Олигофрения (малоумие): степени умственной отсталости, классификация, симптомы, коррекционные занятия для олигофренов

Классификация олигофрении

Существует много классификаций олигофрении, в основу которых положены разные принципы. В нашей стране наиболее распространенными являются классификация по степени выраженности, определяемой способностью больного к обучению и к самообслуживанию, этиопатогенетическая классификация Г. Е.

Сухаревой и клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), в которой умственная отсталость представлена под шифром F70-79, не подменяет собой концептуальных классификаций, а служит, в основном, для статистических целей [Цир-кинС. Ю., 1994].

Этиопатогенетическая классификация олигофрении по Г. Б. Сухаревой
Создавая свою классификацию, Г. Е. Сухарева руководствовалась этио-патогенетическим принципом.

Она выделяла три основные группы олигофрении:
1: Олигофрении эндогенной природы, обусловленные поражением половых клеток родителей (гаметопатиями).
2. Олигофрении, обусловленные внутриутробным (антенатальным) поражением зародыша (эмбриопатии) или плода (фетопатии).
3.

Обратите внимание

Олигофрении, обусловленные вредностями, воздействующими на ребенка во время его рождения (интранатально) или в раннем детстве (постнатально). Первая группа, связанная с гаметопатиями, включает в себя:
1. Болезнь Дауна.
2. Истинную микроцефалию.
3.

Энзимопатические формы олигофрении, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурию, галактозурия и другие энзимопатии).

4. Олигофрению, сочетающуюся с системными поражениями кожи и костной системы.

Вторая группа, связанная с эмбриопатиями и фетопатиями, включает:
1. Олигофрении, связанные с внутриутробным инфекционным пораже
нием (вирусами краснухи, гриппа, паротита, гепатита, цитомегалии и др.

, возбудителями токсоплазмоза, сифилиса, листериоза и т. п.).
2. Олигофрении, связанные с внутриутробным поражением экзо- и эндотоксическими агентами (при гормональных нарушениях у матери, при интоксикациях беременной).
3.

Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожден

ного.

Третья группа олигофрении, связанная с интранатальными и постнатальными вредностями, включает:
1. Олигофрении, связанные с родовой травмой и асфиксией.
2. Олигофрении, связанные с черепно-мозговой травмой в раннем детстве.
3. Олигофрения, связанная с нейроинфекциями, перенесенными в раннем

детстве.

В. В. Ковалев (1995) отмечает, что выделение олигофрении второй и третей группы основано на факторе временного патогенного воздействия на мозг, в то время как олигофрении, включенные в первую группу, обусловленные наследственными заболеваниями, выпадают из общей схемы классификации.

Классификация состояний общего психического недоразвития по С. С. Мнухину и Д. Н. Исаеву
Этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой не могла вместить олигофрении, названные недифференцированными, так как определенную причину их возникновения выявить не удавалось.

Это, а также большое клиническое разнообразие проявлений олигофрении побудили С. С. Мнухина к разработке систематики, основанной на клинико-физиологическом принципе. Его работу продолжил и завершил Д. Н. Исаев.

Использование этой классификации позволяет врачам выделять клинические формы, ориентирующие их, а также дефектологов, специальных психологов, логопедов, работающих с этим контингентом больных, на практическую работу, прицельную, с учетом имеющихся клинических приоритетов, составление индивидуальных абилитационных программ.

Таким образом, обеспечивается дифференцированный подход к больным олигофренией. Диагностика форм и вариантов общего психического недоразвития производится в основном клиническим методом выявления характерной симптоматики. При постановке диагноза также важно определять степень умственной отсталости.

Важно

В Международной классификации 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяют:
— легкую умственную отсталость (F70), включающую легкую умственную субнормальность, дебильность; при определении коэффициента умственного развития по WISC — стандартизированной методике Д. Векслера (D.

Wechsler), у лиц с легкой умственной отсталостью показатели колеблются в диапазоне 50-69;
— умеренную умственную отсталость (F71), включающую имбецильность легкой и средней степени; коэффициент умственного развития у больных с умеренной умственной отсталость находится в диапазоне от 35 до 49;
— тяжелую умственную отсталость (F72), включающую тяжелые варианты имбецильности; коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах от 20 до 34;

— глубокую умственную отсталость (F73), включающую идиотию; коэффициент умственного развития у больных с глубокой умственной отсталостью ниже 20 баллов.

Клинические признаки, позволяющие клинически диагностировать степень умственной отсталости у больных, представлены в главе, посвященной вопросам снижения интеллекта в разделе общей психопатологии.

С. С. Мнухин и Д. Н. Исаев выделили следующие 4 основные клинические формы общего психического недоразвития.
1. Стеническая форма.
2. Астеническая форма.
3. Дисфорическая форма.

4. Атоническая форма.

Больные со стенической формой общего психического недоразвития, особенно легкой степени выраженности, характеризуются довольно хорошей способностью к адаптации.

Отличаясь сравнительно малой любознательностью, примитивностью интересов, обладая преимущественно конкретным мышлением и бедной речью, они в то же время достаточно работоспособны.

Усвоенные навыки и знания эти больные способны использовать в повседневной жизни.

Было выделено два варианта стенической формы общего психического недоразвития:
— уравновешенный;

— неуравновешенный.

Как ясно из названий, варианты отличаются друг от друга большей или меньшей выраженностью аффективной неустойчивости. Больные с уравновешенным вариантом адаптируются лучше неуравновешенных.

Совет

Астеническая форма общего психического недоразвития предполагает наличие у больных нарушений внимания, повышенной утомляемости, медлительности, затруднений в усвоении определенных навыков.

Вариантами астенической формы являются:
— основной, имеющий все основные особенности данной формы;
— брадипсихический, характеризующийся замедлением психических процессов;
— дислалический, с выраженными речевыми расстройствами;
— диспрактический, с моторными нарушениями;

— дисмнестический, с мнестическими расстройствами.

Больные с различными вариантами астенической формы, даже обладая определенным интеллектуальным багажом, словарным запасом, не способны рационально пользоваться ими. В связи с этим, при равной степени тяжести общего психического недоразвития, больные с астенической формой адаптируются хуже больных со стенической формой.

Больные с дисфорической формой общего психического недоразвития характеризуются своеобразным постоянным дисфорическим эмоциональным фоном, расторможенностью влечений.

Больные конфликтны, у них часто отмечаются нарушения поведения. Они испытывают большие трудности в обучении, в усвоении трудовых навыков даже при легкой степени общего психического недоразвития.

Вариантов этой формы выделено не было.

Характерными особенностями больных с атонической формой общего психического недоразвития являются низкая способность к психическому напряжению, к целенаправленной произвольной деятельности, грубые нарушения внимания.

Выделили три клинических варианта этой формы:
— аспонтанно-апатический, характеризующийся снижением у больных эмоционального фона и полной их бездеятельностью;
— акатизический, сопровождающийся хаотической двигательной растор-моженностью;

— мориоподобный, при котором больные нелепо дурашливы.

Общаться с больными, страдающими любым из этих клинических вариантов, крайне сложно. Даже обладая неплохо развитой речью, дети мало используют ее с целью коммуникации. Как и при астенической форме, при атонической формальные способности к приобретению знаний страдают меньше, чем практическое приспособление к окружающей среде.

Обратите внимание

Особенности клинической картины атонической формы общего психического недоразвития, во многом сходные с симптомами раннего детского аутизма и детского типа шизофрении, нередко приводят к необходимости дифференциальной диагностики.

Источник: https://psyera.ru/klassifikaciya-oligofrenii_7496.htm

Олигофрения и деменция как формы умственной отсталости

Умственная отсталость включает в себя двеосновные формы нарушений:

► олигофрению;

► деменцию.

Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения –проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5-2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем.

de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens – ум, разум).

Приобретённое слабоумие (деменция) означает снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией (от греч. olygos – «малый», phren – «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином.

Олигофрения форма умственного и психического не­доразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатоло­гическая структура нарушения при олигофрении характе­ризуетсятотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носитнепрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обу­словленные типом нарушений центральной нервной систе­мы и их отдаленными последствиями.

Существуют несколько гипотез относительноосновного нарушения при олигофрении:

► особенности эмоционально-волевой сферы(К. Левин);

► трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер);

► слабость регулирующей роли речи(А.Р. Лурия).

Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

1) обусловленная эндогенными (генетическими, внутренними) фак­торами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

2) обусловленная экзогенными (внешними) факторами, как то: ин­фекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

По степени выраженнос­ти интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:

► дебильность (легкая степень);

► имбецильность (средняя степень);

► идиотия (тяжелая степень).

Важно

Дебильность – наиболее распространенная форма оли­гофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память.

Все это способствует ов­ладению навыками чтения, письма, счета, усвоению зна­ний, предусмотренных программой коррекционной шко­лы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выра­ботку самоконтроля.

При правильном обучении и воспита­нии, своевременном привитии трудовых навыков социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых де­фектов восприятия, памяти, мышления, коммуникатив­ной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сфе­ры делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталос­ти. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего мира, речевая функция развивается крайне медленно и огра­ниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения мото­рики. Крайне трудно и медленно формируются элементар­ные навыки самообслуживания.

В правовом отношении имбецилы, также как и идиоты, являются недееспособными, над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. Они могут воспитываться в специальных детских учреждениях (интернатах). В случае воспитания в условиях семьи они получают пенсию как инвалиды.

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов является классификация, предложенная в 1959 г. совет­ским дефектологомМ.С. Певзнер. Она выделила пять ос­новных форм олигофрении:

► неосложненную (основной вариант);

► с выраженными нейродинамическими нарушениями:

а) с преобладанием процессов торможения;

б) с преобладанием процессов возбуждения;

в) лабильные;

► со снижением функций анализаторов и нарушения­ми речи:

а) с нарушением зрения;

б) с нарушениями слуха;

в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

г) с речевыми отклонениями;

► с психопатоподобным поведением;

► с выраженной лобной недостаточностью.

К числу основных форм умственной отсталости также от­носитсядеменция. Деменция (от лат. dementia – «безу­мие, слабоумие») – стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с рас­стройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

Совет

Слабоумие (деменция) в психиатрии представляет собой врождённое или приобретённое расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений; изменяется процесс рационального познания, способность к умозаключениям и суждениям, уровень критических способностей.

Причинами деменции являются:

► травматические, инфекционные, интоксикационные поражения мозга, дегенеративные заболевания ЦНС;

► нарушения обменных процессов;

► органические заболевания мозга при шизофрении, эпилепсии.

Нарушения в деятельности мозга наступают после не­которого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относи­тельно сформированной. При деменции нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении.

В зависимости от локализации повреждения одни из ин­теллектуальных функций могут быть нарушены значитель­но, другие – оставаться относительно сохранными.

От­сутствие типичной для олигофрении иерархичности про­является в том, что часто более выраженным является недостаточность не мышления в целом, а отдельных ин­теллектуальных функций, темпа и подвижности пси­хических процессов.

Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается внеравномерной недостаточности познава­тельной функции. Дети, страдающие деменциями, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не спо­собны воспользоваться ими вследствие нарушений памя­ти, внимания, умственной работоспособности.

Одно из центральных расстройств при органической деменции –изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из таких детей переживают из-за своей несостоятельности. Большинство из них не осознает свое­го дефекта. Они не проявляют интереса к занятиям, рав­нодушны к оценке, не имеют планов на будущее.

Эмоции упрощены, некритичность характерна не только по отно­шению к собственной личности, но и к окружающим. Зна­чительно чаще, чем при олигофрении, при деменции встре­чаются явления психической истощаемости, психомотор­ной расторможенности.

Гораздо более ярко прояв­ляется психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями.

По динамике слабоумия различают:

► резидуальную органическую деменцию;

► прогрессирующую деменцию.

Обратите внимание

Резидуальная органическая деменция обусловлена оста­точными явлениями после перенесенных органических по­ражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

Читайте также:  Народные средства от бессонницы для женщин, мужчин, пожилых, детей

Прогрессирующая деменция связана с текущими орга­ническими процессами в головном мозге (воспалительными, дефектами обмена и др.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств.

Прогрессирующая деменция может быть вызвана приобретённым заболеванием, например, сенильная деменция (старческое слабоумие – болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга – так называемый психоорганический синдром.

Поэтиологическому критерию различают:

► эпилептическую;

► шизофреническую;

► постэнцифалическую;

► травматическую и другие деменции.

Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи – значительными.

Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным).

Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

На основе специфики клинико-психологической струк­туры деменцииГ.Е. Сухарева выделяет четыре ее типа, ха­рактеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

► низкий уровень обобщений;

► грубые нейродинамические расстройства;

► недостаточность побуждений к деятельности;

► нарушения критики и целенаправленности мышле­ния.

Таким образом, различная структура дефекта интеллекта вызывает и различные виды умственной отсталости. Однако как при олигофрении, так и при деменции дети имеют ряд общих характеристик, касающихся их познавательной сферы, социальных и коммуникативных навыков, личностных качеств.



Источник: https://infopedia.su/13xf196.html

Умственная отсталость (олигофрения)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные.

Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих.

Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

Важно

С точки зрения врача,  умственная отсталость – это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта.

При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно  является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е.

пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е.

уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже  повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.

Это одно из важных отличий умственной отсталости от деменции – состояния,  характеризующегося снижением интеллекта и возникающего как осложнение при различных заболеваниях (инсульты, травмы головы, тяжелые инфекции, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические заболевания) а также в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со временем состояние интеллекта ухудшается.
Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» – мало и «френос» – разум).

Причины умственной отсталости

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены.

Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента.

Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

Совет

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена.

Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей.

В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

Симптомы умственной отсталости

Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память  у них достаточно хорошая.

Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении).

А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников.

Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. 

При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны  испытывать привязанности, различать  похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ  ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре  и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости.

Обратите внимание

Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания.

И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра.

В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка.

В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу.

Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.

Обследование при умственной отсталости

Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна).

Для этого в женской консультации  проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности.

В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

Важно

Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия.

При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом.

При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни.

А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения  детей.

Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

Отставание в развитии ребенка в  возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани.

С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).

Совет

Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе.

Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием.

Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ.

Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью.

В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости.

Обратите внимание

Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  – многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью.

В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность.

Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости,  то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Читайте также:  Сиднокарб (мезокарб): механизм действия, инструкция по применению, отзывы, аналоги

Профилактика умственной отсталости

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.

Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования.

При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка.

К счастью, в последнее время отмечается  тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

 Врач психиатр Бочкарева О.С

Источник: https://medicalj.ru/diseases/psychiatrics/849-umstvennaja-otstalost-oligofrenija

Степени и квалификация умственной отсталости: какие виды и стадии бывают?

Про детей, которые страдают слабоумием, нельзя сказать, что они запаздывают в развитии, или что у них ум ребенка младшего возраста, так как их психика развивается не так, как у большинства детей. Когнитивные процессы развиваются медленно и нетипично. У таких детей есть свой порог развития, преодолеть который они не могут.

Что такое умственная недостаточность?

Под умственной отсталостью понимается остановка интеллектуального, эмоционального и речевого развития из-за аномалии головного мозга. Виды умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Термин «олигофрения» предполагает тотальный психический дефект, который врожденный или приобретенный до трехлетнего возраста. Так, здоровый физически человек с олигофренией находится по уровню умственного развития значительно ниже, чем его сверстники.

Термин «деменция» указывает на снижение интеллектуального коэффициента, то есть на приобретенное слабоумие. Деменция может возникнуть на фоне старческого заболевания или при алкоголизме.

Важно

В отличие от олигофренов у больных с деменцией отмечается разнообразие эмоциональных реакций, относительно богатый словарь, способность к абстрактному мышлению, проявляются полученные ранее знания. Деменция возникает в ответ на поражение развитого мозга.

Если у ребенка сформировалась речь, и он начал проявлять признаки умственной недостаточности, то это деменция, а не олигофрения.

Умственную отсталость нужно отличать и от шизофрении. При шизофрении недоразвитие интеллекта частично, в клинике присутствуют аутизм, кататония, патологическое фантазирование.

к оглавлению ↑

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость является следствием перенесенного заболевания и не характеризуется регрессом. Умственная недостаточность может проявиться в результате:

  • генетической аномалии (отличие числа хромосом или наличие генов, мутация которых вызывала слабоумие);
  • поражения ЦНС нейротоксичными веществами в период онтогенеза (излучение, медикаменты, сифилис);
  • глубокой недоношенности, травмы при рождении, асфиксии;
  • травмы черепа или гипоксии;
  • педагогической запущенности в раннем возрасте.

к оглавлению ↑

Степени умственной недостаточности у детей-олигофренов

Умственная отсталость классифицируется по степени тяжести, времени возникновения, локализации поражения.

По степени умственной отсталости олигофрения подразделяется на:

  • дебильность (слабоумие слабо выражено);
  • имбецильность (слабоумие средней степени);
  • идиотию (крайняя степень слабоумия).

Дебильность. Легкая и часто встречающаяся степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта колеблется в пределах 50-70 условных единиц. Дети с дебильностью обучаются в специализированных коррекционных школах.

Если отсутствуют отягчающие нарушения психики, а учебные мероприятия проводятся с раннего возраста, то дети с данной степенью отсталости могут жить обычной жизнью. Их можно обучить несложной профессии, что поможет адаптироваться в социуме и быть самостоятельными.

Они могут трудиться на производстве или в сфере обслуживания, но внести некие усовершенствования, чтоб облегчить себе работу они не могут.

Большинство детей с дебильностью подвержены внушениям, попадая под плохое влияние, они способны нарушить закон.

Отсталые признаются вменяемыми, так как способны предвидеть последствия своих действий и руководить ими.

Имбецильность с латинского переводится как незначительный. Интеллектуальный коэффициент 20-49. У людей с имбецильностью заметны недостатки психофизического развития, проявляются и внешние признаки, например, аномалии строения костей или черепа.

Наблюдаются значительные расстройства когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, это ведет к неспособности учиться в коррекционных школах.

Совет

Единственный тип мышления, на который способны эти люди, это наглядно-практический (посмотреть и повторить).

Словарный запас небольшой и ограничен теми предметами, которыми они окружены. Большинство имеют дефекты произношения.

Дети-имбецилы находятся в домах-интернатах. При умеренной степени умственной отсталости при помощи специально созданных программ, дети способны овладеть некоторым объемом знаний и умений.

Детей-имбецилов учат основам письма, арифметики, чтения. Их можно научить читать по буквам или по слогам, написать свою фамилию, имя и адрес, вычитать и суммировать до 20, но они не способны умножать или делить.

Они овладевают элементарными трудовыми навыками.

Людей с имбецильностью в зависимости от преобладающего настроя можно поделить на 2 группы. Одни покладистые и добродушные, чаще находятся в веселом настроении, вторые агрессивные, угрюмые и раздражительные.

В международной классификации болезней среди имбецилов выделяют легкую и выразительную степень слабоумия. При выразительной имбецильности нарушена координация и скорость движений.

Они не могут прыгать или бегать, нарушена мелкая моторика, что приводит к затруднению в самообслуживании. Память отличается малым объемом, а при воспроизведении информация подвергается изменению.

Мышление является конкретным, они не могут обобщать, думать абстрактно.

Умеренная умственная отсталость или легкая имбецильность коэффициент интеллекта имеет от 35 до 50.

Обратите внимание

Отмечаются нарушения координации, дети не могут выполнять действия требующие точности или произвольной регуляции.

Речь их обедненная, без соблюдения грамматики, не используют обобщающих или абстрактных слов. Сложные грамматические конструкции не воспринимают. Способны удерживать внимание несколько минут.

Умеренная умственная отсталость позволяет развить элементарное наглядно-действенное и образное мышление.

Можно научить находить подобные и отличающиеся предметы.

Идиотия (с латинского переводится как невежество) самая тяжелая степень умственной недостаточности, коэффициент интеллекта ниже 20. Проявляются нарушением психофизического развития, патологией эндокринной системы, аномалии строения скелета. Заметно расстройство походки и стояния, неразвитость моторики, они не имеют пространственного представления.

При выраженной форме слабоумия люди не встают с постели, речь у них несформирована, эмоции возникают только при удовольствии или неудовольствии и выражаются криком. Они не понимают происходящего, не могут выработать навыки самообслуживания. У таких людей может часто возникать сексуальное возбуждение, которое они снимают при помощи онанизма.

При более легкой форме слабоумия люди могут произносить некоторые слова или словосочетания. Человек воспринимает раздражители, но не способен задерживать внимание. В случае неудовольствия могут проявлять агрессию и аутоагрессию.

Вместе с глубокой интеллектуальной недостаточностью может проявляться феноменальная механическая память, способность к музыке или рисованию.

Важно

Дети с идиотией нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому они направляются в специальные социальные учреждения.

На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:

  • легкая (дебильность, IQ 50-69);
  • умеренная (легкая имбецильность, IQ 35-49);
  • тяжелая (выраженная имбецильность, IQ 20-34);
  • глубокая (идиотия, IQ ниже 20).

Степень олигофрении оценивается количественно – стандартные психологические тесты показывают коэффициент интеллекта. Он определяется при помощи шкалы Векслера. Тест состоит из двух частей.

В одной части 6 заданий и вопросов для измерения вербального интеллекта, во второй 5 заданий для оценки невербального.

В вербальном субтесте задания, которые требуют общей осведомленности и понятливости, способности обнаруживать сходства или продолжать цифровые ряды.

В невербальном тесте нужно найти недостающие детали в изображении, определить последовательность кадров, сложить фигуру.

к оглавлению ↑

Классификация врожденного слабоумия по Певзнер

Для определения степени умственной отсталости в отечественной педагогике и медицине может быть использована классификация М. С. Певзнер. Она делит олигофрению в зависимости ее проявления и этиологии. Певзнер выделила 5 форм:

  • неосложненную;
  • олигофрению с расстройством нейродинамики (возбудимости и торможения);
  • олигофрения с патологией анализатора;
  • олигофрения с психоподобным поведением;
  • олигофрения с лобной недостаточностью.

При неосложненной форме нет выраженных недостатков эмоционально-волевой сферы и сильных нарушений в функционировании анализаторов. Проявляется в результате диффузного мозгового поражения.

Дети, как правило, спокойные, послушные, легко адаптируются к коррекционной школе. Дети эмоционально привязаны к родственникам, друзьям, учителям.

Сильно отличаются друг от друга по способности к обучению, что связано со степенью недоразвития.

Совет

При слабоумии осложненном гидроцефалией нарушены процессы возбуждения и торможения.

Дети легко отвлекаемы, импульсивны, неуравновешенны. Они не могут усидеть на месте, непослушны и не реагируют на замечания.

При олигофрении с психоподобными формами поведения проявляется расстройство эмоционально-волевой сферы. Часто этот вид олигофрении следствие инфекционного заболевания или результат травмы головы. Здесь сочетается психическая недоразвитость с аффективной возбудимостью.

Люди проявляют склонность к воровству, чрезмерной сексуальности, прожорливости. Дети бывают опасны во время аффекта, они не могут следовать правилам. В некоторых случаях аффективное состояние купируется медикаментами.

Если они становятся неуправляемыми, их переводят на домашнее обучение.

При дисфункции лобных долей мозга появляется расстройство познавательной деятельности. Некоторых можно охарактеризовать как с заторможенностью, вялых, пассивных, а других как расторможенных и импульсивных.

Интеллектуальное недоразвитие у них глубокое (до имбицильности), бестактны, возможно антисоциальное проведение, биологические потребности увеличены, нет чувства страха или обиды, стеснения.

Речь полна штампов, бессодержательна, многословна, повторяют без осмысления чужие фразы.

При нарушении деятельности анализатора развитие психики замедляется. Среди глухих 10% страдают от умственной неполноценности, следи слепых эта цифра вдвое больше. При слабоумии с дисфункцией отдельных анализаторов отмечается нарушение слуха, зрения, речевого или опорно-двигательного аппарата.

к оглавлению ↑

Пограничная умственная недостаточность

К пограничной умственной недостаточности относят легкое слабоумие находящееся на границе нормы и умственного недоразвития. Классификация пограничной умственной недостаточности по В.В. Ковалеву:

  • дизонтогенетическая форма. Недостаточность формируется вследствие задержки или искажения психического развития;
  • энцефалопатическая форма. Расстройство появилось в раннем возрасте после органического поражения мозга;
  • интеллектуальная недостаточность, формируется при аномалии зрительного или слухового анализатора и обусловлено воздействием сенсорной депривации;
  • интеллектуальная недостаточность, проявившаяся на фоне педагогической запущенности и дефицита информации в раннем возрасте (социо-культурная умственная отсталость).

Пограничная умственная отсталость незаметна у детей раннего возраста, а обнаруживается в средней школе, поскольку требуется абстрактное мышление. Коэффициент интеллекта 70-80 балов. Пограничная умственная отсталость может быть скорректирована до нормы при условии грамотного педагогического и медицинского вмешательства.

к оглавлению ↑

Дается ли при олигофрении инвалидность?

Третья группа инвалидности присваивается больным с диагнозом легкая дебильность при умеренных аффективно-волевых нарушениях и с психоподобной формой поведения.

При данной форме расстройства человек не всегда способен сдерживать эмоциональные порывы, что сказывается на способности к трудовой деятельности и обучении.

Также третья группа дается лицам с умеренной дебильностью, у которых ограничена способность к обучению (1 или 2 степень), к трудовой деятельности и общению.

Обратите внимание

Вторая группа инвалидности дается людям с умеренной и выраженной дебильностью, у которых аффективно-волевое расстройство, а также лицам с имбецильностью. Присваивается тем, у кого способность к трудовой деятельности, общению и передвижению 2-3 степени ограничения. Такие люди могут трудиться только в специально созданных для них условиях, а общаются при помощи других лиц (близкого).

Первая группа дается людям с резко выраженной имбецильностью у которых наблюдаются двигательные нарушения, а также неврологическая симптоматика, глухота или эпилептические припадки. Также данная группа присваивается лицам с идиотией.

Если установлена умственная отсталость в легкой степени без расстройства эмоционально-волевой сферы, то группа инвалидности не присваивается.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/otstalost/stadii-umstvennoj-otstalosti.html

Умственная отсталость (олигофрения)

Хотя в большинстве руководств психозы при олигофрении описываются как самостоятельная нозологическая единица, нередко высказывается мнение о том, что, возможно, данные расстройства по своей природе фактически являются вариантами других заболеваний (шизофрении, психогений и экзогенных психозов).

Этому соответствует большое разнообразие вариантов психозов и их симптоматики. Нередко возникают симптомы, свойственные шизофрении (бред, галлюцинации, кататонический ступор или возбуждение), аффективным психозам (депрессии), эпилепсии (сумеречные состояния, дисфории), экзогенным психозам (делирий, галлюциноз), истерии (псевдодеменция, истерические припадки).

Однако довольно часто проявления психоза крайне примитивны, стереотипны и малодифференцированны, что не позволяет обнаружить сходство ни с одним из известных психозов. Вероятность возникновения психозов резко повышается с наступлением пубертатного периода. Это позволяет рассматривать гормональные перестройки как одну из важных причин психозов при олигофрении.

Среди других причин называют нарушения ликвородинамики, экзогенные вредности (инфекции, интоксикации, травмы) и психогении. Нередко появлению психоза предшествуют нарастание головных болей, головокружения, раздражительности, нарушений сна, резкая утомляемость и истощаемость.

Сами психотические эпизоды чаще непродолжительны (1—2 нед), однако для них характерна повторяемость, хотя с течением времени выраженность приступов и их продолжительность обычно уменьшаются.

Хотя симптомы могут напоминать самые различные психозы, обычно наблюдаются некоторые особенности клинических проявлений, отличающие данные расстройства от типичных. Депрессии нередко проявляются довольно примитивными ипохондрическими жалобами, тревогой.

Читайте также:  Синдром ликвородинамических нарушений: симптомы, диагностика, лечение

Больные нелепо обвиняют себя, нередко стереотипно обзывают себя «дураком», «плохим», не объясняя причин своего недовольства. Часто в таком состоянии они ищут помощи и защиты у близких.

Приступы психомоторного возбуждения более свойственны пациентам с тяжелой олигофренией и сопровождаются импульсивностью, бессмысленной агрессией и самоагрессией, разбрасыванием вещей, попытками укусить или исцарапать себя или окружающих. Реже наблюдаются эпизоды ступора, иногда с отказом от еды.

Важно

Бред при олигофрении никогда не имеет стройной системы, бредовые идеи примитивны и стереотипны. Преобладают идеи отношения, преследования, ипохондрические высказывания. Характерен бред «малого размаха» с интерпретацией конкретных бытовых ситуаций.

Хотя такой бред обычно нестоек, по миновании острого эпизода критика обычно не восстанавливается и больные продолжают верить в справедливость своих болезненных высказываний. Хотя при олигофрении могут возникать и галлюцинаторные эпизоды, но больные редко могут настолько четко описать свои переживания, чтобы можно было определить характер галлюцинаций (истинные или псевдогаллюцинации). Возможно, часть галлюцинаторных эпизодов представляет собой редуцированный делирий.

Больная 29 лет поступила в психиатрический стационар в связи с приступами овладевающих представлений, во время которых полностью погружалась в себя, не отвечала на вопросы, ярко эмоционально переживала свои фантазии.

Из анамнеза известно, что мать больной имела признаки пограничной умственной отсталости, умерла в молодом возрасте от рака. Младший брат больной страдает олигофренией. Сама больная на учете у психиатров с раннего детского возраста. Поздно начала говорить, развивалась со значительным отставанием.

В детские дошкольные учреждения не ходила, воспитывалась отцом и мачехой. Было предложено обучаться в специальной школе для детей с задержкой психического развития. Окончила 8 классов, научилась читать, писать, считать в пределах нескольких десятков. Помогала мачехе торговать фруктами из своего сада.

Некоторое время работала в столовой, но к ответственной работе ее не допускали, так как могла совершить нелепые поступки (например, опустить в котел неощипанную и непотрошеную курицу). Очень тяжело переживала упреки со стороны окружающих, чувствовала пренебрежение и нелюбовь близких.

Всегда отличалась впечатлительностью и романтической восторженностью, часто сочиняла стихи, например:

…И вот объявили, что время — пора, Пора расставаться мне с мамой и папой. А дух захватил сильно меня, А поезд тронул, пошел по рельсам дальше. Спасибо, девушка рядом была, Она мне очень помогала, отвлекала.

Она мне рассказывала про себя, А я ее слушала и понимала. А я ее слушала, а поезд шел, Волнение, правда, немного осталось, И спать мне пора, а не засыпалось, Таблетки пила, но поздно.

Поезд качал, он тряс меня, И шел так быстро — колеса шумели.

И тут я вспомнила, что папа дал Мне седуксен из портфеля…

Совет

С 18-летнего возраста стала испытывать сильное влечение к мачехе: старалась обнять, приласкать ее, не отходила от нее ни на минуту, предлагала свою помощь. В этот период стала мечтать о том, как спасает мачеху из огня, выносит ее на себе.

Все представляла себе очень образно, при этом замолкала, полностью погружалась в себя; не сразу могла отличить реальность от вымысла, если ее отвлекали от таких мечтаний. По совету родных поехала на лечение в Москву. Была безмерно счастлива, когда ее приняли в московскую клинику.

Очень привязалась к своему лечащему врачу, все время думала о ней. Представляла себе, как врач тонет, а сама больная бросается в воду и вытаскивает ее. Потом представляла себе, как они с врачом грузят на телегу кирпичи. Появляются разбойники и бросаются на них с ножом. Больная заслоняет собой врача, и нож вонзается ей в живот.

В этот момент испытывала такую боль, что вскрикивала и хваталась руками за живот; чувствовала, как теплая кровь разливается по ее рукам.

При осмотре больной обращает на себя внимание несколько дис-пластичное округлое лицо с монголоидным разрезом глаз. Суждения больной примитивны. Испытывает большие трудности со счетом, несколько легче считает «в рублях», умеет умножать только на 1 и 2, вычитает с ошибками. Пишет крупным почерком, медленно, с орфографическими ошибками.

Степень олигофрении больной оценена как дебильность. Начато лечение мягкими нейролептическими средствами (сонапакс, небольшие дозы трифтазина). Значительно уменьшилась частота приступов фантазий, стала более раскованной; помогала другим больным, мыла полы в отделении.

Ежегодно просила вновь принять ее в отделение, поскольку только здесь чувствовала себя нужной.

Дифференциальный диагноз

Олигофрении приходится дифференцировать от других расстройств интеллекта, возникающих в детском возрасте, — детских злокачественных вариантов шизофрении и эпилепсии, прогрессирующих наследственно-дегенеративных заболеваний (туберозного склероза, нейрофиброматоза, болезни Стерджа— Вебера, амавротической идиотии и др.), лейкоэнцефалитов (панэнцефалитов), резидуальных расстройств после перенесенных в более старшем возрасте органических заболеваний (травм, инфекций). Следует также отличать от олигофрении крайние варианты нормального развития с психическим инфантилизмом и пограничной умственной отсталостью.

Детская злокачественная шизофрения нередко сочетается с олигофреноподобным дефектом (см. раздел 24.

6), однако всегда обращают на себя внимание неравномерный характер психического дефекта, относительная сохранность способности к абстрактному мышлению при преобладании пассивности, незаинтересованности, равнодушия, замкнутости, что не свойственно детям-олигофренам. При шизофрении важно обратить внимание на нарастающий прогрессирующий характер расстройств.

Прогредиентное течение характерно также для эпилептической болезни. Хотя припадки нередко встречаются при самых различных вариантах олигофрении, только при эпилептической болезни можно наблюдать нарастание типичных изменений личности (педантичности, торпидности, обстоятельности), нередко сочетающиеся с учащением припадков и усложнением их симптоматики.

Обратите внимание

Ряд наследственно-дегенеративных заболеваний может возникать в различные периоды детства, часто уже после завершения формирования основных интеллектуальных навыков (после 3 лет). Данные заболевания протекают с выраженным прогрессированием, приводят к инвалидизации, иногда к смерти. При туберозном склерозе (болезни Бурневиля) предполагается доминантный тип наследования.

Болезнь проявляется кожными неоплазиями (опухолевидные розовато-желтые узелки величиной с просяное зерно, расположенные симметрично на крыльях носа и щеках, иногда на слизистой щек и пояснице), изменениями в органах зрения (дисплазией дисков зрительных нервов, помутнением хрусталиков), эпилептическими припадками и прогрессирующим слабоумием.

При раннем начале интеллектуальный дефект бывает очень грубым (по типу имбецильности или идиотии), однако в большинстве случаев заболевание начинается после 3—4 лет нормального развития. Нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена) также наследуется по доминантному типу.

Характерно возникновение коричневых пигментных пятен на коже и опухолей (нейрофибром) по ходу нервных стволов. Подобные же узелки могут образовываться в коре мозга и подкорковых ганглиях, их можно обнаружить на глазном дне. Симптоматика определяется локализацией новообразований.

Характерны интеллектуальное снижение, расстройство кожной чувствительности, эпилептические припадки. Начинается заболевание чаще в школьном и пубертатном возрасте. Болезнь Стерджа—Вебера (энцефалотригеминальный ангиоматоз) проявляется ангиоматозом кожи, мягкой мозговой оболочки, внутренних органов, хориоидальных сплетений глазных яблок. Характерна врожденная глаукома.

Хотя ангиомы кожи обнаруживаются при рождении (в виде «пылающих пятен»), однако быстрое нарастание мозговых расстройств обычно наблюдается позже (после 4—5 лет). В отличие от олигофрении могут наблюдаться периоды ремиссий.

Амавротическая идиотия (болезнь Тея—Сакса) — группа редких наследственных заболеваний (вероятно, с рецессивным типом наследования), проявляющихся сочетанием грубого интеллектуального дефекта с прогрессирующим падением зрения и распространенными параличами. Прогноз во многом зависит от возраста начала, однако в большинстве случаев болезни предшествует период нормального развития.

Нередко выделяют пограничные формы интеллектуальной недостаточности, которые по своим проявлениям примыкают к дебильности, однако отличаются от нее большими адаптационными резервами, наличием способности к научению. При таких пограничных формах расстройства познавательной деятельности во многом связаны с нарушениями предпосылок интеллекта (см.

Важно

главу 7) — памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевой сферы. Они принципиально отличаются от олигофрении, при которой психический дефект определяется первичной тотальной недостаточностью способности к абстрактному мышлению.

В отличие от олигофрении во многих случаях отмечается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта с возрастом, вплоть до полной компенсации при условии специального обучения и поддержки.

В возникновении подобной дисгармонии играют существенную роль не только биологические факторы (длительные истощающие болезни, наследуемые особенности темперамента, минимальная мозговая дисфункция), но и социальнопсихологическая атмосфера, в которой происходит воспитание ребенка.

Поэтому вероятность подобного диагноза возрастает с ростом требований общества к уровню развития детей (усложнение школьных программ, повышение требований к квалификации сотрудников). Большую роль в возникновении задержек психического развития может играть социальная изоляция (например, вследствие дефектов слуха и зрения), такие дисгармонии детского развития, как детский аутизм и детское гиперкинетическое расстройство (см. разделы 24.1 и 24.2).

Термином «психический инфантилизм» обозначают особые варианты задержек психического развития с изолированным отставанием в формировании таких психических структур, как личность, эмоционально-волевой склад, самостоятельность.

Хотя суждения подобных пациентов закономерно отличаются конкретностью, поверхностностью, незрелостью, однако их дезадаптация обусловлена в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы. Такие дети отличаются эмоциональной живостью, неадекватной привязанностью к матери, постоянной потребностью в играх и развлечениях.

Типичны эгоцентризм, пренебрежение коллективными интересами, впечатлительность, мечтательность, любопытство, изобретательность в играх, шаловство, капризность. С другой стороны, нельзя заметить у детей свойственной олигофренам торпидности, стереотипности мышления, тугодумия. Они легко чувствуют намек, выстраивают свое поведение в соответствии с ситуацией.

Совет

Психическому инфантилизму нередко соответствуют особенности телесной конституции, так называемый грацильный тип телосложения (см. раздел 1.2.3), задержка роста, более позднее половое созревание. В ряде случаев инфантилизм непосредственно связан с гормональным дисбалансом (см. раздел 16.8).

Динамика психического инфантилизма характеризуется постепенной нивелировкой психических расстройств по мере взросления пациента. Часто у взрослых пациентов уже не обнаруживается отчетливых признаков детского конкретного мышления. В виде остаточных явлений могут сохраняться личностные особенности, определяющие высокую частоту истерических реакций.

Профилактика, лечение и реабилитация больных с олигофренией

Грубый интеллектуальный дефект пациентов с полностью сформировавшейся олигофренией отличается стойкостью. Эффективные методы лечения в этом случае найти невозможно; применение типичных ноотропов у взрослых пациентов также не приводит к какому-либо улучшению.

Медицинские меры должны быть направлены на раннее выявление и предупреждение олигофрений в том случае, когда это возможно. Так, диетическое лечение позволяет предупредить развитие олигофрении при энзимопатиях (например, при фенилкетонурии).

В некоторых случаях эффективным оказывается назначение заместительной гормональной терапии (например, при гипотиреозе). Своевременное выявление инфекций (сифилиса, листериоза, токсоплазмоза) позволяет провести антимикробное и противопаразитарное лечение.

Важными способами профилактики олигофрений являются тщательное курирование беременных и правильная тактика родовспоможения. Если учесть высокую частоту наследственных форм олигофрений, важной составной частью профилактики является медико-генетическое консультирование.

Поскольку до сих пор значительная часть олигофрений остается недифференцированной по своей этиологии, во многих случаях все существующие меры профилактики оказываются бессильны.

Раннее обнаружение отставания в психическом развитии позволяет назначить неспецифические метаболические средства, способствующие репарации и потенцирующие развитие нервной системы. Это в первую очередь ноотропы (пирацетам, пиридитол), витамины (особенно витамины группы В), аминокислоты и их предшественники (глутаминовая и янтарная кислота, церебролизин).

Нередко возникает необходимость в назначении симптоматической психофармакотерапии в связи с нарушениями поведения, беспокойством, расстройствами сна, психотическими эпизодами. Назначение психофармакопрепаратов проводится по общим правилам (см. раздел 15.1).

Обратите внимание

Однако следует учитывать более высокую чувствительность к нейролептикам и транквилизаторам пациентов с органическим поражением головного мозга.

При психозах стремятся применять нейролептики с минимальным количеством побочных эффектов (неулептил, сонапакс, терален, хлорпротиксен), однако при выраженном психомоторном возбуждении нередко возникает необходимость назначения более мощных средств (аминазина, галоперидола).

Важной составной частью помощи олигофренам является их социальная реабилитация. Реабилитационные меры в первую очередь нацелены на вовлечение в трудовую деятельность пациентов с мягкими вариантами олигофрении (дебильностью).

Основой их реабилитации является посильное обучение в специализированных школах. Следует учитывать достаточно хорошую способность дебилов к подражательной деятельности, отсутствие у них грубых расстройств моторики.

Это позволяет обучить пациентов с дебильностью несложной профессиональной деятельности. Важно правильное трудоустройство данных пациентов в учреждения, где они будут постоянно находиться под контролем ответственных лиц.

Отсутствие должного контроля, неблагоприятная обстановка на производстве нередко служат причиной асоциального поведения и алкоголизации у олигофренов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — J1.: Медицина, 1982. — 223 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. — М.: Медицина, 1994. — Т.2. — С. 206—230.
  • Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1979.
  • Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы). — Дис. … канд. мед. наук. — М., 1976.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М.: Медицина, 1974.
  • Ушаков Г.К Детская психиатрия. — М.: Медицина, 1973.
  • Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрений, психозов, эпилепсии. — М.: Медицина, 1978. — 341 с.

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/154-umstvennaya-otstalost-oligofreniya.html/4

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector