Нейропластичность мозга: принцип, как влияет тренировка и мелкомоторные упражнения на пластичность

Пластичность мозга: как все устроено

Published by Iron1978 on 10.06.2017

Немного в копилку «Переформата»
Хоть этот материал и является больше рекламным, но его содержания это не меняет! Если на это способен «пострадавший» мозг, то о способностях здорового можно только догадываться..

«…С помощью систематических упражнений можно создать новые нейронные цепи и улучшить синаптические связи между нейронами. Однако, как мы отметили ранее, мозг не обучается эффективно, если учёба не является полезной. Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели!…»

Структура и организация

Мозга подразумевается способность нервной системы изменять свою структуру и функции на протяжении всей жизни в ответ на многообразие окружающей среды.

Этому термину не так просто дать определение даже несмотря на то, что в настоящее время он широко применяется в психологии и нейронауке.

Он используется для обозначения изменений, происходящих на различных уровнях нервной системы: в молекулярных структурах, изменения экспрессии генов и поведения».

Обратите внимание

Нейропластичность позволяет нейронам восстанавливаться как анатомически, так и функционально, а также создавать новые синаптические связи.

Нейронная пластичность — это способность мозга к восстановлению и реструктуризации.

Этот адаптивный потенциал нервной системы позволяет мозгу восстановиться после травм и нарушений, а также может уменьшить последствия структурных изменений, вызванных такими патологиями, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, когнитивное расстройство, болезнь Альцгеймера, дислексия, СДВГ, бессонница у взрослых, бессонница у детей и т.д.

Различные группы неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза, пришли к выводу, что батарея когнитивных клинических упражнений для стимуляции и тренировки мозга CogniFit способствует созданию новых синапсов и нейронных цепей, помогающих реорганизовать и восстановить функцию повреждённой зоны и передачу компенсанционных способностей.

Проведённые исследования свидетельствуют о том, что пластичность мозга активируется и укрепляется при использовании данной программы клинических упражнений. На рисунке ниже вы можете увидеть как развивается нейронная сеть в результате постоянной и соответствующей требованиям когнитивной стимуляции.

Нейронные сети до тренировок, Нейронные сети после 2-х недель когнитивной стимуляции, Нейронные сети после 2-х месяцев когнитивной стимуляции.

Синаптическая пластичность

Когда мы учимся или получаем новый опыт,мозг устанавливаетт серию нейронных связей. Эти нейронные цепи представляют собой пути, по которым нейроны обмениваются между собой информацией.

Эти пути формируются в мозге при обучении и практике, как, например, в горах образуется тропа, если по ней ежедневно ходит пастух со своим стадом.

Нейроны взаимодействуют между собой посредством соединений, называемых синапсом, и эти коммуникационные пути могут восстанавливаться в течение всей жизни.

Важно

Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается.

Улучшение коммуникации между нейронами означает, что электрические сигналы более эффективно передаются на протяжении всего нового пути. Например, когда вы пытаетесь распознать что за птица поёт, между некоторыми нейронами образуются новые связи.

Так, нейроны зрительной коры определяют цвет птицы, слуховой коры — её пение, а другие нейроны — название птицы. Таким образом, чтобы идентифицировать птицу, нужно многократно сопоставить её цвет, голос, название.

С каждой новой попыткой, при возвращении к нейронной цепи и восстановлении нейронной передачи между вовлечёнными в процесс нейронами, эффективность синаптической трансмиссии повышается.

Таким образом, коммуникация между соответствующими нейронами улучшается, и процесс познания с каждым разом происходит быстрее. Синаптическая пластичность является основой пластичности человеческого мозга.

Нейрогенез

С учётом того, что синаптическая пластичность достигается путём улучшения коммуникаций в синапсе между существующими нейронами, под нейрогенезом подразумевается рождение и размножение новых нейронов в мозге. В течение длительного времени идея о регенерации нейронов в мозге взрослого человека считалась чуть ли не ересью. Учёные верили, что нервные клетки умирают и не восстанавливаются.

После 1944 г.

, и особенно в последние годы, научным путём было доказано существование нейрогенеза, и сегодня мы знаем, что происходит, когда стволовые клетки (особый вид клеток, расположенных в зубчатой извилине, гиппокампе и, возможно, в префронтальной коре) делятся на две клетки: стволовую и клетку, которая превратится в полноценный нейрон, с аксонами и дендритами. После этого новые нейроны мигрируют в различные области (включая удалённые друг от друга) мозга, туда, где они нужны, поддерживая тем самым нейронную дееспособность мозга. Известно, что как у животных, так и у людей внезапная гибель нейронов (например, после кровоизлияния) является мощным стимулом для запуска процесса нейрогенеза.

Функциональная Компенсационная Пластичность

В научной литературе по нейробиологии широко раскрыта тема снижения когнитивных способностей при старении и объяснено, почему пожилые люди демонстрируют более низкую когнитивную производительность, чем молодёжь. Удивительно, однако далеко не все пожилые люди показывают низкую производительность: у некоторых результаты ничуть не хуже, чем у молодых.

Эти неожиданно разные результаты у подгруппы людей одного и того же возраста были исследованы научным путём, в результате чего было обнаружено, что при обработке новой информации пожилые люди с большей когнитивной производительностью используют те же самые области мозга, что и молодёжь, а также другие области мозга, которые не используются ни молодыми, ни другими пожилыми участниками эксперимента.

Этот феномен сверхиспользования мозга пожилыми людьми был исследован учёными, которые пришли к выводу о том, что использование новых когнитивных ресурсов происходит в рамках компенсационной стратегии.

Совет

В результате старения и снижения синаптической пластичности мозг, демонстрируя свою пластичность, начинает реструктурировать свои нейрокогнитивные сети.

Исследования показали, что мозг приходит к этому функциональному решению путём активации других нервных путей, чаще задействуя области в обоих полушариях (что обычно характерно только для более молодых людей).

Функционирование и поведение: обучение, опыт и окружение

Мы рассмотрели, что пластичность — это способность мозга изменять свои биологические, химические и физические характеристики. Однако меняется не только мозг — также меняется поведение и функционирование всего организма.

За последние годы мы узнали о том, что генетические или синаптические нарушения мозга происходят в результате как старения, так и воздействия огромного количества факторов окружающей среды.

Особенно важны открытия о пластичности мозга, а также о его уязвимости в результате различных расстройств.

Мозг учится на протяжении всей нашей жизни — в любой момент и по разным причинам мы получаем новые знания.

Например, дети приобретают новые знания в огромных количествах, что провоцирует значительные изменения в мозговых структурах в моменты интенсивного обучения.

Новые знания можно получить и в результате пережитой неврологической травмы, например, в результате повреждения или кровоизлияния, когда функции повреждённой части мозга нарушаются, и нужно учиться заново.

Есть также люди с жаждой знаний, для которых необходимо постоянно учиться.

В связи с огромным количеством обстоятельств, при которых может потребоваться новое обучение, мы задаемся вопросом, меняется ли каждый раз при этом мозг?

Обратите внимание

Исследователи полагают, что это не так. По-видимому, мозг приобретает новые знания и демонстрирует свой потенциал пластичности в том случае, если новые знания помогут улучшить поведение. То есть для физиологических изменений мозга необходимо, чтобы следствием обучения были перемены в поведении. Другими словами, новые знания должны быть нужными.

Например, знания о еще одном способе выживания. Вероятно, тут играет роль степень полезности. В частности, развить пластичность мозга помогают интерактивные игры. Было доказано, что такая форма обучения повышает активность префронтальной коры головного мозга (ПФК).

Кроме того, полезно играть с положительным подкреплением и вознаграждением, что традиционно используется при обучении детей.

Условия реализации пластичности мозга

Когда, в какой момент жизни мозг наиболее подвержен изменениям под воздействием факторов окружающей среды? По-видимому, пластичность мозга зависит от возраста, и предстоит сделать ещё немало открытий о влиянии на неё окружающей среды в зависимости от возраста субъекта.

Однако нам известно о том, что умственная деятельность как здоровых пожилых людей, так и пожилых людей, страдающих нейродегенеративным заболеванием, положительно влияет на нейропластичность. Важно то, что мозг подвержен как положительным, так и негативным изменениям ещё до рождения человека.

Проведённые на животных исследования показали, что если будущие матери находятся в окружении положительных стимулов, у младенцев образуется больше синапсов в определённых областях мозга. И наоборот, при включении яркого света при беременных, который вводил их в состояние стресса, количество нейронов в префронтальной коре головного мозга (ПФК) плода снижалалось.

Кроме того, похоже, что ПФК более чувствительна к воздействию окружающей среды, чем остальные области мозга.

Результаты этих экспериментов имеют важное значение в споре «природа против окружения», поскольку демонстрируют, что окружающая среда может менять нейронную экспрессию генов.

Как эволюционирует мозговая пластичность со временем и каков результат воздействия на неё окружающей среды? Этот вопрос является важнейшим для терапии.

Проведённые генетические исследования животных показали, что некоторые гены меняются даже в результате непродолжительного воздействия, другие — в результате более длительного воздействия, в то время как также существуют гены, на которые не удалось никак повлиять, и даже если удалось, то в результате они всё равно вернулись в своё первоначальное состояние.

Важно

Несмотря на то, что термин «пластичность» мозга несёт позитивный оттенок, на самом деле, под пластичностью мы также подразумеваем и негативные изменения мозга, связанные с дисфункциями и расстройствами.

Когнитивная тренировка очень полезна для стимулирования положительной пластичности мозга. С помощью систематических упражнений можно создать новые нейронные цепи и улучшить синаптические связи между нейронами.

Однако, как мы отметили ранее, мозг не обучается эффективно, если учёба не является полезной. Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели!

Источник

Источник: https://bbright.club/?p=457

Нейропластичность: перестраиваем мозг

«Мы — то, что мы постоянно делаем. Превосходство, таким образом, — это не действие, а привычка». Аристотель.

Нейропластичность включает в себя одно из самых популярных направлений исследований мозга человека. Этот термин означает способность человеческого мозга перестраиваться после практик или тренировок.

Именно этот процесс, по факту, делает возможным любой личностный рост и развитие.

Одна из наиболее занятных цитат о нейропластичности звучит таким образом: «Нейроны, которые горят вместе, связываются, …а те, которые загораются отдельно — разделяются». На практике это нам показывает то, что нейроны, которые работали совместно в ответ на ваше определенное действие, формируют ассоциативную связь друг с другом, и эта связь усиливается: чем больше вы практикуетесь в какой-то привычке или действии, тем сильнее становятся соответствующие связи. Это означает, что есть и обратная сторона: чем реже вы практикуете, тем слабее становятся связи в нейронах, т.к. мозгу нужно место для создания новых нейронных связей. И чем прочнее данные связи, тем сложнее их изменить в дальнейшем. Все большее количество ученых и исследователей интересуется способностью мозга адаптироваться к новым условиям. В нашем веке тренировка, которая направлена на создание нужных нейронных связей, — это не миф и теория, это реальность. Если в 80-х годах ученые думали, что наш мозг — это неизменный затвердевший результат детства и юношества, то сейчас стало очевидно, что это совсем не так. До тех пор, пока мозг питается и работает, возможны любые новые связи, а это означает, что и новые умения и навыки. Если задуматься, то это означает, что у людей больше не останется отговорок о невозможности формирования новых привычек.

Читайте также:  Заболевания бедренного нерва (невропатия, неврит, невралгия): симптомы поражения, лечение

Ранее ученые заявляли, что нервные клетки не восстанавливаются.

Теперь эскулапы добавляют: действительно, зачем им восстанавливаться, если на их месте рождаются новые? Как оказалось, человек может самостоятельно «наращивать» свой мозг и для этого нужно всего лишь желание.

Как сообщают ученые, это возможно благодаря нейропластичности, особому свойству нашего мозга. Что такое нейропластичность и как она влияет на тело человека? Как тренировать нейропластичность и для чего это нужно?

Области головного мозга

Нейропластичность или инкубатор кусочков мозга

Старая медицинская школа была убеждена, что количество нейронов мозга не меняется после того, как тело человека окончательно сформировалось. Не так давно выяснилось, что такая гипотеза оказалась очередным заблуждением. На самом деле, мозг может сам генерировать новые клетки и цепочки связей между ними. Таким образом, нейроны мозга могут расти и меняться на протяжении всей жизни человека. Неисчерпаемым ресурсом для генерирования являются стволовые клетки. Какую выгоду и пользу это открытие приносит человеческому организму?

Как клетки становятся судьбой?

Желание, приобретение новых навыков и информации меняет схемы соединений нейронов мозга. Это свидетельствует о том, что каждый человек способен полностью контролировать свою жизнь и все ее события. Ход мыслей влияет на привычки и меняет цепочки связей нейронов мозга. Благодаря этому, тело также терпит изменения. Постоянное приобретение дополнительных навыков и обработка новой информации в значительной мере влияют на мозг, а вместе с тем и на ход событий. Этот феномен получил название нейропластичность. Таким образом, еще раз доказан тот факт, что мысль имеет материализующуюся силу. Поэтому, не пускайте в свои нейронные цепочки скверные мысли и дурные настроения. Наполняйте свою жизнь только положительными переживаниями, оптимистическими мыслями и добрыми словами.

Как можно тренировать нейропластичность?

Потенциал наших созданных нейронных связей неисчерпаем, поэтому мы сами можем выстраивать цепочки, которые буду отвечать за наше поведение и настроение. Мы можем тренировать свои когнитивные способности, тем самым влияя на ситуацию. Поэтому на мозг, как и на другие мышцы нашего тела, нужно постоянно воздействовать. Для успешной реализации наших возможностей подойдут такие упражнения:

  • Играть в игры,
  • Обязательно много читать и записывать (лучше выводы),
  • Иметь любимое хобби,
  • Постоянно учиться,
  • Развиваться в неизвестных для себя сферах и путешествовать.

Влияние игр на нейропластичность

Существует масса игр. Предназначенных специально для взрослых, которые как нельзя лучше влияют на развитие когнитивных способностей. Например:

  • монополия,
  • шахматы,
  • карточные игры,
  • игра в слова и т.д.

Заставляя свой мозг думать в необычном для него направлении, Вы развиваете его деятельность:

  • память,
  • концентрацию,
  • зрительно-пространственные ассоциации,
  • логику,
  • организованность,
  • быстроту принятия решений.

Что дает чтение и письмо для развития мозга? Каждый день, читая и записывая, Вы развиваете гиппокамп. Это часть мозга, которая отвечает за память.

Чем больше мыслей вы переносите на бумагу, тем риск получить деменцию в раннем возрасте уменьшается. Заучивайте стихи и прозу наизусть, это тоже хорошо стимулирует деятельность мозга.

Кроме того, чтобы усложнить процесс, тренируйтесь читать слова наоборот или спелить (произносить по буквам).

Как хобии может продвинуть Вас в развитии?

Иметь увлечение, которое Вам нравиться, это уже само по себе – иметь пытливый ум. Чем сложнее Вам будет его осваивать, тем лучше для тренировки мозговой активности. Лучше иметь несколько увлечений, но разнонаправленных, чтобы задействовать все сферы деятельности: рисование для развития воображения, ролики для улучшения координации движений. шитье и вязание для стимуляции мелкой моторики рук и т.д.

Постоянное обучение – путь к повышению нейропластичности мозга

Постоянное обучение (желательно в течение всей жизни), не глядя на возраст, вызывает:

  • структурные,
  • химические,
  • функциональные

изменения в мозговой активности. Многие ученые считают, что постоянное обучение способствует созданию новых нейронных соединений, которые предотвращают появление болезни Альцгеймера. Также изучение языков, особенно на склоне лет, способно отодвинуть старение вашего мозга на длительный срок.

Путешествие – это путь к себе

Постоянно меняя место дислокации, находясь в незнакомых для себя условиях, мы развиваем способность нашего организма адаптироваться к различным нестандартным ситуациям. Любое изменение привычного образа жизни позитивно сказывается на деятельности мозга, выстраивая новые нейронные связи в нем. И не имеет значения, куда Вы путешествуете и каким образом, главное не превращать свою жизнь дорогу: дом-работа-дом. Меняйте привычные устои, больше экспериментируйте. Становится понятно, что мы не ограничены теми картами, что нам раздала природа: возможно поменять некоторые из них (и это даже не будет воспринято, как шулерство). Мозг отражает наше окружение, наши решения, эмоции и стиль жизни, и поменять всё это, на самом деле, никогда не поздно. Таким образом, применяя все эти упражнения, Вы сможете долго оставаться эмоционально и умственно активными.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://mirage-ok.livejournal.com/580157.html

Пластичность мозга: как умнеет ребенок – Развитие ребенка

Предполагается, что новые программные продукты способны «построить» мозг малыша на заказ. Какую пользу могут извлечь родители из современной науки? Что происходит с мозгом ребенка, когда мы его воспитываем?

Открытие природы и степени пластичности мозга привело к огромному прорыву в нашем понимании того, что происходит с мозгом во время учебного процесса, а также к появлению множества программных продуктов, которые, как заявляют производители, повышают пластичность мозга развивающихся детей.

Многие продукты рекламируют использование обширных возможностей пластичности мозга в качестве ключевого преимущества; наряду с этим утверждение, что родители с помощью данных компьютерных программ могут сделать мозг ребенка намного «умнее», чем у других, безусловно, крайне привлекательны.

Но что такое «пластичность» и что на самом деле должны делать родители, чтобы использовать этот аспект развития головного мозга своих детей?

Пластичность – это неотъемлемая способность мозга образовывать новые синапсы, связи между нервными клетками, и даже прокладывать новые нервные пути, создавая и укрепляя связи так, что в результате ускоряется обучение, а способность обращаться к информации и применять то, что было изучено, становится все более и более эффективной.

Научные исследования пластичности проследили изменение архитектоники мозга и мозговой «проводки» в тот момент, когда его подвергают воздействию непривычных, нестандартных ситуаций.

В данном случае под термином «мозговая проводка» подразумеваются аксоновые взаимосвязи между областями мозга и видами активности, которые эти области осуществляют (т. е. на которых они специализируются).

Совет

Так же как архитектор чертит схему электропроводки вашего дома с указанием маршрута, по которому провода пойдут на плиту, холодильник, кондиционер и так далее, исследователи чертили электрическую схему для мозга.

В результате они установили, что кора головного мозга – это не фиксированная, а непрерывно модифицирующаяся вследствие обучения субстанция. Оказывается, что «провода» коры головного мозга постоянно формируют новые взаимосвязи и продолжают делать это, основываясь на входящих данных, поступающих из внешнего мира.

Давайте взглянем на то, что происходит с пластичностью мозга, когда ребенок в первый раз учится читать. Первоначально ни одна часть мозга не настроена специально на чтение.

Когда ребенок учится читать, все больше и больше клеток головного мозга и нервных цепочек вовлекаются в поставленную задачу. Мозг использует пластичность, когда ребенок начинает распознавать слова и понимать то, что читает.

Слово «мяч», которое ребенок уже понимает, теперь ассоциируется у него с буквами М-Я-Ч. Таким образом, обучение чтению является одной из форм нейронной пластичности.

Открытие того, что развивающийся мозг может «проложить проводку» для процесса распознавания букв, и другие удивительные открытия о пластичности нейронов часто воплощаются в коммерческих продуктах, рекламирующих пользу усиленного «мозгового фитнеса».

Но факт, что научный эксперимент показывает, что определенная деятельность активирует пластичность мозга, не означает, что эта конкретная деятельность, как, например, способность различать буквы на мониторе компьютера, необходима для достижения эффекта, и не означает, что такая деятельность – это единственное средство добиться пластичности.

Занятия на распознавание букв на компьютере действительно активизируют и тренируют центры распознавания символов в зрительном участке коры головного мозга, используя пластичность мозга. Но вы добьетесь того же эффекта, если сядете и почитаете с вашим ребенком книгу.

Обратите внимание

Этот интерактивный подход «родитель–ребенок» называется «диалогическое чтение» (способ чтения, позволяющий детям принять более активное участие в рассказе).

Но компьютерный экран и приложения тренируют мозг распознавать только буквы, а не понимать смысл слов, состоящих из этих букв.

В отличие от этого диалогическое чтение – интуитивное и интерактивное – естественным образом задействует нейронную пластичность для выстраивания аксоновых взаимосвязей между центрами распознавания букв и языковыми и мыслительными центрами головного мозга.

Исследователи продемонстрировали, что нормально развивающиеся дети учатся различать звуки речи достаточно эффективно как с помощью, так и без помощи специальных упражнений на различие звуков речи или компьютерных игр.

Эти игры, развивающие умение различать звуки речи, продаются как особенный продукт, способствующий активизации пластичности нейронов, и были разработаны ведущими неврологами.

На самом деле, дети, которых никогда не знакомили с такими упражнениями и играми, успешно развивают прекрасно организованный и гибкий участок коры головного мозга, отвечающий за аудирование, естественно общаясь с родителями и окружающими людьми. Эти дети прекрасно учатся говорить, читать и думать.

Приток слуховой информации, полученный неестественным путем, в данном случае изолированные слуховые сигналы, не приводит к выстраиванию правильных аксоновых взаимосвязей и взаимодействию этой информации с другими областями мозга, такими как языковые центры, которые необходимы для различения и использования речи в реальном мире.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/974/

Нейропластичность мозга: принципы когнитивного развития

Данная работа исследует нейропластичность мозга и принципы когнитивного развития. Цели работы: 1. Определить основные механизмы работы головного мозга, его нейропластичность 2. Провести исследование в области когнитивного развития. Выявить закономерности. 3. Выработать методичный подход к проблеме когнитивного развития.

Человеческий мозг по своей природе является сложноустроенным органом, механизм которого работает удивительным образом. Исследования учёных продемонстрировали, что мозг обладает нейропластичностью, то есть способностью адаптироваться к незнакомой ситуации, создавать новые нейронные связи и изменять уже существующие.

В нашем представлении складывается стереотип, что структуру мозга в зрелом возрасте изменить практически невозможно, но психолог Уильям Джеймс в своей книге «Принципы психологии» (The Principles of Psychology) выдвинул гипотезу, что органические вещества, в особенности нервные ткани, наделены исключительной степенью пластичности.

Важно

Отсюда следует вывод: на протяжении жизни мозг может качественно изменяться и создавать новые нейронные связи.

Мы задаёмся вопросами: как оказать влияние на эти процессы? Существуют ли эффективные методики для развития когнитивных способностей? Какие факторы сказываются на развитии мозга, и есть ли определённые закономерности? В результате проведённого нами опроса мы получили следующие данные:

Читайте также:  Массаж парализованных конечностей и всего тела после инсульта

42 % опрошенных нами людей отдают предпочтение различным упражнениям на мелкую моторику, на активизацию лексикона, памяти и внимания (в частности таблицы Шульте и тест Струпа); 27% считают, что повысить когнитивные способности можно за счёт чтения книг (в большинстве случаев, это классическая и научно-популярная литература); 18% склоняются к мнению, что незнакомая ситуация, в которой человек никогда не оказывался, может послужить мощным толчком для активизации его умственного потенциала; 11% опрошенных убеждены, что когнитивные способности — это удел генетики, и вмешательства со стороны человека бессмысленны. Отметим, что 2% признают эффективными ноотропные средства в активизации химических процессов мозга.

Мы также решили выяснить, какие отрицательные факторы снижают уровень когнитивных способностей.

51% опрошенных придерживаются мнения, что аморфный образ жизни и отсутствие интенсивной умственной деятельности ухудшают интеллектуальные функции, а 23% участника опроса расходятся с этим мнением.

Они считают, что переизбыток информации в нашем современном технологичном веке, привёл к перегрузке памяти и не способности к критичному мышлению. 19% думаю, что причиной являются вредные привычки, неправильное питание, несоблюдение режима.

И наконец, 7% во всём обвиняет среду, в которой человек изначально воспитывается, окружение и даже систему образования.

На основе полученных результатов, мы видим, что большинство людей не теряет надежды в развитии когнитивных способностей и пытаются предотвратить их регресс. То, что структура мозга подвластна качественному изменению, это научно-доказанный факт.

Совет

Благодаря такому уникальному свойству как нейропластичность, человек способен развиваться на протяжении жизни и поддерживать психическое здоровье. Конечно, следует учесть возрастные особенности, так как это влияет на предрасположенность нашего мозга к обучению.

Выражение «впитывать как губка» справедливо для раннего возраста. Дело в том, что в мозге ребёнка только формируется нейронная сеть, посредством восприятия мира через различные каналы ощущений. По мере старения, мозговая активность постепенно снижается, но это не исключает возможности когнитивного развития.

Нейропластичность позволяет адаптироваться в незнакомой ситуации. Чем больше участков головного мозга вы задействуете в решении каких-либо задач, (пусть и на бытовом уровне) тем больше образуется нейронных связей. К примеру, возьмём лондонских таксистов.

Исследователи пришли к выводу, что они обладают большим задним гиппокампом — структурой мозга, которая отвечает за пространственную память и ориентацию. Объясняется это очень просто: опытным таксистам приходится запоминать огромное количество улиц и достопримечательностей города.

Гиппокамп — «кладовая памяти», и мозг устроен так, что способен запомнить всё, хоть нам это и кажется невероятным. Важно тщательно следить, какую информацию мы записываем на «жёсткий диск» памяти, так это косвенно может повлиять на качество мышления.

Для поддержания мозговой активности, пробуйте что-то новое. Например, освоить музыкальный инструмент. При игре активно задействуются руки, а они напрямую связаны с мозгом. Так, вы сможете синхронизировать работу двух полушарий и развить мелкую моторику. Баланс левого и правого полушарий создаёт «нейронный мост», по которому передаются сигналы и импульсы.

При гармонизации работы мозга обязательно проявится потенциал, о котором вы не подозревали. Развивайте не доминирующее полушарие. Если у вас больше развито левое, то основной сферой специализации будет являться логическое мышление, способность к чтению, речь и анализ. В противоположность «рациональному» левому полушарию будет правое — интуитивное.

Оно отвечает за пространственную ориентацию, восприятие музыки, а также оно управляет эмоциями и воображением. Мы предлагаем вам синхронизировать полушария, используя в действии пассивную руку. Начните день с того, что почистите зубы левой рукой (если вы левша, то наоборот).

Обратите внимание

Это создаст для мозга стрессовую ситуацию и заставит его работать по-другому, то есть искать способы решения задачи.

Открывайте для себя мир заново! Расширяйте горизонты сознания. Ваш мозг способен делать поразительные вещи. Если задуматься, качество нашей жизни зависит от здорового мышления. В наших силах дать себе позитивную установку на самосовершенствование и развитие. Мозг принимает любую истину, которую мы ему внушаем.

Источник: https://novainfo.ru/article/13475

Нейропластичность

Насколько действительно помогает психотерапия? Этот вопрос часто звучит на просторах психологических форумов и в кабинетах психологов.

Несколько столетий люди считали, что взрослый сформировавшийся мозг неизменен, что мы рождены с определенным набором генов и соответственно этому живем и развиваемся. Ровно в рамках тех “биологических настоек”, которые нам даны.

Ученые считали, что как только заканчивается молодость, мозг постепенно начинает утрачивать свои способности, деградирует и стареет. Хотя идея о нейропластичности- способности мозга меняться под воздействием опыта,  далеко не нова, ее до последнего времени отвергали. Эксперименты американского профессора Мэрион Даймонд еще в 1964 году показали, что у крыс, выращенных в просторных клетках с кучей игрушек, кора больших полушарий была на 6 % толще, чем у тех, что выросли в маленьких скучных клетках. Это означает, что мы можем изменять мозг непрямым воздействием — без операций и препаратов. КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ МОЗГА Прежде всего идеи нейропластичности   затронули воспитание. Новорожденный появляется на свет с несформированным мозгом.  Он проделывает огромный скачок в развитии в первые годы жизни. В этот период количество нейронных связей с 2-3 тысяч увеличивается до 15-20. Младенческий мозг реагирует на все происходящее вокруг, моментально создавая  нейронное воплощение из клеток и их соединений. Именно поэтому в период активного роста ребенок так легко обучается. Происходят невероятные скачки в развитии. Малыш учится не только ходить, говорить, но и многому другому.  Но если в этот “критический” период ребенок не будет слышать речь, то у него возникают не только проблемы с коммуникацией, но и задержка психического развития.   С появлением большего количества возможностей для исследования мозга люди получили подтверждения того, что нейропластичность мозга встречается в жизни гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Спортивные рекордсмены, гениальные музыканты или танцовщики. Все это – результат влияния на мозг за счет тренировки навыков. Чем больше натренирован какой-то навык, тем ярче и многообразней количество нейронных соединений в соматосенсорной коре головного мозга. И чем меньше используется какая-то способность, тем быстрее она утрачивается. Навык исчезает. Этим же свойством мозга можно объяснить невероятные выздоровления вызванных травмами паралитиков. Если поврежден нерв, соединяющий конечность с мозгом, то мозг через некоторое время научится использовать соседний нерв для управления конечностью. Главное- научить его это делать. Опытным путем доказано, что орган теряет навыки так же легко, как и учится им. Мозг перераспределяет нейроны на новые,  более актуальные задачи. Но если человек попадает в ситуацию, когда он может пользоваться только поврежденной конечностью, то спустя несколько недель она начинает функционировать лучше. Конечно, время восстановления зависит от  тяжести повреждений, но эти исследования заставляют ученых иначе посмотреть на реабилитацию пациентов. ДВИЖЕНИЕ-ЖИЗНЬ Ни для кого не секрет, что  кислород мозг получет из крови и  он в первую очередь страдает от сидячего образа жизни, присущего современному горожанину. Последние исследования того, как влияют физические  упражнения на  мозг подтверждают полезность аэробных нагрузок. Они улучшают насыщенность мозга кислородом, как следствие растет количество нейронных сетей, а значит улучшаются познавательные способеости, умение строить ассоциации и анализировать факты. КАК ИЗМЕНИТЬ МОЗГ?

Благодаря исследованиям становится ясно, что на пластичность нашего мозга влияют наши установки и мысли.

Пока не существует достоверных исследований действия на мозг визуализаций, но уже проведенные показывают наличие долговременных изменений электрической активности в мозге.

Одни из самый изученных на западе и в России техник,  это концентрация на объекте и концентрация без объекта. Они используются для повышения эффективности и креативности мышления.

8-918-416-66-99
Гармонии всем.

Источник: https://psy-space.ru/?page=neyroplastichnost

Пластичность мозга: как все устроено

Мозга подразумевается способность нервной системы изменять свою структуру и функции на протяжении всей жизни в ответ на многообразие окружающей среды.

 Этому термину не так просто дать определение даже несмотря на то, что в настоящее время он широко применяется в психологии и нейронауке.

Он используется для обозначения изменений, происходящих на различных уровнях нервной системы: в молекулярных структурах, изменения экспрессии генов и поведения”.

Нейропластичность позволяет нейронам восстанавливаться как анатомически, так и функционально, а также создавать новые синаптические связи.

Нейронная пластичность – это способность мозга к восстановлению и реструктуризации.

Важно

 Этот адаптивный потенциал нервной системы позволяет мозгу восстановиться после травм и нарушений, а также может уменьшить последствия структурных изменений, вызванных такими патологиями, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, когнитивное расстройство, болезнь Альцгеймера, дислексия, СДВГ, бессонница у взрослых, бессонница у детей и т.д.

Различные группы неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза, пришли к выводу, что батарея когнитивных клинических упражнений для стимуляции и тренировки мозга CogniFit способствует созданию новых синапсов и нейронных цепей, помогающих реорганизовать и восстановить функцию повреждённой зоны и передачу компенсанционных способностей.

Проведённые исследования свидетельствуют о том, что пластичность мозга активируется и укрепляется при использовании данной программы клинических упражнений. На рисунке ниже вы можете увидеть как развивается нейронная сеть в результате постоянной и соответствующей требованиям когнитивной стимуляции.

Нейронные сети до тренировок, Нейронные сети после 2-х недель когнитивной стимуляции, Нейронные сети после 2-х месяцев когнитивной стимуляции.

Синаптическая пластичность

Когда мы учимся или получаем новый опыт,мозг устанавливаетт серию нейронных связей. Эти нейронные цепи представляют собой пути, по которым нейроны обмениваются между собой информацией.

 Эти пути формируются в мозге при обучении и практике, как, например, в горах образуется тропа, если по ней ежедневно ходит пастух со своим стадом.

Нейроны взаимодействуют между собой посредством соединений, называемых синапсом, и эти коммуникационные пути могут восстанавливаться в течение всей жизни.

Важно

Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается.

Улучшение коммуникации между нейронами означает, что электрические сигналы более эффективно передаются на протяжении всего нового пути. Например, когда вы пытаетесь распознать что за птица поёт, между некоторыми нейронами образуются новые связи.

Так, нейроны зрительной коры определяют цвет птицы, слуховой коры – её пение, а другие нейроны – название птицы. Таким образом, чтобы идентифицировать птицу, нужно многократно сопоставить её цвет, голос, название.

 С каждой новой попыткой, при возвращении к нейронной цепи и восстановлении нейронной передачи между вовлечёнными в процесс нейронами, эффективность синаптической трансмиссии повышается.

 Таким образом, коммуникация между соответствующими нейронами улучшается, и процесс познания с каждым разом происходит быстрее. Синаптическая пластичность является основой пластичности человеческого мозга.

Нейрогенез

С учётом того, что синаптическая пластичность достигается путём улучшения коммуникаций в синапсе между существующими нейронами, под нейрогенезом подразумевается рождение и размножение новых нейронов в мозге. В течение длительного времени идея о регенерации нейронов в мозге взрослого человека считалась чуть ли не ересью.

Учёные верили, что нервные клетки умирают и не восстанавливаются.

После 1944 г.

, и особенно в последние годы, научным путём было доказано существование нейрогенеза, и сегодня мы знаем, что происходит, когда стволовые клетки (особый вид клеток, расположенных в зубчатой извилине, гиппокампе и, возможно, в префронтальной коре) делятся на две клетки: стволовую и клетку, которая превратится в полноценный нейрон, с аксонами и дендритами.

Читайте также:  Амфетаминовый (стимуляторный) психоз: причины, лечение, последствия

После этого новые нейроны мигрируют в различные области (включая удалённые друг от друга) мозга, туда, где они нужны, поддерживая тем самым нейронную дееспособность мозга. Известно, что как у животных, так и у людей внезапная гибель нейронов (например, после кровоизлияния) является мощным стимулом для запуска процесса нейрогенеза.

Функциональная Компенсационная Пластичность

В научной литературе по нейробиологии широко раскрыта тема снижения когнитивных способностей при старении и объяснено, почему пожилые люди демонстрируют более низкую когнитивную производительность, чем молодёжь. Удивительно, однако далеко не все пожилые люди показывают низкую производительность: у некоторых результаты ничуть не хуже, чем у молодых.

Эти неожиданно разные результаты у подгруппы людей одного и того же возраста были исследованы научным путём, в результате чего было обнаружено, что при обработке новой информации пожилые люди с большей когнитивной производительностью используют те же самые области мозга, что и молодёжь, а также другие области мозга, которые не используются ни молодыми, ни другими пожилыми участниками эксперимента.

Этот феномен сверхиспользования мозга пожилыми людьми был исследован учёными, которые пришли к выводу о том, что использование новых когнитивных ресурсов происходит в рамках компенсационной стратегии.

Совет

В результате старения и снижения синаптической пластичности мозг, демонстрируя свою пластичность, начинает реструктурировать свои нейрокогнитивные сети.

Исследования показали, что мозг приходит к этому функциональному решению путём активации других нервных путей, чаще задействуя области в обоих полушариях (что обычно характерно только для более молодых людей).

Функционирование и поведение: обучение, опыт и окружение

Мы рассмотрели, что пластичность — это способность мозга изменять свои биологические, химические и физические характеристики. Однако меняется не только мозг – также меняется поведение и функционирование всего организма.

 За последние годы мы узнали о том, что генетические или синаптические нарушения мозга происходят в результате как старения, так и воздействия огромного количества факторов окружающей среды.

Особенно важны открытия о пластичности мозга, а также о его уязвимости в результате различных расстройств.

Мозг учится на протяжении всей нашей жизни – в любой момент и по разным причинам мы получаем новые знания.

Например, дети приобретают новые знания в огромных количествах, что провоцирует значительные изменения в мозговых структурах в моменты интенсивного обучения.

Новые знания можно получить и в результате пережитой неврологической травмы, например, в результате повреждения или кровоизлияния, когда функции повреждённой части мозга нарушаются, и нужно учиться заново.

Есть также люди с жаждой знаний, для которых необходимо постоянно учиться.

В связи с огромным количеством обстоятельств, при которых может потребоваться новое обучение, мы задаемся вопросом, меняется ли каждый раз при этом мозг?

Исследователи полагают, что это не так. По-видимому, мозг приобретает новые знания и демонстрирует свой потенциал пластичности в том случае, если новые знания помогут улучшить поведение. То есть для физиологических изменений мозга необходимо, чтобы следствием обучения были перемены в поведении. Другими словами, новые знания должны быть нужными.

Обратите внимание

 Например, знания о еще одном способе выживания. Вероятно, тут играет роль степень полезности. В частности, развить пластичность мозга помогают интерактивные игры. Было доказано, что такая форма обучения повышает активность префронтальной коры головного мозга (ПФК).

Кроме того, полезно играть с положительным подкреплением и вознаграждением, что традиционно используется при обучении детей.

Условия реализации пластичности мозга

Когда, в какой момент жизни мозг наиболее подвержен изменениям под воздействием факторов окружающей среды? По-видимому, пластичность мозга зависит от возраста, и предстоит сделать ещё немало открытий о влиянии на неё окружающей среды в зависимости от возраста субъекта.

Однако нам известно о том, что умственная деятельность как здоровых пожилых людей, так и пожилых людей, страдающих нейродегенеративным заболеванием, положительно влияет на нейропластичность. Важно то, что мозг подвержен как положительным, так и негативным изменениям ещё до рождения человека.

 Проведённые на животных исследования показали, что если будущие матери находятся в окружении положительных стимулов, у младенцев образуется больше синапсов в определённых областях мозга. И наоборот, при включении яркого света при беременных, который вводил их в состояние стресса, количество нейронов в префронтальной коре головного мозга (ПФК) плода снижалалось.

Кроме того, похоже, что ПФК более чувствительна к воздействию окружающей среды, чем остальные области мозга.

Результаты этих экспериментов имеют важное значение в споре “природа против окружения”, поскольку демонстрируют, что окружающая среда может менять нейронную экспрессию генов.

Как эволюционирует мозговая пластичность со временем и каков результат воздействия на неё окружающей среды? Этот вопрос является важнейшим для терапии.

Проведённые генетические исследования животных показали, что некоторые гены меняются даже в результате непродолжительного воздействия, другие – в результате более длительного воздействия, в то время как также существуют гены, на которые не удалось никак повлиять, и даже если удалось, то в результате они всё равно вернулись в своё первоначальное состояние.

Важно

Несмотря на то, что термин “пластичность” мозга несёт позитивный оттенок, на самом деле, под пластичностью мы также подразумеваем и негативные изменения мозга, связанные с дисфункциями и расстройствами. Когнитивная тренировка очень полезна для стимулирования положительной пластичности мозга.

С помощью систематических упражнений можно создать новые нейронные цепи и улучшить синаптические связи между нейронами. Однако, как мы отметили ранее, мозг не обучается эффективно, если учёба не является полезной.

 Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели!

Источник: https://www.aum.news/nauka/2719-plastichnost-mozga-kak-vse-ustroeno

Нейропластичность мозга: принципы когнитивного развития

Термин «нейропластичность» все чаще можно услышать не только в кругах психологов и ученых, но и в повседневной жизни. Данный термин используют для обозначения свойства головного мозга восстанавливать утраченные связи, а также изменяться в результате накопленного опыта.

Благодаря нейропластичности человек может «изменить настройки» мозга, чтобы улучшить как физическое, так и психическое здоровье, а также качество своей жизни. Как же это сделать? Estet-portal.com расскажет о нейропластичности, а также как с помощью данного уникального свойства мозга можно изменить жизнь к лучшему.

Нейропластичность – определение и ее роль в жизни человека

Нейропластичность – общий термин, которым обозначают способность мозга к самореорганизации –  как физической, так и функциональной – на протяжении всей жизни под воздействием внешней среды, поведения, мышления и эмоций. Концепция изменения мозга заменила распространенные ранее убеждения о том, что мозг взрослого – физиологически статический орган, который не меняется после завершения периода развития в детстве.

Конечно, мозг более пластичен именно в ранние годы жизни – это правда, равно как и то, что его способности по мере старения постепенно снижаются. Однако говорить о полной потере пластичности и способности мозга к изменениям нельзя.

Нейропластичность позволяет мозгу быстро приспосабливаться и обеспечивает протекание процессов обучения в мозгу, например, когда мы учимся играть на музыкальном инструменте, говорить на иностранном языке. Благодаря нейропластичности обеспечивается восстановление после инсультов, травм, врожденных аномалий, выходить из депрессии и бороться с вредными привычками.

Нейропластичность обеспечивает возможности улучшения почти каждого аспекта жизни человека. Границы данной способности пока не известны.

Наука подтверждает, что благодаря нейропластичности человек может добиться положительных изменений в жизни, однако это не так просто, как часто утверждают авторы псевдонаучных статей. К примеру, нейробиолог доктор Сара МакКей объясняет:

«Пластичность у взрослых повышается при условии соблюдения особых условий, которые способствуют «активации» этого свойства мозга».

Последние исследования показали, что при определенных обстоятельствах нейропластичность позволяет мозгу взрослого человека развиваться.

Несмотря на возрастное снижение некоторых когнитивных способностей, существуют меры, которые можно принять, чтобы привести механизм нейропластичности в действие. Среди таких мер: фокусирование внимания, поддержание общего хорошего состояния и постоянный труд.

  1. Как правило, изменения ограничиваются ситуациями, в которых мозг настроен на изменения. Если Вы активны, вовлечены, мотивированы, готовы к действиям, мозг вырабатывает химические вещества, необходимые для запуска изменений. И напротив, если Вы невнимательны, отвлечены, не обдумываете свои действия, нейропластичность мозга снижается.
  2. Чем больше усилий Вы прилагаете, чем выше уровень мотивации, чем значительнее конечный результат, тем сильнее меняется мозг. Если Вы сконцентрированы на задаче и действительно пытаетесь овладеть каким-либо навыком по важной для Вас причине, изменения будут впечатляющими.
  3. Изменения в мозгу – результат укрепления связи между нейронами. Чем чаще Вы практикуете какое-либо действие, тем более прочными становятся нейронные связи, чтобы запечатлеть все элементы опыта (сенсорную информацию, движения, когнитивные паттерны).
  4. Изменения, запускаемые в силу обучения, способствуют взаимодействию клеток мозга, в результате чего его функции улучшаются. Клетки мозга можно сравнить с командой людей – чем лучше они организованы, тем лучших результатов удается достичь.
  5. Мозг также укрепляет связи между группами нейронов при регулярном выполнении определенных действий. Это позволяет мозгу предугадывать Ваши действия и запускать эдакий «ассоциативный поток».
  6. Первоначальные изменения являются временными. Сначала Ваш мозг фиксирует изменение, а затем определяет, нужно ли переводить его в категорию постоянных действий или нет. Одноразовое действие переходит в категорию постоянных, если Ваш мозг считает пережитый опыт достаточно значимым или интересным, учитывая при этом характер результата – положительный или отрицательный.
  7. Мозг изменяется благодаря внутреннему повторению с задействованием процессов, которые контролируют изменения, произошедшие в результате взаимодействия с внешним миром. Иногда, чтобы активировать нейропластичность, достаточно задействовать воспоминания.
  8. Память направляет и контролирует львиную долю процесса обучения. По мере освоения нового навыка Ваш мозг фиксирует все успешные моменты, пытаясь вычеркнуть из памяти неудачи. Затем, вспоминая хорошее, он вносит коррективы, необходимые для улучшения процессов в дальнейшем.
  9. Каждый момент обучения предоставляет мозгу возможность стабилизироваться – уменьшить потенциальные «помехи». Это означает, что, когда мозг укрепляет определенные нейронные связи, когда Вы обучаетесь новому, он ослабляет другие нейронные соединения, не используемые в такие моменты. Таким образом, негативные изменения в мозгу сводятся к минимуму, поскольку мозг концентрируется на интересной и значимой деятельности.
  10. Нейропластичность мозга – палка с двух концов: она может служить для инициации как позитивных, так и негативных изменений. Мозг действует по принципу «все или ничего». Он с одинаковой легкостью может улучшить свои способности и свести их к минимуму – все зависит только от Вас.

Какие выводы можно сделать из вышеприведенных принципов? Чтобы, повлияв на мозг, улучшить свою жизнь на многих уровнях, придется потрудиться. Мозг способен развиваться, если Вы направите его на путь истинный, в противном случае, Вас ждет ухудшение когнитивных функций.

Чтобы использовать нейропластичность мозга во благо, необходимо постоянно учиться новому, овладеть мастерством концентрации и (насколько это возможно) позитивного мышления, уметь правильно ставить цели и не отступать перед трудностями. Estet-portal.com желает Вам успехов!

Источник: https://estet-portal.com/statyi/nejroplastichnost-mozga-printsipy-kognitivnogo-razvitiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector