Что это такое аграмматизм: примеры, разновидности, коррекция

Аграмматизм – симптомы и причины. Типы и примеры аграмматизмов

Человек не с самого рождения умеет говорить, читать и писать. Этому его обучают родители, которые сами когда-то научились речи. Аграмматизм – это различные нарушения, которые сопровождаются неспособностью строить и воспринимать предложения окружающих. Статья детально рассмотрит причины, типы, симптомы и примеры аграмматизмов.

Каждый человек обучается речи благодаря тому окружению, в котором он находится. Обычно это занимает до 4 лет жизни человека. Здесь наблюдаются ошибки в понимании и построении предложений, что является нормальным.

В последующие годы ребенок только корректирует свою речь, выбирает свой стиль общения. Однако существенных ошибок не наблюдается.

Обратите внимание

Что такое аграмматизм? Это нарушение речи, которое проявляется в отсутствии правильной способности строить и воспринимать предложения.

Распознать аграмматизм можно по таким признакам:

  • Человек не понимает написанного.
  • Он не способен пересказать прочитанное, выделяет лишь отдельные слова.
  • Человек плохо высказывает свою мысль.
  • В речи индивида отсутствуют определенные части: предлоги, союзы, глаголы.

В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.

У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.

перейти наверх

Типы аграмматизмов

Аграмматизм выражается в двух типах и формах:

  1. Импрессивный – нарушение восприятия. Человек частично или полностью не понимает, что ему говорят. Это вызвано изменением работы клеток головного мозга, которые не позволяют трансформировать звуковые сигналы в образы, мысли.
  2. Экспрессивный – нарушение выражения. Человек не способен выразить свою мысль, перевести ее в речь, слова. Здесь не используются падежи, склонения, предлоги, предложения складываются неправильно или неполно. Она может носить моторный или сенсорный характер.
  • Сенсорные нарушения приводят к неспособности воспринимать, чувствовать звук.
  • Моторные нарушения связаны с невозможностью человека использовать мышцы языка, гортани, челюсти, чтобы произнести то или иное слово.

Необходимо разделять недостаточность обучения и аграмматизм. Согласно Либману, выделяют три степени аграмматизма:

  1. Человек не способен составить предложение, а также повторить его. Зачастую заменяет его одним словом.
  2. Человек пользуется шаблонами предложений, где не выражены изменения формы слов, однако не всегда это ему удается сделать правильно.
  3. Человек синтаксически неправильно составляет предложения, преимущественно ошибки проявляются в склонениях. Это возможно при заикании и косноязычии.

перейти наверх

Симптомы аграмматизма

Распознать аграмматизм очень легко: человек неправильно фонематически, грамматически или лексически использует речь. Обычно дети, у которых он развивается, не составляют предложений до 3-х и даже 4-х лет. Неправильно используются грамматические формы. Какие существуют симптомы аграмматизма?

  • Затрудненное понимание речи, где роли героев обращены.
  • Затрудненное понимание предложений, где слова переставлены в более сложные формы.
  • Затрудненное понимание фраз со сложным синтаксисом, нежели с простым.

Наличие аграмматизма выявляется путем демонстрирования серии картинок, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует предложению экспериментатора.

Аграмматизм характеризуется:

  • Бедностью и простотой составляемых предложений (или полной неспособностью составлять фразы).
  • Низким темпом речи, поскольку больной приспосабливается к своей патологии.
  • Опущением некоторых слов: глаголов, предлогов, артиклей.
  • Невозможностью составить предложения с непривычным порядком слов.

Многие родители не обращают внимания на то, что их ребенок отстает в речи. Им кажется, если он произносит звуки, значит, все нормально. Однако когда наступает время обучению письму, тогда отмечаются аграмматизмы. Например, «на окну», «длинный лента».

Приставки и суффиксы в словах усваиваются к 7-8 годам. Речь в основном формируется к 4-м годам. Далее идет корректировка и укрепление. Если родители игнорируют отклонения, тогда аграмматизм отмечается учителями, которые замечают, что ребенок неправильно составляет предложения. К 7-8 годам аграмматизм проявляется отчетливо.

перейти наверх

Причины аграмматизма

Родители, которые наблюдают аграмматизм у своего ребенка, наверняка задаются вопросом: каковы его причины? Здесь можно выделить несколько факторов.

Способность воспринимать и воспроизводить речь зависит от:

  • возраста;
  • образованности;
  • психологического статуса;
  • уровня развития;
  • среды общения;
  • физического состояния;
  • коммуникабельности.

Причинами аграмматизма могут стать:

  • Органические изменения в отделе головного мозга.
  • Анатомические патологии.
  • Повреждения в лобной доли, сильвиевой борозде, височной доле.
  • Нарушения в состоянии нервных клеток головного мозга.

Тотальный аграмматизм провоцируется недоразвитостью или неправильным функционированием слуховых рецепторов. Если они неправильно или недостаточно улавливают звуковые сигналы, тогда ребенку сложно понять речь окружающих и затем ее воспроизвести. Таким образом, полноценная речь может быть сформирована, когда человек хорошо слышит и воспринимает окружающие сигналы, погружен в них.

Если аграмматизм развился у взрослого человека, который уже обладает навыками общения, тогда расстройством звуковых рецепторов данную патологию не объяснить. Врачи связывают это с неврологическими расстройствами.

Аграмматизм присущ людям с:

  • плохим или полным отсутствием слуха;
  • алалией;
  • афазией;
  • отставанием в развитии.

Примеры аграмматизма

Читателям медицинского словаря slovmed.com будет интересно ознакомиться с различными примерами аграмматизма.

  • «Вот… хирургия… вот… пустота… очнулся…».
  • «Красивый девушка», «Кошка… курицу… несла», «Девочка пошел домой», «Я гости пошли».
  • «Кошка пьет молоко» воспринимается лучше, нежели «Кошка убегает от собаки».
  • «Аг… Агр… Агра… Аграмма… Аграмматизм».
  • «Девочка а улицу собилаеца гулять» («Девочка на улице собирается гулять»), «Девочка иглает собачким, а соник а скамейке» («Девочка играется с собачкой, а слоник на скамейке»), «Мальчик а лавочке сидит и балайку иглает» («Мальчик на лавочке сидит и на балалайке играет»).
  • «Ехать на лошадкаф», а не на «лошадках».
  • «Голубь сид дерево на» («Голубь сидит на дереве»).

Только после диагностики у врача можно назначить точное лечение. Здесь используются методы:

  1. Механические.
  2. Термические.
  3. Лучами лазера.
  4. Электромагнитными волнами.
  5. Электрическим разрядом.
  6. Медикаментами.
  7. Имплантацией элементов.
  8. Комбинирование методик.

Приведем список приемов профилактики и коррекции аграмматизма:

  • Вставить в предложения пропущенные союзы, предлоги.
  • Произношение слов по типу «большой-маленький».
  • Подбор большого количества прилагательных и глаголов к слову.
  • Обозначение пространственного расположения предмета.
  • Составить предложение, изменить порядок слов в предложении.

перейти наверх

Прогноз

Заниматься лечением и устранением аграмматизма необходимо. Только в таком случае возможно улучшение способности человека пользоваться человеческой речью и устанавливать контакты с окружающими. Прогноз лечения является положительным, поскольку позволяет восстановить речевые навыки. Итог отсутствия лечения – отстраненность от общества, которое не будет принимать человека.

С самого рождения родители должны проявлять интерес к здоровью своего ребенка. Не следует торопиться и беспокоиться из-за задержки речи, поскольку все дети развиваются в своем темпе. Однако если речь не восстановилась к 4-х летнему возрасту, следует обратиться к врачу.

Человек должен постоянно посещать врача и стоять у него на учете. Это позволит корректировать лечение, в зависимости от развития и хода болезни. С ребенком или взрослым человеком занимаются квалифицированные врачи. Однако здесь необходима помощь со стороны близких. Они должны проводить упражнения и следить за изменениями в речи больного.

Предотвратить аграмматизм практически невозможно. Однако иногда он бывает приобретенным по причине неблагоприятной обстановки, в которой человек находится. Если родители не занимаются с ребенком, не общаются с ним, не обучают речи, тогда вполне возможны приобретенные изменения, которые легко корректируются вместе с логопедом.

Источник: http://SlovMed.com/agrammatizm

Аграмматизм

Аграмматизм — это нарушение речи, которое проявляется в сложностях при построении и восприятии предложений. Люди, страдающие этим нарушением речи, подвержены повреждениям мозга в области сильвиевой борозды.

Аграмматизм переводится с греческого, как отсутствие качества или признака. Применяется этот термин относительно чтения или письма.

Важно

Аграмматизм у взрослых появляется при разнообразных формах афазии (расстройств речи, характеризующихся утратой при пользовании фразами, а также словами в качестве выражения мыслей).

Аграмматизм у детей возникает на самых ранних этапах развития речи и при нарушениях слуха. Это явление обнаруживает себя в устной и письменной речи.

Аграмматизм причины

Прежде всего, к причинам относят нарушения в деятельности головного мозга, спровоцированные различными болезнями, а также нарушениями и изменениями периферической части слухового анализатора. Зачастую заболеванию подвержены слабослышащие, умственно отсталые дети с недоразвитой речью.

Аграмматизм симптомы

Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики.

Симптомы аграмматизма проявляются в том, что дети начинают говорить гораздо позже положенного срока. Возникновение фразовой речи происходит после 2-3-х, или даже 4-х лет. Речь малышей зачастую наполнена аграмматизмами, характеризующимися неправильным применением грамматических форм.

Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания.

Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма.

И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам.

Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну».

Согласно возрастным умениям, правильно согласовывать слова ребенок должен к 4-м годам. И к этому возрасту ошибки в речи не являются нормой. Если ваш ребенок допускает ошибки типа «около столу», «деревы», необходимо получить консультацию у специалистов.

Совет

Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей.

Аграмматизмы у детей-школьников обнаруживаются сразу при поступлении в учебное заведение. У детей отмечаются дефекты произношения, несформированный лексико-грамматический строй, фонематическое восприятие, а также связная речь.

Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение.

Типы аграмматизмов

Невропатологи, неврологи, рефлексотерапевты выделяют два основных типа аграмматизмов. Это импрессивный аграмматизм и экспрессивный аграмматизм нарушения речи.

Импрессивный аграмматизм отмечается полным, а также частичным нарушением понимания смысла грамматических конструкций воспринимаемой речи.

Экспрессивный аграмматизм является грамматическим нарушением оформления активной речи. Экспрессивный аграмматизм характеризуется неправильным использованием падежей, предлогов, склонений.

Аграмматизм примеры

Аграмматизм типа телеграфный стиль — это синтаксическая афазия. Данный вид расстройства иногда протекает изолированно, зачастую оно происходит вместе с моторными трудностями. Для локализации характерно сосредоточение ближе к зоне Брока, отвечающей за воспроизведение речи. Данный участок коры гол.

мозга, который управляет мышцами языка, лица, челюстей, глотки, расположен в лобной нижней доле мозга головы. Заболевшие с этой формой афазии практически не испытывают трудностей в актуализации автоматизированных рядов и назывании этих рядов. Больные способны повторять отдельные слова, но при повторе предложений совершают грамматические ошибки.

Дефекты речи наиболее ярко отмечаются в самой речи больных.

Примеры наиболее выраженной формы аграмматизма включают серию номинаций: «вот… упал… и вот… хирургия… вот… наркоз… и вот… пустота… вот проснулся»… Менее выраженная форма характеризуется неадекватным построением предложений. При этом первым выступает имя одушевленное существительное, далее все существительные употребляются в случайных падежах или именительном падеже.

Примеры аграмматизма «Девочка пошел школа»; «Бабушка читают газету»; «Собака… курица… несла», «Я пошла гости… гости пошли». Последний пример отчетливо показывает порядок слов в различных семантических ролях. Это свидетельствует о построении высказывания правилами семантического синтаксиса.

Существуют следующие сложности при восприятии речи:

Читайте также:  Краниография головного мозга: подготовка пациента, как проводится, расшифровка снимков

— затруднённое восприятие предложений. Например, «Кошка преследует собаку» воспринимается хуже, чем «Кошка пьёт молоко»;

— затруднённое восприятие предложений с базовым расположением слов, которые отклоняются от стандарта;

— затруднённое восприятие предложений, которые имеют сложную синтаксическую структуру в сравнении с более простыми предложениями.

Симптомы аграмматизма выявляются после проведения эксперимента, который связан с восприятием речи. В ходе эксперимента испытуемому демонстрируют рисунки, с соответствующими предложениями.

Аграмматизмы в речи отмечаются бедностью и простотой разнообразия синтаксических структур предложений, а также отсутствием полноценных предложений. Данное нарушение характеризуется опущением служебных слов, к которым относят предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, а также местоимения.

Аграмматизмы в речи сопровождаются низким темпом речи. Психологи объясняют это явление с точки зрения адаптации: попытки приспособления больного к собственной нарушенной речи, заключающейся в медленном процессе её обработки, а также затруднённостью создания предложений с несвойственным порядком слов.

Аграмматизмы у детей в речи объясняются различными подходами.

Обратите внимание

Существует гипотеза удаления следов, предполагающая, что нарушение речи при аграмматизме включает их исчезновение, связанное с обработкой предложения.

Гипотеза отображения отмечает нарушения механизма интерпретации синтаксических структур в самих терминах семантических ролей. Полагают также, что нарушения возникают с уменьшением доступной памяти.

Лечение включает специальные разработанные методики, позволяющие детям и взрослым восстановить способность применять грамматическое строение речи. Прогноз на будущее зависит от степени основного патологического процесса, а также от глубины нарушения речи и своевременного диагностирования заболевания.

Как лечить аграмматизм? Хороший эффект дает комплексное лечение, включающее логопедические занятия, логопедический массаж, микротоковую рефлексотерапию. Все схемы лечения назначаются индивидуально, учитывая особенности задержки развития каждого пациента. Курсы лечения включают не менее 15 сеансов.

Еще статьи по данной теме:

• Дислексия • Синдром дефицита внимания

Источник: https://vlanamed.com/agrammatizm/

Аграмматизмы в речи: описание недуга и причины возникновения

Содержание:

  • Что такое аграмматизм?
  • Типы аграмматизмов
  • Симптомы аграмматизма
  • Причины аграмматизма
    • Наносить добро, причинять справедливость
    • Раньше трава была зеленее
    • Три столпа надежности
    • Самое слабое звено
    • Интернет-этикет
  • Определения, значения слова в других словарях:
  • Симптомы аграмматизма
  • Примеры аграмматизма у школьников
  • Что такое аграмматизм и почему он возникает
  • Речевое развитие ребенка
  • Виды аграмматизма
  • Симптомы агграматизма
  • Лечение
  • Аграмматизм причины
  • Аграмматизм симптомы
  • Типы аграмматизмов

Каждый человек обучается речи благодаря тому окружению, в котором он находится. Обычно это занимает до 4 лет жизни человека. Здесь наблюдаются ошибки в понимании и построении предложений, что является нормальным.

В последующие годы ребенок только корректирует свою речь, выбирает свой стиль общения. Однако существенных ошибок не наблюдается.

Обратите внимание

Что такое аграмматизм? Это нарушение речи, которое проявляется в отсутствии правильной способности строить и воспринимать предложения.

Распознать аграмматизм можно по таким признакам:

  • Человек не понимает написанного.
  • Он не способен пересказать прочитанное, выделяет лишь отдельные слова.
  • Человек плохо высказывает свою мысль.
  • В речи индивида отсутствуют определенные части: предлоги, союзы, глаголы.

В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.

У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.

перейти

Типы аграмматизмов

Аграмматизм выражается в двух типах и формах:

  1. Импрессивный – нарушение восприятия. Человек частично или полностью не понимает, что ему говорят. Это вызвано изменением работы клеток головного мозга, которые не позволяют трансформировать звуковые сигналы в образы, мысли.
  2. Экспрессивный – нарушение выражения. Человек не способен выразить свою мысль, перевести ее в речь, слова. Здесь не используются падежи, склонения, предлоги, предложения складываются неправильно или неполно. Она может носить моторный или сенсорный характер.
  • Сенсорные нарушения приводят к неспособности воспринимать, чувствовать звук.
  • Моторные нарушения связаны с невозможностью человека использовать мышцы языка, гортани, челюсти, чтобы произнести то или иное слово.

Необходимо разделять недостаточность обучения и аграмматизм. Согласно Либману, выделяют три степени аграмматизма:

  1. Человек не способен составить предложение, а также повторить его. Зачастую заменяет его одним словом.
  2. Человек пользуется шаблонами предложений, где не выражены изменения формы слов, однако не всегда это ему удается сделать правильно.
  3. Человек синтаксически неправильно составляет предложения, преимущественно ошибки проявляются в склонениях. Это возможно при заикании и косноязычии.

перейти

Симптомы аграмматизма

Распознать аграмматизм очень легко: человек неправильно фонематически, грамматически или лексически использует речь. Обычно дети, у которых он развивается, не составляют предложений до 3-х и даже 4-х лет. Неправильно используются грамматические формы. Какие существуют симптомы аграмматизма?

  • Затрудненное понимание речи, где роли героев обращены.
  • Затрудненное понимание предложений, где слова переставлены в более сложные формы.
  • Затрудненное понимание фраз со сложным синтаксисом, нежели с простым.

Наличие аграмматизма выявляется путем демонстрирования серии картинок, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует предложению экспериментатора.

Аграмматизм характеризуется:

  • Бедностью и простотой составляемых предложений (или полной неспособностью составлять фразы).
  • Низким темпом речи, поскольку больной приспосабливается к своей патологии.
  • Опущением некоторых слов: глаголов, предлогов, артиклей.
  • Невозможностью составить предложения с непривычным порядком слов.

Многие родители не обращают внимания на то, что их ребенок отстает в речи. Им кажется, если он произносит звуки, значит, все нормально. Однако когда наступает время обучению письму, тогда отмечаются аграмматизмы. Например, «на окну», «длинный лента».

Приставки и суффиксы в словах усваиваются к 7-8 годам. Речь в основном формируется к 4-м годам. Далее идет корректировка и укрепление. Если родители игнорируют отклонения, тогда аграмматизм отмечается учителями, которые замечают, что ребенок неправильно составляет предложения. К 7-8 годам аграмматизм проявляется отчетливо.

перейти

Причины аграмматизма

Родители, которые наблюдают аграмматизм у своего ребенка, наверняка задаются вопросом: каковы его причины? Здесь можно выделить несколько факторов.

Способность воспринимать и воспроизводить речь зависит от:

  • возраста;
  • образованности;
  • психологического статуса;
  • уровня развития;
  • среды общения;
  • физического состояния;
  • коммуникабельности.

Причинами аграмматизма могут стать:

  • Органические изменения в отделе головного мозга.
  • Анатомические патологии.
  • Повреждения в лобной доли, сильвиевой борозде, височной доле.
  • Нарушения в состоянии нервных клеток головного мозга.

Тотальный аграмматизм провоцируется недоразвитостью или неправильным функционированием слуховых рецепторов. Если они неправильно или недостаточно улавливают звуковые сигналы, тогда ребенку сложно понять речь окружающих и затем ее воспроизвести. Таким образом, полноценная речь может быть сформирована, когда человек хорошо слышит и воспринимает окружающие сигналы, погружен в них.

Если аграмматизм развился у взрослого человека, который уже обладает навыками общения, тогда расстройством звуковых рецепторов данную патологию не объяснить. Врачи связывают это с неврологическими расстройствами.

Аграмматизм присущ людям с:

  • плохим или полным отсутствием слуха;
  • алалией;
  • афазией;
  • отставанием в развитии.

Примеры аграмматизма

Читателям медицинского словаря slovmed.com будет интересно ознакомиться с различными примерами аграмматизма.

  • «Вот… хирургия… вот… пустота… очнулся…».
  • «Красивый девушка», «Кошка… курицу… несла», «Девочка пошел домой», «Я гости пошли».
  • «Кошка пьет молоко» воспринимается лучше, нежели «Кошка убегает от собаки».
  • «Аг… Агр… Агра… Аграмма… Аграмматизм».
  • «Девочка а улицу собилаеца гулять» («Девочка на улице собирается гулять»), «Девочка иглает собачким, а соник а скамейке» («Девочка играется с собачкой, а слоник на скамейке»), «Мальчик а лавочке сидит и балайку иглает» («Мальчик на лавочке сидит и на балалайке играет»).
  • «Ехать на лошадкаф», а не на «лошадках».
  • «Голубь сид дерево на» («Голубь сидит на дереве»).

Только после диагностики у врача можно назначить точное лечение. Здесь используются методы:

  1. Механические.
  2. Термические.
  3. Лучами лазера.
  4. Электромагнитными волнами.
  5. Электрическим разрядом.
  6. Медикаментами.
  7. Имплантацией элементов.
  8. Комбинирование методик.

Приведем список приемов профилактики и коррекции аграмматизма:

  • Вставить в предложения пропущенные союзы, предлоги.
  • Произношение слов по типу «большой-маленький».
  • Подбор большого количества прилагательных и глаголов к слову.
  • Обозначение пространственного расположения предмета.
  • Составить предложение, изменить порядок слов в предложении.

перейти

Наносить добро, причинять справедливость

Если брать идею «граммар-нацизма» в предельно обобщенной форме, то всё выглядит неплохо: нужно развивать культуру речи, любить русский язык, вычищать из него ошибки и радоваться тому, что мы обладаем великим, могучим, правдивым и свободным с богатой историей.

На практике же всё сводится к частностям, а именно к болезненным тычкам в печень каждого ошибившегося. Деструктивное начало любого профессионала «лингвистического высокомерия» (по выражению Максима Кронгауза) весьма велико, потому что указать на ошибку проще простого, если ты ее углядел.

А вот конструктивного, увы, практически нет.

С другой стороны, что может быть конструктивного в этой сфере, что может сделать один обычный человек? Создать бесплатные курсы ликбеза? Никто не будет на них ходить кроме тех, кто уже и так неплохо поднаторел в русском языке и хочет либо довести его до совершенства, либо лишний раз потешить самолюбие в собственном безупречном знании.

Из хороших моментов можно отметить движения наподобие «Тайной орфографической полиции» , которые с бичевания коллег и друзей по переписке переключились на вполне конкретные и полезные действия

Они выискивают и исправляют ошибки в публичных текстах — на вывесках, памятниках, табличках, не давая тем самым распространиться еще большему языковому попустительству.

Раньше трава была зеленее

Каждое поколение уверено, что следующие после них молодые люди куда менее грамотны и знающи. На это жаловались тысячи лет назад, ничего не изменилось и сейчас. Можно даже почувствовать себя героем псевдонолановского лингвистического «Начала».

Вот есть хороший современный лингвист Максим Кронгауз, который сетует, что русский язык нынче обмельчал, и указывает на блестящую работу Корнея Чуковского «Живой как жизнь».

В этой работе Корней Чуковский жалуется на то, что в 1961 году язык совсем обмельчал и цитирует лучших лингвистов конца XIX века.

Что писали лингвисты в то время, догадаться совсем нетрудно: да, язык совсем обмельчал, если дальше продолжится такое безобразие, то русскоязычные люди деградируют и будут объясняться жестами и ударами дубиной

Действительно, язык со временем меняется, но настоящие подвижки в нем практически незаметны для непрофессионального глаза.

Почитать о таких крошечных находках, о которых мы сами никогда бы не подумали, можно у Ирины Левонтиной в книге «О чем речь» («Русский со словарем» чуть интереснее, но там несколько другая тема).

Например, мы пропустили, как добавились новые значения слов «эффективный» (теперь так можно сказать о человеке) и «адекватный» (появился положительный оттенок), как потеряло негативное значение слово «амбициозный». Времена меняются, мир меняется — и язык это отражает, но тихой сапой и полутонами.

Граммар-наци и другие чересчур активные поборники чистоты речи замечают всё больше яркое, то, что на виду, то есть сленг. При этом молодежный сленг — самая недолговечная штука, которая из языка быстро уйдет, только одно слово из сотни останется в памяти.

Попробуйте почитать примеры того, как на сленге говорили стиляги или хиппари. Если сейчас это вставить в речь, выйдет искусственно и натужно, как шутки в «Ералаше» про молодящихся старичков

Через пару десятков лет обо всех этих мелочах никто и не вспомнит, они останутся архивах, как годовые кольца, по которым можно будет узнать эпоху.

Что же касается вопиющих ошибок, от которых кровь из глаз брызжет даже у самого толерантного человека, то тут исправления мало.

Читайте также:  Макроцефалия (мегалоцефалия, метал оцефалия): причины, лечение

Нужно с самого начала выучиться правильно, развивать «врожденную грамотность», которая никакая не врожденная, а всегда приобретенная. Чаще всего чтением книг.

Важно

Сейчас же читают всё больше копипасты в интернете, которые не всегда вычитаны, поэтому и общий уровень людей с «врожденной грамотностью» падает. Тут помогут только реформы на уровне всеобщего образования.

К тому же не стоит забывать об оптических иллюзиях.

Заходишь в интернет и видишь, что в стране живут одни безграмотные подростки и такие же сомнительные с лингвистической точки зрения пользователи «Одноклассников» изрядного возраста. Но изменилось не качество образования, а режим доступа к информационным ресурсам

Раньше все эти категории малограмотных граждан не могли публиковаться на широкую аудиторию, никто не видел их писанину, если она вообще была.

В лучшем случае школьники вели дневник в общей тетрадке, а потом через десяток лет с удивлением перечитывали — как, неужели я так плохо писал, вроде грамотный человек! Теперь в интернете, который помнит всё, может писать любой, поэтому и кажется, что ошибок стало больше и общий уровень грамотности падает.

Три столпа надежности

Есть три священных оплота граммар-наци: Зализняк, Розенталь и сайт Грамота.ру. Простой тест для тех, кто считает себя экспертом по лингвистике: 1) вспомните, как зовут Зализняка; 2) вспомните, как зовут Розенталя и как пишется это имя-отчество; 3) угадайте, как эксперты самой компетентной в плане русского языка организации отзываются о граммар-наци.

Правильные ответы: 1) Андрей Анатольевич; 2) Дитмар Эльяшевич; 3) «для граммар-наци язык делится на черное и белое, правильно-неправильно. Но в языке так не бывает.

Там столько переходов, столько вариантов: от менее желательного к более желательному, это предпочтительно, это допустимо, а так тоже можно, а так не очень желательно, но в просторечии вроде бы и не страшно

И так далее. То есть нет такого в языке, чтобы можно было поделить.

А грамматический нацизм, как и любой нацизм, он делит на тех, кто с нами, и тех, кто против нас» (из любого интервью, например, данного Ксении Турковой, которая сама совсем недавно выпустила книгу «Русский без нагрузки» с отличными советами и невычитанной первой редакцией, от которой граммар-нацисты хрипели и били копытом).

Язык — живой организм, который дышит и развивается. То, что было нормой раньше, постепенно растворяется и уходит.

Если почитать книги языковедов 60-х годов, например Бориса Головина, то можно заметить две тенденции. Первая: половина ошибок вечна

В середине прошлого века всё так же были проблемы с ударением в слове «красивее» и «звонит», всё так же путали одну и две «н» и окончания «-тся» и «-ться». Вторая: ровно половина ошибок канет в Лету.

Например, Головин сердится на новомодное словечко «кино» и грозно вопрошает, чем так людям не угодило красивое слово «кинокартина» или «синематограф»? Зачем уродовать сокращением? Как говорится, что вы будете делать с прорвой освободившегося времени?

Источник: https://zdorovo.live/nevralgiya/agrammatizmy-v-rechi-opisanie-neduga-i-prichiny-vozniknoveniya.html

Приёмы работы по преодолению аграмматизмов

ПРИЕМЫРАБОТЫПОПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЗМОВ

Для детей, имеющих большое количество аграмматизмов в письме, характерно заметное отставание в развитии устной речи. Это отставание выражается обычно в бедности словар­ного запаса и в неумении грамматически правильно связы­вать слова между собой.

Если такое отставание не было пре­одолено в дошкольном возрасте, то все эти аграмматизмы бла­гополучно перекочуют из устной речи в письменную. Ну, на самом деле, если ребенок говорит УХИ, ДЕРЕВЫ, ЦЫПЛЕНКИ, МНОГО ЗЕРКАЛОВ, НА ДЕРЕВЬЕВ и т. п.

, то как он сможет гра­мотно писать?

Отсюда вывод напрашивается сам собой. Единственный надежный путь преодоления аграмматизмов в письме — это устранение их в устной речи.

Общее содержание работы примерно одинаковое как для дошкольников, так и для школьников. Но в любом случае речь идет о необходимости обогащения словарного запаса и об усвоении грамматических норм языка.

Работу над обогащением словарного запаса ребенка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что сам по себе словарь у ребенка может быть достаточно большим.

Но важен не словарь как таковой, а умение активно пользоваться имеющи­мися словами, правильно сочетать их между собой и образо­вывать новые слова.

Обогащение словаря должно вестись постепенно по всем направлениям. Сначала необходимо заниматься расширени­ем словаря предметов (имен существительных), затем дейст­вий (глаголов), потом признаков (прилагательных), после это­го — наречий.

Совет

Работая над увеличением словаря предметов, лучше всего изучать слова по группам. Например, ребенок должен хорошо ориентироваться в следующих категориях существительных: домашние животные, дикие животные, домашние птицы, ди­кие птицы, овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, оде­жда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.

Расширение глагольного словаря лучше всего тоже усваи­вать по группам: кто как передвигается? Кто что делает? Кто как голос подает?

Особое внимание следует обратить на образование новых глаголов с помощью приставок: ПРИХОДИТ, ВЫХОДИТ, ВХО­ДИТ, ОТХОДИТ, ОБХОДИТ, ПЕРЕХОДИТ, УХОДИТ, ПОДХО­ДИТ и т. д. (см. картинки в Приложении). При этом не забы­вайте объяснять ребенку значение слов с новыми пристав­ками.

Расширять словарь прилагательных лучше всего путем под­бора большого количества признаков к какому-либо предме­ту. Например:

Лимонкакой? -Жёлтый, кислый, ароматный, овальный.

Столкакой? – Деревянный, большой, светлый, удобный.

Уделитедостаточноевниманиеобразованиюновыхслов

ПО ПРИНЦИПУ:

Стаканизстеклакакой? – Стеклянный.

Платьеизшёлкакакое? – Шёлковое.

Кашаизгречкикакая? – Гречневая.

Не забудьте про прилагательные, существительные и глаго­лы с противоположным значением.

Для обогащения речи ребенка наречиями важно при каж­дом удобном случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко или близко, высоко или низко. Что ходить мы можем быстро или медленно, разговаривать громко или тихо, делать работу плохо или хорошо и т. д.

Все эти занятия не только обогатят словарный запас ребен­ка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами и сослужат великую службу во время учебы в школе.

При работе над грамматическим строем речи необходимо уделить внимание образованию множественного числа имен существительных.

Обратите внимание

Сделать это можно, играя в игру «один-много», Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок — во множественном. Потом оба меняются ролями. Слова лучше сгруппировать по сходству окончаний.

СТОЛ – СТОЛЫ                                                       ПЛАЩ – ПЛАЩИ

ШКАФ- ШКАФЫ                                                    ГРАЧ – ГРАЧИ

ДВОР- ДВОРЫ                                                        ВЕЩЬ- ВЕЩИ

СТАКАН – СТАКАНЫ                                         ТЕТРАДЬ – ТЕТРАДИ

ДОМ – ДОМА                                                             СТУЛ – СТУЛЬЯ

ГЛАЗ – ГЛАЗА                                                          ДЕРЕВО – ДЕРЕВЬЯ

ГОРОД – ГОРОДА                                                     ЛИСТ – ЛИСТЬЯ

ПРОВОД – ПРОВОДА                                                ПЕРО – ПЕРЬЯ

ХОЛОД – ХОЛОДА                                                   КРЫЛО – КРЫЛЬЯ

Важным разделом в работе над грамматическим строем ре­чи является работа над согласованием существительных с чис­лительными. Здесь тоже имеется в виду многообразие оконча­ний.

Один дом – Пять домов                     Один заяц – Пять зайцев

Один стол – Пять столов                    Один палец – Пять пальцев

Один шарф – Пять шарфов                 Одно платье – Пять платьев
Один жук – Пять жуков

Один гусь – Пять гусей Один плащ – Пять плащей Одна мышь – Пять мышей Один олень – Пять оленей Одна булка – Пять булок

Одна лодка – Пять лодок Одна перчатка – Пять перчаток Одна маслёнка – Пять маслёнок Одна марка – Пять марок Одна солонка – Пять солонок

Один карандаш – Пять карандашей

Одна майка – Пять маек Одна ручка – Пять ручек Одна бочка – Пять бочек Одна точка – Пять точек Одна кошка – Пять кошек Одна мышка – Пять мышек

Важно

Одна пуговица – Пять пуговиц Одна руковица – Пять руковиц Одна мыльница – Пять мыльниц Одна сахарница – Пять сахарниц Одна салатница – Пять салатниц Одна конфета – Пять конфет

Один цыплёнок – Пять цыплят            Одна шляпа – Пять шляп

Один телёнок – Пять телят                 Одна обезьяна – Пять обезьян

Один жеребёнок – Пять жеребят           Одна собака – Пять собак

Один тигрёнок – Пять тигрят              Одно зеркало – Пять зеркал

Один котёнок – Пять котят                Одна лиса – Пять лис

ОДИН – мышонок – Пятьмышат               

Одналюстра – Пятьлюстр

Одинутёнок – Пятьутят

Не забудьте поработать над согласованием прилагательных с  существительными

Большойручей Голубойшарф Леснойорех Сладкийарбуз Красныймак

Большиеморя Голубыешары Лесныецветы Сладкиеконфеты Красныегвоздики

Большаярека

Голубаялента

Леснаямалина

Сладкаяконфета

Краснаяроза

Большоеморе

Голубоенебо

Лесноеозеро

Сладкоепирожное

Красноеплатье

Важным разделом в совершенствовании грамматического строя речи является работа над правильным употреблением предлогов. Здесь прежде всего надо помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога. Тогда он сможет пра­вильно употреблять их в своей речи.

Ребенку постепенно объясняют, что НА — это значит на поверхности чего-то (на столе, на шкафу); В — это значит внутри чего-то (в столе, в шкафу); ПОД — внизу, под чем-то (под столом, под шкафом); НАД — вверху, над чем-то (над столом, над шкафом) и т. д. Все это, конечно, объясняется не за один раз.

Изучение каждого предлога должно сопровождаться соот­ветствующими картинками и играми на закрепление понима­ния значения предлогов. (См. картинки в Приложении.) Во время игр просите ребенка выполнять какие-либо действия, связанные с предлогами. Например:

Положиручкунастол

Положиручкувстол

Положиручкуподстол

 Положиручкузакнигу

Положиручкуоколокниги

Держиручкунадстолом ит. д.

Все примеры упражнений не должны ограничивать вашу фантазию в работе с ребенком. Дерзайте, творите, пробуйте
 

Источник: https://infourok.ru/priemy_raboty_po_preodoleniyu_agrammatizmov-303160.htm

Нарушения устной речи, речевые расстройства у детей и взрослых

Умение грамотно писать и говорить приобретается большинством из нас в результате длительного обучения. Но иногда попытки научить ребенка грамотно писать и составлять предложения оказываются бесполезными, причем даже во взрослом возрасте люди, страдающие аграмматизмом, не могут правильно составить предложение, пропускают слова, путают склонения и спряжения слов.

Что такое аграмматизм и почему он возникает

Аграмматизм (дисграмматизм, параграмматизм) – нейропсихологическое нарушение, характеризующееся потерей способности анализировать грамматический строй речи. У больных возникают проблемы с восприятием и построением предложений, они не могут грамотно выражать свои мысли, у них наблюдаются трудности с чтением и письмом.

Подобные расстройства могут возникнуть при повреждениях коры головного мозга в лобной и височной области, общим поражением головного мозга и нарушении периферической части слухового анализатора.

Причинами развития заболевания могут быть:

  • Заболевания нервной системы
  • Травмы и повреждения головного мозга, в том числе внутриутробные и перинатальные.

Также аграмматизм возникает при тугоухости и умственной отсталости.

Иногда аграмматизм сопровождает речевые расстройства – афазии, когда больной не может выразить свои мысли словами и в результате общего недоразвития умственной системы.

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка начинается уже с первых месяцев его жизни, к 2,5 – 3 годам дети усваивают большинство грамматических правил устной речи, используют склонения, спряжения слов, изменяют их по лицам, числам и так далее.

До 5-6 лет сохранение определенного аграмматизма у ребенка не считается патологией, маленькие дети строят фразу таким образом, чтобы максимально быстро донести информацию до собеседника, не беспокоясь о правильности составления предложений.

Также у детей различают 3 уровня общего недоразвития речи.

1 и 2 уровни – лепетная и начатки общеупотребительной речи. Такие нарушения устной речи могут быть связаны как с общим отставанием в развитии, так и с нарушением конкретно речевого развития.

Совет

3 уровень недоразвития – наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонетическим недоразвитием характерно для аграмматизма.

Неправильное формирование грамматического строя речи может быть вызвано разными причинами: от патологии развития нервной системы до низкого уровня развития окружающих его людей, но истинный аграмматизм развивается при поражениях коры головного мозга.

У взрослых чаще наблюдаются нарушения устной речи, возникшее в результате неврологических расстройств, а вот дети могут страдать от недостаточности обучения, по своим проявлениям похожему на аграмматизм.

Читайте также:  Брадилалия: причины, лечение, определение, этиология, патогенез

Виды аграмматизма

Выделяют 2 основных вида нарушения:

  1. Импрессивный аграмматизм – нарушение восприятия. Из-за изменений в коре головного мозга больные не могут полностью или частично воспринимать слышимую речь. Это может быть как полное непонимание слышимого, так и частичное – например больные не воспринимают сложные предложения.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/agrammatizm-narusheniya-ustnoj-rechi.html

Консультация на тему: Аграмматизмы и их исправление

«Аграмматизмы и их исправление»

Аграмматизм – это нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи.

Этот дефект состоит в неправильном употреблении склонений, спряжений, согласования и управления, в пропуске предлогов, в неправильной расстановке слов в предложении, в пропуске слов и тд.

Устранение:

  • Обратить внимание на ошибку. «Ты сказал неверно. У тебя ошибка в окончании»
  • Постоянное повторение речи педагога, родителей. Этот приём вырабатывает чувство форм языка.
  • В затруднительных случаях полезно задержаться на образовании и тренировке отдельных форм (склонение, спряжение)

Упражнения для тренировки

Игра «Один-много» Инструкция: я назову предмет в единственном числе, а ты назови во множественном числе (или наоборот).Например, ложка-ложки, кофта-кофты.

Для закрепления материала предложите составить предложение со словом в ед.ч. и во мн.ч.

Игра «Поручения»

Винительный падеж объекта.

Что ты видишь? – Я вижу машину(ед.ч.), машины(мн.ч.)– ж.р.

Принеси стакан (ед.ч.), стаканы (мн.ч.) –ж.р. Что ты принес? – Я принес стакан, стаканы.

Винительный падеж направления с предлогами В, НА, ЗА, ПОД.

Положи ручку в пенал (м.р.) Что ты сделал? – Я положил ручку в пенал. Во что ты положил ручку? – Я положил ручку в пенал.

Дательный падеж адресата.

Покажи платье маме (ж.р.), папе (м.р.) – ед.ч. Что ты сделала? – Я показала платье маме, папе. Кому ты показала платье? – Я показала платье маме, папе.

Дательный падеж с предлогами К, ПО.

Подойди к ребятам (мн.ч.).Что ты сделал? – Я подошел к ребятам. К кому ты подошел? – к ребятам.

Творительный падеж.

Нарисуй квадрат карандашем (м.р.), ручкой (ж.р.) – ед.ч. Что ты сделал? – Я нарисовал квадрат ручкой, карандашем.

Творительный падеж места с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Обратите внимание

Держи мяч за спиной (ж.р.), за головой (ж.р.) – ед.ч. Что ты делаешь? – Я держу мяч за спиной, за головой.

Предложный падеж объекта речи.

Расскажи о маме (ж.р.), папе (м.р.) – ед.ч.Что ты сделал? – Я рассказал о маме, папе.

Предложный падеж места с предлогами В и НА.

Поищи тетрадь на полках. – мн.ч. Что ты сделал? – Я искал тетрадь на полках.

«Измени по падежам»

Падежи Слова-помощники Вопросы Предлоги
Именительный Есть Кто? Что?
Родительный Нет Кого? Чего? От, до, из, у, с, для, около, возле
Дательный Даю Кому? Чему? К, по
Винительный Вижу Кого? Что? В, во, на, под, про, через, за
Творительный Горжусь Кем? Чем? С, со, за, под, над, между, перед
Предложный Думаю О ком? О чём? О, об, в, на, при

Затем можно предложить ребёнку составить предложение со словом. Или составить предложение по схеме.

Например, измени по падежам слово Машина. Машина-машины-машине-машину-машиной-о машине. Составь предложение со ловом Машины. Или более сложное задание «Составь предложение по схеме _ _ на машине.»

«Измени предложение»

Я иду по улице.

Ты …      Он …

Мы …     Она …

Вы …      Они …

«Вставь нужный предлог»

Ребёнку предлагается вставить нужный предлог в предложении. Например, Я еду на машине (куда?) (в, за, про, на, под) отпуск

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/12/24/agrammatizmy-i-ikh-ispravlenie

Аграмматизм, параграмматизм, дисграмматизм

Аграмматизм – это нарушение способности пользоваться грамматическим строением речи.

Термин аграмматизм (agrammatism) происходит от греческой приставка «а», означающей отсутствие признака или качества, и греческого слова grammata, означающего письмо, чтение.

Синонимами аграмматизма являются параграмматизм, дисграмматизм. Некоторые пациенты неправильно называют это заболевание аграматизм.

Виды аграмматизма, классификация аграмматизма

Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты различают 2 основных вида аграмматизма – импрессивный аграмматизм и экспрессивный аграмматизм.

Импрессивный аграмматизм

Импрессивный аграмматизм характеризуется частичным или полным нарушением понимания значения грамматических конструкций воспринимаемой речи.

Экспрессивный аграмматизм

Экспрессивный аграмматизм – это нарушение грамматического оформления активной речи. При экспрессивном аграмматизме неправильно используются падежи, склонения, предлоги.

У кого встречается аграмматизм?

Аграмматизм характерен для алалии, афазии, речи глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей, страдающих недоразвитием речи.

Причины аграмматизма

Причины аграмматизма являются нарушения деятельности головного мозга, связанные с различными его заболеваниями, перинатальная энцефалопатия у детей, нарушение периферической части слухового анализатора.

Симптомы аграмматизма, признаки аграмматизма

Клиническая картина аграмматизма, симптомы аграмматизма зависят от степени выраженности болезни и проявляется в недостатках лексики и фонематического строя речи.

Лечение аграмматизма в Саратове, лечение аграмматизма в России

Сарклиник проводит лечение различных видов аграмматизма у детей различного возраста, подростков, взрослых в Саратове, России. Лечение импрессивного и экспрессивного аграмматизма проводится с помощью новых рефлексотерапевтических методик.

Как лечить аграмматизма, как вылечить аграмматизм, как избавиться от аграмматизма в Сарклиник?

Сарклиник знает, как лечить аграмматизм, как восстановить грамматическое строение речи, как избавиться от аграмматизма в Саратове. Новые рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от аграмматизма многим нашим пациентам.

Эффективное лечение дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают способность пользоваться грамматическим строением речи. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно задать вопрос доктору и получить краткий ответ по лечению аграмматизма.

Источник: https://sarclinic.ru/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/263-agrammatizm-paragrammatizm-disgrammatizm

Аграмматизм

Под
этим названием разумеется нарушение
требований эти­мологии и синтаксиса
данного языка в устной (экспрессивной
и импрессивной) и в письменной форме.

Этот дефект состоит в неправильности
употребления склонений, спряжений,
личных местоимений, согласования и
управления, в пропуске слов, в неумении
конструировать и понимать сложные
грамматические правильные предложения,
в невозможности даже повторить фразу
и т. п.

Аграмматическое письмо обычно
встречается у тугоухих, алаликов и т.
п. Аграмматизмы следует отличать от
недостаточ­ности обучения. Они
свойственны детской речи и в основном
исчезают, по Трошину, в возрасте от 2,5
до 3 лет.

Вот
образец речи 3-летнего нормального
ребенка: Вова папа колени хочу
к папе на колени).

Это
детский аграмматизм, задержка же его в
старшем возрас­ту — явление
патологическое.

Трошин
отмечает распространенность аграмматизмов
у имбе-цилов, даже у взрослых.

По
Павлову, обобщенные грамматические
схемы, структуры, сформировались в языке
потому, что «у нас все эти реакции
раз­группировываются, представляют
классы, отдифференцирован­ные друг
от друга». Образовались особо сложные
динамические стереотипы.

Это результат
высшего анализа и синтеза, завися­щего
от подвижности, силы, уравновешенности
раздражитель­ных и тормозных процессов.

Важно

Нарушение их разрушает образо вавшиеся
в мозгу грамматические стереотипы,
отражающие в языке сложные связи и
отношения реального мира (простран­ственные,
временные и пр.).

Этим,
например, объясняется выпадение локальных
предло­гов. Ослабление памяти (в связи
с лобными и другими пораже­ниями
мозга) также ведет к аграмматизму; будучи
не в силах запомнить 5—6 слогов вразбивку,
аграмматик не в состоянии составить
правильное предложение.

Аграмматизмы
различной мозговой локализации, связаны
с разными нарушениями речи, проявляются
различно.

1.
Аграмматизм, наблюдающийся у моторной
афазии, при гру­бых нарушениях из-за
утери единой динамической структуры
предложения дает такую картину: часто
полностью выпадают все динамические
части предложения (сказуемое, связка),
остаются

только
наиболее конкретные, вещественные
слова. В результате появляется телеграфный
стиль.

Речь афазика, например, при
аф­ферентной афазии по существу
состоит из объединенных только временем,
грамматически и интонационно не связанных
между собой групп слов, каждое из которых
означает какой-либо пред­мет или
действие (номинативный аграмматизм).
Аграмматизм при моторной афазии упорен
и полностью почти никогда не исчезает.

  1. В речи сенсорного афазика нередки аграмматизмы вслед­ствие потери слуховой морфологической структуры слова; они отражаются и в письме.

  2. В результате распада логико-грамматических структур при семантической афазии возникает импрессивный аграмматизм, т.е. неумение схватывать соотношения. Однако процесс схватыва­ния общего смысла данной логико-грамматической конструкции сохраняется, чему содействует относительная сохранность по­нимания мотивов речи и сохранность привычных фразеологи­ческих и логических оборотов (Лурия).

Одной
из частых причин этого недостатка
является тугоухость. Тугоухий улавливает
из речи окружающих лишь отдельные
мо­менты ее, до него не доходят
преимущественно окончания слов, а в
них-то главным образом и осуществляется
грамматическое офор­мление речи.

Чем
сильнее степень дефекта слуха, тем
аграмма-тичнее речь. Естественно, что
умственная отсталость, при кото­рой
особенно сильно нарушен высший анализ
и синтез, порожда­ет и аграмматизмы.

Совет

Многие учащиеся вспомогательных школ
и школ для тугоухих в той или иной степени
аграмматичны.

Неправильные
склонения иногда встречаются и в легких
слу­чаях заикания (при волнении,
вызывающем расстройство мыш­ления,
«язык заплетается»), и в случаях
косноязычия, даже и в не особенно грубо
выраженных формах дизартрии или
дисла-лии, при нарушениях фонематического
слуха.

Методика
обучения.
Работа
проводится по устранению основ­ного
дефекта — афазии, тугоухости и т.п.
предварительно нужно точно установить
полную картину недостатка путем проверки
устной и письменной речи, речи отраженной,
самостоятельной, ответов на вопросы,
произнесения наизусть.

Установив те
грам­матические и синтаксические
формы, которыми ребенок владе­ет
правильно, и базируясь на них, постепенно
переходят к усво­ению более трудных
форм речи. Необходимо подбирать для
уп­ражнений такой речевой материал,
где постоянно повторялис бы нужные
грамматические и синтаксические формы.

Через стое повторение их в разных
ситуациях у аграмматика вырабаты­вается
чувство форм языка. Наиболее эффективным
методом яв­ляются упражнения в
сознательном и систематическом констру­

ировании
с привлечением грамматического разбора
предложе­ний в нарастающей сложности
их, начиная с однословных отве­тов
(«Что ты взяла?» — «Куклу», «На чем лежит
книга?» — «На столе», и т.п.). Широко
используются синтаксические графичес­кие
схемы структуры предложения.

Вновь
сконструированное предложение
закрепляется изучением путем точного
повторения за логопедом. Для лучшего
понимания грамматических катего­рий
языка полезно прибегать к объяснению
их жестами и инсце­нировками, условными
значками. В затруднительных случаях
сле­дует задерживаться на образовании
и тренировке отдельных грам­матических
форм.

Требуется длительная и упорная
работа. Су­щественным является развитие
логического мышления в целом.

Аналогичные
аграмматизму ошибки, обусловленные
недоста­точностью общей культуры
речи, диалектизмами, слабым усвое­нием
иностранного языка, качественно резко
и принципиально отличаются от
патологических форм и изживаются
обычными школьными методами в сравнительно
короткий срок.

Хватцев
М. Е. Логопедия. — М.
у
1959. — С. 382—420.

Р.
Е.
Левина

Общая
характеристика недоразвития речи у
детей и его влияние на овладение письмом

Обратите внимание

Нарушения
речи у детей многообразны по своим
проявлени­ям. Одни недостатки касаются
только произношения, другие затрагивают
процессы фонемообразования и выражаются
не только в дефектах произношения, но
и в затруднениях звуково­го анализа.

Существуют
нарушения, охватывающие как
фонетико-фоне-матическую, так и
лексико-грамматическую систему, что
выра­жается в общем недоразвитии
речи.

Как
показывает изучение речевое недоразвитие
имеет различ­ное выражение. У одних
детей речь в ее общепринятых формах
вовсе отсутствует, у других она находится
в зачаточном состоянии. У некоторых
речь оказывается более сформированной
при нали­чии в ней, однако, признаков
значительного отставания от нормы.

В
соответствии с этим мы наблюдаем и
различные степени нарушений письма: от
полной неспособности к усвоению грамо­ты
до относительно сформированной письменной
речи, отлича­ющейся лишь частичной
недостаточностью.

Все
многообразие степеней речевого
недоразвития мы разби­ли условно на
три уровня: отсутствие общеупотребительной
речи, начатки общеупотребительной речи,
развернутая речь с элемен­тами
фонетического и лексико-грамматического
недоразвития.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1669205/page:80/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector