Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Причины заикания у детей — как лечить болезнь

Главная → Домашнее лечение → Психические расстройства → Заикание

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

Причины заикания

Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

Почему возникает заикание:

  • сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
  • черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
  • нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
  • неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
  • повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
  • внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
  • недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

Методики лечения

При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи.

Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат.

Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

Как проходит занятие у логопеда:

  1. На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
  2. Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
  3. Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
  4. Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
  5. План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
  6. Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.

Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

Медикаментозные препараты

Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

Чем лечить заикание:

Название препарата К какой группе относится С какого возраста можно принимать Схема лечения
Фенибут Ноотропный препарат 8 лет По 1 таблетке трижды в день на протяжении 1-1,5 месяца
Пантогам Ноотропный препарат В таблетках – с 3 лет, детям младшего возраста при необходимости назначают сироп По 750-3000 мг/сутки на протяжении 1-4 месяца
Пантокальцин Ноотропный препарат Нет ограничений По 0,5 г раз в 4-8 часов в течение 2-4 месяца
Анвифен Ноотропный препарат С 3 лет До 8 лет – 50-100 мг трижды в день;8-14 лет – по 250 мг раз в 8 часов;старше 14 лет – 250-500 мг трижды в деньПродолжительность терапии – 2-3 недели
Энцефабол сироп Ноотропный препарат Нет ограничений до 7 лет – 2,5-5 мл суспензии 1-3 раза в сутки;старше 7 лет – 2,5-10 мл сиропа раз в 8-24 часа.Продолжительность лечения – 2-6 месяца.
Пикамилон Ноотроп С 3 лет До 10 лет – по 0,02 г утром и вечером;старше 10 лет – по 0,2 г трижды в день
Кортексин Ноотропный препарат для внутримышечного введения Нет ограничений До 20 кг – 0,5 мг/кг, дозу делят на 2 введения;более 20 кг – по 10 мг утром и вечером
Мидокалм Миорелаксант Безопасность в детском возрасте не доказана. Применяется по назначению врача Дозировку определяет врач, инъекционные формы у детей не используют
Клоназепам Противосудорожный препарат Безопасность в детском возрасте не доказана  до 10 лет – 0,02 мг/кг;старше 10 лет – по 1 г в день
Атаракс Транквилизатор С 3 лету маленьких детей чаще возникают осложнения — судороги По 0,001-0,0025 г/кг в сутки
Глицин Улучшает процессы обмена в тканях головного мозга  Нет ограничений По 1 таблетке 2-3 раза в сутки на протяжении 2-4 недель
Нотта Седативное средство с валерианой, ромашкой С 3 лет До 12 лет – 5 капель раз в 8 часов

В терапию включают препараты на основе таурина для устранения физического и умственного переутомления, витаминные комплексы – Магний B6.

Гомеопатические препараты

Гомеопатия помогает бороться с тревожностью, стрессами, улучшает работу головного мозга и ЦНС, избавляет от заикания. Препараты и схему терапии подбирает врач, самолечение не принесет желаемого результата.

Список эффективных препаратов:

  • Тенотен детский;
  • Бовиста;
  • Буфо рана;
  • Каустикум;
  • Купрум;
  • Эуфразия;
  • Игнация;
  • Ляхезис.

Прием лекарственных и гомеопатических средств необходимо сочетать с сеансами иглоукалывания, логопедического, расслабляющего, точечного массажа. Исправить речь ребенка можно только при комплексном подходе.

Народные средства

Методы нетрадиционной медицины предназначены для устранения последствий стресса, испуга, помогают улучшить работу головного мозга. Их можно использовать в качестве вспомогательного вида терапии.

Народные средства:

  1. В 200 мл молока насыпать 3 г травы гусиной лапчатки, смесь довести до кипения, пить в теплом виде каждое утро перед завтраком. Средство устраняет спазм сосудов головного мозга.
  2. Смешать по 3 капли сока соцветий и листьев ясеня белого, крапивы. Смесь держать на языке 5 минут, повторять сеансы раз 2 часа. Продолжительность лечения – 14 дней.
  3. Заварить 500 мл кипятка 5 г руты, томить на слабом огне 5 минут, процедить. Раствором полоскать горло и рот, глотать нельзя. Сеансы проводить 2-4 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.

Важно! Если ребенок заикается, его нельзя ограничивать в общении со сверстниками. Он может посещать обычный детский сад, обучаться в школе, педагоги должны относиться к нему так же, как и к другим детям.

Дыхательная гимнастика

Специальный комплекс упражнений, который был разработан Стрельниковой, помогает нормализовать процесс дыхания, укрепить диафрагму. Дыхательная гимнастика простая, ее легко могут выполнять в домашних условиях дети старше 4 лет.

Комплекс фонационных дыхательных упражнений для коррекции речи:

  1. Ребенок стоит прямо, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ладони раскрыты, смотрят вверх. Медленный и спокойный вдох – ладони сжать в кулаки, бесшумный выдох – исходное положение. Сделать 10 повторов.
  2. В положении стоя руки свободно опустить вдоль тела, ноги расставить чуть шире плеч. Вдох – присесть, повернуть корпус, на выдохе вернуться в исходную позицию. Сделать по 10 повторов в каждую сторону.
  3. В положении стоя наклонять голову, ухо должно прикасаться к плечу, при наклоне делать вдох. После 5 повторов свободно покачать головой в разные стороны, взгляд всегда должен быть направлен строго перед собой.
  4. Совершать наклоны головы вперед и назад, делать шумный вдох, на выдохе возвращаться в исходное положение.
  5. Делать резкие вдохи и плавные выдохи, губы при этом вытягивать трубочкой.

Делать гимнастику нужно каждый день, желательно утром – через час после завтрака.

Важно! Существует специальная компьютерная программа Демосфен, которая в виде игры на тренажере помогает ребенку улучшить ритмику речи.

Рекомендации

Чтобы избежать проблем с речью, родителям следует строго соблюдать все рекомендации врача, выполнять домашние задания, регулярно заниматься с ребенком.

Полезные советы для родителей по воспитанию и обучению заикающихся детей:

  1. Родителям требуется следить за темпом, громкостью и правильностью своей речи.
  2. Не нужно заострять внимание на речевых проблемах. Ребенок не должен чувствовать, что с ним что-то не так.
  3. Время просмотра телевизора и компьютера не должно превышать 15 минут в день.
  4. Перед сном включать тихую классическую музыку, которая обладает хорошим психотерапевтическим действием, можно почитать добрые истории из специального сборника сказок от заикания.
  5. Если ребенок внезапно начал запинаться, следует предложить пропеть или сказать шепотом сложное слово.
  6. Пение специальных фонетических и логопедических песен, частушек, скороговорки – лучшие средства для борьбы с запинками и заиканием.
  7. Если проблемы с речью у дошкольника возникли на фоне умственного перенапряжения, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть в течение 1-2 месяцев.
  8. Не нужно торопить запинающегося ребенка, подсказывать ему слова. Ждать окончания речи следует молча.
  9. В возрасте 1-2 лет необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, шнуровки, рисование, лепка, лабиринты.

Важно! Хорошо помогают устранить проблемы с речью у детей водные процедуры – регулярное посещение бассейна, игры с водой в домашних условиях, плаванье подходят и для профилактики заикания при повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка.

Читайте также:  Что такое астазия абазия: причины и лечения синдрома

Многие родители ошибочно считают заикание несерьезной, возрастной проблемой, думают, что после детского сада ребенок будет разговаривать, как все. Но именно у детей школьного возраста болезнь серьезно обостряется на фоне сильного стресса и повышенных нагрузок. Только длительные, упорные занятия по коррекции речи и поведения помогут избавиться от логоневроза.

Источник: https://lechim-prosto.ru/zaikanie-u-detej-prichiny-i-lechenie.html

Заикание у детей

Заикание – это нарушение структуры речи и часто встречается у маленьких детей в возрасте от 2 до 4 лет.

Кто-то из детей не может произнести звук или слог, особенно в начале речи, у кого-то заикание может проявляться как продолжение звука. Иногда заикание может быть выражено полной остановкой речи или пропуском звука.

Как бы не проявлялось заикание, это всегда настораживает и беспокоит родителей, особенно, если в семье есть взрослые, которые заикаются.

Обратите внимание

Какие причины могут вызвать заикание у детей, можно ли его вылечить и какую методику, какого врача лучше выбрать. Эксперты в этой области рекомендуют подойти к этой проблеме ребенка комплексно. Только тогда возможно ее преодолеть, которую и болезнью можно назвать с трудом.

Любой человек в любом возрасте может заикаться. Но чаще это встречается у детей, которые только учатся составлять отдельные слова в предложение. Чаще такой проблемой страдают мальчики, чем девочки.

Как говорит статистика, один из пяти детей может заикаться. У 20 детей заикание будет развиваться в последующие полгода и более. Но это совсем не означает, что заикание станет пожизненной проблемой.

Беспокойство родителей вполне закономерно, но отчаиваться не стоит. Нужно искать проблему и пройти определенный путь, возможно очень длительный, чтобы избавить ребенка от этого дефекта речи.

Что такое заикание

Заикание или логоневроз – это нарушение речи. Нормальная речь – умение говорить свободно, плавно, точно и уверенно.

Люди, которые заикаются, могут чувствовать напряжение в мышцах своего лица, головы и шеи. Они могут замолчать на некоторое время, когда пытаются произнести очередное слово.

Нормальная речь обычно у детей начинает развиваться в возрасте, начиная с полутора годовалого возраста до двух лет и полностью формируется к пяти годам. В это время у ребенка могут быть признаки заикания, когда учатся говорить новые для них звуки или слова. Заикание отличается от нормального повторения слов.

У детей, которые заикаются, есть проблема с произношением слога, а не целого слова. Во время произношения можно заметить напряжение в глазах, рта, шеи. Эти признаки не связаны с усталостью или возбуждением ребенка. У некоторых детей такие симптомы могут быть ярко выражены, у других слабее.

Заикание представляет собой сложную проблему речи. Причина, как и восстановление речи все еще остается немного загадочным.

Что такое заикание, смотрите в видео программы «Жить здорово»

Согласно медицинского определения, заикание – это нарушение темпа, ритма и правильного плавного произношения речи. Такое нарушение может быть вызвано спазмом мышц речевого аппарата, которые происходят в различных частях речевого аппарата и вызванных нарушением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

О заикании можно говорить, когда речь ребенка состоит из повторяющихся слов или фраз, неправильного произношения слов, когда трудно распознать о чем он говорит.

Важно

Каждый ребенок индивидуален и научится говорить правильно рано или поздно. Но есть общие признаки стили речи, которые могут говорить о логоневрозе:

Повторяющиеся слова, звуки или слоги;

Медленная речь или с большими паузами;

Замедленная скорость речи;

Ребенок больше начинает заикаться, когда устал, напряжен или возбужден;

Ребенок боится говорить.

Но по этим симптомам нельзя сказать точно, что ребенок продолжит заикаться в школьные годы, что его речь станет более серьезной проблемой в более старшем возрасте. Но есть признаки, по которым можно определить серьезность проблемы:

Вы можете заметить напряжение лицевых мышц и верхней части тела ребенка, тремор губ, сильное моргание глаз;

Можно заметить повышение тембра голоса во время повторения слова;

Нерешительность или пауза перед началом разговора;

В более тяжелых случаях логоневроза ребенок может пытаться изменить слова или включить лишние звуки, такие, как «э…э» или «гм», чтобы начать говорить;

Отказ говорить, чтобы избежать ситуации заикания;

Перестановка слов в предложении;

Длинные звуки при произношении некоторых слов.

Истинное заикание встречается приблизительно у 5 процентов детей, но во взрослом возрасте остается не более, чем у 1 процента или меньше. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Обычно проблемы с речью улучшаются в течение двух-трех месяцев. Произношение отдельных слов или слогов может наблюдаться еще в течение нескольких лет. Неправильное лечение заикания может привести к ухудшению речи уже в зрелом возрасте.

Типы заикания

Есть несколько типом заикания:

Возрастное. Наиболее часто встречающийся тип заикания у детей в возрасте до 5 лет. В это время дети учатся говорить, развивают свои речевые навыки и языковые способности. Чаще встречается у мальчиков. Как правило, проходит без лечения с возрастом.

Нейрогенная. Вызвана аномалиями сигналов между мозгом и нервами/мышцами.

Психогенная. Как предполагают ученые, такой тип берет свое начало в области мозга, который управляет мыслями и рассуждениями. Этот тип заикания может быть у людей, страдающих психическими заболеваниями или у тех, кто перенес сильное психическое напряжение или потрясение.

Причины заикания у детей

Среди всех основных причин, предрасполагающих к заиканию, выделяют наследственность и патологию во время беременности и родов, а также особенности нервной системы ребенка (эмоциональная неустойчивость, тревога). Однако, чтобы ребенок начал заикаться, нужно гораздо больше факторов, располагающих к появлению такого дефекта речи. Причиной заикания могут стать:

Развитие в детском возрасте.

Травмы головного мозга;

Эмоциональные травмы (испуг, страх, напряженная обстановка в семье и другое);

Переучивание ребенка писать правой рукой, а не левой в раннем возрасте;

Перегрузка нервной системы ребенка.

Если в семье есть люди, которые страдают заиканием, есть большая вероятность, что и ребенок будет заикаться.

Причиной заикания может стать желание ребенка подрожать более старшим своим братьям или сестрам, которые говорят быстро и правильно.

Совет

Интересно, что заикание чаще встречается у городских детей. У мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Заикаться ребенок начинает в период развития речи в 1-2 года, когда начинает формироваться речь и идет ее интенсивное развитие. В 3 года во время активного развития речи и в 6-7 лет с началом посещения школы.

Как отмечают врачи, если ребенок начал заикаться в возрасте 8-10 лет, то скорее всего заикание сохранится и в зрелом возрасте.

Частота заикания у детей может варьироваться. Некоторые дети могут заикаться лишь изредка в течение дня, другие дети – почти на каждом слове.

Степень заикания может изменяться изо дня в день, каждую неделю или месяц. Иногда ребенок перестает заикаться полностью в течение нескольких дней, недель и даже месяцев, а затем вновь начинает заикаться.

Определенные условия или ситуации могут сделать речь ребенка лучше или хуже, например, если ребенок возбужден, устал, волнуется, он может начать заикаться больше.

Лечение заикания у детей

Мнения врачей о начале и целесообразности лечения заикания расходятся. Как показали исследования, некоторые дети не будут нуждаться в медицинской помощи и их заикание пройдет само по себе. Другие утверждают, что обращение к специалистам необходимо в любом случае.

В любом случае перед началом лечения ребенка нужно выяснить следующие факторы:

Возраст ребенка. Если ребенок заикается до 5 лет и/или начал заикаться после 3 лет, то лечение у специалиста нужно.

Пол ребенка. Мальчики заикаются чаще, чем девочки.

Наследственность. Как полагают некоторые ученые заикание может носить генетический характер и передаваться по наследству.

Тяжесть заикания ребенка.

Обратите внимание

Причина заикания. Период сильного стресса может предшествовать началу заикания. Зная, что происходит в жизни ребенка, легче будет проводить лечение.

Лечение заикания будет также зависеть от его вида. Заикание является:

Постоянным (всегда присутствует);

Волнообразным (т.е. усиливается или более слабое);

Рецидивирующим (исчезает и появляется вновь через некоторое время);

Тематическим (возникает в разговоре на конкретную тему, которая его травмирует);

Ситуационным (ребенок заикается только в присутствии какого-либо лица);

Лечение заикания также зависит от степени проявления заикания:

Слабая. Только во время быстрой речи;

Средняя. Ребенок заикается только в незнакомых ситуациях или травмирующих его психику;

Тяжелая. Заикание проявляется постоянно с характерными признаками нарушения речи.

Заикание может быть также сезонным, проявляться только осенью и зимой, снижаться с возрастом.

Если ребенок заикается, то лучше не ждать и не затягивать с обращением к специалистам. Как показывают исследования, чем позже ребенок получает квалифицированную помощь, тем больше вероятность, что заикание останется в более старшем возрасте и тем труднее будет проходить лечение.

Кроме того, не своевременное обращение к врачам может привести к изменениям социальных навыков ребенка и его физического и психического состояния.

Не своевременное обращение к специалистам, не внимание в такой проблеме ребенка со стороны родителей, учителей, а иногда и врачей, которые считают, что с возрастом дефект речи пройдет сам и проблема уйдет, может только усугубить ситуацию.

Действительно, многие дети в начале развития и становления речи могут испытывать трудности с правильным произношением. У большинства детей это проходит без всякого лечения в возрасте от 3 до 5 лет. Весьма важным в такой период дать им достаточно времени, чтобы сказать свою речь, не исправлять их слова и не перебивать.

На сегодняшний день существует достаточно много различных методик, способных помочь исправить нарушение речи и вылечить заикание. Существуют не только местные объединения, но и международные, которые делятся информацией по разработкам в этой области.

Важно

Но все же, прежде, чем самостоятельно лечить ребенка от заикания, воспользовавшись предлагаемыми методиками и наработками, лучше обратиться к соответствующим специалистам. На сегодняшний день успех лечения зависит от комплексного подхода к лечению, которое включает в себя обращение к нескольким специалистам: логопеду, неврологу и психологу.

Логопед. Не все дети, как было уже сказано выше, будут нуждаться в профессиональном лечении. Лечение у логопеда может помочь сократить перерывы в речи. Лечение у такого специалиста часто фиксируется на контроле речи, учит ребенка контролировать скорость своей речи, поддерживать дыхание и снимать напряжение в гортани во время произношения слов.

К логопеду нужно обратиться, если:

Ребенок заикается на протяжении трех-шести месяцев;

Имеет ярко выраженные признаки заикания;

Борется с заиканием и испытывает эмоциональные трудности при разговоре;

Есть семейная наследственность.

На приеме у логопеда нужно описать как можно более точно симптомы заикания, возможные причины, ситуации, когда ребенок начинает заикаться. Врач может оценить тяжесть и степень заикания ребенка и назначить соответствующее лечение.

Невролог может выписать ребенку успокаивающие препараты, которые укрепляют нервную систему ребенка и создают благоприятный фон для дальнейшего лечения.

Могут быть назначены альтернативные методы лечения, такие, как акупунктура, электростимуляция головного мозга, дыхательная гимнастика. Что конкретно нужно и что поможет помочь именно вашему ребенку, может решить только врач.

Психолог окажет помощь в выяснении причины заикания и предложит свои методы коррекции исправления речи.

Если ребенок заикается, очень полезно петь. Этот способ уже стал народным, хотя корни его идут от профессионального лечения. Пение расслабляет дыхание и способствует беспрепятственному потоку речи.

Чтение вслух также стимулирует исправление речи. Вначале ребенок может читать, оставшись наедине. Затем, попросить почитать его уже вам вслух.

Совет

Если ребенок еще не умеет читать, можно читать вместе с ним короткие стихотворения и учить их наизусть.

Важно знать, что родители главные врачи своего ребенка. Именно родители должны создать все условия, чтобы избавить своего ребенка от заикания.

Обеспечить спокойную домашнюю обстановку, соответствующий режим дня, оградить ребенка от шумных игр и сидения за компьютером. Всегда нужно прислушиваться к своему ребенку, стимулировать и поощрять.

Возможно нужно ввести за правило односложные ответы пока ребенок учиться правильной речи.

Никогда не забывать, что у каждого ребенка речь развивается в разное время. Важны поведение и все действия родителей во время лечения. Ниже приведены некоторые советы, которые помогут преодолеть проблему и справиться с возникающими трудностями.

Поощряйте своего малыша говорить с вами легко и весело, без напряжения.

Попробуйте разговор с ребенком сделать игрой.

Никогда не перебивайте его, пока он говорит, даже если и делает ошибки.

Спокойно попросите ребенка повторить то, что он сказал, попытайтесь угадать, что он вам сказал, чтобы продолжить разговор.

Читайте также:  Каталепсия (восковая гибкость): симптомы, лечение, описание с точки зрения психологии и неврологии

Не пытайтесь замедлить речь ребенка. Это может только расстроить его.

Скажите и другим взрослым, чтобы они не исправляли неправильно произнесенные ребенком слова, не говорить с ним о его проблеме с речью и не обсуждать это с другими.

И самое главное, всегда прислушивайтесь к своему ребенку, всегда говорите с ним спокойно, без повышения голоса и не создавайте нервную обстановку вокруг него.

Обратите внимание

В любом случае на время лечения родителям нужно набраться терпения и помнить, что заикание в большинстве случаев излечимо.

О лечении заикания у детей в раннем возрасте

Источник: https://ekolekar.com/zaikanie-u-detej.html

Правильное лечение заикания у детей и взрослых в домашних условиях

Заикание у детей можно встретить довольно часто. Такое проявление обусловлено испугом или психологическими и нервными расстройствами у детей. Редко встречаются физиологические особенности, повлекшие возникновение заикания.

К ним можно отнести нарушение дыхания или судороги речевого аппарата. Такие причины самостоятельно не искореняются, но под воздействием определенной методики лечения дефект речи можно убрать.

Главное требование к молодым родителям – это начать вовремя лечение заикания у детей в домашних условиях.

Логоневроз: лечение в домашних условиях

Логоневрозом называют нарушение обычного ритма речи, дыхания и плавности голоса, что вследствие своих особенностей сопровождается повторением слогов или звуков, а также характерной остановкой в разговоре. Заикание усиливается во время волнения. Это характеризуется возникновением судорог мышц губ, языка и гортани.

Логоневроз относят к серьезным и тяжелым в лечении невротическим расстройствам. Чаще проявляется у детей от 3 до 5 лет — в момент становления и формирования речи у человека. Если в этот период ребенок переносит стресс или сильный испуг, в несформированной структуре речи происходят описанные выше изменения. Логоневрозу более подвержены мальчики в силу их низкой эмоциональной устойчивости.

Лечение логоневроза в домашних условиях должно проходить после полного обследования у специалиста.

Только по результатам обследования с выявлением причин проявления заикания назначаются некоторые лекарственные медикаменты, упражнения и прочие действия.

Однако приведенные в статье способы для лечения заикания не усугубят ситуацию, поскольку не содержат применение медикаментозных препаратов и действий, влекущих какие-либо серьезные изменения в деятельности организма.

Как избавиться от заикания в домашних условиях

Видео: Как избавиться от заикания в домашних условиях по методу Снежко за 3 дня

Большинство родителей, заметив у только что заговорившего ребенка характерные и описываемые изменения в речи, задумываются о том, как вылечить заикание в домашних условиях.

Ведь специальные занятия малышей могут быть затруднительными в финансовом плане.

Чтобы несколько успокоить родителей, необходимо привести несколько способов, с помощью которых лечение заикания в домашних условиях у детей будет эффективным, а иногда и веселым.

Воспользуйтесь следующими советами специалистов:

  1. Испуг. Некоторые специалисты советуют заикающегося ребенка испугать вновь, если его дефект возник именно из-за стресса на фоне просмотренного страшного фильма или нападения собаки, к примеру. Но молодые родители должны помнить немаловажный факт, что повторный испуг может привести к микроинсульту и еще больше усугубить ситуацию. Поэтому к подобным методам обращаются крайне редко и осторожно.
  2. Пойте. Чаще пойте с заикающимся ребенком различные детские песни, а также включая более серьезные арии. Пение помогает малышу справиться с судорогами мышц речевого аппарата. Со временем просите малыша исполнить песню самостоятельно в присутствии гостей.
  3. Чтение вслух. Пусть ребенок читает вслух. Сначала это можно делать наедине, а затем просите малыша почитать сказку на ночь вам. Если ребенок еще не умеет читать, книги можно заменить проговариванием скороговорок или чтением стихов, которые вы разучите наизусть вместе с ним.
  4. Защита ребенка. Чтобы малыш не подвергался стрессу вновь, создайте вокруг него спокойную и привычную обстановку. Соблюдайте устоявшийся режим дня, не кричите на ребенка, все члены семьи должны говорить спокойно, без повышения голоса. В случае возникновения проблемы или несколько неординарной ситуации, ни в коем случае не создавайте суматоху. Это начнет нервировать малыша и ваши положительные и «неокрепшие» результаты пропадут.

Соблюдение подобных методов может привести к положительному эффекту уже через пару месяцев. Главное, это не прекращать занятия и посвятить каждый день выздоровлению ребенка.

Лечение заикания народными средствами у детей

Помимо перечисленных моментов, в лечении можно применять народные средства от заикания у детей. Здесь следует воспользоваться рецептами для приготовления отваров и настоев.

  1. Душистая рута. Залейте полулитром кипятка 5 грамм предварительно высушенной и измельченной душистой руты. Вскипятите состав на слабом огне, выдержите 5 минут и процедите, чуть остывший отвар. Отвар наберите в рот и выдержите до полного остывания, не глотая. Повторяйте процедуру в течение дня не менее 6 раз по 20-30 минут.
  2. Травяной настой. Для приготовления травяного сбора берут в равных количествах высушенную траву:
  • вереск;
  • мелиса;
  • ромашка;
  • хмель;
  • крапива;
  • зверобой;
  • дягиль.

Чайную ложку тщательно перемешанного сбора заливают стаканом кипятка и оставляют на полчаса для настаивания. Стакан настоя делят на два приема и пьют утром и вечером.

С использованием народных средств для лечения заикания у детей следует быть осторожными. Если вы использовали один из приведенных способов, проследите за состоянием малыша. Некоторые травы могут вызвать аллергию, тошноту, рвоту и диарею.

Заикание у взрослых: лечение в домашних условиях

Лечение заикания у взрослых в домашних условиях несколько сложнее. По факту помочь взрослому человеку справиться с недугом могут только специалисты.

Однако, есть несколько способов немного уменьшить контраст проявления и сгладить свою речь, постепенно приводя ее к нормальному состоянию. Специалисты рекомендуют изучать иностранные языки.

Зафиксировано много случаев «невосприимчивости» мышц произносить звуки и слова родного языка. А разговор на любом иностранном языке не влечет никаких пауз и повторений.

Видео: Как Владимир избавился от заикания навсегда

Видео: Как Артём избавился от заикания навсегда

Также взрослым рекомендуется избавиться от всех вредных привычек, употребление которых сказывается на работе всей нервной системы, что может усугубить ситуацию и травмировать еще в детстве пошатанную психику. Займитесь спортом и ведите здоровый образ жизни.

Источник: http://OknoDobra.ru/nevrologiya/lechenie-zaikaniya-u-detej-v-domashnih-usloviyah.html

Заикание у детей – причины, виды, методы лечения

Одной из распространенных проблем, определяемых в раннем детском возрасте, является заикание, характеризующееся невозможностью ребенка излагать свои мысли плавно, четко, правильно.

При логоневрозе дети бессмысленно повторяют звуки и слоги, растягивают и распевают какие-то определенные речевые символы. Они делают частые длительные паузы между словами, говорят прерывисто, нерешительно и неуверенно. Чем больше дети фиксируют внимание на речевом дефекте – заикании, тем сильнее нарушения их речи.

Чаще всего психогенный вид заикания становится заметным на возрастном отрезке от 2 до 5 лет, когда дети имеют незрелую неустойчивую психику.

Важно

Логоневроз определяется у мальчиков и подростков в три раза чаще, чем у юных представительниц прекрасного пола.

Независимо от причин заболевания, чем раньше было проведено обследование и начато лечение заикания, тем у ребенка больше шансов правильно и красиво излагать собственные мысли.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Виды заикания у детей

Условно врачи разделяют три типа заикания у детей:

  • тонический вид, характеризующийся возникновением длительных пауз при говорении либо растягиванием определенного звука;
  • клонический вид, для которого характерно упорное бессмысленное повторение конкретного звука, слога, слова;
  • смешанный вид, включивший себя и тоническую, и клоническую форму.

Согласно этиологии все случаи заикания классифицируют в две группы:

Нейрогенная форма заикания, возникшая из-за аномального развития высшей нервной деятельности, вследствие неврологического дефицита, тяжелых соматических заболеваний.

Дети, страдающие нейрогенным заболеванием, помимо заикания имеют множество иных проблем с речевой деятельностью. Часто они существенно отстают в психическом развитии от своих сверстников.

Трудности с речевой деятельностью у них присутствуют постоянно, независимо от обстановки и их психологического статуса.

Психогенная форма заикания – следствие психологических проблем, аффективных эмоций, хронического стрессового состояния. При психогенном варианте заикания обследования не выявляет каких-либо неврологических дефектов.

У таких детей выраженность речевых проблем зависит от их психологического статуса. Они зачастую практически чисто и правильно говорят в спокойной обстановке, однако при возникновении стрессовых условий у них возникает заикание.

Психогенный вид заикания часто соседствует с логофобией – патологическим навязчивым страхом перед говорением.

Гипноз & лечение заикания: отзыв о лечении заикания в стрессовых ситуациях

Лечение заикания: отзыв о лечении гипнозом заикания спустя 4 месяца.

Причины заикания у детей

Причины логоневроза у ребенка многочисленны и разнообразны, однако врачи придерживаются точки зрения, что в развитии заикания играет роль негативное действие нескольких эндогенных и экзогенных факторов. Согласно клиническим исследованиям ведущими причинами заикания у ребенка являются:

  • неблагоприятная наследственность, когда склонность к заиканию передается от предков к потомкам из-за наличия генетических заболеваний;
  • тяжелое течение беременности матери, мучительные токсикозы;
  • повреждение головного мозга ребенка во время рождения, длительная гипоксия;
  • нарушение микроструктуры на определенных участках мозга – зонах Брока и Вернике;
  • нарушения церебрального кровотока;
  • существенное повышение активности в области правого полушария головного мозга во время речи;
  • травматические поражения центральной нервной системы;
  • тяжелые инфекционные заболевания, затронувшие головной мозг;
  • склонность к судорогам.

Причиной логоневроза у детей может быть и анормальное развитие высшей нервной деятельности, когда у крохи наблюдалось раннее развитие речевой функции,но определялась задержка в становлении психомоторной деятельности.

Распространенная причина заикания – хроническое стрессовое состояние, вызванное проживанием в неблагоприятной атмосфере и неправильными методами родительского заикания. Частая причина возникновения проблем с речью – отрицательные переживания малыша, связанные с дефицитом ласки и внимания со стороны родителей.

Причиной заикания может быть чрезмерная требовательность взрослых к своему отпрыску, когда предки хотят видеть в нем всезнайку и вундеркинда.

Совет

Дать старт заиканию может предвкушение ребенка наказания за крошечные проступки, когда родители держат его в страхе и критикуют за малейшую ошибку.

Виновником нарушений речи нередко являются родительские старания, нацеленные на насильственное переучивание левши.

Часто причиной заикания становится испуг, пережитый малышом при столкновении с каким-то неизвестным либо пугающим объектом. Особо неблагоприятны последствия ситуации, когда ребенок был вынужден сам переживать мучительные эмоции, когда поблизости не было человека, который мог его успокоить и приласкать.

Заикание может быть и приобретенной привычкой, когда ребенок живет с заикающимися родителями и перенимает манеру их говорения. Маленькие ребята нередко любят передразнивать людей, имеющих проблемы с речью. Однако регулярная практика приводит к тому, что у них самих вырабатывается речевой дефект – заикание.

Дети, страдающие заиканием, наделены специфическим личностным портретом. Для них характерны такие особенности:

  • робость, застенчивость, смущение при общении с людьми;
  • нерешительность и неготовность установить контакт с незнакомцами;
  • чрезмерная впечатлительность, мнительность, ранимость;
  • фиксация внимания на услышанных словах критики;
  • отлично развитое воображение, яркость фантазий, мечтательность;
  • зависимость от других людей, боязнь отстаивать свою точку зрения;
  • недоразвитие волевой сферы, неготовность прикладывать усилия для обретения желаемого результата;
  • низкая самооценка, уверенность в собственной никчемности и бесполезности.

Методы лечения заикания у детей

Перед избранием схемы коррекции логоневроза маленький пациент проходит полное медицинское обследование, включающее электроэнцефалографию. Программа лечения заикания у детей избирается в индивидуальном порядке в зависимости от причин, давших старт проблеме. Как правило, для преодоления проблем с речью необходимы совместные усилия нескольких специалистов:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • невролога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • психотерапевта.

Источник: https://classicalhypnosis.ru/stati-o-fobiyah/lechenie-zaikaniya-u-detey.html

Причины и лечение заикания у детей

Заикание у детей, нарушение речевой функции, проще всего лечить в дошкольном возрасте. Стоит заметить, что проблема практически всегда поддается коррекции, если обратиться к профессиональному логопеду, а также психологу, способному выяснить, в чем причина дефекта.

Содержание статьи

Основные этапы формирования речи начинаются в раннем детстве, при этом не исключено, что выявятся нарушения согласованности работы органов речевого аппарата и дыхания. По сути, дефект проявляется судорогами, которые распространяются на язык, губы, мышечные ткани гортани, приводя к клиническим симптомам – паузам, повторам слов и слогов, удлинению звуков.

При этом замечено, что чаще всего дефект развивается среди мальчиков, обладающих меньшей эмоциональной устойчивостью, чем девочки. В лечении заикания у детей причины должны учитываться обязательно.

Выделяют несколько провоцирующих факторов:

  • логоневроз или невротическое заикание диагностируется примерно в 15% случаев и вызывается такими распространенными причинами, как психоэмоциональное потрясение или частые стрессы;
  • органическое поражение нервной системы, вызванное патологией родовой деятельности либо внутриутробного развития, частыми заболеваниями в грудничковом возрасте;
  • генетическая предрасположенность – теоретическое предположение, основанное на выявлении заикания у нескольких поколений рода.
Читайте также:  Шизоаффективное расстройство: депрессивный, маниакальный и смешанный тип психоза

Необходимо как можно раньше принимать меры при выявлении дефекта, так как у детей лечение заикания проходит наиболее эффективно.

Если у ребенка дошкольного возраста появились симптомы подобного нарушения речи, родители должны не только обеспечить профессиональное лечение, но и в домашних условиях придерживаться определенной программы:

  • Малыш дошкольного возраста впитывает в себя как губка, особенности поведения окружающих его взрослых. Поэтому желательно в домашних условиях разговаривать неторопливо, плавно строя свою речь. Необходимо отучить ребенка от торопливого, невнятного произношения слов с захлебывающимися интонациями;
  • Как правило, такая речь является признаком повышенной эмоциональной возбудимости. Нужно постараться уменьшить ее, используя разрешенные врачом седативные средства;
  • Необходимо снизить речевую нагрузку, но при этом постоянно практиковать упражнения, рекомендованные логопедом. До 4 лет запрещается заставлять малыша проговаривать сложные или малопонятные для него слова и фразы, необходимо, чтобы головной мозг был достаточно развит для усвоения сложной информации;
  • Отсутствие специальной гимнастики, нежелание родителей совместно разучивать стишки приводят к замедлению развития речевого аппарата. Еще одна причина прогрессирования патологии – несерьезное отношение к страхам ребенка, который, например, боится спать в темной комнате. В этом случае психологи рекомендуют не «ковать» характер, а стараться успокоить малыша, осмотрев вместе с ним все подозрительные уголки и объясняя, что нигде не прячется ужасный «бука»;
  • Нежелание идти навстречу ребенку и оставлять в его комнате включенный ночник, способно привести к развитию неврозов, которые могут сопровождаться заиканием;
  • Кроме того, следует постараться создать максимально спокойную обстановку и не перезагружать ребенка с заиканием посещением многочисленных кружков.

Даже в домашних условиях лечение заикания у детей должно строиться на основании рекомендаций грамотного врача, который не только назначит препараты, помогающие снять мышечные спазмы, но и посоветует оптимальные методики улучшения моторики органов речи.

Хороших результатов добиваются, используя комплекс дыхательных упражнений по авторской разработке А. Н. Стрельниковой.

При заикании у детей дыхательные упражнения выполняют с активным участием диафрагмы, с обязательным продолжительным выдохом и на начальном этапе без речевого сопровождения.

Гимнастика должна проходить по следующим правилам:

  • нужно делать вдох коротким и резким;
  • выдох должен выполняться протяжно, бесшумно и без напряжения;
  • вдох сопровождается движением в маршевом ритме;
  • упражнения выполняются на счет 8, при этом вести ритм нужно мысленно;
  • во время упражнений можно сидеть или стоять.

Дыхательные упражнения, позволяющие справиться с заиканием:

  • «Ладошки». Выполняется стоя, согнув в локотках руки и повернув их ладошками вниз от себя. Сначала делают шумный быстрый вдох, сгибая локти, и как бы хватая воздух. Затем выполняют свободный и шумный выдох. Рекомендуется 2 подхода по 4 вдоха с паузами в несколько секунд, во время которых нужно опускать ручки;
  • «Погончики». В той же позиции плотно сжимают кулачки и прижимают их к талии. Делая вдох, напрягают плечи и толкают резко руки кулачками по направлению к полу. Выполняют упражнения 8-12 раз;
  • «Насос». В той же позиции, расставив до ширины плеч ноги, нужно тянуться выпрямленными руками к полу, наклоняя вперед туловище с прямой спиной. Во время наклона делается короткий резкий вдох. Движение напоминает то, которое выполняется при накачивании шины насосом. Делают 4 подхода по 12 раз. Идеально, если во время упражнения ребенок поднимает с пола палку. В случае необходимости лечить патологии позвоночника или сердечно сосудистой системы нельзя наклонять туловище низко;
  • «Кошка». В той же позиции нужно присесть, одновременно выполняя поворот туловища в сторону. Во время приседания – вдох, при выпрямлении – выдох. Делают 12 подходов по 8 раз;
  • «Маятник». Из той же позиции следует наклониться вперед с вытянутыми по направлению к полу руками и делая вдох. Вернувшись в прежнее положение, наклониться назад, также выполняя резкий вдох;
  • «Уши». Не меняя позы, голову поочередно наклоняют в обе стороны, старясь прикоснуться ухом к плечу и глядя перед собой. Выполнять следует 12 подходов по 8 раз.

Существует множество подобных упражнений для успешного восстановления речи ребенка. Если выполнять их даже всего на протяжении пары месяцев ежедневно, можно добиться значительного укрепления диафрагмы, мышечно-связочного аппарата гортани и легких. Постепенно происходит углубление вдоха, что позволяет сделать борьбу с дефектом намного эффективнее.

У детей дошкольного возраста заикание часто исчезает само по себе. Однако не стоит ожидать самостоятельного исправления нарушения, так как можно запустить проблему, что потребует продолжительного лечения. Намного проще при первых признаках посетить логопеда и помочь своему малышу, занимаясь с ним дыхательной гимнастикой.

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/zdorove_malyshej/prichiny-i-lechenie-zaikaniya-u-detej

Заикание у детей

Заикание у детей (то есть, речевые судороги с нарушением плавности речи, частыми перебоями, повторениями звуков, слогов и слов) является патологическим условным (приобретенным) рефлексом и классифицируется по типу как логоневроз. Как и все условные рефлексы, логоневроз у детей возникает при жизни ребенка, но генетически не закрепляется, то есть не передается по наследству. Ребенок может наследовать только потенциальную склонность к заиканию.

Длительность речевых судорог при детском заикании может весьма различаться, в относительно простых случаях составлять 0,2-0,3 секунды, но в тяжелых случаях может доходить до 90 секунд.

Если ребенок заикается, то это не является симптомом конкретного заболевания (или синдромом), а свидетельствует о заболевании ЦНС (центральной нервной системы) в целом.

В общем случае, если ребенок начал заикаться, это связано с нервным срывом в функционировании коры больших полушарий головного мозга, который может быть подготовлен предыдущим состоянием нервной системы (то есть ее готовностью к отклонениям) или определенными неблагоприятными внешними факторами.

Почему ребенок заикается

Устная речь является сложным взаимодействием (своего рода «игрой по определенным правилам») определенных физиологических функций и действий, причем это взаимодействие контролируется и управляется головным мозгом.

В устной речи должно быть правильно скоординировано дыхание, вокализация (звуки), артикуляционные факторы, причем их согласованность должна достигать долей секунды.

Формальной причиной заикания у детей является нарушение такой согласованности.

Но истинные причины логоневроза (медицинские причины детского заикания) до сих пор не ясны.

Каждая из существующих теорий заикания (психодинамическая, нейропсихологическая, генетическая, брейкдаун-теория, теория подражания и другие), подвергается критике и не может объяснить полностью весь феномен заикания.

Но есть некоторые, надежно подтвержденные, представления о причинах заикания у детей, которые свидетельствуют, что появление заикания может быть связано с целым комплексом факторов или причин. Обычно эти факторы разделяют на несколько групп.

Факторы предрасполагающие. Неврологические и невропатические особенности ребенка (например, повышенная раздражительность и эмоциональность, энурез, ночные страхи), наследственная слабость и патология речевого аппарата, поражения и патологии головного мозга (например, родовые травмы, асфиксия, а также развитие поражений в периоды после рождения).

Неблагоприятные условия и причины. Общая физическая ослабленность ребенка, возрастные и половые особенности функционирования головного мозга (речевая функция мозга формируется довольно поздно, причем более медленно созревает у мальчиков, чем у девочек).

Обратите внимание

Чрезмерно быстрое развитие речи в раннем возрасте вследствие сильного влияния общения со взрослыми, и при этом – недостаточность таких контактов (характерный физиологический признак – повторение и дублирование слов и слогов, ребенок как-бы торопится).

Психологические проблемы у ребенка, вплоть до повышенной агрессивности и реактивности, из-за отсутствия нормальных отношений со сверстниками и взрослыми. Недостаточное развитие моторики (артикуляционных движений), запоздалое развитие чувства ритма.

Различные общие заболевания, приводящие к истощению нервной системы (например, корь, коклюш).

Социальные и общепсихологические причины. Неровное воспитание и неровные отношения в семье с закреплением в сознании отрицательных эмоций, незавершенность конфликтных ситуаций. Психическая травма (особенно – одномоментная в виде испуга, или длительная – например, переучивание леворукости). Подражание, причем в длительное периоды, заикающемуся ребенку или взрослому.

Установлено, что влияние различных факторов и причин на появление логоневроза у детей, различно. Согласно статистике, доля психогенных факторов, особенно в первые годы жизни, составляет около 70% (и надежно исключается в 20%), неврологических – 20%, наследственных – не более 8%.

Также надежно установлено, что заикание у детей не является патологическим нарушением психики, не является признаком какого-либо другого заболевания, а представляет самостоятельное нарушение.

Заикание у детей, лечение

Когда ребенок начинает заикаться, родители обычно ищут не причины логоневроза, а способы его лечения.

Если, по их мнению, ребенок начинает заикаться, то в первую очередь необходимо установить точный диагноз этого нарушения, что (по специфическим симптомам) может сделать только детский логопед.

В отношении младших детей подозрения у родителей возникают довольно часто (под «подозрение» попадает каждый пятый ребенок), но только в 5% они подтверждаются, причем гораздо чаще у мальчиков.

Важно

Считается, что заикание у детей, особенно в раннем возрасте, поддается успешному терапевтическому лечению для облегчения симптомов, однако в ряде случаев, при невозможности устранить причины, это нарушение практически не излечимо. Во взрослом возрасте это нарушение лечится гораздо труднее и с гораздо меньшим успехом.

Современные методы терапевтического лечения заикания у детей весьма индивидуальны и определяются выявленными причинами появления этого нарушения и особенностями его протекания.

Поэтому детские логопеды (например, в детской поликлинике «Маркушка», Москва) для диагностики и лечения заикания у детей привлекают врачей других специальностей (педиатров, детских неврологов, детских и подростковых психологов, врачей-физиотерапевтов).

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения логоневроза

Как правило, методы лечения логоневроза у детей являются комплексными и включают логопедические занятия (гимнастика речи, коррекция ее моторики, коррекция дыхания и темпа речи, развитие слухового внимания, расширение словарного запаса, упражнения по логопедической ритмике и др.

), занятия с психологом и психотерапевтом (устранение страха речи, фиксации внимания на дефекте речи, устранение стрессовых ситуаций в связи с нарушением речи, коррекция контактов с окружающими людьми, разработка комплексов самостоятельных аутогенных тренировок, поведенческая терапия).

В случае необходимости временно используется поддерживающая медикаментозная терапия (успокаивающие препараты, миорелаксанты для снятия спазма речевых мышц).

Для правильного и нормального развития психики ребенка, по рекомендациям педиатров, обязательно проводится работа (в виде комплексов упражнений) по физическому развитию.

Ребенок начал заикаться. Советы родителям

Если ребенок начал заикаться, то родителям следует отнестись к этому нарушению максимально внимательно и выработать определенную линию поведения с учетом следующих советов.

Общая обстановка для такого ребенка должна быть максимально спокойной (например, желательно исключить мультфильмы с быстро меняющимся сюжетом, дополнительные занятия, требующие напряжения).

Проблемы быстро усугубятся, если дразнить ребенка, наказывать или запугивать. В обычной обстановке лучше не замечать заикания ребенка, а просто внимательно и терпеливо его выслушивать.

Это же касается обстановки для детей, уже проходящих лечение от заикания.

Совет

У совсем маленьких детей это нарушение может исчезнуть и без терапевтического лечения. Замечено, что у некоторых маленьких детей (по оценкам — до 20%) может быть период «неплавной» речи, который некоторыми родителями может быть ложно принят за начало заикания.

Но если ребенок стал заикаться снова (после того, как заикание временно исчезло), или это нарушение оказывает явное влияние на общее развитие речи, то необходимо как можно скорее обратиться к специалисту.

Не следует надеяться, что заикание у ребенка снова пройдет само по себе.

Считается, что лечение заикания у детей можно и целесообразно начинать в возраста двух лет, причем чем раньше родители обратились к врачу, тем благоприятнее прогноз. Если лечение начинать в возрасте, близком к пубертатному периоду, то вероятность уменьшения симптомов, и тем более излечивания, крайне низка.

Родители должны понимать, что терапевтическое лечение не всегда будет успешным. Но если удалось достигнуть хорошего результата, то заикание может вернуться опять. Это происходит в случае возврата прежних или появления новых ситуаций, травмирующих психику и нервную систему ребенка. Поэтому такие ситуации надо полностью исключить из жизни ребенка.

Лечение заикания у детей всегда длительное и требует постоянного участия родителей (например, при выполнении домашних заданий детского логопеда). Поэтому обещания некоторых «специалистов» о возможности быстрого успеха нельзя рассматривать как серьезные.

Детские сады логопедические или с логопедическими группами

Дети почти всегда копируют особенности речи окружающих, и не только родителей. Поэтому, если нет достаточных оснований для посещения логопедического детского сада или логопедической группы, то отдавать туда детей не рекомендуется.

Если ребенок не имеет существенных проблем с речью, то есть риск, что эти проблемы в таком ежедневном окружении могут только усилиться.

В логопедический детский сад или в логопедическую группу детей можно отдавать только по медицинским показаниям, по направлению детского логопеда.

Источник: http://mark-med.ru/stati/zaikanie-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector