Психический инфантилизм: психологический, органический и другие виды, какой симптом является характерным

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор.

У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации.

Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям.

Обратите внимание

В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности.

Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции.

Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания.

Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию.

Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада.

Важно

Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения.

Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается.

Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать.

Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия.

Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти.

К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации.

Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой.

Совет

Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам.

Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития.

Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-infantilism

Психический инфантилизм

Термин
«инфантилизм» был введен E. Lasegue в
1864 г. Он обозначает относительно
равномерную задержку темпа психического
и физического развития человека.

Психический
инфантилизм — незрелость личности с
преимущественным отставанием в развитии
эмоционально-волевой сферы и сохранением
детских качеств личности.

У детей
психический инфантилизм проявляется
в сохранении черт поведения, присущих
более младшему возрасту. Но в раннем
возрасте признаки эмоционально-волевой
незрелости и снижение уровня поведенческих
мотиваций выявляются с трудом.

Поэтому
о психическом инфантилизме по существу
можно говорить лишь начиная со школьного
и подросткового возраста, когда присущие
психическому инфантилизму особенности
начинают выступать более отчетливо.

Достаточно типичными для детей этого
возраста являются преобладание игровых
интересов над учебными, непонимание и
неприятие школьной ситуации и связанных
с ней дисциплинарных требований, что
приводит к социальной и школьной
дезадаптации.

Во
взрослой психиатрии симптомы психического
инфантилизма рассматриваются в рамках
изменений личности при различных
психических заболеваниях (E. Kraepelin).

По
отношению к детям с задержками развития
термин «психический инфантилизм» был
введен в начале XIX в. немецким психиатром
G.

 Anton, но он рассматривал его как
«парциальный инфантилизм» (в отличие
от «тотального инфантилизма» при
олигофрении). В отечественной психиатрии
эта тема получила свое развитие в трудах
М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой,
В. В. Ковалева, К. С. Лебединской
и др.

В
раннем детском возрасте в связи с
присущей ему физиологической гипертимией
и большой зависимостью эмоциональных
характеристик от условий социальной
среды воспитания и индивидуальных
особенностей установление психического
инфантилизма, особенно его легких форм,
затруднено. Однако педиатры и неонатологи
[Долецкий С. Я.

, 1976; Гаврюшов В. В.,
1982] отмечали инфантильные особенности
эмоционально-волевой сферы и личности
детей, формирующиеся в условиях длительной
и частичной госпитализации, при повторных
хирургических операциях и др. Исходя
из анализа психологических и
психопатологических проявлений,
М. О. Гуревич (1932) и В. В.

Обратите внимание

 Ковалев
(1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой
незрелостью для психического инфантилизма
в детстве характерны «моторный
инфантилизм» и большая или меньшая
пограничная интеллектуальная
недостаточность. Динамика и исходы
психического инфантилизма изучены
недостаточно и требуют специальных
исследований.

Читайте также:  Признаки и симптомы менингита у детей: последствия, лечение, инкубационный период

Распространенность
психического инфантилизма, по данным
психиатрической эпидемиологии детского
возраста, довольно значительна—1,6 %.

Причинами
психического инфантилизма
чаще всего
являются относительно легкие поражения
головного мозга — инфекционные,
токсические и другие, включая травмы и
асфиксию плода.

Особенно неблагоприятными
считаются в этом отношении последний
триместр внутриутробного периода и
период родов.

Предполагается также
избирательность поражения функциональных
систем головного мозга, определяющаяся
асинхронностью их интенсивного
формирования и тропностью действия
того или иного фактора в соответствующий,
наиболее чувствительный период.

Не
меньшая роль в генезе инфантилизма
отводится и конституционально-генетической
предрасположенности, а также психогенным
факторам в виде особенностей воспитания
— гипо- или гиперопеки, деспотического
воспитания и т. п. [Лебединская К. С.,
1982; Ковалев В. В., 1985].

Различают
4 основных варианта инфантилизма:
гармонический (простой), дисгармонический,
органический
ипсихогенный.

Наиболее
существенными признаками психического
инфантилизма является эмоционально-волевая
незрелость, которая выражается в
несамостоятельности, повышенной
внушаемости, стремлении к получению
удовольствия от игровой деятельности,
беспечность, незрелость чувства долга,
ответственности, неумение подчинять
свое поведение требованиям, неспособность
сдерживать проявления чувств, волевого
напряжения. Предпосылки психического
инфантилизма в первые годы жизни: слабый
уровень мотиваций, низкий исследовательский
интерес, симбиотическая привязанность
к матери, отсутствие стремления к
самостоятельности. О снижении темпа
созревания эмоциогенных структур мозга
свидетельствуют длительно сохраняющаяся
диффузная, склонная к генерализации
общая двигательная, мимическая и
вокальная реакции на раздражители,
замедление дифференциации эмоций,
незрелость тонкой моторики на фоне
двигательной расторможенности и т. д.

Простой
гармонический инфантилизм — равномерная
задержка темпа и физического и психического
развития, проявляющегося в первую
очередь незрелостью эмоционально-волевой
сферы, а затем и личности в целом.
Считается, что созревание в этом случае
отстает от нормы на 1—3 года. Это
отражается как на поведении ребенка,
так и на его возможностях социальной
адаптации.

Клиническая картина простого
инфантилизма характеризуется чертами
незрелости, «детскости» в соматическом
и психическом облике. Дети выглядят
младше своего возраста и отличаются
грацильностью. Им свойственны живая,
но поверхностная любознательность,
общие нестойкие интересы к окружающему.

Важно

При полноценном интеллекте отмечается
неразвитость интеллектуальных интересов,
своего рода диспропорциональность:
неутомимость в игровых действиях и
быстрая отвлекаемость, утомляемость
при выполнении заданий, требующих
интеллектуального, волевого усилий и
терпения.

В связи с этим при поступлении
в школу у детей с простым инфантилизмом
в ответ на обычные учебные задания могут
возникать невротические реакции и
нарушения поведения. Возрастная динамика
гармонического инфантилизма относительно
благоприятна.

Постепенно приобретаются
индивидуальная активность и
самостоятельность, появляются
исследовательские и творческие элементы
в деятельности, дополняемые воображением
и фантазией. Проявления простого
психического инфантилизма уменьшаются
или полностью исчезают приблизительно
к 10 годам.

В тех случаях, когда
инфантилизм сочетается с пограничной
интеллектуальной недостаточностью,
наступает ее компенсация. Тем не менее,
видимо, прав В. В.

 Ковалев (1985),
который считает, что полной нормализации
личностных свойств не наступает и
простой инфантилизм, отмечаемый в
детском и пубертатном возрасте, сменяется
личностной дисгармонией и завершается
акцентуацией характера или психопатией
преимущественно неустойчивого или
истероидного типа.

Простой инфантилизм
в клинической практике встречается
редко и чаще на уровне субклинического
состояния.

Дисгармонический
инфантилизм отличается сочетанием
признаков психической незрелости,
свойственной простому инфантилизму с
отдельными патологическими чертами
характера, такими как аффективная
возбудимость, конфликтность, лживость
и хвастовство, эгоизм, капризность,
повышенный интерес к социальным
эксцессам.

Отдельные патологические
черты характера обнаруживаются уже на
1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций
протеста, стремления настоять на своем,
обидеть близких, сделать им больно. У
детей старшего возраста черты незрелости
эмоционально-волевой сферы «перекрываются»
девиантным поведением и патологическими
чертами характера.

Совет

Структура и возрастная
динамика дисгармонического инфантилизма
позволяют расценивать его как этап
формирующейся психопатии.

Наиболее
распространенным вариантом органического,
или психического, инфантилизма является
инфантилизм, связанный с психоорганическим
синдромом. Он развивается вследствие
органического повреждения мозга.

Поскольку нередко речь идет о внутриутробном
повреждении плода, то при этом типе
инфантилизма часто встречаются
множественные стигмы дизморфогенеза
— низкорослость, дискрании, дизотия,
высокое небо, неправильный рост волос,
зубов и т. п.

Клиническая картина
этой формы инфантилизма чрезвычайно
полиморфна и определяется выраженностью
других психопатологических симптомов
органического поражения головного
мозга. Эмоционально-волевая незрелость,
как и при простом инфантилизме, проявляется
детскостью поведения, суждений,
наивностью, внушаемостью, преобладанием
игровых интересов, неспособностью к
занятиям, требующим волевого усилия.
Особенности интеллектуальной деятельности
в этих случаях — инертность и плохая
переключаемость мыслительных процессов.
Кроме того, отмечаются снижение
эмоциональной живости и яркости эмоций,
поверхностность эмоциональных
привязанностей, бедность воображения.
Игровую, а затем и учебную деятельность
характеризуют однообразие и малая
заинтересованность в оценке своих
действий, отражающая низкий уровень
притязаний. Наряду с этим наблюдаются
некритичность, двигательная расторможенность
и элементы психопатоподобного поведения.
Пограничная интеллектуальная
недостаточность у этих детей выражена
в большей степени, чем при других формах
инфантилизма: задерживаются в развитии
предпосылки интеллектуальной деятельности
— внимание, память, психическая
работоспособность. Но эти расстройства,
имея некоторое сходство с легкими
формами умственной отсталости, отличаются
от дебильности преобладанием признаков
эмоционально-волевой незрелости и
меньшей пораженностью собственно
интеллектуальных функций (таких как
способность к обобщению и абстрагированию).

К
осложненным вариантам органического
инфантилизма относятся его
церебрастенический, невропатический
и диспропорциональный варианты, а также
инфантилизм при эндокринопатиях. При
церебрастеническом варианте
эмоционально-волевая незрелость
сочетается с симптомами раздражительной
слабости и мягкой интеллектуальной
недостаточности.

Невропатический
вариант осложненного инфантилизма
характеризуется превалированием
астеноневротических явлений в виде
повышенной тормозимости, пугливости,
робости, внушаемости, неуверенности в
себе, трудности адаптации в детских
коллективах с симптомами выраженной
соматовегетативной дизрегуляции.

При
эндокринных вариантах клиническая
картина определяется сочетанием
признаков инфантилизма с особенностями
психики, типичными для того или иного
типа гормональной дисфункции. Так, при
гипогенитализме характерны черты
инфантилизма в сочетании с вялостью,
медлительностью, несобранностью,
рассеянностью, бесплодным мудрствованием.

При гипофизарном субнанизме признаки
незрелости сосуществуют с чертами
старообразности в физическом и психическом
облике, склонностью к педантизму,
рассуждениям со слабостью волевого
усилия, расстройствами внимания и
логической памяти.

Исходя
из особенностей эмоционально-волевой
незрелости, К. С.

Обратите внимание

 Лебединская
выделяет неустойчивый и тормозимый
варианты органического инфантилизма.

Недостаточно
изученным остается особый вариант
инфантилизма — психогенный инфантилизм
[Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С.,
1982]. Этот вариант рассматривается как
выражение аномального формирования
личности в условиях неправильного
воспитания. Формирующиеся в случаях
депривации аффективная незрелость и
повышенная лабильность, отсутствие
внутренних запретов определяются
неправильным воспитанием или длительной
эмоциональной и социальной фрустрацией.
С возрастом формируется эмоционально-незрелая
личность. При воспитании по принципу
гиперпротекции наряду с инфантильностью
ярко выступает эгоцентризм, неумение
считаться с окружающими, крайняя
несамостоятельность, пассивность,
психическая невыносливость, неспособность
к напряжению. Деспотичное воспитание
детей с физическими наказаниями и
постоянными запретами способствует
выработке и закреплению эмоционально-волевой
незрелости в виде сниженной инициативной
активности, недостаточной самостоятельности,
нерешительности. Но всем разновидностям
психогенного инфантилизма свойственны
социальная незрелость личности в виде
недостаточности или отсутствия высших
этических установок и системы идеалов.
У таких детей остаются недостаточно
сформированными позитивно направленные
социальные и интеллектуальные интересы,
потребность в труде, чувство долга,
отмечается искаженное понимание своих
социальных обязанностей, своего будущего.
Все это составляет основу девиантного
поведения таких детей.

Дифференциальный
диагноз всех форм инфантилизма проводится
прежде всего с умственной отсталостью
и расстройствами поведения различного
генеза. В отличие от умственно отсталых
у детей с инфантилизмом отмечается
более высокий уровень абстрактно-логического
мышления, они способны использовать
помощь в мыслительной деятельности,
переносить усвоенные понятия на новые
конкретные задачи и объекты, более
продуктивны в самостоятельных видах
деятельности. Если при инфантилизме
имеет место интеллектуальная
недостаточность, то ее динамика в отличие
от таковой при умственной отсталости
характеризуется благоприятностью с
тенденцией к сглаживанию нарушений
познавательной деятельности. Вместе с
тем у детей старшего возраста при наличии
неблагоприятных средовых факторов
возможна отрицательная динамика простого
инфантилизма. Для отграничения простого
инфантилизма от дисгармонического,
являющегося базисом психопатий, имеет
значение отсутствие при нем аффективной
возбудимости, эксплозивность, нарушений
влечений, расстройств социального
поведения. Достаточно сложно отграничить
органический инфантилизм от осложненных
форм умственной отсталости. Главным
критерием следует считать преобладание
при органическом инфантилизме нарушений
предпосылок интеллектуальной деятельности
(памяти, внимания, вербального и
невербального интеллекта, психической
работоспособности, темпа и подвижности
психических процессов), тогда как
возможности самой интеллектуальной
деятельности нарушены значительно
меньше. Если оценивать динамику
инфантилизма в целом, то она преимущественно
благоприятна. Проявление выраженной
личностной эмоционально-волевой
незрелости с возрастом имеет тенденцию
к редуцированию или становится частью
синдромов преимущественно пограничной
психопатологии.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3832755/page:25/

Синдром простого психического инфантилизма

Данный симптомокомплекс встречался среди наших испытуемых достаточ­но редко: преимущественно у детей с простой функциональной дислалией и у 20% детей с парциальным HP в форме артикуляционной диспраксии.

Клини­ческая картина у таких детей исчерпывалась явлениями эмоционально-воле­вой незрелости, повышенной внушаемости и стойким преобладанием игро­вых интересов в мотивационной сфере. Это согласовывалось с известными клиническими характеристиками этого синдрома (Сухарева Г. Е., 1965, Юрко­ва И. А., 1971).

У таких детей обычно сохранялись высокие адаптивные спо­собности и интактные интеллектуально-мнестические функции.

Примеры

Сергей Л., 6 лет. Диагноз: парциальное первичное недоразвитие речи по типу артикуляционной диспраксии дисфонологического типа, конституцио­нального генеза. Синдром простого неосложненного психического инфан­тилизма. Социально-психологическая дезадаптация легкой степени.

Причиной обращения явились недостатки произношения звуков Р, Л, и Ш.

Исследование речевых функций выявило следующее: Р и Л изолированно и во всех позициях в слове заменялись на полумягкое Л, а Ш — на С. Лексико-грамматические характеристики речи соответствовали возрастной норме.

Из анамнеза. Наследственность речевой патологией не отягощена. Аку­шерский анамнез, раннее речевое и психомоторное развитие— без осо­бенностей. Неврологически: без очаговой симптоматики.

Исследование орального праксиса выявило затруднения при воспроизведении и удержа­нии заданных поз языка. Выполнение некоторых движений сопровожда­лось синкинезиями.

Объем движений языка и губ не был ограничен.

Читайте также:  Велафакс: показания, инструкция по применению, отзывы, аналоги, цена

Психический статус: мальчик легко вступает в контакт. Речевая активность высокая. В речи пользуется развернутыми 4-5-словными фразами.

Важно

Эмоцио­нальные реакции живые, яркие, но недостаточно дифференцированные. В поведении чрезмерно непосредственен.

В повседневных бытовых ситуа­циях недостаточно самостоятелен, выражена ориентация на взрослого. Интеллектуально-мнестическая сфера без особенностей.

Значительно чаще (в нашей группе — в 90% случаев) у детей с ТНР встре­чался осложненный психический инфантилизм (Сухарева Г. Е., 1965, Кова­лев В. В., 1985).

Выделение данной разновидности синдрома эмоционально-волевой и личностной незрелости опирается на несколько критериев: на патогенетический, синдромологический и структурно-функциональный.

Па­тогенетически основное отличие осложненного инфантилизма от его неослож­ненного аналога заключается в резидуально-органической природеданного дизонтогенетического симптомокомплекса. Неосложненный же инфантилизм чаще является конституциональным по происхождению (Лебединская К. С, 1980).

Клинически осложненный инфантилизм отличается полиморфизмом психопатологической симптоматики, включающей психоорганический синдром и интеллектуально-мнестические нарушения. Структурно-функциональные особенности этого синдрома заключаются в сочетании явлений незрелости и выпадения функций, структурных и функциональных нарушений, в наличии признаков асинхронии психического развития.

Наряду с вышеописанными типовыми проявлениями психического инфан­тилизма, общими для разных клинических групп детей, мы наблюдали и неко­торые особенности, присущие изучаемому контингенту.

В частности, детям с HP свойственна достаточная живость эмоциональных реакций, отличающая их по этому параметру, например, от детей с дислексией и детей со смешанной задержкой психического развития. Чем избирательнее и чище была клиника HP, тем заметнее было данное отличие.

Совет

В части случаев доминировал несколько повышенный фон настроения, что нередко маскировало бедность эмоцио­нального реагирования. Недостаток дифферснцированности эмоциональных реакций был выражен прямо пропорционально массивности психоорганичес­кой симптоматики.

Лонгитюдные наблюдения показали, что состояние двух указанных параметров эмоциональной сферы является важным прогностичес­ким показателем. Регресс речевых нарушений наступал тем быстрее и полнее, чем живее и богаче было у ребенка эмоциональное поведение.

Как уже отмечалось выше, характерной особенностью осложненного пси­хического инфантилизма является то, что у детей в таких случаях практически всегда обнаруживается психоорганический синдром и симптомокомплекс интел-лектуально-мнестической недостаточности. Степень выраженности и их качест­венные особенности придают определеное своеобразие картине психического дизонтогенеза.

Это получило отражение в известной типологии клинических форм осложненного психического инфантилизма, включающей церебра-стеническую, невропатоподобную и органическую его разновидности (Сухаре­ва Г. Е., 1965, Ковалев В. В., 1983). В связи с этим нам представляется более уместным сначала охарактеризовать два вышеназванных симптомокомплек­са, а затем описать варианты инфантилизма.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/41453.html

Инфантили́зм психи́ческий

психопатологическое состояние, характеризующееся детскостью, незрелостью психики. В основе И. п. лежит задержка темпа психического развития.

Различают И. п. врожденный (конституциональный) и приобретенный (постнатальный); общий (тотальный) и частичный (парциальный, или дисгармонический); органический И. п., соматогенно обусловленный И. п., психогенно обусловленный И. п.

В клинической картине И. п. условно можно выделить симптомы, связанные с нозологической принадлежностью, и общие симптомы. При общем инфантилизме черты детскости проявляются в физическом и психическом складе субъекта (психофизический инфантилизм), т.е. психические и физические признаки незрелости гармонически сочетаются.

У таких детей отмечается отставание в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту.

В психическом складе личности на первый план выступает незрелость эмоционально-волевой деятельности; при относительно сохранном интеллекте мышление отличается конкретностью, незрелостью суждений, преобладанием поверхностных ассоциаций над логикой. Слабо выражена способность к интеллектуальному напряжению и концентрации внимания.

Возникает быстрая утомляемость от деятельности, требующей волевого усилия, в то же время отмечается неутомимость в играх. Наблюдаются нестойкость интересов, постоянное стремление к переменам впечатлений, особый интерес к новым острым ощущениям («сенсорная жажда»).

Характерны непосредственность и непоследовательность в высказываниях и поступках, недостаточная самостоятельность и повышенная внушаемость. Настроение отличается неустойчивостью, легко возникают аффективные вспышки, которые также быстро проходят.

Обратите внимание

Дисгармонический И. п. можно определить как психопатический, т.к. инфантильные черты органически входят в структуру психопатической личности (см. Психопатии), чаще истерической и неустойчивой.

При этом наряду с выраженной (заостренной) инфантильностью отчетливо выступают дисгармоничность психических свойств, раздраженность и неуравновешенность, нарушение поведения, которое подчиняется прежде всего желаниям настоящего момента.

Признаки незрелости психики нередко сочетаются с нормальным или даже опережающим физическим развитием.

Органический И. п. возникает вследствие органического поражения ц.н.с. (черепно-мозговой травмы, инфекционных болезней, интоксикаций и др.), при этом психическая незрелость отмечается на фоне легко протекающего психоорганического синдрома (Психоорганический синдром).

Соматогенно обусловленный И. п. возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов (печени, почек, сердца и др.).

При этом наряду с проявлениями основного заболевания, например врожденным Гипогонадизмом, гипофизарным субнанизмом (см.

Нанизм), легкими формами Гипотиреоза при эндокринных нарушениях, наблюдается психическая незрелость, которая отмечается на фоне постоянной астении с преобладанием психической истощаемости.

Психогенно обусловленный И. п. чаще возникает вследствие изнеживающего воспитания и гиперопеки.

Важно

Поведение таких детей характеризуется эгоцентризмом, капризностью, постоянным стремлением к признанию и сочувствию, вытекающее из самовлюбленности.

Направленные притязания сочетаются с беспомощностью, что приводит подчас к социальной несостоятельности, несмотря на сохранный, а иногда и высокий интеллект.

Психический инфантилизм может развиться при шизофрении (Шизофрения) особенно если она началась в раннем детском возрасте, когда под влиянием заболевания наступила вторичная задержка психического развития. В этих случаях признаки инфантилизма сочетаются с такими характерными для шизофрении изменениями личности, как аутизм, манерность, негативизм, эмоциональное оскудение и др.

Лечение и профилактика должны быть направлены на основное заболевание, вызвавшее задержку развития. Показаны симптоматическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия, а также меры лечебно-педагогического воздействия.

При выраженности психических отклонений применяют психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы).

Социальная реабилитация больных требует индивидуального подхода, соответствующей организации обучения, трудового приспособления и трудоустройства.

Библиогр.: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста, с 524, М., 1979; Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2, с. 224, М., 1959.

Источник: http://MirZnanii.com/b/1v12074/infantilizm-psikhicheskiy

Синдром психического инфантилизма

17 декабря 2008

Синдром психического инфантилизма занимает особое положение не только потому, что встречается часто.

Он в значительной мере определяет особенности клинической картины, характер и мотивацию общественно опасных действий, адаптационные и критические способности и поэтому может иметь значение для экспертной оценки.

При определенных обстоятельствах психическая незрелость, присущая возрасту, может приобретать патологические формы. В зависимости от причинных факторов инфантилизм выявляется в разные возрастные периоды, что накладывает отпечаток на его клиническую характеристику.

Различают инфантилизм тотальный и парциальный. Последний. Г. Е. Сухарева (1959, 1974) обозначила как дисгармонический. Задержка развития может касаться только психики, но нередко затрагивает и соматическую сферу (психофизический инфантилизм).

По происхождению выделяют инфантилизм конституциональный, органический, эндокринный, социокультуральный.

Если психическая незрелость охватывает все сферы психики и особенно интеллект (органический инфантилизм), то ее очень трудно отграничить от олигофрении.

Совет

Дифференциально-диагностические критерии разработаны Г. Е. Сухаревой (1974), М. С. Певзнер, Э. А. Буреловым (1980).

В отличие от олигофрений для органического инфантилизма характерны большая живость, детский интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, активность в игровой деятельности с элементами творчества, фантазии, более дифференцированные привязанности, наличие потенциальных интеллектуальных возможностей, способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал.

При пубертатном кризе интеллектуальная незрелость органического происхождения становится более парциальной, сочетается с усиленной в это время психоорганической симптоматикой, аффективными колебаниями и возрастными реакциями.

Интеллектуальная незрелость при этом проявляется в недостаточной способности к обдумыванию, внутренней переработке событий, в импульсивности решений без борьбы мотивов, неспособности к прогнозированию своих поступков.

Даже при формальном понимании наказуемости тех или иных действий и знании узаконенных норм поведения способность критически оценивать конкретную ситуацию и поступать в соответствии с этим оказывается недостаточной.

Незрелость волевых функций и, в частности, повышенная внушаемость увеличивают риск случайных решений, продиктованных сиюминутными желаниями.

При пубертатном кризе психический инфантилизм выступает в виде 2 вариантов:

  1. инфантилизм обнаруживается с детства, а в период пубертата проявляется как этап возрастной динамики;

  2. инфантилизм выявляется в период пубертата в результате асинхронного протекания психобиологического созревания.

Это «кризовый» вариант. Если в первом варианте преобладают черты детскости, то второй характеризуется длительным сохранением особенностей подростковой психики.

В его структуре преобладают гротескное заострение черт и тенденций младшего подросткового возраста с оппозиционностью и критицизмом, снижение способности к социально одобряемой деятельности при отчетливой склонности к обогащению отрицательным опытом, стремление к ювенильному самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки. Этот вариант инфантилизма особенно тесно коррелирует с нарушениями поведения и адаптации.

Обратите внимание

Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихологическими факторами, известны описания «инфантилизированного характера» и «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежат неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопека [Гиндикин В. Я., 1961], а также явления госпитализма [Hoff H., 1956], возникающие у подростков в условиях депривации.

В этих случаях отмечаются такие проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков и инициативы, малая выносливость психических нагрузок, сохранение детских привязанностей и интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности. Отдельные проявления психической незрелости возможны и при педагогической запущенности, но здесь они обычно не складываются в целостный синдром.

Знание клинических форм инфантилизма необходимо при решении вопроса о соответствии уровня психического развития паспортному возрасту. Этот вопрос нередко ставится перед судебными психиатрами, если у подростка есть признаки задержанного развития, и в соответствии со ст.

78 назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

При разработке показаний к назначению такой экспертизы следует учитывать, что самостоятельное судебно-психиатрическое значение могут иметь только такие формы инфантилизма, которые практически исчерпывают клиническую картину, а другие проявления психической аномальности или не выражены, или отсутствуют. Однако и в этих случаях, если психическая незрелость выражена настолько значительно, что исключает вменяемость, назначение комплексной экспертизы нецелесообразно [Печерникова Т. П. и др., 1980].

Показателями глубины психической незрелости (критерии невменяемости) являются: задержка созревания всех сфер психики, выраженная внушаемость и подражательность, слабость интеллектуального и волевого контроля, инфантильность мотивации, отсутствие борьбы мотивов при принятии решения, нарушение способности к прогнозированию, критике, неуправляемость поведения.

Источник: https://www.vitaminov.net/rus-judg-private-teen-18772.html

Осложненный психический инфантилизм

При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине признаки незрелости эмоционально-волевой сферы сочетаются с другими психопатологическими проявлениями с церебрастеническим синдромом, невысоким уровнем интеллектуального развития, недоразвитием речи др.

Читайте также:  Винпоцетин: эффективные аналоги, плюсы и минусы лекарств со схожим действием

В клинической картине органического инфантилизма признаки незрелости эмоционально-волевой сферы обладают выраженной органической окраской. Черты психической незрелости как бы огрублены и несут в себе признаки органической неполноценности ЦНС, смещающие инфантильность в сторону патологических проявлений.

Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и недифференцированы. Отмечаются низкий уровень притязаний, малая заинтересованность в оценке действий, грубая внушаемость с элементами некритичности. Подражательность и внушаемость часто отличаются «избирательностью», свидетельствующей о слабости социально-этических установок.

Выявляются и элементы психопатоподобного поведения.

Важно

Интеллектуальная деятельность и те виды игровой деятельности, которые требуют психического напряжения, сосредоточения внимания и волевого усилия, отличаются недостаточной целенаправленностью, несамостоятельностью, выраженной истощаемостью и легкой пресыщаемостью.

Выполняемой детьми интеллектуальной деятельности свойственны инертность, тугоподвижность, плохая переключаемость, нередко персеверативность мыслительных процессов.

В структуре интеллектуальных нарушений ведущими являются недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности).

Нейропсихологический анализ состояния высших корковых функций у детей с органическим инфантилизмом указывает на нарушение динамики психических процессов, проявляющейся в повышенной истощаемости, импульсивности и нестойкости психического тонуса.

У всех детей отмечается слабость произвольных форм деятельности и поведения, целеполагающей мотивации, стойкого внимания, активного контроля. В зависимости от преобладающего эмоционального фона К.С.

Лебединская (1981) выделила два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый и тормозимый.

Первый характеризуется психомоторной расторможенностью, преобладанием эйфорического фона настроения, импульсивностью, что создает внешнее впечатление детской жизнерадостности и непосредственности. Второму варианту свойственны тормозимость, слабая инициативность, нерешительность, боязливость, преобладание сниженного фона настроения.

Искаженное психическое развитие

Для анализа структуры интеллектуальной недостаточности при синдроме раннего детского аутизма необходимо выделить природно-психические и социально-психические компоненты и проследить закономерности их взаимоотношения.

К основным природно-психическим расстройствам, интимно связанным с нейрофизиологическими (биологическими) механизмами, могут быть отнесены дефицит психической активности, инстинктивно-аффективные нарушения, нарушения сенсорной чувствительности и двигательной сферы.

В клинической картине раннего детского аутизма нарушение природно-психических компонентов проявляется в общей вялости, слабости побуждений, быстрой истощаемости и пресыщаемости любой целенаправленной активности, низких сенсорных порогах с выраженным отрицательным фоном ощущений (гиперстезиях), снижении и избирательности аппетита, слабости инстинкта самосохранения, вялости моторного тонуса, отсутствии плавности движения, их стереотипизации и импульсивности и пр.

Совет

Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими, «уход в себя», в свой внутренний мир – эти аутистические проявления можно рассматривать как компенсаторный механизм, направленный на защиту от травмирующей внешней среды (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, 1981).

Нарушение взаимоотношений социального и природно-психического при раннем детском аутизме выражается не только в недостаточности или болезненном усилении и обнажении природно-психических компонентов, но и в их патологическом проявлении в структуре формирующихся социально-психических, а также в неравномерном, диспропорциональном психическом развитии с парциальной акселерацией преимущественно социально-психических компонентов.

В основе вторичной интеллектуальной недостаточности при раннем детском аутизме лежит нарушение процесса образования понятия, который генетически связан с особенностями развития нижележащих психологических систем.

В игровой деятельности у детей с ранним аутизмом по сравнению со здоровыми сверстниками наблюдается значительно больше манипуляций, как адекватных, так, особенно, неадекватных, и значительно меньше предметных действий.

Одним из наиболее существенных психопатологических признаков в клинической картине раннего детского аутизма выступает расстройство коммуникативной функции речи (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991).

Мышление детей с ранним аутизмом характеризуется доминированием обобщений на основе формальных признаков, не дифференцированных по критерию социально-практической значимости.

Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме зависят от характера и течения заболевания, в рамках которого он проявляется.

Прогностически менее благоприятны формы аутизма, которые отражают возрастной этап шизофренического процесса, заканчивающегося распадом психики, т. е. деменцией.

Более благоприятны варианты, формирующиеся в рамках шизоидных психопатий и аутистических органических психопатий. В этих случаях интеллектуальные нарушения можно рассматривать как пограничное психическое расстройство.

Лекция 13. Клинико-психопатологическая характеристика энцефалопатических форм пограничной интеллектуальной недостаточности

Церебрастенические синдромы

Психоорганические синдромы

Обратите внимание

Интеллектуальная недостаточность в данной клинической группе связана с нарушениями интеллектуальной деятельности, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. Описываемые состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Различают церебрастенические и психоорганические синдромы.

Церебрастенические синдромы

При церебрастенических состояниях на первый план выступают утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования.

Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти.

Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению.

Психоорганические синдромы

При психоорганических синдромах наряду с явлениями цереб-растении наблюдаются, эмоционально-волевые, неврозоподобные, апатические, аффективные, двигательные, эпилептиформные расстройства.

Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде снижения (повышения) настроения, сочетающегося с агрессивностью, патологии влечений (сексуальной расторможенности, склонности к уходам из дома, бродяжничеству, прожорливости и пр.).

Аффективные нарушения выражаются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра и могут сопровождаться бурными двигательными и вегетативными реакциями.

В таком состоянии ребенка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта путем убеждений и разъяснений.

Аффект имеет довольно стойкий характер, причем у ребенка могут долго оставаться воспоминания о конфликте и желание отомстить обидчику.

Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается тенденцией к дисфорическим расстройствам настроения – злобностью, замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью, нетерпимостью к замечаниям, недовольством собой либо, наоборот, завышенной самооценкой, проявляющейся в усилении защитно-агрессивных реакций (негативизме, уходах с уроков, отказах от пищи и т. п.). У таких детей с трудом формируются эмоциональные привязанности. Их легко спровоцировать на нелепые поступки и нарушения дисциплины. При этом наказание обычно не вызывает ни раскаяния, ни раздражения по отношению к обидчикам.

Неврозоподобные расстройства обнаруживаются уже в раннем и преддошкольном возрасте и проявляются повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, нарушениями сна и аппетита, особой чувствительностью к внешним воздействиям, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, лабильностью настроений. Эти нарушения нередко сопровождаются общей двигательной расторможенностью, суетливостью. С возрастом нарушения вегетативной регуляции редуцируются, а ведущими становятся моносимптомные неврозоподобные расстройства (тики, заикание, энурез, эпизодические страхи).

Апатические расстройства характеризуются явлениями вялости, замедленности, монотонности и слабости побуждений. Дети с апатическими расстройствами пассивны, безынициативны. Их интеллектуальная деятельность значительно нарушена.

Важно

При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией внимания, симптомы вялости нарастают, усиливается замедленность и инертность, появляется склонность к персеверациям.

Медлительность, инертность в интеллектуальных видах деятельности может сочетаться с двигательной расторможенностью в играх и спонтанном поведении.

У части детей с психоорганическим синдромом на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности. Поведение таких детей характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, недостаточным чувством дистанции, нарушением целенаправленной деятельности.

Наиболее тяжелыми проявлениями психоорганического синдрома, приводящими к интеллектуальной недостаточности с элементами распада психики, являются эпилептиформные расстройства (различные виды судорожных припадков и других психических параксизмов). В структуре интеллектуального дефекта этой группы детей преобладают психопатологические симптомы и синдромы в виде вязкости аффекта, торпидности и обстоятельности мыслительных процессов.

Клиническая картина интеллектуальных нарушений при церебрастенических и психоорганических синдромах характеризуется дефицитарностью высших корковых функций.

В отличие от парциальных задержек возрастного развития отдельных компонентов познавательной деятельности, при энцефалопатических формах имеет место повреждение структуры высших корковых функций, что приводит к формированию устойчивых форм интеллектуальной недостаточности.

Виды нарушения высших корковых функций зависят от локализации поражения мозга. Так, поражение верхневисочных отделов доминантного полушария сопровождается дефектом тонких дифференцировок звуковых комплексов.

При поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры наблюдаются дефекты зрительного восприятия как предметных, так и символических изображений, затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений.

Картина дефекта высших корковых функций при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов мозга включает также распад разрядного строения числа, нарушения счетных операций с переходом через десяток и понимания математических знаков.

Совет

Поражение сенсомоторных отделов коры сопровождается нарушением кинетической и кинестетической структуры двигательных актов. Это означает недостаточную дифференцированность нужного набора тонких движений либо нарушение их последовательной плавной смены.

Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, однако общим является их относительная обратимость в условиях специального обучения и воспитания и проведения соответствующих лечебных мероприятий, хотя при церебрастенических вариантах возможность достижения полной или относительно хорошей компенсации значительно выше.

Таким образом, в зависимости от преобладания в клинической картине симптомов либо незрелости мозговых структур, либо повреждения мозга следует выделять дизонтогенетическую и энцефалопатическую формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

Только такое понимание механизмов пограничной интеллектуальной недостаточности позволит повысить эффективность коррекционных программ.

Если при дизонтогенетических формах пограничной интеллектуальной недостаточности приоритетными становятся психолого-педагогические мероприятия формирующего обучения, то при энцефалопатических формах – реабилитационные.

Лекция 14.Клинико-психологическая характеристика смешанных форм интеллектуальной недостаточности.



Источник: https://infopedia.su/9x5cf.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector