Диспраксия (кинестетическая, оральная, идеативная и другие): причины, симптомы, лечение

Апраксии: виды и методы лечения расстройств

Апраксия представляет собой патологический синдром, характеризующийся утратой или ухудшением способности индивидуума к выполнению целенаправленных последовательных движений и правильных сложных действий. При этом расстройстве субъект утрачивает возможность выполнения хорошо усвоенных навыков и проведения привычных действий.

При апраксии не фиксируются какие-либо элементарные моторные дефекты: обследование не устанавливает у больного ни паралича – полного отсутствия произвольных движений, ни пареза – снижения мышечной силы. У больного, в отличие от лица с атаксией, сохранена в полном объеме согласованность движений различных групп мышц.

  Также при осмотре особы не устанавливаются признаки гипокинезии – состояния недостаточной двигательной активности организма с характерным дефицитом объема, темпа, амплитуды движений. Апраксия не сопряжена с недостатком интеллектуального потенциала субъекта: больной полностью понимает суть поставленного перед ним задания.

Апраксия: причины нарушений праксиса

Апраксия представляет собой негативное следствие действия травматических факторов на участки коры головного мозга, поражение которых инициирует нарушение слаженной работы структур, регулирующих высшую нервную деятельность.

Практически всегда пострадавший участок локализирован в 40 цитоархитектоническом поле, являющем собой двигательный анализатор сложных профессиональных, трудовых и бытовых навыков.

Также очаг может быть расположен в мозолистом теле, именуемом большая комиссура – скоплении отростков нейронов, объединяющих правое и левое полушарие.

Апраксия в большинстве случаев развивается у человека после перенесенного ишемического инсульта, кровоизлияния в мозг, транзиторных ишемических атак.

Дефекты праксиса могут быть следствием черепно-мозговых травм, заболеваний центральной нервной системы микробной и вирусной этиологии, дегенеративных процессов в структурах мозга, новообразований, локализованных в черепной коробке.

Отсутствие правильной скоординированной двигательной активности могут фиксироваться одновременно на двух конечностей. Также апраксии могут проявлять себя на отдельных зонах, вызывая дефекты на одной стороне туловища.

Обратите внимание

Если патологически поврежденный участок находится в лобной доле – структурной единице коры больших полушарий, отвечающей за планирование, подготовку и проведение сознательных целенаправленных и осознаваемых движений, формируется оральный вид патологии.

При этом виде апраксии определяется неспособность индивидуума проводить сложные двигательные акты, в которых участвуют отделы ротовой полости.

Апраксии: механизмы и симптомы

Апраксии причиняют серьезные проблемы страдающей особе. Симптомы дефектов праксиса проявляются в рабочей и учебной сфере, в привычных бытовых ситуациях. По мере отягощения синдрома человек может утратить способность полноценно использовать на практике имеющиеся трудовые навыки, что вызывает постоянную и длительную нетрудоспособность.

Некоторым субъектам не под силу выполнять простейшие бытовые деяния, поскольку им не удается использовать правильно различный домашний инвентарь. Для них затруднительно выполнять уборку с помощью пылесоса. Несмотря на прикладываемые усилия они не могут зажечь конфорку на газовой плите. Они не ведают, как выполнять глажку, с какой стороны прикладывать к белью утюг.

При апраксии человек утрачивает способность к полноценному самообслуживанию. Индивидуум часто не может самостоятельно переодеть личные вещи и не способен обуться.

Ему требуется помощь окружения при выполнении стандартных гигиенических манипуляций, поскольку он не в состоянии умыться, расчесаться, побриться. Процедуры по подстриганию ногтей для него являются невыполнимыми.

Особые затруднения человек с апраксией ощущает при необходимости в приеме пищи, поскольку ему трудно правильно использовать столовые приборы.

У персоны с диагнозом «апраксия» часто значительно ухудшаются либо целиком пропадают конструкторские способности.  У него возникают существенные трудности при черчении, рисовании, сборе деталей в единое цельное устройство. Некоторые больные и вовсе не способны держать ручку и не могут написать требуемых буквенных символов.

Еще один симптом апраксии знаменуется тем, что человек не понимает смысла и не способен воспроизвести двигательные акты, имеющие символическое значение.

Ему не удается осознать предназначения многих повседневных действия, например: привычного махания рукой на прощание.

Ему невдомек, как проводить обмен приветствиями при расставании, поэтому он не может выполнить это действие в ответ.

Часто фиксируемые симптомы апраксии – машинальные ошибочные действия, которые не отвечают сути поставленного задания. Например, человек, демонстрируя, как он пишет, берет в руки блокнот и начинает им «писать» по лежащей на столе ручке.

Еще одно явление, фиксируемое в рамках апраксии, носит название стереотипия или элементарные персеверации – устойчивое бесцельное повторение однотипных движений.

Например, если перед человеком поставлена задача: выполнить последовательность движений – постучать по столу кулаком, ребром кисти и затем ладонью, он упорно проводит стуки кулаком.

Есть и серийные повторения – явления, когда человек «застревает» на выполнении какого-то одного звена двигательной программы, не переключаясь на следующие действия. Другая разновидность ошибочных двигательных актов именуется эхопраксия – машинальный повтор или имитация субъектом жестов, мимики, поз и движений других людей.

При апраксии широко распространены и пространственные дефекты – оплошности, возникающие из-за неправильного размещения предметов или рук в пространстве при сохранении целенаправленности движения.

Приведем пример: пытаясь почистить зубы, особа берет и удерживает зубную щетку не за рукоятку, а со стороны расположения щетины. Стараясь одеться, он не попадает рукой в рукав свитера из-за того, что не понимает нужную траекторию движения своей конечностью.

Важно

Встречаются и ошибки, напоминающие зеркальность, когда особа затрудняется определить, где и нее левая рука, а где правая конечность.

Симптомы апраксии проявляются и при утере человеком предыдущего опыта и прежних знаний.

Приведем пример: человек не может использовать ножницы по назначению, поскольку не понимает, для чего они предназначены, как ими действовать. Он узнает ножницы, правильно их называет, однако применить их не может.

Распространенный дефект – неспособность отворить входную дверь, поскольку человек не знает, что для открытия замка необходимо использовать ключ.

Апраксии: виды двигательных нарушений

До сегодняшнего дня не разработана общепризнанная классификация нарушений целенаправленной двигательной активности. Наиболее широкую известность получила классификация, предложенная Лурия.

Позже на ее основе была сформировано подробное и объемное описание двигательных изъянов, входящих в синдром апраксии. В современной неврологии апраксии принято рассматривать в контексте месторасположения пораженного участка.

Также используют классификацию нарушений в соответствии с преобладающими демонстрируемыми симптомами. Опишем наиболее распространенные виды дефектов праксиса.

  • Идеаторный вид (регуляторная апраксия) – аномалия, характеризующаяся невозможностью осуществить планирование очередности простых движений, обязательных для завершенного и полного проведения сложного двигательного акта. Субъект утрачивает способность контролировать правильность проведения отдельных этапов двигательной деятельности. Ухудшаются все формы праксиса: человек утрачивает профессиональные навыки, не способен к самообслуживанию, не может воспроизвести символические жесты. Наибольшие трудности вызывает предложения сымитировать какие-то операции с предметами при их отсутствии в руках человека. Для таких пациентов также характерна излишняя порывистость и неадекватность реакций.
  • Кинестетический вид (идеомоторная апраксия) подразумевает неспособность индивидуума выполнять сознательные целенаправленные деяния, поскольку у человека отсутствует понимание того, какие именно движения необходимо выполнить для осуществления двигательного акта. Человек не способен придать своей руке требуемое положение, которое обеспечило бы выполнение задачи. Ему трудно приноровиться к особенностям предмета, с помощью которого он намеревается провести заданные манипуляции.
  • Кинетический вид (моторная апраксия) – утрата автоматизированных двигательных навыков. При этом не страдают ресурсы для планирования предстоящего действия. Чтобы довести до логичного финала двигательный акт, субъекту приходится держать под полным контролем выполнение каждой отдельной манипуляции. Для этого вида апраксии характерно утрата индивидуумом плавности и размеренности движений. Он застревает на выполнение отдельного фрагмента, при этом неоднократно повторяет одно и то же действие.
  • Оральный вид (орофациальная апраксия) проявляет себя неспособностью человека проводить сложные двигательные акты, в которых принимают участие лицевые структуры и отделы ротовой полости. У больного нередко наблюдаются речевой функции. Особа утрачивает способность к подмигиванию. Ей не удается изобразить какие-то отдельные звуки, например: свист.
  • Пространственный вид (конструктивная апраксия) подразумевает утрату способности к ориентации в пространстве из-за отсутствия пространственных представлений. Человек не может координировать совместные движения своих верхних конечностей. Он испытывает затруднения при необходимости осуществить пространственно-ориентированные действия. Определяется неспособность больного сформировать целый предмет из его отдельных частей. Кроме утраты навыков конструирования, страдают способности человека к рисованию.

Апраксия: способы лечения

Применяемые способы лечения апраксии, а также прогнозирование исхода патологии, напрямую зависят от возраста пациента, локализации очага поражения, характера и степени тяжести нарушений.

Лечение направлено на коррекцию двигательных навыков пациентов.

Если апраксия сочетается с расстройствами речевой функции, то из-за тяжестей в установлении вербального контакта между врачом и больным, лечение может растянуться на несколько лет.

Для избавления от апраксии не существует универсального рецепта терапии: в каждом конкретном случае врач избирает индивидуальную схему лечения. В числе используемых мероприятий присутствуют физиотерапевтические процедуры и психологические методы реабилитация. Однако основной акцент в лечении сделан на устранении причины, вызвавшей апраксию.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/apraksii.html

Апраксия

Апраксия (бездействие, бездеятельность) – заболевание, при котором пациент не может выполнить какие-либо движения или жесты, хотя имеет физические способности и желание для их выполнения.

При этом заболевании поражаются большие полушария мозга, а также проводящие пути мозолистого тела.

Апраксия может развиваться после перенесенного инсульта, опухоли головного мозга, травмы мозга, инфекции, дегенеративных заболеваний мозга (болезни Альцгеймера, лобно-височной деменции, болезни Хантингтона, кортикобазальной ганглиозной дегенерации).

Виды апраксии

Различают одностороннюю апраксию, при которой нарушения движений проявляются лишь с одной стороны лица или тела, и двустороннюю. Данную болезнь классифицируют по симптоматическим проявлениям, а также по локализации поражения полушарий мозга.

По расположению в мозге выделяют лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию. При лобной апраксии нарушается последовательность двигательных актов в результате поражения префронтальной области полушарий мозга.

При моторной апраксии пациент способен спланировать необходимые действия, однако выполнить их он не может. При премоторной апраксии поражается премоторная область коры больших полушарий, вследствие чего утрачивается способность преобразовывать простые движения в более сложные.

Билатеральная апраксия возникает при двухстороннем поражении нижней теменной доли полушарий мозга.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия бывает акинестической, амнестической, идеаторной, идеокинетической, артикуляционной, кинестетической, конструктивной, оральной, пространственной и афферентной. Наиболее сложным видом заболевания является артикуляционная апраксия.

Артикуляционная апраксия характеризуется неспособностью пациента членораздельно произносить слова, несмотря на отсутствие парезов и параличей органов артикуляции. Акинестическая апраксия обусловлена недостаточным побуждением к движению. Амнестический вид болезни характеризуется нарушением произвольных движений.

Идеаторная – невозможность обозначить последовательность действий для осуществления ложных движений. Кинестетический вид заболевания характеризуется нарушением произвольных двигательных актов. При конструктивном виде болезни пациент не способен составить целый предмет из отдельных частей.

Пространственная апраксия – нарушение ориентировки в пространстве.

Виды моторной апраксии

При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно.

Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.).

Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.

Афферентная апраксия

Афферентная апраксия обычно развивается на фоне поражения постцентральной (теменной) коры головного мозга.

Данная болезнь характеризуется неспособностью пациента воспроизвести единичные позы (пальцевые и кистевые, оральные и артикуляционные).

Однако, подобные позы при данном виде заболевания легко воспроизводятся вместе с привычными непроизвольными действиями – одеванием, приемом пищи.

Конструктивная апраксия

Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария.

При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры. При этом пациент искажает контуры объекта, не дорисовывает отдельные его элементы и детали.

Копируя лицо человека, он может нарисовать один глаз над другим, не нарисовать некоторые части лица. При конструктивной апраксии возникают трудности с выбором места для рисования на бумаге.

Лечение апраксии

Лечением апраксии занимаются психиатры и неврологи, все зависит от вида и причины нарушений. Чаще всего назначаются индивидуальные схемы лечения с применением физиотерапии, логопедии и трудового обучения. Пациентам с подобными нарушениями требуется психолог, сиделка и соцработник.

Читайте также:  Циклотимия (дистимическая депрессия и гипертимия): симптомы и лечение

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник: https://www.neboleem.net/apraksija.php

Что такое апраксия? Её виды. Значение в неврологии и логопедии

Праксис.

Апраксия (АС) –это нарушение целенаправленных действий, при сохранении составляющих его элементарных движений, при этом отсутствуют моторные нарушения в виде параличей, гипокинезии или атаксии. Занимает особое место в неврологии и логопедии, так как часто нуждаются одновременно в помощи логопеда, невролога, нейропсихолога.

АС возможна в одной, обеих руках, в оральных мышцах, при ходьбе и т.д.

По статистике данное состояние встречается с высокой частотой у пациентов, у которых поражено именно левое полушарие головного мозга (ГМ). Соответственно, значительно реже при поражениях правого полушария ГМ.

Факторы, необходимые, чтобы осуществлялись целенаправленные движения (праксис):

  • Сохранение афферентной и эфферентной основы движений;
  • Сохранение зрительно-пространственных отношений;
  • Программирование и контроль при организации праксиса.

Чтобы возникла АС, необходимо повреждение одного из участков функциональной системы, отвечающей за праксис (префронтального или премоторного поля — №6 и 8; постцентрального отдела — №39 и 40), чтобы прервались дифференцированные импульсы и нарушилась четкая адресация стимулов.

Виды апраксии

В соответствии с их повреждениями выделяют следующие виды АС:

Апраксия позы, оральная апраксия

В этом случае поражаются постцентральные отделы (1-3, 5 и 7 поля): при этом дифференцированные импульсы плохо направляются к мышцам и человеку тяжело расположить пальцы руки в соответствии с образцом (положить палец на палец) или разместить язык между зубами и верхней губой.

Если у правшей страдает левое полушарие, то помимо апраксии наблюдается аграфия и алексия.

Динамическая апраксия

Возникает при поражении премоторных отделов (6, 8 и 44 поля): затрудняются выполнения ряда последовательных движений (к примеру, ладонь-кулак-ладонь).

Если поражается левое полушарие, с ней появляются моторная афазия (невозможность применения слов, чтобы выразить собственные мысли) и аграфия (утрата написания слов при сохраненном интеллекте и в отсутствие расстройств движений в верхних конечностях);

Пространственная и конструктивная апраксия

Если поражается нижняя теменная долька: при этом пациент начинает путать плоскость (фронтальная или сагиттальная), стороны (левая или правая), ему сложно провести построение геометрической фигуры (треугольника или квадрата), при тяжелых нарушениях – пациенту сложно сделать элементарные движения (надеть одежду, показать жесты, застелить постель).

Нередко сочетается с семантической афазией – нарушение понимания структур логико-грамматического характера, акалькулией – нарушение счета, алексией – неспособность к чтению, и аграфией;

Апраксия левой руки

Это особая форма апраксии, которая возникает у правшей при поражении срединных зон в мозолистом теле (структуре, соединяющей оба полушария), вследствие чего нервный импульс, ответственный за совершение движения, не достигает нижнетеменных отделов в правом полушарии, при этом затрудняется выполнение действия левой рукой, а правой рукой сохранено.

Лобная апраксия

В этом случае поражены полюсы лобных долей ГМ: наблюдается нарушение программы действия и нет контроля за его результатами. Сочетается с изменениями в поведении.

Апраксия ходьбы

Она развивается, когда нарушена регуляция движений в нижних конечностях (когда поражаются лобно-мостомозжечковые пути при лакунарном инсульте, нормотензивной гидроцефалии, опухолях ГМ, дегенеративных болезнях).

Пациент не может нормально использовать свои ноги при ходьбе (ему сложно имитировать движения при сохранности некоторых автоматических), при этом сенсорные, мозжечковые и проявления силового пареза отсутствуют.

Внешне походка у такого человека шаркающая, он ссутулен, часто неспособен самостоятельно перейти препятствие.

Апраксия речи или артикуляционного аппарата (в логопедии)

Встречается при грубой эфферентной моторной афазии. При этом пациенту трудно повторять не отдельные звуки, а целые серии звуков или слогов. Когда просят пациента повторить два слога, он стереотипно повторяет звуки из предыдущего ряда.

Нет функции называния, т.е. когда пациенту подсказывают первый слог, он либо его автоматизировано заканчивает, либо соскальзывает на иное слово, которое начинается с того же самого слога (к примеру, при слоговой подсказке «но», вместо слова «нога» говорит «ножницы», «нос», «носорог»).

В другом случае, у больного наблюдаются явления экспрессивного аграмматизма: он пропускает глаголы, иногда предлоги. В третьем случае, при высказываниях много длительных пауз, персевераций, вербальных парафразий, «растянутых» слов.

Регуляторная, или идеаторная апраксия (РАС)

При данном виде АС имеется недостаточно произвольное планирование в движениях и нарушения при контроле над правильностью выполнения этих движений.

Нарушена последовательность действий, характерно наличие импульсивных сбоев на деятельность, которая не соответствует заданной цели, наличие серийных персевераций (стереотипных повторений движений).

При этом характерны ошибки, когда действия выполняются по команде или когда копируются движения доктора.

Наблюдается утрата профессиональных и инструментальных навыков, конструктивных способностей, затруднения при самообслуживании и выполнении символических действий.

Совет

РАС встречается тогда, когда поражаются лобные доли ГМ вследствие опухолей, сосудистой патологии, первично-дегенеративных поражений, локальных корковых атрофий (болезни Пика или лобно-височной атрофии).

При данном виде апраксии пациент не может исправить ошибки.

Если имеется наиболее переднее поражение лобной доли, то у пациента возникают апатико-абулические расстройства (ему сложно поставить самому себе цель), при этом он может выполнять движения по команде или глядя на то или иное движение.

Когда поражены дорсолатеральные отделы, появляются серийные персеверации, препятствующие достижению поставленной цели. Для поражения орбитофронтальной зоны характерны импульсивные действия, отвлекаемость, простые и/или сложные стереотипии (устойчивые бесцельные повторения действий) и эхопраксия (непроизвольные повторения действий или поз окружающих людей).

Кинетическая, или моторная апраксия

Если поражаются заднелобные премоторные зоны коры лобных долей больших полушарий, основными функциями которых являются серийная организация и автоматизация движений. При этом, у пациента сохранено планирование и контролирование собственной двигательной активности, однако утрачены двигательные навыки автоматизированного характера – «кинетические мелодии».

При таком виде нарушений характерно наличие более медленных и неловких движений с постоянным сознательным контролем даже хорошо известных, привычных действий, наличие элементарных персевераций.

Идеомоторная (ИМ), или кинестетическая, или апраксия Лимпанна

Возникает когда поражаются теменные доли головного мозга – вторичные зоны коркового анализатора соматической чувствительности и зоны пространственных представлений вследствие болезни Альцгеймера, опухолей и сосудистых поражений теменных долей ГМ. При данном виде АС утрачиваются соматоскопические и пространственные представления.

План деятельности и правильная последовательность действий сохранены, но трудна пространственная организация движений, то есть страдает их четкая пространственная ориентация.

Такому больному тяжело выполнить пробу Хэда (воспроизвести двигательные действия рук психолога в четыре этапа, например, поднять правую, а потом левую руку, прикоснуться к уху и т.д.

) – он долго ищет нужную позу, либо имеются зеркальные ошибки.

В обыденной жизни человеку сложно одеться («апраксия одевания»), либо исполнить по команде или скопировать действия символического характера без нарушения их понимания.

Конструктивная (КТ), или апраксия Клейста

Развивается, когда поражаются нижние отделы теменных долей ГМ (кора угловой извилины, область внутритеменной борозды, прилежащие отделы затылочной доли); сходна с ИМ апраксией; при ней утрачиваются пространственные представления и нередко имеются симптомы обоих видов АС, часто при болезни Альцгеймера. При данном виде АС первично нарушаются конструктивные способности, то есть человеку сложно что-то конструировать или рисовать, в особенности ему трудно перерисовывать сложные геометрические фигуры. Нередко нарушается написание.

Проводниковая апраксия

Появляется при разобщении отделов, которые ответственны за соматоскопические соображения и зон, отвечающих за планирование и регуляцию произвольных действий в белом веществе теменных долей ГМ. У пациента возникают трудности при повторении движений по показу, однако они сохранены при самостоятельном их выполнении и правильно выполняются по команде; символические действия так же понимаются.

Диссоциативная апраксия

Развивается вследствие разобщения центров сенсорного составляющего речи и центров двигательной активности.

Характерна невозможность выполнения двигательных команд при сохраненном самостоятельном праксисе и повторении их за доктором.

При «симпатической апраксии», когда поражается передняя спайка мозолистого тела, данный вид АС имеется в левой руке, а также парез – в правой.

Динамическая апраксия.

Развивается когда поражаются глубинные неспецифические структуры ГМ и нарушается непроизвольное внимание. Имеется затруднение усвоения и автоматизации новых двигательных программ.

Когда выполняются заученные программы, также возможны ошибки, но пациент это замечает и старается исправить. Нередки флуктуации апрактических нарушений (суточные колебательные изменения в движениях).

В исследовании праксиса просят пациента воспроизвести позы пальцами рук, высунуть язык и дотронуться до верхней губы, показать второй, пятый, второй пальцы, составить из спичек геометрическую фигуру, воспроизвести жесты (помахать на прощание), показать действие с воображаемым и реальным предметом, узнать лицо известного человека или предметное изображение.

Лечение и восстановление

Апраксия как утрата способности к профессиональной деятельности.

При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).

Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.

Основная роль отводится лечению основного заболевания, вызвавшего апраксию (хирургическое – при опухолях и гидроцефалии, улучшение мозгового кровообращения и нейропсихологических функций с помощью нейропротекторов, ноотропов и вазоактивных препаратов – после инсультов, болезни Паркинсона и т.д.).

При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.

Источник: http://insultu-net.ru/apraksiya-chto-eto-takoe-vidy-rechi-hodby-v-nevrologii-logopedii/

Апраксия

Апраксия представляет собой нарушение целенаправленных произвольных действий и движений, не сопровождаемых элементарными двигательными расстройствами, обусловленное поражением коры головного мозга.

При апраксии происходит утрата определенных навыков (в зависимости от формы заболевания) – двигательных, речевых, профессиональных, бытовых; а у детей апраксия проявляется невозможностью обучения этим навыкам.

К развитию данного состояния приводит повреждение преимущественно теменных долей головного мозга в результате травмы, опухоли, инсульта, дегенеративных процессов.

Специфического лечения данного нарушения психической деятельности не существует.

Причины апраксии

Апраксия является результатом поражения коры больших полушарий мозга. К этому могут приводить инфекции, инсульты, травмы, опухоли, дегенеративные процессы в мозге. Именно кора больших полушарий, а точнее, теменные ее доли, отвечает за выполнение программы сложных действий.

Иногда апраксия может развиваться при повреждении проводящих путей мозолистого тела, премоторной коры, лобной доли.

Существует множество классификаций апраксии, которые во многом перекликаются друг с другом. В них выделяются следующие формы апраксии:

  • идеаторная. Характеризуется недостаточным уровнем произвольного планирования движений и нарушением контроля за выполнением двигательной программы. При данной форме расстройства нарушается последовательность действий, наблюдаются импульсивные сбои на деятельность, которая не соответствует поставленной цели. Эти ошибки могут отмечаться и при выполнении действий по команде, и при копировании действий другого человека. Пациент теряет инструментальные и профессиональные навыки, испытывает трудности в самообслуживании, нарушается процесс воспроизведения символических движений, утрачиваются конструктивные способности.

Развитие идеаторной апраксии связано с поражением лобных долей коры по причине опухолей, сосудистой патологии или дегенеративных поражений этого участка мозга;

  • конструктивная апраксия. При данной форме расстройства пациент испытывает трудности при составлении целого предмета из его элементов. Конструктивная апраксия является наиболее распространенной формой данного заболевания. Она связана с поражением теменных долей обоих полушарий. Симптомы конструктивной апраксии проявляются при рисовании и конструировании фигур. Больные затрудняются выполнить задания, связанные со срисовыванием простых и сложных фигур, предметов, человека, животных по памяти или с листа. При данной форме апраксии пациент не может выбрать место для рисования на листе, затрудняется с выполнением заданий на конструирование фигур из кубиков или палочек;
  • моторная апраксия – пациент способен к составлению плана последовательных действий, но не может его выполнить. В случае моторной апраксии у пациента есть понимание задания, но нет способности осуществить его, даже, если ему его продемонстрируют. Моторная апраксия может ограничиваться лишь одной половиной тела или одной конечностью или мышцами лица;
  • премоторная апраксия – обусловлена дезавтоматизацией движений и их инертностью; для нее характерно нарушение навыков превращения простых движений в более сложные двигательные акты; развивается в случае поражения премоторной области коры;
  • кинестетическая или идеамоторная или афферентная апраксия. В этом случае происходит нарушение произвольности движений при сохраненной пространственной их организации. Для афферентной апраксии характерны недифференцированные, плохо поддающиеся управлению движения. Пациенты с афферентной апраксией не могут правильно воспроизвести различные позы рук, не могут совершить действия без предметов, к примеру, не могут изобразить движение, с помощью которого они наливают воду в чашку. Афферентная апраксия компенсируется за счет усиления зрительного контроля над выполняемыми движениями;
  • кинетическая апраксия. При данном нарушении пациент может планировать, а затем контролировать свои движения, но утрачивает способность к автоматизированным двигательным навыкам. По этой причине движения его становятся неловкими и медленными. Человек сознательно пытается контролировать свои движения, даже выполняя хорошо заученные привычные действия. Кинетическая апраксия развивается вследствие поражения заднелобных премоторных участков лобных долей коры;
  • динамическая апраксия развивается в случае поражения неспецифических глубинных структур мозга, что ведет к нарушениям непроизвольного внимания. У больного затрудняется автоматизация и усвоение новых двигательных программ. Могут возникать ошибки и при выполнении заученных программ;
  • регуляторная апраксия – нарушение программирования и контроля произвольных движений. Больной не может программировать и подчинять движения заданной программе. Происходит отключение сознательного контроля за выполнением действий. Сложные программы пациент заменяет более простыми или инертными стереотипами;
  • артикуляционная апраксия – самая сложная форма расстройства, характеризующаяся нарушением управление мышцами лица. При артикуляционной апраксии нарушаются сложные движения языка, губ, что в свою очередь, ведет к нарушению речи. Пациенты с артикуляционной апраксией не могут воспроизвести простые артикуляторные позы по заданию, не могут найти нужные для произнесения звуков позиции речевого аппарата;
  • апраксия туловища связана с нарушением способности правильно располагать конечности и туловище в пространстве, чтобы ходить, стоять или сидеть;
  • апраксия одевания связана с неспособностью пациента выполнить действия, чтобы одеть себя;
  • апраксия ходьбы связана с нарушением ходьбы при отсутствии проприоцептивных, двигательных, вестибулярных расстройств, атаксии; возникает в случае поражения лобных долей коры.
Читайте также:  Одышка при всд: нехватка воздуха, приступ удушья, проблемы с дыханием

Диагностика и лечение апраксии

Чтобы поставить диагноз апраксии, врач сначала разговаривает с близкими пациента о его способностях к выполнению простых действий, а затем выполняет неврологическое оценивание – просит больного выполнить определенные движения, написать несколько слов, нарисовать фигуру, выполнить последовательность движений.

Для уточнения диагноза выполняют также магнитно-резонансную или компьютерную томографию.

Специальной терапии для данного нарушения не разработано. С целью уменьшения симптомов используют трудо- и физиотерапию, когнитивную реабилитацию, логопедические упражнения.

Обратите внимание

Таким образом, апраксия – редкое заболевание, при котором пациент не имеет каких-либо дефектов ног или рук, но, тем не менее, не может выполнять довольно простые и привычные для всех действия. Причина этого – в нарушении работы отдельных участков коры головного мозга.

Характер данного нарушения определяется тем, какой именно участок мозга оказался пораженным. При этом сам пациент не осознает своего заболевания и нуждается в постоянном присмотре и оказании помощи в выполнении бытовых действий и самообслуживании.

Источник: https://zdorovi.net/bolezni/apraksija.html

Апраксия

Апраксия — заболевание, характеризующееся нарушением выполнения сложных целенаправленных действий, которые человек имеет возможность и желание выполнять. Проблема не связана с мышечной слабостью или расстройством координации движений, а возникает на практическом этапе.

Онлайн консультация по заболеванию «Апраксия».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Психолог.

Болезнь развивается при поражении коры или доли головного мозга. Причины могут быть самыми разнообразными, начиная от неправильного лечения черепно-мозговых травм и заканчивая новообразованиями головного мозга.

Довольно часто клинические признаки на протяжении длительного времени не беспокоят человека, поэтому патология выявляется случайно. Тем не менее, к симптомам стоит отнести трудности в выполнении простейших движений или их последовательности, например, человек испытывает затруднение при одевании или в попытках открыть глаза.

Диагностика основывается на тщательном неврологическом осмотре и результатах инструментальных обследований. Могут потребоваться консультации других клиницистов.

Лечение направлено на устранение базового заболевания, может выполняться как консервативным, так и хирургическим способами. Однако лечения, направленного на устранение такого заболевания, как конструктивная апраксия (и других форм) в настоящее время не существует.

Апраксия — это нарушение процесса выполнения каких-либо движений или жестов, хотя человек физически способен их сделать. Основная причина возникновения аномалии связана с поражением больших полушарий головного мозга и проводящих путей мозолистого тела.

К подобным нарушениям могут привести следующие предрасполагающие факторы:

  • перенесенный ранее инсульт;
  • формирование злокачественных или доброкачественных новообразований в мозге;
  • болезнь Альцгеймера;
  • лобно-височная деменция;
  • кортикобазальная ганглиозная дегенерация;
  • болезнь Хантингтона;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение процесса кровообращения в головном мозге хронического характера, что нередко переходит в слабоумие;
  • полное отсутствие или неадекватное лечение воспалительного поражения мозга (энцефалита);
  • болезнь Паркинсона.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте, дети — не исключение. У детей патологию часто провоцируют такие факторы:

Заболевание никогда не возникает самостоятельно, а всегда развивается в результате того или иного патологического процесса.

Опираясь на особенности проявления, клиницисты выделяют такие виды апраксий:

  1. Амнестическая. Развивается нарушение способности осуществлять последовательные действия по просьбе врача. Пациент попросту забывает, что должен выполнить за предыдущим движением.
  2. Идеаторная апраксия. Человек может выполнять любые движения в отдельности, но испытывает проблемы, когда необходимо выполнить их в определенной последовательности.
  3. Конструктивная апраксия. Отмечается нарушение способности составить целый предмет из составных частей.

В зависимости от локализации поражения головного мозга неврологами принято выделять такие формы апраксии:

  1. Моторная апраксия. Человек не может произвести последовательный ряд действий, несмотря на желание.
  2. Идеомоторная апраксия. Выражается нарушением приобретенных навыков. Больной не способен воспроизводить сложные движения.
  3. Лобная апраксия. Характеризуется отсутствием способности пациента к программированию и координированию последовательных движений.
  4. Кортикальная. Выражается на основании стойкого патологического изменения моторной коры головного мозга на поврежденной стороне. Наиболее часто диагностируют левостороннюю форму.
  5. Билатеральная. Формируется на фоне поражения мозолистого тела. Такой вид болезни носит только двусторонний характер, приводит к нарушению процесса взаимодействия двух полушарий мозга.

Моторная апраксия имеет собственную классификацию:

  • идеокинетическая — пострадавший выполняет случайные действия, но не может осуществить целенаправленные движения;
  • мелокинетическая — происходит искажение той или иной манипуляции.

По типу снижения памяти, умственной деятельности и других когнитивных расстройств выделяют такие варианты:

  1. Пространственная апраксия. Человек ощущает состояние, отличное от реальности. Пациент не понимает разницы между выполнением действий при открытых и закрытых глазах. Самая распространенная форма.
  2. Оральная апраксия. Отмечается утрата способности к реализации речевой функции. Второе название болезни — апраксия речи.
  3. Эфферентная апраксия. Когда пациент может выполнить знакомые движения, но не в состоянии повторить то, что делают другие люди.
  4. Артикуляционная апраксия. Считается наиболее сложной формой болезни, поскольку человек не может членораздельно разговаривать. Не наблюдается парезов или параличей артикуляционных органов.
  5. Кинетическая апраксия.
  6. Кинестетическая апраксия. Обуславливается поиском нужных движений, что отмечается при нарушении их произвольного действия.
  7. Акинестическая. Отмечается отсутствие достаточных побуждений к выполнению какой-либо манипуляции.
  8. Регуляторная апраксия.

Специфичные типы подразумевают существование следующих видов апраксии:

  • апраксия ходьбы — развиваются сложности с передвижением при сохранности мышечной силы в нижних конечностях;
  • апраксия одевания;
  • апраксия руки (синдром чужой руки) — проблема может быть как односторонней, так и двусторонней, заключается в том, что верхние конечности не подчиняются желаниям человека;
  • апраксия век — пациент испытывает трудности с открыванием глаз;
  • апраксия взора — отличается невозможностью двигать глазами или фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени.

Последние две формы объединены в один вид — окуломоторная апраксия.

Локализация поражений при различных типах апраксии

Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.

Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:

  • сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
  • трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
  • скованность двигательных операций;
  • ходьба мелкими шажками;
  • затруднение процесса одевания;
  • невнятность речи;
  • отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
  • нарушение временной и пространственной ориентировки;
  • проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
  • невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
  • устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.

Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:

При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.

Клинические проявления заболевания довольно специфичны, поэтому правильный диагноз ставят во время первого посещения врача. Чтобы дифференцировать вид болезни, могут потребоваться дополнительные обследования.

Прежде всего клиницисту следует самостоятельно выполнить ряд мероприятий:

  • изучение истории болезни — для поиска провоцирующего фактора, обладающего патологической основой;
  • сбор и анализ анамнеза жизни;
  • тщательный неврологический осмотр;
  • оценка осуществления пациентом простейших движений, в том числе двигательной функции нижних и верхних конечностей, глаз и век;
  • детальный опрос — полученная информация даст возможность выяснить первое время возникновения и степень выраженности симптоматики, что нужно для представления врачом полной клинической картины.

Среди инструментальных процедур стоит выделить:

  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ головного мозга.

Лабораторные исследования не обладают диагностической ценностью.

Чтобы окончательно поставить диагноз «кинетическая апраксия» (или любую другую форму болезни), могут потребоваться консультации таких специалистов:

  • нейропсихолог;
  • психолог;
  • офтальмолог;
  • логопед;
  • нейрохирург.

Апраксия: а — складывание из спичек фигур по образцу (слева — образец, справа —выполнение);
б — нарисованные больным конус, цилиндр и пятиугольник.

В настоящее время не разработано методов, специально направленных на лечение такой болезни, как глазодвигательная апраксия или любой иной разновидности патологии. Терапия делает ударение на устранение этиологического фактора консервативным или операбельным путями.

Часто пациентам предписывают прием таких лекарств:

  • ноотропные средства;
  • антиагреганты;
  • таблетки для улучшения мозгового кровотока;
  • антихолинэстеразные вещества;
  • препараты, направленные на нормализацию кровяного тонуса.

Индивидуально составленная терапия в обязательном порядке должна включать:

  • лечебный массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • трудотерапию;
  • работу с психологом;
  • занятия с логопедом — показаны пациентам, у которых была диагностирована речевая форма болезни;
  • курс ЛФК.

Пациенты с подобным диагнозом нуждаются в постоянном уходе и присмотре.

Предупредить развитие такой патологии, как кинетическая апраксия (и других типов заболевания), можно только при помощи общих рекомендаций. Это обусловлено тем, что в настоящее время не существует специфических профилактических мероприятий.

Уменьшить риск развития патологии поможет соблюдение таких правил:

  • полный отказ от пагубных пристрастий;
  • регулярные занятия спортом и пешие прогулки на свежем воздухе;
  • нормализация режима питания;
  • профилактический массаж конечностей, который можно проводить в домашних условиях;
  • контроль над показателями кровяного тонуса;
  • избегание черепно-мозговых травм;
  • проведение регулярных обследований в медицинском учреждении.

Апраксия и агнозия не угрожают жизни пациентов, однако исход расстройства зависит от степени тяжести болезни, ее разновидности и возраста человека.

При отсутствии лечения могут развиться осложнения: невозможность самообслуживания, инвалидность, нарушение социальной и трудовой адаптации.

Источник: https://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/2839-apraksiya

Апраксия и диспраксия

Апраксия

Апраксия (лат. apraxia — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Апраксии могут 
носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться 
для одной половины тела, одной 
конечности, мускулатуры лица (оральная апраксия), при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.

Апраксии классифицируют как по локализации поражений 
головного мозга, так и по симптоматическому 
проявлению; комплекс симптомов зависит 
от функциональности поражённого участка 
мозга.

Апраксии 
по локализации патологического 
процесса в головном мозге

  • апраксия лобная (a. frontalis) — апраксия при поражении коры префронтальной области полушарий большого мозга, проявляющаяся нарушением программирования сложных, последовательно протекающих двигательных актов.
  • апраксия моторная (a. motoria) — апраксия, при которой больной способен наметить план последовательности действий, необходимых для выполнения сложного двигательного акта, но не может его осуществить.
  • апраксия премоторная (a. praemotoria; син. динамическая) — апраксия обусловленная дезавтоматизацией двигательных актов и их патологической инертностью; характеризуется нарушением навыков, необходимых для превращения отдельных движений в более сложные; наблюдается при поражении премоторной области коры большого мозга. Возникает при поражении 6-го цитоархитектонического поля Бродмана.
  • апраксия кортикальная (a. corticalis) — апраксия возникающая при поражении коры доминантного полушария большого мозга.
  • апраксия билатеральная (a. bilateralis)- двусторонняя апраксия, возникающая при патологических очагах в нижней теменной доле доминантного полушария большого мозга.
Читайте также:  Средство от депрессии по курпатову: читать онлайн серию лучших книг по психотерапии

Апраксии 
по типам когнитивных 
расстройств и 
навыков

  • апраксия акинетическая (a. akinetica; син. Апраксия психомоторная) — расстройство обусловленное недостатком побуждения к движениям.
  • апраксия амнестическая (a. amnestica)- расстройство проявляющееся нарушением произвольных действий при сохранении подражательных.
  • апраксия идеаторная (a. ideatoria; греч. idea идея, образ; син.: Бонгеффера ассоциативная апраксия, Маркузе апраксия, Пика идеаторная апраксия) апраксия, характеризующаяся невозможностью наметить план последовательных действий, необходимых для выполнения сложного двигательного акта.
  • апраксия идеокинетическая (a. ideokinetica; греч. idea идея, образ + kinetikos относящийся к движению) апраксия, обусловленная утратой способности к целенаправленному выполнению простых действий, составляющих сложный двигательный акт, при сохранении возможности их случайного выполнения.
  • апраксия кинестетическая (a. kinaesthetica; син. А. афферентная) — апраксия обусловленная нарушением произвольных движений в результате расстройств кинестетической афферентации и характеризующаяся поиском нужных движений; наблюдается при поражении коры постцентральной области доминантного полушария большого мозга.
  • апраксия конструктивная (a. constructiva) — апраксия проявляющаяся невозможностью составления целого предмета из его частей.
  • апраксия одевания  — апраксия, проявляющаяся затруднением одевания; наблюдается при поражении париетоокципитальной области коры большого мозга, чаще правого полушария.
  • апраксия оральная (a. oralis) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.
  • апраксия пространственная — апраксия, проявляющаяся нарушением ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении «правое — левое».
  • апраксия ходьбы -апраксия, характеризующаяся нарушением ходьбы при отсутствии двигательных, проприоцептивных, вестибулярных расстройств и атаксии; наблюдается при поражении коры лобных долей большого мозга.

Литература

  • Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихиологию. — Л.: «Медицина», 1973.

      
      
    

  • Идеомоторная апраксия — нарушение движения или действия, выполняемого по словесной просьбе врача, в то время как аналогичное действие в повседневной жизни (например, при пользовании каким-либо предметом) не нарушено.
  • Типичными заданиями для выявления данного вида апраксии служат команды «пожать руку», «причесаться», «почистить зубы», «забить гвоздь», «ударить ногой по мячу», «загасить сигарету».
  • Наиболее чувствительным признаком идеомоторной апраксии является имитация какого-либо предмета частью тела, например, рука — в качестве расчески, палец — в качестве зубной щетки и т.д.
  • Идеомоторная апраксия не имеет для пациента функционального значения. Она указывает на локализацию поражения в левом полушарии, в большинстве случаев поверхностную (чаше всего в лобных, теменных отделах или в области дугообразного пучка), реже — более глубокую (в базальных ганглиях, таламусе, внутренней капсуле). При поражении мозолистого тела может развиваться апраксия только в левых конечностях. Идеомоторная Шпраксия, как правило, сопровождается афазией.

 

  • Буккофациальная, оральная апраксия
  • Речь идет об идеомоторной апраксии в области мышц языка и лица.  
    Типичными примерами заданий для ее выявления служат команды «покашлять», «посвистеть», «задуть свечу», «курить сигарету», «причмокнуть губами», «облизать губы».
  • Буккофациальная апраксия нередко сопровождается афазией Брока и способствует нарушению речи. Сочетание буккофациальной апраксии с афемией (нарушение способности к устной речи при сохранности письменной) и центральным парезом мышц лица, губ, языка и глотки (так называемый фацио-букко-лингво-фаринго-ларингеальный парез) обозначается как передний (лобный) оперкулярный синдром. Для него характерна диссоциация между нарушенными произвольными и сохранными непроизвольными/эмоциональными движениями мимических мышц. Нарушение может долго сохраняться при двустороннем поражении покрышки (синдром Фуа— Шавани—Мари).
  • Буккофациальная апраксия наблюдается при поражениях лобных отделов покрышки и нижней части прецентральной извилины (в том числе при инсультах).
  • Идеаторная апраксия Липманна
  • Данный  вид апраксии представляет собой нарушение пользования какими-либо предметами, прежде всего при последовательных действиях. Характерным примером служит невозможность выполнения пациентом команд: «сложить лист бумаги и положить в папку», «положить письмо в конверт и приклеить марку», «открыть тюбик с зубной пастой, достать зубную щетку из футляра, выжать пасту на щетку». Идеаторная апраксия имеет для пациента функциональное значение, но не имеет топографической локализации. Она часто сопровождается другими когнитивными нарушениями, в том числе и демениией.
  • Кинетическая апраксия конечности (по Клейсту — пальпаторная апраксия, пальпаторный паралич): неловкость в руке при тонких движениях (пересчитывание монет, застегивание и расстегивание пуговиц), которая не может быть объяснена парезом, атаксией или нарушением чувствительности. Этот вид апраксии наблюдается прежде всего при поражении теменной доли (в том числе при инсульте и кортикобазальной дегенерации).
  • Апраксия одевания: затруднение одевания, развивающееся при расстройстве функции правой теменной области.  
    Апраксия ходьбы («магнитная» апраксия, «паркинсонизм нижней части тела»): при поражении лобной доли развивается нарушение инициации ходьбы и неуверенная, замедленная ходьба мелкими шажками, с «прилипанием» стоп к полу. При клиническом исследовании у таких пациентов выявляют также оживление сухожильных рефлексов, повышение мышечного тонуса и противодействия, идеомоторную апраксию или атаксию нижних конечностей и так называемые лобные знаки (хватательный рефлекс, ладонно-подбородочный рефлекс, повышение периоральных рефлексов, фациляторная паратония и т.д.).
  • Нередко у них наблюдаются также психомоторная заторможенность, депрессивное настроение и нарушения мочеиспускания. К этиологическим причинам относятся гидроцефалия, сосудистая энцефалопатия, опухоль лобных отделов (см. также ниже).
  • Апраксия век: нарушение способности открывать или закрывать глаза в отсутствие значимого сокращения круговой мышцы глаза (блефароспазма) или поражения лицевого нерва. Апраксия открывания глаз развивается, как правило, при инсульте в правом полушарии (в том числе лобной доле), а также при нейродегенеративных заболеваниях (например, прогрессирующем надъядерном параличе или болезни Паркинсона). Апраксия закрывания глаз также наиболее часто развивается при правополушарных процессах. У таких больных иногда нарушения более выражены на одном глазу (при просьбе держать глаза закрытыми они сначала закрывают один глаз).

 
 
Диспраксия (апраксия) — своеобразные двигательные расстройства, при которых нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений.

 
Многие здоровые дети проходят через стадию неуклюжести, но большинство перерастают ее. У детей с диспраксией тенденция к неловкости сохраняется и приносит неудачи в каждодневной жизни.

 
У большинства детей, страдающих диспраксией, возникают проблемы поведения 
Диспраксия выявляется примерно у одного ребенка из двадцати, в большинстве случаев у мальчиков.

Важно

 
Диспраксия может носить другие названия: синдром неуклюжего ребенка, расстройство координации, минимальная дисфункция мозга (МДМ), трудности двигательных реакций 
Своевременная диагностика этого состояния очень важна, чтобы снизить вероятность проблем в поведении или образовании 
 

ПРИЧИНЫ ДИСПРАКСИИ: 

 
Причины диспраксии неизвестны, но исследования выявили, что она может быть вызвана неполным развитием нейронов в мозге, а не его повреждением. Это происходит от неспособности нейронов сформировать точный путь для передачи импульса в двигательный аппарат; некоторые родители детей с диспраксией имеют похожие проблемы, что подсказывает наличие возможной генетической связи. 
 

КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ДИСПРАКСИЕЙ: 

 
Над неловкостью и неуклюжестью детей могут смеяться сверстники, и, если диспраксия не выявлена, а просто принимается за недостаток физического развития, эти дети не могут достичь развития своего потенциала. Они могут быть пассивными и отказываться от участия в подвижных играх; расстроенными, потому что им трудно даются новые навыки; пугливыми, застенчивыми, тревожными, упрямыми, нежелающими вступать в контакт. 
Дети, страдающие диспраксией, обладают повышенной утомляемостью, потому что применяют большие усилия для выполнения повседневных задач. 
 

СИМПТОМЫ ДИСПРАКСИИ: 

 
Симптомы диспраксии могут быть разными. Внимательно присмотритесь к своему ребенку, чтобы выявить у него некоторые из нижеперечисленных симптомов. 
• Задержка физического развития. 
• Плохая осанка. 
• Медленно учится одеваться и самостоятельно кушать. 
• Неловок в выполнении любых действий. 
• Не сразу решает, в какой руке держать ложку, карандаш, игрушку. 
• Неаккуратен во время еды. 
• Чувствителен к прикосновениям. 
• Часто спотыкается при ходьбе и падает на ровном месте. 
• У него плохая память, он не помнит, что учил вчера. 
• Не может прыгать, скакать, ездить на велосипеде. 
• Не может играть в мяч, так как не способен его поймать и бросить. 
• Имеет трудности в чтении и письме, плохо рисует. 
• Неправильно отвечает на простые вопросы, хотя знает правильный ответ. 
• Нет чувства направления движения. 
 

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ: 

 
• Поощряйте ребенка заниматься тем, что помогает ему приобрести нужные навыки. 
• Выбирайте такие занятия, которые нравятся вашему ребенку, постепенно усложняйте задания. 
• Ставьте перед ним ясные цели и объясняйте, как их достичь. 
• Выполняйте определенные действия и предлагайте ребенку повторить их. 
• Не заставляйте его выполнять конкретные задания, лучше спросите, что бы он хотел сделать сам. 
• Чаще общайтесь с воспитателем своего ребенка. 
• Хвалите его за любые попытки, которые он предпринимает, независимо от результата. 
• Фиксируйте его внимание на выполненных делах, не напоминайте о неудачах. 
• Всегда соблюдайте режим дня. 
• Давайте ребенку достаточно времени для завершения его работы и будьте терпеливы. 
 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ: 

 
Если врач подозревает у ребенка диспраксию, он может направить на обследование для уточнения диагноза и выяснения причин. Рекомендации будут зависеть от того, какие функции больше страдают в результате заболевания. 
 

Речь: нарушение артикуляции связано с патологией речедвигательного аппарата. Логопед поможет предотвратить задержку или ухудшение речи.  

 

Движения: специалист поможет вашему ребенку развить навыки, которые будут способствовать его обучению. Разные врачи используют разные стратегии, но часто они разбивают обучение какому-либо движению на мелкие шаги. Каждое такое мини-движение разучивается отдельно, а затем они объединяются вместе в единое движение. 

 

Мышление: детский психолог поможет ребенку организовать, систематизировать его мышление. Психолог также может заставить ребенка обрести уверенность и уважение к себе. 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ: 

 
Не существует лекарства от диспраксии, но чем раньше ребенок получит квалифицированную помощь, тем выше шансы на успех. 
Многие навыки, вполне естественные для здоровых, являются сложными для детей, страдающих диспраксией, поэтому необходимо обучать их этим действиям. Трудности с двигательными актами будут уменьшаться по мере взросления ребенка. Активное поощрение ребенка к выполнению определенных действий является необходимым этапом воспитания, помогающим ему овладеть новыми навыками. Когда очередной навык освоен, потребность в активном поощрении отпадает, а влияние диспраксии уменьшается. 

Объем помощи со стороны взрослых зависит от трудности задачи и от темперамента вашего ребенка.

   

Признаки 
и симптомы диспраксии
 

Очень раннее детство. 
Проходит больше времени перед тем, как ребенок начинает:  
• сидеть; 
• ползать (некоторые никогда не могут этому научиться); 
• ходить; 
• говорить; 
• стоять; 
• ходить на горшок; 
• запоминать слова. 
 Раннее детство.

 
В раннем детстве могут возникнуть следующие трудности:  
• проблемы выполнения точных движений, таких как завязывание шнурков, нажатие кнопок, использование столовых приборов; 
• у многих возникают трудности с одеванием; 
• проблемы выполнения движения при игре на детской площадке, например, таких как прыжки, ловля мяча, удар ногой по мячу; 
• проблемы с выполнением точных движений, таких как использование ножниц, рисование красками, перемещение мелких предметов, играя в мозаику; 
• проблемы обработки мыслей; 
• трудности с концентрацией (детям с диспраксией обычно трудно сохранять сосредоточенность на чем-то одном долгое время); 
• для такого ребенка указанные действия выполнять тяжелее чем другим детям, участвующих в играх на детской площадке; 
• ребенок волнуется больше чем другие дети; 
• некоторые испытывают трудности с подъемом и спусканием с лестницы; 
• более высокая тенденция уронить вещь; 
• трудности в изучении новых навыков – в то время как другие дети делают это автоматически. В таких случаях поддержка и практика имеют большое значение. 

• написание изложений может быть намного более трудным для ребенка с диспраксией, как если бы он переписывал текст, например, с доски.

 
 Дошкольный возраст.

 
• трудно сохранить друзей; 
• необычное, отличное от других, поведение; 
• нерешительность, заторможенность; 
• со временем многие из упомянутых выше симптомов не исчезают, они лишь могут уменьшится в небольшой степени; 
• попытки избежать спортивных состязаний; 
• математика и письмо являются трудными предметами; 
• тратит продолжительное время на записи; 
• не помнит просьбы; 

• плохо организован.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/apraksiya-i-dispraksiya/36730-114147-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector