Арт терапия для детей и взрослых: виды и методы, обучение и упражнения

Применение арт-терапии для разных возрастных групп

Очень популярные на сегодня методы арт-терапии широко применяют детские и семейные психологи, психотерапевты, арт-терапевты как с детьми, так и со взрослыми.

Чем же этот метод арт-терапии так привлек свое внимание?

 Высокая эффективность, простота использования, интересные упражнения, позитивные эмоции от терапии у клиентов – все это сделало методы арт-терапии очень популярными у многих специалистов.

Использование разных типов красок, цветных карандашей, мелков, альтернативных материалов, теста, пластилина, песка, кинетического песка, кварцевого цветного песка, других природных материалов – дают широкие возможности для терапевтического процесса. Напомним, Арт-терапия – дословно лечение искусством.

Методы арт-терапии помогают на подсознательном уровне выявить, осознать, вывести из подсознания проблему, перевести ее в поле сознания, в физический мир, материализовать на бумаге, песке, и т. д. Далее уже с помощью специалиста, можно работать с этой проблемой, выраженной в материальном мире, специальными методами и найти пути устранения проблемы.

Обратите внимание

Арт-терапия одновременно развивает ребенка, повышает его самооценку, ее применяют в коррекции тревожности, агрессивности, гипперактивности, гипоактивности, и других психологических проблемах.

Терапия творчеством тесно связана с психотерапией и аналитическим направлением в психологии.

Применение методов арт-терапии для разных возрастных групп имеет свою специфику. Для каждого возрастного периода существуют свои методы, а также универсальные методы, которые можно применять для большинства возрастных групп.

  Для маленьких детей любое занятие творчеством – это всегда весело, приятно и полезно для развития как мелкой моторики, так и высших психических функций, но арт-терапия – это не только все то что назвали.

Методы арт-терапии помогут решить много психологических проблем дошкольника: понизить уровень тревожности, агрессивности, импульсивности, помогут гармонизировать психическое состояние, снять психосоматическое напряжение, поднять уровень самооценки, преодолеть детские страхи и другие трудности.

Методы арт-терапии хорошо применимы и в коррекции межличностных отношений в детском коллективе, семье и т.д. В процессе арт-терапии происходит исцеление психики и параллельно ребёнок знакомиться с окружающим миром, формируя позитивное отношение к нему.

Техники арт-терапии работают на не вербальном уровне, поэтому их хорошо применять с детьми, которые плохо говорят. Это актуально и для диагностики, и при коррекции.

Важно

 Отдельно стоит сказать о проработке эмоционального компонента психики при занятиях арт-терапией. Занятия позволяют малышам выражать свои эмоции, чувства используя рисование, лепку, игры с разными видами песка и другими материалами.

В дошкольном возрасте применяют групповые и индивидуальные формы арт-терапии в соответствии поставленными задачами.

Преимущества применяя арт-терапии с дошкольниками:

  • Простота применения техник
  • Высокий интерес у детей к процессу арт-терапии
  • Высокая эффективность терапии
  • Отсутствие противопоказаний к применению (кроме тяжелых психических нарушений таких как расстройства сознания, маниакальное возбуждение)

Методы арт-терапии с дошкольниками способствуют:

  • Развитию мелкой моторики
  • Снятию психосоматического напряжения
  • Развитию речи и фантазии
  • Понижению уровня тревожности, агрессивности, импульсивности
  • Способствуют гармонизации личности
  • Повышению самооценки

Методы арт-терапии с детьми дошкольного возраста

  • Изо-терапия
  • Песочная терапия (Sand-Play)
  • Песочная анимация (Sand-Art)
  • Игровая терапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкальная терапия
  • Цветовая терапия
  • Танцевальная терапия
  • Кукло-терапия

Для эффективности работы, сеансы арт терапии должны носить системный характер, быть регулярными.

 Методы арт-терапии широко применяют в работе с младшими школьниками.

Это и помощь в адаптации к школе, и проработка взаимоотношений в коллективе и семье, коррекция страхов и уровня самооценки и других психологических проблем.

Арт-терапевтические техники также помогают в диагностике личностных особенностей школьников, характера их проблем, помогают определить положение в классе, потенциал каждого ребёнка.

 Очень часто дети не говорят о проблеме намеренно, а некоторые методы арт-терапии, позволяют обходить защитные механизмы и незаметно для ребенка показывать существующие проблемы.

Много детей неспособны словами выразить свое эмоциональное состояние, переживания, а вот с помощью техник арт-терапии – легко, в этом несомненное преимущество данного метода.

В школьном возрасте применяют групповые и индивидуальные формы арт-терапии в зависимости от поставленных задач, но чаще групповые формы работы.

Методы арт-терапии с детьми школьного возраста

  • Изо-терапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкальная терапия
  • Танцевальная терапия
  • Песочная терапия (Sand-Play)
  • Песочная анимация (Sand-Art)
  • Кинезио-терапия
  • Кукло-терапия
  • Драма-терапия

Подростковый возраст является трудным переходным периодом, поэтому целесообразно применять не навязчивые методы арт-терапии для гармонизации психосоматического состояния подростка. Актуальными методами работы являются: драма терапия, изо-терапия, песочная терапия и все другие виды с которыми подростку интересно работать.

Для эффективности работы, сеансы арт-терапии должны носить системный характер, быть регулярными.

Применение методов арт-терапии для разных возрастных групп имеет свои особенности. Важно использование универсальных и специальных методов актуальных для определенного возрастного периода.

Совет

Арт-терапия поможет снять психическое напряжение и стресс, преодолеть тревожность и страхи, агрессию и импульсивность, а также гармонизировать внутренне состояние человека в разных возрастных периодах.

Источник: https://vemakids.com.ua/education-center/primenenie-art-terapii-dlya-raznyh-vozrastnyh-grupp

Арт-терапия. Простые упражнения для детей от 5 лет | Исцеляющее искусство. Журнал об арт-терапии

Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.

Преимущества

Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).

Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.

Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.

Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.

Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.

Материалы

Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.).

Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить  заинтересованность в процессе  привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки.

Обратите внимание

И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.

Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками».

Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не  должен влиять на создание и толкование работы.

 

О. А. Карабанова   выделяет пять типов заданий:

Примеры  арт-терапевтических упражнений

1. Упражнение «Цветок»

      Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Источник: http://healingarts.ru/pedagogam/art-terapiya-prostye-uprazhneniya-dlya-detej-ot-5-let/

Свойства и польза арт-терапии

Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта.

Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин.

Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, агрессией. Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов.

Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно.

Важно

Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

Рекомендуем: Как научить ребенка выражать свои эмоции?

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

Как это работает

Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию.

Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения.

Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

Рекомендуем: Что такое агорафобия?

Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим.

Совет

Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами.

За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все.

Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное.

В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

Читайте также:  Камптокормия при болезни паркинсона и другие причины, характеристика, лечение

Рекомендуем: Как научиться ценить себя?

Обратите внимание

Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным.

Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством.

Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Важно

Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

Упражнения

Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

Рекомендуем: Значение понятия амбивалентность

После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется.

Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно.

Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

Совет

3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

Рекомендуем: Как понять себя — что я хочу от жизни?

Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает.

Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения.

Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда.

А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени.

Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

Обратите внимание

Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/art-terapiya.html

Арт-терапия: упражнения для детей и взрослых

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы.

Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.

Видео о цели погружения в творческий процесс

Виды и методы арт-терапии

Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри.

Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание.

«Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна.

«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».

Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого.

К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.

Основные принципы и заповеди арт-терапии

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором.

Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей».

Важно

Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

Упражнения для детей и взрослых

Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало.

При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени.

Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

  • Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»

Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п.

Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим.

Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки.

Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.

Ресурсное арттерапевтическое упражнение: «Сказка о герое»

Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние. После это приступаем к созданию сказки.

Читайте также:  Диффузное аксональное повреждение головного мозга: причины, симптомы, лечение, последствия, прогноз

Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия.

Совет

В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему.

Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.

  • Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.

Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая.

Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен роршаха» необходимо сделать целую серию.

Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.

«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями

Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.

В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.

Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.

Работа с глиной, пластилином, тестом и воском

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

  • Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
  • Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
  • Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
  • Создаем глиняные амулеты и обереги.
  • За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

к оглавлению ↑

Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.

«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название.

При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов.

Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?

Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»

Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.

Арттерапевтическая техника «Коллаж»

Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.

Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.

Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Обратите внимание

Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.

Мы представили лишь небольшую часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.

Источник: https://psn-travel.ru/rebenok/art-terapiya-uprazhneniya-dlya-detej-i-vzroslyx

Арт-терапия: упражнения для тех, кто хочет создавать свою реальность

7 Мандал для баланса в вашей жизни

Практика в направлении арт-терапии за последние годы набирает все больше популярности и пользуется спросом в области психотерапии. На данный момент она включает в себя множество разновидностей, начиная от профессиональной и заканчивая популярной, а также характеризуется большим количеством подходов и методик.

На сегодняшний день популярность этого понятия достигла такой популярности, что его задействуют практически везде, где присутствует какое-либо творчество.

Хотя изначально арт-терапия образовывалась в качестве лечебных психотерапевтических методов, а применялась исключительно в медицинской практике. Даже сегодня, после приобретения особой популярности на других горизонтах, она все же остается направлением именно психотерапии.

Все задачи, которые решаются благодаря методам арт-терапии всегда относятся к различным душевным и эмоциональным проблемам, возникающим у любого человека.

Люди, некомпетентные в данном вопросе, когда слышат об арт-терапии, чаще всего ошибочно полагают, что это подходит либо детям, либо душевнобольным, а к тому, что такая практика подходит и взрослым, большинство относится с огромной долей скептицизма.

Проблема этих «взрослых» лежит как раз в том, что они по собственной воле отказываются от любых творческих занятий, взамен на решение каких-то серьезных задач, зарабатывание денег или других важных вопросов.

При этом жизнь наполняется унынием, скукой, монотонностью и ненужными заботами. 

По мнению психотерапевтов, арт-терапия является неким способом внутреннего исцеления и познания себя при задействовании творчества.

Общие цели, которыми движет такая практика заключаются в самопонимании человека и повышении его внутренней гармонии, согласованности, целостности.

Важно

Именно благодаря свободному творчеству появляется колоссальная возможность достичь всего вышеперечисленного.

Практиковаться методиками арт-терапии способен практически любой человек, обладающий элементарными физико-психологическими способностями.

С другой стороны, можно вспомнить массу примеров, где люди с ограниченными возможностями занимаются творческими делами и при этом достигают ошеломляющих результатов.

Поэтому, вне зависимости от возрастной категории и социального положения человек имеет возможность заниматься арт-терапией, если, конечно же, проявляет такое желание. А польза от подобных занятий обеспечена, как маленьким детям, так и взрослым.

Разновидности арт-терапии

Среди сильнейших преимуществ творчества следует выделить его уникальную способность «выносить на поверхность» то, что находится в самых дальних и скрытых уголках нашего подсознания. Упражнения арт-терапии зачастую выталкивают наружу все наши внутренние страхи, комплексы и зажимы.

Мы можем не произносить словесно то, чего не хотим рассказывать, чего пытаемся избежать, но наше правое полушарие за счет творческой деятельности проливает свет на наши тайные переживания.

Значимым преимуществом подобной методики является отсутствие каких-либо противопоказаний и побочных эффектов, при этом всегда имеются положительные результаты в любой возрастной категории.

Арт-терапевтические упражнения для детей и взрослых

Психотерапевты на сегодняшний день успели разработать массу развивающих и целебных упражнений, но при этом каждое из них дает возможность взглянуть на свое творчество как в зеркало.

Не имеет значения, чем конкретно вы занимались: пели, танцевали, рисовали, фотографировали – все ваше творчество отражает ваше внутреннее состояние на текущий момент времени.

Любое из пройденных упражнений постепенно срывает с человека маски, раскрепощает, снимает с него оковы и ведет к принятию себя.

Упражнение с чернилами

Подобный вид тренингов задействует в своей практике, прежде всего, собственные абстракции.

Здесь понадобится взять черную тушь, разведенную гуашевую краску и чернила, которые впоследствии потребуется капать на центр белого альбомного листа или ватмана.

Далее необходимо сложить лист пополам и прижать сложенные части плотно друг к другу, при этом осторожно и медленно их разглаживая. Получившиеся на бумаге пятна разных цветов, вам потребуется назвать или же описать, что вы видите в своем творении.

Работа с творческим мусором

Само название данного упражнения говорит о том, что в ходе его выполнения нам придется задействовать вещи, далеко заброшенные в нижние ящики рабочего стола. Многим из нас свойственно накапливать так называемые «сокровища», с которыми уже давным-давно нужно было распрощаться: сломанные ножницы, скрепки, булавки, пуговицы, фантики, фломастеры и так далее.

Разложив их перед собой, потребуется отобрать те, которые мы ассоциируем с прошлыми неудачами, страхами, комплексами и другими подобными негативными явлениями. В самом конце упражнения необходимо сделать из этих вещей одну цельную композицию. Самое главное при этом не торопиться и делать все точно исходя из своих пожеланий.

Завершением работы должно стать безвозвратное с ней прощание и сожжение.

Сказка о герое

На чистом листе бумаги мы начинаем повествовать свой личный рассказ о Героине или Герое, который обладает определенными чертами характера, живет интересным для нас образом жизни, решает возникшие на его пути проблемы и неприятности.

В конце повествования главный герой достигает поставленной цели, находит близких друзей и за все проделанное получает заслуженное вознаграждение в форме ценных знаний и опыта, благодаря которым его жизнь стремительно меняется исключительно в лучшую сторону.

После завершения рассказа, нам понадобится перечитать своё творение, провести некие параллели между собой и героем, а после выяснить на каком этапе, ссылаясь на сюжет рассказа, находимся сейчас мы и что необходимо делать для того, чтобы дойти до желаемого результата.

Арт-мастер-классы

В данной статье представлена лишь маленькая частичка действенных практик арт-терапии, которые задействуют современные психотерапевты.

А тем, кто желает заглянуть за шторку своего подсознания и научиться управлять собственной реальностью, мы предлагаем ознакомиться с бесплатными мастер-классами талантливого и высококвалифицированного психотерапевта Арины Полях, тренера из команды проекта Юлии Пряхиной.

Также обязательно пройдите по этой ссылке. Вас ждет уникальнейшая техника от создателя проекта Творим себя Ольги Вольной. Ознакомление с её работой вдохновит каждого, наполнит сильнейшей верой в себя, а также поспособствует развитию вашей внутренней силы Творца.

Поделитесь своим мнением

Вопросы и комментарии

Источник: http://psy-course.ru/blog/lichnostnyie-rost/art-terapiya-uprazhneniya

Арт-терапия для детей: виды, методики, средства

В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.

Арт-терапия — это один из самых результативных методов психотерапии, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной.

Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала.

Ведущая цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения.

  • Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление.
  • Библиотерапия. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Оно позволяет разрешить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников могут использоваться романы, сказки, повести. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, включая застенчивость, неуверенность.
  • Музыкотерапия. Результативная терапия, которая помогает укрепить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. В практике выделяют как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первая необходима для восстановления доверительного отношения между педагогом и ребенком, вторая для развития коммуникативных навыков с другими детьми.
  • Кинезитерапия. Современная терапия, которая включает в себя хореотерапию, танцетерапию, коррекционную ритмику. При этом ребенок двигается так, как ему хочется, без подчинения всех действий тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.
Читайте также:  Бессонница при всд, неврозе, депрессии и панических атаках: чем и как лечить

К наиболее эффективным методам также относится фототерапия, цветотерапия, игротерапия и песчаная терапия. Все они помогают перебороть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

  • Активный. В этом случае вся процедура направлена на проектирование новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты.
  • Пассивный. Основное предназначение данной методики — использование заранее подготовленных видов искусств, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов.
  • Смешанная. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для проектирования своих личных продуктов творчества.

Применение арт-терапии является наиболее продуктивным способом социальной адаптации.

Ее внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии выступают различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3Д-ручки, бумага, кисти, 3Д-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое.

Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, которые позволяют создавать объемные объекты.

Они помогает детям развивать собственную фантазию и навыки объемного мышления, реализовывать собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

В качестве инновационного средства современной детской арт-терапии может выступать комплекс «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи.

Педагогам и психологам он будет в первую очередь интересен тем, что позволяет в себе совмещать сразу несколько видов арт-терапии: песочную, водную и театр теней.

«Творческую мастерскую» также можно использовать как удобный детский столик для занятий изотерапией.

Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, прогрессивная методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

Рекомендуемые статьи

Источник: https://anrotech.ru/blog/art-terapiya-dlya-detej/

Арт-терапия для взрослых

Материал подготовила Анна Мидгард, психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциаци.

В работе со взрослыми применимы все имеющиеся техники арт-терапии: от изотерапии до драма- и танце-двигательной. Через техники арт-терапии можно работать с любым запросом клиента, в этом заключается универсальность направления.

Но, минусом является то, что взрослые часто бывают скованы в своем творческом выражении, тогда применение многих техник становится невозможным, по крайней мере, на начальном этапе работы.

Довольно часто у взрослых включаются защиты про то, что они не умеют рисовать, что “песочница с игрушками – это для детей”, “я не знаю, что придумать”, “я не танцую”, “я не хочу пачкать руки” и т. д. В таком случае лучше применять классические разговорные техники.

  В случае же если взрослые более творчески раскрепощены и открыты к новому опыту, то арт-терапия может выступить во всем своем многообразии. Прекрасно работают изо-техники для беременных. Таким образом будущая мама может гармонизировать свое состояние, снять тревожность.

Психолог Анастасия Ильина о том, что значат наши рисунки (прим.ред.)

Есть множество техник для работы с беременными, где можно представить своего малыша и через рисунок и установить с ним более тесный контакт. Есть техники направленные на подготовку к родовой деятельности. Например, женщина может нарисовать свои роды или схватку. Можно также предложить клиентке станцевать, изобразив роды в виде танца, попробовать прожить телом роды через спонтанные движения под музыку. 

Совет

Целое большое направление в работе со взрослыми – это семейная арт-терапия. Предполагается, что арт-терапевт работает со всей семьей или ее частью. Целью обычно служит: налаживание отношений, повышение взаимопонимания, повышение доверия, укрепление семьи и др.


Чаще в семейной арт-терапии используются изо-техники, так же это могут быть коллажи, создание семейной креативной генограммы, фототерапия, создание мобилей и других домашних атрибутов.

Совместное творчество членов семьи объединяет, сплачивает, помогает выстроить более доверительные отношения. Это может быть работа в паре с супругами, детско-родительская пара или мама с детьми. Может работать также вся семья.

Иногда в семейной работе может уделяться внимание домашним животным, как полноценным членам семьи. Например, собаки или кошки могут быть запечатлены на фотографии при работе с методом фототерапии.

Также успешно применяются техники арт-терапии в женских группах. Женщины, как правило, с большим энтузиазмом идут в творческую деятельность, чем мужчины.

Для женщин при работе с раскрытием своей женственности хорошо подходят техники танце-двигательной терапии, изо- и мандалотерапия.

Для женских групп перед арт-терапевтической техникой возможно проведение сеанса релаксации, в виде аутогенной тренировки или медитативных техник.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://psychologyjournal.ru/stories/art-terapiya/art-terapiya-dlya-vzroslykh/

Арт-терапия детей и подростков

В психологической работе с детьми важно использовать эффективные и гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Именно поэтому арт-терапия методики, которой позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию, дает качественный результат. Рисуя, ребенок может дать выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Метафорический смысл терапии творчеством – достижение внутренней гармонии

Обратите внимание

Личности, раскрытие в ребенке Внутреннего Созидателя.

Таким образом, применение в психологической практике приемов и методов арт-терапии позволяет уйти с позиции «Всезнающего Взрослого» и вовлечь детей в процесс со-творчества, постижения своих возможностей, скрытых талантов и ресурсов.

Арт-терапия методики в психологической практике детского психолога

Методы арт терапии помогают:

  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами является безопасным для ребенка способом выпустить “пар” и разрядить напряжение.
  • Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от “цензуры” сознания.
  • Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  • Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами  предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  • Сконцентрировать внимание  на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  • Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Методики арт терапии  можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, в терапевтических и развивающих целях. Он не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет.

Арт-терапия широко используется при коррекции:

  • психологических травм,
  • детских страхов,
  • при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом,
  • с расстройствами аутистического спектра,
  • повышенной тревожностью, нарушениями общения,
  • сниженной самооценкой,
  • для смягчения протекания возрастных кризисов,
  • с задержкой речевого развития у детей раннего возраста,
  • с задержкой психического развития у детей дошкольного и школьного возраста.

Цель программы – формирование базовых навыков и практическое освоение эффективных техник арт-терапевтической работы с детьми и подростками.

Семинары рассчитаны на широкий круг специалистов, работающих с детьми:

  • детских психологов,
  • логопедов,
  • дефектологов,
  • воспитателей и методистов дошкольных учреждений и детских развивающих центров,
  • педагогов школ и учреждений дополнительного образования,
  • социальных работников,
  • а также заинтересованных родителей.

Формы работы: мини-лекции, практическая работа в группах, изучение авторских методик и упражнений, разбор клиентских случаев, просмотр мультимедийных презентаций, фото- и видео-материалов.

Каждая техника подробно описывается ведущим и “проживается” участниками в парах и мини-группах, после чего происходит обратная связь по пройденному материалу. 

Программа: Арт-терапия детей и подростков

Модуль 1. Специфика арт-терапевтической работы с детьми и подростками

  • Определение метода, базовые принципы арт-терапии
  • Особенности применения метода с учетом возрастных особенностей ребенка.
  • Подбор терапевтических средств в зависимости от возраста детей и характера нарушений.

  • «Азбука» детского  арт-терапевта: этические нормы, правила работы, техника безопасности, требования к специалисту
  • Диагностические возможности арт-терапии эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков.
  • Отработка арт-терапевтических навыков, связанных с интерпретацией рисунков.

     

  • Терапевтическая работа
  • Обзор направлений и техник  в арт-терапии:
  • изотерапия (рисование акварелью, гуашью, карандашами, восковыми мелками, пастелью, пальчиковыми красками, раскрашивание фрактальных матриц);
  • коллажи (вырезание и наклеивание картинок из журналов, газет, фотографий, создание инсталляций из природных материалов, «мусорные скульптуры»);
  • лепка (глина, пластилин, соленое тесто);
  • игротерапия;
  • куклотерапия (создание кукол из ткани, фольги, природных материалов, ниток и т.д.);
  • маскотерапия ;
  • гримотерапия;
  • -фототерапия;
  • -работа с песком (использование групповых и индивидуальных песочниц, цветного песка, кинетического песка)
  • -эбру-терапия (техника рисования на воде);
  • -другие, авторские техники с использованием различного материала.

Модуль 2  Развивающие возможности метода арт-терапии 

Задачи, приемы и особенности работы с детьми с помощью арт-терапии.

  • Способы снижения эмоционального напряжения,
  • развитие сенсомоторных навыков,
  • повышение самооценки,
  • способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, способствующих более успешной адаптации к коллективу.
  • Психологическая коррекция страхов и тревожности у детей и подростков.
  • Техники работы:
  • Развитие мелкой моторики и функциональности рук. Работа с неструктурированными материалами. Игры с песком (индивидуальная и групповая песочницы, цветной песок, кинетический песок) – краткий обзор
  • Работа с пластилином, тестом, объёмные материалы, аппликация;
  • изготовление оберегов, кукол
  • Эбру (восточная практика рисования на воде)

Техники могут меняться или варьировать

Модуль 3 Индивидуальное и семейное консультирование с применением арт-терапии

  • Работа с кризисными состояниями, переживанием потери.
  • Стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния, активизация ресурса.
  • Стратегии и техники работы с тревожными, агрессивными детьми.

  • Арт-терапия в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (дети с гипердинамическим синдромом, расстройствами аутичного спектра, задержкой, речевого и психического развития).

  • Возможности использования арт-терапевтических методов при работе с детско-родительскими отношениями. Организация детско-родительских групп.

Модуль 4 Интегративные арт-терапевтические практики в работе с детьми и подростками

  • Телесно-ориентированная терапия (упражнения, направленные на принятие образа тела, интеграцию, формирование телесных границ, дыхательные практики)
  • Фототерапия (работа с личными фотографиями, семейным фотоальбомом, создание фотопортретов, «фотокросс»)
  • Драмма-терапия
  • Работа с гримом, бодиарт.

  • Ритуальные процессы в детской арт-терапии (создание оберегов, народных кукол).
  • Традиционная и инновационная художественная практика (видеоарт, мультипликация, инсталляция, перформанс).

     

  • Возможности практического применения метода на базе детского образовательного учреждения, детского развивающего центра, в индивидуальной практике.
  • Особенности организации различных форм работы – арт-студий, студийных и тематических групп, творческих интенсивов, коррекционно-развивающих занятий, детско-родительских групп.

После прохождения всего курса Программа повышения квалификации ИПКиПМАПН «Арт-терапия детей и подростков» участникам выдаются следующие документы:

1. При наличии базового образования – Удостоверение о повышении квалификации на 96 часов. 2.Если базового образования нет- удостоверение участника о прохождении курса на 96 часов. Режим проведения занятий: Пт. с 18:30 до 21:00, сб. и вс. с 10:00 до 17:00, перерыв на обед 1 час.

 Стоимость семинара

6700 руб.при оплате за месяц до начала семинара

7700 руб. при оплате за 2 недели до начала семинара

8700 руб. при оплате позднее чем за 2 недели до начала семинара

Скидки:

При одновременной оплате всей программы скидка 20% – 27840 рублей (выгода 6960 рублей).
При оплате 2-х учебных программ центра скидка 30%:

стоимость одного семинара – 6090 рублей (выгода 2610 рублей);

стоимость всей программы – 24360 рублей (выгода 10440 рублей).

Внимание!!! Скидки могут меняться в зависимости от набора группы. Следите за информацией на сайте!

Место проведения Екатеринбург, Ул. Циолковского,29 центр “Растем вместе” вход с торца здания (на углу находится Стоматология “Дент”). Станция метро “Чкаловская”
Район Южного Автовокзала

Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно.

Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Источник: https://or-sun.ru/art-terapiya-detej-i-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector