Имбецильность (олигофрения в степени имбецильности): классификация, симптомы, лечение

Олигофрения

Олигофрения (дав.-гр. ὀλίγος — малый + φρήν — ум. Синонимы: аменция, слабоумие, деменция) — умственная отсталость, состояние значительно ниже среднего уровня когнитивных способностей человека; врожденное или приобретенное в раннем возрасте слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом.

В медицинских кругах этот феномен также часто называют «ментальная ретардация».

В зависимости от степени нарушения выделяются:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • тяжелая умственная субнормальнисть;
  • идиотия.

Олигофрения (слабоумие) — врожденное или выраженное в раннем возрасте (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофренией) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с расстройством психической деятельности.

Общая характеристика

Олигофрения принадлежит к большой группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного.

Клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединенных двумя обязательными признаками:

  • психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности
  • отсутствием прогредиентный.

Динамика олигофрении связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрений не следует относить врожденные или детские прогредиентных заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. Д.

Олигофренами не является малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с заболеваниями, изнуряющих или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).

Обратите внимание

Во многих странах олигофрения сочетается с различными формами ранне возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость».

Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (коэффициент интеллекта).

В пятнадцатом докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиены (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50-70; средней тяжести — IQ = 35-50; значительная — IQ = 20-35; глубокая — IQ меньше 20.

Эпидемиологическая справка

Умственная отсталость широко распространена во всем мире (1 — 3% населения). Примерно 75% лиц, отнесенных к умственно отсталых, имеют легкую отсталость (IQ> 50). Другие, то есть те, у кого IQ

Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/o/oligofreniya.html

Умеренная и тяжелая умственная отсталость у детей

Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно.

Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства.

Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».

Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия

Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

  • Легкая
  • Умеренная
  • Тяжелая
  • Глубокая

В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.

Что такое имбецильность?

Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью.

При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.

Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды.

  Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации.

Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

Важно

К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера.

Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет».

Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?

Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать.

Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны.

При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь).

Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения.

На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ.

Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно.

Совет

Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч».

То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица».

Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика

Особенности физического развития:

  • Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
  • Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
  • Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
  • Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.

Особенности развития психической сферы:

  • У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
  • Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
  • Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
  • Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Маниакально-депрессивный психоз у женщин: как лечить?

У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют.

А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах.

Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.


Обратите внимание

И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше.

И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

Читайте также:  Неокортекс (новая кора): строение и функции, различие со старой корой

Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка.

Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна.

Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

  • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
  • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
  • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).

Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/tyazhelye-intellektualnye-narusheniya-imbetsilnost.html

Имбецильность

Имбецильность — это слабоумие, которое является средней степенью олигофрении, выражающееся в интеллектуальном недоразвитии. Заболевание вызывается задержкой в развитии мозга плода или младенца в первые годы жизни.

Имбецильность внешне заметна в виде отклонений физических, а также психических. Способность к обучению у имбецилов ограничивается чтением по слогам, счету предметов и денег. Эмоции и мышление у больных инертны, а также тугоподвижны.

Имбецилы путем постоянных тренировок и подражаний приучаются к простейшему труду. Перемена обстановки для страдающих на имбецильность дается тяжело. Слепое подражание и повышенная внушаемость может послужить причиной асоциальных поступков.

Имбецильность составляет до 20% от общего количества случаев олигофрении, а распространённость заболевания достигает 4-е случая на 10000.

Имбецильность причины и симптомы

Причины имбецильности кроются в наследственных факторах (микроцефалия, синдром Дауна, внутриутробное поражение плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью, краснуха, токсоплазмоз, сифилис), иммунологической несовместимости крови плода и матери, разных вредных воздействиях на плод, родовых травмах.

У страдающих на имбецильность моторика плохо неразвита, движения угловаты и не координированы. Для них недоступны мелкие, точные, ручные двигательные акты. Их походка зачастую скованная, неуклюжая, сгорбленная.

Лицо имбецилов не имеет мимическуой игры, оно застывшее, тупое, мигание глаз очень редкое. Многие больные имеют выраженные врожденные стигмы (оттопыренные уши, приросшие мочки, дефектный прикус, грубое строение лицевого черепа, микроцефальный или гидроцефальный череп).

Важно

Страдающие на имбецильность имеют очаговые неврологические симптомы. Таким больным сложно овладеть навыками опрятности, однако они с удовольствием принимаются за посильную работу, гордятся успехами и выражают неудовольствие, гнев, если кто сорит в убранном ими месте.

При этом больные выявляют плохую переключаемость и крайнюю несамостоятельность.

Характеристика имбецильности

Коэффициент интеллекта (IQ) определяется у имбецилов в пределах 20-50. Международная классификация заболеваний выделяет имбецильность, как резко выраженную, при которой (IQ равен 20-35), а также умеренно выраженную, при которой (IQ равен 35-50).

Страдающие на имбецильность хорошо понимают обращенную к ним речь, способны произнести короткие фразы, однако их речь бедна, а также имеет неточности. Активный словарь состоит из 200-300 слов. Мышление у больных последовательно, конкретно, примитивно, отвлечения для них недоступны, запас сведений имеется крайне узкий. Для таких людей характерно резкое недоразвитие памяти, внимания, воли.

Характеристика имбецильности включает следующие признаки: отсутствие инициативы, инертность, внушаемость, потерянность в новой обстановке. Страдающим имбецильностью возможно привить простейшие трудовые навыки, обучить счету, чтению, письму.

Отдельные лица способны обучиться производить простые счетные операции, а также усваивать не сложные трудовые навыки и самостоятельно себя обслуживать.

Они способны перематывать нитки, производить уборку двора или помещения, выполнять одну операцию (например, клейку коробок, мытье посуды).

Эмоции у больных более разнообразнее, чем у идиотов. Они реагируют адекватно на порицание и похвалу, имеют сильную привязанность к родным.

Совет

Страдающие имбецильностью лишены всякой инициативы, инертны, внушаемые, с легкостью теряются в измененной обстановке.

Такие люди постоянно нуждаются в надзоре и уходе, а неблагоприятное окружение способно сделать имбецилов асоциальными. У страдающих имбецильностью нет способности к обобщениям, абстрактному мышлению.

Степени имбецильности

При этом заболевании отмечают три степени имбецильности: тяжелая, средняя, а также легкая. Все они выражаются в различных уровнях  психического недоразвития. Усвоение нового материала дается больным с большими трудностями.

Это происходит в рамках конкретных представлений и без всякого обобщения. Самостоятельно мыслить имбецилы неспособны. Адаптация к окружающему миру у них осуществляется только в привычной и хорошо знакомой обстановке.

Незначительное изменение ситуации приводит больного к затруднительным моментам, и он нуждается постоянно в руководстве.

Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди.

По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных. Страдающие на имбецильность самостоятельно жить не могут, им необходим постоянный квалифицированный надзор.

Для этого их определяют в специальные школы, в учреждения типа лечебно трудовых мастерских.

Имбецильность лечение

Лечение сфокусировано на правильном воспитании, а также руководстве действиями больных. Врачи назначают ноотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы; рекомендуются занятия в системе с логопедом, психоневрологом, показано обучение на дому.

Обычная школьная среда таким пациентам не под силу. У детей возможны дефекты речи (заикание, шепелявость, косноязычие), что требует коррекции. Имбецилов возможно обучить считать, читать, писать, однако сложные арифметические действия им не под силу.

Асоциальное окружение плохо влияет на имбецилов, по этой причине больные представляют угрозу для общества. При развитии патологических неконтролируемых ситуаций, больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

Обратите внимание

Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях.

Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

Эффективность от лечения тем успешнее, чем раньше оно начато. Велико значение коррекционных лечебно-педагогических мероприятий.

Прогноз напрямую зависит от глубины умственной отсталости. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование. Такое консультирование проводиться на территории медико-генетических учреждений.

Симптоматическая терапия использует лекарственные препараты, стимулирующие мозговой метаболизм, к ним относят (Церебролизин, Ноотропил, Аминалон); витамины группы В; психостимуляторы (Фенамин, Сиднокарб); дегидратирующие средства (Лазикс, Сульфат магния, Диакарб); препараты рассасывающего эффекта (Йодид Калия, Бийохинол); биогенные стимуляторы. Судорожный синдром снимается систематическим приемом противоэпилептических средств.

Источник: https://psihomed.com/imbetsilnost/

Имбецильность – характеристика, причины и степени

Самое неприятное, с чем могут столкнуться родители, это с различными заболеваниями своего ребенка. Желая здоровья своему чаду, родители тяжело переносят известие, что их ребенок страдает имбецильностью.

Данное заболевание может проявляться у детей от вполне здоровых родителей в различной степени. Определяется заболевание необратимыми последствиями, определенной характеристикой и различными причинами появления.

Имбецильность невозможно вылечить самостоятельно. Если врачи диагностировали данное заболевание, то сайт психиатрической помощи psymedcare.ru может предоставить первую научную информацию о данной болезни, чтобы родители знали, что происходит с их ребенком.

Что такое имбецильность?

Рассматриваемое заболевание часто является врожденным состоянием, то есть ребенок уже рождается больным. Однако есть случаи из жизни, когда имбецильность приобретается в первые годы жизни.

Что это такое? Имбецильностью называется заболевание, при котором ребенок отстает в интеллектуальном и умственном развитии.

Становится это понятным не сразу, а со временем, когда ребенок значительно отстает в своем развитии от остальных.

Важно

Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Проявляется сразу после рождения или в первые годы жизни.

Распознать имбецила достаточно легко по его психическим проявлениям и физиологии:

  • Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны.
  • Счет ограничивается предметами, а чтение – по слогам.
  • Неспособность к быстрой смене обстановки.
  • Повторение за другими простейших движений и труда.
  • Повышенная внушаемость и слепое подражание.

Детей с данным расстройством встречается 4 на 10000. Среди всех больных олигофренией 20% составляют имбецилы.

Главной особенностью имбецильности являются когнитивные нарушения в памяти, мышлении, речи, интеллекта. Уровень развития имбецила достигает 6-летнего возраста. Его круг общения очень узок, ограничен родственниками, семьей и небольшой группой посторонних людей.

Имбецилам трудно воспринимать звуковую информацию. Сами они редко пользуются речью. Несмотря на это, они могут усваивать простые слова и выражения, чтобы в будущем выразить свои мысли.

Они внушаемые, неряшливые, часто страдают повышенным аппетитом (обжорством). В большинстве своем имбецилы нуждаются в посторонней помощи, поскольку сами себя не могут обслуживать. Тем не менее какие-то базовые поступки и действия они способны совершать и усваивать.

Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Дети с имбецильностью могут посещать школу и усваивать знания на уровне начальных (счет, письмо, чтение). У них сохраняется нормальная физическая активность. Они могут социально адаптироваться и даже общаться с некоторыми людьми.

перейти наверх

Характеристика имбецильности

Заболевание характеризуется снижением интеллектуального развития, которое не соответствует возрасту ребенка. Таким образом, главной характеристикой имбецильности является коэффициент интеллекта, который равен 20-50.

  • Резко выраженная имбецильность составляет 20-35 IQ.
  • Умеренно выраженная имбецильность составляет 35-50 IQ.

Имбецилы способны воспринимать окружающую речь, однако сами они не способны выстраивать сложные фразы. Они используют простые слова и предложения. Речь при этом неточна и бедна, поскольку активный словарь вмещает не более 200-300 слов. Мышление примитивно, конкретно, последовательно. Преимущественно память, мышление, воля и внимание у них неразвиты. Запас знаний низкий.

Характеризуется имбецильность следующими признаками:

  1. Возможность привить элементарные навыки.
  2. Способность к обучению письму, счету и чтению.
  3. Внушаемость.
  4. Отсутствие инициативы.
  5. Потерянность при попадании в новую обстановку.
  6. Инертность.
  7. Возможность самостоятельно себя обслуживать при обучении.

Имбецилы способны совершать какую-то работу (подметать полы, перематывать нитки, мыть посуду и пр.). Данная работа должна включать физические навыки, а не умственную деятельность. Если обучить их физическому труду, то они смогут себя обеспечивать.

На эмоциональном уровне имбецилы менее разнообразные, чем здоровые люди, однако более раскрытые, чем идиоты:

  • Адекватное реагирование на похвалу и порицание.
  • Привязанность к родным.
  • Внушаемость, что может сделать их асоциальными личностями, если их будут окружать плохие люди.
  • Невозможность приспособления к новой обстановке.
  • Отсутствие абстрактного и обобщенного мышления.
  • Инертность.

Следует отличать умственную отсталость от деменции. Первое заболевание является врожденным или приобретенным в первые годы жизни, тогда как деменция проявляется в середине жизни или в престарелом возрасте.

перейти наверх

Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.

Таким образом, причинами имбецильности являются:

  1. Генетические мутации.
  2. Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
  3. Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
  4. Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
  5. Хронические тяжелые болезни матери.
  6. Недостаточное питание матери при беременности.
  7. Ионизирующее облучение.
  8. Курение или алкоголизм во время беременности.
  9. Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
  10. Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
  11. Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  12. Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
  13. Травмы во время родов.
  14. Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
  15. Чрезмерные стрессы.
  16. Сложности при рождении ребенка.
  17. Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
  18. Травмы мозга у малыша.
  19. Гидро- и микроцефалия.
  20. Нарушение головного кровообращения у ребенка.
  21. Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.
Читайте также:  Синусопатия головного мозга: что это, причины, симптомы, лечение и профилактика

Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.

  • Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
  • Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
  • Нарушение логической и механической памяти.
  • Рассеянность внимания.
  • Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
  • Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
  • Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
  • Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
  • Малый объем памяти.
  • Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
  • Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
  • Эгоцентризм.
  • Малый запас знаний.
  • Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
  • Непонимание абстрактных понятий.
  • Повторение за другими слов и фраз.
  • Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
  • Неадекватное сексуальное поведение.
  • Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
  • Ограниченность в интересах.
  • Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.

На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:

  1. Оттопыренные уши.
  2. Неправильный прикус.
  3. Приросшие мочки.
  4. Неправильный овал черепа.
  5. Грубое строение лицевой части.

перейти наверх

Степени имбецильности

В зависимости от выраженности и глубины симптоматики, выделяют различные степени имбецильности: легкую, среднюю и тяжелую. Главным признаком является отставание в умственном развитии. Получение новых знаний дается с трудом.

Больше усваиваются элементарные понятия, навыки и информация. В привычной обстановке имбецилы больше адаптируются к окружающей среде. Однако при попадании в незнакомую обстановку теряются. Здесь необходимо постоянное руководство.

Имбецилы являются легко внушаемыми, поэтому их поведение полностью зависит от того, в какой среде они находятся. Их сексуальность имеет явные раскрепощенные признаки и распущенность, когда они ничего не стесняются. В еде они такие же неряшливые и необузданные. Часто страдают обжорством.

Всех имбецилов можно разделить на две группы:

  1. Первая – живые, подвижные, активные.
  2. Вторая – равнодушные, апатичные, вялые, безразличные.

По чертам характера их делят на:

  • Общительных, добродушных, покладистых, приветливых.
  • Злобных и агрессивных.

перейти наверх

Как лечат имбецильность?

Поскольку имбецилы являются больными людьми, которые нуждаются в постоянном уходе, они подвергаются специализированному лечению. Их помещают в специальные школы, где они обучаются простейшим навыкам и находятся под постоянным присмотром.

Лечение включает комплекс мероприятий:

  1. Назначение нейролептиков, ноотропов и транквилизаторов.
  2. Занятия с логопедами, психоневрологами.
  3. Обучение на дому.

Обычная школа таким детям не подходит, поскольку они отстают в своем развитии и обладают различными дефектами (шепелявостью, косноязычностью, заиканием). Они способны усвоить знания начальной школы, однако до более сложных операций дело не доходит.

Госпитализация в психиатрическую больницу назначается лишь в том случае, если имбецилы были подвержены асоциальному кругу общения. Они становятся опасными для общества, поэтому их следует изолировать.

Среди препаратов назначаются:

  • Гормональная терапия (Тиреоидин) при гипотиреозе.
  • Препараты Мышьяка и Хлоридина, антибиотики назначаются при токсоплазмозе и врожденном сифилисе.
  • Сульфаниламидные препараты и антибиотики прописываются при мозговых инфекциях.
  • Успокоительные лекарства при возникновении вспышек агрессии.

В основном все сводится к коррекции поведения и усвоению элементарных знаний и навыков, которые позволят больному существовать в мире.

перейти наверх

Прогноз

Имбецильность не излечивается, поэтому прогноз здесь становится неутешительным.

Однако лекарственные препараты и специальный уход за больным ребенком помогут в обучении его элементарным навыкам, которые помогут ему адаптироваться к социуму.

Профилактика болезни должна начинаться еще до зачатия ребенка на уровне консультации родителей. Далее многое зависит от беременности и родов женщины. При благоприятных условиях заболевание вообще не представляет угрозы малышу.

Источник: http://PsyMedCare.ru/imbecilnost

Основные степени умственной отсталости по международной классификации

Умственной отсталостью, или олигофренией, называют недостаточное развитие интеллекта и связанных с ним возможностей по причине ограниченного физиологического или функционального развития головного мозга, вследствие чего пациент физически неспособен преодолеть порог своих умственных возможностей. Таким образом, интеллектуальные способности жестко ограничены биологическими возможностями.

В преобладающем количестве случаев болезни, олигофрения вызвана врожденными факторами, однако науке известны случаи приобретенной умственной отсталости вследствие глубоких травм черепа, сосудистых дисфункций или других экзогенных факторов, влияющих на деятельность головного мозга и когнитивные возможности человека.

Достаточно часто олигофрены рождаются вследствие кровосмешения или тяжелых инфекционных заболеваний матери на первых стадиях беременности.

Совет

Умственная отсталость не подвергается лечению в силу анатомических особенностей головного мозга, а средняя и тяжелая формы расстройства, как правило, сопровождаются рядом сложных психопатологических состояний.

Олигофрения – состояние статичное, со временем не подвергающееся прогрессу или регрессу. Однако легкая форма характеризуется сглаживанием клинических признаков во взрослом возрасте вследствие приобретенного жизненного опыта и занятия человеком своей ниши в социуме.

Классификация умственной отсталости

Умственную отсталость, или малоумие, классифицируют по тяжести и формам клинических признаков, проявляющихся при данном расстройстве. Одна из традиционных классификаций включает в себя следующие виды умственной отсталости:

  • Дебильность – легкая умственная отсталость, характеризующаяся наличием сглаженных клинических признаков олигофрении, тем самым обуславливая некоторые сложности в постановке диагноза;
  • Имбецильность – умеренная умственная отсталость;
  • Идиотия – тяжелая форма умственной отсталости, сочетающая в себе, помимо облигатных признаков практически нулевого интеллекта, симптоматику сложных психопатологических состояний.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) предусматривает отдельную классификацию умственной отсталости, основанную на проверке уровня интеллекта тестом Айзека (IQ) и различает, в зависимости от результатов теста, легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму олигофрении.

В России такой подход используется в крайне редких случаях с целью определения уровня дебильности. Для более тяжелых форм использование теста IQ нецелесообразно.

Для постановки диагноза на умственную отсталость и ее качество, в нашей стране приняты методы Векслера и различные вербальные и не вербальные шкалы, которые с определенной точностью позволяют определить уровень интеллекта у испытуемого.

Серьезный вклад в педагогические направления работы с умственно-отсталыми детьми принадлежит М. С. Певзнер, которая, в 1979 году, предложила свою разновидность классификаций олигофрении исходя из этиологических и патогенетических особенностей заболевания:

  • Неосложненная форма олигофрении;
  • Умственная отсталость на фоне нарушений нейродинамических процессов, направленных в сторону возбуждения либо торможения;
  • Умственная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых. Зрительных, тактильных;
  • Умственная отсталость, сочетающаяся с психопатологическими проявлениями поведения пациента;
  • Умственная отсталость на фоне выраженной лобной недостаточности.

Дебильность

Данный термин в современной психиатрии используется все реже, его рекомендуют заменять на – «легкую умственную отсталость». Как все виды умственной отсталости, легкая форма зависит от биологических характеристик головного мозга, заложенных при рождении.

Данная форма расстройства диагностируется только с применением специализированных тестов по определению уровня интеллекта, так как клиническая картина выражена довольно слабо.

Особенно сильно симптоматика проявляется в детском возрасте, дети при этом расстройстве сохраняют механическую память и эмоционально-волевую сферу.

Обратите внимание

Получение новых знаний и закрепление полученных проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь.

Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов.

Детям крайне сложно связать между собой логические нити двух разных объектов, понятие «время» и «пространство» недоступно для понимания.

Вербальные проявление демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти – выученное быстро исчезает из нее.

Нередко при дебильности проявляются определенные одаренности в той, или иной области – ребенок может с успехом проводить сложные математические вычисления или достаточно красиво рисовать. Эмоциональное проявление жестко привязано к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм.

В англоязычных странах, термин «дебил» аналогичен по смыслу понятию «moron», который довольно долго время использовался в английской и американской психологии, обозначая примерно ту же картину, которая свойственна для дебильности или – мягкой интеллектуальной инвалидности. Именно так в США называют легкую форму умственной отсталости.

На сегодняшний день «морон» постепенно выходит из психиатрической американской номенклатуры, как и «дебил» из российской, поскольку эти термины приобрели оскорбительный характер в виде частого использования в быту.

Имбецильность

Данный термин применяют к умеренной умственной отсталости, которая занимает промежуточное значение между легкой и тяжелой формами олигофрении.

Стадия имбецильности характеризуется пониманием пациентами окружающей действительности, в их разговорной речи присутствуют логически правильные подобранные слова, отражающие поверхностную суть их требований на фоне очень бедного запаса слов и коротких – из двух-трех слов, предложений. Ярко просматриваются неразвитая воля, эмоциональная скудность, невозможность к сосредоточению и получению новых знаний. Собственно, о последнем пункте не может быть и речи, как правило, действия имбецилов ограничиваются приобретенными рефлексами.

При определенном уровне стараний, пациентов возможно обучить общим навыкам чтения, письма и счета. Для математических исчислений возможно использование первого десятка и элементарных арифметических операций.

Важно

Реакция на похвалу или порицание выражены логически правильно, эмоции выражены ярче, чем при последней стадии олигофрении. Также хорошо просматривается привязанность к близким или тем людям, которые за ними хорошо ухаживают или дарят иные положительные эмоции. Такие проявления характера, как инициативность, адаптация, социальность имбецилам не знакомы.

Пациентам, страдающим данной формой олигофрении, присваивается государственная поддержка в виде выплат пенсий и льготного обслуживания.

Идиотия

Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.

Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна.

Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков.

Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.

Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.

Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-stepeni-umstvennoj-otstalosti-po-mezhdunarodnoj-klassifikacii.html

Имбецильность: симптомы, степени, лечение и профилактика

Имбецильность – одна из форм олигофрении, иначе именуемой слабоумием. Основными ее характеристиками будут являться такие отклонения в умственном и психическом становлении человека, как затрудненность запоминания, усвоения речи, слаборазвитость обучения, эмоциональная незрелость.

Встречается подобная патология довольно редко. Доля больных не превышает четырех случаев на каждые 10 000 населения. Такие люди требуют постоянного внешнего контроля, ухода и адекватного воспитания.

Основные причины возникновения

Имбецильность у детей – это в подавляющем большинстве случаев результат воздействия внешних агрессивных факторов на формирующийся внутриутробно плод. Появление на свет малыша с подобными отклонениями в развитии – неприятный «сюрприз», о котором женщина даже не подозревает во время беременности.

Более того, сразу после рождения патология может быть не диагностированной, а ее признаки станут заметными только после того, как ребенок начнет расти, должен будет развиваться в психоэмоциональном плане, но начнет заметно отставать в своем развитии от ровесников.

Специалистами выделяются следующие основные причины имбецильности:

Пренатальные – деструктивное воздействие на малыша, находящегося в животике у мамы:

  • нескорректированное питание;
  • радиация;
  • индивидуальные негативные привычки;
  • эндокринные патологии;
  • проникновение химических веществ – трудовая деятельность на вредных производствах;
  • прием отдельных подгрупп медикаментов.

Перинатальные – травмирование ребенка непосредственно в момент прохождения по родовым путям:

  • аноксия и гипоксия (когда ребенок столкнется с длительной нехваткой кислорода);
  • мозговые кровоизлияния;
  • травмы черепа.

Постнатальные – различные инфекционные заболевания, перенесенные малышом после его появления на свет в первые месяцы и годы жизни:

Олигофрения в стадии имбецильности может формироваться у детей и по иным причинам. К примеру, отдельными специалистами провоцирующими факторами рассматривается резус-конфликт матери и плода, хромосомные и генные аномалии. Установить истинную первопричину – это задача педиатра, невропатолога, а иногда и генетика.

Симптоматика

В прямой зависимости от выраженности снижения коэффициента интеллектуального недоразвития принято дифференцировать умеренное отставание в развитии – IQ 35–50, выраженная имбецильность – IQ 25–34, а также глубокое интеллектуальное недоразвитие – с IQ 20–25.

 Еще более глубокое интеллектуальное недоразвитие именуется идиотией.

Читайте также:  Лимфома головного мозга (ретикулосаркома, микроглиома): симптомы, лечение, прогноз

Больные могут быть не только добродушными и застенчивыми, но и агрессивными, и даже злобными.

Их поведенческие реакции также отличаются двоякостью – одни дети апатичны или равнодушны, иные же чрезвычайно подвижны.

Основные симптомы имбецильности, позволяющие заподозрить патологию:

  • малыш поздно начинает говорить, говорит плохо, словарный запас очень маленький а чтение и вовсе не в состоянии освоить;
  • способность к счету ограничивается пальцами одной руки, ребенок не в состоянии освоить простейшие математические действия;
  • отстает и физическое развитие – ребенок долго ползает, поздно начинает ходить, движения отличаются нескоординированностью, неуклюжестью;
  • существенные трудности в самообслуживании – дети способны выполнять самые элементарные действия, к примеру, держать кружку, ложку, но в дальнейшем не овладевают навыками приготовления пищи, приобретения продуктов, застегиванием сложных вещей гардероба (не стоит путать с инфантильностью, когда ребенок может все выполнять самостоятельно, но не желает этого делать);
  • наблюдается существенное недоразвитие речи – построение исключительно простых коротких фраз, понимание сложных предложений им недоступно;
  • умственная отсталость в степени имбецильности предполагает, что процессы памяти и мышления у человека остаются на уровне шестилетнего ребенка – абстрактность и творчество им недоступны;
  • высокая подчиняемость, внушаемость – этим зачастую пользуются асоциальные личности, привлекая имбецилов в криминальные группировки.

Источник: http://psi-doctor.ru/slaboumie/imbecilnost.html

Имбецильность

Имбецильность — умственная отсталость (олигофрения) средней степени тяжести, которая носит врожденный характер или развивается в первые годы жизни.

При имбецильности наблюдаются внешние признаки недоразвития интеллекта, отставание в физическом развитии, примитивность речи, проблемы с памятью, низкая способность к обучению (уровень IQ — 25 — 50). У детей с данным отклонением усилены бессознательные инстинкты, ограничен кругозор, повышена внушаемость, а мышление последовательно, но отличается примитивностью.

Лица, страдающие имбецильностью, не способны проживать самостоятельно, но могут обучаться элементам самообслуживания. Нарушения в течение жизни не прогрессируют и частично могут корректироваться.

К умственной отсталости (олигофрении) относят группу различных патологических состояний, которые возникли по причине органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (период внутриутробного развития и до 3-х лет). Разные по клинике и происхождению состояния объединяет врожденное недоразвитие психики, основным проявлением которого является интеллектуальная недостаточность.

Совет

Первое известное описание врожденного слабоумия и выделение его разновидностей в зависимости от степени глубины нарушений принадлежит Дюфуру и датируется 1770 годом.
В 1806 г. Пинель определил врожденное слабоумие как «более или менее абсолютное нарушение функций разума и/или чувства», и предположил, что это состояние является формой сумасшествия.

Критерии разграничения умственной отсталости в 1820 рассматривал Жан-Этьен Доминик Эскироль, описавший идиотию как отдельное состояние и разделивший ее на три степени в зависимости от выраженности нарушений речи.

Легкую форму идиотии Эскироль назвал имбецилизмом. Хотя этот термин использовали и до Эскироля, именно он закрепил данный термин за умственной отсталостью средней степени тяжести (до Эскироля имбецилизмом называли любое проявление идиотии или клинической группы слабоумия, которая соответствует современному пониманию деменции).

Характеристика идиотии и ее степеней была дана во втором томе первого научного руководства по психиатрии «О душевных болезнях», которое Эскироль издал в 1838 г.

Эскироль не пробовал работать с больными детьми, считая попытки их обучения пустой тратой времени. При этом в 1837 году Э.

Сеген, ученик Эскироля, по поручению учителя занялся индивидуальным воспитанием идиота, используя опыт французского врача Итара, воспитывавшего «Аверонского дикаря» (мальчика, изолированного от человеческого общества до 12 лет).

Поскольку Сегену удалось добиться значительных успехов в обучении больного некоторым навыкам, Эскироль порекомендовал Сегену исследовать группу слабоумных детей, которые находились в психиатрической лечебнице в Биссетре.

В XIX веке благодаря трудам С. С. Корсакова, Д. Н. Зернова, W. Griesinger и др.было установлено, что самой распространенной причиной «идиотизма» является раннее поражение мозга. И. П. Мержеевский (1871 г.), изучавший случаи микроцефалии, считал, что идиотия возникает в результате перенесенных заболеваний.

Обратите внимание

В начале XX века для выявления олигофрении стали использовать шкалы оценки интеллекта, однако тесты Бине-Симона и их разновидности оказались неэффективными для изучения олигофрении, поскольку врожденное слабоумие охватывает личность целиком, а на коэффициент интеллекта может влиять соматическая ослабленность или неблагоприятные условия жизни.

В 1935 г. Л. С. Выготский сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. Он полагал, что олигофрения (в том числе и олигофрения в стадии имбецильности) характеризуется в первую очередь недоразвитием абстрактного мышления.

К концу XX века было выявлено и описано множество наследственных синдромов, которые сочетаются с умственной отсталостью (синдром Сотоса, Прадера-Вилли и др.), благодаря чему терапевтические возможности значительно расширились. В настоящее время успешно лечится имбецильность, вызванная токсоплазмозом, фенилкетонурией и др.

Олигофрения в степени имбецильности выявляется в 20 % от всех случаев умственной отсталости.
В середине XX века общее количество выявленной в разных странах умственной отсталости составляло около 1% от всей популяции (по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970)). ВОЗ в то же время указывала, что число лиц с умственной отсталостью составляет 1-3 %.

Количество лиц с умственной отсталостью постоянно растет (в основном увеличивается число лиц с легкой степенью умственной отсталости). По данным А. А. Свинцова и И. В. Мотора (1995 г.), число детей-инвалидов за 15 лет увеличилось в 4,8 раза (легкая умственная отсталость выявлена у 32,9%, а тяжелая и глубокая – у 67,1%).

Разница в соотношении мужского и женского пола в младенческом возрасте минимальна, но уже в дошкольном возрасте преобладают лица мужского пола (1,5:1 и выше).

Согласно международной классификации болезней, выделяется:

  • Выраженная имбецильность, для которой характерны резко выраженные неврологические, психические, интеллектуальные и личностные проявления, а имеющиеся сопутствующие дефекты указывают на наличие аномального развития нервной системы или ее клинически значимого повреждения. IQ в большинстве случаев находится в пределах от 20 до 34. У больных отсутствует понимание причинно-следственных связей, абстрактных представлений и ценностей, запас слов и понятий очень ограничен, представления о числах, времени и пространстве неполноценны.
  • Умеренная имбецильность, при которой органические неврологические проявления, нарушения в когнитивной и личностной сфере менее выражены, а IQ находится в пределах от 35 до 49. Мышление ситуационное и предметно-конкретное, способность к образованию отвлеченных понятий ограничена, речь отличается косноязычием и аграмматизмом, а эмоциональная сфера – бедностью. Темпы психического развития замедленны, присутствует незначительная моторная недостаточность и разнообразные неврологические симптомы (парезы, поражение некоторых черепно-мозговых нервов, нарушения чувствительности). Возможно наличие аутизма и эпилепсии.

Имбецильность у ребенка может быть вызвана:

  • наследственными заболеваниями;
  • воздействиями повреждающих факторов, которые влияют на плод через организм матери;
  • инфекционными заболеваниями матери на протяжении беременности;
  • грубым нарушением диеты беременной (отказ от мяса без компенсации необходимых веществ и т.д.);
  • недостатком йода в организме беременной или в рационе ребенка в раннем возрасте (от новорожденности до 2-3 лет);
  • травмами головного мозга ребенка в процессе родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия плода и новорожденного);
  • недостаточным общением с ребенком на протяжении первых лет жизни.

К наследственным заболеваниям, вызывающим имбецильность, относят:

  • Фенилкетонурию (болезнь Феллинга), при которой в результате нарушения обмена фенилаланина образовавшиеся промежуточные продукты обмена веществ оказывают токсическое влияние на нервную систему ребенка. Слабоумие при данном заболевании носит прогрессирующий характер (к 3-4 годам достигает тяжелой формы). Сопровождается диспластическими нарушениями, гиперкинезами, незначительной микроцефалией, наличием мышиного запаха и др. симптомами.
  • Хромосомные нарушения, среди которых наиболее распространенными являются связанный с трисомией 21 хромосомы синдром Дауна (встречается с частотой 1:500), трисомия-Х у девочек и синдром дубль-Y у мальчиков (1:1000), возникающий при нарушении числа половых хромосом (от 47 до 49) синдром Клайнфелтера у мальчиков (1:1400) и вызванный отсутствием одной хромосомы синдром Шерешевского-Тернера (1:3300) у девочек, обусловленный отсутствием фрагмента 5-й хромосомы синдром «кошачьего крика» (1:4000), возникающий при трисомии 18-й хромосомы синдром Эдвардса (1:6800) и обусловленный трисомией 13-й хромосомы синдром Патау (1:7600).

Среди инфекционных заболеваний беременных, способных привести к развитию имбецильности у ребенка, выделяют:

  • Токсикоз беременных, который возникает в связи с беременностью и проходит в раннем послеродовом периоде. Вызывающие заболевание токсические вещества до настоящего времени не выявлены, но известно, что при токсикозе поражается плацента и плодное яйцо. На развитие токсикоза оказывают влияние хронические заболевания матери, употребление алкоголя, никотина или наркотиков, стрессы и др. негативные факторы.
  • Энцефалиты (воспаления головного мозга). Энцефалит может быть клещевым (вирус проникает в ткани мозга на 2 — 3 сутки после укуса клеща), вирусным, коревым, поствакцинальным (развивается под влиянием аутоиммунных механизмов, которые реагируют на введение вакцин АКДС, АДС и антирабических прививок).
  • Цитомегаловирусную инфекцию, передающуюся после пубертатного периода в большинстве случаев половым путем и протекающую у беременных под «маской» ОРВИ. Особенно опасна первичная инфекция, при которой вирус легко передается трансплацентарным путем плоду.
  • Сифилис, при котором заразившиеся через плаценту дети в результате поражения мозга, печени и других органов часто недоразвиты как умственно, так и физически.
  • Краснуху, которая в большинстве случаев передается от матери плоду (чем меньше срок беременности, тем больше вероятность заражения и нарушений развития плода).
  • Токсоплазмоз и др.

К повреждающим факторам, вызывающим имбецильность, относятся:

  • алкоголь, вызывающий необратимые изменения еще не сформировавшегося головного мозга и других органов и систем;
  • никотин, тормозящий маточно-плацентарное кровообращение и вызывающий кислородное голодание мозга;
  • наркотические вещества, оказывающие токсическое влияние на организм плода;
  • ионизирующее излучение;
  • бытовые токсины.

Причиной имбецильности может также быть возникающая при резус-несовместимости крови матери и плода гемолитическая болезнь новорожденных, гиперфункция коры надпочечников (синдром Иценко-Кушинга), возникающее при гипофункции щитовидной железы низкое содержание ее гормонов (синдром гипотиреоза), повышенное содержание в крови гормонов щитовидной железы (синдром гипертиреоза).

Важную роль в патогенезе имбецильности играет период онтогенеза, в котором на развивающийся мозг воздействует патогенный фактор. Различные патогенные факторы способны вызывать на определенном этапе онтогенеза однотипные изменения в мозгу.

75% от всех случаев умственной отсталости развиваются при внутриутробном поражении.

Важно

На развитие имбецильности оказывает влияние локализация патогенного фактора, обширность поражения и сопротивляемость организма ребенка.

Признаки имбецильности включают:

  • выраженную неврологическую симптоматику (наличие параличей, парезов, нарушений различных видов чувствительности, поражений черепно-мозговых нервов, выпадений корковых центров различных анализаторных систем);
  • многочисленные физические дефекты (в зависимости от причины развития имбецильности может наблюдаться неправильный рост зубов, заячья губа и др.);
  • проявления простейших рефлекторных актов;
  • отставание в физическом и умственном развитии;
  • недоразвитие речи (произносят только простые короткие фразы, не понимают сложную по смыслу речь, не способны к полноценной развернутой речи, испытывают трудности при восприятии или порождении предложений);
  • недоразвитие памяти (с трудом запоминают короткие отрывки стихотворения и др.);
  • неспособность к абстрактному мышлению (при обучении могут освоить примитивный счет, научиться различать предметы, но не способны связывать предметы и явления в одну смысловую группу);
  • подчиняемость, повышенную внушаемость, часто приводящую к асоциальному поведению;
  • недоразвитие воли (задание выполняется только под постоянным контролем, а при отсутствии контроля больной быстро отвлекается);
  • вспышки агрессивности и другие эмоциональные нарушения;
  • способность выполнять только несложные действия, что вызывает некоторые трудности при самообслуживании.

Лица, страдающие имбецильностью, обычно самостоятельно едят, занимаются несложной работой по дому, опрятны. При должном обучении некоторые из них усваивают элементарные знания (могут читать по слогам и считать деньги и предметы).

Перемена обстановки вызывает у больных своеобразную негативную реакцию.

Диагностика включает:

  • анализ анамнеза заболевания (в каком возрасте стали заметны признаки имбецильности и т.д.), изучение истории беременности;
  • осмотр психиатром, который включает оценку интеллектуальных способностей пациента в процессе беседы (развитие речи и уровень социальной адаптации, наличие привязанностей) и при помощи специальных шкал и тестов;
  • ЭЭГ, позволяющую выявить нарушения активности головного мозга;
  • КТ и МРТ головы, которые позволяют выявить признаки повреждения мозга.

Лечение имбецильности в большинстве случаев сугубо симптоматическое. Лечащий врач в зависимости от симптоматики назначает прием:

  • нейролептиков, психостимуляторов или транквилизаторов;
  • ноотропных препаратов и витаминов, улучшающих кровоснабжение мозга;
  • противосудорожных препаратов;
  • соответствующих гормонов при наличии эндокринных нарушений (йодсодержащих гормонов при гипотиреозе);
  • сульфата магния или лазикса при необходимости дегидратации.

При гемолитической болезни новорожденных проводят снижающее тяжесть поражения нервной системы обменное переливание крови, а при фенилкетонурии назначается диета с ограничением фенилаланина.

Имбецильность требует занятий с логопедом для коррекции речи, желательно посещение дефектолога.

Обязательно правильное воспитание, позволяющее привить больным навыки самообслуживания.

Профилактика включает:

  • регулярное посещение беременной женщиной акушера-гинеколога;
  • проведение раннего генетического (скринингового) исследования;
  • отказ от вредных привычек и правильный режим дня;
  • сбалансированное питание беременной и ребенка в первые годы жизни.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://liqmed.ru/disease/imbecilnost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector