Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Дизартрия, дизартрия у детей с ДЦП, Псевдобульбарная дизартрия, методы лечения в Китае | Центр Традиционной Китайской Медицины Наньмунан

by NanmuNan on Вс, 09/15/2013 – 20:52

Дизартрия, дизартрия у детей с ДЦП, Псевдобульбарная дизартрия, методы лечения в Китае

Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной ипросодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной ипериферической нервной систем.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристикепредставляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи междутяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений.

Обратите внимание

Дизартрия, втом числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранныминтеллектом, а легкие “стертые” ее проявления – как у детей ссохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут бытьусловно разделены на несколько групп в зависимости от их общегопсихофизического развития:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием
  • дизартрия у детей с ДЦП
  • дизартрия у детей с олигофренией
  • дизартрия у детей с гидроцефалией
  • дизартрия у детей с ЗПР
  • дизартрия у детей с минимальная мозговая дисфункция(ММД). Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних срокахформирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможностисамостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом впередруки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторонувынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев иманипулировать с ними.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональнойвозбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие детибеспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаютсянарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу,желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны краздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляютгрубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении,некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы,моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью,они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости иточности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму,поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручнойдеятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушенияинтеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности,нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формированиепространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса,фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Симптоматика дизартрии:

Источник: http://china-tcm.ru/content/dizartriya-dizartriya-u-detej-s-dtsp-psevdobulbarnaya-dizartriya-metody-lecheniya-v-kitae

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Существует множество проблем, с которыми сталкиваются родители любого ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Некоторые из них решаются достаточно просто и не вызывают особых проблем. Другие, симптоматика которых не выражена, таят в себе более тяжелые особенности, требуют тщательный анализ и обследование. Например, проблемы с речью.

Воспитание таких малышей необходимо выстраивать по определенным методикам.

Общие сведения ↑

Дизартрия – нарушения в фонетическом воспроизведении слов, может проявляться в раннем возрасте (5-6 лет). Это может быть замена одних звуков другими, перемещение букв в словах. Заболевание обычно вызвано вследствие поражения отвечающих за речь областей мозга или при наличии какой-либо особенности физического развития.

Помимо проблем с произношением возникает побочная реакция – неправильное письмо. Если у ребенка проблемы с проговариванием звуков, он автоматически перестает слышать их. Поэтому на письме допускает ошибки. Ведь люди обычно опираются на устное произношение слова, особенно если это малыш 6 лет.

Воспитание и обучение таких детей имеет свои сложности, которые ложатся на родителей и логопеда.

Важно

Для диагностики, проводят обследование, для этого зачастую используется специальная речевая карта.

Нарушения бывают нескольких видов. Вот основные формы дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • корковая;
  • мозжечковая;
  • подкорковая.

Форму определяет неврологическая картина, особенности течения болезни и пораженный участок.

Истоки проблемы ↑

Углубляясь в корень подобного нарушения, можно увидеть, что свое начало оно берет в головном мозге. При наличии определенных проблем возникает сбой в работе нервных окончаний.

Изменяются особенности их функционирования. Таким образом, подвижность основных органов, участвующих в формировании речи, имеет нарушения.

Когда проходит обследование, все детали сохраняет специальная карта ребенка.

Если заболевание коснулось взрослого человека, то его речевая функция не подвергается изменениям или разрушениям. После 5 лет, эта способность человека уже более-менее сформирована.

Больной все так же четко воспринимает устную речь и продолжает писать без ошибок. Тогда, как несформированные навыки и умения ребенка, получают более ощутимые нарушения.

В этом случае возникают проблемы с чтением и письмом.

Если обратить внимание на особенности речи такого ребенка, можно отметить, что звучит она несколько странно. Не слишком плавно, часто происходит то ускорение, то замедление. Сбивается дыхание, а вместе с тем и темп.

Порой симптоматика нарушения размыта, что может привести к неправильной постановке диагноза. Однако грамотный специалист и вовремя назначенное обследование помогут выяснить причину, установить особенности болезни.

Заполненная специальная карта – одно из обязательных условий диагностики.

Если же речь абсолютно точно звучит неразборчиво, имеет сильные нарушения фонетической и фонематической составляющей, то, вероятнее всего, здесь присутствует дизартрия.

Проявления у детей ↑

Проводя обследование, специалистом заполняется специальная карта, в которой указывается характеристика детей с дизартрией, специфические детали, возникающие в ходе расстройства. У ребенка, которому не исполнилось шести лет, наблюдается непросто искаженное произношение, отмечается общее расстройство артикуляции.

Логопед, у которого под рукой карта, проводит анализ общей моторики и мелкой. Отмечает особенности звукопроизношения, указывает словарный запас. Таким образом, карта речи содержит необходимые для выбора метода коррекции детали.

Подобные нарушения сопровождаются заметными отклонениями в моторике. Особенности болезни это плохая работа пальцами рук, пациент плохо жует и глотает пищу, неверно или неумело осуществляет прыжки на одной ноге.

Совет

Если попросить ребенка вырезать круг или застегнуть пуговицу – это вызовет проблемы. Все это основные признаки, которые можно выявить, проводя воспитание и занятия с малышом.

Симптоматика заболевания у каждого человека отличается: интенсивностью, наличием того или иного проявления. Все зависит от степени развития проблемы, очага ее возникновения, периода, когда она возникла: во внутриутробный период, до года или после 4-5 лет.

Как показывает регулярное обследование, в этом смысле каждый пациент уникален, у каждого ребенка индивидуальная карта. Поэтому работа с врачом включает в себя различные приемы.

Самая распространенная форма ↑

Если сопоставить все существующие формы дизартрии, то чаще всего встречается псевдобульбарная. Она возникает из-за поражения головного мозга, перенесенного в раннем детстве.

Причиной может стать:

  • энцефалит;
  • опухоль;
  • родовая травма;
  • интоксикация.

В подобной форме проявления нарушения имеют яркую окраску, хотя при правильно поставленной коррекционной и лечебной работе, вероятность нормального усвоения речи высока.

Признаки заболевания это плохой сосательный рефлекс у младенцев, изменение в моторике лица и всего организма. У ребенка рот находиться в открытом положении, изменяется процесс глотания.

Если рассмотреть все особенности, то нарушения можно разделить на три вида. Первый – это легкая степень. В ее случае движения губами, языком достаточно медленное, поэтому и сама речь слишком плавная, затянутая.

Второй вид – более сложный. В этом случае лицевая мимика практически неразличима. Движение артикуляционным аппаратом слабое. К особенностям можно отнести тихий, неразборчивый разговор. Мышцы быстро утомляются, возникает обильное выделение слюны. Пациент не может надуть щеки, вытянуть губы дудочкой, задержать язык в поднятом положении.

Проявления тяжелой формы этой проблемы – абсолютное отсутствие мимики. Лицо ребенка становится похоже на неподвижную маску. Слабые мышцы не позволяют держать рот закрытым.

Все симптомы и детали, установленные врачом-логопедом, сохраняет речевая карта, после чего анализируется. На этом основании выстраивают линию работы по коррекции.

Лечение ↑

Главная задача, если обследование показало подобную проблему – это восстановление и развитие нормальной речи. Малыш впоследствии должен хорошо разговаривать, общаться с окружающими. Это необходимо для построения нормальных социальных связей. Курс терапии, который требует псевдобульбарная болезнь, включает в себя несколько направлений:

  • семейное воспитание;
  • работа с логопедом;
  • прием медикаментов.

Лекарственные препараты назначает невропатолог. Предварительно им изучается медицинская карта, провидится беседа с родителями.

Весомое значение имеет первый пункт. Именно в кругу родных, когда происходит воспитание, обучающие мероприятия малыш получает основной опыт общения.

Обратите внимание

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия, рассказывает родителям основные детали, на которые необходимо сделать упор, чтобы минимизировать проявления болезни.

Кроме этого, специалист регулярно проводит обследование, заполняется карта пациента, для дальнейшего изучения и анализа, составляется сравнительная таблица.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/psevdobulbarnaya-dizartriya-u-detej.html

Т. Г. Визель Основы нейропсихологии

Глава 6. Дизартрия

6.1. Понятие дизартрии и ее формы

Дизартрия — дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленном параличом или парезом речевой муску­латуры.

Для дизартрии характерна невнятная, недостаточно чле­нораздельная речь.

Большинством авторов признается, что, помимо расстройств артикуляции, дизартрия проявляется в на­рушениях речевого дыхания и голосообразования, а, следова­тельно, и в изменениях речевой просодии (мелодики речи).

Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. А значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической.

Специалисты в области пато­логии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях снабжения нервной энергией (иннервации) речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Паралич или парез речевой мускулатуры делают невозмож­ными необходимые для членораздельной речи движения рече­вых органов.

^ являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

Первые классификации форм дизартрии создавались неврологами. Российский невролог М.С. Маргулис еще в начале XIX ве­ка делил дизартрию на бульбарную (стволовую) и церебральную (собственно мозговую). Последнюю он подразделял на капсулярную, экстрапирамидную и мозжечковую.

В 1948 году В. Пичер (W. Peacher) предложил подробную нев­рологическую систематизацию дизартрии, в которой одни фор­мы обозначались в соответствии с топикой (локализацией) очага поражения в мозге, а другие — в соответствии с вызвавшим ее за­болеванием. Например, в зависимости от топики поражения им выделялись корковая и диэнцефальная (обусловленная пораже­нием срединных структур мозга) дизартрия, а в зависимости от основного заболевания — дизартрия при эпилепсии, миастении (мышечной слабости), при токсикозах, контузиях и прочем. В практике патологии речи принята менее развернутая класси­фикация дизартрии, а именно их деление на бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую и подкорковую. Различия между ними обусловлены неодинаковой локализацией очага поражения. Наиболее полно (систематически) бульбарную и псевдобульбарную дизартрию описали Е.Н. Винарская и A.M. Пулатов в вышедшей в 1984 году монографии «Дизартрия и ее топико-диагностическое значение».

6.2. Бульбарная дизартрия

Этиология. Неврологический статус.

Бульбарная дизартрия обусловлена поражением перифериче­ских двигательных нейронов.

Их клетки расположены в передних рогах спинного мозга или в соответствующих им ядрах ствола мозга, а именно в продолговатом мозге, носящем название bulbus (от греч. — «луковица»). Аксоны (длинные отростки) этих клеток формируют периферические двигательные нервы.

Последствия их поражения выступают в виде бульбарного паралича или паре­за. Отсюда и название дизартрии — «бульбарная». При бульбарном параличе или парезе в мышцу, иннервируемую IX (языкоглоточным), X (блуждающим) и XII (подъязычным) черепными нервами на любом их уровне, не поступают нервные импульсы, и она становится вялой, дряблой.

^ Язык неподвижно и расслабле­но (беспомощно) лежит в полости рта у нижних зубов. Попытки произвести им какое-либо движение вызывает у больного силь­ное напряжение. Это явление носит название атонии, атрофии.

Читайте также:  Эпилептический синдром у новорожденных детей и взрослых: симптомы, лечение, в чем опасность

При бульбарной дизартрии нарушается иннервация мышц глот­ки, гортани, неба, «небной занавески» (uvula), что приводит к ос­лаблению их функционирования — снижению силы голоса, «открытой гнусавости», слабости речевого дыхания и прочему. Одновременно с атонией, атрофией мышц отделов речевого аппарата возникает арефлексия, т.е.

отсутствие или снижение рефлексов — в первую очередь глоточного и челюстного. Неред­ко имеются фибриллярные или фасцикулярные подергивания (отдельные сокращения мышечных пучков), которые усиливают­ся при раздражении такой мышцы электрическим током, уси­ленное слюновыделение, носящее название гиперсаливации.

Важно

Мышцы лица у больных с бульбарной дизартрией чаще всего не­подвижны или малоподвижны. Лицо становится маскообраз­ным. Это обусловлено вовлечением в очаг поражения мышц не только речевой, но и лицевой мускулатуры. Вследствие того, что при бульбарном параличе мышцы речевого аппарата и лица ха­рактеризуются вялостью, его иначе называют вялым.

Речь больных с бульбарной дизартрией становится неразбор­чивой. Прежде всего это обусловлено неспособностью основного органа артикуляции — языка — совершать необходимые движе­ния.

^ становится неподвижным, при высовывании отклоняет­ся в сторону, чаще всего вправо.

Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо втягиваются вперед, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», uvula провисает, от­клоняясь в здоровую сторону, и не закрывает во время речи про­ход в нос.

Воздух, который необходим для речевого акта, при таком положении «небной занавески» утекает через носовую полость. Это влечет за собой носовой оттенок речи («открытую гнусавость»).

Парез мягкого неба и его дужек проявляется и в том, что отсутствует или значительно снижен глоточный («рвотный») рефлекс, uvula провисает и не закрывает проход в нос. Нередко в результате этого пища попадает в носовую полость. Парез глотки обусловливает также затруднения в глотании (дисфагия) или не­способность к нему (афагия). Возникает поперхивание при гло­тании, пища попадает в гортань и трахею.

^

Источник: http://medznate.ru/docs/index-47397.html?page=11

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации.

При дизартрии органы речи недостаточно подвижны.

Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении — она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание — это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедический массаж языка ребенку

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 — 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое дислалия: лечение детей с дефектами произношенияОтсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: расшифровка результатов ЭЭГ головного мозга у детей

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование — неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводить логопедические занятия для детей 6-7 лет?

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж — базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет)

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом — логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/narusheniya/dizartriya-u-detej.html

Тема 3. псевдобульбарная дизартрия – pdf

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Дизартрия» ТЕМА 5. Подкорковая дизартрия Содержание Подробнее

Нарушение речи. Дизартрия Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает в результате поражения речевого Подробнее

Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо Подробнее

Совет

Характеристика детей, страдающих дизартрией Выполнила: учитель-логопед первой категории МАДОУ ЦРР 466 Омельченко Е.А. Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью

Подробнее

УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА И ФУНКЦИИ ЕГО ЧАСТЕЙ Каждый звук речи это не только явление физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Введение в специальность» ТЕМА 2. Анатомо-физиологические Подробнее

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 10 Тема: Головной мозг Задачи: Изучить строение и функции головного мозга Пименов А.В. Задний мозг Головной мозг принято делить на Подробнее

Звук «Р» При произнесении звука «Р»: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) верхних зубов он напряжен и вибрирует,

Подробнее

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его Подробнее

Как помочь ребенку с нарушением речи? Речевые нарушения и компоненты языковой системы Фонетика Фонематика Фонетика Фонематика ОНР НВОНР Лексика Грамматика Лексика Грамматика Фонетика Фонематика Фонетика Подробнее

Читайте также:  Алкогольная депрессия: депрессия после алкоголя, симптомы и лечение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «Детский сад 304 комбинированного вида» Юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Детский проезд, 17-19 электронная Подробнее

Обратите внимание

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет 1-3-5-10 Цель: Выработать движения губ вперед. Выполнение:

Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности» Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Дизартрия» ТЕМА 1. Основные представления об Подробнее

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц 1. Наказать непослушный язык Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. при открытом рте под счет от Подробнее

Этап постановки звуков Направления этапа 1.Работа по формированию правильной артикуляции звука. Под постановкой звука понимают процесс вызывания звука, процесс обучения ребёнка правильному его произнесению.

Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Введение в специальность» ТЕМА 5. Определение Подробнее

Магистерская диссертация «Особенности просодической стороны речи и пути ее коррекции у дошкольников со стертой дизартрией» Студентки ФИО Научный руководитель: кандидат пед. наук, доцент ФИО Цель исследования Подробнее

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], Подробнее

Важно

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Дизартрия» ТЕМА 13. Система коррекционнологопедической

Подробнее

Прогрессирующие заболевания нервной системы Боковой амиотрофический склероз (БАС) хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, обусловленное избирательным поражением мотонейронов передних рогов Подробнее

Дизартрия Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной ипросодической Подробнее

Анатомо-физиологические механизмы речи Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, необходимо знание анатомофизиологических механизмов речи. Речь одна из сложных Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Дислалия» ТЕМА 6. Методика коррекции свистящих

Подробнее

Лекции по дисциплине «Введение в специальность» ТЕМА 5. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений Содержание 1. Виды речевых нарушений, выделяемых в клиникопедагогической 2 стр. классификации… Подробнее

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование нетрадиционных пособий и дидактических игр для развития речи дошкольников». Речь сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Дизартрия» ТЕМА 2. Анатомо-физиологические механизмы Подробнее

Совет

Материал подготовила Толстоногова Е.Э. Особенности произносительной стороны речи при дизартрии Дизартрия нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого

Подробнее

Подготовка к правильному произношению звука «Р» Звук «Р» считается самым сложным по своему формированию в возрастном развитии звукопроизношения у детей. В норме он должен сформироваться к 5 5,5 годам. Подробнее

Логопедический массаж в работе с детьми с речевыми нарушениями Работу выполнена учителем-логопедом первой квалификационной категории МДОУ Детский сад 79 комбинированного вида Никишовой Еленой Максимовной Подробнее

Артикуляционная гимнастика в детском саду Педагог: Кавун Елена Валерьевна воспитатель I квалификационной категории Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных Подробнее

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

Подробнее

В упражнении задействованы мышцы: А) Жевательные; обе части поверхностная и глубокая начинаются от скуловой дуги и прикрепляются к латеральной стороне ветви нижней челюсти на всем её протяжении. Мышца Подробнее

УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ – УСТЯН ЕЛЕНА БОРИСОВНА Закончила дефектологический факультет МГЗПИ в 1990 году по специальности сурдопедагог. Педагогический стаж 30 лет. Член ПМПК Восточного округа с Подробнее

Двигательный анализатор Пять уровней регуляции движений: рубро-спинальный; таламо-паллидарный; пирамидно-стриальный; теменно-премоторный; корковый «символический». (Н. А. Бернштейн) Двигательный анализатор Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/29863597-Tema-3-psevdobulbarnaya-dizartriya.html

» Logopedia.by – Site about logopedics

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрия проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски (просодической стороны).

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

Степени выраженности дизартрии:
При тяжелой степени (анартрия) отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры.

При средней тяжести (выраженная псевдобульбарная дизартрия) возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков.

Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется нерезко выраженной неврологической симптоматикой, смазанностью, назализацией, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением.

Многие отечественные и зарубежные исследователи доказали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60-70% . В большинстве случаев дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (от 65 до 85%).

Кроме того, существует связь между степенью тяжести дизартрии и характером поражения двигательной сферы. Например, при двойной гемиплегии дизартрия и анартрия наблюдаются практически у всех детей. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму.

Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении.

Причины дизартрии

  • асфиксия
  • родовая травма
  • гемолитическая болезнь
  • инфекционные заболевания нервной системы
  • черепно-мозговые травмы
  • нарушения мозгового кровообращения
  • опухоли головного мозга
  • пороки развития нервной системы (врожденная аплазия)
  • наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Классификация дизартрии

В основе классификации дизартрии разных авторов — разные критерии.
Первый критерий — принцип локализации. Классификация, в основу которой положен этот принцип, является наиболее распространенной в логопедии. Она создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи.

В этой классификации выделяют пять форм дизартрии:

  • бульбарную,
  • псевдобульбарную,
  • экстрапирамидную (подкорковую),
  • мозжечковую,
  • корковую.

Второй критерий, положенный в основу классификации дизартрии — синдромологический подход.

На основе синдромологиче-ского подхода выделяют следующие формы дизартрии:

  • спастико-паретическую,
  • спастико-ригидную,
  • спастико-гиперкинетическую,
  • спастико-атактическую,
  • атактико-гиперкинетическую.

Такой подход указывает на то, что в связи с распространенным поражением мозга у детей с церебральным параличом редко встречается дизартрия в чистом виде. Чаще дизартрии носят смешанный характер.

Поскольку в основе данной классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов (спастический парез, ригидность, гиперкинез, атаксия), то эта классификация не может быть проведена логопедом. Нужно обязательно иметь заключение невропатолога о характере двигательного расстройства. В клиниках, где совместно работают невропатолог и логопед, пользуются данной классификаций.

Третий критерий, положенный в основу классификации, — это степень понятности речи для окружающих. Данная классификация применительно к детям с церебральным параличом французским невропатологом Тардье в 1968 году.

В данной классификации выделяют четыре степени тяжести речевых нарушений у детей:
Первая — самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются специалистами только в процессе обследования. Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих. Четвертая — самая тяжелая — отсутствие речи или речь непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Анартрия —  полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Основными симптомами дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики. При этом страдают не только согласные, но и гласные звуки. Наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения: искажение, отсутствие, замена, смешение. Одной из причин нарушения звукопроизношения является нарушение артикуляционной моторики.

Первый синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств, который проявляется в нарушении мышечного тонуса. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре:

— спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в языке, губах, лицевой, шейной мускулатуре). Характерна палатализация; гипотония (понижение мышечного тонуса). Признаки — гиперсаливация, назализация из-за гипотонии мышц мягкого неба, затруднена палатализация; — дистония (меняющийся характер мышечного тонуса):  в покое — низ-кий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает. Второй синдром артикуляционных расстройств — нарушение артикуляционной моторики, которое является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора). Третьим синдромом являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности ар-тикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких диф-ференцированных движений. Движения часто выполняются с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Четвертый синдром артикуляционных расстройств — патология реципрокной иннервации (нарушение согласованной деятельности нервных центров). Пятый синдром — наличие насильственных движений и оральных синкинезий, что искажает звукопроизношение. Шестой синдром — нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений. Частым признаком артикуляционных расстройств является недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия), которая может быть как вторичной за счет нарушения проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга. При дизартрии могут выявляться рефлексы орального автоматизма — сосательного, хоботкового, поискового. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.

Источник: http://logopedia.by/?p=250

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Содержание:

Среди многих детских болезней, связанных с различными нарушениями и отклонениями в развитии, довольно часто встречается псевдобульбарная дизартрия.

Данная патология связана с детским церебральным параличом и отличается сложным неврологическим патогенезом. Интеллектуальное развитие ребенка остается нормальным, однако крайне тяжелые нарушения речевых функций делают невозможным обучение в обычной школе.

Такие дети учатся в специализированных вспомогательных учебных заведениях.

Причины возникновения псевдобульбарной дизартрии

Характерной чертой этого заболевания считаются центральные спастические параличи мышц, из которых состоит речевой аппарат. Одновременно, во многих случаях отмечаются другие виды нарушений мышечного тонуса, и целый ряд прочих двигательных расстройств.

Детский церебральный паралич, особенно в раннем возрасте появляется в результате воспалительных процессов в головном мозге.

Нередко причиной заболевания становятся различные травматические повреждения, в том числе и родовые травмы.

Обратите внимание

Псевдобульбарная дизартрия развивается на фоне двустороннего поражения, охватывающего двигательные корково-ядерные пути, расположенные между корой головного мозга и черепными нервами ствола головного мозга.

Таким образом, дизартрия представляет собой неврологическую патологию, связанную с нарушениями структуры нервных тканей.

В левом полушарии располагаются зоны Брока и Вернике, обеспечивающие понимание и воспроизведение речи. Обе эти области соединены между собой коллатералями и являются единой системой.

Здесь вполне возможна локализация опухолей и других патологических образований, способных стать толчком к появлению дизартрии.

Данная патология очень часто бывает врожденной. Неправильная артикуляция возникает в тех случаях, когда нарушается внутриутробная закладка и развитие органов. В большей степени страдает головной мозг. В качестве первопричины нередко рассматривается резус-конфликт между матерью и плодом, фетоплацентарная недостаточность, а также различные осложнения во время беременности и родов.

Стадии заболевания

Для классификации псевдобульбарной дизартрии выделяются три основные степени.

  • Первая степень считается самой легкой, она характеризуется лишь незначительными нарушениями. Дети испытывают трудности в произношении рычащих и шипящих звуков. Во время письма одни буквы могут непроизвольно заменяться другими. Слух у ребенка не нарушен и сохраняется в нормальном состоянии. Своевременная и правильная коррекция делает возможным посещение общеобразовательной школы.
  • Наибольшее распространение получила псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести. Основным признаком такого состояния считается практически полное отсутствие мимических движений. Язык перемещается очень плохо, в связи с чем пережевывание и глотание пищи становится затрудненным. Такие дети разговаривают невнятно, звуки произносятся «в нос», на стыках согласных букв и в конце слов могут пропадать звуки. При написании текста возможен пропуск даже гласных. Они не могут учиться в обычной школе по причине слабого восприятия учебного материала. Для этих детей существуют специальные логопедические школы, а дошкольники должны обязательно посещать логопедическую группу.
  • Самой тяжелой, третьей степенью дизартрии является анартрия. Подобное состояние характеризуется полным отсутствием какой-либо мимики и неподвижностью мышц речевого аппарата. У таких детей наблюдается постоянно отвисшая челюсть, а язык все время остается без движения. Речь полностью отсутствует, лишь иногда можно услышать нечленораздельные звуки. Данная степень дизартрии сопровождается нарушениями умственных способностей, поскольку развитие интеллекта происходит только на речевой основе. Больные дети требуют серьезного комплексного лечения, а посещение ими школы возможно при условии не слишком нарушенного интеллекта.
Читайте также:  Интерференцтерапия: показания и противопоказания, особенности процедуры

Источник: https://shop-kid.ru/psevdobulbarnaya-dizartriya-u-detej

Причины и формы псевдобульбарной дизартрии, ее лечение

26.12.20187 мин чтения   Статья проверена врачом

Расстройство речи на фоне нарушения иннервации артикуляционных мышц из-за поражения кортико-бульбарных проводящих трактов, получило название псевдобульбарная дизартрия. Чаще всего эта патология встречается у детей с ДЦП и лиц пожилого возраста, перенесших ишемический инсульт.

Для нее характерны замедление, неразборчивость и затруднение речи, скудность мимики, спазмы находящихся в патологическом тонусе артикуляционных мышц, изменение голоса. Постановка диагноза осуществляется совместными усилиями невролога и логопеда, требует проведения ряда аппаратных исследований.

При своевременном начале лечения, направленного на борьбу с основным заболеванием и коррекцию дизартрии, можно добиться хороших результатов.

Отклонение чаще всего регистрируют у детей.

Причины и сопутствующие заболевания

Провокатором поражения проводящих трактов в головном мозге становится органическое повреждение структуры нервной ткани. Оно приводит к центральному двустороннему парезу мышц, из-за чего органы артикуляции перестают справляться со своими функциями.

В большинстве случаев расстройство носит врожденный характер.

Повышенные риски связаны с резус-конфликтом, тяжелыми родами и асфиксией при рождении, выраженным токсикозом, недоношенностью, гипоксией.

В любом возрасте возможны случаи развития псевдобульбарной дизартрии на фоне таких заболеваний:

  • инфекционные поражения головного мозга и оболочек органа;
  • интоксикация организма на фоне тяжелого течения соматических заболеваний;
  • гидроцефалия, олигофрения;
  • гнойные поражения ЛОР органов;
  • двусторонний инсульт ишемического типа;
  • черепно-мозговые травмы;
  • церебральные опухоли злокачественной и доброкачественной природы;
  • нейросифилис;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • рассеянный склероз, болезнь Паркинсона.

Патология часто возникает на фоне атеросклероза.

Причины и коррекция псевдобульбарной дизартрии тесно связаны. Если заниматься лечением речевого расстройства, ничего не делая по поводу источника проблемы, добиться стойких положительных результатов не получится. Нарушения произношения, которые приводят родителей к логопеду, чаще всего дополнительно нуждаются во вмешательстве невролога.

Возрастные особенности заболевания

Развитие и течение псевдобульбарной дизартрии у взрослых и детей существенно отличается в плане клинической картины.
Характерные для возраста контрольные признаки позволяют выявить проблемы на их ранней стадии. Обычно расстройство проявляется ярко, даже его легкую степень сложно пропустить.

Особенности псевдобульбарной дизартрии в детском возрасте:

  • нарушение сосательного рефлекса, приводящее к проблемам с кормлением, недобору ребенком веса;
  • обильное выделение слюны;
  • вытекание молока изо рта грудничка во время кормления;
  • слабость первого крика новорожденного;
  • патологическая мимика и двигательная активность;
  • у малыша постоянно приоткрыт рот из-за слабости мышц, изменен процесс глотания. Если он напряжется и будет держать губы сжатыми, у него полностью сгладится мимика;
  • во время речи отмечается общее замедление движений губ и языка, что приводит к затянутому и слишком плавному произношению.

Патология характеризуется слабостью первого крика новорожденного.

Ребенка с псевдобульбарной дизартрией легко опознать. Он тихо и неразборчиво разговаривает, практически не использует мимику. Раздувание щек, вытягивание и задерживание в напряженном положении языка, формировании трубочки из губ для него практически невозможно. Мышцы его лица очень быстро утомляются, из-за чего отмечается обильное слюноотделение.

Особенности псевдобульбарной дизартрии у взрослых:

  • речевая моторика и звукопроизношение нарушены, речь невнятна;
  • гипотонус мышц или чрезмерное напряжение волокон приводят к замедленности целенаправленных движений;
  • у пациентов часто присутствует тремор, координация нарушена;
  • гипертонус охватывает мышцы всего тела. Из-за его распространения на грудную клетку у больного понижена емкость легких, что приводит к слабому и укороченному выдоху;
  • в уголках рта накапливается слюна;
  • из-за снижения точности артикуляционных движений происходит повторение их поз.

Действия такого пациента плохо координированы, замедлены и ограничены, сопровождаются непроизвольными механическими подергиваниями. Во время разговора заметен короткий и ослабленный выдох. Мимика верхней части лица смазана или неестественна.

У взрослых при наличии патологии наблюдается тремор.

Стадии развития заболевания

Псевдобульбарная дизартрия может проявляться по-разному в зависимости от степени поражения головного мозга и артикуляционного аппарата соответственно. Каждый из случаев нуждается в индивидуальном подходе в плане диагностики и лечения.

Условная классификация псевдобульбарной дизартрии у взрослых и детей:

  • легкая степень – артикуляционная активность немного замедлена и неточна, но грубые нарушения отсутствуют. Произношение обычно смазано из-за проблем с шипящими и рычащими звуками, но смысл речи понятен окружающим. Мимика сохранена или слегка нарушена. Процесс звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии легкой степени может сопровождаться поперхиванием. У пациента нет признаков нарушения слуха, на письме иногда отмечается ошибочная замена букв местами;
  • среднетяжелая степень – самый распространенный вариант, для которого характерен грубый дефект произношения. Речь нечленораздельна, пациента могут понимать его близкие, но не окружающие. Клинически проявляется расстройством или отсутствием мимики, слюнотечением, проблемами с жеванием и глотанием из-за того, что язык не слушается и плохо двигается. В разговоре больной пропускает целые звуки, его речь отличает назальная интонация. На письме из слов выпадают буквы или целые слоги;
  • тяжелая степень – полное или практически полное отсутствие речевой функции. У пациента нет мимики, его нижняя челюсть отвисает, а язык неподвижен. Коммуникация ограничивается отдельными произвольными или непроизвольными звуками. У больного постоянно подтекает слюна, глотание и жевание расстроены. В большинстве случаев клиническая картина дополняется нарушением умственных способностей.

При средней степени патологии речь больного нечленораздельна.

Даже легкая степень проявления псевдобульбарной дизартрии нуждается в срочной диагностике с последующим лечением.

В противном случае нарушение коммуникативной функции грозит неврастенией, ипохондрией, депрессией. В детском возрасте игнорирование проблемы нередко провоцирует формирование дислексии или дисграфии.

Продолжающееся влияние на головной мозг раздражителя может стать причиной прогрессирования дизартрии.

Формы болезни

Некоторые специалисты настаивают на разделении псевдобульбарной дизартрии на несколько форм. Они считают, что это влияет на особенности постановки диагноза, облегчает процесс составления схемы терапии в конкретном случае.

Противники такого подхода считают такое разделение нецелесообразным, указывая на то, что все формы заболевания в своей основе являются смешанными. Просто в том или ином случае одни симптомы недуга проявляются ярче других.

Спастический вариант

Характеризуется патологическим напряжением дыхательных мышц, нарушением тонуса мягкого неба, снижением двигательной активности языка, напряжением губ. На фоне серьезных поражений артикуляционного аппарата лицо ребенка меняется. Очевидны спазмы губ, нередко возникает напряженная улыбка. Глотание и сосание нарушены, нередки случаи беззвучной артикуляции.

Спастический тип отклонения характеризуется патологическим напряжением дыхательных мышц.

Речь пациента монотонная, слова сложно разобрать. Чаще всего звуки произносятся на вдохе, поэтому произношение наблюдается урывками, от спазма до спазма дыхательных мышц. Больного выдают слабость и угасание голоса, сложности с сохранением артикуляционной позы. Иногда темп речи нормальный или даже ускоренный, но без постоянного ритма.

Паретическая форма

Псевдобульбарная дизартрия, которая сопровождается параличом, парезом или гипотонией скелетной и речевой мускулатуры. Ей свойственны проблемы с подвижностью мышечных волокон языка, мягкого неба, губ. Это приводит к нарушению дыхания, асинхронности артикуляции.

Нередко пациент без видимых проблем произносит отдельные звуки, а в составе фразы они смазываются. Голос назальный, монотонный, тихий и глухой. Изначально он может быть звонким, но его яркость и громкость быстро идут на спад.

Клиническая картина практически всегда сопровождается обильным выделением слюны.

Иные размытые формы

Среди всех нарушений моторики артикуляционного аппарата такого типа чаще всего встречается смешанная форма. При ней тонус одних мышц понижен, а других патологически повышен. Это приводит к развитию особенно яркой и устойчивой к коррекции клинической картины.

Стертый типа патологии у детей выявляется обычно случайно при осмотре невропатолога.

Также нередки случаи заболевания, когда тревожная симптоматика выражена незначительно. Такая форма псевдобульбарной дизартрии называется стертой. Иногда ее картина настолько смазана, что незаметна для окружающих, а выявляют проблему у ребенка случайно во время планового осмотра у педиатра или невролога.

Постановка диагноза

При появлении подозрений на наличие у ребенка речевого расстройства необходимо посетить логопеда. В случае выявления признаков псевдобульбарной дизартрии врач отправит малыша на диагностику в отделение неврологии. При таком заболевании нельзя работать только над коррекцией коммуникативного нарушения.

Важно выявить и устранить органический источник проблемы.

Диагноз псевдобульбарная дизартрия ставится с помощью таких методов обследования:

  • осмотр невролога – оценка артикуляции, моторики, мимики, рефлексов. Выявление неврологической симптоматики, с помощью которой можно предварительно установить тип органической патологии или ее локализацию;
  • осмотр логопеда – оценка состояния артикуляционного аппарата, проверка слуха, устной и письменной речи;
  • нейровизуализация – МРТ и КТ позволяют выявить очаги повреждения головного мозга и установить тип проблемы. По показаниям может быть назначена ПЭТ-КТ для проверки показателей церебрального обмена веществ;
  • люмбальная пункция – исследование спинномозговой жидкости направлено на поиск инфекционных возбудителей;
  • дополнительные аппаратные методы диагностики – если требуется оценка мозговой гемодинамики, пациенту назначают дуплексное сканирование, УЗДГ или МРТ мозговых сосудов.

Диагностируют заболевание с помощью МРТ.

В сложных случаях уже на этапе диагностики псевдобульбарной дизартрии собирается целая команда специалистов. В нее помимо невролога, логопеда и педиатра могут входить инфекционист, генетик, травматолог, онколог и другие врачи узкого профиля.

Лечение причины нарушения и коррекция речи

При правильном подходе к борьбе с расстройством можно рассчитывать на устранение его признаков или их существенное сглаживание. В ряде случаев лечение может занимать месяцы и даже годы.
Все это время надо четко соблюдать рекомендации лечащих врачей, не отступая от схемы.

Комплексная терапия псевдобульбарной дизартрии включает ряд основных направлений:

  • лечение, направленное на устранение причины проблемы – в зависимости от ее типа это может быть консервативная терапия, малоинвазивное воздействие или хирургическая операция;
  • способы логопедического воздействия для коррекции расстройства – восстановление функциональности артикуляционных органов обеспечивается специальным массажем, гимнастикой, дыхательными упражнениями. Вместе с логопедом пациент доводит до автоматизма произношение проблемных звуков, работает над непрерывностью речевого потока;
  • реабилитация и укрепление организма – для повышения эффективности основной терапии неврологи нередко назначают сеансы массажа, ЛФК, физиопроцедуры, рефлексотерапию. В качестве дополнительного подхода выступает работа на особых компьютерных тренажерах.

При комплексном подходе применяют массаж.

Одновременно со специализированными методиками практикуют общие. Они включают закаливание, прием витаминов, ноотропов, нейропротекторов. По показаниям ребенку прописывают натуральные седативные препараты, рекомендуют работу с психологом.

Профилактические мероприятия

Факторы, которые являются причинами такой патологии, обычно влияют на детский организм еще в момент его внутриутробного развития. Получается, что ответственность за нормальное развитие малыша лежит на его родителях.

Планирование семьи, отказ от вредных привычек, четкое соблюдение рекомендаций врача, ведущего беременность, снижают потенциальные риски.

Также важное место в профилактике речевого расстройства занимает защита ребенка от влияния на его организм негативных внешних факторов: инфекций, травм, канцерогенов.

Важно

В большинстве случаев псевдобульбарная дизартрия поддается коррекции. Главное, как можно раньше выявить проблему и без промедления начать комплексную терапию под контролем специалиста.

Причины и формы псевдобульбарной дизартрии, ее лечение Ссылка на основную публикацию

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.
Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник: https://insultinform.ru/bolezni/dizartriya/psevdobulbarnaya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector