Невроз страха: чем опасна форма школьного, двигательного и травматического невроза

Что такое невроз страха?

Невроз страха, или фобия – это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется навязчивым страхом перед чем-либо. Примерами могут служить такие формы фобического невроза, как:

  • агорафобия – боязнь открытых пространств;
  • клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;
  • аквафобия – боязнь воды, и другие подобные расстройства.

Невроз страха как самостоятельная форма психастении был выделен из неврастении в начале XX века. Тогда же были описаны и основные симптомы этого патологического состояния. Помимо проблем нервно-психического плана, невроз страха может быть одним из симптомов какого-либо соматического заболевания, например, стенокардии.

Врачи описывают самые разнообразные симптомы фобического невроза, но тем не менее все эти признаки имеют общую составляющую, которая позволяет выделить их в отдельное заболевание.

Причины и симптомы невроза страха

Невроз страха может возникнуть как внезапно, так и медленно, растянуто по времени, но постепенно все больше усиливаясь. Чувство страха при этом не оставляет заболевшего целый день, да и не дает заснуть ночью. Тревога возникает по малейшему, даже незначительному поводу. По интенсивности это состояние может варьироваться от легкой тревоги до панического ужаса.

Каковы же причины появления этого нервно-психического расстройства?

Психотерапевты и психиатры выделяют следующие причины, которые провоцируют невроз тревоги:

  1. Внутренние конфликты, вытесненные в подсознание.
  2. Психическая и физическая нагрузка, которая превышает физиологически обусловленные компенсаторные механизмы организма и приводит к их срыву.
  3. Реакция на тяжелый стресс.
  4. Адаптивная реакция психики на повторяющуюся негативную ситуацию.

Важно понимать, что все внешние проявления невроза страха обуславливаются его внутренней составляющей, которая прочно укрепилась в подсознании. Симптоматика этого состояния тесно связана с перечисленными причинами. Проявления фобического невроза могут включать в себя следующие симптомы со стороны соматики:

  1. Тошнота и/или рвота.
  2. Императивные позывы к мочеиспусканию или понос.
  3. Усиление потоотделения.
  4. Сухость в горле, одышка или даже затруднение дыхания.
  5. Тахикардия и повышение артериального давления.

Со стороны психики и нервной системы невроз страха вызывает такие симптомы:

  1. Беспокойство, страх или/и тревога.
  2. Нарушение восприятия окружающей реальности.
  3. Спутанность или потеря сознания.
  4. Нарушения со стороны мышления.
  5. Паника и сильное волнение.
  6. Чувство незащищенности.

Нужно отметить, что невротическая реакция в каждом конкретном случае может иметь какие-либо индивидуальные признаки. Однако в целом их можно отнести к проявлению невроза страха.

Если имеет место появление какого-либо из перечисленных симптомов, а тем более когда их возникает несколько и невроз страха наблюдается уже длительное время, то рекомендуется обратиться за медицинской помощью к профильному врачу.

Медицинская помощь и лечение фобических неврозов

Стоит сразу же сказать, что если вовремя не начать лечение этого расстройства, то тревога будет только нарастать. В самых крайних проявлениях и тяжелых случаях от этого даже можно сойти с ума. Для того чтобы избавиться от этого нервно-психического нарушения, нужно предпринимать и самостоятельные попытки для улучшения своего состояния.

Здесь имеется в виду самовнушение, регулярные и длительные прогулки на свежем воздухе, полное исключение психотравмирующей информации (которой может быть спровоцирована тревога), поступающей из окружения больного: телевидения, фильмов с соответствующим содержанием и так далее. В случае когда невроз страха не запущен, его можно победить самостоятельно.

Врач назначает в подобных ситуациях поведенческую психотерапию, прием таких препаратов, как поливитамины, успокоительные средства. В тяжелых случаях возможно назначение таких лекарств, как Флуоксетин, и других средств для лечения обсессивно-компульсивных расстройств психики.

Обратите внимание

Любое медикаментозное лечение должно быть назначено врачом и проводиться под его строжайшим контролем.

В более легких случаях допускается прием препаратов дома, но с регулярным посещением лечащего врача для контроля за состоянием пациента. Лечение всегда нужно доводить до конца и не прекращать при первых признаках улучшения состояния.

Источник: https://nerwus.ru/chto-takoe-nevroz-straxa.html

По каким симптомам определить неврозы и невротические состояния?

Неврозы – группа обширных неврологических расстройств, которые имеют некоторые сходные симптомы. Заболевание характеризуется множеством клинических признаков, поэтому его определить сложно.

Невроз – это состояние, которое постепенно прогрессирует. Чтобы предотвратить патологию, следует понимать разницу между неврозом и невротическим состоянием.

При первой нозологической форме возникают серьезные расстройства, которые можно устранить только фармацевтическими препаратами. Неврологические состояния являются лишь симптомом, который может возникать кратковременно.

Если правильно его лечить, можно навсегда избавиться от симптомов патологии без опасных фармацевтических препаратов.

Невроз – что это такое: клиническая классификация

Невроз – это опасное заболевание, которое можно разделить на 3 клинические формы:

  1. Неврастения;
  2. Истерически невроз (истерия);
  3. Невроз навязчивых состояний.

В большинстве случаев неврозы проявляются смешанной клинической симптоматикой. Преобладание тех или иных проявлений зависит от локализации очага поражения и степени выраженности его клинических признаков.

Особенностью современной клиники заболевания является то, что данная нозологическая форма полиморфна.

Статистика регистрирует снижение частоты классических клинических симптомов заболевания и появление сложных висцеральных нарушений:

  • Изменение моторики кишечника;
  • Патология сердечной деятельности;
  • Нервная анорексия;
  • Головные боли;
  • Сексуальные нарушения.

Основные причины невроза:

  1. Беременность;
  2. Наследственность;
  3. Психотравмирующие ситуации;
  4. Особенности личности;
  5. Патология кровоснабжения головного мозга;
  6. Воспалительные инфекции.

Современные исследования показали, что есть генетическая предрасположенность к возникновению нервных расстройств.

Невроз – это опасная патология, но невротические состояния также обуславливают серьезные изменения. У женщин после 30 лет они способны привести даже к инвалидности.

Неврозы: почему возникают и как проявляются

Неврозы являются прекрасной почвой для возникновения заболеваний внутренних органов. На фоне ослабления нервной системы повышается вероятность интоксикации или инфекции.

Причины и прогноз старческой деменции

Патогенез неврозов объясняется теорией Павлова – известным русским физиологом. Его учение «о высшей нервной деятельности» описывает механизмы образования активных очагов возбуждения в коре головного мозга и подкорке.

Важно

По Павлову невроз – это продолжительное нарушение нервной деятельности, обусловленное усилением нервной импульсации в полушариях головного мозга.

По теории нервной деятельности в ответ на длительную и постоянную стимуляцию периферических рецепторов формируются стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга.

Симптомы невроза или как проявляется неврастения

Неврастения – это заметное ослабление нервной деятельности, возникающее из-за сильной усталости и нервного напряжения.

Как проявляется неврастения:

  1. Раздражительная слабость, проявляющаяся быстрым истощением эмоциональных реакций. Человек становится несдержанным, у него появляются вспышки возбуждения. Другие симптомы патологии: суетливость, сильная возбудимость и нетерпеливость. Интересно, что на фоне усталости человек, наоборот, старается заняться активной деятельностью, так как он «не может сидеть на месте»;
  2. Расстройство внимания проявляется плохим запоминанием информации, рассеянностью, плохим запоминанием;
  3. Неустойчивость психических реакций и настроения. При неврастении больные заторможены, чувствуют болезненные ощущения во всех органах, не способны к развлечениям;
  4. Нарушения функций сна. Тревожные сновидения, частое просыпание и сонливость в дневное время приводит к нарушению активности нервной деятельностью. На этом фоне формируется метеоризм, запоры, тяжесть в желудке, отрыжка, урчание в животе;
  5. «Каска неврастеника» – это специфический симптом, по которому неврологи определяют данное заболевание: головокружение и головные боли;
  6. Расстройства половой функции: ранняя эякуляция и уменьшение полового влечения;
  7. Другие вегетативные расстройства. Эти невротические состояния сопровождаются разносторонними клиническими симптомами. При них возникают колики в сердце, сжимающие боли за грудиной, учащением дыхания. При неврастении неврологические нарушения характеризуются также выраженной вазомоторной активностью. Кожные покровы при заболевании становятся бледными, появляется сильная потливость, прослеживаются перепады артериального давления.

Еще русский физиолог И. П. Павлов выделил 3 стадии течения неврастении:

  • Начальная стадия характеризуется повышенной возбудимостью и раздражительностью;
  • Промежуточная стадия (гиперстеническая) характеризуется усилением нервной импульсации со стороны периферической нервной системы;
  • Заключительная стадия (гипостеническая) проявляется снижением настроения, сонливостью, вялость и апатией из-за сильной выраженности процессов торможения в нервной системе.

Бактериальный и небактериальный цистит

Нужно отличать неврастению от невротических состояний, которые возникают при таких болезнях, как депрессивный синдром, шизофрения, сифилис мозга, менингоэнцефалиты, прогрессивный паралич, черепно-мозговая травма.

Истерический невроз – что это такое

Истерический невроз – это группа психических заболеваний, которые приводят к сенсорным и соматовегетативным нарушениям.

Данная нозологическая форма является второй по частоте среди всех болезней нервной системы, после неврастении. Чаще всего данное заболевание возникает у людей со склонностью к психической истерии.

Тем не менее, болезнь встречается также у людей без выраженных нервных болезней.

Существуют специфический тип пациентов, со склонностью к истерическому неврозу:

  1. Впечатлительные и чувствительные;
  2. Самовнушаемые и внушаемые;
  3.  С неустойчивостью настроения;
  4. Со склонностью к привлечению внешнего внимания.

Истерический невроз нужно отличать от соматических и психических болезней. Подобные симптомы возникают при шизофрении, опухолях ЦНС, эндокринопатии, энцефалопатии на фоне травм.

Клинические симптомы истерического невроза

Клинические симптомы истерического невроза сопровождаются большим количеством признаков. На фоне патологии возникают психические нарушения:

  • Помрачение сознания;
  • Подавленное настроение;
  • Инфантилизм;
  • Принятие театральных поз;
  • Амнезии

При заболевании некоторые больные забывают большую часть своей жизни, в том числе фамилию и имя. При истерическом неврозе могут появиться галлюцинации, которые связаны с появлением ярких образов, которые пациенты принимают за реальность.

Двигательные нарушения при истерии сопровождаются параличами, судорожными припадками, мышечным ступором.

Сенсорные нарушения (чувствительные) сочетаются с глухотой, слепотой, а также снижением или ограничением чувствительности (гиперстезия, гипостезия).

Соматовегетативные состояния сочетаются с нарушениями дыхания, сердечной деятельности, нарушением сексуальной функции.

Невроз навязчивых состояний – что это такое

Невроз навязчивых состояний – третье по частоте распространенности заболевание, при котором появляются навязчивые идеи, мысли и представления. В отличие от истерии и неврастении навязчивые расстройства можно выделить в синдром. «Навязчивости», возникающие при заболевании, отличаются от других проявлений неврозов.

Что такое навязчивые состояния: важные симптомы

Навязчивые состояния впервые описал русский физиолог Павлов. Он выяснил, что появляются они исключительно у лиц мыслительного типа. Провоцирующими факторами патологии являются инфекционные или соматические болезни.

Основные особенности навязчивых идей:

  1. Кардиофобия – страхи о болезнях сердца;
  2. Канцерофобия – боязнь рака;
  3. Лиссофобия – страх сойти с ума;
  4. Оксифобия – боязнь острых предметов.

В зависимости от выраженности клинических симптомов болезни выделяют 3 основных типа течения заболевания:

  1. Однократный приступ;
  2. Редкие рецидивы;
  3. Непрерывное течение.

Невралгия затылочного нерва: симптомы и лечение

Невроз навязчивых состояний в сравнении с истерическим неврозом и неврастенией склонен к хроническому течению, при котором приступы обострения чередуются с рецидивами.

Основные симптомы невротических состояний

При всех невротических состояниях формируются сходные симптомы. Их можно разделить на 2-е категории:

  1. Психические;
  2. Соматические.

Психические симптомы невроза возникают на фоне нарушения неврогенных функций головного мозга.

Основные психические проявления невротических состояний:

  • Эмоциональное напряжение, при котором возникают навязчивые мысли и действия;
  • Наличие различных комплексов перед другими людьми;
  • Резкая смена настроения и сильная раздражительность;
  • Сильная чувствительность к перепадам артериального давления;
  • Неустойчивость к стрессам, так как человек зациклен и замкнут на проблемах;
  • Постоянные тревоги и переживания даже по самой мелкой причине;
  • Быстрая утомляемость и хроническая усталость;
  • Нервно-психические проблемы;
  • Противоречивость приоритетов и постоянная смена решений.

Вышеописанные симптомы неврозов могут появляться совместно или каждый признак заболевания будет появляться отдельно. Независимо от этого, врач должен правильно выставить диагноз.

Для этого оцениваются еще и соматические симптомы невротического состояния:

  1. Значительные умственные перегрузки даже при незначительном количестве выполненной работы. Даже незначительные физические нагрузки и умственная усталость провоцирует сильное уменьшение работоспособности;
  2. Поражение вегето-сосудистой системы с частыми головокружениями;
  3. Болезненные ощущения в области брюшной полости, сердца и головы;
  4. Сильное отделение пота;
  5. Снижение потенции и полового либидо;
  6. Снижение аппетита;
  7. Разные формы нарушения сна: бессонница, кошмары.
Читайте также:  Аффективные психозы: причины, фазы, симптомы, диагностика, лечение

Что такое навязчивый невроз

Навязчивый невроз – это состояние, которое характеризуется снижением аппетита, наличием затруднений при глотании, дискомфортом в животе при приеме пищи. Кроме данных признаков для заболевания характерны другие проявления, которые схожи с другими видами невротических состояний.

Навязчивый невроз часто сопровождается нарушением деятельности желудочно-кишечного тракта, так как в коре головного мозга постоянно существует очаг повышенного возбуждения.

Он обеспечивает вторичную импульсацию к внутренним органам. Впрочем, не только нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта сочетаются с навязчивым неврозом.

При нем могут наблюдаться симптомы нарушений работы сердечнососудистой системы:

  • Ноющие боли и дискомфорт за грудиной;
  • Сердцебиение;
  • Нехватка воздуха;
  • Ощущение колики между лопатками;
  • Тянущие боли в области сердца.

При всех вышеописанных признаках не прослеживаются изменений на кардиограмме.

У части людей навязчивости являются первичным симптомом формирования неврозов. Только через некоторое время появляются другие симптомы:

  1. Страхи и фобии;
  2. Нарушения моторно-двигательной активности;
  3. Соматовегетативные расстройства;
  4. Постоянная усталость и лень.

Тревожная депрессия и артериальная гипертензия

Отдельной разновидностью навязчивых неврозов являются страхи. Самые распространенные фобии:

  • Высоты;
  • Насекомых;
  • Публичных выступлений;
  • Агорафобия – страх пребывания на людях;
  • Боязнь открытого пространства и темных помещений.

Часто неврозы характеризуются повышенной утомляемостью. Такие варианты возникают не только после физической активности. Они формируются перед началом трудового дня в виде: «болей в голове», тревожности и раздражительности.

В заключение добавим, что точная причина неврозов не известна, но существует много теорий. Вследствие этого при тяжелой форме заболевания невозможно полностью излечиться, а устранять навязчивости, «дурные мысли» и частые переживания приходится психотропными препаратами.

Источник: https://vnormu.ru/proyavlenie-nevrozy-nevroticheskie-sostoyaniya.html

Невроз страха

Фобии и различные страхи очень разнообразны, они встречаются наиболее часто. При этом, характер поведения больных соответствующий. Признаки невроза страха определить не сложно, так как поведение больного демонстрирует их довольно красноречиво.

Например, больной начинает с боязнью относиться к определенным предметам, он просит близких, чтобы они устранили этот предмет от него как можно дальше.

В том случае, если человек опасается закрытых пространств, то он с трудом переносит общественный транспорт, не может оставаться в помещении, если оно закрыто, тем более, в одиночестве.

При страхе загрязнения больной может целый день мыть руки, даже не останавливаясь в том случае, когда кожа начинает изменяться. При этом такие люди постоянно стараются кипятить полотенца, белье, различные тряпочки, добиваясь их стерильности.

Совет

Если невроз страха выражен в инфарктофобии, то такой человек постоянно опасается, что на улице его может настичь инфаркт, и никто этого не заметит, и не окажет помощь. В связи с этим, больной выбирает себе такой маршрут на работу, который пролегать поблизости от аптек или поликлиник.

Но если такой человек сидит в кабинете врача, то он понимает, что страхи необоснованны, и успокаивается.

Таким образом, невроз страха обусловлен различными фобиями, связанными с конкретными ситуациями, группой представлений.

В основном навязчивые действия носят характер принимаемых выше необходимых мер действий, когда человек не переносит закрытой комнаты, опасается открытых площадей, и прочее.

Порой больные рассказывают, что их необъяснимо тянет пересчитывать окна, вагоны поезда, проезжающие автомобили определенного цвета, и прочее. В эту же категорию можно отнести некоторые тики, тем более, сложные.

Разделение состояний при неврозе страха

При неврозе страха навязчивые состояния могут быть подразделены на навязчивые представления, страхи и мысли, но такие меры являются условными. Дело в том, что каждое навязчивое явление весьма условно, так как оно содержит определенные представления, влечения и чувства, имеющие между собой тесную связь.

Многие больные имеют свои собственные ритуалы и навязчивые явления. Невроз страха, наблюдающийся у психастенических психопатов, рассматривается как невроз особой формы, называющийся психастенией. Среди основных черт психастеников называется боязливость, нерешительность, постоянное сомнение, состояние тревожной мнительности.

В том числе, им свойственны такие качества, как повышенное чувство долга, беспокойство.

Обратите внимание

Основой является пониженное психическое напряжение, и в результате происходит замена полноценных высших психических актов более низшими. Невроз страха может выражаться в неспособности выполнения определенной функции, так как человек постоянно опасается, что его постигнет неудача.

Причем, это может касаться абсолютно любой сферы. Чаще это имеет отношение к публичным выступлениям, половым функциям, и прочее. К тому же, невроз страха не имеет возрастных ограничений, ему подвержены как дети, так и люди пожилого возраста.

К примеру, нарушение речи может произойти в связи с тем, что имело место неудачное прочтение доклада на публике, во время которого человек волновался, и возникло торможение речи.

Не удивительно, что в дальнейшем тревожное ожидание неудачи при публичном выступлении закрепляется, и переходит на любую обычную обстановку.

По такому же принципу происходит развитие ожидания неудачи при половом акте, когда один из партнеров почувствовал себя не на высоте. Невроз страха всегда сопровождается значительной тревогой, это основной его симптом. Сам по себе страх не является зависимым от ситуации или некоторых представлений, скорее его можно назвать бессодержательным, не имеющим мотивации.

Такой страх первичен и психологически непонятен, он не выводится из других переживаний, а возникает сам по себе. Иногда под влиянием такого страха возникают тревожные опасения, не имеющие с этим страхом никакой связи. Невроз страха часто связан с наследственной предрасположенностью.

Значительная роль при формировании заболевания отведена первому приступу, который является началом болезни.

Варианты невроза страха

На возникновение данного заболевания могут повлиять определенные соматические причины, также важно наличие психотравмирующих и психогенных факторов. Особым вариантом данного заболевания считается аффективно-шоковый невроз, иначе его называют неврозом испуга, который имеет свои формы.

Важно

Для простой формы характерно замедленное течение психических процессов, а также определенные сомато-вегетативные расстройства. Течение заболевания острое, оно наступает после психической шоковой травмы, сигнализирующей об опасности.

При этом человек бледнеет, возникает тахикардия, артериальное давление колеблется, характер дыхания учащенный.

В том числе, подобная форма характеризуется учащением актов мочеиспускания, потерей аппетита, во рту возникает сухость. Человек может похудеть, у него начинают дрожать руки, ощущается слабость в ногах. Мыслительные процессы также затормаживаются, ухудшается словесно-речевая реакция.

Восстановление происходит постепенно, но труднее всего восстановить нарушенный сон. При асенситированной форме типично возникновение тревоги, имеется двигательное беспокойство, словесно-речевые реакции также замедлены.

Ступорозная форма невроза страха сочетается с мутизмом, когда наблюдается онемение.

Невроз страха особенно легко возникает в детском возрасте, чаще страдают инфальтильные дети, а также малыши. Причиной являются раздражители необычного вида.

Порой это резкие звуки, резкое нарушение равновесие, или вид человека в маске, шубе. Старшие дети могут сильно испугаться, увидев сцену драки, пьяного человека.

Момент испуга может сопровождаться оцепенением, психомоторным возбуждением, дрожью. В дальнейшем этот страх может закрепиться, и потребует лечения.

Источник: https://www.psyportal.net/8164/nevroz-straha/

Детские неврозы ч.2

Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые мысли (компульсии) и страхи (фобии).

В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обсессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости (обсессивно — компульсивный синдром).

Обсессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями — навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями.

Такие навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, что снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения. Навязчивые действия складываются из сочетания ряда движений.

Совет

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия, др.

) и смерти, страх подавиться во время еды, страх покраснеть в присутствии чужих людей, страх устного ответы в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся позорные и непристойные мысли, что противоречат желаниям и нравственным установкам подростка.

Навязчивые мысли могут проявляться в том, что ребенок повторяет о себя одну и ту же фразу или мысль, осознавая одновременно их нелепость. Например, делает арифметические расчеты, считает окна в доме, ступеньки, прохожих на улице и др.

Реже наблюдаются навязчивые желание украсть какую-нибудь вещь, даже ненужную (клептомания), влечение к обману (михомания) и другие отклонения.

Приступы страха могут сопровождаться различными вегетативными расстройствами, тахикардией, потливостью, побледнением лица и др.

навязчивые страхи могут возникать без повода или их сила и характера не соответствуют ситуации. Например, несчастья или неприятное событие давно прошло, но ощущение их реальности и связанный с этим страх остаются постоянными. Иногда больные пытаются освободиться от своих страхов с помощью определенных ритуалов.

При навязчивых действиях больной осуществляет какое-либо стереотипное движение, прикоснувшийся рукой какого-либо предмета, покашливает, подмигивает, кривляется.
В основе навязчивых мыслей и действий лежит инертность раздражающего процесса, а в основе навязчивых страхов — инертность тормозного процесса.
Истерический невроз.

У детей с художественным типом нервной системы, у которых преобладает первая сигнальная система, при перенапряжении нервных процессов развивается истерический невроз. Особенно легко это вид невроза развивается, при неправильном воспитании ребенка, развития у него себялюбия, эгоизма, чрезмерно высокого мнения о своей личности при отсутствии навыков и любви к труду.

Все это приводит к тому, что вырастает ленивый и упрямый человек, неспособный к волевым усилиям и социально-общественной деятельности. Детская капризность у таких людей со временем переходит в склонность маскировать свои недостатки различными истерическими реакциями и выходками.

Истерия может развиваться и протекать по — разному.

В одних случаях она развивается остро под влиянием сильной психической травмы, в других — под влиянием длительно действующих психотравмирующих факторов.

Клинические проявления истерии

Наиболее ярким проявлением истерии является истерический припадок, начинается с ощущения подкачки клубка к горлу. Затем у больного появляется плач с криками, что переходит в хохот. Эмоциональная разрядка приобретает характер двигательного возбуждения с судоргами, изгибом тела дугой и др.
Приступ длится 2-3 мин. и больше.

В отличие от эпилептического припадка истерик не теряет сознания, рефлексы сохраняются, особенно корнеальный; патологических рефлексов не бывает. Во время приступа больной телесных повреждений себе не наносит, приступ обычно имеет демонстративный характер в ответ на нежелательное для него ситуацию или действие.

Истерические припадки никогда не возникают в обстановке, когда больной остается на единне и его никто не может увидеть и услышать. Они возникают в присутствии посторонних лиц: истерик пытается обратить на себя внимание окружающих.

Обратите внимание

Однако этих больных нельзя считать симулянтами: истерия — это болезнь, поэтому «истериков» нужно расценивать как больных людей.

Читайте также:  Панические атаки перед месячными: симптомы при климаксе, лечение и причины

Истерический невроз может симулировать различные органические заболевания нервной системы. Так, под влиянием психических переживаний у больных может развиться истерический парез или паралич (моно-, пара- или гемиплегии). В одних случаях тонус мышц в парализованных конечностях снижен, в других — повышен, но рефлекторных нарушений не отмечается.

Больные не делают никаких попыток преодолеть этот паралич, они охотно демонстрируют свою беспомощность.

Нередко истерические параличи сопровождаются также расстройствами чувствительности, однако последние не вписываются в известные типы чувствительных расстройств органического характера, а ограничиваются той или иной частью тела, одной конечностью или ее частью, или носят характер гемианестезии с пределом четко по средней линии тела.

Одним из проявлений двигательных расстройств истерического характера является астазия — абазия, которая проявляется в том, что больной не может ходить и стоять при хорошей мышечной силе и полном объеме активных движений в ногах в положении лежа. Степень выраженности, астазии — абазии бывает разным.

В легких случаях в больных наблюдается неуверенность, шаткость при ходьбе, дрожание рук, ног, всего тела. В других случаях больной не может сделать ни одного шага.
Возможно развитие заикания, мутизма, манерности и пуерильности языка и поведения .

Истерия может проявиться острой глухотой или слепотой. Обычно истерия впервые проявляется в возрасте от 15 до 25 лет, а затем протекает длительно, обостряясь под влиянием неблагоприятных жизненных ситуаций. С возрастом истерические черты сглаживаются.

В период между приступами у этих больных не наблюдается ни психических, ни неврологических расстройств, но обычно эти лица жалуются на плохое самочувствие, неясную боль в разных частях тела, головная боль, эмоциональную неустойчивость.

В них неустойчивое, переменчивое настроение, они подвержены бурным эмоциональным проявлениям в виде приступов смеха, плача. Для лиц, страдающих от истерии, свойственный недостаточное влияние мышления и воли на эмоциональную сферу.

У них чувства и воображение играют большую роль в поведении, чем ум, повышенная склонность к внушения и самовнушения.

У таких больных ослаблено внутреннее торможение, поэтому различные душевные волнения и самовнушения особенно отражаются на функциях организма, вызывая развитие той или иной мнимой болезни. Больные истерией склонны к фантазированию и аггравации своих болезненных ощущений.

Депрессивный невроз — объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивное нарушения настроения. Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в пубертатном и препубертатном возрасте.

Важно

На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся соответствующим выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, уединением. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности , низкий уровень способностей.

Характерные соматовегетативные расстройства: снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

В 60-е годы XX в. в медицинской, психологической, педагогической литературе появился новый термин «школьный невроз». Он характеризуется многими симптомами (плаксивостью, потерей аппетита, чрезмерной потливостью, расстройствами сна, нарушением речи и т.п.), среди которых доминируют устойчивый страх перед школой и нежелание ее посещать.

Характерно, что симптомы усиливаются не только в той ситуации, когда нужно идти в школу, но и при обычном упоминании о ней. Проявления клинической картины этого невроза могут встречаться и у вполне здоровых детей, однако специфическое сочетание симптомов «школьного невроза» отличается от обычной вредности или упрямства.

Для предотвращения возникновения и развития «школьного невроза» нужно в дошкольный период интеллектуально, морально и физически готовить детей к школе: привлекать к посещению подготовительной группы детского сада, приучая их к жизни в коллективе; дома играть с детьми «в школу», учить их читать, писать и т.д.
В 1983 М.М.

Ханашвили, исследуя проблему неврозов, ввел понятие «информационный невроз». Причиной его он определил одновременное действие триады таких факторов, как избыток информации, недостаток времени для ее восприятия и обработки и высокая мотивация, то есть желание ее усвоения.

Информационные неврозы возникают у школьников в период семестровых зачетов, выпускных экзаменов, в одаренных детей — во время подготовки к конкурсам, олимпиадам и т.д.

Особую актуальность среди ученых, педагогической общественности и родителей приобрел вопрос о предупреждении дидактогеннj нервно–психических состояний. Они возникают тогда, когда педагог плохо информирован о психофизиологических особенностях учащихся и действeет словами как физиологическим раздражителем.

Совет

Общаясь с учениками, педагог постоянно (сознательно или бессознательно) влияет на психическое состояние своих учеников, способен одним словом, жестом или поступком вызвать положительный или отрицательный отзыв со стороны отдельного ученика или всего класса.

Таким образом, дидактогенние неврозы или Дидактогения — это психогенные нарушение работоспособности или здоровья ребенка или подростка, вызванные непрофессиональными действиями учителя (педагогического коллектива) в процессе организации обучения или воспитания.

К таким действиям, кроме негативных коммуникативных воздействий, следует отнести такие факторы, как объем учебной нагрузки, характер подачи материала, особенности организации обучения и отдыха.

Учителю следует помнить, что у детей нервная система более возбуждающая, чем у взрослых, вследствие чего она быстрее истощается. Эту особенность центральной нервной системы детей нужно учитывать при организации учебно — воспитательной работы в школе.

Так , если на уроке долгое время занимаются однообразным умственным трудом, при котором возбуждаются одни и те же участки ЦНС, то последнии быстро утомляются и деятельность их очень затрудняется. В результате у детей снижается интерес, внимание и вообще их работоспособность.

Поэтому на уроках учитель должен применять различные методы и приемы работы, продолжительность каждого из которых должна быть по возможности небольшой. При изменении методов и видов работы нагрузки с одних участков ЦНС переносится на другие, и поэтому значительно удаляется время наступления его утомление .

С этой же целью после длительной умственной работы следует устраивать перерывы, проводить физкультминутки, в течение которых нервные центры, усиленно работали, могли бы отдохнуть.

Общая атмосфера в школьном учреждении должна определяться доброжелательным отношением участников учебного процесса друг к другу, базироваться на уважении как к учителю, так и ученику, последовательности и разумности требований, гражданской порядочности и честности.

Обратите внимание

Невротические расстройства сна у детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениям засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождинням и сноговорение.

Невротические пищевые расстройства — группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения (анорексия, булимия). Непосредственным поводом к возникновению пищевых расстройств часто является попытка матери насильно накормить ребенка, перекорм, случайное совпадение приема пищи с каким-либо неприятным впечатлением .

Невротический энурез — психогенно обусловленное , неосознанное мочеиспускания, преимущественно во время ночного сна. Ночное недержание мочи становится чаще при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.д.

Как правило, сопровождается другими невротическими расстройствами: неустойчивость настроения, раздражительность, страхи, плаксивость, тики.

Важным условием предотвращения нарушений нервной системы у детей и подростков является гигиеническая организация сна. Сон — это наиболее полноценный отдых для организма. Положительные изменения в функциональном состоянии организма происходят лишь при условии достаточной продолжительности сна.

Полноценность отдыха во время сна зависит от вида деятельности ребенка перед сном, гигиенического состояния помещения, часов последнего приема пищи. Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе (20-30 мин), которую можно использовать для общения с ребенком.

Недопустимо, чтобы незадолго до сна дети вместе с взрослыми смотрели телепередачи, читали художественную литературу, которая слишком возбуждает их нервную систему. Это может стать причиной затруднения засыпания и беспокойного сна. Промежуток времени между ужином и сном должен составлять не менее 2-х часов.
Ребенок должен спать в хорошо проветренном помещении.

Постель должна быть обязательно отдельной, широкой и достаточно жесткой чтобы предотвратить проблемы с осанкой. Недосыпание, если оно даже незначительное, но регулярное, отрицательно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, снижает сопротивляемость организма к усталости, ухудшает успеваемость в обучении.

Лечить неврозы у детей должен врач.

Задача тех, кто окружает, воспитывает и учит детей — осуществлять профилактику подобных нарушений и создавать обстановку, способствующую устранению или смягчению действия травмирующих факторов, не допускать непрофессионализма в отношении детей, оценке результатов их учебных достижений.

Источник: http://meddoc.com.ua/detskie-nevrozy-2-0805/

Школьный невроз – причины, симптомы, лечение, профилактика

Невроз у ребенка – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. Нервность может сопровождаться множеством симптомов: раздражительностью, капризностью, беспокойным сном, невропатией, неврозом. Нервным ребенок может быть от рождения, а может стать таким впоследствии.

Сложность заключается в тесной взаимосвязи, с которой сталкиваются родители: ведь часто нервность – результат плохого воспитания, а воспитывать нервного ребенка сложно. Таким образом, симптомы школьного невроза нарастают, а взрослые не знают, какими методами воздействовать.

О школьном неврозе говорят, когда у ребенка наблюдаются неосознанные тревожные симптомы и страхи, связанные с посещением школы. Это сопровождается соматическими симптомами: рвотой, тошнотой, головной болью, которые развиваются перед посещением занятий.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Развитие школьных неврозов может происходить под влиянием неблагоприятного психологического климата. Классическими проявлениями заболевания являются безосновательная агрессивность, отказ ходить в школу.

Зачастую педагоги не осознают всей силы негативного воздействия, которое  оказывается на психику детей, когда на них кричат, обращаются нетактично, используют назидательную интонацию. Между тем, доказано, что спокойный тон наиболее эффективен при общении.

Сухомлинский, изучавший школьные неврозы на протяжении нескольких лет, пришел к выводу, что все дети по-разному реагируют на несправедливое отношение учителя.

Важно

У кого-то  возникает взвинченность, у кого-то – мания несправедливых обид, преследований, у одних – озлобленность, у других – показательная беззаботность, у кого-то – безучастность, у кого-то – страх перед наказанием. Поведение может сопровождаться кривлянием и паясничанием, ожесточенностью.

В большей степени именно учителя, не учитывающие личностные особенности своих учеников, выбирающие неправильную тактику по отношению к ним, становятся причиной развития школьных неврозов.

Причины возникновения

Невроз может развиться под влиянием биологических, филогенетических, психологических факторов. После рождения человек долгое время находится в состоянии беспомощности и зависимости, которое тесно связано со страхами. Из этого развивается потребность в любви, которая сопровождает людей на протяжении всей жизни.

В свою очередь, Фрейд предложил теорию, по которой невроз является следствием нарушенной психики, а не нервной системы, т.е. развивается из-за имевших место переживаний, тяжелых впечатлений. Лечить заболевание он предлагал коррекцией психики, полагая, что лекарства и массажи не смогут оказать нужного эффекта.

Неврозы у детей – наиболее распространенная форма нервно-психической патологии. Неврозы становятся проявлением проблем взаимоотношений между людьми, поиска любви, самовыражения.

Изначально неврозы это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье.  В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.

Читайте также:  Леривон (миансерин): инструкция по применению, отзывы пациентов и врачей, аналоги

Как правило, родители сами имеют большое количество личных проблем, в некоторых случаях тоже страдают от невроза, а манера воспитания ребенка основывается на общепринятых принципах и своем опыте, при этом индивидуальные черты детей не учитываются.

Эта точка зрения позволяет сделать вывод, что невроз у ребенка является следствием родительских проблем, зачатки которых сформировались еще в прародительской семье.

Симптомы неврозов у детей можете увидеть тут.

Невроз проявляется в условиях формирования личности, а на этот процесс оказывает влияние масса факторов:

Социально-психологические
  • Следует выделить ситуацию, когда ребенок в семье один, а также изоляцию ребенка при наличии других детей.
  • Родители и дети могут быть несовместимы друг с другом с психологической точки зрения, это может провоцировать постоянные конфликты.
  • Нездоровая психологическая обстановка возникает, когда наблюдается доминирование одного из взрослых или подмена классических семейных ролей.
  • Также на развитии заболевания может сказаться низкая продуктивность совместной деятельности и изолированность семьи от общества.
Социально-культурные Связаны с быстрым темпом жизни и нехваткой времени, обесценивание межличностных отношений, невозможностью полноценно отдохнуть.
Социально-экономические Неудовлетворительные условия проживания, необходимости в раннем выходе матери на работу после родов, занятость взрослых.

Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.

Как правило, они являются единственными детьми в семье. В то же время, женщины, которые уделяют внимание и работе, и семье сталкиваются с чрезмерными нагрузками, которые делают неустойчивым их психическое состояние.

Как следствие, рост количества неврозов у родителей вызывает аналогичный рост у детей, поэтому в такой ситуации крайне важно при необходимости оказать своевременную и квалифицированную психологическую помощь и взрослым.

Профилактика школьных неврозов

Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.

Школьник с тревожным типом личности обладает сниженной мотивацией к активности, так как старается избегать неудач. У него занижена самооценка, он не рассчитывает получить высокий результат от своих действий. Такие подростки изначально выбирают для решения легкие задачи, избегая трудностей.

Нарушено целеполагание, что связано с нерешительностью, характерной для такого типа личности. Подготовка к учебе всегда сопровождается негативно окрашенными эмоциями, неспособностью концентрироваться, возникновением проблем с памятью.

При возникновении трудностей дети с повышенной тревожностью не в состоянии проявлять гибкость в выборе цели и методах ее достижения. Факты неуспешности прочно сохраняются в памяти, создавая негативную ауру.

Совет

Перечисленные характеристики поясняют, по каким причинам усвоение знаний дается с трудом. На основании этого можно выработать рекомендации профилактического, коррекционного, развивающего характера, которые будут способствовать формированию адекватных социальных мотивов и самооценки ребенка.

Особенности коррекции заключаются не только в том, чтобы снизить само состояние тревожности у ребенка, но и трансформировать структуру личности таким образом, чтобы школьник мог в полной мере реализовать свои возможности и таланты, не растрачивая свой потенциал на негативные переживания и фобии.

Низкая общительность ребенка с неврозом вызывает дополнительные проблемы в классе, связанные с негативным отношением сверстников.

Для детей с неврозом характерно проявление таких невротических реакций, как заикание, энурез, тики, обгрызание ногтей. Наблюдаются предметно-фиксированные страхи, нарастание тревожности, которые сопровождаются учащенным сердцебиением, перед написанием проверочных работ.

Развитие психосоматических расстройств, пограничных психических заболеваний является следствием недостаточного внимания к тревожному типу личности школьника.

В борьбе с этой проблемой важно определение правильной стратегии. Необходимо внушать ребенку уверенность, поддерживать его при постановке задач, сопровождать процесс их решения, оказывая при необходимости помощь.

Следует следить за организацией процесса обучения. Благоприятно скажется вовлечение ребенка в решение творческих задач, а также содержательный, развернутый анализ результатов с подчеркиванием достижений.

Для детей с неврозами не рекомендуется использовать оценочную систему, так как низкая оценка может усугубить ситуацию, преумножив состояние тревожности. Стандартная школьная отметка отражает усредненный результат.

Источник: http://nerv.hvatit-bolet.ru/shkolnyj-nevroz.html

Инсайт медикал

Невроз это группа функциональных заболеваний ( т.е.

не имеющих структурных нарушений), которые развиваются у больного в результате тяжелого внутриличностного конфликта, в результате нарушений особо значимых жизненных отношений человека, и проявляется исключительно мягкой невротической симптоматикой и соматовегетативными нарушениями. Павлов  И.П.

считал невроз срывом высшей нервной деятельности, которое может проявляться эмоционально-аффективными и соматовегетативными нарушениями, и продолжающиеся от дней до лет. При неврозах сохраняется критическое отношение к болезни, нет нарушений социальной адаптации.

Что такое невроз?

Интересна концепция невроза Цуладзе С.В. Автор выделил три ступени личностной организации.

Невроз на уровне отношений – «Я» и собственное тело проявляется: истерическим, ипохондрическим (пациент проявляет повышенный интерес к своему здоровью, уверен в наличии определенного заболевания, предъявляет множество жалоб) и системным неврозом (например пищеварительная или сердечнососудистая система «звучит» больше в жалобах). Отношение «Я» и предметы, лица – соответствует фобический (страхи), навязчивый и неврастенический (слабость, утомляемость, беспокойство, нарушение сна). Нарушение отношений «Я» к действительности соответствуют неврозу деперсонализации, дереализации, депрессивному неврозу, когда на высших уровнях интеграции личности, страдает чувство безопасности, реальности, доверие к будущему.

Бывает ли невроз у животных?

Ученые доказали и изучили  возникновения экспериментального невроза у животных.

Моделями были – воздействие на высшую нервную деятельность животных определенных факторов: информационный дефицит, информационная перегрузка, нарушение биологических ритмов, нарушение внутривидовых и внутрипопуляционных взаимодействий, необходимость принять и переработать информацию в условиях дефицита времени, высокий уровень значимости информации, высокая мотивация при хронической нехватке времени и др.

А разве у человека не те же факторы вызывают невроз?

Опасен ли невроз?

Течение неврозов длительное, которое не приводит к инвалидизации пациента, однако часто нарушает полноценное существование пациента и практически всегда его близких.

При решении личностного конфликта наступает выздоровление или, если ситуация не решается, возникает хроническое течение невроза с  развитием невротического развития личности.

Очень часто невроз у детей, который не корректируется и не «прорабатывается», находит себе воплощение в невротической акцентуации личности у взрослого.

Виды неврозов или на что жалуются больные

Традиционно выделяют 3 варианта невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз

Как правило, сам невроз и тип его течения напрямую зависит от типа личности человека. При истерии – демонстративность, стремление обратить внимание (неосознанно), чаще характерно для художественного типа личности.

  При неврозе навязчивостей – тревожные опасения, страх, чаще у мислительного типа личности, у людей педантичных и рациональных.

Чувство усталости, истощения,  тревога, а также снижение настроения – присущи любому типу неврозов.

Неврастения

Неврастения ( около 64 % от всех неврозов) – невроз истощения, психической слабости. Важнейшими проявлениями этого синдрома является сочетание раздражительности с повышенной утомляемостью и истощаемостью.

Порядок значимости и частоты проявлений симптомов невроза: астения (у 94% больных), склонность к слезам, одышка,   раздражительность( 64%), эмоциональная неустойчивость (у 79%), быстрая смена настроения, депрессия (у 27%)ипохондрия (у 57%), околосердечные боли, лабильность пульса, нестабильность артериального давления, потливость ( особенно стоп, ладоней),  головокружение, ощущение слабости, тревога (у 48%), беспокойство, повышенная утомляемость, головные боли с напряжением, пульсацией, шумом в ушах (у 50%), снижена концентрация внимания, память, снижено восприятие новой информации (снижена обучаемость), расстройство сна (у 64%),  нарушено засыпание, частые пробуждения, ранние пробуждения, отсутствие бодрости утром, нетерпимость (тяжело переносят ожидание), снижение либидо, импотенция, чувство хронической усталости, чувство неудовлетворенности жизнью и др.

Клиницисты выделяют три формы неврастении, они же, практически, являются последовательными стадиями:

  1. Гиперстеническая (повышенная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, слезливость),
  2. Раздражительная слабость ( на фоне гиперстенической формы появляются признаки усталости, рассеянности, сонливости).
  3. Гипостеническая форма (снижение физической активности, слабость, усталость, рассеянность, сонливость).

Невроз навязчивости (обсессивный-фобический невроз)

Среди больных преобладают лица мыслительного типа, склонные  к логике, самоанализу, сдерживающие внешние эмоции, тревожно-мнительные. Навязчивыми могут быть мысли, счет, «умственная жвачка», тогда это называется «интеллектуальная» навязчивость. Фобии, т.е.

страхи, как проявление эмоциональных нарушений. Двигательные навязчивости (компульсии), навязчивые сомнения, стремление постоянно проверять (газ, свет, замки и др.) Могут быть навязчивые тики, мигание, моргание, которые усиливаются при эмоциональном напряжении.

Ко всем вариантам невроза могут присоединяться один или несколько синдромов.

Основные  синдромы:

Тревога или тревожный синдром – частый сопутствующий  симптом, характеризуется внутренней напряженностью, беспокойством, ожиданием неприятностей, которые немотивированны и неопределенны.

Ипохондрический синдром – неадекватное повышенное внимание к своему здоровью, склонность приписывать себе болезни, которых нет, «озабоченность» своим здоровьем – свойственна практически  любому типу неврозов. Правда симптоматика имеет различную окраску при разных типах невроза.

Депрессивный синдром – часто эмоциональные расстройства проявляются в виде невротической депрессии, маскированной депрессии (скрытых депрессий).

Особенностью является то, что на первый план может не выступать тоскливое настроение, а многочисленные нарушения телесного чувства, нарушение аппетита, проблемы со сном, потенцией.

Обратите внимание

Может быть, вегетативная депрессия с преимущественным нарушением телесного чувства, с преобладанием нарушения симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы или смешанные расстройства. Возможны также и другие дополнительно синдромы.

Другие авторы неврозы классифицируют по ведущему симптокомплексу:  фобический (страхи), тревожно-панический (внутренняя тревога, беспокойство), невроз навязчивостей (или обсессивно-компульсивный, т.е.

навязчивые мысли, действия), чувство тоски, подавленности; ипохондрический невроз (поиск в себе болезни и уверенность в ее наличии), невроз конверсионных психических  (т.е.

истерических)  и неврологических расстройств, дисморфофобический ( недовольство внешним видом), невроз с соматовегетативной дисфункцией (многочисленные жалобы на различные ощущения и боли в организме не имеющие физиологических и морфологических  оснований) и другие.

Соматовегетативные неврозы в зависимости от жалоб разделяются на виды, в зависимости от ведущей симптоматики в системе внутренних органов (иногда их называют системными неврозами) . В действительности, органической патологии в органах нет, в первую очередь болезнь обусловлена нервно-психической  дисфункцией, и как результат дисфункцией системы органов.

Структура невроза

В структуре невроза выделяют следующие симптомы:

Невротическое нарушение сердечно-сосудистой системы: боли в сердце (кардиалгии), синдром нарушения сердечного ритма, кардиофобия, синдром псевдокоронарной недостаточности, сосудистая дистония, подъемы артериального давления.

Невротические нарушения дыхания: чувство нехватки воздуха, ларингоспазм, «комок в горле», невротическая икота, нарушение дыхания при кризах, в замкнутом пространстве, страх задохнуться.

Невротические расстройства желудочно-кишечного тракта, так называемый абдоминальный синдром: отрыжка воздухом, аэрофагия, произвольная икота, боли в животе (гастралгия), чувство тяжести в желудке, кардиоспазм, синдром раздраженной кишки, синдром нервной анорексии, нервной булимии (волчий аппетит), функциональные запоры или поносы.

Невротическое расстройство половой и мочевыделительной функции: неврогенный мочевой пузырь (частые и болезненные мочеиспускания),  цисталгия (боли в мочевом пузыре), энурез (непроизвольное мочеиспускание во время сна), снижение либидо, импотенция, фригидность, преждевременная эякуляция.

Невротические двигательные нарушения

Источник: https://imedic.kiev.ua/statyi/nevrologija/383-chto-takoe-nevroz-vidy-nevrozov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector