Дизартрия у детей и взрослых: виды и формы, лечение – логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и другие виды терапии

Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики.

Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата.

Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.



Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.



Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.



Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Источник: https://orechi.ru/korrektsiya/logopedicheskij-massazh-pri-dizartrii-v-kartinkah

Псевдобульбарная, стертая, выраженная, корковая дизартрия у детей и взрослых: формы, симптомы и лечение

Дизартрия – болезнь неврологической природы, которая заключается в сильных расстройствах речи.

Она проявляется в том, что человек заменяет одни звуки другими, у него меняется темп речи и артикуляция.

Зачастую дизартрию диагностируют у детей, причем в последние годы все больше малышей страдают данной патологией. Диагноз дизартрия нельзя оставлять без внимания, ведь самостоятельно она не проходит.

Что такое дизартрия?

Под этим термином понимают нечеткость и нечленораздельность речи. При данной болезни страдает артикуляционный компонент речи. Это существенно зависит от функционирования мозга, поскольку данный орган отвечает за координацию движений, которые совершают щеки, язык, глотка. Артикуляция обычно меняется при мозговых патологиях, что и влечет возникновение дизартрии.

Причины

Нередко дизартрия выступает сопутствующим симптомом детского церебрального паралича. В подобной ситуации центральная нервная система поражается во время внутриутробного развития. Это может случиться при родах или в начале жизни малыша.

К перинатальным факторам риска развития этой болезни относятся:

  1. Гипоксия
  2. Токсикоз
  3. Родовые травмы
  4. Резус-конфликт
  5. Патологии во время родовой деятельности
  6. Соматические заболевания матери
  7. Асфиксия во время рождения
  8. Недоношенность
  9. Ядерная желтуха у ребенка

В первые годы жизни болезнь может развиться под воздействием таких факторов, как:

Во взрослом возрасте дизартрия обычно связана со следующими проблемами:

Классификация дизартрии

В зависимости от выраженности симптомов существуют такие виды болезни:

  • Стертая дизартрия. Симптомы болезни имеют невыраженный характер, из-за чего ее часто путают с остальными речевыми патологиями.
  • Выраженная дизартрия. Человек использует речь, но ее можно охарактеризовать как нечленораздельную. Расстройства также заметны в голосе, дыхании, интонациях.
  • Анартрия. Человек полностью теряет способность произносить слова.

В зависимости от места расположения нарушений в функционировании мозга существуют такие формы болезни:

  • Бульбарная дизартрия. Диагностируют в случае нарушения работы нервов и ядер, входящих в бульбарную группу. Именно они отвечают за движения, которые совершает язык, мягкое небо, глотка. Постепенно атрофируются мышцы языка, что вызывает затихание голоса.
  • Псевдобульбарная дизартрия. Нарушаются пути, соединяющие мозговую кору с ядрами бульбарной группы. В этой ситуации мышечной атрофии нет, язык напрягается и отодвигается назад, а голос становится глухим и сиплым.
  • Мозжечковая дизартрия. Появляется как результат расстройств в работе мозжечка. При этом меняется темп речи, она становится отрывистой, теряется способность правильно расставлять акценты.
  • Экстрапирамидная дизартрия. Болезнь появляется в случае нарушения работы подкорковых ядер, отвечающих за мышечный тонус. Голос может стать резким и глухим.
  • Корковая дизартрия. Появляется при нарушении коры мозговых извилин – пост- и прецентральной. Голос становится приглушенным, иногда наоборот громкость увеличивается, появляется напряженность. Кроме того, возникают трудности с согласными звуками.
Читайте также:  Лечение мигрени в домашних условиях - народные средства и рецепты

Синдром дизартрии у детей и взрослых

Проявления заболевания у детей и взрослых отличаются. Так, во взрослом возрасте оно не сопровождается сопутствующим распадом системы речи – нарушением письма, чтения, слухового восприятия.

При появлении болезни у детей она нередко приводит к нарушениям, связанным с воспроизведением слов. В итоге отмечаются проблемы с письмом и чтением, иногда присутствует недоразвитие речи.

Можно обнаружить нечеткость звуков, речь не имеет необходимой плавности, меняется дыхание. Помимо этого, расстраивается темп – он то замедляется, то ускоряется.

Симптомы и признаки

Для этого заболевания характерны вполне конкретные проявления:

  1. Нечленораздельность речи. Человек произносит ряд слов нечетко.
  2. Гнусавость. Присутствует ощущение, что человек говорит «в нос».
  3. Отсутствие плавности речи. Человек выговаривает слова отрывисто, делая паузы.
  4. Ощущение неповоротливости губ, языка и щек во время разговора, причем это чувство имеет субъективный характер.
  5. Повышенная утомляемость мышц при разговоре.

Постановка звуков при дизартрии

Поскольку главным симптомом дизартрии является нечеткость слов, первостепенное значение имеет грамотная постановка звуков. Перед тем как начинать этот этап, следует подготовиться: привести в норму дыхание и сделать подвижнее мышцы, принимающие участие в речи.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/dizartriya.html

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия — это нарушение в произношении звуков и букв в разговорной лексике, невнятность речи, плохая дикция, страдание интонационного слога при разговоре. При этих факторах отмечается неправильное дыхание и возникает дисбаланс в синхронности вдоха и выдоха.

Дизартрия бывает нескольких видов:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная.

Самая простая форма – это стертая, она легко поддается лечению и коррекции и встречается чаще, чем все остальные. Этот вид дефекта сложно диагностировать, поэтому многие специалисты принимают его за дислалию (структура нарушения речи при нормальном слухе).

Стертая форма дизартрии требует комплексного лечения и логопедической работы, которая должна направляться на восстановление правильного дыхания, формирование речи с целью улучшения словарной лексики и грамматики.

Проведение занятий ↑

Прежде чем приступать к комплексным занятиям по дизартрии, требуется провести тщательную подготовку, которая состоит из четырех этапов работы.

Перспективный план и работа с целью развития речевых мышц и проведения необходимой коррекции:

  1. Работа над правильным дыханием с целью развития речи. Последовательность вдоха и выдоха при разговоре, задержка дыхания на отдельных слогах и звуках.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Тренировка слуховой памяти, работа с целью повышения внимания и восприятия.
  4. Упражнения для работы мелкой и крупной моторики.

Все формы дизартрии (в том числе и стертая форма) имеют разные нарушения артикуляционной моторики. В зависимости от разновидности мышечного дефекта подбирается наиболее перспективная гимнастика.

Проведение работы основывается на двух методах – это пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Пассивные гимнастические движения ↑

Пассивный метод для устранения дефекта речи способствует развитию функций определённой мышечной группы, которая ранее не была задействована в работе. Кроме того, дополнительно разрабатывается автоматизация той группы мышц, которая принимала активное участие в разговоре.

Все эти факторы формируют различные произвольные движения мускулатуры для постановки развития речи. Благодаря пассивным упражнениям создаётся такой образ артикуляции, при котором реализовываются новые тактики произношения звуков и определяются новые схемы движений речевых органов.

Инертная артикуляционная гимнастика и упражнения проводятся после массажного сеанса. Со стороны малыша она выполняется без его фактического участия: все движения языка и губ производятся без его помощи. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трёх до пяти раз.

Обратите внимание

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Она имеет свои методы, которые позволяют ребёнку приобрести правильность речи.

Гимнастика и упражнения языка:

  • язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
  • поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
  • язык тянется к подбородку;
  • язык тянется к носу;
  • вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
  • опускание языка на дно ротовой полости;
  • кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»);
  • расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.

Артикуляционная гимнастика и упражнения для пассивных занятий (губы):

лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;

  • лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
  • движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
  • зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
  • поднятие верхней губы в сторону носа;
  • опущение нижней губы в стороны подбородка;
  • полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
  • расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».

При выполнении упражнения пассивной гимнастики очень важна взаимосвязь между инструктором и учеником. Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать следующие действия:

  • визуальный контроль – ребёнок видит отражение в зеркале, таким образом, ему становится понятно, какие мышцы могут активно развивать речь для активации произношения звуков;
  • слуховое восприятие – сообщайте ребёнку о своих действиях. Например: «Сейчас твой язык прикасается к нёбу», «твоя верхняя губа достаёт до носа».

После пассивной гимнастики проводят активные упражнения речевых мышц (автоматизация речи). Однако следует учитывать, что структура перехода работы должна быть плавной, то есть желательно уделять немного времени пассивно-активным упражнениям.

Активные гимнастические движения ↑

Проводятся перед зеркалом. Ребёнок смотрит на логопедические инструкции и повторяет мимические движения. Вот некоторые популярные способы:

  • «удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
  • быстрое моргание глазами;
  • надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух! Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).

После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:

  • язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным;
  • вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
  • кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
  • дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
  • воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
  • улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
  • соберите губы в «дудочку»;
  • чередование двух предыдущих упражнений;
  • работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.

Цель и результат тренировки ↑

Артикуляционная гимнастика развивает правильность речи, что играет немаловажную роль для постановки звуков. Кроме этого, она имеет ещё ряд положительных значений:

  • расслабление спастических мышц, которые берут прямое участие в речи и произношении звуков;
  • автоматизация сократительной амплитуды мышц;
  • снятие гипертонуса с подвижного речевого органа;
  • развитие точности и силы мышечных сокращений;
  • гипотонус синкинезии;
  • выработка скорости двигательных функций;
  • положительный результат работы со сложными движениями;
  • умение с лёгкостью переключаться с одного упражнения на другое.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/massazh-yazyka-pri-dizartrii-2.html

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

20.12.20186 мин чтения   Статья проверена врачом

Методы лечения речевых расстройств напрямую зависят от их формы, причин, степени нарушения коммуникативной функции. При дизартрии хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, которая составляет основу коррекционной терапии.

Направление представлено рядом подходов, каждый из которых обладает своими лечебными свойствами, характеристиками и особенностями. Выполнять упражнения можно не только под контролем логопеда, но и в домашних условиях.

Перед стартом терапевтического курса следует освоить правила выполнения процедур, дополнив все это другими способами борьбы с дизартрией.

Гимнастику можно проводить со специалистом.

Что такое артикуляционная гимнастика

Под термином «артикуляционная гимнастика» подразумевается комплекс специальных упражнений, выполнение которых способствует укреплению мышц, отвечающих за речь.

Методика включает принципы отработки правильного дыхания, выполнение упражнений по нормализации мышечного тонуса и приемов оттачивания звукопроизношения. К подходу можно прибегать для лечения или профилактики речевых расстройств.

Также сеансы способствуют ускорению развития коммуникативной функции у ребенка. При дизартрии применяются приемы пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности подхода его надо сочетать с упражнениями по разработке крупной и мелкой моторики, тренировкой слуховой памяти.

Активная артикуляционная гимнастика

При легкой форме заболевания именно с активной формы терапии начинают лечение дизартрии. В тяжелых случаях подход применяют для закрепления и усиления выраженности положительных результатов, достигнутых пассивной формой гимнастики. Занятия строятся по принципу подражания пациента педагогу.

Логопед или родитель показывает необходимые к выполнению активные движения, а ребенок старается их повторить. По мере проявления признаков прогресса методика усложняется – больному дают различные предметы, которые он должен удерживать губами или ртом во время работы.

При этом он не должен делать вспомогательные движения пальцами, а полагаться только на силу артикуляционных мышц.

Когда происходить прогресс в лечении, больному дают различные предметы для тренировки.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений, которые применяются при тяжелом течении дизартрии, когда артикуляционные мышцы настолько слабы, что ребенок не может ими двигать.

Обычно сеансы подразумевают прямую работу логопеда, который с помощью инструментов делает массаж в углублениях под языком, механически воздействует на ткани. Это способствует восстановлению нормального мышечного тонуса в проблемных волокнах, повышению их функциональности.

Со временем это приводит к тому, что ребенок начинает сам управлять своими мышцами, что позволяет постепенно подключать упражнения из активной артикуляционной гимнастики.

Как она помогает при дизартрии

Комплексное лечение речевых нарушений, основу которого составляет артикуляционная гимнастика, при правильном подходе может дать скорый и очевидный эффект. Целью курса становится отработка правильного положения органов во время речи и оттачивание нужных для этого движений.

Дополнительно должна происходить автоматизация произношения звуков, нормализация процесса их формирования, постановка достаточной силы голоса. В результате занятий пациент не только избавится от нарушений артикуляции и восстановит подвижность всех частей речевого аппарата, но и доведет нужные действия до автоматизма.

Результаты систематического выполнения упражнений при дизартрии:

  • расслабление охваченных спазмом мышц, необходимых для формирования речи, устранение гипертонуса;
  • повышение силы ослабленных или плохо иннервируемых мышечных волокон и точности их действия;
  • доведение сокращения мышц до автоматизма с достижением достаточной амплитуды их работы;
  • постановка необходимой скорости двигательных действий;
  • появление у артикуляционного аппарата возможности выполнять сложные движения и быстро переключаться с одних упражнений на другие.
Читайте также:  Ипохондрический невроз: лечение и симптомы депрессии, фобии, всд, панических атак

Занятия дают возможность речевому аппарату выполнять сложные движения.

Все эти результаты достигаются за счет систематического выполнения определенных действий. Набор артикуляционных упражнений подбирается врачом. Если занятия планируется проводить в домашних условиях, специалист обязан дать родителям или педагогу подробную инструкцию по работе с ребенком.

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Обычно при лечении дизартрии профессиональная работа логопеда с ребенком должна дополняться домашними сеансами. В этом случае с детьми занимаются родители, которым следует изучить особенности выполнения процедур. От соблюдения этих рекомендаций зависит эффективность коррекционной терапии.

Правила проведения сеансов лечения дизартрии у детей с помощью артикуляционной гимнастики:

  • занятия надо проводить ежедневно. Не считая визитов к логопеду комплекс упражнений следует повторять до 4 раз в день, каждый раз затрачивая на это около 5 минут;
  • нельзя допускать, чтобы пациент переутомился или начал испытывать негативные эмоции по отношению к гимнастике. Работа над артикуляцией должна доставлять ему удовольствие, только в этом случае можно рассчитывать на прогресс;
  • при выполнении упражнений важно соблюдение их последовательности, установленной врачом. Их перечень должен регулярно обновляться за счет приемов увеличенной сложности. При этом за один раз должно вводиться всего одно новое действие;
  • для детей с дизартрией желательно оборудовать дома специальное рабочее место, оснащенное удобным стулом и зеркалом;
  • каждое занятие должно начинаться с разминки мышц рта, дыхательной гимнастики, простейшего логопедического массажа;
  • каждое действие надо выполнять не менее пяти раз;
  • если прием подразумевает удержание артикуляционной позы, то на один подход отводится от 10 до 15 секунд.

Для занятий нужно организовать место со стулом и наличием зеркала.

Эффективность артикуляционной терапии при дизартрии повысится, если каждое удачное действие ребенка сопровождать похвалой или поощрением. Желательно найти способы мотивировать больного, чтобы постоянно поддерживать его интерес к занятиям.

Отсутствие результатов или неправильное выполнение упражнения пациентом не допускает критики.

Иногда малышам оказывается сложно работать с родителями, тогда их следует регулярно водить к логопеду или задуматься об обращении за помощью к психологу.

Варианты упражнений

Проведение артикуляционной гимнастики начинается со специального массажа, призванного расслабить напряженные мышцы и повысить силу ослабленных волокон.

За этим следует выполнение пассивных и, в силу возможностей пациента, активных упражнений. Иногда приемы чередуются несколько раз за занятие с упором на самые проблемные моменты.

Комплекс упражнений пассивной артикуляционной гимнастики при дизартрии:

  • принудительные движения языком вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз;
  • подъем кончика языка к твердому небу и его опускание к дну ротовой полости;
  • динамичные движения основным речевым органом в разные стороны;
  • вытягивание языка изо рта и осуществление попыток отвести его в сторону носа или подбородка;
  • поочередный массаж верхней и нижней губы путем установления на каждой указательных пальцев и их сведения к центру;
  • придание рту формы трубочки;
  • подъем верхней и отведение нижней губы;
  • формирование «улыбки» путем установления указательных пальцев в уголках рта и их растягивания;
  • принудительное закрытие рта и крепкое смыкание губ;
  • складывание губ таким образом, чтобы они привыкали к произнесению гласных звуков.

Придание губам формы трубочки — это одно из упражнений для лечения.

Пассивная часть занятия проводится под строгим контролем врача или родителя. Далее начинаются активные приемы, для применения которых малыша усаживают перед зеркалом. Пациент должен наблюдать за действиями педагога, повторять их, следить за правильностью их выполнения в отражении.

Комплекс активных артикуляционных упражнений при дизартрии:

  • выпучивание глаз с подъемом надбровной зоны в гримасе удивления;
  • частое систематическое или беглое моргание глазами;
  • надувание правой и левой щек по очереди, затем одновременно;
  • забор воздуха под верхнюю и нижнюю губу по очереди, затем одновременно;
  • выполнение положения «забор». Губы растягиваются в улыбке, обнажая плотно сжатые зубы;
  • выдвижение языка вперед с его последующим расслаблением;
  • выдвижение языка вперед в попытке скрутить его в трубочку, притягивая края органа друг к другу;
  • прикосновение языком к верхней и нижней губе, их обведение;
  • попытки дотянуться основным органом речи до носа, подбородка, щек;
  • формирование языком различных звуков – цоканье, щелканье, клацанье;
  • движение нижней челюстью – ее выдвижение вперед, отведение в одну и другую сторону.

В соответствии с негласной рекомендацией положение «забор» надо чередовать с выполнением всех упражнений. При этом время от времени следует расслаблять артикуляционный аппарат, чтобы мышцы всегда находились в динамике, а не напрягались в статичном положении.

Упражнение «Забор» также применяется в лечении больных.

Логопедическая ритмика при дизартрии

Одним из вспомогательных направлений лечебной гимнастики является логопедическая ритмика. Следует понимать, что речевые нарушения напрямую связаны с проблемами моторики. Если развивать двигательную активность ребенка, можно существенно снизить выраженность дизартрии.

Специально подобранные физические упражнения, дополненные музыкой и текстом, оживляют обменные процессы и стимулируют работу центральной нервной системы.

Существенным плюсом становится тот факт, что дети положительно реагируют на музыкальное сопровождение, занимаются с особым удовольствием, раскрепощаются.

Набор действий, их амплитуда, ритм и темп подбираются врачом индивидуально в соответствии с особенностями ситуации. Важное значение имеет тип музыки, которая является стимулятором физической активности.

Если все скомбинировано правильно, результатом занятий станет стремительное развитие и закрепление ритмических рефлексов, устранение лишних телодвижений. Приемы позволяют установить баланс в работе нервной системы малыша, нормализовать его эмоциональный фон.

Организм научится распознавать основные акустические раздражители и адекватно на них реагировать. Работа может проводиться в группе или индивидуально, иногда врачи рекомендуют сочетать подходы.

Дизартрия – тяжелое состояние и опасный диагноз, который очень часто ставится в детском возрасте. Своевременное начало терапии с использованием принципов артикуляционной гимнастики является залогом успешной борьбы с речевым расстройством.

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии Ссылка на основную публикацию

Важно

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.
Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник: https://insultinform.ru/bolezni/dizartriya/artikulyatsionnaya-gimnastika

Логопедическая работа при дизартрии: программа занятий при дизартрии, этапы и принципы логопедического воздействия, лечение в Москве

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи.

Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии.

Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Артикуляционная моторика при дизартрии

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

Источник: https://yusupovs.com/articles/neurology/printsipy-logopedicheskoy-raboty-pri-dizartrii/

Как лечить дизартрию

Дизартрия – это нарушение речи, которое большинстве случаев развивается у детей. При этом нарушается фонетика, темп и мелодичность, четкость речи ребенка. В настоящее время эта проблема является очень распространенной.

Существует несколько форм и видов заболевания, в зависимости от его причин и проявлений.

Дизартрия у детей развивается по причине нарушения внутриутробного развития или перенесенных детских заболеваний, влияющих на функционирование ЦНС.

Совет

При возникновении дизартрии лечение заключается в выполнении специальных упражнений и улучшении питания головного мозга. Лечение патологии можно проводить в домашних условиях в форме игры. Это позволит избежать дополнительного стресса у ребенка.

Для улучшения питания мозга можно скорректировать рацион ребенка, добавив в него полезные продукты. Такая терапия оказывает мягкое действие на организм малыша и не вызывает побочных эффектов.

Читайте также:  Болезнь микроцефалия: причины, лечение, продолжительность жизни, фото детей

  • Симптомы
  • Причины заболевания
  • Виды дизартрии: что это такое и с чем связано?
  • Лечение дизартрии
    • Логопедический массаж и упражнения
    • Питание
  • Прогноз заболевания
  • Симптомы

    Дизартрия – это нарушение речи, которое характеризуется различными проявлениями. При этом заболевании у ребенка происходит ряд нарушений:

    1. Слабость артикуляционных мышц. Рот у малыша может быть всегда приоткрыт или, напротив, губы ребенка плотно сжаты. Язык может вываливаться наружу.
    2. Возникает усиленное слюноотделение.
    3. Назальное произношение звуков даже при отсутствии насморка.
    4. Неправильное произношение и замена звуков.
    5. Нарушения речевого дыхания: к окончанию фразы может возникнуть одышка.
    6. Нарушение тембра голоса, он становится более высоким.
    7. Измение темпа и мелодичности речи. Речь монотонная, слишком быстрая или слишком медленная.

    Причины заболевания

    Чаще всего такое состояние является следствием нарушения внутриутробного развития ребенка. Общие причины дизартрии следующие:

    1. Гипоксия – недостаточное снабжение головного мозга кислородом. Возникнуть это состояние могло во время беременности или в процессе родов.
    2. Интоксикация организма ребенка при токсикозе будущей матери во время вынашивания плода.
    3. Резус-конфликт матери и плода.
    4. Различные заболевания беременной женщины.
    5. Рождение недоношенного малыша.

    Также вызвать дизартрию могут различные детские болезни:

    • отек мозга;
    • черепно-мозговая травма;
    • развитие желтухи у новорожденного малыша;
    • детский церебральный паралич;
    • интоксикация вследствие отравления;
    • нейроинфекции: менингит, энцефалит;
    • гнойный отит.

    Виды дизартрии: что это такое и с чем связано?

    В зависимости от выраженности речевых расстройств различают несколько степеней дизартрии:

    1. I степень или стертая дизартрия.
    2. II степень. При этом нарушения речи слышны окружающим людям, но ребенка все равно понимают.
    3. III степень. При этой форме дизартрии речь ребенка понимают только близкие люди, которые проводят с ним максимально много времени. Посторонние люди не могут разобрать, что малыш говорит.
    4. IV степень. Речь ребенка непонятная даже близким людям.

    Наиболее распространенной является стертая дизартрия. При стертой дизартрии у детей проявляются незначительные нарушения произношения: ребенок способен четко произносить отдельные звуки, но в процессе говорения при быстрой речи эти звуки стираются, и речь становится нечеткой и неразборчивой. Стертая форма дизартрии часто незаметна неспециалисту.

    Источник: http://nmed.org/dizartriya.html

    Дизартрия у детей – виды, лечение, массаж

    Дизартрия – это достаточно редкое заболевание, которое выявляется у деток в возрасте 3,4,5,6 лет, а также иногда встречается у младших школьников. Как же справиться с данной патологией? Об этом вы сможете узнать в нашей статье.

    Что такое дизартрия?

    Дизартрией называют нарушение речевого аппарата, которое проявляется из-за врожденной или приобретенной патологии центральной нервной системы. При этом недуге затронуты функциональные возможности языка, губ, а также мягкого неба.

    Деткам, страдающим дизартрией, достаточно трудно разговаривать, а в каких-то более тяжелых случаях речь отсутствует полностью.

    Но не стоит отчаиваться, ведь при своевременной постановке правильного диагноза и грамотно подобранное терапии, вылечить такое заболевание вполне возможно.

    дизартрия – это расстройство речевого аппарата

    Основные виды дизартрии

    Существует несколько основных видов дизартрии. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

    Мозжечковый тип

    Мозжечковая дизартрия обуславливается патологическим состоянием «малой» задней мозговой области или мозжечка, а также нервов, проходящих в той зоне. При данном заболевании нарушается двигательная активность кожно-мышечных губных складок и мышц языка (он становится распластанным, его подвижность ограничена).

    Бульбарный тип

    Бульбарная дизартрия проявляется в виде комплекса нарушений, затронувших отдел продолговатого мозга. Данная патология выражается в мышечных парезах или паралитических состояниях глотки, гортани, языка, небных тканей, мышц нижней челюсти, за счет чего ослаблены глотательные функции. Этот тип дизартрии считается одним из самых сложных и тяжелых.

    Экстрапирамидный тип

    Данная дизартрия образуется в результате дисфункции, происходящей в «системе управления» мозговой деятельностью, которую иногда называют экстрапирамидной.

    Эта патология имеет несколько признаков: мышечные напряжения различной этиологии, в том числе и нечленораздельность речи, которая носит непостоянный характер и возникает лишь при сильном волнении и каком-либо эмоциональном потрясении (стрессе, депрессии).

    Паркинсонический тип

    Паркинсоническая дизартрия считается одним из основных симптомов такого заболевания, как паркинсонизм (неврологическое заболевание, сопровождающееся ярко выраженным нарушением произвольных движений человека, к примеру, затрудненная двигательная активность рук, ног, мышц лица, которая носит временный характер, то есть проявляется в виде приступов). При такой дизартрии речь малыша может быть очень медленной, невыразительной и непонятной.

    Псевдобульбарный тип

    Псевдобульбарная дизартрия возникает вследствие поражений корко-ядерных путей головного мозга. В результате такого нарушения появляется паралитический синдром речевых мышц, центральной нервной системы (к примеру, ребенок может внезапно начать смеяться, а через секунду плакать). Речь малыша монотонная, еле слышная.

    Корковый тип

    Корковая дизартрия появляется в результате поражения коры головного мозга, а именно той зоны, которая отвечает за координацию работы артикуляционно-речевого аппарата. У малыша может наблюдаться паралитический синдром речевых мышц. Ребенок неверно произносит слоги и некоторые слова, но речь при этом понятная.

    Холодовой тип

    Холодовая дизартрия возникает лишь при резкой смене температурного режима ребенка, например, если малыш заболел, у него поднялась высокая температура, из-за которой могут проявиться некоторые речевые затруднения.

    Стертый тип

    Стертая дизартрия считается наиболее легкой формой этого недуга. Данное заболевание проявляется лишь в виде неправильного произношения шипящих и свистящих звуков.

    дизартрия лечится упражнениями, массажем и медикаментами

    Причины возникновения дизартрии

    Такое нарушение речевого аппарата, как дизартрия может возникнуть по многим причинам. К ним можно отнести:

    • внутриутробную инфекцию;
    • гипоксическое состояние плода;
    • конфликт резусов, происходящих во время беременности (когда у мамы и малыша кровь имеет различный резус-фактор);
    • сильнейшие гестозы, возникающие у будущей мамы;
    • рождение ребенка намного раньше положенного срока, например, в 6-7 месяцев;
    • тяжелую травму во время родов;
    • затяжную желтушку новорожденных;
    • гидроцефальный синдром;
    • образования головного мозга различной этиологии;
    • энцефалит, полученный из-за укуса клеща;
    • менингит;
    • черепно-мозговую травму.

    Симптомы проявления дизартрии

    Поставить точный диагноз вашему ребенку сможет только опытный врач, но, несмотря на это, имеется ряд определенных симптомов, на основании которых можно предположить возможное наличие дизартрии у малыша. К ним можно отнести следующее:

    • слабый, тихий крик младенца после рождения;
    • нарушение функции сосания и глотания, малыш не может проглотить молоко, он давится им и выплевывает;
    • слабо выраженную мимику лица, то есть проявление каких-либо эмоций (радости, переживаний) происходит практически незаметно;

    Источник: https://mixfacts.ru/articles/dizartriya-u-detej-vidy-lechenie-massazh

    Артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии

    Дизартрия является нарушением нервной системы с проявлением расстройства речи, при котором требуется системное лечение педиатра, невролога, логопеда. При таком заболевании появляется невнятное произношение слов, сбивается ритм дыхания.

    Движения губ, языка, мягкого неба при этом ограничены, и как следствие нарушается артикуляция (произношение). Немаловажную роль в лечении играет артикуляционная гимнастика при дизартрии, которая помогает развить правильную речь, постановку звуков, снимает гипертонус, увеличивает скорость двигательных функций.

    Одновременно проводится медикаментозное лечение, логопедический массаж.

    Причины дизартрии

    Причины дизартрии могут быть разными. Это заболевание не является самостоятельным, возникает при нарушениях ЦНС (центральной нервной системы). Заболевания, приводящие к дизартрии:

    • ДЦП;
    • поражения головного мозга;
    • энцефалит;
    • менингит;
    • травмы и опухоли ЦНС;
    • нарушения кровообращения головного мозга.

    Факторы риска появления дизартрии:

    • внутриутробная инфекция;
    • недоношенность;
    • токсикоз матери во время беременности;
    • резус-конфликт;
    • асфиксия;
    • черепно-мозговая травма в родах;
    • патологии плаценты.

    Проявления заболевания

    Симптоматика дизартрии имеет характерные нарушения в произношении звуков, слогов и отдельных слов. При несоблюдении методов лечения заболевание может нарушить не только устную речь, но и письменную, а также мелкую моторику. Признаки дизартрии:

    • нечеткое произношение слов;
    • гнусавость;
    • нарушенный ритм дыхания во время разговора;
    • произношение слов с остановками между слогами;
    • быстрая утомляемость от разговора;
    • повышенное слюноотделение;
    • иногда отсутствие мимики.

    Возможные последствия:

    • нарушение мелкой моторики;
    • затруднение при письме, чтении.

    Иногда при дизартрии симптомы имеют стертое течение. Речь таких больных понятна окружающим, но она нечеткая, гнусавая, темп ускоренный или замедленный. При стертой форме нарушается мелкая моторика: сложность при шнуровании обуви, застегивании пуговиц, рисовании.

    Методы лечения

    В первую очередь лечить нужно заболевание, вызвавшее дизартрию. Лечение должно включать в себя прием медикаментов, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика проводится для того, чтобы нормализовать дыхание и сформировать правильную речь. Упражнения выполняются как пассивно, так и активно. Пассивные занятия воздействуют на язык и губы.

    Совет! При выполнении желательно, чтобы ребенок смотрел на себя в зеркало, и присутствовала взаимосвязь с инструктором.

    Методы выполнения:

    • выведение изо рта и обратно;
    • поднятие, а затем отведение назад (для произношения буквы «л»);
    • подтягивание языка поочередно в сторону подбородка и носа;
    • отведение языка в разные стороны;
    • опускание ко дну рта;
    • подведение языка к небу (для произношения буквы «р»);
    • покачивание языка в стороны для расслабления.
    • легкие сдавливания губ кончиками пальцев;
    • собрать губы в «трубочку» (для произношения буквы «у»);
    • растяжка линии губ с фиксацией пальцев на уголках рта (для произношения буквы «и»);
    • поднятие верхней губы;
    • опущение нижней губы;
    • сжатие губ (для произношения буквы «м» и «п»).

    Активная гимнастика проводится перед зеркалом, пациент повторяет мимические упражнения за логопедом:

    1. Изобразить «удивление»: раскрыть шире глаза и приподнять надбровную дугу. При необходимости можно помочь, приподняв чуть пальцами лоб.
    2. Быстро поморгать.
    3. Надувать щеки одновременно и поочередно; втягивать щеки.
    4. Сложить язык «трубочкой».
    5. Облизать губы;
    6. Дотянуться языком до носа и подбородка.
    7. Широко улыбнуться, затем собрать губы в «трубочку», выполнять поочередно.
    8. Открытие и закрытие рта с прищелкиванием зубов.

    Медикаментозное лечение

    Кроме артикуляционной гимнастики и логопедического массажа, дизартрия требует лечение медикаментозное. Лекарственными препаратами лечится в основном то заболевание, которое спровоцировало появление дизартрии. Дополнительно врач может назначить:

    1. Ноотропные препараты для стимулирования умственной работы, улучшения памяти и повышения способности к процессу обучения.
    2. Препараты для улучшения мозгового кровообращения.
    3. Витамины.

    Массаж языка

    Массаж языка при дизартрии позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить секреторную функцию, произношение слов. Массаж назначается и выполняется только квалифицированным специалистом, чаще логопедом, при отсутствии противопоказаний со стороны невролога. Процедура проходит ежедневно или через день длительностью:

    • у детей до 3 лет – не больше 10 минут;
    • с 3 до 7 лет – 15 минут;
    • от 7 лет – 25 минут.

    Противопоказания к массажу:

    • инфекционные заболевания;
    • стоматит;
    • рвота;
    • герпес на губах.

    К профилактическим мерам можно отнести:

    • контроль течения беременности;
    • предотвращение черепно-мозговых травм;
    • предупреждение нейроинфекций.

    В заключение нужно отметить, что дизартрия является серьезным заболеванием и требует комплексного лечения. Отчего возникает дизартрия и как ее лечить расскажет врач логопед или невролог, к которым необходимо обратиться при появлениях первых симптомов. Эффект будет достигнут при упорном труде, соблюдении всех назначений врача.

    (3

    Источник: https://golmozg.ru/deti/artikulyacionnaya-gimnastika.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector