Эрготерапия (трудовая, оккупационная): что это такое, принципы, применение при дцп и других неврологических заболеваниях

Эрготерапия: как метод помогает детям с неврологическими заболеваниями | Блог Medical Note о здоровье и цифровой медицине

Эрготерапия — лечение действием

Термин «эрготерапия» в переводе означает «лечение действием». Это направление в абилитации (процессе, помогающем приобрести или развить еще несформированные функции и навыки — прим. ред.

) и реабилитации, где занимаются развитием, восстановлением и поддержанием функциональных возможностей ребенка, которые ему необходимы для выполнения значимых для него действий.

В результате сеансов эрготерапии ребенок должен достигнуть максимальной самостоятельности в своей деятельности — повысить навыки самообслуживания и стать более социально активным.

Для кого-то это может быть способность полностью одеть себя, обслужить, пойти в школу, в коллектив, а для кого-то большим достижением станет возможность просто удерживать зубную щетку или ложку. Все это очень индивидуально. Но мы всегда стараемся в работе достигнуть того максимума, который доступен конкретному ребенку.

При каких диагнозах показана эрготерапия?

Этот метод терапии хорошо зарекомендовал себя при абилитации или реабилитации детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, эпилепсией, ЗРР, ЗПРР и другими заболеваниями. На занятия к эрготерапевту также приходят дети с протезами и после перенесенных инсультов.

Вообще, эрготерапия показана при очень широком спектре заболеваний. Она применяется также при соматических, неврологических заболеваниях. Занятия с эрготерапевтом используются в педиатрии, гериатрии и психиатрии. Скачать бесплатное приложение

Как работает эрготерапевт, на что обращает внимание в первую очередь?

Эрготерапевт смотрит, прежде всего, даже не на диагноз, а на человека в целом: какие ограничения и как влияют на качество его жизни, какая деятельность страдает.

И уже через понимание проблем и ресурсов пациента специалист строит программу реабилитации таким образом, чтобы вывести ребенка на его максимальный уровень функционирования, самостоятельности в той или иной сфере деятельности.

Эрготерапия затрагивает три условные области: активность человека в сфере самообслуживания (бытовой уровень), активность продуктивной деятельности (для детей — это игра, учеба в школе, домашние обязанности и др.

Обратите внимание

) и активность в отдыхе (хобби, посещение культурных мероприятий и др.). Эрготерапевт оценивает, в каких областях и какие именно имеются проблемы.

И обязательно смотрит на ресурсы пациента, на которые сможет опираться при построении индивидуальной программы.

Эрготерапевт в игровой форме формирует или восстанавливает у ребенка нужные навыки

Что представляют из себя занятия ребенка с эрготерапевтом?

Эрготерапевт в игровой форме, ненавязчиво формирует или восстанавливает у ребенка необходимые навыки. Также эрготерапевт, с которым занимается ребенок, всегда работает с родителями.

Невозможно отпустить ребенка после курса занятий, не дав рекомендаций, как родителям вести себя дома, как работать дальше с ребенком, чтобы закреплять полученные навыки. Мы показываем родителям, где можно «отпустить» ребенка.

Ведь часто даже в каких-то простых вещах близкие по привычке что-то делают за ребенка. То есть в каких-то вопросах мы меняем взгляд родителей на своих детей.

Когда надо начинать терапию?

Для человека очень важно ощущать, что он может что-то делать сам для себя, что он не полностью зависим от окружающих. Так же и с детьми. Чем раньше начать эрготерапию, тем лучше, тем раньше сформируются или восстановятся определенные навыки, важные для этого ребенка.

А если чему-то нельзя научить ребенка, у него просто не хватает своих ресурсов, как быть тогда?

Иногда для достижения результата нужно адаптировать среду под конкретного ребенка, если собственных ресурсов у него не хватает, чтобы освоить или развить тот или иной навык.

И эрготерапевт всегда поможет в этом родителям и ребенку. Например, ребенок с ДЦП не может держать ложку, сила его захвата не позволяет это сделать. Мы можем посоветовать сделать более толстую ручку.

Казалось бы, мелочь, но ребенок может самостоятельно есть, и это очень важно для него.

Бывает, мамы вытирают ребенку попу, хотя он физически может завести руку назад и сделать это сам. Но мама говорит, что ребенок неустойчив, может потерять равновесие. Тогда мы предлагаем установить поручни, чтобы ребенок мог одной рукой опираться на них и сам себя обслуживать. Психологически для него очень важно, что он может сам о себе позаботиться в чем-то.

Мы можем профессионально оценить среду, в которой находится ребенок, и не только дома, но и в школе, т.к. сейчас активно развивается инклюзивное обучение. Мы смотрим, насколько она подходит для этого ребенка, например, везде ли он имеет доступ на инвалидном кресле или подходит ли по высоте парта и стул. Мы можем дать конкретные рекомендации родителям и школе.

Также мы можем рекомендовать подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации — коляски, квадриподы, триподы, ходунки, вертикализаторы и т.д. Иногда родители говорят про ребенка в коляске, что он «не работает руками».

Важно

А на самом деле мы видим, что это обычная детская коляска, из которой ребенок давно вырос и сидит в ней так, что руки, плечи уходят вперед.

Мы объясняем это, сажаем ребенка в подходящее по размеру кресло, показываем, что объем движения намного шире, он может функционировать.

Эрготерапевты рекомендуют подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации

Какова результативность эрготерапии?

Многое зависит от того, какие мы ставим цели. Есть краткосрочные цели, которые мы можем достигнуть непосредственно при работе в Междисциплинарном центре реабилитации, а есть — долгосрочные цели.

Мы с родителями всегда это обсуждаем и обязательно даем им рекомендации, расписываем подробно упражнения, советуем, какие игры, занятия включать в дальнейший процесс абилитации или реабилитации. У нас в центре работает междисциплинарная команда, в которую входят самые разные специалисты.

При таком комплексном подходе реабилитация более эффективна. И при выписке мы даем рекомендации всех специалистов.

Какие преимущества у эрготерапии перед другими методами реабилитации детей?

У каждого специалиста междисциплинарной команды есть свои преимущества. Я люблю свою профессию за то, что занятия проходят в очень творческой и теплой атмосфере, в игровой форме.

Такие занятия-игры помогают детям становиться более самостоятельными, быстрее приобретать и закреплять новые навыки, а также вызывают у них положительные эмоции. Мы в центре используем компьютерные игры.

У нас есть специальная перчатка Hand Tutor, которая предназначена для оценки и восстановления моторных, когнитивных и сенсорных функций.

Например, мальчик не мог раскрыть ладонь. Но во время компьютерной игры, когда требовалось с помощью перчатки строить пирамидки и собирать монетки, ему приходилось невольно раскрывать ладонь, чтобы что-то схватить на экране компьютера.

Он незаметно для себя разрабатывал руку. В итоге ладонь расслабилась и раскрылась. Уже на 4-м занятии ребенок с удивлением показывал, что у него получается раскрыть ладонь. У нас нет скучных занятий.

Дети незаметно для себя, в игре, не чувствуя боли, добиваются хороших результатов.

Есть ли противопоказания к проведению эрготерапии?

По состоянию здоровья противопоказаний практически нет. Например, развивать мелкую моторику, делать пассивную гимнастику можно даже при тяжелых состояниях. Мы смотрим конкретного пациента, отталкиваемся от его состояния и уже тогда предлагаем план терапии.

Всегда можно достичь каких-то результатов. Для ребенка это будут новые эмоции, радость от своих достижений. Ребенок может научиться пользоваться скайпом и общаться с родными, научиться есть ложкой хотя бы твердую пищу.

Качество жизни от этого возрастает, ребенок получает массу положительных эмоций, осознавая — «Я что-то могу сделать сам».

Как долго длится курс эрготерапии в «МЦР-дети»?

Это все индивидуально. В среднем в центр приезжают на три недели. Те, кто живет в Москве, ходят к нам 2-3 раза в неделю в течение нескольких месяцев.

Сколько стоит первичный прием в вашем центре?

Комплексная консультация пяти специалистов стоит 7 тысяч рублей. В случае с ДЦП я бы рекомендовала проходить именно комплексную консультацию. Консультация инструктора ЛФК, эрготерапевта, психолога и логопеда стоит 3 тысячи рублей.

Источник: https://blog.mednote.life/interviews/children/ergoterapiya-kak-metod-pomogaet-detyam-s-nevrologicheskimi-zabolevaniyami

Эрготерапия: что это такое, методики и комплекс упражнений после инсульта

«Эрготерапия: что это такое?» — интересуются родственники пациентов с ограниченными возможностями, когда предлагают этот метод. Коротко охарактеризовать методику можно, как лечение трудом, когда больной человек формирует навыки, необходимые для адаптации в общественной жизни.

[toc]

Общие сведения о методе лечения

На первый взгляд может показаться, что трудотерапия – это очередная гимнастика для улучшения мелкой моторики. Но это не просто физическая реабилитация – человека обучают, как обслуживать себя, выполнять несложную работу и не ощущать себя ущербным. Этот способ адаптации к жизни применяют при различных состояниях:

  • после инсульта;
  • ДЦП;
  • врожденная или приобретенная инвалидность.

Роль трудотерапии в реабилитации людей с ограниченными возможностями сложно переоценить. Больные перестают считать себя обузой для окружающих и чувствуют себя увереннее. Позитивный настрой и вера в свои силы позволяет быстрее восстановиться пациентам после инсульта, а инвалидам открыть для себя новые возможности.

Историческая справка

Первое упоминание о целенаправленном использовании эрготерапии в системе реабилитации относится к послевоенному времени. Вернувшиеся с фронта покалеченные солдаты падали духом из-за неспособности адаптироваться к мирной жизни. Стандартные реабилитационные мероприятия позволяли научить калеку:

  • самостоятельно принимать пищу;
  • совершать туалет;
  • выполнять несложные бытовые действия (помыть посуду, убрать за собой).

Но этого было недостаточно, чтобы помочь устранить вызванную инвалидностью депрессию. Необходимо было побудить человека к активным действиям, заставляя создавать или заботиться о более беспомощных.

Об успехах физической терапии можно судить по тому, как покалеченные люди активно занимались восстановлением разрушенной войной страны и старались жить полноценной жизнью.

На этом история развития трудотерапии не закончилась, но методика какое-то время была незаслуженно забыта. Чуть более 10 лет назад в реабилитационных центрах начали снова применять трудотерапию. Сейчас метод постоянно совершенствуется, а для физико-психологической реабилитации применяются современные технологии.

Эрготерапия используется во всех отраслях медицины, но чаще этот способ применяют неврологи для восстановления пациентов после инсульта или других тяжелых неврологических патологиях.

Цели и задачи эрготерапии

В системе реабилитации лиц с ограниченными возможностями важную роль играет применение эрготерапии. Условно цели и задачи можно разделить на несколько пунктов:

  • Физическая реабилитация. Пациентов учат ходить и выполнять простые навыки по самообслуживанию, помогают укрепить атрофированные из-за болезни мышцы.
  • Повышение психологического тонуса. Трудовые занятия позволяют больному меньше концентрироваться на тягостных мыслях о своей бесполезности, поверить в свои силы. Трудотерапия позволяет раскрыть человеку потенциал, ощутить себя нужным.
  • Восстановление мелкой моторики. Для большинства письмо или застегивание мелких пуговочек является обыденным действием, а для больного человека – это успех. Постепенно улучшая моторику, пациенты расширяют свои возможности.
  • Повышается интеллект и укрепляется воля. Обдумывание решений приводит к тому, что мозг начинает лучше функционировать, а усилия, приложенные для достижения цели, способствуют выработке силы воли.
  • Общение в социуме. При решении проблем пациент учится общаться, несмотря на ограниченные возможности. Это приводит к тому, что формируется позитивное восприятия и проходит депрессия.

Эрготерапия после инсульта проводится по такой же схеме. Но, работая с инсультником, важно не торопить события и наращивать нагрузку постепенно, делая упор на психологическую реабилитацию, побуждая у больного веру в успешность занятий.

Каким должен быть врач-эрготерапевт

Рассмотрим «портрет» врача, занимающихся лечением пациентов с помощью трудотерапии.

Прежде всего, это должен быть внимательный человек, который при подборе индивидуальной методики учтет все сведения о пациенте:

  • возраст;
  • интеллект;
  • особенности характера;
  • степень физических нарушений;
  • окружение;
  • условия проживания.
Читайте также:  Синусопатия головного мозга: что это, причины, симптомы, лечение и профилактика

Это поможет подобрать программу с учетом психологических особенностей и заинтересовать больного.

Доктор должен обладать знаниями в области психологии, педагогике и медицины. Кроме того, для эрготерапевта важно умение сохранять позитивный настрой и с пониманием относиться к трудностям больного. А еще врач должен быть тактичен и настойчив.

Не обладая перечисленными качествами, почти невозможно «достучаться» до пациента с депрессивным мышлением, возникшим из-за болезни. А для успешного лечения необходимо заинтересовать человека, помочь научиться жить с возникшими отклонениями.

Совет

У специалиста должна быть квалификация реабилитолога и специализация в области эрготерапии.

Таких докторов, пока, немного и если есть возможность поместить человека после инсульта в клинику, где есть этот специалист, то следует использовать шанс. Занятия с эрготерапевтом позволяют быстрее адаптировать человека с ограниченными возможностями к новым условиям жизни.

Методики и комплекс упражнений после инсульта

Несмотря на то, что физическая реабилитация после инсульта начинается в первые дни после приступа – это не эрготерапия, а стандартный комплекс ЛФК. От эрготерапевтического метода лечебная физкультура отличается тем, что упражнения подбираются только с учетом двигательных нарушений и не всегда принимаются во внимание психологические особенности пациента.

Эрготерапия при инсульте направлена на выполнение осмысленных действий. Сюда входят:

  • Гимнастика для тренировки мышц и улучшения мелкой моторики. Пациента просят открывать двери парализованной рукой, собирать пазлы или застегивать пуговицы. Также выполняются упражнения для координации при ходьбе. Все движения проделываются в рамках трудовой методики и комплекс упражнений воспринимается, как привычные бытовые действия.
  • Контроль за лечением. По мере улучшения двигательных функций пациентам рекомендуют вязать, заниматься оригами или раскрашивать деревянные заготовки. Занятия должны доставлять удовольствие человеку.
  • Облегчение передвижения. Эрготерапевт помогает человеку научиться ходить с помощью костылей, ходунков или трости. Если ходьба невозможна, то требуется обучить человека пользоваться коляской.

Методики и комплекс упражнений в постинсультном периоде подбираются индивидуально, с учетом возможностей человека. Занятия должны заинтересовывать больного и побуждать к дальнейшим действиям.

Для стимуляции развития мелкой моторики больным рекомендуют:

  • набирать телефонный номер;
  • раскатывать тесто и лепить пельмени;
  • мыть посуду;
  • протирать пыль, самостоятельно отжимая тряпочку;
  • составлять список необходимых продуктов (восстанавливается навык письма);
  • самостоятельно застегивать кнопки на одежде, завязывать шнурки и выполнять другие бытовые действия.

Методы лечения трудом различны, но все они позволят почувствовать свое участие в делах семьи и перестать чувствовать себя обузой.

Главное преимущества занятий с эрготерапевтом заключается в том, что человек начинает постепенно верить в себя, исчезает депрессия и повышается позитивный настрой.

Эрготерапия после инсульта сокращает реабилитационный период и ускоряет восстановление. Чем раньше начаты занятия с доктором, тем больше у пациентов шансов полностью восстановиться или полноценно адаптироваться к новым условиям жизни.

Оборудование для эрготерапии

Для занятий в домашних условиях нет необходимости приобретать панель для эрготерапии. Подобное оборудование стоит дорого, и большинство функций панели удается заменить использованием предметов обихода. Дома рекомендуется выполнять разработанную врачом методику, а оборудование для эрготерапии в кабинете доктора использовать для демонстрации улучшения навыков.

Настенная панель для эрготерапии

Панель настенная для эрготерапии позволяет имитировать следующие действия:

  • нажатие на кнопку дверного звонка;
  • работа с кнопкой выключателя;
  • закрывание и открывание щеколды;
  • действие дверной ручки;
  • накидывание на скобы и закрывание навесного замка;
  • умение вставить вилку в розетку, а затем вытащить;
  • сделать винтовое вращение;
  • показать несколько видов шнуровки;
  • одновременное вставление фигур в парные отверстия.

Оценивая результаты действия на панели, эрготерапевты корректируют методики занятий с учетом появившихся улучшений. Постепенно задания усложняются и требуют более высокой точности движений.

Стол для эрготерапии

Врачи не запрещают приобретать оборудование для эрготерапии, но отмечают, что работа с привычными предметами (выключатель, дверная ручка) будет более комфортной для пациента.

Исключение рекомендуется сделать только для электроприборов. Неумелое вставление вилки в розетку может стать причиной короткого замыкания или пожара. В этом случае рекомендуется прикрутить к стене обесточенную розетку и дать человеку возможность тренироваться.

Короткий итог

Эрготерапия – относительно новый метод по восстановлению пациентов после инсульта и других тяжелых заболеваний. Преимущества лечения трудом заключается в том, что пациент осваивает методы самообслуживания и перестает чувствовать себя ненужной обузой.

Комплексное применение психологии, медицины и социологии позволяет эрготерапевту адаптировать пациента к новому состоянию и предотвратить появление депрессии.

Но не следует возлагать много надежд на эту чудо-методику. Трудотерапия не всегда позволяет полностью восстановить нарушенные навыки. Препятствием может оказаться гибель мозговых структур или необратимые изменения в мышцах конечности.

Но улучшение все равно будут. Больной научится обслуживать себя и адаптируется к новым жизненным условиям. Дополнительно исчезнет ощущение неполноценности и появится способность к социальной адаптации.

Источник: https://sosudyinfo.ru/insult/vosstanovlenie/ergoterapiya-chto-eto-takoe.html

Эрготерапия для реабилитации неврологических болезней, проведение эрготерапии в Москве в Юсуповской больнице

Эрготерапия – это область медицины, направленная на восстановление утраченных моторных функций человека, а также на ускорение процесса адаптации и возвращения к привычной жизни.

Эрготерапия является комплексным методом, включающим в себя как физические реабилитационные тренировки, так и работу с психологическим состоянием пациента, уровнем его социализации и приспособленности к самостоятельной жизни.

Немаловажной частью восстановления является работа с близким окружением больного – его семьей и друзьями, поскольку лишь всесторонний комплексный поход дает ожидаемые результаты.

Обратите внимание

Эрготерапия в Юсуповской больнице осуществляется квалифицированными специалистами, чей многолетний опыт работы позволяет находить подход к любому пациенту.

Особенности и цели эрготерапии

Главной целью эрготерапии является дать возможность человеку с ограниченными возможностями жить обычной жизнью, не чувствуя себя ущемленным в обществе людей.

Эрготерапия в неврологической практике помогает в вопросах:

  • мотивации и приучения пациента к повседневным заботам (самостоятельная уборка квартиры, приготовление пищи, выполнение правил личной гигиены, самостоятельное одевание, уход за домашними питомцами, обучение новым навыкам повседневного труда);
  • успешной социализации в обществе, коллективе людей на работе, занятиях, в школе и т.д.;
  • возобновления трудовой деятельности исходя из физических возможностей человека (выполнение необходимой работы, овладение новыми навыками, распределение бюджета);
  • подбора досуга по личным требованиям и возможностям человека (спорт, развивающие занятия, развлечения на свежем воздухе).

Суть метода эрготерапии заключается в комплексном подходе, затрагивающем все аспекты жизни пациента, поскольку психологическое состояние наравне с физическим оказывает сильное влияние как на процесс реабилитации, так и на дальнейшие отношения с социумом. Команда квалифицированных врачей Юсуповской больницы помогут пациенту с любым диагнозом реабилитироваться в короткие сроки. Методика эрготерапии разрабатывается в индивидуальном порядке, сообразно возможностям и критериям самого пациента.

Методика эрготерапии

Большое внимание в процессе лечения уделяется тестам, позволяющим оценить характер и степень заболевания. Эрготерапевт для лучшего понимания возможных трудностей на пути к восстановлению может попросить пациента выполнить пару элементарных заданий – расставить вещи на полки, завязать шнурки, написать свое имя.

Каждый отдельный случай требует детального рассмотрения, поскольку неправильно подобранный комплекс упражнений может не только не оказать желаемого эффекта, но и навредить.

На основе анамнеза пациента и полученных тестовых данных формируется план направления тренировок и обсуждаются желательные сроки выполнения поставленных задач.

Комплекс эрготерапии включает в себя:

  • развивающую реабилитационную гимнастику;
  • посещение кабинета ЛФК, индивидуальный подбор упражнений;
  • составление плана разработки мелкой моторики;
  • подбор развивающих занятий;
  • выбор самореализации в обществе путем трудовой терапии.

В каких случаях необходима эрготерапия?

Эрготерапия является эффективным методом реабилитации и лечения людей со следующими диагнозами:

  • ДЦП;
  • расстройство аутистического спектра;
  • травмы головного мозга, повлиявшие на скорость и качество мыслительных процессов;
  • болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • ревматоидный артрит;
  • церебральный паралич;
  • психические расстройства, характеризующиеся потерей элементарных навыков выполнения повседневных дел;
  • после перенесенного инсульта и инфаркта.

Эрготерапия является методом для всех возрастов людей, поскольку благодаря индивидуальному подбору методов формируется программа реабилитации, подходящая каждому конкретному пациенту. Клиника реабилитации в Юсуповской больнице уже много лет успешно занимается восстановлением здоровья пациентов после перенесенных травм или заболеваний, повлиявших на нормальное функционирование мозга. Команда специалистов нашей клиники внимательно и ответственно подходят к лечению каждого человека, используя современные методики реабилитация, такие как, например, эрготерапия. Раннее вмешательство и своевременно оказанная помощь обеспечат пациенту быстрое восстановление и адаптацию в обществе в короткие сроки.

Какие занятия входят в комплекс эрготерапии?

Помимо спортивных нагрузок, направленных на разработку мышц (в особенности, если вследствие длительного нахождения в одной позе началась атрофия мышц), специалисты проводят следующие занятия:

  • обучение ухода за собой – приготовление пищи, помощь по дому членам семьи, самостоятельное купание, использование в быту потенциально опасных приспособлений (бритвы, кухонные ножи, ножницы и т.д.),
  • развитие мелкой моторики – собирание конструктора, пазлов, лепка из мягких материалов, возобновление правописания и чтения, завязывание шнурков, шитье;
  • адаптация в социуме – знакомство с новыми людьми, подбор развлекательных мероприятий в кругу людей, работа с психологом, направленная на повышение самооценки и устранение комплекса неполноценности. Список литературы по эрготерапии включает в себя пособники по психологии, помогающие человеку самостоятельно адаптироваться к новому положению в обществе, не чувствуя себя при этом неполноценным.

Своевременное обращение и грамотный план реабилитационных мероприятий гарантирует, что в будущем пациенту будет намного проще привыкнуть к самостоятельной жизни. Специалисты клиники реабилитации Юсуповской больницы помогут больному не только успешно пройти курс лечения, но и в последствии реабилитироваться в краткие сроки. Для записи на прием к врачу необходимо позвонить по телефону Юсуповской больницы. Врач-координатор ответит на все ваши вопросы.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наименование услуги Стоимость
Консультация реабилитолога Цена: 3600 рублей
Комплексная программа реабилитации после Инсульта   Цена от 10830 рублей в сутки
Комплексная программа реабилитации после спинальной травмы Цена от 11829 рублей в сутки
Комплексная программа реабилитации при болезни Альцгеймера Цена от 11497 рублей в сутки
комплексная программа реабилитации при болезни Паркинсона Цена от 10300  рублей в сутки
комплексная программа реабилитации при рассеянном склерозе Цена от 10497 рублей в сутки
Читайте также:  Препарт клопиксол - инструкция по применению, отзывы врачей и пациентов

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: https://yusupovs.com/articles/rehab/ergoterapiya-v-sisteme-reabilitatsii-v-yusupovskoy-bolnitse/

Эрготерапия

Эрготерапия для детей и взрослых

Здоровье человека определяется не только его физическим состоянием – психологический настрой также очень важен. Но когда нас настигает болезнь, страдает не только тело.

Эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей, которые из-за болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения и заниматься привычными делами.

Это сложный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений.

Эрготерапевт помогает пациенту заново научиться ухаживать за собой, работать, развлекаться и общаться.

Цель эрготерапии – не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Однако эрготерапия – это не просто специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации. Эрготерапия включает в себя знания по нескольким специальностям – психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. При помощи эрготерапии улучшаются не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности.

Абилитация и реабилитация

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и Эрготерапия для детей с враждеными патологиямипреодолению патологических состояний, которые могут привести к потере трудоспособности. Это лечебно-педагогическая коррекция двигательной, речевой и психической сфер.

Актуальна в случаях возникновении патологии в раннем детстве, когда еще не развиты речевые и познавательные способности, мелкая моторика и артикуляция, навыки самообслуживания и жизни в социуме.

Реабилитация показана тогда, когда человек имел, но по каким-либо причинам утратил навыки общественно полезной деятельности. Ее цель – восстановить трудовые способности у детей старшего возраста и взрослых.

Причины

Важно

К патологическим состояниям, вызывающим необходимость абилитации и реабилитации, чаще всего приводят родовые травмы (черепно-мозговые травмы, внутриутробные поражения нервной системы).

Если говорить о реабилитации у детей страшего возраста, она показана при таких поражениях нервной системы, к которым приводят травмы головного и спинного мозга, инфекционные заболевания (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит), патологии нервной системы. У взрослых патологические состояния могут быть вызваны сосудистыми заболеваниями и нарушениями мозгового кровообращения.

Абилитация у детей в раннем возрасте чаще всего вызвана поражениями нервной системы, приводящих к формированию синдромов детского церебрального паралича.

В таких случаях важны комплексность и поэтапность лечебно-педагогичеких мер: массаж, ЛФК, грамотно подобранные медикаментозные средства, физиотерапевтические и ортопедические процедуры, логопедическая квалифицированная помощь и коррекционно-воспитательная работа.

Такая терапия – длительный и трудоемкий процесс, требующий своевременного начала и задействования всех вышеперечисленных механизмов.

Роль педагога-дефектолога и логопеда в абилитации и реабилитации

Педагог-дефектолог и логопед. работают с речевой и психической сферой ребенка – ключевыми составляющими нервной системы. Логопедическая терапия заключается в применении специальных упражнений и логопедического массажа >для развития артикулляции, в обучении зрительной фиксации, в тренировке подвижности глазных яблок.

Специалист проводит и воспитательную работу, в процессе которой не только тренируется память и внимание, но и навыки восприятия и способность работать в коллективе.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности мозга – это тот потенциал, который сохранился при поражении функций и анализаторов нервной системы. Важно учитывать, во-первых, тот факт, что у ребенка резервный потенциал мозга особенно высок, что повышает шансы успешности абилитации.

Совет

Во-вторых, при лечении чрезвычайно важны компенсаторные возможности мозга, которые позволяют использовать сохранные анализаторы при поражении какого-либо одного. Так, к примеру, при слепоте ребенка его обучение и социальная адаптация наиболее эффективно происходит через активное задействование слухового механизма.

А если у ребенка поражены и зрение, и слух, в обучении широко используются возможности осязания.

При патологиях слуха

Абилитация и реабилитация глухих или слабослышащих детей основана на тех же принципах – использовании сохранных функций и резервных возможностей мозга.

Так, в процессе познавательной деятельности слабослышащих детей главными точками опоры становятся зрение, осязание и вибрационные ощущения.

Для родных и специалистов важно понимать, что патологии слуха тормозят развитие речемыслительных способностей и направлять все усилия на развитие речи.

В начале терапии интенсивно применяется речь посредством жестов и мимики: так ребёнок приобретает базовые знания о мире и навыки общения с людьми.

Затем педагог работатет над оформлением произношения: для того, чтобы ребёнок научился «читать по губам», в его мозгу должен закрепиться артикуляционный образ слов.

Одновременно ребенок овладевает пальцевой речью; этот язык основан на том, что каждой букве соответствует определенное положение пальцев.

Обратите внимание

Использование остаточного слуха осуществляется с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

При детских церебральных параличах

Ключевым в преодолении данного вида паралича является подавление влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Эти рефлексы являются деструктивными, потому что приводят к развитию патологических поз, препятствует моторной активности ребёнка и нормальному развитию двигательной и речевой систем.

Основой терапии,цель которой – устранить эти «неправильные» рефлексы, является расслабление мышц и устранение патологической рефлекторной активности с помощью массажа, ЛФК, физиотерапии, ортопедии и некоторых лекарств.

Педагог-дефектолог и невролог подбирают индивидуальный комплекс положений и поз, минимизирующих влияние патологических рефлексов. Именно в этих положениях проводятся все лечебные упражнения. Эти упражнения могут быть с использованием специального оборудования (мяч, коляска и др.

) и направлены на разработку выпрямительных рефлексов туловища: способность поднимать голову, разгибать кисти, пальцы и руки в плечевых суставах, опираться на руки.

Огромную роль в процессе восстановительного лечения играет речевое и психическое развитие ребенка, его интеллектуальная деятельность и взаимодействие с другими людьми.

Необходимы интересные занятия, активирующие мозговую деятельность, подвижные и настольные игры (с картинками, кубиками, конструкторами и т.д.).

Такая деятельноcть не только развивает двигательные функции рук и моторику, но зрительное восприятие, наблюдательность, навыки самообслуживания.

Специалист-дефектолог также применяет музыкально-ритмическую терапию, которая позволяет разнообразить процесс занятий, расширить словарный запас ребёнка, нормализовать эмоциональный фон и речевую активность, характеристики голоса, дыхание и координацию движений.

При задержке речевого развития

Важно

Речевые патологии чаще всего связаны со сбоями в работе нервной системы. Поэтому речевая терапия должна проходить в максимально комфортных для больного психологических условиях – необходимо его хорошее настроение и заинтересованность – и в союзе с другими лечебно-восстановительными мерами.

Педагогическая терапия сочетает в себе работу над формированием речи (регуляция голосообразования и дыхания, постановку по отдельности смешиваемых звуков – шипящих, свистящих, губных; развитие фонематического слуха и способности воспроизводить речевой материал) и восстановлением и совершенствованием двигательно-манипулятивной деятельности рук, мелкой моторики.

Особенно важно речевое и интеллектуальное развитие при выраженных двигательных нарушениях (см. выше параграф о церебральном параличе: даже если такого диагноза нет, принцип один и тот же). Нарушение каких-либо двигательных рефлексов может быть препятствием для нормального дыхательного процесса, а вместе с ним голосообразования и развития речевой мускулатуры.

В своей работе логопед-дефектолог учитывает разницу в развитии речи и моторики и оптимизирует нагрузку.

При заикании

Самое главное в реабилитации при заикании – своевременность начала восстановительного процесса: сразу после появления дефекта.

Не менее важна комплексность терапии, то есть сочетание работы логопеда, психо- и физиотерапевта и врача.

В этом процессе большую роль играет взаимодействие ребёнка с окружающими (поэтому показана педагогическая работа с родственниками) и лечебные физические нагрузки (ЛФК).

Заикание, тесно связанное с нарушениями работы нервной системы, требует комфортной для ребенка психологической атмосферы. Не в коем случае нельзя акцентировать внимание на речевом дефекте ребёнка – в противном случае у него может выработаться страх к любому виду терапии и заикание только усилится.

Совет

Работа логопеда основана на поэтапном развитии речи. В первую очередь специалист провоцирует речь в условиях наглядной ситуации (с помощью жестов, движения, мимики, интонации) и контекста высказывания. Таким образом ребёнок учится самостоятельно строить фразы, отвечать на вопросы и задавать их.

Трудотерапия в реабилитации: как это работает

Ценность трудотерапии заключается в том, что ребёнок видит положительный результат своей деятельности, испытавает радость творчества, в следствие чего повышается общий эмоциональный фон и появляется воля к выздоровлению.

В реабилитации используются общеукрепляющая, восстановительная и ориентировочная трудотерапия.

При общеукрепляющей трудотерапии главной целью является переключение внимания ребёнка с болезни на легкие и полезные занятия: лепка, вырезание, нанизывание бус, помощь в быту. В результате повышается общий тонус организма, настроение, моторика и ловкость.

Восстановительная трудотерапия связана с восстановлением двигательных функций и тренировкой мышц.

Основная цель – развитие основных двигательных умений и активизация сохранных органов и мышц для того, чтобы в будущем больной мог полноценно работать в своей профессиональной области.

В таком лечении особенно важно, чтобы ребёнок видел, что результат его труда ценят окружающие: например, можно устраивать выставки работ и дарить родным и друзьям поделки и рисунки.

Ориентировочная трудотерапия направлена на определение будущих профессиональных склонностей ребёнка. Исходя из общего состояния организма, анализа нервной и двигательной системы, педагог-дефектолог и врач определают возможности и способности ребёнка. Для наибольшей эффективности терапии рекомендуются занятия в творческих кружках.

Обратите внимание

В нашем Центре Вы получите услуги логопеда, невролога, психолога, нейропсихолога, дефектолога эргопедагога, для абилитации и реабилитации ребенка при заикании, нарушениях слуха и зрения, задержках речевого развития, ДЦП, РДА и других проблемах.

Читайте также:  Дисграфия и дизорфография: виды, лечение, упражнения для коррекции с видео

Источник: http://demosfenplus.ru/uslugi/item/7-ergoterapiya.html

Физическая реабилитация – ключевой этап восстановительной терапии

Основная цель эрготерапии – способствовать максимальному восстановлению нервно-психосоматических и двигательных функций пациента. Эрготерапия в реабилитации…

Бытовая адаптация – необходимый этап в реабилитации людей, утративших часть двигательных функций вследствии травмы или инсульта. Методы реабилитации на дому… Как ускорить восстановление после спортивной травмы? Узнать…

Спортсмен, утративший работоспособность даже на время, как никто нуждается в психологической поддержке. Рекомендации психологов… Чтобы ускорить процесс восстановления пациента и избежать осложнений, стоит комплексно применять различные реабилитационные процедуры. Подробнее…

Хронические боли могут стать следствием травм даже в случае успешного выздоровления. Как можно избавиться от хронической боли?

Спортивные травмы составляют 3-5% от всего объема травм.

Атлетам крайне важно не только получить своевременную медицинскую помощь после травмирования, но и пройти комплексную физическую реабилитацию, которая позволит восстановить все утраченные функции и бытовые навыки, чтобы вернуться к полноценной, физически активной жизни.

Что такое физическая реабилитация и когда она применяется?

Конечно, важность физической реабилитации касается не только спортсменов, но всех, кому пришлось пережить инсульт или инфаркт, черепно-мозговую или спинальную травму, онкологическое заболевание, ДЦП или операцию по эндопротезированию.

К сожалению, спортсмены в еще меньшей степени застрахованы от подобных проблем – напротив, зачастую они находятся в группе повышенного риска. Именно спортсменам необходимо уделять особое внимание профилактике травм и физической реабилитации после них.

Для этого крайне важно своевременно обратиться в специализированный центр физической реабилитации с хорошей технологической базой и высокопрофессиональной командой врачей.

Статистика
Травмам позвоночника наиболее подвержены спортсмены, занимающиеся прыжками в воду, спортивной гимнастикой, фигурным катанием, горнолыжным спортом, борьбой, хоккеем, баскетболом, футболом, тяжелой и легкой атлетикой.

Реабилитация в качестве необходимой меры показана после операций на головном или спинном мозге, переломов и ампутаций, перенесенного энцефалита, менингита и при рассеянном склерозе, паркинсонизме и полиневропатии различного генеза.

Физическая реабилитация – процесс крайне трудоемкий, подразумевающий участие сразу нескольких специалистов, которые ведут работу над восстановлением целого ряда навыков: двигательных, речевых, когнитивных, бытовых, профессиональных.

Обычно команда врачей кроме реабилитологов общего профиля, кардиологов, неврологов, эрготерапевтов, физических терапевтов, врачей ЛФК, массажистов, урологов и травматологов включает также педагогов, логопедов и психологов.

Принципы и этапы физреабилитации

Процесс физической реабилитации трудно разбить на четко обозначенные этапы: специалистам хорошо известно, что нельзя восстановить, например, двигательные функции без работы над когнитивным восприятием пациента.

Так, невозможно вернуть моторику рук, не адаптировав ее к выполнению бытовых и профессиональных функций.

Работа должна вестись одновременно по всем направлениям, чтобы конечности и органы развивались в комплексе, и это является главным принципом любой реабилитации.

Важно

Специально для этого используется международная шкала FIM (The Functional Independence Measure), включающая в себя 18 показателей, по каждому из которых проводится оценка эффективности реабилитационных процедур.

Перечень показателей включает в себя различные навыки самообслуживания, двигательные и когнитивные возможности. Оценка производится ежедневно по 7-бальной шкале, где «1» означает полную зависимость пациента, а «7» – самостоятельность.

Таким образом, на единой шкале виден прогресс или регресс больного, наиболее слабые и уязвимые точки, которым стоит уделять больше внимания.

Для справки
К показателям шкалы FIM относятся: принятие пищи, утренняя гигиена, ванная, одевание верхней и нижней части тела, принятие решений, понимание, самовыражение, ходьба по ступенькам, память, контроль кишечника и мочевого пузыря, пользование туалетом и многое другое.

Методы физической реабилитации

Рассмотрим вкратце основные методики физической реабилитации.

ЛФК

Лечебная физкультура – это комплекс физических упражнений, который выполняется пациентом самостоятельно или с помощью инструктора, включает в себя пассивную гимнастику и занятия с помощью специальных приспособлений. В каждом конкретном случае курс ЛФК должен разрабатываться индивидуально! ЛФК предназначена для восстановления двигательных функций пациента, мышечного тонуса и чувствительности при парезах и параличах.

Лечебный массаж

Медицинский лечебный массаж также должен вестись исключительно квалифицированным массажистом, имеющим высшее медицинское образование. В некоторых случаях – например, после инсульта, – единственное неправильное движение может привести к повторному удару или осложнениям, например, к отрыву тромба.

Массаж помогает снять болевой синдром, уменьшить отеки и гематомы, нормализовать кровоток, способствует регенерации тканей и нормализации давления. Массаж позволяет расслабить спазмированные мышцы и выполнить стимуляцию слабых мышц: для этого специалисту необходимо точно знать, какие мышцы пациента находятся в тонусе, а какие расслаблены.

Очевидно, что требуется доскональное знание человеческой анатомии.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры настолько многочисленны и разнообразны, что перечислить их не представляется возможным.

Каждый центр физической реабилитации предлагает собственный набор процедур, среди которых наиболее часто встречаются: электростимуляция мускулатуры, лазеро-, крио-, гирудотерапия, миостимуляция, различные виды теплового излучения, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, лечебные ванны, водные процедуры (гидротерапия), грязелечение, ультразвуковая и вакуумная терапия. Все они направлены на целенаправленное и дозированное стимулирование работы выбранных зон, органов, конечностей организма.

Одним из наиболее распространенных видов физиотерапии является электростимуляция. Она включает в себя различные виды воздействия с помощью токов:

  • СМТ-терапия – синусоидальные модулированные токи;
  • Диадинамотерапия – лечение постоянными токами с импульсами полусинусоидальной формы частотой 50 и 100 Гц;
  • Интерференционная терапия – лечение интерференционными токами низкой частоты;
  • TENS – чрескожная нейроэлектростимуляция;
  • VI-терапия высоковольтными импульсами;
  • терапия «прямоугольными» и «треугольными» токами.

Другим направлением физиотерапии является механотерапия. Она представляет собой комплекс восстановительных упражнений, которые выполняются на специальных тренажерах, предназначенных для физической реабилитации. Некоторые тренажеры оборудованы биологически обратной связью.

Существуют аппараты пассивного и активного действия (в первом случае движения пациента облегчаются с помощью рычагов, работающих на моторе, во втором – пациент сам прикладывает усилия для движения).

Современные роботизированные и компьютеризированные аппараты помогают уменьшить спазмы, улучшить работу пищеварительной и мочевыделительной систем, укрепить органы кровеносной системы. В общем, все имеет ту же цель, что и любая физиотерапия.

Трудотерапия

Трудотерапия помогает больному достичь максимальной самостоятельности во многих сферах повседневной жизни. Применяется для восстановления моторных, сенсорных, когнитивных функций, помогает овладеть навыками самообслуживания в работе и отдыхе.

В процессе трудотерапии пациент осваивает специальные вспомогательные технологии.

Трудотерапия можем включать в себя игры, работу руками, столярные работы, упражнения с использованием различных подручных средств (для восстановления мелкой моторики), а также компьютерные игры и упражнения для восстановления когнитивных функций.

Эрготерапия – новый подход к реабилитации

Эрготерапия в современном реабилитационном лечении стоит особняком. Родина этого инновационного метода – США, где его также называют «оккупационная терапия» (occupational therapy).

Эрготерапия, подобно трудотерапии, помогает восстановить утраченные навыки самообслуживания и деятельности в повседневной жизни и в работе, однако трудотерапия является в некотором роде устаревшим методом, тогда как эрготерапия основана на новейших научных данных.

Во время занятий пациент вместе с эрготерапевтом осваивает действия, отвечающие его индивидуальным потребностям и нуждам, среди которых: уход за своим телом, приготовление пищи, покупки, уход за детьми и домашними животными и многое другое.

Одновременно эрготерапевт следит за обеспечением сна и отдыха для пациента, помогает осваивать действия, необходимые в работе, учебе, играх и различных видах досуга.

Эрготерапевт ведет оценку состояния клиента, при необходимости выполняет лечебное вмешательство в процесс деятельности, а также производит анализ результатов, достигнутых пациентом. Квалифицированный эрготерапевт владеет знаниями в нескольких областях – психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. Эрготерапевт – это личный «ангел-хранитель», помощник, психолог и консультант пациента на пути к полноценной жизни!

К сведению
В России эрготерапия пока что является новым методом, который применяется только в высококлассных реабилитационных центрах, тогда как на Западе он практикуется уже более 60 лет. Эрготерапия преподается в университетах и колледжах всех развитых стран. Россия присоединилась к Всемирной Федерации Эрготерапевтов (WFOT) в 2004 году. Примечательно, что эрготерапия является логическим продолжением трудотерапии, известной еще с советских времен, но применяемой тогда весьма ограниченно.

Таким образом, процесс физической реабилитации – это целый комплекс мер по восстановлению утраченных физических способностей организма. Успех этой непростой работы в руках огромного количества специалистов и самого пациента. Последний момент имеет очень большое значение: желание вернуть себе нормальную жизнь и вера в свои силы зачастую творят чудеса!

Профессиональных эрготерапевтов с соответствующим образованием и квалификацией в России не так уж много. Соответственно и клиник, реализующих этот подход единицы.

Совет

Мы рекомендуем обратить внимание на реабилитационный центр «Три сестры». Здесь эрготерапия является обязательным элементом физической реабилитации.

В центре работают 4 высококлассных эрготерапевта, в активе которых обучение и стажировки в европейских медицинских реабилитационных центрах.

Стоит сказать, что в клинике для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа реабилитации под непосредственным контролем главного врача, с участием всех профильных специалистов.

Главный врач центра – Дмитрий Викторович Кухно – обладает 20-летним опытом работы в лучших реабилитационных медучреждениях США. Центр создавался по примеру специализированных европейских клиник восстановительного лечения.

Здесь нет ничего, что напоминало бы о больнице: это скорее медицинский отель с 35 одноместными палатами, окруженный великолепным сосновым лесом и спроектированный с учетом возможностей пациентов с ограниченными двигательными и психокогнитивными функциями.

В центре «Три сестры» используются наиболее прогрессивные методики восстановительного лечения – кинестетика, Экзарта, PNF, кинезитерапия по Л. Потехину, эрготерапия. Особое внимание уделяется психологическому и эмоциональному комфорту пациентов.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-009095 от 12 октября 2017 г.

Четверг, 01.03.2018

Ре­а­би­ли­та­ция и весь бо­га­тый на­бор ее ме­то­дик в на­шей стра­не по стран­но­му сте­че­нию об­сто­я­тельств не­до­оце­ни­ва­ет­ся. Ее, как пра­ви­ло, ак­тив­но при­ме­ня­ют толь­ко в уз­кос­пе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной про­фес­си­о­наль­ной сре­де, для кос­мо­нав­тов, слу­жа­щих опре­де­лен­ных под­раз­де­ле­ний во­ору­жен­ных сил, чи­нов­ни­ков го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та и т.д. Воз­мож­но, это свя­за­но с рас­ход­ной частью бюд­же­та: сто­и­мость вос­ста­нов­ле­ния лю­дей по­рой ока­зы­ва­ет­ся зна­чи­тель­но вы­ше хи­рур­ги­чес­ких опе­ра­ций, учи­ты­вая объ­ем не­об­хо­ди­мых уси­лий, вре­ме­ни и ко­ли­чест­ва за­дейст­во­ван­но­го пер­со­на­ла. Од­на­ко все это не озна­ча­ет, что к дан­но­му во­про­су мож­но от­но­сить­ся по­верх­ност­но. До­маш­няя, «лю­би­тель­ская», ре­а­би­ли­та­ция не мо­жет яв­лять­ся пол­но­цен­ной за­ме­ной про­фес­си­о­наль­но­го вос­ста­но­ви­тель­но­го ле­че­ния.

Источник: https://www.eg.ru/digest/iergoterapija.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector