Дислалия у детей: причины и современные методы ее устранения

Дислалия у детей и методы ее устранения. Причины, симптомы, лечение дислалии у детей

Нарушение звукопроизношения называется дислалией. Ребенок может переставлять звуки в слогах, менять их на другие. Часто малыши делают замену таким образом, чтобы им было удобнее и проще произносить слова. Дислалия у детей и методы ее устранения определяются логопедом. Этот специалист может установить точный диагноз и разработать тактику исправления данной проблемы.

Причины развития дислалии

Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии речевого аппарата ставят диагноз “функциональная дислалия”.

Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:

– короткая уздечка языка и верхней губы;

– чрезмерно толстые губы;

– дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);

– слишком большой или, наоборот, маленький язык;

– неправильный прикус;

– малоподвижная верхняя губа.

Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:

– подражания чьему-то неправильному говору;

– педагогической запущенности;

– неправильной культуры речи в семье;

– неумения держать язык в правильном положении;

– недоразвитости фонематического слуха;

– быстрых переходов языка от одного движения к другому.

Возможные формы нарушений

Чтобы разобраться, как проявляется заболевание, необходимо понять, какие существуют его формы. В зависимости от количества проблемных звуков дислалия может быть простой или сложной. Это определяет логопед.

В первом случае малыш не будет выговаривать до 5 звуков. При сложной форме дислалии их будет более 5. Логопед может рассказать, что необходимо делать родителям, если была обнаружена дислалия у детей.

И методы ее устранения, и определение подхода к лечению необходимо обсудить уже при первой встрече.

В зависимости от характера дефекта, отдельно выделяют несколько подвидов дислалии:

– ламбдацизм: проблемы с произношением твердого и мягкого «л»;

– ротацизм: ребенок неправильно выговаривает твердую и мягкую «р»;

– сигматизм: нарушения произношения шипящих;

– каппацизм: проблемы с твердой и мягкой «к»;

– йотацизм: неправильное выговаривание «й»;

– хитизм: нарушение в произношении «х»;

– гаммацизм: проблемы с выговариванием «г»;

– дефекты при смягчении и твердости звуков: ребенок может твердые согласные заменять парными мягкими и наоборот;

Обратите внимание

– дефекты оглушения и озвончения: звонкие согласные меняются на глухие и наоборот.

Так проявляется дислалия у детей. Но не стоит бояться этого диагноза: при правильной работе родителей и логопеда нарушение речи можно исправить.

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная – дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Коррекция различных форм нарушений речи

Если имеет место неправильное произношение звуков, относящихся к одной группе, например, свистящих, речь идет о простых нарушениях.

Для их исправления достаточно 2-3 месяцев сотрудничества с логопедом, иногда коррекция может длиться полгода.

А вот сложная дислалия у детей, которая характеризуется нарушением произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы.

В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух.

Важно

В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени.

Важно, чтобы ребенок выполнял задания не только с логопедом, а и с родителями дома. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.

Коррекция механической дислалии

Для исправления звукопроизношения у детей, у которых есть проблемы с речевым аппаратом, необходимо устранить саму причину развития патологии. Если таковой является слишком короткая уздечка языка либо верхней губы, то ее достаточно просто подрезать – и ребенок сам начнет правильно говорить.

Немного сложнее обстоят дела в тех случаях, когда нарушения вызваны неправильным прикусом. В этом случае обязательна консультация ортодонта.

Он может помочь исправить прикус с помощью специальных приспособлений даже в раннем возрасте. Если это невозможно, тогда начинается упорная работа логопеда.

Она должна быть направлена на то, чтобы получить необходимый акустический эффект у ребенка с указанными нарушениями.

Также логопед способен помочь и тем детям, у которых неправильное строение неба. Специалисты знают, как направить язычок у тех, у кого «готический», плоский или щелеобразный верхний свод во рту.

Обследование ребенка

Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов.

Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей.

“Симптомы” (явное нарушение речи) оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.

Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог.

Совет

К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога.

Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.

Этапы коррекции звукопроизношения

Педагог разрабатывает систему взаимодействия с малышом, у которого была диагностирована дислалия. Работа должна быть направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Также специалист прилагает усилия для развития речевой моторики.

Для этих целей делается специальный логопедический массаж. Также часть занятия отводится для выполнения гимнастики. Она является обязательной, если была диагностирована дислалия у детей.

Лечение (упражнения помогают развить речевой аппарат) заключается в выработке правильного произношения звуков, их автоматизации и развитии способности к слуховой дифференциации.

При постановке звуков одновременно проводится работа по их автоматизации. Для этого они проговариваются в составе отдельных слогов и слов. Для правильной постановки используют методику подражания. Если она не дает результатов, то логопед с помощью специального зонда может помочь ребенку, направив язык в нужную сторону.

Цели логопедической коррекции

Работа специалиста должна быть направлена как на исправление звукопроизношения, так и на узнавание звуков, умение их правильно произносить, контролировать свою речь.

Надо знать все особенности преодоления дислалии у детей, ведь без этого не удастся достичь результата. Для организации работы пары «логопед – ребенок» надо создать благоприятные условия.

Малыш должен доверять педагогу, у них должен быть эмоциональный контакт. Для этого логопеду необходимо позаботиться об организации занятий в интересной для ребенка форме.

Обратите внимание

Они должны побуждать познавательную активность, предупреждать возможное утомление.

Если этого удастся достичь, то ребенок сможет:

– научиться узнавать разные звуки и не смешивать их;

– отличать правильное звукопроизношение от неправильного;

– контролировать собственную речь;

– легко варьировать звуки в речевом потоке;

– безошибочно определять звук и выделять его в речи.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему “Дислалия у детей и методы ее устранения”, то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения. У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Источник: https://4u-pro.ru/zdorove/dislaliya-u-detej-i-metodi-ee-ustraneniya-prichini-simptomi-lechenie

Дислалия: что это такое? Причины, формы, особенности развития дислалии и методы ее устранения

Дислалия может возникать по различным причинам и именно от них зависит диагностирование определенной формы болезни. Специалисты выделяют следующие формы такой речевой патологии:

  • Механическая форма может возникать у взрослых и у детей. В основе ее развития лежит изменения речевого аппарата органического происхождения. Чаще всего произношение неправильной речи связано с некоторыми патологиями языка в виде короткой уздечки и неправильного прикуса. Кроме этого, дефекты речи могут возникать при некоторых возрастных изменениях, например, отсутствие зубов.
  • Функциональная форма развивается при различных нарушениях физического и психического состояния детей, а также под воздействием факторов окружающей среды. Такая форма речевой патологии разделяется на следующие виды:
    • акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
    • артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
    • артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.

В отдельную форму выделяется функциональная дислалия, которая свойственна детям до 5 лет. Такое речевое отклонения не считается патологией и не нуждается в специальной коррекции.

В том случаю, если у ребенка нарушена одна группа звуков, то специалисты говорят о простой форме дислалии.

При неправильном произношении нескольких звуков проводится коррекционная работа по устранению сложной формы заболевания.

Причины дислалии

Все причины дислалии можно условно разделить на две группы:

  • Органические причины: проблемы с произношением возникают в результате различных аномалий в строении артикуляционного аппарата, которые могут быть врожденного и приобретенного характера. Чаще всего у пациентов диагностируются следующие аномалии:
    • нарушение прикуса;
    • отсутствие зубов;
    • укороченная уздечка верхней губы;
    • расщелина твердого неба;
    • высокий свод неба.
  • Социально-биологические причины проявляются в следующем:
    • ребенок слышит неправильную речь в семье и подражает ей;
    • родители не уделяют необходимого внимания ребенку и не обращают внимания на его запущенную речь;
    • присутствуют проблемы с фонематическим восприятием;
    • снижение слуха;
    • умственная отсталость у ребенка.

Для того чтобы не допустить формирования у ребенка различных речевых отклонений, необходимо с самого рождения контролировать развитее его речи.

Читайте также:  Резидуальная энцефалопатия у ребенка и у взрослого: лечение, последствия

Ведь именно в дошкольном возрасте происходит закладка основы коммуникативной системы, которая играет важную роль для дальнейшей жизни ребенка. При возникновении у ребенка любых нарушений речи рекомендуется как можно раньше показать его логопеду.

Специалист сможет диагностировать форму речевой патологии, причины ее развития и при необходимости назначит необходимое лечение для восстановления правильного звукопроизношения.

Лечение и коррекция дислалии

Чаще всего лечение дислалии предполагает проведение комплексного использования различных методов. Хороший эффект дает использование логопедического массажа и гимнастики, которые сочетаются с игровыми формами обучения. Устранение дислалии проводится в несколько этапов:

  • Подготовительный этап предполагает устранение дефектов в речевом аппарате и проведение работы по улучшению речевой моторики. Для того чтобы подготовить ребенка к правильному произношению звука, важно выработать у него правильное направление воздушной струи и развить мелкую моторику.
  • На втором этапе проводится формирование начальных способностей произношения звуков. Сначала специалист учит ребенка произносить звук изолированно, после чего проводится работа по авторизации его в слогах, словах, предложениях и фразах.
  • Работа на заключительном этапе направлена на безошибочное использование отработанных звуков в общении со сверстниками и взрослыми.

Речь играет важную роль в жизни человека, и для своевременного выявления дислалии важно следить за состоянием речевого аппарата у ребенка и присутствие в нем дефектов строения. Кроме этого, дети склонны подражать речи взрослых, поэтому их звукопроизношение должно быть идеально чистым.

Об авторе: Глушакова Татьяна Владимировна, логопед.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/logoped/problemy/6336_dislalia_prichiny_i_lechenie

Дислалия у детей и методы ее устранения: как лечить в дошкольном возрасте, что это такое?

Здоровье и полноценное развитие детей – основная забота всех родителей. Начиная с самого рождения малыша, мамы и папы ждут, когда их чадо начнет переворачиваться, сидеть, стоять и ходить, когда у него вылезут молочные зубы, какое первое слово он скажет и так далее.

Проблемы речевых дефектов являются наиболее распространенными среди детей, и к их числу относится нарушение в произношении звуков или по-другому дислалия. До пятилетнего возраста они характерны для всех малышей, однако после 5 лет подобное отклонение лучше не оставлять без внимания.

Определение дислалии

Дислалия – это медицинский термин, который подразумевает под собой отклонение от правильного произношения и использования звуков в речи, причем подобные нарушения не являются следствием повреждений ЦНС, слухового аппарата или проблем с артикуляцией. Разговаривая, ребенок просто смешивает, искажает или заменяет звуки. Раньше дефект был известен как косноязычие.

С такой проблемой в развитии речи логопеды сталкиваются достаточно часто. У малышей дошкольного возраста, 5-6 лет, патология встречается в 25-30% случаев, у школьников младших классов — 17-20%, у детей постарше эта цифра составляет всего 1%.

Исправлять этот дефект нужно, так как он будет мешать малышу осваивать письмо, а также способен привести к дисграфии и дислексии.

Обычно это нарушение речи исправляет логопед, но если достигнуть результата путем логопедических занятий не удается, требуется обследование у других специалистов: отоларинголога, невролога и дантиста.

Классификация дислалии

Существует определенная классификация нарушений речи, которая базируется на причинах, ставших источником проблем с произношением звуков. Согласно ей дислалия бывает двух основных видов:

  1. Механическая. Ее еще называют органической, так как ее вызывают дефекты строения артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная. Ее провоцируют социальная среда и нейродинамические сбои в коре головного мозга.

Функциональный вид подразделяется на:

  1. Сенсорный. Появляется, если происходит сдвиг в речеслуховом анализаторе. Ребенку становится тяжело распознавать звуки на слух.
  2. Моторный. Его провоцирует отклонение в речедвигательном анализаторе, что сопровождается искаженным движением губ и языка, в то время как слух остается нормальным.

Еще такие речевые аномалии разделяют по количеству искажаемых звуков и их принадлежности к определенным артикуляционным группам:

  1. Простые. Ребенок неправильно произносит 1-4 звука.
  2. Сложные. Нарушено произношение более 4 звуков.
  3. Мономорфные. То есть происходит искажение звуков из одной группы, например, свистящие.
  4. Полиморфные. Когда одновременно неправильно произносятся звуки из разных групп, к примеру, шипящие и свистящие.

Причины возникновения заболевания

Вид заболевания определяет круг тех причин, которые спровоцировали его развитие. Механические дефекты обычно являются следствием:

Подобные анатомические аномалии строения могут носить врожденный характер, или быть приобретенными в результате травмирования или болезни.

В первом случае причинами речевых дефектов являются:

  • некоректная речь родителей и окружающих людей, которым подражает ребенок;
  • сюсюканье;
  • общение на двух или более языках в семейном кругу;
  • отсутствие педагогического воспитания.

Биологические факторы развития дефектов речи следующие:

  • физическая слабость малыша ввиду частых болезней;
  • минимальная мозговая дисфункция, из-за чего идет опоздание в речевом развитии;
  • несформированные фонематический слух и речевые уклады.

Основные симптомы

Заподозрить аномалию позволяют следующие симптомы:

  1. Пропуски. Звуки, которые не получается произнести, ребенок просто в разговоре опускает.
  2. Замена. Малыш вместо сложной буквы в слове произносит совершенно другую.
  3. Смешение. Часть слов звучат нормально, но в остальных словах многие буквы ребенок заменяет.
  4. Искажение букв. Требуемый звук произносится неточно.

Диагностическое обследование

Диагностика нарушений речи проводится поэтапно:

  1. Сбор информации по медицинским картам и личному опросу. Врача интересует, как проходила беременность и роды, чем болел новорожденный, и есть ли у него проблемы со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом. Также составляется психолого-эмоциональная характеристика малыша.
  2. Визуальный осмотр. Логопед исследует подвижность и строение артикуляционных органов.
  3. Оценка выполнения крохой упражнений по подражанию.
  4. Проверка способности фонетического слуха, то есть может ли ребенок дифференцировать звуки.

Коррекция дислалии у детей

На сегодня методы устранения речевых дефектов позволяют справиться с проблемой достаточно быстро. Если нарушения незначительные, то коррекция занимает всего 1-2 месяца регулярных тренировок с логопедом, в более тяжелых случаях срок возрастает до 4-6 месяцев. Чтобы достигнуть положительных результатов, нужно заниматься минимум 3 раза в неделю по часу.

Сам процесс коррекции разбивается на три этапа:

  1. Подготовительный. При механических отклонениях устраняют анатомические причины, например, проводят пластику уздечки или исправляют прикус. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика применяются в случае функциональных аномалий.
  2. Формирование первичных навыков произношения. Состоит из изучения постановки звуков, доведения до автоматизма произношения звуков в словах, предложениях, и их распознавания.
  3. Развитие навыков коммуникации. Выработка привычки корректно употреблять звуки в ходе разговора.

Источник: https://www.deti34.ru/bolezni/nevrologiya/dislaliya-u-detej.html

Методы устранения дислалии

Исправление
недостатков звукопроизношения у детей
начина­ется с постановки у них точного,
тонко дифференцированного произнесения
звукосочетаний, одновременно у них
развивают фонематическое восприятие.

Понятно, что без полноценного вос­приятия
фонем, без четкого их различения
невозможно и их пра­вильное произнесение.
Вот почему, если при логопедическом
об­следовании устанавливается
нарушение фонематического слуха, то
прежде всего следует начинать работу
по его развитию.

Разви­тие фонематического
восприятия проводится в игровой форме
на фронтальных, подгрупповых и
индивидуальных занятиях.

Начинается
эта работа на материале неречевых
звуков, посте­пенно вводятся звуки
речи, правильно произносимые детьми и
те, которые вновь ставятся (или исправляются
и вводятся в са­мостоятельную речь
ребенка).

Кроме этого, с первых занятий
параллельно проводится работа по
развитию слухового внима­ния и слуховой
памяти. Такая двоякая направленность
занятий позволяет добиваться наиболее
эффективных результатов в раз­витии
фонематического восприятия.

Важно

Ведь
неумение вслушивать­ся в речь окружающих
часто является одной из причин
непра­вильного звукопроизношения.

Развитие
фонематического восприятия.
В
процессе логопеди­ческих занятий
ребенок должен, прежде всего, овладеть
умени­ем контролировать свое
произношение и исправлять его, срав­нивая
речь окружающих с собственной.

Логопедическую
работу по развитию у детей способности
диф­ференцировать фонемы можно условно
разделить на шесть эта­пов:

1)
узнавание неречевых звуков; 2) различение
одинаковых слов, фраз, звукокомплексов
и звуков по высоте, силе и тембру голо­са;
3) различение слов, близких по звуковому
составу; 4) диффе­ренциация слогов; 5)
дифференциация фонем; 6) развитие на­выков
элементарного звукового анализа…

Артикуляционная
гимнастика.
При
предварительном логопе­дическом
обследовании часто обнаруживаются
нарушения в стро­ении и подвижности
органов артикуляционного аппарата.

В
та­ких случаях параллельно с работой
по развитию фонематического восприятия
проводится артикуляционная гимнастика
(подгото­вительные упражнения). Целью
такой гимнастики является вы­работка
полноценных движений артикуляционных
органов, не­обходимых для правильного
произношения звуков.

Кроме того, с ее
помощью происходит объединение простых
движений в слож­ные, в артикуляционные
уклады различных фонем.

Как
правило, упражнять следует лишь нарушенные
движения и только те, которые нужны для
постановки определенного зву­ка. Всю
систему артикуляционной гимнастики
можно разделить на два вида упражнений:
статические и динамические.

Статические подготовительные упражнения

  1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, поло­жить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Дер­жать 10—15 с.

  2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удержи­вать язык в этом положении 10—15 с.

  3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на­прячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 с.

  4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к вер­хним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние пере­дние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

  5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка заг­нуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в мед­ленном темпе 10—15 раз.

Каждое
из перечисленных упражнений выполняется
медлен­но по 8—10 раз.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1669204/page:26/

Дислалия у ребенка: что это такое, причины, логопедическая коррекция

Одним из наиболее часто встречаемых дефектов речи, с которыми сталкиваются логопеды, является дислалия. Это нарушение произношения звуков при здоровом слухе. Дислалия особенно часто отмечается у детей дошкольников.

Оглавление: Виды дислалии Причины дислалии Коррекция дислалии

Термин «дислалия» переводится с латинского как «нарушение речи». Ребенок с дислалией либо вообще не произносит определенный звук и пропускает его в словах, либо искажает его или же вовсе заменяет другим звуком. Как же это выглядит на деле?

Пропускание звука может проявляться в его выпадении в самом начале слова (к примеру, вместо «рисунок» малыш говорит «исунок»), в середине слова («воона» вместо «ворона») и в конце («пова» вместо «повар»). Искажение звука проявляется тем, что малыш вместо правильного произносит непривычный звук, которого вообще нет в русском языке.

А иногда малыш во время разговора попросту заменяет «неудобный» звук на «удобный» и получается вместо «я пошел» — «я посел» или «фумочка» вместо «сумочка».

Логопеды различают простую и сложную дислалию. Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков (к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц). Когда же у малыша нарушено произношение звуков разных групп, к примеру, свистящих и шипящих, врачи говорят о сложной дислалии. Вообще различают такие виды фонетических групп:

  • Соноры (Р, Л, М, Н, Й);
  • Свистящие (С, З);
  • Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
Читайте также:  Ребенок плохо спит ночью, часто просыпается: почему - возможные причины у новорожденного, как помочь

Обратите внимание

Чаще всего детками неправильно произносятся шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие — С, З, Ц, а также соноры Р, Л. Реже отмечаются нарушения произношения таких звуков как К, Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.

Причины дислалии

Причин возникновения дислалии много. Если говорить в общих чертах проблема может быть связанна с особенностями строения зубочелюстного аппарата или же с психическим развитием ребенка и влиянием его близкого окружения. В зависимости от причины логопеды различают механическую и функциональную виды дислалии.

Механическая дислалия связна с особенностями строения артикуляционного аппарата малыша (а именно языка, губ, челюстей). Весьма распространенной причиной развития механической дислалии у ребенка является короткая уздечка языка или же верхней губы. Несколько реже причиной развития дислалии служит чрезмерно большой или маленький язык, толстые и тугие губы.

Также не менее значимую роль в формировании механической дислалии играют неправильный прикус, мелкие или редко расположенные зубки, патология верхнего неба.

Обратите внимание

Стоит отметить, что дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть не только врожденными, но и приобретенными. К примеру, позднее отлучение малыша от соски вполне может привести к формированию неправильного прикуса.

Причинами развития функциональной дислалии являются социальные и биологические факторы. Так, дислалия ожидаемо возникает у детей с педагогической запущенностью, когда развитием ребенка никто не занимается. На формирование речи малыша значимое влияние оказывает его окружение. Дети подражают речи взрослых людей.

Совет

Если у родителей или родственников имеются проблемы с речью (косноязычие или диалектная речь) малыш также может перенимать такую своеобразную манеру общения.

Кстати по этой причине психологи не рекомендуют «сюсюкаться» с ребенком, ведь такая искаженная речь воспринимается ребенком как правильная, и из-за этого может развиться дислалия.

На развитие речи также влияет и состояние здоровья ребенка. Так, дислалия наблюдается у ослабленных часто болеющих детей, а также у малышей с задержкой психического развития

Коррекция дислалии

Дислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.

В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.

Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
  • Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
  • Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.

Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит.

Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома.

Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

Источник: https://okeydoc.ru/dislaliya-u-detej-chto-eto-takoe-metody-korrekcii/

Дислалия

Дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.

Содержание статьи:

Особенность нарушения произношения звуков заключается в том, что дислалия не имеет связи с травмами слухового аппарата или нарушениями ЦНС ребенка, то есть пациент является здоровым физически, но при общении меняет буквы местами или произносит их «проглатывая». Однако если ребенка попросить написать слово, с которым возникают трудности, будут указаны правильные буквы.

Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы — это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.

Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков.

Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Обратите внимание

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук.

Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции.

Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Причины функциональной дислалии следующие:

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый.

Важно

Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам.

При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков.

При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков.

В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка.

Совет

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки.

Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

Читайте также:  Заболевания бедренного нерва (невропатия, неврит, невралгия): симптомы поражения, лечение

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат.

Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка.

Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи.

Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Способы коррекции дислалии

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов.

Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка.

Обратите внимание

Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Источник: https://www.mosmedportal.ru/illness/dislaliya/

Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Дислалия у детей может возникать из-за органических изменений в речевом аппарате (неправильное развитие или аномалии строения языка, зубов, гортани и т.д.), а также носить функциональный характер, при котором наблюдается неправильная работа мышц губ, языка, гортани или же нарушения слухового анализатора.

При дислалии термином фонетический дефект обозначается искажение звуков из-за проблем с мышечной артикуляцией. Если ребенок смешивает или заменяет звуки (чаще из-за проблем с их различием на слух), речь идет о фонематическом дефекте речи.

Когда наблюдаются явления недостаточности слуха и мышечного воспроизведения звуков, выделяют отдельную форму дислалии – сенсомоторную.

Если при диагностике речи ребенка выявляются дефекты при произношении более чем 4-х звуков, такая форма патологии речи считается сложной.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста должна корректироваться как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения в школе, такая логопедическая проблема не послужила причиной затрудненного получения образования и социальной адаптации.

Для удобного обозначения разновидности этой патологии в зависимости от того, произношение, каких букв страдает, употребляют следующие термины:

  1. Нарушение произношения буквы «р» – ротацизм, «л» – ламдацизм, «г» – гаммацизм, «к» – каплацизм, «х» – хитизм и т.д.
  2. Плохое произношение шипящих звуков, трактуемое как сигматизм.
  3. Сложности воспроизведения мягкости и твердости звуков, которые отмечаются как соответствующий дефект.

Наличие нескольких разнообразных по характеристикам форм нарушенного произношения звуков считается комбинированной дислалией.

Причины дислалического нарушения речи

К возникновению дислалии у детей приводят следующие органические изменения, затрагивающие речевой аппарат:

  • Аномалии развития губ и языка(короткая уздечка верхней губы или языка, изменение их размера и др.). Мягкотканые части речевого аппарата за счет своего перемещения в пространстве формируют основу для модификации основных звуков. При аномальном строении этих структур резко страдает произношение.
  • Нарушение развития костей верхней и нижней челюсти, а также зубного ряда, изменение прикуса, расположения зубов, формы твердого и мягкого неба. Эти структуры речевого черепа задают тембр голосу, принимая активное участие в фонации. Их аномалии или изменения в строении могут быть обусловлены врожденными причинами или травмами челюстно-лицевого отдела челюсти.

Если у ребенка наблюдается такая врожденная аномалия, как волчья пасть, в данном случае дефект речи обозначается как ринолалия. Этот термин подчеркивает вовлеченность полости носа в неправильное формирование звуков.

Функциональная дислалия у детей возникает из-за следующих причин:

  1. Неправильное обучение разговору в детском возрасте. Дислалия в таком случае является следствием неправильного запоминания того, как должны произноситься звуки из-за специфической речи взрослых (диалекты, быстрая и подражающая речь и др.).
  2. Отсутствие обучения ребенка разговору по различным социальным причинам.
  3. Замедление психологического развития, заболевания ЦНС, патология слухового анализатора.

Источник: https://vpolozhenii.com/dislaliya-u-detej-i-metody-ee-ustraneniya-u-rebenka-doshkolnogo-vozrasta/

Дислалия у детей и методы ее устранения

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д.

 По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет.

При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц].

При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии.

Важно

По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Источник: https://zdorovo.live/nevralgiya/dislaliya-u-detej-i-metody-ee-ustraneniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector