Высокофункциональный аутизм: признаки у детей, коррекция, диагностика, отличие от иных форм

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

На фото Джейкоб Барнет, гений физики — аутист

Слово «аутизм» у многих людей ассоциируется с чем-то страшным. Мало кто знает, что это довольно широкое понятие. Аутизм проявляется в тяжелых и легких формах. У детей и у взрослых. В этой статье речь пойдет о высокофункциональном аутизме.

Высокофункциональный аутизм – это одно из расстройств аутического спектра. Это легкая форма аутизма. Отсюда и название. У таких людей IQ выше 70. С виду они мало чем отличаются от обычных людей. Их когнитивные способности оцениваются как высокие.

Высокофункциональный аутизм не считается официальным медицинским термином или диагнозом. Он не включен в списки МКБ-10 и DSM-5. Не все специалисты считают, что нужно разделять высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера.

Обратите внимание

Образ аутистов-гениев довольно часто используется в кинематографе. Например, Шелдон Купер, доктор Хаус, Шерлок Холмс (сериал ББС). Также образ любят приписывать некоторым знаменитым людям (среди них Билл Гейтс, Альберт Энштейн, Вирджиния Вульф) и связывать с гениальностью. К сожалению, в реальности все не так радужно.

Аутисты гении:

Отличие от других форм аутичного спектра

Высокофункциональный аутизм сложнее диагностировать. Ребенок растет и развивается почти также как и его сверстники. В раннем возрасте может наблюдаться задержка речевого развития. При взаимодействии с другими людьми у ребенка могут возникать трудности.

Такие люди довольно самостоятельны в ежедневных действиях. Обычно проблемы с поведением дают о себе знать в непривычных ситуациях. Об инвалидности здесь речи не идет.

Причины специфической гениальности

В настоящий момент мало что известно о причинах аутизма. Он возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Его невозможно приобрести в течение жизни. Им нельзя заразиться. Он не возникает после вакцинации. Совершенно точно его не вызывает воспитание или эмоциональные травмы.

Комплексная клиническая картина

Симптомы, которые проявляются при высокофункциональном аутизме, можно разделить на несколько блоков.

Проблемы в детстве

У ребенка может наблюдаться незначительная задержка речевого развития. А также гиперактивность. Ребенок может отлично проявлять себя в младших классах, но в средних и старших могут возникнуть проблемы.

Нарушенные ощущения

Часто наблюдается высокая чувствительность к сильным запахам, яркому свету, специфическим вкусам, прикосновениям, шуму, нахождению в толпе и т.д. Необязательно все и сразу. Например, человек может просто не выносить какую-то конкретную ткань.

Сложности с социумом

Такому человеку не очень легко дается социальное взаимодействие. Сложно поддерживать контакт глазами. Непонимание как, что и кому говорить. Например, речь может быть слишком тихой или громкой. Или что-то личное рассказывается малознакомому человеку.

Также характерный симптом – это увлеченность одной специфичной темой. Далеко не все захотят или сумеют поддержать длительную беседу, например, про поезда.

Плохое восприятие устной речи. Человек может просто не запоминать инструкцию, которую ему только что озвучили. Выполнить только часть или вовсе впасть в ступор.

Зависимость от рутины

Чем меньше чего-то неожиданного и непривычного – тем лучше. К примеру, человек смотрит сериал каждый вечер четверга, а каждый вечер пятницы он проводит за чтением. Но если что-то пойдет не так, то это может вызвать целую истерику.

Психологические проблемы

К сожалению, ко всему прочему у высокофункциональных аутистов довольно часто встречаются психологические расстройства. Например, депрессия, тревожность, ОКР. Пока неизвестно из-за чего так происходит. Либо это следствие аутизма, либо – сложностей при адаптации в обществе.

Образ типичного пациента

Попробуем описать два типичных случая – ребенка и взрослого.

Девочке, 9 лет

Когда она сидит за партой, то начинает раскачиваться из стороны в сторону. Зацепилась за одну тему. Пытается узнать об этом как можно больше. Может говорить об этом часами, при этом она активно машет руками.

При беседе предпочитает смотреть по сторонам. Не может удержать зрительный контакт. Предпочитает нетипичные развлечения.

Например, не ездить на велосипеде с другими детьми, а разбирать и собирать игрушки, при этом считает каждую деталь.

Молодой парень, ему 25

С друзьями как-то не вышло. В школе его считали странным. С возрастом он научился вести себя «как все». Но это отнимает силы. Прекрасно разбирается в быте славян 9-10 столетия. Предпочитает монотонную работу.

Уже два года работает в банке с документами. В понедельник он предпочитает надевать синий галстук, а в среду фиолетовый. Страдает ОКР. Перед тем как выйти из дома должен несколько раз убедиться, что газ выключен, вода не течет, дверь точно закрыта.

Диагностика

Диагностировать высокофункциональный аутизм не просто, поскольку у такого ребенка нет явных проблем с развитием. Такие люди хорошо умеют приспосабливаться. Они имитируют нормальность.

К тому же на данный момент нет стандарта для диагностики. Часто специалист просто проводит тест на способность к социальной коммуникации.

Обычно аутизм можно выявить у ребенка до 3-х лет. Но выскофункциональный аутизм чаще проявляется уже в школьном возрасте. Бывает, что ребенок ведет себя очень активно. Тогда ему ошибочно диагностируют СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Если ребенку не поставили правильный диагноз вовремя, то с возрастом он вполне может и сам обучиться «быть нормальным». Но тогда он уже может попасть к психиатру, например, с депрессией, где у него уже и выявят отклонения. Человек годами может думать, что с ним что-то не так.

Проблемы в жизни и некоторые преимущества

Преимущества гениев не по своей воле:

  • хорошая долгосрочная память;
  • увлеченность одной темой – позволяет стать отличным узконаправленным специалистом;
  • внимание к деталям;
  • преобладание логического мышления;
  • самостоятельность (в сравнении с остальным спектром аутизма).

Проблемы:

  • плохая кратковременная память;
  • может сопровождаться депрессией, тревожными состояниями, низкой самооценкой;
  • непонимание этикета общения;
  • сложно сходиться с людьми;
  • зависимость от рутины;
  • излишняя эмоциональность.

Как помочь ребенку и подростку?

Аутизм не лечится. Можно работать только с отдельными симптомами.

Коррекция симптомов включает в себя:

  • работа над социальными навыками;
  • лечение сопутствующих болезней;
  • лечебная физкультура, если наблюдаются проблемы с координацией;
  • необходим логопед, если есть проблемы с развитием речи;
  • работа над рутинными действиями, если они слишком навязчивы.

Советы аутистам:

  1. Составьте расписание и следуйте ему. Не стесняйтесь говорить вашим родным и знакомым, что вы не любите неожиданности. Просите предупреждать заранее о каких-либо планах.
  2. Постарайтесь минимизировать все раздражающие факторы.
  3. Старайтесь избегать людей, которые не хотят вас понимать и принимать все ваши особенности.
  4. Хорошо спите. Недостаток сна может ухудшить ваше состояние.
  5. При возникновении каких-либо проблем обращайтесь к психиатру/психотерапевту.

К сожалению, неизвестно что именно вызывает аутизм. Поэтому, если вы заподозрили у вашего ребенка высокофункциональный аутизм, то:

  1. Постарайтесь максимально проработать все «особенности» характера со специалистами. Это психолог, психиатр, психотерапевт, невролог, невропатолог, логопед.
  2. Не забывайте о себе. Если вас эта новость сильно огорчила, то обратитесь к психологу/психотерапевту.
  3. Не стоит винить друг друга.
  4. Не срывайтесь на ребенке.
  5. Не устраивайте «траур».
  6. Не ведите себя с ребенком как с больным. Но и не ждите от него «нормальности».

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/autism/vysokofunkcionalnyj.html

Высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм (син. синдром Аспергера) — общее нарушение развития. Такой диагноз ставят людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта выше 70. Характерные черты такой формы заболевания заключаются в неуклюжести действий, трудностях в социальных навыках, задержке в речевом развитии.

Онлайн консультация по заболеванию «Высокофункциональный аутизм».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Психолог.

Точные причины возникновения проблемы в настоящее время достоверно неизвестны, однако считается, что пусковым механизмом выступают структурные аномалии в некоторых областях головного мозга.

Клиническая картина специфичная и выражается в нестандартном мышлении, чрезмерном внимании к деталям, трудностях в обобщении информации и чрезмерном восприятии чужих эмоций.

Важно

Диагноз устанавливается только на основе данных изучения клинической картины, психиатрических и неврологических экспертиз. Однако благодаря характерной симптоматике с диагностированием не возникает проблем.

Лечение сводится к устранению симптомов, развитию навыков социального взаимодействия, постоянной психологической и педагогической поддержке пациентов.

Высокофункциональный аутизм — нарушение, при котором у людей сохраняется способность к социализации. Специалисты из области психиатрии ставят такое расстройство на одну планку с другими нарушениями аутистического спектра, среди которых:

  • ранний детский аутизм или синдром Каннера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • синдром Ретта;
  • атипичный аутизм или неспецифическое первазивное нарушение развития.

Согласно данным исследований, клинические признаки, которые удовлетворяют всем критериям заболевания, встречаются менее чем у 1 % из всего количества школьников. Стоит отметить, что примерно у каждого третьего ребенка отклонение остается недиагностированным. Известно, что патология примерно в три раза чаще встречается среди представителей мужского пола.

На сегодняшний день не выяснены точные причины развития синдрома. К группе предрасполагающих факторов относятся:

  • аутоиммунная реакция материнского организма, что влечет повреждение некоторых участков головного мозга плода;
  • негативное влияние профилактических прививок, в частности от кори и паротита;
  • появление ребенка на свет раньше положенного срока;
  • гормональный дисбаланс — повышенное или пониженное содержание кортизола, высокий уровень тестостерона;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • отягощенная наследственность;
  • влияние токсических веществ на организм будущей матери, особенно в 1 триместре;
  • протекание внутриутробных или постнатальных вирусных инфекций — краснуха, герпес, токсоплазмоз и цитомегалия.

Однако ни одно из вышеуказанных предположений не имеет 100 % подтверждения.

Достоверно известно, что болезнь не проявляется как следствие:

  • неадекватного воспитания ребенка;
  • эмоциональных травм, полученных в раннем возрасте;
  • жизненного опыта детей.

Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:

  • проблемы с невербальной коммуникацией;
  • однотипное поведение и монотонные действия;
  • заторможенная моторика;
  • стереотипизированная речь;
  • узконаправленные, но глубокие интересы.

У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.

Симптомы синдрома Аспергера

Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:

  • повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
  • проблемы с засыпанием;
  • частые ночные пробуждения;
  • чувствительность сна;
  • избирательность в питании;
  • задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
  • плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
  • отказ от контакта со сверстниками;
  • частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
  • неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
  • предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
  • непрогнозируемость поведения;
  • бестактность.

У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.

Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:

  • недостаточное развитие абстрактного мышления;
  • невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
  • проблемы с применением своих знаний на практике;
  • постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
  • опережение речевого развития;
  • медленная или, наоборот, ускоренная речь;
  • присутствие речевых шаблонов;
  • неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
  • повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
  • семантическая дислексия.
Читайте также:  Как снять напряжение в голове и теле при неврозе: постоянное головокружение и боль

Сенсорные и моторные особенности:

  • повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
  • стереотипность поведения;
  • чрезмерная педантичность;
  • строго определенные гастрономические пристрастия;
  • присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
  • нарушение моторных навыков и координации движений;
  • неуклюжесть действий;
  • нарушение осанки или походки.

При протекании подобного синдрома отмечается:

  • невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
  • необычная манера речи;
  • непонимание невербальных знаков;
  • чрезмерная увлеченность какой-либо темой.

Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.

Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:

  • внимание к деталям;
  • логические рассуждения;
  • одаренность в одной области;
  • игнорирование мнения окружающих людей;
  • ярко развитое визуальное восприятие;
  • прямолинейность и честность;
  • верность и отсутствие осуждения.

Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

Проблемными областями принято считать:

  • непонимание общей картины происходящего;
  • невосприятие чужих эмоций;
  • отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
  • трудности с выделением важной информации в разговоре;
  • невозможность планирования долгосрочных задач.

Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.

Выявить характерные черты заболевания могут родители, воспитатели в детском саду или учителя начальных классов, клиницисты из различных сфер медицины:

  • педиатр;
  • логопед;
  • детский невролог;
  • детский психолог.

Первичная диагностика:

  • изучение истории болезни не только ребенка, но и его близких родственников;
  • сбор и анализ жизненного анамнеза пациента;
  • ознакомление с данными касательно протекания беременности;
  • анкетирование родителей, близких, воспитателей или учителей;
  • наблюдение за ребенком;
  • специфические нейропсихологические тесты;
  • детальный опрос родителей — для выяснения наличия и степени выраженности клинических признаков.

Чтобы исключить органические повреждения головного мозга, могут понадобиться:

ЭЭГ

Лабораторные исследования не имеют диагностической ценности.

Окончательно подтверждается диагноз «высокофункциональный аутизм» детским или подростковым психиатром.

Специфической терапии в настоящее время не существует. Лечение направлено на купирование некоторых клинических проявлений и нормализацию самочувствия.

Высокофункциональная форма аутизма предполагает прием таких медикаментов:

  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • успокоительные вещества;
  • психостимуляторы;
  • иммуномодуляторы.

Лечение в обязательном порядке должно включать такие пункты:

  • работа логопеда с пациентом;
  • выполнение упражнений лечебной гимнастики;
  • физиотерапия;
  • тренинги социальных навыков;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия.

Успех лечения во многом зависит от адекватного психологического и педагогического сопровождения больного.

Высокофункциональный аутизм развивается по неизвестным в настоящее время причинам, поэтому специфической профилактики болезни не существует.

Снизить вероятность формирования отклонения можно, соблюдая такие рекомендации:

  • консультирование у генетика — показано парам, решившим завести ребенка;
  • контроль над адекватным протеканием беременности;
  • постоянное наблюдение за гормональным фоном;
  • исключение травм головного мозга;
  • регулярное посещение педиатра;
  • ежегодное прохождение всестороннего обследования в медицинском учреждении.

Прогноз синдрома в целом благоприятный — раннее обращение за квалифицированной помощью и полноценная терапия дают возможность людям, которым был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм», учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно, трудиться на обычной работе, достигнуть колоссального успеха в интересующей области и завести собственную семью.

Следует учитывать, что отсутствие терапии приведет к усугублению детских проблем, связанных с синдромом, во взрослой жизни.

Источник: https://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/2916-vysokofunktsionalnyj-autizm

Мягкий аутизм: признаки и особенности

Аутизм не зря называют «спектром черт», потому что выраженность признаков значительно колеблется в каждом конкретном случае – от мягкой (лёгкой) до тяжёлой. Давайте разберёмся, в чём отличие лёгкого аутистического расстройства от более суровых собратьев.

Как понять, что такое «мягкий аутизм»

Для диагностики аутизма необходимо наличие аномальных признаков в трёх основных сферах высшей нервной деятельности. Эти сферы — социальное взаимодействие, общение и поведение.

На практике это означает, что есть ТРИ ГРУППЫ АНОМАЛИЙ, проявления которых ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО И ОДНОВРЕМЕННО ПРИСУТСТВОВАТЬ у человека, чтобы подозрение о РАС было оправданным:

  1. Затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях
  2. Ограниченные интересы
  3. Часто повторяющиеся действия

При этом следует понимать, что ключевые дефициты у людей с РАС – это НАВЫКИ РАЗДЕЛЁННОГО ВНИМАНИЯ и способность к взаимности при взаимодействии.

Сложность диагностики РАС обусловлена тем, что аномалии по перечисленным сферам демонстрируют себя по-разному и проявляются в разной степени. Такой широкий разброс определяет три степени тяжести расстройств аутистического спектра – лёгкую («мягкий аутизм»), среднюю (умеренную) или тяжёлую.

Определения «мягкий аутизм», лёгкий аутизм и высокофункцциональный аутизм – это синонимы, которые возникли в процессе поиска наиболее точного описания возможностей человека с РАС, в первую очередь с целью встраивания в полноценную социальную жизнь.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АУТИЗМ

Типичные описания человека с аутизмом звучат одинаково в любой стране: «Он живёт в своём мире», «Он как будто не от мира сего», «Он замкнутый, необщительный и странный», «Ему никто не был нужен с самого детства».

Однако у людей с высокофункциональным аутизмом проявления отгороженности от мира чаще всего смазаны и не так очевидны для стороннего взгляда:

  • В то время как человек с тяжёлым аутизмом не устанавливает глазной контакт с окружающими в принципе, у людей с «мягким аутизмом» глазной контакт может быть неустойчивый, поверхностный или недолгий: один-два раза взглянул и снова не смотрит.
  • В случае с классическим аутизмом создаётся впечатление, что человек вообще не обращает внимания на окружающую обстановку. А люди с лёгкими вариантами РАС скорее ищут контакта с людьми, даже если не умеют общаться социально приемлемым образом или не могут поддержать общение на уровне развития партнёра.
  • Жестикуляция – один из сложных нюансов при РАС любой степени. В тяжёлых случаях, она может полностью отсутствовать. В то время, как люди с высокофункциональным аутизмом могут использовать жесты, но неловко или непоследовательно. Они часто требуют отдельного обучения, когда, как именно и в какой последовательности показывать что-то руками или кивать.
  • При тяжёлом аутизме люди не делают никаких попыток поделиться своими впечатлениями и идеями с теми, кто их окружает. Или такие попытки минимальны, неоднородны и невозможны к адекватной расшифровке. В то время, как люди с РАС лёгкой степени могут не проявлять инициативы в этом направлении, однако охотно отзываются на дополнительные вопросы о своих мыслях и переживаниях, осознав заинтересованность со стороны партнёров по общению.

Читайте также  Две стороны аутизма: рассказывает Идо Кедар, 19 лет, аутизм

КОММУНИКАЦИЯ И ЛЁГКИЙ АУТИЗМ

Сложности с коммуникацией чаще всего являются главной проблемой человека с РАС и напрямую зависят от степени выраженности аутистических черт.

Можно говорить о том, что коммуникативные трудности драматически увеличиваются по мере утяжеления признаков расстройства, и поэтому появились такие термины как «высокофункциональный» и «низкофункциональный». В основу такой терминологии заложена одна из основных функций здорового человека в мире – способность к адекватной, полной быстроадаптивной коммуникация с окружающими людьми.

  • Тяжёлый случай аутизма обычно не предполагает способности к спонтанной речи, хотя человек может освоить навык общения с помощью карточек или жестикуляции. Высокая функциональность сопровождается наличием усреднённо нормальной или даже отлично  развитой речевой функции. Однако его речь в целом может осложняться специфическими сложностями в условиях многофакторной сенсорной нагрузки. Например, человек прекрасно объясняется и даже читает лекции, но только в условиях отсутствия глазного контакта. Или замечательно пишет, быстро отвечает при переписке в чате, но испытывает существенные сложности при разговоре по телефону.
  • Ребёнок с классическим аутизмом часто так и не перерастает этап эхолалии (повторение чужих слов и фраз). Высокофункционаальный аутизм у ребёнка даёт значительные надежды на развитие спонтанной собственной речи с формированием оригинальных предложений.
  • При классическом аутизме некоторые сформированные навыки речи не дают широких возможностей поддерживать диалог. При лёгкой степени аутизма сложности возникают с началом и поддержанием беседы. Однако человек может научиться задавать вопросы, говорить по очереди с собеседником и начинать речевое взаимодействие. Зачастую при правильной коррекционной работе в этом направлении уровень речевых коммуникационных навыков достигает той высоты, при которой испытываемые сложности и их преодоление перестают быть заметными для окружающих.

ПОВЕДЕНИЕ И «МЯГКИЙ АУТИЗМ»

И снова набор признаков поведенческих аномалий, а также их выраженность, сильно варьируется в зависимости от степени тяжести РАС:

  • Для людей с тяжёлым аутизмом стереотипии могут быть необходимым условием осмысления мира (трение рук, хлопанье руками, словно крыльями, бегание по кругу, ходьба вперёд-назад и др.). В случаях с высокой функциональностью стереотипические действия носят менее выраженный характер и могут быть произвольно перенаправлены в наиболее терпимые для социума формы (качание с пяток на носки, словесные тики, лёгкие мимолётные гримасы, пощёлкивание пальцами и пр.).
  • Для людей с классическим аутизмом рутинные действия и режим – это аспекты первостепенной важности, изменение которых приводит к сильному стрессу и выраженной негативной реакции. В случае с мягким аутизмом изменение в планах или привычных обстоятельствах заставляет человека нервничать (слабо или умеренно), но не помешает ему справиться с целевыми действиями и в новых обстоятельствах.  Для детей с лёгким РАС, которые проходили терапию с раннего детства, изменение в режиме и рутинах не становится проблемой вообще.
  • Дети с выраженным РАС не могут принимать участие в ролевых играх, а дети с лёгким РАС испытывают с этим некоторые трудности. Например, вместо того, чтобы притвориться мотоциклистом, ребёнок будет делать вид, что он и есть мотоцикл.
  • Самообслуживание (одевание, приготовление еды, простые виды работ по дому) – ещё один аспект ежедневной жизни, который не поддаётся полному освоению для человека с тяжёлым аутизмом. В то время как такие люди испытывают зависимость даже в мелочах, люди с лёгким аутизмом способны вести полноценную самостоятельную жизнь.

Читайте также  Атипичный аутизм: симптомы и особенности

Как получить информацию и помощь

Если вы обнаружили у себя или у своего ребёнка мягко выраженные аутистические черты, обращайтесь к врачам – терапевту (педиатру), невропатологу и психиатру. Предварительно можно пройти тесты М-CHAT и АТЕК.

Источник: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/myagkij-autizm-i-vysokaya-funktsionalnost-chto-eto-znachit/

Глава 6 Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм (вфа)

Необходимо отметить,
что термин “высокофункциональный”,
или иногда “легкий”, аутизм – очень
субъективен. Не существует таких
клинических определений, как
“высокофункциональный”,
“низкофункциональный”, “легкий”
или “тяжелый” аутизм. Однако,
поскольку аутизм является спектральным
нарушением, профессионалы могут
использовать подобные термины для
описания того, какое положение, по их
мнению, занимает данный аутичный ребенок
на континууме.

В настоящее время
среди специалистов не существует
согласия относительно определения
границ ВФА. В качестве основных критериев
разграничения аутизма и ВФА были
предложены уровни когнитивного и
вербального функционирования. Бартак
и Раттер (1976) отмечают, что аутичные дети
с уровнем интеллекта выше 70 проявляют
другие модели поведения и навыки при
выполнении когнитивных тестов, чем те,
чей интеллект ниже 70. Те же критерии для
ВФА (IQ выше 70) использовались во многих
других исследованиях (Freeman et al., 1985;
Asarnow et al., 1987; Van Bourgondien, Mesibov, 1987). Некоторые
исследователи предлагают в качестве
основного критерия для ВФА показатель
интеллекта выше 80 (Rumsey et al., 1985); выше 65
(Gillberg et al., 1987) и выше 60 (Gaffney, Tsai, 1987). Коэн
с коллегами (1986) предлагают когнитивный
критерий для ВФА – “невербальный
интеллект 70 или выше, и общий интеллект
выше 55”.

Читайте также:  Таблетки от бессонницы для сна без рецептов и привыкания: вечерние, растительные, эффективные средства

Распространенность
ВФА пока еще не определена, поскольку
четко не очерчены границы этого нарушения.
Однако, если принять за основу показатель
интеллекта в 70 или выше в качестве
когнитивного критерия, то можно
предположить, что ВФА встречается
приблизительно в 1 случае на 10.000 (Tsai,
Scott-Miller, 1988). ВФА встречается чаще у
мужчин, чем у женщин: данные колеблются
от5,7:1 (Gillberg etal., 1987) до 10,5:1 (AsamowetaL, 1987).

Несмотря на
отдельное положение в диагностических
классификациях, все еще существуют
противоречивые мнения по поводу того,
является ли синдром Аспергера отдельным
нарушением, или же это форма аутизма, а
именно ВФА.

Некоторые
исследователи полагают, что определение
аутизма должно включать в себя синдром
Аспергера, так как они не видят значительных
качественных различий клинических
черт, хода развития и нейрокогнитивных
профилей между ВФА и синдромом Аспергера.
Это подтверждается исследованиями
мозга людей с ВФА и синдромом Аспергера.
У обеих групп пациентов были обнаружены
схожие аномалии коры головного мозга,
что, по мнению авторов исследования,
является подтверждением того, что
синдром Аспергера входит в спектр
аутизма (Berthier, 1994, McKelveyetal., 1995).

Что касается
нейрокогнитивных профилей, то были
получены противоречивые результаты.
Прайор с коллегами (1996) провели эмпирическое
исследование с применением методик
группового анализа с целью выявления
существования диагностически однородных
подгрупп, типа классического аутизма
или синдрома Аспергера. Они выявили 3
группы: группу аутизма, группу Аспергера,
и легкую группу. Сравнения профилей
симптомов показали, что группа Аспергера
отличалась от других наличием навыков
привлечения внимания других к тому, что
их интересует, ограниченными возможностями
устанавливать дружеские отношения,
педантичностью речи и ограниченными
интересами. Исследователи не обнаружили
каких-либо различий в истории развития
речи у этих групп. Они идентифицировали
более высокие показатели вербальных и
мыслительных способностей в группе
Аспергера, по сравнению с группой аутизма
и легкой группой Исследователи пришли
к заключению, что, хотя и существуют
различия симптомов в этих группах, но
они могут быть объяснены различной
степенью возможностей развития, и
подтвердили тем самым спектральную
концепцию аутистических нарушений.

Сравнение
нейропсихологических характеристик
детей с синдромом Аспергера и ВФА (Prior,
Manjiviona, 1996) также свидетельствует о
спектральности аутизма, и слабости
подхода, при котором используются
отдельные диагностические категории,
дифференциация которых зависит от
уровня развития интеллекта ребенка.

Совет

Другие исследования,
однако, указывают на то, что синдром
Аспергера и аутизм, имея некоторые
сходные черты, обнаруживают различные
нейропсихологические профили (Pomeroy et
al, 1994): аутичные дети прекрасно справлялись
с заданиями, требующими умений визуального
определения пространства, но плохо
выполняли задания, требующие умений
пользоваться вербальными абстракциями,
тогда как дети с синдромом Аспергера
не проявляли таких же когнитивных
слабостей и показали более высокие
результаты, чем аутичные дети и дети
контрольной группы в тестах на абстрактное
мышление. У аутичных детей отмечалось
наличие дефицитарности “организующего
функционирования”. (т.е. дефицитарность
в выполнении когнитивных операций,
контролируемых лобным отделом коры
головного мозга, включая планирование
и торможение), в то время, как дети с
синдромом Аспергера такой дефицитарности
не проявляли (Ozonoffet al., 1991; Pomeroy et al., 1994).

Интересно узнать
точку зрения самих высокофункциональных
аутистов о дифференциации этих двух
состояний. Например, Донна Вильяме,
женщина с ВФА, анализирует сходства и
различия между этими двумя состояниями
(Williams, 1996). У нее нет никаких сомнений в
отношении того, что определенные различия
между аутизмом и синдромом Аспергера
действительно существуют. Кроме того,
она различает не только высоко- и
низкофункциональных аутичных людей,
но и высоко- и низкофункциональных людей
с синдромом Аспергера, и предлагает
несколько характеристик, которые
помогают их дифференцировать. Донна
Вильяме утверждает, что невербальные
низкофункциональные люди с синдромом
Аспергера, у которых ошибочно, по мнению
Донны Вильяме, диагностировали аутизм,
в отличие от невербальных низкофункциональных
людей с аутизмом, обладают прекрасной
экспрессивной речью, могут начинать
общение с другими, имеют меньше
сенсорно-перцептуальных проблем, в то
время, как люди с аутизмом такого же
низкого уровня функционирования обладают
очень слабой, рецептивной, речью, имеют
проблемы с ощущением и восприятием
своего тела, и часто не могут инициировать
общение с другими. Далее автор объясняет,
что, как люди с аутизмом, так и люди с
синдромом Аспергера могут проявлять
слабые языковые и речевые умения, но
существует огромная разница между этими
двумя группами: в одном случае, это может
быть отсутствие социального инстинкта,
несмотря на наличие социальных
способностей, в другом случае, это может
быть неспособность или огромные трудности
в развитии или использовании социальных
навыков, несмотря на наличие сильного
социального инстинкта (Williams, 1996).

Противоречия в
этом вопросе будут существовать до тех
пор, пока не будет более точных знаний
об этом нарушении.

Источник: https://StudFiles.net/preview/399060/page:19/

Высокофункциональный аутизм у детей

Наконец-то раскрыта природа гениальности. Многократные исследования подтвердили, что легкое психическое отклонение при аутизме напрямую связано с гениальностью.

Речь идет о синдроме Аспергера, при котором существенно снижены социальные способности, но интеллект не пострадал.

В науке значительное количество талантливых ученых, которые, не нарушив грани патологии, вплотную приблизились к аутизму: Эйнштейн, Ньютон, Менделеев, Дарвин, Больцман, Шредингер Карно, Эренфест, Планк….

Этот список можно перечислять бесконечно.

Британским профессором-психиатром Майклом Фитцджеральдом, изучавшим биографии знаменитых ученых и мастеров искусства, сделан вывод, что каждому сотому человеку присущи разные формы аутизма.

Профессор в своем выступлении в Лондоне на форуме психиатров, подчеркнул, что многим великим людям: Альберту Эйнштейну и Исааку Ньютону, Джорджу Оруэллу и Герберту Уэллсу, Моцарту, Канту, и массе других мыслителей уникальны проявления высокофункционального аутизма (синдрома Аспергера), и именно поэтому они стали гениями.

Майкл Фитцджеральд в своих исследованиях сделал вывод, что при легкой форме аутизма творческое мышление контролируют те же гены. При этом каждый факт индивидуален, так как невозможно прогнозировать комбинацию генов, поэтому люди не должны следовать стереотипу «все аутисты – гении».

В многолетних исследованиях профессором-психиатром изучались материалы историй болезней (более 1600) и доступных биографических сведений гениев.

В 2004 году ученый Майкл Фитцджеральд опубликовал книгу «Аутизм и творчество», в которой «определил диагнозы» у таких великих людей прошлого как у Ньютона, Эйнштейна, Сократа, Дарвина, а также Льюиса Кэрролла, Йетса и других.

Обратите внимание

Совместно проведя специфическое исследование с доктором Мухаммедом Аршадом, профессор заявил, что лёгкая форма аутизма была и у знаменитого итальянского художника Микеланджело. Подтверждая свою гипотезу, Майкл Фитцджеральд и Мухаммед Аршад указывают на особенности в поведении гения.

В исторических документах присутствуют документы, подтверждающие проблемы Микеланджело с коммуникационными навыками.

Результаты исследований Аршада и Фитцджеральда, показали, что люди, страдающие высокофункциональным аутизмом (синдромом Аспергера), часто становятся гениальными учеными, математиками, музыкантами, программистами компьютерных систем, художниками.

autism-help.ru

Есть ли разница между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера
Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования
Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65-70.

Двигательные умения и навыки
В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностях моторикой.

Аспергер был хорошо осведомлен о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой.

Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие
Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдромом Аспергера нормальное речевое развитие.

А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния.

Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения
Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера.

Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу.

Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя: — У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.

— Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего. — Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.

— Тем не менее есть у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хоть постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи.

Важно

Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности.

И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера, то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

www.aspergers.ru

Почему так трудно жить с «высокофункциональным» аутизмом?

Спектр аутизма очень широк. Если представить его в виде радуги (или кривой нормального распределения), то вы заметите, что значительная часть людей в спектре не относятся к тому или иному краю — они где-то посередине.

Читайте также:  Причины, клиника и лечение интеллектуальных нарушений-врожденных и приобретенных

Конечно, в данный исторический момент у нас нет доказательств, что БОЛЬШИНСТВО людей в спектре аутизма «где-то посередине», но очевидно, что СМИ, как правило, уделяют внимание только двум крайностям аутизма — случаям самой тяжелой инвалидности и самым высокофункциональным людям.

Если посмотреть на аутизм глазами журналистов, то высокофункциональный аутизм — это толпа эксцентричных гениев. Часто упомниются Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, а также актеры Дэн Акройд и Дэрил Ханна.

Другими словами, речь идет о людях, которые просто сильно выделяются на фоне окружающих.

Однако в реальной жизни понятие «высокофункциональный аутист» редко соседствует с такими эпитетами как «гений», «бизнес-магнат» и «звезда Голливуда».

На самом деле, интеллект людей с высокофункциональным аутизмом может быть ничуть не выше, чем у их типичных сверстников. И у них может полностью отсутствовать мотивация добиваться общественного признания, которая в свое время заставила Билла Гейтса искать инвесторов, а Эйнштейна — опубликовать статью.

Они также могут испытывать значительные трудности в повседневных делах, трудоустройстве или личной жизни, и это часто приводит к заниженной самооценке.

Совет

Эти проблемы во многом усугубляются тем, что окружающие постоянно реагируют на них с недоумением или возмущением.

Причина в том, что во многих ситуациях люди с высокофункциональным аутизмом «сходят за нормальных», и от них не ожидают нестандартного поведения или реакций.

Кроме того, от людей с более тяжелым аутизмом обычно никто не требует «просто взять себя в руки и вести себя нормально» в сложных для них ситуациях, но от людей из более высокой области спектра часто ждут ровно этого.

Наконец, люди с высокофункциональным аутизмом, как правило, прекрасно осознают собственные трудности и могут очень переживать из-за негативной реакции других людей.

Вот лишь несколько типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом (включая тех, у кого диагностирован синдром Аспергера), которые часто встают на их пути к успеху и счастью:

Сильно выраженные сенсорные нарушения. Люди с высокофункциональным аутизмом, так же как и все люди в этом спектре, подвержены нарушениям обработки сенсорной информации.

Это может включать как небольшую, так и сильно выраженную гиперчувствительность к шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям.

На практике это означает, что даже очень одаренный и красноречивый человек может быть полностью неспособен зайти в переполненный ресторан, сходить в кино или выдержать поход в супермаркет, на стадион или в другие общественные места.

«Социальная слепота».

В чем разница между вежливым приветствием и легким флиртом? Как понять, что ты говоришь слишком громко? Когда можно говорить о личных проблемах или интересах, а когда от этого лучше воздержаться? Когда важно прекратить делать то, что тебе нравится, и сосредоточиться на потребностях другого человека? У большинства людей возникали проблемы с ответами на эти вопросы, но если у вас высокофункциональный аутизм, то они могут превратиться в непреодолимые преграды на пути к общению, трудоустройству и романтическим отношениям.

Тревожные расстройства и депрессия. Тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональные нарушения гораздо чаще встречаются у людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом.

Мы не знаем, приводит ли аутизм к этим расстройствам, или это просто естественные последствия частых неудач и социального отвержения.

Обратите внимание

Но в чем бы ни была причина, эмоциональные расстройства могут инвалидизировать сами по себе.

Нехватка навыков планирования своих действий. Навыки, которые мы используем для самоорганизации и планирования своей жизни называются исполнительными функциями.

Они позволяют нейротипичным взрослым планировать наперед свой распорядок дня, заметить, что шампунь скоро кончится, и купить еще по пути домой, или спланировать работу над сложным долгосрочным проектом. У большинства людей с высокофункциональным аутизмом есть очень сильные нарушения исполнительных функций.

В результате, им крайне сложно справляться с бытовыми делами, малейшие изменения в привычном распорядке могут стать для них катастрофой и так далее.

Проблемы эмоциональной регуляции. Вопреки распространенному мнению люди с аутизмом не страдают от нехватки эмоций. Более того, люди с аутизмом могут стать слишком эмоциональными в неподходящей ситуации.

Представьте подростка, рыдающего из-за изменений в планах, или взрослую женщину, у которой началась истерика, потому что машина не завелась.

Это примеры типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом, которые могут быть очень успешны, но ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях без неожиданных препятствий.

Проблемы с изменениями и переходами. Многим нейротипикам бывает сложно адаптироваться к переменам, но для людей с высокофункциональным аутизмом это проблемы на совершенно ином уровне.

Как только установилась привычная и комфортная рутина, люди с аутизмом по большей части хотят сохранить эту рутину навсегда.

Аутичный взрослый может ходить с друзьями каждую среду есть начо без каких-либо проблем, но идея сходить вместо этого в четверг за куриными крылышками может вызвать приступ паники и даже злости.

Трудности с восприятием устной речи. Человек с высокофункциональным аутизмом может быть готов справиться с данным ему заданием просто блестяще, но если инструкции были даны ему устно, то есть риск, что он просто не сможет им следовать.

Например, если полицейский скажет «оставайтесь в машине и передайте мне ваши документы», человек с аутизмом может разобрать только «оставайтесь в машине» или только «передайте документы». То же может относиться к инструциям в классе, в кабинете врача или на рабочем месте.

Важно

Как вы можете догадаться, это часто приводит к самым разнообразным трудностям, начиная от проблем с полицией до непредумышленных ошибок на работе.

Как вы могли убедиться, термин «высокофункциональный» значит именно это. Однако это не значит, что высокофункциональный аутизм — это «легкий» диагноз. Близким, работодателям, учителям или другим людям, которые взаимодействуют с людьми в высокой части спектра аутизма, важно помнить, что аутизм — это аутизм.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfundbel.ru

Спектр аутизма: Синдром Аспергера, высокофункциональный аутизм, аутизм-савант, аутизм Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта

В последние годы наблюдается значительное увеличение случаев аутизма в мире, и это происходит частично от того, что в спектр аутистических растройств включаются синдромы, которые не связывались с аутизмом ранее. На сегодняшний день статистика указывает на возникновение того или иного синдрома аутизма у одного из 110 детей.

Восприятие аутизма как спектра растройств, а не как отдого отдельного растройства с четко обозначенными симптомами, включает определение нескольких разновидностей синдрома аутизма, с различной степенью тяжести и нарушений в области социальной коммуникации, развития речи и присутствия повторяющихся и стереотипичных действий и ограниченных областей интересов.

В спектр аутизма причисляются несколько основных синдромов:

Классический аутизм / Аутизм Каннера Данный синдром является расстройством развития, имеющим генетическую нейрологическую основу.

Дети в данной группе испытывают существенные затруднения в общении с окружающими — их попытки к общению остаются непонятыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и проблем в поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной отсталости или нарушений когнитивного мышления.

Причиной данного состояния является серьезное органическое нарушение развития. Человек с классическим аутизмом страдает также от серьезных расстройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи или серьезные грамматические ошибки.

Кроме этого, у детей с аутизмом Каннера наблюдаются растройства в сенсо-моторном плане, что выражается в возникновении стереотипий и повторяющегося поведения, чувствительности к прикосновениям, отсутствии глазного контакта, и др.

Дополнительная характеристика аутизма Каннера — это неспособность контролировать эмоции. Ребенок с синдромом Каннера часто оказывается в состоянии фрустрации и гнева, которое может стать причиной агрессивного поведения. В дополнение, дети в данной группе могут быть подвержены дополнительным заболевания, таким как эпилепсия.

Синдром Ретта
Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики, которые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Ретта указывает на прогрессирующие расстройства развития.

Другими словами, параллельно с растройством речи и коммуникации возникает также нарушение координации движений и мелкой моторики.

В процессе развития заболевания у ребенка может произойти полное исчезновение речи и возникновении полной апатии.

Синдром Аспергера В противовес предыдущим растройствам, у ребенка с синдромом Аспергера нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным и литературным языком.

Совет

В большинстве, синдром Аспергера возникает в более легкой форме чем другие растройства спектра, у ребенка сохраняется интеллект который иногда даже превышает норму, а также ему характерна исключительная память.

Синдром Аспергера в основном характеризуется растройством в навыках социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и ограниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспергера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шутки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или затрудняться в развитии отношений.

Высокофункциональный аутизм Высокофункциональный аутизм- это не диагноз сам по себе, а способ описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий уровень когнитивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше).

Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения, они самостоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках социальных норм. Проблемы с поведением возникают только в специфических ситуациях.

Очень часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие от детей с синдромом Аспергера, у данной группы все же наблюдается задержка речевого развития в раннем возрасте.

Аутизм-савант Это самый редкий синдром в аутистическом спектре.

Речь идет о серьезных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключительная память и исключительные таланты в специфических областях, таких как игра на фортепьяно или художественная деятельность.

Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта проявляется в тяжелой форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда проявляется в легкой форме, которая выражается в основном в социальной отсраненности и в растростве в межличностных взаимоотношениях.

Атипичный аутизм
Дети в этой группе имеют только часть симптомов, характерных для аутизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и проблемным поведениям, но который интересуется сверстниками и вступает с ними во взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае «аутизма в легкой степени» или как «аутичные черты».

autism-aba.blogspot.com

Высокофункциональный аутизм: печать гения или жизнь с осложнениями

Источник: http://kemgkb4.ru/vysokofunkcionalnyj-autizm-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector