Рефлекторное кольцо: история открытия, структура, как работает

“Рефлекторное кольцо” Бернштейна и основы Графического коучинга. Новости. Самопознание.ру

Николай Бернштейн прошёл путь от лауреата Сталинской (Государственной) премии (1947) до опального учёного всего за пару лет. Что же он такого натворил, что его труды были запрещены?

  1. Рефлектрная дуга Павлова (упрощённо: стимул-реакция)
  2. Рефлекторное кольцо Берштейна (упрощённо: стимул — реакция — осознанное изменение реакции — рефлекторное изменение стимула) При смене реакции с однообразной на многовариантную выделяется значительный избыток энергии, который может быть использован для повышения качества жизни.

Благодаря задействованию рефлекторного кольца в графическом коучинге происходит снятие напряжённой доминанты, т.е. стереотипной реакции организма на стимул (по Алексею Ухтомскому).

Даже при кратковременном снятии доминанты рефлекторно повышается физическая, психическая, ментальная вариативность оценки ситуации и вариативности выбора своей осознанной реакции на жизненную ситуацию, ту новую желаемую реакцию, которую можно закрепить в поведении и жизненной стратегии во время тренинга и самостоятельной работы.

Например, Вы предлагаете себе (своей руке, своему глазу) обнаружить-изобрести-испробывать новый способ “как нарисовать круг” а Ваш мозг в ответ задействует новую комбинацию точек в коре больших полушарий.

Обратите внимание

Вы активизируете новые связи на примере “рисования кругов”, а созданные связи естественным образом начинают использоваться в Вашей повседневной жизни для решения текущих задач.

Факт, который удалось установить Бернштейну, состоит в том, что при изменении задачи, поставленной перед испытуемым существенно меняются все параметры движений, в том числе и движений глазного яблока (как произвольных, так и непроизвольных). Например, если предложить человеку рисовать круг, с “другой точки”, “в другую сторону”, “найти ещё 15 способов нарисовать круг от руки”, то в коре головного мозга происходит согласованная активность, которая приводит к формированию “нового стимула”, который сразу отражается на оценке ситуации и в полевом поведении личности (новый стимул-новая реакция).

В графическом коучинге мы постоянно используем упражнения на изменение точки приложения внимания, т.е. учимся “управлять взглядом”. Этот нехитрый процесс имеет огромное преобразующее значение для формирования новых цепочек реакций и стимулов в коре головного мозга.

Принцип “Управления взглядом” открывает нам возможность сформировать новую нейро-физиологическую реакцию организма на средуи тем самым “разгрузить доминанту”, то есть создать для организма готовность действовать на основании осознанного выбора там, где прежде осуществлялся “автоматизм”— привычное действие, используемое по умолчанию.

Спасибо, Николаю Бернштейну!

Книги Н.

Берштейна были запрещены в конце 40-х и долгие десятилетия были недоступны для чтения, затем их долго сабботировали вузы, поскольку действующая профессура в основе своей опиралась на общедоступные труды Павлова, у которого также было достаточно засекреченных исследований. В целом тема “рефлекторного кольца” крайне сложно приживалась в вузовской системе.

Сочинения:

  • Бернштейн Н.А. Общая биомеханика (1926).
  • Бернштейн Н.А. О построении движений (1947).
  • Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности (1966).
  • Бернштейн Н.А. Проблема взаимоотношений координации и локализации (1935).
  • Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность (1990).
  • Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии (1991).

Приглашаю знакомиться с первоисточниками!

P.S.: Моя любимая работа Берштейна, издана в 1991 г. “О ловкости и её развитии”, включает исследовательский материал о философских принципах, нейро-физиологических механизмах, практических приёмах развития ловкости и научения “невозможному”.

Меня лично принцип “построения движений” и “ловкости” по-Берштейну очень окрыляют, при том, что нейрофизиологические основы её формирования крайне просты и доступны в повседневной жизни.

Когда начинаешь применять их на практике легко увлекаешься — прикладываешь его ко всем сферам жизни от режима дня и физического здоровья до индивидуальных коуч-сессий и решения задач стратегического уровня в бизнесе.

У меня было именно так и многие мои коуч-клиенты используют сейчас эти принципы для управления своим бизнесом и создания уникальных продуктов/услуг в своей бизнес-нише.

Полная версия авторского материала в моей закрытой группе на фейсбуке “Коуч-завтраки” доступна для постоянных клиентов и участников тренингов.

Ближайший тренинг:

  • 24–25 мая 2013 г. в Санкт-Петербурге.
  • 10–11 августа 2013 г. в Омске.
Написание этой статьи было спровоцировано большим количеством изменений, которые я получила, когда начала практиковать НЛП. До этого в моей жизни были и другие значимые направления: Йога, Даосские практики, Коучинг, Нумерология, Чакроведение…НЛП, честно признаться, меня сильно удивило. Когда я погрузилась… Читать дальше В этой статье я хочу написать о трудностях, с которыми сталкиваются мои клиенты, которые прошли глубокую личную терапию. Да, речь пойдёт не о тех, кто просто получил соответствующее образование или посетил “надцать” семинаров. Речь именно о тех, кто пошёл по пути высвобождения своего Я, растождествления… Читать дальше
Вы никогда не задумывались, почему одни люди успешнее других? Всю человеческую историю этим вопросом интересовались многие выдающиеся мыслители. Аристотель считал, главным один вопрос: “Как нам следуют жить, чтобы быть счастливыми?”И от того, задаём ли мы себе этот вопрос, и насколько верно мы на… Читать дальше С ноября 2011 года в Киеве активно проводится обучение по Эннеаграмме, и мы решили подробнее осветить, что же представляет собой данный новый метод, имеет ли он реальное практическое применение и познакомиться ближе со специалистом по Эннеаграмме Надеждой Дорониной-Колтан (Вильнюс, Литва).— Надежда… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/news/5944/

Р рµс„р»рµрєс‚рѕсђрѕс‹р№ рїсђрёрѕс†рёрї рґрµсџс‚рµр»сњрѕрѕсѓс‚рё рѕрµсђрірѕрѕр№ сѓрёсѓс‚рµрјс‹. рџрѕрѕсџс‚рёрµ рѕ сђрµс„р»рµрєсѓрµ, сђрµс„р»рµрєс‚рѕсђрѕрѕр№ рґсѓрірµ, сђрµс„р»рµрєс‚рѕсђрѕрѕрј рєрѕр»сњс†рµ

В основе всей деятельности нервной системы лежат рефлекторные реакции. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии центральной нервной системы.

Допустим, наш палец попал в пламя свечи, и мы тотчас же отдернули руку. Рассмотрим более детально сущность этой реакции.

Образно говоря, произошла «катастрофа», наш палец попал в ситуацию, опасную для его «жизни», действие пламени воспринимается нервными окончаниями и в виде нервных импульсов по центростремительным (афферентным) нервным волокнам передается в центральные отделы нервной системы — спинной и головной мозг. Здесь осуществляется анализ полученной информации и в доли секунды принимается решение. «Приказ» — возбуждение в виде нервных импульсов по центробежным (эфферентным) волокнам посылается в исполнительные органы — эффекторы, где расположены специальные нервные окончания, «включающие» исполнительный орган. В нашем примере это мышцы. Мышцы сокращаются, и мы отдергиваем руку. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, называется рефлекторной дугой. Ее ведущие части таковы: 1) специальный аппарат, воспринимающий раздражения (сигналы) из окружающей среды или внутренней среды организма,— рецепторы; 2) центростремительные и центробежные нервные волокна, передающие возбуждение; 3) орган управления — центральная нервная система.

Важно

В простейшем случае такая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов и одного синапса, т. е. является двухнейронной, или моносинаптической.

Читайте также:  Центральная нервная система: строение, функции, взаимодействие с другими структурами мозга

В большинстве случаев в состав рефлекторных дуг входят три нейрона или более, а связь между ними обеспечивают множество синапсов. Такие дуги называют многонейронными или полисинаптическими.

В осуществлении рефлекторной реакции, как правило, принимают участие многие нейроны спинного и головного мозга.

Такую совокупность нейронов, находящихся на различных «этажах» ЦНС, от спинного мозга до коры больших полушарий, называют нервным центром.

Существуют нервные центры, раздражение которых вызывает разнообразные рефлексы, например центр дыхания, глотания, слюноотделения и т. д.

Рефлекторное кольцо — совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и обратной передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе.

Рефлекторное кольцо включает в себя:

· Рефлекторная дуга

· обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 165 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Биологический возраст, его критерии. | Возрастная периодизация. | Форменные элементы крови, их значение. | Строение и работа сердца. | Анатомия и физиология легких. Механизм газообмена, его нарушения. | Понятие о пищеварении. Строение и функции органов пищеварения. | Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма. | Система органов выделения, ее значение, строение и функции | Общие принципы строения и функции нервной системы. | Физиологические свойства нервной ткани. Понятие о возбудимости, проводимости и лабильности. |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/6-129187.html

Рефлекторное кольцо

совокупность нервных образований для осуществления рефлекса и передачи информации о характере и силе рефлекторного действия в ЦНС. Р.к. включает в себя рефлекторную дугу и обратную афферентацию от эффекторного органа в ЦНС (напр.

, о степени укорочения мышцы при ее рефлекторном сокращении). Р.к. явилось дальнейшим развитием представлений о трехчленной рефлекторной дуге, предложенных еще Р. Декартом. Р.к. впервые подробно изучено Н.А. Бернштейном. Понятие «Р.к.

» более простое, чем понятие «функциональная система», в к-рой обратная афферентация идет не о действии, а о результате.

РЕФОРМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (в Республике Беларусь). В нашей республике начала проводиться в жизнь реформа общеобразовательной школы.

Реформирование школы необходимо для обеспечения: повышения уровня обязательного образования; равенства прав на получение образования; реального учета способностей и склонностей каждого ученика; создания эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания школьников; гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Достижение этих целей позволит повысить качество образования, подготовить школьника к жизни в современном обществе. Р.о.ш. предусматривает решение следующих задач: переход на 10-летнее обязательное образование при начале обучения детей с шестилетнего возраста; переход на 12-летнее общее среднее образование, открытие лицейских классов во всех средних школах; обеспечение разноуровневого вариативного обучения уч-ся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; совершенствование непрерывности образования и преемственности ее различных ступеней; обеспечение целостности процесса обучения и воспитания; ликвидация учебной перегрузки; создание оптимальных условий для физического развития и сохранения здоровья уч-ся; повышение роли учителя в обществе; совершенствование управления системой образования, формирование механизма саморазвития школы. Ведущими принципами развития школьного образования должны стать неразрывная связь проводимых преобразований с запросами общества, государства и личности, опора на традиции и достижения советской школы, выход на уровень одной из лучших в мире образовательных систем.

Основные этапы Р.о.ш. (1996-2010 гг.):

Совет

I  этап — 1996-1998 гг. — разработка концепции реформы, образовательных стандартов и проектов учебных программ 12-летней школы.

II  этап — 1998 г. — введение подготовительного класса для обучения детей шестилетнего возраста (аналог «нулевого» класса советской школы).

III  этап — 1998-2002 гг. — переход к новой структуре 4-летней начальной школы: подготовительный, 1-3-й классы.

IV  этап — 1998-2004 гг. — апробирование новых учебных программ для базовой школы.

V  этап — 2002-2008 гг. — переход на новые учебные программы и обязательное 10-летнее образование (подготовительный, 1-9-й классы).

VI  этап — 2004-2008 гг. — апробирование новых учебных программ 10-11-х классов 12-летней школы.

VII  этап — 2008 г. — введение в средних общеобразовательных школах лицейских (10-11-й) классов.

Первый выпуск 12-летней школы состоится в 2010 г.

Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим важнейшим направлениям: организационная структура, содержание образования, методика обучения.

Изменение структуры школы предполагает: введение 12-летнего общего среднего образования; начало обучения с 6 лет (решение задачи, поставленной в СССР в 1984 г.

; введение подготовительного класса, что обеспечивает надлежащие условия обучения шестилеток; обязательное 10-летнее обучение в базовой школе вместо 9-летнего; получение общего среднего образования как на базе общеобразовательной школы (прием по заявлению), так и в ПТУ, техникумах, колледжах (прием по заявлению и конкурсу). Совершенствование содержания образования включает: обучение в начальной школе по программам, введенным в 1995 г.; последовательное введение новых школьных программ в 4-11-х классах с 2002 г. в течение 8 лет, 4-летнюю экспериментальную проверку в школах республики каждой новой учебной программы; обучение в 10-11-х (лицейских) классах по направлениям: природоведческое, гуманитарное, технологическое, эстетическое и общеобразовательное, начиная с 2008 г. Учебный план 12-летней школы основан на 5-дневной учебной неделе при учебной нагрузке до 34 ч в неделю.

Обратите внимание

Новые учебные программы основаны на существующем содержании образования, обеспечивают ликвидацию учебной перегрузки и реальную вариативность обучения на последней ступени школы.

Развитие методик обучения будет постепенным и осуществляться в следующие сроки: начальная школа — на протяжении 5-10 лет; базовая школа — на протяжении 10—15 лет; старшая ступень школы — на протяжении 10-15 лет. Переход на новые методики обучения будет проходить по мере накопления опыта и проведения соответствующей подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Источник: https://potencial-school.ru/reflektornoe-kolco.html

Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекторные дуги и кольца

Определение 1

Основным механизмом деятельности ЦНС является рефлекс (от лат. – отражённый), то есть реакция — ответ организма на раздражение из внутренней или внешней среды, которая происходит с участием ЦНС по элементах рефлекторной дуги (кольца) путём их последовательного возбуждения.

Читайте также:  Детская абсансная эпилепсия: причины, симптомы, лечение, прогноз

Это любое изменение в деятельности организма, возникшее в нём с участием нервной системы, в ответ на влияние внешней среды или на изменение во внутренней среде организма.

Пример 1

С помощью рефлексов регулируется выделение слюны, кишечного и поджелудочного сока и секрета поджелудочной железы во время пищеварения, изменяется интенсивность кровообращения и дыхания во время физических нагрузок, регулируется тонус мышц. Рефлекторными процессами также поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Важным условием осуществления рефлекторной реакции является нативное состояние всех элементов рефлекторной дуги и целостность взаимосвязи между ними.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По характеру рефлекторной реакции рефлексы делятся на:

  • двигательные,
  • секреторные,
  • сердечно — сосудистые,
  • дихательные,
  • обменные и т. п;

по биологическому значению на:

  • ориентировочные,
  • защитные,
  • пищеварительные,
  • половые и т.п.

И.П. Павлов поделил все рефлексы человека на безусловные (врождённые) и условные (приобретённые).

Замечание 1

Понятие «рефлекс» было введено в широкое научное использование французским учёным и естествоиспытателем Рене Декартом в 1649 году.

Рефлекторная дуга

Структурной основой осуществления рефлекторных реакций ЦНС является рефлекторная дуга (кольцо), которая состоит из:

  • рецепторы, воспринимающие влияние раздражителей;
  • афферентные нейроны, выполняющие центростремительное проведение сигнала;
  • промежуточные (вставные, интеркалярные) нейроны, являющиеся центральным звеном рефлекторной дуги или нервным центром;
  • эфферентные нейтроны, по аксонах которых проходит центробежное проведение сигналов к периферическим тканям и органам;
  • эффекторы или исполнительные органы (железы, гладкие мышцы внутренних органов и поперечно — полосатые скелетные мышцы), которые осуществляют соответствующую рефлекторную деятельность.

Рефлекторные акты осуществляются с помощью моносимпатических (двунейронных) и полисимпатических (многонейронных) рефлекторных дуг.

Замечание 2

Преобладающее большинство рефлекторных дуг в организме человека являются полисимпатическими и лишь некоторые — моносимпатическими (коленный, ахиллов рефлексы).

Время рефлекса (промежуток времени от момента раздражения до начала рефлекторного ответа) зависит от сложности рефлекторной дуги, силы раздражения и уровня возбудимости её отдельных звеньев.

Важно

Анатомическая и функциональная целостность каждого элемента рефлекторной дуги — необходимое условие для осуществления любой приспособительной реакции организма.

В рефлекторной дуге выделяют такие узловые элементы:

  • рецепторы органов чувств, воспринимающие раздражение и превращают его на нервный импульс, который далее распространяется по других структурах дуги;

Определение 2

Рецепторы – это специализированные клетки (например, светочувствительные), или конечные структуры чувствительных нервных клеток. Воспринимая раздражение, они превращают его энергию на нервный импульс, который распространяется далее структурами рефлекторной дуги.

Замечание 3

По расположению рецепторы делят на внешние и внутренние. Внешние рецепторы воспринимают влияния окружающей среды (рецепторы глаза, уха, кожи). Внутренние рецепторы делят на рецепторы внутренних органов и рецепторы опорно — двигательной системы.

о характеру раздражений, которые воспринимаются, рецепторы делят на:

  • фоторецепторы (светочувствительные рецепторы глаза),
  • механорецепторы (рецепторы слуха, осязания, равновесия),
  • хеморецепторы (рецепторы вкуса, обоняния),
  • терморецепторы (рецепторы холода, тепла) и т. п.

Каждый рецептор имеет наивысшую чувствительность лишь к «своему» раздражителю.

  • центростремительный (чувствительный, афферентный) путь, по которому нервный импульс несёт информацию до ЦНС (определённого метамера спинного мозга или высших отделов ЦНС);

  • в определённом участке ЦНС, который получает нервный импульс, информация обрабатывается, часто передаётся по вставочных (интеркалярных) нейронах к соседнему участку метамера спинного мозга и других структур ЦНС, вырабатывается соответствующая реакция, которая в виде нервного импульса передаётся на двигательный нейрон;
  • двигательный (центробежный, эфферентный) путь проводит нервный импульс к рабочему органу (эффектору).
  • эффектор (рабочий орган) собственно и осуществляет соответствующую реакцию на раздражение.

Замечание 4

Эффектором могут быть мышцы, секреторные железы, сердце и другие органы.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/nervnaya_sistema_cheloveka/reflektornyy_mehanizm_deyatelnosti_nervnoy_sistemy_reflektornye_dugi_i_kolca/

Рефлекторное кольцо

23 марта 2009

Как только возбуждение от рецептора через центральную нервную систему дойдет до рабочего органа, он совершит действие. Ребенок, увидя игрушку, протягивает к ней руку. Это рефлекс. Ребенок взял игрушку — рефлекс осуществился, закончился. В этом выражение прямой связи — нервные импульсы идут из центральной нервной системы в рабочий орган:

рецептор -> центростремительный нейрон -> центральная нервная система -> действие 

Такое представление о линейной рефлекторной дуге не учитывает результата произведенного действия. Для организма важен результат, а не только движение, выполненное для его достижения.

Поэтому существует и обратная  связь — импульсы, идущие от рецепторов рабочего органа в центральную нервную систему. Они возникают в рецепторах, воспринимающих результат действия. О том, что существует обратная связь, свидетельствуют многие факты.

Известно, что и при закрытых глазах человек чувствует сокращение своей мускулатуры.

Это результат обратной связи мышц с центральной нервной системой.

Благодаря обратной связи осуществляется самоконтроль. Нервная система контролирует результаты рефлекторной деятельности органов. Если действие совершается правильно, т. е. достигается нужный результат, рефлекс заканчивается. В нашем примере —это схватывание игрушки. Если же ребенок не дотянулся до игрушки, то он будет продолжать попытки.

Следовательно, отсутствие правильного результата приводит к тому, что рефлекс не заканчивается. Попытки повторяются до достижения нужного эффекта. 

Отсюда следует вывод: последним звеном любого peфлекса является обратная связь. Без нее ни человек ни животное не могли бы приспособиться к вечно изменяющимся условиям окружающей среды.

Рефлекторная дуга является рефлекторным кольцом. Это кольцо замыкается обратной связью.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Читайте далее:

Рефлекс

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система является частью нервной системы. Ее работа подчинена центральной нервной системе. Центры вегетативной нервной системы расположены в головном и спинном мозге.

Совет

Волокна вегетативной нервной системы входят в состав спинно-мозговых и черепно-мозговых нервов. Они иннервируют все без исключения органы тела.

К некоторым органам подходят по два вегетативных нерва: симпатически и парасимпатический. Как правило, они…

Вегетативные нервные волокна, выйдя из центральной нервной системы, не доходят сразу до органа, а заканчиваются в узлах. Эти волокна называются предузловыми (2).

В узлах находятся нейроны (1), отростки которых образуют послеузловые волокна (3),  закапчивающиеся в органах.

Предузловые волокна в узлах   вступают в контакт с несколькими послеузловыми, а они разветвляются, иннервируя сразу несколько органов. Поэтому возбуждение, возникающее…

Прежде считали, что вегетативная нервная система оказывает влияние только на внутренности — «органы растительной жизни». Отсюда и возникло название — «вегетативная». На самом же деле она иннервирует и скелетную мускулатуру.

Активная мышечная работа предъявляет большие требования к организму в целом.  Мышцам  необходим усиленный приток кислорода, сахара и других веществ, из них должны  быстро  удаляться  продукты распада.

Вегетативная нервная…

Рефлекс —  это ответ организма на раздражение. Как он осуществляется? Услышав звонок, возвещающий начало урока, учащиеся быстро идут в класс. Звук звонка — это раздражитель.

Обратите внимание

Он возбуждает рецепторы органов слуха. От них возбуждение по центростремительному слуховому нерву передается в центральную нервную систему.

Там оно переключается на центробежные волокна двигательных нервов и по ним доходит дмышц….

Путь, который проходит возбуждение при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой.

В простейшем случае рефлекторная дуга включает только два нейрона и возбуждение не посредственно передается с центростремительного нервного волокна (1) на центробежное (2). Но это — редчайшее исключение.

Чаще всего в центральной нервной системе возбуждение (3) передается через несколько вставочных нейронов. Их тела и отростки расположены…

Источник: https://www.medkursor.ru/anatomiya/nerve/1424.html

Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Принцип обратной связи (рефлекторное кольцо). Классификация рефлексов

ЦНС регулирует функции организма по механизму рефлекса. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражителей, осуществляющаяся при помощи ЦНС. Термин «рефлекс» предложил Монтелье в 1743г.

Рефлекторная дуга – последовательно соединённая цепочка нервных клеток, обеспечивающих осуществление реакций на раздражителей.

Рефлекторное кольцо – совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в ЦНС.

В рефлекторном кольце, в отличие от рефлекторной дуги, есть обратная связь от рабочего органа после получения им нервного импульса по двигательному нейрону и ответной реакции на этот сигнал в рефлекторный центр (например, в спинном мозге) по другому чувствительному нейрону поступает нервный импульс, сигнализирующий об изменении состояния рабочего органа.

Классификация рефлексов.

– По способу образования рефлекторной дуги: безусловные (врождённые) и условные (приобретённые);

– По биологическому значению: защитные, половые, пищевые, родительские, исследовательские, локомоторные;

– В зависимости от числа синапсов в центре рефлекторной дуги: моносинаптические, полисинаптические;

– По рецепторам, раздражение которых вызывает ответную реакцию: экстрорецептивные (болевые, тактильные, температурные); интрорецептивные (хема-, боро-, осморефлексы); прорецептивные (рефлекс мышц, сухожилий, суставных поверхностей);

– В зависимости от структуры мозга: спинномозговые, бульбарные, мезоэнтефальные, диэнтефальные;

– В зависимости от отдела: соматические, вегетативные;

– По клеточному результату: сердечные, сосудистые, слюноотделительные, двигательные, секреторные.

11) Общий план строения сенсорных систем. Основные функции сенсорных систем (СС).

Все живые организмы нуждаются в информации об окружающей среде. Кроме этой информации все живые образования должны ориентироваться в пространстве и оценивать его важные свойства. Физиологические системы, воспринимающие данную информацию – органы чувств: орган осязания (кожа); вкуса (язык); обоняния (нос); слуха (ухо); зрения (глаз).

Важно

В 19 в. Данные системы называли органами чувств. И. П. Павлов предложил дать название анализатор. Анализатор(по Павлову) – совокупность рецепторов и нейронов мозга, участвующих в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира и получения о них чёткого представления.

Современное понимание об анализаторах как многоуровневых системах привело к появлению более общего понятия – сенсорная система. «Сенсус» (греч.) – ощущение, чувство.

Наиболее важные СС: зрительная СС (её помощью организм получает 70-90% информации); слуховая СС (14% информации); осязание (6% информ.); обоняние и вкус (10% информ.)

Кроме того существуют СС, которые не дают столь чёткой информации, но играют важную роль в деятельности человеческого организма: двигательная СС (информирует организм о состоянии скелетно-мышечной системы); вестибулярная СС (даёт представление о положении и перемещении тела в пространстве); температурная СС; хеморецепторная СС (о химическом составе крови и тканевой жидкости); болевая СС (информ. о повреждении тканей тела).

СС обладают способностью к взаимовыручке, т.е. при повреждении одной СС остальные начинают работать в усиленном режиме. У людей, лишённых зрения, обостряется тактильная и слуховая чувствительность; у глухих – зрение. У женщин гораздо лучше развито цветоощущение и в 10 раз острее обоняние.

Каждая СС состоит из 3-ёх отделов:

Периферический отдел (в нём происходит превращение сигнала внешнего мира в электрический процесс – импульс. Как правило, этот отдел представлен ухом, носом, глазом);

Проводниковый отдел (в нём обрабатывается информация и проведение её в высшие отделы мозга);

Центральный – корковый отдел (в нём происходит окончательная обработка информации и возникает ощущение).

Классификация СС:

По характеристике раздражения: механическая (тактильная, вестибулярная, болевая, прорецептивная); химическая (вкусовая, обонятельная); световая (зрительная); температурная (температурная СС).

По среде, из которой воспринимается раздражитель: внешняя (вкусовая, тактильная, обонятельная, зрительная, слуховая); внутренняя (химические СС).

Температурная, болевая, вестибулярная, прорецептивная СС реагируют как на внутренние, так и на внешние раздражители.

Сенсорные системы человека обеспечивают:

1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;

2) контроль произвольных движений;

3) контроль деятельности внутренних органов;

4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Сенсорные системы выполняют следующие основные функции, или операции, с сигналами: 1) обнаружение; 2) различение; 3) передачу и преобразование; 4) кодирование; 5) детектирование признаков; 6) опознание образов.

Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов — нейронами коры больших полушарий.

Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.

Источник: https://cyberpedia.su/17x6dbb.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector