Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: методы и особенности

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

В последние годы катастрофически падает уровень психологического здоровья детей. Причин тому множество: и ухудшение экологии, и болезни мамы в период беременности, хромосомные нарушения плода, патологии родов, травмы и нейроинфекции в постнатальном периоде, педагогическая запущенность и, как ни странно, опережающее развитие.

За консультацией нейропсихолога  часто обращаются родители детей с дефектами речи, задержками  развития и перинатальной патологией, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, проблемами поведения и обучения, психосоматическими нарушениями.

Кто такой нейропсихолог? Чем он может помочь?  Как проходит консультация? Давайте обо всем по порядку.

Нейропсихолог – это не врач, а, чаще всего, клинический психолог, прошедший соответствующее обучение.

Детский нейропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ) с их взаимосвязью с работой мозга ребенка (выявляет первопричину различных отклонений в развитии мышления, внимания, памяти, восприятия, организации движений, саморегуляции и поведения, определяет сильные стороны в развитии ВПФ (на которые можно опереться в дальнейшей работе) и разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий).

Обратите внимание

Диагностика начинается со знакомства психолога с ребенком и его родителями. Пока специалист и ребенок общаются, родителю предлагается заполнить  анкету о развитии ребенка (анамнез).

Далее ребенку даются специальные задания (пробы), оценивающие состояние его ВПФ: ребенок рисует, решает задачи, запоминает слова, называет картинки в альбоме. Для каждого возраста подбираются соответствующие задания. Диагностика длится от 30 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка.

Затем проводится беседа с родителем. Нейропсихологическое обследование проводится с помощью нейропсихологических методов А.Р. Лурия, адаптированных для детского возраста.

Комплексное диагностическое исследование ребенка позволяет выявить общий уровень психофизического развития ребенка, его индивидуальные особенности и потенциальные возможности. Исходя из этого даются рекомендации и разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводятся в игровой форме, соответствуют возрасту ребенку и уровню его психического развития.

  Чаще всего, в занятиях используется комплексный подход – сочетаются специально подобранные двигательные упражнения (сенсомоторная коррекция) и задания на развитие   внимания, мышления, межполушарного взаимодействия…(когнитивная коррекция). Таким образом запускаются механизмы активизации и саморегуляции нервной системы.

Один курс нейрокоррекции составляет 20-25 занятий (желательно 2 раза в неделю).

Помощь ребенку не ограничивается только занятиями с нейропсихологом. Родители также обучаются использованию игрового взаимодействия с ребенком, им разъясняют важность соблюдения режима дня, общеукрепляющих процедур.

Нейропсихолог может дать рекомендации родителям обратиться к смежным специалистам – неврологу, остеопату, логопеду, психотерапевту.

Не следует опасаться таких рекомендаций, таким образом осуществляется комплексный подход к решению сложившейся проблемы.

Важно

В конце курса проводится повторная диагностика для того, чтобы сравнить результаты до коррекции и после, посмотреть динамику развития.

Детский мозг необычайно пластичен и при правильном подходе к сложившейся проблеме происходит регресс дефекта (т.е. повышается положительная динамика, исчезают негативные симптомы).

Таким образом, нейропсихологический подход позволяет выявить отдельный фактор, препятствующий  овладению определенными знаниями  и умениями, скорректировать его и повысить адаптацию ребенка в массовом дошкольном/школьном учреждении и семье, и развить его способности.

Специалист ЦНиР
Нейропсихолог, клинический психолог

Хлебникова И.В.

Детский медицинский психолог, нейропсихолог
Окончила МГППУ по специальности психолог, преподаватель психологии.
Дополнительное образование: МГППУ (перинатальный психолог); МИОО – психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста; РНИМУ им.

Пирогова (клинический психолог); НИЦ детской нейропсихологии им. Лурия (нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте); Институт кинезиологии – антистрессовая кинезиология.

Основные направления профессиональной деятельности: Нейропсихологическая, патопсихологическая и психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков; Консультации родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.

Нейропсихологическая диагностика (стандартная), 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая диагностика (расширенная), 75 мин. Записаться
Нейропсихологическая диагностика (в т.ч. готовности к школьному обучению), 90 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция (групповое занятие, группы 3-5 чел), 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция (занятие ведет супервизор), 60 мин. Записаться
Комплекс занятий по сенсомоторной (двигательной) коррекции — 10 занятий Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция он-лайн (только по назначению специалиста), 60 мин. Записаться
Групповая нейропсихологическая коррекция внимания, а также при дисграфии/дислексии (группа 3-4 чел), 60 мин. Записаться
Подготовка к школе с нейропсихологом , 60 мин. Записаться

Источник: https://www.childneurology.ru/2018/02/06/neurocorrection-for-child/

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 3 до 12 лет. Особенно эффективна нейрокоррекция в работе с детьми, которых можно назвать:

  • гиперактивными, импульсивными;
  • чрезмерно утомляемыми;
  • неловкими, неаккуратными, рассеянными;
  • имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;
  • плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.

С нейропсихологической точки зрения все эти нарушения имеют общий корень: недостаток адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге ребёнка. 

Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий.

Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, развитие мозга также оказывается также нарушенным.

Некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще. В таких случаях ребенку и показана нейрокоррекция.

Через специально составленный и подобранный комплекс упражнений специалист-нейропсихолог последовательно активирует каждую зону мозга ребенка.

Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец.

Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения. 

Совет

Для того, чтобы метод приносил результаты, все упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно под присмотром взрослого. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций – эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции. 

Через управление своим телом и своими движениями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.

Компоненты нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция условно делится на два неразрывно связанных компонента:

  1. Двигательная коррекция;
  2. Когнитивная, или познавательная коррекция.

Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции тех зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений детей. 

Второй же компонент, когнитивная коррекция  направлена на развитие познавательных навыков в детском возрасте и преодоление его учебных трудностей. 

Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 20 занятий. Одно занятие длится от 40 до 80 минут, в зависимости от возраста. 

Источник: https://www.detki-psy.ru/glossarij/nejropsihologicheskaya-korrekciya.html

Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции

Психология – наука, которая активно развивается в последнее время. На базе психологии и нейронауки было создано новое направление – нейропсихология.

Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.

Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе.

Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития.

Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.

Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.

Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Обратите внимание

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша.

Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам.

Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии.

Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности.

Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Важно

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.

Читайте также:  Нейрофибриллы: что это такое, строение, функции, методы обнаружения

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает  хорошие результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.

Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.

Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

Совет

При сенсомоторной коррекции ребенок в процессе игры возвращается в раннее детство, когда и формируются основные функции развития крохи. Через игры воссоздается система движения, присущая с раннего возраста, различные виды восприятия, компенсируя нарушения развития. Через движения происходит воздействие на мозг, а тот, в свою очередь, начинает оказывать влияние на движения ребенка.

Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Заключение

Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.

Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.

Источник: https://pups.su/psihologiya/detskaya-nejropsihologiya.html

Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте

28th Декабрь , 2015

Автор Запорожец Н.Н

Введение

В последние десятилетие сохраняется тенденция к снижению физического и психического здоровья населения нашей страны, и такая тенденция растет, что в свою очередь не может не отразиться на нарушении физического и психического развития детей.  

Существуют несколько причин данной проблемы, к ним относятся социальные, экономические, экологические факторы, но  наиболее характерной причиной снижения здоровья детей является новейшие современные медицинские разработки и технологии.

Развитие медицинских технологий дает возможность снизить смертность числа новорожденных и увеличить в несколько раз возможность выхаживания недоношенных младенцев.

Обратите внимание

Количество детей с каждым годом растет, и в то же время растет количество детей с нарушением физического и психического здоровья, в том числе нарушений возникающих при повреждении головного мозга или являются отдельными последствиями повреждений на ранних этапах онтогенеза, например в следствии гипоксии.

Дети, получавшие медикаментозную (искусственную) помощь внутриутробно с первых месяцев зачатия и/ или в период родов, в дальнейшем попадают в группу риска неблагополучного развития.

В дальнейшем развитии дети группы риска испытывают трудности в обучении и успеваемости в школе (чтения, письма, решения математических примеров и задач и т.д.

), трудности адаптации в детском саду, школе, семье, сложности в коммуникации в среде сверстников.

И как показывает диагностирование детей дошкольников, детям группы риска неблагополучного развития необходима помощь нейропсихологов, психологов, неврологов.

Клинический случай

Дата обследования: 17.07.2015г.

Даниэль И., 6 лет 4 месяца, старший ребенок в семье, живет с родителями и младшей сестрой, посещает детский сад с 3,5 лет, старшую группу. Оба родителя имеют высшее образование. К моменту рождения матери и отцу было по 23 года. Семейное левшество у бабушки (со стороны матери).

Даниил переучен на правую руку бабушкой. Беременность протекала с осложнениями: токсикоз, анемия, угроза выкидыша 9 и 27 недель. Роды в срок, самостоятельные, головное предлежание, слабая родовая деятельность, родовспоможение: внутривенная стимуляция. Выписан из роддома в срок.

Развитие в течение первого года характеризовалось общим беспокойством,

нарушением сна. На первом году жизни наблюдался у невролога по поводу общего гипертонуса, в два года появились тики. До года четыре раза переболел ОРВ и кишечной инфекцией.

Головку начал держать 2,5 месяца, сидеть в 6 месяцев, ползать с 9 месяцев, ходить самостоятельно в 11 месяцев. Речевое развитие: мама не помнит когда появился лепет, первые слова с 15 месяцев, фразы с 2,5 лет.

Жалобы родителей при обращении: отвлекаемость, рассеянность, тревожность, не удерживает внимание на занятиях в саду, плохой аппетит, тики.

На обследовании Даниил контактен, критичен, проявляет заинтересованность в результатах теста, чувствителен к одобрению, на критику проявляет тревожность, слегка заторможен; знает, где живет, в какую группу детского сада ходит; правильно отвечает на вопрос о возрасте, именах родителей; сообщил улицу и этаж своего адреса, но не смог назвать номер дома и квартиру;  правильно назвал время года. Из 10 вопросов (проб) на исследование мануальных и сенсорных предпочтений 7 выполнил по левополушарному типу.

В ходе экспериментального нейропсихологического обследования были выявлены следующие особенности психического развития:

Важно

Умственная работоспособность и устойчивость внимания в пределах возрастной нормы, при выполнение корректурной пробы (вариант для дошкольников) испытуемый за 1 минуту  верно нашел 11 фигур, допустив при этом 2 ошибки, что является нормой для данного возраста.

При исследовании движений и  действий выявлены трудности удержания заданной  программы, нарушение последовательности порядка элементов, слабость функции переключения как на двигательном, так и графическом уровне, несформированность плавного перехода действий от одного элемента к другому.

Исследование межполушарного взаимодействия: при выполнении пробы «реципрокная координация» — напряженность, инертное воспроизведение задания, что не соответствует возрастной норме.

Зрительно-предметное восприятие характеризуется единичными, но устойчивыми ошибками в опознании и назывании отдельных предметов, что указывает на недостаточную сформированность сферы образов-представлений и номинативной функции речи.

В акустическом восприятии нарушения распознавания и воспроизведения ритмичного рисунка.

Спонтанная речь в диалоге и при описании картинок характеризуется нарушением плавности, поиском слов, бедностью словарного запаса. В автоматизированной (рядовой) речи выявлены  трудности  обратного счета.

Слухоречевая память характеризуется трудностями включения в программу, неуверенное воспроизведение, неоднократное повторение (персеверации) одних и тех же слов, кривая заучивания 7 слов имеет следующий вид: 3,2,6,6,5, отсрочено чз 45 мин.- 5.

Зрительная память соответствует возрастным нормативам, из 6 запоминаемых изображений испытуемый после первого предъявления запомнил 6.

Совет

Пространственно-временные представления не сформированы, испытуемый путает последовательность времен года, месяцев и дни недели.

Мыслительные операции развиты по возрасту, мальчик правильно выполняет задания конструктивного характера, также ему доступны операции обобщения, сравнения и аналогии.

Таким образом, в ходе проведенного исследования на фоне нормативно для данного возраста развитого интеллекта, зрительной памяти, умственной работоспособности выявлены:

— слабость программирования и контроля,

— трудности пространственного восприятия и пространственно-временных представлений,

— слабость развития межполушарного взаимодействия,

— слабость серийной организации движений и действий,

— дефицит кинетического и кинестетического восприятия,

— дефицит энергетического компонента психической активности.

Заключение

Нейропсихологические методы исследования позволяют обнаружить нарушения (слабость) психических функций, выявить сложную взаимосвязь разных структурных звеньев и уровней организации психических процессов.  

На основе экспериментальной нейропсихологической диагностики и качественного анализа обработки данных, выявляем дефект, который лежит в основе всего синдрома нарушения высшей психической функции.

Исследование дефекта  дает возможность провести синдромный анализ и выделить механизм, лежащий в основе нарушения психического процесса.

Диагностика и выявленный дефект, качественно проведенный анализ  позволяют увидеть и понять несформированность (слабость) той или иной зоны мозга, а так же связь структуры дефекта с его механизмом и с недоразвитием или незрелостью определенных мозговых структуру  детей.

Таким образом, нейропсихологическая диагностика и анализ результатов обработки данных  позволяют разработать адекватные коррекционные методы работы на преодоление,восстановление нарушенных психических функций.

Несмотря на то, что нейропсихология наука молодая, накоплен большой объем клинических и экспериментальных материалов для восстановления (формирования) ВПФ. Важный аспект, восстановление – это не приспособление к отдельному дефекту психического процесса, а целостная, полноценная, продуктивная работа, направленная  на  активную деятельность ребенка в процессе его обучения (абилитации), и для этого есть  потенциал и возможности,  так как мозг обладает большими резервами и ресурсами.

Читайте также:  Синдром персонейджа тернера (невралгическая амиотрофия, идиопатическая плечевая плексопатия)

Приложение 1

Протокол обследования 5 – 6 лет

Дата обследования ________

И. Ф. (О.)_______________________________________________________________

Как тебя зовут? ________________________

Сколько тебе лет? _________________

Где ты живешь? _____________________________________________________

Какое сейчас время года? __________

Ходишь ли ты в детский сад? ___________

В какую группу?__________________

Как зовут твою маму, папу? _________________________________________

Латерализация функций (D/S) ест_____ причесывается_____ чистит  зубы____ рисует___ ударяет по мячу___ перекрест пальцев____ перекрест предплечий___ ведущий глаз (посмотри в трубочку)___ ведущее ухо (послушай часы)___ ведущая нога (попрыгай на одной ножке)_____

Корректурная проба (лист 1 Альбома):

количество за минуту ______

количество ошибок ______

Реципрокная координация________________________________________

Динамический праксис1 :

Правая рука (ладонь—кулак—ребро) _________________

Правая рука (кулак—ладонь—ребро) ________________

Левая рука (1?)___________

Левая рука (2?) _____________

Праксис позы пальцев: (у  ребенка-левши исследование праксиса начинают с левой руки)

Правая рука: 2 2–3 5 3 на 2 1 о 5

Левая рука: 5 2–5 2 1 о 2 2–3

Реакция выбора (палец—кулак): палец кулак,  палец кулак,  палец кулак,  кулак,  кулак палец________________________________________

Называние реальных изображений (листы 2–3 Альбома):

ВЕДРО  ГРИБ  МЯЧ  ЧАЙНИК  СКАМЕЙКА  КОМПЬЮТЕР  РЕМЕНЬ  ЯБЛОКО  ДЕРЕВО  НОЖНИЦЫ  ЛАМПА   ОЧКИ  ВЕЛОСИПЕД  ГВОЗДЬ

Называние низкочастотных слов (листы 2–3 Альбома):

НОСИК (ЧАЙНИКА)  НОЖКИ (СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА)

Показ пар картинок по наименованиям (листы 2–3 Альбома):

ГРИБ — ВЕДРО, ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА, ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА, МЯЧ — ЯБЛОКО

Узнавание перечеркнутых изображений (лист 4 Альбома) ________________________________

Узнавание наложенных изображений (лист 5 Альбома) _______________________________________

Оценка ритмических структур   II III II

Воспроизведение ритмических структур по инструкции  II III II

Графическая проба на динамический праксис

Пространственный гнозис

Копирование

Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку_______________________________________

Идентификация эмоций (лист 26 Альбома):

веселый (1) 1 4 7 9

злой (2) 3 8 10

испуганный (5) 2 5 6

Порядковый счет 1…10__________________ 10…1________________

Зрительная память (листы 18–20 Альбома): выбор из 16 картинок.

1) ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН

2) САПОГ, КОЗА, КУСТ

Аналогии (Листы 27 и 28 Альбома) 1)____ 2)_____ 3)______ 4) _____

Слухоречевая память

Кот Лес Брат Дождь Рука Друг Снег

Отсроченное воспроизведение:

Четвертый лишний (листы 8–13 Альбома): 4)___ 5)___ 6)___ 7)___ 8)___ 9)___

Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка»— лист 21 Альбома)

___________________________________________________________________________

По серии предварительно разложенных картинок («Щенок» — лист 23 Альбома) ___________________________________________________________________________

Пересказ текста с опорой на вопросы («Сережа» — лист 25 Альбома)

__________________________________________________________________________

Понимание логико,грамматических отношений (листы 15–17 Альбома)

Мальчик спасает девочку ________________________________

Мальчик поймал девочку ________________________________

Грузовик обрызгал машину ______________________________

Книга прикрыта газетой _________________________________

Дочка везет маму _______________________________________

Мама везет дочку _______________________________________

Список  литературы

1.Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 2.Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 3.Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 4.Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1967.  5.Критская В.П.

, Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., МГУ, 1991. 6.Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. М.: МЗ СССР, 1983. 7.Лурия А.Р.

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 8.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.  9.Методы нейропсихологической диагностики (хрестоматия) / Под ред. Е.Ю. Балашовой и М.С. Ковязиной. М.; Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2009. 10.Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех, 1994.  11.Нейропсихологическая диагностика: в 2 ч. / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 12.Нейропсихология детского возраста (альбом) / Под ред. А.В. Семенович. М.: МПГУ, 1998. 13.Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

14.Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития / Под ред. А.В. Семенович М.: МПГУ, 1998. 15.Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1987. 16.Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 17.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.

: РПА, 1998.

18.Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1981.

Источник: http://psy-metod.ru/referatyi/neyropsihologicheskaya-diagnostika-v-detskom-vozraste

Анна Семенович – Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

А.В. СЕМЕНОВИЧ

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Рекомендовано Советом УМО университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и других.

Обратите внимание

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии.

Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать — это значит понять.

Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода.

И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.).

При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой.

И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов, происходящих в мозге ребенка, начиная с внутриутробного развития. Покажем лишь основные векторы кортикализации психических функций (рис. 1).

Рис. 1. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе

Важно

Очевидно, что речь идет, по сути, о единой трехмерной модели, которая должна быть получена путем наложения приведенных плоскостных изображений друг на друга.

Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным.

Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают.

Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т. д.

, но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора.

Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

Совет

Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.

Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту.

Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений.

Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково — «двойка по русскому».

Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчеркнем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.

Первые главы данного раздела посвящены: 1) проблеме сбора анамнестических данных, 2) описанию наиболее валидных методов исследования латеральных предпочтений (А.Р. Лурия, 1969; Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988; А.В. Семенович, 1991; Е.Д. Хомская, 1997; и др.) и 3) описанию методов нейропсихологического обследования в детской популяции.

Понятно, что базируется оно на тех классических тестовых программах, которые традиционно применяются в нейропсихологии и широко известны по соответствующим публикациям, выходившим под редакцией А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской, Л. С. Цветковой, но дополнены рядом сенсибилизированных «детских» проб.

Вся совокупность предлагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субпатологического и патологического развития.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-medicine/432128-anna-semenovich-neyropsihologicheskaya-diagnostika-i-korrektsiya-v-detskom-vozraste.html

Нейропсихологическая диагностика детей и подростков

Как проходит нейропсихологическая диагностика

детей в нашем центре?

Нейропсихологическая диагностика ребенка (нейропсихологическое исследование психических функций) проводится в присутствии родителей и длится от полутора до двух часов ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка и того, что  выявляется в процессе обследования.

Она дает возможность понять, как мозг ребенка считывает и обрабатывает информацию, как функционирует правое и левое полушарие и связь между ними, насколько эти показатели соответствуют возрастной норме и насколько сложившиеся на данный момент мозговые связи могут обеспечить “на выходе” то, что мы хотим видеть у нашего ребенка в плане обучения, поведения, эмоций и состояния здоровья.

Нейропсихологическое обследование в нашем центре включает в себя:

На диагностику нужно принести с собой заполненную АНКЕТУ(№1), все выписки после посещения специалистов (врачей, логопедов, психологов, выписку после госпитализации), которые имеются у Вас и медицинскую карту из поликлиники.

1. Беседу с родителями в начале приема: запрос, сбор анамнеза, просмотр медицинской карты и выписок от специалистов, к которым уже обращались родители

2. Диагностику состояния ВПФ, подробно описанная  ниже на странице

3. Подробное разъяснение родителям результатов диагностики, перевод  их “запроса” на нейропсихологческий язык – объяснение мозговых причин возникших у ребенка трудностей  и пути их преодоления,  ответы на вопросы родителей

4. Диагностику у психолога центра  без ребенка для тех, кто будет посещать наши занятия. Это отдельный прием родителей (или одного из родителей, бабушки, опекуна и т.д.), которая проводится также  по предварительной записи и  длится от полутора до двух часов.

Для нее следует заранее заполнить Анкету № 2 и принести с собой, а также подготовить имеющиеся вопросы (если они есть) по детско-родительским отношениям, озвучить то, что волнует взрослых в ребенке.

Обратите внимание

Пройти данную диагностику нужно либо сразу после нейропсихологической диагностики, либо в течение первого месяца занятий.

5.

Для тех детей, кто будет заниматься в центре после прохождения нейродиагностики, родители (обычно мамы) на дому заполняют и передают в центр собственные анкеты и опросники соматической направленности  для выявления  полной картины взаимосвязи “мама-ребенок” с целью оказания наиболее грамотной и квалифицированной помощи в решении возникших трудностей ребенка. Это комплект опросников под общим названием Анкета № 3.

Читайте также:  Механорецепторы - тельца фатера-пачини (пластинчатые), мейснера, руффини, меркеля, колбы краузе

6. Рекомендации родителям по ведению ребенка с учетом выявленных показателей на обеих диагностиках.

7. Направление в случае необходимости и желания родителей к соответствующим специалистам.

8. Результаты  обследования подробно фиксируются в специальных диагностических протоколах. К ним можно вернуться по окончании коррекции для сравнения результатов “до” и “после” проведения коррекционного лечения. Эти протоколы хранятся несколько лет.

Уважаемые родители!   

Полных письменных заключений по результатам обследования мы не предоставляем за исключением официальных запросов, так как составление полного нейропсихологического заключения по времени соответствует времени проведения диагностики.

Если такое заключение составляется, оно дополнительно оплачивается. Однако, мы  пишем справки для учителей в школы и воспитателям детских садов  для обеспечения наиболее комфортной психологической среды ребенку на время прохождения коррекционного курса.

 

Уважаемые родители!

Большая просьба, если Вы ориентированы заниматься у нас в центре, включать в анкету N 1 фотографию ребенка (любую). Это связано с тем, что  во время нашей длительной коррекционной программы мы постоянно обращаемся к анкетам, анамнезам и диагностике.

Смотрим, что было, какова динамика, обсуждаем с сотрудниками этапы коррекции.  Руководителю центра, составляющему  программы очень трудно удержать в голове все фамилии ребят и соотнести бумажные данные с конкретным ребенком.

Наличие фотографии помогает  быстро вспомнить, о ком идет речь и какие у ребенка были выявлены  особенности на диагностическом обследовании.

Что представляет собой нейропсихологическое обследование? 

Чаще всего  родители обращаются за помощью к нейропсихологу в связи с сомнениями, готов ли ребёнок к школе. Либо из-за плохого поведения.

Если это уже школьник, то  из-за очевидной школьной неуспеваемости, которые не поддаются улучшению, несмотря на все усилия.

Этот список можно дополнить беспокойством по поводу состояния нервной системы – “плачет, конючит, вялый, плохо спит,”.

А также, “часто болеет, не можем справиться с энурезом, боится темноты” и т.д.   И все это, как правило,  начинает проявляться и усугубляться при поступлении в детский сад или школу, хотя до тех пор, «казалось бы», текло в рамках возрастной нормы.

Истоки этих проблем начинают формироваться уже на  стадии беременности. Любые отклонения  от нормы внутриутробного периода развития могут повлечь за  собой перечисленные выше трудности, равно как и особенности развития в  раннем младенчестве.

Кроме того, при поиске  причины   следует проанализировать  наследственные родовые заболевания, и  то, что из сегодняшнего состояния ребенок унаследовал от родителей.

Добавим к этому позднее поднесение к груди и недолгое кормление, гипер или гипо-тонус, искажения психомоторного развития – например, тот факт, что ребенок не ползал, или ползал мало; сначала научился вставать, а потом садиться. Все это этапы его пути к нынешним проблемам в речи, письме, чтении.

По статистическим данным (институт материнства и детства) около 85% детей в пределах Москвы и Московской области рождаются с родовой травмой. А что уж говорить о регионах! У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих структур мозга.

Важно

Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются. Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д.

, – все вредности скопились на его мозговых структурах.

Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад.

Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей катастрофично. Наблюдается парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивают как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению.

(На фото слева-направо: Семенович А.В., Лебедева Е.С., Колганова В.С., Урбанович И.Л.)

Специалисты, работающие с детьми – врачи, клинические психологи, психологи, логопеды, дефектологи  констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество левшества.

Фасад проявления этих проблем с возрастом меняется. Грудной ребенок перепутал день с ночью, в 5 лет у него энурез, далее в 10 лет – страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Теперь  нужно оценивать здоровье и психический статус детей по – новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях.

Соавтор метода Замещающего онтогенеза (А.В.Семенович, Б.А.

Архипов) Анна Владимировна Семенович пишет:  “Последствия ядерных испытаний, появление новых средств связи, информационных технологий, применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов, изменение электромагнитного поля Земли и изменение экологических факторов, привели к запуску иных ритмов, новой биохимической, гормональной, вегетативной организации. Дети, рожденные с помощью «кесарева сечения», рождённые в воду, со стимуляцией родов, будут отличаться от детей прошедших родовой канал естественным путём (попавших из состояния невесомости в состояние гравитации). Раньше бабушки читали внукам сказки, а теперь внуки сидят за компьютерами. Раньше лазали по деревьям, играли в «вышибалы», прыгали через верёвочку, а теперь даже не умеют завязывать шнурки. Это два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга.

Не обсуждая плюсы и минусы обоих вариантов развития, м ожно констатировать лишь то, что социальные требования среды, предъявляемые ребенку, остались неизменными, т.е. обращенными к тому, прошлому поколению. Развитие нынешнего ребенка сейчас проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад.

Дети, рождённые после 1984 года, стали другими. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, которые десятилетиями служили верой и правдой, во многих случаях перестали приносить результаты.


Дети, которые приходят сегодня на нейропсихологическое обследование –
это дети с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз СДВГ).

Когда они бегают, то «врезаются во все углы», часто падают. Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует, оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле).

Часто родители жалуются на отсутствие внимания, памяти, заторможенность или наоборот расторможенность ребёнка.

Совет

Ребёнок упорно не может запомнить право – лево, не любит рисовать, особенно срисовывать. Если это школьник, – у него, кроме вышеописанного, трудности с письмом – «зеркально» пишет буквы, слишком часто делает «глупые» ошибки, пропускает буквы.

Почерк может быть хуже всех в классе (буквы разного размера, строчки «прыгают»), в тетради грязь. Почерк ухудшается и улучшается так же, как и общая успешность в школе – по типу синусоиды: то всё на пике, то всё в «минусе». Память то очень хорошая, то очень плохая.

Часто в нужное время не может вспомнить то, что надо, зато, когда не надо…

Так что же даёт нейропсихологическое обследование и коррекция для решения вышеуказанных проблем?

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Потому что он позволяет установить первичные механизмы развития психических функций и предложить необходимые коррекционные программы.

Теоретическая и практическая база нейропсихологического исследования и нейропсихологической помощи в нашем центре опирается на классические научные разработки основателя нейропсихологии российского ученого А.Р.

Лурия и на новейшие исследования и достижения нейронаук в  современном научном мире. 

Нейропсихологическое обследование – это длительный и сложный процесс, включающий в себя самые разные показатели – от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций.

Оно включает в себя : сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных  функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются   пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные).

Стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы. Соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие с внешним пространством «от тела».

Кроме обследования  непосредственно самих высших психических функций (ВПФ) –памяти, внимания, мышления, и т.д. большое значение уделяется таким  показателям как: гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз).

Обратите внимание

Пластичность или ригидность в ходе выполнения действия  или при переходе одного задания к другому. Истощаемость, утомляемость, колебания внимания и эмоционального фона, вегетативные реакции, аллергии, сбои дыхания, дизритмии, нарушения формулы сна.

Наличие этих факторов свидетельствует о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга и требует направленной коррекции, поскольку перечисленное отражает уровень непроизвольной саморегуляции человека.

Этот уровень во многом жестко генетически запрограммирован, то есть не зависит от воли и желания ребенка. Но именно он во многом определяет, как будут развиваться высшие психические функции.

К концу первого года жизни эти    структуры мозга достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для дальнейшего развития.

При обследовании учитывают насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется.

Как часто  отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие, оттормозить эмоциональные реакции, проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить).

Эти показатели свидетельствуют об уровне сформированности произвольной саморегуляции, то есть отражают степень социализации, в отличии от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.

Задача нейропсихолога после проведения диагностики объяснить взрослому окружению,   что особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития.

Дать четкие объяснения, каким образом например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка.

Важно

Как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой несостоятельности.

 Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он  принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Суть проблемы начинает восприниматься.  Только правильная установка родителя  совместно с грамотными  специалистами приносит щедрые плоды.

Разработан системный подход к коррекции психического развития ребёнка, в котором применяются двигательные и когнитивные методы с учётом их взаимодополняющего влияния.

В ретроспективе, включая внутриутробный период, определяется «время и место сбоя» в развитии, эти «кризисные точки» восстанавливаются, вследствие чего происходит наращивание психического потенциала, необходимого для жизнедеятельности во всех проявлениях.

Ребёнок проходит все этапы своего психомоторного развития заново, в определённой последовательности, исходя из общих закономерностей онтогенеза, что вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

Предпочтение отдаётся именно двигательным методам, не только создающим потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Родителям важно обратить внимание на перечисленное ниже.

Ваш ребёнок:
– получил родовую травму;
– имел травмы головы;
– получил общий наркоз;
– мало ползал или не ползал совсем;
– часто болел, принимал антибиотики;
– имеет повышенный или пониженный тонус;
– родился с помощью кесарева сечения?
– имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.

Сейчас он:
– медлителен или излишне активен;
– плохо усваивает учебный материал;
– не сразу вас понимает, откликается не сразу;
– двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
– невнимателен, часто отвлекается;
– быстро устаёт; часто плачет
– имеет проблемы с памятью;
– пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
– не может описать картинку, скопировать рисунок;
– с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;
– пишет, рисует левой рукой;

Хотите узнать, почему ребёнок такой, и чем ему можно помочь?

На ваши вопросы ответит специалист во время нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция – самый эффективный подход для решения этих проблем.

+7 925 589-4462          +7 903 757-4642

АНКЕТА (№1)

Для тех, кто уже  записан на нейропсихологическую диагностику в наш центр!

_____________________________________________________________

www.neuro-psycho.ru  Лебедева Е.С

При использовании материалов ссылка на источник обязательна

Источник: http://www.neuro-psychol.ru/dlya-detej-i-podrostkov/61-nejropsikhologicheskaya-diagnostika-detej-i-podroskov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector