Тахилалия, баттаризм, полтерн: нарушения темпа и ритма речи, причины, симптомы, коррекция

Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям

Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

Основные речевые симптомы баттаризма:

  • перестановка или выбрасывание из предложения слов;
  • неправильное оформление мысли;
  • перестановка в слове букв или слогов;
  • несоответствие ритма речи и скорости мышления.

Неречевые симптомы:

  • возможно беззвучное движение губы и языка;
  • характерны расстройство дикции и дыхания;
  • нарушается письмо (характерны замены, пропуски);
  • внимание неустойчиво;
  • некритичность (человек может вообще не замечать речевого дефекта);
  • логичность мышления снижена;
  • отмечается разбросанность мыслей.

Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются.

Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев.

Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.

Характерные симптомы

  • запинки, спонтанные паузы;
  • неправильное образование звуков, носовой оттенок речи;
  • перестановки, повторы букв и слогов;
  • повышенная эмоциональность;
  • при письме тоже происходит замена и перестановка букв и слогов.
  • нарушение координации и моторики;
  • отсутствие познавательных интересов;
  • неумение сосредотачиваться;
  • снижение слуховой, зрительной и моторной памяти;
  • при возбуждении наблюдается покраснение кожи, потливость рук и лица, тахикардия.

Формы полтерна:

  • 1-я — моторные расстройства (определяются ускоренной речью и сбоями в артикуляции звуков);
  • 2-я — сенсорные расстройства (отсутствие слухового внимания);
  • 3-я — сложности с подбором нужных слов;
  • 4-я — спотыкание — спонтанные остановки, растягивание гласных, необоснованные восклицания.

При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.

Диагностика, лечение и коррекция при патологии

Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:

  • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения как результат определенных нарушений центральной нервной системы;
  • привычка, подражание людям, имеющим похожий дефект речи;
  • несоответствие между развитием речевых возможностей и желанием сказать;
  • наследственность;
  • опухоли, травмы, нейроинфекции;
  • маниакально-депрессивный и органический психоз, шизофрения, псевдобульбарный паралич, эпилепсия, олигофрения.

Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.

Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:

  • составление анамнеза больного;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.

Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:

  • 1 этап: режим молчания; психотерапевтические мероприятия по снятию возбудимости, логопедические игры в форме диалога;
  • 2 этап: работа по замедлению темпа речи; речевые разминки в виде счета (например, от 30 до 50 или десятками от 20 до 90 и обратно); установка на замедление всех психомоторных процессов;
  • 3 этап: работа над редактированием мысли: пересказы, составление речевых описаний, упражнения на подражания;
  • 4 этап: участие в групповой работе над коллективным рассказом (каждый включается в работу по сигналу логопеда), тренировка речи во время общения вне стен кабинета (интерактивные игры «Микрофон» и т.п.); медленное чтение вслух и про себя.
  • 5 этап: подготовка к публичному выступлению.

Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна  играют родители и школьные учителя.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Упражнения для занятия с ребенком

Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:

  • На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
  • На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
  • Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.

Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.

Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.

На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

Об авторе: Забродина Наталья Николаевна, учитель математики, физики и астрономии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/logoped/problemy/6021_battarizm_i_poltern_u_detey

Тахилалия: причины, симптомы, диагностика, методы коррекции

Тахилалия – это патологическое нарушение темпов речи. Ребенок говорит очень быстро. За одну минуту произносит в 2-3 раза больше звуков, чем положено по нормам.

Понять, что говорит дошкольник, практически невозможно. Его речь невнятна, поток звуков не останавливается даже для вдоха. Одновременно с высказыванием ребенок двигает руками, ногами, головой, помогая себе произносить слова.

Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы “спотыкается”, делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При “спотыкании” они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Обратите внимание

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/tahilaliya

Тахилалия

Тахилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения.

Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Читайте также:  Отмирание клеток головного мозга: симптомы, лечение и последствия атрофии

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами.

Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность.

Важно

Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе.

Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять.

Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы.

Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне.

Совет

Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической).

При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества.

Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Обратите внимание

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Логопедические занятия по коррекции тахилалии проводятся в коллективной форме, организуя и дисциплинируя пациентов.

На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения речи. Работа по усвоению медленного темпа речи начинается с использования сопряженной, отраженной речи, вопросно-ответной беседы.

На занятиях используется речевая зарядка, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи.

На заключительном этапе в работу вводятся пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и, наконец, – публичное выступление, которое затем подвергается анализу.

Курс коррекционной работы при тахилалии занимает 2,5-3 месяца; у детей – до 6-12 месяцев. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/tachylalia

Брадилалия: причины и коррекция нарушения темпа и ритма речи

Что такое брадилалия, причины нарушения и методы лечения

При брадилалии замедляется темп и ритм речи, дети говорят медленно, делая между фразами длительные паузы. Проблема в том, что замедлена не только речь, но и скорость мышления.

Брадилалия – это речевая патология, связанная с нарушением темпа и ритма речи. При брадилалии человек говорит медленно, делая между фразами длительные паузы. Замедлена не только внешняя речь, но и внутренняя, человек медленно думает. Кроме устной речи страдает чтение и письмо, то есть эти процессы осуществляются медленнее, чем это происходит обычно.

Важно

Патология опасна тем, что со временем она может осложниться заиканием, хотя изначально нарушения не носят судорожный характер. Со взрослым или ребёнком, страдающим от брадилалии, нелегко общаться, и окружающие неосознанно избегают коммуникации с таким человеком.

Это обстоятельство приводит к тому, что пациенты подвергаются психологическому дискомфорту, осознавая свой дефект.

Симптомы речевого нарушения

Брадилалию не так давно стали считать отдельным нарушением темпа речи. До конца XIX века её считали сопутствующим симптомом других психоневрологических заболеваний. Болезнь может наблюдаться в любом возрасте: как у детей, так и у взрослых. Проявляется данный синдром в речевом и моторном дисбалансе:

  • Замедленный темп речи.
  • Низкая скорость чтения (брадилексия) и письма.
  • Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
  • Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
  • Монотонность речи, часто человек говорит «в нос» (ринофония).
  • Отсутствие модуляции голоса, он звучит на одной высоте.
  • Плохая моторика и координация движений.
  • Слаборазвитая мимика.
  • Отсутствие эмоциональности.
  • Вялость и медлительность движений.

При всех этих проявлениях слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге, при пересказе, рассказывании. Человек, страдающий от брадилалии, долго не может включиться в какой-то вид деятельности, а затем переключиться на другое задание.

Нередко приходится повторять задание несколько раз.

Часто подобные симптомы наблюдаются у детей. Списывая все на особенности темперамента малыша, его флегматичный характер и нежелание активно двигаться, родители могут упустить развитие неврологического или психического заболевания.

При сопутствующих симптомах необходимо провести тщательное обследование, установить причины проявлений брадилалии и принять необходимые меры.

Внимание и память ребёнка не развиваются. Такие дети очень медленно размышляют, делают выводы и логические умозаключения. У них возникают трудности в переключении с одной деятельности на другую.

Ребёнок, осознав свою проблему, ещё сильнее замыкается в себе и переносит глубокие психологические переживания. При сильном расстройстве нейродинамики у него может возникнуть заикание.

Причины появления

Часто этот недуг связывают с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако данное нарушение может возникнуть у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью.

Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Причины брадилалии:

  • генетическая предрасположенность, передаваемая по наследству;
  • интоксикация плода (алкоголем, угарным газом и др.) в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора;
  • опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма.

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь, без интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Методы диагностики

Помимо внешних проявлений заболевания, существуют и внутренние нарушения, определить которые помогут дополнительные обследования. Исследования (МРТ, ЭЭГ, РЭГ) головного мозга помогут определить органическую причину заболевания.

Если симптомы брадилалии наблюдаются у ребёнка, необходима консультация таких специалистов, как невролог, логопед, психолог и психиатр.

Сбор подробного анамнеза поможет изучить перенесённые заболевания и травмы, а также определить наличие брадилалии у родственников пациента.

Совет

Логопед проведёт диагностику речи ребёнка, работу артикуляционного аппарата, интонации, ритма, правильности произношения. Врач оценит эмоциональную окраску и индивидуальные особенности речи. Невролог определит неврологический статус, уровень мелкой моторики и мимики, проанализирует сенсорные функции.

Психолог поможет проверить уровень интеллектуального развития. Пациенту предлагаются письменные задания и чтение отдельных слов, фраз и текстов. На основании комплексного обследования составляется карта.

Симптомы, сопровождающие брадилалию, снижают коммуникативную способность человека.

Низкая активность и заторможенная речь могут привести ребёнка к психологической травме. Общение со сверстниками или взрослыми у таких детей сводится к нулю. Они становятся замкнутыми, стеснительными, их словарный запас истощается. Все это негативно отражается на формировании интеллекта малыша и умственных способностях.

Рекомендации по коррекции

Коррекция брадилалии, как и любого иного заболевания, должна проводиться комплексно.

  • Медикаментозное лечение направлено на нормализацию деятельности нервной системы. Как правило, назначаются укрепляющие и тонизирующие препараты, содержащие витамины группы В, витамин С. Широко применяются в лечении брадилалии препараты глютаминовой кислоты.
  • Положительный результат дают занятия в бассейне, водные процедуры, физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура.
  • Обязательной является консультация психолога и психотерапевта.
  • Для снятия физического и психического напряжения с больным проводятся аутогенные тренировки.
  • Положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребёнка окажут подвижные и развивающие игры, участие в театральных сценках.
  • Чтение книжек, отгадывание загадок способствуют нормализации темпа речи малыша.
  • Занятия ручным трудом развивают мелкую моторику.
  • Темп речи ускоряется при занятиях спортом, пением, танцами.

Первостепенной является помощь логопеда. Очень эффективны по силе воздействия занятия логоритмикой. Дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением.

Выглядит это примерно как на видео ниже:

Стимуляция скорости речи ребёнка проходит постепенно в несколько этапов:

  1. Логопед произносит лёгкую фразу типа «котёнок пил тёплое молоко», задавая темп речи дирижированием или хлопками в ладоши, простукиванием ритма по столу.

    Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.

  2. На этом этапе дети и взрослые быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  3. Третий этап коррекционной работы включает в себя работу не только над скоростью речи, но и над её выразительностью.

    Дети рассказывают сказки по ролям, разучивают инсценировки, закрепляя требуемый темп и ритм речи.

  4. На последнем этапе применяются в ускоренном темпе скороговорки и чистоговорки, закрепляющие полученные навыки и развивающие речевую моторику.

Ораторское искусство, постановка речи, театральные сценки формируют выразительность речи и её эмоциональность:

Для развития внутренней речи используются всевозможные занятия на сообразительность и воображение. При этом логопед предлагает ребёнку выполнять задания в разных темпах, поддерживая скорость, например, хлопками в ладоши.

Постепенно ребёнок учится контролировать свою речь и говорить быстрее.

При своевременном выявлении заболевания и его скорейшем лечении прогноз имеет положительный характер. Лечение проходит успешно при регулярных занятиях и комплексной поддержке медицинских специалистов. Но даже после излечения недуга необходим строгий контроль со стороны родителей за состоянием речи ребёнка. Взрослому же человеку обязателен самоконтроль.

Способы профилактики

Любое нарушение лучше предотвратить, чем коррегировать. Основная тактика предупреждения речевых нарушений – сохранность центральной нервной системы ребёнка. Детям вредят окрики, запугивание, суровое обращение, постоянный фоновый шум, страх, частый контакт с возбудимыми беспокойными сверстниками. Если к ребёнку предъявляются разумные требования, он постоянно находится в спокойной обстановке, не подвергаясь неблагоприятным раздражителям, его нервная система находится в устойчивом равновесии.

Для профилактики брадилалии принимают следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных и родовых поражений ЦНС плода;
  • соблюдение режима дня, наличие полноценного питания, качественного сна и др.;
  • предупреждение травм головы и инфекционных заболеваний нервной системы;
  • полноценное общение с ребёнком;
  • внимательный контроль над речевым развитием малыша.

Дети часто подражают взрослым, поэтому, если в семье или в ближайшем окружении имеется человек с замедлением темпа речи, контакты ребёнка с ним следует ограничить. Оптимально, если детей окружают взрослые с правильной, плавной, чёткой, выразительной речью.

Чем раньше родители обратятся к специалистам при подозрении на нарушения темпа и ритма речи, тем больше шансов сохранить здоровье ребёнка и избежать осложнений.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/bradilaliya/

Тахилалия

Тахилалия — это нарушение темпа речи, которое сопровождается патологически ускоренным речевым потоком. При тахилалии нередко отмечается повторение одних и тех же слов, запинание, при котором могут искажаться окончания, изменяться произношение слов, особенно длинных. Также этому сопутствует нарушение письма и чтения, ускоренное протекание иных психических процессов.

Содержание статьи:

Нарушение (тахилалии — это не исключение) подразумевает деление на несколько видов:

  • чистая форма тахилалии, при которой ускорена только речь;
  • баттаризм, где имеют место искажения в построении фраз;
  • полтерн характеризуется патологически быстрым потоком речи с запинками и паузами из-за неправильной артикуляции, трудностями с подбором слов или формулированием фраз, нарушениями восприятия речи собеседника.

По природе возникновения данная форма тахилалии является неоднородной, поэтому она может проявляться в следующих видах:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрая речь с неправильной артикуляцией);
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрая речь с нарушением слухового внимания);
  • полтерн со сложностями в подборе слов;
  • полтерн с трудностями формулировки речи.

Причины развития тахилалии

В логопедической практике причины тахилалии различны, при этом существует множество мнений, среди которых выделяют следующие теории о причинах развития тахилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • подражание со стороны ребенка быстрому темпу речи окружающих;
  • неправильное воспитание речи.

Чаще всего тахилалии подвержены неуравновешенные, гиперактивные, с повышенной возбудимостью дети. При этом проявление в детском возрасте нарушений речи может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека всю жизнь.

Иногда тахилалия развивается на фоне роста опухолей головного мозга либо на фоне других патологий мозга (ЧМТ, нейроинфекции, эпилепсии). Также причинами тахилалии могут быть различные психиатрические патологии: это развитие шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и т.п.

По природе своего развития тахилалия является неким процессом доминирования возбуждения над торможением, которое влечет за собой нарушение темпа внутренней и внешней речи.

Признаки проявления тахилалии

Симптоматика проявления тахилалии имеет речевую и неречевую форму. Главный симптом развития нарушения речи — аномальное ускорение темп речи, когда пациент произносит около 30 звуков в секунду, вместо 10-12 (как при обычном темпе).

При этом у больного тахилалией речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Также ускоренная речь усугубляется нарушением внутренней и письменной речи.

Что же касается неречевой формы развития тахилалии, то в данном случае наблюдается нарушение общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. У пациента ярко выражены жесты и мимика.

Данного рода моторное беспокойство проявляется не только во время бодрствования, но и во сне. Помимо этого, тахилалия сопровождается такими признаками, как:

  • неустойчивое и быстрое переключение внимания;
  • недостаток моторной, слуховой и зрительной памяти;
  • потливость;
  • тахикардия;
  • покраснение кожных покровов.

При развитии баттаризма и полтерна у пациента наблюдается экспрессивная речь, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика.

Диагностические методы тахилалии

Диагностика нарушения речи проводится неврологом и психиатром. Для того чтобы выявить неврологическую симптоматику, а также проверить состояние интеллекта и психические отклонения, пациент проходит следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • ЭЭГ для исключения эпилептиформной активности;
  • МРТ головного мозга.

Для оценки речевой функции пациента направляют на осмотр к логопеду. Специалист проверяет состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи.

Также во время исследования учитывается постановка пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задания на написание, прочтение, переписывание текстов.

В свою очередь, психолог проводит обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Коррекция тахилалии

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

  • проведение бальнеотерапии;
  • ЛФК;
  • аутогенная тренировка;
  • речевые упражнения;
  • логопедическая ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • нейроседативный массаж;
  • бальнеотерапия;
  • сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы.

Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном.

Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

Обратите внимание

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения.

Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой.

Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и методы профилактика тахилалии

Благоприятный прогноз лечения тахилалии напрямую зависит от невротического и психического состояния пациента, а также активной совместной работы с врачом и логопедом. В случаях развития баттаризма и полтерна прогноз неопределенный.

Для того чтобы предотвратить развитие тахилалии, специалисты рекомендуют соблюдать простые меры предосторожности относительно предупреждения и лечения травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга.

Также следует уделять особое внимание нервно-психическому развитию ребенка и правильному формированию его речи. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики.

Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Взрослые должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям.

К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой.

Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Важно

Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь — и в семье, и в детском саду — он и сам, в конце концов, будет говорить правильно.

Источник: https://www.mosmedportal.ru/illness/takhilaliya/

Нарушение темпа речи: обзор проблемы

В повседневной жизни большинство людей редко обращает внимание на свою речь. Произношение слов для них так же естественно, как дыхание или ходьба. Существуют люди, которые испытывают трудности во время общения.

Им тяжело донести свое сообщение собеседнику. Речь таких людей слишком быстрая или медленная. В обоих случаях, понять смысл составляет трудность.

Нарушение темпа речи – серьезная проблема, которая мешает адаптации человека в обществе.

Виды нарушений темпа речи

Человеку свойственно замедляться и ускоряться при нормальном общении с людьми. Темп речи, ее плавность и четкость регулирует кора головного мозга.

В ней постоянно происходят процессы возбуждения и торможения. Это влияет на работу речевых центров. Последние посылают импульсы к соответствующим мышцам, которые отвечают за формирование звука.

Нарушение ритма и темпа речи имеет такие клинические формы:

  • Быстрое произношение (тахилалия) – патологическое состояние, при котором наблюдается ускоренная артикуляция. Такая речь для окружающих кажется стремительной и напористой. В частых случаях человек делает необоснованные паузы, перекручивает слоги или слова. Бурный поток звуков произносится до полного выдоха. Часто это сопровождается характерными движениями рук, ног или всего тела.
  • Медленный темп речи (брадилалия) – описывается протягиванием гласных букв. При этой патологии в головном мозге преобладают процессы торможения. Люди, как правило, вялые, нерасторопные, имеют плохую память и сниженное внимание. Медленная речь вызывает раздражение у большинства собеседников. По этой причине лица, имеющие проблему, часто замыкаются в себе и стараются меньше разговаривать.
  • Спотыкание (полтерн) – перебой в работе речевых центров, при котором возникает повторение элементов артикуляции. Как правило, страх перед выступлением отсутствует. В работе дыхательных мышц отсутствует судорожный элемент.
  • Заикание (логоневроз) – особый вид нарушений речи. Он возникает в большинстве случаев в детстве. Ребенок, переживший сильное эмоциональное потрясение, начинает заикаться. Почва для возникновения патологии – недостаточно развитая нервная система. Логоневроз сопровождается непроизвольным сокращением диафрагмы, мышц гортани, губ и языка.

При всех видах нарушений темпо ритмической организации речи пациенты испытывают дискомфорт и чувство собственной неполноценности.

Клинические симптомы и причины нарушения произношения

Причина речевых расстройств – в речевых центрах коры головного мозга(www.winstanews.ru)

Брадилалия часто сопровождается медленным чтением, написанием, монотонностью голоса. Ребенок делает длинные паузы между словами и звуками. Фонетические элементы создаются правильно, но замещают один другого медленнее, чем обычно.

Голос однотипный, теряет эмоциональный окрас, иногда имеет носовой оттенок. Преобладание процессов торможения влечет за собой нарушение общей моторики. Движения хаотичные, неполные, вялые, с малой амплитудой. Лицо маскообразное. Переключение внимания между предметами медленное.

Дети не способны выполнять инструкцию с первого раза, а только после нескольких повторений.

Причины тахилалии – патологическое ускорение процессов в речевых центрах головного мозга. Ученые установили связь ускоренной артикуляции с генетическим фактором. Признаки заболевания – ненормально быстрый темп произношения слов. Вместо 13-15 звуков в секунду выговаривается 25-30.

В спешке человек запинается, переставляет слова местами, искажает предложения. Длинные словосочетания произносятся настолько несдержанно, что из речевого потока выпадают отдельные слоги. Возбуждение передается на движения. Дети быстро ходят, излишне активные, наблюдаются тики. Во время засыпания ворочаются, долго не могут уснуть.

Течение мысли быстрее артикуляции. Пациенты с тахилалией избегают длинных фраз.

Спотыкание и заикание хоть и очень схожи между собой, но имеют кардинальные отличия. Анализ этих двух форм показывает, что при первой пациент не осознает свой недостаток, в отличие от второго. Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными аномалиями развития. Речь при этом носит поверхностный и абстрактный характер.

Обследование детей с речевыми расстройствами

Диагностика ведется комплексно. Она состоит из медицинского и педагогически-психологического обследования. При этом определяется функциональное состояние нервной системы, интеллекта и речи.

У пациентов с брадилалией и тахилалией выясняют наличие психических расстройств. Имеют значение перенесенные в детстве травмы, инфекционные болезни, опухоли головного мозга.

Опрос больного с нарушением темпо ритмической стороны речи ведется по следующим направлениям:

  • Данные о нарушениях артикуляции у родителей, наличие у них психических, хронических болезней.
  • Патология беременности и родов у матери.
  • Развитие речи в детском периоде. Значение имеет наличие повторений слогов, темп произношения. Влияние нарушений артикуляции на успешность в школе.
  • Обстановка внутри семьи.
  • Состояние общей и мелкой моторики. Самостоятельность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, координация.

По окончании диагностики составляется логопедическое заключение. В нем доктор указывает вид нарушения, степень его проявления (легкая, средняя или тяжелая). Определяется влияние болезни на личность ребенка и ее коммуникативные возможности.

Зачастую логопеду тяжело отличить ускоренное произношение от заикания. Внешне артикуляция при обеих патологиях очень похожа. Различие определяется, когда ребенок обращает внимание на свою речь.

При этом в первом случае она улучшается, во втором – наоборот.

Методики логопедической коррекции

Квест – метод коррекции нарушений темпа речи (www.detkie-prazdniki.zp.ua)

Для устранения медленного темпа речи используют логопедические приемы, направленные на исполнение быстрых, целенаправленных движений в процессе артикуляции.

Используются методики ускоренных речевых реакций, ритма писания и чтения. При тяжелой форме брадилалии необходимо нормализовать общую моторику.

Логопед проводит упражнения на координацию, быстрое переключение внимания между объектами, восприятие и воспроизведение ритмов.

Совет

Нормализации нарушений темпо-ритмической организации речи при данном заболевании помогают занятия по логопедической ритмике.

Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрствующую музыку (галоп, марш), что сопровождается подпрыгиваниями и приседаниями.

Упражнения, которые активизируют внимание, воспитывают быструю реакцию на зрительные, слуховые раздражители. Хороший эффект дают двигательные игры: квесты и соревнования.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающих тахилалией, рекомендуют проводить в несколько этапов. В таблице представлено основные этапы и их характеристика.

Первый этап Режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого пациента в условиях коллективного общения. Рекомендовано использовать минимальный набор фраз, который необходим для разговора. Эта методика снимает излишнюю нервную возбудимость, успокаивает учеников, сосредотачивает их на заданиях
Второй этап Работа по усвоению медленного темпа начинается на материалах чтения и рассказа. Каждый урок начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50). Потом проводится индивидуальная и групповая работа. Главный элемент на этом этапе – связная речь. Пациенту предлагают делать все движения медленно
Третий этап Корригирование произнесенных мыслей. Материал занятий: точный пересказ с заданными параметрами по длине и детализации. Используют упражнения на произношение различных редакций одной и той же фразы
Четвертый этап Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая своего товарища, каждый ученик по очереди включается в беседу по команде логопеда. На этом этапе вводится чтение про себя. Оно оказывает дисциплинирующее влияние на устную речь ребенка
Пятый этап Подготовка к публичному выступлению. Материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. Произнесенная речь записывается на диктофон и анализируется

Длительность курса составляет два с половиной – три месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуют продолжить занятия после паузы. В этом случае общее время коррекции – 4-6 месяцев.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/38-narushenie-tempa-rechi.html

Тахилалия: виды, диагностика, корекция, упражнения, тренировки

Термин тахилалия применяется в психиатрической практике для обозначения такой патологии, как чрезмерно усиленная речевая функция. Речь больного становится ускоренной, изобилующей различными речевыми дефектами. Тахилалия и противоположное патологическое состояние – брадилалия относятся к нейропсихическим заболеваниям.

Данное психопатологическое состояние чаще всего входит в состав клинической картины какого-либо более крупного психического или нервного расстройства и требует комплексного подхода к диагностике и лечению.

Иногда данную болезнь называют баттаризмом или полтерном, однако эти термины имеют небольшие различия, хоть в целом и соответствуют тахилалии.

Полтерн – буквально переводится, как спотыкание и обладает характерной прерывистостью речи. Баттаризм – неправильное формирование предложений в результате ускоренного произношения фраз и скачкообразном характере мыслительных процессов.

В норме человек издаёт не более 12 звуков за секунду, в условиях, когда у больного человека наблюдается тахилалия, количество аномально издаваемых звуков может возрастать до 25 и более. Ускоренный темп речи снижает когнитивные способности человека и оказывает негативное влияние на социальную составляющую жизни.

Этиология и патогенез

Причины развития у больного тахилалии можно разделить на несколько этиологических вариантов:

  1. Генетическая предрасположенность. Замечена корреляция между возникновением синдрома ускоренной речи и близким родством больных.
  2. Характерные черты характера и акцентуации личности. Чаще всего заболевание возникает у людей с характерными чертами: выраженной гиперреактивностью, возбудимостью и неуравновешенностью. Уже в детском возрасте родители могут отметить такие черты характера, а также склонность к ускоренной речи.
  3. Неправильный воспитательный процесс ребёнка. С самого детства ребёнок начинает подражать манерам своих родителей и других окружающих, и если в социальном кругу имеется человек страдающий от тахилалии, то вероятность формирования данной патологии у ребёнка значительно увеличивается.
  4. Тахилалия может также возникать в результате органической патологии со стороны центральной нервной системы. Чаще всего причиной становится развитие тяжёлой черепно-мозговой травмы или острого инфекционно-воспалительного процесса в головном мозге (менингит).
  5. В редких случаях развитие тахилалии может говорить о патологии головного мозга не функционального, а органического характера. В таком случае возникновение такого симптома происходит в результате сдавливания речевого центра и структурных изменений в головном мозге.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Поговорим о деменции альцгеймеровского типа

Патогенетически тахилалия имеет тесную связь с нарушением взаимоотношения возбуждающих и тормозящих процессов, протекающих в центральной нервной системе. При данном заболевании возбуждающее влияние нейромедиаторной системы головного мозга преобладает над тормозящими, что приводит к усилению моторики и перевозбуждению речедвигательного центра.

Виды патологии

В клинической психиатрической и неврологической практике удобно выделять несколько видов тахилалии. Классификация основана на клинических проявлениях заболевания.

Тахилалия или полтерн может протекать с различными сочетаниями не только моторных речевых нарушений, но и лексических, фонетических и грамматических. Полтерн может приводить к неверному построению фраз и словосочетаний у больных, от чего их речь становится малоинформативной для окружающих.

Нарушение структуры построения фраз и иные аграмматизмы у больных тахилалией приводят к серьёзным речевым затруднениям. Выделяют следующие типы полтернов:

  • Тахилалия с доминирующими моторными нарушениями. Такие больные обладают высокой скоростью речи, при этом значительно искажается артикуляция.
  • Тахилалия с преобладанием чувствительных или сенсорных нарушений. При такой форме больной испытывает затруднения в восприятии чужой речи.
  • Тахилалия с затруднением речеобразования. При такой форме больной испытывает затруднения при подборе слов и формировании словосочетаний. Несмотря на высокий темп речи больной делает значительные паузы, чтобы вспомнить и подобрать подходяще слово.
  • Тахилалия с нарушением формулировки предложений. Данная форма является самой тяжёлой и приводит к значительному ухудшению коммуникативной способности больного при общении с окружающими.

Клиническая картина

Развитие такого заболевания, как полтерн приводит к появлению у больного характерного поведения и других патологических симптомов со стороны психической деятельности. Всю клинику данного заболевания можно разделить на два больших блока – речевые и неречевые нарушения. Речевые нарушения касаются таких симптомов, как:

  • Патологически ускоренная речь;
  • Неудержимость и напористость в общении;
  • Нарушение словообразования и построения предложений;
  • Скачкообразность мыслительных процессов, что напоминает симптом словесной окрошки.
  • Запинания, недоговаривание окончаний слов и другие дислексические нарушения.

К неречевым проявлениям баттаризма относят следующие симптомы:

  • Усиление общей моторики и двигательной активности больного, в особенности усиливается мелкая моторика кистей;
  • Неусидчивость и нарушение внимания больного;
  • Акцентуации характера (вспыльчивость, иногда агрессивность);

Важно отметить, что сам больной при общении со специалистом не обладает самокритичностью, т.е. не замечает собственных проблем с речью.

Диагностика

Мягкие формы тахилалии могут маскироваться под заикание, однако при тахилалии основную роль в возникновении и прогрессии заболевания играет психогенный характер моторных речевых нарушений. Заболевание достаточно быстро прогрессирует и не связано со страхом произнесения конкретных слов. Для подтверждения диагноза необходимо проведение следующих исследований:

  • Электроэнцефалография;
  • Магнитно-резонансная томография головного мозга.

Лечебные мероприятия

Так как зачастую причиной развития тахилалии становятся изменения органического и функционального характера в головном мозге, проведение радикального лечения становится невозможным, однако эффективно скорректировать проявления заболевания можно.

Для коррекции прибегают к курсовому применению специальных упражнений и индивидуальных занятий с логопедом. Комплексный подход к терапии включает тесное взаимодействие психотерапевта, логопеда и физиотерапевта.

Для снижения возбудимости нервной системы пациенту может быть назначена фармакологическая коррекция моторных нарушений. Для этой цели применяют седативные препараты, а в тяжёлых случаях анксиолитики. Пациенту назначаются такие физиопроцедуры, как бальнеотерапия и нейроседативный массаж.

Обратите внимание

Психотерапевт проводит с больным аутогенные тренировки, которые включают специальные речевые упражнения и помогают скорректировать речевые нарушения, в том числе и акцентуации характера. Коррекция тахилалии в среднем занимает от 2 до 5 месяцев.

Коррекционная работа – основная форма терапии, так как позволяет больному научиться управлению собственной речью, после чего он самостоятельно может справиться с особенностями речи.

Прогноз

При своевременном выявлении заболевания и обращении к специалистам соответствующего профиля, заболевание удаётся эффективно скорректировать и провести компенсацию нарушений. Выше всего эффективность от терапии и тренингов у детей младшего возраста, так как научить контроль за собственной речевой функцией детей проще, чем взрослых.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/kak-lechit-tahilaliyu-kakie-uprazhneniya-i-trenirovki-vypolnyat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector