Что такое коннектом: определение, структура, результаты исследования

Контент-анализ

Контент-анализ – это стандартный метод анализа, который применяется исследователями в социальных науках. Его предметом выступает содержание текста, что сводится к числовым показателям и поддается статистической обработке. «Контент-анализ» происходит от английского «contents», что значит содержимое, следовательно, анализ содержания.

Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

Контент-анализ имеет философский смысл, который заключается в отхождении от разнообразности текстовой информации к более абстрактной модели материала. Сферы познания, в которых прилагается метод контент-анализа достаточно обширные.

Его можно применить в социологии, политологии, где он пользуется популярностью, также в психологии, управлении персоналом, PR, истории, антропологии, литературоведении.

Ученые привели статистику, в которой они описали распределение исследований по наукам, пользуясь контент-анализом.

Обратите внимание

Чаще данный метод встречается, как средство изучения в антропологии и социологии – 27,7%, в теориях коммуникации он встречается немного реже – 25,9%, в исследовании полит наук он составляет – 21,5%. Реже метод контент-анализа встречается в области исследований исторических событий, изучении общественных связей.

Метод контент-анализа помогает проанализировать различные типы текстовых массивов: сообщения СМИ, рекламу, пропагандистские материалы, речи политических активистов, различные программы партий, литературные произведения, исторические источники.

Исследователь, применяющий метод контент-анализа, опираясь на обретенные знания об истинном содержании текстовых материалов, может вынести вывод о настоящих намерениях самого коммуникатора и всевозможных эффектах данного сообщения. Следовательно, первичное значение сообщения может восстановиться из самого же него. Поэтому цели контент-анализа содержат мотивы коммуникатора и допустимые эффекты воздействия содержания сообщения на целевого слушателя.

Метод контент-анализа исследует и анализирует очевидное, явное содержание сообщения. Важным условием здесь является смысловое единство трактовки данного содержания всеми, кто включен в коммуникативном процессе, включая исследователя. Систематизируя сегменты содержания по категориям, исследователь допускает, что соответствующие сегменты однозначно понимались реципиентом и коммуникатором.

Контент-анализ используется, первоначально, к четкому и выраженному содержанию.

Контент-анализ, как метод исследования

Данный метод стали использовать в разнообразных исследованиях социальных наук в США 30-х год. XX в. Впервые его начали прилагать в литературоведении и сфере журналистики. В силу распространения метода контент-анализа ученые начали его применение в области политической пропаганды.

Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и большой строгостью. Его сущность заключается в фиксировании единиц содержания, что поддается исследованию в квантификации приобретенных показателей.

Объект в контент-анализе – это содержание разнообразных рекламных сообщений, публичных выступлений, печатных изданий, кинофильмов, передач, документов, художественных произведений.

Контент анализ пример в политологии: политологи устанавливают перед собой задачу, анализируя предвыборное обращение к потенциальным избирателям своих кандидатов в президенты, понять, какие категории общества кандидат желает привлечь на собственную сторону. Политтехнологи изучают высказывания и определяют, что выражения и понятия, как «пенсия», «материальная помощь», «забота», «внимание» направлены на категорию пенсионеров и требующих.

Выражения, как «предпринимательство», «малый бизнес», «поддержка», «привлечение», «инвестиции» означают, что данный кандидат ориентируется на избирателей высших классов и предпринимателей. Далее исследователями подсчитывается количество и частота встречаемости всех выражений и слов, делаются соответствующие выводы.

Достаточно популярен метод контент-анализ в психологии, социологии, тех науках, где следует проводить анализ ответов в анкетировании, различных опросниках, для анализа материалов, показателей психологического тестирования, анализа работы посредством приёма фокус-группы.

Можно определить контент анализ пример в психологии: так, анализируя особенности характера индивида по анкетированию или интервью, можно выделить такие категории анализа: самоотношение, отношение к другим личностям, своей деятельности, природе, вещам, окружающим предметам.

Важно

При исследовании личностного свойства такого, как тревожность исследователь предварительно определяет совокупность составляющих компонентов: волнение относительно собственного здоровья, благополучия близких, финансового положения, карьеры и др.

Список категорий всегда должен быть совершенно исчерпывающим и предоставлять возможность однозначно соотнести определенную категорию с текстом.

Современный метод контент-анализа зачастую используется в осуществлении исследований явления массовых коммуникаций, маркетинговых исследованиях. Он может прилагаться в исследовании многих документальных источников, больше всего эффективен в исследовании, где имеется множество однопорядковых данных.

Что такое контент-анализ? Главные процедуры данного метода содержат выявление всех смысловых единиц, что могут выступать:

— понятиями, обнаруженными в конкретных терминах;

— символами;

— мыслями, суждениями;

— темами, сформулированными в смысловых статьях, частях текстов, радиопередачах;

— именами и фамилиями людей;

— фактами, событиями;

— персонажами, героями, группами и классами персонажей;

— смыслом апелляций направленных к вероятному адресату.

Все единицы определяются соответственно к содержанию, целям, гипотезам, задачам в определенном исследовании. Эти единицы должны соответствовать конкретным научным понятиям, которые несут в себе исследовательскую задачу. Единицы являются индикаторами научных идей, обозначенных в исследовании.

Изучением категорий и смысловых единиц контент-анализа занимаются авторы разных документов, корреспонденты, писатели, комментаторы, публицисты, юристы, психологи.

К процедурам также входит выделение отдельных единиц счета, что могут либо сходиться со смысловыми категориями анализа либо нет.

Если совпадают, тогда процедура исследования будет сводиться к высчитыванию частоты упоминания конкретной смысловой единицы.

Если же единицы счета не сходятся с текущими единицами анализа, исследователю придется самому, основываясь на анализируемом материале и собственном здравом уме, определять единицы счета.

Такими единицами считаются:

— число строк, знаков, абзацев, колонок;

— протяженность текста;

— количество всех рисунков с соответствующим содержанием и сюжетом;

— площадь текста, на которой наложены смысловые единицы;

— метраж пленки для аудио- или видеозаписей;

— продолжительность трансляции звуковых сообщений.

Совет

В общем, процедура подсчета похожа на стандартнее способы классификации по группировкам. Используется составление таблиц, используются компьютерные программы, формулы, используются статистические расчеты восприимчивости и понятности текста.

Эти смысловые единицы являются основными компонентами исследовательской концепции, выраженность которых регистрируется соответственно к назначенным целям. Исследователь заранее формирует определенные идеи, проблемы, темы, что представляют категории анализа.

Контент-анализ в психологии

Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности.

От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения.

Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.

Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора).

Содержание сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации.

В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.

Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик.

Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных.

Обратите внимание

Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.

Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.

Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп.

Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации.

Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.

Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:

— через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;

— исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;

— изучение психологии респондента;

— изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;

— изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.

Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.

Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).

Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.

Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.

Важно

Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.

Источник: https://psihomed.com/kontent-analiz/

Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль

Оглавление темы “Аналитический этап исследования”:
1. Аналитический этап исследования. Аналитический прием исследования. Приемы формальной логики. Приемы биостатистики.
2. Эпидемиологический диагноз. Пример аналитического этапа исследования.
3. Когортное исследование. Схема когортного исследования. Достоинства когортного исследования.

Недостатки когортного исследования.
4. Исследование случай-контроль. Структура исследования случай-контроль. Схема исследования случай-контроль.
5. Контрольная группа. Подбор контрольной группы в исследовании. Правила формирования контрольной группы в исследовании.

При организации исследования «случай-контроль» из популяции отбираются лица, исходя из того, имеется или не имеется у них изучаемое заболевание (любой другой изучаемый исход).

Структура исследования случай-контроль подразумевает наличие двух групп наблюдения (рис. 5.

15):

Опытная группа (случаи) включает лиц, у которых выявлено данное заболевание (либо иной изучаемый исход).

Контрольная группа (группа сравнения) включает лиц, у которых данное заболевание (либо любой исход) отсутствует. Рис. 5.15.

Читайте также:  Ангедония (неспособность получать удовольствие): лечение в домашних условиях и врачебные рекомендации

Схема исследования «случай-контроль»

Опытную и контрольную группы делят затем на две подгруппы: «экспонированных» и «неэкспонированных» к изучаемому фактору риска.

При формировании группы случаев необходимо применять строгие, объективные критерии для исхода.

Следует быть уверенным в однородности исхода, поскольку похожие заболевания или исходы могут иметь разные факторы риска, например: не все заболевания кишечными инфекциями, выявляемые в изучаемой популяции только по наличию диа-рейного синдрома, могут быть отобраны для исследования.

Следует стремиться по возможности использовать «инцидентные» (вновь диагностированные) случаи, нежели «превалентные» (уже существующие в данный момент времени). При использовании «превалентных» случаев действие самого заболевания на потенциальные факторы риска может привести к затруднениям при интерпретации данных.

Например, в исследовании, посвященном оценке влияния употребления кофе на риск возникновения язвенной болезни, «превалентные» случаи (давно имеющие язву и остерегающиеся пить кофе) будут отличаться по отношению к экспозиции от «инцидентных» случаев, у которых заболевание возникло относительно недавно и которые еще не успели изменить своего отношения к употреблению этого напитка.

Принято считать, что исследования «случай-контроль» обладают меньшей надежностью по сравнению с когортным исследованием. Это не вполне справедливо: хорошо организованное исследование «случай-контроль» в ряде ситуаций может дать гораздо более надежные результаты, чем когортное исследование.

Более того, исследование «случай-контроль» обладает рядом очевидных преимуществ. Прежде всего, эта схема аналитического исследования превосходна для редких заболеваний (в ко-гортном исследовании в такой ситуации численность изучаемой популяции может оказаться непомерно высокой). Исследование «случай-контроль» позволяет быстро получить ответ и является поэтому методом выбора при расследовании вспышек. В исследовании «случай-контроль» можно исследовать одновременно (и быстро) множество факторов для изучения одного исхода. Однако изучаться может только один исход.

Проблемы, возникающие при проведении исследований «случай-контроль», связаны с тем, что интересующие данные о воздействии фактора могут быть недоступны или неточны. Иногда просто не удается выбрать достаточное количество контролей, удовлетворяющих сформулированным выше требованиям.

Выбор схемы аналитического исследования зависит, прежде всего, от конкретных задач, однако во многом определяется имеющимися для него ресурсами и сроками проведения. Знание возможностей различных подходов, их достоинств и недостатков позволяет эпидемиологу оптимально планировать исследование.

– Читать далее “Контрольная группа. Подбор контрольной группы в исследовании. Правила формирования контрольной группы в исследовании.”

Источник: https://medicalplanet.su/54.html

Исследования случай – контроль

Для того чтобы выяснить, действительно ли некоторый признак или возможная причина чаще встречаются у лиц с изучаемым заболеванием, необходимо соблюдать ряд условий. Во-пер-вых, и это самое главное, кроме группы с изучаемым заболеванием должна присутствовать контрольная группа без заболевания.

Во-вторых, число наблюдений должно быть достаточно большим, чтобы свести к минимуму вероятность случайного результата. В-третьих, для обеспечения надежного сравнения группы должны быть сходными по всем признакам, за исключением наличия изучаемого заболевания.

Наконец, чтобы доказать, что фактор риска не зависит от других факторов и потому может считаться независимой причиной, при анализе данных нужно контролировать все другие существенные различия между группами.

Рис. 10.1. Методика исследования случай – контроль

Всего этого не могут обеспечить описания случаев и исследования серий случаев.

Совет

Этим условиям во многих ситуациях не удовлетворяют и когортные исследования, поскольку не позволяют накопить достаточное число наблюдений для устранения случайности.

Подобным требованиям отвечают исследования случай – контроль, в которых сравнивается распространенность предполагаемого фактора риска (обычно называемого воздействием) в экспериментальной и контрольной группах.

Методика исследования

Принципиальный план исследования случай-контроль представлен на рис. 10.1.

Сначала производится отбор группы пациентов с изучаемым заболеванием и сходной по остальным признакам группы лиц без этого заболевания.

Затем исследователи ретроспективно определяют частоту воздействия изучаемого фактора в обеих группах. Полученные данные позволяют рассчитать относительный риск развития заболевания в связи с изучаемым фактором.

Пример. Увеличивает ли прием нестероидных противовоспалительных препаратов риск развития заболевания почек? Такой вопрос был поставлен в исследовании случай – контроль [7]. Как оно выполнялось?

Во-первых, необходимо было определить, что понимается под заболеванием почек и собрать достаточную по численности группу лиц с данной патологией. По понятным причинам поиск пациентов проводился в специализированных клиниках, где сосредоточены подобные больные.

Разумеется, отобранные случаи включали только больных, у которых диагноз был установлен в процессе медицинского обследования. Вероятность включения бессимптомных больных с умеренной почечной недостаточностью в основную группу была невелика.

После того как случаи были отобраны и диагноз верифицирован, производился отбор группы контроля. Этот отбор происходил на основе сформулированной цели исследования.

Она такова: установить, чаще ли больные с почечной недостаточностью получали в прошлом нестероидные противовоспалительные препараты, чем пациенты сходной группы без заболевания почек.

Обратите внимание

Исследователи установили, что относительный риск применения нестероидных противовоспалительных препаратов для развития почечной недостаточности составляет 2,1, и что повышенный риск наблюдается у мужчин пожилого возраста. Расчет произведен на основании данных о частоте использования этих препаратов в основной и контрольной группах.

Что означает “сходная группа”? В толковании этого понятия имеются противоречия.

В когортном исследовании риска развития заболевания почек при лечении нестероидными противовоспалительными средствами понятие “сходная” означает, что пациенты контрольной группы должны быть представителями той же когорты, из которой набрана основная группа, и к началу исследования не должны иметь заболевания почек.

Например, это могут быть лица, проживающие в одном и том же регионе или находящиеся под наблюдением одного и того же медицинского учреждения.

Но существует ли естественная когорта, из которой может быть набрана группа пациентов, получающих помощь в определенной специализированной клинике? Система направления больных в специализированную клинику организована таким образом, что поступающие туда больные обычно проживают в разных населенных пунктах, лечатся у разных врачей и до заболевания не принадлежали к одной и той же популяции. Поэтому контрольной группы лиц без заболевания почек не существовало, ее требовалось создать. Это было сделано путем случайного отбора среди лиц, проживавших в районе обслуживания каждой клиники. Можно было надеяться, что сформированная таким способом контрольная группа позволит оценить вероятную распространенность использования нестероидных противовоспалительных средств среди больных с почечной недостаточностью в отсутствие связи между заболеванием почек и приемом этих препаратов [8].

Рис. 10.2. Сопоставление когортного исследования и исследования случай — контроль

После того, как основная и контрольная группы были отобраны, приступили к следующему этапу, который состоял в оценке воздействия изучаемого фактора риска.

Необходимо было собрать анамнез у каждого участника основной и контрольной групп в отношении применявшихся лекарственных средств.

В отличие от когортных исследований, где использование препаратов можно проследить во времени, факт приема лекарства в исследовании случай – контроль восстанавливается по памяти.

Таким образом, в исследовании случай – контроль используется информация о событиях, имевших место в прошлом, и здесь заложена возможность систематической ошибки. Всегда существует тенденция толковать прошлое в свете изучаемого события.

Важно

Это особенно естественно для случаев, когда в настоящем имеется столь серьезная патология, как почечная недостаточность.

Для того чтобы избежать систематической ошибки, исследователи стараются использовать объективные методы: слепой метод отбора пациентов, слепой метод анализа случаев, определение критериев достоверности факта приема нестероидных противовоспалительных средств в прошлом.

Отличия когортных исследований от исследований случай – контроль

Как когортное исследование, так и исследование случай -контроль – это обсервационные исследования факторов риска. Иногда их путают между собой. Отличительная особенность методики исследования случай – контроль состоит в том, что к моменту начала исследования все изучаемые исходы уже наступили.

В когортном исследовании в начале наблюдения, когда оцениваются факторы риска, участники еще не имеют изучаемого заболевания. На рис. 10.2 обобщены различия между методами когорт-ного исследования и исследования случай – контроль. Поскольку наличие связи во времени между предполагаемой причиной и результатом служит важным критерием для оценки причинно-следственных отношений (см.

главу 11), когортные исследования обеспечивают более строгую основу такой оценки.

В табл. 10.2 обобщены основные характеристики и показаны различия методов когортного исследования, исследования случай – контроль и одномоментного исследования. Как будет видно из дальнейшего изложения материала, именно вследствие этих различий исследования случай – контроль особенно подвержены систематическим ошибкам.

Таблица 10.2

Основные характеристики когортного исследования» исследования случай-контроль и одномоментного исследования

Когортное исследование Исследование случай—контроль Одномоментное исследование
Начинается с определения популяции, подвергающейся воздействию фактора риска Популяция, подвергающаяся воздействию фактора риска, не обязательно определена Начинается с определения популяции
Случаи не отбираются, а устанавливаются в процессе непрерывного наблюдения (предположительно все случаи) Случаи отбираются исследователем из имеющейся совокупности больных Случаи не отбираются, а устанавливаются при одномоментном обследовании населения
Контрольная группа
(без изучаемого заболевания) не отбирается, а формируется естественным образом
Контрольная группа отбирается исследователем таким образом,чтобы она была сходной с экспериментальной группой Контрольная группа включает в себя лиц, у которых не выявлено заболевания при одномоментном обследовании
Воздействие оценивается до развития заболевания Факт воздействия оценивается и восстанавливается по памяти после развития заболевания Факт воздействия оценивается и восстанавливается по памяти после развития заболевания
Риск или заболеваемость, а также относительный риск измеряются непосредственно Риск или заболеваемость нельзя измерить непосредственно относительный риск воздействия можно оценить по отношению шансов Риск или заболеваемость нельзя измерить непосредственно относительный риск воздействия можно оценить по отношению шансов

Итак, отношение шансов можно вычислить, перемножив по обеим диагоналям данные в четырехпольной таблице, а затем разделив полученные произведения одно на другое (см. рис. 10.3).

Обратим внимание на то, что если частота воздействия выше в основной группе, то отношение шансов будет больше единицы, что указывает на повышенный риск. Следовательно, чем сильнее связь между воздействующим фактором и заболеванием, тем выше отношение шансов.

Читайте также:  Туберозный склероз у взрослых и детей: симптомы, лечение, фото

И наоборот, если частота воздействия в основной группе ниже, отношение шансов будет меньше единицы, что можно расценивать как защитную роль воздействующего фактора. Таким образом, по своему смыслу отношение шансов аналогично относительному риску, полученному в когортных исследованиях.

Совет

Сходство информации, выраженной через отношение шансов и через относительный риск, приводит к тому, что некоторые исследователи представляют отношение шансов как “относительный риск”.

Рис. 10.3. Вычисление относительного риска в когортном исследовании и отношения шансов в исследовании случай-контроль

Отношение шансов примерно равняется относительному риску только когда заболеваемость низкая, поскольку требуются некоторые допущения в вычислениях. Насколько низкой должна быть заболеваемость? Ответ отчасти зависит от величины относительного риска [9].

В принципе, искажение относительного риска становится достаточно большим, когда частота заболевания в группе без воздействия превышает 1/100.

К счастью, большинство заболеваний, особенно те, которые изучаются в исследованиях случай-контроль, наблюдаются гораздо реже.

Преимущества исследований случай – контроль

Исследование случай-контроль стало распространенным и важным методом изучения этиологии и клинического течения заболеваний. Его преимущества заключаются прежде всего в том, что исследователи могут выявлять случаи и делать сравнения, независимо от распространенности заболевания. Когортные исследования для такой цели не слишком эффективны.

Например, чтобы получить информацию о риске применения нестероидных противовоспалительных препаратов у 100 пациентов с хронической почечной недостаточностью, придется проследить когорту из 1 ООО ООО человек, принимающих эти препараты в течение 2,5 лет (см. табл. 10.1). Понятно, что из-за стоимости и организационных трудностей такое исследование вряд ли возможно.

В то же время относительно несложно и недорого набрать в клиниках и других лечебных учреждениях 100 или более случаев почечной недостаточности, найти сходные группы без заболевания и сравнить их по частоте применения нестероидных противовоспалительных препаратов в прошлом.

Обратите внимание

При таком подходе можно опросить несколько сотен испытуемых в течение нескольких недель или месяцев, затратив гораздо меньше средств, чем при когортном исследовании.

Реальное преимущество исследований случай-контроль при установлении роли причинных или прогностических факторов состоит в отсутствии необходимости ожидать ответа длительное время.

Многие заболевания имеют продолжительный латентный период – промежуток времени от воздействия фактора риска до проявления патологического эффекта. Так, канцерогенность некоторых химических веществ проявляется только через 10-20 лет после воздействия этих факторов.

От исследователей и медиков потребовалось бы слишком много терпения, чтобы выяснить, подтвердится ли подозреваемый риск.

Исследования случай-контроль занимают все более значимое место в медицинской литературе благодаря тому, что позволяют решать важные вопросы быстро и эффективно. Для тех, кто хочет выяснить причинно-следственную связь с помощью относительно надежного метода, исследование случай-контроль -единственно возможный подход к изучению ряда болезней.

Доля исследований случай-контроль среди всех научных публикаций постоянно растет и составляет большую часть эпидемиологических статей. Скорость выполнения и дешевизна оправдывают их популярность в той мере, в какой результаты этих исследований достоверны. Однако здесь существует проблема, поскольку результаты исследований случай-контроль особенно подвержены систематическим ошибкам.

Эти ошибки обсуждаются в следующем разделе.

Источник: http://www.kievoncology.com/izuchenie-sluchaev/issledovaniya-sluchay-kontrol.html

О контент-анализе

Контент-анализ

Это первая статья на моём блоге о контент-анализе, и она даёт общее представление о методе контент-анализа. Перевод с английского мой. Приятного прочтения.

Бернард Р Берелсон (1912-1979)

Нижеследующая информация представляет собой краткий обзор блестящей и глубокой работы по контент-анализу, написанной Майком Палмквист (Mike Palmquist) – сотрудником государственного университета Колорадо. Он преподаёт курсы по методам исследований и их теории.

Бернард Берелсон определил контент-анализ как «исследовательскую технику для объективного, систематического и количественного отражения коммуникаций». Контент-анализ представляет собой инструмент, опирающийся на внешнее содержание контента и изучающий внутреннюю семантику содержания СМИ.

Метод используется для определения степени присутствия определённых слов, мыслей, тем, фраз, букв или предложений в изучаемом тексте или массиве текстов. Реализуется он посредством объективного подсчёта частотности этих объектов.

Важно

Текстами могут являться книги, главы книг, эссе, интервью, диалоги, основные заголовки газет и газетных статей, исторические документы, речи выступлений, дискуссии, рекламные материалы, театральные тексты, тексты неформальных дискуссий или любое другое проявление языковых коммуникаций. [На самом деле, применение контент-анализа распространяется шире, чем анализ только лишь текстов.

Объектами анализа могут являться и материалы в видео или аудио формате, массивы фотографий в СМИ, массивы носителей информации и многое другое ] Для реализации текстового контент-анализа, тексты кодируются, разбиваются на части для удобства оперирования и в соответствии с используемой исследователем системой категорий.

Варьируются «уровни» анализа: словарный, слово-семантический, фразовый, уровень предложений или тем. Далее материал подвергается обработке с использованием основных подходов контент-анализа: концептуального или корреляционного.

Результаты контент-анализа используются для определения выводов о роли и значимости отдельных сообщений внутри изучаемого текстового массива с учётом задаваемых автором, аудиторией, культурой и временем рамок и особенностей. Например, контент-анализ способен определить уместность [конгруэнтность коммуникационной ситуации] или представленность [полноту или недостаток] различных эмоциональных и содержательных элементов авторов текстов и участников коммуникаций, их предрассудков, намерений, идентифицировать ошибки и недосказанности.

Контент-анализ – это детище эры электроники.

Вместе с тем контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-е года и ещё стал более часто используемым и пользующимся доверием методов с середины 1950-х годов, когда исследователи стали опираться не на слова, а на оперирование отдельными тематико-семантическими структурами, их стали интересовать связи между этими смыслами [корреляции], а не простое присутствие слов в массивах текстов.

Области использования контент-анализа.

Благодаря тому, что контент-анализ может быть использован для изучения любого по содержанию и форме текста или массива текстов или другой форме записи коммуникации, метод применяется в самых разных областях, например в сфере маркетинга и области изучения СМИ, литературе и риторике, этнографии и культурологи, в дисциплинах, изучающих гендерн и возраст, социологии и политологии, психологии и когнитивных науках и в других исследовательских областях знания и науках. Также контент-анализ тесно связан с социо- и психолингвистикой, он играет ключевую интегральную роль в системах разработки искусственного интеллекта. Нижеследующий список, опирающийся на труды Берелсона, описывает и другие категории сфер применения контент-анализа:

  • Даёт возможность понять интернациональные различия в коммуникациях
  • Определяет присутствие материалов пропагандистского характера
  • Идентифицирует намерения и тенденции в индивидуальной или групповой коммуникации
  • Описывает поведенческие реакции в рамках коммуникаций
  • Определяет психологический и эмоциональный фон отдельных индивидов и групп

Типы контент-анализа

Существуют две основные категории контент-анализа: концептуальный (понятийный) [в русскоязычных материалах его принято называть количественным, независимо от семантического неравенства терминов] и корреляционный.

Концептуальный ориентирован на идентификацию присутствия и частоту появления этих концептуальных единиц [единиц счёта].

Корреляционный анализ ориентирован на идентификацию связей между отдельными единицами счёта в рамках текста.

Концептуальный контент-анализ

Совет

Традиционно контент-анализ рассматривался только в качестве концептуального его варианта. В концептуальном анализе концепция [единица счёта] выбрана как средство изучения текста с помощью подсчёта частоты её появления в тексте.

Поскольку единицы счёта могут проявляться как эксплицитно так и имплицитно перед началом квантификации единиц важно заранее чётко определить и зафиксировать варианты имплицитного проявления единиц счёта.

Для того чтобы избежать субъективности в определении объектов в качестве единиц счёта на данном этапе принято использовать специальные словари контент-анализа [тезаурусы].

Как и во многих других методах, концептуальный контент-анализ начинается с определения ключевых вопросов исследования и выборки или выборок. Будучи выбранным для анализа текст должен быть закодирован в рамках установленной исследователем системы категорий.

Процесс кодирования представляет собой процесс сокращения объёма материала, являющийся основной идеей контент-анализа.

Разделение массива текста на отдельные тематически целостные и релевантные категориальному аппарату единицы информации позволяет идентифицировать определённые характеристики материала, анализировать и интерпретировать их.

Примером концептуального анализа может являться изучение текста посредством подсчёта встречаемости кодов входящих в словарь контент-анализа кодов. В рамках анализа исследователь должен, например, ставить вопрос о том, как часто в тексте встречаются слова, подтверждающие ту или иную позицию, и как часто встречаются слова, её опровергающие.

Исследователь должен быть заинтересован только лишь в подсчёте этих слов, но не в идентификации семантических и тематических связей между ними, что характерно для корреляционного анализа.

Обратите внимание

В концептуальном анализе исследователь изучает только присутствие объектов релевантных вопросам исследования, то есть определяет – что в большей мере представлено в тексте – подтверждение той или иной гипотезы или гипотез или её (их) опровержение.

Корреляционный контент-анализ

Как уже было сказано выше, корреляционный контент-анализ базируется на принципах концептуального контент-анализа, изучая связи между единицами счёта (концепциями, позициями). И как в случае с другими типами исследований, данный подход базируется на определении выборки и категорий анализа, операционализированных словарём контент-анализа, что и определяет дальнейших ход исследования.

Для корреляционного контент-анализа определить какие типы позиций (единиц счёта) будут эксплуатироваться в рамках исследования. Проводились исследования с использованием всего нескольких таких позиций (concepts) и проводились с использованием более 500 категорий концепций.

Очевидно, что слишком большое число категорий может дать некорректные результаты исследования, так как с увеличением числа категорий и единиц счёта растёт и сложность анализа. Такое же утверждение характерно и для слишком маленьких категориальных аппаратов и словарей, дающих при использовании ненадёжные и потенциально некорректные результаты.

Таким образом, при создании словарей и категориальных аппаратов важно опираться на особенности анализируемого массива и на конкретные задачи замера.

Существует большое количество методик проведения корреляционного контент-анализа, что определяет гибкость и популярность метода. Исследователи могут самостоятельно разрабатывать собственные методики проведения корреляционного контент-анализа в соответствии с задачами конкретного исследования.

Читайте также:  Депривация сна при депрессии: как происходит лечение сном депрессии

Когда разработанная процедура в достаточной мере доказала свою эффективность и объективность, она может быть принята и распространена среди других исследователей.

Процесс проведения корреляционного контент-анализа достиг высокого уровня развития в компьютерной среде – среде автоматизации расчетов, но, даже не зависимо от этого, как и многие другие методы исследований, он является весьма длительным, требующим массу времени на реализацию.

Важно

Вероятно, самым серьёзным требованием к этом методу является необходимость соответствия строгим статистическим нормам при условии сохранения богатства материала, выраженного в отдельных деталях, требующих качественного подхода для анализа.

Вопросы надёжности и верификации

Вопросы надёжности и верификации актуальны и в рамках данного метода.

Надёжность результатов контент-анализа опирается на однородность процесса изучения, его стабильность (stability), умении кодировщиков и интерпретаторов оперировать данными единым образом на протяжении всего исследования; воспроизводимость или умение группы кодировщиков классифицировать материал в соответствии с заданным категориальным аппаратом единым образом; высокая статистическая точность классификации материала в соответствии с заданными категориями.

Ключевой проблемой концептуального контент-анализа является проблема получения спорных, сомнительных результатов, что является следствием использования самих процедур метода.

Главный вопрос в данном контексте – какой объём и уровень заложенного в тексты смысла объективно доступен для идентификации, или, другими словами, являются ли полученные данные результатом использования исключительно введённого инструментария либо они получены и при участии других факторов, повлиявших на результаты исследования? При этом едва ли можно представить себе различные варианты толкования, например, числа 99 в точных науках. Объективные результаты исследования можно получить при использовании только основных [репрезентативных тематически, релевантных теме замера] материалов, массивов текстов, но и при этом, вопрос об объективности и возможности верификации и обоснования результатов остаётся открытым и злободневным.

Обобщения, заключения исследователей во многом зависимы от того, как конкретно исследователь определяет для себя значение той или иной категории, равно как актуальна и надёжность самого категориального аппарата.

Исследователь обязательно должен точно определить категории и единицы счёте которые позволят объективно замерить исследуемый объект. Аналогично, точнейшим образом необходимо создать объективную системы правил и инструкция для исследования.

Разработка правил, которые позволят всем кодировщикам и интерпретаторам следовать единым стандартам в работе, одинаковым образом кодировать материал, жизненно важна для успеха в проведении концептуального контент-анализа.

Воспроизводимость [объективный выбор инструментов анализа, в случае необходимости выбранный идентично в рамках аналогичного исследования] и точность, не только категорий анализа и единиц счёта, но и ключевых подходов к анализу материала, позволяют получать более корректные и надёжные результаты.

Совет

Один из первых трудов по контент-анализу: Б.Берелсон “Формирование политических предпочтенией на президенских выборах”

Преимущества контент-анализа

Контент-анализ имеет ряд серьёзных преимуществ перед другими методами и просто очевидных достоинств. Среди них стоит выделить:

  • Изучает непосредственно саму коммуникацию через анализ текстов, что позволяет исследователю взаимодействовать с первичным средством коммуникаций в социуме
  • Работает как с качественными, так и с количественными данными
  • Может дать ценную историческую/культурологическую информацию, описывающую разные исторические периоды, опираясь только на анализ текста
  • Позволяет получать информацию близкую по форме изложения [текст], хотя степень такой близости варьируется в зависимости от используемого инструментария
  • Может быть использован для анализа материала, необходимого как средства развития тех или иных систем
  • «Ненавязчивый» способ анализа коммуникаций [участники коммуникации в данном случае не испытывают при анализе никакого дискомфорта, так как метод не вмешивается непосредственно в коммуникации]
  • Комплексно, интегрально и вдумчиво, глубинно подходит к изучению моделей человеческих мыслей и языка
  • Если метод используется корректно, то он расценивается в качестве объективного (базируется на реальных фактах, в отличие от дискурсивного анализа)

Недостатки контент-анализа

  • Контент-анализ также имеет и ряд недостатков, как теоретического так и прикладного характера:
  • Может потребовать очень много времени на проведение замера
  • Потенциально опасный для допущения ошибки, в особенности если используется корреляционный анализ, ориентированный на идентификацию глубинных данных
  • Часто не имеет теоретической базы в рамках различных методик проведения, либо, ради достижения важных для исследования результатов, может игнорировать теоретические научные ориентиры
  • По своей природе – редуктивен, то есть ориентирован на игнорирование слабо проявленной информации, в особенности, если производится анализ сложных по содержанию текстов
  • Часто ориентирован на упрощение результатов, так как опирается на простой подсчёт слов
  • Нередко игнорируется контекст содержания единиц счёта (слов), либо нивелируется значимость последующих слов
  • Может быть непрост для применения компьютерных технологий и автоматизации исследования

Оригинал статьи находится по следующему адресу: http://www.gslis.utexas.edu/~palmquis/courses/content.html

(перевод Алексея Рюмина)

Источник: http://content-analysis.ru/index.php/o-kontent-analize/

Виды клинических исследований

Клинические исследования противоопухолевых препаратов различаются, каждое из них проводится для конкретно поставленных целей и подбирается под необходимые параметры для исследования препарата. На настоящий момент выделяют следующие виды клинических исследований:

Открытое и слепое клиническое исследование

Клиническое исследование может быть открытым и слепым. Открытое исследование – это когда и врач, и его пациент знают, какой препарат исследуется.

Слепое исследование делится на простое слепое, двойное слепое исследование и полное слепое исследование.

  • Простое слепое исследование – это когда одна сторона не знает, какой препарат исследуется.

     

  • Двойное слепое исследование и полное слепое исследование – это когда две или более стороны не обладают информацией относительно исследуемого препарата.

Пилотное клиническое исследование

Пилотное клиническое исследование проводится для получения предварительных данных, важных для планирования дальнейших этапов исследования.

На простом языке можно было бы назвать его «пристрелочным».

С помощью  пилотного исследования определяется возможность проведения исследования на большем числе испытуемых, рассчитываются необходимые мощности и финансовые затраты для будущего исследования.

Контролируемое клиническое исследование  

Контролируемое клиническое исследование – это сравнительное исследование, в котором новый (исследуемый) препарат, эффективность и безопасность которого еще до конца не изучены, сравнивают со стандартным способом лечения, то есть препаратом, уже прошедшим исследования и вышедшим на рынок.

Пациенты в первой группе получают терапию исследуемым препаратом, пациенты во второй – стандартным (эта группа называется контрольной, отсюда название вида исследования). Препаратом сравнения может быть как стандартная терапия, так и плацебо.

Неконтролируемое клиническое исследование

Неконтролируемое клиническое исследование – это исследование, в котором нет группы испытуемых, принимающих препарат сравнения. Обычно такой вид клинических исследований проводится для препаратов с уже доказанной эффективностью и безопасностью.

Рандомизированное клиническое исследование

Рандомизированное клиническое исследование – это исследование, в котором пациенты распределяются на несколько групп (по видам лечения или схеме приема препарата) случайным образом и имеют одинаковую возможность получить исследуемый или контрольный препарат (препарат сравнения или плацебо). В нерандомизированном исследовании процедура рандомизации не проводится, соответственно пациенты не разделяются по отдельным группам.

Параллельные и перекрестные клинические исследования

Параллельные клинические исследования – это исследования, при которых испытуемые в различных группах получают либо только изучаемое лекарственное средство, либо только препарат сравнения.

В параллельном исследовании сравниваются несколько групп испытуемых, одна из которых получает исследуемый препарат, а другая группа является контрольной. В некоторых параллельных исследованиях сравнивают различные виды лечения, без включения контрольной группы.

Перерекрестные клинические исследования – это исследования, в которых каждый пациент получает оба сравниваемых препарата, в случайной последовательности.

Проспективное и ретроспективное клиническое исследование  

Проспективное клиническое исследование  – это наблюдение за группой больных в течение длительного времени, до наступления исхода (клинически значимого события, которое служит объектом интереса исследователя – ремиссия, ответ на лечение, возникновение рецидива, летальный исход).

Такое исследование является самым достоверным и поэтому проводится чаще всего, причем в разных странах одновременно, другими словами, оно является интернациональным.

В отличие от проспективного исследования, в ретроспективном клиническом исследовании, напротив, изучаются исходы проведенных ранее клинических исследований, т.е.

исходы наступают до того, как началось исследование. 

Одноцентровое и многоцентровое клиническое исследование

Если клиническое исследование проходит на базе одного исследовательского центра, оно называется одноцентровым, а если на базе нескольких, то многоцентровым.

Если же, исследование проводится в нескольких странах (как правило, центры расположены в разных странах), его называют международным.

Когортное клиническое исследование – это исследование, в котором выделенную группу (когорту) участников наблюдают в течение какого-то времени.

По окончании этого времени результаты исследования сравниваются у испытуемых в разных подгруппах данной когорты. На основании этих результатов делается вывод.

В проспективном когортном клиническом исследовании группы испытуемых составляют в настоящем времени, а наблюдают в будущем.

В ретроспективном когортном клиническом исследовании группы испытуемых подбирают на основании архивных данных и прослеживают их результаты по настоящее время.

Какой вид клинического исследования будет наиболее достоверным?

В последнее время, фармацевтические фирмы обязывают проводить клинические исследования, при которых получаются самые достоверные данные. Чаще всего удовлетворяет таким требованиям проспективное двойное слепое рандомизированное многоцентровое плацебо-контролируемое исследование.  Это значит, что:

  • Проспективное – будет вестись наблюдение в течение длительного времени;
  • Рандомизированное – пациентов случайно распределили по группам (обычно это делает специальная компьютерная программа, чтобы в итоге различия между группами стали несущественными, то есть статистически недостоверными);
  • Двойное слепое –  ни врач, ни пациент не знает, в какую группу пациент попал при рандомизации, поэтому такое исследование максимально объективно;
  • Многоцентровое – выполняется сразу в нескольких учреждениях. Некоторые виды опухолей чрезвычайно редки (например, наличие ALK-мутации при немелкоклеточном раке легкого), поэтому в одном центре сложно найти необходимое количество пациентов, соответствующих критериям включения в протокол. Поэтому такие клинические исследования проводятся сразу в нескольких исследовательских центрах, причем как правило, в нескольких странах одновременно и называются международными;
  • Плацебо-контролируемое – участники делятся на две группы, одни получают исследуемый препарат, другие – плацебо;

Источник: http://worldofoncology.com/materialy/materialy-dlya-patsientov/klinicheskie-issledovaniya/vidy-klinicheskikh-issledovaniy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector