Причины, клиника и лечение интеллектуальных нарушений-врожденных и приобретенных

Нарушения интеллекта

Возможные причины снижения интеллекта:

1) Дефекты интеллекта на основе  врождённых или приобретённых повреждений структуры или функции мозга.

2)  Отсутствие необходимых для развития  интел­лекта основополагающих восприятий.

3)  Нарушенный контакт и отношение к реальности при психозах.

4) Нанесение вреда восприятию, вниманию и мотивации в смысле их влияния на интеллект на аффективной основе

  Дефекты интеллекта

Возникают при нарушении сомато — анатомических и социологических предпосылок интеллекта.

Обратите внимание

Олигофрения — врождённое или рано (до  окончания созревания мозга) приобретенное слабоумие. Лежащее в основе повреждение может быть наследственным, внутриутробным или постнатальным.

Олигофрении делятся по тяжести следующим образом:

— интеллектуальное снижение — 80 — 90

— дебильность — 60 — 79

— имбецильность — 40 — 59

— идиотия — ниже 40.

Олигофрению подразделяют на:

Наследственную, которая возникает в результате:

 — генуинное слабоумие без выявляемой соматической основы.

 — слабоумие при хромосомных аномалиях.

— слабоумие, наследуемое по доминантному типу.

 — слабоумие, наследуемое по доминантному типу.

Слабоумие вследствие ранних воздействий  окружающей среды, раноприобретённое слабоумие. Это может произойти:

— Внутриутробно: при несчастных случаях с матерью, шоке во время беременности, нарушении плацентарного крово­снабжения и т. д. Вследствие инфекционных болезней (краснуха, сифилис, токсоплазмоз). При эндокринных нарушениях.

— Токсически: отравление различными медикаментами, уремия (токсикоз беременных), резус — конфликт, лучевые поражения и др.

 — Перинатально: родовая травма, кровотечение, гипоксия и т. д.

 — Постнатально: дефекты кормления, в особенности недостаток белка и витаминов, инфекционные болезни, энцефа­лит, энцефаломенингит, при коклюше, оспе, травмы, яды и т. д.

Так как интеллект является интегрирующей составной частью личности, олигофрении связаны с нарушениями личности: меньшая характерологическая дифференцировка, меньшая упра­вляемость влечениями и стремлениями, моторикой (импульсивность движений, мимики, жестикуляции, артикуляции, нарушение вни­мания, речевого и невербального понимания, нарушение способности мышления, способности вырабатывать точку зрения, изменение круга интересов, снижение способности понимания, абстрагирования, выявления причинно — следственных связей, осмысленной воли и действия).

Деменция

Деменцией называют слабость интеллекта, приобретённую на основе повреждения мозговой ткани в более позднем периоде жизни.

В систематике деменция укладывается в органический психосиндром. Этиологически можно выстроить целую шкоду мозговых повреждений.

— Дегенеративные: мозговая атрофия.

— Метаболические: нарушения обмена.

— Воспалительные: энцефалит.

— Циркуляторные: сосудистые, нарушения кровообраще­ния.

— Травматические: постконтузионная деменция.

— Токсические

— Гипоксические, например странгуляция.

Интеллектуальная  неполноценность, обусловленная психосоциально

Недостаток интеллекта вследствие отсутствия необходимого для интеллектуальной деятельности психосоциального опыта. Нарушение интеллекта как следствие депривации.

Социальная изоляция, а также изоляция вследствие ошибок мышления, недо­статочного воспитания со сниженной инициативой, неуверенность и страх ведут к ограничению способности к обучению, к неспособности формировать точку зрения и сужению кругозора.

Нарушения  интеллекта  при нарушенном восприятии реальности.

Встречаются при детском аутизме и у аутичных шизофре­ников. При любом тяжелом психозе страдает интеллект, напр. при депрессивной заторможенности. У шизофреников возникает ряд нарушений темпа мышления.

 Нарушения  интеллекта при дефектах органов

Важно

чувств. При тяжёлых врождённых аномалиях органов чувств  (зрение, слух) отсутствуют важные условия интеллектуаль­ного развития.

Нарушение  интеллекта на аффективной основе

Его часто обнаруживают при тяжёлой депрессии с общим снижением побуждения, внимания, затруднением мышления вплоть до полней утраты способности мыслить.

При уменьшении темпа, вялости, поверхностности мышле­ния интеллектуальные способности могут использоваться не­удовлетворительно.

Источник: https://www.psyportal.net/3835/narusheniya-intellekta/

Нарушение интеллектуального развития

Нарушения интеллектуального развития является острой проблемой в современной детской психиатрии и клинической генетике. Умственная отсталость включает в себя разнородные явления с клинической точки зрения.

Задержки психического развития характеризируется нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Нарушения интеллектуального развития с вязаны с нарушениями адаптивного поведения.

 Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта.

Причины нарушения интеллектуального развития

В настоящее время специалистам известны две принципиально различные группы факторов, которые флияют на интеллектуальную неполноценность. Экзогенные факторы относят к случайным неблагоприятным воздействиям среды, а именно:

  • травмы;
  • нейроинфекции;
  • органические поражения головного мозга;
  • эпилепсия;
  • шизофрения.

Этиологические факторы связаны с легкой умственной отсталостью. Достаточно часто интеллектуальные нарушения встречаються при наследственных болезнях. Патогенной основой умственной отсталости во внутриутробном периоде являются:

  • инфекционные заболевания женщины в период беременности (краснуха, корб, оспа);
  • родовые травмы, асфиксия;
  • болезнь Дауна;
  • сахарный диабет у матери ребенка;
  • патология наследственности;
  • интоксикация лекарственными препаратами;
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • алкоголизм родителей.

В первые три года жизни у ребенка может возникнуть нарушение в интеллектуальном развитии, как следствие менингита или черепно-мозговой травмы. 

В настоящее время существует следующая классификация дизонтогенеза (нарушения развития психики):

  • Недоразвитие;
  • поврежденное развитие;
  • задержанное развитие;
  • дефицитарное развитие;
  • искаженное развитие;
  • дисгармоническое развитие.

Рассмотрим детальнее эти нарушения. Недоразвитие развивается в первые годы жизни, когда еще не полностью сформированы мозговые системы.

Повреждение мозговых систем происходит в результате травм плода в период внутриутробного развития. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях.

При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти.

Задержанное развитие развивается при медленном формировании познавательной деятельности, характерен в младшой возрастной группе. Факторы, способствующие задержке развития:

  • генетическая предрасположенность;
  • соматические заболевания;
  • неблагоприятная среда воспитания;
  • инфекции, полученне в период развития в утробе матери. 

При поврежденном развитии заболевание проявляется в более позднем возрасте. Примером поврежденного развития служит положительная деменция.

При ее возникновении наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем.

 При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза. Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.

Дети с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью ЦНС.

Задержка психического развития вызвана замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов.

Употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью ЦНС, либо с минимальными органическими повреждениями.

Задержка психического развития развивается при замедленном созревании лобных отделов головного мозга.

 Выделяют следующие причины возникновения заболевания:воздействие патогенических факторовЮ эндокринные и хромосомные нарушения, хронические заболевания.

 Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве: расстройство питания при дизентерии, дистрофия. Следует также учитывать факторы:

  • стрессовые и психотравмирующие;
  • длительная депривация. 

Симптомы задержки развития проявляются в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным формам деятельности. Чтобы лучше понять развитие заболевания, необходимо знать характеристики детей с задержкой психического развития:

  • физические и моторные особенности (недостаток моторики, затруднена координация движений);
  • низкий уровень работоспособности;
  • инфактилизм;
  • примитивная речь;
  • дефекты произношения;
  • внимание неустойчиво.

Дети с нарушениями в развитии посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида в группе детей с отклонениями в развитии.

 В зависимости от диагностических показателей ребенок переводится в специальную школу соответствующего типа.

 Способы коррекции заболевания в подобных учебных заведениях разный: индивидуальный подход, игровые моменты, наглядный материал. Виды занятий более разнообразны, эмоционально насыщенны.

Источник: http://www.likar.info/symptoms/Narushenie-intellektualnogo-razvitiya/

Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия

Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.

Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями.

При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов.

При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.

Нарушение интеллекта: формы

Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.

Деменция

Приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений. Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.

При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства.

В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий.

В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.

Читайте также:  Что это такое эписиндром и как проявляется симптоматическая эпилепсия: симптомы и лечение

Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.

Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными.

Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли.

Совет

У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.

Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста.

Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома.

Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.

По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:

  • стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
  • прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.

Олигофрения

Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.

Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.

Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:

  • дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
  • имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
  • идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.

В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:

  • легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
  • умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
  • тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
  • глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.

Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.

Нарушение интеллекта: причины и симптомы

Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

  • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
  • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
  • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
  • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
  • повреждения органов детей, полученные во время родов;
  • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
  • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
  • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
  • инфекционное поражение нервной системы детей.

Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью.

Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками.

Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности.

Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха.

Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

Нарушение интеллекта: лечение

Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.

Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.

Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей.

Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие.

Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-intellekta.html

Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте и тугоухости / Каталог заболеваний

 

Исследования советских дефектологов и психиатров (Т. А. Власова, Р. М. Боскис, М. С. Певзнер и др.) свидетельствуют о том, что основным механизмом задержанного интеллектуального развития у де­тей с нарушениями слуха является замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.

Речь развивается на основе сохранного слуха и врожденных звуко­вых рефлексов и в свою очередь является важной предпо­сылкой формирования корковых функций, лежащих в осно­ве школьных навыков чтения и письма. Резкое снижение слуха в раннем детстве приводит к грубому недоразвитию речи. К значительным нарушениям развития речи приводит и менее выраженная тугоухость.

При этом степень и харак­тер задержки речевого развития зависят не только от степе­ни снижения слуха, но и от времени возникновения слухово­го дефекта. Тугоухость, возникающая в период, когда у де­тей речь еще не сформирована, ведет к грубому ее недоразвитию — глухонемоте.

Обратите внимание

Если речь уже сформирована и функционирует, то при возникновении тугоухости дальней­шее развитие речи будет продолжаться, но с характерными особенностями.

Речевые расстройства занимают ведущее место в клини­ческой картине интеллектуальной недостаточности при глу­хоте и тугоухости и определяют характер процессов мышле­ния этих детей. Имеется ряд характерных для тугоухости особенностей речи. В частности, имеет место замедление темпа формирования речи в первые 3 года жизни.

Отмечает­ся недоразвитие фонетической стороны речи: смазанность произношения, смешение звонких и глухих звуков (нож — ноз, часы — сисы и т. п.); своеобразное татирование, т. е. за­мена многих звуков на звук «т» (собака — тобака); нечет­кость произношения и опускание безударных окончаний и начала слов.

Весьма характерно своеобразие голоса и инто­наций: приглушенность, хриплость, неестественные модуля­ции. Особенностями речевого поведения тугоухих являются повышенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собеседника или учителя в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего, а также замена речи или сопровождение ее обильной жестикуляцией и мимическими движениями.

На­блюдаются ограниченное понимание речи окружающих и читаемых текстов, бедность собственного словарного запаса, широкое использование обиходных выражений и житейских штампов. Ошибки в письме и при чтении повторяют ошибки устной речи: смешение глухих и звонких звуков, замены зву­ков на звук «т», недописывание безударных окончаний.

При осложнении тугоухости нарушениями фонематического слуха могут иметь место ошибки на различение близких по звуча­нию фонем: б — п (гриб — грипп), т — д (том — дом) и пр.

Читайте также:  Сомнамбулизм (лунатизм) у взрослых и детей: причины и лечение, как избавиться от проблемы

Помимо речевых нарушений, в формировании интеллек­туальной недостаточности при тугоухости имеют значе­ние особенности абстрактно-познавательной деятельности. В. Ф. Матвеев, Л. М.

Барденштейн  описали особен­ности «вторичной парциальной задержки интеллектуального развития», этиологически связанной с глухотой и тугоухостью и ее ближайшим следствием — отсутствием формирова­ния речи в первые годы жизни ребенка.

Важно

Они отметили за­держку развития словесно-логического мышления при сохран­ности конкретных форм мышления. О своеобразной дисгармонии в формировании интеллектуальных функций при снижении слуха пишет С. С. Калижнюк.

У детей с нарушениями слуха вследствие гемолитической болезни но­ворожденных обнаруживалась диссоциация между развити­ем наглядно-действенного и словесно-логического мышления с недостаточностью последнего.

Дети с нарушениями слуха проявляют достаточную спо­собность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий (кубики Кооса, создание моделей из конструктора по образцам, рисование, лепка и др.), что значительно отли­чает их от детей-олигофренов, изобразительная и конструк­тивная деятельность которых значительно беднее и в основ­ном имеет подражательный характер.

В то же время у детей  с тугоухостью обнаруживается недостаточность тех видов ин­теллектуальной деятельности, которые тесно связаны с речью. Задания, требующие речевого оформления и речевого отчета, вызывают у них затруднения.

Предъявление им при психо­логическом исследовании заданий на классификацию пред­метов, установление последовательности событий, «выделе­ние четвертого лишнего», осмысление сюжетных картинок вы­зывают затруднения в речевом оформлении ответа, в то вре­мя как способ выполнения задания, понимание задачи, по­ставленной экспериментатором, свидетельствуют о достаточ­ном уровне интеллектуального развития. Более богаты и со­держательны по сравнению с таковыми у умственно отсталых детей игры и практические навыки. При неглубокой тугоухости поведение детей ничем не отличается от поведения и игр их здоровых сверстников.

Клиническая картина интеллектуальной недостаточности у глухих и тугоухих детей осложняется за счет наличия эмо­ционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и со­циальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации. Недостаточная само­стоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с повышенной тормозимостью, малой общительностью, склонностью к реакциям отказа, протеста создают дополни­тельные трудности при обучении этих детей. Проявления пси­хического инфантилизма наиболее отчетливо выступают в возрасте 7—10 лет, что совпадает с началом школьного обу­чения. В связи с тем, что расстройства слуха часто являются следствием инфекционных и токсических поражений цент­ральной нервной системы, в клинической картине нередко могут наблюдаться церебрастенические и психоорганичсские симптомы. В этих случаях в структуре интеллектуальной не­достаточности наряду с отмеченными выше особенностями имеются нарушения работоспособности и деятельности.

Источник: http://www.medicus.ru/handbook/disease/intellektualnaya-nedostatochnost-pri-vrozhdennoj-ili-rano-priobretennoj-gluhote-i-tugouhosti.phtml

Причины отклонений в развитии ребенка. Врожденные и приобретенные аномалии развития

Отклоняющееся развитие– отклонение функции или системы психических функций от программы развития (своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций) вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Причины – воздействие на организм внешнего/внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения.

В картине отклоняющегося развития выделяют биологические и социально-психолгические причины (врождённые и приобретенные), вызывающие первичные нарушения. Большинство нарушений онтогенеза невозможно свести к какой-то одной единственной причине, чаще всего имеет место многофакторность возникновения нарушения.

Биологические причины: порок развития в эмбриональном периоде, заболевания матери во время беременности, асфиксия, родовая и другие травмы мозга, нейроинфекции, интоксикации матери во время беременности, наследственные заболевания.

Психосоциальные причины: психологическая депривация, расстройства привязанности, сепаративные симптомы.

Депривация – это психическое состояние, возникшее в результате определённых условий, в которых субъекту не предоставлялась возможность для удовлетворения ряда его основных социальных потребностей в достаточной мере в течении длительного времени.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.

Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

Привязанность к матери играет огромную роль среди причин отклоняющегося развития. Выделяют амбивалентный тип привязанности (дети не уверены в своей реакции на мать, то отвергают ее, то наоборот); замкнутый (дети отталкивают своих матерей); устойчивый (дети расту чуткими, матери ласковы отзывчивы).

Ситуации сепарации – это долговременная разлука ребенка с матерью. Выделяют 3 фазы сепарации: фаза протеста, фаза отчаяния, фаза отчуждения. Это пребывание ребенка в больнице, санатории, доме отдыха и т.д.; неправильное воспитание в семье (давление родителей); нарушение межличностных отношений.

Совет

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К биологическим причинам врожденных аномалий относятся:

1). Перинатальная патология. Это патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами.

2). Наследственные, генетические поражения организма. Это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации.

К биологическим причинам приобретенных аномалий относятся:

1). Натальные (природовые) нарушения: механические повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах.

2). Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции).

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии.

Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания.

Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, – депривация.

Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку.

Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

1). Сенсорная депривация – лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.).

2). Эмоциональная депривация – лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым). Или разрыв уже существующей подобной связи.

3). Социальная депривация – лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям.

4). Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмейера и З.

Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно

Обратите внимание

действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность.

Это состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе.

Педагогически запущенный ребенок – это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/16322.html

ОПД.В.2.2 КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ – PDF

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование Подробнее

УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 144 часов «ПСИХИАТРИЯ-НАРКОЛОГИЯ» Наименование разделов 1 Социальная гигиена и организация наркологической службы в Российской Подробнее

2 Разработчик программы: В.В.Радыгина, доцент кафедры педагогики и психологии непрерывного образования факультета переподготовки специалистов образования ИПКиП БГПУ, кандидат биологических наук, доцент. Подробнее

Модуль 2. Клинико – психологическая характеристика отдельных форм отклонений в развитии в детском возрасте. 1. Формируемые компетенции: а) общепрофессиональные (ОПК): ОПК 2 Готовность к коммуникации в

Подробнее

Читайте также:  Ангедония (неспособность получать удовольствие): лечение в домашних условиях и врачебные рекомендации

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) Подробнее

МИНОБРНАУКИ РОССИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия» (КузГПА) Кафедра Общей и дошкольной педагогики и Подробнее

Стребелева, Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта *Текст+ / Е.А. Стребелева // Дефектология. 2009. 3. ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ Подробнее

Важно

Рабочая программа дисциплины «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 37.03.01 Психология Квалификация Бакалавр Профиль подготовки Социальная психология Форма

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО Подробнее

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной Подробнее

1 Аннотация рабочей программы дисциплины Настоящая рабочая программа по дисциплине «Невропатология» предназначена для выпускника со степенью (квалификацией) Бакалавр направления подготовки 050700 специальное Подробнее

Кулганов В.А. «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида в условиях интернальной интеграции» Умственную отсталость связывают с нарушениями интеллектуального

Подробнее

3 сентября УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности д.п.н.,профессор Г.А. Папуткова 26 г. Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году Рабочая программа пересмотрена, обсуждена Подробнее

Утверждены на заседании Ученого совета СГМА протокол 3 от 18.03.2014 г. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ в клиническую ординатуру по специальности «Психиатрия, психиатрия-наркология» Общая Подробнее

УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психиатрия»144 часа. Код УнП Раздел дисциплины (модуль) Форма контроля Аудиторные занятия Всего Лекции Занятия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Подробнее

Совет

Учебно-методические материалы по дисциплине «Специальная психология» Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Семинарские занятия направлены на формирование у студентов научного мышления

Подробнее

ПРОГРАММА вступительного испытания по специальной дисциплине для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 31.06.01 Клиническая медицина, Подробнее

Аннотация по дисциплине «Психиатрия, медицинская психология» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции 20,00 2 Практические занятия (60 *) 68,00 3 Контроль (экзаменационные/зачетные часы) (0 Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Нарушения психического развития в детском возрасте» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Нарушения психического развития у детей» отражает один Подробнее

3 сентября УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической д.п.н.,профессор Г.А. Папуткова 216 г. Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена

Подробнее

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Основы специальной психологии» ТЕМА 9. Основные Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» Программа вступительного Подробнее

Содержание программного материала для собеседования 1. Теоретические и методологические основы логопедии. Предмет, цель, задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии (дошкольная, Подробнее

Обратите внимание

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ

Подробнее

Аннотация рабочей программы дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья» 1. Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины «Психолого-педагогическая Подробнее

Контрольные вопросы для промежуточной аттестации ординаторов 2 года обучения 3 (семестр 3) МОДУЛЬ 4 «Болезни детей и подростков в ОВП» Медицинская генетика и наследственные болезни. Этиопатогенез, классификация, Подробнее

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Галичский педагогический колледж Костромской области” Согласовано с членами экспертной комиссии Утверждено приказом директора Подробнее

Работа психолога, социального педагога в ПМПконсилиуме образовательного учреждения и ПМПКомиссии Разработчик слайдовой презентации Нагиева Е.В. Цель сформировать представление о содержании и специфике

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/39744348-Opd-v-2-2-klinika-intellektualnyh-narusheniy.html

Этиопатогенез интеллектуальных нарушений

Причины нарушения интеллекта: наследственные, пренаталь-ные, натальные и постнатальные факторы.

Наследственный фактор наиболее распространен (около 70% случаев). Это хромосомные заболевания (например, болезнь Да­уна), несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору, алкоголизм и наркомания родителей, нарушение белкового обме­на веществ (фенилкетонурия).

Следующее место по частоте распространения занимают пре-натальные факторы осложнения беременности инфекционными заболеваниями, интоксикациями, дистрофией, сифилисом, ток-соплазмозом. При этом повреждающие головной мозг агенты пе­редаются от матери плоду через пуповину.

Важно

Асфиксия (нехватка кислорода при длительных родах, удуше­ние пуповиной), травмы плода (наложение акушерских щипцов на голову) — основные причины натального периода родовой де­ятельности.

В постнатальном периоде ребенок может заболеть менингоэн-цефалитом, тяжелыми хроническими соматическими болезнями,

получить травму головного мозга, недоразвиться в обстановке не­здоровой экологии, плохого питания, отсутствия должного ухода, заботы и воспитания.

Механизмы нарушения интеллекта.

Основной механизм- общее психическое недоразвитие на органической почве поврежденных структур головного мозга. Л.С.

Выготский называл этот механизм первичным (биологичес­ким) дефектом, способствующим образованию вторичного (пси­хологического) дефекта развития познавательных функций в со­циально неблагоприятных условиях недостаточного ухода за ре­бенком, его коррекционного воспитания.

Обширность поврежденных структур и специфика локализа­ции (особенно лобные доли, а также височная, затылочная, те­менная кора анализаторов слуха, зрения, движения, речи) опре­деляют тяжесть нарушения интеллекта. В этой связи клиницис­ты различают осложненные формы олигофрении. Рассмотрим их подробнее.

Повреждение подкорковых ядер лимбической системы моз­га, ретикулярной формации мозгового ствола (продолговатый, средний, промежуточный мозг) приводят к дисфункции балан­са процессов возбуждения и торможения, их повышенной ис­тощаемое™, инертности, существенному преобладанию эффек­тивности в так называемой «аффективно-когнитивной пропор­ции мышления» — к нарушению аттенционного компонета ин­теллекта. Указанный патогенез получил название органического инфантилизма. Он может проявляться в клинической картине цереброастенического, неврозоподобного, психопатоподобно-го синдромов.

Цереброастенический (церебрастенический) синдром проявля­ется симптомами низкой умственной работоспособности, ри­гидности психических процессов, раздражительной слабости, а также резкими перепадами настроения (дистимия), вегетоневро­зами (гипер- или гипотонии, головные боли, функциональные расстройства терморегуляции, сердечной деятельности, пищева-; рительной и мочеполовой систем вследствие нарушений со сто­роны вегетативной нервной системы). Преобладание цереброас­тенического синдрома в развитии личности приводит к форми­рованию так называемого тормозимого типа.

Неврозоподобный синдром представляет собой специфическое отклонение в развитии нервной деятельности (сензитивный пе­риод формирования психомоторики от 3 до 7 лет) на фоне це­реброастенического синдрома. Проявляется в различных формах: нервные тики, ночное недержание мочи (энурез), страхи и заика­ние, гиперкинезы, похожие на истерический припадок.

Психопатоподобный синдром (на фоне цереброастенического и неврозоподобного) проявляется в сензитивном периоде развития эмоциональной сферы ребенка (7-12 лет). В специальной психо­логии такие дети известны как гиперактивные. Другое наимено­вание— возбудимый тип.

Различают два варианта: бестормозные и эксплозивные. Бестормозные (психически неустойчивые) дети лишены собственных интересов и инициативы (за исключением расторможенных пищевых и сексуальных влечений), подвержены влиянию других детей в получении удовольствий, беззаботному времяпрепровождению.

Они лживы и трудновоспитуемы в пла­не соблюдения социальных норм поведения (характерны деви-антность – дурашливость, бравада, кривляние, беспардонность, этическая, моральная, нравственная бесчувственность, а также делинквентность, приводящая к хулиганским выходкам и пра­вонарушениям).

Совет

Эксплозивные дети (взрывные, импульсивные, эпилептоидные) агрессивны, жестоки, упрямы.

Перечисленные синдромы органического инфантилизма мо­гут выступать как самостоятельные факторы легких степеней нарушения интеллекта- запаздывающего психического разви­тия («дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивнос­тью» – синдром СДВГ), а также сопровождать олигофрению, не­пременной причиной которой являются дефекты коры головно­го мозга.

Повреждения центральных зон анализаторов в коре головного мозга осложняют интеллектуальную недостаточность расстройст­вами зрения, слуха, опорно-двигательной системы.

Повреждение лобных долей мозга лишает возможности по­мочь ребенку в становлении целенаправленной деятельности. Личность таких детей не развиваема.

Диффузные повреждения коры головного мозга, грубо не за­трагивающие зоны анализаторов и лобную долю, проявляются в неосложненном течении олигофрении.

Наконец, причиной слабовыраженных отклонений в разви­тии интеллекта, определяемых как «общее расстройство психо­логического развития» (F84 по международной классификации психических расстройств), «минимальная мозговая дисфунк­ция» (ММД), «запаздывающее психическое развитие» (ЗПР), помимо органического инфантилизма, может стать инфан­тилизм конституционального, соматогенного и психогенного просхождения (К.С. Лебединский). Инфантилизм понимается как запаздывающее созревание, недоразвитие, отчетливое до­минирующее присутствие в более зрелом возрасте ранних де- тских проявлений. Конституциональный (психофизический, гармонический) инфантилизм обусловлен наследственным фак­тором общей психофизической незрелости, определяющей со­хранение черт детскости в телесном облике и поведении взрос­леющего человека. Соматогенный инфантилизм связан с запаз­дывающим психическим развитием в условиях тяжелых хрони­ческих заболеваний соматической сферы (чаще всего сердеч­ных, почечных), истощающих ребенка. Психогенный инфанти­лизм обусловлен социальными факторами дефицита ухода, вос­питания, образования.

Источник: https://cyberpedia.su/14xa95.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector