Имаготерапия для лечения стресса, неврозов, для детей в логопедии

Лечение невроза

Невроз — наиболее распространенный вид психогений (болезненных состояний, обусловленных воздействием психотравмирующих факторов); они характеризуются парциальностью психических расстройств (навязчивые состояния, истерические проявления и др.), критическим отношением к ним, сохранностью сознания болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений.

Симптомы невроза

Развитие неврозов происходит по-разному. Наряду с кратковременными невротическими реакциями нередко наблюдается и затяжное течение их, не сопровождающееся, однако, выраженными нарушениями поведения.

Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам (события, требующие трудных альтернативных решений, ситуации, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего).

Наряду с психогенными воздействиями важная роль в генезе неврозов принадлежит конституциональному предрасположению.

Выделяют три типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия.

Неврастения (астенический невроз).

Обратите внимание

На первом месте в клинической картине стоят астенические проявления: повышенная психическая и физическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, потребность в длительном отдыхе, не дающем, однако, полного восстановления сил.

Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие бодрости, энергии, на пониженное настроение, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок. Повышенная психическая истощаемость сочетается с чрезмерной возбудимостью (явления раздражительной слабости), гиперестезией.

Больные несдержанны, вспыльчивы, жалуются на постоянное чувство внутреннего напряжения; даже телефонные звонки, мелкие недоразумения, ранее проходившие незамеченными, теперь вызывают бурную эмоциональную реакцию, быстро иссякающую и нередко завершающуюся слезами.

К наиболее частым неврастеническим симптомам относятся также головные боли, нарушения сна, многообразные соматовегетативные расстройства (гипергидроз, нарушения функций сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, половой функции и др.).

Невроз навязчивых состояний проявляется многочисленными навязчивостями, хотя картина каждого конкретного невроза обычно относительно мономорфна. В круге обсессивно-фобических расстройств преобладают агорафобия, клаустрофобия, боязнь транспорта, публичных выступлений, нозофобии (кардиофобия, канцерофобия и др.

) Невроз навязчивых состояний по сравнению с другими неврозами обнаруживает значительно более выраженную тенденцию к затяжному течению.

Если при этом не происходит значительного расширения симптоматики, та больные постепенно приспосабливаются к фобиям, приучаются избегать ситуаций, в которых возникает страх; заболевание, таким образом, не приводит к резким нарушениям жизненного уклада.

Истерия.

В большинстве случаев клиническая картина определяется двигательными и сенсорными расстройствами, а также расстройствами вегетативных функций, имитирующими соматические и неврологические заболевания (конверсионная истерия).

К группе двигательных расстройств, с одной стороны, относятся истерические парезы и параличи, а с другой — гиперкинезы, тики, ритмический тремор, усиливающийся при фиксации внимания, и ряд других непроизвольных движений. Возможны истерические припадки. К расстройствам чувствительности относятся анестезии (чаще возникающие по «ампутационному типу» — в виде «чулок», «перчаток»), гиперестезии и истерические боли (наиболее типична головная боль, определяемая как «обруч, стягивающий лоб и виски», «вбитый гвоздь» и др.). К неврозам относятся некоторые формы нервной анорексии, заикания, энуреза.

Важно

При неврозах в отличие от психозов всегда сохраняются ощущение чуждости болезненных расстройств, стремление им противостоять. Неврозоподобным состояниям, наблюдающимся в рамках эндогенных психозов, свойственны больший полиморфизм проявлений и тенденция к дальнейшему расширению симптоматики, абстрактное, причудливое, а подчас и нелепое содержание страхов и навязчивостей, немотивированная тревога.

Лечение неврозов комплексное, включает терапию психотропными препаратами, психотерапию, имеющую целью разрешить конфликтную ситуацию, общеукрепляющие средства, физиотерапию. Показано также санаторно-курортное лечение; при стойких невротических состояниях, сопровождающихся аффективными (депрессивными) расстройствами и резистентных к амбулаторной терапии, показана госпитализация.

Лечение неврозов методами восточной медицины

Иглотерапия при неврозах

Массаж и мануальная терапия при неврозах

Гирудотерапия при неврозах

Стоунтерапия при неврозах

Применение горячих и холодных камней имеет эффект «гимнастики» для сосудов. Массаж с применением камней более легок для массажиста и соответственно более продолжителен по времени. Применение горячих камней в проекции аккупунктурных зон способствует тонизации энергии «Ян». А процедура стоунтерапии, проводимая камнями через ткань, имеет прекрасный расслабляющий эффект.

Традиционная тибетская фитотерапия при неврозах

Sems.kyi.bde.skyid (Семдэ, Mental Happiness).

Вакуум-терапия при неврозах

Методы активной вакуум-терапии (баночного массажа) позволяют дополнительно усилить дренаж мягких тканей, вызывает местное сосудорасширение, положительно влияет на состояние кожных пор и выделение кожного сала.

Проведение вакуум-процедур в проекции любого отдела позвоночника способствует уменьшению локальных жировых отложений, что положительно сказывается на амплитуде движений соответствующего сегмента, что, в свою очередь, улучшает обменные процессы и уменьшает локальные застойные явления.

Методы пассивной вакуум-терапии, кроме всего перечисленного, позволяют безболезненно формировать рассеянные подкожные гематомы, что эффективно заменяет иммуномоделирующее действие старой доброй аутогемотрансфузии.

Су-Джок терапия при неврозах

Су-Джок терапия, используя принцип «подобия», позволяет воздействовать на больной орган, часть тела, меридиан, точку и даже чакру! Это своего рода подвид рефлексотерапии, часто позволяющий проводить лечебное воздействие без отрыва пациента от решения собственных повседневных задач.

Настоятельно рекомендуем попробовать использовать некоторые принципы Су-Джок терапии самостоятельно (конечно лучше после консультации специалиста). В настоящее время выпущено огромное количество литературы по системе Су-Джок для «немедиков», где в простой и доступной форме даются рекомендации по лечению ряда патологических состояний.

Рекомендуемый источник: книги выпущенные Су-Джок Академией города Москва (Твист для всех, Большой палец – голова, Йога улыбки и др.).

Лечение невроза в Санкт-Петербурге

Консультация по поводу лечения методами традиционной восточной медицины (точечный массаж, мануальная терапия, иглоукалывание, фитотерапия, даосская психотерапия и другие немедикаментозные методы лечения) проводится по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова 14,К.1 (7-10 минут пешком от станции метро «Владимирская/Достоевская»), с 9.00 до 21.00, без обеда и выходных.

Уже давно известно, что наилучший эффект в лечении заболеваний достигается при сочетанном использовании «западных» и «восточных» подходов. Значительно уменьшаются сроки лечения, снижается вероятность рецидива заболевания. Поскольку «восточный» подход кроме техник направленных на лечение основного заболевания большое внимание уделяет «чистке» крови, лимфы, сосудов, путей пищеварения, мыслей и др. – зачастую это даже необходимое условие.

Консультация проводится бесплатно и ни к чему Вас не обязывает. На ней крайне желательны все данные Ваших лабораторных и инструментальных методов исследования за последние 3-5 лет. Потратив всего 30-40 минут Вашего времени вы узнаете об альтернативных методах лечения, узнаете как можно повысить эффективность уже назначенной терапии, и, самое главное, о том, как можно самостоятельно бороться с болезнью. Вы, возможно, удивитесь – как все будет логично построено, а понимание сути и причин – первый шаг к успешному решению проблемы!

Источник: http://emchi-med.ru/lechenie-nevroza.html

ЛОГОПЕД.РУ: Использование пескотерапии в работе логопеда

  • Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

    Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.

    Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.

    В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

    В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

    Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

    Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

    Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

    Совет

    Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

    А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.

    Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.

    А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

    Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Игры с песком

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Читайте также:  Парафренный синдром (парафрения): причины, симптомы, лечение

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Обратите внимание

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?!

    Чтоб запомнить и дружить!

    1 2 >>

    Желаем удачи!

  • Источник: https://www.logoped.ru/kozilv01.htm

    Психотерапия при неврозах: методы лечения взрослых и детей

    От неврозов (невротических расстройств) страдает большая часть населения планеты. Болезнь представляет собой обратимые расстройства психогенного характера, которые имеют затяжное течение. Проявляется невроз в виде астенического состояния (повышенная утомляемость, неустойчивое настроение и т. д.) и истерии.

    Больной часто ощущает снижение умственных и физических возможностей. Возникает проблема преимущественно из-за постоянных эмоциональных перегрузок и быстрого ритма жизни. В такой ситуации используется психотерапия. Она помогает расслабиться и эффективно устраняет психические расстройства.

    Проводить сеансы психотерапии должен опытный специалист, поэтому выбор врача должен стоять на первом месте.

    Особенности психотерапии

    Заниматься лечением невроза самостоятельно можно, но достичь необходимо результата таким способом получается крайне редко. Больной не может взвесить все факторы и объективно посмотреть на ситуацию со стороны, поэтому найти причину проблемы и устранить ее у него не получится.

    Поэтому необходимо доверить терапию опытному психотерапевту, который способен полноценно воздействовать на личность и вылечить имеющиеся расстройства психики. Для этого врач должен выяснить причину патологического состояния и подтолкнуть пациента к тому, чтобы он рассказал, что его беспокоит.

    Постепенно больной перестанет чувствовать себя жертвой обстоятельств и поймет, что нельзя изменить прошлое, но можно постараться не допустить повторения подобных ситуаций в будущем.

    Важно

    Во время сеанса психотерапии врач узнает все о страхах пациента и об их природе, ведь они являются защитной реакцией организма. Выслушав больного, психотерапевт выскажет свою точку зрения, а затем даст необходимые советы и рекомендации. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные методы купирования невротической симптоматики, например, групповая психотерапия, гипнотерапия и т.д.

    После пройденного курса, большинство пациентов чувствуют себя значительно лучше. Они с позитивом смотрят в будущее, а пережитые ситуации больше не вызывают дискомфорта. Психотерапия делает таких людей крепче, и они без особого труда будут справляются со стрессом и паникой.

    Психотерапевт часто делает уклон на работе пациента. Его трудовая деятельность — это не только способ зарабатывать деньги, но и возможность для реализации своего творческого потенциала. Для осознания этого факта, врач поможет расширить кругозор больного, и он сможет по-новому взглянуть на вещи и легче переживать удары судьбы.

    На курсах психотерапии пациентам рекомендуют завести себе хобби. Им может являться любое увлечение, например, сбор марок или рисование, но важно, чтобы это действие приносило удовольствие. Хобби помогает расслабиться и забыть о пережитом стрессе, поэтому лечение проходит значительно быстрее.

    В тяжелых случаях врач посоветует совмещать вместе с курсом психотерапии медикаментозное лечение. В него будут входить препараты для успокоения пациента. Самостоятельно принимать их запрещается, так как такие лекарства имеют множество противопоказаний и иногда вызывают привыкание.

    Методы лечения

    Психотерапия неврозов включает в себя следующие методики:

    • Индивидуальная беседа. Лечение проводится с помощью разговоров наедине с пациентом;
    • Групповая терапия. Специалист собирает группы, ориентируясь на определенные критерии, например, возраст, причину расстройства и пол. Цель такого лечения заключается в том, чтобы человек посмотрел на похожие ситуации со стороны и поделился своими проблемами. Во время сеанса люди обсуждают способы выхода из сложившихся ситуаций и поддерживают друг друга;
    • Гипнотерапия. Используется узким числом специалистов для влияния на симптоматику свойственную неврозу;
    • Аутогенный тренинг. Метод служит преимущественно для купирования вегетативных проявлений патологии и основан на самовнушении;
    • Наркопсихотерапия. Для лечения используются медикаменты содержащие наркотические вещества. Используется такое лечение в основном при наличии ярко выраженной истерии;
    • Рациональная психотерапия. Эффект от такого типа лечения достигается за счет оказания влияния на разум больного и его логику. Использовать рациональную психотерапию можно как наедине с пациентом, так и во время групповой терапии;
    • Семейная психотерапия. На сеанс больной приходит вместе со своими близкими родственниками. Суть такого лечения заключается в нормализации микроклимата в семье и восстановлении нормальных отношений.>

    Обычно врач ограничивается индивидуальными беседами, но иногда он комбинирует несколько методик. Подбор способа лечения будет зависеть от причины болезни и факторов, влияющих на ее возникновение.

    Психотерапия для детей

    Малыши часто страдают от неврозов и не всегда могут выразить это словами. Заметить наличие проблемы можно по таким признакам:

    • Навязчивые движения;
    • Недержание мочи;
    • Прикусывание губ;
    • Нарушенный ритм сна;
    • Раздражительность;
    • Излишняя плаксивость;
    • Тревожность.

    Использовать взрослые методы психотерапии для лечения малышей крайне сложно. В столь юном возрасте понять всю суть проблемы и своего страха невозможно. В таком возрасте преимущественно используется отвлекающая терапия, целью которой является переключение внимание ребенка на другие факторы.

    Лечение неврозов у малышей врачи часто сравнивают с педагогикой, так как детей нужно учить правильно реагировать на внешние раздражители. Важно воспитывать в них личность и укрепить психику перед стрессовыми ситуациями.

    Во время работы с ребенком врач зовет всех близких родственников, окружающих малыша. Суть такого метода лечения особо не отличается от семейной психотерапии, но в этом случае, акцент идет на отношение взрослых к малышу.

    Совет

    Во время сеансов психотерапевт будет объяснять, как лучше вести себя в той или иной ситуации и что лучше не делать в присутствии ребенка. Специалист скорректирует реакцию малыша на определенные действия со стороны взрослых.

    Психотерапия при неврозах важна для быстрой и эффективной нормализации психики человека.

    После нее люди становятся более позитивными и не зацикливаются на пережитом. Подходит она не только взрослым, но и детям, но в случае с малышами используются другие методы лечения.

    Источник: http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/psihoterapiya-nevrozov-i-metody-ee-lecheniya.html

    Лечение невроза у детей: причины, симптомы и профилактика

    В мире информационных технологий люди порой забывают о важности живого общения. Самое страшное, когда от недостатка родительского внимания и заботы страдают маленькие дети, становясь замкнутыми и угрюмыми.

    Наше время можно назвать эпохой повальных разводов – каждая вторая семья разрывает свой брачный союз. Несомненно, что проживание и воспитание в неполной семье или с неродной мачехой/отчимом пагубно влияет на неокрепшую психику ребенка.

    Необходимо знать, как правильно осуществлять лечение невроза у детей.

    Невроз – это расстройство нервной системы, возникающее как ответная реакция на психотравмирующие раздражители. При патологии наблюдаются отставания в развитии важных высших нервных функций.

    Описание проблематики невроза

    Важно! Согласно статистике, детским неврозом страдает четверть всех детей в возрасте от 2 до 5 лет.

    Опасность неврозов заключается в том, что малыши в возрасте до 3 лет не умеют в полной мере объяснить свои страхи, испуги и эмоции, в связи с чем затрудняется выявление и лечение невроза в кратчайшие сроки. При несвоевременном выявлении отклонения либо при бездействии невроз может продолжаться вплоть до подросткового возраста.

    Если вы заметили у малыша один или сразу несколько симптомов заболевания, нужно немедля обратиться за лечением к врачу. Он поставит диагноз, выявит причинывозникновения недуга, пропишет необходимый курс лечения.

    Итак, как правильно должно проходить лечение невроза у детей, как определить эту болезнь?

    к содержанию ↑

    Причины возникновения

    Неврозы у детей – довольно распространенное заболевание, тем не менее, поддающееся лечению при своевременном выявлении болезни. Незрелая нервная система детей очень подвержена психологическому влиянию извне, поэтому неврозы чаще всего, впервые проявляются именно в детском возрасте.

    Внимание! Нервные расстройства начинают развиваться в промежутке от 2 до 3 лет, либо от 5 до 7лет. Родителям следует обратить особое внимание на состояние ребенка, находящегося именно в этом уязвимом возрасте и начать лечение.

    Ошибка большинства родителей состоит в том, что они часто не обращают внимания на проявления тревожности ребенка, считая, что «нервный» период пройдет сам по себе. Однако невроз, без должного лечения, сам пройти не может. Необходима точная постановка диагноза и немедленное лечение по устранению невротического состояния.

    Неоказание помощи при неврозоподобном состоянии может привести к возникновению проблем в коммуникации с окружающими людьми, а также повлиять на общее состояние здоровья. В конце концов, невроз может привести к глобальным изменениям в психологическом укладе личности без лечения.

    Прежде чем приступать к лечению невроза у детей, нужно выяснить, какие факторыспровоцировали его появление. Никакое лечение не поможет, если не устранить негативные стресс-факторы, так как они будут продолжать влиять на детскую психику, нарушая ее все сильнее.

    Большинство детских неврозов возникают на фоне нестабильной обстановки в семье. Если родители часто ругаются, разговаривают друг с другом на повышенных тонах или, того хуже, прикладывают по отношению друг к другу физическое насилие, то не удивительно возникновение отклонений в психике ребенка.

    На формирование невроза могут влиять:

    • тип воспитания (гиперопека, авторитарное воспитание, неприятие);
    • темперамент;
    • пол и возраст ребенка;
    • тип строения тела (нормальное телосложение, астеническое или гиперстеническое);
    • некоторые черты характера (стеснительность, возбудимость, гиперактивность).

    Внимание! Доказано, что неврозы характерны детям с лидерскими наклонностями, кто хочет быть лучше остальных, тем, кто во всем желает быть номером один.

    Факторы, вызывающие невроз, можно классифицировать по следующим группам:

    Социальные факторы:

    • Избыточное или недостаточное живое общение с ребенком;
    • Неумение или нежелание родителей понять и решить детские проблемы и начать лечение;
    • Наличие в семье регулярных травмирующих событий – алкоголизма, наркомании, распутного поведения родителей;
    • Неверный тип воспитания – чрезмерная опека или, наоборот, недостаточное проявление внимания и заботы;
    • Запугивание детей угрозой наказания или несуществующими злобными персонажами (только вредит лечению невроза).

    Социально-культурные факторы:

    • Проживание в крупном городе;
    • Недостаточное количество времени на полноценный семейный отдых;
    • Неблагоприятные жилищные условия.

    Социально-экономические факторы:

    • Постоянное пребывание родителей на работе;
    • Привлечение к воспитанию детей посторонних людей;
    • Неполная семья или наличие мачехи/отчима.

    Биологические факторы:

    • Частые недосыпы, бессонницы;
    • Генетическое наследование психического расстройства;
    • Интеллектуальные или физические чрезмерные нагрузки;
    • Патология во время беременности, называемая гипоксией плода.

    Важно! Методику лечения невроза у детей подбирают исходя из вызвавших его причин и вида невроза.

    к содержанию ↑

    Симптомы невроза у детей

    Нервное расстройство может проявляться разными способами. Признаки невроза напрямую зависят от его разновидности, однако можно выделить ряд общих симптомов, характерных для всех неврозоподобных состояний.

    • Нарушения режима сна. Симптом может проявляться в виде бессонницы, лунатизма, частых ночных кошмаров. Детей, у которых присутствует этот симптом, очень трудно разбудить утром, потому что за ночь они не могут выспаться из-за постоянно прерывающегося и беспокойного сна. Лечение невроза нужно начать с устранения таких симптомов;
    • Расстройство аппетита. У детей дошкольного и младшего школьного возраста расстройство аппетита может проявляться в форме отказа от еды, возникновения рвотного рефлекса при приеме пищи. У подростков в качестве невротических реакций возникает булимия или анорексия. Сразу начинайте лечение невроза в таком возрасте.
    • Быстрое появление чувства усталости, вялости, боли в мышцах даже после незначительных нагрузок;
    • Внешние проявления нервозности, такие как частая плаксивость, обгрызание ногтей, волос. Для борьбы с такими факторами нужно обратить к врачу за лечением невроза;
    • Частые головные боли и головокружения, требующие лечения;
    • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
    • Физические отклонения от нормы, такие как нарушение дыхания, повышенное потоотделение, изменение артериального давления. Требуют срочного лечения невроза;
    • Приступы беспричинного страха, в запущенных случаях приводящие к галлюцинациям. Маленькие дети могут бояться темноты и таящихся в ней чудовищ. Лечение невроза в этом случае должно быть комплексным;
    • Состояние ступора, заторможенности;
    • Депрессивные, подавленные состояния.

    Родители при обнаружении раздражительности, плаксивости, нервозности ребенка должны сразу показать его специалистам и начать лечение. Разумеется, детский врач педиатр в этой беде ничем помочь не сможет. Обращаться нужно напрямую к положительно зарекомендовавшему себя детскому психотерапевту, который обладает богатым опытом в лечении невроза у детей.

    к содержанию ↑

    Дети из группы риска заболеть неврозом

    Неврологические отклонения чаще всего проявляются у детей с определенными особенностями психической деятельности и типом характера.

    Таким образом, неврозы чаще всего появляются у детей, которые:

    • Склонны к яркому выражению своих эмоций и чувств. Такие дети очень нуждаются в любви и внимании со стороны близкого окружения. Если потребность в заботе не удовлетворяется, детей начинают терзать сомнения и страхи, что их не любят, что они никому не нужны;
    • Часто болеют. Родители относятся к часто болеющим детям очень бережно, чрезмерно опекают, осуществляют лечение и оберегают. У детей в такой ситуации формируется чувство беспомощности, переходящее в неврозоподобный синдром;
    • Воспитываются в неблагополучной семье. Неврозам подвержены дети, воспитываемые в асоциальных семьях, в приютах и детских домах.

    Даже если вашего ребенка нельзя соотнести с представленными категориями, это не дает гарантии, что он не заболеет неврозом. Выявить психическое расстройство и начать лечение поможет внимательное наблюдение за изменениями в поведении ребенка.

    к содержанию ↑

    Разновидности неврозов

    Психологами и неврологами предложено много классификация невротических состояний по различным критериям. Наиболее простой является их деление по клиническим проявлениям для верного лечения невроза.

    к содержанию ↑

    Невроз навязчивых движений – наиболее часто встречающаяся в детском возрасте разновидность психического расстройства. Заболевание может сопровождаться частым морганием, покашливаниями, вздрагиваниями.

    Навязчивые состояния – это бессознательные, часто повторяющиеся поступки, которые возникают при сильнейшем эмоциональном всплеске вследствие потрясения или пережитого стресса.

    Ребенок, страдающий этой разновидностью невроза, может:

    1. грызть ногти или посасывать пальцы;
    2. трогать свои половые органы;
    3. дергать конечностями;
    4. крутить и теребить волосы.

    Если навязчивые действия в раннем детском возрасте не подвергнуть лечению, они могут вновь проявляться при вспышках нервозного состояния уже в старшем возрасте.

    Ребенок зачастую понимает, что многократно выполняемые им действия могут носить аморальный характер, не одобряемый в обществе. Это может повлечь за собой чувство отчуждения от общества – замкнутость, необщительность, интроверсию. Если сразу начать лечение невроза, можно избежать вредных привычек.

    Невроз навязчивых состояний сопровождается не только постоянным повторением каких-то действий ребенка, но и общими симптомами этого заболевания, такими как нарушение сна, повышенная плаксивость, нарушение аппетита.

    к содержанию ↑

    Невроз, связанный с чувством страха

    Невроз чувства страха имеет много вариаций – от страха темноты до боязни смерти. Приступы наиболее часто возникают во время сновидений, либо, когда ребенок остался в одиночестве на долгое время. Необходимо сразу начинать лечение невроза.

    Специфика страхов зависит от возраста ребенка:

    • У малышей в возрасте до 7 лет часто встречается страх остаться одному дома, боязнь темноты, страх перед вымышленными персонажами из художественных произведений или мультфильмов. Ошибка родителей – намеренно провоцировать становление этой разновидности невроза, специально устрашая детей бабайкой, полицейским или злым волком. Это ухучшает лечение невроза.
    • У детей младшего школьного возраста развивается страх получить плохую оценку, выговор от учителя перед всем классом, страх перед более взрослыми ребятами. На фоне этих страхов ребенок может отказываться ходить в школу, мотивируя свои отказы обманом (болезнью, плохим самочувствием). В момент лечения невроза нужно чаще поощрять ребенка.

    В группу риска возникновения этой разновидности невроза входят дети, не посещавшие детские сады, большую часть времени проводившие дома. Как правило, они не умеют правильно общаться со сверстниками и очень переживают по этому поводу. Такие дети требуют должного лечения невроза.

    к содержанию ↑

    Неврастения

    Неврастения – это расстройство нервной системы, проявляющееся в быстрой утомляемости, апатичности и недостаточной концентрации внимания. Наряду с вышеперечисленными симптомами имеет место низкий уровень физической активности.

    Как правило, данная разновидность невроза возникает у школьников разного возраста из-за повышенных нагрузок в школе. Если ребенок посещает дополнительные кружки или секции, риск возникновения неврастении становится еще выше.

    В группу риска входят дети с ослабленным здоровьем, физически не подготовленные. Такие дети очень остро реагируют на внешние раздражители. Обычно они заторможены, часто плачут, страдают отсутствием аппетита, нарушениями сна. Невротические реакции влекут за собой мигрень, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Такой невроз требует лечения.

    к содержанию ↑

    Депрессивный невроз

    Этот вид невроза характерен только для подростков. Ребенок стремится отдалиться от взрослых, переживает первую любовь, отношения со сверстниками, постоянно плачет. На фоне нервного расстройства происходит падение самооценки, ухудшение отношений с родителями, снижение школьной успеваемости.

    Ребенка, страдающего чувством депрессии, можно вычислить по внешним признакам – выражение грусти на лице, тихая неясная речь, невыразительная мимика и жесты.

    Обратите внимание

    Обычно подростки в состоянии депрессивного невроза малоподвижны, почти ничего не едят, мало спят по ночам.

    Депрессивное состояние требует срочного лечения во избежание более тяжелых, необратимых последствий – таких, как суицид. При первых признаках нужно начинать лечение невроза.

    к содержанию ↑

    Истерический невроз

    Истерики свойственны маленьким детям дошкольного возраста в том случае, когда им не удается получить желаемое. Такие детишки с громкими воплями могут биться головой об стену, кататься по полу, топать ногами. Ребенок может притворно показать сцену истерического кашля, рвоты, удушья. Нередко истерики сопровождаются судорогой конечностей, которые требуют лечения.

    Важно! Иногда несвоевременное лечение невроза у детей может вызвать логоневроз, анорексию или недержанию мочи.

    к содержанию ↑

    Лечение у детей

    Родители, обнаружив признаки развивающегося невроза у своего ребенка, начинают задаваться вопрос – какой врач осуществляет лечение невроза у детей? Само собой разумеется, что в компетенцию обычного педиатра этот вопрос не входит. В такой ситуации нужно обращаться к профессиональному детскому психотерапевту для лечения. Именно психотерапия является главным методом лечения этого недуга.

    Лечение нервных расстройств с помощью психических воздействий называется психотерапией.

    Вместе с ребенком курс лечения психотерапией рекомендуется пройти и его родителям – это способствует нормализации обстановки в семье, налаживанию контактов, укреплению брачных взаимоотношений и коррекции воспитательных процессов.

    Для того чтобы повысить действенность лечения психотерапией возможно применение физиотерапии и рефлексотерапии. В крайних случаях по согласованию со специалистом во время психотерапии допускается дополнительное лечение медикаментозными препаратами.

    Выделяют три вида лечения психотерапией:

    1. Семейное лечение. Проводится в несколько этапов. Первоначально психотерапевт изучает психологическую обстановку в семье, выявляет возможные проблемы для лечения. Затем проводятся семейные разговоры с привлечением старшего поколения – бабушек и дедушек ребенка. На следующем этапе психотерапевт организует совместную деятельность ребенка с родителями – игры, рисование для лечения. В процессе игры родители с детьми могут меняться ролями. Во время проведения таких лечений устанавливается оптимальный вариант семейных взаимоотношений, способствующий избавлению от психологических конфликтов.
    2. Индивидуальное лечение. Психотерапевт может использовать приемы психологического внушения, методики арт-терапии, аутогенной тренировки. Многим детям помогает успокоиться и привести нервы в порядок процесс рисования. К тому же специалист, наблюдая за ребенком в процессе рисования, может составить его психологический портрет – особенности личности, уровень самооценки, наличие фантазии, объем кругозора для верного лечения. Игровая терапия направлена на создание стрессовых ситуаций, из которых ребенок должен сам найти пути выхода.
    3. Групповое лечение. Используется при лечении невроза у детей в запущенной стадии. Количество членов группы зависит от их возраста – чем младше дети, тем меньше их должно быть в группе для лечения. В общей сложности, детей в группе не должно быть больше 8 человек. Детки в группах вместе посещают выставки, музеи, обсуждают полученные впечатления для должного лечения. В процессе групповой терапии развивается навык общения со сверстниками, рушатся психологические барьеры, поднимается самооценка.

    Лечение невроза у детей предполагает использование терапевтических способов, таких как гипноз, лечение сказками, игровая терапия, фитотерапия.

    Не рекомендуется начинать лечение с приема медикаментозных препаратов – к этому варианту возможно прибегнуть, только когда психотерапия не оказывает должного положительного воздействия.

    Разумеется, прием медикаментов для лечения нужно согласовывать с врачом и строго следовать его предписаниям. Осуществляйте профилактику состояния невроза заранее.

    Источник: https://stopvsd.net/nevroz/nevroticheskie-reaktsii-u-detej/

    Детский невроз: специфика болезни и методы ее лечения

    В действующей Международной классификации болезней невроз не выделяется как отдельное заболевание и входит в категорию патологий, определенных общей формулировкой «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства».

    Тем не менее, упраздненный термин по-прежнему продолжает достаточно широко применяться во врачебной (в частности — педиатрической) практике.

    Под понятием «невроз» подразумевают обратимые функциональные расстройства психики, спровоцированные воздействием на нее травмирующих факторов.

    Важно

    При неврозе клетки головного мозга не претерпевают каких-либо деструктивных изменений, однако имеет место выраженное нарушение их нормальной деятельности. Возникновение у ребенка симптомов невротического расстройства должно послужить для родителей серьезным основанием для обращения за медицинской помощью.

    В противном случае патология может прогрессировать, существенно ухудшая качество жизни ребенка и негативно отражаясь на его общем самочувствии.

    Почему возникают неврозы у детей?

    Причины развития неврозов у детей чаще всего кроются в следующих факторах:

    • неблагоприятные социально-бытовые условия, проживание ребенка в «неблагополучной» семье;
    • неправильные методы родительского воспитания — завышенные требования, авторитаризм, гиперопека, практика физических наказаний;
    • изменения привычного образа жизни — начало посещения ребенком детсада или школы, переезд семьи на новое место жительства;
    • конфликты с родителями или со сверстниками;
    • развод родителей, вступление матери или отца в новый брак, появление в семье другого ребенка;
    • ситуация хронического стресса, нервное перенапряжение, сильный испуг;
    • генетическая предрасположенность к невротическим расстройствам.

    В ряде случаев неврозы у детей развиваются как следствие сильной интоксикации или заболеваний, сопровождающихся общим ослаблением организма.

    Основные группы риска

    Вероятность развития невроза у детей может быть обусловлена возрастным и личностным факторами.

    Так, современной медициной установлено, что заболеванию наиболее всего подвержены:

    • малыши в возрасте 2-7 лет;
    • дети, проявляющие склонность к тревожным состояниям, беспокойствам, страхам;
    • малыши с повышенной эмоциональной восприимчивостью, обостренно реагирующие на различные жизненные ситуации;
    • дети, обладающие лидерскими качествами и имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
    • дети-интроверты, сосредоточенные на собственном внутреннем мире и не склонные делиться переживаниями с окружающими.

    Детский невроз: симптомы и признаки

    Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д.

    В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:

    • повышенная утомляемость;
    • плаксивость, раздражительность;
    • снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
    • пугливость, мнительность, появление фобий;
    • изменения мимики, различные проявления нервного тика;
    • расстройства сна, нарушения аппетита;
    • хронические головные боли, головокружения;
    • онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
    • заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
    • истерические припадки;
    • приступы внезапного страха (панические атаки).

    При возникновении у ребенка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта. В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.

    Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребенка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.

    Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина

    В зависимости от возраста ребенка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:

    • Сеансы групповой/индивидуальной психотерапии при участии родителей, направленные на исследование и коррекцию внутрисемейного психологического климата.
    • Игровая терапия, помогающая ребенку выработать правильное отношение к сложным ситуациям, научиться противостоять стрессовым факторам, побеждать негативные эмоции, справляться со страхами.
    • Арт-терапия (рисование, лепка, занятия аппликацией), позволяющая специалистам получить более полное представление о психологическом портрете ребенка и отслеживать динамику заболевания в процессе лечения.
    • Суггестивная психотерапия — внушение ребенку, находящемуся в состоянии бодрствования (реже — гипноза), определенных психологических установок, способствующих его выздоровлению.
    • Аутогенные тренировки, ориентированные на снятие психического напряжения и нейтрализацию симптомов невротического расстройства.
    • Анималотерапия («лечение животными»), способствующая развитию у ребенка навыков взаимодействия с окружающим миром, избавлению от стресса, улучшению работы детской нервной системы и психики в целом.
    • Медикаментозное лечение невроза у детей применяется в исключительных случаях и выступает лишь в качестве дополнения к психотерапии, которая играет приоритетную роль в борьбе с заболеванием.

    Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребенка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы. Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания. Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.

    Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/detskie_bolezni/detskiy_nevroz_spetsifika_bolezni_i_metody_ee_lecheniya/

    Невроз у ребенка: распознать и ликвидировать

    Мы живем в довольно странное время – нас повсеместно окружает прогресс, высокие технологии, усовершенствованные методики обучения. Но у нас остается все меньше времени на живое общение между собой. А самое страшное, что от этого страдают дети.

    Родители, увлеченные гаджетами, оставляют все меньше свободного времени на контакт со своими чадами, вследствие чего вторые становятся замкнутыми и мрачными.

    Современность можно смело назвать эпохой разводов, и видимо, на личностных и интимных отношениях также сказывается дефицит общения. Итог – разводы, дальнейшее проживание ребенка с неродным отцом, и все вытекающие из этого последствия.

    Детский невроз, к сожалению, перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. Согласно неутешительным статистическим данным, от него страдают до 26% всех детей в возрасте от 2 до 7 лет.

    При ненадлежащем лечении или его полном игнорировании, малыш может перенести заболевание и в пубертатный возраст, что и вовсе оканчивается плачевно.

    Невроз у ребенка имеет несколько разновидностей, и, соответственно, может проявляться по-разному. Если вы отметили у своего крохи какие-либо симптомы данного нарушения, вам срочно нужен врач, который поможет разобраться в реальном диагнозе и установить его причинно-следственные связи.

    Итак, как можно лечить невроз у ребенка, и по каким проявлениям его идентифицируют?

    Содержание статьи

    Совет

    Неврозы у детей являются очень распространенным, но, к счастью, обратимым заболеванием.

    Правда, некоторые родители, замечая тревожные признаки подобных нарушений, закрывают на них глаза и списывают все на возраст, считая, что их малыш это дело «перерастет».

    Нет, не перерастет! Неврозы не склонны к самостоятельной ликвидации без надлежащего лечения – это следует уяснить для себя сразу. А вот усилиться и развиться они очень даже могут.

    Поэтому если вы не хотите, чтобы впоследствии ваш ребенок начал грызть ногти, а при малейшем грубом замечании начинал истерично плакать навзрыд, стоит принимать меры в неотложном порядке.

    Методику лечения подобных состояний подбирают в зависимости от того, как именно они проявляются. Здесь немаловажны также виды неврозов, которые могут различаться и по этиологии, и по проявлениям, и по течению.

    Прежде чем лечить невроз у ребенка, вы должны тщательно выяснить, что именно его спровоцировало. Дело в том, что даже самый опытный и грамотный врач не сможет помочь вашему чаду, если провоцирующие факторы для невротических расстройств будут в постоянном режиме окружать малыша, или находиться от него в непосредственной близости.

    Таким образом, вы будете подвергать детскую психику постоянным негативным изменениям, что может вызвать не только рецидив, но и более серьезные проблемы, или усугубление текущих. Лечат невроз у ребенка разнообразными препаратами, а также занятиями с психологом (в ряде случаев). Но помните – если вы не устраните первоисточник проблемы, вы будете сталкиваться с нею снова и снова.

    Детская психика очень лабильна и ранима. Эмоциональный фон – ярок и многогранен. То, что кажется вам с высоты вашего возраста сущим пустяком, может стать для малыша настоящей личной трагедией.

    Поэтому большинство детских неврозов возникает на фоне характерных психологических травм, особое место среди которых занимает напряженная обстановка в семье.

    Обратите внимание

    Если вы с супругом бесконечно скандалите и кричите, или, того хуже, у вас в доме систематически проявляется бытовое насилие, удивляться такому состоянию малыша здесь не приходится.

    1. Хронический стресс, вызванный постоянными ссорами между родителями и другими членами семьи;
    2. Агрессивная обстановка в социуме, например, детском саду, школе или кружке;
    3. Перенесенный стресс или испуг, полученный на фоне аварии, удара, падения, резкого звука, услышанного в темноте (здесь также имеет место развитие тревожных состояний, которые необходимо лечить дополнительно);
    4. Заболевания, перенесенные малышом, особенно тяжелые, а также оперативные вмешательства и реабилитационные процессы после них;
    5. Наследственный фактор – если кто-то из родителей страдает подобными расстройствами, вероятность генетического наследования весьма велика;
    6. Неблагоприятное течение беременности у матери – асоциальный образ жизни, постоянное пребывание в атмосфере страха или стресса, недостаточное питание и др., все, что может привести к острой или хронической гипоксии плода (кислородному голоданию), а также спровоцировать частичные поражения ЦНС эмбриона;
    7. Чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки (если вы отдали ребенка в секцию, следите за тем, чтобы любые нагрузки, включая умственные, наращивались постепенно, поскольку резкого перенапряжения лабильная психика ребенка может не выдержать);
    8. Расстройства сна, провоцирующие постоянное недосыпание и усталость;
    9. Гиперопека и «лишение свободы» со стороны родителей (это является причиной неврозов в более взрослом возрасте, скорее на пороге пубертата, чем в раннем детстве);
    10. Излишняя строгость в воспитании, постоянные запреты и нравоучения от самых близких и авторитетных людей – родителей.

    Очень часто неврозы возникают на фоне родовых травм.

    Причем, вопреки распространенным заблуждениям, характерные заболевания, являющиеся их осложнениями, могут проявиться отнюдь не в младенческом возрасте.

    Невротические нарушения проявляются в основном там, где для них есть определенная благоприятная почва. То есть, у детей с некоторыми особенностями нервно-психической деятельности и определенным складом характера.

    Так, неврозам наиболее подвержены дети, которые:

    • Чересчур эмоциональны (такие малыши могут плакать над мультфильмом, крайне тяжело переносить разлуку с мамой, становиться беспокойными без видимых на то причин);
    • Беззащитные и ранимые, неспособные отстоять себя и защитить свои интересы;
    • Интроверсивные (замкнутые, необщительные, склонные «переваривать» эмоции и впечатления внутри себя);
    • Тревожные, пугливые, боящиеся различных вещей, вроде темноты или определенных предметов;
    • Впечатлительные и обидчивые;
    • Противоречивые;
    • Неустойчивые в своем рационализме;
    • Обладающие высокой потребностью в самовыражении.

    Однако даже если у вашего малыша нет ни одного из перечисленных качеств, это не дает вам гарантии, что невроз обойдет его стороной, особенно если вы невольно провоцируете его развитие.

    Подобные расстройства проявляют себя по-разному. Среди общих признаков неврозов есть даже те, что противоречат друг другу. Многое зависит и от того, какой именно невроз имеется у вашего ребенка. А он может быть, как минимум, тревожным, ипохондрическим, депрессивным, астеническим или истерическим.

    Если говорить об обобщенных проявлениях, стоит выделить такие симптомы:

    • Парасомнии (нарушения сна) – могут проявляться в прерывистом сне, полной бессоннице, ночных кошмарах;
    • Расстройства аппетита – у детей младшего возраста может проявляться рвотный рефлекс, отказ от еды, подавление чувства голода; у подростков – нервная анорексия или булимия;
    • Быстрая утомляемость, слабость и вялость тела, мышечные боли;
    • Нервные признаки – обгладывание ногтей, пожимание плечами, глазной тик;
    • Головные боли, спазмы сосудов головного мозга, снижение интеллектуальных способностей, в частности, усвоения и запоминания;
    • Головокружения;
    • Спастические боли со стороны органов желудочно-кишечного тракта;
    • Недержание кала или мочи (энурез может сохраняться в любом возрасте);
    • Кашель, першение в горле, усмешки (также стоит отнести к «нервным признакам»);
    • Судороги и нарушения двигательных функций;
    • Истеричные состояния;
    • Страхи, тревоги, беспокойство без видимых причин;
    • Подавленное, угнетенное, депрессивное состояние.

    Если вовремя не принять меры, болезнь будет только прогрессировать, и при случае может проявить себя самым неожиданным, и даже фатальным образом.

    Вас наверняка интересует, какой именно врач лечит невроз, поскольку логично, что педиатр явно не является компетентным в этом вопросе. С неврозами и подозрениями на них вам нужно обращаться в детскому психотерапевту.

    Методы лечения подобных расстройств многообразны, и мы не можем сказать вам, какими конкретно препаратами лечат невроз.

    Вообще, врачи стараются максимально оттянуть обращение к медикаментам, и используют другие терапевтические способы. Например, так называемое лечение сказками, гипноз, игры, фитотерапия.

    Лишь в последнюю очередь, когда ничего не помогает, назначаются традиционные синтетические препараты.

    Пусть ваш малыш растет здоровым!

    Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/zdorove_malyshej/lechit-nevroz-u-rebenka

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector