Афферентация обратная обстановочная и измененная в физиологии: значение, принципы, афферентная импульсация

Принципы координации рефлекторной деятельности

Принцип сопряженного торможения или реципрокности базируется на описанном выше одноименном виде торможения и означает возникновение при возбуждении одного центра одновременного тор­можения другого центра для обеспечения цепных рефлексов и слож­ной функции.

Примером реципрокности может быть регуляция спинным мозгом противоположных по функциональному назначению мышц конечностей. Так, при возбуждении мотонейронов, иннервирующих мышцы сгибатели правой ноги, реципрокно тормозятся мотонейроны мышц разгибателей этой ноги и возбуждаются мото­нейроны мышц разгибателей левой ноги.

Формирующийся цепной характер рефлексов вслед за этим вызывает возбуждение мотоней­ронов разгибателей правой ноги и реципрокно — торможение мо­тонейронов сгибателей правой ноги и возбуждение мотонейронои сгибателей левой ноги. Таким образом, реципрокные взаимоотноше­ния между указанными рефлексами обеспечивают цепной шагатель­ный рефлекс.

Обратите внимание

Реципрокные взаимоотношения имеют место и между рефлексами вдоха и выдоха, когда возбуждение центра вдоха тор­мозит центр выдоха и наоборот, что обеспечивает ритмичную смену фаз в процессе  внешнего дыхания.

Принцип доминанты был открыт А.А.Ухтомским. Доминантой на­зывают обший принцип деятельности нервной системы, проявля­ющийся в виде господствующей в течение определенного времени системы рефлексов, реализуемых доминирующими центрами, кото­рые подчиняют себе или подавляют деятельность других нервных центров и рефлексов.

Нейроны доминирующих центров приобретают более низкий уровень критической деполяризации мембран, т.е. становятся более возбудимыми, и способны эффективнее осущест­влять пространственную и временную суммацию нервных импульсов.

Синаптическое проведение к этим нейронам облегчено и поэтому они  могут  возбуждаться  и  за  счет  «посторонних»  импульсов  от  не имеющих прямых связей с доминирующими центрами информаци­онных каналов.

Вследствие суммации многочисленных ВПСП воз­буждение нейронов как и число возбужденных клеток в доминиру­ющем центре нарастает и осуществляемые им рефлекторные реак­ции легко реализуются.

Преобладание рефлексов доминирующего центра над другими рефлекторными актами становится особенно выраженным, поскольку через систему вставочных нейронов доми­нирующий центр сопряженно тормозит другие центры и текущие рефлексы. Принцип доминанты позволяет концентрировать внима­ние и строить поведение для достижения определенной намеченной цели.

Принцип общего конечного пути, описанный Ч.Шеррингтоном, рассматривался при изложении процесса конвергенции возбуждения.

Принцип обратной афферентации заключается в рецепторном вос­приятии результатов рефлекторного акта и проведении информации назад в структуры нервного центра, где она обрабатывается и срав­нивается с сохраняющимися параметрами возбуждения.

Важно

Обратная афферентация реализуется в виде положительной или отрицательной обратной связи.

Таким образом, с помощью обратной афферентации нервные центры осуществляют непрерывный контроль эффективности, целесообразности и  оптимальности рефлекторной деятельности.

Источник: https://doctor-v.ru/med/coordination-reflex-activity/

Обстановочная афферентация

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 54Следующая ⇒

Появление конкретного поведения определяется не только наличием соответствующей потребности.

Возможность осуществления поведенческого акта зависит также от обстановки (условий, в которых приходится действовать животному).

Факторы внешней среды (обстановочная афферентация) влияют на появление и характер поведенческого акта, а иногда и сами могут вызывать привычное для данной ситуации поведение.

Значение обстановочной афферентации заключается в том, что создавая скрытое возбуждение, она приурочивает поведение к определенному месту, наиболее целесообразному для удовлетворения соответствующей потребности. Т.е. привязывает поведение к обстановке.

Kaк правило, поведение в несвойственной для него обстановке, не связанной с удовлетворением данной потребности, протекает менее выражено, неполно или неэффективно (а иногда и не происходит вовсе).

Собаки, в непривычной для них обстановке, подчиняются командам неохотно, выполняют знакомые им навыки с трудом и часто неправильно.

Память хранит множество сценариев о том, что можно и нужно делать, если чего-нибудь очень хочется с учетом конкретной обстановки.

Совет

Множество сценариев поведения закодированы генами и тогда говорят о врожденном (инстинктивном) поведении, но и не меньшее количество осваивается и запоминается (записывается в памяти как еще один сценарий) собакой в процессе ее жизни. И прежде чем начать что-нибудь делать, собака обязательно просмотрит свою библиотеку сценариев возможного поведения и выберет наиболее подходящий с ее точки зрения.

Пусковая афферентация

В результате взаимодействия информации о потребности, обстановке и данных памяти формируется готовность организма к определенному действию, которое запускается соответствующими сигналами, стимулами или командами (пусковая афферентация).

Пусковая афферентация, иногда ее называют санкционирующим стимулом, привязывает поведение к конкретному времени, конкретной обстановке и конкретной ситуации.

Стадия принятия решения

Стадия афферентного синтеза завершается переходом в стадию принятия решения, которая определяет тип и направление поведения.

При этом формируется так называемый акцептор результата действия, представляющий собой образ будущих событий (пр: насколько громко будет кричать хозяйка), результата (пр: влетит или не влетит), программы действия и представление о средствах достижения необходимого результата.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-14117.html

Теория функциональных систем

Главная » Полезные статьи » Теория функциональных систем
Вернуться назад на Теория систем Теория функциональных систем описывает организацию процессов жизнедеятельности в целостном организме, взаимодействующем со средой. Эта теория была разработана при изучении механизмов компенсации нарушенных функций организма. Как было показано П.К.

Анохиным, компенсация мобилизует значительное число различных физиологических компонентов – центральных и периферических образований, функционально объединенных между собой для получения полезного, приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени.

Такое широкое функциональное объединение различно локализованных структур и процессов для получения конечного приспособительного результата было названо “функциональной системой”.

Функциональная система (ФС) – единица интегративной деятельности целого организма, включающая элементы различной анатомической принадлежности, активно взаимодействующие между собой и с внешней средой в направлении достижения полезного, приспособительного результата.

Обратите внимание

Приспособительный результат – определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и делает возможным реализацию следующего поведенческого акта. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

– афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;
– принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия; – собственно действие; – сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия. Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные структуры организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении систем и даже детали отдельных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат. Поскольку для любого живого организма количество возможных приспособительных ситуаций в принципе неограниченно, то, следовательно, одна и та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или сам орган могут входить в состав нескольких функциональных систем, в которых они будут выполнять разные функции. Таким образом, при изучении взаимодействия организма со средой единицей анализа выступает целостная, динамически организованная функциональная система. Типы и уровни сложности ФС. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни отвечают за дыхание, другие – за движение, третьи – за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов); другие индивидуальны, т.е. формируются пожизненно в процессе овладения опытом и составляют основу обучения. Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему, причем каждый вышележащий уровень наделен особыми полномочиями по отношению к нижележащим. Гетерархия – принцип взаимодействия уровней, когда ни за одним из них не зафиксирована постоянная роль ведущего и допускается коалиционное объединение высших и низших уровней в единую систему действия. Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие их компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти). Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а, следовательно, и начало работы ФС составляет афферентный синтез. Афферентный синтез – процесс отбора и синтеза различных сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях, на основе которого формируется цель деятельности, управление ею. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии – собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывают влияние, как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, постольку афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе с возникновением у животного или человека какой-либо потребности. Оно – необходимый компонент любого поведения, которое всегда направлено на удовлетворение доминирующей потребности: витальной, социальной или идеальной. Важность мотивационного возбуждения для афферентного синтеза видна уже из того, что условный сигнал теряет способность вызывать ранее выработанное поведение (например, приход собаки к определенной кормушке для получения пищи), если животное уже хорошо накормлено и, следовательно, у него отсутствует пищевое мотивационное возбуждение. Мотивационное возбуждение играет особую роль в формировании афферентного синтеза. Любая информация, поступающая в центральную нервную систему, соотносится с доминирующим в данное время мотивационным возбуждением, которое является как бы фильтром, отбирающим нужное и отбрасывающим ненужное для данной мотивационной установки. Обстановочная афферентация – информация о внешней среде. В результате обработки и синтеза стимулов внешней среды принимается решение о том, “что делать” и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие. Важной чертой ФС являются ее индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсаций характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную, важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия – центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата. Поведенческий акт – отрезок поведенческого континуума от одного результата до другого результата. Поведенческий континуум – последовательность поведенческих актов. В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или не успешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Обратная афферентация – процесс коррекции поведения, на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности. Оценка поведенческого акта, как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта.

Каждая ФС обладает способностью к само регуляции, которая присуща ей как целому.

При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Читайте также:  Причины, симптомы, лечение и последствия отека головного мозга

Основные признаки ФС. П.К.Анохиным были сформулированы следующие признаки функциональной системы:

1) ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом само регуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии. 2) Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждения и активности по функциональной системе в целом. 3) Наличие рецепторных аппаратов позволяет оценивать результаты действия функциональной системы. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других – выработанными в процессе жизни. 4) Каждый приспособительный эффект ФС (т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом) формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится “санкционирующей” (определяющей) афферентацией. 5) Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами и архитектурно оказываются созревшими к моменту рождения. Из этого следует, что объединение частей ФС (принцип консолидации) должно стать функционально полноценным на каком-то сроке развития плода еще до момента рождения. Значение теории ФС для психологии. Начиная с первых своих шагов, теория функциональных систем получила признание со стороны естественно-научной психологии. В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р.Лурией (1978). Он считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики.

Благодаря теории ФС:

– произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата.

– было сформулировано представление о роли “обратной афферентации” и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия.

– было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия – “акцепторе” результатов действия.

Акцептор результатов действия – психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата. П.К.Анохин вплотную подошел к анализу физиологических механизмов принятия решения.

Теория ФС представляет образец отказа от тенденции сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным элементарным физиологическим процессам и попытку создания нового учения о физиологических основах активных форм психической деятельности.

Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на значение теории ФС для современной психологии, существует немало дискуссионных вопросов, касающихся сферы ее применения. Так, неоднократно отмечалось, что универсальная теория функциональных систем нуждается в конкретизации применительно к психологии и требует более содержательной разработки в процессе изучения психики и поведения человека.

Весьма основательные шаги в этом направлении были предприняты В.Б.Швырковым (1978, 1989), В.Д.Шадриковым (1994, 1997). Было бы преждевременно утверждать, что теория ФС стала главной исследовательской парадигмой в психофизиологии. Существуют устойчивые психологические конструкты и явления, которые не получают необходимого обоснования в контексте теории функциональных систем. Речь идет о проблеме сознания, психофизиологические аспекты которой разрабатываются в настоящее время весьма продуктивно.

Информационные процессы

Качество жизни
Метод сбора информации
Способы разрешения конфликта

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/stat/Teoriya-funkcionalnyh-sistem.php

Структура поведенческого акта. Функциональная система Анохина | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

Поведенческие реакции мотивируются (побуждаются) потреб­ностями организма. При этом для достижения цели, то есть полезно­го для организма результата, формируются функциональные сис­темы.

Учение о функциональных системах разработал Анохин.

Функцио­нальная система – это динамическая совокупность различных ор­ганов и систем, Функциональная сис­тема включает обычно органы различных анатомических систем.

1.

Афферентный синтез заключается в обработке и сопоставле­нии всей информации, которая используется организмом для принятия решения и формирования наиболее адекватного для дан­ных условий приспособительного поведения с учетом доминиру­ющей мотивации обстановочной афферентации, пусковой аффе­рентации, взаимодействующих с аппаратом памяти.

Мотивацианное возбуждение возникает в ЦНС с появлением какой-либо потребности, оно имеет доминирующий характер.

Мотивации формируют целенаправленную деятельность и опре­деляют ее общую стратегию. Каждый конкретный акт является шагом к удовлетворению мотивации, т. е. решает какую-то проме­жуточную задачу или цель. Программа определяет, какое конк­ретное действие будет осуществляться для достижения данной цели, и формирует его пространственно- временные параметры в соответствии с реальной обстановкой.

Важно

В общей схеме системной организации двигательного акта суще­ствует понятие о тактике движения, которая определяет, как будет осуществляться требуемое движение, иными словами, ка­ковы те эфферентные залпы к двигательным ядрам спинного мозга, которые определяют активацию различных мышечных групп. По­следовательность включения той или иной конечности, записанная в программе, реализуется в виде последовательности импульс­ных залпов надсегментарных структур к различным мотонейрон­ным пулам.

Мотивационное возбуждение извлекает необходимую информа­цию из блоков памяти, которая нередко определяет целена­правленную деятельность организма на основании приобретенного ранее опыта по достижению данного полезного результата. Моти­вационное возбуждение активирует сенсорные системы.

Обстановочная афферентация вызывает возбуждение, обуслов­ленное действием на организм окружающей обстановки: в ЦНС создается разветвленная система возбуждений, своего рода «нерв­ная модель обстановки». Обстановочная афферентация может спо­собствовать либо, напротив, препятствовать реализации мотива­ции.

Пусковая афферентация – это специальное возбуждение, обус­ловленное действием пусковых раздражителей, которые перево­дят подпороговую мотивацию в надпороговую.

Взаимоотношения между пусковыми и обстановочными влияниями обеспечивают лобные доли.

Пусковым сигналом может быть условный раздражитель, например запускающий слюноотделение по механизму условного рефлекса, звонок в школе на перемену, выстрел из пистолета на старте и т. п.

2. Принятие решения – это стадия развития афферентного син­теза, его следствие, перевод афферентного синтеза в программу действия, характеризующуюся тем, что содержит элементы пред­видения (что совершится в ближайшее время).

3.

Процесс возбуждения согласно «принятому решению» прак­тически выходит одновременно на два аппарата: аппарат предска­зания результата (акцептор результата действия – АРД) и аппа­рат программы действия (эфферентный синтез). Лобные доли яв­ляются основным нервным субстратом, осуществляющим приня­тие решения при реализации целесообразных произвольных форм деятельности человека.

3.1. Формирование акцептора результата действия (АРД) про­исходит на основе афферентного синтеза. АРД – нервная модель будущего результата, который должен быть получен в соответ­ствии с принятым решением, это аппарат прогнозирования (пред­видения полезного результата) и его оценки.

3.2. Параллельно с формированием АРД идет формирование программы действия (эфферентный синтез), обеспечивающей по­сылку импульсов к эффекторам для совершения определенного действия, приводящего к получению полезного результата. Стадия формирования программы действия сопровож­дается интеграцией соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт.

4. Стадия формирования результата характеризуется самовыпол­нением программы поведения: эфферентное возбуждение дохо­дит до эффекторов и действие осуществляется. Стадия находится под контролем аппарата АРД за счет информации, постоянно поступающей от проприорецепторов мышц, сенсорных потоков, т. е. обратной афферентации.

Поскольку функциональная система формируется для достижения приспособительного результата, его считают системообразуюшим фактором. Результат поведенческой деятельности имеет много параметров, характеризуется физиче­скими, химическими и биологическими проявлениями, которые обеспечивают возникновение обратной афферентации, характе­ризующей полученный результат.

5. Стадия оценки достигнутого результата осуществляется с помощью сопоставления обратной афферентации о параметрах достигнутого результата с ранее сформировавшейся нервной мо­делью результата в АРД.

Совет

Если афферентная модель реального ре­зультата совпадает с нервной моделью запрограммированного результата, то происходит удовлетворение ведущей потребности, что сопровождается положительной эмоцией. Удовлетворение потребности ведет к прекращению мотивационного возбужде­ния.

Таким образом, значение АРД заключается в сличении пара­метров полученного результата с параметрами запрограммирован­ного результата, поскольку АРД представляет собой нервную мо­дель планируемого результата действия.

Источник: http://uclg.ru/education/fiziologiya/fiziologiya_vyisshey_nervnoy_deyatelnosti_i_sensornyih_sistem/lecture_struktura_povedencheskogo_akta__funktsionalnaya_sistema_anohina.html

Значение афферентной импульсации

Лекция 9. Физиология спинного мозга

Частная физиология ЦНС

    В основе современных представлений о структуре и функциях ЦНС лежит Нейронная теория, рассматривающая ЦНС как совокупность синаптически связанных между собой нервных элементов – нейронов. Однако, хотя мозг и представляет собой единую нейронную сеть, для анализа его функциональных свойств удобно выделять отделы (области). Бесспорно, такое деление – условно.

Физиология спинного мозга

Свойства нервных элементов спинного мозга

Спинной мозг имеет сегментарное строение (31-33 сегмента). Имеет пять отделов: шейный 8 сегментов, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5, копчиковый – 2-3. Имеет 2 утолщения: шейный и поясничный. В них более крупные соматические нейроны, больше волокон и более толстые волокна.

Характеристика нейронов: Всего около 13 млн нейронов: 3% – мотонейроны, 97%  – интернейроны.

Все нейроны спинного мозга можно классифицировать по нескольким основаниям: по отделу (соматический – вегетативный); по назначению (афферентные, вставочные, ассоциативные, эфферентные); по влиянию (возбуждающие – тормозные).

Эфферентные нейроны: относятся к соматической НС. Направляются к органам-эффекторам Þ эти нейроны называют мотонейронами.

a – мотонейроны иннервируют скелетную мускулатуру. Каждый такой нейрон имеет до 20 тыс. синапсов. Имеют высокую скорость проведения – 70-120м/с. a1 – мотонейроны иннервируют быстрые белые мышечные волокна (лабильность – 50 имп/с), a2  – медленные мотонейроны красных мышечных волокон (15 имп/с). Низкая лабильность a – мотонейронов обусловлена длительной следовой гиперполяризацией.

g-мотонейроны иннервируют мышечные рецепторы (проприорецепторы)). Имеют высокую лабильность (200 имп/с), скорость – 10-40 м/с. Расположены среди альфа-мотонейронов. Они управляются нейронами вышележащих отделов ЦНС.

Активизация проприорецепторов под действием g-мотонейронов приводит к возбуждению a – мотонейронов этой же мышцы и торможению a – мотонейронов мышцы антагониста.

Таким образом регулируется тонус мышц и двигательные реакции.

Афферентные нейроны соматической н.с. локализуются не в спинном мозге, а в спинальных ганглиях и ганглиях черепных нервов. Причем, они являются униполярными или псевдоуниполярными, т.е. в этих клетках нет дендритов.

Обратите внимание

Один отросток после разветвления идет на периферию и связан с рецепторами, другой направляется в спинной мозг. Следовательно, при афферентной передаче нет синаптических контактов.

Их отростки заканчиваются либо на a – мотонейронах, либо на вставочных нейронах.

Вставочные нейроны (как разновидность интернейронов): устанавливают связь с афферентами и эфферентами, также с ядрами ствола мозга, а через них с корой больших полушарий. Имеют тела меньшего диаметра, чем мотонейроны. Могут быть как возбуждающими, так и тормозными. Лабильность до 1000 имп/с (т.к. следовая гиперполяризация выражена незначительно).

Ассоциативные нейроны (другая разновидность интернейронов) образуют собственный аппарат спинного мозга, устанавливающий связь между сегментами и внутри сегментов. Участвует в координации позы, тонуса мышц, движений.

Нейроны симпатической н.с. тоже вставочные, расположены в боковых рогах с 8 шейного по 2 поясничный сегмент. Имеют фоновую активность 3-5 имп/с.

Нейроны парасимпатической НС – вставочные, расположены во 2-4 крестцовых сегментах, также имеют фоновую активность.

 Ретикулярная формация (состоит из тонких перекладин серого вещества, пересекающихся в различных направлениях, ее нейроны имеют большое количество отростков, т.е. это сетчатое образование) обнаруживается на уровне шейных сегментов между передними и задними рогами, на уровне верхнегрудных сегментов – между боковыми и задними рогами в белом веществе, примыкающем к серому.

Нервные центры: Здесь локализованы центры регуляции деятельности большинства внутренних органов и скелетных мышц.

Центры управления скелетной мускулатурой. Иннервируют сегментарно: шею (Ш1-Ш4), диафрагму (Ш3-Ш5), верхние конечности (Ш5-Гр2), туловище (Гр3-П1), нижние конечности (П2-К5).

Имеется дублирование как в иннервации мышц, так и в чувствительной иннервации. Так, каждый сегмент спинного мозга участвует в чувствительной иннервации трех дерматомов.

Это повышает биологическую надежность их деятельности.

Мотонейроны в передних рогах образуют скопления (учили 5 групп ядер) – специфические ядра, все клетки которых посылают сигналы к определенной мышце. Каждое такое ядро растянуто на несколько сегментов.

Центры симпатического отдела. Центр зрачкового рефлекса (Ш8-Гр2), регуляции деятельности сердца (Гр-1-Гр5), слюноотделения (Гр2-Гр4), регуляции функции почек (Гр5-П3), сегментарно расположены центры потовых желез, сосудов, гладких мышц внутренних органов.

Читайте также:  Сужение сосудов головного мозга: причины, симптомы, лечение народными средствами и препараты от стеноза

Центры парасимпатического отдела (К2-К4) органы малого таза: мочевой пузырь, часть толстой кишки, половые органы.

 Функции спинного мозга:

1. Проводниковая.

2. Рефлекторная.

Проводниковая функция

    Осуществляется через восходящие и нисходящие пути.

      Закон Белла – Мажанди:Афферентная информация поступает в спинной мозг через задние (дорсальные) корешки, эфферентная – через передние (вентральные) корешки («вход – с заднего двора»).

     Афференты несут информацию от 3 групп рецепторов:

1. кожные рецепторы (болевые, температурные, прикосновения, давления, вибрации),

2. проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные рецепторы, рецепторы надкостницы и оболочек суставов),

3. висцерорецепторы (механо- и хеморецепторы внутренних органов. Других видов рецепторов во внутренних органах не бывает).

Значение афферентной импульсации

1) участие в координационной функции ЦНС (при выключении афферентации управление становится несовершенным);

2) участие в регуляции деятельности внутренних органов;

3) поддержание тонуса ЦНС (без афферентных импульсов – падает);

4) несет информацию об изменениях окружающей среды.

Источник: https://studopedia.net/3_75823_znachenie-afferentnoy-impulsatsii.html

Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка

В сложном нервном механизме формирования двигательных чтов и управления ими важное место принадлежит информации, получаемой из внешней среды и от различных частей тела и систем организма.

Обратные связи и их роль в формировании и совершенствовании техники движений.

Нервная система, вызывая через пусковые двигательные и вегетативные нервы какую-либо деятельность, благодаря наличию обратных связей сразу же начинает получать от управляемых органов (мышц, сердечно-сосудистой системы и т.д.).

а также из внешней среды информацию о совершившемся действии. Сигналы обратных связей, являясь важнейшим фактором корреляции движений, поступают в ЦНС через органы чувств и поэтому называются также сенсорными коррекциями (Н. А. Бернштейн).

Различают внутренние обратные связи, которые сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма, и внешние, несущие информацию о деятельности из внешней среды (точность метания, направление движения мяча в футболе, изменение положения тела противника в борьбе и т.д.).

Важно

Внутренние обратные связи при выполнении физических упраж нений осуществляются преимущественно через двигательную (проприоцептивную), вестибулярную и интероцептивную сенсорные системы, внешние – через зрительную, слуховую и тактильную.

Существенное значение для совершенствования техники движений имеет и так называемая сторонняя информация, получаемая от тренера и других лиц в результате наблюдения за Движениями.

Помимо наблюдений в настоящее время широко используется различного рода инструментальная техника, гензометрия, электромиография, цикло- или киносъемки, видеомагнитофонные записи и т. д., позволяющие оценивать пространственные и временные параметры двигательного акта.

Особую ценность полученные данные имеют тогда, когда эта информация является “срочной”, т. е. используется для улучшения “техники движения непосредственно во-время выполнения упражнения, или при последующих повторениях его (В. С. Фарфель).

Интеграция в центральной нервной системе афферентных и других факторов, предшествующих программированию движения. Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов. П. К. Анохин выделяет четыре основных фактора: 1) мотивацию, 2) память, 3) обстановочную информацию и 4) пусковую информацию.

В трудовой и спортивной деятельности людей особенно большое значение имеют различного рода социально обусловленные виды мотивации. Благодаря следам в нервной системе (памяти) предшествующий опыт оказывает сильнейшее влияние на оценку любых событий и ситуаций.

Большую роль в процессе интеграции играет обстановочная информация.

Информация об обстановке, поступающая из окружающей среды, и о состоянии различных функций организма является, -несомненно, весьма- существенным компонентом правильного программирования в ЦНС различных действий.

Наконец, существенное значение имеет пусковая направляющая, т. е. сигналы, какими в спорте являются выстрел, звук свистка, движение флажка, команда и др. Однако многие пусковые раздражители” требующие ответных двигательных актов, весьма сложны; они представляют собой не единичный сигнал, а ситуацию определенного характера.

Это всегда сильно затрудняет афферентный синтез. Например, в разных Видах единоборства и спортивных игр новые действия нужно начинать многократно. При этом начало и характер ответных движений определяются не каким-либо отдельным сигналом, а всей создавшейся ситуацией, т. е.

Совет

совокупностью многих (в ряде случаев десятков и даже сотен) раздражителей. При выполнении разных физических упражнений использование информации, получаемой из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности.

При медленном выполнении двигательных актов обратные связи способствуют корригированию данного движения или какой-либо его фазы. При сложных многофазных движениях, которые выполняются быстро (например, гимнастических), обратные связи играют меньшую роль в текущей коррекции в результате недостатка времени.

Наконец, при очень кратковременных движениях (в частности, баллистических – метаниях, бросках) обратные связи могут корригировать длительный акт только при его повторениях.

Программирование двигательного акта с учетом состояния исполнительных приборов. Интеграция таких факторов, как па~ мять, обстановочная и пусковая информация и функциональное состояние центральных и периферических исполнительных приборов, является основой для программирования сложных движений.

Экспериментальные исследования показали, что безусловные двигательные рефлексы могут полноценно осуществляться даже при отсутствии обратных связей.

Прочно сформировавшиеся простые условнорефлекторные движения также могут выполняться при выключении обратных связей, осуществляемых двигательной сенсорной системой. Следовательно, ранее хорошо закрепленные программы дают возможность осуществлять такие движения без сенсорной коррекции.

Но образование в этих условиях новых движений чрезвычайно затруднено. Программы движений, характеризующихся высокой степенью сложности и точности (к ним принадлежат многие спортивные упражнения), без коррекции путем обратных связей полноценно осуществляться не могут.

Следовательно, программирование постоянно сменяющих друг друга фаз сложных движений требует обязательной сигнализации в ЦНС о состоянии двигательного аппарата и различных вегетативных систем.

Программирование движений по своей трудности в разных видах спорта неодинаково. Это связано, во-первых, со степенью сложности двигательного акта, во-вторых – со степенью его новизны, в-третьих с длительностью времени для программирования.

Обратите внимание

Если движение совершалось ранее многократно и навык уже хорошо освоен, то повторное программирование даже сложных двигательных актов (например, в гимнастике, при метаниях) совершается относительно легко.

При новых же движениях, например в спортивных играх и единоборстве, процесс программирования более трудный.

Это обусловлено необходимостью вследствие непрерывного изменения обстановки осуществлять программирование, как и афферентный синтез, в течение весьма короткого времени, а также каждый раз в каком-то новом варианте, поскольку движения, как правило, не являются стандартными.

Эффективность выполнения движений требует соответствия двигательной программы функциональным возможностям мышц и обеспечивающих их работу вегетативных органов.

Рассогласование между программой и фактическим выполнением движения особенно усиливается при изменении состояния периферических исполнительных приборов (мышц, кардиореспираторной и других систем организма).

Функциональные же возможности периферических органов, в частности мышц, постоянно изменяются. Это требует своевременного поступления соответствующей информации в нервные центры.

Только тогда нервная система может создать полно-Ценную программу, обеспечивающую эффективное выполнение двигательных задач. В отдельных случаях недостаточная эффективность выполнения упражнений может быть обусловлена несоответствием программирования в ЦНС состоянию периферических аппаратов, в том числе мышц.

Лучшие результаты в таких упражнениях, как прыжки в высоту, прыжки с шестом, поднятие тяжестей, достигаются, как правило, не при первом, а при повторном их выполнении.

Важно

Это отчасти связано с тем, что во время решения начальных, более легких задач (при меньшей высоте, меньшем весе) нервная система получает точную информацию о фактическом состоянии периферического мышечного аппарата.

Поэтому специальная разминка перед выполнением любых сложнокоординированных упражнений обеспечивает нервные центры дополнительной информацией о состоянии исполнительного двигательного аппарата.

Двигательная память

Рис. 56. Кривые сохранения эффектов двигательного обучения (Я. М. Код и А. В. Менхин): А-изменения средней величины ошибки при воспроизведении амплитуды движения правой кистью по дуге после обучения в виде 20 активных (1) или пассивных (2) движений; Б – процент успешных попыток выполнения усвоенного нового сложного движения после перерывов в 6, 12, 24 и 48 ч.

Нервные процессы, связанные, с одной стороны, с поступлением в ЦНС через сенсорные системы определенного комплекса афферентных импульсов, с другой же – с посылкой через эфферентные нервы специального комплекса импульсов к исполнительным органам, оставляют после себя слёд.

ы (эн граммы), составляющие двигательную и другие виды памяти.

В физиологическом аспекте память представляет собой функцию ЦНС, обеспечивающую хранение и переработку вновь поступающей информации, интегрирование ее с ранее приобретенной информацией и извлечение ее из “хранилища” для удовлетворения той или иной возникшей потребности.

В этом “хранилище” наряду с другими видами информации содержатся- и сформированные путем обучения программы коорди-.нированного управления мышцами, связанные с техникой выполнения различных физических упражнений.

Для выполнения физического упражнения важное значение имеет запоминание программ управления сокращением мышц.

В таких программах учитываются непрерывно изменяющиеся пространственно-временные отношения между различными нервными центрами, управляющими движениями.

Это обусловлено тем, что спортивные упражнения характеризуются неодновременным включением и выключением участвующих в деятельности мышц и различной степенью вовлечения в нее двигательных единиц.

Нервные процессы, связанные с памятью, включают несколько компонентов, каждый из которых имеет самостоятельное значение: 1) восприятие информации, поступающей из разных сенсорных систем; 2) переработку и синтез этой информации; 3) фиксацию (хранение) результатов переработки информации; 4) извлечение из памяти нужной информации и 5) программирование ответных реакций. В некоторых случаях у спортсменов извлечение из памяти нужной информации временно затрудняется (в частности, при сбивающих факторах и отрицательных эмоциях, нарушающих нормальную деятельность нервной системы). Вследствие этого ухудшается выполнение физических упражнений.

Совет

Различные параметры двигательного акта запоминаются и извлекаются из памяти неодинаково. В существенной мере это зависит от объема и специфики поступающей информации. Например, силовое напряжение при статических усилиях воспроизводится с отклонениями от заданного на 15-25%, а при движении-значительно точнее.

Это обусловлено тем, что при статических усилиях импульсация по обратным связям приходит в ЦНС только от рецепторов мышц, а при движениях в протекании обратных связей принимают участие и рецепторы суставов, реагирующие на угловое смещение, что позволяет более точно определять степень напряжения мышц (В. С. Фарфель).

Достаточно хорошо в памяти сохраняются последовательность и временные параметры осуществления различных фаз двигательного акта.

Эффективность запоминания и последующая точность воспроизведения временных и пространственных параметров физических упражнений связаны со многими факторами: степенью, обученностй, сложностью двигательного акта, числом повторений движения на занятии, величиной интервалов между ними, длительностью перерывов между тренировками, эмоциональным состоянием и др.

Так, при пассивном и активном обучении простому движению – воспроизведению амплитуды движения по дуге в лучезапястном суставе – величина ошибки, значительно увеличивается в первые 6 часов после тренировки. Через 12 ч дальнейшее увеличение ошибки менее значительно (рис. 56, А).

При обучении сложным гимнастическим упражнениям после перерывов в 6, 12 и 24 ч процент успешных попыток увеличивается (рис. 56, Б). Но спустя 48 ч выполнение упражнения значительно ухудшается.

Это говорит о том, что ежедневная тренировка более эффективна, чем тренировка через день.

При параллельном обучении на одном занятии двум гимнастическим упражнениям забываемость увеличивается, особенно в тех случаях, когда эти упражнения значительно отличаются Друг от друга (А. В. Менхин).

Обратите внимание

В процессе обучения обязательным упражнениям в фигурном катании на коньках также было выявлено, что двигательная память при перерывах в занятиях в 1 день значительно лучше, чем в 2, 4 и 10 дней. Наибольшее улучшение точности наблюдалось лри выполнении фигур тремя сериями по 5 попыток в каждой с интервалами между сериями в 3 мин (И. В. Абсалямова).

Автоматизация движений

Совершенствование техники спортивных движений теснейшим образом связано с автоматизацией многих компонентов двигательного акта. т. е. с выполнением их без осознавания. В организме осуществляется большое число не всегда осознаваемых рефлекторных актов, возникающих непроизвольно.

Это так называемые первичные автоматизмы, связанные с различными безусловнореф-лекторными реакциями, регулирующими вегетативные и некоторые двигательные функции (мигание, глотание и др.). Наряду с этим имеются и вторичные автоматизмы, т. е.

реакции, которые ранее протекали с осознаванием и лишь потом получили возможность осуществляться автоматически. К ним относятся, в частности, двигательные навыки.

Сформировавшиеся двигательные навыки характеризуются хорошо закрепленными временными связями, и многие их компоненты могут осуществляться без осознавания, т. е. автоматизированно.

Рассматривая автоматизацию навыка, следует разграничивать осознавание общих сторон двигательного акта, связанных с перемещением крупных звеньев тела, и частных, касающихся положения мелких структурных элементов, работы отдельных мышц и их двигательных единиц, участвующих в движении.

Читайте также:  Чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога: основные отличия врачей

Деятельность мелких мышечных структур, как и отдельных функциональных мотор-йых единиц или их небольших групп, обычно не осознается человеком. Без специальной тренировки не отражается в сфере сознания и деятельность многих отдельных мышц. Хорошо осознаются движения только крупных звеньев и тела в целом.

Весьма слабо отражаются в сознании вегетативные компоненты навыков.

В нервной системе процессы управления автоматизированными и неавтоматизированными компонентами движения тесно связаны друг с другом. При обучении и тренировке сознательный контроль за общим характером осуществления движений имеет весьма важное значение.

Важно

Сознательное формирование стоящих перед спортсменом задач, в частности связанных с общей структурой движений, положительно воздействует и на многие из тех автоматизированных процессов в нервных центрах, мышцах и вегетативных органах, которые совершенно не осознаются человеком.

На доведении до сознания особенностей выполнения физических упражнений (например, характера совершенных спортсменом ошибок), основано значение срочной информации, получаемой, в процессе или сразу после окончания упражнения (В. С. Фарфель).

Следует указать, что детали двигательного акта, выполненного автоматизированно, после завершения движения могут частично и далее полностью осознаваться (например, действия вратаря или борца при внезапной опасной ситуации).

Поле осознания у человека относительно узкое, оно не может одновременно воспринимать большое количество различных по своему характеру компонентов двигательного акта. Когда поле сознания занимают одни компоненты моторного акта, одновременно из него вытесняются другие.

Поэтому при обучении технике движения нужно возможно большее число этих компонентов доводить до автоматизированного выполнения. Тогда можно будет включать в поле сознания спортсмена только самое главное, связанное с основными задачами выполнения упражнения.

Детали же должны осуществляться автоматизированно.



Источник: https://infopedia.su/10×828.html

Клуб айкидо “Хоккексэй”

Прежде чем оценить роль обратной афферентации как интегральной информации о полученных результатах, необходимо шире осветить вопрос об афферентациях вообще. Мы должны помнить, что внешний мир непрерывно воздействует на организм всеми своими многочисленными энергиями и совершенно бесконечным количеством своих разнообразных факторов и их комбинаций.

Эти воздействия внешнего мира на нервную систему животных значительно расширяются при воздействии самого организма на внешний мир. Совершенно необъятный мир новых воздействий возник в человеческом обществе с расширением воздействия человека на внешний мир и с увеличением его преобразований.

Все это ставит перед физиологами задачу как-то классифицировать многочисленные афферентные воздействия на организм, упорядочить их исследование на основе объективных законов науки и вместе с тем показать их место в активной деятельности животных и человека.

Однако вопрос о классификации афферентных воздействий на организм неизбежно ставит перед нами другой вопрос — вопрос о критериях такой классификации. Афферентные воздействия можно классифицировать, например, по их сенсорной модальности , что, собственно, и было сделано в физиологии прежде всего.

Совет

Согласно этой классификации, мы различаем природу воздействующей энергии и природу соответствующих рецепторных поверхностей. Таким образом, мы имеем зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую и т. д. афферентации.Можно, например, классифицировать афферентные воздействия, взяв за критерий их положение по отношению к внешнему миру.

Тогда мы будем иметь «экстероцептивные» и «интероцептивные» афферентации. Если же взять критерий отстояния раздражающего объекта, то мы получим «дистантные» и «контактные» афферентации. Таким образом, можно классифицировать афферентные воздействия по самым разнообразным критериям.

Неудивительно, что в связи с возникновением идей об интегративных формах деятельности целого организма возникла и необходимость оценкиафферентных воздействий по их значению и месту в этой целостной деятельности, т. е. по критерию их роли в циклической деятельности функциональной системы.

Очевидно, выбор этого критерия снимает значение других частных критериев, например модальности афферентного импульса или его анатомических особенностей. В самом деле, для интегративной деятельности очень важен, например, толчок к ее проявлению, т. е. ее запуск. Естественно, что пусковым стимулом может быть стимул любой модальности.

Деятельность может быть запущена зрительным, слуховым и любым другим раздражителем. Важно лишь то, что этот раздражитель обеспечил пуск деятельности.Такая классификация должна упорядочить наши оценки разнообразных воздействий на организм и дать возможность оценить место каждой афферентации в циклических системах, обеспечивающих постоянство функционирования.

В настоящее время мы можем выделить следующие формы афферентных воздействий, которые систематизированы не по качеству воздействующей энергии, а по их месту и значению в формировании целостных поведенческих актов организма:1. Обстановочная афферентация.2. Пусковая афферентация.3.

Обратная афферентация:  а) направляющая движение;  б) результативная, которая может быть подразделена на поэтапную и санкционирующую афферентации.Ниже мы остановимся на физиологической оценке каждого из этих видов.

Обстановочная афферентация.

Под ней подразумевается совокупность всех тех внешних факторов и идущих от них воздействий, которые для животного или человека являются при данных условиях относительно постоянными, длительными и всегда составляют в высшей степени сложный комплекс различных воздействий. Например, сидя в зале консерватории, мы получаем ряд специальных воздействий на наши органы чувств как от вида публики, эстрады, так и от звуковых раздражений. Характерной чертой обстановочной афферентации является то, что она, обладая относительным постоянством и длительностью действия, образует в центральной нервной системе весьма сложное афферентное взаимодействие, которое подготавливает специфическую форму именно той реакции, которая может быть приспособительной по своему значению только в данной обстановке.

Вот это соответствие между комплексом обстановочной афферентации и формой реакции, которая только и может быть в данной обстановке, и составляет характерную сторону обстановочной афферентации.

Обратите внимание

Именно ее органическая связь с другой формой афферентации — спусковой афферентацией и составляет одну из особенностей многообразных афферентных влияний на организм, организующих его адекватное поведение. Допустим, человек, находясь у себя дома, почувствовал жажду. В большинстве случаев он утоляет ее имеющимися в его распоряжении средствами.

Допустим теперь, что тот же самый человек, почувствовал жажду во время исполнения какого-то концертного произведения. Исходный стимул по своей физиологической природе один и тот же, однако в данной обстановке он не вызывает такого же немедленного действия, как в домашней обстановке.

Следовательно, своеобразие афферентных воздействий от обстановки зала консерватории создает в центральной нервной системе такой комплекс возбуждений, который полностью исключает возможность утоления жажды именно в данный момент.Возьмем другой, имевший место в клинической практике пример.

Человек пришел в поликлинику, и врач задает ему обычный вопрос: «На что вы жалуетесь?» Сам по себе такой вопрос, взятый безотносительно к обстановочной афферентации, которая имеет место в момент постановки вопроса, может вызвать целый ряд ответов. Например, можно ответить: «Я жалуюсь на недостаток времени», «Я жалуюсь на сварливых соседей» и т. д.

Однако исходные побудительные мотивы посещения поликлиники (болезнь), вид поликлиники, вид врача и всей обстановки поликлинической жизни в целом (т. е. обстановочная афферентация) создают заранее такую нервную интеграцию, для которой заданный вопрос не может иметь двух значений.

Поэтому естественно, что в нормальных случаях пришедший в поликлинику больной в ответ на этот вопрос рассказывает врачу о своей болезни. В случае психопатологических нарушений возможны те неадекватные ответы, которые были приведены выше.Наиболее отчетливо соотношение обстановочной афферентации с последующей пусковой афферентацией можно видеть при экспериментировании с условными рефлексами.

Допустим, что в течение ряда лет в одной и той же камере проводились эксперименты на собаке с пищевыми условными рефлексами, т. е. она всегда получала пищевое подкрепление в определенной обстановке. Тогда каждый признак, относящийся к данной обстановке данной камеры, будет иметь отношение к пищевой деятельности животного.

Следовательно, вся обстановка в целом — станок, стены, освещение, дверь и т. д.— приобретает пищевое значение на основе принципа условных рефлексов. Однако, несмотря на «пищевое» действие обстановки, животное обычно не доходит до выделения условной слюны в интервалах между условными раздражителями. Обычно слюна появляется только в момент дачи конкретного условного раздражителя, т. е.

Важно

пускового стимула.Наоборот, если животное поместить в совершенно другую обстановку, например в аудиторию, полную слушателей, и дать тот же самый условный раздражитель, например звонок, который несколько лет подкреплялся едой и всегда вызывал условную секрецию, то в новых условиях мы можем и не получить условной секреции. Известно, что этот важный факт обнаружен И. П.

Павловым, когда он, желая продемонстрировать условные рефлексы в аудитории Общества русских врачей, столкнулся с отрицательным результатом. Совершенно очевидно, что в данном случае мы наблюдаем взаимодействие между обстановочной и пусковой афферентацией. Только при определенном их синтезе может иметь место адекватный условный рефлекс.

Особенность действия обстановочной афферентации заключается в подготовке соответствующей деятельности, но не в выявлении этой деятельности. Это обстоятельство заставляет выделить такую форму афферентаций в особую категорию, поскольку она создает предпусковую интеграцию нервных процессов (П. К. Анохин, 1949).

Пусковая афферентация. Из сказанного выше следует, что под пусковой афферентацией понимается толчок, т. е. стимул, который, вскрывая имеющуюся в центральной нервной системе структуру возбуждения, приводит к проявлению вовне какой-либо приспособительной деятельности организма. В сущности, на протяжении довольно длительного времени при оценке рефлекторной теории роль обстановочных афферентаций, являясь в какой-то степени замаскированной, не была предметом специального анализа.

В отдельных видах экспериментов мы можем расчленить значение пусковой и обстановочной афферентаций, и тогда становится очевидным, что это две различные формы афферентных воздействий на организм. Классическим примером такой диссоциации является опыт с динамическим стереотипом, проделанный в лаборатории И. П. Павлова.

Как известно, здесь условный раздражитель может дать не свойственный ему условный ответ, а тот ответ, который характерен для другого раздражителя, много раз и стереотипно употреблявшегося на данном месте стереотипа. Например, свет может вызвать эффект звонка, а звонок — эффект, свойственный свету.

В экспериментах подобного рода совершенно отчетливо выявляется, что успех условнорефлекторного ответного действия есть синтетическое целое из обстановочной афферентации и пусковой афферентации и что удельный вес той и другой может динамически меняться в зависимости от складывающихся условий жизни организма.

Можно показать экспериментально, что этот постоянный органический синтез двух видов афферентаций осуществляется при определенном участии лобных отделов коры больших полушарий.

Например, если у животного с хорошо выработанными условными рефлексами в обстановке двусторонней двигательной реакции произвести удаление лобных отделов, то наблюдается весьма интересное явление. Такое животное будет непрерывно двигаться к правой и левой кормушке, производя маятникообразные движения в станке.

Совет

Таким образом, вместо спокойного поведения в интервалах между условными раздражителями животное проявляет непрерывную реакцию так, как будто обстановка стала действовать по типу пускового раздражителя (А. И. Шумилина, 1949).

Эти примеры убеждают в том, сколь значительное влияние на результаты воздействия пусковой афферентации оказывает обстановка, в которой находится данное животное или человек. Как мы увидим ниже, это значение возрастает еще больше, когда включается новый вид афферентации, а именно обратная афферентация.

Обратная афферентация.

Эта форма афферентного воздействия на организм представляет для нас в данный момент особенный интерес, поскольку изменяет наши представления о механизмах организованного поведения животного. Являясь аналогом «обратных связей» в кибернетике, этот вид афферентации в физиологии и медицине, естественно, привлекает к себе пристальное внимание. Указания на наличие определенной роли, например, мышечных афферентных импульсов были даны уже давно Ch. Bell и И. И. Сеченовым.

Однако эти первые указания, связанные в основном с мышечной афферентацией, не создали системы представлений о роли обратных афферентаций в зависимости от результатов действия.

Именно этим надо объяснить тот факт, что в физиологии по-прежнему продолжала доминировать «рефлекторная дуга», которая по самой своей физиологической сути недостаточна для объяснения поведенческих актов на основе обратной информации о результатах действия.

Источник: Монография академика П.К.Анохина «Биология и нейрофизиология условного рефлекса», издательство «Медицина», Москва, 1968г., стр.236 — 239.

Источник: http://www.kiwami.org/club/stat/more/562

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector