Интеллектуально-мнестические нарушения и расстройства: что это такое, основные виды

Динамика интеллектуально мнестических, эмоциональных нарушений и астенических расстройств у больных, перенесших алкогольный делирий

На правах рукописи

АБРАМОВА

Татьяна Александровна

ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМНЕСТИЧЕСКИХ,

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И АСТЕНИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ У БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ АЛКОГОЛЬНЫЙ ДЕЛИРИЙ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

«Московский научно-исследовательский институт психиатрии

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор А.Г Гофман.

Консультант – доктор психологических наук, профессор И.А Коробейников.

Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук Д.И. Малин

Доктор медицинских наук, профессор Т.В. Чернобровкина

Ведущая организация – Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию.

Защита диссертации состоится 31 мая 2006 года в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д 208.044.01 при ФГУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Адрес: 107076, Москва, Потешная улица, дом 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГУ МНИИП Росздрава.

Автореферат разослан «_____»______________2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

кандидат медицинских наук Т.В. Довженко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Специфичность алкогольного делирия как алкогольного психоза состоит в сочетании остро развивающегося галлюци-наторного помрачения сознания с типичным симптомокомплексом неврологи-ческих расстройств. Наибольшей глубине помрачения сознания соответствует наиболее тяжелая неврологическая симптоматика. Алкогольный делирий воз-никает во II и III стадиях алкоголизма.

Большинство ученых (Жислин С.Г, 1935; Гофман А.Г, 1959; Лукомский И.И., 1960; Стрельчук И.В, 1970; Бегунов В.И, 1978) подчеркивают роль и зна-чение абстинентного синдрома в развитии острых алкогольных психозов.

Обратите внимание

Кли-нические проявления алкогольных делириев, их структура, закономерности те-чения описаны достаточно полно как в зарубежной, так и в отечественной лите-ратуре. Множество исследований посвящено изучению церебральных патоло-гических изменений при белой горячке.

Любой вид острых алкогольных психо-зов, если не формируется стойкий психоорганический синдром, заканчивается астеническим симптомокомплексом, имеющим, в зависимости от тяжести ин-токсикации, ту или иную степень выраженности и продолжительности.

Работы, посвященные изучению психических нарушений после окончания алкогольного психоза, немногочисленны. Особенности постпсихотического периода, его кли-ника, течение, продолжительность описаны не в полной мере. Имеется лишь незначительное количество как отечественных (Банщиков В.М, Короленко Ц.П., 1968; Позднякова С.П.

, 1978; Рожнов В.Е, Бабаян Э.А, 1983; К.Г. Даниелян, 1986; Г.И Каплан, Б.Д Сэдок, 1994), так и зарубежных работ (Kozarik-Kovacic D., Skocilic Z., Sila A., Buranj I., 1990; Veltrup C., Schnofl A., Wetterling T., Kanitz R.D., Dilling H., 1991; Kathmann N., Soyka M., Dickel R., Engel R.

, 1996), затрагивающих эту проблему в общих чертах, без акцента на структурных и динамических характеристиках постпсихотических нарушений. Практически остались неосвещенными клинические проявления этапа восста-новления психического функционирования и динамика психических наруше-ний после психоза.

Достаточно много публикаций отражают результативность патопсихоло-гического изучения психических процессов, особенностей личности у больных хроническим алкоголизмом.

Однако практически отсутствуют данные о пато-психологической структуре психических нарушений у больных, перенесших различные виды алкогольных психозов, не исследованы степень выраженности и динамика нарушений эмоциональной сферы, интеллектуально-мнестической деятельности больных на разных этапах после окончания алкогольного психоза. Данные о структуре и динамике постпсихотических нарушений, отра-жая меру их стойкости и обратимости, могут способствовать разработке более дифференцированных лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

Цель исследования – определение структуры и динамики психических нарушений у больных, перенесших различные варианты алкогольного делирия, как основы для разработки подходов к улучшению лечебно-реабилитационной работы.

Задачи исследования:

  1. Изучить структуру психических нарушений, обнаруживаемых после окончания различных вариантов алкогольного делирия, установить их глубину и меру обратимости.
  2. Установить степень выраженности эмоциональных и интеллектуаль-но-мнестических расстройств в зависимости от тяжести перенесенного алко-гольного делирия и степени астении.
  3. Проследить динамику проявлений психических нарушений с первого по двадцать первый день пребывания в стационаре.
  4. Выявить степень выраженности и продолжительность астенических расстройств в зависимости от тяжести перенесенного алкогольного делирия, стадии алкоголизма, сопутствующей патологии, возраста больных, лечения ноотропами.

Научная новизна. Впервые на основе данных клинико-психопатологи-ческого анализа и результатов патопсихологического исследования больных, перенесших различные виды алкогольного делирия, представлены структурные и динамические характеристики нарушений эмоциональной сферы, интеллек-туально-мнестической деятельности и особенности их восстановления на протяжении постпсихотического периода.

Дана характеристика астенического синдрома как ведущего в постпсихоти-ческом периоде, исследована его выраженность в зависимости от тяжести алко-гольного делирия, стадии алкоголизма, сопутствующей патологии, возраста больных, лечения ноотропами.

Уточнены критерии разграничения психических расстройств, являющихся последствием перенесенного делирия (обратимый астенический симптомокомплекс), и обусловленных алкогольной энцефалопа-тией.

Установлены оптимальные сроки проведения и роль патопсихологичес-ких исследований в определении дальнейших лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

Практическая значимость результатов исследования.

Важно

Дополнение данных клинико-психопатологического анализа результата-ми патопсихологического исследования в апробированной нами методической схеме позволяет обьективизировать глубину и степень психических нарушений, наблюдаемых после окончания различных видов алкогольного делирия, опреде-лить интенсивность влечения к алкоголю, наметить ход дальнейших лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, уточнить степень трудо-способности больных. Сопоставление результатов обследования в динамике позволяет выявить преобладающий уровень поражения, начать адекватную терапию в более ранние сроки и тем самым повысить ее качество. Получены дополнительные (патопсихологические) критерии прогноза сроков и степени восстановления психических нарушений после окончания алкогольного дели-рия, что обеспечивает дифференцированный подход к оценке работоспособ-ности, особенно важной для лиц, занятых механизированным трудом, требую-щим высокой концентрации внимания и связанным с большой степенью риска для здоровья и жизни.

Реализация (внедрение). Полученные в ходе исследования данные используются с 2003 года в диагностическом и лечебном процессах в Казанской городской психоневрологической больнице им. В.М Бехтерева, в психотерапевтическом центре. Метод «пиктограмм» рекомендуется наркологам и психотерапевтам для широкого применения в практической работе.

Апробация и публикация результатов исследования.

Результаты работы доложены и обсуждены на научно-практических кон-ференциях молодых ученых (1999, 2002). По материалам диссертации опубликованы 6 статей, список которых приводится в конце автореферата.

Объем и структура работы.

Диссертация изложена на 279 страницах машинописного текста (основной текст 172 страницы) и состоит из введения, 5 глав (обзор литературы, общая характеристика материалов и методов исследования, 3 клинические главы), заключения, выводов и приложения.

Список литературы содержит 292 источника (229 – отечественных авторов, 63 – работы зарубежных авторов). Иллюстрированный материал представлен 63 таблицами, 18 рисунками, 4 графиками, 3 историями болезни, списком обследованных больных.

Материал и методы исследования. Исследовано 103 больных (мужчин) в возрасте от 28 до 68 лет, перенесших различные виды алкогольного делирия. Исключались больные эндогенными психозами и тяжелыми органическими поражениями мозга неалкогольной этиологии.

Клиническое исследование проводилось с использованием специальной регистрационной карты, в которой фиксировались такие факторы как наслед-ственность, особенности склада характера, течение алкоголизма, формы пот-ребления алкоголя, проявления абстинентного синдрома, сопутствующая сома-тическая, неврологическая и психическая патология, вид делирия, особенности психического состояния после окончания психоза, лечение. Использовалась медицинская документация (истории болезни, амбулаторные карты), а также информация, полученная от родственников, лечащих врачей, медицинского персонала клиники. Учитывалось соматическое, неврологическое и психичес-кое состояние, данные параклинических обследований, оценка вегетососудис-тых нарушений производилась с помощью пробы Ашнера. Полученные данные сравнивались в динамике, в зависимости от вида перенесенного делирия. После окончания психоза отменялись нейролептики и транквилизаторы. Отдельно наблюдалась группа больных (36 чел.), принимавших ноотропы (ноотропил, пирацетам). Определение стадии хронического алкоголизма производилось с учетом критериев И.В. Стрельчука (1940,1973), А.А. Портнова и И.Н. Пятницкой (1973), А.Г. Гофмана (1985). Для оценки прогредиентности алкоголизма использовалась классификация, предложенная И. Г. Ураковым (1974). Тяжесть клинических проявлений ААС оценивалась по методике А.Г. Гофмана и И.В. Графовой (1979). С учетом поставленных целей и задач, наряду с клинической оценкой состояния больных, проводилось двукратное экспери-ментально-психологическое исследование. Первое исследование проводилось сразу после исчезновения обманов восприятия, бреда, восстановления ориенти-ровки в месте, времени, окружающей обстановке, а второе ─ на 21-й день после окончания психоза.

Для оценки состояния эмоциональной сферы, в дополнение к данным клинического анализа, использовался тест Люшера (восьмицветный вариант).

Анализ состояния произвольного внимания и оперативной памяти осущест-влялся на основе методик «Таблицы Шульте» и “Кодирование” (по Векслеру), кратковременной непосредственной памяти – с помощью методики “запоми-нание 10 слов” (слуховой вариант).

Исследование сложных форм интеллектуально-мнестической деятель-ности проводилось с помощью методики “пиктограмм” и субтеста “последова-тельность событий” (вариант теста Векслера для детей).

С учетом сложности психопатологической симптоматики, глубины пом-рачения сознания, длительности психоза были выделены три основныегруппы больных, перенесших: 1) абортивный вариант белой горячки (51 чел), 2) типич-ный “классический” алкогольный делирий (45 чел), 3) тяжело протекающий де-лирий (7 чел).

У всех больных к моменту госпитализации диагностирована II или III стадия алкоголизма. Абстинентный синдром формировался в различные сроки в зависимости от стадии хронического алкоголизма.

Совет

У больных во 2-й стадии заболевания он сформировался примерно за 5 лет до возникновения пер-вого алкогольного психоза, а в 3-й стадии – в среднем за 10,5 лет (P

Статистически значимые различия наблюдались между тремя группами больных по частоте встречаемости органических поражений головного мозга в анамнезе: между 1-й и 3-й (P

По степени выраженности астенического синдрома больные были разде-лены на три подгруппы: I-я подгруппа – больные со слабо выраженной степенью астении (31 чел), II-я подгруппа – больные с умеренно выраженной степенью астении (62 чел), III-я подгруппа – больные с выраженной степенью астении (10 чел).

Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Statistics (1995) в среде Windows, параметрических показателей (критерий Стьюдента).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенности состояния эмоциональной сферы и интеллектуально-мнестической деятельности в 1-й день после окончания абортивного, типичного и тяжело протекающего алкогольных делириев

Патопсихологическая структура психических нарушений, обнаружи-ваемых после окончания алкогольного делирия, включает в себя как собственно астенический симптомокомплекс (раздражительность, слабость, расстройства сна, вегетативные нарушения, снижение темпа и продуктивности психической деятельности), так и проявления алкогольной энцефалопатии (расстройства эмоциональной сферы, нарушения памяти, замедление темпа психической деятельности, истощаемость в сочетании со снижением ряда качественных характеристик мышления). Имелась определенная зависимость выраженности и продолжительности астенического синдрома от тяжести предшествовавшего ему алкогольного делирия. Наибольшее число больных I-й подгруппы перенес-ло абортивный алкогольный делирий – 43% (P

Читайте также:  Болезнь деркума (болезненный нейролипоматоз): симптомы, фото, лечение синдрома

Экспериментально-психологические исследования, проведенные в первый день после окончания абортивного, типичного и тяжело протекающего алкогольного делирия, выявило значительные нарушения всей психической деятельности больных. Первое исследование длилось в среднем 2 часа 15 минут, второе – 1 час 30 минут.

Эмоциональная сфера. Дополнительным подтверждением клинической оценки состояния эмоциональной сферы являлись данные, полученные по тесту Люшера (8-цветный вариант). Формальная интерпретация суммарных результа-тов тестирования позволяла говорить о проявлении таких тенденций, как нали-чие астенизации ЦНС, неустойчивость вегетативной нервной системы, беспо-койство, негативное отношение к жизни, снижение волевой активности. Кроме того, с помощью данного теста удалось выявить различную степень тревож-ности в исследованных группах больных. Количество пациентов с различным уровнем тревоги возрастало при утяжелении клиники алкогольного делирия. С прогрессированием степени астении увеличивался процент больных со средним и высоким уровнем тревоги.

Источник: http://dogmon.org/dinamika-intellektualeno-mnesticheskih-emocionalenih-narusheni.html

Психиатрия

             ПСИХИАТРИЯ              ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
СИНДРОМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МНЕСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

К этой группе психических нарушений относят корсаковский, дементный, психоорганический синдромы и синдром олигофрении.

При корсаковском амнестическом синдроме на первый план выступает нарушение памяти на текущие события. Факты давно прошедших лет обычно сохраняются, в то время как непосредственная реальность не фиксируется в памяти больного, т. е. он не помнит текущих событий.

Это один из главных симптомов описываемого синдрома – фиксационная амнезия. Больные не могут запомнить только что встреченных лиц, найти свою палату, постель, не знают, осматривал ли их врач, был ли завтрак, обед, не помнят числа, времени года, места нахождения.

Только что услышанную речь или содержание недавно прочитанного они не в состоянии воспроизвести. Больные непроизвольно компенсируют отсутствие памяти на текущие события различными вымыслами или воспоминаниями событий, имевших место в прошлом.

Следовательно, в клинической картине синдрома обнаруживаются и такие важные симптомы, как конфабуляции и псевдореминисценции. Для таких больных характерны малоподвижность, повышенная утомляемость, раздражительность.

Обратите внимание

Грубого нарушения интеллектуальной деятельности у больных не наблюдается, так как они удерживают в памяти все приобретенные знания, весь опыт, профессиональные навыки, имевшие место до развития заболевания.
Корсаковский синдром наблюдается при алкогольном (корсаковском) психозе, при старческих нарушениях психической деятельности, при травматических поражениях головного мозга.

Дементный синдром (приобретенное слабоумие) проявляется стойким снижением умственной способности, интеллекта.

Развивается в результате заболевания прогрессирующем праличом, атрофическими процессами в коре головного мозга (болезни Альцгеймера и Пика), эпилепсией (эпилептическое слабоумие), злокачественными формами шизофрении (шизофреническое слабоумие), а также при травмах головного мозга (травмическое слабоумие), реже – при атеросклеротических и тяжелых церебральных формах гипертонической болезни.
Слабоумие может быть тотальным (полным) и лакунарным (частичным, парциальным).
При тотальном слабоумии у больных наряду с полным отсутствием критической оценки своего состояния нарушается способность приобретать знания и навыки. У них суждения и умозаключения непоследовательны, поверхностны, память грубо нарушена, этические нормы долга, морали теряются. У таких больных растормаживаются инстинктивные влечения: появляется гиперсексуальность, прожорливость, циничность на фоне общей беззаботности, благодушия. Профессиональные навыки сохраняются несколько дольше. В быту они беспомощны и нуждаются в постороннем уходе.
Тотальное слабоумие наблюдается при прогрессирующем параличе, старческих психозах.
Лакунарное слабоумие затрагивает лишь отдельные стороны психической сферы: память, внимание. Больные в процессе производственной деятельности замечают снижение своих умственных способностей, критически оценивают это состояние и нередко обращаются за медицинской помощью. У них в первую очередь теряется способность к счету, запоминанию дат, имен, текущих событий, быстро истощается активное внимание, появляется раздражительность, наклонность к аффективным реакциям. Лакунарное слабоумие встречается при атеросклерозе сосудов головного мозга, при гипертонической болезни с наклонностью к инсультам, при опухолях и сифилисе мозга.

Синдром олигофрении (врожденное слабоумие, малоумие) представляет собой задержку умственного развития в результате поражения головного мозга плода в пренатальном периоде или же в первые месяцы и годы жизни ребенка.

В основе олигофрении лежит множество причин как наследственного (хромосомные анамалии, резус-несовместимость, обменные нарушения и др.), так и экзогенного (инфекции, различные интоксикации, травмы) характера.

Клиническая картина олигофрении описана в разделе – «Олигофрении (по МКБ-10 – рубрика F7)».

Для психоорганического синдрома характерны нарушения памяти, интеллекта и эмоционально-волевой сферы.
Наблюдаются расстройства всех трех сторон памяти: запоминания, ретенции (удержания) и репродукции. Характерны также качественные ее расстройства: конфабуляции и псевдореминисценции.

В тяжелых случаях отмечается прогрессирующая амнезия с развитием амнестической дезориентировки. Сначала ориентировка нарушается в месте и времени, а затем в собственной личности.
Нарушения интеллекта проявляются неспособностью больных к приобретению новых знаний и навыков.

В первую очередь это отражается недавно полученной информации, в то время как профессиональные знания и автоматизированные поступки и действия могут сохраняться длительное время. Постепенно речь становится замедленной, бедной, изобилует словесными шаблонами.

Аффективные расстройства характеризуются недержанием эмоций, слабодушием, взрывчатостью (эксплозивностью), быстрой истощаемостью.
Иногда в ночное время возникают рудиментарные признаки делирия и сумеречного расстройства сознания.

В отдельных случаях развиваются депрессивные состояния, бредовые синдромы и галлюцинации, а также эпилептиформные припадки с явлениями дереализации и деперсонализации. В редких случаях симптоматика психоорганического синдрома может стабилизироваться или приобретать характер обратного развития.

Обычно же под влиянием внешних психотравмирующих и вредных физических воздействий он развивается прогредиентно и достигает степени органического слабоумия (деменции).
Различают несколько этапов развития психоорганического синдрома.

Первый и самый начальный этап – астенический с характерными проявлениями астенического симптомокомплекса, с явлениями гиперестезии, раздражительной слабости, вегетативно-сосудистыми расстройствами.

Важно

Особенно характерна повышенная чувствительность больных к изменению барометрического давления (синдром Пирогова), лекарственным препаратам и алкоголю; отмечается непереносимость жары. При резком изменении климатических условий состояние больного, как правило, ухудшается. Наличие вышеуказанной симптоматики свидетельствует о прогрессировании процесса.

Наступает следующий этап психоорганического синдрома – эксплозивный. Больной становится злобным, раздражительным, гневливым, крайне возбудимым. Признаки эксплозивности с течением времени сменяются мориоидностью – мориоидный этап.

Он сопровождается появлением на фоне вышеназванного симптомокомплекса немотивированно повышенного настроения, беспечной веселости, снижения критической самооценки в сочетании с интеллектуально-мнестическими расстройствами. Последний этап психоорганического синдрома – развитие апатоабулического состояния. У больных отмечается глубокое нарушение волевой активности, памяти, интеллекта; имеются выраженные признаки органического поражения центральной нервной системы.
Психоорганический синдром возникает при черепно-мозговых травмах, сосудистых заболеваниях головного мозга, интоксикациях (пестициды, токсико- и наркоманические средства, соли тяжелых металлов), опухолях и абсцессах головного мозга, атрофических процессах в инволюционном периоде, сифилитических заболеваниях нервной системы, эндокринопатиях и др.

Источник: http://formen.narod.ru/psihiatria_sindromy_i.htm

Мнестические расстройства

Память — это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения накопленного опыта.

Это важнейший механизм адаптации, позволяющий длительное время удерживать в голове самые различные психические феномены — полученные ощущения, сделанные выводы, двигательные навыки.

С работой памяти связаны такие важнейшие элементы процессов восприятия и мышления, как представления и понятия. Память — основа, важнейшая предпосылка работы интеллекта.

Механизмы памяти к настоящему времени изучены недостаточно, но накоплено много фактов, свидетельствующих о существовании кратковременной памяти,основанной на быстро образующихся временных связях; и долговременной памяти, представляющей собой прочные связи.

Оба вида памяти имеют в основе химические перестройки (белков, РНК и пр.) и активацию соответствующих межклеточных контактов (синапсов).

Переход информации из кратковременной в долговременную память, возможно, связан с работой глубоких отделов височных долей мозга и лимбической системы, поскольку двустороннее поражение этих отделов нарушает процесс фиксации информации.

Чаще всего расстройства памяти связаны с органическим поражением мозга. В таких случаях они отличаются стойкостью, необратимостью. Однако нарушение памяти может возникать вторично, как проявление расстройств других сфер психики.

Так, с работой памяти тесно связаны функции внимания и сохранения ясности сознания (поддержания уровня бодрствования), поэтому нарушение внимания, высокая отвлекаемость, возникающие при ускорении мышления у больных с маниакальным синдромом, могут временно нарушить процесс запечатления информации.

Совет

Как правило, при расстройствах сознания соответственно в той или иной мере нарушается память (см. главу 10).

Дезадаптацию может вызвать изменение любой из фаз работы памяти — запечатления (регистрации, фиксации), сохранения (ретенции), воспроизведения (репродукции).

В клинической практике не всегда возможно разделить нарушения этих процессов, поскольку врач может судить о сохранении и запечатлении информации только по тому, что было воспроизведено.

Можно ориентировочно определить состояние памяти больного, обсудив с ним события, произошедшие несколько часов назад, накануне, в прошлом году, в детстве. Оценке процесса фиксации помогает проба на запоминание 10 слов (см. раздел 2.5).

Расстройства памяти условно можно разделить на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) нарушения, которые в особом сочетании составляют корсаковский амнестический синдром.

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/118-mnesticheskie-rasstrojstva.html

Нарушения памяти (мнестические расстройства)

Гипомнезия – общее ослабление всех функций памяти. Больной испытывает трудности при запоминании новой информации, не может долго удерживать в памяти некоторые факты и с трудом воспроизводит то, что он хорошо знает.

Амнезияполное выпадение из памяти ряда событий (обычно в пределах определенного временного промежутка).

Варианты амнезии: ретроградная амнезия – утрата воспоминаний о периоде, непосредственно предшествовавшем началу болезни, чаще мозговой катастрофе (травма, инсульт, острая интоксикация и др.); антероградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших после начала заболевания (острой мозговой катастрофы).

Период, когда больной уже пришел в себя после потери сознания, но все еще не может фиксировать наблюдаемые события; фиксационная амнезия – неспособность длительно удерживать в памяти какую-либо новую информацию.

Больной полностью забывает все сказанное ему уже через несколько минут, но события далекого прошлого, наоборот, могут четко сохраняться в памяти пациента.

Корсаковскийамнестический синдром проявляется: фиксационной амнезией; ретроантероградной амнезией; амнестической дезориентировкой; парамнезиями (конфабуляциями и псевдореминисценциями).

Главное расстройство при корсаковском синдроме – фиксационная амнезия, она определяет все поведение человека, делает его беспомощным в новой ситуации.

Обратите внимание

Корсаковский синдром проявляется негативной симптоматикой, поэтому нарушения памяти плохо поддаются лечению.

Читайте также:  Дизартрия у детей и взрослых: виды и формы, лечение - логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и другие виды терапии

Нарушения интеллекта

Все нарушения интеллекта разделяются на две группы: олигофрении и деменции.

Олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденное или до 3х лет приобретенное интеллектуальное недоразвитие. Основная причина олигофрении – алкоголизм матери.

Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Больные не способны жить без посторонней помощи. У них отсутствует речь, они не узнают близких, не способны к самообслуживанию. Свои потребности больные выражают криком и плачем, многие из них не могут ходить. Психический дефект при идиотии сопровождается множественными врожденными пороками развития.

Имбецильность – тяжелая умственная отсталость с возможностью формирования простых психических функций: речи, эмоциональных реакций, простых двигательных навыков. Речь больных крайне примитивна.

У пациентов можно воспитывать навыки самообслуживания, они едят самостоятельно, ходят в туалет, надевают простую одежду. Им не доступны школьные знания: чтение, письмо, счет. Возможна трудовая деятельность.

Дебильность – наименьшая степень олигофрении, при которой формируются элементы конкретно ситуационного мышления, позволяющие больным не только усваивать простейшие школьные знания, но и получать профессию.

Больные могут учиться в специализированных школах, где их обучают чтению, письму, простейшему счету. Эти пациенты довольно внушаемы, копируют поведение окружающих, под их влиянием могут начать курить, злоупотреблять алкоголем, воровать.

Деменцией (слабоумием) называют резкое снижение интеллекта после длительного периода его нормального развития, при ней происходит утрата многих выработанных способностей, накопленных знаний и умений.

Как правило, выздоровление при данном расстройстве невозможно.

В большинстве случаев деменция является признаком органических заболеваний (мозговая атрофия, поражение сосудов, опухоли и травмы мозга, тяжелые интоксикации и энцефалит).

Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы

Расстройства воли и влечений

Гипербулияхарактеризуется общим повышением всех базовых влечений. У больных повышается аппетит.

Повышенная сексуальность выражается стремлением наряжаться и кокетничать у женщин, мужчины также проявляют повышенное внимание к своему внешнему виду, склонны ухаживать и делать множество комплиментов.

Потребность в общении проявляется навязчивостью, говорливостью. Данный синдром – типичное проявление маниакального синдрома.

Гипобулия – общее ослабление всех основных потребностей человека. При этом резко снижается аппетит.

Утрата сексуального влечения ведет к снижению внимания к своей внешности, женщины не следят за чистотой прически и одежды, мужчины забывают бриться.

Важно

Подавление родительского инстинкта приводит к тому, что мать перестает ухаживать за детьми и мужем. Ничто не удерживает больных от самоубийства. Это проявления депрессивного синдрома.

Резкое снижение воли называется абулией,такие пациенты становятся пассивными, ленивыми. Они совершенно не могут выносить даже кратковременную нагрузку, отказываются от задуманного при наличии малейшего препятствия, часто проявляют нетерпение, требуют, чтобы окружающие немедленно исполняли их желания. При более выраженной абулии пациенты отказываются выходить из дома, принимать душ.

Абулия – важнейший компонент апатикоабулического синдрома. Кроме абулии, в этот синдром входит утрата высших чувств человека: совести, любви, стыда, ответственности, страдания, вины.

Утрата эмоций называется апатией, в зависимости от тяжести болезни она может проявляться холодностью, равнодушием или даже эмоциональной тупостью.

Больные не испытывают привязанности к родным, не чувствуют вины за свою лень и иждивенчество, не страдают от скуки и одиночества, не стремятся к работе и служебному росту, безразличны к заботам семьи.

Двигательные расстройства

Расстройство двигательной сферы может проявляться возбуждением (гиперкинезия), ступором (гипокинезия) или странными, вычурными, бессмысленными движениями (паракинезия).

Психомоторное возбуждение может быть проявлением острого галлюцинаторно-бредового психоза.

Такие больные спасаются бегством от воображаемых преследователей, уверены, что за ними осуществляется слежка и погоня, так как они слышат угрозы и оскорбления (галлюцинации), а в речи случайных людей они различают намеки и оклики (иллюзии), всё кажется им изменившимся и подозрительным (дереализация). Доведенные до отчаяния больные могут нападать на окружающих, воображаемых обидчиков, портить свои вещи и документы (якобы избавляться от улик), даже пытаясь покончить с собой. Эти больные не ориентируются в окружающей обстановке, не понимают, кто перед ними находится, могут выйти в окно вместо двери.

Ступор может быть проявлением: кататонического синдрома; депрессивного синдрома; слабоумия вследствие поражения лобных долей мозга; острой психогенной или истерической реакции.

Симптомы кататонического синдрома:

· полная или частичная обездвиженность (ступор);

· странная неестественная поза (утробная поза, симптом воздушной подушки и др.);

· растормаживание древних рефлексов (хватательного, сосательного и др);

· общее повышение тонуса мышц и каталепсия (восковая гибкость);

· негативизм (активный и пассивный);

· мутизм (полное молчание);

· пассивная (автоматическая) подчиняемость;

· хаотичное нецеленаправленное возбуждение;

· двигательные и речевые стереотипии;

· импульсивные поступки;

· манерность движений и позы;

· вычурная мимика;

· эхо-симптомы (эхолалия, эхопраксия, эхомимия).

Аффективные расстройства

Повышение настроения (гипертимия) – стойкое, болезненное, не зависящее от реальной ситуации чувство радости, приподнятости, веселья. Гипертимию считают основным симптомом маниакального синдрома.

Особый вариант повышения настроения – эйфория (благодушно-беспечный эффект). Больные всем довольны, не высказывают никаких пожеланий, не проявляют инициативы, бездеятельны, склонны к пустым разговорам.

Причины эйфории – различные органические заболевания мозга (опухоли, атрофия, энцефалит), тяжелые интоксикации (алкогольные и наркотические опьянения, интоксикация при печеночной или почечной недостаточности) и соматические заболевания (атеросклероз сосудов головного мозга, тяжелые инфекции и др.).

Снижение настроения (гипотимия) выражается стойким чувством тоски, печали подавленности. Характерен пессимизм, скептическое отношение к себе и к своему будущему.

Совет

Настроение не зависит от ситуации: смех и шутка не могут вывести человека из состояния подавленности. Пациент во всем видит крах и безнадежность.

Снижение настроения может возникать при большинстве психических заболеваний, особенно ярко оно проявляется при депрессивном синдроме.

Дисфория – тоскливо-злобное настроение с желанием на ком-то разрядиться. В таком состоянии больные с гневом набрасываются на собеседника, оскорбляют, могут ударить его.

Тревога – чувство неопределенной угрозы, сопровождающееся возбуждением, неусидчивостью, беспокойством. При психических заболеваниях тревога дезорганизует поведение человека, мешает ему сосредоточиться, приступить к работе, заснуть. При острых неврозах тревога может проявиться в виде острых приступов с соматовегетативными расстройствами (панические атаки).

Апатия (равнодушие, безразличие) – стойкая неспособность переживать какие-либо эмоциональные чувства (как положительные, так и отрицательные). Отсутствие эмоций приводит к пассивности и бездеятельности – все эти синонимы составляют апатико-абулический синдром. Апатию относят к негативным симптомам, она не исчезает под воздействием лечения.

Эмоциональная лабильность характерна для больных истерией: пациенты быстро переходят от смеха к слезам, от бурной благодарности к недовольству и капризам.

Одним из вариантов эмоциональной лабильности является слабодушие (эмоциональная слабость), при котором не только происходят быстрые перемены в настроении, но и отмечается неспособность сдерживать внешние выражения эмоций.

Слабодушие – типичное проявление сосудистых заболеваний головного мозга (цереброваскулярный атеросклероз).

Эмоциональная ригидность – тугоподвижность, застреваемость эмоций, склонность к длительному переживанию чувств (особенно эмоционально неприятных). Характерны злопамятность, упрямство, мстительность, острое переживание обиды и несправедливости.

Депрессивный синдром– характеризуется триадой симптомов: снижение настроения, замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Главным из этих симптомов является снижение настроения с чувством тоски, подавленности, безысходности, печали.

Расстройства сна при депрессии проявляются не столько трудностями засыпания, сколько ранним пробуждением и ложным чувством, что ночью не удалось заснуть совсем (отсутствует чувство сна).

Маниакальный синдром также характеризуется классической триадой: повышением настроения, ускорением мышления и психомоторным возбуждением. Повышение настроения проявляется оптимизмом, сильными чувствами радости, счастья, приливом сил и бодрости.

Ускорение мышления заметно по быстроскачущей речи больных, у них возникают мысли по любому поводу, они перебывают собеседника, постоянно отвлекаются на посторонние темы. Иногда больные от беспрерывной речи теряют голос, слюна скапливается в уголках рта в виде пены. Характерно повышение основных влечений.

Резко повышается аппетит, многие больные начинают злоупотреблять алкоголем.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s16485t8.html

Классификация когнитивныех нарушений

В основе современной классификации когнитивных нарушений лежит степень их выраженности. Когнитивные расстройства делятся на легкие, средней тяжести и тяжелые.
Легкие расстройства носят в основном, нейродинамический характер.

Страдают такие показатели данного процесса, как скорость обработки информации, способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, оперативная память.

При легких нарушениях появляются жалобы на снижение памяти, работоспособности, рассеянность.

Память снижается на текущие события, фамилии, имена, номера телефонов. Профессиональная память  не страдает. 

Изменения не заметны для окружающих, но они ощущаются самим  человеком.

При нейропсихологиическом исследовании выявляются

незначительные  затруднения при проведении отдельных тестов. Это более медленное  выполнение задания и нарушение концентрации внимания.

Таким образом, при начальной стадии, когнитивные нарушения носят не специфический характер, являются, преимущественно, мнестическими. То, что мы называем “возрастными” (в пожилом возрасте).

У людей других возрастных категорий такие нарушения могут встречаться  при хронических стрессах, длительных физических и умственных перегрузках, проблемах со здоровьем, (артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.).

 

Обратите внимание

В большинстве случаев, такие расстройства имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии,  оптимизации образа жизни и трудовой деятельности, уменьшаются или проходят совсем.

Умеренные  когнитивные расстройства имеют полиэтиологическую природу возникновения, не связаны с возрастными изменениями головного мозга.

Обычно умеренные когнитивные нарушения  отражают начальные стадии болезней, приводящих к деменции.
Своевременное выявление умеренной стадии когнитивных  нарушений позволяет провести мероприятия по профилактике прогрессирования болезни.Существует три основных клинических варианта синдрома умеренных когнитивных расстройств.

Амнестический вариант

В этом случае преобладает нарушение памяти на текущие
события. Проблема носит прогрессирующий характер и, с течением времени, может развиться в болезнь Альцгеймера.

При Множественной когнитивной недостаточности

поражаются несколько когнитивных функций – память, пространственная ориентация, интеллект, праксис и др.   Такой тип нарушения характерен для течения различных болезней головного мозга – дисциркуляторной энцефалопатии, болезни Паркинсона, фронтотемпоральной  деменции.

Нарушение одной из когнитивных функций при сохранности памяти

Читайте также:  Витамины при всд: при неврозе, при вегето-сосудистой дистонии

Этот вариант обычно протекает с преобладанием нарушения речи или праксиса. Наблюдается при нейродегенеративных болезнях – первично прогрессирующей афазии, кортикобазальной дегенерации, деменции с тельцами Леви.

Чем раньше происходит распознавание синдрома умеренных когнитивных расстройств, тем успешнее будут результаты лечебных мероприятий, что и позволит как можно дольше  сохранить достойное   качество жизни человека.

Выраженное нарушение когнитивных функций  называют  деменцией.

Если деменция возникла на фоне цереброваскулярных болезней, либо вследствие нарушений системной гемодинамики, то ее называют сосудистой деменцией. 

Она характеризуется нарушением таких высших психических функций, как речь, ориентация в пространстве и времени, способность к абстрагированию, праксис. 

Больше всего страдают память и интеллект, что ведет к затруднению повседневной жизни. Почти всегда болезнь сопровождается эмоционально – волевыми нарушениями.

Для сосудистой деменции характерно сочетание когнитивных расстройств с очаговой неврологической симптоматикой  – гемипарезы, расстройства координации, статики и др., (но – это не обязательно).

Для установления именно сосудистой причины деменции, необходимо иметь данные о поражении сосудов головного мозга и установление временной и причинно – следственной связи между деменцией и сосудистым поражением головного мозга.

Например,  если формирование когнитивных нарушений произошло непосредственно после инсульта (чаще в первые 3 месяца), то, очень вероятно, что они возникли именно вследствие сосудистой причины.

Когнитивный дефицит может быть обусловлен не только самим инсультом, но и инсульт часто  утяжеляет уже имеющиеся когнитивные  проблемы, возникшие на фон дегенеративных изменений мозга: наблюдатся течение двух, совместно протекающих и взаимно утяжеляющих друг друга процессов.

При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе.

Важно выявление синдрома когнитивных расстройств в самом раннем периоде, что поможет своевременно установить причину когнитивных нарушений и принять адекватные меры по профилактике  прогрессирования болезни.

Что такое когнитивные функции? 

Что такое дисциркуляторная энцефалопатия?  

 Когнитивные нарушения при ДЭП

Как  улучшить память?
Деменция и юмор

Источник: https://nevrologytoyou-elena.blogspot.com/2014/01/blog-post_11.html

Интеллектуально-мнестические нарушения как фактор школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

И. К. Шац

Интеллектуально-мнестические нарушения как фактор школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей, посещающих массовую школу, интеллектуально-мнестические нарушения наблюдаются, чаще всего, в рамках астенического, церебрастениче-ского и психорганического синдромов.

Психолого-педагогический анализ проблемы. Астения не является специфическим для какого-то заболевания симптомом, поскольку она может наблюдаться при целом ряде соматических болезней: заболеваниях почек, сердца, злокачественных опухолях, в период выздоровления после инфекционных заболеваний и т. д.

Важно

Астенический синдром описывается как состояние повышенной утомляемости, раздражительности и неустойчивого настроения, сочетающееся с вегетативными симптомами и нарушением сна.

Повышенная утомляемость при астении всегда сочетается со снижением продуктивности в работе, особенно заметным при интеллектуальной нагрузке. Дети жалуются на плохую сообразительность, забывчивость, неустойчивое внимание. Им трудно сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Этот синдром относится к одной из наименее специфических форм нервно-психического реагирования на самые разнообразные вредности [1].

Астения может быть физической или психической. При соматических заболеваниях у детей наиболее часто наблюдается смешанная физическая и психическая астения, обычно с преобладанием последней.

Одним из главных признаков психической астении является снижение способности сосредоточивания, т. е. ослабление внимания.

Дети жалуются на нарушение памяти, которое в данном случае является фактически следствием нарушенного внимания, поэтому при энергичной попытке сосредоточиться больные способны припомнить самые трудные вещи.

Другим стержневым симптомом астенического синдрома является раздражительная слабость. Эта раздражительность проявляется различным образом.

Дети реагируют плачем, ворчанием, как на обычные события, которым прежде не придавали никакого значения, так и на события, выходящие из рамок обыденности, при этом эти реакции носят эмоционально преувеличенный характер.

Совет

Шум, производимый передвигаемым стулом, или звонок мобильного телефона, слово, произнесенное соседом по парте, упрек со стороны матери, т.е. факты, которым ребенок прежде не придавал никакого значения, вызывают бурные эмоциональные реакции, с которыми ребенок порой не в силах совладать.

Любая реальная или мнимая неприятность выводит детей из эмоционального равновесия. У детей с демонстративными или возбудимыми чертами характера наблюдаются реакции взрывчатого типа, выражающиеся в ссорах, плаче и даже насильственных действиях.

Частым симптомом астенического состояния являются головные боли. Локализация головных болей может быть различна. Чаще у детей наблюдаются головные боли рассеянной, неопределенной локализации.

В большинстве случаев головные боли не являются постоянными, дети связывают головную боль с умственной нагрузкой или же с неприятными событиями, но чаще с усталостью.

Нередко головные боли сопровождаются вегетативными или вестибулярными нарушениями: головокружением, покраснением глаз и щек.

44

В структуру астенического синдрома входит нарушение сна. Чаще отмечается поверхностный, неглубокий сон в первую половину и середину ночи. В эти часы сон прерывистый с частыми пробуждениями в связи с незначительным шумом или вообще без явных причин, причем дети засыпают с трудом снова и, пробуждаясь утром, чувствуют себя разбитыми.

Это ощущение упадка сил при пробуждении является особо неприятным. Во время сна у части детей сон сопровождается кошмарами или неприятными сновидениями, ощущением падения, бегства от врага, совершения над ними насилия и т. д. Эти сновидения ведут иногда к резкому пробуждению с ощущением страха. Иногда кошмары будят детей по несколько раз за ночь.

Дневной сон детей с астеническим синдромом может быть различным и зависит от общего состояния.

Обратите внимание

На фоне психической и физической астении отмечаются выраженные нарушения концентрации внимания, запоминания, плаксивость и раздражительная слабость.

Церебрастенический синдром отличается от астенического большей выраженностью утомления и имеет качественные отличия в форме низкой интеллектуальной продуктивности, снижением творческих возможностей ребенка, уменьшении успехов в учебе у школьников.

Имеет место ограничение объема активного внимания, нарушение его концентрации. Иногда церебрастенический синдром сопровождается снижением запоминания, психосенсорными нарушениями, вестибулярными расстройствами (в виде головокружений, плохой переносимости транспорта и т. п.

), головными болями, связанными с преходящей гипертензией и вегетососудистой дистонией. У многих детей при церебрастени-ческих состояниях наблюдаются эмоциональные изменения с колебаниями настроения, тревожностью и боязливостью.

Для посттравматической церебрас-тении свойственна аффективная взрывчатость, снижение механической памяти, приступы гипертензионных головных болей.

К основным признакам психоорганического синдрома относятся снижение памяти и интеллектуальной продуктивности, инертность психических процессов, особенно интеллектуальных, трудность переключения активного внимания и его узость.

Существенными проявлениями являются также разнообразные аффективные нарушения: эмоциональная лабильность, раздражительность, возбудимость в одних случаях, эйфорический фон настроения, чередующийся с дисфориями, в других, апатия, безразличие ко всему – в третьих.

Кроме того, часто встречаются расстройства волевой деятельности (слабость побуждений, вялость, пассивность или, наоборот, расторможенность поведения, болтливость), усиление и извращение примитивных влечений, повышенная психическая исто-щаемость [1].

У соматически больных детей основу психоорганического синдрома составляют расстройства интеллектуально-мнестической сферы: снижение памяти, нарушение концентрации внимания, затруднение интеллектуальной переработки информации, низкий уровень выполнения заданий, а также эмоциональные нарушения в виде огрубления эмоций или их лабильности. На основании клинической картины выделяют апатическую и эйфорическую формы психоорганического синдрома [1].

Важно

Апатическая форма психоорганического синдрома характеризуется эмоциональной вялостью, монотонностью, слабостью побуждений, нередко бездеятельностью, недостаточностью инстинктивных проявлений (в частности, инстинкта самосохранения), практической беспомощностью, недостаточностью

моторики. У детей отмечается вялость, безынициативность, монотонность эмоционального фона. Игровая деятельность бедна, невыразительна, носит стереотипный характер. Больные медленно, без интереса выполняют задания, постоянно требуют стимуляции. Все дети пассивно подчиняются режиму, в бытовых вопросах демонстрируют полную беспомощность.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

У детей и подростков с эйфорической формой психоорганического синдрома на первый план выступают благодушный фон настроения, импульсивность поведения, расторможенность примитивных влечений, грубая недостаточность критики к себе и своим поступкам.

Интеллектуально-мнестические нарушения у детей сочетаются с дурашливостью, эйфорией, которая иногда сменяется раздражительностью и агрессией.

В общении выявляется повышенная самооценка и неадекватно оптимистическая оценка ситуации, связанной с болезнью.

Таким образом, вышеописанные проявления ведут к снижению интеллектуальной продуктивности, снижению запоминания, рассеянному вниманию, нарушениям поведения, что в свою очередь ведет к нарушениям школьной успеваемости, в целом нарушает адаптацию ребенка в учебной среде и дома.

Возможности коррекции. Коррекционная работа должна быть системной, в ней должны участвовать все участники учебного процесса: дети, родители и педагоги.

Многим детям необходимо создать дополнительные условия для школьного обучения: щадящий режим (неполный школьный день, дополнительный выходной и как крайняя мера – домашнее обучение).

Совет

Такой подход, исходя из нашего опыта, обеспечивает максимальную эффективность работы с детьми с интеллектуально-мнестическими проблемами в рамках вышеописанных состояний [2; 3]. Такая работа осуществляется нами на протяжении многих лет.

Проводятся индивидуальные психолого-педагогические коррекционные занятия с детьми, направленные тренировку внимания, памяти, работоспособности.

Дети с интеллектуально-мнестическими нарушениями привлекаются к групповой работе, направленной на оптимизацию общения и коррекцию поведения.

3-4 ребенка с интеллектуально-мнестическими нарушениями включаются в группу поведенческой психотерапии, где отрабатываются навыки общения и поведения.

На семинарах с родителями (один раз в четверть) обсуждаются причины, структура и проявления этих состояний и рекомендации семье, прежде всего, по организации правильного режима труда и отдыха, распределение нагрузок и адекватных требований к детям со стороны родителей.

С педагогами проводятся интерактивные семинары и тренинги, посвященные анализу клинико-психологических особенностей интеллектуально-мнестических нарушений, семинары по работе с семьей, где обсуждаются особенности семьи детей с ОВЗ, переживание родителей, их отношение к воспитанию и обучению.

Такая комплексная работа снижает негативные последствия интеллекту-ально-мнестических нарушений у детей, позволяет преодолеть эффекты школьной дезадаптации, улучшает социальную приспособляемость детей в целом.

Список литературы

1. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. – 288 с.

Обратите внимание

2. Шац И.К. Психические расстройства у детей, страдающих острым лейкозом: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Л., 1989. – 24 с.

3. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. – М.; СПб.: Речь, 2010.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualno-mnesticheskie-narusheniya-kak-faktor-shkolnoy-dezadaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector