Атипичный аутизм без умственной отсталости и с умственной отсталостью: симптомы, лечение, коррекция

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Существует множество детских неизлечимых психических заболеваний, среди которых и атипичный аутизм. Болезнь не лечится полностью, однако при правильно подобранном лечении, можно достигнуть ремиссии и адаптировать ребенка к окружающему миру.

Атипичный аутизм – заболевание, возникающее вследствие мозговой дисфункции и характеризующееся эмоциональным уплощением, социальной ограниченностью, нарушениями восприятия. Чаще всего болезнь диагностируется в возрасте после 3 лет. Диагноз подтверждается 2 врачами – психиатром и неврологом.

Отличие от других форм

Чтобы понять, чем отличается атипичный аутизм от классического, необходимо знать разницу в выраженности симптоматики и во временном промежутке первых проявлений патологии.

При классическом аутизме симптомы становятся ярко выраженными начиная с первого месяца жизни, уже тогда у деток появляется сниженный мышечный тонус, постоянная вялость, отсутствие улыбки и внимания на любые попытки завлечь малыша.

При атипичном аутизме в первые годы жизни у ребенка могут отсутствовать любые признаки заболевания. Они начинают появляться ближе к 3 годам, однако клиническая картина не будет так ярко выражена, как при обычной форме.

Причины возникновения заболевания

Так как причина возникновения патологии связана со структурными изменениями в головном мозге, спровоцировать заболевание могут только эндогенные и генетические факторы.

  1. Наследственность. В 20 веке ученые-генетики обнаружили ген, который отвечает за возникновение заболевания. Наличие гена не дает точной гарантии для развития патологии, однако резко увеличивает вероятность болезни у определенного человека и его кровных родственников.
  2. Другие уже имеющиеся психические заболевания. Если в анамнезе уже имеются такие заболевания как – шизофрения, эпилепсия, задержка психического развития, то аутизм может развиться уже как следствие этих патологий.
  3. Патологии пренатального периода. Во время нахождения плода в утробе матери, можно столкнуться с обезвоживанием, с инфекциями, органическими поражениями головного мозга, то есть с теми факторами, которые могут привести к структурным изменениям в мозге, а в последствии к развитию аутичности.

Клиническая картина

Основополагающий симптом атипичного аутизма – нарушение социальной адаптации. Обычно при атипичном аутизме дети не отказываются от общения с людьми, однако заговорить первыми или ответить, поддержать разговор они не могут. При попытке заставить общаться с другими людьми могут возникнуть плач, вспышки агрессии и истерики. Расстройство характеризуется такими симптомами:

  1. Потерей чувства юмора (ребенку становиться не понятным смысл шуток, переносных выражений).
  2. Эмоциональная холодность. Эмоции уплощаются, дети не могут выражать свои чувства, проявлять любовь, смеяться с чего-то, улыбаться.
  3. Двигательные стереотипии. При наличии патологии можно заметить однообразность движений, которые проявляются в повторяющихся бесцельных действиях (постукивание по столу, ходьба на одном месте и т.д).
  4. Нарушения восприятия. Сенсорные системы у детей с данной патологией воспринимают информацию со всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых) в слегка искаженном виде, что проявляется в другом, безразличном отношении к окружающему.
  5. Педантичность (дети любят следить, чтобы каждая вещь была только на своем месте).
  6. Речевые нарушения (проявляются в небольшом запасе слов, заторможенностью речи).

Стоит отметить, что при атипичном аутизме вышеперечисленные симптомы встречаются в различных комбинациях, в разной степени выраженности, однако не все сразу.

Выделяют 2 вида атипичного аутизма, у которых принципиальная разницы в симптомах:

  1. Атипичный аутизм без умственной отсталости. В этом случае диагностика может быть затруднена, так как аутизм можно перепутать с органическим расстройством личности. У таких детей не будет нарушений мышления. Но будут выражены эмоциональное уплощение, нежелание общаться с окружающими людьми, агрессия, избегание социума.
  2. Атипичный аутизм с умственной отсталостью. Ведущим признаком при этой форме патологии будет нарушение умственной деятельности, остальные симптомы будут выражены в меньшей форме.

Как выглядит типичный ребенок

Распознать человека с данной патологией непросто, так как часто симптомы выражены очень слабо, а увидеть заболевание может только врач. Заподозрить наличие расстройства можно, если ребенок:

  • никогда не идет первым на контакт;
  • никогда не смотрит в глаза;
  • не понимает и не пользуется невербальными способами общения;
  • не может радоваться, улыбаться;
  • не может сопереживать людям;
  • постоянно повторяет какие-то однотипные движения (типа постукивания, вращения);
  • педантичен;
  • впадает в страх, тревогу при возможном контакте с большим количеством людей, перед любым выходом в социум.

Распознать особенного ребенка сразу же не выйдет, все равно необходимо хотя бы кратковременное общение с ним.

Диагностика заболевания

Атипичный детский аутизм достаточно тяжело диагностировать. Это связано с минимальной выраженностью симптомов. При подозрении на наличие заболевания необходимо обратиться к детскому врачу психиатру. Врач, собрав анамнез и понаблюдав за поведением ребенка в течение некоторого времени, может поставить диагноз.

Лабораторные исследования обычно не проводятся, так как в этом случае они не информативны. Специалист может назначить МРТ и КТ головного мозга для подтверждения диагноза, так как при этих методах обследования будут видны характерные структурные изменения в тканях.

Важно проводить дифференциальную диагностику атипичного аутизма с другими похожими заболеваниями. Например, с шизофренией, классическим аутизмом, расстройствами личности, социофобией и другими детскими психическими расстройствами.

Проблемы и преимущества

Атипичный аутизм у детей опасен в связи с нарушениями социальной коммуникации и взаимодействия. Такие дети не общаются со сверстниками, отказываются от обучения в детских садах, школах. В будущем, без специальных занятий, лечения – человек не сможет находиться, работать в социуме, создать семью.

Однако, аутизм – это не приговор, многие люди с аутистическими признаками стали знаменитыми и популярными. Среди них Альберт Энштейн, Джейн Остин, Винсент Ван Гог.

Обратите внимание

Звездная ночь Винсента Ван Гога — великий художник был аутистом, что не мешало ему творить и создавать шедевры

Дело в том, что у таких детей изменено восприятие мира, вследствие этого они воспринимают многие вещи по-другому, не так как большинство людей. В связи с этим из них получаются прекрасные художники, музыканты, писатели.

Коррекция и советы родителям

Конкретной медикаментозной терапии при лечении заболевания не существует, она направлена лишь на устранение симптоматики, а симптомы у каждого ребенка находятся в разной комбинации и степени выраженности. Применяют такие группы препаратов — ноотропы, антиконвульсанты, антидепрессанты, нейролептики. Дозировка и длительность приема лекарственных средств для каждого пациента индивидуальна.

Так же необходимы занятия с психологом, логопедом, педагогами-воспитателями. Если коррекционная поведенческая терапия будет проводиться в полном объеме, можно улучшить уровень жизни аутиста в несколько раз.

Родителям особенных детей следует придерживаться таких правил:

  • дома ребенок должен чувствовать себя уютно, гармонично, под защитой;
  • необходимо соблюдение строгого режима дня, ежедневное повторение одних и тех же гигиенических процедур и других элементарных навыков в жизни (застегивание пуговиц и т.д);
  • нельзя повышать голос;
  • необходимо часто с ним разговаривать, общаться;
  • важно оставлять такого малыша и наедине с собой, не заставляя его находиться целый день среди людей;
  • нужно заниматься с ним физкультурой.

Профилактических мероприятий на данный момент не разработано, так как этиология возникновения расстройства связана с генетическим и эндогенным фактором. Однако, при ранней диагностике заболевания, своевременно начатом лечении – можно изменить выраженность проявления патологии и избежать психических нарушений.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/autism/atipichnyj.html

Атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз.

Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм.

А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом.

При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола.

Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики.

Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга.

Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.
Читайте также:  Хорея гентингтона: симптомы, возможности лечения, фото и видео болезни

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога
  • посещение реабилитационных центров
  • иппотерапия
  • систематические домашние занятия

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

ПрогнозыОбщение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Важно

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

Источник: https://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Отличия умственной отсталости от аутизма и ЗПР, задержки развития

Вопрос о том, что происходит с проблематичным ребёнком, волнует родителей, врачей и педагогов. Случаи могут быть самыми странными и атипичными, а ребёнок и есть ребёнок — «достучаться» до него не так уж и просто. Однако специалисты знают о том, что существуют нозологические единицы.

Обособленны они в первую очередь для того, чтобы за постановкой диагноза появилась адекватная схема терапии или коррекции состояния. Диагнозы же ставятся по принципу «чего больше, что ярче, что смутно присутствует, а чего нет вовсе». Выявляются основные симптомы или признаки и уже они соотносятся с синдромом, болезнью или расстройством.

Так, аутизм не только может быть, но непременно в какой-то мере присутствует при шизофрении, но это не означает, что у ребёнка аутиста шизофрения. Тем не менее, некоторые люди так странно устроены, что не только мамочки, но и учителя или воспитатели детских садов утверждают, что аутизм это шизофрения.

Мнение совершенно не соответствует действительности, и говорить тут не о чём.

Детский аутизм не стоит путать с шизофренией

Основные проблемы

Возьмём три основные проблемы, которые вызывают путаницу. Про шизофрению просто забудем, поскольку детская шизофрения встречается крайне редко, редчайшие случаи. Чаще же всего на повестке дня вопрос:

  • задержки психического развития;
  • аутизма;
  • умственной отсталости.

Не нужно думать, что сами состояния так уж похожи, если описывать их особенности словами. Скорее — похожи дети с какими-то явными или подозреваемыми отклонениями. Молчать часами, быть малоконтактными, или вообще ушедшими в себя целиком, или, напротив, гиперактивными они могут в силу самых разных причин.

Если за психическими и интеллектуальными отклонениями стоит какая-то явная, видная глазами, подтверждённая клиническими исследованиями болезнь, то тут, с точки зрения диагностирования, всё намного проще.

Совет

Если же это нечто, что имеет черты аутизма, а при этом уровень IQ не высок, наблюдается неспособность ребёнка справляться с задачами, которые не составляют особого труда для сверстников, то диагносту может потребоваться изрядно потрудиться. Это может быть вообще всё, что угодно, хоть одни из симптомов детской эпилепсии.

Мы не ставим перед собой целью написать практическое руководство по диагностике и лечению проблем интеллектуального и психического развития у детей. Поэтому сразу укажем на главное в этих трёх состояниях…

Стоит увидеть:  Причины тика верхнего века

Умственная отсталость и аутизм

Детский аутизм — выражается преимущественно в самоотстранённости ребёнка от коллектива, построение стены отчуждения. При этом он стремится упорядочить всё вокруг себя, не любит новизны, может быть агрессивным. Даже если он активен, то преимущественно сам по себе.

Общаются аутисты чаще всего с людьми, которым делают исключение. Обычно — один или двое, к примеру, мама и тётя психолог. Аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга или другими причинами.

Существуют атипичные формы, при которых наблюдается умственная отсталость, однако есть и атипичные варианты без неё.

Аутизм с умственной отсталостью — это такая же умственная отсталость, как и всякая другая, но на первом месте в индивидуальной картине находятся черты аутизма.

Иногда аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга

Задержка психического развития

В виде обособленной нозологической единицы не существует. Это понятие, которое отражает нестандартное, искажённое формирование когнитивности, чаще выражается в виде недостаточного для возраста уровня развития речи и мышления, или в виде расстройств эмоционально-волевой сферы.

В отличие от олигофрении, вызванной органическими причинами, такое состояние чаще всего является обратимым. Спустя какой-то срок ребёнок может восстановить речевые навыки, способность обучаться и выровнять свои эмоции.

Однако это верно в основном для ситуаций, когда задержка вызвана психогенными причинами.

Так в чём же разница?

Отличие аутизма от ЗПР в том, что в последнем случае чаще всего наблюдается инфантилизация, а не нежелание устанавливать контакт с кем-либо. Но возможны любые смешанные варианты течения. Устанавливать, что это — аутизм или задержка развития, искать отличия можно только в силу выработки адекватной схемы коррекции.

К примеру, если имеются специфические расстройствами учебных навыков и задержка речевого развития, а всё это сочетается с задержкой развития интеллекта, то ребёнку нужны особые виды коррекции, включая занятия с логопедом. Ребёнок аутист при этом во всём том не нуждается.

Он не общается со сверстниками или учителями, но прекрасно говорит дома и с его речью всё хорошо.

У ребенка аутиста обычно нет проблем с речью

Во всех случаях не следует ждать, что вот тут будет чёткий список признаков аутизма, а вот тут ЗПР, и будет видно в чём разница. Дети с ЗПР могут по внешним признакам быть такими же аутистами.

Причина же может лежать в том, что они стесняются того, что плохо говорят или опасаются насмешек, неприятия коллективом. Аутистов же с ними роднит то, что они тоже могут иметь низкий или какой-то особый статус умственного развития. Чего-то они не понимают, не любят, а что-то готовы делать снова и снова.

И это что-то может быть достаточно сложным для других их сверстников.

Всё то, что вмещает в себя понятие «задержка развития» может быть следствием различных соматических болезней, включая болезни матери до родов, во время беременности. И это более роднит ЗПР с олигофренией, а дети и взрослые с умственной отсталостью достаточно часто становятся аутистами по неволе.

Чистый аутизм можно было бы назвать сознательным выбором ребёнка, этим в основном и состоит отличие олигофрении, ЗПР. При задержке в развитии дети просто такие, но они хотели бы быть другими. Впрочем, далеко не факт, что стать такими же, как и все другие, не хотят аутисты в школьном возрасте.

Аутизм не следует путать с задержкой умственного развития

Практика показывает, что существует определённый водораздел. При необратимом поражении каких-то участков головного мозга не имеет никакого смысла пытаться добиться от ребёнка того, чтобы он стал таким же, как все, как будто бы у него нет и не было расстройства или болезни.

В остальных случаях грамотные занятия, часто индивидуальные, могут серьёзно улучшить ситуацию. Ребёнка в состоянии имбецильности нужно воспринимать таким, каким он получился.

Обратите внимание

А вот со многими аутистами, детьми с задержкой психического развития и подозрениями на умственную отсталость лёгкой степени очень даже нужно работать в плане их развития и коррекции ситуации.

Стоит увидеть:  Умственная отсталость у детей

Источник: http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/umstvennaya-otstalost-i-autizm.html

Симптомы атипичного аутизма у детей с умственной отсталостью и без нее / Mama66.ru

Атипичный аутизм — это один из видов психического расстройства у детей. Ребенок первые годы своей жизни может развиваться совершенно нормально, не отличаясь от сверстников. Заболевание обнаруживается у него только в дошкольном или школьном возрасте, в зависимости от возникновения первых признаков нарушений со стороны психики.

Если сравнивать атипичное расстройство с классическим аутизмом, то совпадений между этими диагнозами можно найти немного.

В первом случае ребенок может обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, он без проблем способен адаптироваться в обществе, и в целом на фоне окружающих детей выглядеть вполне нормально.

Но, если понаблюдать за ним, можно столкнуться с некоторыми особенностями в поведении, которые не влияют на его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Особенности и симптомы заболевания

Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:

Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.

Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.

При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.

Важно

Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.

Читайте также:  Атомоксетин (страттера): инструкция по применению, отзывы родителей и врачей

Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности.

Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:

  • проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
  • устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
  • трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
  • выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
  • невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
  • абсолютное непонимание невербальной формы общения;
  • постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
  • стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
  • странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
  • реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.

Диагностика

Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания.

Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования.

Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.

Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих.

Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия.

То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.

Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления.

Совет

Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты.

Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.

Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада.

Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.

Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения.
Подробнее: Как распознать аутизм и помочь ребенку? →

Лечение

Единственной верной лечебной тактики в отношении атипичного расстройства психического развития в настоящее время не существует.

Лечение носит симптоматический характер, направленный на степень уменьшения проявления основных признаков заболевания.

Успешно проведенное терапевтическое воздействие и устранение явных симптомов патологии, приводит к тому, что ребенок ощущает улучшения в самочувствии.

Обратите внимание

Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.

Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.

Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания.

Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу.

Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.

Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.

Источник: https://mama66.ru/detskie-bolezni/atipichnyjj-autizm

Атипичный аутизм прогнозы развития

Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Оно относится к группе патологий, называемых расстройствами аутистического спектра.

Оглавление:

Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая нанаселения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Причины и факторы риска

В основе атипичного аутизма лежат структурные нарушения головного мозга. К их возникновению приводят факторы, наиболее частыми из которых являются:

  1. Наследственная предрасположенность. У пациентов с атипичным аутизмом практически всегда можно выявить родственников с некоторыми нарушениями, характерными для данной патологии. В 90-х годах XX века был обнаружен ген, отвечающий за предрасположенность к атипичному аутизму. Его наличие не обязательно приводит к заболеванию, но повышает риск его развития при воздействии других факторов.
  2. Осложненное течение беременности и (или) родов. У женщин, чьи дети страдают атипичным аутизмом, в большинстве случаев беременность и роды протекали с различными осложнениями, такими как токсемия, внутриутробные инфекции, преждевременные роды, маточные кровотечения.
  3. Некоторые заболевания. Атипичный аутизм нередко наблюдается на фоне синдрома хрупкой Х-хромосомы, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии, эпилепсии.

Формы заболевания

В психиатрии выделяют две формы атипичного аутизма:

  • с умственной отсталостью (в том числе умственная отсталость с аутистическими чертами);
  • без умственной отсталости (в том числе детские атипичные психозы).

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая нанаселения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Симптомы

Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:

  1. Расстройства при налаживании социальных контактов. Выраженность может быть различной – некоторые больные ищут одиночества, а другие хотят общения с другими людьми, но не могут выстроить процесс коммуникации.
  2. Расстройства речевой функции. Пациенты недостаточно четко формулируют мысли, а обращенную к ним речь понимают буквально, то есть не могут понять слова и фразы, произнесенные в переносном значении.
  3. Эмоциональная холодность. Больным сложно выражать чувства, эмоции, переживания, поэтому они воспринимаются окружающими безразличными, безучастными, холодными. У многих из них отсутствует чувство сопереживания. Развитие нарушений эмоциональной сферы обусловлено трудностью понимания невербальных сигналов.
  4. Негибкое мышление. Больной испытывает страх перед любыми, даже незначительными переменами в жизни или окружающей его обстановке. Он стремиться жить в окружении привычных вещей, совершать монотонные, привычные действия.
  5. Раздражительность. Из-за нарушений нервной системы пациенты становятся чрезмерно чувствительными к раздражающим факторам. В ответ часто возникают агрессия, раздражительность.
  6. Сенсорные нарушения. Головной мозг обрабатывает и воспринимает получаемую сенсорную информацию (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) не так, как это происходит у здоровых людей, что может проявляться по-разному, в том числе необычными способностями.

Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.

Диагностика

Диагностика атипичного аутизма затруднена ввиду разнообразия симптомов и степени их выраженности. Постановка правильного диагноза требует проведения всестороннего медико-психологического обследования и длительного наблюдения за поведением ребенка, анализа его способностей к общению, навыков и умений.

Осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией.

Лечение

Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.

Возможные осложнения и последствия

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нередки проблемы с обучением. Во взрослой жизни им трудно создать семью, возникают сложности с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Нередко атипичный аутизм сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Прогноз

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму. При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогноз значительно хуже.

Профилактика

Профилактических мер, направленных на возникновение атипичного аутизма, на сегодняшний день не существует.

Атипичный аутизм у детей

Несмотря на то, что признаки аутизма у детей всегда проявляются в первые годы жизни, некоторые родители могут в течение длительного периода времени даже не подозревать, что их ребенок чем-то отличается от других.

Если малыш страдает лишь незначительными нарушениями психики и социального взаимодействия, он может совершенно нормально развиваться и не давать маме и папе поводов для беспокойства, однако, через некоторое время признаки заболевания все же проявятся.

При таком положении вещей, когда симптомы аутизма обнаруживаются у детей старше 3 лет, говорят об атипичном проявлении данного недуга. В данной статье мы расскажем вам, в чем состоит различие между атипичным аутизмом и ранним детским аутизмом, признаки которого могут быть заметны практически с самого рождения малыша.

Симптомы атипичного аутизма

Основной признак такого недуга как аутизм, в любой его форме – это нарушение социального взаимодействия.

Между тем, если аутичный ребенок, страдающий этим заболеванием с самого рождения, вообще не пытается взаимодействовать с окружающими его людьми и не видит в этом потребности для себя, то малыш с атипичным аутизмом пытается общаться с другими людьми, но не понимает, как правильно построить процесс коммуникации с окружающими.

В большинстве случаев атипичный аутизм протекает без умственной отсталости. У таких малышей активно развиваются интеллектуальные способности, но применить их на практике им может быть крайне затруднительно. В том числе, это может быть связано и с другими симптомами заболевания, а именно:

  • недостаточный словарный запас для своего возраста;
  • неспособность понимать мысли и чувства других людей;
  • неумение выражать собственные эмоции;
  • чрезмерная раздражительность, неподатливость и негибкость мышления.

К сожалению, иногда атипичный аутизм также протекает с умственной отсталостью, как и основная форма данного заболевания, но это бывает достаточно редко.

Прогнозы развития при атипичном аутизме

Как правило, атипичное расстройство аутичного спектра не мешает ребенку полноценно развиваться. Конечно, в чем-то этот малыш будет отличаться от своих сверстников, но, несмотря на это, он так же, как и все, сможет посещать обыкновенные детские учреждения.

Читайте также:  Электронейромиография нижних и верхних конечностей - как и где делают, цена

Каких-либо способов лечения данного заболевания в настоящее время не существует. Между тем, больному ребенку придется наблюдаться у невропатолога в течение всей жизни, чтобы не пропустить симптомы недуга и своевременно применить необходимые методы симптоматической терапии.

Атипичный аутизм у детей

Одна из форм заболевания, имеющая скрытые симптомы, называется атипичный аутизм у детей. Такой характер поведения болезни приводит к запоздалому диагнозу. Хотя общее развития деток находится на достаточно высоком уровне, по сравнению с больными классическим недугом.

Несмотря на сложность диагностирования, все же выделены основные симптомы атипичного аутизма.

Симптомы атипичного аутизма

Наличие тех или иных симптомов заболевания у детей могут выявляться в различных комбинациях.

Симптомы:

  • сложности в социальной адаптации;
  • раздражительность;
  • языковый барьер (маленький словарный запас, не соответствующий возрасту);
  • отсутствие эмоций;
  • безразличие к окружающей действительности;
  • неадекватное поведение на все новое;
  • педантичность в распорядке дня;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • однообразие в игре.

В большинстве случаев у атипичного аутизма, прогнозы развития не затрагивают умственной деятельности, но имеет место и исключение.

Прогнозы развития при атипичном аутизме

Детки, страдающие данным заболеванием, вполне способные и проходят успешно общеобразовательную программу с обычными школьниками. Специального лечения не существует. Такие детки всю жизнь состоят на специальном учете у невропатолога. В случае выявления какого-либо из признаков лечение проводится симптоматично.

Детки первых лет жизни ведут себя ни чем не отличительно от обычных сверстников. Нарушения со стороны психики проявляются в периоды дошкольного и школьного возраста. В это время происходит большая нагрузка на ребенка (школьники, учителя) в вопросах социальной адаптации.

Разница между аутизмом и атипичным аутизмом у детей.

Существует несколько моментов, отличающих этих два заболевания:

  1. Сравнивая деток с атипичной формой заболевания и классической, выявляется заметная разница. Первые будут замыкаться в себе и стараться побыть в одиночестве. Тогда как вторые тянутся к обществу, но как правильно построить взаимоотношения не знают.
  2. Аутистам свойственно общение жестами, а детки с атипичными расстройствами языка жестов не понимают.

Источник: http://faneraltg.ru/atipichnyj-autizm-prognozy-razvitija/

Атипичный аутизм у детей – причины, признаки, методы лечения

Нередки случаи, когда у маленьких детей диагностируют психические расстройства. Одним из таких является аутизм. Родиться и развиваться на протяжении нескольких лет малыш может вполне нормально, но затем, в дошкольном возрасте проявляются признаки аутизма.

Помимо классического вида недуга существует еще атипичный аутизм, что по своей симптоматике имеет некие отличия. Для атипичной формы характерен высокий уровень интеллекта, умение общаться со сверстниками и адаптироваться в обществе.

Однако, если более внимательно понаблюдать за поведением такого ребенка можно заметить некоторые странности.

Атипичный аутизм у детей

Причины патологии

Объясняется такое явление, как атипичный аутизм в основном, структурным поражением головного мозга. Предпосылками к подобному нарушению являются некоторые факторы.

Фактор рискаКраткая характеристика

Наследственность У маленьких больных при диагностировании недуга всегда выявляются родственники, имеющие диагноз аутизм либо с психическими нарушениями, которые предрасполагают к развитию патологии.

А в конце 90-х прошлого века ученые подтвердили присутствие определенного гена, что имеет непосредственно отношение к недугу.

Присутствие такого гена не всегда приводит к развитию патологии, но повышает риск возникновения при воздействии вторичных факторов

Проблемная беременность Если у женщины отмечались проблемные роды либо же были другие осложнения беременности, то высока вероятность того, что ребенок родится одной из форм аутизма. В группу риска попадают женщины, у которых наблюдались такие осложнения: маточное кровотечение;
беременность с преждевременным родоразрешением;

развитие внутриутробной инфекции

Заболевания Очень часто аутизм развивается, как вторичный недуг на фоне какого-либо заболевания. Атипичная форма может развиваться, если выявлен синдром хрупкой Х-хромосомы, эпилепсии и других подобных патологий

Причины возникновения аутизма Причины возникновения аутизма. Часть 2

Справка! Если рассматривать данные статистики, то мальчики подвергаются риску заболеваемости в два раза, а то и в пять раз чаще, нежели девочки, несмотря на то, что с 10 тысяч малышей, только у двоих диагностируется атипичная форма психического расстройства.

Формы патологии

Атипичный аутизм имеет несколько форм выраженности согласно основным симптомам:

  1. Если у ребенка присутствует умственная отсталость (может диагностироваться с аутистическими характеристиками).
  2. У ребенка отсутствует умственная отсталость, уровень интеллекта находиться в норме (включительно и атипичное проявление психозов).

Это важно! Родители должны понимать, что независимо, какая форма атипичного аутизма будет установлена у ребенка, устранить данную патологию полностью невозможно.

Что такое атипичный аутизм

Отличия классической формы и атипичной

Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:

  • атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
  • классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
  • характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.

Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.

Особенности и симптоматика заболевания

Описание аутизма

Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:

  1. Социальная адаптация.
  2. Развитие правильной речи.
  3. Творческая сторона мышления.

Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:

  1. Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
  2. Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.

Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.

О том, что такое аутизм, родители могут узнать из комментария опытного специалиста.

Видео — Что такое аутизм?

Эмоциональное развитие также страдает. Такая форма патологии характеризуется полным отсутствием невербальной коммуникации. То есть, больной со стороны кажется равнодушной и безразличной ко всему окружающему личностью.

Следуют отметить, что дети, страдающие атипичным аутизмом, отличаются высоким уровнем раздражительности, они со сложностью воспринимают окружающую действительность и не могут гибко мыслить.

Внимание! На ребенка легко могут повлиять внешние раздражители (яркий свет, громкий звук), которые приведут к чрезмерно эмоциональной реакции.

Несмотря на различные формы проявления атипичного аутизма, выделяют общую симптоматику:

  • нарушение коммуникабельности (во время коммуникации зрительный контакт отсутствует);
  • нежелание иметь социальные контакты, заводить дружеские отношения со сверстниками;
  • с сильным затруднением усваиваются новые словесные конструкции, а прежние заученные словесные элементы быстро забываются;
  • наблюдаются ярко выраженные проблемы во взаимодействии с окружающими людьми;
  • вся информация, что поступает к больному, воспринимается буквально, без разграничений на смысловую и переносную;
  • невербальное общение (проявление эмоций) также воспринимается очень буквально, а порой и вовсе без понимания;
  • отсутствие умения выражать эмоциональные состояния;
  • полное безразличие к внешнему миру;
  • привычный монотонный образ жизни;
  • погружение в себя;
  • длительное время провождения над непонятным делом (раскладывание и перекладывание каких-либо предметов) без реакции на внешнее окружение;
  • атипичная реакция на что-то новое, особенно, если это звук, запах.

Первые признаки аутизма

Это важно! Признаки аутизма в основном проявляются уже в первые годы ребенка, однако родители долгий период времени могут не замечать этого, считая замкнутость малыша его индивидуальной особенностью. Затем психические нарушения с последующими проблемами взаимодействия в социуме становятся более выраженными, тогда встает проблема лечения заболевания.

Прогнозы для ребенка

Если малышу поставлен диагноз атипичный аутизм, то это еще не значит, что он не сможет нормально развиваться. Несомненно, некоторые отличия в поведении будут заметны, но, несмотря на это ребенок может полноценно учиться в стандартном учебном заведении и находиться в обычном обществе.

К сожалению, действенного метода устранения недуга не существует, в данном случае применяется только симптоматическая терапия. Помимо того, ребенку придется всю последующую жизнь наблюдаться у невропатолога. Таким образом, специалист поможет своевременно выявить период обострения и назначить действенное лечение.

С наглядным поведением детей, страдающих от аутизма, а также комментарий воспитателей, можно посмотреть в видеоролике.

Видео — Аутизм: развитие и социализация

Как проходит диагностика

Классическая форма патологии значительно отличается от атипичного аутизма. Специалистам крайне затруднительно диагностировать данную форму нарушения, поэтому для точной постановки диагноза необходимо провести всестороннее обследование.

Для того, чтобы подтвердить диагноз у ребенка, необходимо заключение нескольких врачей: невропатолога, терапевта, невролога, психиатра, психолога, отоларинголога.

Только после обследования данных специалистов можно предпринимать какие-либо действия по устранению симптоматики.

Важно

Бывают случаи, когда родители отрицают присутствие данной патологии у ребенка, объясняя нарушенную речь проблемами со слухом. Но, консультация специалиста и детальная диагностика зачастую опровергают этот факт, и подтверждают неутешительный диагноз.

Справка! Больной ребенок часто погружается глубинно в себя, поэтому реакция, и в особенности восприятие звуков, игнорируется. Поэтому родителям нередко со стороны кажется, что их ребенок страдает плохим слухом.

Аутизм у детей

Проявляться данное расстройство детской психики может по-разному, следовательно, выраженность симптоматики будет варьироваться:

  1. Легкая форма патологии практически незаметна у ребенка, поэтому подтвердить диагноз способны лишь опытные врачи.
  2. Более сложная форма проявляется в виде типичной симптоматикой, которая легко отслеживается внимательными родителями.

Систематическое наблюдение за поведением малыша в разных ситуациях поможет воссоздать полную клиническую картину. Первые проявления обычно замечают именно родители, поскольку копирование психоэмоциональных состояний, поведения и прочей информации у ребенка происходит именно от ближайших родственников.

Осторожно! Если родители заметили странность в поведении малыша, замкнутость от внешнего мира, то рекомендуется проконсультироваться с несколькими специалистами.

Описание атипичного аутизма

Причины возникновения патологического психического расстройства изучены недостаточно, поэтому нет точной схемы устранения заболевания. Специалисты рекомендуют регулярно наблюдаться у невролога и блокировать проявления аутизма с помощью систематической терапии.

Основы лечебной терапии

Терапевтическая тактика, направленная на устранения атипичного психического расстройства на сегодняшний день отсутствует в меру недостаточной изученности проблемы.

Основное лечение основывается на симптоматической блокировке проявлений. Улучшение самочувствия и эмоционального состояния малыша проходят благодаря успешной терапии.

Стоит сделать акцент на том, что терапия потребует особого внимания к пациенту и длительного времени.

Обратите внимание! Родители должны иметь понимание, что забота за ребенком, имеющим некоторые психические расстройства, требует приобретения определенных медицинских навыков.

Специалист определяет ребенку исключительно индивидуальную терапию, которая сможет эффективно помочь устранить тревожную симптоматику и улучшить состояние малыша.

Лечение аутизма

Даже, если у ребенка диагностирована легкая форма патологии, то курс лечения все равно будет длительным. В первую очередь, необходимо проводить с малышом специальные занятия, что включают терапевтические сеансы. Благодаря чему малыш будет идти на поправку.

Это важно! Несмотря на эффективность терапевтических методик, окончательно вылечить атипичный аутизм невозможно. Медицина не имеет действенных препаратов, способных окончательно блокировать психический недуг, как у взрослого, так и у ребенка.

Стоит обратить внимание родителей, что профилактических мероприятий по предотвращению атипичного аутизма у малышей не существует. Между тем, если диагноз подтверждается, то терапия является обязательным фактором, который поможет блокировать основные проявления недуга и асоциализироваться ребенку в обществе.

Источник: https://med-explorer.ru/psixologiya/atipichnyj-autizm-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector