Трансперсональная психотерапия: трансакционный анализ эрика леннарда берна

Эрик Берн – Трансакционный анализ в психотерапии

Здесь можно скачать бесплатно “Эрик Берн – Трансакционный анализ в психотерапии” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Трансакционный анализ в психотерапии” читать бесплатно онлайн.

Наиболее значимое и часто цитируемое произведение Эрика Берна посвящено анализу личности, характера и их влиянию на повседневную жизнь человека. Автор исследует переживания и поступки – от деловых отношений до тонкостей личной жизни, – причины которых находит прежде всего в наследственности.

При помощи трансакционного анализа читатель сможет самостоятельно понять и скорректировать стереотипы и сценарии своего поведения, примирить свои желания и мечты с личными и социальными обязанностями, стать свободнее и счастливее.

Обратите внимание

Многочисленные примеры из психотерапевтической практики автора стали прекрасным наглядным пособием для миллионов людей, которые благодаря трансакционному анализу сумели заглянуть в самые тайные уголки своей души.

Эрик Берн

Трансакционный анализ в психотерапии

© Грузберг А., перевод на русский язык, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным».

Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей.

Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд[1] продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

Важно

Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга.

В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации.

Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту».

И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом».

Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте.

Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.

Совет

Психологам хорошо известно, что состояния Эго могут постоянно сохраняться. Федерн одним из первых подчеркнул, что психологическая реальность основана на полных и дискретных состояниях Эго.

Вайсс описывает состояния Эго как «действительно испытываемую реальность умственного и физического Эго в отношении к определенному периоду жизни».

В этой связи Федерн говорит о «повседневных» состояниях Эго.

Вайсс, главный истолкователь Федерна, точно формулирует, что Эго прежних возрастных уровней сохраняются в потенциальном состоянии. Это хорошо доказано клинически тем фактом, что «подобные состояния Эго могут быть в особых условиях вторично наделены энергией либидо, например: в гипнозе, во сне и в психозах».

Он также замечает, что «два или больше раздельных состояний Эго могут попытаться сохранить единство и сознательно существовать одновременно». Согласно Федерну подавление травматических воспоминаний или конфликтов возможно во многих случаях только при подавлении относящихся к этим переживаниям состояний Эго.

Ранние состояния Эго сохраняются в латентном виде, ожидая возможности снова быть наделенными энергией либидо. И это имеет прямое отношение к проблеме «личности».

Вайсс говорит об «остаточном инфантильном состоянии Эго у взрослого человека, которое обычно сохраняет энергию либидо, но может быть лишено ее», это своего рода «детское Эго». С другой стороны, существует и иной тип влияния, которое Вайсс именует «психическим присутствием». Это «мысленный образ другого Эго», иногда родительского, которое воздействует на эмоции и поведение индивида.

Существуют и другие авторы, чьи работы имеют отношение к состояниям Эго, но приведенных цитат достаточно, чтобы привлечь внимание читателя к этому феномену.

Структурный и трансакционный анализы – предмет настоящей работы – основаны исключительно на клинических наблюдениях и работе с пациентами, причем отставляются все предубеждения и заранее составленные мнения.

Обратите внимание

При таких условиях изучение комплексных состояний Эго возникает как «естественный» подход к психологии и психотерапии.

Часть I

Психиатрия индивида и структурный анализ

Глава 1

Общие соображения

1. Логическое обоснование

Структурный и трансакционный анализы предлагают систематическую, последовательную теорию личности и социальной динамики, созданную на основе клинического опыта, а также действенную терапию, которую большинство пациентов легко воспринимают и естественно используют.

Психотерапевтическое лечение может быть представлено в двух видах: в первом случае используется внушение, уверения и другие «родительские» методы; второй, или «рациональный», подход основан на методах конфронтации и интерпретации, таких, как недирективная психиатрия и психоанализ.

«Родительский» подход страдает большим недостатком: при нем игнорируются или подавляются архаичные фантазии пациента, и в конечном счете терапевт часто теряет контроль над ситуацией и сам бывает удивлен и разочарован исходом лечения.

Рациональный подход предназначен для установления контроля изнутри; при обычных методах на это может потребоваться очень много времени, а тем временем не только сам пациент, но все его родственники и окружающие подвержены результатам его неблагоразумного поведения.

Если у пациента есть маленькие дети, слишком долгий путь к положительным результатам лечения может оказать решающее воздействие на развитие характера этих детей.

Структурно-трансакционный подход преодолевает эти трудности. Поскольку он имеет тенденцию быстро увеличивать способность пациента контролировать собственные тревоги и ограничивать притворство, он обладает большинством преимуществ «родительской» терапии.

В то же время, поскольку терапевт постоянно и полностью осознает наличие архаических элементов в личности пациента, он не утрачивает преимуществ рациональной терапии. Такой подход оказывается особенно плодотворным в тех случаях, когда обычная терапия сталкивается с большими трудностями.

Сюда входят психопаты различных разновидностей: латентные, перемежающиеся, находящиеся на грани шизофрении или маниакально-депрессивные; а также умственно отсталые взрослые.

Источник: https://www.libfox.ru/636990-erik-bern-transaktsionnyy-analiz-v-psihoterapii.html

Трансакционный анализ в психотерапии — Эрик Берн — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

  1. Эрик, куда ты дел Зигмунда?!илиЛёгким движением рукибрюки превращаются… брюки превращаются…брюки превращаются…

    в элегантные шорты!

Трансакционный анализ – это было новое для меня понятие, и, здраво рассудив, я решила сперва ознакомиться с данным понятием, прежде чем браться за книгу.

Из небезызвестной энциклопедии я почерпнула некоторую информацию, из которой легко убедилась, что трансакционный анализ основан на психоанализе, о чём, собственно, и будет сказано в самой книге.

Кроме того, имя Фрейда в ней так же будет упоминаться несколько раз.

Совершенно явно в таких понятиях трансакционного анализа (ТА), как «Ребёнок», «Взрослый» и «Родитель» прослеживается параллель с фрейдовскими «Ид», «Я» и «Сверх-Я».

Важно

Скажу больше, я сперва даже поставила между ними жирный знак равенства, настолько казалось очевидным их сходство.

Но по мере чтения книги я всё больше и больше удивлялась, насколько эти понятия не то, чтобы разные сами по себе, а насколько различен подход к ним.

Если у Фрейда все три элемента являются понятиями скорее абстрактными, то у Берна они предстают перед нами как вполне осязаемые вещи, которыми мы можем попользоваться, достать или убрать их в нужный момент, переключаться между ними и вообще чуть ли не манипулировать ими как марионетками.

Фрейдовсвкое Ид, грубо говоря, прячется где-то в глубине нас и исподтишка руководит нашей жизнью, в основном, строя каверзы и всячески усложняя нам жизнь. Это что-то бесконтрольное, существующее само по себе, хоть и одновременно неотъемлемое от нас.

Далее Я, которое как будто нам подвластно, является нашим естественным восприятием окружающего мира, тоже, по Фрейду, существует словно само по себе, так, что мы никогда не скажем: «Моё Я говорит с тобой». Это бы звучало крайне нелепо, мы не думаем об этом. Сверх-Я ведёт себя так же, в сущности, как Ид.

Оно так же сидит где-то в глубине нас и диктует нам свою мораль, обильно насыщая чувством вины, этакая совесть, которая что-то нашёптывает нашему сознанию, как некий голос из ниоткуда, и тоже руководит нашими земными делами и мироощущением. Так, во всяком случае, привычно представлять структуру личности, читая книги Фрейда.

Но Берн быстро и уверенно переворачивает всё с ног на голову.

Оказывается, человек не только может понять (как под влиянием психоанализа) и осознать диктатуру бессознательного и Сверх-Я, дабы впоследствии освободиться от их гнёта, но он может ясно видеть все три состояния своей личности в каждый момент времени, переходить из одного в другое и даже контактировать каждым своим таким состоянием с каким-то состоянием другого человека… Вот такая штука.

Воспользовавшись приёмом самого Берна, можно изобразить структуру личности по Фрейду как некий круг, разделённый тремя горизонтальными линиями. Один круг. Разделённый. Структура же личности по Берну представляет собой три целостных круга, из которых нижний – это «Ребёнок», средний – «Взрослый» и верхний – «Родитель». Таких вот три самостоятельных круга.

Совет

В каждый момент времени, согласно Берну, человек находится в одном из этих трёх эго-состояний. Стоит заметить, психоанализ как будто предполагает нахождение человека в этих трёх состояниях одновременно, и никогда не отделяет их друг от друга, как бы то ни было и под властью каких бы переживаний не находился человек.

Поэтому представление о структуре личности Берна было удивительно. И весьма любопытно. Думается, что, по сути, в данном случаем между теориями нет особой разницы, разница лишь в представлении этих теорий.

Мы можем сказать, как Берн: «Этот человек находится в состоянии Ребёнка», и можем сказать равно, как Фрейд: «Этот человек находится во власти своих бессознательных позывов». Так что эти два понятия, наверное, имеют общий смысл, но представления их весьма и весьма различны.

По мере прочтения книги разрыв между психоанализом и структурным анализом Берна казался всё больше и больше, до того непривычны были идеи последнего.

Итак, согласно теории Берна (который, кстати, как он сам замечает ещё в начале книги, впоследствии разошёлся с теориями Фрейда, отвергнув их), человек в каждый момент времени находится в одном из трёх эго-состояний.

Например, он может вести себя адекватно, нормально воспринимать реальность, вдумчиво и разумно общаться с другими людьми, и тогда мы говорим, что он находится в состоянии «Взрослый».

Или человек может поучать кого-то, высказывать такое своё мнение, которое столь строго и предвзято, что явно принадлежит не ему, а, например, его родителям, вести себя подобным образом и руководствоваться какими-то соображениями, навязанными ему воспитанием или примером своих родителей, и тогда мы говорим, что человек находится в состоянии «Родитель».

Так же человек может чего-то бояться, или, напротив, вести себя вызывающе, протестовать по поводу и без, обижаться, требовать, руководствуясь какими-то внутренними позывами и инстинктами, и тогда он будет в состоянии «Ребенок». Попробую привести простой пример:
Жена говорит мужу: «Убери, пожалуйста, с пола свои носки». Муж отвечает: «Да, извини, сейчас уберу».

Читайте также:  Герпетический (герпесный) энцефалит: симптомы, лечение, последствия

Оба они – Взрослые.

Обратите внимание

Но если муж отвечает: «Ты вечно пилишь меня! Всё тебя не устраивает!», то это уже говорит в нём состояние «Ребёнок», идущий на конфликт с какой-либо целью, например, чтобы его пожалели, или чтобы выказать свою самостоятельность, или чтобы просто найти повод для ссоры, или что угодно ещё… В свою очередь жена может ответить на эту вспышку гнева: «Я просто хочу, чтобы в доме было чисто, не обижайся». Это говорит её «Взрослый». Или она может продолжить ссору, или сама расплакаться, пытаясь вызвать сочувствие, и тогда в ней будет говорить её «Ребёнок». Или же она может сорваться: «Эта грязь в доме меня раздражает. Всё должно быть идеально чисто!», если, например, всё детство мать ругала её за разбросанные по комнате вещи. Тогда в ней будет говорить «Родитель» – некая установка, унаследованная от её собственных реальных родителей.

Так, человек является нам теперь не каким-то коктейлем из различных состояний со смутными границами, а вполне себе конкретной структурой! Иными словами, он словно надевает на себя то маску Взрослого, то маску Ребёнка, то маску Родителя, и даже может, при соответствующей подготовке, осознавать наличие этих масок, понимать и разделять их, видеть их в других людях и даже самостоятельно менять свои маски! Человек осознаёт: «Сейчас я веду себя так, как обычно вёл себя мой отец», или: «Сейчас я веду себя так, как ведёт себя маленький мальчик, которым я был, когда меня обидела мать». И старается исправить положение, перейдя в состояние «Взрослого». Вот так.

Вообще общение между людьми, по Берну, заключается в обмене трансакциями. Трансакции состоят из стимула и реакции: стимул: «Как дела?», реакция: «Спасибо, хорошо». В идеале трансакции должны быть прямыми (от Взрослого к Взрослому и обратно), а нездоровые трансакции – это пересекающиеся (Например, стимул идет от Взрослого к Взрослому, а реакция от Родителя к Ребёнку, что, кстати, легко заметить в общении с матерями, когда говоришь что-то вполне конкретное, а в ответ получаешь: «Ну что за глупость, вечно ты ничего сам решить не можешь»).

Так вот, для меня всё это было удивительно. И хоть весьма и весьма интересно, однако всё больше и больше сомнений возникало у меня относительно теории Берна.

Казалось бы, не смотря ни на что, такая теория не сильно отличается от психоанализа, разве что гораздо проще выявляет в человеке и помогает ему самому осознать действие своих эго-состояний. Однако, такое необычное представление этих состояний казалось каким-то надуманным.

Сразу после прочтения книги мне хотелось громко её захлопнуть и сказать: «Не верю!», однако спустя какое-то время я поостыла и не нашла особых расхождений с теорией Фрейда (за исключением, разве что расхождения в понятиях «Ид» и «Ребёнок», о котором, впрочем, прямым текстом и говорится в книге).

В общем, впечатление такое: Фрейд абстрактен, Берн практичен. Я до сих пор не придумала, как относиться к Берну, однако почему-то всегда хочется спросить слёзно: «Эрик, куда ты дел Зигмунда??»

Источник: https://MyBook.ru/author/erik-bern/transakcionnyj-analiz-v-psihoterapii/

Эрик Бёрн и трансакциональная психология

Эрик Бёрн – американский психолог, автор концепции трансакционного и сценарного анализа.

Трансакция – это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.

Зарождение трансакционного анализа

Эрик Бёрн работал в клинике в Калифорнии, проводил множество научных опытов. Кроме того, свою практическую деятельность Бёрн совмещал с преподаванием.

У Бёрна была необычная методика ведения приёма: его пациенты сочиняли рассказы о том, какой видят свою дальнейшую жизнь. Психолог считал, что такие рассказы помогают разобраться в общей линии жизни человека.

Возможно, Бёрн и сам таким образом «прорисовал» свой жизненный путь ещё в далёком детстве: в нём сочетались два призвания, врачебное, как у его отца и писательское, как у его матери.

Важно

Впервые групповую терапию Эрик Бёрн применил в военных госпиталях, в своей работе врач большое внимание уделял интуиции. Во многом взгляд Эрика разнились с официальной наукой, Бёрн писал: «психоаналитическое сообщество и я разошлись, оставшись в хороших отношениях».

В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы.

Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции.

Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.

В своей первой статье Эрик Бёрн чётко разделяет категории «взрослого» и «ребёнка».

Во второй статье мы видим построение схемы « родитель- взрослый- ребёнок», также в данной статье представлен способ построения диаграмм.

Всё это было шагом к изобретению абсолютно свежего психотерапевтического метода. Следующая статья Бёрна носила название «Трансакционный анализ» и рассказывала читателю о групповой терапии.

Пик популярности

Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».

По задумке автора книга “Игры, в которые играют люди” предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.

Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.

Совет

М.

Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».

Направления трансакционного анализа

Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:

Структурный анализ

Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.

Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью … обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными.

У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем.

Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго – состояния можно описывать как систему чувств, определяя её как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».

Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации.

Обратите внимание

Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность.

Взрослый – поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.

Трансакционный анализ

Бёрн писал: «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права.

Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится.

Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». Такие заменители Бёрн называет поглаживаниями, обмен которыми создаёт трансакцию.

Он выделял дополнительные трансакции, возникающие при общественных отношениях. Бёрн выделяет пересекающиеся и дополнительные, простые и скрытые, а также угловые и двойные трансакции.

Анализ психологических «игр»

Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.

Скриптоанализ

Фундаментом для многих игр являются определенные сценарии, которые человек получает ещё в детстве от родителей и социума.

«Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми.

Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.

С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребёнка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию» – писал учёный.

Важно

Сценарий – это заложенная в детстве «картина мира». Эрик Бёрн считал, что человек не должен проживать свой сценарий от “корки до корки”, человеку необходимо адаптироваться к каждой возникающей ситуации, основываясь на поиске наиболее рациональных решений.

Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.

Методы трансакционного анализа

В трансакционном анализе существует два основных метода:

Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.

Этот метод подразумевает полную открытость и «прозрачность» между терапевтом и пациентом.

Последователи Эрика Бёрна

Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.

Клод Штайнер организовал совместно с Э. Бёрном Международную ассоциацию развития трансактного анализа. Роберт Гулдинг объединил трансактный анализ с гештальт – терапией.

Этот метод получил название: поиск новых решений, Джон Дьюзи разработал опросчик «Личностный профиль эго – состояний»; Фанита Инглиш основала Западный институт трансакционного анализа и гештальт. Томас Харрис – автор множества популярных книг по трансактному анализу.

Тейби Калер – автор моделей процесса коммуникации и процесса терапии, успешно применяемых в различных сферах деятельности, связанных с работой с людьми. Джули Хей – автор некоторых позиции в теории трансактного анализа, создатель Европейского Совета Менторства и Коучинга.

Литература:

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
  3. Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»;

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/erik-bern/152-erik-bjorn-i-transaktsionalnaya-psikhologiya

Трансактный анализ Берна

Психолог и психиатр Эрик Берн прославился тем, что занимался транзакционным анализом. Именно он в прошлом веке развил и сделал популярной теорию этого анализа.

Краткая биография Эрика Берна

10 мая 1910 года в канадском Монреале в семье врача и писательницы появился сын. Мальчика назвали Эрик Леннард. Полной семья оставалась недолго. Отец скончался от туберкулёза в 1921 году. Мать воспитывала Эрика и его сестру одна.

Берн пошёл по стопам родителя и тоже занялся изучением медицины. Но, в отличие от отца он не стал терапевтом. Его интересовала психология. Курс медицины Эрик прошёл в родном университете Макгилла. Бакалавром гум. наук он стал в 1931.

Степень доктора в области медицины он получил в 1935. В это же время он стал магистром хирургии.

Совет

Позже Эрик переезжает в Соединённые штаты и получает гражданство этой страны в 1939 г. Там он меняет фамилию отца – Бернштейн на более благозвучную для гражданина США – Берн.

Эрик Берн поработал в нескольких больницах, а в 1943 попал в Армейский медицинский корпус. Военным психиатром он оставался до увольнения в 46-м. После увольнения он то работал в медучреждениях, то занимался частной практикой.

Но больше всего его интересовали исследования в области психиатрии, психоанализа, интуиции.

Личная жизнь Берна не сложилась: трижды он вступал в брак и каждый брак распадался. Последний развод состоялся в 1970-м. Этот год стал для Берна последним. Он скончался от сердечного приступа.

Читайте также:  Сильвиев водопровод: где расположен, его функции и патологии

Профессиональная деятельность

Интерес к интуиции особенно остро проявился у Берна во время службы в армии.

После увольнения Эрик вернулся к занятиям в институте, которые были ранее прерваны. Его руководителем на курсе психоанализа стал Эрик Эриксон.

Закончив обучение, Берн работал в больнице и параллельно занимался частной практикой.

Исследования учёного привели к тому, что он всё дальше и дальше отдалялся от традиционной трактовки психоанализа. Противоречия зашли так далеко, что Берну, несмотря на большие опыт и практику, было неоднократно отказано в членстве в Психоаналитическом институте. Последний – третий раз его заявление отклонили в 1956-м.

Прошло несколько лет и из института пришло приглашение. Теперь сообщество желало видеть Берна в своих рядах, но он ответил отказом.

Изучая человеческую природу, Берн объездил в буквальном смысле весь свет. Он побывал в тридцати психиатрических завдениях Африки, Азии и Европы, несколько лет служил на островах в Тихом и Атлантическом океанах.

Результатом исследований стала его теория транзакционного анализа.

Чем запомнился Эрик Берн

Основным достижением, принёсшим Берну всемирную известность, стало развитие и популяризация теории трансактного анализа.

В основу теории положено сознание человека, состоящее из трёх отдельных, но объединённых в одно общее «Я».

Берн полагал, что человек существует в трёх ипостасях: родитель, взрослый, ребёнок. Учёный утверждал, что все перечисленные состояния личности образуются в процессе общения ребёнка со своими родителями.

Обратите внимание

Под Взрослым подразумевается человек, поступки которого не связаны с воспоминаниями детства, с багажом, полученным от родителей.

Под Ребёнком имеется ввиду человек, принимающий образцы поведения аналогичные тем, что использовались им в детском возрасте. Нередко это связано с подсознательным желанием разрешить конфликты, возникшие в раннем детстве. К примеру, это может быть обида на то, что родители уделяли малышу недостаточно внимания.

Под Родителем понимают людей, у которых укоренилось поведение своих родителей и в повседневной жизни они поступают аналогичным образом, по ранее увиденному сценарию, принятому ими как аксиома.

Согласно Берновской теории транзакционного анализа любое взаимодействие людей между собою является сделкой.

В этой сделке каждая из сторон играет одну из перечисленных ролей. Возникновение конфликтов обусловлено тем, что Взрослый человек действует не так, как положено взрослому, а как Родитель или Ребенок.

Межличностные взаимоотношения Берн называл «играми».

Понятие игр, взаимоотношения людей в процессе игр, описаны в его книге «Games People Play» («Игры, в которые играют люди»).

В какой-то момент времени в играх происходят переломы или переключения. Эти моменты связаны с переходом ролей. Например, человек, игравший роль Ребёнка, переключается на роль Родителя. Все игры имеют финал и он предсказуем.

Хороший пример – игры супружеских пар. Такие игры происходят очень часто, особенно в первые годы жизни в браке. Как правило, игры заканчиваются конфликтами.

Важно

В книге игроки имеют имена, соответствующие, по мнению автора, их сущности, одно из них — «Попался Сукин сын», другое – «Да, Но…».

В труде Берна есть «черные» и «белые» (по аналгии с цветом шахматных фигур).

Белыми учёный именовал победителей, а чёрными, соответственно побеждённых или проигравших игру.

Трансактный анализ применяется в различных сферах повседневной жизни.

Это и сфера образования, и трудовые отношения, и, разумеется, отношения личностные.

Трансактный анализ позволил значительно улучшить взаимоотношения в образовательной сфере. Он помог правильно понять взаимоотношения преподавателей и студентов, родителей обучаемых и руководства учебных заведений. Поднялась культура образования, снизилось количество конфликтов.

Раскрыл Берн и понятие рэкета. Рэкетом занимаются люди для управления другим людьми. Это занятие не отражает фактических чувств индивидуума.

Теория Берна нашла последователей. Одним из них является Томас Харрис.

тэги: популярная психология, психологи

Источник: http://anima-vita.ru/2015/02/transaktnyj-analiz-jerika-berna/

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

Трансактный анализ Эрика Берна — основы:

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.

Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.

Составляющие трансактного анализа

В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.

Структурный анализ

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

Родитель
У каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.
Это и есть Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием. Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.

Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Совет

Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.

Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».

Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя.

Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).

Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).

Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например: Взрослый — Взрослый — Сколько время? (стимул)

— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель — Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)

— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя — Давай прогуляем школу…

— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Обратите внимание

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос) Например: муж жене — В-В где моя рубашка? (стимул) — Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)

или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов, как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем.

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен: На познание и понимание себя, своей личности;

На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;

На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Если у человека есть желание, то он может понять себя, наладить отношения в семье и на работе; избавиться от вредных привычек, страхов, тревожности, неврозов и других психологических и эмоциональных расстройств личности; он может выстроить новый сценарий победителя и обрести счастливую судьбу.

Волшебства никакого нет, но есть большое желание и активная работа, в первую очередь, над собой.

Помощь психоаналитика Матвеева Олега в осознании и изменении негативного сценария жизни. Все в Ваших руках!

Доминирование в личности человека: Родитель, Взрослый, Дитя — тест

Желаю всем психологического благополучия!

Один Ваш вопрос психоаналитику — бесплатно

Психологическая консультация по E-mail

Психологическая помощь по Skype, ICQ, Телефону

Смотрите другие виды анализа и психотерапии

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация кабинета в СОДЕРЖАНИИ

Читайте в кабинете психоаналитика Матвеева Новую информацию

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/transaktnyjj-analiz-berna/

Трансакционный анализ Э. Берна

Американский психолог Эрик Бери (1910—1970) создал самостоятельное психотерапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово трансакция переводится как взаимодействие, и соответственно понятие «трансакционный анализ» подразумевает анализ взаимодействия, а проще — общения людей.

Как и все ведущие американские психотерапевты, Берн имеет широкую подготовку: является и психологом, и психиатром, и психотерапевтом.

Как всегда, сначала рассмотрим некоторые важные биографические факты, которые помогут нам лучше понять личность ученого (в том числе то, что повлияло на ее формирование и привело его к определенным достижениям).

Важно

Полное его имя — Эрик Леонард Бернстайн. Он родился в Монреале в 1910 г. Первые 20 лет прожил в Канаде. Он любил своих родителей, но особенно отца, который оставил у него особое впечатление. Отец его был врач, хирург.

Он старался помогать людям не только хирургией, но и вообще своими медицинскими знаниями, особенно тем, у кого не было денег на квалифицированного врача.

В будущем Эрик Берн (переехав в Америку, он сократил свою фамилию на американский манер), свою первую книгу посвятил отцу, написав на титуле слова: «Моему отцу, врачу для бедных».

Он очень гордился тем, что его отец по собственной инициативе ходил по бедным кварталам и помогал людям, которые не могли позволить себе хорошего врача. Он часто брал Эрика с собой. И тот воспринял этот подвижнический труд настоящего врача в духе наших земских врачей.

Читайте также:  Дисциркуляторная энцефалопатия (дэп) 3 степени: лечение и прогноз

Когда отец умер, Эрику было девять лет. Для него это была очень большая потеря и настоящая психологическая травма. Он мало пишет об этом, но в упоминаниях чувствуется боль утраты. Он быстро повзрослел и почувствовал, что эстафету врача, помогающего бедным, должен принять он.

Еще во время походов с отцом к пациентам Эрик понял, какое важное значение в работе любого врача имеет психотерапия, какую важную роль в помощи людям играет общение и что многие больные страдают не столько от физических недугов, сколько от нехватки общения, взаимопонимания, особенно с близкими. И вся его дальнейшая работа была направлена на изучение психоанализа и других психологических подходов, что сделало Берна отличным специалистом по оказанию научной помощи людям в организации правильного общения друг с другом.

После смерти отца он начинает помогать матери. Мать его была журналисткой и редактором. Ей приходится очень много работать, чтобы сдержать семью. От нее Эрик и перенял трудолюбие и добросовестное отношение к труду.

И потому огромная работа Берна не была ему в тягость, он работал легко, красиво и увлеченно.

И в конце своей жизни Берн писал: «Искусство жить состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая спелые яблоки, а искусство умереть состоит в том, чтобы доесть свое яблоко и сказать другим: “Наслаждайтесь тем, что я вам оставил”».

Совет

Но вернемся к его биографии. В 1935 г. Берн заканчивает медицинский факультет, который в свое время закончил и его отец (он трепетно идет по его стопам), но его все больше притягивают психологические проблемы. Ну и, естественно, в пределах медицины он выходит на психиатрию, чтобы связать психологию и медицину.

Слово «психотерапия» тогда очень мало употреблялось, тем более в Канаде. Она еще только зарождалась. В Америке она развивалась быстрее, чем в Канаде. К тому же Монреаль был центром франкоговорящей провинции, куда литература по психологии и психотерапии поступала в ограниченном количестве и все больше была на английском или немецком языках.

(Надо сказать, что и психиатрия — наука ведь довольно молодая, а психотерапия еще моложе.)

Берн прекрасно излагал свои мысли, любовь к литературному слову, хороший стиль он перенял у матери.

Еще в 11 лет он начал писать разные рассказы (в основном детской направленности), и, будучи уже взрослым, он продолжает эту свою страсть — пишет научно-популярные, а иногда детские книжки (для души), которые, следует отметить, пользовались успехом.

Видимо, тогда уже складывается то, что он потом назовет «сценарной директивой». То есть некий жизненный сценарий, принятый человеком в детстве от близких (в основном в родительской семье), который руководит им всю жизнь.

В 1941 г. он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве врача-психиатра. Именно армейский опыт способствовал его развитию как психотерапевта.

Напомним, что через это же прошли Перлз и Райх, которые именно в военных госпиталях начинают сталкиваться с различными посттравматическими явлениями, которые не могли быть объяснимы только с неврологической точки зрения. Они начинают искать другие новые походы.

С одной стороны, эти проявления нельзя было четко отнести к области психиатрии, поскольку у человека не обнаруживались явные отклонения от нормы, с другой — присутствовали фобии, страхи, навязчивые мысли, различные «зацикленности». Сейчас мы можем сказать, что это зона психотерапии.

Эта армейская практическая школа заставила Берна развивать природную наблюдательность и интуицию. При большом количестве постоянно поступающих пациентов времени на теоретизирование и долгое обдумывание диагнозов не оставалось.

Обратите внимание

Приходилось подчас быстро отвечать на вопросы, ответы на которые в учебниках и в его учебном курсе не содержались, и в кратчайшие сроки принимать важные решение, например, о годности пациентов продолжать военную службу после госпитализации. Такие условия требовали развитой интуиции и, с другой стороны, способствовали ее развитию.

Берн понимал это и работал в этом направлении, придумав очень много интересных упражнений по развитию оной.

Берн, как и Перлз и Райх в аналогичных условиях, начинает внимательно изучать психоанализ, пытаясь найти в нем ответы, которых не давала ему традиционная психиатрия и неврология.

Однако каждый из них (и каждый в свое время) обнаруживает, что традиционный психоанализ тоже не дает исчерпывающих ответов, поэтому, приняв многие его положения, они начинают его собственные модификации: Перлз создает гештальт- терапию, Райх — характерологический анализ и телесную психотерапию, а Эрик Берн — трансакционный анализ.

Вы можете столкнуться со спорами о том, как правильно звучит русская транскрипция слова «transactional»: тран- зактный, трансактный, трансакционный и даже транзак- циональный. Допустимы все перечисленные варианты. Для простоты использования трансактный анализ часто называют аббревиатурой — ТА.

Создав свое собственное направление в психотерапии, Берн, безусловно, остается психоаналитиком (хотя и неклассическим). Его знаменитая схема ТА «Ребенок»—«Взрослый»—«Родитель» построена по аналогии с психоаналитической схемой «Оно»— «Я »«Сверх-Я ».

Ортодоксы психоанализа считают ТА профанацией психоанализа, его недопустимым упрощением, но именно это упрощение помогло невероятно расширить применение многих психоаналитических подходов.

Возможно, здесь сказался и «родительский сценарий»: его отец был «врачом для бедных», и Эрику хотелось сделать хотя бы некоторые подходы дорогостоящего психоанализа доступными для небогатых людей и для многих психотерапевтов.

Берн первым применил групповой вариант психоанализа (опять же упрощенного).

Важно

Заниматься групповой терапией он стал случайно. В военном госпитале выпивка была строго запрещена, однако пациенты покупали чуть ли не ящиками какой-то лосьон и пили его.

Берн не любил жаловаться начальству и угрожать дисциплинарными взысканиями и решил провести разъяснительную беседу о вреде питья лосьона. И вот тогда в нем и обнаружился талант рассказчика.

Слушатели пришли со скучающим видом, а уходили проникнувшимися и неожиданно для Берна обратились к нему с просьбой проводить с ними такие беседы и на другие темы.

Они просто поняли, что им интересно с этим человеком общаться. И не важно, на какую тему он будет говорить, им хотелось вновь собраться в одной компании и ощутить атмосферу дружелюбия и тепла и послушать мудрого человека, который на них не орет, не поучает их, а спокойно беседует, проявляет заботу о них.

Он не просто говорил, что пить (тем более лосьон) вредно, он выводил их на другие проблемы, старался показать, что даже в их, вот в этой, военной, госпитальной жизни есть много интересного, мимо чего они проходят, что можно развивать себя, строить интересные взаимоотношения, что каждого человека можно читать, как книгу, и т.д. И он понял, что групповая работа, если создать хорошую атмосферу взаимодействия, может приносить успех, которого не всегда можно добиться в индивидуальной работе. Позже он стал постепенно вводить в эту «разговорную терапию» с пациентами все больше психоаналитических элементов, которые постепенно оформлялись в ТА.

После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику и одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков. Почему? Ну, во-первых, потому что в цивилизованных странах довольно строгие критерии каждой профессии. В частности, считается, что психоаналитиком можно стать, только пройдя собственный курс психоанализа, испытав на себе все, что будут испытывать твои пациенты.

Но у Берна желание соблюсти все эти профессиональные требования еще совпало с тем, что он действительно хотел лучше понять себя и свои межличностные проблемы. Дело в том, что к этому времени у него уже было три неудачных брака.

Он считал, как настоящий психоаналитик, что причины надо искать в первую очередь в самом себе, посмотреть, нет ли у него схожих алгоритмов проблем с разными партнерами. Очень часто, когда наши дети решают с кем-то разводиться или расставаться, мы спешим сразу же занять их позицию.

Совет

И подчас та же самая проблема у них возникает уже с другими партнерами. Значит, дело в них самих, и пока мы будем винить других, мы все более будем делать наших детей неспособными найти свое счастье. Впрочем, такой поход мы часто применяем и к своим собственным межличностным проблемам, усугубляя их нежеланием искать причины в себе самом.

Берн решил найти эти причины в себе путем психоанализа.

Однако именно этот личный опыт послужил одной из причин его отхода от традиционного психоанализа.

Он понял, что он в нем не находит ответа: «Что же во мне такого, что я не могу ни с кем ужиться? Вроде такой контактный, пациенты любят, коллеги любят, студенты любят, а вот в личной жизни не получается». Он начинает искать для себя ответ на этот вопрос.

По-настоящему сильны именно те разработки, которые человек рождает, пытаясь решить собственную проблему, тогда подход становится практичным, работающим, а не просто красивой теорией.

Берн считает, что хотя психоанализ действеннее, чем традиционные неврологические и психиатрические подходы, все же и он слишком схематичен и специалист должен больше совершенствовать собственную интуицию, но не просто так, а для более творческого применения основных положений психоанализа, которые надо освободить от слишком жесткой мелочной детализации. И он разрабатывает собственную систему развития интуиции, а затем (в 50-е годы) так называемый структурный анализ. Так складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.

Берн имеет в виду, что в каждом из нас находятся три эго-состояния (как правило, у каждого человека доминирует одно из них, но они могут и меняться, и взаимодействовать). Они все присутствуют, но с разной степенью выраженности.

Это состояние «Ребенка», состояние «Взрослого» и состояние «Родителя». Среди них рациональным является только состояние «Взрослого», которое может быть и у десятилетнего ребенка.

В чем оно заключается? Состояние «Взрослого» — когда человек мыслит реалистично (происходит реалистичное принятие проблемы и реалистичная попытка ее решения).

Обратите внимание

Наш внутренний «Ребенок» всегда категоричен: «Я хочу (я не хочу), и все тут!». (Близко к фрейдовскому «Оно».) Его уравновешивает внутренний «Родитель» («Ты должен — ты не должен», «Можно — нельзя», «Прилично — неприлично»). (Близко к «Супер-Эго».

) И только наш внутренний «Взрослый» (близко к «Эго») смотрит на ситуацию реально, пытаясь найти разумный компромисс между состояниями (требованиями) «Ребенка» и «Родителя».

И все же ТА — не просто упрощенная аналогия психоанализа, а имеет важное отличие — по Берну, и Ребенок, и Родитель, и Взрослый — не различные структурные подразделения личности, а разные состояния одного и того же «Я» (Эго-состояния).

И более того, надо сказать (и это очень важно), что периодически эти позиции могут быть вполне здоровыми, потому что в нас в какой-то мере и «Ребенок» должен покапризничать, и «Родитель» почитать нотации. Но главное, чтобы в конечном итоге принимал решение все-таки «Взрослый».

Если идти только на поводу у «хочу», ничего хорошего не будет. Если руководствоваться только «должен» — формальные принципы «засушат» живые отношения с другими людьми и самого человека, «задавят» нормальную жизнь.

Сколько людей своими принципами в интересах воспитания детей фактически оттолкнули их от себя или даже поломали им судьбы! То есть «Взрослый», призывая «Ребенка» к сознательности, должен и «Родителю» говорить: «Принципы для человека, а не человек для принципов».

В 1960 г. выходит книга Берна «Трансакционный анализ в психотерапии». Правда, сначала, в 1957 г., он опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Это примечательно.

Почему? Потому что в Америке существует множество различных психологических и психиатрических журналов, но серьезных (академических) — очень мало.

Такие издания всегда имели очень серьезный редакционный совет, и публикация в нем означает некое признание ценности идей и сразу обращает внимание на автора.

Важно

В 1964 г. Берн выпускает свою новую книгу «Игры, в которые играют люди», которая стала очень популярной, в том числе у нас. А в 1966 г. появляется его руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Книгу Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался?» у нас назвали «Люди, которые играют в игры». Ее издают вместе с первой, где первой частью идут «Игры, в которые играют люди», а второй — «Люди, которые играют в игры». В этой части он раскрывает свою так называемую теорию сценарного анализа.

То есть анализ жизненного сценария: почему он такой возник и как его можно скорректировать. (Надо сказать, что у Берна была также книга «Секс в человеческой любви», но в России она осталась мало замеченной, посколько отталкиваясь от названия, книгу помещали на полки сексологической литературы.

А она, по-существу, была также посвящена психиатрии и психотерапии.)

Берн мечтал создать такую психотерапевтическую концепцию, которая обеспечивала бы полное излечение проблемы человека за минимальное время. Потому его ТА нередко критиковали как недопустимое упрощение психоанализа.

Берн и не скрывал, что пытался сделать те психоаналитические подходы, которые он считал эффективными и доступными. Он так и назвал одну из своих книг — «Психоанализ для непосвященных».

(Она издавалась и у нас, написана ясно, хорошим литературным языком.)

Несмотря на большую популярность, только в конце своей короткой (60 лет) жизни он получает полное признание своих идей, в том числе академическое, потому что количество специалистов, применяющих его метод в психотерапии и в психиатрии, стремительно возрастало.

Источник: https://bstudy.net/683696/psihologiya/transaktsionnyy_analiz_berna

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector