Что такое резонерство мышления – причины и примеры расстройства

Расстройства мышления

Выделяют расстройства мышления по форме (нарушения ассоциативного процесса) и по содержанию (сверхценные идеи, бред, навязчивости).

Нарушения ассоциативного процесса
Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень быструю («пулеметную») речь, все-таки не успевают их высказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, допустим, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в скачке идей (fuga idearum), когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл.

Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций, замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жалуются, что у них «часами не бывает в голове никаких мыслей», «ничего не приходит в голову».

Обратите внимание

На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами «да» или «нет», часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что больной не расслышал или не понял вопроса.

Сами больные в таком состоянии говорить не начинают, ни к кому ни за чем не обращаются.

Обстоятельность мышления заключается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, им все кажется важным, нужным – каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного.

Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном припадке, описывает свое состояние следующим образом: «Так вот, когда я встала, то пошла умываться, полотенца еще не было, его, наверное, Нинка-гадюка взяла, я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти, а я еще и зубы не чистила, мне няня говорит: «Иди скорее», а я ей про полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не помню».

Патологическая обстоятельность мышления характеризуется очень малой продуктивностью, подчас же вообще непонятно, что больной хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).

Персеверация мышления (лат. perseveratio – настойчивость, упорство) – патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице имени Соловьева». – «Сколько времени вы здесь?» – «Больница Соловьева». – «Ваша специальность до болезни?» – «Больница Соловьева». -«Чем вы сегодня занимались?» – «Больница Соловьева».

Вербигерация (лат, verbum – слово + gero – веду, совершаю) – речевая стереотипия – бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних тех же слов, реже – фраз или их обрывков.

Важно

Паралогичное мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: «Я заболела шизофренией, потому что в детстве мало ела манной каши» или «Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке».

Резонерство – склонность к пустым рассуждениям, когда, как говорят, «очень много слов и мало мыслей». Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: «Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно».

Разорванность мышления (шизофазия) выражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, и поэтому ее нередко называют словесной окрошкой, словесным салатом.

Паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.

Бессвязность мышления (инкогерентность), инкогерентное мышление; лат. in – частица отрицания + cohaerentia – сцепление, связь) характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: «Чудо, чудо… жили-были…

ах, как холодно… день, пень, лень… до свидания…».

Инкогерентность может напоминать разорванное мышление, но главное отличие в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания, инкогеренция же – всегда следствие помрачения сознания (обычно по типу аментивного синдрома, аменции).

Расстройства мышления по содержанию
Сверхценные идеи (гиперквантивалентные идеи: гр. hyper – над, сверх + лат.

quantum – сколько + valenti -сила) – мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение.

Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением.

Совет

Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он поэт необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении он уже не считается ни с какими реальными фактами.

Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

Человек, в действительности имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это – трагедия всей его жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что все его неудачи – только в связи с этим «уродством».

Или человека кто-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных поступках окружающих и даже в их доброжелательных действиях видит только одно – желание ущемить его интересы, вновь обидеть его.

То же может касаться и сутяжничества (кверулянства; лат. querulus – жалующийся) – склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, газета, суд и т. д.

), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.

Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей.

Бредовые идеи (бред) – неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность.

От обычных человеческих заблуждений (например, от суеверия -убежденности в существовании ведьм, колдунов, «нечистой силы») или от неправильного предположения о недоброжелательном отношении окружающих бред отличается следующим:
1) всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;

4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.

Просто заблуждающийся человек (например, в силу недостатка знаний или особенностей воспитания верящий в «нечистую силу») при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений, равно как и человек, по тем или иным причинам думающий о плохом к нему отношении окружающих.

Обратите внимание

Если же это бред, допустим, бред околдования или бред преследования, то никакими доводами, никакими фактическими доказательствами этого больного разубедить не удастся.

Пока он болен, он непоколебимо будет верить в то, что «испорчен нечистой силой», или в то, что окружающие его «жестоко преследуют».

По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: бредовые идеи преследования, бредовые идеи величия и бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).

Источник: https://psyera.ru/6015/rasstroystva-myshleniya

Расстройства мышления

Мышление – это психический процесс, благодаря которому человек может воспроизводить наиболее существенное, главное, раскрывать закономерные связи между явлениями. При соскальзывании мышления человек говорит фразы, составленные в несколько осмысленных конструкций, а затем, без причины переключается на рассказ о совсем другом, также правильно, но совершенно не связано с предыдущим.

Разорванность мышления – патология мышления, которая проявляется в разрыве смысловых связей и понятий при сохранении грамматической и синтаксической формы предложения.

Шизофазия – разорванность достигает степени безалаберности, “языковой мешанины”, когда больной говорит в нормальном темпе, с нормальной интонацией слова или даже предложения, не имеющие никакой логической связи.

Инкогерентное мышление – утрата способности к образованию ассоциативных связей посредством чувств, представлений и понятий, отражению действительности в ее связях и отношениях, анализе и синтезе. Речь при этом становится беспорядочной.

Языковая разорванность может быть: аментивной, хореатической, атактической и маниакальной.

Амбитендентное мышление – мышление, при котором у больного одновременно возникают антагонистические взаимопротивоположные идеи.

Аутистическое мышление – характеризуется оторванностью от реальности.

Ассоциации возникают преимущественно на основе идей и представлений, ощущений связанных с болезнью, при которой доминируют внутренние переживания.

Больные замыкаются в себе, держатся в стороне, почти ни с кем не общаются. Ответы на вопросы формальные, их фантазии сосуществуют в сознании с реальностью, желание воспринимается как действительность.

Важно

Паралогика – нарушение логики, когда определенное понятие заменяется символом или знаком, понятным только больному, который делает на основе этого объективно непонятные умозаключения, не соответствующие суждениям, из которых они выводятся. Паралогическое мышление возникает при шизофрении.

Атактическое мышление – патология мышления, которая проявляется неправильным парадоксальным сочетанием понятий и суждений, без логических связей нанизывающихся друг на друга. Может проявляться языковой беспорядочностью.

Резонерство – бесплодное мудрствование, появление в мышлении пустых вербальных посылов, которые не соответствуют теме разговора и не достигают цели. Бессодержательность и бедность суждений при этом могут быть одеты в правильную форму.

Выделяют три степени резонерства: крайнюю – непонятно о чем говорит больной, среднюю – только после длительных расспросов можно получить объяснения, легкую – может встречаться и у психически здоровых людей, которым свойственно многословие, отвлечение от темы разговора. Отмечается при энцефалопатии, шизофрении и сенильных изменениях психики.

Персеверация – длительное доминирование одной мысли или представления, что внешне проявляется стереотипным повторением одних и тех же слов, ответов. Например, больной дав правильный ответ на первый вопрос, затем продолжает его повторять и на другие. Бывает при ЧМТ.

Читайте также:  Как выйти из депрессии после расставания: пережить депрессию из-за любви

Символическое мышление – состояние мышления, при котором одно понятие становится символом другого, иногда на основе случайных, второстепенных признаков. Это нарушение характерно для шизофрении.

Наблюдаются также языковые итерации, словесные тики, непроизвольное частое повторение:

  • палилалия – повторение последнего слова в предложении;
  • логоклония – последнего состава;
  • вербигерация – бессмысленное, часто ритмичное повторение одних и тех же слов, реже фраз и их фрагментов.

 Навязчивые идеи – мысли, возникающие неуправляемо, но сопровождающиеся критическим к ним отношением и сопротивлением.

Встречаются преимущественно при неврозах, шизофрении, церебральном атеросклерозе и ананкастном расстройстве личности.

Навязчивости разделяют на отвлеченные и образные.

К отвлеченным относят бесплодное мудрствование (“умственная жвачка”). Такие больные склонны к длительным, субъективно очень тягостным раздумьям относительно объективно неактуальных на данный момент событий и явлений.

Совет

Например, мысли о том, что произойдет после смерти, вскрытие тела, гниение остатков, о растениях, которые вырастут после этого и так без конца.

К этому же ряду относится навязчивый счет, воспроизведение в памяти событий, фамилий, дат, манипуляции с отдельными словами и словосочетаниями, их разложение на отдельные слоги и т.д.

К образным навязчивостям относят представления, которые овладевают больными. Такие пациенты неправдоподобные события воспринимают как реальные и при этом чрезвычайно волнуются.

Так, после купания в реке у больного возникает мысль, что он случайно ударил ногой ребенка, который после этого утонул.

Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств этому утверждению (находился на пляже один) он не может избавиться от чрезвычайно объемных, образных, эмоционально насыщенных представлений. Поэтому он часто приходит на это место, ищет доказательства и т.д.

Навязчивые влечения – в противовес здравому смыслу у больного может появляться желание ударить кого-нибудь, в том числе близкого человека, оскорбить, испачкать и т.д. Навязчивые влечения в отличие от импульсивных действий не реализуются, но их появление, в некоторых случаях, вызывает у пациента панический страх.

Непристойные мысли – недопустимые с морально-этической точки зрения представления об уважаемых и любимых лицах. В церкви подобные мысли могут появляться у религиозных, глубоко верующих людей при взгляде на иконы, во время моления и т.д.

medlibera.ru

Источник: https://medlibera.ru/psikhiatriya-psikhologiya/rasstrojstva-myshleniya

Резонер – это кто? Что такое резонерство – болезнь, психическое отклонение или особенность мышления?

Образование 25 марта 2015

Резонер – это, если объясняться простыми словами, человек, который склонен скучно и пространно рассуждать о чём-либо, не зная при этом сути того, о чем он говорит. К тому же его речи носят нравоучительный характер. В психологии это понятие толкуется более подробно и понятно, так что для полного представления следует рассмотреть и его.

Варианты толкования

Стоит отметить, что “резонер” – это многогранный термин. Например, в психопатологии он обозначает утрату способности и возможности мыслить конкретно. Резонеры не преследуют определенную цель, не используют в доводах никаких фактов и не способны делать четкие и недвусмысленные выводы.

Есть ещё один вариант толкования. Только он касается не психологии, а литературы. Герои-резонеры – это такие персонажи произведения, которые не принимают практически никакого участия в развитии сюжета или действия.

Иными словами говоря, они лишь свидетели, констатирующие происходящее. Эти герои встречаются чаще всего в классическом и средневековом театрах. Однако пика популярности использование подобных персонажей достигло в период буржуазной литературы.

Обратите внимание

И резонеры в таких произведения были не просто констататорами – в этих героях авторы выражали объективность и логичность, критикуя через них печальную (на тот момент) действительность.

Ярким примером может стать Чацкий из произведения “Горе от ума” – именно он высказывается о проблемах государственного устройства, реально рассуждая о жизни.

Характеристика резонеров

Итак, следует подробнее рассмотреть данное понятие в психологии. Резонер – это человек, который просто не может мыслить конкретно. Зачастую его специфическое мышление сопровождается излишними эмоциями, пафосом, а также экспрессией, проявляющейся в огромных количествах. Всё это, конечно, выглядит неестественно.

Высокопарность, многословие, а также витиеватость речи – это характерные черты, присущие такому человеку, которого называют “резонер”. Психология и медицина трактуют это как болезнь. На самом деле так и есть. Резонерство – это один из многочисленных видов нарушения мышления.

Ученые отнесли это заболевание к мотивационно-личностной группе.

Феноменология

Резонерство называют ещё словесной опухолью. Как узнать вообще, что у человека есть это нарушение? Его речь наполнена чересчур вычурными и сложными выражениями, очень абстрактными фразами, терминами, толкование которых резонер сам не разумеет, а также различными понятиями, не уместными в конкретном случае.

Пожалуй, это самые узнаваемые признаки. Резонер – это человек, которому не интересна конечная мысль. Ему нравится непосредственно процесс изложения своих идей. Хотя изрекаемые им мысли трудно окрестить данным понятием. Ведь идея – это нечто конкретное, прообраз, существующий в сознании человека.

У резонера такого нет, у него просто поток слов, не связанных между собой по смыслу.

Как узнать резонера?

У таких людей аморфное мышление. То есть без определенного содержания. Как узнать, что перед вами стоит резонер? Всё просто. Даже при обсуждении простых бытовых вопросов резонеру будет сложно сформулировать свои мысли.

Иными словами, даже покупку макарон они будут рассматривать с точки зрения космологии или философии. Хотя на самом деле резонеры всегда выдают себя быстро. Ведь такое мышление не может не отразиться на их жизни, интересах, увлечениях и мировоззрении.

Они увлекаются странными вещами, им нравится то, что нормальному, здоровому человеку кажется диким и неприемлемым. В медицине это называется метафизической интоксикацией.

Так что узнать резонера не так уж и трудно. Намного сложнее понять его и уйти от беседы с таким человеком. У людей с настолько разным мышлением просто не получится спокойно существовать рядом, даже минимальное количество времени.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/186919/

Резонёрство

— Нельзя бороться с дураками и резонёрами их оружием, — отхлёбывая какао,

сказал я. — Почему? — Они этим оружием лучше владеют, поверь.

Либо проиграешь, либо шерсть из ушей полезет.

Сергей Лукьяненко. Временная суета

      Резонёрство как качество личности – склонность вести пространные рассуждения (обычно нравоучительного характера),  рассуждать о нравственности, утомляя длинными рассуждениями и глупыми противоречиями.

    Кто такой резонёр? Согласно Историческому словарю —  сценическое амплуа: актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям. В широком значении — человек, склонный к пространным рассуждениям, нравоучениям.

    Согласно словарю литературоведческих терминов – резонёр — (от франц. raisonner — рассуждать) — персонаж драматургического или эпического произведения, не принимающий участия в развитии действия, но произносящий речи, отражающие взгляды автора, его мнение о событиях, персонажах, эпохе. Популярен в просветительской литературе (романы Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) и драматургии классицизма.

Типичными резонёрами являются Клеант в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера и Стародум в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Склонность к резонерству обнаруживается в Чацком («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и Кулигине («Гроза» А.Н. Островского). В настоящее время термин «резонер» обычно употребляется для характеристики художественно неубедительных, слишком прямолинейно морализаторствующих персонажей.

Важно

    Под резонерством в клиническом плане понимают вид нарушения мышления, при котором больной много рассуждает без какой-либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием. Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления — это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

      Особенно вредно и опасно резонёрство при воспитании детей.  Философ Жан-Жак Руссо писал по этому поводу: «Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать.

Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали. Рассудок развивается после всех других способностей, и начинать с него — значит начинать с конца.

Если бы причины, резоны всех вещей были понятны детям, тогда их нечего было бы и воспитывать».

   Резонер склонен к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Это проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление  резонёрствовать.

    В чём причины резонерства? Прежде всего, в гордыни, чрезмерной потребности в «самовыражении» и «самоутверждении».

    С.В. Познышев  исследует разницу между идейными преступниками и резонёрами: «Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение.

Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей.

Совет

Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи.

Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению.

В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка.

В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны».

      Яркое олицетворение резонёрства – Виталий Коротич.  Олесь Гончар оставил в своем дневнике следующую любопытную запись: “Просто диву даешься, читая, как самоуверенно, с каким апломбом В.

Коротич… поучает читателей “Огонька”, с пасторским благолепием наставляет их на стезю моральности… За кого они нас принимают, подобные морализаторы? Неужели и вправду думают, что Союз писателей уже забыл, кто чем занимался и кто чего стоит?” В статье  С.

Гаража «Клуб резонёров» журналист рассказывает, как  в своем резонерском монологе на телевидении В.

Коротич в очередной раз заявил о своем неприятии коммунистической идеологии (он это делает всенепременно при каждом появлении на публике, приправляя признания той или иной дозой словесного яда), присмотримся повнимательнее, “чем занимался и чего стоит” наш оппонент.

Читайте также:  Зонегран (зонисамид): инструкция по применению, отзывы, аналоги, цена

      В.Коротич, в частности, сокрушался, что в нашем нынешнем обществе то и дело проявляется чувство ненависти. Эта ненависть, заявил резонер, “заимствована из советских времен”. Если допустить, что это так, то кто же был ревностным носителем, распространителем, провод­ником ненависти? В 1985 году именно В.

Коротич был удостоен Государственной премии СССР за книгу “Лицо ненависти”, содержавшую убийственную критику Соединенных Штатов Америки. Олесь Гончар записал в те дни в дневнике: “Я не воспринимаю писаний, которые культивируют ненависть. А некоторые литераторы именно этим и заняты, скажем наш Виталий Коротич.

Было время для науки ненависти, и литература сказала тогда свое слово”.

    Другой крупный писатель, на этот раз русский, Валентин Распутин писал об этой же связке — В.

Коротич и тема ненависти — в 1998 году: “Небезызвестный Виталий Коротич, сбежавший от плодов своей “деятельности” в Америку, читает в Бостонском университете курс лекций на тему “Ненависть как основная категория общественного сознания” — речь идет о России.

Ненавистник России, он пытается свою душонку выдать за душу страны, которой пакостил”.
В Москве В.Коротич возглавил редакцию журнала “Огонек”. 19 августа 1991 года, в день “путча ГКЧП”, В.Коротич внезапно исчез из Москвы, но тут же “нашелся” в Соединенных Штатах Америки.

В прессе отмечалось, что слово “предатель” было самой мягкой из характеристик, что прозвучали в коллективе редакции “Огонька” вслед главному редактору, без предупреждения бросившему журнал и людей, в нем работавших, на произвол судьбы.

Обратите внимание

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/rezonyorstvo/

Клиническая психология – Резонерство. Классификация нарушений мышления по форме и по содержанию

Резонерство – это тенденция к непродуктивным многословным рассуждениям, склонность к так называемому «бесплодному мудрствованию». Суждения таких больных обусловлены не так нарушением интеллектуальной деятельности, как повышенной аффектив-ностью. Они стремятся подвести любое явление (даже абсолютно незначительное) под какую-то концепцию.

Аффективность проявляется в самой форме высказывания (больной говорит громко, с неуместным пафосом). Иногда одна интонация больного свидетельствует о том, что высказывание «резонерское».

Кроме рассмотренной классификации нарушений мышления существует еще одна классификация, согласно которой расстройства мышления делятся на две группы:

1) по форме;

2) по содержанию.

Нарушения мышления по форме в свою очередь делятся на:

1) нарушения по темпу:

а) ускорение (скачка идей, которая обычно наблюдается в маниакальной фазе при МДП; ментизм, или мантизм, – наплыв мыслей, возникающий помимо воли больного при шизофрении, при МДП);

б) замедление – заторможенность и бедность ассоциаций, что обычно встречается во время депрессивной фазы при МДП;

2) нарушения по стройности:

а) разорванность– нарушение логических связей между членами предложения (при этом сохраняется грамматическая составляющая);

б) бессвязность – это нарушение в области речи, смысловой и синтаксической ее составляющих; в) вербигерация – стереотипное повторение в речи сходных по созвучию отдельных слов и словосочетаний;

3) нарушения по целенаправленности:

а) резонерство;

б) патологическая обстоятельность мышления;

в) персеверация.

Нарушения мышления по содержанию делятся на:

Важно

1) навязчивые состояния – различные непроизвольно возникающие мысли, от которых человек не может избавиться, сохраняя к ним критичное отношение;

2) сверхценные идеи – эмоционально насыщенные и правдоподобные убеждения и представления;

3) бредовые идеи – ложные суждения и умозаключения:

а) паранойяльный бред – систематизированный и правдоподобный бред, протекающий без нарушений ощущений и восприятия;

б) параноидный бред– бред, обычно не имеющий достаточно стройной системы, протекающий чаще всего с нарушениями ощущений и восприятия;

в) парафренный бред – систематизированный бред с нарушениями ассоциативного процесса, протекающий на фоне повышенного настроения.

Источник: https://cribs.me/klinicheskaya-psikhologiya/rezonerstvo-klassifikatsiya-narushenii-myshleniya-po-forme-i-po-soderzhaniyu

Расстройства мышления. Бред в примерах

Категория: Школа молодого психиатра

Наши больные используют привычные понятия, иногда особые научные тер­мины, искусствоведческие определения, профессиональные выражения для обозначения явления, понятия, предмета, давая этим явлениям, понятиям и предметам свое собственное иносказательное, исключительно индивидуальное определение. Один пациент называет свою жену лошадью. Другой в разговоре на­зывает свои многочисленные татуировки файлами.

Третий пациент долго не мог врачам объяснить смысл сообщения, что его жена ушла к «нижнему ротному». После долгих расспросов удалось перевести этот символ на общез­начимые понятия. В его употреблении выражение «нижний ротный» означало именование врача-гинеколога, который лечит «нижний рот».

Ученик одиннадцатого класса в расска­зе при поступлении в психиатрический стационар несколько раз употребил одно и то же непонятное слово «духосиська».

Совет

Так он именовал свою учительницу по литературе, кото­рая, по его же словам, постоянно «кормила своих учеников, как мать кормит ребенка, добрыми, вечными ценностями духовной жизни человечества».

Это неологизм, ставший символом конкретного человека, замещающий поня­тие «учитель». В литературе мы встретимся с понятием аморфное мышление. Име­ется в виду грамматически правильно построенная речь, при которой понятие ис­пользуется не совсем четко, однозначно, аморфно. Оно как бы расползается.

Один наш пациент с парафренным этапом шизофрении, с осколками былого бреда ве­личия и манихейского бреда, высказывал неоднократно идеи греховности и виновности всех женщин на свете, но в своей речи слово «женщина» он употреблял в значительно более широком контексте, расширительно, причисляя к ним все живые особи женского пола — животных, птиц, змей — и объединяя в этом слове все женское начало.

Речь в таком случае чем-то напоминает резонерство, но, как метко заметил А.О. Бухановский, при резонерстве непонятно, «зачем», а при аморфности — «о чем» говорит больной [11].

Особое расстройство мышления, встречающееся при шизофрении, слияние, сгущение, агглютинация понятий, проявляется в том, что сливаются гетерогенные, в обычном мышлении и речи не связываемые друг с другом понятия.

Старые ав­торы приводят пример со словом «шоколадно», когда больной после инсулиношо­ковой терапии сообщил, что у него после шока все идет на лад.

Сюда же можно отнести и новообразования молодежного сленга — «спихотехника» (умение ухо­дить от ответственности), «танкодром» (стоянка такси), «эмансипопка» (эманси­пированная женщина).

Один из наших пациентов в начале девяностых годов, в годы парада суверенитетов и активизации преподавания языков коренных национальностей, будучи русским по наци­ональности, именовал себя «шизобашем», сгущенным, аглютинированным понятием, сов­местившим понятие о заболевании — шизофрении (слова латинского происхождения) и обозначение на татарском языке слова «голова» — «баш».

Обратите внимание

В клинике позднего возраста врач-психиатр часто сталкивается с нарушени­ем мышления, именуемым персеверация. Под этим нарушением обычно понима­ется застревание мышления и речи на каком-либо одном представлении, поня­тии, словесном обороте, предложении.

Так, начав отвечать на вопросы врача об ориентировке во времени, назвав дату – 7мая 2005 г., больной затем на несколько иных вопросов, касающихся уже совершенно других сторон его психики, продолжает повторять одну и ту же фразу – 7 мая 2005 г., 7мая 2005г. и т.д.

Нам хочется рассказать молодому врачу еще об одном нарушении мышления, редко описываемом в учебниках и руководствах, но имеющем очень существен­ное значение для понимания особенностей мышления больных шизофренией, – нарушении актуализации знаний на основе прошлого опыта.

Это нарушение под­робно описано в первом мультидисциплинарном исследовании по шизофрении под ред. А.В. Снежневского, вышедшем в 1969 г. Психически здоровые люди при актуализации ранее приобретенных знаний актуализируют, т.е.

«вытаскивают» из кладовой памяти, стандартные, часто употребляемые признаки и свойства пред­метов. Число нестандартных, малозначимых свойств, актуализируемых больны­ми, в три раза больше, чем в группе здоровых лиц.

Так, в примере, приводимом в том исследовании, больной объединяет в одну группу карандаш и ботинок по такому свойству — «оба оставляют следы»; часы и река объединяются в одну груп­пу, так как «идут по замкнутому кругу, связаны с бесконечностью» [61].

Один наш пациент с шизотипическим расстройством при рассказе о мюзикле по ро­ману «Собор парижской богоматери» объединил вместе в одну группу Виктора Гюго и Квазимодо, т.е. автора романа и одного из главных героев.

Но не по признаку принад­лежности их к одному художественному произведению.

В пространном рассуждении он сообщил, что оба этих человека подверглись генетическому сдвигу, толчку, мутации, в результате которых в одном случае появилась пассионарная личность — гениальный пи­сатель, в другом случае — генетический урод.

Как следует из экспериментально-психологических и клинических данных, у многих больных шизофренией с наличием нарушения актуализации ранее приоб­ретенных знаний обнаруживается оригинальность, необычность мышления, «лица не общее выражение». В 1863 г.

Важно

в Милане Цезарь Ломброзо опубликовал первое из­дание своей книги «Гениальность и помешательство», наверное, самого скандально­го произведения мировой психиатрической литературы.

Исследуя некие общие признаки, свойственные сумасшедшим и гениям, он приводит примеры высказыва­ний разных ученых: «Гоген считает оригинальность именно тем качеством, которое резко отличает гения от таланта. …

Юрген Мейер говорит: «Талантливый человек — это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам трудно достижимой; гений по­падает в цель, которой даже и не видно для нас. Оригинальность в натуре гения» [46].

Нетрудно заметить, что моментом, сближающим гения и больного шизофрени­ей, и является оригинальность, нестандартность мышления или, говоря языком пси­хологического исследования, — нарушение актуализации ранее приобретенных зна­ний. Значит ли это, что все шизофреники — сплошь таланты или гении? Отнюдь нет. Болезнь — это трагедия, это поистине, — «горе от ума».

Но историческим фактом яв­ляется наличие среди талантливых и гениальных людей всех времен и народов опре­деленного процента психически больных людей.

В том числе и поэтому никогда нельзя ставить крест на судьбе человека, заболевшего психическим расстройством, болезнь которого может не только сломать его жизнь, но и явиться сопутствующим генетическим феноменом, знаком, отметиной судьбы или бога об избранности.

Поделитесь ссылкой:

Источник: http://med-slovar.ru/psikhiatriya/shkola-molodogo-psikhiatra/1021-rasstrojstva-myshleniya-bred-v-primerakh

Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Совет

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Читайте также:  Лечение невроза реально помогающими народными средствами в домашних условиях

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мышление– это одна из высших психических функций, обобщенная форма восприятия и отражения познаваемых объектов.

Процесс мышления происходит в результате реакции коры головного мозга на внешние раздражители.

При психических расстройствах, вызванных некоторыми заболеваниями, имеет место нарушение мышления, выражающееся в разнообразных формах. Признаки таких нарушений требуют обязательной консультации психиатра.

Различают следующие виды нарушения мышления:

· Нарушения динамики мышления.

· Нарушения операциональной стороны мышления.

· Нарушения мотивационного компонента мышления.

При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления

Скачка идей или ускорение мышления

Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны.

Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос.

Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.

При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:

· быстрые, хаотичные ассоциации;

· повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;

· экспрессивная жестикуляция и мимика;

· осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;

· способность к анализу, осмысленность действий.

Инертность мышления

Обратите внимание

Характерные признаки данного нарушения мышления – замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом на вопрос, задержка речевой реакции существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.

Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:

· эпилепсия и эпилептойдная психопатия;

· маниакально-депрессивный синдром;

· апатические и астенические состояния;

· помрачение сознания легкой степени.

Непоследовательность суждений

Данное отклонение характеризуется неустойчивостью суждений. При выполнении ассоциативных заданий человек может чередовать правильный и ошибочный способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется способность к обобщению, усвоению инструкций, анализу.

Подобное нарушение мышления происходит при таких заболеваниях как:

· заболевания сосудов головного мозга;

· травмы головного мозга;

· маниакально-депрессивный психоз;

· шизофрения в период ремиссии.

Откликаемость

Данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения.

Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Характерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий.

Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения.

Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.

Соскальзывание

Данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение к основной теме без исправления ошибок.

Такие проявления отличаются эпизодичным, внезапным характером. Зачастую эти нарушения выявляются при выполнении заданий на ассоциативный ряд.

Наблюдаются случайные сопоставления, ассоциации подменяются созвучиями (например, «палка-галка»).

Соскальзывание, как правило, наблюдается при шизофрении.

При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения

Снижение уровня обобщения

Важно

Для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. Человек не в состоянии отобрать свойства и признаки, характеризующие понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.

Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:

· олигофрения;

· эпилепсия;

· энцефалит.

Искажение процесса обобщения

Данное нарушение мышления проявляется, как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций.

Подобное нарушение свойственно при таких заболеваниях как:

· шизофрения;

· психопатия.

При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.

Разноплановость мышления

Этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки.

В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью.

Классификация и отбор предметов или явлений может производиться на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.

Резонерство

Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек пускается в длительные бесконечные рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями.

Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует.

Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.

Такая патология мышления характерна для больных шизофренией.

Некритичность

Совет

Патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.

Бред

Данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Соответствие бредового умозаключения действительности не имеет значения для больного.

Человек руководствуется такими умозаключениями и, таким образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности.

По содержанию бред отличается огромным разнообразием.

Современная медицина описывает несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее характерны из них следующие группы:

· бред преследования;

· религиозный бред;

· бред сутяжничества;

· бред ревности;

· бред отравления;

· бред происхождения;

· ипохондрический бред и некоторые другие фабулы.

К распространенным в настоящее время бредовым состояниям относится ианорексия – иллюзия лишнего веса, сопровождающаяся маниакальным желанием похудеть.

От свойственных здоровому человеку заблуждений бред отличается тем, что больной абсолютно убежден в своих идеях, коррекция и разубеждение невозможны, бредовые идеи имеют чрезвычайную значимость для человека и определяют характер его поведения.

Навязчивые состояния

Подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями.

Такое состояние не поддается осмысленному контролю и характеризуется также как расстройство личности.

Обратите внимание

Навязчивые мысли, как правило, ведут к определенным ритуалам (например, мысль о нечистоте окружающего мира заставляет человека мыть руки после прикосновения к любым предметам).

Врожденное и приобретенное слабоумие. Клинические формы деменции.

Расстройства интеллекта:

Ø Олигофрения – врожденное слабоумие. Причины в нарушении внутриутробного развития или в патогенных факторах, действующих в возрасте до 3 лет.

Слово «олигофрения» в переводе с греческого означает «малоумие», т.е., другими словами, психическое недоразвитие человека.
По тяжести интеллектуального дефекта олигофрения делится на три степени:

Дебильность– легкая степень. Психиатры выделяют три категории дебильности: легкую, среднюю и глубокую. Таких детей, к сожалению, очень много, так как они адаптируются к условиям своей жизни. Зачастую этих больных медики не обследуют, диагноз им не поставлен. Но у таких детей есть особенности и в поведении, и в мышлении.

На первый взгляд, ребенок социально адаптирован, у него развиты навыки самообслуживания, он способен к обучению, есть достаточный запас лексики, но его мышление имеет свои особенности: у них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует.

Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас).

Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент.

Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм. Среди дебилов различают: возбудимых, вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Имбецильность– это средняя степень, в этом случае дети овладевают речью, которая обычно косноязычна, запас слов ограничен. Легко внушаемы. Обладают механической памятью, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарным трудом. Эти дети часто вспыльчивы, агрессивны, злобны, нередко у них повышено половое влечение.

Идиопатия – это глубокая степень олигофрении, при которой отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. Такие дети после рождения сразу попадают в интернаты для психохроников.

Ø Деменция – приобретенное слабоумие (снижение прежде сформированного интеллекта, возникает в возрасте старше 3 лет).

Виды:

Важно

1. Парциальная деменция: неравномерная выраженность нарушений памяти (прогрессирующая гипомнезия) и мышления (по органическому типу). При сосудистых заболеваниях головного мозга.

2. Тотальная деменция: охватывает все виды психической деятельности и с течением заболевания завершается их полным распадом (прогрессирующая амнезия, апраксия, афазия и пр.). Разрушение «ядра личности», Часто дезориентированы в собственной личности иситуации, Отсутствие критики к состоянию, При атрофических заболеваниях головного мозга, прогрессивном параличе.

Причины нарушения познавательных процессов:

​ ØСосудистые заболевания (системный атеросклероз).

​ ØИзменение биохимии мозга в результате нарушения локального кровообращения или действия токсичных веществ (например, окись углерода, алкогольная интоксикация).

​ ØЧерепно-мозговые травмы (структурные повреждения головного мозга, так и при нарушениях физиологических процессов в коре головного мозга).

​ ØШизофрения;

​ ØОрганические психозы.

​ ØДегенеративные заболевания головного мозга (деменции, атрофии, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика).

​ ØЭпилепсия;

​ ØВоспаление довольно часто является причиной нарушения познавательных процессов. Воспаление периферических нервных проводников сопровождается нарушениями чувствительности, движения или деятельности внутренних органов.

Воспаление, возникшее в центральной нервной системе, чаще всего локализуется в мозговых оболочках и приводит к нарушению продукции и оттока спинномозговой жидкости, повышению внутричерепного давления, нарушению мозгового кровообращения.

Воспаление может захватывать и вещество мозга (энцефалит).

​ ØОпухоли. Опухоль оказывает раздражающее действие на тот или иной нервный центр, вызывая его чрезмерное возбуждение. По мере же роста опухоли развивается атрофия нервных клеток и волокон, что приводит к выключению их функций. Кроме того, увеличение массы опухоли сопровождается повышением внутричерепного давления,- уменьшением кровенаполнения головного мозга и его ишемией;

​ ØСтрессы, депрессия, сильное перенапряжение.

Источник: https://megapredmet.ru/1-33298.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector