями поможет рационально эмоциональная психотерапия.

Для того чтобы избавиться от тревожного состояния, необходимо:

  1. научиться жить в настоящем времени;
  2. вести себя так, как будто страх уже отступил;
  3. реально оценить угрозу;
  4. сравнить свой страх с иным, более сильным;
  5. представить, что пугающий финал является уже свершившимся фактом;
  6. смириться и начать действовать.

Заключение

Метод рациональной психотерапии, по мнению многих специалистов, является достаточно эффективным.

Одним из наиболее опасных «подводных» камней является то, что психотерапевт, предпринимая то или иное действие, может добиться обратного эффекта: пациент может утратить возможность самостоятельного мышления и действия.

Источник: http://VashNevrolog.ru/psixologiya/osnovnye-etapy-formy-i-sovremennye-sposoby-racionalnoj-psixoterapii.html

Процессуальная психотерапия

© Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах.

Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл, который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик.

Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали Московский институт процессуальной терапии и консультирования и сайт о философии и практике этого направления.

Совет

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий . Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к , в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим.

В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко.

Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от , это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой.

Обратите внимание

Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно , воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения.

Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению.

Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник.

Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом.

Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой.

Читайте также:  Как называется фобия боязни и страха темноты: какая это фобия?

Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии.

Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Источник: https://www.jv.ru/news/21148-processualnaya-psihoterapiya.html

Рациональная психотерапия

Впервые наиболее подробно и системно изложена швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.) в книге “Психоневрозы и их психическое лечение” (1912). Возникнув как альтернатива терапии внушением, Р. п. опиралась прежде всего на разум, мышление пациента (лат.

ratio – разум, рассудок).

Особенностью первого этапа развития Р. п.

было подробное описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях, использование достижений как формальной, так и диалектической логики с целью коррекции неправильных суждений больных “психоневрозами”.

Что включает в себя сегодня понятие Р. п.? Сохранили ли ее технические приемы свое значение или стали архаичными? Ответы на эти вопросы достаточно актуальны в свете появления “новых” методов психотерапии (в данной статье использованы материалы, предоставленные В. Л. Минутко.).

При описании различных методов современной психотерапии мы и сейчас встречаем те же основания, которые высказывал еще Дюбуа. Особенно много общего у Р. п.

Важно

с такими психотерапевтическими методами, как когнитивная психотерапия и рационально-эмоциональная психотерапия. Отдельные положения и приемы Р. п.

согласуются с методом нейролингвистического программирования (метамодель, изменение суждений с помощью техники субмодальностей, использование аналогий – метафор и т. д.) и прививки против стресса Мейхенбаума.

До сих пор методы рационально-эмоциональной и когнитивной – когнитивно-поведенческой психотерапии – не определены в своем отношении к Р. п., что, с одной стороны, приводит к размыванию понятия Р. п.

, а с другой – к отказу от самостоятельности метода Р. п. вообще. Для того чтобы четче очертить границы Р. п.

, необходимо осветить в сравнительном аспекте те психотерапевтические методы, которые имеют общие черты с основными положениями Р. п.

Таблица 9. Сравнительная характеристика рациональной, когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапии

Основные характеристики метода психотерапии Психотерапевтические методы

Рациональная психотерапия Когнитивная психотерапия Рационально-эмоциональная психотерапия

Основоположники Поль Дюбуа Аарон Бек Альберт Эллис

Ключевые звенья психических нарушений Ошибки формальной логики, “иллогизмы” (“после этого, по причине этого” – смешение причины и следствия, недостаточное основание и т. д.

), пренебрежение категориями и законами диалектической логики, искаженная “внутренняя картина болезни” Когнитивные искажения, ошибки в суждениях: персонализация, дихотомичность мышления, выборочное абстрагирование, произвольные умозаключения, свергенерализация, катастрофизация Жесткие когнитивно-эмоциональные связи, иррациональные установки: долженствования, катастрофизации, обязательной реализации своих потребностей, оценочная установка (чрезмерное обобщение или упрощение). Или двенадцать и более “основных иррациональных идей

Этиология Развитие болезни Неправильное научение в процессе познавательного или когнитивного развития личности Наследственность и окружающая среда хотя и играют определенную роль, но менее значимы, чем настоящее

Основная цель метода Формирование понятий и представлений о заболевании, демонстрация логических ошибок, убеждение пациента в основном тезисе врача Коррекция когнитивных искажений Реконструкция системы убеждений, отказ от требований и жестких иррациональных установок

Логический компонент Сфера формальной и диалектической логики Сфера формальной логики Сфера формальной логики

Совет

Дидактические приемы Помимо психологических оснований используются нравственные, моральные принципы дидактики, отсюда системность использования ее приемов Дидактические приемы психологической ориентации Дидактические приемы психологической ориентации

Приемы риторики Активное и системное использование приемов риторики Активное использование отдельных приемов риторики Активное использование отдельных приемов риторики

Предварительный этап Установление контакта с пациентом. Изложение пациентом сути своей проблемы Установление контакта с пациентом. Объяснение и обоснование эффективности метода.

Объяснение пациентом сути своей проблемной ситуации, его варианты решения проблемной ситуации Установление контакта с пациентом. Объяснение и обоснование эффективности метода.

Получение согласия пациента на данный метод лечения

Диагностика Выявление логических ошибок, неправильных суждений пациента в отношении оценки своего состояния. Анамнез болезни.

Клинические и параклинические (объективные) данные Конкретные техники типа: “что, если”, “пробных мыслей и образов”, улавливание “автоматических мыслей”. Шкала депрессий Бека, шкала безнадежности.

Выявление индивидуальных негативных моделей Техника “что, если”, “перечни иррациональных убеждений Джонса, Кассинове, Байсдена, Шорки. Самоанализ пациента по отношению к его иррациональным суждениям в проблемных ситуациях

Этапы лечения 1. Объяснение и разъяснение, “насыщение информацией” (формирование понятий)

Обратите внимание

2. Убеждение (коррекция ошибочных суждений), обучение принципам и законам формальной и диалектической логики

3. Переориентации (изменение отношения к болезни, изменение иерархии ценностей, стабильное изменение жизненных установок)

4. Психагогика 1. Когнитивное оспаривание ложных идей

2. Поведенческое оспаривание 1. Когнитивное оспаривание иррациональных идей – “стадия дискуссии”

2. Предъявление активизирующих событий, развитие новых, рациональных и реалистичных суждений о событиях – “стадия эффекта”

Спектр уровней воздействия Личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий Когнитивный, эмоциональный, поведенческий Когнитивный, эмоциональный, поведенческий

Степень нозологической направленности В большей мере направлена на болезнь, характеризующуюся специфическими нарушениями мышления.

Ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиопатогенез болезни В большей мере направлена на синдром (обсессивный, параноидный, маниакальный, депрессивный), реже на симптомы (тревога, страх).

Условная специфичность нарушений мышления при отдельных синдромах В большей мере направлена на отдельные проявления (признаки), нарушения мышления

Важно

Когнитивные техники Сократовский диалог, метод аналогий, самоанализ (интроспекция) Сократовский диалог, техника “заполнения пустоты”, декатастрофизация, метод аналогий, реатрибуция, переформулирование, децентрализация Сократовский диалог, когнитивный диспут, наблюдение за своим мышлением, метод аналогии, самоанализ (интроспекция)

Техники поведенческой психотерапии Редкое использование, с целью иллюстрации и наглядности проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни Активное использование поведенческих техник (ролевые игры, экспозиционная терапия, планирование деятельности, техники отвлечения внимания) Активное использование поведенческих техник (ролевые игры, оперантное обусловливание и т. д.)

Личностная ориентация Рассматривает личность в широком диапазоне, учитывает динамику личностных особенностей в процессе психотерапии Самоактуализация личности происходит в основном за счет признания ошибочного характера мышления, принятия на себя ответственности за исправление себя. “Когнитивная уязвимость” относится к структуре личности Изменение личности происходит интегративно по схеме “ABCDE”

Теоретические предпосылки Достижения формальной и диалектической логики. Негативное отношение к суггестии Теория эмоциональных нарушений, когнитивная модель депрессии. Негативное отношение к психоанализу Рациональная психотерапия Дюбуа, работы Дежерина и Гоклера, посвященные значимости чувства

Понятийный аппарат Традиционный медицинский, психологический философский Преобладают психологические понятия Преобладают психологические понятия

Показания Пациенты “мыслительного типа”, ипоходрический невроз, невроз навязчивых состояний, психосоматические заболевания, различные фобии, ятрогении Пациенты со склонностью к интроспекции, к анализу своих мыслей, депрессивные пациенты с генерализованными эмоциональными расстройствами Пациенты, имеющие достаточно хорошие проявления интеллекта с развитой речевой компонентой с отсутствием хронических психических заболеваний

Формы проведения Предпочтительнее индивидуальная, чем групповая Индивидуальная Индивидуальная, групповая, самопомощь

Р. п. представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная – когнитивно-поведенческая психотерапия – по своей сути являются вариантами метода Р. п.

Совет

Такая точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия Р. п. по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи Р. п.

заложено значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов Р. п., хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации.

Следует отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для опровержения которых необходимы специальные знания логики. Р. п.

имеет некоторые общие моменты и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом нейролингвистического программирования.

Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии, можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно декларативно говорить о необходимости использования при Р.

п. законов формальной и диалектической логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в рассуждениях только ошибки формальной логики.

Можно проиллюстрировать вышесказанное следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: “Мои переживания уникальны и неповторимы”, “Мои проблемы носят случайный характер”.

Как видим, в обоих суждениях нарушены взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики.

Обратите внимание

Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики. Представляется, что врач, работающий в системе Р. п.

, должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых), учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).

К достижением Р. п. в области медицины можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия (“функциональное” – обратимое, преходящее и “органическое” – стойкое, “динамика выздоровления” и т. д.). Работая в ключе Р. п.

, можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, – восходя от симптома к синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные расстройства и заболевания (выдвигая антитезис), выйти на интересующие нас психические расстройства, дезадаптирующие больного в окружающей ситуации. Возможности Р. п. далеко не исчерпаны, ее приемы и техники можно совершенствовать. Так, в частности, можно использовать приемы, удлиняющие экспозицию времени размышления пациентов над проблемными ситуациями, дополняя эти приемы техникой систематической десенсибилизации. Также представляются перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов Р. п., которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/racionalnaja-psihoterapija.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector