Мозжечковая дизартрия: характеристика, симптомы, коррекционная работа и упражнения

2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии

Возникает
при поражении мозжечка или его путей и
при кровоизлияниях в мозжечок или при
его опухолях.

Лицо
у больных с поражением мозжечка амимично.
Носогубные складки опущены, нарушены
акты глотания и дыхания. При этой форме
дизартрии часто возникает дисфагия.

Состояние
мышц речевого аппарата: отмечается
пониженный тонус в мышцах губ, мягкого
неба, щек, языка.

Обратите внимание

Язык
тонкий, распластанный лежит на дне
полости рта, подвижность его ограничена,
темп движений замедлен. Отмечается
трудность удержания артикуляторных
укладов и слабость их ощущений. Движения
языка неточные с проявлением гипер- или
гипометрии (избыточности или недостаточности
объема движения). При более тонких
целенаправленных движениях отмечается
тремор языка. Явлений атрофии нет.

Мягкое
небо провисает, жевание ослаблено,
мимика вялая.

Речь
замедлена, толчкообразна, нарушена
модуляция, к концу фразы выкрики, что
позволяет назвать речь скандированной.
Неприятная на слух речь характеризуется
диспросодией и нарушенной ритмикой
речи, страдает и внятность речевого
потока. Просодически выделяются ударения
в слогах безударных позиций, речь делится
на сегменты, не отвечающие целям
выразительности.

Выражена
назализация большинства звуков речи.
Голос может быть слабым, глухим,
неопределенного тембра, с колеблющейся
звонкостью.

Характерна
атония мышц, гиперметрия и дисметрия
движений. Имеются нарушения различных
физиологических синергизмов, т.е.
совместной деятельности мышц, участвующих
в обеспечении определенного движения.
Наблюдается тремор при всех видах
дыхания, служащего целям голосообразования,
артикуляции звуков речи и свиста. При
спонтанном дыхании, обслуживающем
функции газообмена, тремор отсутствует.

Нарушения
невербального характера.
У
лиц с поражением мозжечка отмечается
гипотония мышц во время покоя и во время
движения.

При
ходьбе характерно переразгибание
коленок, нарушение равновесия, нарушение
координации движений, движения рук не
координируют с движениями ног). Походка
шаткая.

Отмечается проявление особой
формы психической неполноценности по
типу «лобного синдрома», при этом
утрачивается топкая способность к
социальной адаптации в ситуации:
неадекватный смех, скабрезные выражения
и анекдоты, не характерные для обычного
поведения этого человека, и т.п.

Выводы

  1. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движении.

  2. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузированпс. скандированность речи.

  3. Распад ударных слогов и согласных в конце слова обусловливает невнятность речевого потока.

  4. Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.

  5. Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет).

2.1.4. Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрия

Эта
форма также, как и псевдобульбарная,
относится к числу наиболее частых. Она
обусловлена очаговым поражением таких
ядер как хвостатое, чечевичное (скорлупа
и бледный шар), таламус, субталамические,
красная, черная субстанции, а также их
связей с другими структурами мозга.

Поражения
экстрапирамидной системы приводят к
расстройствам локомоции, мышечного
тонуса и тонической позной активности,
врожденных автоматизмов, в том числе
различных мышечных синергии, появлению
гипокинезии пли гиперкинезов
(хореоатетозов, тремора, миоклонии).
Экстрапирамидные гиперкинезы подчас
имеют тенденцию к исчезновению в процессе
выполнения произвольных движений. При
грубых нарушениях возникают атетозы –
застывание в особых позах.

В
спокойном состоянии мышечный тонус
может приближаться к норме. Но при
малейшей попытке двигаться и тем более
говорить тонус мышц резко повышается,
достигая иногда состояния мышечных
спазмов.

Важно

Тонические спазмы и гиперкинезы
могут распространяться и на дыхательную
мускулатуру, мышцы гортани, вызывая
выраженные расстройства голосообразования
и речевого дыхания.

Произвольное
подключение голоса затрудняется,
происходит длительный латентный период
между беззвучной артикуляцией и фонацией.

Нередко
гиперкинезы ведут к насильственному
раскрытию рта, выбрасыванию языка
вперед. В этой позе пациент может иногда
«застыть» на некоторое время. В этой
ситуации нет возможности говорить.
Такой гиперкинез тяжело переживается
больными.

При
поражении ее подкоркового отдела
возникает адинамия, низкий тонус мышц,
гиперкинезы, насильственные смех и
плач.

Гиперкинезы
мышц диафрагмы и межреберных мышц
приводят к непроизвольным остановкам
в речи, возникновению насильственных
стонов, выкриков. Нарушение дыхания
зависит от гиперкинезов в диафрагме,
которая в момент речевого выдоха может
резко напрячься.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1728235/page:11/

Мозжечковая дизартрия: клиническая картина, характеристика, симптомы, причины, коррекция нарушения и логопедическая работа при дизартрии в Москве

Мозжечковая дизартрия диагностируется при нарушении произносительной стороны речи, возникшем вследствие поражения мозжечка, у пациентов, перенесших заболевания головного мозга (в т.ч. инсульт головного мозга).

При мозжечковой дизартрии у больных утрачивается плавность, ритмичность, экспрессивность речи, она становится замедленной и прерывистой. Заболевание сопровождается симптомами мозжечковой атаксии.

В ходе диагностики мозжечковой дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы оценивается неврологический статус пациента, назначается логопедическое обследование, нейровизуализационные исследования (МРТ, МСКТ головного мозга), в некоторых ситуациях необходим генетический анализ.

Совет

Кроме логопедической коррекции проводится этиопатогенетическое лечение причинного заболевания, нейрометаболическая медикаментозная поддержка и общие реабилитационные мероприятия (лечебная физкультура, массажи, консультация психолога).

Мозжечковая дизартрия: причины

При мозжечковой дизартрии поражаются полушария, червь мозжечка, нарушаются его связи с иными отделами центральной нервной системы. Возникновение данного заболевания чаще всего связывают с сосудистыми расстройствами, токсическими воздействиями, атрофическими, инфекционными и опухолевыми процессами.

К негативным факторам, провоцирующим развитие мозжечковой дизартрии, можно отнести следующие состояния и патологии:

  • геморрагические инсульты;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейрохирургические вмешательства;
  • посттравматические гематомы;
  • внутричерепные родовые травмы;
  • энцефалит;
  • менингоэнцефалит;
  • ветряная оспа;
  • энтеровирусная инфекция;
  • эпидемический паротит;
  • алкоголизм;
  • токсикомания;
  • полинаркомания;
  • гемангиобластома;
  • медуллобластома;
  • ганглиоцитома;
  • паранеопластические процессы;
  • рассеянный склероз;
  • оливопонтоцеребеллярная дегенерация;
  • атаксия Фридрейха;
  • атаксия Пьера-Мари.

Симптомы мозжечковой дизартрии

Клиническая картина мозжечковой дизартрии характеризуется развитием диспросодии речи: утрачивается её ритмичность, плавность проговаривания, отсутствуют речевые акценты (ударения). Больным, страдающим мозжечковой дизартрией, свойственен толчкообразный тип речевого потока, непостоянство силы голоса, в результате чего речь становится скандированной.

Звонкие звуки они произносят более глухо, мягкие – более твердо, большую часть фонем – назализовано. Речь больного дизартрией кажется невнятной, смазанной, замедленной и является для него затруднительной. При произношении протяжных гласных звуков часто дрожит голос.

При разговоре больной выглядит напряженным, у него повышается потоотделение, возникают вазомоторные реакции (гиперемия или побледнение кожи лица). Ввиду гипотонии мимической мускулатуры у него отсутствует мимика, а в связи с пониженным тонусом жевательных мышц возникают сложности с пережевыванием твердой пищи.

У больных с мозжечковой дизартрией нарушается координация движений, изменяется почерк, ходьба становится неустойчивой. При этом объем пассивных и произвольных движений остается неизменным.

Осложнения мозжечковой дизартрии

Пациенты, страдающие мозжечковой дизартрией, испытывают затруднения с экспрессивностью речи, которая становится непонятной для окружающих. Ограниченные коммуникативные возможности, осознание неполноценности своей речи, как правило, угнетают психоэмоциональное состояние больного.

Часто отмечается развитие невротических расстройств: ипохондрии, депрессивного невроза. В результате гипотонии и дискоординации глоточной мускулатуры у больных нарушается глотание – развивается дисфагия.

При поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что грозит асфиксией, аспирационной пневмонией.

Диагностика мозжечковой дизартрии в Юсуповской больнице

В первую очередь специалисты Юсуповской больницы назначают исследования, позволяющие установить мозжечковый характер дизартрии и определить её этиологию. В случае необходимости пациентам назначаются консультации узких специалистов: нейрохирургов, инфекционистов, онкологов, травматологов.

Основная роль в диагностике мозжечковой дизартрии принадлежит следующим мероприятиям:

  • оценка неврологического статуса с определением симптомов мозжечковой атаксии: дисметрии, шаткости походки при широко поставленных ногах, дисдиадохокинеза, интенционного тремора, макрографии. Выявляется пониженный тонус мышц лица и конечностей на фоне сохранения объема движений;
  • диагностика устной речи: для определения ее замедленности, нечленораздельности, прерывистости, расстройства ритма, типичной скандированности. Обнаруживается гипотония мышц артикуляционного аппарата. Слухоречевая память и внутренняя речь у больных сохранены. Исследование письменной речи позволяет выявить макрографию;
  • МСКТ, МРТ головного мозга: методы нейровизуализации позволяют установить характер органических поражений, которые привели к развитию мозжечковой дизартрии. С помощью данных исследований можно выявить зону ишемию, гематому, опухоль мозжечка и смежных структур, воспалительные очаги и дегенеративные изменения;
  • анализ цереброспинальной жидкости: проводится в случае подозрения на инфекционно-воспалительную этиологию заболевания. Для проведения данного исследования предварительно проводят люмбальную пункцию, после чего исследуется клеточный состав взятого образца, что позволяет выявить наличие воспалительных изменений. Для выявления возбудителя проводится ПЦР-диагностика, ИФА;
  • консультация врача-генетика: назначается при наличии у специалистов подозрений на генетически детерминированную патологию. Для того чтобы определить характер наследования рекомендуется проведение генетического исследования.

В ходе обследования обязательно проводят дифференциальную диагностику, для того чтобы исключить другие расстройства речи: моторную афазию, бульбарную и корковую дизартрию.

При афферентной моторной афазии у больных нарушается артикуляция отдельных звуков, при мозжечковой дизартрии речевой поток становиться дисритмичным в целом.

У пациентов с корковой дизартрией расстраивается праксис, координация движений при этом сохранена, нередко на фоне заболевания гипертрофируются артикуляционные мышцы. При бульбарной дизартрии упрощается артикуляция, развиваются атрофические изменения языка, дисфония.

Мозжечковая дизартрия: преодоление речевого расстройства

Успешная коррекция мозжечковой дизартрии всецело зависит от эффективного лечения основного заболевания и активного проведения комплексной реабилитации. Методы лечения подбираются в зависимости от происхождения патологии, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса больного.

К основным составляющим лечения дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы относят следующие мероприятия:

  • этиопатогенетическую терапию, позволяющую ликвидировать причинную патологию и ее последствия. В рамках данной терапии может проводиться нейрохирургическое вмешательство, направленное на удаление новообразования или гематомы, тромболитическое или антикоагулянтное лечение инсульта, антибактериальная, противовирусная терапия инфекционных поражений, дезинтоксикация организма. Наследственные мозжечковые дегенерации трудно поддаются этиопатогенетическому лечению;
  • занятия с логопедом. Логопедическая коррекционная работа при мозжечковой дизартрии позволяет восстановить плавность речи больного. В ходе занятий проводится специальная гимнастика, тренирующая артикуляционный аппарат. Кроме того, для лечения дизартрии эффективно проведение логопедического массажа. После того, как речь восстановится, начинается работа, направленная на повышение ее выразительности;
  • реабилитационные мероприятия, подразумевающие комплексный подход, проводимые под контролем реабилитологов и неврологов: лечебная физкультура со специально разработанными упражнениями, восстанавливающими координацию, массажи, психологическое консультирование. Одновременно проводят медицинскую поддержку с применением нейропротекторных и нейрометаболических лекарственных препаратов.

Мозжечковая дизартрия: прогноз и профилактика

Успешное лечение причинной патологии и корректная логопедическая работа при мозжечковой дизартрии могут способствовать полной регрессии заболевания. Степень выраженности остаточной дисфункции зависит от того, насколько серьезно были поражены мозжечковые ткани.

Наиболее неблагоприятный прогноз у пациентов с прогрессирующими наследственными заболеваниями, злокачественными опухолевыми процессами.

Обратите внимание

Для предупреждения развития дизартрии рекомендуется избегать инфекций и травм, вести здоровый образ жизни, отказаться от употребления наркотических веществ и алкоголя, своевременно лечить цереброваскулярные нарушения.

Парам, планирующим беременность, рекомендуется не пренебрегать генетическим консультированием.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • “Диагностика”. — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .
Наименование услуги Стоимость
МРТ головного мозга Цена: 8 900 рублей
ЭЭГ Цена: 5 150 рублей
УЗИ почек Цена: 3 000 рублей
УЗИ селезенки Цена: 3 000 рублей
УЗИ плевральной полости Цена: 3 000 рублей

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: https://yusupovs.com/articles/neurology/mozzhechkovaya-dizartriya-prichiny-mekhanizm-kharakteristika-narusheniya-korrektsiya/

Мозжечковая дизартрия

Развитие мозжечковой дизартрии происходит в результате поражения непосредственно мозжечка, а также нервных волокон, осуществляющих его связи с различными отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Оглавление:

У детей данный вид дизартрии встречается редко, при этом следует отметить, что мозжечковая дизартрия в чистом виде также встречается достаточно редко, а чаще наблюдается в сочетании с другими видами дизартрий и в структуре различных неврологических синдромов.

Данный вид дизартрии у детей встречается чаще всего при атонически-астатической форме детского церебрального паралича, а также при некоторых других формах заболевания, осложненных астатически-атоническим синдромом.

При обследовании пациента отмечается снижение мышечного тонуса в мышцах языка и губ, язык становится тонким, как бы распластывается, а его подвижность значительно ограничивается.

При мозжечковой дизартрии также имеет место непостоянство мышечного тонуса, его колеблющийся характер по типу дистонии, что приводит к затруднениям в ощущении и поддержании артикуляционной позы.

Читайте также:  Нервная анорексия: причины, стадии, симптомы и лечение синдрома

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Движения языка теряют свой точный характер, при попытках совершения тонких точных движений наблюдается выраженное дрожание его кончика (мелкий тремор). Движения языка приобретают несоразмерный характер с явлениями гипометрии или гиперметрии (соответственно, недостаточности или же избыточности движений).

Определяется парез мягкого нёба, оно провисает, затрудняется жевание. Появляется назализация большинства произносимых звуков. Уменьшаются подвижность, объем, а также темп артикуляционных движений. Мимика становится вялой, невыразительной.

Речь имеет невнятный характер, значительно замедлена, резко затруднена координация речевого процесса. По выражению некоторых исследователей, пациент «с трудом ворочает языком».

Важно

Речь приобретает толчкообразный, скандированный характер, модуляция ударений нарушается.

Голос, как правило, затухает к концу фразы, в ряде случаев отмечаются выкрики отдельных звуков вне зависимости от их смыслового значения.

Речь напоминает речь человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения.

При мозжечковой дизартрии наибольшие нарушения отмечаются при произношении звуков, когда необходима четкость атрикуляции и дифференцированность движений.

Прежде всего это относится к группе переднеязычных звуков, а также губных звуков, для которых необходима определенная сила сокращений мышц артикуляционного аппарата.

При мозжечковой дизартрии также в значительном числе случаев имеют место проявления оральной диспраксии с нарушением четкости кинестического восприятия в мышцах речевого аппарата. В целом отмечается нарушение координации движений.

Походка становится шаткой, пациент с трудом сохраняет равновесие. Для выявления нарушений функций мозжечка существует целый ряд неврологических проб.

Дизартрия— это сложное речевой нарушение, обусловленное поражением движений речевой мускулатуры. При дизартрии патологические изменения сводятся к повреждениям коры головного мозга в переднем отделе прецентральной (пренатальной) извилины, нарушение пирамидных путей и экстрапирамидной системы; нарушения так же отмечаются в лобно-мозжечковой системе, мозжечка и ядер черепно-мозговых нервов.

В зависимости от очага поражения головного мозга различают несколько форм дизартрии, одна из них псевдобульбарная.

Совет

При этой форме дизартрии происходит нарушения в подкорково-ядерных путях черепно-мозговых нервов.

1. вредности пренатального периода,т.е. во время беременности (болезни матери, несовместимость по крови);

2. вредности натального периода,т.е. во время родов (кислородное голодание, родовые травмы, стимуляция);

3. вредности постнатального периода, т.е. после рождения (энцефалопатия, опухали, болезни мозга, различные кровоизлияния).

1. Нарушена речевая моторика:

· нарушена амплитуда движений, а именно движения неполные, ограниченные или невозможны;

· нарушена динамическая организация речи, т.е. движения замедленные, тонус мышц может меняться (то повышенный, то пониженный),

· скорость речи нарушена, все это ведет к нарушению внятности речи, у таких детей речь смазанная.

· повышенная истощаемость артикуляционных движений,т.е. движения неполные и неточные , поэтому каждая артикуляционная поза выполняется несколько раз.

· нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, а это ведет всегда к нарушению звукопроизношения. У детей с ПБД наиболее страдают переднеязычные звуки (т, д, ч, с, р,н, л), в сочетании с искажением других групп звуков.

· у детей возникают непроизвольные движения, которые бывают 3х видов: гиперкинезы — это автоматические насильственные движения, вследствие непроизвольного сокращения мышц, которые наблюдаются как в движении, так и в покое; тремор – это мелкие ритмичные подергивания, которые встречаются в различных частях тела (голова, конечности, язык и т.д.); синкинезии — это дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.

2. Нарушение общей моторики: повышения тонуса мышц всего тела приводит к гиперкинезам;

нарушение координации движения (эти дети моторно очень не ловки, поздно начинают ходить, скакать и т.д.) Рекомендуется проведение общего массажа, ЛФК, логоритмики, ритмики.

Нарушение лицевой моторики (мускулатуры): движения верхней части лица затруднены, в нижней части отмечается сглаженность носо-губных складок.

Как вторичное нарушение наблюдается нарушение ощущений от движений органов артикуляции.

У детей с ПБД отмечено нарушение речевого дыхания:

· снижена жизненная ёмкость лёгких (не могут выдохнуть определенное количество воздуха);

· слабая сила выдоха;

· повышение тонуса мышц грудной клетки;

· значительное укорочение выдоха;

· саливация (повышенное слюнотечение или же слюна скапливается в уголках рта).

Обратите внимание

Такая форма дизартрии может сочетаться с нарушением зрительного восприятия, а так же с нарушением пространственной координации.

Логопедическая работа с дизартриками любой её формы должна вестись ТОЛЬКО КОМПЛЕКСНО: т.е. параллельно с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением.

Физиолечение: игло-рефлексотерапия, парафиновые аппликации, электрофорез, амплипульс, магнит, кварц+массаж и ЛФК.

https://www.youtube.com/watch?v=wj5WLmLLays

Логопедическая работа предусматривает:

· систему приёмов по общему расслаблению,

· коррекция общей, мелкой и речевой моторики,

· работа по развитию мимической мускулатуры,

· работа по формированию фонематической стороны речи,

· работа по развитию лексико-грамматики.

Примерное содержание лечения: парафиновые аппликации на воротниковую и подбородочную часть с курсом 10 сеансов, электрофорез с 1%ым раствором эофелина на шейный отдел, сосудистые средства, а так же лекарства для улучшения памяти, витаминотерапия, бассейн, массаж.

Курс лечения у невропатолога составляет 1 месяц. Затем 2-3 месяца отдых и проведение второго курса: препараты с элементами ноотропной активности, витамины группы В, физиопроцедуры, водолечение, лекарства для снятия спазмов,

Итогом работы первого этапа будет: улучшение двигательной возможности органов артикуляционного аппарата, улучшение (возрастает) зрительный контроль за осуществлением артикуляционных движений, улучшений тактильного контроля, улучшение фонематического слуха.

Роль речевых кинестезии в развитии речи и мышления впервые была показана И. М. Сеченовым и в дальнейшем развита в исследованиях И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, А. Н. Соколова и других авторов. Большую роль кинестетических ощущений в развитии речи отмечал Н. И.

Жинкин (1958): «Управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук.

Таким образом, кинестезии есть не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение. Отсутствие обратной связи прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движением речевых органов.

Человек не смог бы научиться речи. Усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает выучку речи».

Важно

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.

Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон.

Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры — и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Таким примером может быть недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.

Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем.

Дизартрия

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др.

Совет

Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Источник: http://atlasplay.ru/mozzhechkovaja-dizartrija/

Дизартрия у детей — виды, симптомы и упражнения для лечения

Дизартрия и методы её лечения

Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата.

Людям без соответствующего образования сложно понять что такое дизартрия, так как это не единичное заболевание с выраженной симптоматикой, а ряд нарушений. Причём для каждой возрастной категории детей характерны свои особенности данного речевого расстройства.

Отличительным симптомом дизартрии является то, что проблема возникает не с произношением некоторых звуков, а страдает вся произносительная часть речи. При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры. Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным.

Обратите внимание

Страдает и голос, который может быть резким, или наоборот, тихим, глухим и слабым.

Тяжесть и степень выраженности подобного состояния во многом зависит от характера имеющегося повреждения.

Несмотря на то что дизартрия, как речевое нарушение, известно с древних времён, даже существующие сейчас методики терапии не всегда позволяют полностью скоррегировать данное нарушение. Возможности восстановления зависят от множества факторов.

Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, состоящий из логопедических занятий, лекарственного лечения, лечебной физкультуры и физиотерапии.

Причины развития речевого нарушения

Примерно в 85% случаев определение этого патологического состояния приходится на малышей раннего возраста. В большинстве случаев это нарушение сопутствует детскому церебральному параличу.

Читайте также:  Кваттрекс (quattrex): инструкция по применению, отзывы, аналоги, цена препарата

Органическое поражение тканей мозга происходит ещё в период внутриутробного развития или же на фоне различных неблагоприятных факторов, которым подвергся малыш в возрасте до 2 лет.

Наиболее часто к ДЦП, ведущему к развитию дизартрии у детей, приводят такие патологии беременности, как:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • тяжёлое течение родовой деятельности;
  • ядерная желтуха новорождённых;
  • асфиксия во время рождения;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания.

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая. У детей степень выраженности этого нарушения речи находится в тесной взаимосвязи с имеющимися двигательными расстройствами. Известно, что при двойной гемиплегии, самой тяжёлой форме ДЦП, дизартрия выявляется у подавляющего числа детей.

В раннем возрасте данное речевое нарушение может развиться на фоне других типов поражения ЦНС. Другие причины дизартрии у детей не страдающих ДЦП — это повреждения тканей мозга, полученных при пережитых нейроинфекциях, а также при тяжёлых интоксикациях, гнойном среднем отите, черепно-мозговых травмах и гидроцефалии.

Классификация видов и форм дизартрии

Мозг человека является крайне сложной структурой, поэтому данное нарушение речи у разных детей протекает отнюдь не по одному сценарию. В зависимости от локализации повреждённого участка выделяются следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • эктрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.

В отдельную классификацию выделяются расстройства, возникающие у детей на фоне ДЦП. У них возникают специфические формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома.

Таким образом, у детей, страдающих детским церебральным параличом, это нарушение может быть:

  • ригидным;
  • паретическим;
  • гиперкинетическим;
  • атактическим;
  • атактико-гиперкинетическим.

В зависимости от имеющейся логопедической проблемы выделяются 4 основные формы, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Как правило, первая или стёртая дизартрия у детей может быть обнаружена исключительно на приёме у логопеда. Нередко её наличие не доставляет особого дискомфорта ни малышу, ни окружающим.

    Лишь применением специальных методик и тестов, логопед может определить симптомы стёртой формы. Подобные нарушения легко поддаются коррекции у хорошего специалиста.

  2. При второй степени выявляются характерные дефекты звукопроизношения. Некоторые имеющиеся нарушения заметны окружающим, но речь остаётся понятной.

  3. При третьей степени дизартрии звукопроизношение сильно нарушено. Речь больного понятна только самому близкому окружению, в то время как посторонним она не всегда ясна.
  4. Самой тяжёлой считается дизартрия 4 степени. Может наблюдаться полная потеря способность к речи. Часто даже близкие люди не могут с уверенностью сказать, что именно говорит больной. В этом случае обычно диагностируется анартрия.

Возможные симптомы

Симптомы дизартрии обычно представлены дефектами звукопроизношения и голоса, сочетающимися с нарушениями речевого дыхания и моторики. Это довольно сложный комплекс, который может быть выражен в разной степени тяжести.

Страдают:

  • интонация речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематические функции;
  • лексико-грамматическое построение предложений;
  • чтение и письмо.

Кроме того, имеется ряд неречевых признаков.

Например, дизартрия у детей с ЗПР (с расстройствами мышечного тонуса, речевого дыхания и нарушения артикуляции) нередко сочетается с нарушениями познавательной деятельности, своеобразностью формирования личности.

Комплекс симптомов у детей в полной мере проявляется обычно в пять лет, хотя выраженные отклонения могут быть замечены родителями уже в 2 года, так как малыш в этом случае трудно обучается речи и плохо произносит даже простые слова.

Особенности форм дизартрии

Все изученные клинические разновидности этого расстройства имеют особенности развития и присущие только им нарушения. При наиболее часто встречающейся бульбарной дизартрии наблюдается амимия, арефлексия, расстройство сосания, нарушения жевания и глотания пищи. Мышцы ротовой полости атоничны.

Обычно у детей до 5–6 лет, имеющих выраженное поражение ЦНС, наблюдается психический дисбаланс и ряд симптомов, которые могут указывать на степень выраженности повреждения:

  • в речи имеются звуки самые лёгкие в произношении, чаще это гласные
  • сложные согласные звуки сильно упрощаются, образуя единый щелевой звук;
  • даже лёгкая степень дизартрии этой формы характеризуется сильной назализацией тембра, афонией или дисфонией.

При наличии у больного псевдобульбарной формы, все нарушения являются результатом спастического паралича и мышечного гипертонуса. Это ведёт к дисфункции подвижности языка, в результате чего значительную трудность представляет его перемещение вверх и отведение в стороны. У людей, страдающих бульбарной формой, имеются трудности с быстрым переключением из одного артикуляционного положения в другое.

К сопутствующим нарушениям относится обильное слюнотечение, поперхивание, усиление глоточного рефлекса и дисфагия. Обычно речь при такой форме имеет невнятный и смазанный характер. В ней могут присутствовать носовые нотки. Нередко наблюдается грубое нарушение воспроизведения свистящих и шипящих звуков, соноров. Если присутствует лёгкая дизартрия, речь вполне понятна окружающим.

При подкорковой форме обнаруживаются гиперкинезы, то есть непроизвольные мышечные движения артикуляционных и мимических мышц. Это расстройство способствует развитию артикуляционных спазмов. Наблюдается нарушение силы и тембра голоса, заметно изменение просодической стороны речи (мелодика, длительность, интенсивность, темп и тембр произнесения). Иногда у больных могут наблюдаться непроизвольные гортанные выкрики. Данное расстройство может сочетаться с другими нарушениями, например, заиканием.

При мозжечковой форме происходит нарушение координации речевого процесса. В результате отмечается тремор языка, синдром скандинавской речи, отдельные выкрики. Даже стёртая форма дизартрии этого вида характеризуется невнятной и сильно замедленной речью. Обычно наблюдается нарушение произношения губных и переднеязычных звуков, имеются признаки атаксии (нарушение согласованности движений различных мышц). Таким образом, у больных с мозжечковой формой может наблюдаться неловкость движений и нарушение равновесия.

Корковая форма обычно характеризуется расстройством произвольной моторики при артикуляции. Как правило, нарушения просодики, голоса и речевого дыхания отсутствуют. Дизартрия отличается выраженными расстройствами речи. Кроме того, могут возникать быть проблемы с чтением и письмом, использованием средств языка.

Как проводится диагностика

Большинство детей до 5 лет, имеющих органические повреждения мозга, с рождения находятся под наблюдением детского невролога. Детям всех возрастных групп при необходимости назначаются занятия у логопеда, который может определить и скорректировать даже незначительные отклонения в произношении звуков.

Учитывая, что нарушение развивается на фоне повреждения тканей головного мозга и периферических нервных окончаний, ведущее место отводится инструментальным методам исследования.

Обычно в этом случае диагностика дизартрии включает проведение:

  • электроэнцефалографии;
  • электронейрографии;
  • электромиографии;
  • МРТ головного мозга;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Каждое обследование даёт больше информации о характере имеющихся повреждений.

Далее невролог может назначить проведение ряда лабораторных исследований, в том числе анализ спинномозговой жидкости.

После всесторонней оценки мозга пациенту будет рекомендовано посещение логопеда для проведения обследования и определения имеющихся нарушений устной и письменной речи.

После того как будет поставлен диагноз дизартрия, лечащий невролог и логопед разрабатывают необходимую схему медикаментозного, физиотерапевтического лечения и педагогического воздействия, позволяющую избавиться от этого расстройства.

Особенности лечения и коррекции

Возможности восстановления на фоне имеющихся органических повреждений головного мозга во многом зависят от степени тяжести общего состояния ребёнка и имеющихся дополнительных нарушений.

Стадия запущенности процесса играет немаловажную роль, так как если малыш начал получать помощь в 1 год, то шансы на восстановление у него высокие.

Если на второй год ребёнок уже начинает внятно говорить, это хороший признак. Однако лишь в редких случаях врачи могут дать относительно полный прогноз касательно возможности восстановления речевых функций.

Важно

Стоит отметить, что чем раньше было начато направленное лечение дизартрии у детей, тем выше шансы на успех.

Кроме того, немаловажное значение имеет готовность родителей выполнять рекомендации специалистов. Лишь когда отмечается стёртая дизартрия, может быть достигнут серьёзный прогресс и полная нормализация речевых навыков. При тяжёлых формах нарушения можно лишь улучшить состояние.

В некоторых случаях удаётся достичь возможности нормального восприятия речи окружающими, но при этом некоторые дефекты речи все равно остаются. Как правило, комплексная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста и психоневролога позволяет добиться значительных результатов.

При выявлении признаков перинатального поражения мозга может потребоваться профилактика дизартрии с первых месяцев жизни. Важно избегать черепно-мозговых травм у малышей, так как именно они нередко становятся причиной развития этого нарушения.

Для лечения дизартрии в первую очередь подбираются необходимые медикаментозные препараты для купирования неврологических симптомов, вызванных органическим поражением мозга. Это крайне важный момент, так как в противном случае, неврологическое состояние мозга может ухудшиться, что повлечёт за собой ещё большие нарушения.

Так как коррегировать дизартрию необходимо комплексно, может быть показана реабилитация. В лечебный комплекс могут входить:

  • ЛФК;
  • целебные ванны;
  • точечный массаж;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • механотерапия;
  • акупрессура;
  • физиотерапия и др.

Параллельно с врачебной терапией должен работать логопед. Особенно важна помощь этого специалиста, если была выявлена дизартрия у ребёнка до 5–6 лет, так как в этом случае шансы на полное восстановление очень высоки.

Обычно упражнения при дизартрии включают как артикуляционные тренировки, так и разработку мелкой моторики пальцев рук и восстановление общей моторики. Существует масса игр, которые позволяют решить эту задачу и при этом будут интересны малышу, даже если у него имеется задержка в развитии.

Кроме того, маленьким пациентам требуется специальный логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика при дизартрии требуется для улучшения моторики речевого аппарата. Значительно помогают улучшить речевые навыки дыхательные и ортофонические упражнения.

Упражнения для логопедических занятий

Упражнения для пальчиковых игр и гимнастики:

  1. Занятие проводится по мотивам считалочки «Мальчик-пальчик, где ты был», которую медленно озвучивает взрослый. Ребёнку нужно раскрыть ладонь, и по ходу произносимых родителем слов последовательно прикасаться большим пальчиком к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
  2. В комнате создаются условия для игры в «Театр теней», во время которой ребёнку нужно при помощи своих рук стараться изображать тени зверей (собачка, зайчик, птица). Процесс станет интересней и полезней, если создаваемых животных оживить. Пусть ребёнок пошевелит пальчиками, чтобы птичка могла полететь, зайчик пошевелить ушком.
  3. Проведение массажа ручек. Техника подбирается индивидуально, с учётом мышечного тонуса рук. Он может быть повышенным (спастичным) или слабым, вялым. При спастичности упор нужно делать на лёгкие поглаживающие движения. Для укрепления мышечного тонуса проводят активные поглаживания, разминают и растирают пальчики и ладошки.

Приёмы для артикуляционной зарядки:

  1. Упражнение «Лошадка», которое в совокупности с другими приёмами поможет тренировать язык. Ребёнку нужно стараться имитировать звуки копыт животного, громко «цокая» язычком. При этом губы должны быть растянуты в улыбке.
  2. Упражнение «Лопаточка», направленное на выработку умения удерживать язык в широком распластанном состоянии при расслабленных мышцах.
  3. Упражнение «Змея», при котором ребёнку нужно улыбнуться и посменно высовывать/прятать язычок, подражая змее.
  4. Сворачивание языка в трубочку.
  5. Упражнение «Качели», это своеобразная растяжка языка; кончиком нужно постараться дотронуться носа, а потом подбородка.

Работа над развитием речевого дыхания:

  1. Выполнение дыхательной гимнастики по Стрельникову.
  2. Игра между родителем и ребёнком в «гонки». Потребуется два шарика из ваты, расположенных на столе. Каждый участник дует на свой шарик — машинку, чей комок окажется дальше, тот и победитель.
  3. Метод «волшебного дыхания». В каждую ноздрю малыша нужно вставить маленькие ватные тампоны (неглубоко), его задачей является организовать дыхание так, чтобы вата осталась на своём месте.

Занятия по мелкой моторике:

В данном аспекте, подбор развивающих игр не имеет ограничений, разработано множество занятий. Необходимо ориентироваться на индивидуальные возможности ребёнка. Постепенно следует подключать новые упражнения и задачи. Даже если с первого раза не получаются некоторые движения, то упорство и регулярность позволят добиться хороших результатов.

Некоторые варианты заданий:

  • массаж ладошек в сопровождении присказки «Сорока-ворона»;
  • хлопанье в ладоши, игра в «Ладушки-ладушки»;
  • разрывание мягких цветных листов бумаги;
  • перелистывание страниц в красочной книге;
  • перебирание бусинок пальчиками;
  • просыпание крупы сквозь пальцы для развития моторики и тактильных ощущений;
  • пересыпание круп в разные ёмкости;
  • рисование простых фигур, цифр, букв на крупах или песке (постепенно задание нужно усложнять);
  • закручивание и откручивание крышек на баночках из-под маминого крема разной формы для развития ловкости рук;
  • вовлечение в процесс одевания ребёнка; пусть он самостоятельно старается застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки;
  • лепка из пластилина, глины кружков, колбасок;
  • рисование карандашами, раскрашивание, обводка пунктирных изображений, элементарная штриховка, собирание мозаики, кубиков, вырезание детским ножницами различных предметов, фигур.

Как сформировать ориентацию в пространстве:

  1. Ребёнок оставляет оттиски своих стоп и ладоней на листе бумаги, его задачей является правильно определить, какой отпечаток принадлежит левой или правой конечности.
  2. Игра в импровизированный «магазин». Родитель говорит, куда нужно разместить продукты (на полку, под стол, справа от печенья). В процессе упражнения ребёнок учится правильно понимать, где лево, право, сверху, снизу.
  3. Применение счётных палочек для отображения заданной фигуры, предмета.

Тут перечислена лишь малая часть упражнений, которые назначаются в качестве дополнительной меры для отработки в домашних условиях. Логопедический массаж и постановку правильного звукопроизношения следует доверить специалисту. В процессе занятий логопед может научить правильной технике выполнения упражнений, чтобы родители могли выполнять их дома, тем самым помогая в повышении эффективности коррекционной работы.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/dizartriya/

Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Совет

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре»
    Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.

  • «Шарик поет»
    Основа упражнения остается та же.
    Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.

    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • Кораблики
    Не только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.
  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ

  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.

Упражнения для щек

  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.

Упражнения для языка

  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе.

    Удерживать язык на счет до 5-7.

  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку.

    Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.

  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться.

    Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.

Как разнообразить занятия

Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.

Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.

В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.

Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.

Обратите внимание

Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.

Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dizartriya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector