Диагноз рцон (резидуальная церебральная органическая недостаточность) у ребенка: что это такое, причины, симптомы, лечение

Церебральная недостаточность: современные аспекты диагностики и терапии

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – патология, которая представляет собой результат отклонений в нервной системе ребенка, которые развивались либо еще в утробе матери, либо после рождения.

Это обусловлено поражением отдельных участков мозга, что, в свою очередь, выражается в симптомах, которые затрудняют процесс социализации ребенка и ограничивают его физические возможности.

Сущность и этиология РЦН

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Обратите внимание

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Последствия неконтролируемого развития патологии

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Диагностика отклонения и современное лечение

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем. Единственное условие для этого – своевременное лечение и глубокая вовлеченность родителей в этот процесс.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/drugie/cerebralnaya-nedostatochnost.html

Диагноз: Резидуальная церебральная органическая недостаточность — Нейротори

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – это заболевание, которое характеризуется отклонениями в нервной системе ребенка.
Эти отклонения, как правило, развиваются во внутриутробном периоде. заметны они становятся после рождения младенца (с 2х месяцев). Причина этого недуга кроется в поражении отдельных участков головного мозга.

Симптомы РЦОН затрудняют процесс развития головного мозга ребенка и во многом ограничивают его интеллектуальные возможности. Выраженность клинической картины зависит от того, в каком месте локализуется поражение участка головного мозга.

Данное заболевание имеет следующие симптомы:
— быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость;
— быстрая утомляемость;
— нарушенный ночной сон, головные боли и обмороки;
— слабость и головные боли;
— метеозависимость;
— дрожание губ, век, моргание, нервный тик, непереносимость шумов и громких звуков, яркого света;
— непереносимость поездок (тошнота и рвота);
— моторные нарушения (заторможенность/импульсивность);

— мраморный оттенок кожи, холодные конечности.

Важно

Также к признакам РЦОН можно отнести неспособность ребенка школьного возраста срисовать какие-либо элементы с образца, пропуск букв или слогов при чтении.

Если говорить о внешних признаках РЦОН, то к ним относятся (как исключения):
— выдвинутая вперед верхняя челюсть;
— деформация черепа;
— широко расположенные глаза.

Как правило, дети с данным диагнозом часто могут впадать в истерики, в депрессию; могут вести себя агрессивно. Также для них характерны такие явления, как озноб, судороги и усиленное потоотделение.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность возникает вследствие остаточных проявлений, которые возникают при поражении центральной нервной системы. Это происходит в перинатальный, родовой или младенческий период жизни малыша.

К основным факторам, которые увеличивают риск развития данного недуга, относятся:
— инфицирование во время беременности;
— длительное пребывание беременной в состоянии стресса или депрессии;
— тяжелые физические нагрузки во время беременности;
— попытки прерывания беременности;
— наличие вредных привычек у беременной;
— преждевременные роды;
— отслоение плаценты;
— травмы, которые получены ребенком во время родов;
— травмы головы, которые новорожденный получил в первые месяцы жизни;
— иммунологическая несовместимость матери и ребенка;

Кроме того, РЦОН может возникнуть вследствие наследственной предрасположенности

Диагностировать резидуальную церебральную органическую недостаточность могут детский невролог, нейропсихолог. Клинические методы исследования:
— Электроэнцефалограмма головного мозга;
— Эхоэнцефалография;

— Реоэнцефалография сосудов головного мозга.

Важно начать лечение ребенка как можно раньше. В противном случае выраженность симптомов будет становиться ярче, и патология будет прогрессировать. Когда специалист поставит данный диагноз, ребенку будет назначено лечение. В комплекс лечения может входить витаминотерапия, телесно-ориентированная терапия, мануальная терапия, транскраниальная микрополяризация.

Нужно помнить о том, что ребенку во время прохождения лечения понадобится не только помощь врача, но и нейропсихолога, педагогов, родителей.

При РЦОН обязателен комплексный подход к лечению, иначе этот недуг может перейти в такие осложнения:
— задержка речевого развития;
— сложности в развитии навыков чтения и письма;
— артикуляционные отклонения;

— зависимость от токсических веществ и алкоголя в таком случае может развиваться очень быстро.

Источник: http://neyrotori.ru/diseases/rcon/

Резидуальная церебральная органическая недостаточность

Резидуальную церебральную органическую недостаточность (РЦОН или РЦН) диагностируют при патологии нервной системы, которая развивается в антенатальном или послеродовом периоде. В практической медицине такой диагноз определяют примерно у 8,5% малышей. Заболевание развивается на фоне различных невропатий и дополняет симптоматику невротических состояний.

Читайте также:  Невротический энкопрез (недержание кала у детей, мужчин и женщин): причины и лечение каломазания

Практическая медицина на сегодняшний день не может дать однозначного ответа о причинах появления такого стойкого поражения головного мозга. Насколько опасна болезнь для развития ребенка? На что следует обратить внимание родителей, чтобы вовремя определить патологию, диагностировать и начать своевременное лечение? Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Причины заболевания

Исследователи резидуальной церебральной органической недостаточности утверждают, что симптомы заболевания возникают в утробном и перинатальном периоде из-за поражения нервной системы.

В «группе риска», по мнению врачей, находятся беременные женщины после сорока лет. Хотя встречаются случаи рождения малышей данной патологии среди рожениц помоложе.

Выделяют несколько причин, провоцирующих развитие данного заболевания:

  • отслоение плаценты, вследствие чего формируется нарушения мозгового кровообращения и кислородное голодание;
  • вирусное инфицирование будущей мамочки, особенно в первом триместре беременности;
  • психоэмоциональные нарушения в течение беременности (тревожные, стрессовые и депрессивные состояния);
  • неудачное прерывание беременности;
  • злоупотребление вредными привычками (алкоголь, курение, употребление веществ наркотического содержания);
  • проживание в экологически загрязненных районах, вдыхание радиоактивных веществ;
  • использование витаминизированных лекарственных средств, БАДов;
  • малоподвижность и пассивный способ жизни;
  • кислородное голодание будущей мамочки во время вынашивания плода;
  • преждевременные роды;
  • физиологическая несовместимость матери и плода (конфликт резус-фактора);
  • анестезия во время проведения оперативного вмешательства или при кесаревом сечении;
  • травмирование при естественных родах;
  • травмирование малыша после родов в быту;
  • инфекции перинатального периода.

Симптомы

Для определения диагноза потребуется тщательное наблюдение, так как симптоматика заболевания похожа на неврозы.

Резидуальные нарушения связывают с комплексом симптомов:

  • повышенным внутричерепным давлением. Этот симптом считается общим для патологий головного мозга, поэтому потребуется использование инструментальных методов (эхоэнцефалограммы, исследование глазного дна ребенка);
  • астеническим синдромом, при котором наблюдается общая слабость малыша, утомляемость и сонливость;
  • нервное подергивание век, губ и плеч;
  • нарушения пищеварения;
  • «мраморный» вид кожных покровов, повышенный уровень потоотделения конечностей;
  • реакции организма на изменения погоды. Ребенок начинает капризничать или, наоборот, становиться вялым. Пульс при этом учащается, наблюдается скачкообразность артериального давления;
  • патологии в работе вестибулярного аппарата. Малыша тошнит на аттракционах в парке, езде в транспорте;
  • постоянные тревожные состояния, чрезмерный плач, частая смена настроения;
  • отрицательные реакции на свет и громкий звук;
  • биополярность моторных нарушений. Такие дети могут быть вялыми, медлительными, медленно включаются в любую деятельность, слабо концентрируют внимание. Они неактивны в школе, быстро устают и требуют отдыха. В иных случаях наоборот наблюдается гиперактивность и импульсивность. Такие дети в школе неусидчивые, возбуждены и суетливы.

О появлении резидуальной церебральной органической недостаточности свидетельствуют внешние нарушения в строении черепа, челюсти и зубов, ушей, широко расставленных глаз.

Как нужно действовать родителям?

После рождения ребенка нужно следить за развитием ребенка и фиксировать следующие этапы развития:

  • период самостоятельного удерживания головы;
  • переворачивание;
  • первые улыбки и этап «гуления».

В течение первого года жизни ребенку с таким заболеванием показан массаж, комплекс гимнастических упражнений, закаливание. Если болезнь диагностируют на ранних сроках и применяют своевременное лечение, то вполне возможно, скорректировать развитие ребенка и добиться положительной динамики выздоровления.

Вследствие позднего определения такой патологии возможны последствия в нарушении:

  • речевого и артикуляционного развития;
  • темпа речи от замедленного до быстрого;
  • низкая успеваемость в школе, дисграфия или дисклексия (письмо и чтение);
  • сложности в установлении социальных контактов.

Пренебрежительное отношение к лечению приведет к прогрессированию заболевания в течение формирования мозговой деятельности. Для мужчин такое развитие фиксируется на уровне двадцатипятилетнего возраста, для женщины — до двадцати лет.

Далее у взрослых на фоне резидуальной церебральной органической недостаточности развиваются различного рода зависимости (алкоголь или злоупотребление наркотиками).

Лечение

Официальная медицина рекомендует в случае этого заболевания использовать комплексный подход с использованием лекарственных средств, физиотерапии, гимнастических упражнений и занятия специалистом коррекционной педагогики (дефектолог, логопед, психолог). Кроме этого существуют методы фитотерапии, лечение с помощью продуктов пчеловодства, специально разработанной диетой и программой биомедицинской коррекции организма.

В целом, заболевание излечимо, но женщинам, решившим рожать, после сорока нужно учитывать опасные факторы формирования плода и постоянно находиться под врачебным присмотром. В случае рождения ребенка с родовой травмой, родителям важно внимательно относится к любым отклонениям в развитии малыша при любых отклонениях обращаться за врачебной помощью.

Источник: https://www.psyportal.net/134625/rezidualnaya-tserebralnaya-organicheskaya-nedostatochnost/

Резидуальная церебральная органическая недостаточность

Заболевание представляет собой изменения анатомических и функциональных свойств нервной системы младенца, появившиеся в антенатальный и неонатальный период. По своей сути – поражения мозговых структур.

Резидуально органическое поражение ЦНС — что это такое?

Заболевание проявляется как последствие патологии структур ЦНС во внутриутробный или неонатальный период. Повреждение участков головного мозга провоцирует появление симптомов, затрудняющих социальную адаптацию ребенка и ограничивающих его физическое развитие.

За последние годы процент детей с данным заболеванием увеличился. Среди малышей с дегенеративно-дистрофическими патологиями нервной системы, более восьми процентов страдает резидуально органическим поражением ЦНС.

Церебральная недостаточность возникает в последние месяцы антенатального развития, в момент прохождения малыша по родовым путям либо в первые недели жизни. Недуг в равной степени поражает мальчиков и девочек, а его клинические проявления становятся заметными приблизительно в двухмесячном возрасте.

Совет

Точные причины возникновения заболевания неизвестны, однако врачи установили факторы риска, при наличии которых, увеличивается вероятность проявления РЦН у младенца.

Среди этих факторов надо выделить:

  • беременность в позднем репродуктивном возрасте (для женщин старше 40 лет);
  • неблагоприятные экологические условия;
  • чрезмерные физические нагрузи матери в период вынашивания;
  • инфекционные заболевания;
  • стресс, истерические или депрессивные состояния во время беременности;
  • попытки искусственного аборта, преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прем наркотиков, курение табака или сильнодействующих фармацевтических препаратов;
  • интоксикации;
  • плацентарная недостаточность, обвитие плода пуповиной;
  • травмы малыша в процессе акушерских манипуляций или после рождения;
  • резус-конфликт.

Резидуально органическое поражение головного мозга будет следствием генетических влияний, если у близких родственников в анамнезе была схожая проблема.

Вероятность развития церебральной недостаточности выше у тех детей, чьи матери во время беременности пренебрегали умеренными физическими нагрузками, прогулками на свежем воздухе, неполноценно питались.

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина проявляется у детей старше двух месяцев, однако нередко первая симптоматика возникает в более позднем возрасте. Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы:

  • эмоциональная неуравновешенность (малыш раздражительный, часто капризничает, смех сменяется плачем, может проявлять немотивированную агрессию);
  • слабость, утомляемость, которая появляется даже после незначительных нагрузок, обмороки;
  • гипергидроз, озноб при комфортной температуре окружающей среды;
  • бруксизм (скрежетание зубами во сне);
  • плохой аппетит;
  • нарушение сна (бессонница, частые ночные пробуждения, утренняя сонливость);
  • головные боли, особенно при изменениях погоды, перепады кровяного давления, изменения частоты пульса без видимых причин;

У детей с церебральной недостаточностью может появляться нервный тик, дрожание губ, подергивание глаз, неадекватная реакция на яркий свет или громкий звук, судороги. Они чаще страдают от морской болезни, вегетососудистой дистонии.

При тяжелых формах РЦН у детей отмечается заторможенность – ребенок медлительный, быстро устает, слабо реагирует на внешние раздражители. Гиперактивность также может быть признаком церебральных нарушений, когда малыш чрезмерно возбужден, неусидчив, сложно засыпает.

У дошкольников и школьников снижена успеваемость, они невнимательны во время письма или чтения.

Иногда резидуально органическое поражение ЦНС выражается в таких внешних признаках, как:

  • измененная форма черепной коробки;
  • дистальный прикус (верхняя челюсть выдвигается вперед);
  • орбитальный гипертелоризм (увеличенное расстояние между глазами).

Последствия

Отсутствие лечения даже незначительных проявлений РЦН приводит к осложнениям, связанным с нарушениями речи, снижением когнитивных функций, сложностями обучению чтению, счету и письму. Такие дети повержены депрессии, фобиям, хуже адаптируются в коллективе, а во взрослой жизни они более замкнуты и склонны к вредным привычкам.

Диагностика отклонения и современное лечение

Чем ранее будет выявлена патология, тем проще будет устранить отклонения, которые она вызывает. Диагностика основывается на симптоматике и клинических методах обследования ребенка. Чтобы оценить степень структурных изменений в головном мозге применяют методы электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, реоэнцефалографии.

Электроэнцефалография позволяет определить частоту и силу электрических импульсов, возникающих в различных участках головного мозга в процессе его активности. Она безболезненна и безопасна, поэтому ее можно проводить детям с первых месяцев жизни.

Обратите внимание

При помощи эхоэнцефалографии изучают структуру мозговых тканей и выявляют их патологические изменения. В основе метода лежит способность звуковых волн отражаться от поверхности костей и мягких тканей черепной коробки, а также мозговых оболочек.

Реоэнцефалография применяется для определения состояния сосудов в головном мозге, особенностей кровообращения и нарушений кровоснабжения тканей.

Рнс диагноз невролога что это? особенности лечения

Если невролог поставил диагноз РНС не нужно отчаиваться, так как своевременное лечение позволяет сделать последствия патологии минимальными, либо полностью их устранить. Согласно международной классификации код резидуально органического поражения ЦНС по МКБ 10 G96.9, что означает неуточненное поражение ЦНС.

Лечение патологии комплексное, оно включает устранение симптоматики, улучшение трофики нервной ткани, стимуляцию микроциркуляции крови, восстановление нейронов и нервных связей.

Назначаются фармацевтические средства нормализующие обменные процессы в нервной ткани – глицин, витамины группы В, лецитин и глютаминовая аминокислота. При неврологических симптомах показаны спазмолитики, ноотропы. Для улучшения снабжения тканей мозга кислородом и предотвращения их повреждения токсическими веществами применяют антигипоксанты и антиоксиданты.

Для борьбы с последствиями резидуальной церебральной недостаточности широко используются физиотерапевтические методы – апитерапия, бальнеотерапия, а также ЛФК и лечебный массаж.

Стимуляцию поврежденных участков мозга осуществляют методом микрополяризации.

Суть метода заключается в воздействии микротоков на звенья центральной нервной системы, что способствует регенерации тканей и появлению новых связей между нейронами.

Участие родителей в лечении ребенка

Чтобы процесс лечения проходил успешно, родители должны принимать в нем непосредственное участие. Нужно соблюдать все рекомендации специалиста и распорядок дня, укладывать ребенка спать и будить в определенные часы, организовать полноценное питание.

Родителям следует помочь своему чаду расширить круг общения, реализовать свой творческий потенциал, направить энергию в полезное русло. Однако при выборе кружков или секций необходимо учитывать интересы и склонности малыша, его темперамент.

Важно создать благоприятную эмоциональную обстановку в семье, всячески способствовать расширению кругозора и социальной адаптации ребенка.

Источник: https://wmedik.ru/zabolevaniya/nevrologiya/rezidualnaya-cerebralnaya-nedostatochnost.html

Диагноз РЦН у детей: опасно ли это?

Резидуальная органическая церебральная недостаточность или сокращенно РЦН диагноз ставится после визита к детскому неврологу. Данная патология может развиться в утробе матери.

РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в результате недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного удара или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка.

У немолодых рожениц йязицірність рождения ребенка с данным диагнозом велик, на это еще может повлиять на поведение матери во время беременности, и от ее нервного состояния в период вынашивания ребенка. Нежелательная беременность, попытка аборта, стрессовые ситуации могут привести к резидуально церебральной недостаточности .


Важно

Если не заниматься лечением ребенка, то можно запустить болезнь, и ее симптомы будут только усугубляться с возрастом, вплоть до формирования головного мозга у юношей — 25 лет, у женщин — 21 год.

Читайте также:  Нейропатическая боль: что это такое, симптомы, диагностика, лечение

РЦН проявляется следующими симптомами:

быстрая утомляемость ребенка, ему хочется отдыхать после школьных занятий, может возникать головная боль, которая утихает после отдыха;

нервные тики, которые проявляются в виде моргания, подергивания уголка губ, плеч, шмыгание носом;

зависимость от погодных условий, укачивание в транспорте, мокрые и холодные конечности;

высокое внутричерепное давление.

Чтобы полностью изучить картину, необходимо наблюдать за поведением ребенка, оценить степень его активности, агрессивности. Диагноз РЦН относится 86% детей. Здесь не идет отличия по половому признаку. Если у ребенка присутствует заболевания нервно системы, ему нужна помощь врача, родителей и педагогов.

Болезнь развивается в процессе формирования мозга, во время становления психики ребенка, развития поведенческих качеств. Симптоматика может различаться в зависимости от периода начала становления резидуальной церебральной недостаточности, в зависимости от локализации и масштабов повреждения головного мозга.

Во многих странах практикуют профилактические меры для предупреждения заболевания нервной системы, которые помогают снизить преступность среди подростков.

Еще к симптомам РЦН можно отнести: головокружение, плохой аппетит, эмоциональная неуравновешенность, галлюцинации, приступы ступора, растерянность. Нередко дети с подобным диагнозом впадают в депрессию. Такое состояние сопровождается агрессией, истериками, плачем без слез, что сопровождается криками, причитания под нос.

Совет

Конечно же побороть эту болезнь не так-то просто, требуется комплексная работа с ребенком. Многое зависит от родителей, стоит запастись терпением, потому что не мало трудностей в процессе лечения нервных расстройств. Могут случаться приступы, во время которых идет усиленное потоотделение, может наблюдаться озноб, тошнота, возникает чувство жажды, судороги, повышение температуры тела.

Практически во всех сирот оказывается РЦН. Диагноз может поставить только врач-невролог. Такая статистика вполне объяснима. Большинство родителей сирот — это люди, которые ведут аморальный, противозаконный образ жизни. Отказ от ребенка и передача его на воспитание государству нарушает неокрепшую детскую психику.

Это потом выливается в такие диагнозы. Также перенесенные ранее заболевания и инфекции могут оставить после себя такой след (например, последствия менингита). Лечение резидуальной церебральной органической недостаточности в нашей стране проводится в любом возрасте.

Нужно своевременно выявлять нарушения развития головного мозга, и тогда останется надежда на полное выздоровление. Современная комплексная терапия поможет поправить психическое здоровье ребенка.

Источник: http://diagnoz.info/diagnoz/diagnoz-rcn-y-detei-opasno-li-eto.html

Причины и лечение церебрастенического синдрома у детей

Среди различных невротических синдромов у детей особое место занимает синдром церебрастении.

Он является следствием патологий беременности и родов.

Также на его появление может повлиять и сильный стресс.

Заболевание создает серьезные проблемы для ребенка в учебной сфере, общении со сверстниками.

Патологию можно скорректировать, если вовремя установить диагноз.

Кто такой детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.

О болезни

Синдром детской церебрастении заключается в слабости и «бессилии» головного мозга.

В его основе лежит нарушение механизмов адаптации и саморегуляции нервной системы.

Диагностируется у 3-4% малышей, страдают как мальчики, так и девочки.

Обычно астения проявляется у ребенка в возрасте, когда он вынужден приспосабливаться к новым условиям, то есть, переживает определенный стресс.

Это возраст поступления в детский сад (3-4 года) и школу (7 лет). Обострение происходит в весенний и осенний периоды.

Патогенез основан на органическом поражении мозга, а именно разрушении связей между нейронами вследствие травмирующих факторов.

Другими словами, у ребенка еще в утробе происходят патологические изменения, приводящие к резидуальной церебральной недостаточности.

Поражаются определенные участки головного мозга, что в последствие проявляется различными неврологическими симптомами. То есть, церебрастения есть следствие церебральной недостаточности.

к содержанию ↑

Причины возникновения

Основная причина церебрастенического синдрома — это органические изменения мозговых структур.

Они происходят под воздействием провоцирующих факторов:

  1. Тяжелая беременность. Здесь играют роль: сильный токсикоз, инфекции, несовместимость по резус-фактору, гипоксия. Также астения может проявиться из-за гестационного диабета.
  2. Тяжелые роды. Длительный безводный период, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности, отслойка плаценты приводят к асфиксии, что потом выражается в церебральной недостаточности.
  3. Употребление женщиной во время беременности лекарственных препаратов, алкоголя, никотина.
  4. Инфекции, поражающие ЦНС: менингит, энцефалит, полиомиелит. Церебрастения является симптомом данных болезней и сохраняется долго после выздоровления.
  5. Травмы головы. Астения может проявиться не сразу, а как отдаленное последствие ЧМТ. Степень выраженности напрямую зависит от тяжести перенесенных травм.
  6. Заболевания сердца, почек. При этих болезнях наблюдается нарушение кровообращения, плохое снабжение мозга кислородом.
  7. Стресс. Длительное эмоциональное напряжение является пусковым механизмом для развития церебрастении.

    Неокрепшая нервная система малыша не в силах справиться с чрезмерными нагрузками.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Церебрастенический синдром может протекать по двум типам: гипердинамическому и гиподинамическому.

Каждый имеет свои отличительные признаки.

Симптомы гипердинамического течения церебрастении:

  1. Излишняя активность, суетливость, быстро сменяемые усталостью.
  2. Эмоциональная раздражительность.
  3. Плохой ночной сон и длительный — ночью.
  4. Метеозависимость, плохая адаптация к переменам внешних температур.

Проявления гиподинамического типа:

  1. Вялость, утомляемость.
  2. Сонливость.
  3. Отсутствие интереса к игрушкам.
  4. Плохой аппетит.
  5. Медленный набор веса.
  6. Боязнь подвижных игр, катания на качелях и каруселях.
  7. Постоянные вскрикивания.
  8. Отставание в развитии речи.

Дошкольники боятся оставаться одни, им снятся кошмары.

У детей отсутствует любознательность, интерес к новому. Они плохо приспосабливаются в детских коллективах.

В школьном возрасте астения проявляется трудностями в учебе, общении со сверстниками. Ребенок плохо усваивает школьную программу, не может запомнить стихи, пересказать текст.

Присутствуют когнитивные нарушения: плохое внимание, восприятие, память.

Обратите внимание

Ученик не способен срисовать элементарный рисунок по образцу, списать слово. При письме и чтении он часто путает слоги и буквы, пропускает их.

Интеллект пациентов может сначала находиться на нормальном уровне.

Но вследствие плохого усвоения школьного материала они начинают отставать от одноклассников.

У некоторых детей возникают моторные нарушения: замедленные или слишком быстрые хаотичные движения, гиперактивность.

Таких малышей трудно чем-то увлечь или, наоборот отвлечь от занятий. Нередко у пациентов проявляются признаки депрессии или излишней агрессивности, истеричности.

Наряду с неврологическими проявлениями, присутствуют и вегетативные симптомы:

  1. Ночное недержание мочи.
  2. Излишняя потливость.
  3. Повышенное сердцебиение.
  4. Чувствительность к переменам погоды.
  5. Укачивание в транспорте.
  6. Непереносимость жары и духоты.
  7. Патологическая реакция на громкий звук или яркий свет.

к содержанию ↑

Возможные осложнения

Опасность патологии в том, что не всегда родители воспринимают всерьез симптомы церебрастении, списывая их на возрастные особенности или сложный характер малыша.

При отсутствии должного лечения развиваются серьезные осложнения.

Дети позже начинают ходить, говорить, у них плохо развита мелкая моторика.

В школе они не могут усвоить образовательную программу, значительно отстают от сверстников. Иногда приходится прибегать к домашнему обучению.

Зачастую присутствуют и психические нарушения: депрессия, фобия, ночные кошмары, галлюцинации.

к содержанию ↑

Методы диагностики

Для постановки диагноза следует дифференцировать астенический синдром от аутоиммунных, инфекционных и других болезней. Для этого применяют следующие исследования:

  1. Консультация терапевта, невролога, психиатра. Каждый доктор проводит беседу с родителями, ребенком и делает свои выводы.
  2. Неврологический осмотр. Невролог проверяет рефлексы, симметричность конечностей, мышечный тонус.
  3. Психологическое исследование. Врач оценивает когнитивные функции (память, мышление, восприятие) при помощи различных методик.
  4. Электроэнцефалография. Выявляет очаги возбудимости в головном мозге, баланс нервных имупульсов.
  5. МРТ обнаруживает опухоли, кисты, гематомы, которые могут быть причиной вышеперечисленных симптомов.
  6. Допплерография сосудов шеи и головы. Оценивает состояние кровотока по основным сосудам.
  7. Биохимия крови. Позволяет обнаружить инфекционные заболевания, диабет, анемию, эндокринные патологии, которые могут провоцировать схожую симптоматику.

к содержанию ↑

Способы лечения

К терапии церебрастенического синдрома родители должны подходить ответственно и настраиваться на длительное комплексное лечение. Оно состоит из следующих аспектов:

  • медикаментозная терапия;
  • применение психокорректирующих методик;
  • физиолечение.

Медикаментозная терапия включает прием средств, которые улучшают снабжение мозга кислородом, снимают нервное напряжение, нормализуют сон.

Применяют следующие группы препаратов:

  • Ноотропы (Пантогам, Церебролизин, Циннаризин);
  • Антиангинальные лекарства, которые стабилизируют сердечную деятельность (Рибоксин, Панангин);
  • Витаминные комплексы с большим содержанием витаминов группы В;
  • Аминокислоты (Глицин, Метионин).

Психокорректирующие методы применяют у детей с 3 лет. Они направлены на улучшение когнитивных способностей: развитие внимания, памяти, речи. Также психолог учит ребенка общению, любознательности.

Физиотерапия преследует цель стабилизировать кровообращение, улучшить метаболизм, снять нервные спазмы. Хороший эффект дают: УВЧ, лечебный массаж, электрофорез.

Применяют и стимулирование нервных клеток при помощи транскраниальной микрополяризации. Малышу надевают на голову шлем с электродами, в которые подается слабый ток.

Благодаря этому восстанавливаются связи между нейронами. Мануальная терапия также действует положительно.

Применяются щадящие методики, с помощью которых налаживается обмен веществ, нормализуется кровоток в сосудах, укрепляется иммунитет.

Детям показаны занятия плаванием, лечебной физкультурой.

Важно

Немаловажное значение имеет и организация режима дня пациента, так ребенок легче будет переносить школьные нагрузки.

Необходимо, чтобы малыш ложился и и вставал в одно время, выполнение уроков следует чередовать с физическими упражнениями, перед сном полезны прогулки на свежем воздухе.

Родителям нужно организовать круг общения ребенка, чтобы он не чувствовал себя неполноценным и одиноким. Общение можно найти в секциях, кружках.

Малыш должен заниматься теми видами деятельности, которые ему приносят удовольствие, тогда некоторые неудачи в учебе будут компенсироваться успехами в спорте или творчестве.

Малышу очень важно чувствовать постоянную поддержку родителей.

Его необходимо хвалить за малейшие достижения и нельзя ругать за ошибки. Забота близких, поддержка, понимание способствуют выздоровлению.

к содержанию ↑

Профилактика и прогноз

Прогноз цребрастенического синдрома относительно благоприятный. Все зависит от стадии нарушения и правильности терапии. У большинства детей все проявления проходят или ослабевают в 13-14 годам.

Профилактика астении начинается еще на этапе планирования беременности. Женщине необходимо пройти обследования и по возможности вылечить заболевания.

Пациенткам из группы риска (с диабетом, эндокринными нарушениями, отрицательным резус-фактором) обязательно находиться под пристальным наблюдением врача.

Для профилактики рецидивов болезни применяют следующие меры:

  • дозирование нагрузок;
  • избегание стрессов;
  • соблюдение режима дня;
  • занятия физкультурой.

Несмотря на серьезность патологии, церебрастенический синдром не является приговором. При своевременном и корректном лечении удается достичь положительной динамики.

Ребенок будет способен к обучению и дальнейшей трудовой деятельности. Главное — это заинтересованность родителей и следование врачебным рекомендациям.

Источник: https://psyholic.ru/deti/tserebrastenicheskij-sindrom.html

Диагноз РЦН у детей: методы лечения

Резидуальная мозговая недостаточность может встречаться у 8 % детей, вне зависимости от пола. Данная патология относится к невротическим заболеваниям, которые в зависимости от степени тяжести подлежат коррекции.

Диагноз РЦН может поставить только врач-невролог. Данная патология головного мозга может возникнуть при внутриутробном развитии, вследствие отслоения плаценты, при недоношености плода, при родовых травмах или асфикции во время рождения. У новорожденного ребенка данное заболевание может развиться из-за инфекций, вызвавших осложнения, из-за различных травм и ушибов головы.

Данная патология, появившаяся вследствие повреждения центральной нервной системы, выражается в возбудимости, гипперактивности и других неврологических признаках, которые указывают на отклонения в поведении ребенка.

Совет

От локализации поражения мозга, ее интенсивности, зависят повреждения и недостаточность мозговых тканей. Замечено, что наиболее обширные повреждения головного мозга происходят в момент его роста и развития – в период внутриутробного созревания и в грудничковом возрасте.

Читайте также:  Трициклические антидепрессанты (тца): список препаратов, показания и противопоказания к применению, воздействие на организм

Но детский мозг – это гибкая и развивающаяся система, в которой недостаточные функции поврежденных участков, могут компенсироваться здоровыми участками мозговой ткани. Эти области нередко берут на себя функции поврежденных структур головного мозга. При обширных участках повреждения головного мозга, здоровые области не могут взять на себя такую функцию, вследствие чего их функциональность угнетается и состояние ребенка может только ухудшаться.

Если сразу после рождения ребенку поставлен РЦН диагноз, родителям нужно внимательно следить за развитием и поведением чада, замечая все отклонения в поведении и состоянии. Это поможет в дальнейшем лечении и корректировании поведения ребенка. Лечение данной патологии включает в себя прием лекарственных препаратов и коррекционные занятия с родителями, врачами-психологами и неврологами, педагогами.

Фармакологическая коррекция отклонений в каждом отдельном случае назначается врачами-неврологами, после тщательного изучения состояния и поведенческих особенностей ребенка. Также для выявления локализации повреждения головного мозга назначается ряд исследований при помощи специального оборудования. Для лечения резидуальной церебральной недостаточности применяется широкий спектр лекарств, которые способствуют активизации и гармонизации функционирования поврежденных мозговых структур.

Также применяемые для лечения препараты предназначаются для питания нервных клеток и увеличения обменных процессов в них. Данный подход позволяет повысить функциональный ресурс нервных клеток, что приводит к улучшению усвоения навыков, обучению новым. Также данный спектр препаратов помогает облегчить социальную адаптацию ребенка.

Также при диагностировании РЦН у детей, врачи назначают комплекс препаратов, которые нормализуют кровообращение в головном мозге и способствуют снижению внутричерепного давления, если при исследованиях выяснилось, что оно повышено. Этот способ лечения также благотворно влияет на состояние ребенка и увеличивает функциональность нервных клеток, что приводит к улучшению и повышению мозговой деятельности.

В особых случаях, также основываясь на результаты исследований, врач назначает ребенку успокоительные препараты, которые помогают корректировать поведение. В сложных случаях, когда остаточные повреждения мозга проявляются в виде приступов, назначаются противосудорожные лекарственные препараты, которые помогут купировать приступы.

Диагноз РЦН – это не приговор. Своевременное выявление патологии, грамотное разностороннее лечение, заключающееся в длительном приеме лекарственных препаратов и коррекции поведения, позволяют улучшить состояние ребенка.

Источник: http://myinfomir.com/diagnoz-rtsn-u-detei-metody-lecheniya-3

Резидуальная церебральная органическая недостаточность

Данный термин используется для обозначения патологии, имевшей место антенатально, перинатально и в первые 2 года жизни: антенатально и перинатально — как последствия частичной отслойки плаценты, выраженной недоношенности, асфиксии в родах и внутричерепной травмы; постнатально — это сепсис, церебральные осложнения инфекций, тяжелые ушибы и сотрясения головного мозга. Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде «остаточные явления менингита». В целом, резидуальная патология встречается у 8,5% детей с неврозами, без заметных различий по полу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия. Однако они могут сочетаться, обычно на фоне недоношенности и наличия нескольких психомоторных расстройств одновременно.

Значение резидуальной церебральной патологии при неврозах состоит в дополнении их клинической картины церебрастеническим синдромом и более выраженным спектром поведенческих нарушений, главным образом повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Вместе с тем отсутствуют расторможенность и агрессивность, которые наряду с отсутствием чувства вины представили бы клиническую картину психопатоподобно измененного поведения.

В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается нежеланность появления ребенка. О беременности узнают случайно, не следят за ней и нередко пытаются прервать ее. Риск органических повреждений также более высокий у позднородящих женщин.

Дизонтогенез

Обратите внимание

Общие закономерности психического дизонтогенеза раскрыты В. В. Ковалевым в рамках разрабатываемой им эволюционно-динамической концепции детской психиатрии (Ковалев В. В., 1981). Дизонтогенез может затрагивать разнообразные стороны развития, в том числе половое созревание (Лебединская К. С., 1973). Моделями дисгармонического психического развития являются невропатии и патологические развития личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы (Лебединский В. В., 1985). Проявления психического дизонтогенеза по типу дисгармонии формирования личности и парциальной задержки развития относятся к факторам психического риска первого порядка и встречаются у 30% городской популяции детей (Ковалев В. В., Козловская Г. В., 1980).

Дизонтогенез при неврозах — это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни, неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов. Конституциональный фактор — это общность темпа развития с кем-либо из родителей или прародителей, которые, к примеру, также несколько позднее или раньше стали говорить или ходить. Неравномерность развития зависит и от темпа развития психических процессов и особенностей становления темперамента детей. Неравномерным будет становление темперамента у детей при наличии разных, особенно контрастных, темпераментов родителей. Вначале, как показывают наблюдения, может преобладать влияние холерического (или флегматического) темперамента одного из них, вызывая некоторое ускорение (или замедление) психического развития ребенка. В дальнейшем флегматический (или холерический) темперамент другого родителя способен несколько замедлить (или ускорить) темп развития, т. е. восстановить его до обычного, свойственного большинству детей. Темп развития может снова меняться в подростковом возрасте, когда у одних подростков нарастают подвижность, энергичность, стремительность и возбудимость, а у других усиливаются медлительность и заторможенность. Обычно только с окончанием подросткового возраста можно говорить об индивидуально стабильном типе темперамента.

По разработанной нами шкале — «опережение психического развития в первые годы жизни» — наблюдается тенденция к более высоким показателям, чем в норме, у детей, впоследствии заболевающих неврозами. В большей степени это заметно у детей с неврастенией. Другая шкала — «латентность — замедление раннего развития» — показывает меньшую выраженность по сравнению с нормой. Таким образом, обе шкалы независимо друг от друга подтверждают наличие некоторого опережения раннего развития у детей с неврозами. «Латентность развития» более свойственна детям, заболевающим неврозом страха.

Отдельно изучены такие показатели, как развитие речи, время начала ходьбы, рост. Раннее развитие речи отмечается у 28% мальчиков и 34% девочек; соответственно возрасту — у 57 и 56%; некоторое отставание — у 15 и 10%.

Опережение времени начала ходьбы выявлено у 38% мальчиков и 48% девочек; начало ходьбы в год — у 49 и 43%; некоторое отставание — у 13% мальчиков и 9% девочек.

Рост выше среднего имеют 27% мальчиков и 29% девочек: средний — 64 и 56%; ниже среднего — 9 и 15%. Таким образом, по приведенным показателям, опережение развития также преобладает над его задержкой.

При опережении речевого и общего психического развития относительно большее число мальчиков имеют холерический темперамент. При адекватном возрасту психическом развитии на первое место выходит сангвинический темперамент. При замедлении психического развития возрастает удельный вес флегматического темперамента, который, однако, не выражен чаще сангвинического. У девочек подобные соотношения не заметны. Таким образом, у мальчиков более выражена связь между темпом психического развития и темпераментом.

Темперамент

В классическом варианте темперамент — проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982).

Важно

Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования — темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик — сангвиник — флегматик». В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик — как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник — как среднее двух характеристик.

Данные о темпераменте 119 детей и подростков с неврозами получены при интервью с родителями и наблюдениях за спонтанной деятельностью детей в совместных играх. Получено следующее распределение холерического, сангвинического и флегматического темперамента: у мальчиков он встречается соответственно в 29—39 — 32%; у девочек — 17,5—50 — 32,5%. Обращает внимание отсутствие существенных отличий в типах темперамента у мальчиков. У девочек более заметно преобладает сангвинический темперамент, затем идет флегматический: наименее выражен холерический темперамент.

Оценка родителями темперамента 90 детей и подростков с неврозами в возрасте 7—15 лет сравнивалась с аналогичной оценкой у 282 школьников того же возраста в норме. Выраженность холерического темперамента одинакова при неврозах и в норме; сангвинический темперамент относительно чаще, а флегматический — реже встречается в норме. Уменьшение числа детей с сангвиническим темпераментом и увеличение с флегматическим темпераментом может быть известным отражением болезненной заторможенности у детей с неврозами.

Оценка родителями своего темперамента не показывает преобладания его крайних типов у матерей и отцов детей с неврозами.

Рассмотрим контраст темпераментов у родителей и детей (холерического, с одной, и флегматического — с другой стороны). Матери чаще находят свой темперамент и темперамент мальчиков контрастным, чем отцы, соответственно в 35 и 20%. У девочек, наоборот, отцы чаще считают свой темперамент с ними контрастным (44%), чем матери (21%). Следовательно, родитель противоположного с ребенком пола склонен чаще обнаруживать контраст в темпераментах, чем родитель того же пола.

При холерическом темпераменте наибольшим патогенным действием обладают чрезмерные ограничения со стороны родителей и других взрослых в семье. Происходит заострение возбудимости, активности и непоседливости этих детей, напоминающее гиперактивность. «Отсутствие тормозов», возбудимость и непоседливость проявляются в основном дома, в травмирующей обстановке. Постоянная стимуляция детей с флегматическим темпераментом оказывает тормозящий эффект. Они становятся инертными и вялыми, замедленными и «копушами». Холерический и флегматический темпераменты, таким образом, оказываются более чувствительными к издержкам отношения родителей. Но и сангвинический темперамент уязвим, если он представляет, как это нередко бывает у детей с неврозами, неустойчивое возрастное сочетание крайних типов темперамента родителей. Например, темперамент ребенка может напоминать в чем-то холерический темперамент одного и флегматический темперамент другого родителя. В этом случае патогенно значимыми будут как чрезмерные ограничения, так и избыточная стимуляция активности детей со стороны родителей.

Общей в рассмотренных ситуациях будет безуспешность попыток родителей «исправить» природный темперамент детей — попыток, оборачивающихся перенапряжением их психофизиологических возможностей и неврозом.

Источник: https://bookucheba.com/klinicheskaya-psihologiya-knigi/rezidualnaya-tserebralnaya-organicheskaya-19979.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector