Проприоцепция и кинестезия: что это такое, как устроено и как работает

Детский нейропсихолог в Москве | нейромоторное развитие

— не любит детские площадки со спортивным оборудованием, предпочитает тихие, спокойные игры; — подолгу разбирается как играть с новой игрушкой; — не принимает участия в командных играх; — уворачивается от мяча, который ему бросают; — способный, но ленивый; — не любит рисовать и не рисует; — никак не может научиться писать своё имя; — часто падает, спотыкается на ровном месте; — уже полгода не может научиться кататься на велосипеде; — часто намеренно врезается в других детей или дерётся; — избегает смотреть в глаза, когда с ним говорят; — не может усидеть спокойно на занятиях; — заговорил позже своих сверстников; — в карте ребёнка стоят такие аббревиатуры как ЗПР, ЗРР, ЗПРР, СДВГ, ОНР, СПНРВ, а также: задержка моторного развития, алалия и так далее, ТО программа «нейромоторного развития» разработана специально для Вашего ребенка.

В книге Building blocks for learning, occupational therapy approaches…, Jill Jenkinson, Tessa Hyde, Saffla Ahmad приводится следующая пирамида уровней обучения:
Мы не будем детально рассматривать каждый из этих блоков, достаточно иметь общее представление, с чего начинается адаптация (любая) и обучение (любое). К школьному возрасту все перечисленные выше навыки должны быть сформированы.

Программа «Нейромоторное развитие» представлена основным и дополнительными блоками. Основной блок состоит из раздела «ползание» и «прослеживание». Эта часть представлена по занятиям. Порядок и содержание занятий менять не следует.

Дополнительные блоки: «пересечение средней линии тела», «проприоцепция», «последовательность движений», «равновесие» – представлены набором упражнений по мере усложнения. Упражнения и их количество Вы подбираете сами, в зависимости от потребностей и настроения ребенка. И Вашего собственного интереса. Ведь, если Вы делаете что-то увлеченно, то и ребенок зарядится от Вас позитивной энергией.

Основной блок: ползание

Ползание – в том числе на четвереньках – помогает ребенку развить координацию и ловкость, связать правую и левую части тела, освоить пространство, в котором он находится. В процессе ползания у малыша раскрывается ладошка, что позволяет ему овладеть ручной моторикой.

Эти навыки помогут в дальнейшем ребенку бегать, лазить по снарядам на детских площадках, играть в мяч и с другими детьми в подвижные игры. Научиться красиво писать, легко различать лево-право, понимать условие задач.

Ползание позволяет нервной системе ребенка научиться интегрировать вестибулярные и проприоцептивные ощущения, развивается двигательное планирование.
Прочитать статью «Зачем человеку ползать».

Основной блок: прослеживание

Умение сосредотачиваться на предмете, следить за его движением является жизненно необходимым как для собственной безопасности, так и для обучения.

Умение сосредоточиться на игрушке в раннем детстве существенно определяет дальнейшее развитие ребенка: детальное ознакомление с игрушкой, восприятие различных её особенностей, деталей – основа произвольного внимания, познавательной деятельности. Удержание равновесия также тесно связано с переработкой зрительной информации.

По мере того, как передвигается тело, передвигаются и изображения предметов, которые обрабатываются нервной системой. Это даёт дополнительную информацию для организма с целью принятия правильного решения в той или иной ситуации. Кроме того, отсутствие конвергенции затрудняет формирование навыка чтения, ориентировки в пространстве.

Обратите внимание

Как пишет Sally Goddard Blythe (директор института нейро-физиологической психологии в Честере, Англия), «чтение, как способность следить за строкой и понимать значение символов на странице, требует навыка сложных серийных движений глаз, которые начинаются с возможности нахождения зрительной точки фиксации на странице.

Это называется конвергенцией. Конвергенция – процесс слияния двух отдельных изображений, получаемых от каждого глаза, в одну четкую картинку. Затем оба глаза делают небольшой скачек к другой точке фиксации – это движение называется саккада. Функция саккад состоит в быстром и точном передвижении глаз от одной точки фиксации к другой.

После каждой саккады следует пауза, затем глаза делают небольшое возвратное движение, чтобы проверить (перепроверить) информацию, которая, возможно, была упущена. Размах саккад зависит от размера текста, количества слов и самих слов в строке. В конце каждой строки глаза должны сделать большой скачек назад в начало новой строки.

Любая трудности со зрительной фиксацией, конвергенцией или контролем саккад может повлиять на беглость, правильность и понимание при прочтении».

Интересно про зрительное восприятие написано в книге Оливера Сакса «Глаз разума».

Дополнительные блоки: равновесие и проприоцепция

Нам известно еще со школы, что у человека существует 5 видов чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновение. Однако существуют еще 2 системы, не менее важные для полноценного функционирования организма: вестибулярная (движение тела) и проприоцептивная (положение тела).

Значение чувствительности:

Вид чувствительности Назначение
Вестибулярная Ориентировка в пространстве; баланс; близость к земле и другим предметам. Это маркер трехмерного пространства «я здесь». Самый важный вид чувствительности.
Проприоцептивная Схема тела; ощущение от взаимного расположения частей тела, того, как они двигаются относительно друг друга; «правая рука знает, что делает левая».
Тактильная Ощущение прикосновения, давления, температуры, текстуры, размера, формы, движения, боли; информация о том, что контактирует с нашим телом.
Зрительная Зрительное восприятие; информация о расположении, цвете, форме, расстоянии между объектами, движение предметов, людей.
Слуховая Слуховое восприятие; локализация, фиксация, распознавание звуков.
Обонятельная Обонятельное восприятие; «химической» тип восприятия; информация о запахах вокруг нас.
Вкусовая Вкусовое восприятие; «химической» тип восприятия; соответственно химическим свойствам даёт информацию о том, что попадает в рот.

Получаемая информация от ушей, глаз и вестибулярной системы, интегрируясь, дает нам представление о положении нашего тела в пространстве. Так, глаза нам подсказывают, что мы находимся в комнате, уши – что происходит в комнате, вестибулярная система дает информацию о статической позе или движении.

Вся полученная информация обрабатывается мозгом и формируется ответ – возбуждение, движение и речь. Если есть какие-то неполадки с функционированием вестибулярной системы, мозг не получает корректно информацию от ушей, глаз, движения тела и силы притяжения. Происходят сбои в ответных реакциях и организм не ощущает себя в безопасности.

И единственными ответами выступают «бей или беги».

Равновесие

Развитие координации правой и левой половины тела сильно зависит от работы вестибулярной системы. Без умения пользоваться одинаково хорошо обеими половина тела формирование межполушарных связей будет затруднено.

Вот несколько фактов о вестибулярной системе: — одна из первых закладывается внутриутробно, созревает к 5 месяцу внутриутробного существования; — первая начинает отвечать на внешнее воздействие на организм; — одна из самых защищенных частей мозга;

имеет непосредственное отношение к силе притяжения, мышечному тонусу, безопасности, выживанию, возбуждению и вниманию. А это в свою очередь влияет на поведение ребенка.

Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе – такая крошечная, но весьма непросто устроенная система. Окончательное ее развитие завершается к 10 – 12, а то и к 15 годам. Вестибулярный аппарат, надо признаться, все еще недостаточно хорошо изучен специалистами, необыкновенно чутко реагирует на гравитационное поле Земли, силу земного притяжения. С физиологической точки зрения этот аппарат – часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела. Ощущения от вестибулярной системы доставляют мозгу информацию о силе притяжения и движении, играют огромную роль в развитии равновесия, координации движений глаз, головы и тела. Равновесие сильно зависит от проприоцептивной (см. ниже) информации. Движение в одной из частей тела автоматически, бессознательно приводит изменению положения других его частей. Например, праворукий ребенок пишет предложение на листке бумаги: рука передвигается вдоль строчки, это приводит к тому, что изменяется центр тяжести и тело переносит вес, голова слегка поворачивается направо – таким образом рука плавно движется по странице. В книге The sensory processing disorder answer book : practical answers to the top 250 questions parents ask (Tara Delaney) приводится такой пример: Вопрос родителя: почему мой подросток слоняется вокруг нас вместо того, чтобы заняться чем-нибудь? Ответ: многие дети любят свободное время. Однако детям, у которых есть нарушение переработки сенсорной информации, трудно представить себе, что будет в следующие 5 минут, чем заняться в выходные. Это связано с тем, что ребенку трудно представить себя в будущем. Если существуют неполадки с вестибулярной системой, то ломается маркер «я здесь», а следовательно и «… а потом я буду там». Мы, взрослые, испытываем нечто подобное, когда мы устали и вымотаны. Иногда сложно определить, что делать, даже если есть список дел.

Прочитать статью How the Vestibular System Affects Your Child’s Behavior.

Проприоцепция

Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование.

Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.

Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела.

Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.
Схема тела (соматогнозис) Схема тела – это представленность в сознании человека образа собственного тела: его контуров, размеров, границ. Схема тела – не статична, она формируется и перестраивается у человека в течение всей его жизни.

А формируется она на основе информации, поступающей от проприоцептивной системы. Кроме того, внешнее пространство строится вначале от собственного тела ребёнка, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.

Игры с мячом Навыки, которые помогут развить игры с мячом: — координация «глаз-рука» — координация «глаз-нога» — манипулирование — зрительное прослеживание — координация всего тела — координация и направление движений — ритм и синхронизация — ловкость — предвосхищение — внимание — скорость реакции — баланс во время движения — взаимодействие с другими

Игры с обручем

Навыки, которые помогут развить игры с мячом: — ловкость — скоординированность движений тела — ощущение физических границ — внимание и сосредоточение — двигательное планирование

Пересечение средней линии тела

Совместная работа координации правой-левой половины тела и возможности пересечения средней линии тела – основа для развития крупной и мелкой моторики. Это необходимо для такой деятельности как, например, поймать мяч, отвинтить крышку банки, застегнуть пуговицу, игра в футбол, одеть сережку в левое ухо правой рукой.

Наши глаза пересекают среднюю линию тела, когда мы читаем или ищем что-то в комнате, не поворачивая головы.
Возможность пересекать среднюю линию тела имеет большое влияние на формирование предпочтения правой или левой руки.

Почему так важно, чтобы ребенок к 4 годам определился с ведущей рукой (например, использование карандаша, мелков, ножниц)? У детей, которые долго используют обе руки, долго и непрочно формируются двигательные навыки и навыки учебной деятельности (как положить лист бумаги или раскраску, как держать карандаш, как сесть, чтобы было удобно и так далее), которые к школе должны быть автоматизированы. К тому же, для овладения тем или иным навыком необходима тренировка. Если обе руки активны в мануальных предпочтениях, то на каждую уходит вдвое меньше времени для практики.

Читайте также:  Тревожно депрессивное расстройство: причины, симптомы, лечение, прогноз

Последовательность движений

Моторное планирование (также известное как праксис) – это способность представить, спланировать и выполнить незнакомое двигательное задание или последовательность движений. Это отличается от моторной координации, которая связана со способностью контролировать плавные движения тела. Для того, чтобы успешно спланировать действие, у ребенка должны быть: представление о том, что должно случиться; эффективно работающие вестибулярная и проприоцептивная системы, отвечающие за движение; способность к автоматическому, бессознательному двигательному ответу в пространстве и времени. Трудности моторного планирования приводят к тому, что ребенок с трудом осваивает новые навыки, требующие вовлечение тела. Ребенку требуется больше времени и усилий для освоения нового двигательного навыка, вместе с тем полученный навык с трудом переносится в аналогичные жизненные ситуации (например, завязывание шнурков на ботинках и ленты для волос). Поэтому подвижные игры, требующие моторного планирования, у детей остаются без внимания или вовсе активно избегаются. Другие же дети в процессе освоения нового движения пробуют снова и снова, повторяя собственные ошибки, но даже не представляют, что это можно сделать как-то иначе.

Часто про детей с трудностями моторного планирования говорят, что они неорганизованные, не умеют рассчитать время и материальные (во всех смыслах) затраты, не могут освоить такие простые вещи, как помощь по дому, сборы в школу. Узнать стоимость

Источник: http://www.rightbrains.ru/neuromot.html

Метод динамической проприоцептивной коррекции (ДПК)

Разработан в отделе восстановительного лечения детей с церебральными параличами НИИ педиатрии НЦЗД РАМН под руководством д.м.н. профессора, Заслуженного деятеля науки России К.А. Семеновой. В 1991 г. проф. К.А.

Семенова предложила использовать для восстановительного лечения больных ДЦП модифицированный костюм космонавта «Пингвин». Нагрузочное устройство «Пингвин» было разработано в 70-х годах в лаборатории космической медицины (А.С. Барер, Е.П. Тихомиров, В.М. Синигин и др.

) как средство профилактики неблагоприятного действия невесомости на организм космонавта.

Известно, что вследствие отсутствия нагрузки на кости и мускулатуру скелета у космонавтов в условиях невесомости происходит деминерализация костной ткани с потерей ее прочности, гипотрофия мышц и т.д.

Важно

Устройство «Пингвин», имитируя воздействие гравитации на организм космонавта силовой нагрузкой в 40 кг, направленной вдоль длинной оси тела, позволило исключить негативное влияние невесомости.

Изобретение нагрузочного костюма, решив проблему длительного пребывания человека в условиях отсутствия земного притяжения, совершило революцию в освоении космического пространства.

Длительное изучение этиологии и патогенеза детского церебрального паралича (ДЦП) позволило проф. К.А. Семеновой, на основании представления о несостоятельности функциональной системы антигравитации (ФСА) у таких больных, предложить использовать костюм космонавта «Пингвин» для восстановления двигательных функций у пациентов ДЦП. Устройство «Пингвин» детского размера было названо «Адели-92».

Опыт применения «Адели-92» привел к необходимости разработки лечебного комбинезона следующего поколения, специально для реабилитации больных ДЦП, с учетом особенностей стереотипа движений каждого конкретного пациента.

Такое устройство должно воздействовать на тонические рефлексы, которые лежат в основе формирования патологических мышечных взаимодействий (синергий) у больных и обусловливают преодоление действия силы тяжести дефектным путем.

В 1997 г.

группой специалистов НПЦ «Огонек» было разработано рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат», конструкция которого позволяет производить функциональную коррекцию позы больного максимально эффективно, а, значит, столь же эффективно развивать правильные движения. Устройство представляет собой систему эластичных тяг, закрепляемых в противовесе на передней и задней поверхности тела. Тяги задают строго дозированную компрессионную нагрузку вдоль тела, обеспечивающую воздействие на мышцы-антагонисты туловища и нижних конечностей.

Помимо этого ротационные («вращающие») эластичные тяги корригируют положение двигательных сегментов тела пациента. Это приводит к возникновению мощного информационного потока от рецепторов мышц, суставов и связок, направленного в центральную нервную систему (ЦНС), где формируются следовые образы движений.

Так при активных движениях пациента в устройстве происходит закрепление правильной позы и физиологических форм движений на уровне ЦНС.

Совет

Афферентная коррекция деятельности функциональных систем мозга под воздействием устройства «Гравистат» приводит к значительному улучшению не только моторики, но и речи, эмоций, познавательных функций мозга (интеллект, память).

Лечебный костюм «Гравистат» собирается из серийно выпускаемых комплектующих индивидуально для каждого пациента, в строгом соответствии с задачей коррекции его патологической позы. При этом конструкцией устройства предусмотрена возможность уменьшения компрессионной нагрузки на верхне- и среднегрудной отдел позвоночника, что часто бывает необходимо при работе с детьми младшего возраста. Существенным достоинством устройства «Гравистат» является предусмотренное воздействие на комплекс патологических тонических рефлексов, что позволяет значительно снизить их влияние на синергические мышечные связи, а, значит, на позу и движения больного. Занятия в костюме «Гравистат» проводятся ежедневно в течение 1,5 часов, по специально разработанному комплексу упражнений, в зале лечебной физкультуры, оснащенном различными тренажерами. Комплекс упражнений включает методики Бобатов, Войта, Бортфельд и другие. Занятия проводит индивидуально с каждым пациентом опытный инструктор ЛФК, прошедший специальную подготовку по работе с устройством «Гравистат». Длительность курса лечения составляет 15-25 дней, в зависимости от исходного состояния моторики пациента и степени закрепления приобретенных в процессе курса новых двигательных навыков. Нагрузка подбирается строго индивидуально и может увеличиваться по мере адаптации пациента. Для достижения оптимального результата желательно проводить от 2 до 4 курсов лечения в год.

Лечение методом ДПК с применением рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат» показано при таких патологических состояниях, как:

  • Все клинические формы ДЦП, за исключением двойной гемиплегии;
  • Последствия черепно-мозговой травмы в виде парезов и параличей, атаксии, а также нарушений речи;
  • Последствия перенесенного менингоэнцефалита, энцефалита;
  • Последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК)

Поскольку метод предусматривает применение нагрузки, имеется ряд противопоказаний:

  • Вывих и подвывих бедра, выраженный артроз тазобедренного сустава;
  • Грыжи Шморля и другие выраженные дистрофические нарушения позвоночника;
  • Психопродуктивная симптоматика, шизофрения;
  • Частые пароксизмальные состояния, эписиндром с частотой приступов 3-4 раза в неделю;
  • Пороки сердца различной этиологии с выраженными нарушениями гемодинамики;
  • Выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  • Кризовое течение артериальной гипертензии;
  • Нарушения ритма сердечной деятельности;
  • Хронические заболевания внутренних органов с выраженной функциональной недостаточностью;
  • Острые инфекционные заболевания.

Применение метода ДПК дает возможность многим больным, обреченным когда-то на глубокую инвалидность, начать учиться и работать, значительно повышает качество их жизни, позволяет им найти свое место в обществе.

Технология динамической проприоцептивной  коррекции (ДПК) разработана совместно с научными сотрудниками НЦЗД РАМН и описана в энциклопедическом издании под редакцией Заслуженного деятеля науки РФ проф. К.А. Семеновой.

Книгу можно купить в центральном офисе НПЦ по адресу: 

г. Москва, Отрадный проезд, д. 3Б,

с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00

Цена – 1500 р.

+7 (496) 573-54-44 – г. Электросталь, ул. Тевосяна, 27
с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00, кроме воскресенья (без перерыва на обед)

Центральный офис, г. Москва

Консультации по вопросам реабилитации в стационаре

+7 (499) 202-02-40, (499)204-06-89, (499)203-48-82 – г. Москва, Отрадный проезд, д.3 «Б» с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00 (без перерыва на обед).

E-mail: ogon0088@yandex.ru

Подразделение “Кузьминки”, реабилитация детей с аутизмом, синдромом Дауна

+7 (499)746-96-18, -10, -13 – г. Москва, Волгоградский проспект, д. 110, корп. 3,
с понедельника по пятницу, с 9.00 – 17.00 (без перерыва на обед).

Подразделение “Беляево”, реабилитация детей с аутизмом, синдромом Дауна

+7 (499)793-42-03 – г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 41
с понедельника по пятницу, с 9.00 – 16.30 (без перерыва на обед).

Вопрос специалисту

Источник: http://rc-ogonek.ru/sciencebase/Metod-dinamicheskoj-propriotseptivnoj-korrektsii-DPK/

Проприоцепция: что это, упражнения – свежие статьи и интересная информация

Что такое проприоцепция, зачем это чувство нужно человеку и как его развивать? Какую роль координация движений играет в жизни человека, лучшие упражнения для ее тренировки.

Проприоцепцией называют способность человека ощущать свое тело и его отдельные части в пространстве.

Благодаря этому чувству человек может с закрытыми глазами дотронуться рукой до кончика носа и выполнять другие координированные действия.

Ощущение расположение своего тела в пространстве возможно благодаря наличию в мышцах, суставах, коже и соединительных тканях особых рецепторов – проприоцепторов, они отправляют в мозг сигнал об изменении положения тела.

Наличие проприоцепторов делает возможным ощущение:

  • Чувства положения, вы всегда знаете, как расположено ваше тело в пространстве, в каком положении пребывают суставы;
  • Чувство движения, вы чувствуете, как двигаются ваши суставы, когда двигаете ими, или когда кто-то двигает вас;
  • Чувство силы, вы знаете, какую силу нужно приложить, чтобы сохранить нужное положение тела.

Зачем нужно тренировать проприоцепцию?

Упражнения на проприоцепцию выполняются в условиях нестабильного положения тела, оно усиливает сигналы от нервных рецепторов в головной мозг. Особенно важно усиливать сигналы от конечностей.

Главной задачей тренировок является улучшение контроля над суставами и осанкой.

Нарушение проприоцепции требует выполнения специальных упражнений, которые помогают:

  • Восстанавливаться после травм, контроль над поврежденными мышцами становится лучше, подвижность конечности возвращается;
  • Снизить риск получить травму, во время тренировки важен хороший мышечный контроль, он обеспечивает корректное распределение нагрузки по нужным мышцам;
  • Повышать свои спортивные показатели, хорошее чувство баланса дарит высочайшую степень контроля над движениями.

Развитие проприоцепции – сложный процесс

Упражнения выполняются на нестабильной поверхности, в зале это балансборд или полусфера Bosu, при выполнении упражнений в домашних условиях нужно искать способы создания условий нестабильного положения тела, к примеру, встать на одну ногу.

Поддержание равновесия с закрытыми глазами

За поддержания равновесия тела в пространстве отвечают три системы, закрывая глаза, вы отключаете визуальную систему, оставляя только вестибулярную и соматосенсорную, то есть проприоцепторы.

Закройте глаза и оторвите одну ногу от пола, постарайтесь удержать равновесие на одной ноге. Если получилось, то примите позу дерева из йоги или другие статические асаны на чувство баланса.

Удерживайте каждое положение по 30-60 секунд, затем поменяйте ноги, выполните по три подхода для каждой ноги.

Стойка на одной ноге на Bosu

Выполняйте это упражнение около стены или рядом с товарищем, который подстрахует от падения. Встаньте на полусферу и поднимите одну ногу, старайтесь удерживать равновесие в таком положении в течении 30 секунд, затем поменяйте ноги и повторите еще раз. Выполняйте по три подхода на каждую ногу с небольшими перерывами между ними.

Кидание мяча на Bosu

Упражнение может выполняться в паре или самостоятельно. Встаньте на платформу Bosu и возьмите в руки медбол, кидайте мяч партнеру или об стену, затем ловите его, удерживая равновесие на полусфере. Сделайте три подхода по 20 повторов.

Пистолетик на Bosu

Более сложное упражнение, приседания на одной ноге на неустойчивой платформе. Приседая, нужно слегка выворачивать колено опорной ноги наружу и вытягивать руки вперед, это помогает сохранить равновесие.

Использование балансборда

Если в вашем спортивном зале имеется балансборд, то он обязательно должен быть задействован в вашей тренировке. Для начала вам потребуется научиться вставать на него и балансировать, перекатывая цилиндр. Предпринимайте первые попытки упражнений на балансборде с опорой, это убережет от падения.

По продолжительности проприоцептивная тренировка может занимать от 5 до 20 минут, вы можете выбрать три упражнения и выполнять их на основной тренировке сразу после разминки. Первые результаты становятся заметными спустя шесть недель тренировок, спустя это время вы сможете лучше поддерживать равновесие и снизите риск получить травму на занятии.

Читайте также:  Ганглионеврит (тазовый, шейный, крылонебного узла): симптомы, лечение народными и традиционными методами

Источник: https://fiteria.ru/statji/propriotseptsiya-trenirovka-na-koordinatsiyu.html

Проприоцепция. Это не ругательство, а кинестетическая осознанность 🙂

Что же это такое – проприоцепция?

Проприоцепцию можно охарактеризовать как чувство тела или кинестетическую осознанность, то есть способность мозга воспринимать относительное положение и движение различных частей тела. Благодаря проприоцепии вы точно знаете, где в пространстве располагаются ваши руки, когда вы ими двигаете, даже если ваши глаза закрыты.

Все скоординированные действия зависят от проприоцепции. Вспомните ваше состояние когда вы много или немного выпили – координация всех движений затрудняется,  даже простые движения кажутся очень сложными.  Спортсмены высоко уровня обладают высоким уровнем проприоцепции.

  Улучшение кинестетическое осознанности полезно и для простых смертнрых – оно позволяет улучшить координацию, улучшить общее самочувствие, избавиться от болей.

Карты и картография

Карты тела — это зоны мозга, организованные таким образом, чтобы служить представлением различных частей тела, подобно тому, как линии на карте являются изображением дорог.

Обратите внимание

Каждой части тела мы можем сопоставить отдельную часть мозга, занимающуюся движением и восприятием этой части тела. У нас есть руки и у нас есть виртуальный образ рук в голове — части мозга, которые представляют размер, форму и позиции рук.

Как же происходит взаимодействие? В нашем теле расположены миллионы микроскопических органов, называемых механорецепторами.

Когда они стимулируются механической силой, они посылают сигнал через нервную систему в часть мозга, которая занимается восприятием этой части тела. Мозг собирает все подобные сигналы из бесчисленного количества источников и определяет, где точно что расположено и что оно делает.

По существу мозг создает многочисленные карты тела, которые затем использует, чтобы определить, что происходит и как необходимо двигаться.

Правильные движения и карты тела

Так как мозг использует карты для принятия решений о том, как совершить то или иное движение, очевидно, что чем более точная у вас карта, тем более точным и совершенным будет движение. Соответственно и наоборот, если карта неясная или размытая, выбор различных возможностей движения будет ограничен.

Эти положения подтверждаются тем фактом, что части тела, которые требуется двигать более часто имеют большие по размеру карты.

Например, рука способна выполнять чрезвычайно точные и дифференцированные движения и ощущать различные воздействия, и в мозге для ее контроля отведена большая область.

При этом мозг отводит очень немного пространства для создания карт частей тела, которым уделяется мало внимания, таким как середина спины или локоть.

Карты могут изменяться, становится больше или меньше, в зависимости от рода деятельности, от того как мы используем соответствующую часть тела.

Неверные карты могут приводить к боли

Аккуратные карты имеют большое влияние на то, как мы себя чувствуем. Ученые обнаружили, что они могут вызывать боль у участников эксперимента, создавая необычные сенсорные иллюзии при помощи зеркал или других способов обмана восприятия.

Важно

Такие иллюзии эффективно создают «сенсорно-моторные несовпадения», конфликты между реальным положением частей тела и их виртуальным образом в мозге. Результатом часто становится боль.

На основе этих и других экспериментов многие ученые делают вывод, что пробелы, «белые пятна» или другие неточности образа тела могут быть важным фактором возникновения хронических болей и что исправление таких проблем потенциально может от них избавить.

Одним из самых ярких примеров потенциальных проблем, возникающих из-за неверной карты — это феномен, называемый «фантомные боли». Многие люди с ампутированными конечностями испытывают ощущения зачастую мучительной боли в отсутствующей части тела.

Это происходит потому что, несмотря на отсутствие конечности, виртуальный образ ее продолжает существовать и он может быть стимулирован за счет влияния соседних областей мозга.

Когда это происходит, мозг путается и создает необычайно реальное ощущение пропавшей конечности.

Карты строятся через движение

Карты постоянно обновляются, чтобы ваше тело было готово к постоянном меняющимся требованиям. Вы можете мгновенно почувствовать изменения в вашей карте с помощью простого эксперимента. Попробуйте представить или почувствовать точную форму и позицию ваших ушей.

После этого потрите ваше левое ухо в течение нескольких секунд и затем сравните вашу способность чувствовать левое ухо и правое. Вы заметите, что левое ухо почувствовать гораздо легче.

Это происходит просто потому, что дотрагиваясь до уха, мы активируем его механорецепторы, которые посылают сигнал в мозг и тем самым активируют карту для этой зоны. Конечно, такая повышенная чувствительность будет только временной.

Совет

Для того, чтобы изменения в картах были долговременными или постоянными, необходимо постоянно в течение длительного периода времени заниматься соответствующей картой. Вспомните, что у музыкантов область, отвечающая за пальцы, больше, чем у обычных людей.

Когда определенная часть тела или движение используются постоянно координированным и осознанным образом, в соответствующей части мозга происходят реально наблюдаемые физические изменения. Это одна из причин, почему мы становимся лучше в том, что мы практикуем.

Недостаток движений обращает процесс создания карт вспять. Если вы не будете совершать определенное движение в течение длительного периода времени, вы потеряете способность точно чувствовать и контролировать это движение.

Это называется сенсорно-моторная амнезия. Карта тела в мозге становится расплывчатой, менее точной.

Если вы склеите три пальца так, чтобы они двигались как один в течение нескольких дней, мозг станет представлять их как одно целое, а не три отдельных части, способных двигаться по отдельности.

Боль вредит картам

Еще один способ ухудшить качество карты вашего тела — это получить травму.

Боль уменьшает способность мозга обрабатывать проприоцептивную информацию, исходящую от травмированного сустава, потому что мозг оказывается занят, слушая болевые сигналы, которые, естественно, имеют более высокий приоритет.

Кстати этот процесс работает и в обратную сторону — если какая-то область болит, вы можете заблокировать обработку болевых сигналов, потерев эту область и таким образом послав информацию от механорецепторов в мозг. Именно поэтому мы потираем ушибленное место, когда нам больно.

Боль также уменьшает движение в суставе, что еще более сокращает поток проприоцептивной информации от сустава в мозг. Это может привести к деградации качества карты.

Обратите внимание

Таким образом, травма может быть потенциальным началом порочного круга — боль уменьшает движение, которое в свою очередь ухудшает координацию, что еще более сокращает движение и вызывает боль и так далее.

Это одна из причин, почему человек может постоянно подворачивать одну и ту же лодыжку.

Чем это знание может быть полезно?

Прежде всего, следует понимать, что хорошее движение и хорошее самочувствие являются не только физическими, но и ментальными процессами.

Здоровье виртуального тела в мозге также важно, как и здоровье реального тела (а изменение виртуального образа зачастую проще и легче).

  Для улучшения  движения показана идеомоторная тренировка, тренировка, когда то или иное движение представляется в деталях в голове, представляется каждое ощущение при этом движении. Такая проработка позволит улучшить реальное движение.

Постарайтесь обратить внимание на совершение действий без боли.

Даже если боль небольшая и не мешает делать вам то, что вы хотите делать, она не дает вам сделать то, что чем вы занимаетесь, наилучшим образом.

Хотите вы этого или нет, ваш мозг не полностью сконцентрирован на скоординированном движении — у него есть другие приоритеты, и он изменяет паттерны вашего движения за пределами вашего осознавания.

Ну и конечно нужно как можно больше двигаться и наблюдать. Исследуйте то, каким образом могут двигаться ваши суставы, когда вы лежите, сидите и стоите.  Наблюдайте за тем, как тело и ум реагируют на разного рода движения.  И на не-движение. В статике нужно учиться осознавать динамику, а в динамике – статику.

За информацию о методе Фальденкрайза спасибо сайту www.vlad8.com

Источник: https://njama58.livejournal.com/220349.html

КИНЕСТЕЗИЯ

Рука — это уникальный инструмент, прекрасно приспособленный

для изучения таких, например, особенностей окружающей среды, как форма различных объектов. Выше мы уже говорили о том, что, ощупывая различные поверхности, можно составить представление об их текстуральных особенностях.

Однако когда рука ощупывает какой-либо объект, совершая различные движения, в том числе и хватательные, информация, получаемая кожными рецепторами, стимулируемыми давлением, объединяется с информацией иного рода, называемой кинестезией.

?
Кинестезией (или кинестезисом, от греческого слова kineo, что значит «двигать») называется восприятие положения части тела и движения, а именно позы, положения и движения в пространстве верхних и нижних конечностей И других мобильных частей тела (пальцев рук, запястий, головы, туловища, позвоночника); информация об их положении в пространстве иногда называется пропршцещией). У кинестетического ощущения как минимум два источника механической стимуляции — движения суставов и движения мышц и сухожилий. Механорецептораащ, воспринимающими информацию от суставов, являются рецепторы, представляющие собой разновидность телец Пачини и располагающиеся в мышцах, сухожилиях и подвижных суставах, а также цилиндры Руффини. Эти рецепторы стимулируются при соприкосновении образующих сустав поверхностей; такой контакт поверхностей возникает тогда, когда угол между костями, образующими сустав, отклоняется от значения, соответствующего их расположению в состоянии покоя. В известном смысле эти механорецепторы являются подкожными рецепторами давления.

Второй источник информации, вносящий свой вклад в кинестезию, — иннервация мышц и сухожилий.

Мышцы и сухожилия, прикрепляющие их к костям, снабжены большим количеством нервных окончаний (такими рецепторами, как тельца Гольджи и тельца Пачини), а также сенсорными нервами, реагирующими на изменения натяжения при сжатии или растяжении мышечных волокон.

Важно

Стимуляция соответствующих рецепторов приводит к возникновению паттернов потенциалов действия, которые приводят к восприятию определенных движений, например вытягивания конечности, или к восприятию напряжения, например связанного с поднятием тяжестей.

Это значит, что при наличии сопротивления движению конечности ощущение напряжения становится частью общей кинестетической информации. Кроме того, рецепторы мышц и сухожилий могут участвовать и в кон* троле за проявлениями постурального рефлекса, автоматически приводя напряжение в соответствие с потребностями конечности.

Несмотря на то что кинестетическая стимуляция в отличие, скажем, от визуальной или аудиальной не создает четкого или осознанного ощущения, кинестетическая система — это постоянный источник важной пространственной информации о нашем теле.

Не прикладывая для этого никаких усилий, мы знаем, какое положение в пространстве занимают и в каком направлении двигаются наши конечности, мы чешем именно то место, которое чешется, даже если не можем рассмотреть его; без страха спускаемся по лестнице, не глядя на собственные ноги; закрыв глаза, можем прикоснуться к кончику носа, и вообще, даже в темноте можем прикоснуться к любой части нашего тела.

Лабораторные исследования показали, что человек способен правильно указать направление с помощью конечностей, даже не пользуясь зрением (L. Д. Cohen, 1958; Wood, 1969).

Так, если попросить человека показать зажатой в руке указкой, где проходят гравитационная вертикаль или горизонталь, он ошибется не более чем на несколько градусов (Gibson, 1966; Rymer & D’Almeida, 1980).

То, что находящиеся в суставах рецепторы действительно сообщают нам информацию об углах и расстояниях, подтверждается следующим фактом: любой человек способен как с открытыми, так и с закрытыми глазами достаточно точно раздвинуть ладони на
определенное расстояние.

Рецепторы, ответственные за это конкретное действие, располагаются в плечевых суставах и в связанных с ними мышцах. Точно так же с помощью указательного и большого пальцев можно верно показать ширину или длину небольшого объекта (рис. 16.17).

Читайте также:  Кожевниковская (корковая) эпилепсия: причины, лечение, особенности припадков

В данном случае «работают» рецепторы, расположенные в суставах пальцев и в запястье. Точность выполнения подобных действий многократно подтверждена в лабораторных условиях (Jones et al., 1992; Teghtsoonian & Teghtsoonian, 1970; Wertheimer, 1954). И говоря о том, что можно «измерить» руками какой-то объект или сравнить два объекта, мы имеем в виду именно эти действия.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/kinesteziya-28685.html

12 упражнений для сенсорной интеграции, которые понравятся вашему ребенку

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции  немного подробнее.  Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

`

Содержание:

  • Немного о сенсорной интеграции
  • Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции
  • 12 упражнений для сенсорной интеграции
  • Online сопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде.

Совет

Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу.

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями.

Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей.

Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье «Занятия по развитию речи дома». А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха.

Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие.

Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться.

Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.

Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

Обратите внимание

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией.

Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит.

Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии.

Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры.

Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка.  Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Важно

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
• Мягкие подушки и одеяла
• Пузырьковые трубы
• Кресла-мешки
• Массжаные кресла и маты
• Расслабляющая музыка

• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Источник: http://si-speech.ru/sensorna-integraciya/12-uprazhnenij-dlya-sensornoj-integracii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector