Песочная терапия для детей дошкольного возраста, взрослых: обучение сэндплей (sandplay)

Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay

Главная / Развиваемся и учим / Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять.

Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком.

Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а,  напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3.  Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.

Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии 

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие  упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри.

У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей.

Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют.

Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять.

Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Обратите внимание

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции.

Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью.

Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта.

(Прилуцкая Мария Игоревна — клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик: 

Использование метода Песочной терапии приглашает нас  в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно.

Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений.

Читайте также:  Арахноидит спинного и головного мозга (церебральный): симптомы и лечение

Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться  с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься.

Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить.

Важно

Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама.

Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно.

Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, сказкотерапии  успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-terapevticheskie-igry-v-pesok-po-metodike-sandplay.html

Возможности песочной терапии для детей и взрослых

Психотерапия

25.01.2018

4 тыс.

2.7 тыс.

7 мин.

Песочная терапия – одно из направлений психотерапии, относящееся к арт-терапии.

Современные специалисты разработали несколько программ занятий с песком, позволяющих решать множество проблем психологического характера как у детей, так и у взрослых.

Песочная терапия дает возможность человеку избавиться от последствий стресса, душевных травм, почувствовать уверенность в своих силах, а также является средством для снятия психоэмоционального напряжения.

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности Характеристика
Релаксация и успокоение Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае “чистый лист”, на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом. Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр. Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

  • агрессивное поведение, тревожность;
  • необщительность;
  • стрессы, связанные с отношениями в семье;
  • неврозы;
  • психосоматические заболевания.

Также игры с песком рекомендованы детям с психическими отклонениями.

Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

  • эпилепсия;
  • аллергические реакции на песок;
  • заболевания кожи.

Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева.

Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской.

Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

Упражнение Описание
Игра в сказку Упражнение направлено на развитие фантазии и образного мышления малыша. В лотке с песком есть возможность разыгрывать как любимые сказки ребенка, так и выдумать новые сюжеты. Взрослый может предложить придумать другую концовку известной сказки
Изучение свойств С помощью песка дошкольник может изучить свойства материалов, получить представление о понятиях “теплый-холодный”,”мокрый-сухой” и т. д. Познакомиться с геометрическими формами, рисуя их пальцем на поверхности
Дождик Игра предназначена для релаксации и обладает умиротворяющим воздействием. Дети в возрасте 2-3 лет должны играть в нее вместе с родителями. Взрослый предлагает малышу подставить ладошку и начинает медленно сыпать в нее песок, затем просит ребенка сделать то же самое с его ладонью. Дети постарше играют в “Дождик”, пересыпая песок из одной ладошки в другую без участия родителей
Угадай, что это Упражнение, помогающее укрепить семейные связи. Родитель зарывает в песок несколько любых фигурок, пока малыш стоит с закрытыми глазами. Далее ребенок на ощупь, погружая руки в песок, должен определить, что это за фигурки
Ветерок Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейля. Ее конец опускается в песок, ребенок должен дуть с противоположной стороны. Эта игра предназначена для детей старшего возраста
Учим буквы Родитель выкладывает на песке буквы или слова (для детей постарше), затем прячет буквы в песке. Ребенку предлагается найти их и вновь составить слово или назвать буквы. Цель: обучение алфавиту, развитие речи, тактильная релаксация
Строитель Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

Упражнение Описание
Знакомство Цель: ознакомить детей с материалом и его свойствами. Участники должны встать вокруг песочницы. Педагог предлагает всем погрузить руки в песок, погладить, потрогать его, пересыпать с ладони на ладонь. Попутно воспитатель должен объяснить малышам правила игр в песочнице
Веселая история Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе
Мой город Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии
Придумай сказку Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения
Волшебный круг Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии
Песочная картина Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;
  • натянутые отношения с близкими;
  • проблемы в семье;
  • расставание с любимым человеком, развод;
  • смерть родных и близких;
  • страхи, панические атаки;
  • социальные конфликты;
  • психосоматические заболевания;
  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

Читайте также:  Парафренный синдром (парафрения): причины, симптомы, лечение

Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

Упражнение Описание
Медитация Занятие обязательно проводится под расслабляющую тихую музыку. В него включены: рисование на сухом и мокром песке, создание композиции с различными предметами, пересыпание песка из различных емкостей. Цель упражнений – релаксация
Реконструкция Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия – интеграция
Перепроектирование Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения – выявление внутренних проблем
Переговоры Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель – выявление социального конфликта
Пассивный-активный Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три – пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия – интеграция
Параллельный мир Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель – выявление семейных проблем
Событие Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель – помочь найти решение проблемы

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/pesochnaya-terapiya.html

Как проводятся занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста?

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию.

Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения.

Совет

Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

Занятия «Песочная терапия» не рекомендованы для детей:

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

Если ребенок умеет читать, фигурки можно заменить буквами, выложив из них интересное слово.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей.

Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе.

Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Цена на занятия в специализированных центрах по этой методике колеблются в пределах 2000 рублей за 1 час.

Книги

Хотелось бы порекомендовать также полезные книги по песочной терапии

Динамичная песочная терапия, автор Эль.

Арт-терапия в работе с детьми, автор Киселева

Видео

Как проводить занятия дома

Источник: http://steshka.ru/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta

Сэндплей. Юнгианская Песочная Терапия

Дорогие друзья, осталось несколько мест в группе по средам, начало 11 октября.

Заканчивается набор в годовую обучающую программу «Юнгианская песочная терапия (S…andplay). Поиск пути индивидуации», начало 11 октября 2017 г., завершение в апреле 2018 г.

Длительность 104 ак.ч., выдается сертификат учебного центра

Занятия в группах до 12 человек, в учебном центре, оборудованном принадлежностями для Сэндплея, ст.м. Аэропорт (пешком 10-12 минут):

* группа по средам утром — каждую неделю, с 10 до 13 ч. (осталось несколько мест)

Ведущие: * Андреева Виктория Ивановна, юнгианский аналитик, член IAAP, рутер ISST (Международного общества Сэндплей-терапии). * Пучкова Юлиана Олеговна, аналитический психолог, обучающийся Сэндплей-терапевт

а также приглашенные преподаватели:

Обратите внимание

Программа посвящена истории, теории и практике юнгианского подхода в песочной терапии и предусматривает получение групповых супервизий и индивидуального опыта исследования символического материала.

Содержание программы:

* Архетипические корни песочной терапии. Идеи М. Ловенфельд, Д. Калф, К.Г.Юнга в развитии метода. Юнгианская песочная терапия и модификация метода. Отличительные особенности. Организация рабочего пространства. Теоретическая основа метода. Активное воображение, метод свободных ассоциаций. * Психология развития и песочная терапия. Структура и развитие психики. Комплексы.

Стадии развития личности, отражение процессов в песочнице. * Формирование и развитие символообразующей функции психики. Трансцендентная функция. Взаимодействие сознательного и бессознательного. Идеи К.Г. Юнга, Э.Эдингера, ось Эго-Самость. * Процесс песочной терапии. Уровни взаимодействия. Роль терапевта. Перенос-контрперенос в песочной терапии. * Анализ песочной картины.

Архетипы и символические процессы в песочной терапии. Архетип Матери, Отца, Ребенка, «Я», Самости. * Топография пространства. Ландшафт. Пространственные архетипы. * Символическое поле, культура обращения. Уровни анализа символов. * Символический язык сказки и сновидения. Сказки, мифы и другие архетипические истории в песочной терапии. * Методы психологической интерпретации.

Сны в песочнице. * Особенности песочной терапии с детьми. Методы диагностики. Коррекция и психотерапия детей и подростков в песочнице. Игровая терапия. Работа с родителями. * Песочная терапия со взрослыми и парами. Этапы работы. * Групповая работа в песочнице с клиентами разных возрастов. Особенности, отличия и возможности групповой работы. Техники и средства.

* Завершение работы в песочнице. Супервизия в песочнице.

Для участия оставьте заявку здесь: http://sandplay-therapy.ru/archives/428

Задайте вопросы по адресу juliana.puchkova@gmail.com или по телефону +7 985 210 10 14

Если вы уже закончили нашу программу в предыдущие годы, будем благодарны, если сообщите эту информацию коллегам и знакомым — тем, кому, это может быть интересно. Лайк, шер, добро пожаловать!

Источник: https://www.facebook.com/jungian.sandplaytherapy/posts

Песочная sandplay терапия

“Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум” К.Г.Юнг

Это терапевтический метод, разработанный Дорой Калф и базирующийся изначально на психологических принципах К. Г. Юнга.

Изначально данный терапевтический метод предназначался для детей, но затем завоевал популярность как прекрасный инструмент для работы с  клиентами любого возраста.

Песочная терапия позволяет на символическом уровне, через “игру”  перерабатывать психотравмирующие ситуации, освобождаться от негативного эмоционального опыта, творчески самовыражаться, укреплять осознанное “Я”.

Почему эффект песка уникален?

o это материал, известный человечеству с древнейших времен, он обладает “сакральными” свойствами

o песок – это среда Земли, часть Земли, “материнская среда”

o это знакомая практически каждому человеку с детства среда

o песок дает чувство расслабления, безопасности

o песок помогает”контейнировать” (“складывать”, “сливать” в контейнер) негативные чувства и эмоции, страхи, травмирующий опыт

o песок снимает напряжение и погружает человека в его внутренний мир

o песок акцентирует тактильные ощущения

o песок развивает как мелкую, так и общую моторику

В нашем центре песочная терапия используется как :

• метод индивидуальной психологической работы

• метод психологической коррекции детей и взрослых

• диагностический метод психологических состояний

• диагностический метод сформированности  высших психических функций (и определения различных отклонений)

• метод семейной терапии

• метод коррекции эмоциональных состояний

• метод игровой терапии для детей

• развивающий и обучающий метод

• метод коррекции речевых патологий

• метод диагностики готовности к школе

• метод диагностики и развития ( коррекции) личностных состояний

• метод диагностики и коррекции межличностных отношений

• метод профориентации  и др.

С чем работает психолог в песочнице:

Специалисты нашего центра с помощью “Игр на песке” и Рисования на песке проводят коррекцию эмоциональных состояний, таких как: страхи, тревожность, гнев, стресс и др.

;  а также коррекцию нежелательного поведения дошкольников и подростков, таких как:  агрессивное поведение, конфликтное поведение, вредные привычки, неуверенное поведение, неумение выстраивать коммуникацию с близкими, сверстниками и т.д.

Читайте также:  Каталепсия (восковая гибкость): симптомы, лечение, описание с точки зрения психологии и неврологии

С кем работает психолог в sandplay:

В  песке  мы работаем с детьми с задержками психического развития,  общим недоразвитием речи,  дислалией, дисграфией, дислексией, дискалькулией, СДВГ.

С помощью “Игр на песке”- sandplay – проводим подготовку к школе, развитие учебной мотивации, работу с последствиями учебного стресса, коррекцию (формирование) общеучебных умений и навыков,  развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мышления, психологическую подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.

Источник: https://www.krc-mozaika.ru/articles/392120

Песочная терапия

Не смотря на то, что по всему миру метод sandplay, или песочная игра, обретает все большую популярность, русскоговорящим людям это по-прежнему кажется диковинкой.

Песочная терапия для взрослых и детей – это необычайная техника процесса аналитики, в ходе которого вам предстоит построить свой мирок из песка и незамысловатых фигурок. Специалисты утверждают, что данная методика очень перспективна и имеет большое будущее.

Сегодня юнгианская песочная терапия постепенно завоевывает все больше и больше сторонников.

Песочная арт-терапия

Особенностью песочной терапии является то, что человек может выразить все, что спонтанно пришло ему в голову.

Дана полная свобода действий: можно делать горы или равнину, смешивать песок с водой, создавать озера или болота, а также дополнять свои картины фигурками людей, животных, зданий и т.д.

Методика песочной терапии предполагает общение между клиентом и психологом по ходу создания творения, и именно во время этого общения проходит незаметная коррекция проблем клиента – сначала на песочной картине, а постепенно и в психике человека.

Важно

Сам факт того, что предстоит покопаться в песке, как правило, радует людей. Они приятен на ощупь, ассоциируется с отдыхом, а главное, используя воду, из него можно создать практически все, что угодно.

Из него можно создавать и ландшафт, и различные реалии обычной жизни, вплоть до трехмерных фигурок.

Представьте – вам дают пустую вселенную, и вы обустраиваете ее так, как вам хочется! В ходе этого покажутся все проблемы, от которых человек хотел бы скрыться или убежать, а решить то, что открыто и имеет форму, проще, чем то, что ее не имеет.

В ходе терапии человеку на целый час предоставляют поднос с песком, самые разные фигурки, воду и полную свободу творчества и самовыражения. Иногда человек не знает, с чего начать, но потом, втягиваясь в процесс, его мир обрастает все большим и большим количеством деталей, и вместе с ними психотерапевт может выявить и проблемы, решением которых и предстоит заниматься в ходе терапии.

Актуальность песочной терапии для взрослых

Песочная терапия может применяться в самых разных случаях, поскольку она, как и другие виды арт-терапии, позволяет решить внутренние проблемы через внешние каналы. Специалисты рекомендуют ее взрослым в следующих случаях:

  • разного рода возрастные, ценностные и смысловые кризисы, а также периоды кризиса в отношениях с близкими;
  • практически любые проблемы в семейных отношениях или отношениях с любимым человеком;
  • различные психосоматические заболевания;
  • развод, расставание;
  • потеря близких людей, смерть родных;
  • повышенная тревожность, и любые страхи;
  • неврозы разного генезиса;
  • социальные конфликты;
  • внутриличностные конфликты.

Как правило, требуется курс от 7 до 15 сеансов, в ходе которых медленно, но верно удается решить самые разные проблемы и конфликты. Чем сложнее случай, тем больше сеансов понадобится.

Цель песочной терапии

Самые серьезные проблемы бывают подчас сложно осознаваемы, а вот песочная терапия позволяет им обрести внешнюю форму.

Занимаясь творчеством, любой человек бессознательно проявляет свои внутренние проблемы, а любая проблема, после того, как получает такой «выход», становится гораздо более простой и главное – теперь ее можно решить.

Не каждому дано в сложной ситуации суметь выразить все свои эмоции, выплеснуть их, и арт-терапия в таких случаях дает прекрасные результаты.

Целью песочной терапии является свободное выражение собственных эмоций. Лепка из песка напоминают игру, а в игре гораздо проще проявить себя.

Источник: https://womanadvice.ru/pesochnaya-terapiya

SandPlay терапия (игра с песком)«Техника построения мира»

Возраст участников: от 2 лет, а также взрослые.
Занятия индивидуальные и групповые: от 3 человек
Продолжительность занятия: 55 минут
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю

SANDPLAY” (игра с песком) для детей и взрослых – направление психотерапии, нацеленное на ускоренное саморазвитие. Дора Калф, основатель Международного общества терапевтов (1985 г.

), использующих в работе игру с песком, описывает, как Sandplay становится окном в глубинные и невыраженные потребности, которые отвечают за ментальную нестабильность или болезнь-здоровье.

Психолог предлагает участнику поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например: домики, деревья, фигурки животных, кукол).

На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию.
Программа направлена на развитие гармоничных взаимоотношений в семье, на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка, на раскрытие ресурсов взрослого и решение его конфликтов.

Что дает песочная терапия?

  • Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.
  • Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
  • «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
  • Участник получает опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
  • Усиливается желание как ребенка, так и взрослого, узнавать что-то новое.
  • Совершенствует развитие в игре творчества и коммуникативных навыков.

В каких областях используется песочная терапия:

– Ускорение саморазвития – песочная терапия дает возможность безопасно выразить и во многом погасить негативные переживания, нарушающие нервно-психическую устойчивость и здоровье человека.

– Выражение страхов и гнева – Юнгианская психология имеет репутацию одной из самых сложных, и песочная терапия открывает практичное и вполне приземленное ее применение.

Психолог не интерпретирует занятие, а «держит пространство» для проявления этих чуств. Работая с родителями, терапевты могут помочь семье проработать семейные модели поведения, которые создают конфликты у детей.

Для взрослых песочная терапия также облегчает признание скрытого гнева и фрустрации.

– Построение доверия – песочная терапия эффективно вырабатывает доверие между участниками занятия и психологом, отражая, например, архетипическую связь матери и ребенка.

– Содействие социальному продвижению – помимо достоинств персональной психотерапии, песочная терапия помогает в социальном продвижении и построении умения взаимодействовать в группе.

Так как базис песочной терапии это — креативность и воображение, то такая деятельность, как игра с песком позволяет взрослым и детям обойти разнообразные барьеры, даже языковые.

Занятия под руководством психолога дают ответы на многие вопросы взрослых и детей, касающиеся их внутреннего эмоционального мира.

Дети на занятиях песочной терапией в ДЦ “Умничка”:

Преимущества песочной терапии sandplay

Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и, в то же время, исцеляющий процесс.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку.

Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами), но это возможно сделать через песочную картину.Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.
Взрослые вначале смотрят на стоящий в кабинете ящик с песком с оттенком скепсиса. Однако, сама техника работы очень похожа на работу в системных семейных расстановках.

Совет

Часто участник не знает, почему он выбирает тот или иной символ. Ключевое значение приобретает видение и понимание психологом символического контекста работы участника.

Возможность соприкоснуться со своим внутренним миром и сделать его не только видимым, но и осязаемым, оказалась для многих взрослых людей настоящим сокровищем. По определению Юнга, в этом творчестве реализуется процесс соединения сознательных и бессознательных содержаний психики.

Приходите в Центр «Умничка».
Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно, приятно и очень полезно!

Источник: http://www.center-umnichka.ru/html/sandplay.html

Песочная терапия – Sandplay

. История и современные тенденции песочной терапии.  Целительные и шаманские практики использования песка в разных культурах. 

Фокус смещения с изотерических применений песка к научной психологической основе. Архитипические корни песочной терапии (К.Г. Юнг, М. Ловенфельд – «Техника Мира», Д. Кальфф).

 Развитие «песочной терапии» в практике современных психологов (Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Сакович Н.А., Эль Г.).Организация работы с песочницей. Форма песочницы, классификация материалов. Коллекция миниатюрных фигур. Символика фигур.

  Практикум: – анализ песочных композиций участников; – упражнения: «Я клумба», «Моя мечта», «Моя семья».

​3. Творческий процесс в песочнице. Индивидуальная (диагностическая, терапевтическая, развивающая) работа.  Этапы работы в песке. Создание мира. Знакомство с миром клиента. Варианты инструкций для игр с песком. Этапы строительства мира. Работа с  протоколом. Демонтаж песочницы. Характер песочных  композиций.

 Энергоинформационное поле песочницы клиента. Название песочной композиции, идея, сюжет. Конфликтное и ресурсное содержание. Символическое поле. Ландшафт. Стадии построения  мира. Пустые места  в песочнице.

  Практикум: 

– анализ песочных композиций участников;  – упражнения «Тень, или обратная сторона луны», «Я и мое тело», «Рождение».

  5. Групповая работа.

Теория групповой работы. Стиль ситуативной коммуникации. Профилактика профессионального и эмоционального выгорания. Игры на песке  по профориентации. Игры на песке в разрешении конфликтов. 
Диагностика школьной тревожности. Групповая форма работы  с пересказом. Рассказывание историй как проективная техника. Работа  со сновидениями.

 Практикум: – анализ групповой  песочной композиции; – упражнения «Японский коучинг», «Волшебный мост», «Остров решений», «Сказка про зайца».. Модификации  в Sandplay. 
 

Принцип интеграции и модификации в песочной терапии. Работа с разными формами песочниц: круглой, треугольной, квадратной песочницей (психогеометрия). 

Применение мокрого песка, цветного песка, цветных бортиков. Метафорические ассоциативные карты в песке. Пустая песочница. 

Световой стол.  

Обратите внимание

Возможности песочной терапии для гештальт-терапии, психодрамы, психосоматики, сказкотерапии и развивающей психолого-педагогической работы.

Практикум: – анализ песочных композиций участников;  

– упражнения:  «Моя цель», «Внутренняя игра», «Мандала», «Голос коуча в четырех шагах».

4. Работа с семьей: диагностика и консультирование.
Семья – как особая система. 

Понятие контейнирования. Техники диагностики и консультирования (агрессивное поведение ребенка, страхи, нежелание ходить в школу, поведение, внимание, контроль, утрата). Работа с семьей в двух песочницах. Модификации рисуночных техник.

Практикум: – анализ песочных композиций участников;  

– упражнения «Герб моей семьи», «Семья для меня – это…», «Что меня радует и что огорчает в семье», «Мои (наши) ценности».

6. Игры на песке в диагностике, развитии и коррекции познавательной сферы детей и подростков.  

Подготовка ребенка к школе  при помощи песочной терапии (развитие  мышления, памяти, внимания, речи, моторики рук). Организация занятий с детьми дошкольного возраста с использованием познавательных игр.

Работа с особыми детьми. Одаренные дети.

Практикум: 
– разработка диагностических и развивающих  игр на песке

Формы обучения:
очная (дневная)  с четверга по среду с 10.00 до 16.00, кроме субботы

Даты проведения 6 занятий:
17, 18, 20, 21, 22 и 23 августа 2017 года

Источник: https://www.edu-course.ru/school-course/moskva-vysshaya-shkola-psixologii/pesochnaya-terapiya–sandplay

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector