Логоневроз (невротическое заикание, речевой невроз): лечение, симптомы и причины

Невротическое заикание

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами.

Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств.

Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов.

Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Обратите внимание

Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100.

Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции.

Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе).

В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей).

При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье.

Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен.

Важно

В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма.

При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным.

Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора.

Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия.

Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать.

Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч.

Совет

и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи.

Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр.

Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки.

Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.).

Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение.

У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации.

Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе.

Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Обратите внимание

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание.

Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации.

С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия.

У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Источник: http://MyMedNews.ru/nevroticheskoe-zaikanie/

Как вылечить логоневроз

Логоневроз считается одной из форм заикания, появление которого обусловлено неврозом. Поэтому проявления этого заболевания непостоянны, и сопровождаются обычно другими нарушениями невротического характера.

Оглавление:

При такой форме заикания, у человека нет стабильно труднопроизносимых звукосочетаний, а само заикание проявляется в стрессовых ситуациях, когда человеку психологически трудно общаться (в ситуации конфликта, важного выступления, экзамена, и.т.д.).

Для обозначения этого заболевания в некоторых источниках используются также такие термины как лалоневроз, логоклония. Имея неврологические корни, логоневроз также порой связан с таким явлением как логофобия (вербофобия) – то есть боязнь (страх) говорить. По международному классификатору заболеваний МКБ 10, логоневроз имеет шифр F 98.5

Причины возникновения заболевания

В большинстве случаев логоневроз развивается еще в детском, либо в подростковом возрасте. Совокупность причин, которые привели к его возникновению, очень индивидуальна. Специалисты выделяют как неврологические, так и генетические факторы.

К предпосылкам возникновения логоневроза можно отнести:

  • детский возрастной период от 2 до 6 лет, когда происходит бурное накопление словарного запаса;
  • наоборот, уже имеющиеся другие речевые нарушения (задержка развития речи, общее недоразвитие речи, алалия, дислалия, ринолалия и другие);
  • определенные свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность);
  • патологическое воспитание, нарушение семейных ролей;
  • заикающиеся родители, и свойственные им характерологические черты;
  • подростковый возраст (15-17 лет), когда стрессовая нагрузка ребенка увеличивается в связи с потребностью отстаивать свою социальную значимость, а также в связи с гормональными изменениями в организме;
  • инфекционное поражение ЦНС;
  • детский церебральный паралич (иногда логоневроз проявляется при ДЦП как сопутствующее заболевание);
  • эндокринные нарушения.

При наличии одного или нескольких указанных факторов, заболевание может возникнуть в условиях острого стресса (конфликт в семье, резкий испуг, и.т.д.). Логоневроз у взрослых возникает намного реже, чем в детском возрасте, но тоже может быть спровоцирован психотравмирующей ситуацией.

Лечение логоневроза нужно начинать как можно раньше, пока соответствующая симптоматика не успела закрепиться.

Логоневроз у детей подразумевает комплексную терапию, и обязательно работу с семейным и детским психологом, который поможет семье выработать гармоничный стиль воспитания, создать комфортный психологический микроклимат в семье.

Симптомы и виды

Источник: http://24spm.ru/kak-vylechit-logonevroz/

Логоневроз (заикание)

Логоневроз, или лалоневроз, логоклония – это форма заикания, связанная с неврозом. Это значит, что наиболее часто симптомы заикания проявляются в кризисных, стрессовых ситуациях.

Затруднения в речи могут повлечь за собой другие невротические расстройства, например логофобию – страх общения. Проявляется логоневроз как нарушения в речи в виде непроизвольных судорожных задержек, повторениях или затяжного произнесения частей слова.

Логоневроз может развиться в детском, подростковом или взрослом возрасте и без правильного лечения сохраняется на всю жизнь.

Причины логоневроза

Совокупность причин, которые приводят к развитию заикания, индивидуальны в каждом отдельном случае. Как правило, здесь играют роль неврологические и наследственные факторы.

Среди причин называют:

  • Совокупность речевых нарушений в возрасте до 6 лет
  • Особенности нервной системы
  • Неправильное воспитание
  • Стрессовые, психотравмирующие ситуации в детстве и подростковом возрасте
  • Гормональные нарушения
  • Инфекции
  • Развитие логоневроза на фоне ДЦП

Виды и характер логоневроза

Невротическое заикание как функциональное расстройство и неврозоподобное заикание, вызванное органическими нарушениями центральной нервной системы – два основных вида логоневроза. По особенностям симптоматики и течения заикание может проявляться волнообразно, усиливаясь и слабея от ситуации к ситуации, быть постоянным и рецидивирующим, то есть проявляться через время.

Симптомы логоневроза (заикания)

Среди симптомов можно отметить речевые судороги, неритмичное дыхание, непроизвольную мимику (нервные тики, моргание), паузы, повторения слов.

Симптомы обостряются в моменты переживаний, и зачастую сопровождаются и другими невротическими симптомами – подавленность, тревога, низкая самооценка, бессонница, отсутствие аппетита.

Важно

При начальной стадии логоневроза наблюдаются только эпизодические нарушения речи, в то время как поздняя стадия характеризуется появлением фобий, связанных с речью и общением. На этом этапе может произойти паралич механизма произнесения звуков.

Лечение

На сегодняшний день существует довольно много методов лечения логоневроза, каждый их которых основан на одной из причин появления и развития заболевания.

Логопед рассматривает заикание как дефект речи, невропатолог и психолог – как следствие невротической реакции.

Учитывая тот факт, что логоневроз имеет именно неврогенную природу, лечение должно быть сконцентрировано на поиске причины, вызвавшей заболевание, и ее устранении. Помощь логопеда, физиотерапевта и массажиста в данном случае, будет скорее как поддерживающая терапия.

К сожалению, многие методы лечения не дают ожидаемого результата, поскольку они работают только с отдельными симптомами. Если Вы читаете этот текст, значит, понимаете, что эффективность такого лечения крайне мала.

Гипнотерапия и логоневроз

Гипноз как метод лечения логоневроза зарекомендовал себя как один из самых успешных методов.

Поскольку причина возникновения заикания находится в бессознательном, именно гипнотерапия может помочь найти ее, устранить и добиться укрепления нервной системы и стабилизации психоэмоционального состояния.

На сеансах гипнотерапии мы найдем психотравму, вызвавшую логоневроз, проработаем ее, дезактуализируем, и «перепишем» Ваши реакции на ту стрессовую ситуацию, которая стала спусковым механизмом заикания.

Совет

Улучшения после первого сеанса – это реальность, которую Вы сможете пережить сами. И все это без медикаментов и многочасовых сеансов лечебной физкультуры и физиотерапии.

Избавление от спазмов мускулатуры лица и устранение внутренних зажимов, основанных на страхах, происходит уже в самом начале гипнотерапии, но для закрепления результата – улучшения деятельности речевых центров – нам понадобится курс лечения, который позволит стабилизировать нервную систему, устранить сопутствующиеневрологические расстройства, повысить стрессоустойчивость.

Наша совместная работа позволит Вам самостоятельно контролировать эмоциональный фон, устранять перевозбуждение нервной системы и избегать стрессовых ситуаций, которые вызывали ранее обострение симптомов заикания.

Результат лечения заикания гипнозом:

  • Устранение затруднений в речи
  • Отсутствие судорог мышц речевого аппарата
  • Согласованность речи, мимики, артикуляции и дыхания
  • Правильная организованная манера речи

Источник: https://golovinov.org/consult/logonevroz_zaikanie/

Все о неврозоподобном заикании, от диагностики до лечения

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, представляет собой органическое заболевание, не обусловленное обратимыми изменениями психики. Причинами являются последствия изменений головного мозга после различных патологий – внутриутробных или перенесенных в раннем детстве.

Симптомы и особенности

При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

Обычно заболеванию сопутствуют недоразвитие психики и моторики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и вследствие перенесенных простуд и других соматических болезней. Например, после перенесенного цистита, гастрита, гломерунефрита, вирусных «простыд», гриппа, ангины, «ветрянки», гриппа и т.д.

Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

Дети с дизартрией (нарушение иннервации речевого аппарата) и дислалией (нарушение произношения определенных звуков) говорят невыразительно, звуки произносят приглушенно и монотонно. Недостаточно выразительную речь они компенсируют жестикуляцией или преувеличенной мимикой, похожей на кривляние.

Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят логопед, невролог и психолог. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Эти же врачи назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Но основным методом коррекции заболевания является терапия нарушений работы головного мозга.

Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи.

Обратите внимание

Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике.

Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

Сопутствующие проявления

У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

Причины

Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

Отличия от других форм

Дифференцировать неврозоподобное заикание проще всего, если узнать, при каких обстоятельствах ребенок стал заикаться. При невротическом заикании нарушения проявляются внезапно, и сразу в тяжелой форме. Неврозоподобная форма заикания начинается со слабых симптомов.

Кроме того, различие состоит в причинах появления – при разговоре с родителями и самим ребенком становится ясно, была ли в жизни ребенка психотравма, после которой появились нарушения речи, или заикание началось вместе с появлением у ребенка в речи фраз и предложений.

Важно

Иногда за неврозоподобное заикание принимают «спотыкание», характерное для синдрома гиперактивности. При спотыкании речь тоже ускорена, дети с гиперактивностью говорят нечетко, меняют местами слоги и звуки, пропускают буквы в словах.

Главное отличие этого нарушения – усиление спотыкания при чтении известного текста и уменьшение симптомов при первом чтении незнакомого. Дети с гиперактивностью не осознают своих проблем с произношением, отсутствует критика к своей речи.

Лечение

Диагностика включает в себя тестирование устной речи, памяти, а также письма у детей школьного возраста. Важно включить в диагностический план рентген черепа, электроэнцефалографию, МРТ. Инструментальные обследования позволят выявить энцефалит, кисту, гематому, опухоль, аневризму, гипертензию, гидроцефалию и другие органические причины заикания.

У детей младшего возраста лечение осложнено не осознанием речевого дефекта и, соответственно, отсутствием желания от него избавиться.

Эмоционально-волевая сфера еще не созрела, и для того, чтобы заниматься с врачом и осознанно работать над речью, ребенку нужно повзрослеть. Но какие-то шаги к выздоровлению делать нужно.

И в первую очередь – по возможности устранить или ослабить последствия органических нарушений центральной нервной системы.

Органические нарушения речи лечат три специалиста – невролог, психолог и логопед.

Невролог назначает ноотропы, улучшающие деятельность головного мозга, а также витамины и лекарства, способствующие налаживанию метаболизма.

Если заболеванию сопутствует высокое внутричерепное давление, для его нормализации могут быть назначены мочегонные лекарственные средства. Реже применяются гомеопатические препараты.

Занятия с логопедом помогают корректировать дислалию и дизартрию, логопед учит ребенка правильному произношению, делает массаж лица и головы. Психолог работает с психомоторными функциями.

Совет

Работа с психотерапевтом необходима лишь при смешанном заикании – невроподобном с невротическими симптомами. Эффективны такие методы, как психокоррекция, арт-терапия, когнитивная, семейная и групповая терапия.

Также подростку могут быть назначены успокаивающие травы и таблетки. А в серьезных случаях с наложением депрессии – антидепрессанты.

Полезен логопедический массаж – комплекс массажных движений для расслабления артикуляционного аппарата. Логопеды применяют эти техники перед работой над произношением. Посмотрите видеозапись логопедического массажа и научитесь делать его для своего ребенка.

С органической формой заикания можно и нужно бороться, ведь от правильной речи зависит, как сложится жизнь пока еще малыша, но уже скоро – школьника, подростка, юноши и взрослого человека. Какими бы ни были причины заикания, комплекс лечебных мероприятий и внимательный подход изменят ситуацию к лучшему.

Источник: https://psihodoc.ru/nevrozy/nevrozopodobnoe-zaikanie.html

Что такое логоневроз

Сегодня я расскажу вам о логоневрозе, не все знают, что это научное название заикания.

Логоневроз – как можно догадаться из приставки лого- — речевой невроз. Это заикание, обусловленное психическими факторами. На нервно-психическую природу заикания указывали еще первые исследователи этого феномена: А. Либман (1901 г.), Неткачев Г.Д. в 1909 г.

определил логоневроз как «страдание чисто психическое», что с моей точки зрения является чистейшей правдой! Ведь у меня всегда было все в порядке с речевым аппаратом с физиологической точки зрения, никаких травм, растяжений и т.д. Полностью здоровые мышцы и связки, что конечно указывает на проблему в «голове».

Описывая симптоматику, этот и другие специалисты от медицины, указывали, что логоневрозу присущи такие патологические состояния психики, как подозрительность, неуверенность в себе, раздражительность, страх, тревога, ипохондрия и меланхолия.

По сути симптоматика речевого невроза совпадает с известными признаками депрессивных невротических расстройств.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Логоневроз у детей

Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в 3-4 года(по словам родителей, сам я не помню этого) у меня начал проявляться логоневроз, родители во время не приняли меры и заикание стало моим клеймом и проклятьем белее чем на 20 лет.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры! Вы не представляете какого это- жить с логоневрозом, это настоящая мука, сколько детских слез было пролито… Просто представьте – вы отвечаете что-то на уроке и 30 одноклассников гадко хихикают над твоим дефектом и нет никакой возможности после урока разобраться с обидчиками, любая твоя попытка вызывает еще большие насмешки и издевательство!

Но детство это еще пол беды, конечно для ребенка заикание кажется порой ужасной трагедией. Но на самом деле во взрослой жизни все будет куда трагичнее. У логоневроза есть она особенность… он как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

По данным статистики мальчики страдают от логоневроза чаще девочек, поскольку они менее устойчивы эмоционально. Доля заикающихся детей составляет в среднем по миру 2-3%, взрослых – 1%.

Причины логоневроза по мнению врачей

Причины возникновения логоневроза лежат в психике ребенка. Точно еще никто из врачей не сказал в чем же причина логоневрозов, выдвинуты несколько теорий, но это все домыслы, видимо потому что не возможности проследить появление логоневроза у ребенка. Детей приводят к врачам уже после того как заикание началось.

Читайте также:  Как принимать бетагистин без последствий: инструкция,отзывы и аналоги

Основные причины по мнению врачей: негативные эмоциональные состояния, внезапные и сильные психоэмоциональные потрясения такие, как переутомление, испуг или постоянные страхи. Дефекты нервной системы, возникшие вследствие генетической предрасположенности, травмы во время родов также могут быть ответственны за появление заикания.

Подробнее о причинах заикания читайте тут.

У взрослых логоневроз возникает значительно реже, чем у детей. В редких случаях он может быть спровоцирован серьезной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего логоневроз развивается в детском или подростковом возрасте. В числе причин этого заболевания могут лежать как неврологические факторы, так и генетическая предрасположенность:

  • специфические свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость);
  • патологическое воспитание, прессинг в семье;
  • инфекционные поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения.

Симптомы логоневроза

Источник: https://zaikanieblog.ru/zaikanie/chto-takoe-logonevroz.html

Симптомы логоневроза и специфика лечения заболевания

Логоневроз (лалонервоз, невроз речи) – это форма заикания, которая появляется как симптом невроза. Согласно МКБ 10 логоневроз относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения и не является отдельной нозологической единицей. Логоневроз может возникать как у детей, так и у взрослых.

Этиологический фактор

Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.

Наиболее распространенными причинами логоневроза являются:

  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты;
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство;
  • Наследственная предрасположенность.

У детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. Для каждого возраста выделяют отдельные причины.

У маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата.


Обратите внимание

У подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.

Нарушение речи появляются как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Если обстановка в доме напряженная, имеют место постоянные конфликты, то ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Клиническая картина

В зависимости превалирования тех или иных симптомов выделяют несколько видов невротического заикания.

ВидКлинические проявления
Тонический логоневроз Проявляется в виде паузы в речи, во время которой человек делает попытки что-то сказать. Этот вид нарушения речи может проявляться «растягиванием» какого-либо звука.
Клонический логоневроз Человек, страдающий этим видом, повторяет один звук или слог.
Смешанный тип Вариант, при котором возможны оба проявления.

Ведущий симптом логоневроза – заикание. Оно возникает на фоне спазма какого-либо отдела речевого аппарата. Это может быть спазм гортани, тогда человек не может «выдать» звук. Если у него сжимаются губы или язык, то возникают артикуляционные судороги.

Логоневроз проявляется периодическим повторением одного звука, слога или небольшого слова. Он может быть в виде артикуляционного спазма или спазмов речевого аппарата.

Заикание при логоневрозе появляется не произвольно, а только в стрессовых ситуациях.

Пусковым фактором может быть любое эмоциональное перенапряжение, ссора, всевозможные сильные положительные или отрицательные эмоции.

Так как логоневроз в первую очередь неврологическое состояние, то можно наблюдать соответствующие симптомы. К заиканию присоединяются мышечные тики, непроизвольные гримасы, моргание, судороги. Пациенты жалуются на нехватку воздуха, ощущение удушья.

Изменяется также психическое состояние пациента. Он становится более уязвимым, начинает остро ощущать собственную неполноценность.

Многие больные жалуются на отсутствие аппетита, нарушения сна (бессонница или кошмарные сны). Значительно нарастает уровень тревожности, могут появляться немотивированные страхи.

Важно

Такое состояние психики в свою очередь провоцирует возникновение новых приступов неврологического заикания.

Если такое состояние развивается у детей или подростков, оно может привести к возникновению комплексов или более серьезных психологических нарушений. Дети начинают сознательно избегать ситуаций, которые могут привести к формированию приступа. Ребенок становится более замкнутым, неохотно идет на контакт. В некоторых случаях это может трансформироваться в депрессию.

Принципы диагностики и терапии

Перед началом лечения необходимо установить причину заикания. Для определения органических поражений головного мозга необходимо сделать МРТ или КТ.

Психолог или психотерапевт помогает установить факт наличия травмирующего агента в прошлом.

Лечение логоневроза можно разделить на две группы.

К первой относится коррекция неврологических и психологических нарушений. А с проблемами артикуляции борются логопеды.

Логоневроз – это многокомпонентное заболевание, которое требует комплексного подхода к лечению. Каждый пациент требует индивидуального подхода и проработку целого комплекса мероприятий, направленного на устранения заболевания и его последствий.

Занятия с логопедом помогают ребенку избавиться от скованности, научиться проговаривать все звуки правильно.

У детей формируется четкая и грамотная артикуляция всех звуков, что на следующих этапах лечения позволяет ему чувствовать себя более раскрепощенно.  Врач помогает освоить технику правильного дыхания и речи.

С помощью нее пациент учится владеть собственным голосом и речевым аппаратом в полной мере. Для этого используются техники Арутюняна или дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Методы психотерапии

Работа с психотерапевтом нужна для решения психологической причины. С этой целью у взрослых можно применять методы гештальт-терапии.

Врач проводит индивидуальные занятия с пациентом для того, чтобы определиться с отношением к травмирующей ситуации и вместе найти решение. Можно использовать элементы гипноза, т.н. суггестивная методика лечения логоневроза.

Важно научить пациента приемам аутотренинга. Они необходимы для того, чтобы к человеку вернулись уверенность в собственных силах и он мог вести полноценную социальную жизнь.

Все подходы индивидуальны и, к сожалению, ни один из них не дает 100%ной гарантии.

Лечебная физкультура

Существует множество практик по лечению неврологического заикания, в основе которых лежат упражнения из йоги.

Многие врачи советуют обратиться к мануальному терапевту. Точечный массаж подходит как для лечения взрослых, так и детям. Эта методика помогает снять напряжение речевых центров и восстановить нервную регуляцию речевого аппарата.

Иногда результаты видны уже после первых сеансов, но в большинстве случаев необходимо настроиться на долгое лечение.

Нетрадиционные методы

Лечение логоневроза с помощью народных средств в домашних условиях довольно распространено. В основе этих методов лежит успокаивающее действие трав и отваров из них.

Можно приготовить настой на основе ромашки, липы, крапивы, мелиссы. Для этого необходимо взять все эти травы в равных пропорциях и сделать настой из расчета 1 столовая ложка на литр кипятка. Пить этот настой три раза в день.

Похожим эффектом обладает сбор из плодов шиповника, почек березы, полыни, мяты и чебреца. Смешайте компоненты и сделайте отвар. Им рекомендуется полоскать рот два-три раза в день.

Источник: https://ODepressii.ru/nervy/logonevroz.html

Невроз при заикании

  • Заикание как невроз
  • Бесчеловечный эксперимент в США
  • Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций).

    Это определение было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А.

    Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого».

    Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

    Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.

    Совет

    Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

    Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

    Сторонниками этой теории были А.

    Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.
    Таким образом, в конце 19 начале 20 в.

    все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.).

    Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

    Данные исследований причины заикания как речевого невроза, проведенные в ЦКР

    Посадите перед собой в метрах трех от себя друга или родственника. Вытяните вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Остальные сжаты в кулак. Смотрите на своего друга именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз).

    А теперь постарайтесь выполнить, казалось бы невыполнимое задание. Попытайтесь закрыть Вашим большим пальцем правой руки лицо друга. После этого проделайте тот же эксперимент левой рукой. Еще раз напоминаю: оба глаза открыты. Подсознательно Вы установите свой большой палец на ось ведущего глаза.

    Спросите у своего друга, какой у Вас ведущий глаз.

    Схема эксперимента (вид сверху)

    Если Ваш друг видит такую картинку, то у Вас ведущий глаз — левый.

    ОПРОС 1. По данным тестирования, проведенного на независимом скрипте от yandex.ru, результаты распределились следующим образом:
    Данный тест позволяет выявить диссонанс между правым и левым полушарием мозга, который часто является причиной речевой проблемы.

    В норме ведущий глаз и ведущая рука должны совпадать. * Диссонанс определяется, если палец находится на оси левого глаза или на оси то левого, то правого глаза. Отсутствие диссонанса определяется, только когда палец четко находится на оси правого глаза.

    Из 3-х тысяч пациентов ЦКР, обследованных на протяжении нескольких лет, 48% имели ведущий глаз левый, 17% — «то левый, то правый» и 35% — правый глаз.

    Некоторое отличие, по-видимому, связано с тем, что в ЦКР приходили пациенты в среднем с более тяжелыми формам заикания, чем те, которые участвовали в интернет-опросе.

    Таким образом, мы можем сделать промежуточный вывод:

    По данным первого опроса нарушения психологического характера не превышают 35% до 45% — в среднем — 40% Остальные 60% имеют диссонанс взаимодействия левого и правого полушарий мозга, т.е. физиологическую предрасположенность к речевому неврозу..

    ОПРОС 2. Те 40%, у кого совпали ведущий глаз и рука, продолжили опрос:

    Если заикание развивалось постепенно в течение нескольких месяцев или заикание появилось сразу, когда ребенок начал говорить фразами, мы можем с большой вероятностью утверждать, что именно неврологическая предрасположенность, то есть нарушения физиологического характера (например, повышенная активность двигательных медиаторов мозга) являются истинной причиной возникновения заикания.

    Заикание, возникшее по причине психотравмы, обычно имеет «симптом обрыва»: непродолжительное молчание, после которого появляется речь с заиканием.

    Таким образом, доля первичных нарушений психологического характера уменьшается более чем на треть от оставшихся 40% и составляет 12%.


    Обратите внимание

    Не хочется уж совсем принижать долю психологических факторов, но заметим, что неврологическая предрасположенность могла присутствовать и у тех, у кого заикание возникло в «один день».

    ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
    В основе возникновения заикания как невроза лежат нарушения именно физиологического (более 80%), а не психологического характера.

    Иными словами, первичен не испуг или психотравма, а физиологическая предрасположенность к речевым спазмам. Именно на это указывал известный психиатр профессор И. А.

    Читайте также:  Предпосылки и предвестники инсульта головного мозга у женщин и мужчин

    Сикорский в «честь» которого заикание имеет второе название: «невроз Сикорского» Соответствующие акценты нужно расставить и в лечении заикания: вначале нужно лечить причину — спастическую готовность речевого аппарата, а вторичные психологические осложнения корректировать в рамках комплексного подхода.

    Бесчеловечный эксперимент.

    Американский штат Айова заплатит жертвам эксперимента, вызывающего заикание.

    Власти штата Айова должны выплатить около миллиона долларов шести пожилым людям, которые подали иск в связи с тем, что их в детстве использовали в эксперименте по стимулированию заикания.

    В течение полугода в 1939 г. ученые из университета Айовы, проводившие этот эксперимент, подвергали детей-сирот различным унижениям. В ходе этого исследования проверялась теория о том, что психологическое давление вызывает заикание.

    В течение шести месяцев один из пионеров исследований в области речевого развития Уэнделл Джонсон проверял свою теорию на 22 детях, взятых из детских домов.

    Некоторые из участников исследования подвергались унизительному обращению, а другие использовались для сравнения.
    При этом заикания не возникло ни у кого из участников исследования, однако некоторые дети просто отказывались говорить.

    В 2001 году одна из калифорнийских газет описала подробности проводимых в университете штата экспериментах, ссылаясь на воспоминания одного из специалистов.

    Университет штата Айова принес публичные извинения по этому поводу, однако в 2003 году шесть человек подали иск, требуя компенсации в размере 13,5 млн. долларов. Истцы заявляют, что в результате проведенных над ними экспериментов пострадала их психика.

    Важно

    Генеральный прокурор штата Айова заявил, что пяти истцам будет выплачено 900 тысяч долларов, а еще один пострадавший получит 25 тысяч.

    Источник: http://knowpeople.ru/nevroz-pri-zaikanii/

    Невротическое заикание у детей – Психиатрия

    Невротическое заикание у детей – заболевания, симптомы и причины Психиатрия/30 мая 2005 17:49

    Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в рече­вом акте.

    Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У мальчи­ков оно возникает чаще, чем у девочек. По данным разных авторов, это соотношение колеблется от 2 : 1 до 10:1.

    Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4—5 лет, когда происходит значительное усложне­ние фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера.

    Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т. е. на 2— 3-м году жизни.  

    Причинами возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское уч­реждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Невропатические состоя­ния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследствен­ная отягощенность в 17,5% случаев невротического заика­ния. Важное значение в происхождении заикания принад­лежит также ряду внешних факторов, особенно неблагопо­лучному «речевому климату» в виде перегрузки информа­цией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротиче­ской фиксации.  

    Патогенез невротического заикания, как и заикания вообще, мало изучен. Высказывается предположение о роли описанного И. П. Павловым механизма «изолированного больного пункта» в коре головного мозга, ведущего к рас­стройству деятельности речедвигательной системы.

    Однако данный механизм не объясняет про­исхождения судорожного компонента заикания. Определен­ная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму патологической фиксации физио­логических задержек и запинок речи, свойственных детям в период становления и развития речи, т. е. в возрасте 2— 4 лет.

    Существование этого механизма нашло отражение в специальном термине «заикание развития».  

    Совет

    В генезе невротического заикания в результате острых шоковых и субшоковых психических травм, сопровождаю­щихся аффектом испуга, вероятно, играет роль механизм патологически устойчивой условнорефлекторной связи.

    Относительная частота у заикаю­щихся сопутствующих расстройств общей и речевой моторики, которые усиливаются в состоянии аффекта и проявля­ются в нарушениях координации тонких движений, явилась источником предположения о роли в патогенезе заикания вообще «фацио-букко-лингвальной диопраксии».

    Закреплению речевой судороги при невро­тическом заикании способствует механизм развития мотор­ного автоматизма.  

    Избирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании, по-видимому, объясняется на­личием врожденной или приобретенной функциональной (а возможно, и структурной) недостаточности систем, обеспечивающих моторные компоненты экспрессивной речи. В пользу этого говорит относительная частота нарушений общей и речевой моторики у ближайших родственников де­тей, страдающих заиканием.  

    Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-во­кальной мускулатуре с постепенным присоединением тоникоклонических судорог в артикуляционной мускулатуре.

    Часто отмечаются скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные сопутствующие речи, дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей.

    Сравнительно быстро, спустя несколько месяцев или 1 — 2 года после возникновения заикания, появляется более или менее выраженная реакция ребенка на дефект речи; дети начинают замечать его, стес­няются говорить в присутствии посторонних, отказываются от устных выступлений на утренниках.

    Позднее, в школьном возрасте, а особенно часто у подростков возникает страх речи — логофобия, который значительно усиливает заикание при волнении и психическом напряжении, в частности при вы­зове к доске в школе.

    Выраженная логофобия, наблюдаемая в основном в пубертатном возрасте, может вести к полному отказу подростка от устных ответов в школе, что является источником школьной дезадаптации, снижает уровень усвое­ния школьной программы и становится дополнительным ис­точником переживаний неполноценности у подростка.  

    Для невротического заикания характерно выраженное непостоянство его интенсивности — от резко выраженного заикания, делающего практически невозможным речевой контакт, до почти совершенно плавной и незатрудненной речи.

    Обратите внимание

    Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, волнения, усиления ответст­венности, а также при необходимости вступать в контакт с незнакомыми лицами. В то же время в привычной домаш­ней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может становиться почти незаметным.

    Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстрой­ствами: страхами, колебаниями настроения, – расстройствами сна, тиками, энурезом и т. д., которые нередко предшествуют возникновению заикания.  

    Динамика заикания может быть различной. Началь­ный этап может протекать в форме острой невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоко­вой реакции, связанной с сильным испугом, особенно в слу­чае развития реактивного мутизма.

    При длительных психотравмирующих ситуациях, а также в условиях неблагоприят­ного «речевого климата» начальный этап проявляется преневротическим состоянием с эпизоди­чески возникающими запинками в речи. Чаще заикание воз­никает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи.

    В дальнейшем происходит либо обратное развитие заи­кания, либо его фиксация на основе закрепления моторного речевого автоматизма. Во втором случае развивается невро­тическое состояние с синдромом заикания. В структуру невротического состояния (логоневроза), помимо заикания, входят астенические, фобические, субдепрессивные, соматовегетативные компоненты.

    Течение имеет волнообразный характер с периодическим усилением заикания и сопутствую­щих ему невротических расстройств под влиянием различных психотравмирующих воздействий и эмоционального напря­жения, например в начале школьного обучения, в период экзаменов.  

    Усиление заикания и усложнение невротического состоя­ния, как правило, наблюдаются в пубертатном возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет, что связано с пубертатными сдвигами в организме, а главное — с обострением реакции личности на дефект речи.

    В этом возрасте резко усиливается логофобия, появляется более или менее стойкий субдепрессивный сдвиг настроения, возникают разнообразные астенические и соматовегетативные наруше­ния.

    Важно

    На этой основе у подростков с акцентуацией характера тормозимого типа, а также соматически ослабленных может возникать невротическое формирование (развитие) личности, в структуру которого наряду с заиканием входят понижен­ный фон настроения и патологические изменения характера с преобладанием астенических или псевдошизоидных черт. Таким образом, невротическое заикание во многих случаях имеет затяжное, рецидивирующее течение.  

    Однако, несмотря на возможность неблагоприятной ди­намики с переходом в невротическое формирование личности в лубертатном возрасте, сам синдром заикания обнаружи­вает четкую тенденцию к сглаживанию и даже исчезновению в постпубертатном периоде.

    Число случаев «резидуального заикания» у лиц в возрасте 25 лет составляет Yip от числа заикающихся в подростковом и юношеском возрасте.

    По-видимому, это связано с несколькими моментами: воз­растным созреванием системы речедвигательных механиз­мов головного мозга, компенсаторными явлениями, включая использование больными различных приемов, маскирующих заикание, а также с обратным развитием резидуально-органической церебральной патологии, лежащей в основе неврозоподобного заикания.  

    Невротическое заикание необходимо в первую очередь дифференцировать с неврозоподобным заиканием, возникающим в связи с резидуально-органическими и сома­тогенными нарушениями деятельности головного мозга.

    Неврозотюдобное заикание развивается чаще постепенно, ис­подволь, начинаясь с так называемых запинок на фоне более или менее выраженных проявлений задержки речево­го развития (замедленный темп, косноязычие и т.д.).

    При нем часто отсутствуют указания на испуг или другие психотравмирующие переживания, предшествовавшие возникнове­нию заикания.

    Само неврозоподобное заикание характеризуется с самого начала преобладанием клонотонического судорожного компонента в артикуляционных мышцах, час­тым наличием сопутствующих тикообразных гиперкинезов. Реакция личности на дефект речи часто вплоть до пубертатного возраста отсутствует — больные не стараются скрыть его, мало пользуются специальными логопедическими прие­мами, маскирующими дефект речи.  

    Совет

    Неврозоподобное заикание обычно проявляется на фоне органических черт психики (инертность, затрудненная переключаемость, импульсивность, преобладание эйфорического фона настроения) и сочетается с другими неврозоподобными расстройствами (тиками, энурезом), церебрастеническими симптомами и рассеянной неврологической симптоматикой.

    Лабораторные исследования часто выявляют изменения по органическому типу на ЭЭГ, признаки компенсированной гидроцефалии на рентгенограмме черепа.

    Динамика неврозоподобного заикания отличается относительной монотон­ностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заи­кания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи под влиянием инфекций, травм и других соматических заболеваний.  

    В пубертатном возрасте в связи с относительной редук­цией резидуально-органических церебральных нарушений и появлением реакции личности подростка на дефект речи и связанные с ним затруднения социальной адаптации отгра­ничение неерозоподобного заикания от невротического ста­новится более трудным. Дифференциации помогает тщатель­ное изучение данных анамнеза, особенностей течения заика­ния и динамики нервно-психического состояния в целом. Сле­дует учитывать, что невротическое формирование (развитие) личности нехарактерно для больных неврозоподобным заи­канием.  

    Значительно меньшее внешнее сходство с невротическим заиканием имеет органическое заикание, обусловленное ор­ганическим поражением головного мозга и представляющее собой гиперкинез с насильственными сокращениями артикуляционных мышц, который сочетается с гиперкинезами мышц шеи и конечностей, грубыми нарушениями дыхания и фона­ции, дизартрией. Эта форма заикания отличается особой стойкостью, резистентностью к терапии. У больных с орга­ническим заиканием, как правило, имеет место психооргани­ческий синдром, нередко с интеллектуальной недостаточ­ностью. Реакция личности на дефект речи обычно отсутст­вует.  

    Невротическое заикание дифференцируют также с так называемым спотыканием (poltern зарубежных авторов). В последнем случае имеет место не расстройство речи судо­рожного характера, а разнообразные нарушения темпа и ритма речи (ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму), сочетающиеся с нарушениями артикуляции (смазанность речи), голоса (неожиданные колебания громкости, монотонность), а также с затрудненным нахождением слов, нечеткой формулировкой фраз, беспорядочной перестановкой смысловых ударений. В генезе спо­тыкания основная роль отводится остаточным явлениям ран­него органического поражения головного мозга. Заикание как сопутствующее невротическое или неврозоподобное расстройство может встречаться также у больных различными психическими заболеваниями: шизо­френией, эпилепсией, олигофренией.

    Источник: https://health.sarbc.ru/nevroticheskoe-zaikanie-u-detei.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector